|
НА ВОЛЮ СЛУЧАЯ
Планы на отпуск катастрофически рушились. Задуманная внедорожная экспедиция по сопредельным азиатским государствам: Казахстану и Киргизии тухла, не успев начаться. Участники по очереди «отваливались» с различными уважительными причинами, ну а мы начинали осознавать, что нужно срочно искать что-то взамен. Нет, конечно, можно было и «дёрнуться» одним. Но жена (Оля) решила, что это опасно; сын (Никита) — что одним скучно. Ну а мне (Олегу) пришлось родить определение «нецелесообразно».
Практически каждый год мы семьёй гоняем куда-нибудь на авто в отпуск. И отделаться от такой традиции (или привычки) — ой, как не просто. Поэтому, потеряв проработанный план, решили собираться в любом случае, а куда — судьба распорядится…
АЛТАЙ
«Первый звоночек» направил нас на Алтай. Компания, где я работаю, имеет свою турбазу в Горном Алтае (пос. Аскат). Не просто турбазу — а международный центр цигун. Весь тёплый период на ней проводятся обучающие занятия Тайцзицюань для «продвинутых пользователей» и «чайников». Занятия ведут китайские профессора с Тяньцзиньского университета Традиционной китайской медицины (КНР).
Турбаза «Лузарина».
Цигуном я, конечно, занимался и до этого, но вот на нашей турбазе так ещё и не был. А тут вдруг предложили путёвки — на меня и на семью по льготной цене. Мы подумали дома: «Почему бы и нет?» Ну и поехали! Пока на 12 дней, а дальше — видно будет!
Горный Алтай зацепили чуть-чуть, до Чемала. Оля увидела его впервые (в Новосибе живём недавно), ещё и после наводнения. Постоянно сравнивала с Прибайкальем. Часто не в пользу Алтая. Леса, горы — да, красиво. Но плотность маленьких турбаз! Заборов и запретов для проезда. И мутная вода Катуни. А где в Прибайкалье мутная вода? Хотя, например, на Ольхоне сейчас отдыхающих больше, чем деревьев, но родина всё равно милее…
Смытый мост в Чемале:
Турбаза запомнилась напряжёнными ежедневными пятичасовыми занятиями по изучению комплекса Тайцзи 42 формы, большими порциями отличной домашней еды, которую оставить жалко, а всё съесть сложно, да чрезвычайно неустойчивой погодой. Если светило солнце — то до расплавления мозга, если шёл дождь — то водопадом и с десятками молний. Причём всё могло происходить в один день. Причём дважды или трижды!
Дождь.
Река Аскатка.
Кроме этого к расписанию я и Никита прибавляли каждодневные двухчасовые прогулки на велосипеде, с которых иногда выплывали с потоками дождя; а Оля — солнечные ванны на берегу Катуни. По вечерам — телевизор, баня с бассейном и милые прогулки к лесному источнику совместно с местными оводами.
Выходной день в занятиях выдался лишь однажды. Машина была под боком, поэтому максимально плотный график местных достопримечательностей оказался освоен на ура.
Сад пионов. Впечатление такое: начинание хорошее, но, похоже, пострадали от наводнения. А ещё видно, что не хватает средств для осуществления всего задуманного. Недостроенные домики, продажа горшочных растений, домашние животные…
Тимон,— пионы съел видно Он!
Чемальская ГЭС (N 51.23,404 E 085.59,904).
Первая ГЭС на Алтае, построенная в начале 30-х годов прошлого века.
Отдав 100 руб. за стоянку машины, через несколько метров упёрлись в новый кордон с мздоимцем, который требовал подобную сумму уже с каждого, желающего приблизиться к плотине. Вот бизнес — только мечтать о таком приходится! Такое впечатление, что они построили Чемальскую ГЭС и теперь продают право смотреть на неё!
Иоанно-Богословский скит на острове Патмос. Копия храма (N 51.23,874 E 086.0,100).
Остров Патмос, наоборот, открыт для всех страждущих прикоснуться к святому. Плотная очередь туристов пульсирующими группами выплёскивается на высоченный шатающийся подвесной мостик. Полагаю, что некоторые приезжают сюда, чтобы пройтись по нему над обрывом.
Зубы дракона. (N 51.28,512 E 085.59,170)
Живописные камни на середине Катуни. Рядом разрушенный стихией мостик. (А у нас в офисе висит картина этого места ещё с мостиком).
Тал(в)динские пещеры. (N 51.46,595 E 085.43,878)
Из тридцати пещер комплекса используют в полной мере лишь одну — Большую Талдинскую. Каждые 15 минут в неизвестность уходят группы с экскурсоводом, причём некоторым туристам из этих групп опасно ходить даже по пляжу. Ползут они на гору к карстовой арке в сланцах, с маленькими детьми, или в беременном состоянии с большими пузяками. Но охота — хуже неволи, поэтому пробираются на корточках в пещере, охая и ахая.
А экскурсоводы тем временем «заливают» легенды про девичьи слёзы духов пещеры, про неверных жён, что когда-то здесь бросали со скалы, про сибирского таёжного дракона, что сжирал влюблённых. И прочую туристическую чушь. Наверное, единственно реальной историей была стоянка первобытного человека. Примерив её на себе, полезли дальше.
Рыночек у источника Аржан-Суу.
Сувениров масса. Но хозяев, наверное, не много. Товары повторяются, а продавцы не торгуются. Вообще! После поездки в Китай, где на рынках можно снизить цену до десяти (!) раз, это удивляет.
Туркомплекс «Бирюзовая Катунь» на левом берегу Катуни. (N 51.47,374 E 085.44,323)
Достаточно приятное и благоустроенное место. Искусственное озеро с пляжем, различные аттракционы, кафешки, домики.
Случайно время нашего пребывания на турбазе в посёлке Аскат совпало с Фестивалем электронной музыки «Sunvibes-2014», что проходил совсем рядом (12 км) с нами — около туркомплекса «Рублёвка» 10-12 июля (N 51.28,730 E 085.58,948).
Конечно, мы не упустили случая заглянуть и туда. На танцпол не пошли (возраст уже не тот), а с крыши «Патрика» полночи музычку с удовольствием слушали. Приезжий народ на третьи сутки заметно подустал. На площадке тусовались лишь самые крепкие, остальные же «добивали» время компаниями у своих палаток.
На второй неделе пребывания на Алтае плотность дождевого потока существенно выросла, а температура воздуха уменьшилась. Настало время принимать решение о дальнейшем направлении движения. Созрели два варианта: 1) дальше на Алтай — в долину реки Чулышман. Или 2) на внедорожный фестиваль на юг Красноярского края. Прогноз погоды в интернете неоднозначно указывал на Фест. Там обещали быть теплу и «суху». Да и регистрацию, на всякий случай, мы сделали на него ещё до отъезда из Новосибирска.
Ладно, Алтай, пока — до следующей встречи, едем в Хакасию!
ДОРОГА
Видно про озеро Ая (N 51.54,280 E 085.51,239) из интернета не всё понял. Подъехать и встать на машине туда оказалось невозможно. Только подойти через плотный лес турбаз. Убедиться, что народу много, специально оставаться ночевать — смысла особого нет, да ехать дальше.
Ночевали на достаточно милом озерке с неизвестным для меня названием. Заметили в навигаторе, съехали вниз с дороги. Накупались. С озера, вернее с пруда, вытекает через плотину ручей, который падает вниз водопадом — метра 4 в высоту. Озеро с водопадом N 53.11,128 E 086.24,946.
Одна из «приколок этого сезона» — была откровенная шутка навигатора с «Навител». С Чемала, мы, как нормальные обыватели, планировали ехать до Абакана через Кемерово. Кто спорит? Километраж при этом выходил 1270 км. Но, забив конечный пункт в навигатор с радостью узнал, что тот мне нашёл короткий путь — в 2 раза меньше, про который я даже и не знал раньше. Не знали о нём и все автомобилисты на турбазе. Ну и ладно! Слишком хороший вариант, чтобы не поверить.
Сворот на Шерегеш.
Поэтому мы по Горной Шории — в Шерегеш! Ищем трассу на Абакан. Или что-то типа того. Но, оказывается ни трассы, ни её типа — нет. Откуда электронная коробочка её только взяла? Местные говорят, что, конечно, можно и поехать, но лучше группой, и на гусеницах. Жаль! А всего-то оставалось 350 км!
(Позже я узнал, что есть несколько таёжных проходов через Междуреченск, Таштагол. Конечно, не для «пузотёрок» и, желательно, не в одиночку).
Шория, так Шория. Проехались не зря. Места просто потрясающие! Ловлю себя на мысли, что хотел бы здесь жить. Так, например, городок Мундыбаш: река, горы, тайга, воздух! И тут же — отличная трасса, железная дорога. Что ещё нужно? Ну да, деньги, работа… Про это — не знаю, как тут… Но, всё равно — здорово!
Чтобы память о крае закрепилась — ночевали у местной природной жемчужины «Голубых озёр» (N 53.6,433 E 087.17,821). Было воскресенье. По отъезжающему люду понятно насколько место популярно. Сине-зелёная вода, обнесённая горами с лесом, небольшой пятачок для стоянки машин и домики турбаз. Самое приятное, конечно, вода. Тёплая, с каким-то особым минеральным запахом. Накупались всласть. А из минусов — издержки плотного заселения туристов.
Далее был стремительный пробег по магистрали с зелёными знаками до Кемерово через Новокузнецк и Ленинск-Кузнецкий (есть в Сибири и такие дороги! Одно не понятно, — сколько десятков километров нужно проехать по огороженной трассе, если вздумаешь развернуться?!). Затем встреча с родственниками и продолжение пути по маршруту: Кемерово — Верх-Чебула — Тисуль — Дубинино — Шарыпово — Ужур — Шира. Т. е. до Хакасии.
Перед очередной ночёвкой «добрался» до нас дождь. То затихая, то выливая тонны воды на бедных путников, сопровождал нас несколько часов. Машинки по трассе плелись (плыли) гуськом, не рискуя обгонять. Доехав до озера Белё, сквозь дождь разглядели, где и как парковаться. Особо выбирать не пришлось. Берег практически весь голый, без леса, обнесённый заборами, рвами. Нет не для укрепления национальной безопасности, а для культурного отдыха туристов. Заплатил — заехал на какой-нибудь участок. Тебе за это — земельный надел, право на «толчёк» и вывоз мусора. Всё остальное: катания на лодках, лыжах, мотодельтапланах, ослах, конях, мотиках — за дополнительную плату. Причём, далеко не символическую.
Если жарко, то не плохо. Аналог маленького моря. Чуть солёная вода, волны, крупный песок. А если ветер и дождь — грустно. Нет, неправильно, не грустно, а суетно. Грустить некогда: приходится спасать палатки от порывов степного ветра. Деревьев же нет. Зато в это время озеро действительно превращается в море — вода мутнеет, прибой с шумом бьёт о берег. Озеро Белё (N 54.37,005 E 090.08,441).
Рядом ещё большие озёра, в том числе и Шира. Но, уже некогда — прём на Фестиваль!
ФЕСТИВАЛЬ
Базовый лагерь (БЛ) Фестиваля N 53.17,626 E 092.25,200. Сайт фестиваля www.off-road-fest.ru
Такие мероприятия вызывают особые чувства. Нет, эпитет «круто» здесь не особо приемлем. Скорее душевно, легко, спокойно (одновременно и «драйвово»), весело, интересно!
Собрались ребята из многих городов, порой достаточно далёких (Москва, города Казахстана), которые ехали в сибирскую глубинку именно на этот Фестиваль. И не зря!
Орги пахали добросовестно. Конечно, чувствовалось, что бюджета не хватает, не хватало порой и рабочих рук — выручали участники. Но дорогостоящих шоу от них никто и не ждал. Праздник создавали сами.
Прежде всего — внедорожные экскурсии по достопримечательностям края. Ежедневно утром с базового лагеря уходили колонны машин по маршрутам в Каменный город, на висячий камень, по природному парку Ергаки, в Тыву к золоту скифов — на раскопки. Возвращались поздно вечером, возбуждённые и переполненные эмоциями от увиденного.
На одну экскурсию скатались и мы (потом пожалел, что только на одну!). Маршрут предстоял такой: БЛ — Шушенское (музей) — берег Енисея — Саяно-Шушенская ГЭС — обзорная гора — небольшая база с «древним» кораблём — ещё одна гора Гладенькая (не успели) — рыбзавод — БЛ. В сумме километров 270.
Пос. Шушенское. В деревню, к Ленину, я дано хотел съездить. Не знаю почему, наверное, сказалась школьная программа, вложенная в мозг в Советском детстве. Думал, стоит одинокий домик… А был приятно удивлён. Целый комплекс: восстановленная деревня, из домов с возрастом до двухсот лет. Не просто деревня — с экспонатами: две усадьбы, где жил Ильич, дома зажиточных и бедняков, ремесленников, казённый дом с судом и тюрьмой, винная лавка, магазин, «общежитие» и много что ещё. Часа два бродили с экскурсоводом. Нечто подобное я видел только в Тальцах, у Байкала.
Из экскурсии понял — довольно уютно Ленин жил. Приятные комнаты, дворы, бани, походы на охоту. Никита тут же купил значок с Вождём. Революционеры во все времена вызывают восхищение!
Тюремная камера (но не Ленинская).
А это — комната Ильича. Разница ощутимая…
Саяно-Шушенская ГЭС просто ошарашила! Вначале проехали небольшую Майнскую ГЭС (мощность в 20 раз меньше Саяно-Шушенской), а затем, между отвесных скал открылась рукотворная скала. И восклик «Ох, нифига себе!» был самым мягким выражением.
Майнская ГЭС.
Саяно-Шушенская ГЭС. Разница, опять же, ощутимая…
Плотина — 245 метров — одна из высочайших в мире, самая высокая и мощная в России. В 2009 году там произошла авария, унёсшая 75 жизней, о чём напоминают часовни на берегу Енисея.
Близко не пустили. Смотровая площадка километра два до плотины. Конечно, жаль, но такие уж времена. Безопасность нужно бдеть.
Береговой водосливный канал 100 м в ширину, 700 м в длину.
Обзорная гора оказалась единственным трофийным участком данной автоэкскурсии. Отворот на неё примерно в двенадцати километрах от официальной площадки. Несколько км не представляли никакого труда — камушки, небольшой подъём, пара бродов через ручей. Но конечные 2 км на горку — это что-то. Народ тормознул, вышел из машин и принялся оценивать угол подъёма (местами до 45 градусов, не меньше!). Я думаю, так бы и стояли все, пока самый горячий на двухместном «Сузуки» не «ринулся в бой». И живенько так, заскочил! Ну тогда и началась «битва титанов».
Дождавшись сигнала по рации, уверенные в себе и своей машине, джиперы, шли на взлёт. Жёны их, словно подруги декабристов, цеплялись за все выпуклости салона, закрывали глаза и молились… Один за другим заползли: «Гелик», «Делика», «Террано», «Хаммер 3» (но закипел) и один «УАЗ-Патриот». Как потом выяснил, последний был не только с дизелем, а ещё с изменённой раздаткой (понижайка ещё в 2 раза!). Я на своём стоке не рискнул.
Остальные экипажи пёрлись в гору пешком. Но не пожалели. Вид с горы на плотину и водохранилище оказался замечательным.
Рыба. За несколько минут до закрытия, наш табор заскочил в рыбное хозяйство на Енисее за форелью. (N 52.58,083 E 091.29,571) Рыбка, скажу вам, отменная. Совсем не та, что искусственно вырастили и продают в супермаркетах Новосибирска. Что вся одинакова на вкус. Эта форель — жирная, сочная, вкууусная!
Сачком работники вытаскивают её из садка, бросают в ванную. Рыба прыгает. Я попытался схватить, чтобы её оглушить, но оказывается — это дело персонала с кувалдой. Несколько ударов молоточком — и товар готов к употреблению. На весы, пожалуйста! Не особо дешево, но того стоит.
В лагере также было не скучно: отличное, относительно недорогое кафе под крышей, детская площадка; две (!) бесплатные бани на берегу реки; ежевечерние мероприятия: концерты известных бардов, показ джиперских фильмов от клубов.
Кульминацией по зрелищности (особенно для местного населения) были соревнования по джип-спринту около посёлка Нижний Суэтук. По заранее подготовленной и политой пожарками трассе в двух категориях соревновались участника Феста и несколько местных любителей. Праздник «благословил» глава администрации, освещало местное телевидение, да и наши, фестивальные «вертолётчики» активно снимали происходящее действо.
Без поломок, конечно, не обошлось: у «Нивы» оторвался передний кардан, у «Патриота» на кочках развалился мост, «469-й» лишился переднего привода. Но всё это мелочи. Как говорят журналисты, «праздник удался».
На следующий день проводились соревнования «не для публики». Ориентирование командами по 2-3 машины. Не особо сложные участки, но мощный ливень во второй половине дня внёс свою «изюминку». Особенно тем, у кого авто крыши не имело!
Вечером, по прибытию всех экипажей, орги позабавили лагерную публику дополнительными заданиями для водил и штурманов: движение змейкой с привязанной сзади второй машиной, провоз бутылки пива на шнуре между машинами; швыряние Хай-джека на расстояние, катание 38-дюймого колёсика на скорость. Т. е. победили те, которые не совсем устали на первом этапе!
Дожди не забывали нас ни на один день. Но, кратковременные. Но дожди. Поэтому орги пришли к «непопулярному» решению — чуть сократить время фестиваля. И закончили его на день раньше. Для нас это было даже удачей — ведь пора было двигать домой, на работу, но очень хотелось уж дожать до конца.
Заключительная ночь феста прошла под шум дождя и танцевальную музыку. Дискотека продолжалась в любую погоду и плавно перетекла под крышу кафе.
Обратную дорогу многие и не описывают. Наверное, правильно. Возвращающиеся экспедиционеры живут прожитым. И маленько — будущими заботами. Поэтому дорога «проглатывалась» скоростью 110 км/ч (с лифтом машины в 17 см и нагруженным сверху багажником, поверьте, это не мало).
Последняя стоянка этого отпуска пришлась на ещё одно красивое озеро около пос. Листвянка (нет, не на Байкале, а в Кемеровской области (N 55.54,951 E 088.12,454).
«Притянуло» даже не оно, а хорошее придорожное кафе с недорогими и вкусными свежими блинами (приметили его на том пути). Заехали вечером перекусить и тормознули поблизости… А утром вновь заявились, удивив персонал.
Заключение
Сказать, что отпуск прошёл не интересно, нельзя. Увидели много красивого, нового, познакомились и пообщались с хорошими людьми, отдохнули, хотя накатали всего 3600 км. Единственно, что не хватило — это системности. Чтоб как в хорошей повести: начало—повествование—заключение. Чтоб приехать с «чувством выполненного долга». А так получилось вроде несколько интересных, но рассказов. А не повесть.
Чтож, будем на следующий год готовить два плана. На всякий случай. И обязательно вновь на фестиваль — уже на 10-й, юбилейный!
Олег — «Хобой»
Август, 2014 г.