|
Третья мировая война давно идет, но мы этого не замечаем. (хакасский шаман Саи-Даас)
Прошлым летом наш постоянный автор, экстремальный путешественник Андрей Сотников, не найдя средств на скутер-экспедицию, совершил путешествие по южной Сибири со своей семьей. Но если у человека экстрим находится в крови, то он везде проявится. Потому стандартное путешествие автора с женой и двумя маленькими детьми превратилось в душераздирающее испытание (детям и взрослым со слабой психикой читать не рекомендуется).
* * *
В результате месячных скитаний по сибирским просторам на стареньком автомобиле, который был на это время превращен в автодом, мы встретились с хакасским шаманом Саи-Даасом, хранителем пещеры, где исполняются желания; заблудились в саянских горах без палатки и продуктов, где мерзли под огромным валуном, отгоняя всю ночь от костра удивленных медведей; посетили по пути сибирскую шамбалу, или Город солнца, где спасаются от мира последователи Виссариона; а в конце концов мы узнали, отказалось наше правительство окончательно от ленинского курса или нет, а также поняли, почему гибнут будущие русские президенты.
* * *
Да простят меня читатели за очередной неформатный очерк, публикуемый на страницах автомобильного сайта. Автор прекрасно понимает его неуместность, как и понимает, сколько будет вылито грязи на его бедную голову в комментариях — это неизбежное следствие безымянного Интернета. Но автор все равно это делает ради трех-четырех вдумчивых читателей, мнением которых он очень дорожит (шелуха уйдет, а истина останется).
Итак. Не найдя средств на полноценную скутер-экспедицию, я решил совершить первое в истории нашей семьи путешествие. Средством транспорта был избран автомобиль.
(Я много лет путешествую и давно понял, что ни одна экспедиция не сможет осуществиться на средства одного путешественника. Всех моих гонораров хватает только на треть затрат).
Последняя моя скутер-экспедиция по Русскому Северу (смотрите очерк «Путешествие в поисках русской Гипербореи») стала возможна во многом благодаря помощи читателей Drom.ru. В результате был создан очерк и снят часовой фильм «Дневник скутериста или забытые храмы России» для питерского «Первого канала». (Всем спонсорам будущей экспедиции фильм высылается бесплатно. О готовящихся экспедициях автора читайте в конце очерка).
Первоначально я не предполагал писать об этой поездке — просто наговаривал на диктофон дневник путешествия, который должна была обработать жена и что-то написать. Полгода я честно ждал, пока не понял, что каждый должен заниматься своим делом, один — писать, другие — все остальное. Так что не обессудь, жена, пишу все, что думаю.
Все начинается просто. Закупили продукты, взяли палатку, все необходимое для автономной жизни и устроили себе экстремальный отдых с минимальными затратами и максимумом удовольствия, даже не покидая России.
Типичный европеец вкалывает всю жизнь, чтобы в конце концов выйти на пенсию и начать открывать мир. С этой целью он арендует или покупает автодом и едет путешествовать. В нашей, пока еще свободной стране, достаточно взять палатку, любую машинку, чтобы начать свободно странствовать. Мы не Европа, не Америка, у нас еще можно и костры жечь, и палатки ставить, нам для этого совсем не нужно куда-то уезжать. Итак, оседлав японские «Жигули» 91 года постройки, что на языке оригинала означает Nissan Sunny, в начале июля мы поехали из Томска на юг Сибири, который климатически мало чем отличается от Черноморского побережья.
Едем по сибирскому тракту. Остановились в кузбасском селе Постниково молочка прикупить. Так мы познакомились с местным «фермером» Алексеем Н. Судьба типично русская — вышел на пенсию, завел индюшат, да телят, чтоб хоть как-то сводить концы с концами; работают от зари до зари, из всех сил старается вылезти из этой нищеты и всю жизнь находят способы его туда запихивать. Говорит: «Не поверите, полсела за последние годы на кладбище переселилось — вымирает народ поголовно. Мужики, здоровые вроде мужики, до пенсии не доживают. В войну тоже похоронки приходили, но там хоть родину защищали, а тут от безнадежности и бессмысленности мрут как мухи».
А человек замечательный. Одних среда губит, других, напротив, закаляет. Хозяйство у него пусть и небольшое, но крепкое, и все на своем месте и по уму. Если стоит баня, то баня, как крепость, на совесть сделана; если это техника, то вся в порядке, но без документов, будь-то «Москвич» с фургоном или трактор «Беларусь», потому что документы на селе сегодня иметь непозволительная роскошь. Если будете в Постниково, обязательно к нему заезжайте. Спросите, кто тут молочком торгует, вам всяк укажет.
И действительно, кто скажет, что в России не идет невидимая войны, я приведу следующий пример. С 92 года впервые за всю историю России начиная с середины XV в. смертность стала превышать рождаемость. Когда вместо естественного прироста населения началась убыль населения. Или, попросту говоря, вымирание России. А к 1999 г. этот процесс достиг просто военных масштабов, теперь каждый год наша страна теряет по миллиону человек в год. Вы спросите, почему, обратитесь с этим вопросом к самим себе, спросите, сколько у вас детей и все станет ясно. Я тоже с этим вопросом к себе постоянно обращаюсь.
То есть в Россию запущена депопуляция. Если кто-то еще не знает, депопуляция — это освобождение какого-либо места от присутствия народа. («Словарь иностранных слов»). То есть от нас с вами стараются избавляются, как и от всей Святой Руси, которая многим не угодна.
Одна женщина вернулась из Конго, это страна в центральной Африке. Говорит, нищета просто страшная, но в каждой семье минимум 10-13 детей. Конечно, у них большая смертность, но почему мы в своем отношении детям, в своей любви к детям так далеко от них отстали. Ведь еще 100 лет назад и у нас было в семье по десять детей, у моей бабушки было десять детей, и у вашей, наверно. Так что же случилось?
На второй день пути въехали в Хакасию — тут ехать-то, котенку два раза плюнуть. Останавливаемся мы на обед или ночевки теперь только на озерах. Одно плохо, каждое второе озеро соленое, и после купания нужно еще где-то обмываться, и еще в соленых озерах плавают тучи каких-то бекарасиков, с непривычки жутковато. Такой райской жизни семья наша еще не знала — купаемся мы теперь по несколько раз в день и каждый раз в новом месте. Разве мы могли себе такое позволить при городской жизни, там в лучшем случае раз в неделю. Пьем мы теперь только свежее молочко. Для этого нужно просто съехать с трассы и заехать в ближайшую деревню. В Сибири цивилизации мало, здесь еще не забыли, что такое скот.
Заехали на Сундуки, поклониться святому месту хакасов. Все хорошо, только туристов много. На одном из «сундуков» попытались найти рисунки древнего человека. Может, они там когда-то и были, но сегодня вся скала исписана надписями современных «первобытных» людей.
Вкус воды неизменен
Когда нужно переночевать, мы съезжаем с трассы, ищем километрах в пяти от трассы тихое место. На этот раз заночевали вблизи деревни Нижний Суетук. Деревенька эта нам сразу приглянулась. Дома не сказать, чтоб зажиточные, а видно сразу, что здешние жители стремятся жить по-человечески и выкарабкаться из нашего общего д. Хотят жить в красивых домах и жить счастливо. Как сказала жена, у деревни хороший фень-шуй — с двух сторон ее окружают горы, есть речка, озеро, даже вода в колонке у них сладкая. В детстве я часто бывал в деревне, где тоже сладкая вода. Приехал туда через 20 лет, все изменилось, люди многие умерли, государственная политика сменилась на противоположную, а вкус у воды остался прежним.
В Суетуке нам особо понравились старинные ворота. Дома тоже не новые, но их обшили сайдингом и другими нововведениями, получилось красиво, но душу не греет. Ворота почему-то еще не обшивают и они одни хранят дух прошлого.
САИ-ДААС
В Хакасии у нас была запланирована встреча с Саи-даасом. С этим необычным человеком я случайно познакомился несколько лет назад в поезде Абакан—Москва. Если в одном вагоне едут два бородатых мужчины, им трудно не встретиться, борода, это не просто пучок волос, это как пропуск в иной мир. В Москве Саи-даас делал пересадку и далее должен был лететь в Индию к знаменитому учителю — Саи Баба, за благословением на свою деятельность. Работа у него не совсем простая, он занимается чисткой святых мест. Последние годы Саи-даас отмаливает в Хакасии Кошкулакскую пещеру, или по старому названию, пещеру Черного дьявола, которую еще недавно относили к пяти самым страшным местам мира. Но с тех пор, как в ней поселился Саи-даас, об этом редко вспоминают. В чем заключается его работа, он просто сидит в ней и медитирует, и делает это в течение десяти лет. Но это все мы узнаем после встречи с ним.
Побродив по интернету в поисках информации о Саи-даасе, я с удивлением обнаружил, что это известный хакасский шаман, причем единственный, кто живет соблюдая традиционные шаманские обычаи, то есть живет в полном отрыве от благ цивилизации.
Описать его очень и очень не просто. Мы проговорили с ним два дня, а можно было два года. Просто садились за столик и слушали, причем слушали и дети. А он делился мудростью, которой «одарила» его пещера. И забывалось, что мы находимся в депрессивной деревне, в разбитом бараке, с покосившимися почерневшими стенами.
Приезжают к нему только нужные люди. Вчера, например, была главная шаманка Тувы Ай-чурек оюн. Если приезжают не те люди, Саи-дааса дома может не быть. Телефоном он не пользуется, договориться о приезде невозможно.
На следующий день приехал его 18-ти летний сын Михаил. Его отец учил жить в пещере с восьми лет. Расспросили Михаила, легко ли ему жить в мире. Говорит, что в школе он сначала пытался бунтовать — пить, гулять — как все, но удовлетворение от этого не получил и скоро успокоился. Он узнал другую реальность и ему намного проще, чем всем другим. Сейчас мы встретили очень разумного, уверенного в себе молодого человека, с оригинальными суждениями, с выстроенными взглядами на мир и свое будущее.
Если смотреть на Саи-дааса с точки зрения обывателя, это почти бомж. Но общаясь с ним, неожиданно для себя попадаешь, условно говоря, в иную реальность, где размышления о трансендентности, о будущем и прошлом человечества, об энергиях земли, ученичестве и духовных путях, становятся вдруг реальными и жизненно важными. Там где он, там покой и безмятежность. Время рядом с ним летит незаметно.
Его должность — хранитель Кошкулакской пещеры. Хотя живет он теперь больше не в самой пещере, а в 15 километрах от нее, в ближайшей к ней деревне. Правда, его никогда не ремонтировавшийся дом, с заколоченными окнами, закопченными стенами, дом где вечный полумрак, сам подобен на пещеру. За водой он ходит на родник в километре от дома, там же принимает и обязательный «душ». Но пусть лучше он расскажет о себе сам:
Место исполнения желаний. Хакасский шаман Саи-Даас о себе и пещере:
«Я долго искал место для жизни, долго путешествовал по миру, пока не сказал себе: все за Урал я больше не езжу, это пустая трата времени, денег и сил. Я плачу безумные деньги за их гостиницы, где хорошая синтетическая вода, хороший синтетический воздух из кондиционера и ничего не получаю взамен. Лучше я буду дышать этим чистым воздухом с комарами, пить природную воду и мерзнуть в своем доме.
Одно время я жил в Индии и могу сказать, что энергетически здесь примерно так же. Только в Индии находятся всем известные святые места, которые описаны в Ведах, наши никому не известны, но если над ними поработать, получается примерно то же самое.
Здесь я восстанавливаю ведический храм, в котором уже сегодня можно лечиться. Просто я приложил дополнительные усилия и все отрегулировалось. Ведущая шаманка Тувы, Ай-чурек ойюн приезжала поклониться этому святому месту. Собственно, в пещеру она и не пошла, сказала, что там такие силы, от которых она начнет с ума сходить, а ей это уже не нужно. Ай-чурек ездила и к Сундукам на поклон. Сказала, что ощущение такое, будто под главным сундуком находится огнедышащая гора, в глубине которой спящий вулкан. Ай-чурек официальная прорицательница правительства Тывы, ведущий шаман-прорицатель.
Ай чурек сказала, что нужно в срочном порядке проводить обряды по всем сильным местам Хакасии и Тывы, чтобы человечество не пережило жуткого землетрясения. Люди плохо себе отдают отчет, что они находятся на краю пропасти. Уже были предупреждения на Саяно-шушенской ГЭС, сильные землетрясения в Китае. (Сноска: это было сказано еще до землетрясения в Японии.)
Люди напрасно думают, говорила она, что это их не затронет, что они могут как попало жить, пьянствовать, думать об одних деньгах, оскорблять священные места. Рано или поздно дух огня выйдет, если те, кто имеет силу, не включатся в процесс посредничества, чтоб хоть как-то сдержать эти силы.
Я сам во многие священные места людей уже не вожу, смысла не вижу. Все сделано. Сейчас мы переживаем картину переходного периода, время конца тьмы. И в ближайшие годы многие сильные места перестанут быть таковыми. Поэтому есть люди, которые приезжают, чтобы посмотреть напоследок на эту версию матрицы. Я иногда «шучу»: Третья мировая война уже идет, она просто сейчас ведется другими средствами.
В Москве лучше не жить
Мне многие в Индии не советовали появляться в европейской части, очень климатически неблагоприятное геопатогенное место. Юг же Сибири, напротив, стабилен. Последний раз, когда я ездил в Минск, я сказал, что это было в последний раз, меня там уже ничего не радует. Лучше я буду здесь мерзнуть, в этом дрянном, холодном доме, но чувствовать, что живу.
Меня как-то спросила одна москвичка, что можно сделать для этого города? Я ей сказал: Вообще-то Москва — это город, в котором лучше не жить, а если уж хочется жить в городе, который покидают коренные москвичи, уезжают в Подмосковье или еще дальше, то надо сделать то же, что сделали в Дели. Выделить в городе все значимые положительные места, составить такую своеобразную карту и проводить в тех местах камлания, медитации, молитвы, не важно что. Но это нужно обязательно делать, если хотите чем-то помочь своему городу. В Дели пошли еще дальше, они по этому принципу связали все станции метро, получился некий узор-мандала. Сначала они посоветовались с мудрыми людьми, а уже потом стали строить метро. У нас, напротив, посоветовались явно не с теми людьми, которые были заинтересованы в будущем Москвы, как хорошем городе, потому ему сейчас трудно помочь, он абсолютно не соответствует идеалу столицы народа.
Я организовал две экспедиции в Монголию, целью которых было создание культурного союза народов Енисея и Монголии. Монголы уже давно хотят объединяться с народами Алтая, чтобы не быть поглощенными ни Штатами, ни Китаем, ни Европой, ни московской Россией. Они поняли, что есть народы сайно-алтая, у которых с ними общие интересы и эти интересы нарушают все большие страны, не учитывающие, что здесь находится сердце Азии, что это духовная колыбель мира, что здесь существуют некие странные силы. Напротив, многие страны рассматривают эту территорию как рудник.
О священных местах
В мире много святых мест. Где-то они заведомо переполнены, как в Индии, у нас еще есть свободные места. У меня знакомые из Подмосковья переезжают под Томск, потому что в Подмосковье уже не стоит даже людей обучать, они формально учатся, а реально не меняются. Вибрация Москвы очень сильно подавляет.
К сожалению, у нас много священных мест брошено, на их месте не выросло ни монастырей, ни ашрамов. Даже те, кто сюда приезжают медитировать, мало что получают, потому что они не хотят здесь жить, они приезжают летом, в удобное для себя время, по этой причине им силы по-настоящему не открываются. Вот в Индии, говорят они, какие-то дурачки живут в горах, но они же глупые, а мы умные, мы недельный семинар пройдем и всему научимся. Действительно, есть знания для народа, чтоб, как говорится, научиться ложку-вилку правильно держать, а есть настоящие знания, они были и останутся всегда трудным делом. Точно так же как быть шаманом, или ламой или любого плана учителем было и остается трудным делом, и места, которые эти люди построили, слабого человека отторгают.
Место исполнения желаний
Кошкулакская пещере — это один из древнейших храмов бога Шивы в нашей реальности, в нашем мире. Я всем говорю, что сибиряки имели и свою йогу, и свои веды намного раньше других народов.
Кошкулакская пещера — это место исполнения желаний. Здесь происходит примерно то, что описано в фильме «Сталкер». Только там — это вымысел, а здесь — реальность. Здесь тоже реализуется не то, что ты хочешь, а что содержишь в себе. Один приезжает, говорит: Хочу счастья всем живым существам, а на самом деле хочет разбогатеть за счет других. Другие хотят духовной практики, а получают деньги и власть. Я всем говорю, что лучше всего в эту пещеру вообще не ходить, а просто попросить счастья всем живым существам. Потому что зачастую бывает так, что человек приходит и просит, а потом обижается, что сбывается совсем не то, что он просил, а сбывается то, что ему действительно нужно, а это его не устраивает, но уже поздно.
Если долго и методично сидеть в пещере и читать мантры — а смысл большинства мантр — нести благо всем живым существам во Вселенной — тогда может получиться эффект, тут главное — систематичность. А не то что сразу и всё. Сюда из Подмосковья человек приезжает уже два года, когда суммарно он провел в пещере месяц, стал виден результат.
До сих пор об этой пещере предпочитают говорить как о пещере дьявола, реклама с трудом переламывается, а СМИ призваны пугать. Когда ко мне из киностудии приезжали, я им сказал, что сюда уже давно люди приезжают лечиться, а кто хочет дьявола, тот его и получает. Если человек желает видеть другую реальность, чистый и красивый свет, это ему это открывается, все дело вкуса. Спелеологи, они думают о дьяволе, он им и является, и они там оставляют кучу энергии.
Я не индуист, не шиваит, не кришнаит, я просто приверженец ведического древнего знания, которое является основой всего. Хотя официально я шаман, имею диплом тувинского шамана. А кто такой шаман, это просто егерь, живущий аскетично.
Здесь, в этой деревне я себя чувствую как консул, который сидит в чужой и довольно враждебной стране, за спиной которого совсем другая реальность».
Досье:
Саи-даас или Георгий Николаевич Артменко. Родился в 1960 году в Красноярском крае. Окончил Ленинградский университет по специальности «преподаватель политэкономии». Дипломированный тувинский шаман.
* * *
Нас пещера к себе не пустила. Мы пробовали проехать к ней на своем авто, но из 15 километров одолели только половину. Бросать же здесь машину мы не решились. Да и что нам желать от этой пещеры, у нас и так все есть, а чего нет, то когда-нибудь обязательно будет.
А знаете ли вы, что характер человека можно определить не только по гороскопу и знакам зодиака, но и по модели вашего автомобиля — это самый безошибочный гороскоп на сегодняшний день. Возьмем, к примеру, джипера — все знают, что это за люди, они даже в характеристике не нуждаются. Остановится такой «трактор», и еще до того как откроется дверь, вы уже безошибочно знаете, человек какого объема и с каким лицом из него выйдет. Замечали за собой такие мысли? Или «бумеры» и прочие бандитские авто, но теперь их мало осталось, бандитизм перешел в другие сферы и афишировать это не модно. А можете вы себе представить водителя «оки» с квадратной челюстью. Также почти безошибочно можно определить, кто сидит за рулем последней модели «мерседеса» или какого-нибудь «БМВ». Лично мне более всего симпатичны водители «пятерок»-«семерок», это, как правило, простые и скромные люди, которые всегда тебе придут на помощь, не будут пальцы гнуть перед тобой, это все последние патриоты земли русской. Хозяева наших «девяток» или «пятнашек», это их полная противоположность, правда, этих тоже можно безошибочно назвать тайными, о чем они даже не подозревают. Но везде есть, конечно, свои исключения. Если вы считаете, что ваша модель не подходит, значит вы и есть исключение или еще не разобрались в своем «гороскопе». Другое дело, что машины меняются, но и мы меняемся вместе с ними.
Об исключении из правил. Одно время у Томского театра драмы часто останавливался новенький белый «Ленд-Круизер». Если бы он стоял у ФСБ, банка или администрации, то это бы никого не удивило. Но у театра он смотрелся дико. Зная, сколько получают провинциальные актеры, я заинтересовался. Оказалось, что у одного молодого актера умерли очень близкие родственники в Питере, оставив ему квартиру, а он всю жизнь мечтал иметь хороший автомобиль. Ведь если сильно чего-то желать, то все исполнится, пусть даже ценой смерти близких людей (о существовании кошкулакской пещеры актер даже не подозревал). Но через полгода автомобиль бесследно исчез, зато какая память осталась! Так что не перевелись еще романтики на Руси, они пережили и годы перестроечного террора, и сексуальную революцию, и последующую капитализацию России, — только их очень мало теперь и они теперь прячутся.
Мне известна целая страна, где живут одни романтики — Белоруссия. Ее жители много страдали в последнюю войну и Господь им теперь даровал мудрого правителя. Они не пережили ни перестройки, ни войн, ни бандитизма, они перешли из социализма в капитализм и даже не заметили этого, более того, все эти годы они не переставали быть счастливыми. В последнее время стало модно ругать Лукашенко, и это естественно, потому что это несправедливо — почему у всех плохо, а у него хорошо. А я жду не дождусь, когда же он наконец станет баллотироваться в российские президенты, чтоб и в России появились улыбки на лицах, чтоб у нас стали наконец чистые улицы, чтоб закончились эти бесконечные войны... Ради всего этого, я готов выбрать не только Лукашенко, а кого угодно.
Далее мы поехали на Шушенское, где вскоре обещает начаться фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Еще недавно Шушенское было одним из «святых мест» советской эпохи. Эпоха закончилась, социализм так и не наступил, а в Шушенском осталась единственная в нашей стране законсервированная деревня позапрошлого века. Теперь ты просто покупаешь билет и можешь погулять по старинным улочкам, войти в дома, где за сто лет ничего не изменилось. Дедушка Ленин, здесь когда-то живший, стал никому не нужен и наши дети даже не подозревают, кем он когда-то был для их родителей и бабушек. И как это замечательно, что они этого не знают.
Подошли к кассе музея. Ого-го! Билет более трех долларов. А это значит, что наше правительство действительно изменило курс и отказалось от ленинского наследия, в чем я до самого последнего дня сомневался. Уже ради одного этого открытия стоило отправляться в столь дальнее путешествие.
«Саянское кольцо»
Фестиваль «Саянское кольцо», который проходит уже не первый раз, давно представлял из себя большую тусовку, куда люди съезжались со всей страны встретиться с друзьями, впитать южного солнца, прикупить экзотических сувениров, ну и музыку послушать.
Подарок первобытных времен
На сувениры здесь и в самом деле был большой спрос, потому и съехались сюда умельцы со всей Сибири и даже Монголии. Разговорившись с резчиком по кости из Красноярска, спросил у него, где он кость берет. Говорит, что это кость мамонта, которую собирают по берегам сибирских рек. Он даже назвал реки, где кости чаще встречаются. Когда мы вернемся домой и поедем на Обь, я вспомню об этом разговоре и пойду обследовать берег. Почти сразу я найду некую метровую «плаху». На всякий случай я забросил ее в багажник. Дома я попытался изучить ее серьезнее, но так до конца и не понял, кость это или окаменевшее дерево. Решил отпилить от находки небольшой кусочек и отнести его в музей. Пока пилил «болгаркой», вся комната наполнилась запахом советского зубоврачебного кабинета. Так я случайно стал обладателем останка мамонта или другого древнего животного, не так давно бегавшего по Сибири. Ведь последние мамонты вымерли совсем недавно, всего три тысячи лет назад. Это объясняет такое большое количество прекрасно сохранившихся костей, которые до сих пор используются в промышленности. То есть в Египте уже стояли пирамиды, а в это время по территории нынешней Сибири еще бегали наши предки за последними мамонтами.
Остановились мы в трех километрах от фестивальной поляны. На самой поляне места под палатку были только платные и стоили от полутора тысяч и более. Утром мы вышли из нашей палатки и ахнули — оказалось, что мы стояли на клубничной поляне. Так много клубники мы еще не видели за всю свою жизнь. А какой аромат! Идешь по полю, будто плывешь, от тебя разлетаются во все стороны волны кузнечиков, оглушает их стрекот и опьяняет запах переспевшей клубники.
Не сильно ошибусь, если скажу, что «Саянское кольцо» — это крупнейший фестиваль Сибири. В этот раз ожидалось пятьдесят тысяч зрителей, а это в несколько раз больше самого Шушенского. Можно себе представить, что пережил заштатный поселок за эти три дня. И при этом никакой пьянки, никаких безобразий, которые все так боялись. Потому что главным спонсором фестиваля являлся Минусинский ликеро-водочный завод.
Кто-то из организаторов здраво рассудил, что пришло время выбирать — или водка, или фестиваль. Теперь везде при входе стояли стражи порядка, возле которых выстраивались початые банки с пивом. Можем, если захотим. Я знал людей, которые ехали на этот фестиваль как в последний раз, и если бы была пьянка, как в прошлом году, они бы развернулись и поехали отдыхать в другое место, а фестиваль бы погиб. И так везде можно навести порядок, главное, чтоб это было кому-то нужно. А пока кому-то нужнее доход от спирта.
Готов поспорить на что угодно, хоть с самим президентом, что всю Россию за год-два из самой пьющей страны можно превратить в страну трезвенников. Нас же уверяют в обратном, что это невозможно, что мы традиционно самая пьющая страна и это навсегда. Но ведь добились мы почти стопроцентной трезвости среди водителей, когда это стало нам нужно? И как так смогло произойти, что за рулем у нас одни трезвенники, а все остальные — алкоголики?!
У меня в доме живет сосед, хронический алкоголик, водитель «Камаза». Каждый день он с утра отправляется в поисках опохмелиться, но если ему на работу, он первый трезвенник, — весь дом его перерождению удивляется, будто другой человек. А вспомните перегонов японских автомобилей, гонявших по трассе Владивосток—Сибирь. Все те дни, что они ехали в поезде во Владивосток, они беспробудно пьянствовали (за небольшим исключением). Но когда во Владивостоке садились за руль, это были первые трезвенники на всей трассе.
Как-то я разговорился с сельским участковым о проблемах пьянства на селе. Оказывается, и этой проблемы не существует, она решается в один день — главное, чтоб это было кому-то нужно. Участковый привел замечательный пример. В одно глубинное депрессивное село, где даже дети приходили в школу под градусом, завод из города, которому требовались рабочие руки, пустил автобус, который их забирал и привозили назад. Так сразу полсела пить бросило, потому что у людей появилась перспектива и их не нужно было даже уговаривать. Так что зачем кричать о самой пьющей нации. Никаких алкогольных проблем у нас нет, мы такие же, как все, просто мы никому не нужны, а о самих себе нас как-то разучили думать (изучай 70 лет советской истории). А кому-то, кто у власти, пока важнее получать доход со спирта и пива, чем здоровую нацию.
На фестивале мы побыли два дня и поехали дальше. Когда взобрались на Буйбинский перевал, разделяющий Туву с Хакассией, остановились передохнуть и не смогли опять завести машину. Пришлось устраиваться на ночевку, ждать, пока машина отдохнет. Беспрерывно шли перегруженные фуры в Туву, это единственная транспортная жила в последнюю советскую республику. Железной дороги в Туву нет, не потому, что горы мешают, просто этому противятся тувинские шаманы. Шаманизм в Туве сохранил свою силу более, чем где бы то ни было на постсоветском пространстве. Шаманы здесь до сих пор являются главными консультантами тувинского правительства. Вы представляете, как бы в России жизнь улучшилась, если б наше правительство по ключевым вопросам обращалось за советом к старцам — нужно ли было нападать на Грузию или Чечню, есть ли необходимость поворачивать реки вспять, или даже переводить стрелку часов на час вперед или назад, или нужно вводить ЕГЭ — и прежде чем принять решение, президент или премьер ехал бы за благословением в Оптину пустынь или Псково-Печерскою лавру. А ведь это совсем не сложно.
На вершине перевала стоит часовня, которую установили на месте гибели губернатора и генерала Лебедя или по другому мнению, на месте гибели вероятного президента России. Как только у нас кто-то из политиков начинает пользоваться широкой известностью, как то автокатастрофа, то авиакрушение, то еще что-нибудь обязательно случается или он в расцвете сил и славы оказывается за решеткой. Хотите верьте, хотите нет, но мне снился сон, где юморист и губернатор Михаил Евдокимов, по примеру бывшего актера Рональда Рейгана, стал баллотироваться в президенты, учитывая то, какой он любовью пользовался в народе, как стал процветать Алтайский край за годы его правления, он победил. А почему нет? За последнее десятилетие это был единственный политик, который получил власть, вопреки воле сверху и только благодаря воле народа. Между прочим, помимо Евдокимова и Лебедя, у нас в последние годы с помощью катастроф погибли пять губернаторов, и только один умер «традиционно», с помощью киллера.
Холодная ночевка
На Буйбинском перевале мы свернули у Ойского озера и поехали к так называемому Каменному городу, одному из достопримечательностей Ергаков. Сначала дорога была вполне сносной, но потом можно было ехать только на «вахтовке», которая тут ходит вместо трамвая, развозя туристов. Доехали до очередной переправы, оставили автомобиль, взяли рюкзаки и пошли пешком, надеясь, что кто-нибудь нас подберет.
Путь в Ергаки — мы еще улыбаемся.
Нас действительно подобрали, на следующий день, и довезли с группой до места, где осуществляется подъем к Каменному городу. А потом мы отделились от группы и заблудились в горах, проблудив по саянской тайге двое суток без палаток и продуктов, но зато с маленькими детьми.
Говорила мне жена, нельзя принимать серьезных решений после затмения. А за день до нашего выхода как раз случилось лунное затмение. До Каменного города шла хорошо натоптанная тропа, от которой постоянно уходили ответвления. К каменному городу мы шли с группой, назад пошли одни и сбились, ушли совершенно в другом направлении, к Монголии.
Все продукты, что у нас были с собой, это пара конфет и ломоть хлеба, который мы бесконечно долго растягивали и, конечно, вода, которую здесь можно пить из каждого ручья. Немного нам помог найденный старый схрон, неизвестно сколько лет пролежавший. Туристы часто оставляют часть продуктов в укромном месте, чтобы забрать их на обратном пути. Нам они оставили подсолнечное масло, неизвестно какого года и банку варенья. Варенье не пригодилось, а в масло мы макали хлеб, противно, но сытно.
За два дня блужданий мы прошли с детьми по саянским горам около 15 километров, преодолели два брода ледяной горной реки. Таких бродов я не штурмовал даже когда ходил с туристами в походы в годы студенчества.
Шли до последнего, все надеялись найти утерянную тропу. Но когда стало темнеть, пришлось готовиться к холодной ночевке: нашли огромный валун, с одной стороны накидали веток, получился шатер. На землю накидали лапника, чтоб меньше мерзнуть — спасибо туристическому прошлому. Сидели мы под этим валуном, забываясь сном и всю ночь жгли костер, разгоняя удивленных медведей.
Если, как правильно ночевать в лесу, я знал, то очень жалел, что не прошел курс выживания в лесу, когда обучают, как искать пропитание в лесу. Ведь живут же здесь звери и горя не знают, а мы были среди этого богатства как слепые котята. На второй день блужданий из еды у нас была только черемша и молочные кедровые шишки.
Не верьте в МЧС
Думали, что нас будут искать, ведь рюкзаки остались у машины, и водитель, и группа видели, что ушли с маленькими детьми. Где там! Заявку на поход мы не оставляли, значит, мы никто и никому не нужны. (Мы зашли в будку МЧС, там никого не оказалось, сказали, что когда будут, неизвестно. Мы махнули рукой и поехали дальше. Мы и не собирались идти в поход, мы не думали блудить, это само собой получилось. Но ведь когда человек идет по грибы или ягоды и вдруг заблудится, он тоже нигде до того не отмечался.
Не верьте в МЧС, которое придет и вас спасет. Если вы по какой-то причине не зарегистрировались, то никому вы не нужны. А если зарегистрировались, тоже не очень нужны, но тогда им хоть попадет. Что мы только не думали, пока блудили в этой тувинско-хакаской тайге, и что вертолет прилетит и что люди нас будут ночью искать. Где там! Какой-то вертолет днем прошумел над нами, как мы обрадовались, побежали костер разводить. Как же? О нас даже и не вспомнили. Съели бы нас медведи, следы которых и лежки встречали постоянно и никаких проблем. Было поистине страшно.
Какие только мысли не приходили в наши головы за эти два дня. Сначала ты мечтаешь создать семью, находишь вторую родную половину, воспитываешь ее, воспитываешь себя, рожаешь и воспитываешь детей. И тут раз, ни с того ни с сего, какой-нибудь медведь-подранок вас всех задерет или заблудишься в лесу и сгинешь, и в один миг все может оборваться. Только вдруг ничего не случается, нет в этом мире случайности, все в мире имеет свою последовательность и закономерность. Единственно, ты можешь не знать, где ты что не так сделал и теперь должен страдать. Как разумный родитель своего ребенка в нужное время накажет, так и создатель нас накажет, ради нашего же блага.
Никогда еще мы с женой так много не молились, как в эти дни, не копались в себе, чтобы разобраться, за что нам это. У меня уже был аналогичный опыт, когда я попал в аварию на Украине. Лежал там весь поломанный и думал, что же я не так сделал. Куча всего всплывало, но ничего серьезного. В больнице с первой минуты стали пробивать на грех. Как только привезла «скорая», все задирали рукава, искали следы наркомана. Они почему-то уверены, что если серьезная авария, то обязательно или пьяный, или наркоман. Один какой-то прыщик нашли, чуть не консилиум устроили.
Взяли анализ и вскоре выяснилось, что у меня, оказывается, венерическая болезнь, которая передается только половым путем. И опять та же песня — приходят, срамят. Я говорю, что это невозможно, что жена здорова и т.д.… Они смеются, ха-ха, кто сегодня верен жене. При последующей проверке анализ не подтвердится и выяснилось, что никакой венерической болезни нет. Одним словом, испытание было и для меня, и для наших «кандидатов в доктора».
Устали страшно. Хотя пока блудили по горам, усталость вроде не чувствовалась, даже четырехлетний сын шел наряду со всеми, — все было подчинено одной задаче — выйти и спастись. Остановиться и расслабиться — значило погибнуть.
И наконец, на второй день блужданий мы вышли на старую тропу, спустились в лагерь, где нас ждали наши рюкзаки. Напряжение и груз свалились с наших плеч и навалилась усталость.
Нигде ты так не познаешь своих близких, как в подобных ситуациях. Четырехлетний сын, не только почти не ныл и не канючил, а шел наряду со взрослыми по траве, которая его скрывала с головой.
Дальше, мы с очередной группой доехали до машины. Залезли в нее. Нас окружил комфорт ХХ-го века и только тут мы поверили, что все закончилось.
После саянских блужданий нам хватило приключений, и в Туву мы не поехали. Впереди нас ожидал еще обратный путь в две тысячи километров. Машинка у нас старенькая, на перевалы взбирается с трудом. Пусть японские машины и лучшие в мире, пусть в начале 90-х они еще выпускали свои самые качественные автомобили, но и они не вечные, а возраст берет свое.
Когда на следующее утро мы проснулись, то первое, что сказал ребенок: «Хочу пирожок, пирожок с мясом, как бабушка печет». Бедные наши дети, бедная наша страна, где дети интеллигенции обязаны голодать и недоедать всю жизнь. Что бы мы делали без наших бабушек.
Один мой товарищ сначала всю жизнь мечтал получить высшее образование, а когда его получил, то, помыкавшись несколько лет, опять вернулся на прежнюю работу гайки закручивать, где за то же время, но с меньшими душевными затратами, он имел гораздо больше денег — и дети сыты, и жена истерик не устраивает.
Эту ночь мы провели под Абаканом. Утром мимо палатки прошел табун лошадей, руководимый пастухом, одетым в традиционно нищенскую одежду. Сегодня в каждом городе есть конные клубы, где небедные горожане катаются на лошадях, а богатые даже содержат собственных. А дети этого «нищего» пастуха, все дети этой деревни, могут каждый день кататься на лошадях и для них это нормально и естественно. Как правильно все устроено, несмотря на уверения всех СМИ, когда у самого нищего порой есть все, а у богатого — ничего. И не поймешь, кто действительно нищ, а кто богат?!
Сын полицейского
Милиция за всю поездку нас остановила один раз и то на КПП при подъезде к Туве, где останавливают всех чужих (сейчас, вроде бы, нужно говорить полиция, но язык как-то не поворачивается — чушь собачья, получается, что я стал сын полицейского пенсионера).
Ну, хорошо, сменили они имя, но кто лица заменит нашей милиции, ведь на них смотреть стало страшно. Мой бывший друг всех поразил — после окончания аспирантуры философского факультета он вдруг пошел работать простым участковым, теперь годами его не вижу, говорит, работает за троих, домой только ночевать приходит, потому что никто работать не идет. Когда большинство вчерашних ментов окончат философские кафедры, тогда и жизнь у нас в самом деле изменится.
Раз пошел такой разговор, признаюсь, с нашей милицией-полицией у меня негласный договор — они меня шибко не штрафуют, я о них не пишу. Началось все с того, что я заехал под кирпич, чему гаец страшно обрадовался (в его глазах я даже увидел величину будущего штрафа). И тогда я решил блефовать. Вытащил потрепанное удостоверение московского журналиста и ненавязчиво предложил ему заключить этот «договор». Он задумался, погрустнел и к его чести, отпустил, а я год о них честно ничего не писал.
Теперь когда меня останавливает постовой, я ему специально задаю каверзные вопросы, почти все их ответы попадают в статьи. Я, например, не понимаю, если в нашей милиции происходят такие серьезные перемены, то почему они, как и прежде, от нас продолжают в кустах прятаться, что не практикуется ни в одной более-менее цивилизованной стране мира?
Последний борец с наркотической заразой
Никто у нас не верит этим силовикам. Это плохо, но это факт. На заборах нашего заштатного городка висят плакаты «Если ты знаешь, где торгуют смертью, позвони по телефону…». Я два дня думал, зачем им это понадобилось, ведь они лучше нас знают, где, чем и за сколько у нас торгуют. В каждом самом маленьком сельском поселении минимум 3-5 точек по торговле спиртом. А где в нашем городе торгуют наркотой, знает весь город. Проходил как-то по тому району. Стоит новый двухэтажный дворец с колоннами, посреди привычной глазу нищеты. Спросил у прохожего, чей это дом? Оказывается, цыган, которые наркотой торгуют. То есть они уже и не скрываются. А может, по этим плакатам будут выявлять последних патриотов земли русской, тех, кто еще болеет за свой народ, за свою родную землю и вносить их в свои списки?
История этого плаката имела свое продолжение. Незадолго до выхода этого очерка я спросил у местного правозащитника, зачем они это развешивают, он мне все ясно и просто объяснил — оказалось что все гораздо страшнее. Он тоже попал на эту удочку, позвонил по тому телефону, сказал адрес «точки». После этого они несколько раз ему перезванивали, навязывались в гости. Но он человек опытный, к себе не пустил, а в другом месте они встречаться не захотели, и он понял, что они таким образом борятся со своими противниками — подбросят «куклу» и избавятся от последнего борца с наркотической заразой.
В последние годы в стране и в самом деле много чего меняется, даже в среде силовиков, только без изменений остаются станции технического осмотра автомобилей, дочерние ментовские учреждения, со стойко совдеповским менталитетом. Я понимаю, новая машина — это хорошо, это правильно, но не все же должны ездить только на новых. По дорогам должны ездить и старые, и даже старинные автомобили. Лично у меня всегда на душе теплеет, когда я вижу на дорогах «Победу» или даже горбатый «Запорожец». А ведь пройти техосмотр на старом авто — это смерти подобно.
Хочу сказать, что должна быть грань дозволенного у тех людей, что осматривают наши машины. А получается, что все зависит не от состояния твоей машины, а от настроения конкретного человека. Пройдет ваша машина техосмотр или нет, это зависит от того, поссорился он утром с женой, с какой ноги встал, в конце концов, как у него сегодня планеты встали… Но безвыходных ситуаций для русского не бывает, и я нашел выход — на своей 20-летней «японке» я прохожу техосмотр 2-3 раза, пока не попаду к нормальному проверяющему, у которого сегодня хорошее настроение. Мне проще заплатить очередной раз 300 рублей, чем заменять полмашины.
А со следующего года, я, наверно, пойду работать в такси. У меня там знакомый работает, так для них техосмотра вообще не существует. Просто фирма отчисляет по 1,5 тысячи с машины и им всегда красный свет. Но с другой стороны, он чуть человека не задавил, потому что тормозные шланги лопнули, а что их нужно было заменить, это ему никто не сказал.
Шамбала по-сибирски
На обратном пути решено было заехать в Город солнца или сибирскую шамбалу. Я здесь уже бывал, но надо семье показать показать эту земную сказку, такого они больше никогда не увидят.
Находится Город солнца в сотне километров от последнего цивилизованного поселения Курагино. На сегодняшний день, это крупнейшая в нашей стране нехристианская религиозная община — 15 тысяч человек живут в тайге. Почему, зачем, для чего? Для всех нормальных людей это так и остается загадкой. СМИ о них традиционно не пишут и не снимают — СМИ находятся в руках тех, кто заинтересован, чтобы люди не становились свободны и независимы.
Последние сто километров до Города солнца дорога посыпана острым камнем — жара, пыль и машина прыгает на этих камнях, рвет покрышки. Будто кто специально скрывает от нас этот город. Есть мнение, что виссарионовцев потому и не трогают до сих пор, потому и разрешили им собраться всем вместе, что государству так удобнее, когда все инакомыслящие собраны в одном месте. А сами виссарионовцы очень редко покидают свою обитель, не выезжают в цивилизованный мир. Что они там не видели? Они от него и убежали в тайгу.
Если в российской глубинке деревни повсеместно вымирают, то при подъезде к Городу солнца обратный процесс. Деревни тут оживают, виссарионовцы стали скупать земли даже в соседних деревнях. Если бы я на миг стал виссарионовцем, то пожелал бы, чтоб наш молодой и предприимчивый президент до следующих выборов успел сюда съездить, тогда о них узнала вся страна и Россия начнет возрождаться. Но виссарионовцы прекрасно понимают, что все к ним не поедут, так же как не поедет и президент.
В Городе солнца мы остановились у старых знакомых, бывших томичах. Хозяин поселил нас на втором этаже своего нового дома. Говорю ему: «Хороший у тебя дом». Отвечает: «Он мне самому нравится, но это мой третий дом, первые два были менее удачны». И также здесь может сказать любой молодой мужчина.
Виссарионова богадельня
Все дома Города солнца имеют оригинальный, неповторимый вид (какие люди, такие и дома). Но один из домов привлек наше внимание. Подошли поближе. Оказалось, что сложен этот дом-шатер из обрубков тонких берез. По стоимости материала этот дом вообще ничего не стоит, затраты только на труд. Жить в доме будут три бабушки, для которых строят дом престарелых. Один выделил землю в своем огороде, двое других строят. Поля все равно зарастают березой, они ее пилят по полметра и стены из них складывают, скрепляя это все глиной. Причем строят они дом-шатер с соблюдением всех пирамидальных технологий и как уверяют строители, на втором этаже, под самым куполом, высыпаешься за один час как за всю ночь.
В нашем городе мне известен один человек, который захотел жить по-человечески. Он продал квартиру и поехал с женой и детьми в деревню. Купили дом в 15 км от города, но вскоре выяснилось, что все соседи либо алкоголики, либо тунеядцы. Помучились год, опять все продали и построили себе дом на поляне, которую заселяли такие же искатели. Они все объединились и купили целое колхозное поле. Государство, конечно, выделило им землю, на которой жить было нельзя — воды нет, земля загублена, мертвая. Живут они там без света (солнечная батарея), без воды (пользуются дождевой водой и снегом), без центрального отопления (на «Ниве» ездят в лес за сушняком). Вода глубоко, колодец не выроешь, а на скважину денег нет. Но они живут и радуются, что, наконец, свободны и ни от кого не зависят. В городе бы они работали на дядю и половину зарплаты отдавали тете на оплату квартиры, а здесь платят всего две тысячи в год за землю, живя в своем доме. Это фантастика, это восьмое чудо света, как они живут, а они живут и горя не знают. И их там таких сорок семей на одной поляне.
Свободная страна
Кто, собственно, решил, что вера должна быть одна для всех? Одним ближе Христос, другим Магомет, а третьим Виссарион или еще кто. И пусть верят, раз у нас, как нас уверяют, свободная страна и свобода вероисповедания. Единоверие, это как однопартийная система, а к чему она может привести, мы это все прекрасно знаем.
В моем родном городе который год ведутся гонения на кришнаитов. А все потому, что те решили — свобода вероисповедания в России действительно наступила. Поэтому, они решили построить под Томском храм бога Кришны. Ой, что тут началось! Оказалось, что у нас есть специальный отдел, занимающийся гонениями на секты, который выслал на борьбу с ними полномочного представителя.
Признаюсь, я дружу со многими хорошими людьми и мне не важно, какой они веры. У меня даже есть пара знакомых кришнаитов. Я их не защищаю и не оправдываю, я только не могу понять, кому и чем они мешают. И чем ты можешь мешать, если исповедуешь трезвый и здоровый образ жизни и никому его не навязываешь? Я был в той деревне, где кришнаиты хотели построить себе храм. Пока дошел до места, среди бела дня увидел двух молодых людей, с трудом стоящих на ногах, но это никого не волнует, это для нас нормальное явление. Ненормально, если кто без спроса решил бороться с нашими пороками.
В конце концов, недостроенный храм кришнаитов снесли. А побежденные кришнаиты бежали на Алтай, где теперь все можно.
Сегодня сектантами можно объявить кого угодно — и кришнаитов исповедующих Веды, и буддистов, и даже, если очень сильно захотеть, мусульман. Потому, после сноса кришнаитского храма, все томские «секты» решили на время объединиться, чтобы как-то противостоять средневековым гонениям и нападкам.
Да, не климатит мне что-то в Городе солнца, явно не мой это город. В прошлый приезд поднялась температура под 40, теперь, то ли отравился, то ли еще что, выворачивает всего наизнанку и ноги совсем не держут. Виссарионовцы объясняют это тем, что они создали здесь «особую энергетическую зону», которая выталкивает чужих.
Из Города солнца уезжали под песни Юрия Шевчука. Ему здесь точно бы понравилось, только навряд ли поедет. Ему нужно туда, где война и разруха. А здесь покой и благодать. По этой причине и мне он не подходит. Я где-то читал, что Антон Павлович Чехов, когда приезжал в незнакомый город, просил показать ему прежде всего самые лучшие кладбища и дома терпимости, там ему хорошо думалось.
Семейный детдом
Наши дети на заднем сиденье автомобиля могут играть полдня и им ничего не нужно. Дети вообще должны расти парами, их и рожать нужно парами, как говорил когда-то мой учитель-филолог. Он воспитал одну пару, потом родил другую. Нашим детям 4 и 8 лет, это еще нормально, они находят общий язык. Не знаю, удастся ли родить вторую пару. Навряд ли. Сейчас все развитые страны заинтересованы, чтоб детей в семье было как можно меньше. На словах они все заинтересованы в рождаемости, на деле — наоборот. С первым ребенком мы в садик стояли около трех лет. А на селе, где живет наша бабушка, на 500 жителей, садика вообще нет и не предвидится.
Сейчас в глубинных селах, где нет работы, появился новый «бизнес», когда селяне набирают детей и создают семейные детдома. Дело это хорошее и им за это платят приличные деньги (ведь после детдомов вчерашние дети попадают или в тюрьму, или спиваются). Только я никак не могу понять, почему наши родные и кровные дети, у которых есть живые родители, никому кроме их родителей не нужны. Нам их что сдавать в детдома, чтобы о них тоже вспомнили?
Эмираты — не Сибирь
В нефтяных Эмиратах каждому новорожденному на книжку кладется кругленькая сумма, которая с каждым годом пополняется и к своему совершеннолетию, этот ребенок может учиться в лучших университетах мира.
Сибирь это, конечно, далеко не Эмираты, но и в Сибири нефть и газ есть, разница лишь в том, что до простых людей она не доходит. Хоть мы и живем на этой земле, хоть мы на ней и родились, но к нам она не имеет никакого отношения. У нас в области, например, есть личная скважина одного из первых лиц области, есть личная скважина одного из первых лиц правительства и так можно перечислять очень долго, конечно, это все оформлено на подставных лиц. Только нет ни одной скважины, принадлежащей простому народу. Уверен, если б подобное имело место в Эмиратах, их дети бы тоже, в лучшем случае, учились бы в Томском госуниверситете.
В селе Кочергино под Минусинском в поле увидели — стоит десяток огромных цистерн, обнесенных колючей проволокой. Зашли в магазин за продуктами, спросили у продавщицы, что это такое? «А мы, — говорит, — и сами не знаем, военные охраняют, но нам не говорят». Какая у нас замечательная страна. Люди живут и не знают, что находится у них под боком. И, слава богу, что мы все это не знаем, что это все скрывают, потому что если узнаем, то куда побежим, где спасемся? Ведь на Луну или Марс трамваи еще не пустили, потому давайте продолжать жить в неведении.
Дочь «врага народа»
Когда ты за рулем, для тебя все рядом. Вот и мы заехали в Черногорск, один из немногих городков Хакасии. Здесь живет наша двоюродная бабушка, единственная оставшаяся бабушка по отцовской линии, нужно успеть показать ее детям. У нее типично русская судьба. Моя родная бабушка умерла, когда папе было четыре года, он был воспитан своей бабушкой, деда расстреляли в 36-м. Недавно я опубликовал в областной газете статью о томских расстрелах, которую посвятил и проиллюстрировал фотографией своего прадеда, — нужно было завезти эту статью последней бабушке, его дочери. Для нее, дочери «врага народа», это очень и очень важно. Как во внешнем мире все легко меняется, переворачивается и перетасовывается — за что вчера сажали, за то сегодня славят и даже деньги доплачивают. Так и ждешь, что завтра опять начнут за то же сажать и ругать.
Дочь врага народа. Ее отец и брат — оба расстреляны в 36-37 гг.
Вот так, едешь ты в машине, все самые близкие тебе люди рядом. И понимаешь, может быть так и нужно жить, в постоянном и непрерывном передвижении, когда пейзаж за окном каждый день меняется, когда каждого встреченного ты видишь в первый раз в жизни и может быть больше никогда не увидишь, а то что ждет тебя за поворотом, есть полная неизвестность.
Во всяком случае, такое времяпрепровождение гораздо правильнее, чем сидеть всю жизнь в бетонных коробках, в которые мы себя вогнали и ходить каждый день в офисы, где считать какие-то цифры и гордиться, что занимаешься важным делом, — и так всю жизнь. Нет, каждый из нас должен хотя бы месяц проводить в свободном передвижении.
В Сибири церквей нет
Церквей и часовен мы по пути почти не встречали, их попросту здесь нет. Если судить по количеству церквей, то православие в Сибирь так и не дошло, а теперь уж навряд ли дойдет. Если в европейской глубинке, при подъезде сначала открывается разрушенная церковь, а потом уже село, то здесь церквей нет вообще, их встречаешь только в крупных поселениях и городах. Лично я уже по размерам поселения, по численности его жителей, могу почти точно определить, есть здесь церковь или нет, а если есть, то действует ли она. Если жителей меньше тысячи, то свою церковь они содержать, как правило, не могут. Чтобы церковь в России жила, село должно быть три-пять тысяч жителей. Но это усредненная статистика, потому что бывает так, что усилиями одного-двух людей отстраивается и живет храм. Знаю человека, живущего в деревне, где всего четыре жителя, но он там сам построил часовню, а в соседнем районном поселении нет ни церкви, ни часовни.
За три тысячи пройденных нами километров мы видели от силы 3-4 церкви, правда, в города мы старались не заезжать.
Разрушенных церквей в Сибири почти нет, им неоткуда взяться. Как исключение, видели развалины уникальной ишимской церкви на Сибирском тракте. Говорят, в эту церковь еще Радищев захаживал, и последний император всероссийский Николай II в ней молился.
Сибирский «диснейленд»
При въезде в Томскую область заехали в село Семилужки, посмотреть на местное чудо. Где сельский пенсионер в одиночку делает то, на что не решился ни мэр, ни губернатор, ни президент — воспитывает в наших детях любовь к Богу, своему Отечеству, малой Родине. С этой целью он третий год рубит деревянную крепость-острог, причем делает он это абсолютно бесплатно. Ему надоело ждать, и он решил сам действовать. Уже построена церковь, две башни, приемный дом, амбары, лабазы, он отливает пушки, кует кольчуги, делает мечи и луки — чтобы противостоять той темной силе, встретить во всеоружии врага, который ежегодно уменьшает численность его Родины на полмиллиона жителей — при помощи пьянства, наркотиков, через развращения молодежи, посредством повальной коррупции и других орудий этого невидимого врага.
Люди все разные, одни строят себе двухэтажные дома и успокаиваются достигнутым счастьем, он построил крепость для всех и тоже — счастлив. Скопил деньги, купил на них землю, ему выделили 200 кубов леса и он рубит духовно-исторический центр. И это замечательно, что в то время, когда политики не могут придти к единому мнению, с чего начать спасать страну, находятся люди, которые берут на себя «функцию государства»: не занимает президента и губернатора проблема воспитания молодежи, этот человек своими силами создал детский город, куда детей везут толпами; не беспокоит нашу администрацию сохранение деревянного зодчества, в результате чего за последние два десятилетия в Томске уничтожено больше деревянных домов, чем за последние сто лет — он отстраивает целый деревянный город; не волнует наших чиновников проблема сохранения культурных памятников, не могут они который год найти чугун для памятника Вячеславу Шишкову, главному томскому литератору, цементный бюст которого разваливается на глазах — он устанавливает в своей крепости бронзовый памятник Николаю Чудотворцу, хранителю всей земли томской.
Так и въехали мы в родной Томск после почти месячных блужданий по земле сибирской, обогащенные новыми впечатлениями от виденных прекрасных мест, от встреч с замечательными людьми, о многих из которых мы даже не подозревали, а теперь они стали нашими друзьями. Все имеет свой конец, и наше первое в истории путешествие семейное путешествие завершилось: Томск—Топаново—Шушенское—Город солнца—Черногорск— Семилужки—Томск.
Если вам понравилась эта статья, вы можете помочь автору совершить следующую экспедицию на скутере, перечислив небольшую сумму любым удобным для вас способом. Всем спонсорам будет бесплатно выслан по почте диск с фильмом Андрея Сотникова «Дневник скутериста или забытые храмы России», созданный на основе последней экспедиции по Русскому Северу (Томск—Архангельск).
Фильм снят на «запретную» тему — о брошенных храмах России, о неизвестных отшельниках, встреченных автором в экспедиции по тропам и дорогам глубинного Русского Севера. Здесь вы узнаете о молодом человеке, десять лет живущем на необитаемом острове в Заонежье, который ловит рыбу и познает мир, а заодно — охраняет уникальный храм XVII века, который стал никому не нужен. Фильм рассказывает о некогда популярном актере Филимоне Сергееве, не вписавшемся в меняющийся мир и потому решившем сменить столицу на тишину, он купил дом в архангельской глуши, где уже более 20 лет пишет книги, а в свободное время промышляет охотой. Этот фильм и о семье, живущей на берегу Онежского озера в 250-летнем родовом доме, где нет ни света, ни телефона и волки каждую зиму собак снимают, а еще у них беда: нет хлеба, но некуда девать рыбу и мясо. И конечно же, этот фильм о таинственной и загадочной русской душе, исследованием которой и занимается в своих книгах и фильмах путешественник Андрей Сотников.
Подробнее о фильме и помощи путешественнику читайте на сайте. Сюда же можно присылать информацию о брошенных храмах России.
Готовящиеся скутер-экспедиции Андрея Сотникова:
По Северному Сахалину.
По Монголии: пустыня Гоби и мертвый город Хара-Хото.
По БАМу.
Состоявшиеся экспедиции Андрея Сотникова:
По берегу Южного Сахалина.
Тропами глубинного Алтая.
Томск—Тува—Северная Монголия.
Из Томска к Белому Морю.
Мини-путешествие по Сибири, или История моих поломок.
Как я пригнал автомобиль из Владивостока
ПРИЛОЖЕНИЕ
Крепость-острог в Семилужках, или Сибирский Илья Муромец (из беседы с Владимиром Ильиным)
Одни строят себе двухэтажный коттедж и живут в нем счастливо, он построил духовный и культурно-исторический центр для всех нас, и тоже счастлив.
Недалеко от Томска сельский пенсионер в одиночку делает то, что не сделали ни мэр, ни губернатор, ни президент — занимается патриотическим воспитанием детей, через воспитание в них любви к Богу, своему Отечеству, малой Родине. С этой целью, он рубит деревянную крепость-острог. И получилось, что в некогда деревянном Томске почти не осталось деревянных домов, его же острог все более и более растет, включая церковь, башни, трапезную, приемный дом, амбары, лабаз, музей воинского искусства — и все это в натуральную величину.
* * *
Подходите ближе, что стесняетесь, вы у себя дома — мы православные, мы русские, мы должны быть едины, только в том наша сила.
С чего все началось? У меня была мечта, я долго копил деньги. В 99 гуду вышел на пенсию, купил землю, дали 200 кубов леса на ведение подсобного хозяйства. Это моя усадьба, а то, что я ее вижу как крепость, это уже мое дело. Помимо крепости усадьба включает церковь, избу воеводскую, угловые башни, изгородь, амбары, лабаз; она включает весь быт, все русское мировоззрение.
Ковчег спасения
Я счастливый человек, мне нравится, когда гостей много, когда дети вокруг бегают. Я ведь это все делаю не для себя, для детей, им в школе не расскажут, не покажут, как жили их предки. А здесь они смогут приобщаться к нашему славному прошлому. Еще много не достроено, но уже приезжают из школ, гимназий, училищ, вчера, например, было двести человек. Я рассказываю им о нашей истории, нашей культуре, о наших национальных тонкостях. И сколько я могу, сколько у меня хватает сил, я буду здесь всех принимать, в дальнейшем надеюсь здесь создать паломнический центр — потому что крепость, это как корабль, это наш общий ковчег спасения.
Есть вооружение 16-17 вв.: луки, копья, топорики боевые, есть кистень, секира, шестопер, чтоб дети могли пострелять, покидать, надеть на себя реальную кольчугу весом в двадцать пять кило, — чтоб они почувствовали себя войнами, это все очень важно, это и есть патриотическое воспитание. Печать, грамоту хотим сделать. Чтобы можно было здесь верстать в сибирских казаков. Раньше, верстая, их спрашивали: « Веруешь в Господа Иисуса Христа? В пресвятую Троицу? Готов защищать Русь не щадя живота своего?» — Все, ты дал клятву. У детей 10-11 класса на уровне подсознания это должно включаться. Дети проезжают, говорят, хорошо, если бы здесь была церковь — это для меня высшая награда, когда это говорят дети. Значит, они не отошли от Бога, значит, еще не все потеряно.
Я хочу, чтобы они были при деле, чтоб у них не было времени клей нюхать. Я им показываю, что мы можем прекрасно жить, имея все свое, нам не нужна эта интеграция, глобализация, которые размывают нашу культуру, нашу бытность, наш русский дух, все наше стержневое начало.
Когда ты видишь, что вокруг только и делают, что пьют, богохульничают, думают об одних деньгах… Хотя народ у нас чудный. Правильно сказано: Умом Россию не понять. Кому-то быть богатым, кому-то бедным, одному страдать, другому радоваться, — а кому-то нести свой крест. Вот я его и несу.
Все это ведь не я все придумал, это Никола Угодник, который мне явился во сне в бытность, когда я работал участковым. Это были бандитские 90-е, я шел разбираться, не понимая, что мне дальше делать. А он сказал: «Надо храм строить». Я все это как наяву видел. Оказалось, что это был сон. И второе. Я вижу, что русская культура полностью утрачивается, какой-то хаос вокруг, разброд, непонятно, чего мы хотим. И самое страшное, мы теряем основу русского человека. Германия уже получила свое. Я обычно телевизор не смотрю, но иногда надо знать, что враг выставляет. Немцы уже караул кричат, у них в классе 28 мусульман и только 2 немца. Европа пошла по материальному пути, и в итоге вышло, что не ты, а тобой управляют. У нас начинается то же самое. Потому что невозможно жить материальным, забыв о духе. Самые богатые они же и самые несчастные, это же видно невооруженным глазом.
А здесь в Семилужках, кто только не был, вы ахнете. Здесь молился святой Федор Томский, и Даниил Ачинский, и Макарий Невский, здесь был и последний царь наш, Николай Александрович Романов.
Все на волю Божью. Это все никто не охраняет, кроме Николы. У нас недавно чудо произошло — бензопилу украли. А без нее вся стройка встанет. Что делать, думаю, смирение принять или идти заявлять? Прямо из церкви утащили, хотя не представляют, какой это грех. И как будто у них, у воришек этих, кто из рук ее выбил — лежала метрах в пятидесяти, в луже. Просушил ее, завел и дальше работаю. Вот что значит смирение.
Мне говорят: «Тебя сожгут!». Пусть жгут. Я делаю не для себя, для всех; я делаю не за мзду, делаю для русского человека. Пусть меня считают здесь блаженным, юродивым, сумасшедшим, а я делаю это и буду делать. Как бы тебя ни судили, как бы в тебя ни плевали, как бы ни вытирали о тебя ноги, мы для того и созданы, чтобы творить, делать и создавать. Поэтому как православный человек, как государев человек, я тружусь на благо России. Говорят, бери билеты за вход, а я не хочу ничего брать. В этом нет коммерческой основы, это все Христа ради, это русская проповедь, потому что лучше живой проповеди ничего нет.
Жена как-то пожаловалась сестре, что я здесь пропадаю и она меня не видит. Сестра тоже верующая, она говорит: «У нас к батюшке тоже одна пришла на мужа жаловаться, так он ей сказал: муж — это крест на храме, а жена — крыша на бане». И все, у нее все вопросы отпали.
Хочу соблюсти традицию, чтоб после литургии, как положено, все шли на трапезу. Это объединяет, а мы это утеряли. Помолились и разошлись, не оставляет в себе никакой взаимной связи друг с другом.
Света здесь нет, я его и не буду проводить; тут будет ветряная мельница, она уже срублена, только установить осталось, будет и небольшая водяная мельница; потому что случись какой катаклизм, отключи нам свет, тепло и все полетит в тартары, мы окажемся, как слепые котята, ничего не знаем, ничего не умеем.
Кесарю кесарево
У всех, в том числе чиновников, рождается один и тот же вопрос, где он, гад, деньги берет? Они не спрашивают, для кого он это делает?! Их не волнует, что нас наркомания захлестывает, алкоголизм, что мы первые в мире по суициду, а какие дети рождаются? Их все это не интересует. Это все только следствие, а причина впереди. Их не волнует, что у нас идет невидимая война, от которой все русское население, и прежде всего сельское, медленно и целенаправленно переселяется на кладбище. В войну хоть похоронки приходили, а сейчас здоровые мужики, в расцвете сил, от бессмысленности и никчемности жизни мрут как кролики, уже до пенсии не доживают.
Страна такая богатая и никакого тебе патриотического воспитания, никаких идей, одно оле-оле. Надо кричать караул, и, прежде всего президенту. Имея такой колоссальный финансовый, энергетический ресурс, мы не можем направить свою нацию на правильный путь — на путь любви к Богу, своей родной земле. Они запутались, не знают, куда идти, а не нужно ничего искать, все давно дадено и найдено, это есть во всех мировых религиях и выдумывать ничего не надо. Только изучать их нужно. Мне, например, Библия стала открываться только на десятом прочтении. И в ней я теперь нахожу ответы на самые злободневные вопросы.
Я государев человек, я люблю государство, какое оно есть, я бывший милиционер, то есть как бы мент в законе. Потому что я доработал до пенсии, и никого не предал, никого не подставил, не брал мзду, старался не работать на палку. После работы в органах выбрали председателем колхоза. И тоже, не развалил хозяйство, не стал наживаться, честно рассчитался с колхозниками. А раз я государев человек, я хочу служить своему народу и положить живот за них Христа ради, потому что я хочу чтоб жила и процветала святая Русь.
О нашей администрации я вообще говорить не хочу. Помогать особо не помогают, но, слава Богу, не мешают. Но я не ропщу, на все воля божья. Моя задача делать, молиться и поститься. Столько лет рублю для всех этот острог, хоть бы кто пришел, спросил, помог, только простые люди помогают. Правда, теперь, когда почти все закончено, и администрация стала замечать, даже задумываются, чтоб сделать эту святую землю заповедной. Сам ни к кому не хожу, не кланяюсь, потому что знаю, если и помогут, то только за деньги. Наоборот, больше насмехаются. Но я все равно всех люблю и всех прощаю.
Вот вы говорите начальство? А я за начальство каждое утро молюсь. Главное не выпячиваться, трудиться и молиться. Тем более, я теперь на пенсии, времени у меня достаточно.
Я им говорил, проверьте все мои заработки, зайдите ко мне в дом, посмотрите, как я живу, у меня никогда не было стремления к материальному. Какой я есть, каким родители воспитали, такой и останусь. Я сейчас молюсь, чтоб Господь собирал сподвижников по духу, чтоб мне успеть это все до ума довести. Моя задача молиться, держать пост, никого не обижать, не искушать, всех прощать, а Он сам решит, кого посылать в помощь.
Мы становимся обществом потребителей. Конечно, эти дачи, машины, кредиты, это все хорошо, но нужно и понимать, что если пойдет волна, от нас ничего не останется, сметет все, не останется ни государства, ни нации. Я вообще не понимаю, как при такой армии мы еще существуем. Ведь в ней никто служить не хочет. От дедовщины избавиться раз плюнуть. Украина, как только от нас отделилась, тут же и от дедовщины избавилась, потому что им нужна сильная армия.
Меня спрашивают, зачем тебе все это? Когда Господь меня призовет, я покажу ему дела свои и скажу: «Я делал все это для России, делал это для православия, делал это для отцов наших и молился за них. Вот он весь я, суди меня, и за чем он меня застанет, по тем делам и судить будет».
Досье:
Владимир Федорович Ильин. Родился в 1951 г. в Новосибирской области в семье крестьян. Окончил речное училище, сельскохозяйственный институт по специальности» ученый агроном». Кандидат в мастера спорта по классической борьбе.
* * *
Беседы с жителями Города солнца
Михаил Пацевич:
Господу плевать на весь наш бизнес
Виссарион не бог. Есть в нем некоторая особенность — мы его просто воспринимаем как новое воплощение Христа. Староверы, например, ждут своего мессию, а мы уже дождались. Виссарион не первый, кто объявил себя Христом, он первый, кто дал стройно выстроенное учение. Если хочешь узнать вкус источника, лучше пить не из ладоней другого, а из самого источника. Хочешь соприкоснуться с мусульманством, изучай Коран, с христианством — Библию, у нас — это «Последний завет Виссариона».
В миру все выстраивается на той или иной степени выгоды, в лучшем случае все идет на образах взаимовыгодного сотрудничества. А что делать, когда ты пытаешься жить по другим законам? Нельзя поклоняться одновременно и Богу, и Мамоне, Скажем, тебе нужно сегодня делать бизнес, а зов Бога прозвучал внутри и ему наплевать на весь твой бизнес, на все твои деньги, у него другие законы и тоже гармоничные.
У нас сейчас один брат пытается развернуть производство железобетонных шпал, заказов будет на много лет вперед, но ему уже дали понять, что 40 процентов от прибыли, помимо госналога, он должен будет отчислять определенным людям и это норма построения любого бизнеса. И здесь встает вопрос, где кончается государство, и начинаются бандиты. Потому что, какое государство ни копни, везде одинаково.
Я тоже зарабатываю, но как неизбежное, без этого даже у нас нельзя прожить. Учитель так и сказал, все у вас закончится печально, если не создадите рабочих мест. А денежная система она строится на других принципах, в ней сложно построить хорошие отношения между людьми. Поэтому мы создали предприятия, я работаю кузнецом.
Мне эта работа тем близка, что к металлу нужно подходить с определенным внутренним настроем. Расплавленный металл хорошо впитывает информацию. В древности у индусов семь молотобойцев ковали, а семь пели мантры; считалось, что пока ты выковываешь материальный клинок, на небесах выковывается его духовный аналог. Потому что металл в разогретом состоянии гораздо лучше впитывает информацию, чем другие предметы.
Досье:
Пацевич Михаил. Родился в Томске в семье профессора. Живет в Городе солнца (Красноярский край), работает кузнецом. Дети: Евгения, Василий, Василина, Добрыня, Даниил. Жена Татьяна.
* * *
Татьяна Пацевич:
Здесь моя истина
Чем дальше иду по учению Виссариона, тем больше понимаю, насколько я мало знаю. У нас здесь созданы идеальные условия для проживания. Хотя у каждого свой путь познания истины и где он по нему идет, не столь важно. Ведь все эти заповеди, заветы, все они есть в любых учениях. Я женщина, а для женщины очень важно найти место в природе, я нашла свое место и плюс здесь даны духовные истины.
А когда ты находишься рядом с учением, вскрываются такие глубинные вещи, о которых ты и не подозревал. Одно дело поговорить об этом, а совсем другое дело — жить так.
С перестройкой мы с мужем познакомились с трудами Виссариона и пришли к пониманию, что нужно к них переселяться.
Младшие наши дети родились уже здесь. У нас тут три школы — государственная, общинная и вольфдорская. Кому какая ближе, в ту ребенок и идет. Я не думаю, что когда они переселятся в большие города, у них будут проблемы с адаптацией. У наших детей наоборот, после жизни здесь, появляется многовариантность адаптации в любых условиях, потому что они более открытые, они больше знают и умеют.
Здесь у нас время сильно сгущается, и если в миру происходит одно важное событие в год, то в зоне время уплотняется и тут таких событий происходит раз в десять больше, а на горе, где живет учитель, еще больше.
Мое детство прошло в состоянии вакуума религиозных понятий, религиозных шаблонов в семье не было, может, потому мои брат и сестра ушли в наркотики, я же оказалась здесь.
У меня интересное отношение к жизни, я живу сегодняшним моментом, я не жалею о прошлом, не мечтаю о будущем, — все получается естественно. У каждого своя истина, для одного она такая, для другого иная, моя истина здесь.
Прим. Drom.ru: автор рассказа Андрей Сотников просит читателей обратить внимание на сайт «Забытые храмы Руси». Фотографии к данному рассказу в некоторых случаях расставлены случайным образом, без привязки к тексту.