Памяти прадеда: по дорогам Польши в лагерь Lamsdorf на Honda Airwave

13.05.2014 | 15436 просмотров

Идея посетить Польшу возникла после того, как брат нашел документальные данные о судьбе без вести пропавшего двоюродного прадеда. По нашим данным в советский период он числился как «пропавший без вести», но вот недавно, используя некоторые поисковые форумы, смогли получить данные о том, где был пленен, в каком фашистском лагере числился, в какой бригаде работал и где похоронен.

На руках был скан немецкого лагерного листка с личными данными — наименованием лагеря, датой рождения, пленения, смерти, данными семьи и местом рождения + каким военкоматом призван. Нашли и информацию о лагере и о том, что от него в настоящее время осталось.

Немецкий лагерь Shtalag Lamsdorf 318 находится на территории западной Польши в деревеньке Ламбиновице (ок. г. Ополе): http://www.cmjw.pl/www/index_en.php?id=muz_lam; http://en.wikipedia.org/wiki/Stalag_VIII-F

Несмотря на документальную приписку к этому лагерю, следуя из последней записи в документах, место работы и смерти прадеда было в 120 км от Ламбиновице, около г. Гливице в деревне Panove (ныне г. Миколов (одна из улиц)). Для установления более подробных данных о работе заключенных в Миколове и братских захоронениях обратились в facebook — нам помогли.

Пожилой поляк (пан Мариуш) — краевед из миколовского исторического общества заинтересовался нашим поиском и представил информацию о нахождении здесь советских пленных и местах их захоронений.

Изучив материалы и расстояние решили сгонять в Польшу на авто на несколько дней (накануне разговорился с сыном прадеда, ныне здравствующим двоюродным братом моего покойного деда — его очень тронуло то, что в наше время стала доступна такая информация... много рассказал, смотрели старые фото).

Визу получили без проблем, она к нашему приятному удивлению оказалась бесплатной (т.к. у нас на руках было письмо-подтверждение из «Красного Креста», помимо имеющихся брони гостиницы и справок о доходах), т. е. целью нашей поездки был не просто туризм, а посещение захоронения родственника. В польской визовой анкете такой пункт есть.

Итак, дорога:

Москва—Брест — 1 200 км (первый день).
Брест (граница) — Гливице — 680 км (второй день).
Поездка в Ламбиновице — 250 км туда-обратно (третий день).
Потом обратно.

Автомобиль Honda Airwave GJ2

Из Московской области выехали в 5 утра — хорошая, весенняя апрельская погода, пустой МКАД, поворот на Минское шоссе. Платный участок (19 км) испытывать не стали из-за его малой протяженности, о чем пожалели, т. к. на обычной минке ограничения «40», «60», ремонты. В целом обычная российская трасса по две полосы в каждую сторону. Скорость потока 110 км/ч, в населенных пунктах около 79.

Граница с Белоруссией безостановочная + после границы сразу ограничение скорости до 120, что с учетом ровной прямой дороги не может не радовать. Пункты оплаты когда-то платной дороги пустуют.

С легковых сейчас плату не берут. Порадовал на одном из парковочных карманов бесплатный цивильный туалет (не ожидал). Бросается в глаза то, что белорусы не включают «ходовые огни» — на большой скорости они все-таки нужны — острее восприятие.

На главной трассе Белоруссии с ближним светом только русские или поляки. Трасса в Белоруссии — реально хорошая скоростная дорога (лучше, чем у нас), но все-таки чуть хуже, чем в Европе (стыки есть, но все они залиты битумом). Машин немного, скорость 120-130 — это приятно.

На трассе за бензин можно расплатиться русскими рублями. Это удобно. Все остальное покупается за белорусские рубли или оплачивается по карте. Расплачивался картой за минералку на заправках и за обеды в кафе. Борщ у них вкусный, а вот Wi-Fi в кафешках почему-то не было.

Рассказывали про какие-то карточки оплаты интернета — долго и неинтересно.

К вечеру были в Бресте в забронированном частном отеле рядом с объездной. Загнали машину и спать.

Утром рано на границу. В 6:00 утра на «Варшавском мосту» никого кроме нас не было. Сонные погранцы нехотя отодвинули заграждение, спросили, куда едем, проверили наличие грин-карты и для вида попросили открыть/закрыть багажник. Все, мы в Евросоюзе.

Поляки проверили наличие грин-карты, страховки здоровья. Спросили, что за модель авто с правым рулем и разрешено ли её легально регистрировать на территории России. Ответил, что авто японское и что регистрировать можно, также, с наших слов, погранцы узнали объем бензобака и сколько бензина везем. Ответил, что полный бак и все. Потом стандартно Duty-Free и информациооное табло о скоростном режиме и необходимости включать ходовые огни — т. е. ближний.

На протяжении почти 60 км от границы по Польше идет ровная двухполоска через маленькие деревни. В деревнях ограничение 50 км/ч + камеры. За пределами 90 — ближе к г. Минску-Мазовецкому (к Варшаве) дорога становится шире + ограничение вырастет до 120. Дорожное покрытие качественное, ровное + отличная разметка. знаки понятные и логичные.

Чуть отъехав от границы, понял, что поляки, мягко говоря, пренебрегают знаками... Прикинув это, пристроился в хвост одному аборигену, чем увеличил скорость передвижения.

Перед границей заправился в Белоруссии 92-м бензином на зеленой заправке «Белнефтепродукт» (как-то так) и почувствовал, что мой хондовский vtec как-то «не едет». Рычит и разгон какой-то вялый. Вспомнил обсуждаемые на форуме темы про стучащие на холостых клапана от плохого топлива и понял, что в Московской области 92-й бензин очень даже хороший. Позже залил польского 95-го на Peter oil и стало лучше.

После погранперехода заехали в корчму Pajero д. Залесье, где тусят дальнобои, обменяли евро на злотые (за одно евро дали 4 злотых), вкусно отобедали и… дальше.

Варшаву обходили по объездной — двухполоске, да, не быстро, но если сравнивать с А-108 (вторая бетонка МО), то дорога по качеству лучше, есть обочина, асфальт ровный, нет колеи.

После на юг — на Катовице и Гливице через Томашув-Мазовецкий, Петкрнув-Трыбунальский и Ченстохова.

Дорога стала шире, скорость больше. Шли 120-130 (при ограничении 120), гонщики меня «делали» по левой полосе, как стоячего...

К вечеру были у цели в г. Гливице. Расположились в недорогой гостинице со своим паркингом и пересеклись с местным краеведом из Миколовского исторического общества.

Пан Мариуш, на «Королле» (типа «Allex»/»Runx») приказал ехать за ним и показал места, где во время II Мировой жили и работали советские военнопленные. Какие бригады работали и что делали. Показал остатки недостроенной советскими военнопленными в лесу дороги на Катовице, показал здания-казармы, в которых расселяли пленных, и места братских могил.

Общались по английско-польско-русски, больше по-английски. По-русски он знал очень мало, а по-польски мы не понимали.

Заехали в городок Руда Слёнска, где нам устроили прием в картинной галерее. Почти вся экспозиция этой небольшой галереи посвящена истории добыче угля — основному промыслу этого края. Многие заключенные в том числе работали на шахтах. Хорошо пообщались — обсудили разное, включая современные политические события.

Второй день посвятили поездке в городок Ламбиновице (в музей лагеря shtalag Lamsdorf 318).

Утром перед поездкой разыскали кладбище советских воинов в г. Гливице — оно есть, оно в порядке, поддерживается в чистоте. На нем похоронен земляк, погибший при освобождении Силезского воеводства в 1944. На двух надгробиях имелись портреты — изготовленные и прикрепленные родственниками, что выделяло эти могилы из безликого однообразия.

Т. к. в Польшу ездил без навигатора, на узких улицах г. Гливице пришлось поплутать. Спрашивал дорогу у прохожих, показывали, подсказывали на английско-польско-русском. Отмечу, что молодое поколение не знает русского вообще. А те, кому за 40, кое-что понимают, а некоторые могут даже что-то ответить. Карты пути распечатал в виде принт-скринов с Google, и этого вполне хватило.

В Ламбиновице путь лежал через платную трассу — (в сторону Вроцлава) при въезде на трассу в турникете берем билет с магнитной лентой, а в месте съезда с трассы в турникете — кассе предъявляем имеющийся билет и оплачиваем пройденный путь (на самом билете предостережение: «Не портить билет»). Пройдя 120 километров, съехали с платный трассы, заплатив, ок. 100 руб. (за такую трассу не жалко).

В Ламбиновице, в бывшем здании немецкой комендатуры сейчас музей (архив) + в окрестностях памятники, братские могилы и остатки тех самых бараков с колючей проволокой — того самого лагеря. Территория немаленькая за полями и лесами. На машине было удобно. Имея на руках подготовленные карты мы все объехали и осмотрели.

Приехав в сам музей и объяснив, что мы из России, хранители очень удивились гостям издалека и попытались как-то провести экскурсию, но русский был никудышный, и они показали нам небольшой ролик-фильм на русском, повествующий обзорный рассказ о лагере. В залах, помимо основных экспонатов, имеются интерактивные экраны с видеорядами и рассказами на польском, немецком и английских языках. Мрачно, трагично… Советских заключенных с 1941 года было больше всего. Подробности смотрите на сайте.

Вот, как пример, репортаж из музея Ламбиновиц, правда, на польском:

Картинки невеселые.

Передали им в фонд музея скан лагерного листа и довоенное фото прадеда, разговорились с сотрудниками. Они были тронуты проявленным вниманием и таким целенаправленным визитом издалека, подарили кое-какую литературу на память. Разговаривали по большей части по-английски. Их интересовало, откуда мы нашли информацию об их лагере и данные об узнике? Как смогли приехать?

Кратко рассказал, что времена меняются, поиск рулит и что в этом нет ничего сверхъестественного, визу дали без проблем. Потом проехали за пределы поселка к памятнику братского захоронения советских военнопленных и осмотрели остатки бараков, в которых жили в разное время разные заключенные, по большей части из СССР. Один из бараков специально восстановлен как экспонат под открытым небом, в него поставили нары для антуража. Забор, колючка, ворота, смотровые вышки в лесу — все осталось, стены бараков — всё с тех времен. Мрачно, места глухие. Случайных прохожих тут нет, т. к. до ближайшей деревни несколько километров. Представляя ужас сотен тысяч загубленных жизней, становится не по себе. Кругом лес — никого. Во время II Мировой это была территория Германии и это был один из лагерей смерти.

Неспешно трогаемся в обратный путь. Там же в лесу встретили минивен, в нем пожилая туристка из Великобритании. Она с предствителями музея тоже осматривала остатки лагеря — пленные из Британии в небольшом количестве тоже имели место здесь быть.

На следующий день в обратную дорогу.

Кратко резюмирую ... Пройдено всего 4 000 км.

Бензин в России и Белоруссии стоит почти одинаково, в Польше около 64 руб. (92-го в Польше нет). Ездят поляки с превышением приблизительно на 20-30 км. Под камерами, разумеется, скорость сбрасывают, но не до полного соответствия. Камер много, о чем предупреждают знаки, да и сами камеры видны невооруженным взглядом. Ездят поляки быстро, но предусмотрительно аккуратно, стартуют резво на механиках, не подрезают и двигаются с минимумом перестроений. Этому служит еще и спланированность дорожных полос, светофоры на каждый из поворотов и отсутствие «развязок-бабочек», как на московском МКАДе, большой плюс — это разгонные полосы почти везде и понятные дублирующиеся знаки.

На платной трассе попали в пробку (причиной было ДТП — все стояли, ждали в своем ряду и никто никуда не лез, но все быстро наладилось, дорожная инспекция появилась как будто из ниоткуда и растащила пострадавшие авто).

Заправлялся на заправках Lotos, Orlen, Statoil, Bi-Pi. Видел у них и наш Lukoil. Принцип заправки — сначала заливаешь, сколько необходимо, потом идешь расплачиваться. Конечно, на хорошем 95-м машинка разгоняется ощутимо резвее, но разницы между европейским 95-м и российским не заметил. На нашем Лукойловском 95-м мотор раскручивался отлично.

Видел четыре раза британцев на праворулях (с британскими номерами). Автопарк в общей массе недорогой и не новый, в основном немецкий. «Ауди», «Мерсы», «БМВ», «фольцы» 20-летней давности. Очень дорогие авто вроде свежих «X5», «X6», «S500», и «Lexus» с «Infiniti» почти не встречал вообще. У нас же таких авто на дорогах достаточно много.

Много легковых авто в кузове универсал — например, последний Honda Accord Wagon (видел несколько и все в кузове универсал). «Опель-Зафира» и «WW Шаран» дизеля — тоже популярные авто.

Негатива от жителей Польши замечено не было вообще. Оккупантами никто не называл. За Крым не предъявляли. Приятные люди, в помощи не отказывали, поездкой остался доволен, все прошло по плану. Спрашивал и про камеры и про превышение. Отвечали неоднозначно, но подтвердили, что штрафы приходят — факт, камеры работают не все. Приходят ли они на иностранные номера непонятно. Главное, чтоб не отказали в следующем шенгене. Подтвердили, что за большие нарушения скорости полиция реально останавливает — видел пару раз инспекцию на межгороде и остановленные «мерсы».

По дорогам — на них реально меньше пыли (то ли асфальт чище, то ли обочина засажена газоном), после проливного дождя, под которым ехали, машина осталась чистой. Моек почти не встретил (пару раз видел мойки с самообслуживанием). Правая полоса «воющая» нанесена таким образом, что при наезде на нее на большой скорости возникает звук, скорее всего, чтобы не терять бдительность (не заснуть) и держать авто по центру дороги. Видел авторазборки по «европейкам», а в приграничье торгуют новой и б/у резиной (разной) с рекламой хорошей цены и возвратом tax-free — не останавливался.

Расход топлива — от 6,5 до 7 литров. На скоростных трассах Польши чуть-чуть больше, но не больше восьми литров на сотню. В Белоруссии встретили старые названия — сельсоветы, райисполкомы, обедали, например, мы в Ивацевическом РАЙПО. Несмотря на название, кормят очень хорошо и дешево (125-й км от Бреста).

На обратном пути единственным минусом было стояние на польско-белорусской таможне. Пересменка у поляков и долгое пропускание со стороны белоруссов — в итоге на прохождение границы потратили 3,5 часа. Белорусов проходили без декларирования по «зеленому» коридору. Причиной всему «челноки» и просто поездки жителей Бреста в приграничный Тересполь за покупками. До кучи, белорусские пограничники попросили убрать видеорегистратор, т.к. по их словам, они запрещены.

Апрель 2014.

только 5

25 регион.
молодци, интересно было читать.
. TOYOTA WiSH 4wd . TOWN ACE 4wd

Молодцы!!! Респект!
Не зря деды воевали!!
Никто не забыт и ничто не забыто.

Цель поездки уважения вызывает, написан отчет хорошо, заслуженно 5+.

Молодцы! Очень интересный рассказ! Только 5

Молодцы! Отдельное спасибо за память о предках. Мои то все в шахтах и лесах Сибири воевали.
Господам не товарищ - товарищам не господин.

абакан
надеюсь поляки заценили леворукий аппорат

абакан
ой,праворукий аппорат

Хорошо и чисто везде видимо постоянно, а у нас уборку делают только ко Дню Победы. Отлично съездили.

Было бы куда доставляющэ приехать туда на немецкой тачке.

Смешно когда наши президенты и премьеры на парад приезжают на бмв и мерседесах.

Алтай...ГоА
Поездка хорошая, но меня самого удивляет правый руль в Московии)))
Шашлык без водки едят только собаки!!!

Сообщений: 1956
5 конечно.

ЗЫ Посещал музей конц. лагеря Штутхоф рядом с Гданьском. Это не по телику смотреть, ком к горлу подкатывает...
Родился винтиком - станешь бульдозером.
Мой отзыв: Mitsubishi Airtrek 2002

Н Новгород-Киев
Сам ездил в Освенцим, жуткая атмосфера. Правильная цель поездки, удачи на дорогах!

Отличный рассказ. Запрещены, вероятно, не видеорегистраторы, а видеосъёмка в пограничной зоне, это обычное явление.

60°СШ 30°ВД
у меня дед лежит под Гданьском(Данцигом) в братской...3-й год все еду(((..за поездку и отчет респект!!
ANIMA SANA IN CORPORE SANO

In a brave mood!!!

25 region
Молодцы, интересно было читать, и цель поездки хорошая,
Не можешь быть как все – будь самим собой!

Вот бы нам такие дороги...
M3 Zoom Zoom
Мой отзыв: Mazda Mazda3 2005

sergey22rus:
Поездка хорошая, но меня самого удивляет правый руль в Московии)))
Куплен с аукциона б/п с честным пробегом. Специально искал такой универсал с 4 вд
bi72:
вероятно

Написал без документов и фамилий. Рассказ автомобильный.
Если будут более подробные вопросы спрашивайте.
______________________________ __________________

У офф. дилера Honda в г. Гливице реклама Jazz (в кузове последнего Fitа) и на супервыставке CR-Z (см. фото)
У нас же другие приоритеты и Jazz в России официаотно не продают как и CR-Z.

Очень познавательно.

Волна классная

Доброе дело сделали. Надо знать и помнить.

max-sim:
надеюсь поляки заценили леворукий аппорат
Поляк историк, поинтересовался машиной. Думал что Британка, но как услышал про покупку с аукциона из Японии.... потом поездом в Москву - покрутил у виска.
Я ответил, что машинки в России дороже, а на иномарки имеются пошлины и запреты (типа Евро-5) и что угодно не ввезти в отличии от них.
У них BMW-это нормальный пацаномобиль. Видел молодых ребят лет 20-ти в трениках на бумерах конца 80-х, начала 90-х рассекаущих по трассе. Видел несвежие авто на немецких транзитах т е вот вот привезенные из Германии.

В Белорусской гостиннице завтракали с парой из Литвы. Задвинули им по-литовски "лабес ритас" - доброе утро! о разном пообщались... и про "лесных братьев", которые противостояли большевикам и о Нато и о Литве.
Литовцы говорили по-русски с сильным акцентов. Тем неменее признались, что того национализма как в 90-х сейчас нет. "Наелись" они самоопределения. Теперь же к ним под рождество и Новый год приезжают туристы из России и всем рады. теперь welcome
Про машины - у них Аурис. Про праворуль сказали,что знают про завоз из Японии, но в Литве праворули из Британии везут только на запчасти т к дешевле и на учет поставить невозможно. Доброжелательные люди. Занимаются экологией и устойчивым развитием. Нам этого, кстати, нехватает.

За такую поездку только УВАЖЕНИЕ!

Может нагнетает жути оф.пропаганда,о плохих поляках?600000 советских солдат пали за освобождение Польши
vlad1803971

Кемеровская обл. Тисуль
Молодцы! Правильное путешествие!Удачи!

Павлодар
Мое Вам уважение. Достойная поездка. Очень приятно читать. Удачи Вам.

Петропавловск (KAZ)
5+ ОДНОЗНАЧНО! Моё Вам уважение ребят. У самого дед воевал. Читал на одном дыхании. Молодцы!
Подлецу Митсу к лицу!

5-класс

Ряzань
Может подскажет кто: южнее, в Домачево на выезд большие очереди?

Moscow
"По нашим данным в советский период он числился как «пропавший без вести», но вот недавно, используя некоторые поисковые форумы, смогли получить данные о том, где был пленен, в каком фашистском лагере числился, в какой бригаде работал и где похоронен."

А где же госпроект про судьбу всех ветеранов?

Хорошо прокатились.Отдали дань памяти родственнику. "... где во время II Мировой жили и работали ..." , "... Во время II Мировой это была территория Германии..." .....Я думаю для россиян правильнее было бы писать-- Великая Отечественная война.

Мой дед лежит в Венгрии-это всё, что знаем....

[quote=fedel777]Хороший рассказ. Скоро тоже Белорусско-Польскую границу пересекать. И, видимо, опять та же история будет: туда - 30 мин, оттуда - 3-4 часа.
Может подскажет кто: южнее, в Домачево на выезд большие очереди?[/quote]

По словам хозяина гостиницы (где останавливались на окраине Бреста)
местные, в нашем случае, гоняют через Домачево - там побыстрее. Но я не ездил, судить не могу.

[quote=lannister
А где же госпроект про судьбу всех ветеранов?[/quote]
в личке

[quote=Garp717] .....Я думаю для россиян правильнее было бы писать-- Великая Отечественная война.[/quote]
я написал обще - "2-я Мировая" т к с 39-го Германия захватила Польшу. названия преименовала, поляков отфильтровали по лагерям от неполяков.

Мой дед лежит в Венгрии-это всё, что знаем....
В ОБД Мемориал смотрел? Должны быть более подробные сведения.

На теплом берегу
спасибо, отличный рассказ и фото )))))
Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные.

архангельск
Только пять! Нельзя забывать своих предков, а то забудут и нас

Молодцы ребята ,что съездили на могилку родственника.
Только как то не патриотично о Польше отзываетесь.Надо было написать что постоянно мстили за Крым ,смотрели на вас волчьими глазами,что по улицам только Геи и лесбиянки ходят,Гейропа же всё таки и.т.д.Это у вас сейчас в моде,а вы как то обыденно.Смотрите чтобы вас в 5 колонну не записали. Шутка конечно ,но сквозь грустную гримассу.Что политика с людьми делает.

=)

Не идеализирую, написал как есть. Заметил, что наши фуры колесят по их двухполоскам и их дороги ровные с разметкой и освещаемыми зебрами в маленьких поселках на 20 домов, а наши дороги с колеей, заплатками и без обочины.

Прочитал концовку и вспомнилось ,, Собачье сердце"". Автору надо поменьше смотреть 1 канал и НТВ.
В апреле тоже был в Польше. С заездом в Майданек.

5GORSK (26 RUS)
Alester:
=)
Конечно в сельском хозяйстве упадок. Проще импорт ввозить, наценку "от пуза" - нефига не делаючи. А на земле работать нужно. Кому это нужно?

Ереван
Интересно было, спасибо.
Mitsubishi Delica D5 2.4 + Suzuki SX4 2.0 + Volvo XC90 4.4
Мой отзыв: Honda Accord 2006

Jap F:
Например, тем же полякам.

Владимир Владимиров:
В апреле тоже был в Польше. С заездом в Майданек.
Телек не смотрю вообще, нет времени.

Благовещенск 28
Молодец! Что видел,о том и написал. Душу тронуло,СПАСИБО!!!

Молодцы ребята ,что съездили на могилку родственника.
А смысл полякам мстить нам за Крым? Он в составе Польши никогда не был. А геи и лесби до них пока массово не добрались, поляки всё же славяне, потому и противостоят.

Хороший рассказ! 5

Пятисотрублёвск
У них на дорогах нет пыли по одной простой причине-дороги не посыпают песком. У нас не посыпали бы, её тоже не было б. А в Германии помимо этого их еще спецтехника шампунем моет. Так там мойки только для порядка нужны.
Только начнешь привыкать к хорошим новостям, как новости становятся еще лучше.

респект!
Светопрозрачные конструкции из ПВХ и Al. Экспертный подход.
Тел. 96 - двенадцать - 96
Мой отзыв: Nissan AD 1999

srw

Irkutsk - Saint Petersburg
Хороший рассказ! Полезный!
105 лосей

С чего начать поиск? У меня родной дед погиб при освобождении Польши. Буду очень признателен, если подскажете. Спасибо за познавательный рассказ.

Action27:
ФИО деда ... и в поиск http://www.obd-memorial.ru/htm... там данные из военкоматов (и о пленных) В любом случае: откуда дед родом, где жил, откуда призывался. письмо в военкомат. у них архивы есть ответят призывался или нет.

красноярск
спасибо за экскурс.душевный трепет вызывает цель поездки..это правда что людские отношения выше политики,которая отравляет все вокруг.знакомый был в грузии в 10году(2года после войны)все очень радушно принимали,ни одного плохого слова не услышал, ни кто не считал его "русским оккупантом"

Информативный и полезный отчет. А за память предкам - особые благодарность и уважение! Вот тоже деда пропавшего без вести уже несколько лет ищу, и обд-мемориал использовал, и военкомат, и справку архивную из Подольска добыл, но следов никак не могу найти. Какие "нюансы поиска" можете подсказать? Буду премного благодарен.

Молодцы! Цель поездки вызывает уважение!

Молодцы не каждый думает о прошлом. Тем более посетить захоронение. Респект и уважение!

Хороший отчёт,легко читается,молодцы.

Фамилию деда на могиле видел?

Ареда:
Фамилию деда на могиле видел?
По прадеду - у меня есть скан лагерного листка со всеми данными. (жизнь в лагере недолгая)
НАшли место работ указанной бригады и 2 братских могилы советских военнопленных в Миколове где предположительно похоронен.

По другому земляку из нашего городка, который умер при освобождении Гливиц в 1944 инормация, что он похоронен на кладбище советских воинов г. Гливице (на фото в отзыве).
Но там 40% проц именных могил, остальные 60% - братская. Его фамилии не нашли. Фамилии и звания написаны. правда блекло, но все прочитывается.

_____________

на фото:
_жетоны заключенных лагеря Lamsdorf 318 (ими они в быту резали/делили хлеб),
_монумент на братской могиле советских военнопленных там же в Ламбиновице (там очч. много похоронено наших),
_ дорога по польше сразу после границы
_ стоиомсь бензина (заправка в приграничье)

ценик на бенз.

Киев
Хорошая поездка.
Я удивляюсь, когда гости спрашивают:
- У Вас есть туалет?
- О, ГОСПОДИ, НЕТ! МЫ СРЁМ В ОКНО.

В 11 году ездил в Европу, отчётец даже есть https://travel.drom.ru/18916/ Дак вот Польше я вычитал радар-детекторы запрещены, когда ехал тудя я его убрал, камер много, когда же ехал назад положил его на панель, - на очень многи камеры он не реагировал, либо муляжи либо выключены, местные это знают скорее всего.
Honda Stewgn RG 06
Nissan Serena RIDER AUTECH 08
Mazda Biante 2.0 KENSTAYL 09

Alexey55:
Про то, что радар-деиекторы запрещены знал. У меня его не было. Был только регистратор. Про то, как местные ездят писал выше. Глянул твой отзыв - В 11 году много дорог строилось - ты писал. На моем пути стройка была только в районе г. Катовице (там скоростной автобан тянут). знаками был показан участок съезда-объезда по старой дороге.

Земляк был пленным? И как о нем узнали? Куда кроме мемориала можно обратиться? Дед пропал без вести. Подольск дает ссылку на мемориал. Когда вводишь ФИО и ставишь все галки, то не находит. А в книге памяти нашел. Погиб на фронте в 1941г. Извещение из военкомата 1947г - пропал без вести в апреле 1943г. Хотя у меня большие сомнения. Т. к. было всего одно письмо из Воронежа 7 сентября 1941г. Думаю, что и погиб он под Воронежем. Или 2 версия - плен.

Сергей Р.:
Ну, братец ,ты про Германию конечно перебрал.Я живу в ней 21 год ,ещё ни разу не видел что бы улицу шампунем мыли и даже больше скажу,их здесь вообще не моют.А зачем ,здесь столько дождей что и мыть не нужно.Просто в Германии трактора после пашни в город не выезжают и гтязь не несут.
Зимой песочно солевой смесью посыпают против гололёда,никаких реагентов.

darligton:
Вот о чём я вам и пытаюсь сказать.Ваши СМИ о Европе врут вам с три короба.
Тема Украины здесь не муссируется как у вас 24 часа в сутки и не только в Польше.77% жителей Германии против той политики Брюсселя что пытается поссорить Европу с Россией.

Саня 67:
Зимой песочно солевой смесью посыпают против гололёда,никаких реагентов.
У нас в деревне англичане землю арендовали, с/х культуры выращивают. У них во время уборки на месте выезда грузовика с поля стоит машина с цистерной заполненной водой. Грузовик останавливается, ему колеса от грязи моют под давлением, только после этого он выезжает на трассу. Трасса обыкновенная, межрайонная, вся в ямах и заплатках. У них это в крови видимо - любовь к порядку и чистоте.
У нас обычно Камаз выезжает с поля и едет разбрасывая комья грязи по всей дороге. Никогда у нас в стране не будет так чисто как у них.

Вот о чём я вам и пытаюсь сказать.Ваши СМИ о Европе врут вам с три короба.
Вменяемые люди и не сомневаются в этом :)

Вот о чём я вам и пытаюсь сказать.Ваши СМИ о Европе врут вам с три короба.
Гомосексуалисты и лесбиянки здесь тоже довольно таки не популярны.И их здесь тоже не много ,просто они здесь не прячутся в отличии от России потому что их здесь никто не преследует и не унижает.Но и они сами ведут себя в основном большинстве вполне нормально,не стоят и не пропагандируют свою нетрадиционную ориентацию. Но когда я смотрю российское ТВ на эту тему ,я боюсь на улицу выйти,вдруг по стране гейский вирус распространяется.
Вот не надо пропагандировать только европейскую толерантность, достаточно посмотреть кто у них на евровидении победил чтобы все понять. Я вот хочу чтобы они прятались (геи), хочу чтобы у нас не было гейпарадов и дети в нашей стране имели МАМУ и ПАПУ, а не родителей под номерами одного пола.И слава Богу у нашего правительства хватает ума, чтобы пропагандировать семейные ценности, а не толерантность.
Мой отзыв: Mitsubishi Dion 2000

Да а отчет просто супер, восхищаюсь поездкой и автору большое спасибо и удачи во всем!

Eka-75:
Извините меня,а не подскажите чья это страна присылала на Евровидение Татушек?
И под каким лозунгом?Тогда вы о толерантности по отношению к определённым категориям граждан не особо возмущались,сегодня передумали,завтра придёт к власти другое руководство опять передумаете. Или как оно вам когда по сцене Сердючка скачет или Галустян в платье и с бородой ,ничего?На своё бревно в глазу обратите внимание сначала.

А я рад что у нас никому ни от кого прятаться не нужно и если нашу канцлершу на митинге в поддержку нынешних властей Украины освистали, у нас в отличии от вас никого ни Омоном лупить не стали и в воронках не увозили.
Извините автор ,что немного не туда понесло,удачи вам в ваших дальнейших поездках.

Mtk:
Не в этом дело,а в том что у вас в стране всем наложить на свою страну сверху донизу.Главное перед начальством хорошо выглядеть , а то что завтра асфальт положенный в лужу исчезнет никого не волнует.
Проблема в том что в стране нет хозяина.В Белоруссии что другие люди живут чем в России?А вы посмотрите на Беларусь и это при том что у них своих пол.ископаемых нету и на Россию.

Саня 67:
В Белоруссии был проездом. Но на трассе 600 км от границы до Бреста даже проституток не было видно. В Польше от Варшавы на Катовице да, девушки молодые прогуливались вне населенных пунктов. У Белоруссов как-то все просто(всмысле не броско (не пафосно)) но люди как будто начеку (мое мнение, можете не соглашаться) .
Хотя все говорят на русском как будто в России только деньги с дикими нолями.
Поели в кафе на 115000р по нашему где то 400р. на двоих.
Разговаривал с хозяином гостинки .... парень индивидуал, сам отстроился, рекламит, встречавет. Но парится по налогам и пр... .
Мне это впринципе не интересно, но зачем-то сказал. У него в гостинке Wi-Fi был.

Спасибо большое. Вы молодец. Правильная и достойная уважения поездка. Мой папа освобождал Польшу в составе Войска Польского. Много рассказывал. Сейчас жалею, что мало слушала. Молодость...

Eka-75:
Мне вот хочется спросить у автора таких слов (не вы один так выражаетесь):
Почему вы слушали несколько лет назад Сердючку (мужика переодетого в бабу)? Плясали под нее на Новый год. С 90-х годов у нас есть Моисеев, регулярно выступает по ТВ и является членом едра. На Олимпиаде наши спортсмены выходили под музыку лесбо-дуэта "Тату". И вся страна пела "Нас не догонят"!
И вдруг у всей страны резко меняется вектор взглядов после победы какой то там бородатой австрийской тетки, которую никто до этого знать не знал. С чего ?????? Голову ломаю - понять не могу. А как же наши родимые моисеевы тату сердючки? Им можно что ли ???

Память сильнее времени...

Кстати у Белорусов поля распаханы , что-то посеяно (скорее озимые), трактора колхозные ползают. Госзаказ. У нас в Смоленской области от совхозов одни стены и местами брошенные дома в деревнях. Это заметно.-Чем и нравится Беларусь. Лукашенко не дал развалить страну.

Mtk:
Мне вот хочется спросить у автора таких слов (не вы один так выражаетесь):
Не слушаю сердючку, не выношу моисеева, а насчет тату то, что они победили на евровидении меня не удивляет, но повторюсь слава Богу, что наши все таки одумались может быть еще не поздно.Я очень рада что вектор поменялся в эту сторону!

Да и не надо писать вы плясали, вы не возмущались.И не плясали и возмущались не гребите всех под ону гребенку.Мой вектор в этом плане никогда не менялся.

правильная поездка. здорово, когда не только помнят, что "деды воевали", а кто, где... на майских были в деревне во владимирской области, там у местной школоты (7-10 лет) спросил - кто такие фашисты?
- фашисты - это наши!
- ... а кого победили в день победы?
- ленина!
- ...
мы в этом возрасте играли в войнушку. были наши и фашисты. и наши всегда побеждали.
боюсь представить, что будет ещё лет через 10-20 в мозгах у детей нынешних школьников.

airvawe - зачетный аппарат! в свое время думал о его покупке. удачи на дорогах!
Мой отзыв: Kia Carens 2011

МОЛОДЦЫ, что поддерживаете и чтите память о своих родных!
Приятно что и поляки поддерживают эти объекты в таком хорошем состоянии и вообще так хорошо и внимательно к ним относятся.
Не то что в Прибалтике или сейчас на западной Украине. БОГ им судья.
Сам только что проехал из отпуска - проехал по территории Польши, Чехии и Австрии.
И действительно, увидел своими глазами, что после присоединения Крыма к россиянам стали относится более уважительно. Простые люди признают и понимают стремление единого народа жить вместе. Сейчас готовлю отчет.
Мой отзыв: Subaru Outback 2018

Subarict:
УДАЧИ Вам в жизни и успехов в новых путешествиях.
Я бы не стал так идеализировать ситуацию с Крымом.
Не забывайте, что в Крыму наш флот на арендуемых базах.
+ пользуясь ситуацией Россия достаточно дипломатично, с присудствием безымянных войск, не дала появиться в этих краях НАТОвским или американским "миротворцам".
Разумеется и народ поддержал, им за это пашпорта выписали. В Конституцию внесли правки - Крым наш!
______________________
К России и так относятся неоднозначно - факт.

Разговаривали с Паном Маиушем и его коллегами (в картинной галлерее одного из коллег. про это в отзыве указывал) про искусство зашла речь ... смотрим картины - и зашла речь об одной работе. Я ответил, что оригинал в Третьяковской галерее (state tretyakov gallery). Мариуш ответил, что с присоединением Львова перед войной много худ. работ польских авторов находятся на складах третьяковки и готов был назвать их мне.. Но, тут не попреш (как с Курилами) Львов вошел в СССР. Работы в фондах Третьяковки. Вывод - презжайте в Москоу - посмотрите вживую. Другого не дано.
_________________________

Еще на одной из заправок купил какой-то шампунь от налипающих на лобовое стекло мошек - реально шампунь =) мошек отмывал хорошо. всю обратную дорогу его лил на стекло.
2 литра ок 70р. У нас или не засмечал такую штуку или нужды не было. По приезду госномер и фары были в мошкаре. Хорошо в бампере перед радиатором установил сеточку. Очч кстати.

Subarict:
УДАЧИ Вам в жизни и успехов в новых путешествиях.
Когда СССР аннексировал прибалтийские страны все тоже думали что навсегда.Прошли многие десятилетия и оказалось что нет.Так что и с Крымом думаю ещё не последнее слово сказано.

Память вечна!

автору спасибо за отчет,не часто такие отчеты здесь появляются,тем более спасибо

Благое дело сделали! Молодцы!