|
Идея посетить Польшу возникла после того, как брат нашел документальные данные о судьбе без вести пропавшего двоюродного прадеда. По нашим данным в советский период он числился как «пропавший без вести», но вот недавно, используя некоторые поисковые форумы, смогли получить данные о том, где был пленен, в каком фашистском лагере числился, в какой бригаде работал и где похоронен.
На руках был скан немецкого лагерного листка с личными данными — наименованием лагеря, датой рождения, пленения, смерти, данными семьи и местом рождения + каким военкоматом призван. Нашли и информацию о лагере и о том, что от него в настоящее время осталось.
Немецкий лагерь Shtalag Lamsdorf 318 находится на территории западной Польши в деревеньке Ламбиновице (ок. г. Ополе): http://www.cmjw.pl/www/index_en.php?id=muz_lam; http://en.wikipedia.org/wiki/Stalag_VIII-F
Несмотря на документальную приписку к этому лагерю, следуя из последней записи в документах, место работы и смерти прадеда было в 120 км от Ламбиновице, около г. Гливице в деревне Panove (ныне г. Миколов (одна из улиц)). Для установления более подробных данных о работе заключенных в Миколове и братских захоронениях обратились в facebook — нам помогли.
Пожилой поляк (пан Мариуш) — краевед из миколовского исторического общества заинтересовался нашим поиском и представил информацию о нахождении здесь советских пленных и местах их захоронений.
Изучив материалы и расстояние решили сгонять в Польшу на авто на несколько дней (накануне разговорился с сыном прадеда, ныне здравствующим двоюродным братом моего покойного деда — его очень тронуло то, что в наше время стала доступна такая информация... много рассказал, смотрели старые фото).
Визу получили без проблем, она к нашему приятному удивлению оказалась бесплатной (т.к. у нас на руках было письмо-подтверждение из «Красного Креста», помимо имеющихся брони гостиницы и справок о доходах), т. е. целью нашей поездки был не просто туризм, а посещение захоронения родственника. В польской визовой анкете такой пункт есть.
Итак, дорога:
Москва—Брест — 1 200 км (первый день).
Брест (граница) — Гливице — 680 км (второй день).
Поездка в Ламбиновице — 250 км туда-обратно (третий день).
Потом обратно.
Автомобиль Honda Airwave GJ2
Из Московской области выехали в 5 утра — хорошая, весенняя апрельская погода, пустой МКАД, поворот на Минское шоссе. Платный участок (19 км) испытывать не стали из-за его малой протяженности, о чем пожалели, т. к. на обычной минке ограничения «40», «60», ремонты. В целом обычная российская трасса по две полосы в каждую сторону. Скорость потока 110 км/ч, в населенных пунктах около 79.
Граница с Белоруссией безостановочная + после границы сразу ограничение скорости до 120, что с учетом ровной прямой дороги не может не радовать. Пункты оплаты когда-то платной дороги пустуют.
С легковых сейчас плату не берут. Порадовал на одном из парковочных карманов бесплатный цивильный туалет (не ожидал). Бросается в глаза то, что белорусы не включают «ходовые огни» — на большой скорости они все-таки нужны — острее восприятие.
На главной трассе Белоруссии с ближним светом только русские или поляки. Трасса в Белоруссии — реально хорошая скоростная дорога (лучше, чем у нас), но все-таки чуть хуже, чем в Европе (стыки есть, но все они залиты битумом). Машин немного, скорость 120-130 — это приятно.
На трассе за бензин можно расплатиться русскими рублями. Это удобно. Все остальное покупается за белорусские рубли или оплачивается по карте. Расплачивался картой за минералку на заправках и за обеды в кафе. Борщ у них вкусный, а вот Wi-Fi в кафешках почему-то не было.
Рассказывали про какие-то карточки оплаты интернета — долго и неинтересно.
К вечеру были в Бресте в забронированном частном отеле рядом с объездной. Загнали машину и спать.
Утром рано на границу. В 6:00 утра на «Варшавском мосту» никого кроме нас не было. Сонные погранцы нехотя отодвинули заграждение, спросили, куда едем, проверили наличие грин-карты и для вида попросили открыть/закрыть багажник. Все, мы в Евросоюзе.
Поляки проверили наличие грин-карты, страховки здоровья. Спросили, что за модель авто с правым рулем и разрешено ли её легально регистрировать на территории России. Ответил, что авто японское и что регистрировать можно, также, с наших слов, погранцы узнали объем бензобака и сколько бензина везем. Ответил, что полный бак и все. Потом стандартно Duty-Free и информациооное табло о скоростном режиме и необходимости включать ходовые огни — т. е. ближний.
На протяжении почти 60 км от границы по Польше идет ровная двухполоска через маленькие деревни. В деревнях ограничение 50 км/ч + камеры. За пределами 90 — ближе к г. Минску-Мазовецкому (к Варшаве) дорога становится шире + ограничение вырастет до 120. Дорожное покрытие качественное, ровное + отличная разметка. знаки понятные и логичные.
Чуть отъехав от границы, понял, что поляки, мягко говоря, пренебрегают знаками... Прикинув это, пристроился в хвост одному аборигену, чем увеличил скорость передвижения.
Перед границей заправился в Белоруссии 92-м бензином на зеленой заправке «Белнефтепродукт» (как-то так) и почувствовал, что мой хондовский vtec как-то «не едет». Рычит и разгон какой-то вялый. Вспомнил обсуждаемые на форуме темы про стучащие на холостых клапана от плохого топлива и понял, что в Московской области 92-й бензин очень даже хороший. Позже залил польского 95-го на Peter oil и стало лучше.
После погранперехода заехали в корчму Pajero д. Залесье, где тусят дальнобои, обменяли евро на злотые (за одно евро дали 4 злотых), вкусно отобедали и… дальше.
Варшаву обходили по объездной — двухполоске, да, не быстро, но если сравнивать с А-108 (вторая бетонка МО), то дорога по качеству лучше, есть обочина, асфальт ровный, нет колеи.
После на юг — на Катовице и Гливице через Томашув-Мазовецкий, Петкрнув-Трыбунальский и Ченстохова.
Дорога стала шире, скорость больше. Шли 120-130 (при ограничении 120), гонщики меня «делали» по левой полосе, как стоячего...
К вечеру были у цели в г. Гливице. Расположились в недорогой гостинице со своим паркингом и пересеклись с местным краеведом из Миколовского исторического общества.
Пан Мариуш, на «Королле» (типа «Allex»/»Runx») приказал ехать за ним и показал места, где во время II Мировой жили и работали советские военнопленные. Какие бригады работали и что делали. Показал остатки недостроенной советскими военнопленными в лесу дороги на Катовице, показал здания-казармы, в которых расселяли пленных, и места братских могил.
Общались по английско-польско-русски, больше по-английски. По-русски он знал очень мало, а по-польски мы не понимали.
Заехали в городок Руда Слёнска, где нам устроили прием в картинной галерее. Почти вся экспозиция этой небольшой галереи посвящена истории добыче угля — основному промыслу этого края. Многие заключенные в том числе работали на шахтах. Хорошо пообщались — обсудили разное, включая современные политические события.
Второй день посвятили поездке в городок Ламбиновице (в музей лагеря shtalag Lamsdorf 318).
Утром перед поездкой разыскали кладбище советских воинов в г. Гливице — оно есть, оно в порядке, поддерживается в чистоте. На нем похоронен земляк, погибший при освобождении Силезского воеводства в 1944. На двух надгробиях имелись портреты — изготовленные и прикрепленные родственниками, что выделяло эти могилы из безликого однообразия.
Т. к. в Польшу ездил без навигатора, на узких улицах г. Гливице пришлось поплутать. Спрашивал дорогу у прохожих, показывали, подсказывали на английско-польско-русском. Отмечу, что молодое поколение не знает русского вообще. А те, кому за 40, кое-что понимают, а некоторые могут даже что-то ответить. Карты пути распечатал в виде принт-скринов с Google, и этого вполне хватило.
В Ламбиновице путь лежал через платную трассу — (в сторону Вроцлава) при въезде на трассу в турникете берем билет с магнитной лентой, а в месте съезда с трассы в турникете — кассе предъявляем имеющийся билет и оплачиваем пройденный путь (на самом билете предостережение: «Не портить билет»). Пройдя 120 километров, съехали с платный трассы, заплатив, ок. 100 руб. (за такую трассу не жалко).
В Ламбиновице, в бывшем здании немецкой комендатуры сейчас музей (архив) + в окрестностях памятники, братские могилы и остатки тех самых бараков с колючей проволокой — того самого лагеря. Территория немаленькая за полями и лесами. На машине было удобно. Имея на руках подготовленные карты мы все объехали и осмотрели.
Приехав в сам музей и объяснив, что мы из России, хранители очень удивились гостям издалека и попытались как-то провести экскурсию, но русский был никудышный, и они показали нам небольшой ролик-фильм на русском, повествующий обзорный рассказ о лагере. В залах, помимо основных экспонатов, имеются интерактивные экраны с видеорядами и рассказами на польском, немецком и английских языках. Мрачно, трагично… Советских заключенных с 1941 года было больше всего. Подробности смотрите на сайте.
Вот, как пример, репортаж из музея Ламбиновиц, правда, на польском:
Картинки невеселые.
Передали им в фонд музея скан лагерного листа и довоенное фото прадеда, разговорились с сотрудниками. Они были тронуты проявленным вниманием и таким целенаправленным визитом издалека, подарили кое-какую литературу на память. Разговаривали по большей части по-английски. Их интересовало, откуда мы нашли информацию об их лагере и данные об узнике? Как смогли приехать?
Кратко рассказал, что времена меняются, поиск рулит и что в этом нет ничего сверхъестественного, визу дали без проблем. Потом проехали за пределы поселка к памятнику братского захоронения советских военнопленных и осмотрели остатки бараков, в которых жили в разное время разные заключенные, по большей части из СССР. Один из бараков специально восстановлен как экспонат под открытым небом, в него поставили нары для антуража. Забор, колючка, ворота, смотровые вышки в лесу — все осталось, стены бараков — всё с тех времен. Мрачно, места глухие. Случайных прохожих тут нет, т. к. до ближайшей деревни несколько километров. Представляя ужас сотен тысяч загубленных жизней, становится не по себе. Кругом лес — никого. Во время II Мировой это была территория Германии и это был один из лагерей смерти.
Неспешно трогаемся в обратный путь. Там же в лесу встретили минивен, в нем пожилая туристка из Великобритании. Она с предствителями музея тоже осматривала остатки лагеря — пленные из Британии в небольшом количестве тоже имели место здесь быть.
На следующий день в обратную дорогу.
Кратко резюмирую ... Пройдено всего 4 000 км.
Бензин в России и Белоруссии стоит почти одинаково, в Польше около 64 руб. (92-го в Польше нет). Ездят поляки с превышением приблизительно на 20-30 км. Под камерами, разумеется, скорость сбрасывают, но не до полного соответствия. Камер много, о чем предупреждают знаки, да и сами камеры видны невооруженным взглядом. Ездят поляки быстро, но предусмотрительно аккуратно, стартуют резво на механиках, не подрезают и двигаются с минимумом перестроений. Этому служит еще и спланированность дорожных полос, светофоры на каждый из поворотов и отсутствие «развязок-бабочек», как на московском МКАДе, большой плюс — это разгонные полосы почти везде и понятные дублирующиеся знаки.
На платной трассе попали в пробку (причиной было ДТП — все стояли, ждали в своем ряду и никто никуда не лез, но все быстро наладилось, дорожная инспекция появилась как будто из ниоткуда и растащила пострадавшие авто).
Заправлялся на заправках Lotos, Orlen, Statoil, Bi-Pi. Видел у них и наш Lukoil. Принцип заправки — сначала заливаешь, сколько необходимо, потом идешь расплачиваться. Конечно, на хорошем 95-м машинка разгоняется ощутимо резвее, но разницы между европейским 95-м и российским не заметил. На нашем Лукойловском 95-м мотор раскручивался отлично.
Видел четыре раза британцев на праворулях (с британскими номерами). Автопарк в общей массе недорогой и не новый, в основном немецкий. «Ауди», «Мерсы», «БМВ», «фольцы» 20-летней давности. Очень дорогие авто вроде свежих «X5», «X6», «S500», и «Lexus» с «Infiniti» почти не встречал вообще. У нас же таких авто на дорогах достаточно много.
Много легковых авто в кузове универсал — например, последний Honda Accord Wagon (видел несколько и все в кузове универсал). «Опель-Зафира» и «WW Шаран» дизеля — тоже популярные авто.
Негатива от жителей Польши замечено не было вообще. Оккупантами никто не называл. За Крым не предъявляли. Приятные люди, в помощи не отказывали, поездкой остался доволен, все прошло по плану. Спрашивал и про камеры и про превышение. Отвечали неоднозначно, но подтвердили, что штрафы приходят — факт, камеры работают не все. Приходят ли они на иностранные номера непонятно. Главное, чтоб не отказали в следующем шенгене. Подтвердили, что за большие нарушения скорости полиция реально останавливает — видел пару раз инспекцию на межгороде и остановленные «мерсы».
По дорогам — на них реально меньше пыли (то ли асфальт чище, то ли обочина засажена газоном), после проливного дождя, под которым ехали, машина осталась чистой. Моек почти не встретил (пару раз видел мойки с самообслуживанием). Правая полоса «воющая» нанесена таким образом, что при наезде на нее на большой скорости возникает звук, скорее всего, чтобы не терять бдительность (не заснуть) и держать авто по центру дороги. Видел авторазборки по «европейкам», а в приграничье торгуют новой и б/у резиной (разной) с рекламой хорошей цены и возвратом tax-free — не останавливался.
Расход топлива — от 6,5 до 7 литров. На скоростных трассах Польши чуть-чуть больше, но не больше восьми литров на сотню. В Белоруссии встретили старые названия — сельсоветы, райисполкомы, обедали, например, мы в Ивацевическом РАЙПО. Несмотря на название, кормят очень хорошо и дешево (125-й км от Бреста).
На обратном пути единственным минусом было стояние на польско-белорусской таможне. Пересменка у поляков и долгое пропускание со стороны белоруссов — в итоге на прохождение границы потратили 3,5 часа. Белорусов проходили без декларирования по «зеленому» коридору. Причиной всему «челноки» и просто поездки жителей Бреста в приграничный Тересполь за покупками. До кучи, белорусские пограничники попросили убрать видеорегистратор, т.к. по их словам, они запрещены.
Апрель 2014.