Хабаровск—Байкал, или Дню ВМФ посвящается

19.03.2014 | 17890 просмотров

На Mazda Bongo Frendee 1995 г. с палаткой-автомат и Ssang Yong Rexton, или просто Рекстон, 2010 года выпуска, коробка, сборка — Владивосток.

Идея посетить остров Ольхон на Байкале родилась год назад, когда два ветерана подводника, служившие на легендарной атомно-ракетной субмарине К-178 в разные годы и в разных званиях на Камчатке, встретились на отдыхе в заливе Владимира на побережье Японского моря.

Тем, кто служил во флоте, всегда найдется о чем поговорить, вспомнить сослуживцев, будни походов и просто флотские байки. И времени всегда на это не хватает. Казалось бы, еще год впереди, можно было передумать отправляться в такую даль, рядом и моря потеплее, и природа красивая, и рыбы любой полно. Но идея оказалась настолько заманчивой, что пришлось встретиться еще не раз, чтобы обсудить все в деталях. Дело в том, что живем мы в разных городах, в Хабаровске и во Владивостоке, и друзьям пришлось два раза приехать к нам. Принято решение:

1. Выезд назначить на 12 июля 2013 г. в полдень.

2. Идем под Андреевским флагом.

3. Автопробег посвящается дню ВМФ.

4. Питание только автономно.

5. Одну из машин переоборудуем под кают-компанию.

6. Связь между экипажами по рации.

7. Форма одежды — тельняшка, маечка.

Далее по тексту: ВМФ — Военно-Морской Флот, АПЛ — атомная подводная лодка, кают-компания — место приема пищи, гальюн — туалет, субмарина — подводная лодка, рундук — место для хранения вещей.

Подготовка: Казалось бы, MAZDA BONGO FRЕNDEE продумана японцами для отдыха до мелочей, и стол хороший и спать можно с комфортом.

Но, учитывая предыдущие автопутешествия по России (Хабаровск—Братск—Тюмень—Ейск—Сочи—Санкт-Петербург—Белокуриха и обратно, или Тридцатилетию совместной жизни посвящается), я решил салон японского авто переоборудовать по-русски с максимум комфорта.

Подготовка: В правый задний угол салона по крепежным местам для ремней изготовил стойку для домкрата, лопаты и пилы.

Место для сна должно быть универсальным: лежак, рундук, скамейка.

Технически, думаю, не требует разъяснений, внуку Артему понравилось. По левому борту изготовил откидной стол, и вот так выглядел салон на день отъезда.

Холодильник на переднем плане слева, и справа ……? Вы не ошиблись — биотуалет.

Т. к. питание должно быть автономно, наши штурмана тщательно продумали меню, и запаслись продуктами длительного хранения, остальное в холодильник. Продуктам нашлось место на крыше.

Рабочее место штурмана.

12.07.2013 г. В 14:00 второй экипаж выезжает из Владивостока, периодически связываемся по телефону о их местонахождении и уже за полночь встречаем. Ночная трапеза и спать.

День 1-й. 13 июля. После завтрака проверяется буквально все, от экипировки до продуктов. И как гласит неписанное правило «Просмотри все, что берёшь и оставь половину» что-то остается, что-то добавляется. 14:00 полный сбор у своих авто по форме одежды — тельняшка.

Давайте знакомиться: Экипаж № 1. Водитель Александр и штурман Ирина.
Экипаж №2. Штурман Татьяна, водитель Сергей.

По традиции поездку начинаем с посещения храма и набрать в дорогу воды из святого источника.

Историческая справка: Церковь Серафима Саровского.

Первый камень в основание церкви был заложен на Серафимовой горке в Северном округе Хабаровска 1 августа 2003 года в день 100-летия канонизации чудотворца. Освящение храма прошло накануне 150-летия Хабаровска, 29 мая 2008 года. Освятил храм и провел первую божественную литургию архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк.

В 15:25 покидаем город. Заправка бака до полного, по цене ДТ 34,50 руб. Тем, кто отправлялся в длительные поездки, хорошо знакомо чувство неизведанного впереди, вот и перед нами все только началось.

Температура за бортом +23 , небо ясное, настроение прекрасное, хорошая дорога, впереди движется колона явно с негабаритным грузом блочных комнат, вероятно, под северный завоз.

Но то, что стало через полтора часа, назвать можно полным кошмаром. Сильный ливень с грозой, дворники на полную мощь еле справлялись с потоком нахлынувшей воды с неба. Съезд на обочину тоже опасен, бывало после таких ливней можно увидеть до полуметра размытой обочины.

20:45 в районе Облучья на 365-м км попадаем на участок реконструкции дороги. Дорожная техника, встречный поток дальнобойщиков, пыль просто облаками с ограничением видимости. Я не стал рисковать идти на обгоны, т.к. встречались большие камни и, пристроившись за грузовиком, тащились почти 20 км. 23:00 выбрали площадку для отдыха, по рюмочке для сна и спать. Пробег — 436 км.

День 2-й. 14 июля. Подъём 7:00. Так выглядели наши авто после первого дня пробега.

Штурмана готовят завтрак.

Т.к. поездка связана с флотом, расскажу, как кормили завтраком подводников 70-х годов: Стакан молока, вареное яйцо, сгущенка, сыр, масло сливочное, творог, сахар, колбаса, печенье, хлеб, кофе (ячменный), мед или варенье, и все это каждый день. Нет, не хвалюсь, это к слову, за основу на завтрак подавались те же продукты по возможности. Но в этот день дополнительно был молочный суп. С утра было яркое солнце, но немного огорчало внешнее состояние наших машин, ужасно грязные, но ненадолго. Утилизация мусора для нас было делом ответственным на всем протяжении трассы и отдыха.

На полном баке прошли 620 км, бак 60 литров, расходом топлива я удовлетворен, но вот на очередной заправке не оказалось ДТ, и как пишет штурман в бортовом журнале «Даже морожена нет, ПОЗОР». Белогорск — ДТ по32,50 льем до полного. 15:45 дня, в течение 3-х часов не можем подыскать стоянку для обеда, и только в 17:00 обед. Солнце палит +30!!! 19:47 сильный ливень, как позже выразился Александр: как керш на мойке. Машины обрели нормальный облик.

Никто еще мимо не проезжал, чтобы не оставить фото на память, достаем штатив, и вот они мы путешественники Хабаровск + Владивосток.

20:00, дождь закончился, заправляемся по 35,50 на «Альянсе». 21:00 легкий ужин и пошли в ночь. Стоянку выбрали шикарную, проще, просто утомились, и вот что-то объемное, с разметкой по всем правилам. Оказалась Часовня Николая Чудотворца. 00:40 по Хаб. времени, спать, утром рассмотрим.

День 3-й. 15 июля. 7:00 подъем. +12 дождь, туман. По чашечке кофе и в дорогу, нас ждут в Могоче. Дорога, как в море волны, движемся, глядя на метал. ограждения, чтобы вовремя нажать на тормоза.

11-00. Когда я делал этот снимок, еще никто из нас не знал, как круто изменится наш маршрут в дальнейшем.

На повороте в Могочу нас встретил Сергей, сослуживец Александра, нас ожидал шикарный обед и помывка.

Сергей стал советовать нам посетить Алханай и подробно показывать на карте место Национального парка,
но в подходящий момент слово сказала хозяйка дома Наталья — собирайся, поедем и покажем.

Сказано — сделано.

В колону встаёт третий экипаж, и все мы в тельняшках. Вперед!

12:17 отправляемся на целебный источник, тогда мы еще не знали, что это будет ледяная вода.

15:00 останавливаемся на речке Черная и купаемся, вода оказалась теплой, течение спокойное.

На 1717 км заехали в часовню.

Чернышевск. 17:45 заправляемся по 34,90 руб. ДТ до полного, т.к. скоро съезжаем с трассы. В 21:00 поворот на Урульгу. Гравийка, но нам повезло, прошел грейдер. Признаться честно, мы попали в мир СССР, 20 лет спустя. Все напоминало ту жизнь, которую мы забыли, — степи, советская техника, деревянные избы, скот, что-то радовало, что-то огорчало.

21:30 стало прохладно, включаю печку. В пос. Олентуй заправляемся по 33,00 руб. и ищем место для стоянки. Штурмана готовят поздний ужин, и начинается вечеринка. В кают-компании удобно разместилось 6 человек. За ужином приняли немного горячительного и впервые исполнили одну из походных песен. Прошу прощения перед дромовцами за изменения стандартной формы отчета с уклоном в сторону лирики, но как в походе без песни: Острова.

Послушно шумит дизелёк, И сквозь лобовое стекло Наш взгляд устремляется вдаль. До свиданья, наш Дальний Восток

Припев: Мы любим дороги России И в дождь, и в зной, и в пургу, Где же он, где же он? Где же он тот остров Ольхон?

За гребнями волн Золотого Названье ему дали РОГ Есть остров красавиц Русский До встречи наш Дальний Восток.

Припев.

Природы краса земная Кругом окружает нас Россия нам зрелище рек представляя Дает нам верный наказ.

Увидев красоты Байкала, Пред ним ты степенно склонись. Саянов хребты, его охраняя, Веками дают ему жизнь.

Припев: Мы любим дороги России И в дождь, и в зной, и в пургу. Вот и он, вот и он Вот и он тот остров Ольхон! Бочаров С.

Пройдено 775 км. Полный отбой 00:30!

День 4-й. 16 июля. Подъем 6:00. Только водители, по ложке меда с орешками и в путь. Штурмана спят! Отправляясь в поезку, Ира и Саша подготовили вот такой контейнер со всякими орешками, залитыми медом. Очень удобно и полезно до завтрака принять по ложке такой вкусняшки.

Цель сегодняшнего дня — заехать по пути в санаторий «ДАРАСУН».

Справка:

«Санаторий Дарасун один из крупнейших бальнеологических курортов Сибири и Дальнего Востока. Территория курорта, находящаяся на высоте около 750 м над уровнем моря, окружена с трех сторон горами, покрытыми березовыми, сосновыми и смешанными лесами. Вдоль реки, долина которой имеет ширину до 1,5 км, тянется парк с деревьями смешанных пород, в которых преобладает лиственница. В летний период долина покрывается пышной луговой растительностью».

При подъезде к здравнице нам открылся весьма печальный вид. Видимо, когда-то по СеСеСеРовским временам был более свежий вид, сейчас вместо проходной — киоск с пивом и закусками, въезд перекрыт пивными столиками. Не успели выйти из машин, как я услышал крик падающего человека, обернулся и увидел навеселе парочку местных жителей, которые поднимались по ступенькам на стоянку машин, с требованием — сфотой и нас.

Идем осматривать корпуса и самое главное — это вода!

Исторические надписи на бетонных латках в асфальте.

Кажется, это была открытая летняя танцплощадка.

Мы петляли по дорожкам, тропинкам, чтобы выйти к источнику, где набирают воду, и мое внимание привлекла бегущая женщина, это, видимо, одна из отдыхающих, больше никого не видели, время было 10:00 утра.

Набрав этой замечательной воды в дорогу, мы возвращались к стоянке другой дорогой.

Кажется, это было летнее кафе — сейчас напоминает полную разруху.

На выходе я увидел припаркованный мотоцикл, кажется «Ковровец», но ночью я бы в этом поселке не рекомендовал никому ездить. Хочется извиниться за столь негативный подход к ознакомлению с этим курортом, факт просто режет глаза, я за внешний вид, думаю, что обслуживание и лечение там более высокого уровня. В качестве отступления хочется прокомментировать слова диктора «Авторадио» по началу лета:
— Бурятия готовиться принять туристов в количестве 700000 человек.
К чему я это цитирую, ведь готовы ехать люди так далеко, чтоб увидеть красоту этих мест, уже по осени по ЦТ опять информация: первое место по туризму — Байкал, 2 — Кремль, 3 — курорты Краснодарского края. Покидая ДАРАСУН, мы все же остались довольны тем, что посетили еще один уголок нашей большой страны. Выехали из поселка и устроили себе завтрак.

Хочется отметить, что идея переоборудовать салон, себя оправдала. Приятного аппетита!!!

Впереди Алханай!

Как гласит придание, фильм «Даурия» снимался в этих степях.

Справка: «Съёмки проходили в 1969-1971 годах в Сибири, Забайкалье, Чите, Иркутске и под Нарвой, где построили казачью станицу, в которой актёры своими руками доделали удобства и прожили с коллегами по съёмочной группе два года как казаки».

В 13:20 прибыли в Алханай.

Встретили очень вежливо, зарегистрировали и после оплаты впустили на территорию парка.

Когда ознакомились с очередным информационным стендом, то нас удивило прочитанное, мы же едем на Ольхон! Значит, не зря нас привела сюда дорога и желание Сергея и Натальи показать нам эти места, большая им благодарность.

Чистота и запах воздуха просто поражает. Но хочу вернуться к написанному, что целебные источники — это ледяная вода. И действительно нашему взору открылся горный поток воды. На первый взгляд было как-то непонятно (за свою историю жизни мне приходилось видеть немало целебных источников по стране в горах Тянь-Шаня, на Камчатке, ДВ). А тут речушка, да ещё вода как лёд, но по поверью бурятов необходимо окунуться нечетное количество раз. Мы решили, что три раза достаточно. Выбрали свободное место и начали готовиться к приему водных процедур.

Таким образом каждый лез в эту ледяную купель, но после второго раза испытываешь благодать по телу. Выше по течению лежат таблички с наименованием видов заболевания, маленькие ручейки бьют из под камней, мы тоже набрали воды.

Предлагаю маленький экскурс по парку, территория большая, но у нас времени на полный обход хронически не хватало.

15:40 покидаем Алханай и идем на Читу. 20:00 расстаемся с Сергеем и Натальей со словами благодарности за такой интересный маршрут. 22:00 ужин. 24:00 — сон.

День 5-й. 6:30 подъем, +12 тепла, традиционная ложка меда и в путь. 10:30 — завтрак. 15:30 заезжаем на АЗС , ДТ по 31,90 руб. 17:30 пересекаем реку Селенга. Сразу за мостом съезжаем к берегу и устраиваемся на обед и искупаться.

К вечеру добрались до Байкала, и решено было заночевать в п. Бабушкин. Первая встреча с продавцом омуля, это визитная карточка для всех туристов.

Рядом стоял тягач с трейлером груженный буровой установкой, как выяснилось, наш хабаровчанин 80 тонн груза тянет в Москву, но рассыпалась крестовина, и уже несколько дней он ждет запчасть.

Это тот самый тягач, но в кадр влез продавец рыбы, на обратном пути он нам встретился, значит, отремонтировался. Выбрали место на берегу для ужина и сна, вот несколько снимков.

Это так мы на ночь упаковали мусор, чтобы запаха остатков копченого омуля не было, а утром в поселке его утилизировали в контейнер. На заправке увидели трейлер, кто-то на отдых катерок прихватил.

День 6-й. 6:00 подъем. Завтрак. В этот день по плану встретиться с друзьями из Братска и посетить музей часов в Ангарске. 1091 км — цыгане разводят водителей под видом иностранцев. Ранее в дроме читал про такой развод, мол, деньги кончились, украли, и народ ведется, а в кустах целый табор. Не рекомендую даже останавливаться.

Встреча с Юрой и Татьяной из Братска, мы договаривались встретиться на Ольхоне, но друзья туда выехали раньше, погода испортилась и сорвало палатки.

Историческая справка: «Основатель музея — Павел Васильевич Курдюков — уроженец села Сретенье Вятской губернии, где у него была собственная часовая мастерская. В 1958 П.В. Курдюков переехал в Ангарск, где работал на промышленном предприятии и начал коллекционировать часы. В 1967 г. передал свою коллекцию (около 700 экспонатов) городу. В 1968 г. коллекцию поместили в Ангарском краеведческом музее. К тому времени Курдюков вышел на пенсию и устроился смотрителем в музей, продолжая пополнять свою коллекцию. В 1993 состоялось открытие новой экспозиции в специально реконструированном для этой коллекции здании». Посетить музей часов в этом городе была у меня давняя мечта, к тому же было по пути.

Экскурсией по музею остались довольны, оставили в книге отзывов свои слова благодарности.

Заехали на местный рынок прикупить продукты и попробовали местной клубники. Кстати, на Байкале с 18 июля проходит фестиваль клубники, такого изобилия я нигде не встречал, ароматная и вкусная. Этот кадр сделан на обратном пути.

Выдвигаемся на о. Ольхон. Еланцы, ДТ по 31,20 руб., заливаемся до полного и на переправу.

Очередь, которую мы увидели на паром, нас впечатлила, пришлось ночевать. Утром после завтрака погрузка.

Паром бесплатный, до намеченной цели остаются считанные часы, но необходимо зарегистрироваться в п. Хужур, чтобы поехать в северную часть острова.

Параллельно идет несколько дорог в одном направлении, нас это удивило. Но когда от встречной «буханки» получил камень в лобовое, понял, для чего столько дорог, местные летают, а не едут.

Пеших туристов видели много, но эти произвели впечатление, обратил внимание, что идут с двумя палочками, а когда обогнали и посмотрели на них, кажется, точно под 90 лет обоим.

На ходу спрашиваю у девчат: «С какого города?». Одна — Москва. Другая — Волгоград. Переглянулись мы от удивления, и я сказал: «Эти точно родят здоровых детей, и наверняка не курят».

Место для лагеря выбрали на высоком берегу, оборудованное контейнером для мусора и приличным гальюном. Изрядно проголодавшись, стали готовить обед и устанавливать палатки.

Подробно про регистрацию. Цены: 1 взрослый человек ( пенсионер) — 30 руб. Машина — 350 руб. Палатка 200 руб. За палатку-кухню денег не берут. Талон контроля обошелся нам в 4080 руб. с 19 по 23 июля. Выдали карту, где можно разводить костры. В лесу достаточно валежника.

Готовим плов, и полный отдых. Утром проснулся раньше всех и пошел в лес за валежником для костра. Тишина, чистейший воздух, я шел по тропе, как вдруг метров в 5 от меня с шумом взмаха крыльев взлетела большая птица. Глухарь, тетерев? Просто смотрел вслед улетающему хозяину этого леса, но впечатление осталось на весь день. «Байкал является пристанищем 236 видов птиц. Водоплавающих птиц среди них 29 видов. Водоплавающие птицы представлены в основном разными видами уток. Иногда можно увидеть гусей или лебедей-кликунов. Скалистые острова и устья рек полюбились чайкам. Изредка можно встретить цаплю и чернозобую гагару. Через Байкал проходит миграционный маршрут более 30 видов куликов. В районе Байкала они появляются в конце лета - начале осени».

«Особым почтением у местного населения пользуются орлы и похожие на них птицы. Всего здесь насчитывается 7 видов таких птиц. Среди них самый красивый и величественный белоголовый орел — орел-могильник. Орлиные гнезда могут быть до 2 м в диаметре. Их можно встретить на опушках леса, где они остаются десятками лет. Выводок из 1-3 птенцов вылупляется в начале лета. Зиму орлы проводят в более южных районах».

После завтрака решили сходить на мыс порыбачить. Экипировав себя снастями для ловли рыбы, отправились по берегу. Встретили катамаран с путешественниками, ребят было 9 человек, все из Перьми и прилегающих городов.

Встретилась маленькая пещера, но лезть туда не стали, да и фонарика не было.

На песке обнаружили свежий след непонятного нам зверя, говорили, что на острове есть медведи. На снимке видно замер глубины когтя.

Устроившись на камнях, мы пытались что-то поймать, но, видимо, как писал один автор отчета про Байкал — гранаты были не той системы.

Обратите внимание! На каменистом берегу пробуждение прекрасного и предмет цивилизации. Ниже снимок плохого качества, но на нем видно, сколько пакетов мусора мы тащим через дебри леса, чтобы выкинуть в контейнер. Зачищая берег, мы поняли, что весь этот хлам сюда никто не принес, его выбросило волной, значит, кто-то это все выбросил в воду, либо оставил на берегу и смыло волной. В общем, получился экологический рейд. Позже к этой теме я еще вернусь, и для себя я сделал вывод, что мой отчет будет заканчиваться на печальной ноте.

Несколько лет назад мне приходилось слышать, что на этот остров в определенное время летом со всей страны съезжаются оккультисты и что-то «ворожут». Интересно было наблюдать мистический треугольник из камней, берег высокий и песчаный, значит, их принесли издалека.

Вечер провели у костра, позвали соседей на посиделки и пели песни, мы им свои, а они свои. А вместе по заранее распечатанному тексту песню про Байкал, ну как в походе без песни.

У костра вечерняя

1. У костра в далеком Забайкалье
Собрались мы с разных городов,
И огонь, теплом своим лаская,
Лиц задумчивых согреть готов.

2. Искры, с треском бисером играя,
Мне напомнят молодость мою,
Детство, где я с босыми ногами
В небе выбирал звезду свою.

3. Мы прошли нелегкие дороги,
За мечтою брали отпуска
Насладиться красотой Байкала
И сидеть подолгу у костра.

4. В небе звезды россыпью сверкают
И, как в детстве, я ищу свою,
Ту, что уже более полвека
Отыскать на небе не могу.

5. Скоро мы разъедемся и снова,
Как мечтали в детстве у костра,
Собираться в дальнюю дорогу
Нас заставит новая мечта.
09.07.2013. Бочаров С.

В приятной беседе выяснилось, что мы оказались представители пяти городов: Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Барнаул и Москва. Песня пошла в народ.

Утром следующего дня на одной машине поехали на мыс Хобой, это был самый зрелищный и очень впечатляющий день нашего автопутешествия.

Этим снимком подведен итог нашей мечты, мы это сделали!!! Поставлена еще одна точка на карте, где ты оставил свой след. Но! Как в песне поется: «Собираться в дальнюю дорогу, нас заставит новая мечта». Когда делался этот снимок, мы еще не знали, как круто изменится наш маршрут, но об этом позже. Сама по себе природа острова очень красивая, но растительный мир мне показался не так богат. Туристов в сезон очень много, уазики «буханки» постоянно шныряют по своим маршрутам, а их три — автомобильных, и два велосипедных. Несколько снимков флоры.

И я так подумал.

На обратном пути заехали в бухту Песчаную. Во время войны в этом месте был лагерь для подростков, я имею в виду кто по «малолетке» сидел. Покупались и вернулись на свой бивак.

Нас встречала картина разочарований, блудливые коровы, вспороли нашу кухню и поели продукты: омуля, картошку, морковь, подрали пакеты. Сломали газ плиту, и погнули стойку палатки. И это еще их соседи отогнали.

Рыбой нас обеспечивал Сергей из Иркутска, и в этот раз угостил соленым омулем приготовленным по старому рецепту. Он выкопал яму, уложил хвоей, рыба посоленная, пересыпанная местной ягодой, укладывается и накрывается хвоей, тканью и засыпается песком. Через два-три дня готова. Зашел разговор, когда съезжаем, и он предложил нам поехать на Аршан. Это как раз про то, как круто может измениться маршрут. Подсчитали свои деньки и приняли предложение, но это уже будет горячая вода! Остальное время провели в суете и отдыхе.

23 июля, с утра сборы, в дорогу укладываем вещи, заправляем термоса и в путь.

Очень памятное фото двух экипажей, но это только пройдена половина пути, впереди невиданный нами Аршан!

На Песчаной не рассчитал скорость и зарылся в песок. Достаем фал, и вытягивает меня Саша. Просто скорости нужно было добавить. Обратная дорога показалась нам короче, да и очередь на паром обрадовала. Долго не стояли, но глаза не завяжешь, смотрели по сторонам.

На заднем плане снимка добротные кирпичные туалеты, но картина их посещения просто ужасающая. Зайдя туда, молниеносно оттуда просто вылетали, и от безысходности дамы присаживались рядом с тропинкой, а джентльмены по джентельменски по другую сторону тропинки обджентельменивали малую нужду также у всех на виду. Какой позор!!!!! Лучше бы паром был платный, и сервис достойный, а сколько мы там иностранцев видели, да и себя уважать надо. По совету Сергея мы заехали в кафе по дороге, попробовать позы из рубленого мяса, и как он сказал, что в позах должно быть не меньше 30% жира. Кафе было в стороне от дороги. Хорошо пообедали..

До Иркутска вдоль дороги продают местные много земляники, даже видно как её собирают.

Добравшись до Култука, еще раз наваливаемся на копченого омуля и сворачиваем на Аршан.

Хороший асфальт, замечательный ландшафт и ощущение под собой своих лошадей, приятно ехать. Почти все пахотные поля закрыты своеобразным ограждением, я на глазок подсчитал, что это были вагонные поставки леса при коммунистах.

Территория термального источника «Жемчужина» своеобразна, на неё раньше всех утром приходят вначале коровы, ну а как мы уже знаем, они всегда могут все сломать, сожрать и гадить. Идем туда, куда идет народ, и конечно, как всегда самое ценное — это вода!

Именно в это заведение привел нас народ. Нет, здесь есть и ванны и бассейны, но мы решили по 100 руб. за одного испытать целительские силы воды. История этой скважины уходит в прошлый век.

Обходим местные прилавки, что-то берём, на что-то просто смотрим, и в громкоговоритель кто-то вкусно зазывал на плов и позы. При полной антисанитарии, все было приготовлено вкусно, особенно понравился бесплатный чай из местной лечебной травы «сархан-доля».

Остановлюсь на этом снимке. Вкус этих поз был великолепен, и только потому, что они были приготовлены в казане с дымком. Мы давние поклонники аналогичного блюда — манты, и готовим сами, но буряты, как и казахи, киргизы— народ кочевники, и казан для них это все. Соответственно расспрашивали, как готовятся позы, и что-то у нас получилось уже по осени.

После «Жемчужины» отправились на сам АРШАН, мы приехали к подножью гор. Попутчиком и гидом у нас был бурят Петр, он попросился довезти его до курорта. И действительно, нам с ним было интересно, многое рассказал о Бурятии и традициях этого народа.

Аршан — горный курорт, расположенный в Тункинском районе Республики Бурятия. История его воды и их освоение весьма характерны для курортов Восточной Сибири. Открытие минеральных источников курорта Аршан относится к последним десятилетиям позапрошлого века, хотя местное население знало их и пользовалось ими с незапамятных времен.

Мы отправились набрать целебной воды, Петр нас сопровождал, помог набрать воды, и попрощался с нами, когда мы уже отправлялись в обратный путь. Спасибо тебе, Петр!

Покидали Аршан в замечательном настроении, несмотря на то, что дождь нас сопровождал все это время. И не отъехали километра, как у нас началась вторая часть «Путешествие и приключения». До этого момента мы «Путешествовали», начались «Приключения».

20:00 — начала подниматься температура двигателя. Выбираю место у края леса и пытаюсь развоздушить голову двигателя. Двигатель WL-T по своей мощи всем замечателен, но особенность его установки в этом кузове такова, что радиатор находится впереди, а двигатель между водительским и пассажирским сидениями, патрубки к радиатору проходят низом, а для развоздушивания имеется от головы дополнительный шланг. В случае каких-либо проблем с нарушением системы охлаждения, происходит завоздушивание и «прошивает», появляются трещины в стенках между пазухами клапанов от перегрева. Как мог, объяснил, но это произошло так. Пока занимался двигателем, Татьяна времени не теряла и пробежалась по лесу.

Вторая машина вернулась за тосолом, и в 21:00 едем в Улан-Удэ, дождь не унимался всю дорогу.

23:00 все заново — кипим. Скатываюсь на какую-то проселочную дорогу и понимаю, что это уже серьезно, а впереди ещё 3000 км. Ужинаем и спать. Принцип «Утро вечера мудренее», думаю, поможет.

25 июня. Утро, +15, моросит дождь. Звоню в Хабаровск технарям и получаю совет — снять термостат. Начинаем ремонт, до обеда провозились и в дорогу, постоянно доливая тосол. А позже и воду. За день приходилось доливать до двух литров в расширительный бачок. Позже, дома при тщательном осмотре был обнаружен шланг с трещиной, по которой вытек тосол.

Штурмана приготовили замечательный завтрак-обед, настроение восстановилось, и опять в путь. На выезде из Улан-Удэ поужинали в придорожной кафешке, бурятские позы. Хочется заметить, что кафе закрывалось, но нас любезно обслужили. Пойдено 470 км.

26 июля. Облачно, +18, без осадков. В 6:30 местного времени подъем. 8:45 ДТ заливаем по 34,50 руб.

В этот день был такой эпизод с нами. Пошла на обгон фура, и как только обогнала, произошло у тягача «колесо на выстрел», взрыв просто был неожиданным, у него поотрывало подкрылки и еще что-то, короче, вздрогнули.

18:00 прошли Читу, подкупили продуктов, а главное, мороженое!!!

Установили эти столбики «Чита—Хабаровск», как только эту трассу закатали в асфальт. 21:50 местного, +15, ДТ на исходе, начинаем переживать, стрелка к нулю. Богомяково АЗС, но заправляться не стали, колонка старая, бочки рядом и дотянули до «Роснефти» в Васильевке: 33,90 руб. ДТ.

00:40 сон. 816 км.

27 июля. 7:00 подъем только водителям и в дорогу. 10:50 завтрак и купаемся уже в знакомом нам месте р. Черная. До Могочи рукой подать и встречаемся с Сергеем и Натальей. Помывка, обед и отправляемся осматривать окрестности. Завтра день Военно-Морского флота, и нам Сергей приготовил сюрприз — встреча с ветераном дизельного подводного флота.

Нас встретил Александр с женой Валентиной, есть еще порох в пороховницах — строят новый дом. А им по 60 лет. Смотрим альбомы, фото в рамках, видно, что человек через всю жизнь пронес память о службе на дизельной подлодке. С интересом рассказывает о годах службы.

Нам дарят букет закуски на завтрашний праздник и делаем фото на память.

Сергей с Натальей провожают нас до трассы, и буквально вдоль дороги голубики полно.

Запасаемся витаминами в дорогу, прощаемся с друзьями и опять в путь.

21:30 заправляемся на «Альянсе» по 35,50. Пройдено 685 км.

Экипаж.

Что же манит нас в дорогу? Как угнаться за мечтой, И сидят два человека, Ты со мной, а я с тобой.

Самолетом на Канары, Филиппины и Пхукет Отправляются туристы, Им преграды в мире нет.

Но добавить слово АВТО, И у всех ответ один, Лучше видеть горы сверху, Чем стоять у их вершин.

И сидят два человека Меж коробкой передач, И летят два человека По дороге счастья и удач.

Пыль дорожная густая, Где асфальта сроду нет, Настроенья не испортит, И оставят шины след.

Мы по чекам на заправках Определяем время час, Но в дороге незаметно Время изменяет нас.

И сидят два человека, И становятся родней, Как бы им ни ехать долго, Домой вернутся поскорей.

28 июля. День ВМФ! Наше троекратное УРА-А-А!!!! поздравления , завтрак. За бортом дождь, кругом вода. Ставлю флешку с песнями подплава и молча едем. В 11:56 начался настоящий ливень. Вода, вода, кругом вода — нет, это не слова из песни, Амурская область затоплена. Начался Великий потоп Дальнего Востока. В тот момент мы еще не знали будущую трагедию, которая нас ожидала.

15:00 ливень усилился, дворники не справляются, скорость сбавили. 16:30 в Белогорском заправляемся по 34,35 руб. В память о поездке у местного пасечника берем мед по 500 руб. за полторушку. 22:00 ужин. Поздравления, рюмка водки на столе, за тех, кто в море и за наши 35 совместных лет жизни. И конечно, макароны по-флотски.

29 июля. Выспались!!! Моросит дождь. 10:00 завтрак. 11:00 выезжаем, осталось 361 км. Дома нас ждут! «Собираться в дальнюю дорогу, нас заставит новая мечта», — размышляли мы. Добравшись да очередной АЗС в Камышовке, по 34,10 руб. заливаемся. Думаю, не только нас по возвращении с очередной поездки беспокоят мысли о будущих маршрутах. Остальное на фото.

Вахту сдал — вахту принял. С Байкальским омулем местное пиво в радость. А Саша подумал: «Куда бы ещё съездить?».

Заключение: Я уже писал, что отчет закончится на печальной ноте, и этому есть причина. На протяжении всей поездки, кроме кемпингов, заезжая на «дикие пятачки» стоянок, везде видишь мусор, оставленный человеком. Да, службы дорог не ставят на этих местах контейнера, но это не значит, что можно засорять природу:

С конца июля 2013 года юг Дальнего Востока России и северо-восток Китая оказались подвержены катастрофическим наводнениям, вызванным интенсивными затяжными осадками. Это привело к последовательному увеличению уровня воды в реке Амур. На пике паводка, 3 и 4 сентября, расход воды в Амуре достигал 46 тысяч м³/с, при норме в 18—20 тысяч м³/с. Наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет наблюдений, и, согласно моделям, вероятность повторения такого события — один раз в 200—300 лет.

Снимок из космоса. 2008г. и 2013г.

К чему я собрал все эти кадры вместе? Поводом послужил один разговор с пограничником.
— А что вы хотите, сколько можно терпеть природе, как её засоряют мусором, кругом свалки, вот и решил Амур почистить себя, а в отместку заодно города, дачи, оставить без урожая в зиму и холодные дома людей, — сказал он.
Есть над чем задуматься.

Сокровище Байкала

От сопок Амура дорога петляет,
На запад к Байкалу машины идут.
Нас тянет в дорогу, в неведомы дали
Манчжурские степи Алханских красот.

Где горы покрыты густыми лесами,
Вода ледяная там в речках течет,
Нам многое кажется необъяснимо,
Вода исцеляет от раных невзгод.

Подъмы и спуски, мотор надрывая,
Себя не жалея, и только вперед.
В России жемчужина есть дорогая
Холодное лето Байкальских широт.

Буддийские храмы и лам предсказанья,
В степных колыбелях табун лошадей...
Увидеть зеркальные воды Байкала
Мы гоним по трассе своих лошадей.

А там в непогоду и ясные будни
Сосновые боры, где воздух звенит,
Глухарь поднимается в небо с размахом,
Природы гармония всюду царит.

Медведь к водопою выводит потомка
И чаек надломанный крик от высот,
В глубинах земли горячие реки...
Никогда не забыть нам Аршанских красот.
Бочаров С.

Всем хороших дорог! МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Автор текста и стихов — Сергей.