|
О, как давно мы мечтали побывать в этом удивительном месте! Точнее, бывать раньше — бывали, но на Северной части озера в пешем походе аж в 1990 году!!! )) А южную часть так и не довелось посмотреть, хотя до Байкала всего лишь каких то 2,5 тыс километров. Да и что лукавить, дорога отпугивала, точнее, ее отсутствие… Но, по некоторым данным, дорогу почти привели в нормальное состояние, и мы решили больше не откладывать.
Собирались поехать большой бандой, но, как всегда, поехали небольшой. Но не одни, а с друзьями Олегом и Мариной и их сыновьями Юрой и Федором. План был такой, что Марина гостила у родни в Улан-Удэ, и мы собирались соединиться с ней в Иркутске. Мы, соответственно, на авто туда подъедем, а Марина с детьми на ночном поезде из У-У.
Первая ночевка в Канске. 800 км пути. Канск встретил нас разбитыми дорогами. Наверное, я нигде не встречал таких убитых дорог. Наутро предвкушаем «отличную» дорогу до Иркутска. Ведь где-то скоро она и будет. Видим, что дорога почти доделана, идет активная стройка, много объездов. Но, в целом, дорогу доделывают. На будущий год, думаю, можно будет намного быстрее проехать по этому маршруту. Забегая вперед, скажу, что на обратном пути вообще мало осталось объездов, запустили новые направления. Темпы и размах строительства можно посмотреть здесь:
Второй день пути запомнился большим количеством ж/д переездов. Мы реально много времени простояли в этих пробках перед переездами. Интервал между поездами минимальный, а автотраффик большой, успевают проехать между поездами буквально 3-4 машины, как снова опускается шлагбаум. Вот небольшая видеозарисовка про трассу М53.
За второй день проехали 750 км. Не доехали до Иркутска 77 км и заночевали в Усолье-Сибирском, специально, т.к. гостиница в Иркутске была забронирована лишь на следующий день, а искать новую и затем переселяться не хотели. Закладывали на дорогу до Иркутска 2,5 дня, но доехали быстрее. Ну и купились на знакомое название города. Думали, завтра что-нибудь еще посмотрим/посетим. Но, оказалось, смотреть в Усолье-Сибирском нечего. Обычный захудалый городишко. Усолье-Сибирское — один из старейших городов в Приангарье, он был основан как поселение в 1669 году, благодаря покорителям сибирских просторов енисейским казакам братьям Михалёвым, обнаружившим на берегу реки Ангара соляной источник и построившим соляную варницу. C 1947 по 1953 год рядом с городом находился лагерь, входивший в ГУЛАГ. Но почему-то название, знакомое до боли, так и не вспомнил, где я его раньше слышал и почему. Ну не суть…
На следующий день добираемся до Иркутска и заселяемся в заранее забуканный отель «Добрый кот». Отель приятный, домашний, с кухней и обеденной зоной для самостоятельного питания. Рекомендую. Здесь нам жить 3 ночи. После обеда прогуливаемся по Иркутску. Идем на разведку до вокзала, где нам завтра на рассвете встречать Марину с детьми.
Иркутск нам понравился. Очень напоминает Томск по архитектуре и духу. В общем-то, они почти ровесники, Томск, правда, старше лет на 60.
Прогулялись через мост и вдоль набережной Ангары. Утром встретили Марину, тем самым воссоединилась наша команда в полном составе! ))
Этот день был посвящен осмотру Иркутска. Первым делом отправились на Нижнюю Набережную. Историческое место. Она использовалась с самого основания города и сейчас обязательно является местом, куда заезжают новобрачные во время катаний. Ну и обязательно оставляют замочки в перилах… Эта традиция вошла в моду во многих городах, в Томске такое место на набережной реки Ушайки. ))
Эта скульптура изображает герб города Иркутска, утверждённый в 1997 году, представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён чёрный «бабр» с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Первоначально на печатях Иркутского острога изображался одноглавый орёл, который в 1689 перекочевал в печать Нерчинска. Печать с изображением бабра, держащего в пасти соболя, использовалась Якутским острогом с 1635 года, а в более позднее время в печати ленской таможни. Словом «бабр» русские с XVII века называли ранее неизвестного им тигра, обитавшего в Прибайкалье и впоследствии истреблённого. Иркутский современник в 1817 году отмечал: «Бабр — большой, сильный и лютый зверь…, которого относят к роду тигров. Из китайских владений через границу иногда перебегают бабры в Иркутскую губернию…»
Оказывается, раньше на территории Иркутской области водились тигры! ))
Сейчас этот памятник стоит у входа в так называемый «130 квартал». 130-й квартал (также — Иркутская слобода) — специально создаваемая зона исторической застройки в Иркутске, включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Квартал расположен в южной части «Исторического центра Иркутска» у подножья Крестовой горы. Это место начали застраивать еще в 18 веке. Отреставрированные дома и перенесенные из других частей города исторические здания — сейчас сосредоточены в одном месте (Вот бы, может, Томску тоже так сделать, чтобы деревянное зодчество на окраинах не уничтожалось).
На территории квартала находятся музеи, кафе, некоторые административные здания и сувенирные лавки. Мы сходили в «Экспериментарий» — достаточно интересный музей занимательной науки, не только для детей, но и для взрослых. После, уже зимой в Томске тоже открылся подобный, но с бОльшим масштабом. Рекомендую к посещению! (не реклама!) ))
КБЖД
На следующий день, у нас была запланирована и оплачена еще из дома экскурсия по Кругобайкальской железной дороге, именуемой просто: КБЖД.
Вообще, КБЖД — название, использовавшееся во время постройки и первых годов использования нынешней Восточно-Сибирской железной дороги протяженностью 260 километров от ст. Байкал до ст. Мысовая, в настоящий момент под Кругобайкальской железной дорогой обычно подразумевается ставший с 1956 года тупиковым участок от станции Слюдянка II до станции Байкал. До 1949 Транссибирская магистраль проходила из Иркутска через станцию Байкал до Слюдянки и далее по действующей ныне Восточно-Сибирской железной дороге. Потом был достроен участок, соединяющий Иркутск и Слюдянку по прямой, а участок Иркутск — ст. Байкал был разобран и затоплен в связи со строительством Иркутской ГЭС. И осталась тупиковая ветвь от Слюдянки до ст. Байкал, которая впоследствии стала уникальным памятником инженерного искусства, который мы знаем под именем КБЖД…
В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой обычно называют ветку длиной 89 километров Слюдянка II — Байкал. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км). На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкальской железной дороги уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.
В 1980—1990-х годах была проведена некоторая реконструкция железной дороги, проведён ряд мероприятий по укреплению сооружений, переложен новый путь на всём протяжении дороги. В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости (хлеб, соль, спички, водка и табак). Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро». Имеется возможность арендовать для туристических целей дрезину.
Решением Иркутского облсовета 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану.
Осенью 2005 года был проведён комплекс мероприятий по празднованию 100-летия дороги. К этому событию был перестроен вокзал на станции Байкал (в здании вокзала открыта музейная экспозиция, посвящённая КБЖД), реконструирован вокзальный комплекс станции Слюдянка.
В ноябре 2013 года проводился капитальный ремонт пути от станции Култук до станции Маритуй.
Экскурсия начинается на вокзале Иркутска. Все рассаживаются в туристические вагоны. Вагоны достаточно удобны. Миникупе по 4 кресла и между ними столик. Можно сидеть, общаться, лакомиться свежим омульком и попивать пивко, любуясь видами за окном. А любоваться есть на что! Виды Байкала завораживают! Во время экскурсии на экранах, висящих в салоне, показывают фильмы о Байкале. Периодически вещает диктор по громкой связи, объясняя что мы проезжаем и куда посмотреть. Неспешное и неплохое занятие на весь день. Ведь именно столько длится эта экскурсия. С 8 утра до 10 вечера. Начинается и заканчивается в Иркутске. Т.к. конечная станция — Байкал, после выгрузки из поезда нас паромом доставили в Листвянку и оттуда на автобусах уже в Иркутск.
Что примечательно, но неудивительно, экскурсия пользуется спросом в основном у иностранных туристов. Русской речи в вагоне мы не слышали. Увы. ((
Во время пути предусмотрены несколько остановок. Тогда все выходят, проходят по туннелям и галереям, любуются видами и слушают рассказ экскурсовода. Причем экскурсии, как и озвучка к фильмам, ведутся на русском языке, что, учитывая интернациональный состав, довольно странно… ))
Ольхон.
Далее, по плану путь наш лежал на остров Ольхон. Мы прощаемся с цивилизацией и желаем уединиться с Байкалом! ))
К переправе возле МРС подъехали часам к 14. Очередь поразила,.вроде б и не пятница, но перед нами была мегаочередь. Вариантов нет, встаем. ждем… Идем прогуливаться по окрестным сопкам. Виды обалденные. Детям сложно усидеть на месте, и наши жены идут их выгуливать. А нам, водителям, приходится сидеть и перемещаться вперед по мере продвижения очереди.
Очередь протянулась до МРС и дальше…
Ожидание стало утомительным. Мы с Олегом, сидя в машине, пересмотрели несколько фильмов… )) перечитали несколько книг. А наши семьи излазили все окрестные сопки…
Вообще, очереди две, и парома ходит тоже два. Один для местных жителей, спецслужб, автобусов и блатных, а второй — для нас, простых смертных. Второй очереди по сути нет,.она не успевает накапливаться. Паром ходит довольно часто,.а вот наш паром — «Ольхонские ворота» медленней. Сначала, когда мы приехали, у нашего был обед… потом в 17:30 он встал на заправку.часа на 3!!!, и очередь тупо стояла. Паром бесплатный. Не понимаю, почему никто не сделает альтернативной переправы на сезон летний хотя бы. Я бы отдал рублей 300-500 за то, чтоб не стоять в очереди…. Очень странно…
Стоим уже 6 часов… Смеркалось.
Стали сомневаться, что сегодня попадем на Остров. Ходил слушок, что паромы хоть и работают до 11 часов вечера, но и потом продолжают иногда по настроению совершать платные рейсы. Мы были готовы к платным, но капитан парома заявил по громкой связи, что сегодня допрейсов не будет, о как… ((
И вот, наконец, уже в темноте на последнем за сегодня рейсе, в районе 23 часов. Последними двумя машинами мы заезжаем на паром! За нами закрывается шлагбаум и никого не пускают. Выдыхаем… ))
Но переправиться мало. Надо еще где-то ночевать. А ближайший населенный пункт на Ольхоне — Хужир,.а до него еще километров 40… по темноте по убитой грунтовке… Ну, жаловаться не будем…. Поехали… Дорога трясет нехило, пылит нехило. мчим…. ну как мчим, ползем…))) Доползли до Хужира глубокой ночью. Были бы без детей, не заморачивались бы, переночевали в машине.
Хоть Хужир и один из самых эпицентров туризма на Байкале, обладающий десятками вариантов для размещения туристов, но разместиться посреди ночи оказалось почти нереальной задачей… Вывесок постоялых дворов, баз отдыха, кемпингов и просто частного съема мы видели кучу. Стучались… нам либо не открывали, либо сквозь сон говорили, что мест нет… Мы были в замешательстве. Не раз приходилось посреди ночи где-нибудь останавливаться (и в степях Казахстана, и в поселках Киргизии, и в России, и Коста-Рике, нигде не возникало таких проблем. Кончилось тем, что мы встали посреди поселка на стоянке таксистов, попросили таксистов нас пристроить… Они тоже не смогли, хоть и обзвонили всех знакомых местных держателей приютов… удивительно… Хотя что удивляться, мы были в самом разгаре сезона…
В итоге, я вспомнил, что мы по дороге в Хужир проезжали какую-то крутую базу с высоким частоколом и теремами! )) Подозревая, что база недешевая, появилась вероятность, что там, возможно, есть места… Решаем, что если не везет, то будем ночевать в машинах или поедем искать, где поставить палатку… Нам повезло. Места были.и, в общем, не такие и дорогие.
База называется «Байкалов Острог», завтрак включен. Все удобства в номере. Падаем… Вечерком празднуем возле нашего домика коньячком и колбасой первую ночь на Ольхоне, первую ночь на Байкале!
Утро было солнечным!
Ольхон — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина — 71,7 км, ширина — 15 км, площадь — 730 км², население 1500 чел., расстояние от Иркутска — 256 км. С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота. Недалеко от внешней стороны Ольхона — глубочайшее место Байкала (1642 м). Своё название остров получил от бурятского слова «ой-хон» — «лесочек» или «немного лесистый». Поскольку остров состоит из 55 % — степи и 45 % — леса.
Байкал был прозрачнейшим и ледяным!!! ))
Посёлок Хужир — главный населённый пункт Ольхона. В Хужире есть информационно-экскурсионный центр, краеведческий музей имени Ревякина Н. М., рынок, несколько кафе, продовольственных и сувенирных магазинов. Имеется интернет-кафе, прокат туристического оборудования, велосипедов, квадроциклов и верховых лошадей. Постой предлагают множество частных гостиниц и турбаз. На острове нет АЗС, так что заправиться бензином необходимо заранее. Хотя, говорят, местные приторговывают бензином, но цена и качество остаются на совести продавцов… )) Ближайшая к Ольхону АЗС находится в 49 км от паромной переправы. Здесь располагался самый большой на Байкале Маломорский рыбозавод, ныне разорившийся.
Задерживаться в Хужире мы не собирались. Поэтому выселились и поехали на м. Бурхан осматривать визитную карточку Ольхона, да и, пожалуй, всего Байкала — скалу Шаманку.
Шаманка (Шаман-скала), одна из святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм») ставшая знаменитым образом Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. В ближней к берегу части скалы находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. Ход пещеры проходит под крутым наклоном сверху вниз. Верхний вход находится с западной стороны (бухты). Посреди пещеры тоннельного типа имеется расширение с каменным «столом» и деревянной перемычкой для совершения ритуалов. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина.
Вообще, все скалы испещрены глубокими трещинами, и издалека при долгом созерцании каждый может увидеть свои картины-откровения. Мыс Бурхан является сакральным местом не только для исповедующих шаманизм. Здесь у этого природного Храма можно встретить молящегося христианина, сидящего в медитации буддиста или йога. Здесь каждый может почувствовать своё единение с Природой и Вселенной.
Находится мыс прямо посреди поселка. Оставляем машины на стоянке и двигаем пешком. Сразу же замечаем присутствие невообразимого количества летающих муравьев! Похоже, сезон у них брачный, летают, садятся, лезут в глаза, летают тучами! Отмахиваясь, бежим на мыс. Вид неплохой, но увидим и лучше,.на том же Хобое…
Ассоциация бурятских шаманов объявила Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центрально-азиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят», а в 1990 году на Ольхоне прошел первый общеольхонский тайлаган — особое молебствие, в котором принимают участие все шаманы острова, Ольхонского района и города Улан-Удэ. С тех пор тайлаган проводится ежегодно на большом открытом месте перед въездом в п. Хужир.
Налюбовавшись, едем в офис нацпарка за разрешениями на проезд в заповедную часть острова. Платим небольшие деньги за несколько дней и двигаем на север острова. Дороги разные грунтовые, но на моноприводе и низком клиренсе я бы не советовал соваться. Особенно перед Песчаной бухтой, ну и дальше, лесная дорога тоже местами идет по грязи и глубоким колеям. В одном месте я съехал одним колесом в глубокую колею, а второе было на почве, машина наклонилась градусов на 45 ))), было жутковато… но выехал.
Мы решили сразу же осмотреть весь остров и потом уже, ориентируясь, найти место для лагеря на несколько дней. Поэтому сразу рванули на северную оконечность острова, по дороге любуясь видами острова и Байкала. А любоваться как бы есть чем! Доехали до мыса Саган-Хушун. Виды завораживают! Чувствуется великий размер Озера!
Посидев часик и подумав о вечном, глядя на эти просторы, решаем все же найти место для лагеря. ))
Время уходит, суемся во все спуски, бегаем ногами вниз, видим, что места заняты… Поехали в Узуры на восточное побережье Ольхона, но там тоже не нашли мест. Едем вдоль кромки берега, ищем любые спуски и тропинки вниз к озеру — берега там довольно высокие! Вспоминаем, что места были по дороге, но недалеко от бухты Песчаная, но там так себе… хоть и обустроены очаги, туалеты и пр… решили на крайний случай туда ехать. И вот, уже почти отчаявшись найти достойное место, доехали до бухты Саса. Сбегали вниз, уклон дороги хоть и крутоват, но вполне сможем по крайней мере спуститься, а подняться… да потом разберемся!!! вечереет уже… Едем! И о! чудо!!! внизу видим только одну машину. Палатку ставить не собираются — местные рыбаки. Не веря в свое счастье, ведь в нашем распоряжении оказалась целая бухта, ищем удобное место для лагеря. Все время в голове крутится: Да не, где-то что-то должно быть не так… ))
Смеркается, ставим лагерь! Это было непередаваемое ощущение! Мы наконец наедине с Байкалом! Мы стоим лагерем, мы очень долго об этом мечтали! )))
С утра надуваем лодку, пробуем рыбачить. Но мегарыбалки не удалось, так, по-мелочи. Но ведь главное процесс! ))
А детишки тем временем нашли себе занятие в песке. ))
А какие там закаты!
А какие там рассветы!! Краски меняются каждую минуту! Как-то встал на рассвете и обалдел! На фото все, конечно, не так, но все же:
Сделали вылазку до ближайшего магазина, ехать пришлось прилично. Прикупили омуля свежего. Была с собой коптилка. Накоптили свеженького! Да с холодным пивком! Эх. Жизнь удалась!!!
В один из вечеров сделал фотовылазку на мыс Хобой! Это было непередаваемо! Обычно здесь днем всегда около десятка уазиков-буханок полных туристов и не протолокнуться, а тут вечерком так получилось, я был абсолютно один! Сидел на краю обрыва, свесив ножки, и думал о вечном! И не надоедало! Провел там часа 3. Вот, возможно, ради таких моментов и стоило сюда приезжать.
После такого вида действительно понимаешь, что земля-то круглая!!! ))
В лагере обнаружил, что возле машины стоит устойчивый запах бензина. Проверил все, так и не нашел источник. Еще от трясучих дорог Ольхона расшаталась и развалилась моя Казахстанская холодная сварка на патрубке радиатора, которую я заделывал 2 года назад. Кусочек холодной сварки у меня оставался и я сделал новую заплатку… теперь на 2 года хватит. )))
С утра выдвигались в путь. Не смогли не заехать всей командой на Хобой и не посмотреть на эту красоту! Встретили нерпу. Правда смотрели на нее с большой высоты мыса, а я не захватил с собой телеобъектива, ну на видео получилось неплохо.
По дороге встретили вот такую ящерицу!
Ольхонские дороги:
И, конечно, очередь на паром, правда, не такая большая, как по дороге туда.
Листвянка.
Далее наш путь лежал в пос Листвянка. По дороге заметил, что бензин капает из бака. Где именно не видно — мешает защита. Решили доехать до Листвянки и там разобрать и починить.
По дороге заметно волновался, как бы любой искры достаточно или раскаленной выхлопной трубы, чтоб получилось возгорание. По дороге с телефона забукали гостиницу. Едем… Довольно уютная еще достраивающаяся гостиница в глубине поселка, но нам тут на пару дней. Во дворе отличная беседка с мангалом, и мы взяли мяса. У нашей Марины был день рождения! Отлично посидели вечерком.
С утра озадачились устранением течи бензобака. За ночь под машиной образовалась лужица топлива. По совету форумчанина с drom.ru поехали на сервис в Иркутск. Нас там уже ждали! Спасибо тебе, друг Вася! Если б не ты, искали бы долго, куда податься с нашей проблемой. Оказалась трещина в баке,.то ли камушек под защиту попал, и при нехилой Ольхонской вибрации бак лопнул, то ли… ну не суть. Запаяли нам дыру. И я счастливый, но уже под вечер, вернулся в Листвянку. Наши дамы и дети времени не теряли и осмотрели Лимнологический музей и посетили Нерпинарий!
Едем в Тальцы! отсюда недалеко, километров 20.
Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы» — филиал Иркутского государственного объединённого музея. Расположен в посёлке Тальцы на берегу Ангары в 20 километрах севернее её истока и в 47 километрах южнее Иркутска. Территория музея — 67 гектаров. Основан в 1969 году, принял первых посетителей в 1980 году.
Основа музея — деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на Ангаре во второй половине XX века.
Ранее на месте музея располагалось крупное село Тальцы, в котором даже присутствовала промышленность (стекольный завод, позднее переведён в Тулун), однако при постройке Иркутской ГЭС и образования водохранилища основная часть села была затоплена. На возвышенности был образован музей. В настоящее время на территории музея свыше 40 памятников архитектуры и более 8000 экспонатов, повествующих о жизни в сибирских сёлах XVII—XIX веков.
На территории музея реконструирована южная стена деревянного Илимского острога, включающего в себя Большую Спасскую проезжую башню (1667 г. постройки) и Казанскую привратную церковь (1697 г. постройки), перевезённых из затопленного Илимска.
В музее нам довелось увидеть и даже услышать единственную в России бандуристку Елену Вяткину. Достаточно древний украинский народный инструмент 64 струны!!!
Представляю небольшую видезарисовку:
Снова вернемся к Листвянке. В этот день мы с Олегом, тоже успели побывать в Музее Байкала и Дендропарке. Хотели подняться на подъемнике к камню Черского, но было все затянуто, и капал дождь. Смысла не было.
Лимнология — это наука об озерах, а здесь, в Листвянке, расположен Лимнологический институт СО РАН, при котором и находится музей Байкала. Байкальский музей в поселке Листвянка с 1993 года занимается сбором, хранением, изучением и демонстрацией материальных свидетельств и информации, связанных с озером Байкал, его животным и растительным миром.
Здесь можно узнать о Байкале все от момента его зарождения до сегодняшнего дня.
Особый интерес представляет лимнологический аквариум, который предоставляет посетителям возможность заглянуть в подводный мир Байкала и своими глазами увидеть живых байкальских нерп, рыб, ракообразных, губок и моллюсков в тщательно воспроизведенном подводном мире.
Интерактивная (виртуальная) экспозиция «Батискаф», рассчитанная на одновременное посещение 16 человек имитирует внутреннее помещение подводной лодки с девятью иллюминаторами, в которые вмонтированы компьютерные дисплеи. С помощью специальных компьютерных программ создается иллюзия реального погружения со звуковыми эффектами. Эта экспозиция особенно нравится детям.
Из всех озер мира наиболее похоже на Байкал озеро Танганьика в Африке — по площади, размерам, глубинам, происхождению и строению котловины. Максимальная глубина Танганьики — 1470 м (после Байкала Танганьика — самое глубокое озеро на Земле). Температура воды в Танганьике около 23-26 градусов на поверхности и 23 градуса на глубинах более 400 метров. У Байкала же летом вода прогревается не более 8-10 градусов на поверхности (в заливах — до 15 градусов) и круглый год около 3 градусов на глубине. Главное отличие Байкала от Танганьики заключается в том, что в африканском озере только верхний 100-200 метровый слой насыщен кислородом и пригоден для жизни. В Байкале же, благодаря водообмену между глубинными и поверхностными слоями, живые организмы обитают даже на самых больших глубинах.
Дендропарк «Каменушка» занимает территорию в 4 га с ручьем, лесом и живописным остепненным склоном на берегу Байкала.
Наша крайняя ночь в Листвянке и с утра выдвигаемся в Бурятию!
По дороге заскочили на обед на горячие озера реки Снежная. Находятся как раз на границе Иркутской области и Бурятии. Река Снежная берет свое начало на заснеженномХамар-Дабане и впадает в Байкал. Озера находятся между зеленых сопок, удалены друг от друга, но при этом соединяются подземными водами, удивительно теплые и глубокие.
Узкая асфальтированная дорога, ведущая к Теплым озерам, проходит сквозь густой смешанный лес. В этом лесу растут могучие черные реликтовые тополя, ствол которых смогут обхватить только четыре-пять человек. Осмотреть их можно, не выходя из машины, они растут прямо на обочине. Но значительно интересней подойти вплотную, чтобы проникнуться уважением к их размеру.
Ботаники отмечают небывалую концентрацию реликтовых растений в этой местности — их количество превышает 40 наименований. Здесь выявлены реликтовые формы неогенового периода (тополь душистый, анемона байкальская), эндемики (мятник иркутский и др.), а также редкие и находящиеся на грани исчезновения растения.
По дороге обнаружили течь топливного бака в Кайроне. Хм… наводит на странные мысли. Может, нас пытались подстрелить? )) Совпадение?
Решаем сделать крюк в Улан-Удэ и отремонтировать бак. Ну, и заодно город осмотреть. У Марины родня есть в У-У, и они поехали прямиком туда. Мы же заселились в гостиницу. Тут немного подвел booking.com — в забуканном отеле нас не ждали, мест не было. Хм… Очень интересно. Ночью стали ездить по городу искать, где заселиться. То одноместные номера, то воды нет, жуть!
Нашли интересный отель с громким названием «Марракеш»! В Центре и относительно недорого. С утра бежим осматривать город. Городок красивый.
Улан-Удэ — столица Бурятии с населением более 400 тыс человек. Летопись свою начал аж с 1666 года! Ранее назывался Верхнеудинск, от одноименной речки Уды, в устье которой он и находится. Здесь р. Уда впадает в Селенгу. Самой известной достпримечательностью можно, наверное, назвать самую большую голову Ленина, которая находится на центральной площади.
На выезде из Улан-Удэ наткнулись на бурятский Дацан. Не смогли проехать мимо.
Еще полдня разной дороги, и мы близки к конечной цели нашего путешествия — полуостров Святой нос.
Преодолев паромную переправу через Баргузин и заплатив за въезд в заповедник, мы попадаем на песчаную косу.
Святой Нос — крупнейший полуостров озера Байкал, часть территории Республики Бурятия. Бурятское название — «ХилмэнХушуун» — «морда (нос) осётра».
Узкий перешеек, соединяющий полуостров с материком, разделяет Чивыркуйский и Баргузинский заливы. Площадь полуострова 596 км². Полуостров является отрогом Баргузинского хребта, высшая точка 1878 м. На полуострове есть горячий источник Змеиный, на перешейке расположены Кулиные болота, знаменитые своими газовыми грифонами.
Наиболее крупная река — Крестовская, крупный населённый пункт — посёлок Курбулик. С гор полуострова стекает 47 рек и ручьев.
Ранее Святой Нос был островом, но со временем между ним и материком образовался перешеек, имеющий название Чивыркуйский. От села Монахово и местности Глинки проложены тропы на вершину полуострова. К северо-западу от полуострова находятся Ушканьи острова, к северо-востоку Баргузинский хребет.
Нас встречает Баргузинский залив.
Дорога достаточно трясучая! Поискав место на песчаном пляже, решили все же двинуть на Чивыркуйский залив. Особо не задерживаясь, решили достигнуть запланированного максимума — бухту Окуневую. Дальше дороги нет. Но и до Окуневой доезжают только проходимые машины. Описанный и воспетый крутой подъемчик в Курбулике за магазином — конечно, страшноватая штука. Залетели и, не задумываясь как будем спускаться, двигаем к Окуневой. Уже вечереет…
Окуневая была забита машинами, впрочем, как и все бухты на Чивыркуе. Такого единения как на Ольхоне, увы, мы не нашли. Полагаю, именно температура воды играет решающую роль в выборе, т.к. в Чивыркуйском заливе вода была +23! Ну, конечно, из воды мы не вылазили, а на Ольхоне только с визгом забегали и тут же возвращались. )))
Встали мы все же удаленно от всех. До ближайших соседей было метров 300. Но! Были в этом и большие минусы. С одной стороны нас омывала вода. Вода была грязная. Видать, после шторма где-то обвалился берег, и в воде плавало очень много почвы. Муть стояла страшная. Чтобы набрать воды, я отплывал от берега метров 100 — благо спуск был пологий. С другой стороны лагеря нас подпирало болото, отсюда и комары, и мошки. И невозможность куда-либо отойти в кустики. Приходилось идти метров 500 до ближайшего леса! Дергаться было уже некуда, воду мы набрали, решили, что утро вечера мудренее и завалились спать.
Вот так мы стояли. На вид — неплохо!
Утром решили-таки менять позицию. Поискать место либо в Чивыркуйском, либо вернуться в Баргузинский залив.
Остановились перед спуском. Здесь брала связь! На той крутой горке внизу видим наблюдателей. Компанию из взрослых и детей. Наблюдают, как спускаются машинки. Олег проехал первый, я начал спускаться… Пару раз машина свешивалась, и пара колес зависали в воздухе, но я сидя за рулем как бы контролировал ситуацию. Ехал на тормозах, останавливался. Вероятно, со стороны это казалось жутким, и я увидел, как наши наблюдатели начали махать руками нам и Олеговскому экипажу, и Олег аж побежал нам навстречу. Оказалось, что со стороны мое балансирование на двух колесах смотрелось зловеще! ))) Я не стал повторять траекторию Олега и проехал, на мой взгляд, менее крутой, но с ямкой, заехав в которую я и вызвал бурные эмоции у наблюдателей.Ну и может, сильно медленно съезжал… люди посчитали, что я сейчас перевернусь. Но… можете сами посмотреть, запись наблюдателей:
Далее, мы двинулись осматривать попутные бухты. Доехав до Катуни, не найдя там пристанища, почти разочаровавшись в Чивыркуйском заливе, я настоял, чтоб заехали в оставшуюся неосмотренной бухту Сорожья (между Катунью и Карбуликом).
Плотненько так стоят в Монахово:
И нам повезло. Опять же, на удалении от людей пустовало отличное место. Пляж был смесью гальки и песка, а там, где стояли люди, был песок. Возможно, это и послужило причиной пустого места.
Встали довольно вольготно. Я бы даже сказал отлично!
Простояли мы дней 6 на этом месте. Так не хотелось уезжать! До магазина ходили на надувной лодке. Лишь одно меня как фотографа огорчало: налетела дымка с пожарищ Якутии и закрыла весь замечательный вид. Закрыла совсем, не было видно даже противоположного берега залива.
Но это не помешало нашему отдыху. Чайки просто зверствуют! Их развелось столько, что просто все кишит! А когда разделываешь рыбу — они слетаются со всего Байкала стаями… ))
Не успели вот только съездить на Ушканьи острова, так хотелось еще раз взглянуть поближе на нерпу. Заломили цену. По нашим подсчетам на 2 семьи такая поездка на катере обошлась бы более чем в 20 тыс. руб.! Двигаем домой…
Типичные дороги полуострова Святой нос:
Но были и грязные места, радость для джипа! На видео есть. Как сделаем ролик небольшой о поездке — обязательно выложу!
Надо отдать должное погоде. Нам повезло. Не было дождей абсолютно! Только вот в день отъезда пошел проливной и затяжной дождь. Ну, в дороге он неплохо переносится…
Вот с паромом через Баргузин нам не повезло. Мы выезжали в воскресенье, из-за этого очередь была огромная, а продвигалась медленно.в отличие от Ольхонского парома, там не было даже туалетов и ларьков. Посчитав количество машин, мы поняли, что сегодня не проедем паром и принимаем решение ехать в объезд через поселок Баргузин. Там есть мост, но это приличный крюк в более чем 100 км по просто убитой дороге. Но лучше плохо ехать, чем хорошо стоять… Заодно и одним глазком глянули на Баргузинскую долину.
Мост через р. Баргузин в поселке Баргузин.
Обратную дорогу описывать нет смысла. Весь день, как я писал выше, шел дождь. Грязи было полно. Местами до УУ дорога строится. Там на берегу Байкала строится активно специальная экономическая зона. Дороги будут прекрасные!
Переночевали в «Марракеше», следующая остановка в Тулуне в Иркутской области, проехали 830 км.
Вот такой контраст мы увидели в Слюдянке на обратном пути:
За следующий день мы не собирались в общем-то доезжать до дома, но чухнули хорошо и решили доехать все же… В итоге около 1300 км за день.
Итоги: Не сказал бы, что поездка была бюджетной, хоть и стояли преимущественно в палатках.
Проехали более 6000 км. Топливо не считал.
Полны впечатлений и новых планов! Обязательно надо посмотреть Байкал с другой стороны (с воды) и постоять в пустынных живописных бухтах.
Мечты сбываются!!!
Этот полный отчет и другие можно почитать на моем фотоблоге: http://johnykey.ru