|
Маршрут: Хабаровск — Чита — Улан-Удэ — Усть-Баргузин — полуостров Святой Нос Забайкальский национальный парк п. Монахово — Чивыркуйский залив бухта Змеиная — Усть Баргузин — Улан-Удэ — Чита — Хабаровск.
Часть первая. Дорога к БАЙКАЛУ
Путешествие на Байкал планировалось уже давно. Еще год назад мы заезжали на полуостров Святой нос, находящийся на восточном побережье Байкала, посмотреть дорогу, ну и просто обстановку, когда возвращались из Украины (отчет о путешествии от 24.01.2013 г. travel.drom.ru/22331/). Хотелось осуществить свою новую мечту, походить по Байкалу на своей лодке. Задача перед нами встала не из легких, нужно было крепко подумать, что брать с собой, загрузка планировалась объемная. Машинка наша это Тойота Ипсум 1997 года выпуска, приобретена лошадка была ещё в 2006 году, на одометре в то время было 78000 километров, но, скорее всего, тысяч 50 было скручено, если не больше. За семь лет эксплуатации показала себя как надежный и неприхотливый автомобиль. Сейчас общий пробег составляет 458000 километров, двигатель 3S родной, на 360-й тысяче километров пробега 20 декабря 2011 года, перед путешествием на Украину, была произведена замена поршневых, маслосъемных колец и колпачков. Маслосъемные кольца пригорели так, что их пришлось выковыривать, поэтому свою функцию они практически перестали выполнять. После этой замены машина прошла 100000 километров, уровень масла в двигателе от замены до замены не изменяется, вот такое японское качество, которому я не перестаю удивляться. Что примечательно, после такого пробега ни качество работы, ни тяга двигателя не изменились. Состояние ходовки и двигателя хорошее и поэтому технического вмешательства не требовалось.
Итак, подготовка машины:
1. Поставлен новый комплект резины (китайская), решили испытать, как она поведет себя на наших дорогах;
2. Поменяли масло в двигателе и в автомате;
3. Купили и поставили новый багажник.
На этом подготовка машины была закончена.
Это наш Ипсум, не молодой, но такой надежный и вселяющий уверенность в успех нашего путешествия.
Теперь загрузка:
1. Багажник (два лодочных бака с бензином, рубка от лодки, рыбацкие снасти, генератор, хозяйственные принадлежности, две 20 литровые канистры) все это завернуто в тент и закреплено специальной сеткой.
2. В салоне машины сняли все ряды сидений, кроме первого, уложили лодку, лодочный двигатель, три 20 литровые канистры, палатку, кухню, стулья, стол, раскладушки, мангал, сумку-холодильник, сумки с вещами, теплые куртки, посуду, сверху были уложены листы оргалита, матрас, подушки и постельное белье, ноутбук, два фотоаппарата, два телефона, корзинка с набором для чая-кофе, термос с кипятком, влажными салфетками, мешки под мусор, сумка с туалетными принадлежностями и т.д. В общем, все необходимое, что можно было предусмотреть для комфортного путешествия.
Мы посчитали вес всего, что было упаковано в машину и сверху, включая бензин в баке машины и наш вес, у нас получилось, что «Ипсум» наш тащил практически 700 кг, кроме своего веса. Как поедем? Самим страшно, но деваться уже некуда, мечта маячит впереди, день назначен, а еще и друзья смогли вырваться на недельку на отдых, так что едем. Ночевать мы планировали в машинах, питаться по дороге туда своими продуктами, или по настроению в придорожных кафе, в общем, как карта ляжет.
День первый 16 июля 2013 года.
Выход из Хабаровска назначен на 16 июля, утро. Первая заправка на выезде от дома, путь к мосту через Амур, пересекли его примерно в 9:30 утра, и все, и вот снова мы на просторах дорог, ура, оторвались и покатили, свобода!
На подходе к мосту. За нами идут наши друзья, экипажи Тойота Гайя и Киа Соренто.
Примерно через час десять были пройдены первые сто километров. Как и в прошлый раз, Биробиджан обошли по объездной около полудня, дорога в начале Еврейской автономии была более-менее приличная, но примерно километров через 150 значительно ухудшилась, после поворота на Лондоко, вообще, половина на половину, то асфальт, то гравийка, стало очень пыльно. Выбрали приличный отворот в районе Теплоозерска, решили пообедать с 13:10 до 13:50. Разложили стол, припасы, приготовленные дома и, стоя как на фуршете, поели с аппетитом, заодно немного размялись. Много шутили¸ настроение прекрасное, погода соответствует, все здорово!
Вторая заправка на повороте к Известковому.
Небо начинает хмуриться.
Проехав Облучье, мы поняли, что здесь дорога, как и год назад, в ремонте, очень много строительно-дорожной техники, больших грузовиков и пыли. Непрекращающееся движение и скопление автотранспорта. Усилился ветер, но нам это пошло на пользу, так как он сдувал пыль с проезжей части и открывал обзор. А еще он был почти попутным и как бы подгонял нас.
Немного о пыли.
В общем, не дорога, а мед!
К 17:00 добрались до знаменитой стелы «Москва-Владивосток».
Остановились для небольшого отдыха и осмотра автотранспорта, и тут у экипажа «Гайки» обнаружилась проблема. Оказалось, что капитан второго экипажа оставил в Хабаровске ключ от капота, собирались в спешке, ну забыл, бывает, стали решать, как быть, без ключа нельзя. Несколько звонков в Хабаровск и вопрос решен, ключ будет доставлен в город Свободный завтра утром поездом. Взяли курс на Свободный.
Наша дружная компания: Ипсум (капитан Андрей, штурман Галина), Гайя (капитан Андрей, штурман Елена), «Соренто» (капитан Андрей).
Три Андрея — три друга — три богатыря.
Около 18:00 мы обогнали джип с иностранными номерами, оказывается, и тут, иностранцы бегают, по всему видно путешественники, соответствующая экипировка, на багажнике большое количество канистр, машина с номерами ЮАР, две буквы ZA читались четко. Интересно, что они у нас делают?
Небо постепенно покрывается темными тучками, видимо, быть дождю, заметно похолодало и примерно через полчаса начался дождь. Поворот на Белогорск, заправка Роснефть, накормили лошадок и снова в путь. Проехали мимо озера в районе Серышева, место красивое, можно порекомендовать как место для отдыха или стоянки на ночлег, дорога здесь новая и очень хорошая. В 14:30 повернули с федеральной трассы на п. Черниговку, по новому отличному асфальту покатили в сторону Свободного, правда, навигатор вел нас по старой объездной, но мы точно знали дорогу. Минут пятнадцать девятого мы добрались до места, окраина города, припарковались возле двухэтажного дома. Взяли все необходимое для приготовления ужина и пулей в подъезд, дождь лил проливной.
В нашем распоряжении была двухкомнатная квартира, так что расположились мы с максимальным комфортом. Очень душевно поужинали, поздравили друг друга с первым днем путешествия, еще раз просмотрели маршрут и довольные улеглись спать. Нам пришлось спать на настоящей перине, такое было только в далеком детстве у бабушки в гостях.
За первый день путешествия пройдено 700 километров.
День второй 17 июля 2013 г.
В 8:40 после утренних сборов (туалет, завтрак, наливка в термосы кипятка, упаковка вещей) отправляемся снова в дорогу. Кстати, пока мы с Леной готовили завтрак и собирались, наши мужчины съездили на станцию и успешно получили ключ от капота Гайи, теперь можно ни о чем не беспокоиться, отправляемся в путь.
Дождь к утру прекратился, день обещал быть солнечным.
Свободный, прощай, в добрый путь!
Вышли на трассу и снова завернули на Роснефть, знали, что впереди будет длинный путь, где, возможно, на мелких заправках будут неурядицы (то света нет, то бензин закончился, то колонка сломана, то просто никого на заправке нет), всякое бывает, много чего на дроме люди пишут. Решили слегка себя обезопасить, заправили несколько канистр бензином, упаковали в большие целлофановые мешки и поместили их в Соренто. Дозаправили баки в машинах и на трассу, где снова обогнали уже знакомый джип из ЮАР, наверное, где-то поблизости заночевавший, возможно, тоже в Свободном. К полудню мы прошли первую тысячу километров. Еще через час решили остановиться на обед, нашли симпатичное местечко, перед Талданом, солнечно, легкий ветерок, погода замечательная. Достали свои вспомогательные штучки: стол, плитка, чашки, ложки, термосы и т.д. Пообедали, чем бог послал, вернее, что взяли с собой.
Отдохнули, полюбовались природой, подышали полной грудью и ровно через час дальше в путь. В 15:00 поворот на Невер, заправка НК Альянс, девяносто пятый на рубль дороже.
Вот такие жуки сопровождают нас по дороге.
Дальше небо начинает хмуриться, видимо, нас снова ожидает дождь.
В 18:00, километров за пятьдесят до Ерофея Павловича входим в облачность, через пятнадцать минут не дождь — ливень. Идем почти по приборам, ничего не видно, шум дождя перекрывает любые звуки, стихия. Добрались до поворота на Ерофей Павлович, на данном участке дороги последняя приличная заправка, ну и мы, конечно, заправляемся. Дождь превратился в морось, немного неуютно, и прохладно.
АЗС на повороте в Ерофей Павлович.
Ремонт моста, а реки разливаются.
К слову сказать, у штурмана второго экипажа простуда, так что нужно было через каждые два часа останавливаться для приема горячего чая с медом, а еще нужно было найти место для ужина и ночлега. Мы посчитали, что площадка возле перевала Тэна будет лучшим местом, но совсем выпустили из виду, что дождь то прекращается, то начинается снова. Так что на открытом воздухе поужинать не удастся, но это мы поняли уже на перевале Тэна. А пока мы бежим вперед к перевалу Тэна, позабыв о том, что второй экипаж должен остановиться на горячий чай. Наверное, можно было остановиться и в любом другом месте, но видимо, сыграл еще фактор ненастной погоды, хотелось быстрее добраться до перевала. В 21:15 добрались, вышли из машин, дождь моросит, неуютно, ветер и надвигающиеся черные тучи. Все посмотрели на меня с укором, это ведь я виновата, что второй экипаж остался без горячего чая, да и оставаться на ночевку на перевале никто не хотел, мне стало неловко, извините, ребята, хотелось как лучше. Коллегиально приняли решение идти на Чернышевск, там поужинать в кафе и после искать место ночлега.
К 22:00 добрались до Чернышевска, сначала завернули на заправку, накормили своих лошадок, затем подъехали к кафе «Надежда».
Довольно быстро и прилично поужинали, за два оливье, две гречки с котлетами, два компота и хлеб мы заплатили двести пятьдесят рублей. С собой в дорогу купили пирожки, на завтрак. И поехали искать место ночлега. Дождь продолжался, но впереди маячила радуга, значит, завтра будет хороший день. Примерно к 24:00 на стоянке для отдыха остановились на ночлег.
За день пройдено 1200 километров.
День третий 18 июля 2013 г.
Проснулись в 6:30, утро великолепное, солнечное и теплое. Напротив нас холмы зеленые, вверху небо синющее, коровки чистенькие на пастбище идут, пастораль. Как обычно умывание, завтрак, кофе с купленными накануне пирожками, кстати, очень вкусные пирожки. Немного поснимали и снова в путь.
Пора в путь, в 8:00 отправились дальше на Читу.
Ровно через два часа остановка в районе станции Урульга, полчаса отдыха разминка, горячий чай и кофе.
Объездная Читы, проезжаем мимо аэропорта, вся дорога оборудована большим количеством радаров, так что всем путешествующим — бегайте тут осторожно, сотрудники Читинской ГИБДД на страже.
Заправка Роснефть, вот такие Ломовозы здесь есть.
К 13:00 добрались до поворота на Улеты, время обеда, замечательное кафе. Солянка сборная, салат, позы, компот, хлеб, на одного получилось примерно по 245 рублей, отлично отобедали, кафе чистенькое, уютное, готовят вкусно, очень понравилось. С другой стороны здания платные туалет и душ, все чисто и аккуратно. Отличное место для отдыха.
Ровно через час вышли на трассу, взяли курс на Улан-Удэ, погода снова ухудшается, начинается дождь, дорожное покрытие оставляет желать лучшего, очень много волн, выбоин и т.д. За 10 километров от Хилока остановились на 20 минут для отдыха, подышали свежим воздухом, моросит дождь.
Вот такой шалаш нашли в лесу, по всей вероятности здесь отдыхали дорожные рабочие, вокруг много строительного мусора, даже удивляет, когда едешь по трассе и видишь на стендах призывы типа: «Уважайте труд дорожников, не бросайте мусор» и тому подобное. Почему же эти дорожные работники не убирают мусор за собой, то куча застывшего асфальта, то слитый и застывший бетон, то куски асфальтового покрытия, старый снятый асфальт, и конечно, куча деревяшек от ящиков или стеллажей, я уже не говорю о простом бытовом мусоре. Мы как путешественники всегда берем с собой упаковки пакетов для мусора и никогда ничего не выкидываем из окон авто, так что такие призывы по трассе вызывают просто отвращение после увиденного на обочинах наших дорог. Сами дорожники не уважают и свой труд, и себя, и нашу природу, очень жаль.
Около восьми вечера мы пересекли границу Бурятии, в это время произошла смена времени на час, то есть получилось, что снова семь вечера. Сразу же завернули на первую заправку, залили до полного бака, стоимость бензина на четыре рубля дешевле.
Заправка в Никольске, цены порадовали.
Примерно еще через час пути решили остановиться на ужин, обнаружили интересное кафе «БУУЗЫ» в п. Мухоршибирь.
На веранде кафе стоит юрта, в ней столы и стулья, решили поужинать в юрте, так сказать, с национальным колоритом. Впервые попробовали БУХЛЁР, ну интересно же, что это такое, оказалось, очень вкусный бульон и смачный кусок мяса. Бухлёр подают в глубоких пиалах, он очень горячий, к пиалам подают досточки для разделки мяса, ну и ложки, вилки и ножи. Вкуснятина, скажу я вам. Бухлёр варится, скорее всего, национально из баранины, но так как не все любят баранину, наверное, готовят еще из говядины. Конечно, мы взяли говядину.
Вот такое замечательное кафе, будете в Мухорьшибире, обязательно попробуйте Бухлёр в этом кафе, объедение! Все было очень вкусно и недорого, на одного вышло примерно около 180 рублей, мы еще и на поздний ужин прикупили, взяли котлеты и винегрет.
Это верх юрты, красиво, удобно и вкусно, всем советуем посетить это кафе.
Отправляемся дальше искать место ночевки. Часа через два добрались до стоянки на отдых у реки Селенги, установили машины в ряд, поставили столик, немного расслабились, еще перекусили, и улеглись спать.
За день пройдено 900 километров.
День четвертый 19 июля 2013 г.
Раннее утро, все еще спят по машинам. Я решила поснимать рассвет, забралась на сопку, вот так мы ночевали, а вид с сопки потрясающий!
Вот где-то впереди река Селенга, Улан-Удэ и Байкал, скоро солнце встанет, все проснутся и помчим…..
А на сопке красота такая! Очень много нор сусликов, правда ни один не вышел меня поприветствовать, обидно. День обещает быть хорошим, солнышко начинает просыпаться. И мои начинают просыпаться тоже, пора завтракать и собираться в дорогу.
Спускаюсь с сопки, получаю пару звонков с работы, решаем некоторые производственные вопросы, завтракаем и собираемся в путь.
Сами перед собой поставили задачу купить в Улан-Удэ мобильный интернет, с которым будет возможность выхода в сеть. Для этого нужно было найти салон Мегафона, определились по навигатору и подкатили почти к самому салону. Но оказалось, что он еще закрыт: время нашего прибытия в Улан-Удэ 9:30 утра, салон работает с 10:00. Забрались во двор и стали ждать. И вот тут к нам подобрались мелкие неприятности. Мой дорогой супруг решил поудобнее переставить машину, ну и неподрасчитал, асфальтовое покрытие очень плохое, много ям во дворах, в общем, развернулись мы неудачно, оторвали глушитель. Правда, не совсем. Но неприятно.
Ну и заслуженный мелкий ремонт.
Все починили в течение 15-20 минут, как раз и салон Мегафона открылся. Купили мобильный интернет и после этого завернули в торговый центр МЕГАТИТАН, здесь нужно было пополнить запасы продуктов на берег и, конечно же, свежего разливного пива из чистейшей Байкальской воды, а также омулька к нему!
Строительство православного храма возле торгового центра.
Примерно через час, завершив все покупки, вышли на Турунтаево. Прошло каких-то час пятнадцать минут, и мы уже в Турунтаево. Время обеда, заглянули в местный общепит, много народу, много местных, еда в принципе съедобная, но по сравнению с другими кафе, где мы уже побывали, пресновато и дороговато. Проходимость в кафе большая, видимо, пользуется спросом, много проезжает отдыхающих и свои местные как общепитом пользуются, конкуренция слабая, отсюда и качество, средне на три с плюсом.
Почти к 13:00 добрались до Байкала, посмотрели берег в Гремячинске, понравилось, но, на всякий случай, решили проскочить до Турки, посмотреть как там. Примерно через час вернулись к Гремячинску, место очень понравилось нашим друзьям, решили, будем лагерь ставить здесь.
Солнце, небо и Байкал, у всех настроение на подъеме, а тут еще и паломничество началось. Я и в прошлом отчете писала, что животные местные те еще попрошайки, но тут нас просто одолели. Вот мы повеселились, сначала пришли коровы, кроме травы, растущей вокруг, подобрали весь съедобный мусор, заглянули в специальные места, куда складывают этот самый мусор, ходили вокруг нас как бы в ожидании, что и мы чем-либо покормим. Но нам было не до них, мы заняты были разбивкой лагеря, хотя некоторые опасения вызывали красавицы, которые крутились вокруг туалета, страшновато было за растяжки, могли и порвать, а это некоторые неудобства. Но все обошлось, и коровки удалились восвояси.
На смену им прибежали кони, аж земля затряслась. Молодой красавец все обнюхал и попросил угощения. Ну, такого молодца мы, конечно, угостили, слопал почти булку хлеба, показал язык и умчался, как ветер.
А потом приехали «немцы», ребята после какого-то фестиваля распродавали оставшиеся дрова на стареньком мотоцикле, всем отдыхающим по очереди предлагали. Мы подумали, хорошая идея, для вечернего костра уже готовые дрова, 50 рублей вязанка, купим вязаночку. Купили, а тут у «немцев» мотоцикл заглох, пришлось помочь, заправили слегка, у нас же был бензин в канистрах. Заодно спросили у мальчиков, что за форма одежды на них? Ответили забавно, не знаем, так просто на фестивале принято. Обидно, молодежь, ничего-то вы не знаете, даже чью форму носите, а как живете, ведаете ли? Ну, в общем, распрощались, получив еще одну вязанку дров бесплатно, пожелали удачи подрастающим незнайкам и отправились строить кострище на берегу.
Подготовка к праздничному ужину заняла некоторое количество времени, пожарили мясо, накрыли стол, и тут мне позвонили из Хабаровска, час назад у нас родилась внучка, очень долгожданная, вот оно счастье, праздник получился очень емким! Ура тебе, Байкал! Ура тебе, Ульяна!
Счастливый день подошел к концу, закат, хорошо-то как, устали, пора спать.
За день пройдено 200 километров.
День пятый 20 июля 2013 г.
Проснулись мы раньше всех, ну а как по-другому, остальные остаются здесь, а мы идем дальше, нас ждет полуостров Святой нос и Чивыркуйский залив.
У наших друзей отдых ограничен по времени, поэтому основная их задача была добраться до Байкала, остановиться в живописном месте и насладится красотой Священного моря, а заодно и выспаться.
Мы свою задачу выполнили, сопроводили, так сказать, до места, жаль расставаться, но нужно осуществить мечту. Капитан изначально поставил перед собой задачу, покорить Байкал на своей лодочке, половить рыбку, особенно окунька!
Проснулись мы рано примерно в шесть утра и начали перекладывать вещи, необходимо было достать все канистры со дна машины, в Турке предстояла большая заправка, бензин необходим для лодки, на воде заправок нет, а мы уходим далеко по заливам. В общем, переложили все, снова упаковали, увязали и часам к восьми утра готовы были отправляться в дорогу.
Два Андрея спали, а Лена вышла нас проводить.
«Пока ребята! До встречи уже в Хабаровске!»
Помахали на прощанье ручками и покатили в сторону Турки.
Примерно минут через десять наткнулись на страшную аварию. На встречной обочине лежал труп молодого человека, немного дальше стояли три человека, за ними разбитая иномарка, а справа в кювете обгоревший остов автомобиля, из которого еще поднимался дымок. По ходу движения только что подъехавший экипаж ГИБДД, он нас обогнал за несколько минут до этого места. Картина жуткая. Мне даже в голову не пришло взять фотоаппарат в руки, мы проехали на очень маленькой скорости злополучное место, совершенно молча. Не знаю, о чем думал Андрей в это время, но мне пришла в голову мысль о том, что кого-то ждут дома с отдыха на Байкале, а человек уже никогда не вернется. Печально.
Так почти молча, доехали до Турки, заправили на Роснефти 150 литров бензина по канистрам, уложили их в машину и поняли, что просели основательно. Пока асфальт очень хороший, так что все нормально, но километров через пятьдесят начинается зубодробилка, грунтовку причесал грейдер, а дальше перемешка асфальт с колдобинами и грунтовка с выбоинами.
Километров за сорок до Усть-Баргузина еще одно ДТП, водитель влетел в дерево, дерево пополам, лежит на машине, водитель цел, сидит, отдыхает, ждет эвакуатор, вот и ночной урожай.
В 11:15 мы прибыли в Усть-Баргузин, небольшая очередь на паром, но мы попали к обеду, поэтому пришлось ждать 45 минут.
Рынок перед паромом в Усть-Баргузине.
Нас сразу окружили местные попрошайки, подходят к каждой машине и преданно смотрят в глаза.
Намного больше стало попрошаек в человеческом обличии, вот этот в синей кепке, например, здесь он что-то выпрашивает у паромщика, к нам он подходил трижды, просил денег, сначала просто в куртке, минут через пятнадцать уже в кепке и очках, а еще через полчаса с велосипедом, и всегда разные причины, для выпрашивания денег. В общем, у всякого своя работа.
Ожидающие парома, иногда от скуки ловят рыбку.
Паромщик, целый день в наушниках.
Паром бежит к нам, ура, наша очередь.
Ну, вот мы и отплыли.
Вот такой Байкальский «Смайлик» помахал нам на прощанье.
Иностранцы ждут свой автотранспорт. (Без комплексов).
Все, мы переправились, за переправой начинается зона Забайкальского национального парка и самая трудная часть пути — Чивыркуйский перешеек или его еще называют Мягкая карга протяженностью 20 километров, общее расстояние от поселка Усть-Баргузин до поселка Монахово 40 километров.
Примерно в половине второго подъехали к Забайкальскому национальному парку, прежде чем перед нами откроется шлагбаум, нужно отметиться в пропускном пункте, пока Андрей общался с егерями, я сфотографировала стенды, на которых расположены карты парка.
Пропускной пункт, Андрей выписывает пропуск.
Карта парка с указанием территорий, где и как можно путешествовать.
На этом стенде карты и описание маршрутов.
Ну, здравствуй, карга! Вдоль берега Баргузинского залива, почти параллельно полуострову Святой Нос и под острым углом к берегу, в направлении устья р. Баргузина, тянется серия песчаных валов. Вот эта часть пути именуется как Мягкая карга протяженностью 20 километров. Примерно на середине перешейка стоит смотровая вышка, откуда хорошо просматриваются окрестности, на обратном пути обязательно поснимаем с вышки. Среди пышных зарослей кедрового стланика растут обильно плодоносящие низкорослые кедры. Вообще природа карги уникальна, чего здесь только не увидишь, меня больше всего поражают желтые маки.
На этой карте тонкой оранжевой линией выделена дорога от Усть-Баргузина до Курбулика, но мы ехали на машине до Монахово, до Курбулика мы бы не добрались с нашей загрузкой, примерно 40 километров мы ехали со скоростью 8-12 километров в час. Осенью прошлого года, мы наслаждались дикой природой и почти одиночеством, сейчас середина лета, отдыхающих должно быть много.
Впереди Святой нос.
Вот по этой дороге так и ползли, быстрее просто невозможно, включили кондиционер, жара неимоверная, окна не открыть пыль от встречных авто, а машин и встретилось много и обгоняло немало, движение как на хорошей трассе. В основном ходовые машины здесь уазики, так называемые буханки, они и скорые, и полиция, и автобусы, и частный транспорт. По номерам понятно, что отдыхающие в основном из Иркутска, Улан-Удэ и Читы, без детей, с детьми, рыбаки и целые лагеря в юртах, люди отдыхают.
Добрались до знакомой реки Буртуй, как и в прошлый раз поприветствовали местных богов, именно здесь ровно год назад я просила о второй внучке, и она была нам послана свыше. Поясок мой на том же месте, только сверху добавилось разноцветных повязочек. Мы вновь подарили подарки, попросили удачи, набрали чистой горной воды. Так сказать побурханили по местному, и дальше в путь на Монахово.
На место в Монахово прибыли в 16:00, вот так расстояние в 120 километров мы преодолели за 8 часов. Перво-наперво, необходимо было договориться о стоянке машины, познакомились с тетей Надей, она смотритель стихийной стоянки, сказала, что стоимость суток сто рублей, нас это более чем устроило, дальше отправились на берег разгружаться и готовить лодку.
Очень удивило то, что на берег выехать практически невозможно, все забито отдыхающими, кое-как высмотрели окошко между палатками и подъехали, тут же выпрыгнули люди из соседних палаток, с объявлением того, что место занято. Вот поэтому мы и решили на своей лодке уйти в необитаемую бухту, до которой нельзя доехать на автомобиле. Я вышла из машины и решила поговорить. Объяснила, что мы займем место часа на два, перегрузимся, и уйдем на лодке, машину отгоним в поселок. Только тогда нас благосклонно пустили.
По мере того, как собиралась лодка, со всех сторон к нам подтягивались люди, в основном мужского пола, от мала до велика. Все шли с вопросами, а как лодка, а что это за колеса, а где рубку взяли, а какой двигатель и т.д.
Небольшое описание нашего водного судна:
Лодка ПВХ «Штурман», длина 4,20 метра, вместимость 6 человек, грузоподъемность 1200 кг. Двигатель «Сузуки»-30 на дистанционном управлении.
Рубку с дистанционным управлением Андрей сделал сам, и колеса, очень удобная вещь при спуске лодки на воду.
Кто-то, проходя мимо, удивился, что мы прибыли с лодкой аж из Хабаровска, потом начали помогать, поднимать тяжелые вещи, ну и, в общем, часа через два мы были готовы к отплытию. Андрей отогнал машину к тете Наде и быстро вернулся, наступил момент старта по воде. Помахали всем рукой, до свидания, до встречи!
Часть вторая — Путешествие по воде.
Все, отчаливаем, времени почти семь вечера, нужно успеть добраться до заветного берега засветло, разбить лагерь, пока не стемнело, приготовить ужин, мы практически ничего не ели с завтрака, торопимся. С берега казалось, что на воде небольшая рябь, а когда лодка отошла от берега, мы поняли, что на воде серьезная волна с бурунами, начало просто подбрасывать, ветер забрасывал нас водой. С меня ветром сорвало бейсболку, она оказалась где то сзади, я почти кричала, что едем дальше, но Андрей вернулся, мы подобрали бейсболку, получился такой почетный круг прощания. Нам снова помахали с берега, и уж теперь мы точно пошли к бухте Змеиной. Волна кидала нас сильно, мы хорошо промокли, и на красоты, которые проносились мимо смотреть, как-то не было времени, торопились, вглядывались в горизонт, на предмет встречных судов и мелей, фарватер все-таки незнакомый. Андрей снизил скорость, идти стало легче, но все равно против волны не очень сподручно, да и времени это заняло намного больше. Сказать, что я была напугана, ничего не сказать, было действительно страшно, я сидела, вцепившись в веревки на лодке со страшной силой, хорошо, что в перчатках была, а так бы все руки стерла, да и замерзла сильно. Андрей тоже был очень напряжен, одно дело читать отчеты в интернете о путешествиях, другое самим встретиться со стихией один, на один.
Карта Чивыркуйского залива, наш путь на лодке пролегал, от Монахово, до бухты Змеиная, мы обогнули несколько мысов (Катунь, Покойники, Курбулик), прошли мимо нескольких бухт (Сорожья, Окуневая, Миллионная), и вот перед нами открылась знаменитая бухта Змеиная. Здесь находится Змеиный источник, который мы собираемся посетить, здесь огромный песчаный пляж, а с севера бухта закрыта высоким гористым мысом Горячинским. Слава богу, солнце еще высоко, мы выпрыгиваем из лодки, и я сразу поворачиваюсь к солнцу спиной, греюсь, затем мы начинаем вытаскивать вещи на песок и постепенно полностью согреваемся, ветра почти нет и солнце горячее, что очень радует.
А вода у берега теплая, глубина залива по большей части не превышает 10 метров, поэтому вода летом прогревается до 19-22 градусов тепла, практически как на Японском море, а в некоторых местах, например, в Монахово и более 23 градусов тепла.
Поставили палатку, песок теплый, соседей почти не видно, что в одну сторону, что в другую, простор, чистота и спокойствие.
Все, лодка свободна, можно заняться благоустройством и ужином.
В палатке установили раскладушки, стол, кухню и стулья, приготовили на скорую руку ужин, поели и легли спать, остальное будет утром.
За день пройдено 160 километров по суше и 25 по воде.
День шестой 21 июля 2013 г.
Утро теплое, солнечное, легкая волна, начинаем хозяйничать.
А это Змеиный источник при большом увеличении, почти напротив нас.
Одежду необходимо просушить, все вещи распаковать, разложить по местам, установить туалет и умывальник, так что работы предстоит много.
Установили умывальник и туалет.
Вытащили на песок стулья, развесили, что возможно, разложили сумки, все сохнет, но места маловато, нужно сушилку соорудить.
Спальное место, две раскладушки со спальниками, подушки, шкафчик с одеждой и личными туалетными принадлежностями.
Кухня и столовая в одном лице. Завтрак.
Немного опишу наше жилище, отдыхать мы привыкли с комфортом, поэтому за много лет накопилось несколько палаток, но вот это недавно купленная, очень нравится. Палатка «Маверик» из отличной ткани, вся прошита сетками, продуваемость отличная, поэтому в ней не душно, дождь и ветер сильный выдерживает хорошо, собирается по типу зонтика, той же фирмы и туалет, очень удобно, быстро и надежно. В палатке две раскладушки «Кинг-Камп», и матрасы не нужны, на любой неровности устанавливаются, на раскладушки кладем коврик-пенку, сверху спальник и подушка. Сборный шкафчик ездит с нами по морям уже лет восемь примерно, очень удобная штука. Кухня того же возраста, что и шкафчик, в ней помещаются все продукты, вода, кастрюльки, сковородки, тарелки и прочие принадлежности, а так же плитка газовая и чайник. Под столом разместили удлинитель от генератора.
Слева вверху на палатке солнечные батареи, они дают свет нашим лампочкам.
А это наш генератор, лучший друг любителей ноутбука.
Ну вот, кажется, навели порядок, все установили, можно и отдохнуть, Андрей искупался, я не рискнула, просто решила позагорать.
А мимо плывут кораблики, к змеиному источнику, везут туристов принимать ванны.
Вскоре к нам заглянули соседи, знакомиться пришли, молодцы ребята, Лариса и Виктор, семейная пара из Новосибирска. Они добирались сюда пешком от Монахово, до Монахово на маршрутке от Усть-Баргузина, с рюкзаками за плечами. И так они делают уже лет пять к ряду. От них мы узнали, что здесь каждый день люди ходят пешком к источникам и обратно, и живут эти люди в Курбулике, а это примерно 15-20 километров. Ну и, конечно, туристы из палаточных лагерей, что расположены по берегам залива, тоже ходят к источникам, в чем мы убедились в этот же день. Очень приятно, что принято обязательно здороваться с людьми, мимо которых ты проходишь, так что все, проходя, с нами здоровались, иногда задавали некоторые вопросы, а на обратном пути рассказывали, как искупались, и вообще откуда приехали на Байкал. Так что скучать, в принципе, не приходилось.
Я сварила суп и напекла пышек, пообедали. Кстати, справа на столе устройство от комаров, вечерком они довольно живо пытались проникнуть к нам в гости.
Отметили первый день пребывания в Змеиной некоторым количеством Текилы и пораньше легли спать, завтра рано вставать на рыбалку.
День седьмой 22 июля 2013 г.
Проснулись в пять тридцать утра, примерно в шесть вышли в залив, вода спокойная, почти гладь, красотища. Солнце просыпается, легкий бриз, душа поет, мечта сбывается!
Сначала обследовали бухты на предмет наличия рыбаков, потому что, где есть рыбаки, там есть и рыба. Зашли в бухту Крохалиная на другом берегу Чивыркуйского залива напротив бухты Змеиной, поймали несколько окуньков.
Решили, пока вода спокойная, отправится в Монахово, по слухам там в этом году очень хорошая рыбалка, да и видели мы, как у отдыхающих рыбка пойманная вялилась. А заодно нужно в машину сходить, оказалось, мы оставили в машине уже ненужную сумку холодильник, а в ней ложки и тарелки, а еще и бахилы (сапожки такие по воде ходить).
Быстро добрались до Монахово, порыбачили на славу.
Наловили кучку окуньков и довольные причалили к берегу с отдыхающими.
Андрей побежал в машину, а я вдруг вспомнила, что здесь есть связь и решила позвонить, но оказалось, что телефон забыла в лагере.
Дети купаются с удовольствием, вода теплая.
После того как Андрей вернулся, захватив все необходимое, отправились в Курбулик в магазин, нужно было купить хлеба, ну и еще кое-что по мелочи.
Теперь мы никуда не спешили, можно полюбоваться окрестностями.
Когда мы дошли до Покойницкого камня, то увидели, что на него взобралась целая толпа туристов, они напугали чаек, поэтому стоял гвалт, и чайки летали над нами кругами.
Молодая чайка встает на крыло, она еще в сером оперении.
Вот такие они молодые чайки при ближайшем рассмотрении.
Мыс Покойники, за ним бухта Окуневая.
Бухта Окуневая, находится сразу за п. Курбулик. Это крайняя бухта, до которой можно доехать, но на хорошем джипе.
Сразу за мысом Курбулик начинается бухта Змеиная, в самом начале бухты стоят два кораблика, а на берегу большой лагерь.
А это наш лагерь, все, мы прибыли, сейчас будем готовить обед.
Немного пообщались с соседями, для них в Курбулике покупали пиво и печенье, они рассказали, что при чистке рыбы прилетают чайки и устраивают представления. Вскоре мы сами в этом убедились, как только я начала чистить рыбу, начали слетаться птицы и дальше, как по заказу, крики, ругань, отбирание друг у друга потрохов, погони и т.д.
У первой чайки в клюве голова рыбы, остальные за ней гонятся.
Люди идут на источники, а чайки ждут очередной подачки.
Как я хотела свежевыловленного окуня пожарить! Мечта сбылась, и половила на блесну, и поела на славу.
Золотистый Байкальский окунек! Да под Байкальское пивко!
После сытного обеда улеглись отдыхать, потом снова хозяйственные дела, подготовка к вечеру. Достали ноутбук, хорошо, что я записала подборку Бондиады. Удивительно, шум Байкала, розовый закат, Джеймс Бонд, водка с мартини, смешать, но не взбалтывать, день удался!
День восьмой 23 июля 2013 г.
Решили сегодня слегка обследовать берег, после завтрака пошли к островам напротив, первым на пути был остров Голый (Малый Кылтыгей)
Остров почти без растительности, представляет собой птичий базар, особенно это ощущается при приближении, аромат еще тот, со стороны бухты есть некоторая растительность.
А вот со стороны открытого Байкала остров практически каменный и очень много птиц, чайки и бакланы.
Есть гроты, но мы ближе подплывать не стали, обошли Голый и направились к Лохматому, и вдруг лодка перестала слушать руля, обнаружили, что от рычага открутился болт крепления. Мы быстро починили руль и отправились дальше.
Остров Лохматый издали похож на отдыхающего дракона. Обходить Лохматый не стали, пошли вдоль бухт к Змеиному источнику.
Самый северный мыс Верхнее Изголовье, на котором возвышается гора Эстонка, слева мыс Фертик, справа остров Лохматый.
Остров Елена в Онгоконской бухте.
Самый дальний уголок бухты Змеиная, здесь мы решили отдохнуть и порыбачить.
Яхта на отдыхе в Змеиной бухте.
Рыбалка не задалась, а наступало время обеда, решили заглянуть к рыбакам которые находились недалеко от нас. Хотелось купить свежей рыбки на уху. На берегу построены два деревянных домика, один из них является столовой, такое своеобразное кафе. На нем табличка, с приглашением на платные обеды и ужины. Видимо, проходящие на источник люди сюда заглядывают. Рядом стоят юрты, куда приезжают люди на отдых, а еще есть летний вариант столовой, шатер из сетки, там стоят столы и стулья. Нам встретились несколько отдыхающих, они помогли найти хозяйку данного центра отдыха, вот у нее мы и купили рыбу. Ничего кроме свежего омуля не оказалось, купили омуля и отправились к себе.
Чайки снова прилетели на обед.
Ну, очень вкусная уха из омуля.
Затем к нам пришли гости, наши соседи Лариса и Виктор на ужин. Мы очень хорошо посидели, много говорили, утром они уже уезжали, так что получились проводины. Так закончился этот день.
Дни девятый и десятый 24, 25 июля 2013 г.
Утро нас разбудило дождем, на улице туман, на лодке никуда не пойдешь, решили день посвятить лени и Джемсу Бонду.
Мимо прошли Лариса и Виктор, еще раз попрощались, они ушли на Курбулик, где их заберет машина и довезет до Усть-Баргузина, оттуда автобусом до Улан-Удэ, а там поездом до Новосибирска, билеты на поезд уже на руках. До свидания!
Мне совершенно понятно, почему люди едут сюда на перекладных, нанимают лодки, приходят пешком. Здесь тихо и уютно, шум воды, легкий бриз, чистый воздух, синее небо, яркое солнце и почти никого нет. Здесь можно отрешиться от нашей городской суеты, ежедневных проблем и забот, так сказать, отдохнуть почти в полной изоляции. Общение здесь только по собственному желанию. Нас пугали медведями, периодически они выходят из леса, но мы не видели медведей.
Дальше дождь, шум воды, туман, Джеймс Бонд, ужин и сон, с надеждой на завтрашний день.
Утро следующего дня повторило предыдущее. Но сидеть в палатке нам наскучило, и мы решили прогуляться по окрестностям, снова заглянуть к рыбакам за рыбкой.
Впереди лагерь рыбаков, нас встретили несколько отдыхающих, поговорили о погоде, у хозяйки рыбы не оказалось, ну ничего, зато прогулялись, завтра, даст бог, будет погода, и сами наловим.
День одиннадцатый 26 июля 2013 г.
Ура! Утро ясное, туман уходит, солнце светит, на воде гладь, идем за рыбкой в бухту Крохалиная.
На выходе из Змеиной бухты замечаем еще рыбаков, и направляются они тоже в Крохалиную бухту.
Рыбаков в бухте достаточно, цапля тоже рыбачит, мы ей немного помешали, она на нас в голос выругалась.
Это мои первые щучки на блесну, Андрей наловил немного окуней, на уху достаточно, идем в Курбулик в магазин. Решили купить хлеба, сгущенки, консервированных огурцов и пива. К пиву нужно было вяленого омуля, но в магазине такого нет, продавец посоветовала поспрашивать у рыбаков на берегу. Я вышла из магазина, отдала Андрею пакет с покупками и пошла искать рыбаков, которых в принципе на берегу и не было. Увидела мужчину возле надувной лодки, подошла, оказывается, эту лодку он сдает внаем для прогулок по заливу. Спросила у него про омуля, он направил меня к своей супруге, через две улицы мимо колодца-журавля. Довольно быстро я нашла дом с голубым палисадником, постучала, ко мне вышла молодая женщина приятной наружности. Мы немного пообщались, от нее я узнала, что на Чивыркуе сейчас много рыбоохраны и Прокуратура работает. Незаконный вылов рыбы пресекают, поэтому рыбаки сейчас не выходят на рыбалку, отсюда и отсутствие у них свежего омуля. Теперь все встало на свои места. Ну, вяленого омуля я у нее купила, пожелала всего доброго и отправилась на берег, где меня уже заждался Андрей.
Примерно часам к 14 прибыли к себе, сначала сварили уху. Как всегда, посмотрели на шоу чаек. Запили все пивком и улеглись отдыхать.
А после отдыха нас ждал Змеиный источник.
Одно из самых притягательных мест в Чивыркуе — Змеиный источник, расположенный в одноименной бухте. Вода в источнике близка по составу к Пятигорским источникам, температура воды от +40 до +45 градусов. Сам источник представляет собой два деревянных сруба, в каждом из которых может одновременно поместиться четыре человека. Название источник получил из-за большого количества ужей, по всей вероятности они и сейчас здесь в избытке водятся. Мы видели объявление, что ужей ловить запрещено. Местное население использует источник для лечения радикулитов и болезней опорно-двигательной системы. Нам повезло, когда мы подошли к источнику, оттуда вышли трое мужчин, поэтому ванну мы принимали по одному, так намного удобнее. Ванну мы принимали примерно по 10-15 минут, больше просто нельзя. За нами уже заняли очередь ребята, пришедшие на байдарках, оказалось, они поставили лагерь на месте наших соседей Ларисы и Виктора.
Вода горячая, вокруг пахнет распаренным деревом, как в сауне, и прохладный ветерок, удовольствие неописуемое.
Источник сверху, в беседке можно отдохнуть.
В правом углу фото видно ресторанчик на воде, рядом с ним еще один источник.
Все, после приятных процедур идем к себе, прощай источник!
К вечеру усилилась волна.
После купания в целебной воде во всем теле приятная истома и легкая тяжесть, очень хочется спать, поужинали на скорую руку и на боковую, завтра день сборов, после завтра по ранней воде уходим на Монахово и в обратную дорогу.
День двенадцатый 27 июля 2013 г.
И сново утро солнечное, только волна сильнее, чем обычно, и ветерок бодрящий.
Для начала устроили баньку и стирку, нужно, чтобы белье высохло до вечера. Дальше неспешные сборы, как всегда мимо нас проходили люди на источники, мы пообщались с семьей из Ангарска, двое детей, мама, папа и бабушка, пешком из Курбулика путешествуют на источник, а это порядка 15 километров.
Соседи наши байдарочники, собираются в путь, они останавливаются только на ночлег в самых интересных местах, а идут вдоль Байкала по побережью.
Ребятам пришлось трудно, долго отчаливали от берега, к обеду волна еще усилилась.
А у нас уже почти все собрано, сняли внутреннюю палатку, упаковали все кроме стола, стульев, раскладушек и верхней одежды, ну, кое-какая посуда осталась.
А после ужина Байкал сделал нам еще один подарок, неимоверно красивейший закат, о котором я давно мечтала, и мы с Андреем в два фотоаппарата принялись за дело.
Наснимали от души и пошли на боковую, завтра в путь.
День тринадцатый 28 июля 2013 г.
Порадовало солнечное и теплое утро, мы спокойно и быстро собрались.
Вот наши вещички, все это поедет в лодке, вместе с нами.
Мимо пролетели утки, словно попрощались.
Вот такой чистый берег оставили после себя, мусор сложили в мешки и повезли в Монахово.
Все, отправились в обратную дорогу.
Это поселок Курбулик. Причал. Слева дорога наверх с очень крутым подъемом ведет в бухту Окуневую.
Берег в Монахово более менее свободен, по крайней мере, мы нашли место, где причалить и, пока Андрей ходил за машиной, я почти все выгрузила из лодки на песок. Времени 10 утра, часа через два выйдем уже на машине. Солнечно, вокруг суетятся люди, кто-то купается, кто-то чистит рыбу, кто-то зубы, девочка моет голову, мальчик рыбачит. И чайки, много чаек. Нам пришлось раздеться до купальных костюмов, жарко, тем более, что физическая работа разогревает.Но как оказалось позже, мы еще и хорошо подзагорели.
Собирались мы основательно, все упаковали, сложили, пристегнули, переоделись, мусор выбросили в специальные баки, расплатились за стоянку машины, получилось 900 рублей, и около 14:00 отправились на машине в обратный путь.
Часть третья — Обратная дорога.
Как и в прошлый раз, добрались до реки Буртуй, набрали чистой речной воды, побурханили, то есть поблагодарили местных богов за прекрасно проведенное время, хорошую погоду и рыбалку, одарили их подарками, попрощались и отправились к перешейку.
Вот такая дорога на перешейке, скальник, валуны присыпанные песком, ямы и рытвины, колея. Так что скорость, как всегда, небольшая, зато можно полюбоваться местной природной красотой.
С удовольствием поснимали Каргу.
Отъезжаем от Святого носа, пока, пока! До встречи!
На перешейке имеется специальная вышка, с которой хорошо видны окрестности, Андрей влез наверх, поснимать здешнюю красоту.
Одно огорчило, что берег со стороны Баргузинского залива очень грязный, везде следы жизнедеятельности человеков. Год назад мы такой грязи не увидели, возможно, потому что были в самом конце августа, и сезон отдыха был давно позади, работники парка успели навести порядок, а возможно, все больше желающих здесь побывать, и народу с каждым годом прибавляется. Так и хочется каждого попросить, люди, будьте аккуратнее, не уничтожайте такую красоту.
Я внизу снимаю цветочки, а на горизонте рыбацкие шхуны в ряд выстроились.
Подъехали к озеру Бормашевое, Установлено, что вода Бормашевого озера содержит фтор, поэтому местные жители используют воды озера для лечения кожных заболеваний, а также многие туристы с псориазом приезжают специально на Бормашевое озеро в надежде исцелиться. По своим лечебным свойствам грязи — сапропели озера соответствуют грязям курортов Прибалтики.
Из-за малых глубин озеро хорошо прогревается летом, поэтому вода всегда теплая, летом там всегда есть отдыхающие.
Вот на этом снимке справа вдалеке видны песчаный берег и на нем палатки отдыхающих. Решено, что в следующий наш приезд, обязательно вымажемся в грязи.
Это друзья Гоши, выезжаем из Забайкальского национального парка. За нахождение в парке мы заплатили на кордоне 1260 рублей 70 рублей за человека в сутки и 180 рублей за автомашину разово.
К Усть-Баргузинскому парому мы прибыли в 16:30 и увидели очень неприятную картину, очередь на паром была огромной. Дело в том, что в этот день у нас был праздник, день свадьбы, ровно 29 лет как мы вместе, хотелось как-то отметить особенно. Поняли, что не получится, времени до закрытия парома оставалось пять с половиной часов, еще оставалась надежда, что мы попадем в Усть-Баргузин хотя бы на последнем пароме. А пока оставалось только ждать.
Вот такая очередь, я посчитала, машин впереди было примерно 100 штук.
Особенно жалко было маленьких детей, представляете сидеть в машине пять часов?
А это уже очередь через пару часов выстроилась за нами, примерно машин сорок.
Справа от нас недостроенный мост через реку Баргузин, когда он будет готов, таких очередей уже не будет, обещают достроить к концу года.
В очереди постоянно возникали спонтанные скандалы, дело в том, что местные авто постоянно проезжают без очереди, у них спецпропуск на паром, а все остальные стоят, вот люди и не выдерживали, начинали ругаться. Чем ближе мы подбирались к парому, тем слышнее были такие скандалы.
День, конечно, был солнечный, но ветер дул холодный и очень сильный, так что я сидела в машине под пледом.
Вот уже и закат, а мы еще не на пароме, настроение ухудшается с каждой минутой, так хочется перебраться на другой берег, мы просто не учли, что день был воскресный, и очень много людей возвращались с отдыха. Так что мой Вам совет: не планируйте переправы через паром на выходных днях, или делайте этот рано с утра. Мы все ближе подбирались к парому и надежда теплилась, после нескольких скандалов возле парома с того берега прибыл сотрудник ГИБДД для урегулирования конфликтов. Стало поспокойнее.
И вот свершилось, всего за 40 минут до окончания работы парома мы переправились, мы в Усть-Баргузине. Праздновать уже ничего не хотелось, нужно было что-то поесть и искать место для ночлега. Зашли в магазин, хотели купить хотя бы пива к ужину, но оказалось, что в Усть-Баргузине свои местные законы и алкоголь, включая пиво, продается только до двадцати одного часа. Снова настроение на ноль. Проехали половину поселка, увидели супермаркет, решили снова попытать счастья. Я уговорила продавца, купила пива, колбасы, хлеба и огурчиков, вот с этим всем мы поехали искать место для ночлега. Остановились уже в темноте на Байкальских воротах, после Максимихи, перекусили, немного пива и спать. За день пройдено 25 километров по воде и 75 километров по суше.
День четырнадцатый 29 июля 2013 г.
Вот так мы ночевали. Так называемые «Байкальские ворота».
После умывания попили кофе и побурханили, а затем отправились в Улан-Удэ. Примерно в 9:30 добрались до кафе, в котором обедали ровно год назад. Заказали себе завтрак: котлеты с картофельным пюре, салат из свежих овощей и морс. Как всегда, все натуральное и очень вкусное. В 10 утра подъехали к Турунтаево, как раз перед поселком идет основной ремонт дороги.
Заправка Роснефть в Турунтаево.
Вот такая отличная дорожка от Турунтаево до Улан-Удэ.
Нарушителей ПДД хватает везде.
Много путешествующих на велосипедах.
А это поворот на 180 градусов.
Борцовская юрта в Верхней Березовке Улан-Удэ.
«Ресторанчо» тоже в Верхней Березовке, вообще, здесь такое место интересное, на протяжении нескольких десятков километров расположены и рестораны, и дома отдыха, и санатории, и Дацан, и дачные участки. Красивое место, я бы сказала пригород Улан-Удэ.
Улан-Удэнский Дацан «Хамбын Хуре» расположен в г. Улан-Удэ, пос.Верхняя Березовка и основан в 1994 году.
В сам город мы прибыли в 11:30, сразу же завернули в полюбившийся супермаркет «МЕГАТИТАН», нужно было купить продуктов в дорогу и подарки родным и близким, провели в магазине почти два часа и довольные поехали дальше.
Первый мост через Селенгу украшен тиграми.
Это уже на выезде далеко за Улан-Удэ снова подъезжаем к Селенге.
Страшное напоминание при переезде через железнодорожные пути.
Подъезжаем к месту нашей ночевки на пути к Байкалу, решили снова остановиться здесь на обед.
Чистенькие и аккуратненькие домики.
Но это был почти пригород Улан-Удэ, а дальше пошли вот такие поселочки.
Везде видна работа тружеников сельского хозяйства, нужно отдать должное, действительно, в Бурятии везде стада пасутся, то коровы, то лошади, то овцы, и видны строения ферм, и сено заготавливают, и поля ухожены, и в магазинах мясные товары по ценам ниже в два раза, чем у нас. И завидно и обидно, почему в других регионах такого нет?
Трасса, едем и радуемся, бензин дешевле, асфальт отличный, настроение прекрасное.
Вот такие придорожные кафе, жаль, что мы не голодны, в следующем году обязательно завернем.
Неземной пейзаж, а может, как раз земной?
Правда, иногда попадаются и такие развалины.
Вот так люди раскрашивают тарелки-антенны.
Нас обогнал джип из Приморья! Тоже возвращаются домой с отдыха.
Просто радостно смотреть на такую красоту!
В Никольском заправка на Роснефти, крайняя заправка в Бурятии.
Все так прибрано и ухожено, приятно посмотреть.
А вот это мы заметили, когда почти проскочили, интересно, что это будут строить, представьте, если такая площадка разравнивается.
Я вдруг обнаружила, что у меня температура, видимо, все-таки в очереди на паром продуло, день был солнечный, но ветер очень холодный, а ходила к парому несколько раз, то узнать, что там происходит, то за семечками, то просто гуляла. Чувтвую, что мне совсем невмоготу, попросила Андрея остановиться возле речки.
Это речка Баляга, горная, чистая, холодная, мне очень хотелось просто вымыть ноги, не знаю почему, скорее всего это было желание охладиться, снять температуру, я постояла в воде, потом просто помыла пятки, даже мыло с собой взяла, охладила ноги и действительно стало легче, в который раз убеждаюсь, что организм сам знает, что ему нужно.
В 20:00 прошли Хилок, произошла смена времени.
В 21:30 добрались до Бурхана между Шарокулом и Хилогосаном и решили остановиться на ночлег. Сегодня уже хотелось себя поздравить с праздником, тем более, что мы приобрели для этого все, и вкусную еду и вино, и подарки.
Вот так мы спали, почти под самой крышей, не скажу, что очень удобно, но приемлемо, так как экономно.
А это наш импровизированный стол, вкусный и по настоящему праздничный ужин.
За день пройдено 600 километров.
День пятнадцатый 30 июля 2013 г.
Проснулись в 9::00 утра, торопиться, в принципе, некуда, хорошо выспались, как всегда, умывание и завтрак. После побурханили и в путь вышли ровно через час.
Примерно километров через пять ремонт двух мостов, два объезда, маленькие, но очень пыльные. Начинается Улетовский район, качество дороги улучшается. К 12: 00 добрались до поворота на Улеты, решили, что в кафе идти рано, еще кушать не хотелось, а вот чистый туалет не помешает. Когда подъехали к кафе, я вдруг резко ощутила желание принять душ и отправиласт именно туда. Там купила одноразовый шампунь и с удовольствием помылась. Ребята, как это здорово, вышел из душа, заплатил 140 рублей и чувствуешь себя человеком. Андрей не пошел в душ, потом мне завидовал.
Завтрак дорожного покрытия, оно съело резину!
За полтора километра от границы Читинского района, столкнулись три легковых автомобиля, и ничего удивительного с такой дорогой. Мы подъехали уже после сотрудников ГИБДД, проехать по трассе возможности не было. Хорошо , что справа еле виднелась заросшая объездная дорога, увидели, что по ней уже едет пара машин, ну и мы тоже поехали. Пыльно, но зато не ждать.
В 14:00 на объездной Читы заправились на Роснефти и теперь уже по прямой на Хабаровск.
Кафе «Теремок», поворот на Нарын-Талачу.
А это уже в Забайкалье, тоже действующая ферма.
И как всегда, очень красивые облака.
В 17:40 добрались до Чернышевска, решили поужинать в том самом кафе «Надежда», где ужинали на пути к Байкалу. В этот раз ужин не понравился, и пирожков не было.
Тут же рядом заправка, накормили машину и ровно через час дальше в путь.
Созвонились с нашими друзьями, они уже в Хабаровске, нам ребята рассказали, что после проливных дождей в районе Облучья, где идет масштабный ремонт дороги, все очень размыло, дорога тяжелая и проходить ее нужно в светлое время суток.
В 19:30 добрались до перевала Тена, сегодня решили посетить часовню. От Читы ровно 392 километра, это если в сторону Хабароска, а если ехать от Хабаровска, то это 1772 километра.
Мы помолились за всех путешественников, подышали чистым воздухом, прогулялись и отправились дальше. Сразу за нами подъехали две приморских машины, люди часто сюда заезжают.
Вот так наша метла ехала с нами, когда ее замечали другие водители, то иногда нам сигналили и улыбались.
Добрались до реки Черная, осмотрели места, через год будем останавливаться здесь для отдыха обязательно, очень красивое место, нужно только знать, как правильно съехать под мост, потому что по пути туда, мы даже поворот не заметили.
Вот там внизу люди отдыхают, красота!
Вечерний туман вдоль реки Богузия.
Примерно около 22::00 прошли поворот на Могочу, к Могочинским друзьям решили заехать в будущем году, сейчас уже хотелось быстрее добраться домой.
К одиннадцати вечера нашли стоянку для отдыха, стоянка находится на 656 километре от Читы, попили кофе и легли спать. За день пройдено 930 километров.
День пятнадцатый 30 июля 2013 г.
Утро нас встретило туманом, значит, день будет хороший.
Вот такие лавочки имеются на стоянке для отдыха, жаль, что вокруг грязно.
Вот такие дороги в большом количестве в Забайкалье. Как будто по волнам все время не едешь, а плывешь!
Вдоль трассы обнаружили горный чистый ручеек, Андрей решил просто помыть ноги, а вода лененющая.
Граница Амурской области пройдена в 9:00 утра.
В районе Сковородино примерно к часам одиннадцати остановились на стоянке для отдыха, попили кофе, залили оставшийся в канистре бензин. Начался дождь.
Через час на НК Альянсе еще дозаправились в районе Талдана, а к трем часам дня добрались до кафе «Хуторок», поворот на Сиваки.
Кафе очень понравилось, и обслуживание, и еда, все было очень вкусно и быстро. И народу, видимо, нравится, людей было достаточно много. Сразу же здесь купили кое-что на ужин, заплатили за все 500 рублей и отправились дальше.
Дождь то прекращался, то начинался снова, иногда проглядывало солнце, и тогда на небе появлялась радуга, и так почти полдня.
Примерно за 20 километров до поворта на Свободный снова заправка на Роснефти.
Впереди дождь, скоро мы окажемся в нем, прошли поворот на Завитинск, пора искать место для ночевки, иначе скоро Облучье, а мы решили проходить этот участок завтра утром. Едем, смотрим, как-то мест для ночевки не находим, и вроде бы не темно еще, и время еще есть, но оказалось, что его уже нет. Как всегда, все самое жуткое начинается внезапно, вот и мы внезапно оказались на самом тяжелом участке, когда почти стемнело.
Вот еще радуга на небе, еще настроение прекрасное, а за поворотом...
Район ручья Сосновский.
Фотографий я не делала, просто даже не подумала, чем-нибудь снять все это. Меня хватило, только на то, чтобы глубоко дышать и иногда вопить от страха.
Под колесами жижа из глины, скальника и песка, впереди караван из большегрузов, встречек нет, и все стоят. Сначала мы встали за дальниками и стали ждать, нас начали объезжать легковые машины, и мы тоже рванули за ними. Пара джипов ушли вперед, а вот седан сел на пузо между большегрузами, между ним и большегрузом было небольшое пространство, и мы рванули туда, но все равно пришлось остановиться, потому, что перед трейлером стоял кран, и у него была открыта дверь.
Было понятно, что мы не проедем, у нас багажник верхний загружен. Водитель крана и еще несколько мужчин пытались вынести на руках или выкатить легковой автомобиль. Рядом с ними стояли две женщины, и все они были почти по колено в этой жиже. Пока мы стояли, я огляделась, вокруг было очень много дорожной техники, большегрузы просто стояли посреди дороги, справа глубокий обрыв, а слева застрявшая машина, впереди туман. Очень резко опустился туман в низину, пришлось открыть полностью окна и дворники включить на полную. Встречные машины слепят фарами, дальний не выключают, так и прут навстречу, видимо, страшно не только мне, в общем, ужас. Водитель крана вернулся к своей кабине, встал на подножку и стал показывать Андрею как вырулить, чтоб проехать. Каким-то чудом мы выползли, но впереди ничего непонятно, а ехать нужно, иначе можно остаться здесь до утра. Колей примерно штук восемь, по какой ехать непонятно, по днищу скрежет, ощущение, что машина ползет, а не едет. И вдруг навстречу груженый легковыми машинами огромный трейлер. «Куда вы прете, у Вас же рации есть, высокие кабины, откуда видно намного больше, что невозможно проехать!». И действительно, трейлер, накренившись, застревает или просто останавливается. А мы стараемся его объехать и ужасно не хочется улететь в пропасть. Не улетели, выползаем, ближе к окончанию этого участка снова место с глубокими колеями, Андрей жмет на газ, и мы на скорости пролетаем с грохотом, благо, нет других машин, и выезжаем на нормальную дорогу.
Впереди приличное количество большегрузов, припаркованы в разных местах, у придорожного кафе и вдоль дороги, легковых тоже хватает, все ждут утра. Мы, перепуганные и возбужденные, едем к первой попавшейся заправке, ею оказалась заправка на повороте на Пашково. Буквально сразу за нами паралельно на заправку въехала лекговая машина, которую вытаскивали из жижи. Из нее вышли обе женщины и молодой человек, и так же, как мы, стали осматривать свой автомобиль. Ничего страшного мы не обнаружили, даже поддон не пострадал, только очень испачкались. Я разговорилась с женщиной из соседней машины, оказалось, это семья. Мама, дочь, зять и двое внуков (малыши тоже были в машине) едут в Хабаровск, в аэропорт, у них отпуск, и они летят куда-то на Запад. В общем, все хорошо, что хорошо кончается. Заправились, проехали Облучье и остановились на стоянке для отдыха на ужин и сон. Аппетита не было, настроения тоже, легли спать, сон не идет, душно, комары, в общем, после такого стресса раздражало все. Заснули под утро. За день пройдено 1100 километров.
День шестнадцатый 31 июля 2013 г.
Утро нас снова встретило туманом, встали рано в 6:30, умылись, выпили кофе и скорее домой. После вчерашних приключений и вследствие того, что путешествие подошло к концу, стало грустно. Подбадривали себя, как могли, но настроение улучшилось только на подъезде к Амуру.
Работа утреннего тумана, ушел с трассы на небольшом повороте.
Запасаемся арбузами, все-таки в наших краях духота, несравнимая ни с чем! Ужасно хочется холодного арбузика!
Ура, дома, к обеду разгружаемся в гараже. За день пройдено 330 километров.
ИТОГИ:
1. В путешествии провели шестнадцать дней.
2. Пройдено всего 6200 километров.
3. Потрачено на бензин 21500 рублей (с учетом бензина на лодку), на все остальное примерно 13500 рублей.
4. Машинка вела себя отлично, после возвращения из путешествия Ипсум был полностью технически исправен, уровень масла в двигателе не изменился, лодка тоже не подкачала!
5. Получили кучу положительных эмоций! Отдохнули от суеты и работы, осуществили свою мечту, покатались по Байкальским заливам на своей лодке, половили и поели Байкальскую рыбку!
6. В 2014 году уже планируем в Воронеж, где, возможно, взяв друзей, рванем в Грузию или в Крым, и это будет новая история…