|
Можно сказать, что эта история началась в Испании...
Однажды мы отдыхали семьей под палящим испанским солнцем и решили взять в прокат автомобиль. Проехали на нем всего-то 1000 км, но именно это расстояние стало отправной точкой в нашей следующей поездке. Уже тогда, в Испании, пришло желание проехать всю Европу на своём автомобиле.
План, как и маршрут, был наполеоновским: Омск—Питер—Финляндия—Швеция—Дания—Германия—Нидерланды—Бельгия—Франция—Швейцария—Италия—Словения—Хорватия—Венгрия—Австрия—Польша—Белоруссия—Россия (Омск).
Почему такой «Хай»?
Чтобы на берегу снять все вопросы, отвечаю всем и сразу. Я — руководитель ассоциации охранных агентств «СВОИ». Мой автомобиль оклеен соответствующей символикой. Именно так я передвигаюсь по Омску и визит в Европу для меня не стал поводом демонтировать плёнку.
Ключ на старт
Я решил так. Если уж мои земляки на двух «Приорах» смогли добраться аж до Норвегии и вернуться в Омск через кучу стран, входящих в Евросоюз, то почему бы мне, на Хайлендере не повторить их поездку, несколько изменив географию и кривизну маршрута.
Кстати, их чумовое приключение можно увидеть здесь: Как я ездил в Скандинавию и Европу на «Приоре»
Изначально, каюсь, собирался улететь самолетом в Европу, взять, как и раньше, в аренду автомобиль, но небезызвестный на этом ресурсе «Максим из Омска» отговорил меня от этой затеи. Мотивация поездки на своём автомобиле была такой:
— «своя машина ближе к телу»;
— новый японский автомобиль не доставит технических проблем;
— вещей и всевозможного скарба можно взять на все случаи жизни;
— мобильность, автономность и независимость;
— возможность увидеть большее количество интересных мест;
— и много чего еще…
И вот, 5 августа «Хай» с четырьмя туристами на борту (я, жена и двое взрослых детей) отправился в путь.
В первые сутки, пожевывая домашние бутерброды и переполненные эмоциями, мы проехали аж 1700 км. На ночлег остановились в живописном месте на древней реке Вятка.
Купались, отдыхали, загорали и весело проводили время. Недолго размышляя, отправились дальше и следующим утром уже были в Питере. Кто-то скажет, что долететь до Питера за двое суток невозможно, но «Хай» довез нас весьма комфортно и без малейших проблем.
Питер
Под мелким моросящим дождем мы бродили по питерским улочкам и катались на кораблике по каналам.
Удалось забраться на второй этаж туристического автобуса и объехать наиболее интересные исторические места города на Неве.
Силы восстанавливали уже вечером в уютной гостинице за 3600 руб. (4-местный номер).
Весь следующий день провели в Эрмитаже. Не поленитесь, потратьте на это время. Эрмитаж — действительно уникальное место мирового масштаба!
Подкрепившись в питерской кафешке выдвинулись на границу. Виза открывала нам ворота с 00:00 часов.
Финские погранцы и таможенники пропустили нас без лишней суеты и нервотрёпок.
Особо «впечатлили» питерские автомобилисты, которые неистово торопились и постоянно склочничали между собой. Один из них, увидев наши номера и прикинув, откуда мы едем, извинился перед Сибирью за Питер. Может нервными петербуржцы стали недавно, а вот интеллигентными, поговаривают, считаются с давних пор.
Ходим кругом друг за другом. Чур, ребята, не зевать!
Раз проехал по дороге — надо снова повторять.
В России ехали по навигатору — проблем никаких. Показывает всё правильно, точно и без нареканий. Карты Европы, закачанные еще в Омске, на территории Европы почему-то оказались недоступными. Навигатор, видимо, посчитал, что и так всё понятно, и наотрез отказался показывать нам дорогу.
Но мы не огорчились. Решили ехать по знакам и указателям. Памятуя о высоких европейских штрафах, передвигались строго по правилам.
Установил круиз-контроль на минус один километр от разрешенной скорости и спокойно поехал в Хельсинки, под тихую музыку и дружное сопение моей семьи.
Ближе к утру решил немного подремать. Свернул с трассы в направлении какого-то небольшого городка и углубился примерно на пару километров. Когда проснулся, напрочь забыл дорогу. Уверенно развернулся, вроде бы двинулся в сторону трассы, но…
Где-то через полчаса, с большим трудом и потраченными нервами, после расспросов местных жителей, все же выбрались.
В столице Финляндии не задержались. Как-то не сложилось. Прокатились по городу, посмотрели центр Хельсинки, полюбовались парками, памятниками и соборами. Потом выехали на набережную и я начал мучить детей, вынуждая их общаться на английском. Из нашей четвёрки, прилично разговаривать могли только дочь и сын. Нам надо было выяснить, в каком направлении двигаться на Турку. Но как назло, а может и к счастью, нам попадались только русскоговорящие финны!
В итоге, непонятными маневрами из Хельсинки выехали в Турку, по пути позавтракав в симпатичном придорожном кафе. Продавца повеселило, как мы выговаривали слова на финском (при помощи разговорника).
Мы установили для себя несколько правил. Первое — стараться везде общаться на английском языке. Второе правило — автомобиль всегда и везде должен быть чистым, независимо от погодных условий. Не важно, как относятся к русским в мире… Мы решили реализовывать «теорию малых дел»: что бы ты ни делал, какого бы масштаба ни были твои проекты — делай всё хорошо. Начни с себя! Если каждый начнет делать то, что делает — хорошо, то мы сразу увидим глобальное улучшение во всём. И уж если имидж России в глазах европейцев мы улучшить не смогли, то уж точно его не ухудшили! Как минимум, Сибири было за нас не стыдно.
Слухи о чистых дорогах в Европе несколько преувеличены. Автомобиль приходилось мыть еженедельно. Правда, мошкары меньше, но вполне достаточно, чтобы периодически оттирать решетку радиатора. Первый раз в Европе машину мыли на заправочной станции, где и вкусно пообедали.
Прибыв в Турку, мы по дорожным знакам нашли причал. Подъезжая на парковку, встретились с группой наших сограждан, увидевших надписи на машине с российскими номерами. У них был только один вопрос — как купить билеты на паром?
Мы преднамеренно не бронировали билеты. Решили, что купим утром на вечерний рейс, чтобы за день нагуляться по городу, а ночью отдохнуть и выспаться на пароме.
В первые дни путешествия мы были голодные до любой информации. Уехав с причала и помотавшись по городу, наша семья забрела в корабельный музей. Не Эрмитаж, конечно, но весьма интересно.
Удивление и разочарование возникло после того, как мы осознали, что длинный маршрут на автомобиле был напрасным. Музей и причал находились совершенно рядом, и дойти туда пешком не представляло особых проблем.
При посещении церкви вдруг столкнулись с китайской свадьбой! Почему китайцы женятся в Финляндии? Такое впечатление, что Европа, долгое время жиреющая за счет колоний, теперь сама превратилась в колонию для чернокожих и арабов, а заодно и турбазой для китайцев.
Но в Турку я запомнил другое — около входа в церковь в тенечке деревьев отдыхал и пил кофе приятного вида католический священник. Я не смог пройти мимо. Почему-то у меня возникло желание сфотографироваться с падре. Мы обратились к нему с этой просьбой, и он легко и добродушно согласился.
Просто нет у меня возможности познакомиться и посидеть в обнимку с падре в Омске, который бы непринуждённо пил кофе и размышлял о вечном.
Ожидая в очереди погрузку на паром, я услышал метрах в пятнадцати: «Надо спросить у СВОИХ». Группа россиян радостно вопрошает: «Мы не знаем, где въезд на погрузку, видим «свои», значит помогут»! Эх, было бы так на Родине…
Шапито-шоу!
Назовем так потому, что когда мы откалывали «номера», местное население ввергалось в какой-то шок и оцепенение.
Ну, например, свернул не туда, куда надо, понятно, чтобы красиво развернуться, нужно проехать несколько километров, но я вижу, что без проблем для окружающих и себя могу развернуться. Да, дорожка очень узкая, но я никому не мешаю. И в это время почтенный гражданин на своем почтенном велосипеде, как обычно, в своей суперобыденной жизни видит — большая черная машина с желтой полосой и непонятными надписями въезжает на дорогу, по которой он сорок лет передвигался. Свершилось «нечто», а потом это «нечто» начинает разворачиваться поперек дороги — о боже, что это — конец света! А развернувшись, это «нечто», помахав ручкой, уезжает… А почтенный гражданин так и остается стоять как парализованный. Он видел пришествие чего-то, жизнь прожита не зря, есть, что рассказать внукам. Это не разворот авто — это разворот сознания! Бегом писать домой мемуары — «как я видел «нечто» и спас от него свою улицу».
Девятиэтажный паром или плавающий гараж
В моей жизни был опыт паромной переправы — с одного берега Иртыша на другой (в Усть-Ишиме и Таре).
Паром из Турку в Стокгольм почти то же самое, не считая, что выглядит как гигантский лайнер, загружающий в себя грузовики и легковушки в два яруса.
После парковки авто мы 40 минут ждали, пока идеально уберут все каюты на всех этажах.
За день устали, поэтому хотели отдохнуть перед посещением Стокгольма. Молодые здоровые финны 18-20 лет, очень радостно катались по узким коридорам на инвалидном кресле, а мы просто завалились спать. Хотя на пароме находятся различные увеселительные заведения, магазины, рестораны. Полагаю, кому-то будет небезынтересно посетить всё это.
Велосипедная прогулка
«По совету друзей…» мы, приехав в Стокгольм, решили взять в прокат велосипеды.
Мы любим ходить по узким и безлюдным улочкам старых районов, именно там, как мне думается, настоящая история жизни.
Дети нашли фирму по аренде велосипедов и мы отправились изучать город, привыкая передвигаться по велосипедным дорожкам и пытаясь не нарушать правила.
Жена «по запаху» нашла место, где варили замечательный кофе. Подкатившись к очередной скульптуре, захотели сфотографироваться вчетвером. Дочь подошла с просьбой сфотографировать нас к японскому туристу. Его вопрос она запомнила надолго: на чей фотоаппарат делать снимок, его или наш?
Вдоволь накатавшись по улочкам, проехались по парку, заглянули в музей, прогулялись еще раз, но уже по запруженным туристами паркам.
Вечером отдали велосипеды и отправились (на самом деле боясь опоздать — километра два пришлось пробежать) на 3-часовую прогулку на катере. Вымотавшийся за день сын почти всю прогулку проспал.
В 22 часа выехали из Стокгольма и за ночь почти пересекли Швецию, очутившись в Мальме. Позвонив, встретились с бывшей омичкой, благодаря помощи которой мы смогли отправиться в путешествие.
Проверено: в Датском королевстве действительно всё спокойно.
Полюбовавшись с берега на удивительно длинный мост, стоящий в море, под которым проходят корабли и который виден, насколько хватает зрения, мы переправились в следующее государство — в Данию.
Перед поездкой я определил, в какой стране нужно будет проходить техническое обслуживание «Хайлэндера» (10000 км пробега).
Дочка выбрала «тойотовскую» станцию в Копенгагене.
Чтобы найти её без навигатора, прибегли к помощи добрых датских граждан, встреченных около парка и благодушно проводивших до станции. Но поскольку рабочий день уже закончился, в городе мы не остались т. к. был запланирован ночлег в кемпинге в 30 км от Копенгагена.
Назывался он «Niva». Приятной неожиданностью оказалось нахождение там центра «Тойота», где мы и прошли ТО-1 у ошарашенных сотрудников. Еще бы, к ним на ТО-1 приехал «Хай» из Сибири! Они озадачились, что авто с двигателем такого объема не дизель. Ну и вообще — озадачились…
Задержались мы на две ночи, потому что в Швеции в кафе на автозаправке отравились на завтраке, и я свалился с температурой и другими неприятностями. Неприятно, что вроде бы в цивилизованной стране, где всё на высоком уровне, можно травануться как несвежими чебуреками на вокзальной площади.
Кемпинг оказался не дешевый. Что-то вроде отдыха на природе, а не места для ночевки. Мы располагались в крохотном домике без туалета.
Все «удобства» находились в отдельном здании — все достойно, но горячая вода в душе платная. Жадные капиталисты мыли головы бесплатно над раковинами для умывания. Как говорится, хочешь сэкономить — не так извернешься.
Два дня изучали окрестности — живописные аккуратные деревеньки с ухоженными парками, прудиками и соломенными крышами. Очень мне понравился королевский замок Фредерикборг.
В Hillerod мы купили навигатор, но он, после второго включения, перестал работать, нам его поменяли на второй, но его постигла та же участь. А потом поменяли на третий, который стоил дороже, но разница в цене была вроде добровольной компенсацией за причинённые нам неудобства и отсутствие навигатора по первоначальной цене.
Чистота — залог уважения!
Выехав из Дании и случайно попав на паром, часа через два высадились в Германии.
Очень ранним утром остановились позавтракать в кафе около Гамбурга. Служащая делала уборку на площадке у входа, обслужив нас, стала убираться внутри, после чего на заднем дворе принялась вытирать от утренней росы столы и стулья, хотя я предполагаю, что на них вообще никто никогда не сидит.
В туалете идеальная чистота — пылинки не найдешь, умывальники, краны, кафель — все сверкает. Но зашел молодой мужик в белой спецовке, в перчатках, как медицинские, с ящиком каких-то приспособлений для уборки и начал убираться в идеально убранном помещении. Немецкая чистота внушает уважение и немного зависти. Кстати, в туалете стоит автомат для продажи средств гигиены и секса, думаю, это разумно.
Самые вкусные круасаны оказались именно в этом кафе. Жена их перепробовала потом в разных странах, тщетно пытаясь найти подобные по вкусу.
На родине «Адмирала тюльпанов»
Очень хотел посмотреть Нидерланды и не разочаровался впечатлением об этой стране.
Не ожидал увидеть, насколько там развиты города. Неторопливая езда по улицам почему-то не напрягала своей медлительностью. Земля вдоль дорог ухоженная, занята под сельхоз нужды. Кругом огороженные посевы и пастбища.
У жены сложилось твердое мнение, что лошади и коровы пасутся не ради еды — выглядели они не голодными, истерично траву не щипали, а мирно отдыхали на травке на своих участках, принимая солнечные ванны. В Амстердаме долго не задержались. Много народу, суета.
Наклоненные в разные стороны дома впечатлили. Жена захотела заехать в Лейден. Понятно, с чего Петр срисовал Питер — разводных мостов больше, чем обычных, и никого это не удивляет. Купили гору сыра, ведь он реально голландский!
Гуляем по улочкам, никого не трогаем и вдруг, на фасаде дома стихи Цветаевой — на русском! Стоим, соображаем — мы вообще где?
Вообще в Голландии люди живут спокойной жизнью — работают, а не халявят. Богатые — на дорогих авто, бедные — на 40-летних драндулетах, типа горбатых запорожцев. Без зависти, показушных проблем и понтов.
Ужиная в ресторане, спросили, где ближайший отель. Он оказался в доме старой добротной постройки — в комнате действующий камин, кованный, 300-летний — не меньше. Когда завтракали там, показалось, что завтракаем в Эрмитаже.
Когда я временно парковался около отеля, сзади припарковались на спортивной машине два энергичных парня. Они прочитали «rus» на номере и вспомнили слово по-русски, наверно единственное: «давай-давай»! Уходя, раз пять его друг другу повторили и были этим счастливы.
Через несколько минут я вышел поставить авто на ночь: 50 см слева до канала, по 20 см спереди и сзади до столбов и 10 см справа дорожка, они тоже вернулись и заволновались от моих манёвров. Но решили, что есть камера заднего вида, нагнулись, посмотрели и начали бурно это обсуждать. Вовлекли меня в разговор: Что за авто? Знаем «Land Cruiser».
Прочитали по слогам название и стали выяснять, сколько стоит. Я им назвал Омскую цену в евро, после чего они спросили: «Russian mafia?» А у меня мелькнул вопрос: «увижу ли я утром свою машину?»
Шоколадная Бельгия
Уезжаю я отсель… в энтот, как его … — в Брюссель! (с)
При посещении музея-крепости в Антверпене (Замок Стеен) заметил особенность русского народа — все жаждали увидеть комнату пыток, а найдя ее, с особым интересом изучали её экспонаты.
Странные у нашего народа интересы. Не вызывает у меня гильотина благоговейных чувств, а как-то противненько.
Выйдя из музея, я пока ожидал своих, обратил внимание на европейскую семью, не знаю из какой страны. Они хотели посмотреть крепость, но билеты дорогие и они в замешательстве думали, кто из семьи пойдет внутрь, а кто будет довольствоваться внешним осмотром. Час назад мы также стояли с таким же вопросом, но решили идти все и не пожалели. Я подошел и предложил им свои билеты, у которых случайно не оторвали контроль. Они стали с подозрением отказываться, пока не услышали от меня волшебные слова: «No money».
Европейцы сразу обрадовались и с благодарностью взяли билеты.
В Брюгге мы появились вечером и не смогли найти отель со свободными номерами. В окрестностях города в коттеджах сдаются комнаты, но мы там не нашли свободных и уехали в другой городок около моря. Но и там все оказалось битком. Походили по берегу, полюбовались отливом и завалились спать прямо в машине.
Дочка в Омске подготовилась провести нам экскурсию по Художественному музею (музей Гронинге). Но кроме замечательных картин, там, в отличие от многих музеев, и в частности «Эрмитажа», очень хорошо продумано освещение — никаких бликов на полотнах!
В музее шоколада (Choco-Story) показана вся история создания этого лакомства. Было очень интересно и познавательно. А так же там демонстрируют производство шоколада, который после приготовления можно попробовать.
Люксембург
Небольшая автобусная экскурсия по небольшому Люксембургу отличается от подобных тем, что маршрут проходит по экономическому району. Район очень интересный! Никаких припаркованных или движущихся авто, никаких пешеходов.
Музей художника Антуана Вирца поразил огромными картинами. Как он их писал?
Музей естественных наук напоминает Питерский, только современный. В нем дети могут узнать о мире почти все.
Там представлена крупнейшая в Европе коллекция динозавров, есть зал, посвященный эволюции человека, представлены 2 тысячи минералов, в том числе лунные камни и метеориты.
Только дороги и дома из стекла, металла и бетона. Все работают, никто по улице не шатается. Полазили по катакомбам — бесконечные коридоры и лестницы.
Как мы попали в 55-й регион!
Как годом ранее в Испании, во Франции мы встретили «поселки призраки».
Передвигались не по трассе, а дорогами местного значения, между городками и деревушками, чтобы понять страну и людей в глубинке, а не только в столицах и крупных городах. Останавливались в разных местах, когда что-то интересовало, или просто наугад.
Например: увидели крепость на горе — свернули с маршрута. Ведь мы же ничем не ограничены. Проезд в крепость оказался очень узкий — сантиметров по десять от боковых зеркал, и только по сигналу светофора, регулируемому въезд и выезд. Гуляя по территории крепости, обратили внимание на номера авто, и были приятно удивлены, что мы из 55 региона России совершенно случайно заехали в 55 регион Франции!
Увидеть Париж и … поехать смотреть другие столицы
Сначала мы встретили какую-то забастовку или демонстрацию. Потом обалдели от того, что по наивности никак не предполагали увидеть в столице Франции! Раннее воскресное утро. Мужчины разных национальностей идут по улице в белых мусульманских балахонах. Однозначная исламизация Европы.
Про парижские парковки дочь прочитала — «паркуются до характерного хруста бампера», но я скопления машин в Париже не увидел. Хотя, на всякий случай, поставил авто в безопасном месте — на широкой улице.
Сначала потопали на Монмартр! Признаться, особого впечатления он не произвел.
Посещение Лувра имело ознакомительный характер — дети устали от музеев… Мы прошлись по определенному маршруту — меня интересовал Делакруа, т. к. зимой изучал его произведения, а жену — любимые с детства скульптуры. Потом в компании соотечественников смотрели всемирно известные шедевры под названием: «…А это же что-то знаменитое, забыла, как называется…».
«Венера Милосская» — подсказал я нашей российской даме в надежде, что вездесущие китайцы её не услышали. Вспоминая из любимого фильма «Ищите женщину» фразу: «Какой Версаль», не могли отказать себе, посмотреть — какой же он.
К вечеру подъехали к Эйфелевой башне, но парковаться было совершенно негде. Везде стоянка запрещена и на каждом углу полиция.
А рядом с дипломатическим зданием свободные места, огороженные шашечками.
А чем наше авто хуже? — подумал я. Свернули туда, а шашечки поставили на место.
Понятно, что башня никакой художественной или эстетической ценности не представляет. Подняться на лифте на первую и вторую смотровую площадку все равно, что на лифте на 15 этаж в обычном доме и выйти на балкон. Поэтому: развлечение — пешком, блаженство — на первой площадке выпить прохладительные напитки, фотосессия — позирование на фоне Парижа, азарт — кто быстрее спустится обратно: дети на лифте или родители по лестнице.
И уважение предприимчивым Парижанам — собирают деньги за то, что поднимаешься на металлическую конструкцию.
Интересно, в Омск будут приезжать и платить 300 рублей, чтоб подняться по ступенькам на телевышку?
Остались вопросы: зачем они на площадях и в парках в Париже и Брюсселе насыпают какой-то ужасный песок, который противно лезет в сандалии и пылит. В чем прикол?
В завершении восторженные российские туристы фотографировали наше авто на свои мобильники — не часто встречаются Омские автомобили в Париже.
Дорога в Берн
О байкерах сложилось определенное мнение по заграничным фильмам, а при встрече с группой из 40 мотоциклов, выяснилось, что это мирные семейные люди.
Не могу объяснить, почему мне хотелось увидеть акведук, и я был очень рад, встретив его по дороге. Вволю полазил по великолепному архитектурному сооружению.
Самый большой гурманский праздник нам представился во Французском городке. Хозяева заведения запомнят эту встречу, как и мы, надолго. Русских они, возможно, не видели никогда или лет двести назад.
Для них это было большой неожиданностью и вначале они вели себя насторожено. Постоянные посетители у стойки бара вообще замерли, но при заказе блюд на плохом французском (с нашей стороны), общение постепенно перешло в непринуждённое и веселое.
А после того, как принесли еду, и она оказалась действительно вкусной, начался праздник. Разные блюда нам стали приносить по очереди всё новые и новые сотрудники.
Фантастически вкусную форель вынес очень колоритный мужчина — седой, крепкого телосложения, босой, причем ноги, как мне показалось, 48 размера. Чтобы попробовать разные блюда, мы заказываем каждый на свой выбор и пробуем друг у друга. Выглядит со стороны весело, когда трапеза превращается в оживленную дегустацию с непрерывным перемещением тарелок по столу.
Босой мужик оказался шеф-поваром и владельцем заведения. Он ненавязчиво стал интересоваться — откуда мы. После объяснения, откуда и через какие страны мы к нему приехали — он был потрясен. Потом мы выяснили, что его бабушка была русской!
В оконцовке он принес бутылку какого-то супер-коньяка и хотел со мной его выпить, но мне пришлось отказаться и объяснить, что я за рулем.
Горные дороги очень живописны и, по-моему, похожи на горы в других местах мира. Ездить по узким и извилистым, с крутыми спусками и подъемами дорогам со скоростью местных водил — я не научился.
А вот голубого цвета коров мы там не встретили, хотя поколесили по серпантину достаточно много, так что в рекламе врут!
В Швейцарских горах остановились в поселке и заглянули в магазинчик. Хозяйка магазина — художественная натура, продает различные украшения: поделки из дерева и металла собственного изготовления.
А в молодости (30 лет назад) она была победителем на конкурсе по изготовлению украшений из золота. Кроме этого, она дилер часового завода и теперь у нас дома часы с кукушкой и двигающимися под музыку фигурками.
Берн — город контрастов… или дачные участки в центре развитого капитализма
Прочитали в интернете, что в Берне под мостом есть бесплатная круглосуточная парковка. Притащились в город ночью, сил и желания искать что-то в плане ночлега не было, поэтому завалились спать в машине.
Оставив авто и взяв навигатор, зная адрес проката велосипедов (причем первые два часа бесплатно), отправились на прогулку. И ни за что бы в жизни не поверил, что в Швейцарии в центре города у людей есть садово-огородные участки. Ну, абсолютно такие же, как у нас!
В музее Эйнштейна впечатление произвела необычная экспозиция — рядом с экспонатами холодного оружия, черепа со смертельными следами от этого оружия! Если бы при показе оружия всегда показывали пострадавших от него, возможно, мир был бы добрее.
Катаясь на велосипедах, не всегда соблюдали правила. В некоторых местах велосипедные дорожки узкие и от проезжающего трамвая или авто разделяет только полоска на асфальте, поэтому иногда съезжали на безопасную пешеходную.
Одному пожилому пешеходу это не понравилось, но меня и сына он проигнорировал, а жене что-то рыкнул… Дочь так вообще толкнул! К счастью для неё, она не упала, и для него, кстати, тоже — я этого не видел.
И в противовес — когда хотели пройти в туалет, а местных монет еще не было, обратились к кассиру за разменом, у которого покупали завтрак. Он просто выдал нам служебные жетоны для персонала — мелочь, но из них складываются впечатления о людях и стране.
Озеро в Швейцарии
Купались по пути следования, где возможно. В Швейцарии кристально чистое озеро из горных рек, стекающихся водопадами (Рейхенбахский и другие).
Останавливаешься на небольшой парковке, а между дорогой и озером чистый травяной газон. Местные на расстеленных подстилках мирно отдыхают — почти в раю. Купаясь около берега, нащупал ногой стеклянную бутылку — расстроился. Ну как же так? Везде чистота и порядок… Достал — разочарование в местном населении оказалось ложным! Бутылка была запечатанной и привязанной за веревку — охлаждалась.
Итальяно бандито
Может я где-то что-то упустил, но лучшего впечатления, чем от внешнего вида собора «Дева Мария» в Милане, я ни от какого собора не получал. «NotreDam» в Париже просто «отдыхает».
Автомобилей в Милане очень мало. Всё просто: во-первых, за въезд в город нужно платить, за парковку платить — экономят все от дворника до банкира, пользуются общественным транспортом. Во-вторых, в августе город пустеет — жители уезжают на отдых. В Милане особенно заметным было присутствие русскоговорящих — полицейские, официанты, экскурсоводы.
В суматохе, собираясь на осмотр города, жена оставила сумочку на переднем сидении, а я, потеряв бдительность, в незакрытом «бардачке» — документы. В довесок, на заднем сидении ноутбук с фото и видео всей поездки. Вернулись к авто после 22 часов — нет слов — только эмоции.
На переднем пассажирском сидении все кувырком — сумка вытряхнута, из «бардачка» все вывалено, везде осколки от стекла. Начинаем определять, что украдено…
Итог — ничего, кроме двух шоколадок. Пожилой итальянец рассказал, что когда услышали звук разбивающегося стекла, его сын вышел и хулиган убежал.
Очень остро возник вопрос: как теперь оставлять машину на парковках и вообще — как ездить без стекла, особенно по автобану? И вообще мы проехали только половину пути. Позвонил местной знакомой — экскурсоводу и бывшей учительнице из Кемерово. Она объяснила, что в полицию обращаться бесполезно — только время потеряем. Договорилась поселить нас в ближайшем отеле со «скидкой». В отеле я попросил пылесос и картон для уборки стекла.
В ответ на удивление персонала сказал: «Italiano-Milano-Bandito have broken glass at a motor vehicle»!!! Они искренне извинились за соплеменников, пообещали пылесос дать утром.
А утром другая смена — отказали, якобы удлинителя нет, разорились только на веник. Начал ненавидеть Италию.
Помучившись с целлофаном и картоном, добрались до строительного магазина за городом. Купили оргстекло и благодаря правильно растущим рукам и русской смекалке без проблем проехали оставшийся путь.
Как покупали оргстекло
Выбрали нужного размера и толщины. Прохожу по магазину и вижу, что есть услуга по резке этого самого стекла. С приобретённым ремкомплектом расположился на стоянке. Попробовал стекло резать ножом — тяжело и долго.
Дочь отправилась в магазин с просьбой обрезать стекло на станке по нашим размерам. Возвращается и говорит, что могут резать только по прямой.
Вот думаю: какие же вы отупевшие от безмятежной жизни европейцы! Начертил (проскреб ножом) как им обрезать окружность прямыми линиями. Решил, что дальше сам обровняю. Дочь уходит в магазин снова. Опять возвращается и говорит, что просят показать чек! Идиотизм накаляет! Взяла чек, пошла опять. Приходит и говорит: они предлагают вернуть нам деньги, так как обрезать не могут. Вот бы в России я купил, расцарапал, отдал обратно и получил деньги!
Рим
Поселились в отеле через улицу от Колизея за вполне приемлемую цену (65 евро за двухместный номер, с завтраком), с хорошей мебелью, бесплатными напитками, приветливым персоналом.
Про Рим говорить не стоит, нужно самим ехать и формировать личное отношение.
Не могу не упомянуть — автобусная экскурсия отвратительное действо. Кстати, в одном омском месте пицца ничуть не хуже, чем в римском кафе.
Ватикан
Подъем на крышу собора Св. Петра замечательное мероприятие! Особенно под куполом с наклонными стенами и отсутствием вентиляции.
На крышу купола все выходят как из душегубки на свет божий. Морды красные, пот ручьем. Внутри собор, конечно, шедевр христианского искусства.
Вживую наблюдать из-под купола собора мероприятие при участии ватиканских служителей, интереса для меня не представляло, но «галочку» поставил — я это видел.
Подайте, люди добрые… мы сами не местные
В план посещения городов Италии внесли Турин. И не ошиблись! Турин не захолустный городок, а в свое время был столичным.
Увидели интересное архитектурное решение — на площади около дворца к одной стороне крепостного замка пристроили административное здание. Смотришь с одной стороны и видишь только крепость, а с другой — только солидное здание.
Одним из мест посещения был храм на холме. Сначала мы не поняли, почему туда поднимались старушки опрятного, но бедного вида. Ведь тяжело жарким днем топать в гору. На верху толпилась кучка разномастного народа, которая вдруг, как по команде, сформировалась в очередь за получением бесплатной еды. Бывает на свете реальная помощь от церкви, причем ежедневная.
Мои спутники решили прикинуться нищими и тоже встали в очередь. Я со стороны начал снимать на видео, но нас вычислили и сказали: кормим только местных — это не для туристов.
Сан-Марино
Едем вечером, уже стемнело. Жена говорит: «Смотри, вершина горы освещена!» А дочка: «Мы туда и едем!» Забравшись на гору, пошли гулять. Самое большое впечатление в поездке на меня произвела именно эта ночная прогулка на горе Сан-Марино. 700 метров отвесная скала и внизу фонари города. Идешь и понимаешь — вокруг облако.
Днем заглянули в крепостные башни (Гуайта, Честа, Монтале).
В одной уникальный музей огнестрельного оружия. Нигде таких образцов револьверов и пистолетов я не видел. Теперь знаю, откуда «травматическую осу» срисовали.
Уезжая, зачем-то купили 20 бутылок разного вина…
Венеция
Авто на острове можно поставить только на подземную платную стоянку. Машин битком, проезд узкий — не развернуться. Дочь пытается помочь, чтобы мне влезть между машинами и тут подходит сотрудница. Говорит: «Мадам, отойдите», и со знанием дела очень быстро «ставит меня на место». А дальше только пешком или на любителя — на водном транспорте.
Предел мечтаний — по старым узеньким улочкам можно гулять пока ноги не отвалятся.
Неожиданное для нас зрелище — светофоры. Машин нет, а перекрестки-то есть!
Над границей тучи ходят хмуро…
А хорватский таможенник — весело!
Эх, плохо я изучил политическую карту Европы! Зато теперь весело вспоминать… На пути встречались разного рода будки с шлагбаумами — проезд через мост из Швеции в Данию, въезды на платные дороги, паром, таможенные посты и многое другое. Я привык, проезжая через границу, встречать таможенные посты с поднятыми шлагбаумом. Обычно на них людей не видно или они мирно сидят в будках.
В Италии таможенники стояли на дороге. Похоже для красоты — реально красавцы! Мы откровенно на них залюбовались. «Но страны же разные, должны быть какие-то особенности» — думал я, когда на выезде из Словении шлагбаум был закрыт, и нас попросили предъявить паспорта. Паспорта вернули, шлагбаум открыли, и мы помчались дальше.
На следующем посту шлагбаум был открыт и я спокойно проехал, но вдруг услышал истошные крики и в зеркале увидел оживление и беготню. Притормозил, посмотрел и снова поехал — опять крики и еще большее оживление. Вышли с дочкой и подошли к таможенникам, чтобы выяснить, что случилось. Нам с недоумением начали объяснять, что мы пересекли границу государства, я стал говорить, что уже раз десять мы пересекли разные границы без проблем, и чем эта такая замечательная и, если особенная, то почему шлагбаум открыт. Они потребовали поставить авто и дать паспорта, а самый активный опять стал объяснять все с начала.
И тут мы с дочкой поняли, что он пьяный, и не удержались от комментариев. Пьяный хорватский таможенник — это круто! Сконфуженный нами пьяный господин поспешил опустить шлагбаум и быстренько смылся. Нам отдали паспорта и мы, проехав несколько часов по Хорватии, благополучно въехали в Венгрию. На границе с Венгрией шлагбаум был опущен, а таможенники ругались с русским и не хотели его пропускать. На этом фоне спросили, а в порядке ли моя страховка. Проверили паспорта, в международных правах заметили запись — очки обязательно, в тот момент я был в линзах, заглянули в багажник и пожелали удачи.
На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов...
Еще одной целью поездки было посещение Братской могилы Советских воинов Второй мировой войны в городе Сексард. Когда мне было лет восемь, я услышал и запомнил, что мой дед похоронен в этом городе. Посетить могилу деда не было моей навязчивой идеей, просто я хотел, чтобы когда-нибудь это произошло. Готовясь к поездке, я начал искать точное местоположение и благодаря замечательным людям (Анастасия Столярова — занимается нахождением могил советских солдат на территории Венгрии) и моей дочке, через всемирную паутину нашел подтверждение и нам очень оперативно выдали информацию и фотографии, как выглядел мемориал в 50-х годах и в недавнее время. Изучая фото, мы обнаружили, что после конфликта СССР и Венгрии звезды с монументов были вырваны, в связи с чем образовались трещины, которые размывались водой и со временем некоторые фамилии стали плохо читаемые. Поэтому мы еще в Омске купили красную и черную краску, кисти и хорошую шпатлевку для устранения трещин.
Я погрузил это все в самое дальнее место между вторым и сложенным третьим рядом сидений. Пробираясь по горным «козьим» тропам из Швейцарии в Италию, мне показалось, что в салоне пахнуло бензином. Около Милана меня это стало тревожить. Ближе к Турину запах почувствовали и мои спутники.
Началось всё, когда после променада по Турину мы вернулись к машине. Я понял, что это не бензин — ЭТО КРАСКА!!! Откинул спинку сидения и увидел, как из пакета с банками текла не черная, а КРАСНАЯ — самая стойкая фасадная краска! Ну а дальше как обычно… На удивление аборигенов — возня около авто с непонятными надписями. Причем одно стекло у авто из картонки и виднеется красная лужа.
Мы, конечно, убрали беспорядок, как смогли, но если кто-нибудь из прочитавших это увидит (около музея кинематографии красное пятно на дороге, предполагаю, оно быстро не исчезнет), не пугайтесь это не кровь.
И вот мы в Венгрии. Поздно вечером приехали в окрестности озера Балатон, как-то напряженно искали отель и расположились в очень приличном, но дорогом, можно сказать, профилактории. Утром, до завтрака, мы успели искупаться в крытом бассейне со всякими наворотами и посетить разные сауны.
А после завтрака я искупался в озере.
Я смотрел на Балатон и размышлял о том, что в далеком 1944 году мой дед по материнской линии — Герасимов Тимофей Васильевич, в составе советских войск, возможно, голодный и обессиленный, шел именно в этих местах и никогда бы не подумал, что его внук и правнуки приедут к нему на могилу в чужие края из Сибири…
Чуть позже пришло озарение — второй дед, уже по линии отца — кадровый военный, имеющий награду за освобождение Будапешта — Горев Фёдор Семёнович, тоже воевал в этих местах. Но ему удалось вернуться домой живым. Потомки этих людей нашли друг друга и создали семью. Поистине, судьба — самый талантливый режиссер, который выдумает такой сюжет, который не под силу никому.
По пути от озера до Сексарда я был очень взволнован. Глядя на окрестности я думал, сколько советских солдат здесь погибло? Только в «Будапештской операции» более 80000!!! Именно они отвоёвывали эти высоты. Заехали в город и увидели кладбище. Потом зашли на территорию и обратились к старенькой бабушке, рядом с которой стоял ее внук лет двадцати. На листке мы написали вопросы на венгерском языке, понимая, что общение будет трудным — они же не знают никакого языка кроме венгерского. Поняв наш вопрос, они жестами объяснили, где находится нужное нам кладбище. Бабушка очень хотела нам рассказать что-то про советских солдат, но мы ее не понимали. Ее внук пытался ей это объяснить, но порывы были очень трогательны. Подъехав на другое кладбище, мы обратились к женщине, которая не захотела с нами говорить, а потом встретили мужчину, который проникся нашей проблемой и очень подробно объяснил, куда идти. Потом он подошел к нам, чтобы убедиться, что мы нашли это место.
И вот, я внук в свои 43 года, добрался на место, где похоронен дед, не доживший месяц до своего 43-летия.
Старт к своей цели мы взяли именно с места его жизни — деревни Нефедево, Омской области, которой давно уже не существует, куда съездили перед началом поездки. До вечера мы занимались реставрацией всех памятников мемориала.
Погода была замечательно солнечной. Венгры в течение дня приходили на соседние могилы, на которых, что поразительно — растут цветы, требующие очень частого полива! Видно, что было время, когда мемориал был заброшен и зарос крупными деревьями, которые потом спилили, а сейчас все прибрано и посажены цветы. Даже трещины кто-то шпатлевал. Это, конечно, нас порадовало, приободрило и, несомненно, достойно уважения.
Вена
Единственное место, где нам не повезло с погодой — Вена. Хотел припарковаться в старом городе, но местный прохожий объяснил, что не стоит рисковать и лучше уехать на платную подземную стоянку. Днем, за обедом, заговорились, обсуждая картины на стенах заведения, и жена оставила на стуле сумку.
Вернулись примерно через час — сумка лежит спокойно у бармена и нас дожидается.
Днем нагулялись под мелким дождем по городу, а ночью бродили в венском лесу! Встретили оленя около виноградника и тщетно попытались найти камень с надписью на месте, где Фрейду пришло озарение.
Словакия
Если в Венгрии все атрибуты Советского Союза были удалены с памятников, то в Словакии гербы СССР сохранены на памятниках советским воинам-освободителям.
По дороге растут яблони, посаженные в советское время. Не смогли проехать мимо — свернули с дороги и набрали несколько пакетов.
Я разумею по-русски!
Дочку в Будапеште посадили на самолет в Омск. Билеты купили еще в Омске, чтобы не опоздала на учебу. Тем более, основные задачи поездки были выполнены. Впереди была долгая и не очень увлекательная дорога по России. Поэтому почетная обязанность общения с местными перешла к сыну.
В Варшаву приехали утром.
Поколесив по городу, мы не смогли найти исторический центр. Сын отправился на поиски карты. Он долго ходил и пришел ни с чем. Пошли вместе к киоску, где он тщетно пытался объяснить продавцу, что ему нужна карта города, а она предлагала ему карточку для проезда в городском транспорте. Сын на английском опять долго объяснял, измучился, и говорит мне: «Она вообще ничего не понимает!». И вдруг, без ласковых нот в голосе продавец нам говорит: «Я разумею по-русски!», и спокойно объяснила нам дорогу. А дальше, если с нами не говорили на русском, то мы вполне понимали польский.
С хорошим настроением забрели в замечательное, уютное и со вкусом оформленное маленькое кафе под названием «Ностальгия». Заказали там завтрак, но с условием, чтобы он был польским. И нам действительно принесли блюда, непохожие на то, чем нас кормили в других странах.
Подкрепившись, пошли в старый город — пробежались с экскурсией, потом не торопясь побродили и заглянули в магазины. На обед попробовали блюда из национальной кухни и спокойно отправились домой.
Граница
Мне рассказали, что на польской границе будут мурыжить несколько часов и вообще русских они не любят. Подъехали, настроившись на испытания. Сидим и наблюдаем. Вышли таможенники из своих будок, расселись по машинам и уехали. Тишина. Через полчаса приехали другие. Разошлись по будкам. Как вам такая пересменка?
Перед нами в авто женщина сразу же разругалась с таможенником. Мне тоже непонятно, зачем при выезде проверять грин-карту. Возмущенная дама и наша троица отдали паспорта. Сидим дальше. Через полчаса таможенник подходит к нам и показывает в паспорт:
— У вас виза закончилась.
— У меня еще десять дней. На число посмотри.
— У вас виза одноразовая.
— А мне второй и не надо.
— Вы по одноразовой визе не можете второй раз въехать.
— Я домой еду, обратно не хочу.
— Вы уже второй раз въехали и находитесь в Евросоюзе незаконно.
— Я не хочу находиться в Евросоюзе, я в Россию еду.
— Вы выехали из Евросоюза в Хорватию и не должны были больше въезжать.
— Ну, раз я уже въехал, что теперь не выпустите?
— А вам Венгры ничего не сказали про визу?
— Нет. А я что-то нарушил? Я же официально через таможню въезжал.
— Да. Сейчас будем решать, что делать.
После чего он ушел совещаться, через сорок минут вышел и говорит: «Выпускаем, но чтоб это было в последний раз».
Открылся шлагбаум и таможенник сначала подошел к нам, отдавать паспорта, а женщина поехала. И началось шоу — он кричит: «Мадам, Вы куда поехали! Нарушение — пересекли границу без паспорта!». Через десять минут перебранки мы отправились к белорусам.
Ну а как я провез 30 бутылок спиртного, при условии, что разрешено 3, и кучу разных вещей, это отдельный рассказ.
«Хай»
Приобрел его за два месяца до поездки. Никаких дополнительных опций не делал. Перед выездом поставил видеорегистратор и навигатор, прицепил сетку на решетку радиатора от насекомых. Вчетвером и с кучей вещей. Бензин по России заливал 92, иногда 98. Средний расход, по мнению компьютера: 10-11 литров на сотню.
Эпилог
Через неделю после того, как мне несколько раз задали вопрос: «За рулем ты был один, 30 дней — 16000 км (даже в среднем это 500 км в день), и не устал?», я призадумался — обычно я не люблю ездить на авто, дорога меня усыпляет. Что произошло? — ночью рулю, днем хожу пешком по несколько часов, незнакомая дорога, разного рода риск — и я НЕ УСТАЛ! Как? Почему? Не знаю, может какой-то внутренний настрой? Но я не то, что не устал, а чувствовал себя хорошо отдохнувшим.