|
Итак: заменены фильтры и масло, проверен уровень жидкостей, бак до полного, в багажнике масло на доливку (а вдруг), тосола, на всякий случай жидкость для устранения протечек радиатора, насос и запаска, ну и битком забито вещами и чемоданами. Семья из трех человек едет на три недели из Питера в Линьяно.
Выезд в половине шестого утра. По плану надо преодолеть за день 1 200 километров до Бреста. Итальянский шенген начинает действовать только завтра, а значит, при всем желании проехать в Польшу не удастся. Да и не надо. Одному из пассажиров три года и явно рекорды преодоления расстояний ставить не желает.
Визу решили открыть именно итальянскую, вместо привычной финской. Все же три недели въезда через другую страну могут аукнуться впоследствии неприятностями. Финны не возражают, когда по их визам катаются в другие страны, но всему должен быть разумный предел. Коллега на работе как-то умудрился откататься по финскому шенгену в Эстонию, Грецию, Францию в общей сложности месяца на полтора и всего дважды на пару дней заезжал в Финляндию. При получении следующей визы в паспорте обнаружил предупреждение о том, что ежели еще подобное повторится, то финны ему визу больше не дадут. Так что решено не рисковать, да и особых проблем не предвидится. Визовый центр Италии на Фонтанке выдает визы всем желающим жителям Северо-Запада России (жителям других городов надо обращаться в посольство в Москву). Стоимость визы на одного человека — 35 евро плюс консульский сбор 1 000 рублей. Ребенку до шести лет бесплатно. К слову, встречал предложения в турфирмах по 135 евро за паспорт и без каких-либо детских скидок. Самое интересное, что турфирмы тоже сдают документы в тот же самый визовый центр и не имеют никаких привилегий и скидок. Т.е. накрутка довольно существенна, а удобства сомнительны. Я бы сказал и вовсе отсутствуют.
Оформление визы — довольно простая процедура. На сайте визового центра выбираешь день, в который хочешь приехать, заполняешь форму, получаешь распечатку, с которой приезжаешь к назначенному времени. Анкеты мы заполнили заранее, я заехал по пути на работу за бланками накануне. В «Ресо» оформили медицинские страховки и «зеленую карту», которая действует и на территории Белоруссии. Вся процедура оформления заняла около получаса. Девушка за стойкой проверила правильность оформления, все недочеты переделали на месте. Страну пересечения в анкете указали «Poland», но к документам приложили распечатанный e-mail с подтверждением брони апартаментов в Линьяно, а также предполагаемый маршрут поездки с бронью отелей в Европе (тоже распечатки на обычных листах А4). Бронь оформляли такую, чтобы можно было в любой момент спокойно отказаться от финансовых санкций со стороны отеля. Этого комплекта документов достаточно, несмотря на то, что на сайте визового центра указаны куда более подробные требования, вплоть до предоставления копии лицензии и паспорта арендодателя на курорте.
К слову сдавали на визу в понедельник, срок оформления был указан в районе пяти-шести дней, но в пятницу паспорта уже были готовы. Дело было в самый разгар туристического сезона: в конце июня. Проверить готовность, кстати, тоже можно через сайт. Так что и в плане скорости в турфирмах также ничего предложить не могут.
Дорога до Бреста мало чем примечательна. Отрезок до Пскова преодолели часа за три. Асфальт на этом участке за последние пару лет заменили основательно и ехать в целом неплохо. За Псковом уже похуже. Там, кстати, заправился до полного еще раз. Долил 27 литров в Черехе на Лукойле и двинул дальше. Где-то за Опочкой стали появляться первые указатели с надписью «Paid Road». Но именно этот участок оказался самым отвратительным за весь путь, несмотря на многообещающее слово «платная». Узкая и сплошные ямы. Деньги оплачиваешь только при пересечении белорусской границы. В связи с началом работы таможенного союза я и вовсе вначале проскочил на полном ходу мимо пункта сбора. Остановиться заставила внимательная жена. Paid road обошлась в 220 рублей. Куркули, что скажешь. Непонятно только, на что идут деньги. В общем, зря я остановился. Честно советую, в случае открытого шлагбаума, проскакивать без остановки. Платить не за что. С белорусской стороны вообще ни одного чиновника. Пусто.
Дороги в Белоруссии поначалу ничем не отличались от российских. Обычная двухполоска, которая километров через тридцать расширяется за счет обочины. На нее съезжают те, кого обгоняют. Достаточно включить поворотник, и едущий впереди водитель максимально прижимается вправо, так что даже на «встречку» при обгоне не обязательно выезжать. С другой стороны, если кто-то летит «в лоб», а некоторые белорусские водители отличаются изрядной долей безбашенности, есть куда свалить от греха. Частенько встречались машины, обгоняющие через сплошную, хотя наказание за это нарушение в Белоруссии то же, что и в России: лишение в/у. Но, в целом, здесь принято соблюдать правила и ограничения скорости.
В районе двух часов дня уже по местному времени, которое отличается от московского «минус один» (навигатор и телефоны скорректировались автоматически) остановились на лукойловской заправке. Белорусских денег ни грошика, но за бензин можно платить и в евро, и в долларах, и в рублях. Цены ниже, чем в России. За литр 95-го на тот момент чуть больше 24-х рублей. Через три недели цена выросла уже на три с лишним рубля.
Правда, мелькающие цифры на колонке, которые отображаются только в белорусской валюте, поначалу вводят в ступор, особенно когда цифры переваливают за сто тысяч, а купленная по карте «Виза» пачка чипсов в смс-сообщении отображается как 1600 рублей.
В кафе также можно перекусить за российские рубли. Порция борща, драников, блинчиков с творогом и чай обошлись в 120 рублей.
Дорога до Минска в основном двухполосная, но примерно за тридцать километров до белорусской столицы начинается автотрасса, по которой можно ехать около сотни километров в час. В Минск не заезжали, прошли его по объездной. Километров через пятьдесят пункт сбора за проезд по дороге. Стоит всего 20 рублей, но это того стоит. Дальше почти триста километров до Бреста шикарная магистраль с ограничением в 120 километров в час. Тут и ощутил, по-настоящему, преимущества круиз-контроля. Выставив скорость один раз, можно было бы спокойно ложиться спать, если бы не незначительные изгибы и повороты. Тут же впервые дал руль второму пилоту, жене.
Главный пассажир, несмотря на опасения, стойко переносил тяготы, и, похоже, наслаждался дорогой. Неплохо выручали аудиосказки, которые рассказывал плюшевый медвежонок с имплантированным mp3-плеером.
Непосредственно перед Брестом опять заменил жену за рулем, заправил еще около 25-ти литров и снова оплатил 20 рублей за дорогу. Платил десятирублевыми монетками, чем вызвал неизбывную грусть женщины-оператора. Они почему-то не уважают железные деньги. Эта проблема возникла и в брестской гостинице «Националь» (ex. «Дружба»), где за вот этот номер «люкс» заплатил 1 570 российских рублей.
С трудом удалось убедить администратора на ресепшене, вручая 1 550 бумажками и 20 монетами, что в России бумажные «десятки» уже выходят из оборота и других денег просто нет. Поскольку из машины решили не доставать все вещи, в том числе и компьютеры, попросили платную парковку. Она входит в стоимость номера, но, по словам гостиничных работников, нет разницы, где парковать. Мол, «случаев не было» и наши тревоги даже немного повеселили белорусов.
Поскольку уже было около шести часов вечера, решили съездить поужинать по совету местных в брестский парк. Вот тут-то и обломались. В кафе принимают только местные деньги, поэтому посмотрев на миролюбивых посетителей парка и свободно гуляющих птичек, поехали ужинать в гостиничный бар, где принимают российскую валюту. На «Лукойле» залили «до полного» еще десять литров и улеглись баиньки.
День второй. Курва
Выехали в 6:30 утра по местному времени. Вляпались в пересменку на белорусской стороне. Полтора часа без движения. Потом еще час на формальности. Попытка разнообразить ожидание походом в «дьютик» радости не принесла. Те же товары, что и в обычном магазине, никаких «вискарей» и парфюмов, причем все по ценам обычного магазина. Развлекался разговором с белорусом, который ехал на своем «пыжике» продавать бензин из залитого под завязку бака полякам, у которых горючка почти в три раза дороже. Экономии для он почти не запускал двигатель, а толкал машину вручную. Оказывается, белорусы имеют право лишь раз в пять суток пересекать границу в качестве водителя. Пассажиром сколь угодно часто. Рассказал мне собеседник о том, что через границу разрешают провезти не больше двух пачек сигарет и не колышет. Запасенный в поездку блок «парламента» явно не проходил под это совсем не «евросоюзовское» ограничение. Недолго думая, распихал часть пачек по машине и сумкам. Еще белорус предупредил о нарушении скорости на «той» стороне. Мол, не рекомендует превышать больше пяти километров в час, ибо штрафы зверские. Названные суммы смутили. По словам собеседника, выходило, что за превышение на 10 км/ч можно заплатить 40 долларов. Рассказал и легенду о «черном опеле», на котором ездят паны-гаишники. Якобы, пристраиваются в хвост, снимают скорость с фотофиксацией и договориться с ними уже никак. Строго предупредил и об обязательном включении ближнего света на дорогах Польши. За невыполнение этого требования тоже финансовые санкции. Когда я рассказал ему, что в России свет в принципе всегда должен быть включен на машине во время движения, очень удивился.
Впоследствии, в Линьяно, познакомились с польской семьей (жена из Белоруссии, муж поляк). Глава семьи легенду о «черном опеле» подтвердил, только сказал, что машины могут быть любой марки, модели и цвета без опознавательных знаков и расцветки и с ними действительно невозможно «договориться» на месте, в отличие от обычных тружеников «полосатой палочки», которые прячутся по кустам.
Проходить польскую границу было «весело». Встали в «зеленый» канал «Nothing to declare». Перед нами три машины. В зону досмотра «красный» горел примерно час. Потом запустили. Пани таможенница собрала на шести машинах документы. Зачем-то попросила «бронь» в Италии, хотя какая ей разница? Виза-то есть. Но спорить неохота было, показал ей всю ту же распечатку подтверждения брони. Попросили открыть багажник, внутрь которого взглянули мельком. Как и на белорусской стороне, никто не озаботился сличением фотографий в паспортах с оригиналом. Пофиг. Собрав паспорта, пани испарилась часа на два. Терпение иссякло уже минут через сорок, но делать нечего. Польские пограничники, похоже, считают ниже своего достоинства объяснять что-либо русским водителям. Подобная ситуация удручила, поскольку есть немалый опыт прохождения финской границы на машине и такого безобразия никак не ожидал. В итоге, сравнительно небольшая очередь стояла практически без движения. Лихо пересекали границу только те, кто ехал по каналу граждан Евросоюза, на машинах с польскими номерами. Этих проехало мимо нас за время ожидания не один десяток.
Но все когда-нибудь заканчивается и все та же пани таможенница вернулась с отштампованными уже паспортами. Сев в машину, я вспомнил единственное ругательство на польском, которое знаю, и выдохнул «курва». Доча радостно повторила за мной новое для нее слово. Двинули.
Маленький совет: лучше уж «отмучаться» сразу и не останавливаться в Бресте, а перейти границу и ночевать в ближайшем польском мотеле. Начинать путь утром с многочасового стояния на границе очень грустно.
За шлагбаумом впереди меня ехал белорус на Solara, который превышал установленную скорость в 30 км/ч почти на «десятку». Моего «спонсора» тормознул польский владелец «фена» прямо на выезде с пограничной зоны. Дальнейший путь по Польше запомнился практически как сплошной кошмар. Разрешенные 90 км/ч удавалось развивать на редких и коротких участках пути. Почти везде ограничение 70 км/ч. Бесконечная череда населенных пунктов, где приходилось снижать скорость до 50 км/ч. Причем, иногда, в поселках стояли знаки «70» и это совершенно взрывало озлобленный мозг. Я просто не понимал вообще: с какой скоростью надо ехать. На двухполосной дороге десятки фоторадаров и гаишники по кустам. Надо сказать, что, как в России, встречных водителей о засаде принято предупреждать морганием фар. Стал следить за знаком ограничения скорости на навигаторе. Замечу, что работает довольно точно. Изменение данных происходит одновременно с пересечением знаков ограничения и населенных пунктов. За Минск-Мазовецким вскоре свернули на объездную вокруг Варшавы. Навигатор радостно проинформировал об ограничении в 120 км/ч. Но радость была недолгой, километров так 15-ть, после чего воткнулись в пробку. Сначала думал, авария, потом увидел — ремонт дороги.
Надеялся на его скорое окончание, но в итоге выяснилось, что ремонт затянулся больше чем на сто километров. На всем этом протяжении куча техники, которая укладывает бетонное покрытие новой трассы. Почти везде ограничения в 50-70 км/ч, множество светофоров. Где можно было, поляки разгонялись до сотни и больше, наплевав на все ограничения. Я, в совершенстве освоивший произношение слова «курва», а также вспомнившие еще и слово «дупа» и восклицание «Матка боска!» превышал вместе со всеми. На обратном пути этот же участок трассы проходил, не глядя на ограничения, руководствуясь только дистанцией до ближайшего заднего бампера. Ехавших во главе потока, отлавливали гаишники, дежурящие по всей трассе. Пару раз и я откровенно нарывался на штраф во время обгонов, но каждый раз меня спасали фуры в правой полосе и полицаи только провожали задумчивыми взглядами. Но все же, ничего особо криминального в моих действиях не было, поскольку никто не погнался за мной. Хотя на дороге нередко встречались нарушители с хвостом в виде мигающих люстрами гаеров. На этой фотографии сразу за опорой моста как раз пойманный нарушитель общается с гаишниками.
Некоторые знаки откровенно веселили своим необычным для русского уха звучанием. Часто встречается вот такое предупреждение.
Когда закончился ремонтируемый участок, я уже был злостным нарушителем ПДД и мчал, как только позволяли дорожные условия. Порой, превышая ограничения километров на 50 км/час. К слову сказать, в этом темпе ехали все, а на местах засад обнаруживались только стоящие «Порше» и «БМВ», которые, видимо, совсем не уважали скоростной режим, поскольку, вскоре, после оформления они меня догоняли и обгоняли. Такая неэкономичная езда по польским дорогам, не выключающийся кондиционер, привели к тому, что километров через пятьсот после границы, мой семидесятилитровый бак почти обсох, и, хоть я не желал оставлять в Польше ни копейки (я уже искренне ненавидел страну, на преодоление которой ушло почти десять часов), пришлось заехать на «Шелл» и заправиться по карте «Виза», поскольку евро и доллары там никто не принимал, а покупать наличные польские злотые «фантики» не было никакого желания.
Перед Чехией я уже ехал около 120, не превышая разрешенной скорости и чуть было не проскочил границу. Никакого контроля и формальностей на самой границе нет, но надо было купить «виньетку». Это специальный стикер, подтверждающий право двигаться по автострадам, которые считаются платными и в Чехии и в Австрии. Виньетки продавались только на 10 дней и обошлись в 105 злотых (почти 20 евро). Естественно, оплачивал Визой. Вот так они клеятся на лобовом стекле: австрийская вверху по центру, чешская в нижнем правом углу. Впрочем, как правильно клеить, указано на обратной стороне наклейки. Эти фото сделал только следующим утром.
Надо сказать, что за четыре часа, что потребовались проехать через Чехию и Австрию до Вены, никого виньетки не заинтересовали. Полицейских встречал на трассе несколько раз. Патрульные машины стоят по направлению движения обычно на въезде на автостраду и готовы в любой момент сорваться за нарушителем скоростного режима. Хотя зачем там нарушать — непонятно, на мой взгляд. Ограничение практически по всей трассе, которая идет мимо Брно на Вену — 130 километров в час. Дорога четырех-шестиполосная с разделительным отбойником. Небольшой участок двухполоски только у границы с Польшей. Ехать удобно только отчасти. Как и по всей Европе, тихоходам вроде меня, ехал до 120-ти километров в час, принято находится в правой полосе. Левая лишь для обгона, после маневра перестраиваются вправо. К сожалению, качество покрытия автострад в Чехии не очень. Дорога бетонная и ровная только на первый взгляд. Частая гребенка стыков бетонных плит и мелкая тряска из-за них надоедают километров через пятьдесят. Ближе к полуночи по местному времени, приехали в забронированный отель. Ночью не фотографировал уже, было просто лениво. Замечу только, что езда по ночной Вене — увлекательное занятие, если под капотом лошадей хотя бы за 200. Много «гонщиков» и на светофорах мощные авто и мотоциклы с визгом срываются с места, устраивая гонки по улицам столицы Австрии. Полиции не видел вообще.
День третий
Утром проснулись около восьми часов. Остановились в «Arcotel» недалеко от центра.
Стоимость вот этого номера по брони 99 евро. Фотографировал утром, так что кровать не убрана, но, в целом, номер неплох. Учитывая местоположение, и недорого.
Несколько слов о порядке оплаты. Девушка на ресепшене почему-то решила, что мы приехали на два дня и заморозила на карте 260 евро. По 100 евро за сутки и по 30 евро за пользование баром. Эта сумма — страховка, чтобы не сбежали из отеля пожив, поев и не заплатив. Страховку, кстати, не всегда берут и не во всех отелях. Утром, при выезде, мы заплатили еще 100 евро наличными. А 260 спустя месяц так и непонятно: вернулись или нет на карту. В ответ на гневное письмо из отеля прислали скан чека по «разморозке». Надо теперь разбираться со своим банком. Если не хотите рисковать и думать, вернется или нет сумма — страховку можно заплатить наличными. Их вернут при выезде.
Отдельная история с парковкой. Как и везде в Европе, полно ограничений по времени на бесплатных парковках, много платных. Понять, что парковка платная можно по голубой разметке, так называемая blue zone. Если пришлось остановиться в таком месте — оглядитесь в поисках паркомата, оплатите нужное время стоянки и положите чек под лобовое. Иначе, хорошо, если просто обнаружите штрафную квитанцию под дворником, но искать эвакуированную машину в незнакомой стране — занятие малоувлекательное даже при условии хорошего знания языка. Советую запастись для оплаты парковки мелкими монетами. Многие паркоматы принимают и карты «Виза», но если не уверены в знании языка и не можете правильно интерпретировать поясняющие надписи — лучше не рискуйте карточкой. Это фото я сделал в Италии, но, в принципе, паркоматы примерно так выглядят по всей Европе.
Стоянка в гараже отеля стоила 16 евро в сутки. Меньше не берут. Платить не стал, потому как в 20-ти метрах от входа в отель на боковой улочке обнаружил белую разметку (бесплатная парковка) с таким ограничением.
Поскольку мы приехали в ночь на субботу, то я с чистой совестью занял последнее свободное местечко. Здесь машина и простояла в целости и сохранности, пока мы бродили по Вене.
Первым делом пошли завтракать. Найти приемлемую забегаловку — не проблема. На запах свежих круассанов и кофе мы заглянули в первую попавшуюся кафешку с отменным кофе и вкуснейшей свежей выпечкой.
Эта милая женщина, кстати, не включила даже в счет стоимость разбитой детенышем тарелки. За счет заведения, так сказать.
Минут за 15 пешком дошли до центра города. В принципе можно было бы взять на одной из специальных стоянок, которых множество в городе, напрокат скутер или один из таких желтых велосипедов. Цену не смотрел, но вряд ли очень дорого.
Не спускались мы и под землю в метро за ненадобностью. Замечу только, что если у кого физические проблемы, то в метро можно спуститься не только на эскалаторе, но и на специальном лифте.
А трамваи больше по длине состава, похожие на короткие электрички, практически бесшумные.
Мы же, дойдя до Karlsplatz, сели вот на такой туристический автобус. Обзорная экскурсия по центру на нем длится полтора часа и стоит 14 евро с человека. Детям до шести лет бесплатно.
Можно купить билет и за 24 евро на вот такой уже жёлтый автобус. На нем билет действует целый день и выходить и садиться можно в любой момент.
Немного фоток Вены.
Надо сказать, что в экскурсионном автобусе есть аудиопрограмма и на русском языке. В нашем автобусе это был канал 7. Думаю, что так на всех подобных автобусах. Вообще, с русским языком в городе никаких проблем, на улицах множество наших соотечественников.
Гуляли где-то до половины третьего дня. Мне, как и дочке, этого хватило за глаза. А вот жене Вена очень понравилась и она сказала, что еще хотела бы здесь пожить, но, к моему счастью, пора было ехать. Впереди Средиземное море и курортный городок Линьяно.
Дорога в Италию
Проехать надо было чуть больше пятисот километров. Практически на выезде из Вены начинается шикарная автострада с ограничением в 130 км/ч. Всю дорогу старался держать 115-120 километров из соображений экономии. Не представляю, как здесь можно ездить без круиз-контроля. Педалей касался только если попадались ограничения по скорости. Вообще, могу сказать, что перед поездкой по Европе стоит озаботиться установкой круиза, если его нет, иначе просто нога отвалится давить все время на газ.
Есть, впрочем, и одно неудобство. На круизе едешь с постоянной скоростью, в то время, как у остальных водителей нога «гуляет» на педали и они то ускоряются, то тормозятся. Вот так с одним ухарем на дороге мы обгоняли друг друга шесть раз. С другой стороны, круиз помогает избежать постоянной игры в догонялки. Позже, катаясь по автострадам, иногда не включал эту функцию и могу сказать, что езда становится похоже на поедание семечек. Как начнешь обгонять, так невозможно остановить этот процесс. Обгонишь сначала одного, потом другого, потом кто-то подпер тебя в левой полосе и ты ускоряешься и обгоняешь, обгоняешь, обгоняешь…
Останавливаться на обочине нельзя, но для удовлетворения физических потребностей вдоль трассы построены места отдыха с вполне, кстати, приличными туалетами. Это мы проверили во время одной из остановок. На австрийской стороне о таких стоянках предупреждают надписи Raststation и таких «станций» множество
Почти весь трафик по этой дороге из Австрии. Немало чешских машин, попадаются и швейцарские. Встреченной машине с питерскими номерами порадовались. Примерно через три часа после старта из Вены, достигли итальянской границы.
Фотографировать за рулем сложно, да и опасно, но все же сделал пару видеозаписей самой дороги на телефон. Снято с вытянутой руки на весу, так что есть небольшая тряска. Первое видео еще в Австрии.
Дорога довольно живописная. Частично идет по склонам гор, частично сквозь горы. ">Некоторые тоннели длиной до восьми километров.
">А это видео снято уже в Италии.
В половине восьмого вечера без каких-либо сложностей достигли Линьяно.
Знакомство с городом.
На съезде с автострады нас поприветствовал еще один соотечественник с московскими номерами на «Форд Мондео». Надо сказать, что за все время пребывания в Линьяно мы встретили там лишь три машины с отечественным триколором. Все из Москвы.
Вообще, городок Линьяно, расположенный тридцатью километрами севернее Венеции, — это такой аналог Сочи в основном для итальянцев. Сюда принято приезжать на машинах. Редко когда встретишь огромные туристические автобусы. Отели, как правило, не выше четырех-пяти этажей. Ни в одном из них нет привычных русскому взгляду, ресторанов мест так на 200-250, которые есть и в Турции и в Египте, да и просто в раскрученных туристических зонах Европы, например в Испании, где народ в массовом порядке удовлетворяет потребности в пропитании по системе «all inclusive». В Линьяно все мило, даже в чем-то по-домашнему. Весь город работает только на туризм. Уважающий себя местный житель обязательно сдает приезжим апартаменты (по нашему, квартиры или комнаты).
Мы для остановки выбрали Residenza Zaccolo. Нашли координаты в интернете, посмотрели фотографии, связались по e-mail с владельцем. Август — самый разгар сезона отпусков, поэтому цены в это время кусаются. 21 день пребывания обошелся в 1 960 евро. С другой стороны, тот, кто отдыхал в европейских отелях, хорошо знает во сколько обойдутся сутки пребывания в однокомнатном номере для троих даже в трех звездах. Так что все относительно. Можно было бы, конечно, найти и подешевле, но нам понравилось, как выглядят квартиры. В каждой своя планировка, но все оформлены в едином стиле. Есть все необходимое для жизни, причем от количества указанных приезжающих зависит и площадь апартаментов и количество кроватей-диванов. Как правило, один-два диванчика в прихожей, совмещенной с кухней и большая двуспальная кровать в спальне. Если недостаточно, то вполне можно обратиться к владельцу, сеньору Закколо, за дополнительными спальными местами, если будет куда поставить раскладушку.
Несколько слов о нем: хозяин, помимо сдачи квартир туристам, держит еще небольшой бизнес. При этом сам следит за состоянием дел в квартирах. Если случилась какая поломка, то тут же вызывает ремонтников. В нашем случае, после отъезда предыдущих постояльцев, не опускались жалюзи на одной из балконных дверей в спальне. Нам это, в принципе не мешало, но в один из дней, пока мы были на пляже — неполадку устранили.
В стоимость номера входит и небольшой сейф, вмурованный в стену, кондиционер, а также телевизор, в списке каналов которого есть и два российских. Правда, знаю это лишь со слов хозяина. Что это за каналы, — понятия не имею, поскольку за все время отдыха ни разу не включил телевизор. В Residenza Zaccolo есть wi-fi. Пусть и не слишком быстрый, по российским меркам (около 1 Мбит/сек), но, если учесть, насколько трудно порой на курортах обстоит дело с интернетом, то жаловаться грех. Во всяком случае, для того чтобы пошариться по сайтам или послушать интернет-радио, — этого вполне достаточно.
Существенная проблема — несовпадение наших штепселей от ноутбуков с итальянскими розетками. Если зарядники для телефонов спокойно подходят к розеткам, то питание ноутбуков по размерчику не совпадает. Похоже на допотопные советские розетки, для которых когда-то покупали «евро»-переходники. Один-два тройника можно купить перед поездкой в России, либо уже в Италии. Они продаются в супермаркетах, правда и в них штепсели от блоков питания входят только с применением грубой силы, но все же входят.
Магазинов в городе достаточно. Недалеко от наших апартаментов на углу Via Marina и Via Vicenza был небольшой магазинчик Supermercati. В принципе там можно было купить все необходимые продукты, спиртное и мелкие бытовые мелочи, но, поскольку, магазинчик находится в самом оживленном туристическом месте — цены там несколько высоковаты. Мы предпочитали ездить в магазины на Viale Europa. Либо знакомый уже по Финляндии Lidl, либо в Pam. В Pam побогаче выбор продуктов, но и цены повыше. Несущественно, но с полной корзинки разница выходила в 20 евро по сравнению с Lidl, Но в Lidl желательно все же ездить если не с утра, то хотя бы в обед, пока ассортимент на полках выглядит поприятнее.
В любом случае, цены по сравнению с российскими обычно существенно ниже (разве что «Кока-Кола» дороже чем у нас). Полная мяса, сыров, фруктов, вина и разных деликатесов корзинка в Lidl обойдется не дороже 80-ти евро. Этого нам на троих хватало примерно на неделю. По мелочи (фрукты, копчености, колбаски) докупали в Supermercati. Как большой любитель красного сухого вина, я выпил немало этого напитка, тем более что оно здесь дешевое. Например, полуторалитровая бутылка каберне 2010-го года в Lidl стоит 1,89 евро. За 5 евро в бутылке 0,7 будет уже очень неплохое вино. Но, главное, тут все натуральное, а не из порошка. Впервые попробовал здесь и итальянское Frizzante. Это обычное вино, только газированное (не путать с игристым). С одной стороны непривычно, но в жару из холодильника выпить стаканчик такого вина — просто удовольствие, а если при этом закусывать знаменитым Grana Padano (который тут стоит всего 12 евро за килограмм) и вкуснейшими итальянскими копченостями, то получается уже райское блаженство.
Готовили и питались обычно дома. На кухне есть холодильник, газовая плита, вытяжка, мойка.
А еще во всех апартаментах по небольшому балкончику и мини-террасе для вечерних посиделок после ужина с сигаретой и бокалом вина. Вот так выглядело место моих вечерних посиделок изнутри квартиры.
Единственное неудобство, которое не могу не отметить. Неподалеку расположена церковь и колокол на ней бьет довольно часто, причем какой-либо системы в расписании найти так и не удалось. Единственно, что бить в колокол начинали, как правило, когда мы спали. И ладно бы звук был мелодичный, как в русских церквях. Так нет же. Ощущение такое, что колотят в рельс, созывая трактористов на обед, но с таким упорством и энергией, как будто где-то еще и ко всему прочему, начался пожар с наводнением.
Втроем нам вполне было удобно в этой квартирке, но есть апартаменты и побольше. Как раз во время нашего пребывания, сеньор Закколо закончил отделку еще одной квартиры на самом верхнем этаже с большой открытой террасой, где вполне уместится большой обеденный стол, а в самих апартаментах и вшестером, думаю, будет не очень тесно. Так что вполне могу рекомендовать эти апартаменты для семьи практически любого размера. Единственный совет: задумываться о бронировании не позже февраля, а лучше в январе. Выбор квартир будет не только больше, но и скидки существенны.
В стоимость проживания в апартаментах входит и автомобильная парковка. Она небольшая, во внутреннем дворике, но при проявлении небывалых высот в мастерстве маневрирования, здесь умещались до 12-ти машин (учитывая, что многие прибывают на минивэнах и даже на фургончиках). Мест на всех прибывших хватало не всегда, сеньор Закколо всегда делился с приезжими своими парковочными местами возле входа в офис со стороны улицы, так что никому из постояльцев не приходилось парковаться за деньги. Кстати, совсем рядом заправка Agip с мойкой, которая по ночам тоже превращалась в парковку.
По словам сеньора Закколо, русские — пока редкие гости в Линьяно. Как он рассказал, впервые к нему из России приезжали только в 2010-м две семьи. В 2011-м уже четыре. В общем, на городок Римини, буквально оккупированный русскими, Линьяно абсолютно не похож. Как я уже говорил, основная масса туристов — это сами итальянцы. На втором месте, пожалуй, австрийцы, на третьем вездесущие немцы. Небольшие вкрапления поляков и румын. Русскую речь на улицах услышишь нечасто, да и то, как правило, это наши бывшие соотечественники, перебравшиеся в Германию на ПМЖ.
В апартаментах нет стиральных машин и утюгов. И если запас чистой одежды в багажнике привезти не проблема, то без утюга никак. Так что возьмите его тоже с собой.
Ближайшие аэропорты в Триесте и в Венеции. С одной стороны недалеко, а с другой, возможно неудобно добираться. Во всяком случае, найти Линьяно в стандартных предложениях отечественных турфирм мне не удалось. Как я уже говорил, город все же больше рассчитан на автопутешественников. Здесь есть даже несколько кемпингов, каждое стояночное место на которых оборудовано электрическими розетками, ТВ-антеннами и даже интернетом.
Такие пропорции среди приезжих туристов могут вызвать немало языковых проблем. Тут готовы говорить только на итальянском и немецком. Английский уже проблема, не говоря о русском. В кафе вообще нет меню на других языках, кроме немецкого и итальянского. Но, тем не менее, возникающие коммуникативные трудности, нам все же удавалось преодолевать.
Первое, что отметили — невероятный гвалт на пешеходной улице Viale Centrale. Итальянцы вообще, как мне кажется, способны и в количестве трех человек произвести шума не меньше, чем от взлетающего реактивного самолета, ну а уж в каком-нибудь итальянском кафе, чтобы собеседник тебя услышал, приходится все время говорить, повышая голос.
Итальянцы большую часть времени предпочитают проводить за столом. За плотным ужином или просто за кофе или бокалом вина. Здесь же я впервые увидел очереди в кафе. В понравившемся местечке итальянцы могут и час ждать свободного столика, что для меня оказалось удивительным. На этом фото небольшая очередь в одно из самых популярных кафе на Viale Centrale. Еще только начинает темнеть, но уже через полчаса тут будет терпеливо стоять не меньше двадцати человек.
Насчет выпивки и руля. Пара бокалов вина или пива здесь вполне принятая доза за ужином, после чего никто не заморачивается вопросом: садиться за руль или нет. Для тех, кто не уверен в своих силах, вот такие автоматы за один евро, который быстро определит можно за руль или нет.
Разрешенное содержание алкоголя 0,5 промилле, как я читал в справочниках и 0,8, как рассказывали сами итальянцы. Кроме цифр три иконки на этом автомате показывают, можно ехать или нет. Первая — можно, вторая, вроде как можно, но осторожно, а третья — опасно. Нельзя, то есть. Но пьяных, если честно, не видел. Разве что слышал пару раз с балконов нестройное хоровое пение.
А на эту улочку вечером выбирается, по-моему, все население Линьяно-Саббьядоро. Толпа бывает настолько плотной, что вот этому туристическому поезду, на котором можно прокатиться вокруг центра всего за 2 евро, порой трудно бывает пробраться к станции.
Самый популярный десерт — мороженое. Точки по его продаже на каждом шагу. Шарик этой сладости стоит 1,20 евро. На самом деле это довольно внушительная порция.
Для любителей шопинга на этой же улице немало магазинчиков, в которых торгуют одеждой, ювелирными украшениями и часами самых известных европейских марок. Настоящее и очень дорого.
Для детей на Viale Centrale два развлекательных парка с аттракционами, каруселями и компьютерными симуляторами. За 20 евро можно приобрести 50 жетонов. Самые дешевые аттракционы для самых маленьких стоят один жетон. Два жетона за сеанс развлечений подороже.
На Viale Europa, рядом с Lidl есть Луна-парк. Аттракционы там подороже и немного повнушительнее.
Здесь мы были только один раз и очень недолго. По соседству лес, в котором находится кемпинг и просто несметные тучи комаров. Нас об этом предупреждали, но мы предупреждение проигнорировали и не запаслись репеллентами. А зря. Мелкие вампирчики с удовольствием начали нас поедать. Пришлось быстро ретироваться в центр, где комаров нет. Вообще же, если соберетесь, обязательно берите в поездку в Линьяно фумигаторы и запас жидкостей. Ночью спать будет спокойнее. Нам на три недели хватило одного фумигатора и полного пузырька средства.
Среди других развлечений зоопарк; концертная площадка непосредственно на пляже, где время от времени устраивают дискотеки, фейерверки и концерты итальянских звезд. Во время нашего пребывания там даже как-то снимали большой телевизионный концерт. Для детей каждый вечер на сцене возле пирса анимация в виде танцев на сцене.
Одно из популярнейших средств передвижения по городу — велосипеды. Многие отели предоставляют их своим постояльцам бесплатно, но можно и арендовать за небольшую плату. Активным спросом пользуются вот такие четырехместные повозки. На них, кстати, можно ездить не везде, в отличие от обычных велосипедов. На запрет, к сожалению, катающиеся мало обращают внимание, и, если выезжают на оживленную автодорогу, то весь поток вынужден тащиться за таким вот средством передвижения, обогнать которое на узеньких улочках со встречным движением — невозможно.
В целом же город довольно тихий и спокойный, рассчитанный именно на семейный отдых. Особенно, почувствовал это после прошлогоднего отпуска на Майорке в городке Пагуэра, где до поздней ночи гремели дискотеки.
Уж коли город пляжный, то не могу не сказать несколько слов и о нем. Море как море, кто бывал на Средиземном море, тот не увидит здесь ничего особенного. А вот пляж как нельзя больше подходит для детей. Мелкий песочек, из которого можно лепить и строить все, что душе угодно и неглубокое море у берега. Взрослому человеку по пояс примерно шагах в двадцати от кромки воды. Опять же очень удобно и безопасно для детей, а во время отлива, который начинается около двух часов дня, зона мелководья и вовсе отодвигается еще метров на тридцать.
На пляже все лежаки с зонтиками платные, либо предназначены для постояльцев отелей. Однако, у самой воды есть довольно широкая полоса песка для всех. Единственное, что здесь запрещено приносить с собой — раскладные лежаки и стульчики, а также ставить зонтики. Кстати, на лежаки и стульчики никто особенно внимания не обращал, а вот тех, кто устанавливал зонтики, просили их убрать подходившие сотрудники пляжа.
Из наблюдений. Несмотря на любовь итальянцев к еде, толстых людей немного. У большинства вполне обычная комплекция. На загорающих топлесс особого внимания никто не обращает, но их не так уж и много.
Венеция
Находясь рядом с Венецией, мы не могли не съездить и туда. Собравшись однажды утром, двинули в направлении этого города. По автостраде до Венеции от Линьяно всего полчаса езды. Перед мостом в Венеции появляются активно машущие руками зазывалы, приглашающие заехать на парковку в Сан-Джулиано. Мы приглашение не смогли проигнорировать и свернули с дороги влево. Парковка в Сан-Джулиано — это просто площадка, кое-где посыпанная гравием, единственное удобство которой, что она стоит всего два евро за сутки.
От стоянки отходит катер, водная маршрутка, по-нашему, под номером 25. Стоит 12 евро с человека, детям до шести лет бесплатно. В общем, что могу сказать — это просто скотовозка. Консервная банка с 30-ю сидячими местами, в которую утрамбовываются человек 150-170. Вот в таких «комфортных» условиях до Венеции и приходится добираться минут 25-ть. Именно с этого катера я начал питать стойкое отвращение к Венеции. Как я обратил внимание чуть позже, практически все катера-маршрутки — воняющие солярным выхлопом ржавые тазы. Не скрою, по пути туда и обратно все время думал о том, как половчее спасаться в случае чего.
По прибытии мы начали пеший поход в сторону площади San Marco (ну а и в самом деле, куда еще идти?). Ориентироваться в узком лабиринте улиц помогали многочисленные указатели и на площадь мы выбрались довольно быстро, почти не оттоптав ноги ни себе, ни окружающим. Предварительно запаслись хлебушком голубей покормить. Но эти обожравшиеся пернатые сволочи хлеб жрут неохотно, предпочитают сушеную кукурузу. Именно она и заставляет их садиться на руки и плечи. Пришлось купить у местного жучка торговца кукурузы. За один евро можно запустить в его сумку руку и взять сколько получится. У меня получилось хапнуть столько, что опешил не только торговец, но и я сам. Началось кормление.
В тот день, 1-го августа, было жутко жарко и, несмотря на понедельник, толпы туристов просто оккупировали город к явному неудовольствию местных жителей, которые только и живут за счет туристов. Презрев буржуазные предрассудки вроде катания на гондоле за 70 евро, мы двинули пешком по улицам. Точнее улочкам, буквально забитыми людьми. Часа через два с половиной не только наша трехлетняя дочь, но и мы с женой, поняли, что хватит, и ломанулись в сторону причала, где высаживались. По счастью, во время высадки я включил навигатор и сохранил точку в памяти и мы принялись за спортивное ориентирование на местности, попутно фотографируя разные красоты, от которых из-за жары, усталости и толп туристов просто тошнило уже.
На причал мы прибыли минут за двадцать до отбытия все той же скотовозки в обратный путь, я по быстренькому сбегал за мороженым и холодной водой и заняв сидячие места, двинули обратно. Уже по прибытии узнал, что можно было бы и не мучиться с этими кошмарными катерами, а прямо из Линьяно добраться до Венеции на нормальном корабле со всем комфортом. Но кто же знал?!
Милан. Город, который мне не понравился, как и Венеция
Первое, что должен знать любой мужчина при поездке в Милан: надо иметь при себе много денег и силу воли с ними спокойно расстаться. Для примера: женская сумочка за полторы тысячи евро — это не самое страшное. Если нет с собой десяти-пятнадцати тысяч евро, то лучше не брать с собой женщину. Даже если и выдержит все соблазны, собрав в кулак всю волю, то все равно будет горько жалеть, в любом случае.
От Линьяно до Милана, не считая катания по городу, только по автостраде 320 километров. Обойдется это в 21 евро. Так что можете сами посчитать, сколько стоит один километр платной дороги. Можно поехать и бесплатными дорогами, но это будет точно дольше. Вместо трех с половиной часов от точки до точки, придется потратить часов шесть. Дело в том, что на обратном пути из Венеции навигатор нас повел вместо платных дорог бесплатными. Вместо получаса путь растянулся на полтора часа. Проблема не только в том, что увеличивается расстояние, но и в том, что бесплатные дороги проходят, как правило, через множество населенных пунктов с ограничением скорости. Выгода езды по бесплатным дорогам, ИМХО, сомнительна. 100 километров пути по автостраде — это плюс 50 километров по бесплатным дорогам. За бензин потратите больше, чем заплатите за дорогу.
Разрешенная скорость на автостраде — 130 километров в час. Но, как говорят сами итальянцы, до 150-ти можно ехать не опасаясь штрафов. Возможность убедиться в этом тезисе у меня была не раз. Летят и на ламбо с феррарями, и на дэу матисах невзирая ни на что.
Кстати машинах. «Теана» и «Камри» в Европе отсутствуют. Таких машин здесь не видели. Из японцев много «микр», «ярисов», «джазов», есть «патфайндеры», «наварра», «RAV4» немного 300-х - 400-х «лехусов», да, пожалуй и все. Нет, какие-то японские модели еще встречаются, как, например, «Subaru Tibeca», но в единичных экземплярах. В основном ездят на «мерседесах», «BMW», «Citroen», «Peugeout». Особенно много в Италии «Alfa Romeo», на которых ездит и полиция. Японцев тут как-то все же не очень.
Пара слов о стиле езды в Италии. Для начала, забудьте, что если вы в Европе, то тут живут цивилизованные люди и не думайте, что пешеход на пешеходном переходе имеет хоть какое-то преимущество. Ничего подобного. Скорость никто не сбавит и если не задавят, то водитель обязательно высунется из окна и будет что-то экспрессивно кричать по-итальянски. Ругается, наверное.
Правило второе. Включенный поворотник означает безусловное преимущество на дороге перед остальными участниками движения. Если включил поворотник, то смело перестраивайся не глядя в зеркало. Оставь заботы тем, кто едет сзади в параллельной полосе. Так тут делают все.
Правило третье. Преимущество перед машиной с включенным поворотником имеет машина без включенного поворотника. Это особенно надо помнить при одновременном перестроении. Так однажды на автостраде из-за одной дамочки мне пришлось тормоза жать в тиски. После того, как ситуация снова станет безопасной, можно покричать и помахать руками. Тут так принято. Вас не услышат, но поймут. Никто не обидится и стиль вождения в будущем не изменит.
Правило четвертое. Если кто-то впереди вас в левом ряду пошел на обгон, а ваша скорость выше, то надо обязательно догнать негодяя, встать ему в бампер и начать ожесточенно моргать. Ибо нефиг, пусть сваливает в правый ряд и обгоняет после тебя.
Проезд по платным дорогам. Ничего сложного. Подъезжаете к шлагбауму и берете талон на выезд. Как только вы его взяли, шлагбаум откроется. Этот талон вы впоследствии предъявите на съезде с автострады и в зависимости от количества пройденных километров заплатите. Если же шлагбаум открыт по какой-то причине, не рекомендую поддаваться на провокации и взять все же талончик, а не проезжать без остановки. Это поможет избежать недоразумений в будущем, при общении на пункте оплаты. Избегайте заезжать под табличку «Telepass». Это автоматическая система, для которой нужны специальные устройства, которые можно взять в аренду. Эти терминалы устанавливаются под лобовым стеклом. Деньги с карточки списываются дистанционно. Но, скорее всего, у вас нет подобной штуки, так что езжайте как все, т.е. большинство, за талончиком. Не забывайте при этом смотреть на указатели. Бывает так, что через один пункт въезда можно попасть на автострады, ведущие в разные места, как на этом фото. Это пункт на выезде из Милана. Одни ворота ведут в Турин, другие в Венецию. Маршрут потом, конечно, можно поменять, но зачем лишние трудности?
При съезде с автострады опять же возможны варианты. Про Telepass я уже писал. Нам туда не надо. Есть другие варианты. Например, оплатить самому. Подъезжаете к пункту оплаты, вставляете талончик в считывающее устройство, на табло высвечивается сумма. Оплатить можно карточкой или наличными. Если итальянский не знаете, карточкой рекомендую не пользоваться во избежание недоразумений. С наличкой проще: купюры в купюроприемник, мелочь засыпаете в железную корзинку, но, проще всего, все же, заплатить человеку. Чтобы определить, где сидит живой оператор, смотрите на таблички при выезде. Рисунок купюр и монеток с рукой — оплата оператору. Без руки — оплата автомату.
Но вернемся в Милан. Ехали мы наугад, в направлении центральной части, где находится миланский собор (Duomo di Milano). Подъезжая к центру, увидел указатели на подземную парковку. Недолго думая, зарулил прямо туда. Первые два подземных уровня оказались донельзя забиты машинами, зато на третьем почти никого. Там и остановился.
Там же произошел и забавный момент. Уже на выходе с уровня, услышал шум за спиной. Обернулся и увидел, как возле моей машины остановилась группа из пяти человек: пара мужиков и три женщины. Они активно жестикулировали, указывая на машину и что-то говорили. Судя по доносившимся звукам русской речи, удивлялись российским номерам.
На выходе с парковки уже по привычке, сохранил местоположение в навигаторе, чтобы, значит, знать, куда возвращаться. Тут же выяснилось, что фотоаппарат забыли в машине, а поскольку возвращаться было лень, обошлись без фотосессии в Милане. Собственно прочесали весь квартал моды, где изрядно впечатлились цифрами на ценниках шмоток из свежих коллекций, двинулись дальше в сторону крепости, где сели на туристический автобус. Один билет стоит 20 евро, действует ровно сутки, дети до шести лет, как обычно, бесплатно. Русский аудиоканал здесь под номером «4», и хоть голос без особого акцента, но перевод явно сделан человеком, для которого русский язык не родной. Очень халтурная работа и многие речевые обороты вызывают смех.
Вот так, прокатившись на автобусе, заглянули еще в пару магазинов, перекусили мороженым и, прошвырнувшись еще немного по «кварталу моды», двинули на стоянку. На все про все ушло чуть больше пяти часов и паркомат высветил сумму за парковку — больше 15 евро. «Однако», как сказал бы незабвенный Киса Воробьянинов. Поскольку, с момента оплаты парковку надо покинуть в течение 10-ти минут, сваливали достаточно энергично, лихорадочно пытаясь не запутаться под землей в указателях на выезд и вскоре после того как вырвались на поверхность, двинули обратно в Линьяно. Уже перед поворотом на Венецию вляпались в многокилометровую пробку. Хорошо, что оплата идет по километрам, а не по часам. На автостраде потеряли часа полтора. Несмотря на безалаберность и некоторую безбашенность итальянских водителей, все скромно стояли в пробке не рискуя выехать на крайнюю правую выделенную полосу для полиции, пожарных и скорой помощи. Видимо, тут с этим строго. Мне хотелось страшно поехать там. Руки зудели и ноги чесались. Но сдержался. Постояв буквально полчаса в общей толпе, начал активно маневрировать, по российской привычке перестраиваясь из ряда в ряд. Это стало давать свои результаты. Скорость моего продвижения относительно общей массы резко выросла. За мной пристроилась какая-то «пятерка» BMW с местными номерами. В основном, итальянцы пускали в свой ряд, некоторые, впрочем, пытались не допустить таких как я, двигаясь бампер в бампер, но куда им до российской наглости. Это была моя маленькая месть за поворотники и непредсказуемые перестроения. На следующий день в новостях прочитал, что, оказывается в тот день в пробках стояла вся Европа, которая традиционно в августе отправляется к морю.
Немного отдыха и дорога обратно через Прагу
Хотелось еще съездить в парк развлечений «Гардаленд», в Верону и Флоренцию. Но, прикинув финансовые возможности и желание поваляться на пляже, предавались ежедневно этому нехитрому развлечению вместе с поеданием вкусностей, потреблением вина и мороженого и здорового сна.
В крайний день отдыха выехали около шести утра в направлении Праги, около восьмисот километров. На границе опять потратился на виньетки. До свидания, Италия!
Ничем не примечательная дорога. Обычная автострада, которая лишь на границе Австрии и Чехии сменилась двухполоской. В Чехии отчетливо запахло совком. Очень напоминает и Польшу и Россию бетонными панельками, которые не делает лучше даже яркая расцветочка стен. Впечатление резко меняется при въезде в Прагу. Город действительно красив. Дома, как игрушечные. Остановились в отеле Inos на улице Sikulova, 23. Три звезды в спальном районе недалеко от центра, но очень чистые номера, wi-fi бесплатно. Вот за такой номер мы заплатили всего 62 евро.
Как обычно, фотографировал с утра, потому и бардак, днем было некогда, приехав около двух часов дня, побросали вещи и поехали в центр. На ресепшене поменяли евро на местные кроны по курсу примерно 1:24, поинтересовались у приветливой девушки как добраться до центра. Она нам подробно объяснила маршрут движения с использованием общественного транспорта на английском. По здравом размышлении решили ехать на машине, ибо зачем бестолку ноги бить и обувь стаптывать. Вбил в навигатор адрес: Dlabacov, 2 (рядом с этим адресом остановка туристических автобусов). На месте нашел парковку на тротуаре возле какого-то спортивного центра. Разметка была белой, но увиденный неподалеку паркомат и квитанции под лобовыми стеклами соседних машин заставили усомниться и таки закинуть самую мелкую монетку в 50 крон в паркомат. Надо сказать, что это место оказалось весьма удачной точкой старта для знакомства с Прагой, хотя, ниже по улице есть еще стоянки, платные, но свободных мест там не видел.
Оплаченного времени, как следовало из квитанции, нам хватило бы до девяти часов утра следующего дня и мы спокойно двинулись осматривать достопримечательности. Из собственных впечатлений могу сказать, что лично мне город очень понравился. Кукольный какой-то и очень симпатичный. Даже как-то не верится, что все это строилось для жизни. Как будто, изначально и создавали для туристов и фотосессий. На автобус мы так и не сели, все же этот город совершенно точно предназначен для пеших походов. Ко многим местам ведут узкие тропинки и лестницы, где только ножками. За несколько часов успели увидеть лишь небольшую часть чешской столицы.
Нагулявшись до состояния отваливающихся ног, я оставил жену с дочкой в кафе, а сам двинул за машиной в обратный путь. Маршрут движения выбрал иной и не переставая восхищаться красотами и матерясь от усталости, я топал за машиной. Надо сказать, что в городе много русских туристов и мою машину с питерскими номерами встречали с энтузиазмом, пропускали на пешеходных переходах и долго показывали пальцами, как я успел заметить в зеркало.
Приехав в отель, бросил авто на ближайшей улице (в отеле, впрочем, есть собственная парковка за дополнительную плату, на случай, если не удастся найти свободных мест поблизости) и оправился за угол в соседний бар пить пиво. Поллитра вкуснейшего и свежайшего «Пилснера» стоят около 60-ти рублей нашими деньгами. Выпив пару кружечек доплелся до номера и уснул.
День предпоследний
Выехали около шести утра. Все та же бетонная гребенка по чешской автостраде, все та же ремонтируемая дорога перед Варшавой, пробка в столице Польши. Дальше я решил ехать не в Брест, а на Гродно. Надо сказать, что эта дорога понравилась больше. Хоть и много ремонтируемых участков, но очень мало населенных пунктов, которые вынимали мозг на пути из Бреста. Пара кусков отличной автострады, которая явно станет длиннее уже к следующему году. Рекомендую использовать этот путь по пути на запад и обратно.
Гродненскую таможню миновали не в пример быстрее. Всего за какую-то пару часов прошли все формальности. Поляков вообще ничего не интересовало и, проверив подлинность паспорта и визы, проштамповали и отпустили. Почти та же ситуация и на белорусской стороне, разве что спросили сколько алкоголя, показанные горлышки пяти винных бутылок таможенника не впечатлили, и мы двинули дальше.
Небольшой совет при прохождении границы, как только въехали в погранзону, ищите листочек и, в зависимости от выбранного перехода («green channel» или «red channel») расписывайтесь в одной из граф. Кроме того, на российских номерах потребуется отметка белорусской транспортной инспекции, поэтому, как получите обратно паспорта и квиток, вместе с грин-картой идите ставить штампик. Очереди к транспортному инспектору нет и времени займет буквально несколько секунд. Абсолютная формальность.
Несколько слов о манере белорусов при прохождении границы. Такого не встречал давно. Все же дает знать о себе совок, в котором живет эта страна. Кто-то стоит терпеливо в общей очереди, а кто-то пытается протиснуться вперед всех. Если не получается, а все стоят бампер к бамперу, начинают упрашивать, впрочем безуспешно, но дождавшись хоть какого-то просвета, тут же втискиваются. Никто не возмущается, все привыкли. Такое «быдлоповедение» вызвало чувство легкого омерзения и, конечно, испортило отношение к стране.
Как обычно, на польский участок и таможню потратили немало времени. К двум часам ночи приехали в минскую гостиницу «Орбита». За 75 долларов получили довольно убогий двухместный номер наподобие того, в котором останавливались в Бресте. Подивившись соотношению цена-комфорт, завалились спать.
День крайний
Утром поспали чуть дольше, пока позавтракали, собрались, выехали около двух часов дня по местному времени. Под Минском залил бак под завязку и двинул на Питер. Около десяти часов вечера по московскому времени были дома. Позади шесть с половиной тысяч километров пути. Общие затраты на питание, проживание и бензин за три с лишним недели составили примерно 4 000 евро. Есть идея повторить как-нибудь еще раз, может быть с тем же пунктом назначения, но уже через другие города, над которыми, в лучшем случае, обычно пролетаешь всего за несколько минут.
Август 2011.