На Новый Год в Монголию. Братск—Улан-Батор (2008-2009 гг.)

На Новый Год в Монголию. Братск—Улан-Батор (2008-2009 гг.)

19.02.2014 | 17474 просмотра

В то время, как страна извивается в щупальцах всемирного кризиса, только безответственные граждане могут греть свои телеса на теплых пляжах Таиланда, Вьетнама и других экзотических стран. Придерживаюсь такого правила — если России трудно, то и у меня должен быть суровый Новый год! Да такой, чтобы не расслаблял, а мобилизовал на новые подвиги и свершения. В этот раз за свежими впечатлениями и новогодними подарками отправимся в Монголию и сделаем это на личном автомобиле.

Это третье мое путешествие в эту страну. Первое, вообще, было уникальным (о нем уже здесь рассказывал). В перестроечные времена землепроходческий подвиг не был ни замечен, ни отмечен.

Осенью 2007 года довелось мне принять участие в исторической игре, которая прошла на берегу озера Хубсугул. Это была незатейливая поездка, оставившая между тем массу приятных воспоминаний (будет время и о ней расскажу).

В этот раз все было по-другому, хотя предстояло проделать часть маршрута, который уже проходил.

Итак, виза получена, гостиница забронирована, программа развлечений определена, получена сим-карта местного сотового оператора, а заодно и телефон сопровождающего по Монголии. Теперь дело за малым — попасть в столицу МНР Улан-Батор.

Предстоящий путь наш экипаж из двух человек (со мной жена Елена) намерен преодолеть в три прыжка: Братск—Иркутск, Иркутск—Кяхта, Кяхта—Улан-Батор. Конечно, можно было бы попробовать уложиться в двое суток, но дело в том, что погранпереход в Кяхте работает только днем и для того, чтобы гарантированно его пройти нужно оказаться у шлагбаума не позже, чем в 14 часов. Впрочем, время не особо поджимает: двигаюсь расслабленно — вечером 26 января в Иркутске, вечером 27 января в Кяхте.

Под седлом молодой «Опель-Мерива». Специально автомобиль к поездке не готовил, вот только в Иркутске заскочил на сервис да поменял масло и свечи: обещали низкие температуры, а для этой части земли морозы под минус 40 обычное дело, что позже и подтвердилось.

До областного центра путь привычно-наезженный до автоматизма, никаких эмоций. А вот во второй день пришлось несладко. Сразу за Байкальском дорога исчезла в снежной пелене, то, что ты еще на трассе, можно было определить только по придорожным столбам. Фуры приходилось обходить практически вслепую. Впрочем, с дальнобойщиками все вскоре упростилось: один из большегрузов не вытянул в скользкую горку и развернулся поперек нее, оставив узкую щелку для легковушек. В ловушке на несколько часов оказалось пара десятков попутных фур.

Как только закончилась территория Иркутской области, асфальт неожиданным образом проявился из-под снега, а погода заметно улучшилась. И тут-то появилось искушение немного придавить педаль газа, дабы нагнать график, бездарно растраченный в снежной мгле. Собственным опытом неоднократно доказано — не стоит этого делать. Бурятская служба ГИБДД одна из самых засадных и беспощадных в России: это общепризнанный факт…

Не без потерь, но достиг-таки Кяхты. В темноте разглядеть старинный русский купеческий городок было затруднительно, потому знакомство с ним отложил на обратную дорогу. Довольно легко удалось отыскать гостиницу (провинциальный 2-местный люкс, 1500 рублей, титан, дипломаты останавливаются) и поблизости отапливаемый гараж (ночь 150 руб. и уверенность, что завтра легко продолжу путь).

Утром выдвигаемся на погранпереход, предварительно залив топливный бак под пробку и затоварившись в местном супермаркете продуктами (в общем-то, зря) и водкой (тоже не понадобилась). А на границе ждала пробка из грузовиков, маршрутки и нескольких легковушек с монгольскими номерами. Приготовился к самому худшему — долгому ожиданию. Однако в стоящем впереди автомобиле оказался соотечественник, живущий в Монголии и обладающий какой-то неведомой мне властью. После пары телефонных звонков шлагбаум поднялся, и он проскользнул в пограничную зону, сделав знак, чтобы я следовал за ним. Позже это мимолетное знакомство пригодится, мы еще пересечемся в миллионном Улан-Баторе с попутчиком.

Около четырех часов ушло на оформление погранично-таможенных процедур. Бегая с бумажками по монгольской погранзоне, я наткнулся на стоянку необычных автомобилей. С одним из них мне пришлось летом прошлого года встретиться у паромной переправы на Ольхон. Как я позже выяснил, это был один из участников знаменитого ралли, которое совершают английские студенты на допотопных автомобильчиках из Европы в Монголию.

Почему монголы оставили на границе несколько десятков этих монстриков, решил выяснить на обратном пути. Увы, сделать этого не получилось из-за чрезвычайных обстоятельств, о которых расскажу позже, но есть две версии: либо Россия не пропустила обратно на свою территорию этот автомобильный хлам, либо монгольские власти не позволили больше на таких раздолбайках путешествовать по стране.

После обеда я оказался на территории соседнего государства. Сразу за воротами атаковали менялы: покупали рубль за сорок тугров. Уже зная, что проезд по дорогам Монголии платный, прикупил немного тугриков, да еще взял и автомобильную страховку (850 тугров). Кстати, все время пребывания в МНР я использовал только рубли, как в обменниках, так и при покупках, хотя можно было бы пустить в ход и запасенные доллары, но зачем?

Дорога от пограничного перехода до Улан-Батора — это песня: ровная, длинная и однообразно-тягучая, как у кочевника.

Шоссе двухполосное, но обочина не чищена, поэтому местный транспорт передвигается строго по центру и делает это не торопясь. На световые сигналы с просьбой дать возможность для обгонного маневра, кто-то реагирует, а кто-то игнорирует. Но движение рассеянное и особых проблем не создает. И у меня сложилось ложное впечатление, что вот так вот легко и просто буду путешествовать в дальнейшем, но, как говорится: «не кажи гоп…».

В тридцати километрах от российско-монгольской границы расположен город Сухэ-Батор (не путать с Улан-Батором). На выезде из него было очень оживленно: как выяснилось, здесь только что закончились конные скачки, и публика ждала кульминационного момента — награждения победителей. Кстати, главный приз был достойный — спортивный мотоцикл. Я успел перефотографировать всех наездников, лошадей и даже местных гаишников, с которыми даже немного поболтал, а награда все никак не могла найти своего героя. Так и не дождавшись начала торжеств, я тронулся в дальнейший путь.

Единственной трудностью, с которой до этого момента пришлось столкнуться, было отсутствие дорожных указателей: чуть было не въехал в один из немногочисленных городов Монголии — Дархан, вместо того, чтобы проскочить его по объездной. Но на заправке, коих много в МНР, мне жестами указали правильную дорогу. На окраине города я все-таки остановился: да и как было возможно миновать потрясающую фигуру, олицетворяющую этот славный город. Жители воздвигли футуристическую скульптуру металлурга, собранную из какого-то лома. Нужно отметить — многометровая статуя впечатляет.

Кроме этой красоты, ровной степи, по которой гуляли тучные стада, редких пунктов сбора дорожной подати (ушло 2000 тугров) ничто более не отвлекало от дороги. Вскоре я даже нагнал пограничного знакомца, который много раньше меня покинул переход. Он любезно предложил сопроводить до гостиницы. У меня была схема расположения отеля и не хотелось лишний раз напрягать соотечественника, но тот настоял на своем. И правильно сделал, поскольку до въезда в столицу Монголии все происходящее со мной было лишь легкой прогулкой…

Вечерело. Я стоял на последнем пункте сбора дорожной подати перед стольным градом Улан-Батор. Ключи никто не нес… Мой добровольный проводник кратко меня инструктировал:
— Держись плотно за мной. Никого не пропускай. Если будут пытаться втиснуться, жми на гудок. И покажи еще раз схему проезда до отеля. Что-то не нравится мне она. Цирк знаю где, но, вроде, там нет гостиницы… Ну, тронулись!

Не успели мы проехать и сотню метров, как со второстепенной на главную, аккурат между мной и ведущим, нагло втиснулся абориген на «Тойоте». Мой проводник тут же остановился, даже не постаравшись встать на обочину, и отчитал меня за неправильные действия: «Держись за меня, чего бы это ни стоило, а то пропадешь!».

Чем глубже мы вонзались в монгольскую столицу по главной ее дороге, тем отчаяннее приходилось совершать маневры, дабы удержаться в фарватере соотечественника. Такого движения я еще не видел, хотя повидал страшное: Каир и Вьетнам. Поток шел в четыре полосы с миллиметровыми зазорами по кругу, движение было рваным и не всегда очевидным. Дорога была плотно забита японскими автомобилями всех марок, причем у большей части на кузовах были видны результаты такой езды. Если бы я не был уверен, что нахожусь в МНР, можно было бы предположить, что я двигаюсь по Стране Восходящего Солнца, правда, почему-то попав туда в 2000 году. Редко-редко среди бывших в употреблении иномарок мелькал новенький автомобиль, но, как правило, он тоже был из Японии.

Российский транспорт, который в первое мое путешествие в столице Монголии был основным, практически исчез. В сельских районах еще распространены ЗИЛки и ГАЗики, да УАЗики-буханки используются как маршрутки по бездорожью. Забегая немного вперед, расскажу, как, попав в район автовокзала, был оглушен криками водителей-зазывал. Как пояснил гид, таким образом объявляется маршрут движения транспорта и планируемые остановки.

Куда делся российский автопром и откуда взялся японский секонд-хэнд? Все просто. Как объяснили мне местные жители: «У ваших машин нужно часто поднимать капот…». В отношении бывших в употреблении японских автомобилей государственная политика такова — низкие таможенные пошлины. Вот и все. Теперь, похоже, главная монгольская проблема заключается в том, что весь транспорт движется по несвойственной ему стороне. Да и на себе я заметил, что сборщики дорожной подати и полицейские всегда подходили ко мне с правой стороны, хотя у меня автомобиль с левым рулем.

Но вернемся к нашему дорожному детективу. Ближе к центру появились регулировщики, которые, в отличие от наших гаишников, были вооружены не полосатыми, а красными светящимися жезлами.

Хоть и не до того было, но я пытался восстановить в памяти хоть какие-то знакомые ориентиры, ведь по этой, в ту пору пустынной улице, мне доводилось неоднократно гулять чуть более 18 лет назад. Но ничего не всплывало. Это был совершенно незнакомый мне город…

Вот и цирк. Здесь мы расстаемся с моим проводником, я самонадеянно решаю, что тут-то я сам во всем разберусь: по схеме гостиница должна быть уже в пределах видимости, безмятежно паркуюсь на стоянке и иду осматривать окрестности. Часовая беготня с бумажкой, на которой была изображена гостиница и путь к ней, ни к чему не привела: местные жители, таксисты, полицейские охотно ее рассматривали, но всякий раз указывали противоположное направление. В общем-то, я и раньше с удивлением отмечал для себя, с каким интересом монголы рассматривали различные карты, но почти никогда не подсказывали верного направления. Может быть, менталитет у них такой? Давным-давно даже услышал на эту тему анекдот, хоть и не особо смешной, но жизненный. Один монгол говорит другому: «Вон, смотри, русский с картой идет. Сейчас дорогу спрашивать будет».

Возвращаюсь к цирку, и тут-то для меня начинается настоящий цирк. Закончилось новогоднее представление. Из недр огромного каменного шатра высыпали сотни людей и одновременно начинают выезжать с парковки через узенький проезд. Я сдуру тоже сунулся в этот поток и вскоре понял: меня в нем просто разотрут в порошок. Таких рисковых маневров, разворотов и вариантов движения задним ходом я прежде не видывал. Ситуация самая безрадостная: заблудился в чужой стране, да еще попал в настоящую мясорубку. Как мне удалось без потерь выбраться из автомобильной каши, сам не понимаю, но когда это случилось, то дал себе зарок впредь передвигаться по Улан-Батору только пешком или на такси, которое здесь стоит недорого.

После десятой неудачной попытки связаться с встречающим гидом, зазвонил телефон, как выяснилось, нас тоже искали монгольские товарищи. Через некоторое время рядом остановилось такси, и я попал в заботливые руки сопровождающего по Монголии, который представился Антоном.

С гидом здорово повезло, Алтангэрел (так звучит его настоящее имя) окончил русскую среднюю школу, а когда они массово начали закрываться в МНР, то поехал доучиваться в Белоруссию. По-русски он говорил почти без акцента и, что немаловажно, понимал устремления души российской. Поэтому первым делом после того, как удалось уже в темноте попасть в гостиницу (кстати, она оказалась двумя улицами ниже, чем указано на схеме) и пристроить автомобиль в теплый гараж, повел в украинский ресторан, по пути объясняя, где лучше всего менять рубли на тугры. А в Улан-Баторе это целое искусство: скажем в банках, супермаркетах, гостиницах курс от 35 до 38 тугров за рубль, а в некоторых обменниках он уже 43 тугрика.

Итак, украинский ресторан (кстати, украинцев много в Монголии, впрочем и во Вьетнаме заметно, причем все заняты каким-то бизнесом): это мы здесь собачимся из-за газа, а там, когда тебе к заказанным 100 граммам водки «Чингисхан» вынесли несколько ломтиков сала, чуть слеза не прошибла. Конечно, немного необычно смотрятся монгольские официанты в украинских национальных нарядах, но такая экзотика никоим образом не отразилось на качестве истинно малороссийских блюд.

Если уж начал кулинарную тему, то разовью ее, дабы более к ней не возвращаться. Как и в любом столичном городе, в Улан-Баторе масса национальных ресторанов, кафе, включая всем известные «Макдональдс», «Пицца-Хат» и подобных им. Особо популярны пабы. В центре города можно смело заходить в любой попавшийся: цены и качество блюд вас приятно удивят. Мне даже показалось, что для тех, кто любит мясо, а особенно, когда его много, можно организовывать туры в Монголию: за куском стейка тарелку не видно. Антон так объяснил порционную политику: мужики возмущаются, что порции маленькие. А то, что могут сделать возмущенные местные жители, испытала на себе компартия Монголии — сожгли штаб-квартиру.

— Что так сурово? — интересуюсь у Антона.
— Сказали по телевизору, что они результаты голосования подтасовали…
— Переголосовали?
— Нет.

Но вернемся к пище насущной. Ужин и отчасти обед на двоих в украинском ресторане обошелся где-то рублей в 600. Плотный обед в национальном ресторане вышел и того меньше, а вечерние посиделки в кафе «Бродвей» (итальянская кухня) около 800 рублей. Я не был ни разу в Манчжурии, которая славится своей дешевизной на еду, но, думаю, монголы могут китайцам составить серьезную конкуренцию.

…Наконец-то закончился этот сумасшедший день. Выясняю программу на следующий: монастырь, музеи, кашемировая фабрика, торговые центры… Осматриваюсь в номере (4 звезды, 25 долларов в сутки) — это вам не люкс в Кяхте! Похоже, что в новенькой 6-этажной гостинице, всего несколько постояльцев — не сезон. Таких, как мы чудаков, приехавших встречать здесь Новый год, еще нужно поискать.

Несколько предстоящих дней предстояло напитываться новыми впечатлениями о стране пребывания. Было ощущение, что время будет потрачено не напрасно. С утреца поднял звонок Антона, у отеля ждал микроавтобус: нам предстоял экскурс в столичный монастырь, где расположена одна из самых крупных стоящих статуй Будды.

Во времена Великой Отечественной медного колосса распилили на несколько частей и пытались вывезти в СССР, с тем, чтобы пустить на патроны. В те суровые годы это была жертва, уходящая за грань разумного, свидетельствующая о самой высокой степени самопожертвования. Сейчас статую восстановили, и ничто внешне не говорит о том, что она претерпела в жестокие годы войны.

А вообще, сейчас в Монголии период духовного возрождения. Власти и богатые спонсоры восстанавливают дацаны, всюду видно много молодых лам, и все движется к тому, что, как и в прежние времена, каждый третий мужчина будет здесь монахом. Но, учитывая нынешнюю специфику, руководство страны не может себе позволить вывести из оборота столько половозрелого населения, Монголия и так мало заселена: из чуть более двух миллионов человек половина проживает в столице. А бескрайние просторы сродни сибирским, но еще более пустынны. От того, вероятно, монахам вышло послабление: теперь они могут жениться, жить за пределами монастыря и питаться мясом.

Есть, конечно, и сторонники чистоты веры, которые считают, что при таком раскладе никогда просветления не добиться: келью одного из таких адептов можно наблюдать в горах в семидесяти километрах от Улан-Батора. В заповедной долине есть монастырь, который используется как летняя резиденция. Зимой в нем никого нет. Преодолев крутую гору и перейдя подвесной мостик (не более двух человек за раз) можно оказаться во дворике, откуда открывается потрясающая панорама на долину — самое место для медитаций: без всякой подготовки впадаешь в прострацию. И если бы не мороз за минус 20 можно было бы потерять счет времени. Еще выше монастыря в скале мерцает оконце — там, в пещере, живет отшельник. Но, похоже, что не так он и одинок — в прогулке по монастырским землям нас сопровождают кошки… Удивительные животные, похоже, совсем не боятся мороза, а может, они нас просто приняли за вернувшихся монахов и вышли поприветствовать?

Вообще-то, с середины 17-го века и до 1924 года Монголией правили первосвященники, которые были как светскими, так и духовными лидерами своего народа. Возможно, кто-то даже слышал слово «хутухта». Это не что иное, как последняя часть титула, который в 1650 г. Далай-лама V присвоил первому духовному главе буддистов Монголии - Джебдзун-дамба.

Последний, восьмой Богдо-гэгэн (1870—1924) в 1911 встал во главе монгольского теократического государства. В 1919 был он отстранен от власти после взятия Урги (ныне Улан-Батор) китайскими войсками.

А вот восстановил его на троне русский генерал, барон Роман Фёдорович Унгерн фон Штернберг. Личность просто потрясающая. К ранее сказанному о нем хочется добавить, что, по моим ощущениям, барон Унгерн был предтечей Гитлера. Наверное, сам Роман Федорович, принявший буддизм, по этому поводу сказал бы, что он после смерти воплотился в Бесноватого. Однако беспримерная жестокость в нем совмещалась с души высокими порывами. Он бестрепетно приказал перед строем заживо сжечь прапорщика Чернова, после неудачной атаки на Ургу. И мог продемонстрировать личную неустрашимость. Он не побоялся побывать в осажденной Урге, где китайцы дорого бы заплатили за его голову. Как вспоминают однополчане, в один из ярких, солнечных зимних дней барон, одетый в свое обычное монгольское одеяние — в красно-вишневый халат, в белой папахе, просто въехал в Ургу по главной дороге, средним аллюром. Он побывал во дворце главного китайского сановника Чен-И. На обратном пути заметил, что китайский часовой спит на посту. Это возмутило барона. Он слез с коня и наградил часового ударами плети. Проснувшемуся и страшно испуганному солдату Унгерн пояснил по-китайски, что часовому на карауле спать нельзя и что он, барон Унгерн, наказал его за это. Такое появление барона в Урге произвело сенсацию среди населения города, а китайских солдат повергло в страх и уныние, внушив им уверенность, что барону помогают какие-то сверхъестественные силы…

Унгерн стал национальным героем монголов, поскольку вернул им независимость. Но смерть барон принял по приговору революционного суда в 1921 году в Новониколаевске, нынче Новосибирске.

Но вернемся к Богдо-гэгэну. Я побывал в его летнем дворце. Большой деревянный 2-этажный дом. Никакой роскоши. Думаю, что у некоторых местных предпринимателей есть коттеджики позавидней. Но тут нужно учитывать, что правитель в то время в Монголии был больше духовным лидером, чем воином или вельможей.

Удивительно, как со времен Чингисхана переродилась власть монгольских властителей. Безжалостная и бескомпромиссная воля диких кочевников, коим себя чувствовал и барон Унгерн, выродилась в буддистское всепонимание и всепрощение. Но народ, давший миру Потрясателя Вселенной, не может жить, вдохновляясь такими историческими примерами. Поэтому имя основателя монгольского государства сегодня присутствует всюду и поминается к поводу и без оного. Начиная от водки и кончая забегаловкой — все носит имя Чингисхана. Конечно же, это реакция на многолетнее подавление памяти народной. Коммунистическая пропаганда долгое время называла великого хана агрессором и убийцей…

Главную площадь Улан-Батора я узнал по памятнику Сухэ-Батору, она, кстати, и носит его имя. Все остальное здесь здорово переменилось. В первую очередь за счет того, что убрали серый мавзолей маршала Чойбалсана, стоявший перед домом правительства.

Над правительственными зданиями нависает небоскреб, очень похожий на Парус, что в Эмиратах. Наверно, не самое удачное место для его возведения — подавляет он собой все окружающее.

На площадь выходят ступени государственного парламента и здесь произошли самые главные перемены. В центре, между колонн, расположилась сидящая скульптура Чингисхана, справа и слева — соратники, а по краям конные статуи сыновей. Такое не воинственное изображение самого успешного военачальника всех времен и народов должно, вероятно, свидетельствовать о том, что завоевать полмира мечом можно, а править им с помощью одного оружия — трудно.

Впрочем, есть и иная скульптура Потрясателя Вселенной. Гигантский памятник Чингисхану поставили в семидесяти километрах от столицы Монголии.

Высота его — 40 метров. Сам монумент построили быстро и при международном участии, в том числе и российском, но работы на этом не закончились. Вокруг памятника планируется построить несколько крупных туристических баз, а также деревню в стиле XIII века.

Почему именно в этом удаленном степном районе идет такая грандиозная стройка? Есть предание, что именно здесь Чингисхан нашел камчу (нагайку), отделанную золотом, и воспринял это как знак того, что его ждет великое будущее. Многометровый макет этой плетки расположен в постаменте памятника. Там же есть лифт, на котором можно подняться на самый верх исполинского монумента.

Так ли выглядел Потрясатель Вселенной и реально ли он здесь что-то находил — трудно сказать. Прижизненных изображений Чингисхана не сохранилось, а его жизнеописание восстановлено по китайским источникам. Но монголы ни на минуту не сомневаются в его избранности. Кстати, основатель Монголии не был буддистом. Как утверждали мои собеседники, он был язычник, поклонялся духам природы. В законах, которые он дал своему народу, запрещалось под страхом смерти мыться в реках, рубить деревья… Это совсем не значит, что мыться не нужно было — просто набери воду и отойди, собери валежник, хворост…

Он утверждал, что нельзя просто так проливать кровь. Поэтому врагам и провинившимся просто ломали хребет и оставляли в степи, а баранов до сих пор здесь режут особым бескровным способом.

Из мрачных глубин средневековья перенесемся в современный Улан-Батор. Чтобы не создавалось впечатления, что памятники здесь стоят только воинам и богам, расскажу об очень необычном. Рядом с главным универмагом есть стена будто бы кирпичного дома. С одной стороны на крыльце сидит гитарист, а вот с другой стороны стоят «Битлы». Композиция очень странная. Впрочем, посмотрите сами. Вы что-нибудь поняли? Я, по правде говоря, нет. Особо меня поразил Джон Леннон с лимонкой в кулаке. Ну, а Маккарти, стоящий босыми ногами на снегу вообще вызвал озноб. Но, памятник ценится среди поклонников легендарной группы и в первую очередь — за его оригинальность.

Кстати, он двусторонний. На обратной стороне сидит гитарист и пытается подобрать мелодию. Может быть, битловскую.

Мероприятие, под названием — встреча Нового года, случившееся в столице Монголии не особо отличалось от того, как если бы я праздновал Новый год в родном городе. Кабы не китайский ресторан и соотвествующая кормежка, то, глядя на собравшихся, почти невозможно было заподозрить, что ты оказался в нескольких сотнях километрах от ближайшего российского городка. А все дело в том, что в ресторане собралась исключительно русскоговорящая публика.

Хотя Улан-Батор сравнительно небольшой город (чуть более 1 млн. жителей), но живет по столичным правилам: в нем есть все, что и должно быть, в том числе и резкие контрасты — на окраинах за дощатыми заборами юрты без всяких удобств, а рядом престижные поселки, типа московской Рублевки, где цена за сотку переваливает за 150 тысяч долларов.

Как и любая столица, Улан-Батор — центр скопления иностранцев, и не туристов, а специалистов, прибывших на заработки, работников совместных предприятий, или бизнесменов, ведущих здесь свои дела. Как рассказал сопровождающий, больше всего в Монголии русских. Я думаю, в это число входят все граждане бывшего СССР, за исключением, вероятно, казахов, у которых сейчас появилась своя граница с МНР.

Следом, естественно, идут китайцы, ну и потом уж остальные-прочие. Позиции русских здесь исторически сильны, и поэтому диаспора создалась сплоченная, вросшая многолетними корнями в эту суровую почву. Здесь не считают зазорным собирать национальные вечеринки и от души на них веселиться. Так и произошло в нашем случае: Дедом Морозом у нас был бывший игрок иркутского «Локомотива», за нашим столом он оказался по принципу землячества. Неподалеку расположились красноярцы, поэтому Новый год встречали сначала по иркутскому времени, потом по красноярскому и так далее…

Тут же состоялась неожиданная встреча с моим пограничным проводником, он тоже оказался в этом ресторане в компании своих родных и сослуживцев.

Словом, было весело, но сейчас думаю, что интереснее было бы попасть в монгольскую компанию и посмотреть, как отмечают этот праздник местные жители. Впрочем, кое-что подсмотреть удалось. За несколько часов до наступления 2009 года довелось побродить по главной площади столицы, хотя погода этому не особо способствовала. И первое, что попалось на глаза — выступление монгольского ансамбля, исполнявшего русскую кадриль: зрелище очень забавное. Мне всегда было интересно понять, что чувствуют люди, когда иноземцы танцуют их танцы, то есть пытаются перевоплотиться в твой народ. Вот и понял: никогда монголы не будут русскими, впрочем, как и наоборот…

Танцы это одно, а песни — другое. Вероятно, кому-то это покажется странным, но в Монголии очень популярен рэп: за короткое время удалось послушать вживую пару групп.

Сначала хотел приколоться над монгольскими рэпперами, но заслушался. Дальше —больше: купил фирменный диск местной звезды. Так как небольшой любитель этого музыкального направления, дал послушать сведущим людям — отзывы самые положительные. Теперь почти уверен — лучшие рэпперы живут в Монголии, а лучшие брейкеры во Вьетнаме.

Все же национальная специфика присутствовала в народном гулянии. Любой желающий за небольшую плату мог посадить на руку огромного беркута.

Судя по тому, что птиц было несколько, услуга пользовалась повышенным спросом.

К сожалению, низкая температура, стоявшая в те дни в Улан-Баторе, не позволяла долго находиться на площади: периодически приходилось отогреваться в кафе и магазинах.

Кстати, о шопинге. Попав в продовольственный супермаркет, вы вряд ли почувствуете, что оказались в чужой стране: набор продуктов традиционный. Более того, много товаров российского производства (от водки до тортов), причем никак не адаптированных к местным условиям — нет даже надписей на монгольском. Самое забавное, что цены на них ниже, чем в России, вероятно, что здесь, как и в случае с автомобилями, действуют низкие таможенные ставки.

Что же касается промтоваров, то здесь не все просто: сложная бытовая техника и компьютеры, по моим ощущениям, несколько дороже, чем у нас, а вот на товары собственного производства цены бросовые.


С этим малышом столкнулись в универмаге.

В первую очередь это касается изделий из шерсти и кожи. Туристов, попавших в Монголию, обязательно повезут на местные фабрики. В нашем случае удалось даже попасть на экскурсию в цеха самой известной из них — кашемировой фабрики «Гоби», и проследить путь превращения грязного комочка шерсти козы до тонкой, почти невесомой кофточки или платья.

Для женщин фирменные магазины кашемировых производств (а их в Улан-Баторе несколько) — настоящий рай. И мне пришлось в этом раю просидеть несколько часов, поскольку в нашей группе большинство были дамы. Впрочем, и я сделал покупку, приобрел таки долгожданные кожаные штаны (около 2,5 тыс. рублей), а еще, пользуясь тем, что на колесах, прикупил родственникам очень оригинальные ковры из чистой шерсти (2х3 и 2,5х3,5 за менее, чем 10 тысяч рублей).

С сувенирами также проблем не было. В главном супермаркете столице, на самом верхнем его этаже можно купить все, начиная от национальной одежды, кончая деревянными головоломками. Но больше всего меня поразило то, что в лавках при монгольских музеях можно относительно недорого приобрести настоящие предметы старины, которые, по мнению сотрудников музея, исторической ценности пока не представляют.

К сказанному стоит добавить, что продавцы в Монголии очень сдержанные: никто к вам не будет приставать с советами, более того, постараются оставить вас один на один с товаром.

Итак, покупки сделаны, Новый год отмечен, достопримечательности изучены — пора собираться домой. В обратную дорогу решено отправляться рано утром, пока столичные магистрали еще относительно свободны и температура окружающей среды не опустилась до обещанных минус 40 градусов.

И вот я вновь за рулем своей машины. Утренний Улан-Батор, да еще послепраздничный, необычно малолюден. Практически беспрепятственно выбираюсь на окраину и на самых задворках монгольской столицы облегченно заливаю полный бак: путь предстоит дальний, да и оставшиеся несколько десятков тысяч тугров нужно как-то расходовать. Тут же в мини-маркете большую часть национальной валюты перевожу в жидкий вид: будет что при случае поднять за столом, вспоминая это приключение. Кстати сказать, местная водка тут двух сортов. Первый из них традиционный для нас напиток, вот только почему-то в нем 39, ну, иногда, 39,5 градусов (или правильнее, процентов). Делается из собственных спиртов, для этого выращиваемой в Монголии пшеницы хватает. А вот второй вид водки изготавливается из молока: много лет назад мне приходилось ее пробовать, но не особо пришлось по вкусу, так что в этот раз даже не экспериментировал. На первом пункте сбора дорожной подати добродушно махнули рукой, типа, дуй дальше.  Хорошо все начинается, подумалось тогда. И действительно, более трехсот километров удалось преодолеть без всяких проблем с единственной остановкой на обед в придорожном пабе, где и отдал должное сытной и недорогой местной кухне.

Когда до границы оставалось километров пятьдесят, безоблачное настроение было безнадежно испорчено блюстителем местного дорожного порядка. Дело произошло так: после расчета на последнем пункте сбора проездной платы я был жестом отправлен на обочину. Нужно сказать, что хотя местный стиль езды действует несколько расслабляюще, предусмотрительно вел себя в чужой стране строго в соответствии с правилами дорожного движения, то есть: был пристегнут, слушался знаков и был трезв. Между тем, полицейский забрал документы, ткнул палкой в габаритные огни и скрылся в избушке.

Первоначально я решил, что огни у меня неисправны: но они горели, потом я подумал, что меня остановили, как раз из-за этого: местные не включают днем габариты или ближний свет за городом. Что же конкретно мне вменялось в вину, выяснять не стал, да и как бы это сделал? Но документы нужно было как-то выручать и делать это быстро, еще одна часовая задержка, и я просто не успею попасть на пропускной пункт.

Надо сказать, что когда я въезжал в Монголию, на пункте осмотра авто один из местных пограничников ввел мне в телефон свой номер и сказал: «Будут проблемы — звони. Решаем вопросы. Недорого». Но почему-то я вспомнил не этого доброго парня, а Антона, нашего сопровождающего. Чудеса творит сотовая связь! Она, кстати, в МНР дешевая и качественная. Антон быстро откликнулся и попросил передать трубку полицейскому. Но разговора не получилось. Посмотрев на столичный номер, тот просто захлопнул слайдер и вернул документы. Увы, это была не последняя неприятность на пути к родной стороне.

Похоже, я был последним в этот день, кто въезжал в Россию через Кяхту. Когда мне уже казалось, что все формальности на монгольской стороне урегулированы, я уже собирался просить разрешения на съемку автомобильных монстриков из экспедиции «Ралли Монголия», о которых упоминал вначале. Но тут ко мне приблизился последний персонаж, которому нужно было сделать свою отметку в моих документах. Будете смеяться, но это тоже был работник дорожной полиции. Я был спокоен, как удав: габариты предусмотрительно выключены, автомобиль практически новый, дважды уже без проблем пересекал на нем границу в обе стороны.

И на старуху, как говорится… Полицейский не стал смотреть ни номера кузова, ни двигателя. Он полез в аптечку! Она, кстати, была в заводской упаковке. Расковыряв, извлекли инструкцию, а в ней, о боже, черным по белому написано, что срок использования истек уж как три дня, то есть в прошлом году.

Вот тут начались хороводы вокруг авто, намеки, что далее двигаться категорически невозможно. Все вылечилось пачкой оставшихся неизрасходованных тугров.

Вот скажите мне, как в этой симпатичной стране, которая строит демократию, могло случиться такое? Может быть, плохие американцы или немцы какие научили этого парня такой штуке. Отнюдь. Специалист, похоже, набирался опыта в нашей милицейской школе. Теперь свои знания применяет на горе братским народам.

В Кяхту я въезжал в шибко расстроенных чувствах. Как все же легко, буквально на 50 километрах, так изнахратить светлое настроение, создаваемое несколькими предыдущими днями. Но вокруг тоже был не сахар.

Еще по пути в МНР я планировал, что отведу хотя бы полдня на знакомство с Кяхтой. Это удивительный городок, еще 18 лет назад он поразил меня своими церквями, пусть и разрушенными. Одна из них стояла как раз у старого погранперехода. Ее маковки видны далеко на сопредельной территории. Впрочем, так и задумывалось: кяхтинские купцы, которые зарабатывали миллионные состояния на чае (Кяхта была тогда главной перевалочной базой на чайном пути в Россию), были патриотами: они хотели, чтобы все приезжие видели, где начинается их Родина.

В свое первое путешествие я заглянул в полуразрушенную церковь — там был хлев. Сейчас кое-что изменилось: поставили забор, забили пустые окна, установили леса. Хочется верить, что храм когда-нибудь возродится во всей своей красе на краю бывшей империи.

Попасть в местный музей не удалось — каникулы. Но огромный каменный дом, как и собранные в нем сокровища — это тоже заслуга русских купеческих династий: как утверждают побывавшие в музее, такими собраниями может похвастаться не каждое областное хранилище.

Удивительно, но в одном из кафе, носящем имя «Слобода» по месту, где оно расположилось, можно рассмотреть портреты отцов города царских времен. Их бородатые лица выглядели умиротворенно: они понимали, зачем они здесь живут и ради чего. Под их спокойными взглядами я наяривал какое-то вкусное блюдо, запеченное в горшочке, пока не пришли эти…

Малолетняя банда гопничков расположилась на нескольких столиках. Вытащила принесенное с собой пиво и семки, заставила перепуганную барменшу воткнуть в магнитофон кассету с блатными песнями и включить его на полную мощность, да так, что вкус у только что нравившегося блюда начисто пропал. В общем, как поется «здравствуй, родина родная»!

… Дальше все просто. Через пару дней были дома, правда, успев заглянув перед этим в Улан-Удэ и Иволгинский дацан. За время путешествия преодолели около 4 тысяч километров. Машина меня не подвела даже в морозы под минус 40 градусов. Если доведется, то вновь побываю в Монголии, но уже летом.

 

2008-2009 гг.


Дром

Комментарии

     
Углегорск
Сообщений: 3431
красиво
21
 
Ответить
 
Чадан
Сообщений: 7
Монголия и Тыва зимой-45 летом +40, мало фоток
15
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 1665
красивая и колоритная страна
Мой отзыв: Kia Sorento 2013
20
 
Ответить
UB
 
Улан-Батор
Сообщений: 172
Спасибо за позитивный рассказ о нашей стране. Приезжайте еще летом, прокачу и покажу как живут кочевники.
Одна поправка - МНР до 1990, после 90-го просто Монголия.
24
 
Ответить
    
За Байкалом
Сообщений: 41313
частенько тоже давал на руки дорожным полицейским в Монголии...Заберут документы и пока не дашь пять тысяч тугриков не возвращали доки...Потом начал торговаться и уже на двух тысячах тугриков "решались" вопросы...
рожденный в СССР
Мой отзыв: Toyota Town Ace Noah 2000
9
2
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82929
Зима холодрыга
GET BIG OR DIE.
8
9
Ответить
  
Пермь
Сообщений: 478
Спасибо, было интересно читать. Вроде вот бедная страна Монголия, но что-то притягивающее в ней точно есть.
У вас в одном месте с датами, похоже, ошибка вышла:
Впрочем, время не особо поджимает: двигаюсь расслабленно — вечером 26 января в Иркутске, вечером 27 января в Кяхте.
Видимо, имелся в виду декабрь всё-таки. Я в одном из своих отчётов аналогично накосячил :)
7
1
Ответить
гусиноозерск
Сообщений: 1
Монголия сейчас другая . Цены на мясо не отличаются от наших , соответствено и в ресторанах тоже . Пробок стало еще больше .Я от Алтан-булага(граница) до У-Батора ехал меньше времени , чем по по У-Батору до гостиницы . В городе еще интересно побывать на рынке , купить можно абсолютно все и вся , но кармаников-щипачей там тоже достаточно . Монгольские друзья об этом предупреждают. Автомобильный рынок тоже производит впечатление . Для женщин косметические салоны очень удобны по качеству услуг. Деньги можно менять , тугры на рубли, на выезде из Монголии у менял или в банке в Алтан-булаге .
7
1
Ответить
  
Омск
Сообщений: 402
Мне понравился отчет, молодцы!
Honda CR-V (I) - была
Honda CR-V (III) - сейчас
6
 
Ответить
NAR
 
Сообщений: 4443
пять+
4
 
Ответить
  
горловка
Сообщений: 342
Вообще другая вселенная :)))
4
1
Ответить
   
Нижневартовск
Сообщений: 662
зачет!!!
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором!
3
 
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1184
Фоток бы побольше хотелось. А так здорово.
2
1
Ответить
  
Ангарск
Сообщений: 309
Был там в ноябре 2012 г., после 23.00 закрывались все кабаки, местный таксист отвёз нас в какой-то подпольный стриптиз бар, стоило одной монголке запихать в стринги денег, дак они по очереди стали приходить к столику и ёрзать у тебя на коленях, пока не дашь денег. От 50 рублей они были очень рады, подсевший старенький дед-монгол намекнул что можно и в номера подняться с девушкой. Потом туда залетели полицаи и все бабы разбежались по углам и потайным дверям, бармен отсчитал ментам денег и они ушли, но танцовщицы так больше не появились :)
GSX R1000 K5, XR250R, Mark II Grande 2.5
Мой отзыв: Toyota Vista 1996
6
1
Ответить
  
Киев
Сообщений: 305
Хорошо.
Я удивляюсь, когда гости спрашивают:
- У Вас есть туалет?
- О, ГОСПОДИ, НЕТ! МЫ СРЁМ В ОКНО.
1
 
Ответить
  
Томск
Сообщений: 436
Нормальный отчёт, вот только по подробнее про Визы, гостиницы и проводников(гидов)! Были бы благодарны. Удачи на дорогах!
1
 
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 7227
Коммунистическая пропаганда долгое время называла великого хана агрессором и убийцей…
______________________________ ____________________
а кто он был?
ломать - не строить. что осталось от чингизхана на огромных территориях, по которым он прошел? да ничего. много порушил-пожег, нового не построил. людей кучу погубил почем зря.
ну и унгерн тоже был психопат тот еще.
8
23
Ответить
    
Сообщений: 41
Интересный расказ. Подскажите как можно попасть на экскурсию на фабрику Гоби?
Полноприводный кемпер МАН
Мой отзыв: Xin Kai Xin Kai 2006
1
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 762
Хорошая поездка! Следующей поездкой в БНМАУ в Чойбалсан не рассматриваете заезд?
Мои отзывы: Ford Focus 2013, Chery Very A13 2012
1
 
Ответить
    
Сообщений: 38700
Классно!!!)
1
 
Ответить
 
Улан-Удэ
Сообщений: 151
Бурятская служба ГИБДД одна из самых засадных и беспощадных в России: это общепризнанный факт…
вы ещё башкирских и ростовских не знаете
5
1
Ответить
  
Сообщений: 378
Да тоже приходилось бывать в Уланбааторе, здание парламента очень эффектно смотрится в темное время суток, необычайно красиво и величественно.
Зачет, на 5, молодцы
Угораздило же родится в России!!
1
 
Ответить
 
Кемерово
Сообщений: 204
Все равно интересно прокатился, хоть и на деньги раскрутили.В следующий кризис едь в Бангладеш- это самая бедная страна в мире. Там напрягов тоже хватит, зато позагорать можно.
1
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Добрый день, всем, кто заглянул сюда. Отвечу на возникшие вопросы. Немного с опозданием, но вернулся только что из поездки Во-первых, хочу поблагодарить внимательных читателей, заметивших ошибку в дате. Для меня всегда было проблемой перейти без сложностей из одного года в другой. Для тех, кому не хватило фото - открыл на яндекс-фотках дополнительно альбомы http://fotki.yandex.ru/users/o... http://fotki.yandex.ru/users/o... а здесь снимки из Кяхты - http://fotki.yandex.ru/users/o... Про визы. Увы, визы в Монголию платные, хотя, на мой взгляд монголы могли бы для россиян сделать въезд бесплатным, в счет той дани, которую Русь уже выплатила. Это шутка. Но удивительно, что для американцев нет виз. Хотя понять монголов можно, если из России хлынут дикие туристы, то могут всю девственную природу изнахратить. Но это же двусторонняя дорога - много туристов - много денег, турки же с киприотами не бояться наших туристов - нужно больше контроля, если нет людей для контроля - значит драконовские штрафы за экологию следует ввести. Сам визами не занимался - заказали через агентство, но беспокоиться о фабриках не стоит - обязательно завезут, даже если не хочешь. Теперь о том, кем считать Чингизхана. Наши историки, кстати, считают, что он объединил Русь. Я же говорил о монгольских коммунистов. Согласитесь, гнобить самого знаменитого своего соотечественника - не очень хорошая идея. Как если бы сейчас все русские ополчились против Петра 1, считая его наймитом запада. Про местное ГИБДД. Скоро будет повод сравнить его с башкирским и ростовским - летом собираюсь в ту сторону. Про Бангладеш шутку не понял. Ехал не в самую бедную страну, а в самую суровую. Даже тогда мог махнуть в Тайланд, но не жалею, что поехал в Монголию. Всем спасибо за внимание
5
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37404
класс
1
2
Ответить
    
Братск
Сообщений: 60
Служил 35680 82-84.Чойболсан. Ездили 2008 на мотоцикле с дочкой .
4
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Интересно, НиколайДД. А что здесь не расскажешь о своем путешествии. Многих бы, я думаю, заинтересовало
3
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
NikolaiDD:
Служил 35680 82-84.Чойболсан. Ездили 2008 на мотоцикле с дочкой .
Интересно. А что не расскажешь о своем путешествии. Думаю, многих бы здесь заинтересовало
2
 
Ответить
    
Братск
Сообщений: 60
Даже незнаю.У меня в планах более экстримальная Монголия.Может про неё расскажу.А эта была как прогулка.
1
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Не у всех планов есть свойство сбываться. А тут - необычная поездка. На мой взгляд, интересная. Если сомневаешься в своих литературных талантах - обратись в Братске в газету "Поехали!", думаю помогут отредактировать
2
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4586
Нормально прокатился.
TIGGO7 PRO MAX 1.6T DCT Prestige 4WD 24MY
2
 
Ответить
 
герой ВОЛГОГРАД
Сообщений: 7679
Спасибо за небольшой,но столь познавательный экскурс в Монголию.
Отчёт написан информативно,читается легко.
Какое бы не было отношение людей к Чингисхану,но что он незаурядная и выдающаяся личность,то это бесспорно.
Эх,прокачу!!!!!
4
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Всякая поездка в Монголию - своя песня. Эта - не исключение. Я там тоже был, рыбу ловил, воспоминания - отличные.
2
 
Ответить
  
Абакан
Сообщений: 11
История штука непонятная есть сведения что Чингисхана не было,по другим что он был и ему памятник есть в России только подписано "Ярослав Мудрый"))) На самом деле "белые"люди,которые уважают местный народ,пользуются заслуженным уважением,нет,любовью местного населения.Почему то никто не говорит о том что во время ВОВ немцев из Поволжской республики ночью зимой высаживали на полустанках семьями и благодаря моим предкам они выжили.Теперь есть немцы.которые говорят по хакасски лучше хакасов и барон Унгерн видимо был такой.Учите язык)))
 
1
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Ну вы ребята заряжаете. Это даже круче, чем предложенный выше Бангладеш.
Кстати, какой язык предлагаете учить
1
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2131
Дочь два года назат приехала из Монголии, работала по договору в Эрденети -преподовала в русской школе. Город современный опслуживает огромный горнообоготительный комбинат (Г.О.К.)- совместное Российско-Монголььское претприятие, построенное СССР. Все основные специалисты русские, но начальники монголы. Поступить в русскую школу у монголов считается пристижно, но хорошее знания русского языка обязательно. Русских в городе всё меньше, хотя отношение к ним хорошее, а китайцев не любят. Сейча Монголия всё больше орентируется на сотрудничество с США. Хотя государство Монгольская Нар. Республика в новой истории создали именно коммунисты, а так-бы была отсталой провинцией Китая, но сейчас Китай на подъёме. Отчёт не плохой, но мало фотографий. Удачи в следующих путишествиях!
 
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 36
Последный идиот обьязательно должен был шипнуть каким былбы Монголия безучастии СССР-?Давайте тогда на секунду рассудим и подумаем кем бы были русские сегодня не будь Монгольской империи и ее части Золотой -Орды ?Русь тогдашный представляла из себя крайне слабо развитого нишего конглемерат из 58 раздробленных княжеств где каждый князь мнил себя царьем и богом пупом земли.Из-за раздробленности и не имением регулярных войск и военного опыта все княжества Руси фактический не имели никакой защиты.Это показало в 1223г на реки Калка столкновение с передовым монгольским отрядом Субудея всего 3 тумена (10 000 солдат-1 тумэн) с обьединенным войско со всей Руси 82 тысячи воинов +15 тысяч половцев (найманов) Монголы разбили русских в пух и прах в бою было убито 9 из 17 князей с 100 тысяч воинов уцелели не более 25 тысяч,остальные в плен попали к монголам.100 тысячная армия русских ничего не могла сделать против Субудея..В таком ключе в течение 300 лет монголы подавляли.Не будь монгол которые защищали русских от западных крестеносцев боюсь что сегодня просто русских как нация не существовало бы.Со стороны запада на русские земли имели виды и шведы во главе крестоносцев опытного воина Биркена, Поляки,немецкие ордена тефтонцы , накоец Литовцы.Литовские воины тогда были одним из самых воинственных воинов которые навязывали свои воли по всей европе.Все эти братья были очень опытные воины растерзали бы в 2 счета раздробленных русских.От всего это Русь защищала именно Великая Монгольская империя!Под защитой Монгольской империи они не смели приближаться к границе Руси.Александр Невский был все таки умным мужиком!Княжеский титул он получил в самом Хар-Хорине из рук великого -Хана.Не зря он приближался к Бат-Хане близко дружил с его сыном Сартаком и был его"Андой" (названным братом- и приемным сыном Бат хана по монгольский сухой-сын)Так вот почему то я постоянно слышу и читаю кем были бы монголы и Монголия без СССР, но почему то никогда не слышу от русских что именно монголам вы обьязаны всем!!!Именно монголы вас научили по настоящему строит государство,по настоящему научили военному ремеслу, наконец именно монголы создали фундамент русской государтсвенности монгольского типа которая потом приняла границы именно Монгольской империи
1
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 36
Раз уж начали говорит о том что престижно и куда смотрит Монголия то я бы так же непременно написал для справедливости что Монголия сегодня динамично развивающейся демократичная государство стремищейся как можно плотно войти в мировой цивилизационный поток.Поэтому в Монголии политика многполюсная,там не доменирует как высше написали только проАмериканская политика.Там также очень популярна Япония и ее экономико-финансовые институты Южная Корея и евросоюз.Ябы не сказал что русские школы там такие уж престижные,там так же очень популярен англо -японо-франко язычные школы.Так же надо непременно сказать что в Монголии русский язык давно потерял былую популярность,и сегодня английский язык настолько популярен и всем изучается что государство сделал английский язык вторым государтсвенным официальным языком и английский изучается "обьязательно" с детских садов и до окончание ВУЗов.
1
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Спасибо Кочевнику за политинформацию. Интересно, но местами, конечно, спорно. При всем при том, Монголия благоприятная для россиян страна пребывания. Что касается Николы, то мужика можно понять - сам не был но дочь рассказала. Уже дважды эту историю в моих путешествиях по Монголии изложил - верит, что это истина
2
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Нормальный Новый год!
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
2
 
Ответить
 
Сообщений: 4317
В Монголию на Новый год, да еще и своим ходом!!! Здорово и не тривиально!
Это наша зима! ;)
4
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Михаил424:
В Монголию на Новый год, да еще и своим ходом!!! Здорово и не тривиально!
Кризис 2008 года
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром