|
Параллельно Полярному кругу
Или, может быть, несколько вкось
Пролегла от Игарки дорога,
Что пробила мне сердце насквозь.
Вы её не ищите на карте,
Ей себя и самой не найти,
Вся она в историческом марте
Потерялась в начале пути.
Ломинадзе С.В.
Москва—Томск—Стрежевой—Уренгой—Игарка—Красноселькуп (2013 г.)
Вступление
Прошлогоднее путешествие по зимникам Ямала никого из участников экспедиции не оставило равнодушным — эмоций и впечатлений получили море! До сих пор поражаюсь, как удачно сложились обстоятельства! Удалось практически всё из задуманного: удивительно подфартило и с земной погодой и с космической, благодаря небольшим магнитным бурям, мы увидели то, зачем так далеко и долго ехали — его величество Полярное сияние, но самое главное — сложилась отличная, слаженная команда из абсолютно незнакомых людей из трех разных городов. Связь между нами не теряем — переписываемся, делимся планами и, по возможности, встречаемся. Надеюсь, нам вместе ещё удастся осуществить что-нибудь интересное и увлекательное!
Со своим рассказом о путешествии летом 2012 года я поучаствовал в литературном конкурсе местной газеты на тему, типа, «Как я отдохнул в отпуске». Мой рассказ о лагерях ГУЛАГа, дореволюционных паровозах, северном сиянии, Полярном Урале и тундре здорово отличался от остальных — про Кипр, Турцию и прочие южные моря. Неудивительно, что этот конкурс я и выиграл. А полученный приз в 500 долларов мы всей семьёй («по совету друзей») потратили на девятидневную поездку в ноябре в Египет. Красное море, кораллы, древние пирамиды и солнце — отдохнули замечательно!
Карское море пока подождёт :).
Ещё до окончания того путешествия я понял, что за полярным сиянием я сюда ещё вернусь, ведь «the show must go on!». Тем более что из объектов 501-503 стройки остался не посещённым базовый город стройки №503, конечная станция несуществующей железной дороги — Игарка.
Заполярный город Игарка в СССР был известен как крупный морской порт на Енисее и база советской полярной авиации. Но меня в Игарке особенно интересовал уникальный и единственный в мире «Музей вечной мерзлоты», в котором, кроме экспозиций касающихся местного климата и вечной мерзлоты, есть самая полная экспозиция материалов и документов по стройке №503.
Ну что ж, посмотрим, чем живёт далёкий город Игарка…
Подготовка и маршрут
Приближалась незаметная, но значимая памятная дата — 25 марта 1953 года правительство СССР приняло постановление №395-383сс о приостановке строительства и консервации железной дороги «Чум—Салехард—Игарка», строившейся с 1949 года силами подразделений ГУЛЖДС (секретное наименование «строительство 501» и «строительство 503»). Фактически дорога оказалась заброшенной, так и не будучи достроена. 25 марта 2013 года этому решению исполнялось 60 лет. Поэтому я поставил целью прибыть в Игарку именно в этот день и там поднять чарку за всех без вины арестованных, репрессированных и погибших на этой и других стройках ГУЛАГа.
Дальше всё пошло по накатанной — осенью открыл тему на Drom.ru о сборе желающих, начал подготовительные мероприятия — организационные вопросы с претендентами на участие, жильё в Игарке… К сожалению, участники прошлой экспедиции по разным причинам не смогли присоединиться, поэтому команду пришлось набирать новую. К концу года состав почти определился, команда подобралась разношёрстная — несколько человек из Стрежевого, омичи, томич и даже москвич. Но в итоге сложилась команда из четырех человек на двух автомашинах (мой Nissan X-Trail и Lexus RX350 томича Евгения) из трех городов: Стрежевой, Томск, Москва.
Томич Евгений (Евген70) поехал с нами с целью побывать в Красноселькупе, с которым связана история его семьи по матери. Стрежевчанин Алексей за компанию с ним. Оба байкеры и ранее бывали в тех краях, но на берегу Обской губы в Ямбурге, куда ездили мотопробегом стрежевского байк-клуба «Северный дивизион».
Москвич Александр (Lexandrv) на самом деле оказался из числа так называемых «понаехавших» — сам он родился на мысе Диксон, в семье полярников, до 14 лет прожил в Игарке, затем уже перебрались с семьёй, когда начался развал СССР, в европейскую часть. Последние десять лет обосновался в Москве.
Окончательный маршрут сложился таким: Стрежевой—Уренгой—Игарка—Уренгой—Красноселькуп—Уренгой—Стрежевой. Итого, около 2 500 км, из которых около 1 200 км по зимникам.
В Красноселькупе изначально планировали тоже посетить краеведческий музей, в котором также есть экспозиция по 503 стройке, но он, к сожалению, оказался закрыт на ремонт.
День первый. Место сбора — Стрежевой
Москвич Александр изначально планировал поехать в Игарку на своей машине со своим братом, уроженцем Игарки. Но у брата поездка не сложилась. Обстоятельства сложились так, что и двое моих напарников по очереди отказались от поездки. Чтобы и мне, и москвичу в машинах не путешествовать в одиночестве, я предложил Александру поселиться в моей машине, прибыв в Стрежевой самолётом через Нижневартовск. На что он с радостью согласился — это и экономия бюджета и, безусловно, вдвоём веселей и интересней!
Итак, 22 марта 2013 года. Утром встречаю Александра, прилетевшего на самолёте «Москва—Нижневартовск». Ближе к вечеру в Стрежевой подъезжают по зимнику из Томска ребята на Lexus RX350.
Этим же днём закупаем продукты и недостающие вещи для поездки, вечером небольшая планёрка у моего гаража. Все готовы, прогноз погоды на ближайшие пять дней по Уренгою и Игарке обещает нам ясное небо, отсутствие осадков и ветра, температуру в пределах -10...-30º. Отлично, ждём утра!
День второй. Вперёд, на Игарку!
23 марта 2013 года, суббота. В Стрежевом -14º, облачно, лёгкий ветер 3 м/с.
Из опыта своих путешествий выработал стратегию своевременного отбытия — планировать отъезд на час раньше, чем требуется. Итого, запланировав для себя отъезд на 10:00, но заранее всем объявил, что выезжаем в 9:00. Что и следовало ожидать — из города мы выехали почти ровно в 10:00.
Перед выездом делаем по традиции коллективное фото на центральной площади Стрежевого.
Слева направо: я (Алексей, он же Alex_626), Александр, Евгений и ещё один Алексей.
Движемся на Уренгой, на сегодняшний день это наша цель.
Маршрут стандартный в этом направлении, вариантов других практически нет: Нижневартовск, Мегион, Лангепас, Сургут, Когалым (в стороне остаётся), Ноябрьск (тоже в стороне), Муравленко, Пурпе, Губкинский… Сургут можно объехать через Покачи, да на Ноябрьск можно выйти через город Радужный и вынгапурский зимник. Маршрут через Покачи испытали в прошлом году, через вынгапурский зимник пока не ездил, думаю, что немного потерял…
Проезжаем Лангепас (Ханты-Мансийский округ), нам прямо.
Все перечисленные города нашего маршрута непосредственно связаны с добычей нефти и газа. История их, пожалуй, только за исключением Сургута, основанного в 1594 году, насчитывает всего по нескольку десятков лет — периоду добычи нефти и газа на прилегающих территориях, и туристического интереса не представляют. Правда, в краеведческом музее города Губкинского имеется странная экспозиция по стройкам 501 и 503… Странная она тем, что Губкинский и его жители к этой дороге не имеют совершенно никакого отношения, даже географического, тем более что город основан был в 1986 году.
Проезжая эти города, задаюсь вопросом — что будет с этими (и моим городом в их числе), когда кончатся нефть и газ? Постигнет ли их участь многих брошенных городов и поселений Заполярья, Якутии, Колымы? Как хотелось бы, чтобы нет! Но чтобы этого не случилось, бюджеты этих городов должны наполняться не только нефтяными и газовыми деньгами. А других денег там просто нет. Замкнутый круг какой-то…
В прошлом отчёте я не стал рассказывать об одном трагическом инциденте около города Покачи, свидетелями которого мы стали... На подъезде к этому городу мы решили свернуть на Голубое озеро, заметив посреди него какую-то снежную скульптуру, и устроить небольшую фотосессию. Голубое озеро в Покачах — это затопленный карьер. Летние фотографии с этого озера, честное слово, как с Мальдив — голубая вода и белоснежный песочный пляж!
На подъезде к озеру мы заметили, что на озере тренируются на парамоторах (пилот с пропеллером за спиной, крыло — парашют). Подъехав к снежной скульптуре, обнаружили, что под ней лежит пилот, разбившийся об неё при взлёте. И это произошло только что! Тут же подбежал его товарищ, вместе с которым предпринимаем попытки освободить пилота от снаряжения, привести его в сознание, затем приезд «скорой помощи»… Увы, медики здесь бессильны, мгновенная смерть от удара — отрыв аорты, множественные переломы. Пилота звали Алексей, ему был 31. Обсуждения этого происшествия позже я нашёл в сети здесь. Причина трагедии — во время взлёта случайным потоком воздуха пилота развернуло на 90 градусов и бросило на снежную фигуру, что находилась в стороне. У лётчиков есть поговорка «Если на взлётке будет хоть одно препятствие, оно будет твоим». Здесь именно такой случай. Мы были шокированы, начало путешествия и тут такое…
К чему я это? Жизнь и смерть иногда отделяет мгновение. Достаточно одной нелепой, элементарной ошибки. Или случайности. Это очень актуально на дороге, в путешествии…
Начался Ямало-Ненецкий округ, дорога резко ухудшилась.
В Ямало-Ненецком округе неприятно удивили местные водители (89 регион). Впрочем, их манера езды известна всей России. Мы двигались в рамках ПДД около 100 км/ч, да и дорога в ЯНАО не самого лучшего качества: постоянные волны, перед многими мостами встречаются трамплины, а то и ямы, в пару их которых я даже влетел на крейсерской скорости. Вечная мерзлота, что поделаешь... Так вот, некоторые машинки нас обгоняли с такой скоростью, что создавалось ощущение, что мы стоим! Как в том анекдоте: «Я думал, что стою и вышел покурить…».
Но, несмотря на провокации местных, мы всё равно едем спокойно, удивляемся причудливым названиям рек и ручьёв сначала в ХМАО, а затем (ещё больше) и в ЯНАО.
Кстати, мосты… Несмотря на относительно невысокую скорость, дважды пришлось попрыгать в очень хороших ямах на стыках моста и плит. Предупреждений на дороге, естественно, никаких. Оттормаживаться практически не успевал, ямы возникали совершенно неожиданно. Как много позднее выяснилось, не без последствий. Но об этом позже.
Снова причудливые названия рек и ручьёв
В одном месте меня просто поразил вот этот баннер, что на следующем фото.
Всё правильно — безопасность детей превыше всего. Но не до такой же степени! Ведь здесь вокруг на 100 километров не то что школ нет, нет ни одного населённого пункта! И детей тоже нет, откуда им взяться? Здесь только тундра и лес. Что курили, непонятно…
Ближе к 19 часам прошли Губкинский, поужинали в кафе «Берлога». Неприветливый, можно сказать на грани хамства, персонал, но удивительно вкусная еда. И бесплатный Wi-Fi! Александр был ему очень рад!
Поужинав, выезжаем, когда солнце уже зашло. До Уренгоя остаётся около 140 километров. Темнеет долго…
Дорога — то асфальт хорошего качества, то бетонка.
И вот, когда полностью потемнело, на 918 километре пути в 23:00, к моему огромному удивлению, замечаем отблески Полярного сияния! Чудеса, даже не ожидал! Останавливаемся, наблюдаем неяркие зелёные всполохи на небе. Делаем запись о данном факте на форуме. Фотографировать не стал, ничего интересного. Да и вокруг много засветки от нефтегазовых объектов и дороги.
Двигаемся дальше. По темноте проходим пограничный пост в Коротчаево. Удивило, что на посту всего-то потребовалось показать пограничнику российский паспорт с пропиской, даже не выходили из машин! До 1 января этого года требовалось аж целый пропуск от ФСБ за месяц заказывать, гемор ещё тот был…
Там же, в Коротчаево, на АЗС «Газпромнефти» заправляемся до полного бака, следующая заправка будет только в Игарке.
Переезжаем по бесплатной ледовой переправе Пур, проходим Уренгой и выходим на трассу до Тазовского. Где-то здесь будет поворот на зимник. Не без труда, т.е. не там где ожидали, находим нужный поворот. Наконец! Ура!
Едем первые километры по зимнику. Не зимник — ледовый автобан! Основная проезжая часть шириной метров 10 залита льдом плюс ещё метра по три обочины из уплотнённого снега. Местами зимник такой ровный, что можно, при желании, разогнаться до 150 и больше. Но не стоит — скользко жутко. Идём крейсерской скоростью 40-60 км/ч. Вокруг светятся различные объекты газодобычи, зимник пересекают разные дороги — цивилизация! Даже сотовая связь есть! Но постепенно всё это остаётся позади, остаются только тундра и зимник. И нечастые встречные машины — в основном это трёхосные КАМАЗы и УРАЛы, для водителей, которых мы, словно инопланетяне, невесть как очутившиеся в их Царстве Серьёзных Машин…
Время уже два часа ночи, а мы всё едем и едем, но спать не хочется — азарт! Небо тёмное, но надежда меня не покидает, полярное сияние может продолжиться!
И вот в три часа ночи, наконец, вижу — небо светится зеленоватым светом! Останавливаемся, выходим, смотрим — оно! Ставлю фотоаппарат на штатив и делаю первые фото.
Но, к сожалению, сияние не динамичное, в виде статичной спирали. На дальнем плане, на фото можно заметить зарево — это факела далёкого месторождения. Пождав немного и убедившись, что продолжения небесного шоу не будет, двигаемся дальше.
В 4 часа ночи ребята из Lexusa запросили пощады и попросились на ночёвку. Ну что ж пора, встаём на обочину и спим.
День третий. Зимник
24 марта 2013 года, воскресенье, 9 утра. За бортом -19º, ясно, лёгкий ветер 3 м/с.
Просыпаемся, а вокруг красота северная — тундра, солнце, снег! Теперь можно хорошо рассмотреть конструкцию зимника и окружающий нас пейзаж.
Осматриваемся, завтракаем чаем с бутербродами и отправляемся дальше. Впереди около 400 километров зимника. Сегодня по плану добраться до Игарки.
В нашей машине практически обманным путём за руль садится Александр, для него дело принципа — в родную Игарку приехать за рулём! Я не возражаю, пришёл мой черёд заняться фотосъёмкой.
Москвич-игарчанин отобрал у меня руль.
Движение на зимнике стало ещё более оживлённым, чем ночью — чувствуется индустриальное дыхание.
Трафик на зимнике не уступает «федералке».
Включаю навигатор Ozi Explorer на нетбуке, открываю генштабовские карты… Интересен маршрут зимника — петляем меж бесконечного числа озёр и ручьёв в пойме реки Таз, постепенно приближаемся к ледовой переправе около нежилого посёлка Надо-Марра.
По пути встречаем огромное количество техники для поддержания зимника. Это зимние «асфальтоукладчики»-водовозы для намораживания льда и «К-700» с приспособой для утрамбовки снега. Неудивительно, что в прошлом году ребята на «Ягуарах» недолго ждали, пока зимник расчистят после метели. При таком количестве техники это можно сделать за считанные часы.
Лёд зимника то коричневый, как заварка, то бесцветный и прозрачный. Всё зависит от воды, которую берут для заливки. Периодически встречаются «водопои» для водовозов — прорубь на реке или озере, оборудованная мотопомпой. После свежей заливки иногда попадали даже в лужи!
Наконец подъезжаем к ледовой переправе через реку Таз. Ограничение массы в 100 тонн! На «федералках» мосты на такую массу не рассчитаны, а здесь ледовая переправа. По такой переправе пройдёт даже паровоз с 501 стройки с небольшим составом! Паровозы «Ов», которые стоят в заброшенном депо в Долгом, весят около 50 тонн каждый.
На другом берегу видим брошенную баржу с краном, похоже, что навсегда. Красноречивая надпись по борту, оставленная каким-то прохожим: «Хохлы сила бешанные» (орфография автора сохранена).
Ближе к границе с Красноярским краем ровная тундра начинает сменяться невысокими сопками, приближаемся к водоразделу Оби и Енисея. Попадаются серьёзные перепады высот, боковые уклоны. Вкупе с ледовым зимником такие участки требуют большого внимания при их прохождении. На одном из таких уклонов у нашего Lexusа начало стаскивать заднюю ось и он закружился в вальсе, сделав пару оборотов вокруг своей оси. К счастью, встречки не было. Причина, подозреваю, была в «липучке», в которую был обут наш Lexus, банально не хватило боковых сцепных свойств резины.
И вот, наконец, граница регионов — Ямало-Ненецкий автономный округ закончился, добро пожаловать в Туруханский район Красноярского края! Сталин, побывав в ссылке под Туруханском в Курейке, видать, так влюбился в тамошнюю природу, что уделял этому региону пристальное внимание всю жизнь… А природа и действительно прекрасная!
Граница регионов, водораздел бассейнов Оби и Енисея где–то недалеко.
Время уже обеденное, останавливаемся. На улице холодно, около -25º и ветер 7-8 м/с. На газовой горелке (к моему удивлению, газ не замерзает!) разогреваем гречневую кашу с оленьей тушёнкой. Вкуснотища! Но всю её съесть проблематично — замерзает махом.
Чем ближе к Енисею и Игарке, тем рельеф становится более пересечённым — сопки, крутые подъёмы, большие уклоны. Местами зимник расширяется метров до 20, например, на участках с большим поперечным уклоном, а иногда сужается до нескольких метров и петляет.
Тундра почти не встречается, нас окружает лиственничный тундровый лес. Зачастую лес «пьяный» — стволы деревьев наклонены в разные стороны, как в бешеном танце.
Почти на закате, после очередного подъема въезжаем на знакомое по предыдущим отчётам место — посреди зимника стоит огромная лиственница. Устраиваем привал с небольшой фотосессией. Красиво здесь!
Медленно, вдоль горизонта заходит солнце. Уже скоро, через пару месяцев, здесь, за Северным полярным кругом, наступит полярный день. И сейчас, несмотря на близость дня весеннего равноденствия, день совсем не равен ночи. Темнота наступает лишь спустя три часа после захода солнца. Тёмная фаза ночи длится всего-то около шесть часов. Для наблюдения полярное сияния это не очень удобно, велика вероятность, что магнитное возмущение придётся на день и ничего не будет видно.
Позади почти полторы тысячи километров от Стрежевого.
Почти затемно подъезжаем к берегу Енисея. Как же он здесь широк! Уже темно, фотографировать не получается. На обратном пути замерили длину ледовой переправы — вышло около двух километров.
Переправляемся на другой берег и мчим последние километры.
Александр сообщает, что на въезде в город есть стела с надписью «Игарка», куда он с друзьями по детству постоянно ходили.
Без труда находим её, к ней даже подъезд расчищен. Сложно представить ощущение Александра — здесь он был последний раз более 20 лет назад, ещё в детстве.
Та сама стела (дико извиняюсь за плохое качество фото).
И вот — здравствуй Игарка! Первым делом заправляемся топливом, затем находим в гостиницу, координаты которой подсказали работники музея, и заселяемся.
Да уж… Интерьер гостиницы не претерпел изменений с советских времён.
Приводим себя в порядок и собираемся на «праздничный» ужин в комнате ребят из Lexusа.
Решаем посмотреть фотографии с моего фотоаппарата и обнаруживаем крайне неприятную вещь — все снимки куда-то исчезли! Самая первая фотография — фотографируемся у лиственницы, что растёт посреди зимника. Ну да ладно, потом разберусь. Карточку с пропавшими фотографиями заменяю резервной. Уже дома с помощью специальной программы, к счастью, удалось восстановить все пропавшие фотографии!
Выпиваем по чарке водки за прибытие в Игарку, за благополучие города и, обязательно, за всех без вины арестованных, сосланных, покалеченных и погибших в результате сталинских репрессий. Мы здесь, а это означает, что одна из важных поставленных целей достигнута!
…История возникновения моего Стрежевого, как и многих сёл, деревень и даже городов по берегам Оби, Енисея и других сибирских рек, связана со Сталиным. Образовался город как посёлок спецпереселенцев в 1932 году. Спецпереселенцы — раскулаченные татары, русские из южной Сибири, позже поволжские немцы, высланные сразу после начала войны. Спецпереселенцев фактически бросали на берегах рек на произвол судьбы. Не всем удалось выжить. Одна назинская трагедия чего стоит… Знакомый дедушка-немец рассказывал, как он маленьким просил милостыню, потому что кушать было совсем нечего. Это сейчас у немцев самые крепкие дома и хозяйства построены на берегу, а тогда…
Но Стрежевому повезло — в его окрестностях нашли нефть. И около деревни Стрежевое вырос город Стрежевой. История образования города в советское время замалчивалась, но даже и сейчас — официально датой рождения города считается 1966 год, год начала добычи нефти, а не 1932…
Прогноз по сиянию на эту ночь ничего не обещает абсолютно. Ложимся отдыхать, за бортом -14º.
День четвёртый. «Мы из Игарки!»
25 марта 2013 года, понедельник, 9 утра. За бортом -25º, небольшая облачность, лёгкий ветер 2 м/с.
Просыпаемся, завтракаем и собираемся на обзорную экскурсию по городу. У нас есть проводник — бывший игарчанин Александр. На сегодня задача посмотреть достопримечательности города и к вечеру выехать в обратный путь.
А с утра хорошо похолодало, однако, машина завелась нехотя. Выезжаем.
Красные дома, девятиэтажки с лифтами.
Будем искать дом детства Александра. Но пока первое место остановки — самолёт Ли-2, эксплуатировавшийся с 1942 по 1978 годы при освоении Арктики. Монумент советской полярной авиации, одной из баз которой был город Игарка. К сожалению, был…
«А в детстве мы даже залазили на крыло! Но не помню как!».
Александр потом вспомнил как залезали — через дырку внутри двигателя. Но сейчас он туда уже не пролазит…
Продолжаем экскурсию по городу.
Большая часть города состоит из таких вот домов.
Очень много заброшенных зданий.
Алексей из Lexusа приметил интересную табличку.
Ездим по городу, ищем дом Александра. Город сильно изменился, многие дома сгорели, исчезли целые районы. С трудом Александр всё-таки находит свой дом, он сильно изменился. Окончательно убедила, что это тот самый дом, адресная табличка — ул. Морская, 3.
Александр осуществил давнюю мечту
Заходим во 2-й подъезд, поднимаемся на второй этаж. «Здесь раньше был холодильник» — заметил Александр. Неудивительно, столько лет уж прошло! Поюморили на эту тему и решили, что по вопросу пропажи холодильника обращаться нужно, как минимум, к экспертам «ФЭС», уж очень мутное это дело…
Постучались в двери, в бывшей квартире никого нет, а соседи совсем другие…
Теперь на очереди посещение «Музея вечной мерзлоты». В Игарке население сейчас всего-то около 6 тысяч человек, но создаётся ощущение, что город большой из-за его вытянутости вдоль Енисея. Ехать до музея достаточно далеко…
Музей состоит из нескольких экспозиций — краеведческая часть, посвящённая стройке 503 и подземелье с вечной мерзлотой. Работницы музея нас огорошили новостью, что подземелье закрыто в связи с проведением плановых ремонтных работ перед летним сезоном. Да уж… столько километров ради этого проехали и тут такое. И на уговоры не поддаются! Ну да ладно, что-нибудь придумаем!
Не торопясь послушали девушку-экскурсовода Екатерину о природе и фауне Игарского края, посмотрели кости мамонта и чучела разных зверушек… Интересно!
Наконец, приступаем к просмотру большой экспозиции по 503 стройке.
Здание экспозиции музея по 503 стройке.
Около музея стела с памятными досками, посвящёнными памяти репрессированных, и отдельно — литовцев и латышей.
Внутри в одной из комнат выставлены подлинные вещи заключённых, найденные в лагерях около Ермаково, фотографии и документы, относящиеся к истории строительства железной дороги.
Железнодорожный паром «Надым», переименованный позднее в «Восточный».
Для работы на переправах через Обь и Енисей были построены четыре железнодорожных парома, но, в связи с консервацией стройки в 1953-м, их отправили на железнодорожную переправу «Крым-Кавказ».
Увидев в музее фотографии этих паромов, в памяти сразу всплыли воспоминания из детства, когда в 80-х мы с родителями ездили на поезде отдыхать в Крым: огромный паром, коптящая чёрным дымом труба, как у парохода из мультика «Ну погоди!» и вагоны на палубе. Википедия подтвердила мои предположения — на этом или аналогичном пароме мне доводилось быть! Интересное совпадение!
В соседней комнате музея воссоздана обстановка лагерного брака: обязательный портрет Сталина, правила внутреннего распорядка, нары, умывальник…
Большинство заключенных на 501-503 стройке были осужденные по 58-й статье как «враг народа». Это «политические», осуждённые за мелкие кражи, прогулы на работе и т.п. За кражу мешка муки давали восемь лет трудовых (!) лагерей. Для того времёни это было нормой. Я абсолютно уверен, что «Вор должен сидеть в тюрьме», но степень проступка и наказание должны быть пропорциональны!
Отчасти такие порядки можно объяснить послевоенным голодом и разрухой. Но главную причину я вижу в другом. Сталин упорно продолжал начатое Лениным повсеместное установление советской власти и стройки «коммунизма» и свою миссию определи просто: кто не встанет в ряды «товарищей»-строителей «коммунизма» тот сгинет в лагерях. При чём уже на настоящей стройке — железной дороги в никуда, Беломорканала, рудниках Колымы и т.д. Наверно, не найти в стране семьи которую бы не затронули сталинские репрессии — судьбы миллионов переломаны как спички…
Моё отношение к Сталину? Лучше б его не было. Оправданию его преступлений якобы свершившимся техническим прогрессом в России я готов возразить, что технический прогресс в 20-м веке в России был неизбежен. Учитывая богатство страны природными и умственными ресурсами. А сколько учёных и талантливых людей прошло через лагеря, уничтожено или сбежало за рубеж? И сколько они смогли бы сделать для России полезного! Да и царская Россия не была последней в плане развития техники и технологий. Но стране нужны были «товарищи»…
Интересный факт о 503 стройке — в одном из её лагерей с 1950 по 1951-й годы написан знаменитый роман-бестселлер «Наследник из Калькутты» Робертом Штильмарком. Причём изначально фигурировало его авторство с Васильченко. Но позже он доказал в суде, что он единственный автор романа. Васильченко — пахан, криминальный авторитет, взявший «шефство» над Штильмарком (в ГУЛАГовских лагерях, как и сейчас власть держали криминальные элементы) и заставивший его написать роман с целью отправить его Сталину (как свой собственный) и получить за это амнистию. Но не получилось… А Штильмарк попал в лагеря в 1945-м на 10 лет по «политической статье» за «контрреволюционную агитацию».
А ниже, на 2-х фото, типичная история человека (кстати, перса по происхождению), прошедшего через сталинскую мясорубку.
Освобождён досрочно. Позади 8 лет лагерей…
… ни за что — дело сфабриковано!
Надеюсь в России такое больше никогда не повторится.
Так и не посмотрев подземелье с вечной мерзлотой, завершаем наше путешествие по музею. Едем смотреть здание «Дома культуры ЛПК (Лесоперерабатывающего комбината)», к сожалению, сгоревшее относительно не так давно и ставшее мрачным символом Игарки.
Со слов Александра это бывшее здание железнодорожного вокзала, но это не так. Построено оно было в 1954 году. В период строительства «Мёртвой дороги» в Игарке здание железнодорожного вокзала построить не успели, сделали только насыпь. Возможно, что эта насыпь и была использована при строительстве ДК, годы строительства близки.
Мы вошли в здание — удручающая разруха после пожара…
Александр собирает мозаику из осколков лепнины.
После ДК едем в аэропорт на остров. Проезжаем мимо развалин ЛПК, рядом порт для морских судов. В лучшие времена отсюда вывозили огромный объём подготовленной древесины на экспорт. Фактически сейчас морской порт заброшен, оказалось, что в современной России через него возить нечего. К счастью для города рядом нашли нефть, и он стал перевалочной базой «Роснефти» для освоения достаточно крупного Ванкорского нефтяного месторождения.
Здание ДК видно практически с любой точки города. К сожалению, оно теперь как визитная карточка Игарки…
На подъезде к аэропорту останавливаемся у очередной стелы «Игарка» и делаем важное фото.
Передаём из Игарки заполярный привет Санаеву Марату, бессменному руководителю клуба «Десантник» г. Стрежевого!
Компания «Роснефть» недавно построила новое здание аэровокзала, а старое, деревянное снесло. Аэропорт современный — есть и гостиница со столовой, где мы и пообедали. Цены очень демократичные и по питанию и за гостиницу, на ночь можно было остановиться здесь. Комфорт на порядок выше. Значит в следующий раз!
После аэропорта, напоследок, по совету работниц музея решили всё-таки посетить «Выставочно-экспозиционный центр» «Музея вечной мерзлоты». И именно там узнали, что директор музея нам разрешила спуститься в подземелье. Быстро мчим обратно, местное время 16 часов, а работают они до 17:00.
Нас там уже ждут и мы сразу же спускаемся в подземелье.
Раньше у меня было представление, что мерзлота — это просто замороженный грунт. Ан нет, не везде — насыщенные водой грунты замерзают в виде таких вот «пирогов». Интересно, что город Игарка не целиком стоит на мерзлоте (по-научному, многолетнемёрзлых грунтах) — кое-где даже умудряются картошку выращивать!
Интересные ощущения от прикосновения ко льду, что в прослойках между грунтом. На ощупь он совсем не холодный, и не тает от прикосновения… как пластмасса. Может, это всё подделка? :)
На глубине 7,5 метров температура постоянная: -5º градусов. В Игарке раньше даже были подземные овощехранилища-холодильники.
Глубина промерзания почвы в районе Игарки различная и максимально достигает примерно 15 метров, чем глубже, тем теплее.
Стены во многих местах в виде «пирога».
Возраст лиственниц, найденных вмороженными в мерзлоту, около 49 тысяч лет!
От дыхания посетителей на потолке и стенах выросли причудливые кристаллы льда.
Фото на память с нашим экскурсоводом Екатериной.
Благодарим работников музея за интересную экскурсию, незабываемые впечатления и ценную информацию. В музее приобретаем все три выпуска книги, написанной работниками музея, «Стройка №503. Документы. Материалы. Исследования» (почитаем на досуге) и, обязательно, сувениры в виде открыток и магнитиков.
А нам пора торопиться на выезд из города в обратный путь.
Но перед выездом спешим на почту, чтобы отправить по открытке с видом Игарки себе домой. Удивительно, но «Почта России» сработала на удивление шустро — открытка пришла на следующий день, после моего приезда! Всегда бы так!
По пути из города заметили «абсолютно замороженное строительство».
Перед выездом проверяю в интернете прогноз по полярному сиянию — на небе ничего нам «не светит», значит, ночью у нас будет крепкий сон. Заправляемся на АЗС до полного бака, в наличии 92-й, 95-го нету в принципе. Щедрая АЗС в Игарке, однако — в двадцатилитровую канистру умудряется залить аж 23 литра!
За руль садится Александр, а я делаю последние фото города.
Мозаика на стене посвящена писателю В.Астафьеву, проживавшему какое-то время в Игарке.
Маленькая жизнерадостная жительница Игарки.
Выезжаем из города. Александр позже скажет, что он в Игарку ещё вернётся. Обязательно с братом! Ну что ж — удачи ему в этом нелёгком деле!
Сначала заезжаем на стеле, к которой мы подъезжали ночью, рассмотреть её получше.
Памятник «В честь 50-летия Карских операций на Енисее».
Далее двигаемся несколько километров вдоль Енисея к ледовой переправе. Едем днём, наконец-то видим Енисей во всей красе. На льду реки встречаются рыбацкие сооружения-времянки для рыбной ловли. Говорят, рыбалка здесь знатная!
Ледовая переправа через Енисей.
На зимнике Lexus вырывается вперёд и стремится от нас оторваться. Но мы с Александром никуда не спешим…
Близ Енисея пересечённая местность.
Уклоны очень серьёзные. В таких местах зимник обычно очень широкий — метров 50, не меньше. На одном из таких уклонов встречный КАМАЗ начало стаскивать вниз, хорошо, что мы ещё не успели поравняться…
Вмороженная бетономешалка, невесть как попавшая на зимник.
На обочине обнаружили странное сооружение. Кто ты, Виталик?
Выщербленный «зимний асфальт».
На спидометре моей машины появляется интересная цифра — пробег составил 133 333 км, из которых почти 80 тысяч мои.
Интересная цифра на спидометре.
Немного впечатлений о моём Nissan X-Trail… Это отличный автомобиль для путешествий! И автомобиль, и дом на колёсах одновременно. Для этого путешествия он трансформировался в двухместный автомобиль (для пилота и штурмана) с двойным спальным купе сзади. Делается это путём нехитрых манипуляций — сидушки задних сидений снимаются и оставляются в гараже, спинки задних сидений кладутся горизонтально — образуется ровный пол в багажнике длиной около двух метров. Ширины и длины хватает, чтоб нам вдвоём спать комфортно в спальниках — рост Александра под два метра. Если не убирать сидушки, то длина спального места получается немного поменьше, около 170 см, как раз для меня, когда езжу один или с семьёй. Багаж практически весь разместился в багажнике-боксе на крыше. В салоне на полу за передними сидениями разместились канистры с топливом, съестные припасы, компьютерная и фотографическая техника. Спереди места пилота и штурмана-фотографа, сзади место для сна.
Изначально планировали двигаться без остановки, поочередно отдыхая в спальном купе, но потом такая необходимость отпала — по графику везде успеваем и прогноз полярного сияния не требовал ночного бдения.
Верхние фары (ходовые огни) — отдельная песня! Отличное дополнение к дальнему свету. Когда включена вся иллюминация, качество освещения близко к дневному — отлично видно далеко вперёд и по бокам.
Вкупе с хорошим клиренсом, недлинной базой, высокими бамперами, хорошими углами въезда и съезда есть шансы побороться в сложных метеоусловиях. И глушитель сзади на самом деле не помеха!
О поломках. Их не было. Ни единой минуты «Икстрейл» не дал повод усомниться в своей надёжности. Но! Летом автомобиль всё-таки позволил себе расслабиться, сказались давние раны… Расскажу как.
Основную часть отчёта я писал в июне, отдыхая на море с семьей в Анапе. Увы, не удалось нам, как планировали, поехать в отпуск на машине, так как перед самой поездкой (за день до планируемого отъезда) совершенно неожиданно лопнула передняя правая пружина. Времени на поиск запчастей и ремонт попросту не оставалось, поэтому пришлось полететь на самолёте. Осмотр места слома пружина свидетельствовал, что там была довольно старая трещина. И подозреваю, что к поломке пружины привело попадание дважды в хорошие ямы на разбитых мостах по дороге в Уренгой. Но, повторяюсь, что автомобиль весь путь выдержал на «отлично».
В итоге наше путешествие далось нам относительно легко. Каждую ночь мы с Александром высыпались как надо, вытянувшись в полный рост. Чего не скажешь о ребятах из Lexusа, которым приходилось спать на разложенных передних сиденьях. Их озабоченность и сонность по утрам была особенно заметна. Неудивительно, что на обратной дороге они стремились только вперёд!
Солнце зашло, на небе только Луна.
На зимнике мы второй раз достигаем самой северной точки нашего путешествия — 67º40’ северной широты. Для меня это и самая северная точка вообще, где я бывал. Но до Северного полюса отсюда ещё очень далеко…
Моя самая северная координата.
Вскоре останавливаемся на ночёвку.
День пятый. Перегон до Красноселькупа
26 марта 2013 года, понедельник, 9 утра. За бортом -34º, ясно, лёгкий ветер 2 м/с.
Без завтраков и прочих излишеств начинаем движение, на улице хорошо подморозило, весны и не чувствуется! Сегодня наша цель добраться до Красноселькупа, впереди около 400 км зимника и 200 км асфальта.
Едем, любуемся красотой тундры, Lexus умчался куда-то вперёд, вдруг видим — песец! Не в том смысле, что «Всё! Приехали!», а самый настоящий зверёк — белый и пушистый.
Постояли, поглазели — ни разу, естественно, такого зверя мы не видели! Как собака! Или лиса? Только белый-белый, белее снега. Лишь чёрные глаза и нос выдают его на снегу. Успеваем сделать несколько фото и зверёк скрывается среди кустов…
Едем дальше через несколько километров на стоянке видим ещё одного! И тут понимаем, почему звери крутятся около дороги — да их водители подкармливают! Ну раз так, то зверёк голодный, наверно. Достаём свои запасы колбасы, кормим из окна (да простят меня экологи-зоологи).
А ведь жалко зверушек — лёгкая добыча эта водительская колбаса, что они будут делать летом, когда зимник рухнет? Но, с другой стороны, зверушки уже не маленькие, взрослые, поди выживут в межсезонье. Инстинкты никто не отменял.
Ребята с Lexusа потом тоже рассказывали, что они кормили зверушек, но баранками. Всеядные зверушки. Как собаки!
Приенисейские возвышенности сменились бесконечными равнинными тундрами. Заметив странный холм, останавливаемся Александром на перекур. Когда и как он появился? Результат мерзлотного пучения? Загадочно… Появился он давно, ведь на генштабовских картах 70-х годов этот холм обозначен.
В тундре неожиданно встречаются такие возвышенности.
Пробую снег — каменный! Свободно можно ходить и прыгать на нём, что я и делаю.
Я свободен от земного притяжения!
Притом, что это не наст, оттепелей здесь ещё не было. У эскимосов для описания снега есть 200 слов. Не знаю, каким словом описывается этот, но образовался он, по всей видимости, в результате действия ветра — мягкий, лёгкий снег постоянно выдувается и перемещается по тундре, пока где-нибудь не уляжется и уплотнится.
Недалеко от выезда на асфальт пересекаем условную линию Северного полярного круга — широту N66º33’44’’. Севернее этой линии как минимум один раз в год совсем не заходит Солнце и наступает полярный день. А севернее на 59 267 метров ещё и минимум раз в год наступает полярная ночь, когда Солнце полностью скрывается за горизонтом на сутки. Чем северней, тем длительность полярного дня и ночи больше. Севернее полярного круга начинается Арктика.
На навигаторе точная широта Северного полярного круга.
Лиственница, растущая ровно на Северном полярном круге!
Про лиственницу я, конечно, немного пошутил — линия полярного круга условна и каждый год немного меняет своё положение, то движется на юг, то на север в пределах нескольких сотен метров.
Наконец-то зимник заканчивается и мы выбираемся на асфальт, но поворачиваем не налево в Уренгой, а в сторону Тазовского, направо. Съездим к стеле Полярного круга, до неё совсем недалеко.
Севера, севера, только шаг до Полярного круга…
Заезжаем на обед в Уренгой. Ещё с прошлой экспедиции мы облюбовали кафе под названием «Престиж», что находится на выезде в сторону Тазовского. И вкусно и весьма недорого.
Заправляемся до полных баков и торопимся в Красноселькуп, время уже к вечеру — 18 часов. До Красноселькупа осталось около 70 километров бетонки, местами очень волнистой, и 132 км такого же зимника. В начале и в конце бетонки стоят КПП «Севернефтегазпрома». На всякий случай я с ними заранее договорился о проезде, чтоб не повторить прошлогоднюю ситуацию, когда мы сутки здесь потеряли… Хотя сейчас может и так пустили бы — наклеек ведь нет!
Вот такая у них стела на выезде с бетонки.
В 19:20 уже выезжаем на зимник. Целью этой поездки в Красноселькуп являлся также выбор возможного маршрута для летнего речного сплава до паровозов в депо Таз. Эта поездка практически доказала, что есть удобный выход по рекам и ручьям прямо к паровозам, но всё же нужна ещё и летняя разведка.
Солнце опять на закат, а мы вперёд!
Здесь тоже часто встречается серьёзная техника.
До пересечения с нефтепроводом (примерно на 80-м километре) зимник идёт по лесу — петляет, много подъёмов и спусков. После нефтепровода начинается тундра поймы Таза — зимник здесь широченный и прямой. Несмотря на отсутствие в последние дни метелей и осадков зимник рыхлый и приходится немного поработать рулём объезжая перемёты и кочки. Уже затемно прибываем в Красноселькуп.
Изначально мы планировали на следующий день съездить до паровозов, арендовав снегоход с водителем. Нашли даже провожатого, но не сошлись с ним в цене — ну и ладно, значит ребятам не так это интересно, а мне второй раз зимой не сильно хочется туда попасть. Вот летом бы, это другое дело…
Цены в местной гостинице нас шокируют, да и мест нет — поэтому решаем спать в машинах. Ночуем на берегу Таза.
День шестой. От заката до рассвета…
27 марта 2013 года, вторник, 9 утра. За бортом -26º, ясно, тихий ветер 1 м/с.
Сегодня в планах осмотреть достопримечательности Красноселькупа и вернуться в Уренгой, в окрестностях которого организовать банный день.
Красноселькуп — крепкое село. Цветные дома, множество скульптур, забавные здания школы и детских садов, выполненные наподобие поделок из детского конструктора, соседствуют со старыми бараками. Отдалённость села от цивилизации — основные транспортные пути по реке и воздуху, суровый климат требуют мер, чтобы людей поменьше тревожили депрессивные настроения. Собственно, все северные города ХМАО и ЯНАО выполнены в подобном цветовом решении.
Но нам повезло, сегодня солнечный весенний день. Многие местные здесь (как и в Игарке) ходят в солнцезащитных очках, защищаясь от низкого слепящего Солнца.
На ледовой переправе через Таз.
Здание администрации. Скромно, не правда ли?
Аэропорт Мангазеи. Так и называется!
Экскурсия длилась недолго, село совсем небольшое. Евгений успел решить какие-то свои дела в архиве по поводу своей матери. Пообедав в местном кафе, решаем выдвигаться, предварительно заправившись на АЗС. Мы их здесь нашли аж три. Правда, одна оказалась ведомственная, откуда нас попросили удалиться.
Ведомственная АЗС. Заправки здесь все такие.
Возвращаемся той же дорогой в Уренгой.
Хороший участок зимника в пойме Таза.
Интересные кедры у них — карликовые.
Остатки сталинской стройки — столбы линии связи «Салехард — Игарка».
Брошенный «КрАЗ». В прошлом году он стоял по-другому.
Бетонка «Уренгой — Южно-Русское месторождение».
На въезде в Уренгой посещаем облюбованное кафе «Престиж». Попутно штудирую интернет. Есть информация, что к земле мчится ветер из солнечной корональной дыры CH562. На одном из интернет-ресурсов обнаруживаю занимательную картинку!
Всё предельно ясно! Банный день, по крайней мере, для меня, сегодня отменяется. Намечается небольшая магнитная буря, небо абсолютно ясное и, следовательно, полярное сияние БУДЕТ! Да какое!
Два крестика обозначают, что в ближайшие часы индекс геомагнитной возмущённости Kp подрастёт с 3 до 4-5. А это уже малая геомагнитная буря. О такой удаче — оказаться в это время здесь, на широте полярного круга, я только мечтал! Хотя ещё недели за две до поездки на одном из сайтов появился прогноз магнитной бури на этот день, но в него мне слабо верилось. А зря!
Кстати говоря, когда Kp подрастает до 5-6, то область полярных сияний расширяется на юг до широты Стрежевого, Санкт-Петербурга (61 градус), а при Kp 7 и больше — до широт Москвы и Новосибирска (55 градус). В октябре 2003 года в Москве, прямо в городе наблюдали очень хорошее полярное сияние (Kp достигало 9), но это большая редкость…
Ребята с Lexusа мою идею полюбоваться полярным сиянием и не спать всю ночь не разделяют и решают уехать в Губкинский, в мотель «Берлога», там как раз есть баня-сауна и ближе к дому.
Александр тоже поначалу был в раздумьях — то ли в Lexus пересесть, то ли остаться… Всё же решает остаться.
Итак, Солнце зашло ещё в 8 часов, сейчас 10, но ещё достаточно светло. Чтобы полярное сияние увидеть получше решаем уехать от Уренгоя как можно севернее — в направлении Тазовского, поближе к Полярному кругу.
Пока ехали около 50 километров в направлении Тазовского изрядно потемнело. И вот, вижу слева всполохи! Всё, небесное шоу началось!
Останавливаемся, прямо на обочине ставлю штатив, делаю первые фото, но засада — проходящие мимо машины, во-первых, засвечивают кадр, во-вторых, чуть ли не сдувают нас вместе с фотоаппаратом.
Первые кадры получились такими (время 23:12).
Чтобы уважаемые читатели, смогли проследить динамику Полярного сияния той ночи, в подписи к фотографиям я указал точное время фотосъёмки.
Страшно пропустить что-то интересное, но решаем ехать дальше, искать удобный свороток с дороги — чтоб ничего в кадре лишнего не было (ЛЭП, засветки от объектов) и машины часто не проезжали.
Наконец, находим удобное ответвление с дороги, останавливаемся. Удивительно, но здесь есть интернет от МТС, да ещё со скоростью HSDPA! Это хорошо, можно будет оперативно следить за прогнозом магнитной бури по интернету.
Разворачиваю фотоаппаратуру и начинаю снимать.
К этому времени на небе разгорелась дуга Полярного сияния во всё небо — с севера на юг. Остальное небо в это время светится бледным зелёным светом, то тут то там возникают неяркие всполохи и занавеси… Завораживающее и необычное зрелище!
Фотосъёмку Полярного сияния можно с большой натяжкой назвать «фотосъёмкой». Пока настраиваешься на один участок неба, сияние вспыхивает в противоположном месте. Это настоящая фотоохота!
Дуга, вид на севере. Видна Малая медведица и Полярная звезда (время 23:32).
Пробую снимать видео на телефон в ночном режиме съёмки. Несмотря на то, что снимаю очень яркий эпизод сияния, на видео можно только едва различить зелёные всполохи. Жаль! Кстати, в прошлом году даже Игорю, профессиональному видеооператору, ничего не удалось заснять…
Дуга, вид на юге (время 23:42).
Постепенно дуга разгорается всё сильнее… И тут прямо в зените, у нас над головой происходит кульминация Сияния — вспыхивает корона! Возникает множество зелёных и пурпурных занавесей, полос, лучей… Всё это ярко и динамично движется и пульсирует! Как будто распускается цветок розы в небе. От света короны становится светло, снег окрашивается зелёными и пурпурными тонами.
Не считая наших возгласов всё происходит в тишине. Но я бы добавил саундтрек — абсолютно к месту здесь бы прозвучала легендарная «Shine on you crazy diamond» от Pink Floyd! Ну и некоторые вещи от Jean Michel Jarre тоже…
Мы с Александром стоим заворожённые, задрав головы вверх и разинув рты. Из цензурных соображений не привожу те слова, которые мы в тот момент произносили, да какое там произносили — орали! Такого шоу мы никогда не видели и даже не мечтали увидеть! Александр, прожив 12 лет в Игарке, такого яркого Полярного сияния ни разу не видел!
Неожиданно вспоминаю, что совсем забыл про фотоаппарат! Наугад направляю фотоаппарат в небо и успеваю сделать несколько кадров.
Корона Полярного сияния… (время 23:43).
…на фоне Большой медведицы (время 23:43).
Яркая фаза короны длится буквально пару минут. Затем резко она угасает и опять остаётся дуга с севера на юг. То тут, то там возникают яркие всполохи и занавеси…
Фотография, к сожалению, не способна передать всего великолепия этого природного явления. Это надо увидеть вживую!
Озарилось небо занавесями… (время 3:45).
…и «зелёными» облаками (время 23:49).
Раскрасил небо невидимый художник (время 23:48).
Пробуем фотографироваться на фоне Полярного сияния. Получается кое-что… Как сложно выстоять 6 секунд выдержки абсолютно неподвижно, чтоб снимок не смазался!
Автор сего опуса (время 23:57).
Наблюдатели Полярного сияния вместе! (время 00:00).
Уже позднее, дома, просматривая фотографии дома на компьютере, понял, какую серьёзную ошибку совершил, не сохраняя снимки в формате RAW. Возможности редактирования фотографий в формате JPEG практически равны нулю — при малейшем изменении яркости и контрастности вылезают очень заметные артефакты, портящие весь снимок. Поэтому фото практически без обработки. А может это и к лучшему — никакого фотошопа!
…Во время съёмки экспериментирую с режимами съёмки: чувствительность меняю от 400 до 800 ISO, выдержки от 10 до 25 секунд. Как и в прошлом году опять столкнулся с проблемой настройки резкости — бесконечность не в конце хода регулировочного кольца (как у советских фотоаппаратов, например), а где-то посередине. Автофокус в темноте, увы, не работает. Но, судя по полученным снимкам, борьба с резкостью вышла в основном в мою пользу!
Сияние угасает, но вскоре разгорается снова. К несчастью, после съёмки собственных персон на фоне сияния забыл перенастроить резкость на бесконечность. Часть снимков получились расплывчатыми, но вовремя опомнился!
Хоть с резкостью я здесь и промахнулся, но занавеси шикарные! (время 00:20).
Мой верный Nissan X-Trail (время 00:24).
Живописная ёлочка (время 00:46).
Дорожный пейзаж (время 00:46).
Небесные пляски цветных огней (время 00:47).
Постепенно сияние практически полностью угасает, но прогноз из интернета обещает, что скоро будет вторая волна. Но спать хочется ужасно! Да и замёрзли мы жутко за те два часа, что продолжалось сияние. Хотя на улице не так уж и холодно: -20º с ветром 4 м/с.
Решаем подремать, но будильник ставлю так, чтобы через каждые 15 минут он меня будил, чтоб проконтролировать небо и не пропустить вторую волну.
Сплю в полглаза. Наконец, примерно в половину четвёртого замечаю свечение на небе. Просыпаемся! Что-то есть на небе… ого! — а уже начинает светать, по горизонту заметна утренняя заря.
Видна засветка от какого-то объекта (время 03:38).
На вторую волну это непохоже, еле заметное свечение. От нечего делать пофотографирую пока Луну…
Неожиданно к нам подъезжает «Уазик-Патриот», из которого вылезает охранник с дубинкой («Главный патриот»). Говорит, что здесь охранная зона газопровода «Газпрома», остановка запрещена и нам следует отсюда удалиться. Что ж поделать, едем искать другое место.
Недалеко находим удобный сворот на какой-то зимник. Надеемся, что отсюда нас не прогонят.
Небо становится всё светлее, а сияния всё нет. Но наконец-то вот и оно! Фотографии получились необычные — Полярное сияние на фоне предрассветной зари.
Полярная радуга (время 04:54).
Сияние постепенно разгорается … (время 05:13).
Но рассвет уже близок (время 05:16).
Стало грустно и совсем светло... (время 05:17).
…ведь шоу заканчивается (время 05:19).
Всё, уже почти ничего не видно. Ложимся спать. Выспимся и поедем домой.
P.S.: А вторая мощная волна магнитной бури была всё-таки, но была она в 8 утра, когда было уже совсем светло. И в следующую ночь ещё была мощная волна, но мы были уже дома.
День седьмой. Домой!
28 марта 2013 года, среда, 11 часов утра. За бортом -10º, ясно, слабый ветер 3 м/с.
Проснулись уже ближе к обеду, дорога сегодня предстоит дальняя.
Возвращаемся в Уренгой, быстро обедаем в кафе «Престиж» и скорее ДОМОЙ! Впереди более 900 км пути.
Буду краток — добрались без приключений и в два часа ночи были уже в Стрежевом. Город нас встретил загадочным зимним туманом.
Ребята на Lexusе вернулись домой в тот же день, но пораньше нас (они ведь спали ночью, как нормальные люди!), примерно в 6 вечера.
На следующий день Александр улетел самолётом в Москву.
Итоги
Итак, второе путешествие в Заполярье завершено. Впечатлений гора, даже не ожидал! Тундра, тундра… А столько всего интересного вокруг! Не Заполярье, а настоящее Зазеркалье…
Итак! Во-первых, хотелось бы пожелать славному городу Игарке, чтобы драматичный и сложный для города постсоветский период закончился и город, наконец, обрёл второе дыхание! Сила России в Арктике!
Во-вторых, всем настоятельно рекомендую, при возможности, посетить «Музей вечной мерзлоты» в Игарке. Уникальный объект! Хотя… как говорится «Будете у нас на Колыме…» (с), ведь жизнь зачастую так непредсказуема.
В-третьих. Второе наблюдение Полярного сияния дало мне много знаний о природе этого явления и, самое главное, я теперь знаю, как его прогнозировать. А это значит, что настоящая фотоохота за Полярным сиянием только началась! Закончится наше короткое северное лето с его белыми ночами и начну пофотоохотиться в окрестностях моего города, у нас оно тоже бывает довольно часто.
И, наконец, в-четвёртых. Полученная в ходе поездки информация, надеюсь, поможет мне всё-таки осуществить ещё одну мечту — добраться до паровозов летом. Пока что планы рвануть туда в этом августе-сентябре. Но это только планы, которые ещё нужно воплотить в жизнь.
И ещё. Я никоим образом не претендую на истину в последней инстанции и абсолютную достоверность в моих измышлениях на историческую тему, моём понимании роли Сталина в истории России… Это всё моё личное мнение, моё ИМХО.
Всем спасибо за внимание! До скорых встреч!
Alex_626
07.07.2013 г.