|
Всем привет!
Долго собирался написать отчет о том, как спустя 11 лет после первой поездки на Дальний Восток я закрыл гештальт путешественника. А именно — проехал из Владивостока до Урала на приобретенном авто с заездом в крупные города и на Байкал. Первый раз я ездил во Владик в 2008 году, как раз перед началом кампании по увеличению пошлин на японские авто. Тогда я еще служил в армии и проживал в Новосибирске. Это было время расцвета знаменитого Зеленого угла. Вот ссылка на рассказ о том незабываемом для меня перегоне:
Ну и добавлю пару архивных видео прямиком из 2008 года, с трассы Чита-Хабаровск:
Сразу оговорюсь, что нынешняя поездка планировалась именно как путешествие, а не перегон автомобиля. Если коротко, план был прост: прилететь во Владик, купить там относительно недорогой, но свежий авто и на нем ехать, заезжая по пути в крупнейшие города, к друзьям и родственникам. После поездки авто я намеревался выставить на продажу у себя дома. Цели «обогатиться» за счет перепродажи не было, но хотелось, чтобы часть расходов на путешествие все же удалось компенсировать.
Идея такой поездки родилась спонтанно, после просмотра видео на одном известном видеохостинге. Там парень как раз купил малолитражку на Дальнем Востоке и отправился на ней на Черное море, после чего продал ее в пункте назначения, компенсировав затраты на поездку. Да и просто ностальгия, наверное, тоже сыграла в моем случае свою роль. Готовиться начал за полгода. Еще в январе купил авиабилеты из Сургута во Владивосток на вторую половину июля. С пересадкой в Москве (по какой-то неведомой причине так было значительно дешевле, чем, например, через Новосибирск). То есть сначала 3 часа лететь на запад в Москву, а потом в обратном направлении около 8 часов до Владивостока. Так как билеты приобретались сильно заранее, обошлись они в общей сложности где-то в 18 тысяч.
Долго смотрел разные видосы и читал отзывы, чтобы определиться с машиной, которую можно было бы использовать в качестве средства передвижения. Критерии: цена до 600 тысяч, небольшие размеры, низкий расход топлива, популярность и ликвидность марки. Плюс важна была возможность при необходимости переночевать в машине. Под эти требования лучше всего подходила Хонда Фит (в мою первую поездку она тоже была среди фаворитов). К тому же, она мне нравилась внешне и в салоне. Были сомнения, что удастся быстро продать машину — свежий правый руль уже экзотика для нашего города, но фанаты еще не перевелись. Поэтому, забегая вперед, скажу, что план был реализован успешно. Жаль только, что ехал я опять один — попутчиков в такую поездку желающих не нашлось, что меня и не удивило.
На весь вояж было отведено около 3 недель, в течение которых я хотел посмотреть окресности Владивостока (покататься по местным бухтам), потом отправиться в обратный путь через Хабаровск, Читу, Улан-Удэ, обязательно побывать на острове Ольхон, в Иркутске, Красноярске, Новосибирске. Готовился в этот раз более тщательно. Написал некое подобие плана путешествия с указанием времени пребывания в каждом пункте, расстояний, интересных мест — на каждый день.
Настал долгожданный отпуск. 20 июля 2019 года. Утром прилетел в Москву ютэйровским рейсом и сразу отправился искать место для отдыха, чтобы поспать перед следующей почти гарантированно бессонной ночью в самолете. А 2 бессонных ночи, когда перед тобой важная задача — в данном случае, покупка авто — это слишком жёстко. В хостеле поспал часа 3. Дальше — в Шереметьево Д, откуда улетал рейс Москва-Владивосток авиакомпании Россия. Загрузились в самолет. Место у иллюминатора. Мне, как везунчику со стажем, на этот раз подфартило дважды: ряд 29 в боинге 777 вместо двух иллюминаторов обладает только одним, в который не очень удобно смотреть, а во-вторых, инфотэйнмент (мультимедиа) система не работала на моем кресле. А та, что должна работать по вайфай внутри самолета — суперпродвинутая, со своим приложением на смартфон — глючила бессовестно. Пришлось спать. Пытаться. Много раз.
21 июля. Прилетел во Владивосток спустя 8 часов с чем-то. Там была жара, душно, влажный морской воздух сразу чувствовался, как в Сочи.
Во Владивостоке у меня живут знакомые — земляки, друзья моего брата, которых перевели туда служить из одной из южных республик РФ. Встретили меня в аэропорту, отвезли к себе домой, где мы пообедали и вместе рванули на легендарный Зелёный угол. Я уже был в полукоматозе. Сначала ходили вместе, потом друзья уехали по делам, я продолжил поиски в одиночку. Не так уж и много осталось от когда-то огромного рынка. Несколько машин приметил, в их числе пару Хонда Фит и Тойота Пассо. Хлама по-прежнему много — плохо восстановленные, отжатые, со вспучившейся краской. И ведь покупают... Возвращались к отмеченным авто, черненькую Тойоту уже забирали.
Хонда уж слишком подозрительно дешево стоила. С пробегом 37 тыс. км и 2016 года, а аукционник подтвердить через известные сайты не удалось. Продавец мутноватый, но поехал с нами кататься, посмотрели днище и подвеску на яме. Криминала откровенного не обнаружено — машина без намеков на ржавчину или кузовной ремонт. Продавец говорил, что крашена только одна дверь (что в последствии подтвердилось толщиномером), хотя бампер немного неровно висел и намекал на то, что его тоже красили. То, что снимали — это точно. На машине были установлены китайские ПТФ. Ну да ладно. Внутри все было очень хорошо, салон как новый. Двигатель и коробка — без нареканий. Я думаю, что пробег все-таки был скручен, хотя внеше определить это было сложно. Яркий синий цвет, двигатель атмосферный 1,3 на 100 л.с. с вариатором — надежная связка, которую я и искал. Продавец скинул цену с 599 до 585 тысяч, и мы договорились.
Как только состоялась покупка, налетел тайфун, всю следующую ночь в городе творилось на улице что-то ужасное. Как город не смыло, не ясно.
22 июля. Утром рванул на своем новом красавце Хонда Фит в консульство США. Еще на этапе подготовки к поездке пришла в голову идея продлить туристическую американскую визу, которая у меня закончилась года полтора назад (она выдается обычно на 3 года). А из-за известных событий консульства позакрывали, и получить или продлить визу стало намного сложнее. В Москве записаться почти нереально. Многие люди едут специально во Владивосток. Ну а раз уж я ехал туда, решил заодно и наведаться в консульство, благо удалось записаться на нужный период времени. Весь процесс занял минут 40, из которых само интервью с консульским работником — не больше минуты. После вопроса, когда в последний раз я был в Штатах и сколько дней, виза была одобрена. А к вечеру мы отправились на Спортивную набережную, предварительно подав заявление на постановку на учет авто через госуслуги и решив удаленно вопрос с ОСАГО. Набережная ок, только неухожено слегка. Попробовал чи-фань — китайскую лапшу в коробочке с разными наполнителями. Судя по тому, что очередь была только к этому прилавку на набережной, такой местный фаст-фуд пользуется популярностью.
23 июля. Утром поехали ставить на учет свежекупленное авто. К 8 добрались до местного отделения ГИБДД, встали в очередь на осмотр. Минут через 20 все отметки о проверке поставлены, отправились сдавать документы. Приняли даже раньше времени, еще через час прикручивали номера к машине, 125 регион. Часам к 11 приехали к друзьям, закинули пожитки в две машины (за частью туристического скарба сгоняли в гараж) и двинули куда-то в сторону Находки. Останавливались в паре бухт недалеко от Владивостока, в том числе на знаменитой «стекляшке», где мелкая галька перемежается с отшлифованным морем бутылочным стеклом разных расцветок. Говорят, этот пляж возник из-за мусорки, куда выбрасывали бутылки.
Заехали в город Фокино, в большой супермаркет, где закупили продукты. В этом городе (или где-то поблизости), оказывается, расположена судостроительная верфь «Звезда».
Проехали по окраине Находки, свернули с асфальтированной дороги, еще километров 15 двигались по совершенно разбитой грунтовке с крутыми спусками и подъемами, лужами и ручьями. В какой-то момент навигатор показал, что дорога кончилась. И вдруг в этих глухих местах плакат с надписью «До рая осталось совсем немного». Верилось с трудом. Добрались все-таки до этого места. Но за полчаса до нашего появления в раю похолодало, исчезло солнце. А условия местных турбаз разве что соответствовали поговорке «с милым рай и в шалаше». Четырехместный домик, обитый внутри вагонкой, с двумя кроватями, без водопровода, с удобствами за 100 метров стоил 5800 рублей в сутки (а в выходные и еще дороже). О горячей воде не было и речи. Решили все же остаться, несмотря на погоду и отсутствующие блага цивилизации, в том числе и интернет. Вечером поели шашлык и спать.
24 июля. Утром начали рассеиваться тучи, к 12 вообще распогодилось, и место уже было похоже на морское побережье, с песчаным пляжем и водой с бирюзовым оттенком. Красиво. Температура в Японском море — градусов 17. Но купание все-таки состоялось.
Следующим утром все мысли были только о том, как выбраться из райского местечка — бухты Триозерье, в которой всю ночь поливал дождь. Но все обошлось, остатки дороги не смыло, 4 часа и мы во Владике.
26 июля. Помчались в сервис на замену масла, заодно поменяли фильтры, прикупили коврики в машину и всякую мелочевку. Далее по плану — посещение одной из главных достопримечательностей Владивостока и всего Приморья — остров Русский. Погода — классический туман и тучи, в которых скрываются верхние этажи многоэтажек. Не видно и верхушек опор знаменитых вантовых мостов — Золотого и Русского.
Приехали поглазеть на какую-то бухту, вокруг — туристы японцы, пытающиеся запечатлеть красоты в сплошном тумане. Ну а мы — в Дальневосточный федеральный университет, тот самый, где проходит Восточный экономический форум. К нему уже готовились, стенды начали собирать на «улице Дальнего Востока». Самый скромный — у Еврейской автономной области) Владивосток — город необычный, с очень красивым ландшафтом — этакий российский Сан-Франциско. Только вот по благоустройству, чистоте, качеству дорог ему до СФ ой как далеко.
После посещения острова Русский я попрощался с друзьями и около 14 часов выехал по низководному мосту в сторону Хабаровска.
Распогодилось, но не надолго. Километров за 350 до точки назначения начался дождь, потом ливень такой, что щетки едва справлялись. Где-то совсем рядом, в паре сотен метров ударила молния. В 23:20, не доехав до Хабаровска километров 30, остановился на ночлег. Тут и пригодилась трансформация салона Фита. Надул компрессором, который шел с машиной, матрас и спокойно расположился в салоне, сложив задние сиденья и организовав вполне нормальное спальное место.
Рано утром доехал до города и направился в гипермаркет — за одеялом главным образом (ибо ночью еще и холодно было под минипледом). Купив одеяло, подушку и продукты стал размышлять: куда ехать дальше. В Благовещенске, куда я намеревался отправиться по первоначальному плану — чтобы посмотреть на Китай через реку Зея, судя по новостям, случилось наводнение. Застрять там было бы крайне неприятно. Остался в Хабаровске, сняв на букинге квартиру на сутки в центре города. Выспавшись уже часам к 4, отправился гулять. В прошлый раз впечатления от города были намного лучше (может, я просто был еще совсем молодым). Сейчас же предо мной предстал запущенный город, с бульварами, требующими реконструкции (Амурский и Уссурийский), большим количеством пьяных на улицах. Прошелся к площади Ленина с краевой администрацией, спустился к мемориалу Великой Отечественной с Вечным огнем и храмом, потом на набережную Амура — похоже, ее не так давно реконструировали. И вверх по Амурскому бульвару к вокзалу с памятником Ерофею Павловичу Хабарову. Поужинал в стилизованной кафешке «Матрешка» с невкусной русской кухней и еще более отстойным музыкальным сопровождением.
28 июля. В 8 утра съехал с квартиры и в путь. На выезде из Хабаровска заправил свою Хонду, проехал по запечатленному на 5000-й купюре мосту через Амур.
Трасса на 5 с небольшим минусом. Минимум трафика. Традиционное фото у стеллы Владивосток — Москва, без которого не обходился ни один рассказ о перегоне, ночевка у населенного пункта Талдан в 20:30. Пройдено 1100 км.
Целых 1100 километров и никакого экстрима. Иногда только я делал остановки, чтобы полюбоваться местными красотами. И, памятуя прошлую поездку, заправлялся, как только указатель топлива показывал половину бака. Хотя сейчас проблем с заправками на трассе почти нет. Исключение — участок километров 200-250 между Чернышевском и Читой.
29 июля. Дорога в Читу (около 1000 км). По пути подъехал к часовне, которая стоит на возвышенности, построена в честь святого — покровителя путешественников.
Вечером был у сослуживца Лехи, с которым мы не виделись как раз с конца 2008 года, когда я уволился из армии. С ним отправились ужинать в ресторан, где, как водится, приняли на грудь. После этого еще успели прогуляться по центру города, вспоминая былые годы и свою армейскую жизнь.
Следующий день я отдыхал в Чите. Друг организовал экскурсию по городу — на обзорную точку с часовней, в сад Победы, парк. И вновь впечатления от города не самые хорошие. До этого я пару раз в нем уже бывал (раньше в Чите располагался штаб Сибирского военного округа и нас туда отправляли в командировку). Такое ощущение, что Чита, судя по убитым дорогам, стихийным рынкам на центральных улицах, застряла где-то даже не в середине двухтысячных, а в 90-х годах. Хотя друг говорит, что в последнее время появились положительные сдвиги, начали что-то строить. И в первую очередь, конечно, торгово-развлекательные комплексы.
Тем временем в подвеске Фита появился глухой стук, решили проверить. На СТО ничего криминального не выявили, сказали, возможно, линки нужно поменять.
31 июля. Утром попрощался с Лехой. Он посоветовал заехать на Арейское озеро в 200 км от Читы по пути в Улан-Удэ. Озеро довольно чистое, тихое. Правда, дно илистое и водоросли.
Сидя на берегу, забронировал квартиру в столице Бурятии. Но что-то пошло не так. Когда я туда приехал, хозяин квартиры отказался заселить, сославшись на прорыв трубы водоснабжения. Пришлось искать уже на месте другой вариант. Забронировал номер в гостинице (вроде мотеля) на окраине Улан-Удэ, недалеко от Иволгинского дацана. Перед этим прогулялся по городу, посмотрел на главные площади, арку со старым названием города — Верхнеудинск, площадь с огромной головой вождя пролетариата. Потом отправился на набережную (в этом месте соединяются реки Уда и Селенга). Но набережной это место назвать трудно — она в совсем запущенном состоянии.
01 августа. Проснувшись и позавтракав в мотеле, выдвинулся в Иволгинский дацан — центр российского буддизма. На небольшой его территории расположились несколько буддийских храмов, в одном из которых шло служение (монахи в красных одеяниях низким голосом повторяли мантры, слегка покачиваясь из стороны в сторону, иногда молитву прерывали удары в барабаны). Здесь же, в храме, приобрел пару магнитов, а на улице — бурятский чай и пару каменных браслетов в подарок.
Уже через час я отправился дальше, в сторону Байкала. Бурятские красоты оказались скрыты сильным смогом от лесных пожаров, которые бушевали в Сибири. Решил, что в этот день остановлюсь в Иркутске, а на Ольхон отправлюсь утром на следующий день. На трассе произошло несколько обвалов дорожного полотна, дежурили гаишники. Из-за этого было запрещено движение большегрузов, а всем остальным рекомендовали отложить поездку. Но еще хуже было то, что дорогу из Иркутска в Красноярск полностью перекрыли из-за новой волны наводнений в Тулуне. Надеялся, что к тому времени, как я там поеду, ее все же откроют. В запасе было несколько дней.
Подъехал к берегу Байкала с южной стороны, сделав небольшую остановку в какой-то деревушке, промочил ноги.
Вечер провел в Иркутске, прогулялся по набережным, на острове Юность, превращенном в место отдыха горожан. Прошелся по центру города, к нижней набережной — мимо областного правительства, храмов, органного зала. Иркутск понравился гораздо больше, чем Улан-Удэ и Хабаровск. Здесь особенное ощущение придает быстротечная Ангара.
Уже затемно, поужинав, выехал из города в сторону переправы на Ольхон. Где-то в нескольких десятках километров остановился на ночлег. Утром, в 7-м часу, продолжил путь. Сильный туман сопровождал почти до самой переправы. Опасался, что придётся стоять в очереди на паром, но мне повезло, ждать не пришлось совсем. Я заехал на паром предпоследним.
Паромная переправа, кстати, бесплатная. Ставят авто настолько плотно, что выйти из машины не было никакой возможности. Переправа заняла не больше 20 минут, после чего пришлось преодолеть около 35 км по гребенке. Но оно того стоило. Не доезжая до Хужира с километр, свернул к пляжу. Удивительно чистая, спокойная вода и почти пустой пляж. Здесь и провел несколько часов, купался и спал, вытащив из машины надувной матрас.
После обеда направился в Хужир, где забронировал автоэкскурсию на мыс Хобой (1300 рублей с обедом, с 10 до 17). Приехал на мыс Бурхан со скалой Шаманкой — одни из главных достопримечательностей Ольхона. Прогулялся по окрестностям, искупался на пляже в Сарайском заливе.
Вернулся на пляж перед Хужиром, где решил заночевать в машине.
2 августа. Отправились на экскурсию на мыс Хобой («Клык» по-бурятски) на «буханке». На Ольхоне это вообще самый популярный транспорт. Показали нам Лик Байкала, бывший исправительно-трудовой лагерь, мыс Три брата. Мыс Хобой — самая северная точка, где некоторым (но не нам) выпадает удача увидеть байкальских нерп. Еще мы побывали на мысе Любви — это такая скала в форме сердца, где посетители мужчины идут к левой части, а женщины — к правой, загадывая желания о второй половине и детях. Мне повезло, что с нами ехала девушка из Иркутска, которая и рассказывала по пути о Байкале (в отличие от водителя, который должен был быть гидом). Например, о том, что озеро живет уже 30 млн. лет благодаря особым рачкам-эндемикам, характерным только для этой среды обитания, которые съедают все, включая нефтяные загрязнения, очищая озеро. Самый известный эндемик Байкала — местная нерпа, которая, как ученые предполагают, попала сюда из Северного ледовитого океана, еще когда путь сюда был открыт, а дальше развивалась самостоятельно. Еле упросили водителя заехать к скульптуре Хранитель Байкала в виде раскидистого дерева из бронзы, которую создал забайкальский архитектор Даши Намдаков.
После экскурсии заехал на полюбившийся пляж (до этого отведав буузы в кафе в Хужире), искупался в холодной байкальской воде и решил уезжать с острова уже вечером в субботу, чтобы не потерять много времени на пароме в воскресенье. Опять 35 км разбитой гребенки до паромной переправы, но на этот раз пришлось подождать парома — около полутора часов.
Вернулся на материк уже затемно и поехал в сторону Иркутска, а километров через 100 остановился на ночлег.
4 августа. Дорога в Красноярск. Федеральную трассу в районе Тулуна перекрывали на 3 дня из-за сильнейшего паводка, но накануне ее открыли. В этом городке вода стала причиной огромных разрушений, остовы деревянных домов оказались вынесены на откосы дороги.
К вечеру, преодолев около 1200 км, остановился на ночлег в 30 км от Красноярска. Расположился снова в машине. Ночевки в машине совсем не напрягали, места одному мне было более чем достаточно, при этом я не тратил ни время на поиск ночлега, ни деньги. А принять душ за дополнительную плату можно практически в любой кафешке или гостинице на трассе.
5 августа. Проснувшись, доехал до центра Красноярска, оставил Хонду на парковке и отправился гулять. Прошел по центру, мимо администрации края, памятника Ленину, по центральному парку — к набережной Енисея. Широкая сибирская река степенна и нетороплива, вода чистая, в реке много уток. Красивая, благоустроенная набережная, с тенистыми деревьями.
Вернулся к машине, перед этим выпив кофе в кофейне. Доехал на продолжение набережной, к месту впадения реки Кача в Енисей и Виноградовскому прогулочному мосту. По этому мосту перебрался на небольшой остров, где у заводи Енисея отдыхали люди. Я тоже решил искупаться на набирающей силу жаре. Вода здесь теплая и относительно чистая, а на берегу живут своей жизнью суслики, которые почти не стесняются людей.
Где-то около полудня поехал в сторону выезда из Красноярска. По пути заехал в торговый центр, купив подарок маленькому племяннику, сыну брата жены. 800 километров до Новосибирска остались позади, к половине одиннадцатого вечера я прибыл к родственникам.
6 августа. День в Новосибирске начался с поездки на мойку, где накопленная за тысячи километров грязь была смыта, и Фитенок предстал чистым и красивым.
На нем мы отправились к месту моей бывшей службы — недалеко от Хилокского рынка. Часть уже давно перевели в Коченево, а территория произвела гнетущее впечатление. Отсутствующий забор, ларек с венками и памятниками прямо у бывшего КПП. На территории стоянка фур, а в бывшем здании штаба арендуют помещения какие-то мелкие конторы. Было тут и раньше невесело, а теперь и вовсе ужас.
Долго я задерживаться в Новосибирске не стал, уже 7 августа выехал в сторону Кургана.
Так как двигался быстрее графика, решил сделать крюк — 1000 км в таком путешествии уже не кажутся долгими — заехать еще на малую родину в Челябинскую область к родственникам, сделать им сюрприз, хотя изначально в моем плане не было этой поездки. И как раз на этом отрезке был самый плохой участок дороги за весь путь. Навигатор повел через Бердюжье. Эта дорога и напомнила мне яркие эмоции от поездки по трассе Чита — Хабаровск в 2008 году. Благо на этот раз разбитой трассы было далеко не 2 тысячи километров.
Пару дней успел провести в Челябинской области, после чего проехал финальный отрезок — еще 1250 км до Сургута. На этом участке я уже скоро буду помнить каждый поворот, потому как преодолевал его не один десяток раз.
11 августа я был дома, преодолев в общей сложности на Фите больше 10 тысяч километров по дорогам 15 субъектов РФ. А еще прослушал в пути 4 аудиокниги.
Хонда в целом перенесла такую поездку хорошо, средний расход — всего 4,5 литра 95 бензина. Ехал я в очень спокойном, неторопливом режиме 100-110 км/ч. Но по приезде выяснилось, что виновниками стука в подвеске были не линки, а стойки, которые пришлось заменить. Машину я выставил на продажу сразу после прибытия с ценником значительно ниже, чем аналогичные авто продавались у нас в регионе, дешевле, чем в Новосибирске и Екатеринбурге. Продать удалось только месяца через два — как и ожидалось, желающих, несмотря на невысокую цену, было не много. Купила машину в итоге девушка из соседнего города. Мне же удалось компенсировать за счет разницы в цене часть расходов на поездку (меньше половины). Но даже если бы я ее продал по той же цене, что и купил, меня бы это устроило, потому что в этом путешествии я получил главное — эмоции, впечатления от природы, от общения с людьми, с которыми не виделся очень долго.
Есть что посмотреть в нашей стране, а когда едешь в такой дальний путь, понимаешь, насколько она огромна и красива. Эти дни надолго останутся в памяти. Кроме того, у поездки по восточным территориям есть немаловажное отличие — небольшое количество транспорта — можно ехать и наслаждаться дорогой. И я совсем не исключаю, что когда-нибудь повторю этот опыт.
Спасибо всем, кто дочитал. Не очень ярко получилось изложить, но и так букв запредельно много.