|
Здравствуйте уважаемые посетители замечательного сайта Drom.ru. Хочу рассказать Вам о своём путешествии в посёлок Эссо Камчатского края в июне 2013 г. Информации по просторам интернета о поездках в этом направлении не так много, поэтому решил поведать Вам о своём путешествии в этот замечательный посёлок, который ещё называют Камчатской Швейцарией из-за особенностей местного климата.
Кроме того я постараюсь вспомнить и описать, что ещё интересного можно посмотреть по маршруту г. Елизово—п. Эссо, думаю что это будет интересно почитать гостям нашего полуострова.
В отчёте будет много фотографий, сделанных не только в эту поездку, но и в предыдущие путешествия по различным маршрутам, единственный момент — из-за скорости и качества нашего местного интернет соединения пришлось все фотографии уменьшить в размере и сжать. Надеюсь, что наш Великий и Могучий русский язык позволит мне описать, всё, что я и моя семья посетили и увидели во время этой поездки.
Итак, путешествие планировалось примерно за неделю. На такие дальние расстояния мы с семьёй по Камчатке никогда не ездили, поэтому было принято решение экипироваться по полной :-). В спортивном магазине были куплены походный котелок на 6 л, чайник, тренога, на которую всё это дело можно подвешивать над костром для кипячения воды. Из еды: крупы, тушёнка, чай, кофе и т.д., — съестные припасы по мелочи. Спать решено было в машине, поэтому взяли с собой спальник, одеяла, подушки. Так как основной маршрут будет проходить по гравийным дорогам и бездорожью, был взят с собой инструмент для ремонта авто, рем. комплект для ремонта бескамерных шин, молоток, доливка в гидроусилитель руля (потел немного сальник на рулевой рейке), полноразмерное запасное колесо, канистра на 20 л. Вообще конечно, если огласить весь список вещей, которые мы с собой взяли, Вы, дорогие посетители сайта, устанете читать.
Путешествовали мы на автомобиле Suzuki Escudo 1998 г. в., с двигателем J20A 2.0., поднятым примерно на 3,5 дюйма. С поставленной 3 мм. стальной защитой и рёбрами жёсткости на двигатель, коробку, раздатку, радиатор и топливный бак. Резина стояла Yokohama Geolandar A/T-S 235/60R16 c равномерным давлением во всех колесах 1,8 атмосферы. Вот здесь можно прочитать мой отзыв про сей замечательный авто.
Выехали из города Елизово мы 17 числа около 12:30. Первую остановку для ночёвки и отдыха было решено сделать в селе Шаромы, Мильковского района — там у нас проживают знакомые.
По трассе Елизово—Сокоч, можно заехать в Озерки, питомник ездовых собак Кайныран, к вулкану Вачкажец и Начикинкие горячие источники.
Озерки расположены в поселке Раздольном. Находится посёлок примерно в 7 км. от города Елизово. Проехать туда возможно на любом виде транспорта. Нужно повернуть с главной трассы у указателя направо и ехать по асфальтированной дороге до большой развилки, где уходим вправо и сразу налево на грунтовую дорогу, по которой едем до указателя Озерки, ну а там всё в принципе становится ясно и понятно. В принципе, у любого местного жителя можно спросить дорогу, если вдруг заблудитесь, чем я в свою первую поездку сюда и воспользовался. В Озерках находится облагороженный бассейн с серо-водородными ваннами, с характерным запахом тухлых яиц, к которому в прочём быстро привыкаешь. Лично мне Озерки нравятся тем, что рядом есть холодное озеро, в которое можно окунуться после приёма горячих ванн и получить от этого море положительных эмоций, кроме того в этой термальной воде темнеет серебро. В составе термальной воды много полезных веществ, поэтому это излюбленное место местных жителей и приезжих. Входной билет раньше стоил около 100-150 рублей.
Немного не доезжая до Озерков, можно свернуть направо по указателю и попасть в питомник ездовых собак Кайныран. Здесь можно покататься зимой на собачьих упряжках, посмотреть на медведей в клетках, хорошо, активно и с пользой провести своё время.
Между 71 и 72 км. главной трассы Елизово—Сокоч можно свернуть налево, там будет широкая гравийная дорога, которая идет вдоль газопровода к вулкану Вачкажец. Если ехать по этой гравийной дороге, то после крутого подъёма увидим поворот налево, проезжаем через лес, видим небольшое озеро, едем дальше, переезжаем через ручей, ещё немного по лесной дороге, местами разбитой, и попадаем к очень живописному озеру. Ну а дальше только пешком по тропинке непосредственно до самого вулкана. Мы ездили туда с товарищем в прошлом году на кроссовых мотоциклах и хотя дорога местами тяжёлая для авто, были очень удивлены, увидев людей в конечной точке маршрута, приехавших на обычных легковых машинах. Сейчас там ещё лежит снег, поэтому пробиться туда тяжело.
Примерно в 70 км. от Елизово, сразу после ориентира — стоящей у обочины фигуры оленя, поворачиваем направо, проезжаем по мосту через реку, сворачиваем во второй поворот направо. Здесь видим самодельный бассейн с горячей термальной водой и полезной лечебной грязью на дне источника. Если проехать прямо, никуда не сворачивая, — увидим полузаброшенный бывший Начикинский санаторий.
Проезжая поселок Сокоч, можно в нём остановиться, здесь оборудован специальный съезд с дороги, где находится пара кафе, люди, торгующие пирожками и беляшами, магазинчики, в которых можно закупиться чем-либо, туалет. Лично я всегда здесь останавливаюсь и съедаю беляш с кофе, это вроде традиции.
Вообще дорога до поселка Сокоч очень живописная, можно сделать много красивых и интересных кадров, особенно здесь хорошо и ярко в июне, когда начинают цвести одуванчики и всё покрывается жёлто-зелёным ковром.
Ну, ладненько, едем дальше. Доезжаем по трассе до большой развилки, налево дорога идёт на Усть-Большерецк, направо — в Мильково, Атласово, Усть-Камчатск и Эссо — нам как раз туда. Поворачиваем направо и едем по хорошо асфальтированной новой автодороге, проезжаем живописное Мёртвое озеро и буквально через пару километров после него поворачиваем направо, там есть указатель, к Малкинским горячим источникам, где можно отдохнуть, как на благоустроенной базе отдыха, так и на диких горячих источниках, которые бьют прямо из под земли. Кроме того, буквально в метрах от луж с горячей водой течёт горная речка, в которую можно окунуться после приёма горячих ванн. Вообще Малкинские горячие источники — одно из самых доступных мест на Камчатке, соответственно отдыхающих здесь людей в выходные очень много. Расстояние от Елизово до Малок — около 114 км.
В Малках отдыхать хорошо, но нам нужно двигаться дальше. Едем дальше по трассе, наслаждаемся красотой природы и шумом шин по асфальту,
Вся эта эйфория продолжается километров 25-40 после Малок, а затем асфальт кончается и начинается опа — гравийная дорога на протяжении примерно 115-120 км. до с. Шаромы,…
…если повезёт можно попасть на прогрейдированную дорогу, ну а если нет, или едем тихо и бережём машину, или летим быстро и пролетаем над ямами и колдобинами, в общем кому что. Привыкаем к новому стилю езды и «наслаждаемся» грохотом подвески автомобиля разбиваемой ямами и камнями.
Мне всегда было жаль водителей автобусов и дальнобойщиков, которые постоянно ездят в рейсы до Мильково, Эссо, Атласово и Усть-Камчатска особенно зимой, поверьте — это воистину тяжёлая работа. Останавливаемся по привычке на паркинге в Ганалах, здесь, кстати, есть туалет и небольшой ларёк, отдыхаем, перекуриваем и едем дальше.
Примерно в 70 км. по дороге до с. Мильково, есть п. Пущино, в котором, если повернуть направо, можно доехать до Пущинских горячих источников. Самому мне там побывать к сожалению не доводилось, да и невозможно это сейчас в июне много воды (тает снег в горах, глинистая дорога набирается влаги и превращается в непролазное месиво), но в июле-августе, читал на местных форумах, что туда можно добраться даже на обычной легковой машине.
Доехав с семьёй до с. Шаромы, (40 км от Мильково) — это как раз место, откуда снова начинается асфальт, который проложен до самого п. Мильково, мы остановились на отдых у знакомых. В общем, шашлык, Камчатское разливное пиво, баня, всё по стандартной культурно-досуговой программе.
Утром следующего дня выдвигаемся дальше, едем по асфальту до с. Мильково. Здесь заправляем полный бак и мчимся дальше. От Мильково до Эссо порядка 220 км гравийной дороги, но что порадовало, состояние её немного лучше, чем на Мильковской трассе. В Мильково, кстати, есть неплохой автомагазин, в котором можно докупить что-то, что забыли с собой взять из автотематики. В Эссо с эти делом намного хуже и дороже. Кстати в Мильково можно посмотреть заброшенный старый Мильковский краеведческий парк-музей под открытым небом, который, к сожалению, не остаётся без внимания вандалов.
Заброшенный музей в Мильково:
Ладненько выдвигаемся из Мильково в сторону Эссо, проехав километров 70 по дороге, съезжаем к речке, разводим костёр, готовим покушать, трапезничаем, забираем с собой мусор и едем дальше.
Необходимо сказать, что на протяжении всего пути Вас будут атаковать целые рои кровососущих насекомых, поэтому репеллент с собой брать обязательно. На остановках мы зажигали спирали от комаров «Рэйд» и должен сообщить, что это абсолютно бесполезная штука, проще бросать зелёную траву в костёр для образования густого дыма.
Далее по трассе заезжаем к ключу с родниковой водой (где нас атакуют жирные оводы), наливаем холодную воду в бутылки. Находится ключ прямо у трассы, так что пропустить его сложно.
Сразу после посёлка Долиновка, по главной трассе можно свернуть в первый поворот налево, проехать немного прямо и снова повернуть налево. Здесь находится когда-то жилой, а ныне абсолютно заброшенный посёлок Новая Долиновка, в котором есть детский сад (который был абсолютно новый и вскоре должен был открыться), жилые капитальные дома, общежитие. На меня с женой этот заброшенный посёлок произвёл гнетущее впечатление, такое ощущение, что попадаешь в новый Чернобыль, в некоторых квартирах на стенах всё ещё наклеены фотообои. В общем, можно увидеть, что происходит с жилыми домами, брошенными людьми за 15 лет. По официальной версии — людей выселили из посёлка из-за плохого качества воды, по неофициальной — из-за найденного по близости радиоактивного могильника... Так что кому интересно, можно заехать и окунуться в атмосферу запустения и заброшенности.
Дальше по дороге ничего интересного, до самой развилки Эссо—Усть-Камчатск — однородный не меняющийся пейзаж лесного туннеля. Единственное, по дороге ещё можно посетить с. Атласово и дальше через паромную переправу п. Лазо, а оттуда можно добраться до вулкана Толбачик, если я, конечно, не ошибаюсь. Но на данный момент из-за того, что реки вышли из берегов — паромная переправа, насколько я знаю, закрыта.
Доезжаем до развилки Эссо, Усть-Камчатск. По дороге на Усть-Камчатск стоит знак «кирпич», дорога туда закрыта по причине того, что большой участок дороги смыт водой, поэтому Усть-Камчатск пока отрезан от большой земли, но власти обещали в ближайшее время дорогу отремонтировать. Ну, нам пока на Усть-Камчатск не надо, мы поворачиваем на лево на Эссо. От развилки до Эссо остаётся 68 км пути. Дорожное покрытие становится ещё лучше, пейзаж начинает постепенно меняться, дорога очень живописная и есть на что посмотреть.
Главное быть внимательным за рулём, потому что встречаются частые подъёмы и спуски, дорога переходит в горный серпантин и проходит вдоль реки Быстрая, есть очень много красивых мест, которые можно и нужно запечатлеть на фото.
Проезжаем мимо Быстринского природного парка, где можно прогуляться по экотропе вдоль реки Ковавля. По дороге останавливаемся у импровизированной смотровой вышки, откуда открывается отличный вид на долину, р. Быстрая и гидроэлектростанцию.
На 47 км перед остановкой можно повернуть направо, здесь находится детский оздоровительный лагерь, в платном бассейне можно искупаться, и отсюда открывается отличный вид на пирамидальную гору.
Не доезжая 24 км. до Эссо, сворачиваем налево в с. Анавгай, в котором в центре у школы находится бесплатный бассейн с горячей термальной водой. Когда мы купались в нём, вода была очень горячей, долго в ней не просидишь.
Так как по дороге делали очень много остановок, что заняло много времени и уже вечерело, было принято решение оставить посещение Эссо на следующий день, а сейчас искать место для ночлега. Не доезжая 2 км до Эссо есть отличное место для отдыха: переезжаем небольшую протоку и видим: слева лес, справа и сзади поле, в паре метров течёт речка и сколочен стол с лавками. Здесь мы и остановились.
Набрали в лесу дров, запалили костёр, жена приготовила покушать, сын в это время вволю побегал и поиграл в поле. Около 10 часов начали готовиться ко сну, все лишние вещи положили под машину, спинки задних сидений опустили до упора назад, передние сидения подвинули вперёд и опустили их спинки также назад, получилась вполне сносная кровать, застелили всё это дело одеялами и покрывалами, положили подушки, накрылись спальником и отдались во власть Морфея. Я с сыном спал как убитый, жена же на природе спит плохо, полночи нас караулила :-).
Утром проснувшись, снова запалили костёр, попили горячего кофе и поехали в Эссо. При въезде в посёлок есть автозаправочная станция, 92 бензин стоит порядка 39 рублей, причём, судя по информации из местных форумов, качество у топлива посредственное. Что ещё интересно, на заправке продаются различные автомасла, но большинство, как это ни странно, масла для дизельных машин, я своего 10W 40 в литровой банке не нашёл :-), не говоря уж о марке Eneos, которое было у меня залито. В основном здесь продают Shell, Zic, Лукойл и ещё какие-то российские марки, которые я никогда и не видел.
Впечатление от Эссо самое обычное, нормальный посёлок, видно, что не бедствует, красивые и живописные виды вокруг. Есть симпатичная церквушка, магазины, кафе, современная детская площадка, этнографический музей, музей медведя, стойбище «Чау-Чив», Уксичанские горячие источники, аптека, почта, милиция, музыкальная школа, школа ремёсел. По поводу жилья тоже всё очень просто, если деньги имеются, смело едем в гостиницу «Парамушир» и отдыхаем в комфортабельных номерах, плюс здесь есть свой бассейн. Для людей попроще и поприземлённей есть гостиницы поменьше и подешевле, кроме того можно снять комнату в частном доме. Единственное, если Вы едете отдыхать в июле-августе, лучше забронировать жильё заранее по телефону, потому что в этот период большой наплыв туристов и найти место для ночлега может стать проблемой, что и случилось с моими знакомыми в прошлом году.
Что очень приятно удивило, по всему посёлку, если внимательно смотреть есть указатели (таблички) направлений к основным достопримечательностям. В центре посёлка висит карта, на которой обозначены все достопримечательности и маршруты, которые идут из посёлка. Вот у неё мы и сделали свою первую остановку. Сразу за этой картой идёт дорожка к бесплатному немаленькому бассейну, естественно, с термальной водой, бассейн чем-то напомнил бывший бассейн Центральный в Паратунке. Вода в нём была очень комфортной, воды мне примерно по шею при росте в 168 см, через бетонную перегородку есть бассейн поменьше и попрохладней. Единственное, что не понравилось — мало урн для мусора у бассейна, во многих щелях встречается мусор, бассейн можно было бы и облагородить и поставить красивые скамейки по периметру, тем более, что посёлок имеет немалые доходы от туризма.
Искупавшись в бассейне, решили сразу, пока стоит нормальная не дождливая погода, поехать к озеру Икар, его мне посоветовали обязательно посетить знакомые. Итак, в Эссо я в первый раз, в атласе автодорог такие мелкие маршруты не указаны, начинаем следовать указателям. Если возвращаться обратно от бассейна по дороге в сторону Анавгая, то сразу после магазина увидим табличку оз. Икар — поворот направо. Поворачиваем туда, едем через дома, видим табличку с нанесённой на неё синей краской надписью: «Мост — через 400 м», поворачиваем туда, проезжаем небольшую речку по бетонному мосту, за мостом поворачиваем на лево, переезжаем через ручей и снова попадаем на мост, только уже из стали.
Переезжаем через него и видим информационный указатель, смотрим на него, делаем для себя в уме пометки, едем дальше. Если повернуть по дороге сразу налево, то упрёмся в горнолыжную базу и закрытую дорогу, нам направо.
Ехать до озера Икар от Эссо примерно 8 км. Дорога довольно тяжёлая, чередуется каменистая почва (иногда с довольно большими камнями) с лесной дорогой, часто приходится преодолевать крутые подъёмы и спуски, один раз нужно переехать через речку.
Везде есть указатели, так что заблудиться сложно. Природа по пути просто потрясающая. Итак, проезжаем дендрофон,…
…затем пересекаем речку, чуть дальше открывается вид на р. Быстрая и беседку из брёвен,
…едем дальше, преодолеваем крутой каменистый подъём, попадаем к смотровой вышке, отсюда видно вершины сопок и мёртвый лес.
Спускаемся вниз с сопки и попадаем к озеру Икар, которое расположено в очень живописном месте. К озеру идёт лесенка и там же сделан небольшой пирс, здесь также есть беседка для отдыха.
Если верить информации найденной в интернете, то глубина озера составляет около 18 метров, хотя глядя на озеро, в это верится с трудом, образовано оно под действием ледников, что-то, наверное сродни Голубым озёрам, расположенным в Елизовском районе за лыжной базой «Морозная».
Голубые озёра:
Путешествовать к озеру желательно имея стальную защиту на днище и главных узлах и агрегатах авто, потому что пробить что-либо об острые камни можно очень легко.
На обратном пути проезжаем указатель на озеро Галямаки и Чёрный Замок (скала), к сожалению, автодороги туда нет, есть только пешая тропа протяжённостью 35 км в одну сторону.
Также уже ближе к Эссо проезжаем указатель Тупикин ключ, решаем повернуть, едем по лесной дороге всё время вверх в сопку. Жаль, здесь нет нормальных указателей, не поняв, куда мы двигаемся, на полпути разворачиваемся и едем обратно, держа курс на Эссо, уже потом в интернете на форумах нашёл информацию, что дорога эта ведёт на вершину сопки, откуда Эссо как на «ладони».
Приезжаем в Эссо, решаем посетить Быстринский Этнографический музей, пока его искали, увидели табличку, указывающую направление на «Белые скалы», находится поворот у гостиницы «Парамушир», поворачиваем туда, проезжаем около 3 км по неплохой гравийной дороге и упираемся в болотную топь метров 10 в длину, эх, был бы я не с семьёй, да с напарником на второй машине, то полез бы туда, а так извините, комфорт семьи прежде всего, разворачиваемся, едем обратно, по пути делая неплохие снимки. Кстати, расстояние до белых скал от Эссо всего около 5 км.
Посещаем музей, отличное место, очень красиво снаружи, есть что и с чем пофотографироваться, экспозиция также очень понравилась, входной билет стоит 125 руб., фото съёмка 250 руб., ребёнка впустили бесплатно.
Ещё в Эссо есть указатель, направляющий Вас на Ичинский вулкан, до него около 80 км., но, к сожалению, не в курсе, есть туда автодорога или нет.
Выехали с Эссо мы 20 июня рано утром, по дороге попадалось много живности: перешла дорогу утка с утятами и лиса, перебежал дорогу заяц, после развилки Эссо—Усть-Камчатск на дорогу вышел взрослый матёрый бурый медведь, посмотрел на нас своим тяжёлым взглядом и потопал дальше в лес, после Мильково на обочину дороги выскочил и тут же скрылся в лесу молодой лось.
Итак, накатал я за эти дни всего около 1 200 км, из них около 650-700 км по гравийным и внедорожным дорогам. Улетело у меня примерно два полных бака бензина (около 120 литров 92 бензина). Расход в среднем составил 12 литров на 100 км. Машина выдержала все испытания с честью, не было ни одной поломки, не пробито ни одного колесо, единственное в двигатель долил грамм 100-150 масла, в остальном был полный порядок. «Эскудо» показал себя надёжной и проходимой машиной, после этой поездки полюбил его ещё больше.
Нам с семьёй в Эссо очень понравилось. Отдыхать здесь нужно активно, посещая дикие места. С удовольствием приехал бы сюда ещё раз, чтобы увидеть то, что не успели посетить в этом путешествии. Более подробную информацию о том, какие есть маршруты, идущие от села Эссо, можно почитать на сайтах туроператоров или на тематических форумах.
Отчёт такого рода писал в первый раз, потратив на это около четырёх дней, так что прошу строго не судить.