|
Даты проведения экспедиции — с 25.06.2014 по 7.07.2014
Протяженность маршрута — 1850 км.
Идея экспедиции
В начале 2014 года педагоги Центра внешкольной работы «Ратибор» вышли с инициативой: организовать для наиболее отличившихся воспитанников Центра экспедицию по интересным местам Камчатского края. Были отобраны 18 лучших воспитанников из разных спортивных секций. И тем же летом проект был реализован. Экспедиция в составе 6-ти машин за 9 дней преодолела 1850 км трасс — сложных и не очень, побывала в интереснейших местах Камчатки, доступных не каждому.
Организаторы
Организаторами экспедиции выступили Центр внешкольной работы «Ратибор», в сотрудничестве с Камчатской региональной федерацией армспорта при поддержке Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края, администрации Паратунского сельского поселения, управления образования Елизовского муниципального района и компании «Снежный регион».
Так же в поездке участвовали сотрудники информационного агентства «Камчатка».
Состав
В составе экспедиции были 6 водителей на 6 машинах, 17 детей, 2 журналиста, экспедитор и собака.
Состав колонны:
Mitsubishi Pajero (3.0 литра, бензин), водитель — Алексей Александрович Соловьев, педагог по мини-футболу;
Mitsubishi Strada (2.5 литра, дизельное топливо), водитель — Владимир Сергеевич Нефедов, педагог по информатике;
Toyota Land Cruiser 80 (4.2 литра, дизельное топливо), водитель — Виктор Анатольевич Максимов, педагог по лыжным гонкам;
Toyota Land Cruiser Prado (3.4 литра, бензин), водитель — Павел Вадиевич Кутузов, директор Центра «Ратибор» и педагог по армспорту;
Mitsubishi Pajero (2.8 литра, дизельное топливо), водитель — Дмитрий Минахметович Хасанов, сотрудник администрации Паратунского сельского поселения;
Mitsubishi Delica (2.8 литра, дизельное топливо), водитель — Роман Юрьевич Махов, сотрудник администрации Паратунского сельского поселения.
Экспедитор — Денис Будьков.
Маршрут
Протяженность маршрута составила 1850 км.
Маршрут проходил через следующие контрольные точки: п. Термальный (старт/финиш), г. Елизово, п. Сокоч, с. Мильково, вулкан Ключевская сопка, с. Козыревк, вулкан Толбачик, с. Эссо, с. Ключи, вулкан Шивелуч, с. Майское, Пущинские горячие ключи.
С цветом футболок случайно так вышло. Никакой политической окраски не несет. Других просто не было :)
Для тех, кто проживает на материковой части нашей страны и привык преодолевать до тысячи и более километров между городами, наш «марш-бросок» покажется довольно коротким, но сложность трассы, по которой мы ехали с лихвой покрыла недостаток расстояния.
25 июня был дан официальный старт экспедиции из начальной точки маршрута — центральной площади п. Термальный.
Всего в «Ратибор-трофи - 2014», как был назван наш пробег к северным Камчатским вулканам, приняли участие 6 экипажей. Все машины прошли предварительную подготовку — часть автомобилей была оснащена силовыми бамперами, лебедками, и шноркелями, все оборудованы грязевой резиной диаметром 31 дюйм, кроме «восьмидесятки», которая была «обута» в 33-е «катки».
По укоренившейся с 2012 года традиции в джип-тур были также приглашены студенты-иностранцы. В этот раз это были Мариана (Mariana Theodoro, Бразилия) и Иван (Настоящее_имя_ русскому_человеку_не_выговорить, Тайвань) (среди своих «Иван да Марья»), проходящие обучение в университете им. Витуса Беринга. К слову, очень коммуникабельные подростки.
Также на первые пять дней путешествия, с целью освещения происходящих событий, были приглашены представители информагентства «Камчатка».
Маршрут решили начать со штурма первой вехи на нашем пути — Ключевской сопки (самого большого вулкана Евразии 4750 м).
Первая часть пути трасса п. Термальный—с. Козыревск особых проблем не вызвала. Машины шли довольно легко—часть пути дорога была асфальтированной, потом она сменилась гравийной, раскатанной большегрузной техникой.
При смене поверхности дороги машины понижали давление в шинах.
Появились первые проблемы с авто. У Паджеро потек радиатор, и до ближайшего поселка пришлось постоянно доливать охлаждающую жидкость. Проблему устранили уже в Мильково, залив в радиатор «Стоп-течь».
Порадовал новый мост через реку Камчатка. На нашем пути мы дважды пересекали самую широкую реку полуострова. Раньше переправы через реку были паромными. Сейчас построили мосты. Первый сдан и открыт для движения, второй достраивается и будет сдан в этом году.
Напротив поселка Козыревск наша колонна ушла в лес. Несмотря на то, что до подножия вулкана и базового лагеря «Копыто» от поворота всего 36 км, пробивались мы туда порядка 6 часов. Всего же маршрут от п. Термальный до подножья вулкана по времени занял 14 часов.
Чем ближе мы подбирались к месту первой ночевки, тем хуже становилась дорога. На последних километрах, были задействованы все имеющиеся вспомогательные средства: лебедки, лопаты, сенд-траки.
Ко всему прочему последний рывок осложнило внезапно появившееся препятствие. На дороге мы встретили застрявший ГАЗ известного фотографа и блоггера Игоря Шпиленка.
Игорь прибыл на этой машине с самого Брянска. Автомобиль был специально переоборудован и подготовлен к бездорожью. К сожалению, лебедка автомашины не выдержала суровых камчатских условий, и на выручку собрату по путешествию пришлось идти экипажу машины боевой — Ленд Крузер 80, под управлением опытного водителя Виктора Максимова.
Выдернув ГАЗ, двинулись дальше к лагерю, проклиная последнюю заправку, на которой дизели заправились ТСМ (ТСМ — дешевый аналог солярки). В результате «экономии» машины чихали, дымили и те подъемы, которые можно было спокойно пройти в натяг, приходилось брать с разгону. Дальше к лагерю продвигались по тундре при нулевой видимости. Чтобы всем дружно не засесть в топи, экспедитору пришлось направлять колонну вручную.
Итак, спустя 14 часов после выезда мы подъехали к месту ночевки. В награду за наши старания природа смягчилась, и разогнала туман, открыв перед нами шикарные виды на вулканы: Ключевская сопка, Ушковский, Безымянный, Толбачик, Камень, Овальная Зимина.
Ужинали и ставили лагерь мы уже в потемках.
На следующее утро была совершена десятикилометровая пешая прогулка, позволившая более детально ознакомиться с красотами Камчатских исполинов. Великолепие зрелища подчеркивалось еще и тем, что вулканы были присыпаны снегом, который резко контрастировал с зеленью.
Передвижной дом Игоря Шпиленка.
После Ключевского двинулись к следующей вехе — на лавовые потоки вулкана Толбачик, извергавшегося в 2013 году.
С небольшими затруднениями, но довольно лихо, спустились с «Копыта» на гравийку. Там обнаружили новую неисправность — течь из бака Митсубиси Страда (начал сказываться возраст старых авто). Пришлось экстренно сливать все топливо и чинить бак. Подумав, решили ввернуть пару шурупов и посадить их на герметик. К слову, бак уже был весь леченый-перелеченный (удивительно, как он вообще еще держался).
Починив машину, колонна двинулась дальше. От трассы до следующего места назначения нам необходимо было проехать 76 км. Основным препятствием на подступах к Толбачику принято считать реку Студеная, которая часто разливается и полностью блокирует подъезды к вулкану.
К счастью, из-за малого количества осадков и нежаркой погоды, река оказалась сухой, чему мы были несказанно удивлены, так как, по рассказам местных, еще месяц назад здесь потоком стянуло ГАЗ-66, а в сезон дождей даже КамАЗам приходиться несладко. Но благодаря такому приятному стечению обстоятельств, время, которое мы потратили на починку бака, мы наверстали.
Однако радовались мы рано. Оставшиеся до контрольной точки 60 км тянулись еще дольше, чем на подъезде к Ключевской сопке. По совету «бывалых» мы поехали обходными тропами, которые оказались на поверку заросшим болотом. Все это вылились в 10-километровый крюк, который колонна ползла часа три, периодически садясь и вытаскивая друг друга. Оказалось, что «восьмидесятке» его «катки» откровенно малы, он время от времени садился на брюхо, но к его чести вылезал сам — на то он и легенда.
После болот и полчища комаров начался еще один объезд. На этот раз пришлось объезжать лавовый поток, который «похоронил» предыдущую трассу и большой участок леса.
И вот, наконец, пески.
Последний подъем штурмовали несколько раз. С первого раза получилось заехать только у «восьмидесятки». Делика закипела, Страда и Паджеро начали коптить, как из хорошей котельной, бензиновые Прадик и Паджеро смогли взять только хорошо разогнавшись.
Обматерив все заправки мира, все-таки преодолели подъем, и лагерь ставили уже затемно.
На вершине во время сильнейшего, но, к счастью, кратковременного дождя вспомнили «добрыми» словами магазин «АльпИндустрия», по вине которого остались без хорошей и уютной столовой.
Но утром все стихло и... в общем, как сказал один участник похода Толбачик, это одно из немногих мест в мире, на котором действительно стоит побывать.
Пеший переход к одному из активных кратеров только усилил восторг от этого необыкновенного места. По пути сказали детям, что в лавовых потоках, по мнению ученых, скрыты огромные залежи алмазов. Зря! Оставшиеся километры юные спортсмены то и дело подходили к взрослым с одним и тем же вопросом: «Посмотрите, а это не алмазы?».
Панорама застывшего лавового потока.
В конце концов легенду пришлось несколько перекроить, сказав, что шанс встретить алмаз один на миллион, успокоив тем самым большую часть юных кладоискателей.
Пробыв несколько дней на Толбачике, по-хорошему позавидовали людям, побывавшим здесь прошлым летом. Если мы были очарованы уже застывшей красотой, то какой же восторг можно было испытать, увидев все это в движении?
После сложного подъема к вулкану по обходным тропам, назад решили возвращаться по основной трассе, по которой ходят КамАЗы. Долго совещались, узнавали у соседей камазистов и уралистов (мы на джипах были пока единственные) в каком состоянии дорога, настраивались на конкретное бездорожье и многочасовое движение. Но, как оказалось, один из местных активистов засыпал на своем тракторишке большинство размытых и непроходимых мест отсевом, и мы, благодаря этому святому человеку, которого зовут Дмитрий Дубенко, просто и спокойно добрались вначале до основной трассы и потом до Эссо.
Въезжаем в Эссо.
Поселок Эссо — это рай для туристов, жаждущих отдыха и горячей воды. Пока дети восстанавливали свои силы, преподавательский состав активно занимался ремонтом внедорожников.
На «Прадике» вырвало резинки передней тяги стабилизатора, в результате чего он довольно громко «лязгал» передком, на бензиновом «Паджерике» порвался тормозной шланг и повело заднюю дверь от тяжеловесной запаски, на «восьмидесятке» потек сальник раздатки, «Страда» прошла полную очистку топливной системы. Попутно поменяли фильтры на дизелях, которые забились тем гов…м, которое в Мильково называют топливом. В общем, необходимые нам для ремонта запчасти были заказаны и привезены из города представителями информагентства «Камчатка», приехавшими забрать нашего оператора и иноземцев, которым на следующий день надо было улетать к себе домой.
Вечер в Эссо прошел тихо и спокойно у костра.
Утром мы поехали к поворотной точке нашего путешествия, к вулкану Шивелуч.
До вулкана Шивелуч нам предстояло пройти еще порядка 270 км, дороги к вулкану Шивелуч, кстати, не знал никто.
Село Ключи, через которое пролегал наш путь к вулкану, встретило нас неласково. Опоздав на переправу на 15 минут, следующего парома пришлось ждать долгих четыре часа. Попытка объясниться с паромщиком привела к откровенному вымогательству, поэтому, вздохнув и подсчитав остатки денег, двинулись варить обед на окраину села. Мост в селе обещают в сдать только в ноябре, вот тогда и можно будет позавидовать путешественникам, идущим нам на смену, а пока….
Местные жители примерно обрисовали дорогу на Шивелуч и предостерегли, что сейчас великан находится в активной стадии извержения. На поиски дороги (у нас ЭТО до сих пор называют дорогами) ушел не один час. Мы прицепились за каким-то местным уазоводом и двинулись козьими тропами через бурелом. Наконец, выехав на открытое пространство, мы увидели картину аналогичную мертвому лесу на Толбачике, только здесь пейзаж был еще более лунный.
Ура! Цель достигнута. Мы у подножья исполина. Ближе, к сожалению, не подъехать, изрезанный до неузнаваемости рельеф не предоставлял нам возможности детального исследования места. Да и учитывая различные звуки, доносящиеся из жерла, мы решили не останавливаться в окрестностях на ночлег и вернуться к переправе, чтобы пересечь реку Камчатка пока еще не стемнело.
Как потом оказалось, решение приняли верное. Переплывая реку, с парома увидели огромное пиропластическое облако, рванувшее вверх и затем скатившееся по склону вулкана. Все это сопровождалось соответствующим грохотом.
Стоять на барже и смотреть на рассердившегося великана издали было намного приятней и безопаснее, так что кроме наших фотографов никто не расстроился по поводу того, что мы в этот момент не рядом с гигантом.
Ночевку решили сделать в с. Майское, где очень добрыми людьми нам была предоставлена вкуснейшая красница на уху и деревенский завтрак (молоко, сметана, творог) на всех. Спасибо им за это огромное!
Возвращаясь, заехали на Пущинские ключи, термальная вода которых отличается по составу от паратунской. Источники являются популярным местом отдыха, и, на наш взгляд, имеют хорошую перспективу развития. Местные власти пытаются возродить некогда очень хорошую базу для проведения летних загородных детских лагерей, но пока кроме развороченной дороги и полуразрушенных домиков, к сожалению, смотреть нечего.
Ну, а мы засобирались до дома, хотя наши воспитанники, несмотря на большой пробег, были полны сил и решимости продолжать путешествие в любом направлении. Что же, Камчатка удивительный и прекрасный край, и впереди еще много неизведанного и непокоренного…
Хотим выразить благодарность за организацию поездки Центру внешкольной работы «Ратибор», которым руководит Павел Вадиевич Кутузов, Камчатской региональной федерации армспорта, Министерству спорта и молодежной политики Камчатского края, администрации Паратунского сельского поселения, управлению образования Елизовского муниципального района, компании «Снежный регион», за проведение консультаций и предоставление карт местности, информационному агентству «Камчатка» за освещение деятельности и подготовку отчетных материалов.