Нереальная Камчатка

25.01.2019 | 49433 просмотра

Увидеть своими глазами вулканы Камчатки, понаблюдать в дикой природе за жизнью камчатского бурого медведя, сплавиться на рафтах по удивительным камчатским рекам, увидеть ландшафтное разнообразие Камчатки, оценить суровую красоту северной природы, отведать вкусной ухи из свежей рыбы, прогуляться по черному песку, всматриваясь вдаль и наблюдая за волнами, вдыхая свежий морской воздух и слушая рев океана, совершить морскую прогулку — вот для чего мы несколько лет готовились к путешествию на Камчатку.

Объясню, почему размещаю свой отчет на сайте дром. ру. На протяжении двух недель, проведенных на Камчатке нам пришлось поездить на разных машинах, которые нас поразили своей высокопроходимостью по бездорожью и, казалось бы, непролазным дорогам Камчатки. Без вездеходов и «вахтовок» там просто нечего делать.

Поездка на Камчатку по стоимости сопоставима с сафари в Танзании, например, или с морским круизом. И все же мы решились: нашли дешевые билеты Москва — Петропавловск-Камчатский (22 тысячи рублей туда и обратно на одного человека), проштудировали горы литературы, спланировали экскурсии и перелеты и отправились в путь.

Наша команда — это три семейные пары, проверенные в многочисленных совместных путешествиях. 30 лет назад 4 человека из нашей команды окончили географо-биологический факультет, это говорит о том, что с годами наша страсть к путешествиям не только не угасла, а значительно возросла!

Помогла осуществить наши планы турфирма «Реальная Камчатка». Заранее скажу, что благодаря ребятам из этой компании, особенно Юле, мы много увидели интересного и много узнали о Камчатке, за что им огромное спасибо!

Перелет на Камчатку был долгим. Рано утром мы прилетели из Екатеринбурга во Внуково. Рейс в Петропавловск-Камчатский только в 19 часов. Нас встретила подруга Ларисы Лена, сотрудник музея и прекрасный гид, и предложила прогуляться по Москве. Замечательно, что регистрация на камчатский рейс уже была открыта, мы сдали багаж и свободно-счастливые отправились на осмотр столицы.

День пролетел увлекательно и быстро. Посетили Храм Христа Спасителя, позавтракали в трапезной Храма, прогулялись по Патриаршему мосту, прошлись по Красной площади, понаблюдали за торжественной сменой караула у Кремлевской стены, полюбовались новой станцией метро. Москва красивая, цветущая, многолюдная и многогранная!

Но нас, по-прежнему, манит Камчатка! 9 часов ночного перелета и вот они, «домашние» вулканы встречают нас в аэропорту Елизово!

Получив багаж, загружаемся в полноприводную «Делику» (нас встретил представитель турфирмы) и сразу едем на Халактырский пляж.

Дорога каждая минута, ведь мы приехали всего на две недели, а столько надо успеть!

Пока ехали на машине, созерцали окрестности и пять «домашних» вулканов Петропавловска — так местные жители любовно называют исполинов, бдительно охраняющих город: действующие Корякский, Авачинский вулканы и потухшие Козельский, Арик и Ааг.

Халактырский пляж включен в состав Петропавловска, но фактически это отдаленная от города местность, добраться сюда можно только на автомобиле.

У одного из членов нашей команды сегодня день рождения! Ну и как не отметить это событие на излюбленном месте отдыха камчатцев, которое они справедливо называют краем мира.

Длина пляжа, растянувшегося между устьями рек Халактырка и Налычева, составляет около 30 км. Береговая полоса шириной до 100 м от кромки воды покрыта черным титаново-магнетитовым песком. Это переработанная, измельченная и обкатанная вулканическая порода с ближайших вулканов.

Летом сюда ездят не только загорать и устраивать пикники, но и купаться. Правда, вода обычно не прогревается выше 16 градусов. Зато тёмный пляжный песок в жару раскаляется до 40-50 градусов и тепло поднимается в воздух.

Когда мы летели в Петропавловск, моим соседом оказался 16-летний паренек, который профессионально занимается биатлоном, но ещё очень любит серфинг. Так вот он рассказал, что волны даже в обычный день могут быть выше 10 метров. Поэтому неудивительно, что Халактырский пляж облюбовали серферы, которые ловят камчатскую волну не только летом, но и зимой.

Кстати, о видах спорта. Здесь их великое множество: бэккантри, зимний серфинг, беговые лыжи, горные лыжи, сноуборд, кайтинг, катание на собачьих упряжках, парапланеризм, спидрайдинг, сноубайк, фрирайд, хели-ски, снегоходы. Камчатка — рай для любителей зимних видов спорта! Не зря здесь тренируются спортсмены сборной России.

Неподалеку от пляжной линии мы обнаружили заросли камчатской ягоды шикши.

Ягода внешне похожа на нашу чернику, только не такая вкусная, ее еще называют водяника черная. Она и, правда, какая-то водянистая. Любимая камчатцами ягода помогает пережить холодовой стресс, так как отвар из нее помогает оптимизировать работу мозга, снизить утомляемость, повысить скорость реакции, что качественно влияет на жизнь человека, живущего на севере. А еще она считается лекарственным и пищевым растением. Применяется при нарушениях обмена веществ, при головных болях, переутомлении и как средство против цинги.

Насытившись этой полезной ягодой, нагулявшись по черному песочку, отправились заселяться в заранее забронированную квартиру.

Квартира оказалась недалеко от рынка, поэтому мы почти сразу решили узнать какая рыба и по какой цене нас ждет. Прилавки ломились от икры, от разных видов балыка и нескольких видов рыб.

Продавщицы наперебой угощали нас икрой. От такого разнообразия и свежести икры трудно было определиться с выбором. И все-таки на ужин у нас были бутерброды с щедрыми горками лососевой икры и уха из свежайшего кижуча, который стоил всего-то 120 руб за кг.

Свежайшая горбуша всего за 100 рублей.

Неплохое начало нашего путешествия! Наш именинник был очень доволен. Не каждому человеку выпадает счастье встретить свой день рождения там, где начинается Россия!

По плану на следующий день у нас предполагалась морская прогулка в бухту Русская. Но то ли мы были в эйфории от первого дня пребывания на Камчатке, то ли турфирма сработала как не надо, но в назначенное время в 7:45 утра мы напрасно стояли у магазина «Шамса», что рядом от места нашего проживания. Мы и предположить не могли, что в таком маленьком городе может быть несколько таких магазинов. Одним словом, мы ожидали не у той шамсы. Оказывается, в порту все очень серьезно и заправляют там военные. Не успели вовремя приехать, всё — вы свободны. Таким образом, мы сегодня действительно свободны. В этот солнечный день мы решили подняться на сопку Мишенная. Это будет репетиция перед восхождением на Авачинский вулкан.

Существенная часть Петропавловска-Камчатского расположена на склонах Мишенной сопки (381 м), которую местные называют Мишенкой. Ее южный склон опускается к Култучному озеру, западный склон обрывается в Авачинскую бухту, северный склон переходит в плато, полностью застроенное городскими кварталами. Вершина сопки — самая высокая точка города. Не спеша поднимались по довольно широкой грунтовой дороге, на крутых склонах останавливались, любовались прекрасными видами, рассматривали густую растительность, растущую вдоль дороги.

На смотровой площадке двое мужчин вели разговор об истории края, о его заселении, о зарождении Петропавловска-Камчатского. Мы невольно стали слушателями интересной истории, в результате которой узнали много нового.

С вершины Мишенной сопки перед нами предстал Петропавловск во всей красе — голубая бухта, синий океан, бархатные скалы и дома, разбросанные между бухтой и домашними вулканами.

Гуляя по улочкам города, мы обратили внимание, что в городе практически нет старинных зданий, домов с необычной и интересной архитектурой. Нам объяснили, что, во-первых, город сильно разросся в советское время, когда застройка шла по типовым проектам. Во-вторых, Петропавловск стоит на 200-метровой толще вулканических пирокластических отложений и его здорово трясет во время подземных толчков, поэтому дома выше пяти этажей здесь не строили, пока технологии сейсмобезопасной застройки не дошли до Камчатки.

Новые здания возводятся по особым технологиям. Современные дома созданы «держащими форму», они могут раскачиваться, но не разрушаться. А вот старые постройки приходится упаковывать, искусственно придавать им жесткость. Для этого в стенах зданий высверливаются отверстия, через которые пропускаются стальные тросы. Они, как такелаж на парусных кораблях, заставляют всю конструкцию держаться.

Еще одна интересная особенность: горожане сушат белье на улице: между домами натянуты веревки, перекинутые через блоки, и на них развеваются разноцветные «флаги», как в Неаполе.

Интерактивный музей «Вулканариум» мы планировали посетить, если представится возможность. И сегодня, в наш свободный день, эта возможность появилась. Цена билета 800 руб. Экспонаты можно трогать и рассматривать. Можно выпустить «пар из жерла», зайти в лавовую пещеру, проследить, как образуется лавовый поток.

Смешно, но именно в музее на нас «напал» сон. Повезло, что там были скамейки, мы дружно засопели под умные речи экскурсовода. Видимо, сказалась разница во времени, не адаптировался наш организм.

Особенно приятно было прогуляться по набережной Авачинской губы — уникальная природная достопримечательность Петропавловска-Камчатского.

Обширная, глубоководная, хорошо защищенная от океанской стихии и в то же время имеющая удобное сообщение с морем, она будто самой природой была создана как база для мореплавания. Огромная площадь в 215 кв. км делает ее второй по величине бухтой в мире и первой — в Северном полушарии. Авачинская губа зимой не замерзает и поэтому служит главными морскими воротами Камчатского края. Здесь расположен торговый порт Петропавловска-Камчатского, базируются корабли Тихоокеанского флота России. Военные и гражданские суда просто теряются на фоне размеров бухты: по некоторым расчетам, она способна вместить весь (!) мировой торговый флот.

Прогуливаясь по небольшому пляжу, засыпанному галькой, мы любовались очертаниями гор, высящихся на противоположной стороне бухты (там находится город Вилючинск).

Тут же находится центральная площадь города — площадь Ленина, на которой, естественно, стоит памятник советскому вождю и здание камчатского правительства.

Рядом озеро Култучное (пресный водоем в 50 м от бухты), на берегу которого установлен памятник Святым апостолам Петру и Павлу высотой около 6 м. Памятник был открыт и освящен в 2005 году в рамках празднования 300-летия православия на Камчатке. Бронзовый памятник апостолам, являющимся небесными покровителями города, стал символом многовекового присутствия православия на восточных рубежах России.

На этом знакомство с городом завершили и через рынок отправились домой. Завтра предстоит восхождение на Авачинский вулкан.

Выйдя рано утром из подъезда, мы увидели вершину Авачинского вулкана и представили, что через несколько часов мы будем на ней. Погода с утра была безоблачной, и казалось, ничего не предвещало ее ухудшения.

Небольшая справка о «домашних» вулканах: Авачинская группа вулканов (находится в 25 км от Петропавловска-Камчатского) в составе:

- вулкан Козельский (2189 м), самый южный в этой группе, он считается потухшим;

- вулкан Авачинский или Авачинская Сопка, часто его называют просто Авача (2741 м), активно действующий вулкан;

- вулкан Корякский или Корякская Сопка, очень редкое старинное название — Стрелошная Сопка (3456 м), считается действующим вулканом;

- вулкан Арик (2166 м) и вулкан Ааг (2310 м), расположенные северо-западнее Корякского вулкана. Они считаются потухшими. Из центра города их не видно. Иногда к «домашним» относят и Вилючинский вулкан.

«Домашние» вулканы уже давно стали площадкой для спортивного досуга, соревнований и тренировок.

Ежегодно в последнюю субботу августа проводится праздник Камчатского края — Вулканов День. Главное событие праздника — восхождение на вершину действующего Авачинского вулкана. Последнее извержение отмечалось зимой 1991 года. Над вершиной вулкана время от времени поднимаются облака пара, однако он спокоен и опасности не представляет. Историческое название вулкана, сохранившееся на сегодняшний день «Авача» или «Авачх», что в переводе с ительменского означает «огненный».

Нам посчастливилось поучаствовать в этом празднике.

До начала маршрута мы добирались на высокопроходимой «Делике» по руслу Сухой речки.

У основания Авачи организован базовый лагерь — приют. Здесь есть домики, в которых можно остановиться на ночлег, столовая, домик вулканолога, музей. После небольшого перекуса с горячим чаем, захватив с собой трекинговые палки, мы отправились в путь.

Нашим гидом на маршруте был опытный альпинист Анатолий. На вершину вулкана проложена тропа. Поначалу мы шли легко и весело. Чем выше поднимались, тем сильнее завывал ветер. Звук ветра был слышен сначала в наших палках, как будто исполнялась специальная медитативная мелодия для нас.

Идти становилось все труднее и труднее еще и потому, что пошел то ли дождь, то ли снег. Постепенно вся левая половина тела стала мокрой. Не спасали даже дождевики.

На всем протяжении маршрута стояли спасатели КСС, которые внимательно отслеживали, кто как передвигается, не ухудшилось ли здоровье, правильно ли настроены палки и помогали, если нужно. Примерно на середине пути туристы, которые уже шли обратно, сказали нам, что до вершины спасатели не разрешают дойти. Поставили финишную растяжку около скал «Жандармы», так как видимость резко ухудшилась и поднялся сильный ветер.

После 5-часового подъема промокшие и замершие, мы оказались у финишной прямой.

Игорь спросил у спасателей: можно ли пройти немного за финишную границу. Они ответили, что не будут отвечать за нашу жизнь, если что. Игорь сам прошел и меня затащил в этот ветряной колодец. Нас буквально сносило с ног! Холод, снег, ветер, высота — такого мы нигде и никогда не испытывали! Как будто находишься на другой планете! До вершины оставалось метров 300, но никакой речи дойти до неё не могло быть.

Очень жаль, но ничего не поделаешь, надо возвращаться. Теперь ветер и снег хлестал нас с правой стороны. Спускаться не легче, чем подниматься, того и гляди нога может подвернуться. Здорово, что нам выдали палки, они оказались хорошими помощниками в пути. Несмотря на непогоду, мы наблюдали живописные виды долины и горделивый конус Корякского вулкана.

Прекрасным спутником и интересным собеседником оказался наш гид Анатолий. Он не только показывал, где лучше пройти, но и подкармливал нас, рассказывая разные истории из своей богатой туристической жизни. Благодарим его за заботу, внимательность и за красивые фото, которые он делал на протяжении всего маршрута.

Кроме того, Анатолий по возвращении в приют познакомил нас с известным фотографом, исследователем Камчатки, нашим земляком Александром Биченко. Несмотря на то, что мы были все промокшие и усталые, с удовольствием посетили небольшой музей вулканологии в базовом лагере, который организовал А. Биченко. Он же оказался интересным рассказчиком, провел экскурсию по своему музею и поделился с нами знаниями о многочисленных вулканах Камчатки.

В центре фото А. Биченко.

Как много впечатлений, новых знаний и бесценного опыта мы получили в этот незабываемый день!

Следующие два дня оказались не менее интересными. По плану мы должны были совершить восхождение на вулканы Горелый и Мутновский. С утра загрузились в Тойоту, подготовленную для очень серьезного бездорожья.

По дороге к нам присоединилась вторая машина Тойота с интернациональным экипажем. В две машины ехать, как мы поняли позже, просто необходимо.

Район Мутновского вулкана (примерно в 70 км к югу от Петропавловска-Камчатского) представляет собой вулканическое нагорье с отметками 600-900 м, где на тысячу и более метров возвышаются конусы действующих вулканов и руины древних вулканических построек. Это высокогорная каменистая тундра только в течение трех месяцев в году полностью свободна от снега. Но в этом году снег вовсе не растаял.

Путь, пролегающий по плато и ведущий к достопримечательностям этой местности, достаточно долгий: вдоль дорог возвышаются многометровые вешки, указывающие направление. Дорога постоянно петляет и уходит все дальше вверх. Водитель нашей машины Алексей проделывал невероятные «кульбиты»: то вверх почти под 90 градусов, то вниз практически отвесно.

Когда подъезжали к подножью вулкана, дороги просто не стало, ехали по целине — это шлаковые потоки и лавовые поля. Водители стравили давление в шинах. Проезд по кальдере Горелого был затруднен из-за снежников и озер талой воды. Пока добирались до домика вулканолога, несколько раз застревали в снеговой жиже. Вот тогда мы поняли, что без второй команды не обойтись. Нам приходилось неоднократно выходить из машины, но тем не менее Тойота уходила под воду всё глубже и глубже и только с помощью второго «японца» удалось вырваться из снегового плена.

Наконец-то, мы прибыли к месту ночевки — домику вулканолога.

На Камчатке принято в команде иметь повара. Пока наша Александра-повар занималась приготовлением обеда, водители-гиды провели с нами небольшой ликбез по безопасности от нападения мишек, которых в окрестностях проживает немало.

Прежде всего, нам дали баллон с перцовым газом, который при встрече с медведем, нужно приоткрыть и направить струю на медведя. Если ветер в этот момент будет направлен на тебя, то и струя тоже не попадет на медведя. Нам понравился другой способ: передвигаясь группой, постарайтесь громко разговаривать, стучать, свистеть, чтобы медведи испужались, заслышав вас издалека. Третий способ не совсем подходит для девушек, женщин. При встрече с медведем, покажите ему, что вы выше его: водрузите себе на голову рюкзак или сумку, не смотрите ему в глаза. Впрочем, нам не подошел и такой способ: «Если медведь все-таки нападает на вас, а вы не успеваете скрыться, ложитесь на землю животом вниз. Оставайтесь неподвижны как можно дольше. Возможно, медведь не воспримет вас как угрозу или еду и отойдет. В общем, после таких инструкций и нескольких баек на тему встреч с медведями как-то расхотелось ходить в кустики, а если уж сильно надо, то идти только вдвоем-втроем и громко петь песни.

Недалеко от домика вулканолога есть небольшой, но очень живописный водопад, куда мы и прогулялись.

А уж после сытного обеда, на наших всепроходимых машинах, мы добрались до каньона «Опасный». И опять, как вчера на Аваче, нас буквально сносило с ног, ветер необыкновенно сильный!

Каньон «Опасный» не зря имеет такое страшное название. Края отвесных стен каньона расколоты трещинами, некоторые участки готовы рухнуть. Река Вулканная, которая вытекает из кратера Мутновского вулкана, срывается с края обрыва узкой струей (высота водопада около 95 метров). Нижняя часть струи разбивается о камни на дне каньона, либо прорезает себе проход в леднике. Прорезанный рекой в вулканической воронке каньон, высота отвесных стен которого доходит местами до 120 метров, оставляет незабываемые впечатления.

Не меньшее впечатление на нас произвело и посещение лавовой пещеры неподалеку от каньона «Опасный». Нам повезло, что вход в нее был открыт, то есть снег оттаял в этом году, а бывает, что и не успевает за лето растаять снеговая пробка.

Вулканические пещеры возникли в результате извержений, а именно путем схода расплавленной породы (лавы) на ледники. В результате этой реакции лава моментально застывает, а ледник испаряется, в результате появляются пещеры.

К северу от вулкана Горелого на небольшом участке крупного лавового потока, имеющего возраст приблизительно 2000 лет, сосредоточено 14 лавовых пещер. Максимальный размер площадки с пещерами менее 1,5 км, тогда как полная длина потока 15 км. Самая длинная из пещер — 140 м, а самая короткая — 16 м. Для вулкана Горелого характерны высокие и широкие открытые гроты. Это всё результат полного разрушения значительных участков пещер. Для посещения доступны 6 уникальных вулканических пещер. С одной из них нам удалось познакомиться.

У входа в пещеру мы обнаружили красные водоросли на снегу, которые необыкновенно вкусно пахнут арбузом. Оказывается, необычная красноватая или розовая окраска снега обусловлена массовым размножением одного из видов водоросли хламидомонады. Наряду с теплолюбивыми водорослями существуют и те, что предпочитают низкую температуру. Обитая, казалось бы, в неблагоприятных условиях, эти водоросли столь интенсивно размножаются, что своей массой окрашивают поверхность снега. В дополнение к зеленому пигменту хлорофиллу клетки этой водоросли содержат красный каротиноид астаксантин.

Наши гиды Александр и Алексей устроили файер-шоу в пещере, и это было потрясающее зрелище!

День клонился к вечеру, наши гиды не говорили определенно, сможем ли мы завтра совершить восхождение на Мутновский и Горелый вулканы. На вопрос об этом сказали, что утром будем смотреть по погоде.

За ночь еще больше затуманилось, видимость была нулевая. Пришлось сниматься с лагеря и отправляться осматривать другие достопримечательности.

На фото справа видна вешка, которая указывает дорогу во время снегопадов (снега зимой здесь наметает до 18 м)

Уникальной достопримечательностью этой местности является Мутновская геотермальная станция.

В чем же исключительность этой станции? Мутновская ГеоЭС использует природное тепло Земли для производства электроэнергии. Добраться до этого тепла можно, пробурив скважину. Такое тепло может использоваться как для обогрева домов, так и для производства электроэнергии. На геотермальной электростанции пар от раскаленной паро-водяной смеси поступает на турбину, вращая ее лопасти. Турбина соединена с электрогенератором, который вырабатывает электрический ток.

Учитывая высокую сейсмичность района и наличие сильных ветров (сила ветра может достигать 50 метров в секунду), станция была построена по особому проекту, не имеющему аналогов в России. Основные здания электростанции объединены крытыми надземными переходами, совмещенными с техническими коммуникациями. Конструкции имеют запас прочности на случай землетрясения мощностью 9 баллов.

Эту информацию мы узнали от работников станции, прогуливаясь по территории. Они с удовольствием показали объекты и рассказали о работе станции.

Комфортабельная гостиница на 15 мест.

В нескольких минутах ходьбы от гостиницы находятся Дачные горячие источники. Их еще называют Долиной гейзеров в миниатюре.

На дне, на уступе правобережного склона, бурлит большой котел, из которого вырываются сильные струи пара.

Этот памятник краевого значения расположен на юго-восточном подножии Скалистой сопки около Мутновского вулкана.

Тут мы увидели кипящие и пульсирующие источники и фумаролы (выходы горячего вулканического газа и пара в виде струй или спокойно парящих масс из трещин или каналов на поверхности вулкана).

В русле горячего ручья естественным путем образован просторный водоем для купания.

Далее наш путь лежит через Вилючинский перевал.

К Верхне-Паратунским горячим источникам.

Камчатский травяной гигантизм.

Горячие источники расположены в 17 км от п. Термальный на склоне сопки Горячей, на высоте 70 м от подножья. Оставив машины внизу и взяв с собой купальные принадлежности, мы по крутым ступеням, окруженным со всех сторон пышной растительностью, довольно долго поднимались вверх. Именно там, на высоте 70 метров мы и приняли природную ванну с температурой воды от 39 до 70 градусов. Сверху бежит холодная струя воды, которая и разбавляет горячую воду. Получили очередное наслаждение красотой камчатской природы!

Так завершился наш двухдневный тур в природный парк «Южно-Камчатский». Благодарим наших гидов в этом путешествии Алексея и Павла за их отважное ведение автомобилей в экстремальных условиях, за красоты, с которыми они нас познакомили и за наше безопасное времяпрепровождение!

Побывать на полуострове и не съездить на рыбалку — непростительный промах. Поэтому следующие два дня мы посвятили сплаву по реке Быстрой Малкинской с рыбалкой и ночлегом в палаточном лагере.

Рано утром 21 августа шестерка отважных с Урала загрузилась в автобус, где нас ждали еще более бесстрашные 3 туриста из Сан-Диего (это ж надо приехать из рафинированной Америки в дикий край России!), два гида Алексей и Александр, повар Полина из Москвы и самый главный член нашей команды собака Джесика (кратко Джес).

Позже вы поймете, почему Джес стала самой главной! Дорога и погода в этот день были шикарные.

Часа 1,5 мы ехали до населенного пункта Сокоч, где в кафе «Пирожковый рай» мы, действительно, попали в рай всевозможных пирожков.

Каких только пирожков тут нет: и с картошкой, и с мясом, и с рыбой, и с брусникой. Они и жареные, они испеченные в духовке, но всех их объединяет то, что они очень большие и очень вкусные!

Еще час с небольшим, и вот мы уже в радостном предвкушении предстоящего сплава, на берегу реки Быстрая собираем рафты, загружаемся и отчаливаем!

Погода прекрасная, светит солнце, мимо мелькают каменистые отмели, над рекой нависают кроны деревьев! Красота!

И вдруг наша Джес вскакивает, принюхивается и начинает лаять. Мы оглядываемся, ничего не видим. Но примерно через 1 км, прямо, как в сказке, из лесу выходит косолапый, заходит в реку и, не обращая внимания на нас, ловит рыбу и ест ее. Это такое занимательное зрелище! И таких мишек на нашем пути встретилось много. Они выходили к реке и парами, и мамаша с детенышами, и просто подростки выбегали! Все лакомились рыбкой и так ловко у них это получалось!

Остановились на перекус, решили попробовать себя на рыбацкую удачу. Но несмотря на поток рыб, идущих на нерест, не так-то просто было их поймать. Не особо голец, горбуша и кета кинулись на нашу блесну.

Косяки рыб в реке.

У мишек получалось это гораздо быстрее и ловчее! Некоторым из нас повезло. И на вечернюю уху рыба была все-таки поймана.

Палаточный лагерь разбили быстро, почти все имеют туристический опыт, правда, американские туристы не принимали в этом участие. Зато за столом, за обильным ужином с горячей ухой из свежей рыбки, общались на самые разные темы, кроме политики. Приятно было услышать от туристов из Америки, что они любят север и восток России за их дикую и еще почти нетронутую суровую красоту!

Потом были посиделки у костра с байками о медведях от гидов. И так не хотелось расходиться, но с утра «подъем с утра и до заката сплав», поэтому идем в свои палатки.

После насыщенного событиями дня уснули быстро, но вдруг резко и неожиданно раздался лай Джеса. К лагерю пришел гость — косолапый мишка. Сон как рукой сняло. И откуда-то пришел страх! Джес прекратила лаять, и все стихло. Но вскоре снова надрывной лай Джеса, вышел из палатки Алексей, запустил ракетницу. Только после этого наша собачка уже не беспокоилась, видимо, Топтыгин ушел. Утром, неподалеку от крайней палатки (в ней ночевал американский турист) мы обнаружили примятую траву, а на ней остатки рыбы. Оказывается, медведи съедают не всю рыбу целиком, а выедают самую вкусную ее часть — «филейную».

Второй день сплава был не менее интересным. Погода нас баловала, солнышко светило весь день. Алексей, наш гид, рафтом управлял сам, и нам ничего не оставалось делать, как просто наблюдать за окружающими нас красотами и медвежатами, которые по-прежнему выходили к реке порыбачить и полакомиться рыбой. Какие они забавные! Ради такого зрелища стоило ехать на Камчатку!

Далее наше путешествие продолжилось посещением одного из самых уникальных мест Камчатки — массива вулкана Толбачик.

Вулкан Толбачик находится в юго-западном секторе Ключевской группы вулканов. Место это знаменито случившимся здесь в 2012-2013 годах большим толбачинским трещинным извержением (БТТИ), которое включает Северный и Южный прорывы (1975-1976 г.г.). Это территория природного парка «Ключевской», который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы добраться до этой достопримечательности, нам пришлось сначала преодолеть 500 км от Петропавловска до Козыревска на вахтовке (на шасси ГАЗ-66). Затем часа три по разбитой лесной дороге, на которой нас кидало из одного угла в другой по всему кунгу. Не обошлось и без приключений. Не доезжая примерно 80 км до Козыревска из машины выпал и разбился аккумулятор. Пришлось ждать попутной машины. Минут через 20 подъехал «Камаз», который помог завести наш вездеход с толкача.

Здесь необходимо сказать про нашего гида в толбачинском маршруте — Андрея. Он, как и сам Толбачик, уникален тем, что объединяет в себе множество качеств. Он, что называется «и чтец и жнец и на дуде игрец». Окончил МАМИ (Московский Автомеханический институт), в совершенстве владеет английским языком, досконально знает историю и геологию Толбачинского Дола (и других вулканов тоже), обладает тонким чувством юмора. Не стоит говорить о его туристических навыках, спортивной подготовке и культурном уровне. Нам очень повезло, что нас знакомил с Толбачиком гид, водитель, переводчик — Андрей.

В Козыревск мы прибыли засветло. Расселились в домике вулканолога. Приятная ухоженная территория с отдельной кухней и домиками для туристов.

Комаров в Козыревске видимо-невидимо, хотя хозяйка сказала, что это уже не комары, вот две недели назад были комары так комары. Ничего, потерпим одну-то ночь.

Интересная дорога началась уже после Козыревска. До 2012 года дорога к Толбачику была прямая. Но случилось извержение 28 августа 2012 года на юго-западном склоне Плоского Толбачика. Из раскрывшейся трещины длиной около 6 километров стала фонтанировать и изливаться лава. Извержение длилось 9 месяцев и завершилось 28 августа 2013 года. Именно эти лавовые потоки мы и увидели наутро, отъехав от Козыревска и долго их объезжая. К обеду мы прибыли в лагерь, где поставили палатки, пообедали и отправились пешком осматривать местность собственно Толбачика.

Наша вахтовка.

Вулканические бомбы.

У нас не было цели подняться на Толбачик, его высота 3140 м — Плоский Толбачик и 3682 м — Острый Толбачик. Два дня Андрей нас водил по необычным ландшафтам вулкана. Нас поразил пейзаж, который сформировался в результате извержения Толбачика: застывшие лавовые потоки, шлаковые поля, цепочки разбегающихся в разных направлениях разноцветных шлаковых конусов, вулканические бомбы. Андрей нас привел к лаве, где внутри до сих пор (уже 5 лет) идут химические реакции, а это значит, что лава до сих пор горячая. В одной из таких «горячих точек» мы испекли яблоко и банан.

Погода сегодня была прохладная, да еще и высота сказывалась, поэтому тепло, идущее из-под застывшей лавы, было весьма кстати.

Плоский Толбачик — единственный вулкан Курило-Камчатской зоны, извергающийся по гавайскому типу. Это значит, что для него характерно излияние очень жидких и протяженных потоков волнистых и канатных лав, фонтанирование лавы и незначительное количество вулканического пепла.

Во время извержения Толбачика лавовое поле распространилось на десятки квадратных километров. Это совершенно инопланетный пейзаж.

Причудливые скульптуры из бурого туфа сменяют застывшие черно-стеклянные реки лавы.

Необычные ощущения мы получили, спускаясь в вертикальную лавовую пещеру, где по узкому проходу ползли, представляя, как в 2013 году здесь медленно текла раскаленная лава. Выход из пещеры в один из конусов вулкана!

Вход в пещеру

Выход из пещеры.

Поднимались и спускались, снова поднимались и спускались, испытывая ощущение, будто мы на другой планете. Какой-то внеземной пейзаж вокруг, и его по праву сравнивают с лунным. Кстати, здесь испытывали первые советские луноходы.

На одном из конусов мы присели отдохнуть и погреться, так как поверхность была теплой. В одно из отверстий решили поместить палку, и она загорелась!

Спустя столько лет после извержения вулкана химические реакции внутри него до сих пор не прекратились.

Побродили мы еще и по мертвому лесу. Это достаточно протяженная территория, где из-под земли торчат сухие стволы деревьев, погибших в результате выброса пепла при извержении.

Суровый климат, удаленность от цивилизации и полное отсутствие инфраструктуры препятствуют превращению этого парка в природный объект мирового значения. Может быть это и хорошо, пусть ещё останутся на земле места, где нет толп туристов, ресторанов и мусорных куч.

Утром мы прощались с Толбачиком. Забрались на ближайшую сопку, чтобы взглянуть на безмолвные красоты этого удивительного загадочного вулканического края.

На фоне вулкана Удина (с обгорелыми лицами).

Далее по уже знакомой лесной дороге до Козыревска (38 км). До развилки на Эссо еще 30 км. Здесь наш повар Полина вышла и автостопом решила вернуться в Петропавловск-Камчатский. Позже мы узнали, что добралась она нормально, жива и здорова. Мы через 1, 5 часа по довольно приличной дороге въехали в село Эссо.

Разместились в очень красивом гостиничном комплексе «Парамушир-Тур».

Быстренько покидав вещи и приодевшись, поспешили в единственный этнографический музей на Камчатке. Он находится в центре села, на берегу горной реки Уксичан.

Каково же было наше разочарование, когда мы узнали, что сегодня в воскресенье музей закрыт, что в понедельник там тоже выходной, а каждый последний вторник месяца — санитарный день. Вот именно в эти дни мы и оказались в Эссо. Попытались найти хоть какую-то информацию в местном информационном центре, но и он оказался закрыт в воскресенье. Опять же наш интеллектуальный голод утолил наш незаменимый гид Андрей. Он выгуливал нас по поселку, рассказывал и показывал местные красоты. Погода к прогулкам располагала. Мы с удовольствием осматривали камчатскую Швейцарию. Именно так называют село Эссо и его окрестности за живописные склоны долин, скалистые вершины и гребни Козыревского хребта, шумные, быстрые рек и живительный лечебный воздух, наполненный хвойным ароматом. Село Эссо — административный центр Быстринского района — расположилось в живописной котловине между гор, в месте слияния рек Уксичан и Быстрая. Эвенское слово «эссо» означает «лиственница». И вправду, село окружено зеленью — лиственными и хвойными лесами.

Благодаря большому количеству деревьев и высокогорью здешний воздух необыкновенно чист и благоприятен для здоровья. Село находится в Быстринском природном парке, самой крупной особо охраняемой территории на Камчатке. Парк, созданный в 1995 году, раскинулся на 1,3 млн. га в самом сердце полуострова. Он включен в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО как часть комплекса «Вулканы Камчатки».

Но популярность среди туристов поселок снискал благодаря термальным источникам. Горячая вода из подземного бассейна отапливает теплицы и все дома, а также наполняет купальный бассейн, расположенный в центре поселка. Купаться здесь можно круглый год и совершенно бесплатно.

Нагуляв аппетит, вернулись в гостиницу, где сначала искупались в термальном бассейне.

После нас ждал шикарный ужин в ресторане гостиницы.

Следующий день был одним из запоминающихся на долгие-долгие годы. Нам предстоял рафтинг по реке Быстрой, которая берет своё начало среди скал Срединного хребта: на реке 12 порогов, которые нам предстоит пройти.

С утра взбодрились в термальном источнике, сытно позавтракали, настроились на экстрим. Сначала нам предоставили возможность выбрать подходящие по размеру сапоги, прорезиненные костюмы и спасжилеты.

Нам опять повезло с гидами: Вячеславом — нашим капитаном и его помощником тезкой Вячеславом. К реке Быстрая мы ехали примерно 30 км от села Эссо.

По слаженной работе гидов мы поняли, что они опытные сплавщики, и как-то сразу им доверились. Не успели мы застегнуть спасжилеты, как рафт был готов к спуску на реку. Как и положено, Вячеслав провел с нами инструктаж.

Кроме различных команд, объяснил, как себя вести, если выпадешь из рафта. В этом месте стало немного грустно, потому что вода в реке не очень-то теплая. Но назад дороги нет. Тем более что и погода была, как на заказ: солнышко, голубое небо, ни ветерочка! Благодать!

После нескольких пробных команд: Табань! Вперед! Лево! Право! Вячеслав понял, что с нами работать можно, и повел наш рафт прямо в порог! Ура! Мы его преодолели, но промокли почти сразу полностью. Нашим первосидящим Игорю и Леше досталось больше всех: первый окат водой пришелся на них. Дальше больше. Порогов было много, и вода заливалась уже на всех.

Самым «крутым» оказался порог «Коварный». Зайдя в порог, рафт неожиданно и резко накренился в сливной струе на правый бок, и только чудо и сильная поддержка Ларисы сзади не позволила мне вылететь из рафта. Но моя голова и правая часть тела полностью промокли. У Леши захлестнуло водой видеокамеру, да и все члены команды еще раз почувствовали, какая холодная вода в реке Быстрая. Зачем, спрашивается, мы так долго подбирали себе гидрокостюмы? Мокрые, как курицы, мы остановились на обед на оборудованной уютной стоянке.

Не успели мы снять «гидры», как благодаря нашим гидам уже горел жаркий костер. Пока мы просушивались, наши Вячеславы уже закинули спиннинги в реку. Решили и мы попытать счастья! И опять же на блесну, но мне в этот раз повезло, и я впервые поймала гольца.

За этим нехитрым, но азартным занятием, мы и не заметили, как был готов великолепный обед: уха, приготовленная на костре, зелень, помидоры, огурцы с огорода наших гидов, вяленая рыбка, заготовленная заранее, чай из лесных трав и вкуснейший хлеб! На берегу чудесной камчатской реки, в окружении прекрасного пейзажа, в компании близких друзей мы еще раз поняли, что не зря прилетели в этот дикий и красивый край!

Загрузившись в рафт после обеда, поняли, что сушились напрасно, так как камчатские пороги шутить не любят. Заключительным был не менее мокрый порог «Последний поцелуй». После него сменился береговой пейзаж. Река разделилась на протоки, мы оказались в миниканьоне, состоящем из песчаника.

В крайней точке нашего маршрута нас вновь ждала «Делика», куда мы и загрузились, предварительно «покрутившись» на рафте, сдувая его.

Уставшие, довольные мы вернулись в гостиницу, где с наслаждением окунулись в горячие термальные источники. За ужином в ресторане мы делились с Андреем (наш гид ждал нас в гостинице, готовил машину к завтрашнему переезду в Петропавловск) впечатлениями от еще одного удивительного дня, проведенного на Камчатке. Каково же было наше удивление, когда в гостиницу пришел Вячеслав (капитан сплава) и принес нам в подарок вяленую рыбку собственного приготовления. Здесь еще раз надо сказать о тех людях, которые нам встретились в этом путешествии. Это наш главный организатор Юля, гиды: Анатолий с Авачи, Павел, Алексей и Александра с Мутновского и Горелого, Алексей, Александр и Полина со сплава, Андрей с Толбачика, Вячеславы с рафтинга — спасибо вам всем большое за неравнодушное отношение к нам, за прекрасно организованные туры, за то, что вы искренне любите свой родной край и смогли передать эту любовь нам.

Завершающим ярким событием нашего путешествия на Камчатку стал морской однодневный круиз в бухту Русская. Доброжелательный капитан катера провел инструктаж, который сводился к тому, что надо соблюдать чистоту на палубах и даже если будет, мягко говоря, тошнить, то делать это надо за борт.

Кок Оксана уже накрыла стол в кают-компании, и началось общение с другими членами нашей экспедиции. Это были турист из Новой Зеландии, геолог из Австралии, пара из Беларуси и пара из Архангельска.

Но пора на палубу, где гид начал рассказ об Авачинской бухте, по которой уже шел наш катер. Авачинская бухта считается одной из красивейших в мире. Обширная, глубоководная, хорошо защищенная от океанской стихии и в то же время имеющая удобное сообщение с морем, она будто самой природой была создана как база мореплавания. Огромная площадь в 215 кв. км делает ее второй по величине бухтой в мире и первой — в Северном полушарии. Авачинская губа зимой не замерзает и поэтому служит главными морскими воротами Камчатского края. В ее воды впадают две нерестовые реки. Ширина бухты в самом широком месте достигает 18 километров, а на входе — всего 3 километра. Перепад глубины от 6 до 25 метров.

Скалы «Три Брата» — группа из трех выступающих из воды столбообразных скал (кекуров) — символ Авачинской бухты и города Петропавловска-Камчатского. По легенде, это были три брата, которые защитили бухту от большой волны из океана. Защитив бухту от волны, они окаменели и теперь стоят, охраняя бухту от опасностей.

С восхищением и удивлением наблюдали большое количество морских птиц. Особенно их много на острове Старичков (ударение на букву а), который находится в 10 километрах от входа в Авачинскую бухту. Своё название остров получил по имени стариков — небольших морских птиц, гнездящихся на его скалах. Высота острова 147,5 метра, берега скалистые, он окружен надводными и подводными камнями. Кого мы здесь только не увидели: топорки, тупики, гагары, бакланы, чайки.

Недалеко от острова наш катер остановился на рыбалку. Ловили на куриные желудки, и здесь нам везло больше, чем на реке. Почти сразу были пойманы океанские окуни и ленки.

Наш улов.

Пока мы наслаждались морскими пейзажами, Оксана приготовила уху. Этот вкус невозможно передать в отчете, уха была божественная!

По пути нам встретились нерпы, которые, видимо, привыкли к туристическим катерам, почти не боятся людей и подпускают к себе довольно близко.

При подходе к бухте Русской мы понаблюдали за сивучами.

Посчастливилось увидеть и касаток:

Постепенно наш катер входит в узкую, глубоко вдающуюся в сушу бухту Русскую с крутыми склонами сопок. Бухта напоминает по своей форме фьорд.

Нас встречают рыбаки и милая веселая лайка.

Оказывается, в этом месте во время Великой Отечественной войны подходили американские суда с гуманитарной помощью для нашей армии. О чем гласит вот этот плакат:

В советское время сюда приезжали заправиться пресной водой (здесь река впадает в океан) наши суда. Но не так давно человек, который отвечал за заправку водой, скончался, и почему-то его никто не захотел заменить.

Еще узнали, что неподалеку есть два термальных источника, которые недавно были проданы китайцам. Зачем? Почему? Для русских людей нет ответа на эти вопросы.

Прогулявшись по берегу, отдохнув от небольшой качки, отправились в обратный путь.

И опять нам встретилась стая касаток, которая сопровождала нас непродолжительное время.

Кроме ухи и жареной рыбы, кок Оксана угостила нас свежесваренными крабами. Капитан попросил панцири бросать за борт и на палубе не сорить.

Очередное умопомрочительное камчатское угощение выше всяких похвал!

И вот мы снова в Авачинской бухте. Невероятно красиво смотрится бухта в обрамлении вулканов — Вилючинского, Корякского.

Морским круизом завершилось наше путешествие по Камчатке. Как много мы увидели нового, необыкновенного за эти две недели.

В итоге наш маршрут составил: 2320 км.

Камчатка — удивительный уголок на краю земли, сохранившийся в своём первозданном величии! Край, который охраняют неотразимые вулканы-исполины. Край, где среди белых снегов из-под земли выбиваются фонтаны обжигающей горячей воды! Край невообразимых красот, главной из которых являются его жители: открытые, искренние, добродушные, а если одним словом — настоящие.

Мы счастливы, что посетили одно из самых удивительных мест на планете. Мы полюбили эту землю, и она навсегда останется в нашем сердце.

Maks
Тамбовка
Камчатка, одно из красивейших мест ДВ! Мечтаю съездить и увидеть все красоты своими глазами!

Не Иркутск
Класс
Я сказал!

Отличное путешествие! Камчатка только в мечтах.
Можно поинтересоваться бюджетом?
Весь ДВ уже давно китайцам продали и сдали в аренду а не только источники на Камчатке.
1219011
МОЛОДЦЫ!!! Хороший отзыв!!!

25 rus
Отличное путешествие , получается это программа тур оператора ? какая стоимость для группы вышла?
красотища конечно , сами хотим так поехать
не делай людям добра,не получишь назад зла.

Замечательные места!

могу только позавидовать! не каждому по средствам такое путешествие.
любопытно, сколько денег хотя бы приблизительно потрачено на экскурсии?

Агинское
Было бы отлично, если б озвучили примерную смету поездки.
Nissan Safari 1991г. vrgy60 td42 мкпп

Одним словом здорово
KarpettUnion
Прочитал, как-будто сам там побывал. Вы молодцы. Могли бы Вы озвучить свой бюджет этой поездки? Хотя бы приблизительный.
SFZ
Какая Красота.
Мечта.

Новосиб
Очень красиво и отличный рассказ! Спасибо за такое количество фото!
ХОЧУ ТУДА!!!!

Иркутский тракт
Круто
Мечта

Иркутский тракт
А по цене думаю что минимум по 100тр на брата + 22 перелет, сто в принципе оправдано

Сообщений: 2036
был два раза там.. правда как то все в суете и не смог толком ни где побывать. сам климат в Петропавловске не очень, а вот дальше в сторону Мильково очень даже классно!
SJ5
215 продан....

Благодарю за добрые комментарии. Сумма на двоих с перелетами получилась 237 тыс. руб. Но я знаю людей, которые съездили на Камчатку дешевле, так как жили в палатках и ходили пешком. Так тоже можно.
Земля Санникова!!!

BVB09
красотища конечно , сами хотим так поехать
Программу тура мы составляли вместе с туристической компанией "Реальная Камчатка". Они учли все наши пожелания и получилась отличная поездка. Одно большое НО, мы снова хотим туда, так как появились объекты, которые надо увидеть своими глазами.
1220112
в Золотой Фонд!

Иркутская область
Спасибо что не в Крым!
... ...... !?
Там все можно самим организовать без проблемм, турфирма это для лентяев. Но и в этом случае меньше чем 50-60 т на человека там вы оставите.междугородние автобусы ходят стабильно,в нац парки заброска постоянно платная есть. Горелый и мутновка это вообще даром можно если на автостоп времени не жалко. Причины дороговизны: дорогие продукты,дорогой съем жилья, высокие цены на заброску в силу жадности местных,ободрать туриста на бабки это как на югах главная цель сезона.

Отличное путешествие в красивейший край!
Сова, открывай! Медведь пришёл.

Смотришь такие фото и понимаешь зачем вообще создавались Крузаки, именно для такой эксплуатации, а не для того, что бы ездить по городу и считать себя "выше других".
андрей
Спасибо большое как здорово тоже хочу туда

Станислав
Для большинства это действительно "нереальная Камчатка" из-за бюджета...

Сергей Катков
Был на Камчатке два раза - один раз тур заказывал на 10 дней (2016г.) за 46тыс (сплав, морская прогулка, Малкинские источники, Дачные источники, они же Геотермальная станция, Мутновский, Горелый, Авача). Второй раз с сыном вдвоем летали (июль 2018), без фирм - Авачинский, Пиначево, Налычевская долина, Таловские, Аагские нарзаны, хотя по плану хотели пройти круг от Авачи на Налычево, затем через Пиначево выход, но снега в этом году было ооочень немало. Бюджет, не считая перелета и продуктов составил 3000 гостиница перед отлетом, 800 - сбор в Налычево, автобус до Раздольного, такси до Сухой речки с заездом в магазины Елизово (1000), и все )). По времени - две недели.
Ну и с погодой вам не повезло, судя по отчету, поскольку ни одного вулкана так и не посетили (кроме Толбачика). Зато сплав у вас великолепный вышел!

Спасск-Дальний
Кстати, ценник за заброску на Авачу, либо до Мутновского - реально конский! Авача - звучала сумма в 10000, Мутновский - 20000. Это из разговоров с туристами. Ну и впятером автостоп не вариант )) Зато, если раскидать вышеприведенные суммы на всех - 2 и 4 тысячи на человека - не так и много

Любимый край

Авачу мы запомним навсегда. Считаем, что мы на вулкан поднялись. Кстати, в тот день там погибла туристка из Барнаула из-за переохлаждения. Действительно, была непогода.

В таких отчетах даже слова не нужны, достаточно фото!
Я был в 60 городах РФ по работе, от белорусской границы до Магадана, но в офисе давно сказал: если отправите меня на Камчатку, я с радостью туда поеду и потом уволюсь))))))
Крутое место, крутой отдых и фото!

Алчонок
Поездка у Вас вышла великолепная, согласен. Но если Вас интересовала чисто техническая сторона вопроса при восхождении, то да, задача выполнена. Однако вы не видели то, что находится на самой вершине, да и виды в солнечную погоду оттуда открываются великолепные! Так что, советую повторить ;)

Отличное путешествие. Не надо забывать про цены на Камчатке. Бензин и прочее.
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом."

Станислав
Для большинства это действительно "нереальная Камчатка" из-за бюджета...
Камча нереальна и для большинства местных,которые,как и большинство россиян,борятся с бедностью. А при первой возможности - улетают в отпуск с детьми к тёплым морям,чтоб погреться,да поесть дешёвых фруктов,а не устраивают для себя дорогостоящие путешествия по отдалённым местным красотам!

Красиво!! Охота туда попасть!

Из-за леса, из-за гор...
Vasily Fv
вроде из Благовещенска, а Мааасковский мусор в голове, всю жизнь на ДВ живу, КИТАЙЦАМ ОН ДАРОМ НЕ НУЖЕН. У них Африка и еще пол мира добываются. Если только лет через 100-200, в последнюю очередь. Сотрудничать с корумпироваными, жадными, туповатыми варварами с ДВ, принципиально не хотят, не надёжно, не выгодно. Что-то добывать по этим же причинам. Только лес покупают и излишки эл.энергии, хоть за какие-то копейки согласились брать, что мгновенно вызвало адскую зависть местных крестьян.

Вы еще вернётесь, кто хоть раз побывал на Камчатке - обязательно возвращался
Вольному - воля...!!!

Соглашусь с вами, что виды с вершины великолепные. Но как подгадать приехать в солнечную погоду? Да, мы не против повторить поездку. Столько там еще неизведанных нами дорог.

Maxxsv
Вы еще вернётесь, кто хоть раз побывал на Камчатке - обязательно возвращался
Дай-то Бог!

- А правда, что на камчатских дорогах полно медведей?
- Нет. На Камчатке нет дорог.

Отличное путешествие!
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.

Керчь
танки ваши конечно ваще бомба. рыбалка тоже огонь. не то что мы у себя в крыму бычков ловим)))
михаил
Юрга
служил на камчатке,рядом с тремя братьями,места чудесные,ни где в мире не осталось таких чудес.

Усть-Илимск
Заметили что минусуют 2-3 и наверное одни и те же человека. Хороший поход, хороший отзыв)
Супер! Классный отчёт! Потрясающе красивый Край! Далеко и дорого....
Егор Ромов
а конкретно есть что или только КВА КВА КВА
Круто. Надо побывать )

Спасибо, что написали отчет о таком ярком и сочном путешествии. Я получил огромное удовольствие!
Почем нынче такая роскошь? Ну так, на круг, если из Москвы?
Комсомольск-на-Амуре
100 рублей за пирожок !!!!
Комсомольск-на-Амуре
ничего личного - только бизнесс 😂😂😂
Сергей Катков
Аха, внезапный автостоп на Мутновку и тем более на Горелый....А ремонт авто при заброске, кто должен компенсировать? И жадность "местных", тут скорее не жадность, если с теми же югами сравнивать, на Камчатке, много более приличных людей, в отличие от материка.
Алчонок
Вы очень бюджетно провели время, и увидели многое, молодцы! Осталось зимой приехать:)
Криводановка
Камчатка это красивейшее место на планете.
Целый год возил в Питер контейнера,фото причала напомнило мне об этом.
Запомнился палтус горячего копчения,щупальцы краба по 3р 50 коп.
Паратунька с горячими источниками.
Бабка в пищере на мопса похожа...
Konstantin
Вилючинск
Очень жаль, что вас не сводили на Мутновский вулкан. Там от места стоянки машин до кратера (его внутренности куда можно пройти пешком) минут 30 ходу. Незабываемое ощущение.
Сергей Катков
Вы в курсе сколько стоит подготовить и содержать автомобиль, способный забросить группу на Мутновку, Горелый, Толбачик?
Если вам кажется, что на туристах "жадные местные" озолотились, то глубоко ошибаетесь.
Алчонок
А вы пенсионеры или нет ?
Веховод
Что то не сходится, люди бедные и тут же улетают в отпуск с детьми к теплым морям.
Вася Залесный
Так и есть. Северные районы КНР вообще слабо заселены, основная масса китайцев проживает в южных.
Vasily Fv
А вы житель ДВ и вас продали в рабство к китайцам ?
Александр Злой
Людям 1 раз в 2 года оплачивают проезд к месту отпуска(в пределах России) и обратно. Детей вынуждены вывозить к солнцу и фруктам. 80% местных жителей дальше Паратунки( курортная зона в 40 км от Петропавловска) нигде не были.

12 лет там прожил, прочитал замечательный отзыв, фото глянул... такая ностальгия накрыла... автору спасибо)
Автокомплекс "Зенитка" г. Чита, пер. 2-й Молодежный, 1 тел. 20-88-34
PNN

Хорошо наверное мАААсквичем быть...., туда слетал, сюда слетал.... А пирожки между тем по 100 руб. на Камчатке )))).
PNN
Привязались к этим пирожкам, он стоит своих денег, уж поверьте-один на двоих с кофе вполне как обед. А за дешевые или бесплатные билеты на материк, чтобы детей вывезти еще "драться" надо, иначе выложишь по 60000-80000 рублей на человека, я сейчас отпуск планирую и мне Вьетнам "все включено" дешевле Анапы обходится.
Петропавловск-Камчатский
Приятно такие отзывы читать о Камчатке, спасибо, аж начинают посещать мысли никуда на ПМЖ отсюда не уезжать, а строить дом, чтобы было где снегоход, мотоцикл держать.
Жаравин Алексей Анатольевич
Молодцы отличный отзыв

про шишку не знал. У нас в районах крайнего севера красноярского края её немерено. Да и за ягоду никто не считает, так - жажду утолить, ибо водянистая очень.
JurijZ
Автору спасибо!!! замечательно написано. Очень захотелось съездить!
Я бы тоже туда слетал! Но цена семьёй из 4 человек отдохнуть, не реально!

Авача, вроде, в переводе с ительменского - Русский.
А мы вешаем всех по одному закону: Закону всемирного тяготения
Всем жителям Камчатки государство оплачивает проезд к месту отдыха ?
Спасибо, прожил на Камчатке 2 года, очень красивый край и люди замечательные. Очень хотелось бы вернуться, но пока не выходит!

PNN
Авторы отчёта из Екатеринбурга, дятел. "Не читал, но осуждаю?"

Камчадал
Не парься, что человека наполняет, то из него и лезет. Если чел наполнен горечью, она и хлещет наружу отовсюду.
Края фантастически красивые у вас!

Камчатка-Белгород
Алчонок
Конец сентября,начало октября обычно солнечная и сухая погода.
И обязательно побывайте в налычевской долине( миниатюра долины гейзеров), но нитак дорого.
Isuzu Elf 4ВЕ1
NKR-58E 7140555
Isuzu Elf 4HJ1
NKR-72Е 7000216
Петропавловск-Камч.
Работодатель оплачивает согласно закону, пенсионеры тоже имеют право на бесплатные билеты, в МО и МВД оплачивают раз в год + член семьи, но еще раз повторюсь - желающих вылететь летом больше, чем мест в самолете, можно и пролететь с отпуском.

Sergey
Тут как то в отзывах на авто человек выкладывал отчёт, сколько стоит патрол подготовить, чтобы экскурсии на Камчатке катать. Мягко говоря, очень недешево)

Петропавловск-Камч
Турфирмы в шоколаде не купаются, расходы огромные. Лучшее время для посещения август - сентябрь.

Суууупер!!!! все классно …. Но грустно одно....источники продали китайцам,а скоро и всю страну ….
По поводу размещения мирового торгового флота в Авачинской бухте, это информация 18 века.
По глубине также проблема, не один более менее крупный контенеровоз тоже не войдет, сядет на брюхо.
al
Igor_96
Со вторым они тоже справляются ;)
Камчадал
Мы из Красноярска в январе 18 года летали на о.Хайнань на 10 дней.Путевка на троих обошлась в 47000 рублей и с собой еще брали 30000 рублей.На горный Алтай ездили летом на 4 дня отдали 39000 рублей. Вот тебе и Россия.
Просто охренительно!, не понимаю людей которые сидят в своих 4 стенах и не путешествуют, ведь путешествовать можно даже без денег!

Александр Злой
Всё сходится,т.к. сам здесь живу с лихих 90-х - поэтому знаю о чём говорю!
Tigr-ural
Почитал, посмотрел фото. Понял, что хочу на Комчатку.

красота

Всем жителям Камчатки государство оплачивает проезд к месту отдыха ?
По закону работодатель обязан оплачивать. В основном оплачивают.

Александр Злой
А вы пенсионеры или нет ?
Пенсионный возраст повысили и стало быть мы не пенсионеры. Еще есть время для путешествий.

Sergick
Конец сентября,начало октября обычно солнечная и сухая погода.
Налычево нам интересно. Надо бы и саму долину Гейзеров посетить и Курильское озеро, да и много еще чего. Благодарю за подсказку про осень.

Андрей Стефанов
Благодарю Вас! Подумаем над зимним вариантом.

Благодарю всех за добрые комментарии. Желаю Вам всем обязательно найти время, деньги и возможности посетить этот удивительный край!

Спасибо за сказ ...был в январе 19 года ...

Супер. Был я как-то на Алтае, бюджет (4500 км от Москвы на авто, всего за отпуск 11000 км. ) был такой как на Канары в 5 звёздный отель слетать. Но на Камчатку лететь надо, думаю на семью из 3 человек будет (на новая лада веста в топе). Но главное эмоции. Тёплый морской берег такого не дадут
Красивейшее место !!!

Отличная поездка!

Виктория
без денег только можно по заказу государства путешествовать по тюрьме и зоне!

Виктория
разводят таких "пенсионеров",потом цены ломят не скидывают,лучше таких лохов подождут,совсем там оборзели турфирмы и им подобные!

Камчатка доступна только москвичам

evgene
да, на Дальний восток и Сибирь им точно пофиг - отношение как к колонии
Виктория
без денег только можно по заказу государства путешествовать по тюрьме и зоне!
да сколько угодно примеров автостоперов и прочих путешественников, работают где нибудь в путешествии и дальше катяться)) а на зону может любой попасть в нашем государстве, так спецом у нас все устроено.

mitsub_1979
Камчатка доступна только москвичам
На минуточку, автор из Екатеринбурга.
PNN
Москвичи самые скряги ,ездят такие нищие и плачут чё так дорого,терпеть москвичей не могу хитро***ые все
evgene
Да пофиг им, они совсем другие проблемы решают.
Да нам тоже ***** на москвичей ,давно бы отделились от вас либо сами либо к Японии,даром вы не нужны нам Вася
Петропавловск-Камчатский
Россия для иностранцев, даром не надо нам,только заграница ,никаких Крымов ,Анапа, Ялта,
Сергей Катков
Не все хитрые такие ,пользуетесь тур фирмами платите, а они платят всем с кем сотрудничают, конечно так дорого, но вы же тоже не местные ,и даром не получиться отдохнуть

Sergey
На минуточку, автор из Екатеринбурга.
это не меняет суть моего утверждения

Юра
Елизово
Реклама! Живу всю жизнь на камчатке, не по карману столько увидеть. Бюджет данного приключения минимум 350000рэ
Юра
Елизово
Один 0 лишний
Красиво и затратно. Автор - спасибо!

Вася Залесный
Напомню старое как интернет правило - не кормите тролля. Этим кадрам немножко платят, чтобы они нас обсирали, вот они и стараются...

В-Устюг/П-Камчатский/СПб
Работал на Камчатке почти 15 лет. Действительно одно из красивейших мест в России (а может и в мире). Ведь даже такой человек как Юрий Сенкевич считал: "На Земле есть очень много по-настоящему интересных и красивых мест.
Но одним из самых притягательных я считаю Камчатку.
С моей точки зрения — это огромный национальный парк.
Там есть то, что в остальном мире встречается очень редко: вулканы, гейзеры,
необыкновенная природа, потрясающие животные — медведи, тюлени...
Камчатка ни на что не похожа..."

Хороший рассказ!
А вот ещё о Камчатке.
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God

Сестеров Игорь
Сергей Катков
По поводу Мутновки и Горелого "Даром"
Я сам местный , с Петропавловска- Камчатского. Работаю спасателем, неоднократно, приходится проводить поиск туристов которые экономят на всем, в том числе и на гидах. Пешком в район Горелого вы не дойдете, как-никак около 70 км от Петропавловска. Если
Ваша собственная безопасность для Вас не важна- Welcome. Автостоп у нас не сильно популярен, в виду того, что " кто заказывает музыку, тот и танцует". Но пешие "бюджетные" туристы всегда были и будут.
По поводу высоких цен. Камчатка- остров. Все товары к нам везут либо морем, либо авиа. Камчатка на втором месте на ДВ по дороговизне всего. От продуктов, до топлива.
Удачи!

ЮРЕЦ
У нас Шерегеш дороже Таиланда что говорить то.На выходные съездить 2-3 дня надо от 30000 рублей и выше.

Андрей Костяков
так точно как и на сахалине

С-Владимирович
Оплачивают проезд бюджетникам, раз в два года. Полицаи и военные раз в год, всю семью. Остальные на усмотрение руководства ( работодателя), но как правило за свой счет. И да, билеты еще надо "урвать"....
военным на 1 члена семьи, раньше было лет 5 назад на всех

даже на бензин уйдет на 1000 км - 4500 р около того, вот и думай

Serega511
на Сахалин цены такие же - Крым дешевле. Постройте мост или поромы за нормальные цены

даже на бензин уйдет на 1000 км - 4500 р около того, вот и думай
так автостопом, на велосипеде, пешком, верхом на лошадке,ослике, верблюде и т.д. ...не уйдет.)))

Хабаровск Красноярск
Сообщений: 20924
Ну почему нет исторических зданий?) Я видел одно 10 лет назад))
То, что происходит с тобой, происходит только с тобой.

Дмитрий Анатольевич
Петропавловск-Камчатский
Родился там. 25 лет прожил.
фото подъёма на Авачинский вулкан 2003г. (Фото по центру на самом верху) .
С 2004 года не живу там, в 16ом году приезжал, разница не очень впечатлила.
Огорчен ценами на ВСЁ! Очень.
Рыба, икра да и все морепродукты уравнены к московским расценкам. Хотя и под рукой всё.
Если раньше можно было ловить гольца того же спокойной, то сейчас и на него нужна лицензия. (бред).
Короче - впечатления 50/50. Да, родина моя, тоска. Но жить там тяжело.

Дмитрий Анатольевич
Петропавловск-Камчатский
Родился там. 25 лет прожил. фото подъёма на Авачинский вулкан 2003г. (Фото по центру на самом верху) . С 2004 года не живу там, в 16ом году приезжал, разница не очень впечатлила. Огорчен ценами на ВСЁ!...
Поправочка по фото. Центр и правая фотка самый верх. (фото сканированные).

norseev2000
Прокопьевск
Спасибо Автору за прекрасный фотоотчет. Будто сам побывал спустя 23 года. Служил 2 года по призыву водителем.

Потрясающее впечатление произвел Ваш отзыв, спасибо! Как будто бы снова побывала на Камчатке! Удивляюсь, как же удалось посетить столько мест за две недели!

Красивая богатая шикарными видами природа. Жила в 90-х на Камчатке. Только эти воспоминания оттуда и вынесла - природа.. В остальном не так радужно. Но возможно если там не жить, а на экскурсии приехать, то да - шикарно и впечатлений море. Голодно и холодно и вся природа, куда человек дотянется загаживалась ибо население Камчатки приличной частью люди временные, вроде как и не жалко выходит. Вообще чем дальше от Москвы, тем беднее. Не смотря на богатейшие ресурсы полуострова. Которые тоже все по частным ручкам разошлись. Ну если все вышеперечисленное отбросить, то прямо глядя на фото увидела Камчатку с очень привлекательной стороны. И да , еще цены ужаснули. Икра как на материке стоит. Раньше копейки..

просто интересно откуда такая цена? неужели с Красноярска до Хайнань настолько дешевле, чем с Москвы? у нас выходило на троих около 150-170. правда на две недели. тот же период календарного времени.

Невероятно круто.

Анна Колосовская
Маленько обманул.Улетали 29.01.18 г на 10 дней.
Путевка вышла не 47000 а 53000 рублей по 17500 за одного человека.
Двое взрослых и ребенок 10 лет.Компания МОЙ ГОРЯЩИЙ ТУР г.Кемерово.
Могу скинуть на вот сап счет если интересно.
В этом году предлагали из Красноярска в декабре-январе цены были еще дешевле от 10000 рублей на человека на 7 дней.
Но там в это время не сезон типа.Но все ровно на улице там тепло 22-25 градусов.
Мы бы поехали но школу не хотим прогуливать.
Я спросил почему дешево они сказали Китай субсидирует авиаперелет и еще много чего.
Чтоб турист приезжал и тратил деньги в их стране.
Туристы привозят от 30000 с собой и более.

В 2017 году мы были на Камчатке. Посетили Мутновский, Горелый, пещеры. Так же ночевали в домике вулканолога. Гид, он же водитель, он же повар, Алексей. Нас возил на Прадо, который на заднем плане с номером 730.
Были морские прогулки, поход на каяках к Трем братьям, Малкинские горячие источники, полет на параплане с Мишенной сопки.
Мне понравилось. Через неделю снова лечу на Камчатку.

Igor_96
У Прадо, что на фото, комплект резины с дисками порядка 500 т.р. Плюс полностью переделанная трансмиссия. На перевале к Мутновскому мы вот такой луноход видели

Костанай. Калуга. Омск
Шикарный рассказ. Замечательный рассказ. Умопомрачительный рассказ! Всё-таки, завидую. По-белому, но - завидую! ))) Надо, таки, собраться на Камчатку :)
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Skyline_NSK
Авача, вроде, в переводе с ительменского - Русский.
Авача в переводе Огненная

KarpettUnion
Неоднократно возил материковских туристов бесплатно. И таких как я у нас много.

Igor Danini
- А правда, что на камчатских дорогах полно медведей?
- Нет. На Камчатке нет дорог.
Дороги есть, но медведей много.

Петропавловск-Камчатский
Камчатка это красивейшее место на планете.
Целый год возил в Питер контейнера,фото причала напомнило мне об этом.
Запомнился палтус горячего копчения,щупальцы краба по 3р 50 коп.
Паратунька с горячими источниками.
Паратунка

Александр Злой
Раз в 5 лет, а то и реже.

Александр Злой
А вы житель ДВ и вас продали в рабство к китайцам ?
Москвич наверное.

Далеко не всем

Александр Абрамов
Ну да, прям мелкой, атомные лихтеровозы, ходят как то.