|
Маршрут: Ташкент — Заравшан—Учкудук—Тахитоташ—Нукус—Ургенч—Хива—Бухара—Карши—Шахрисабз—Самарканд—Ташкент.
Транспортное средство:
ВАЗ-2109, 1988 года выпуска.
Объем двигателя — 1 300 куб см.
Немного о машине;
Было решено ехать на машине товарища, так как моя была еще на обкатке после ремонта, а свой автомобиль Денис основательно подготовил и произвел следующие работы перед поездкой;
И еще много мелких работ, которые я уже и не помню.
Забегая вперед, хочу отметить, что автомобиль показал себя отлично для своих лет. За всю поездку были мелкие поломки: 1) окислились контакты предохранителя, из-за этого посреди пустыни в полной темноте на трассе, при скорости 90 км/ч у меня пропал свет фар :), к счастью все обошлось; 2) сломался центр замок из-за пережима проводов на водительской двери. Конечно же, мы даже не считаем это поломками, чего можно хотеть от автомобиля, которому 25 лет.
Вещи в дорогу:
Предисловие
Наступила весна, и моему товарищу Денису все хотелось куда-нибудь вырваться, хотя и у меня такое же желание присутствовало, я тоже любитель путешествий и активного отдыха, но я это все дело откладывал, как обычно, на последний момент. Так бы и откладывал, если бы не настойчивость и упорство моего товарища. Ну вот, уладив все свои дела, мы наметили наш выезд на 28 марта.
День 1. Ташкент—Заравшан—Учкудук—Тахиаташ
В первый день в планах было доехать до Каракалпакии — автономной Республики Узбекистана, так как у Дениса и у меня были там дела, дело в том, что в поездку мы объединили отдых, работу и личные дела. Поэтому двинулись мы рано утром, в 5:00, чтобы к вечеру быть на месте, так как предстояло проехать 1 300 км. Дорога от Ташкента до Самарканда (280 км) в две полосы в обе стороны, покрытие приемлемое, но местами перед Самаркандом идет ремонт дороги в 30 км и дорога там плохая, средняя скорость 30- 40 км/ч. Спустя два часа делаем остановку, чтобы позавтракать тем, что приготовили наши супруги нам в дорогу. Останавливаемся, заодно, осваиваем накануне приобретенный фотоаппарат, так что прошу не ругать за некачественные фото, освоить гаджет получилось только к концу путешествия.
Выдвигаемся дальше и по дороге делаем еще несколько фотографий в Джизакской области, утро пасмурное, так что фотографии не яркие.
Небольшое ущелье перед въездом в Джизак.
В первый день наша цель была до темноты доехать до пункта назначения, поэтому фотографий немного, но и в проезжавших нами городах ничего примечательного не было на наш взгляд, поэтому время не теряли.
Проехав Джизак, перед Самаркандом вижу людей сидящих, продающих что-то вдоль дороги, но интереса они у меня не вызывали так как люди постоянно продают, что то вдоль дорог между городами, в основном это овощи и фрукты, которые неподалеку выращивают эти же дехкане. И вдруг Денис скидывает скорость и решается остановиться возле этих «продавцов», по мере приближения к ним я из машины замечаю, что у них там тарелки, но я не могу разглядеть, что там у них такое. И думаю про себя, мы вроде недавно с Денисом разговаривали насчет того, где мы будем останавливаться, чтобы поесть, неужели это и есть то место, про которое он мне рассказывал, что, мол, там вкусно готовят. Я, конечно, неприхотлив ко всяким придорожным кафе, но это уж слишком, и говорю я уже вслух: «И что там они продают, котлеты что ли, прямо на полу?». А он смеется и молчит, вот, думаю, засада… Да нет, к моему счастью, это не котлеты :), а простые грибы, как назвали их продавцы, «сморчки». Вот это у меня фантазия :).
Вот те самые котлеты :) — сморчки, одна вот такая тарелка в среднем стоит 5 000 сум/63 руб., чем крупнее, тем дороже, хотя вроде как крупные менее вкусные.
Перед Самаркандом идет ремонт дороги, поэтому покрытие, видите сами, какое, но отрезок небольшой 30 км, и, думаю, к лету уже закончат.
Самарканд мы проезжаем, так как мы остановимся в этом любимом нами городе на обратном пути и посвятим ему много времени. После Самарканда отрезок в 50-60 км плохой дороги, на которой очень много мелких ям, при этом средняя скорость движения составляет 30-40 км/ч
Вслед за Самаркандом идет город Навои, промышленный город, поэтому мы его так же проезжаем, хотели попасть в г. Нурата Навоинской области, где имеется святой источник «Чашма». Температура воды в святом Нуратинском источнике постоянная — 19,5 градусов. В воде, по исследованиям специалистов, обнаружено 15 микроэлементов. К сожалению, мы ограничены во времени и не успеваем его посетить, но советую посетить, кто будет в этих краях, я много слышал положительных отзывов.
Черепашки уже выползают по весне и попадаются вдоль дороги.
Проезжаем Навои и держим путь в Заравшан — это небольшой городок посередине пустыни, построен для работников карьеров по добыче золота и урана.
Важно!
Дорога на отрезках Навои—Заравшан, Заравшан—Учкудук, Учкудук—Ургенч малолюдна, летом очень жарко, нет АЗС, потому что это пустыня, берите с собой воды побольше для Вас и Вашего авто!
Вот как раз могу привести пример: по дороге нам встретился водитель со своей престарелой мамой, на LACCETTI, который стоял на обочине, мы остановились, выяснилось, что двигатель не заводится, проверили масло, а его там нет, сухо. Понятное дело, что он уже оттуда своим ходом не уедет, дали ему воды и позвонить, так у него с собой даже воды не было, хотя еще март, но днем на солнце довольно жарко!
Заправляемся на нашей частной мини АЗС :).
Заправились и дальше в путь, впереди Заравшан, нужно заехать поесть и прикупить кое-чего по мелочи.
Обычный город, маленький и чистый.
Отель вроде как единственный в городе.
Время приближалось к обеду, и Денис предложил кафе недалеко от города, по его словам, там неплохо готовят. Ну, все решено едем в это кафе.
Я, конечно же, ожидал чего-нибудь более цивильное, и думал, что мой друг меня разводит, но нет, да и наивный я, какое еще может быть кафе в пустыне:). Но, справедливости ради, хочу отметить, что там очень вкусно готовят и цены приятно удивили. После долгой дороги решили поесть мясо, почему-то его так нам сильно хотелось… Заказали тарелку жареного мяса, баранины с луком под названием «Жиз», салат из огурцов, зелени, чай и лепешку, а после еще четыре палки шашлыка, но шашлык был, как резина, и не понравился совсем.
Стоимость обеда на двоих составило: 29 000сум/337 руб.
Пообедав, выезжаем дальше и планируем заехать в город Учкудук (Три колодца) из известной песни группы «Ялла», заранее знаем, что там ничего нет примечательного, но интерес вызывал сам город в пустыне наподобие Заравшана, но только меньше. Была информация, что там есть те самые древние три колодца, которые располагались по пути Шелкового пути.
А вот и сам город, очень маленький, как микрорайон.
Интересное кафе в виде дракона, но оно оказалось закрытым.
В городе долго не останавливаемся, начинает уже темнеть, и мы двигаемся дальше. Впереди будет очень безлюдная и местами плохая дорога с множеством мелких ям. На пути в 300 км нам встретились всего три машины. Немного жутковато ехать ночью по такой безлюдной дороге, где не встречаются даже населенные пункты.
Но к счастью все обошлось без эксцессов, проехав этот путь, мы выехали на основную дорогу, где уже много машин, до Тахиаташа оставалось 170 км. И поздним вечером мы добрались до места назначения, приняв душ, поужинав, свалились спать у родственников Дениса.
День 2. Нукус—Ургенч—Хива—Бухара
Утром, уладив дела в Тахиоташе, двинулись в Нукус в столицу Каракалпакии, которая является автономией Республики Узбекистан, расстояние между городами 12 км. В Нукусе у нас было в планах заехать по делам и сходить в музей Савицкого, о котором я много слышал хороших отзывов.
Нукус — небольшой город, развлечений немного, имеются гостиницы и несколько кафе, в центре города имеется парк с аттракционами советского периода. К сожалению, наш навигатор не работает и приходится много спрашивать у местного населения, где находится то, что мы ищем, а искали мы военкомат. Объясняют нам своеобразно: ни ориентиров, ни названий, и плюс ко всему, говорят очень быстро ввиду особенности местного языка, местный язык каракалпакский — это что-то среднее между узбекским и казахским. Интересный случай был; останавливаемся и спрашиваем у прохожего, где находится военкомат. Он нам отвечает, но мы не можем его понять, говорит быстро и на местном диалекте, переспрашиваем и опять не понимаем. После второго объяснения делаем вид, что поняли и идем спрашивать у другого, и с ним то же самое происходит. Подходим к третьему, спрашиваем по-узбекски, он нам на своем, спрашиваем по-русски, а он нам тоже на своем, мы в ступоре, решили обратиться к четвертому, но решили, что выберем возрастом постарше, к счастью, он нам все объяснил. Это просто нам так не повезло с прохожими, хотя многие, это в основном старшее поколение, неплохо говорит и по-русски, и по-узбекски.
В Нукусе есть несколько гостиниц, средняя стоимость двухместного номера в гостинице, где нет звезд, но есть кондиционер и телевизор — 60 000 сум/697 руб.
Как я заметил, стоимость еды в Нукусе дороже по сравнению с другими городами, возможно, из-за отдаленности от столицы Узбекистана — Ташкента.
Интересные названия и вывески, которые встречались на протяжении всего пути.
Уладив свои дела, мы двинулись в сторону музея, начитавшись много интересного об этом музее, хотелось уже посмотреть работы знаменитых художников русского авангарда.
Музей И.В. Совицкого, стоимость билета — 3 500 сум/41 руб.
Немного о музее из интернет источника:
По оценкам специалистов и мировой прессы, коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого является лучшим художественным собранием Азиатского региона, обладает 2-ой по значимости и численности коллекцией произведений русского авангарда. Английская газета «Гардиан» назвала музей «одним из прекраснейших музеев мира» (Amelia Gentleman «Savitsky’s secret Hoard». The Guardian, January 1, 2001). О коллекции Нукусского музея говорят, что она «проливает свет на историю русского искусства» и «дает истинную картину художественной жизни 1920-1930 гг» (проф. Хансен-Леве, Ж.К. Маркаде).
Ведущие искусствоведы Запада — Ш. Даглас, Д. Болт, А. Флакер и др. — заявили, что основой для пересмотра истории русского и советского искусства, несомненно, должна стать коллекция музея Савицкого.
К сожалению, нам не удалось сделать фотографии выставленных работ в этом музее, так как стоимость за съемку нам показалась завышенной, да и как-то не привычно платить за съемку, такого нет ни в Хиве, ни в Бухаре, ни в Самарканде. Стоимость съемки 75 000сум/873 руб., впечатление немного подпортил этот случай.
Вообще в Каракалпакии очень много интересных мест, таких, как: крепость Куприк Кала, Соленое озеро, кладбище кораблей в Муйнаке, но для посещения этих мест нужно несколько дней, так как они находятся на расстоянии 200-300 км друг от друга. А на это у нас не было времени, к сожалению.
Посетив музей, выезжаем из Нукуса и держим путь в сторону Хивы, один из старейших городов Узбекистана, находящийся в Хорезмской области. Хива была основана более 2 500 лет назад.
Дорога Нукус—Ургенч, расстояние — 150 км.
Планируем поесть по дороге, так как замотавшись в Нукусе совсем забыли про это, оказывается, и такое бывает :). Останавливаемся возле первого отеля, но без результатов, у них в меню только жареная рыба.
Отель построен недавно, есть кафе и душ, судя по вывеске, но в тот момент работало только кафе.
Через несколько километров стоят несколько кафе и много дальнобойщиков, и мы останавливаемся в одном из кафе. В основном в этих кафе рыба жареная, но рисковать мы не стали. Меню небогатое; лагман (домашняя лапша с подливой), рыба жареная (сазан, пестрая, толстолобик), машкурда (суп из риса и маша), пельмени. К слову о рыбе в Ургенче, который находится на расстоянии в 25 км от Хивы, есть очень много кафе, где вкусно готовят рыбу, свежую, даже ту, на которую вы покажете, выловят и пожарят при вас, очень вкусно. Стоимость жареной рыбы от 18 000 сум/210 руб. за 1 кг, есть кафе, где ее готовят за 6 мин.
Стоимость обеда на двоих 12 000/140 руб., лагман, лепешка, чай, свежие помидоры с огурцами. Дешево, но и невкусно и полная антисанитария, экстрим одним словом.
Дальше по дороге должен быть понтонный мост, пересекающий Амударью, которая впадает в Аральское море, кстати, которое сейчас высохло более чем на 80%. Планируем там остановится и пофотографироваться. Но нас ждало «разочарование»: старого железного моста уже нет, а вместо него новый бетонный монстр. Даже не думал, что в таких местах строят новые мосты.
Новый мост через реку Амударья.
Приближаемся в Ургенч областной центр Хорезмской области, в городе ничего примечательного нет для нас, поэтому мы не задерживаемся и проезжаем его. Я делаю несколько фото из машины, в городе идет большая работа по его реконструкции, ремонтируют целыми улицами.
По всей улице идет реконструкция от начала до ее конца…
От Ургенча до Хивы можно доехать на троллейбусе, это займет минут 40, интересно смотрится троллейбус, едущий вдоль полей :).
Немного о Хиве из интернет-источника: Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре — Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот — по каждой стороне света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения.
Интересно то, что в этом городе до сих пор живут люди, занимаются своим бытом, дети играют во дворе, иногда создавалось ощущение, что я попал в прошлое, очень необычно после городских бетонных строений. Многие дети говорят на английском и просят сфотографировать их, чтобы потом посмотреть на себя на экране фотоаппарата.
Ворота из прошлого в настоящее.
Надпись над входом гласит, что это опорный пункт милиции, хотя является памятником архитектуры, но без этого никак все же кругом музеи и памятники.
Поднимаемся на минарет, так как с него открывается прекрасный вид на древний город.
Ступеньки очень крутые и местами темно не видно ничего, голову поднять нельзя, так как сверху ступеньки, ползешь практически на четвереньках…
Поднялись наверх с языком на плече, но это стоило того, вид сверху из минарета превосходный.
Крепостная стена, когда-то защищающая город.
Рядом есть множество гостиниц и даже в самом древнем городе тоже есть одна неплохого уровня, хорошие номера с мини-баром, ТВ, кондиционером и wi fi. Стоимость номеров: одноместный 110 000 сум/1 280 руб.; двухместный — 160 000/1 860 руб.; трехместный — 190 000/2 210 руб.
Важно! Чем дальше находится гостиница от мест достопримечательностей, тем она дешевле, но и сервис тоже будет ниже!
В округе много вот таких вот маленьких, частных гостиниц, номера у них дешевле, сервис неплохой. Кстати, в данном номере остановились путешественники из Росии на УАЗ-Patriоt.
Походив по Хиве, решаем оставаться на ночь, здесь узнаем у местных таксистов, где имеются недорогие гостиницы, они нам показывают недалеко от комплекса гостиницу для гидов и водителей. Прибываем в гостиницу, название не было написано, только «Hotel» уровень, конечно, ниже тех отелей, что я описывал выше, но нам только бы душ принять и поспать. Стоимость с человека: 30 000 сум/349 руб. с завтраком (яйца или сосиски с чаем), но так как мы еще не ужинали, а в Хиве мало кафе, решаем ехать в Ургенч, я помню, там много есть гостиниц и много кафе, так как я был в этом городе в командировке.
Оказалось, все не так уж просто, как этого хотелось бы. Цены в гостиницах такие же, как и в Хиве, но состояние похуже и во многих нет холодной воды, с кафе тоже проблема, город перестроился, и я уже в нем не могу сориентироваться, поездив в нем некоторое время, понимаем, что надо было остаться уже в Хиве. И чего нас потянуло… Кстати, зато наблюдал много интересных ситуаций, когда у людей спрашивали дорогу, люди до такой степени нам хотели помочь в этом деле, что вокруг меня обрастала толпа народу из 5-6 человек и все пытались объяснить, как лучше проехать, даже спорили между собой. Что скажешь, народ гостеприимный. Не найдя ничего подходящего, решаем выехать в сторону Бухары, так как она у нас следующая по плану, решаем заночевать в придорожном отеле и там соответственно поесть. Это была вторая плохая идея :).
Дорога на отрезке Ургенч—Бухара очень плохая, так как идет реконструкция, местами километров 30-40 покрытие из асфальта отсутствует вообще, средняя скорость ночью 15-25 км.
Возвращаюсь к плохой идее, по дороге встретился один отель, и тот забитый постояльцами, предложили нам заночевать в комнате отдыха, где стоит телевизор и лежат на ковре водители-дальнобойщики, на вопрос: «Сколько это удовольствие нам обойдется?» сотрудник, а может и хозяин отеля, посмотрев на меня, голодного и уставшего, с красными глазами в 2-3 ночи, ответил мне: «Да ложитесь, отдыхайте денег не надо». Ого, я был удивлен этому предложению. Но мы отказались от такого щедрого предложения в надежде, что дальше по дорогое будет отель :).
Ну что тут скажешь, отель действительно был, в виде нашей машины, так как я уже не выдержал и остановился поспать возле одного «кафе», так как у нас правило, если очень хочется спать, никакого руля! Друг уже давно спал, и его даже не разбудила моя борьба с дорогой без асфальта, я решил тоже поспать, но до этого поесть в кафе, возле которого остановился. Зайдя ночью в это кафе я, даже, не понял куда зашел, все делал на автомате, хотелось сильно спать и есть.
День 3. Бухара
Наутро я рассмотрел, что это было за кафе :).
После рассвета я был в шоке, конечно, в таком я еще не кушал никогда, конечно, всякое видел, но такое… Я не особо прихотлив к еде, как гласила пословица в армии: «Солдат должен есть камни, песок, бумагу и даже то, что дают в солдатской столовой», но нет, не в таких антисанитарных условиях. Купленную мною самсу (тесто с тыквой в виде пирожка) пришлось выкинуть, так как она не внушала доверия, хотя ее так со вкусом уминали дальнобойщики. В итоге купили кипятка и пряников.
А еще был случай до подъезда к этому кафе: дело в том, что между каждыми областями есть посты ДПС/ЙПХ в виде терминалов со шлагбаумами на въезде и выезде. И мы меняемся при пересечении этих постов, так как не сделали на меня страховку. Это не наша оплошность, а просто понадеялись на приятеля, кто должен был сделать страховку, а он подвел… Соответственно вождение без страховки наказуемо штрафом вплоть до штрафной площадки. И вот еду я ночью, Денис спит, вижу впереди свет, но вроде не пост, а дробилка, которая работает для строительства новой дороги. Подъехав ближе, метров за 30 замечаю, что рядом пост ДПС, я его не заметил, так как его тоже ремонтируют. Ну что-то я тут растерялся и принял вправо, прям практически перед постом и остановился, ночь, машин нет, и я тут как бельмо на глазу, смотрю, идет инспектор и машет мне фонариком, типа, подъезжай. Я бужу Дена, а ему хоть бы хны спит, ему тут не до моих проблем. Ну…, думаю, ладно, выхода нет, подъеду, если докопается, объясню, что устали, вот и сменили друг друга, думаю, человек же поймет наверное. И вот подъехав, он опускает шлагбаум передо мной и спрашивает: «С документами все в порядке?» — я говорю: «Да», а он мне отвечает: «Ну хорошо, счастливого пути!»… Ого, думаю я про себя, ничего себе, что это было, неужели я ему не показался подозрительным…. Вот такие вот есть инспектора, к слову, не впервые попадается такой.
Местами, где построили новую дорогу, ее уже открыли, ехать по ней одно удовольствие.
Строят специалисты из Южной Кореи или из Китая, покрытие — железобетон 50-60 см, пока пускают по одной полосе в каждое направление, но вдоль новой дороги строят еще, будет по две полосы в каждое направление.
Мастерские и вулканизация, вдоль дороги из прошлой эпохи.
Немного проехав, решаем остановиться и нормально позавтракать, мы уже в Бухарской области.
Поев, выдвигаемся дальше, впереди еще один древний город Бухара.
Немного информации о Бухаре из интернет-источника: Возраст Бухары превышает 2 500 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.
В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь», по другой — «обитель знания».
Предлагаю Вашему вниманию небольшой экскурс по древней Бухаре:
Продавец самсы (подобие пирожка мясо в слоеном тесте).
Башня Шухова, построенная в 1927 году.
Минарет, построенный в 1917 г.
Мечеть Боло-хауз была построена в начале 18 века.
Минарет Калон (большой, великий) был построен во времена правления Караханидского хана — Арсланхана. Это самое высокое сооружение в старой Бухаре (46,5 метра).
Восточный базар (сувениры, шелковые изделия, изделия из металла).
Важно! по поводу покупки сувениров, не берите в первом попавшемся месте, так как в другом окажется такая же, но красивее и дешевле. Ходите, смотрите, торгуйтесь — это же Восток, здесь торг уместен. Если вы мастер торга, то можете выторговать хорошую скидку до 50%, как говорят на Востоке, на базаре есть два дурака: один продает, второй покупает:).
Медресе Мир-и-Араб построено в 1530-1536 годах по приказу правителя Бухары — Убайдуллы хана, в знак признательности суфию Абдулле аль Ямани, поднявшему народ на борьбу с иранскими завоевателями.
Соборная или пятничная мечеть Калон считается одной из древнейших в Средней Азии и второй по величине после мечети Бибиханим (Самарканд).
Пока я делал фотографии в мечети, Денис ушел узнавать насчет гостиницы. Спустя некоторое время звонит мне и говорит: «Все хорошо, жилье нашел!». Удивлением было, когда наше жилье было в 40 метрах от древних памятников архитектуры, где живут местные жители из поколения в поколение.
Откровенно говоря, стоимость была символическая 10 000 сум/117 руб. с человека, к нашим услугам лучшая комната в доме и душ. Хозяин очень хороший человек, верующий, я думаю, с этим и была связанна такая скромная цена за ночлег.
Вход в дом. В доме очень чисто и уютно, дом очень старый, но ухоженный.
Оставили вещи и пошли обедать, тут же в двух шагах есть кафе вот там и пообедали.
Важно! Чем дальше вы находитесь от достопримечательностей, тем дешевле будет стоить поесть, если хотите поесть недорого национальные блюда, поинтересуйтесь у местных таксистов, где вкусно готовят, они знают такие места, но сразу скажу, что это будет обычное кафе, а не ресторан.
Пообедав, решили немного привести себя в порядок и пораньше лечь спать, так как в машине толком не выспались.
Вот наша комната, в таком восточном стиле.
День 4. Бухара—Караул базар—Каган— (Озеро Исчан куль) —Карши—Шахрисабз
Выехав из Бухары, снова ищем бензин, кругом только газовые заправки (метан, пропан).
Важно! Всегда имейте канистры с запасом бензина, так как в областях Узбекистана в основном ездят на газе и бывают перебои с бензином. В основном продают 80 или 80 по цене 91 бензина; 92, 93, 95 нет. В Ташкенте и в Самарканде с бензином нет проблем, но также 80-91.
Проехав от Бухары 250 км в сторону поселка Караул Базар, решаем по дорогое поесть, а потом в планах посетить озеро Денгизкуль, которое включено в список Рамсарской конвенции. Не доехав до озера 50 км, решаем спросить у местного населения, правильно ли мы движемся, узнаем, что правильно. Но на озеро нам не попасть, по причине того, что оно близко расположено к границе Туркменистана и пропуск в эту зону только по спецпропускам. Но эти же люди нам сообщают, что раз столько вы проехали, посетите озеро Исчанкуль, и мы, недолго думая, решаем ехать туда.
По дороге проезжаем очень старый колодец, возле которого останавливались путники по пути следования каравана, где пополняли запасы воды и поили животных.
А сейчас такой водой даже животных опасно поить.
И вот, наконец-то кафе, а то уже кушать совсем хочется.
Очередное кафе из категории экстрим, я уже начинаю привыкать к таким кафе…
Лучше кушать в городах, так как за городом очень редко попадаются нормальные заведения, где можно поесть. Похоже, одного урока нам было мало, и мы снова нарвались на те же грабли…
Не решаемся заказывать какие-нибудь блюда, решили обойтись классической яичницей.
Позавтракав, едем дальше, несмотря на препятствие :).
А вот и озеро, фото получились не очень из-за непогоды.
Пообщавшись с рыбаками и посмотрев их улов, сделав несколько фото, решаем ехать дальше, нужно добраться до города пока не стемнеет.
Впереди город Карши, ничем не примечательный для нас, поэтому цель только одна — найти бензин.
Также, как и в других городах, идет стройка во многих местах города.
Проехав Карши и не найдя бензин, едем дальше, наша цель — Шахрисабз.
Немного информации о городе из интернет-источника: Шахрисабз был основан более 2 700 лет назад. Древние жители города — согдийцы — были известны своими ремёслами, торговлей и высокой культурой. Город в древности назывался Кеш. Шахрисабз известен как родина Тамерлана (Тимура).
Комплекс Дорут-Тиллават с мавзолеем Шамсиддина Кулола.
Мемориальный комплекс Дорус—Саодат с мавзолеем Джахангира.
Дворец Ак-Сарай. Строительство дворца было начато в 1380 году и велось более четверти века. Очень впечатляющее сооружение.
Город небольшой по сравнению с Бухарой и Самаркандом, потому погуляв по городу, идем кушать в место под названием «Центр плова», хотелось попробовать здешнего плова, так как в каждом городе его готовят по-разному. Приехав в кафе, плова уже не оказалось, ну, конечно, какой плов после двух часов дня, его в обед быстренько поедают, тем более в таком месте.
Я заказал шурпу, Денис местное блюда под громким названием «Бехтерма»… салат и чай.
Местное блюдо оказалось обычным супом из тушенки, не очень вкусным, по словам Дениса, но вот шурпа и еще к нему по паре гиждуванского молотого шашлыка в виде большой, сочной котлеты, были просто класс. Стоимость обеда 18 100 сум/211 руб. Эх, жаль таких цен нет в Ташкенте, не выходил бы из кафешек :).
Пообедав, решаем ехать в горы 50 км от Шахрисабза, там по словам Дениса есть уникальная древняя мельница, мол ее стоит посмотреть. Честно говоря, что- то не совсем хотелось туда ехать, но хорошо, что мы все же поехали, позже Вы узнаете почему, будет очень интересная история….
Выехав в горы, мы сбились с курса, начался дождь и я промок как суслик так как один за рулем, а второй выполняет функции навигатора, то есть выбегает и спрашивает дорогу:). Промотавшись до темноты, решаем оставаться на ночь в городе, так как в этих местах нет гостиниц. Возвращаемся и ищем гостиницу, одна из них на площади в центре она не работает, во второй под названием «Shakhrisabz Yulduzi Hotel» нет света и нет горячей воды так как в городе не было газа из-за аварии трубопровода, стоимость 2 местного номера 65000сум/756руб почему то берут с человека, а не за номер … Нет, так не пойдет за что платить то, нет ни света, ни воды. Нам сказали, что есть пионерский лагерь «Восток», когда не сезон он работает, как гостиница. Едем туда, оказалось, что он работает, номеров много свободных. Берут с человека 15 000сум/175 руб., но так же нет воды, но для лагеря неплохо, в номерах по четыре кровати, ТВ со спутниковой антенной, нормальный ремонт. Но без паспортов не пустят, у них с этим строго.
Важно! Для граждан СНГ такие варианты ночевки не приемлемы, так как в гостинице делают регистрацию (временная прописка), а без регистрации при выезде/вылете возникнут проблемы, так что нужно останавливаться в гостиницах и уточнять этот момент перед заселением!
Вот такой номер, вещи сушим на столе, почему-то…
День 5
Наступило утро и нам предстоит ехать в горный поселок под названием «Камар», где Денис хочет показать мне интересную древнюю мельницу.
Дороги постоянно размывает после дождя.
Приехав в этот поселок, останавливаемся, чтобы спросить дорогу. Обращаемся к прохожему, спрашиваем про мельницу, а он нам: «Да вот же она», — и показывает на полуразрушенный сарай. А Денис ему говорит, что это не та и он, вспомнив, говорит: «Да, да есть одна, я вам покажу, поехали», но с одним условием: вы зайдете ко мне на чай. Нам, конечно же, неудобно отказаться и мы соглашаемся, заведомо зная, что попробуем деликатно отказаться. По дороге выясняется, что этот добрый человек, которого звали Нур Бобо — поэт, пишет стихи и даже издавался. Мы, конечно, были удивлены, что в таком месте вот так просто живут такие люди.
Приехав на место, выясняется, что мельница закрыта и наш попутчик говорит: «Сейчас все устрою, позову хозяина, подождите». Меня начинает удивлять его доброта, простота, такой контраст с жителями городов.
Вот так вот выглядит мельница, которая при помощи воды перемалывает муку.
В этих местах очень красиво, все как на картинке:
И вот приходит хозяин, а точнее сын хозяина, без лишних вопросов открывает и показывает мельницу в действии.
Палочка слева для вибрации, чтобы сыпалось зерно, простое, но эффективное решение.
Получив массу интересных впечатлений, выходим все на эмоциях, а на нас смотрят как-то подозрительно. С чего эти двое приехали посмотреть на мельницу, делать им нечего… Но это нам, казалось, они были очень рады, что их родовой мельницей заинтересовались и приехали издалека. Соответственно, уже хозяева мельницы начинают нас звать на чай, и мы понимаем, что мы в засаде:) и нам никак не получится уйти без чаепитья. Мы соглашаемся, так как неудобно отказывать, когда нам оказали столько внимания, но объясняем, что сможем посетить один дом, так как впереди дальняя дорога через перевал. И Нур Бобо приглашает нас к себе, но говорит; «Надо еще вверх проехать по крутому подъему, сможете?» Денис гордо отвечает: «Да сможем!».
Немного поднявшись на машине, дорога кончилась, идем пешком, дальше перед этим нам предусмотрительно выдали сапоги.
Интересно, что наверху шел снег, что для марта необычно, но пока мы гостили, он уже почти растаял.
Во время чаепития зашел в гости отец тех сыновей, которые нам показывали мельницу, и очень интересно нам начал рассказывать про мельницу и про всех родных, кто строил и владел. Он знал своих родстванников в 9 поколений и всех их перечислил, мы были в шоке и сидели, разинув рты, не успели включить камеру. Первую мельницу построилии более ста лет назад, до прихода к власти СССР их было пять. Строились с использованием местных пород дерева, растущих высоко в горах. В данный момент рабочая мельница осталась только одна, используют ее не часто, в основном для собственных нужд и для диабетиков. Оказывается, мука после такой мельницы имеет множество витаминов и обладает лечебными свойствами. Из-за того что мука из такой мельницы имеет низкий сорт, она не очень востребованна, люди покупают уже готовую муку более высокого сорта.
Ну вот, выходя из дома, мы слышим приглашения к себе домой от хозяина мельницы Исомиддина, но мы вежливо отказываемся. А он в свою очередь просит нас подвезти его домой ниже по улице. Попрощавшись и получив в подарок книгу с автографом, мы прощаемся с Нур Бобо, садимся в машину и уезжаем. В машине завязывется интересный разговор, и Исомитддин проезжает свой дом и понимает это тогда, когда мы слышим крики его жены, которая пытается нас остановить, чтобы вручить нам гостинцы, ну и, наверное, забрать мужа:). Останавливаемся, оставить нашего попутчика и попрощаться, но не тут-то было, мы уже не могли отказаться от настойчивого приглашения на чай, соглашаемся, так как невежливо отказываться.
На столе все свежее, все свое: сметана, сливки из козьего молока, хлеб собственного приготовления, сумаляк (проросшую пшеницу сутки варят, которая в последствии похожа на повидло). Попив чая, пытаемся уйти, но попадаемся на глаза хозяйке дома и она чуть ли ни за уши нас тащит назад, так как она уже пожарила кортошку с мясом. Конечно же, мы вернулись, приятно пообщались с этими добрыми людьми. Неловко чувствовали себя, так как пришли в гости без ничего, на Востоке с пустыми руками в гости не принято ходить. Мы просто не ожидали такого гостепреимства, я такое увидел впервые в жизни. Такие простые, добрые люди, казалось, я их знаю давно… Отведав обед и обменявшись номерами телефонов, начинаем уходить, нам предлогают остаться и приехать еще, так как мы еще не видели их красивые места вверх по реке. Садимся в машину и обнаруживаем на заднем сиденье пакет с орехами, сметаной, кефиром и мятой. «Это вам в дорогу», —говорит один из сыновей.
Вот эти милые люди, семья Авлокуловых.
Едем в машине, и нас переполняют эмоции, и я говорю: «Что это было сейчас такое?». Неужели такие люди еще остались я, конечно, знал, что мир не без добрых людей, но чтобы настолько. Ведь мы им совсем не знакомы, а нам оказали такой прием, вот это да, думаю про себя я и замечаю одну вещь: чем дальше люди живут от города, тем они добрее. Начинаю понимать, что мы, городские жители, совсем другие и у этих обычных людей живущих небогато, далеко от цивилизации, есть чему поучиться.
Кстати, поселок назывался Алма-Ата, так как Камар остался ниже.
И снова по дороге интересные вывески.
Вернувшись назад в город, услышали про обсерваторию Улугбека в городе Китаб, там можно посмотреть на звезды в телескоп и нам проведут экскурсию на пяти языках по желанию. Мы приехали туда, а там сидит сторож, и все, никого нет больше, мы спрашиваем: «А что все заброшено, ничего не работает?», а он на нас как на дураков смотрит и говорит: «А какие звезды-то днем вы собираетесь смотреть?» Да, что-то мы тут ступили, это наверное после эйфории этого горного поселка. Оказалось, все работает, экскурсии проводят, стоимость договорная. К сожалению, фото нет, так как стратегический объект…
Ну ладно, едем дальше впереди перевал, а за ним Самарканд.
Погода проясняется и фото получаются получше.
Преодолев перевал с плохой дорогой и с интенсивным движением, приближаемся к Самарканду.
Самарканд
Информация из интернет-источника; Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В XIV веке стал столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов
Не советую останавливаться в Самарканде только на один день, так как здесь очень много памятников, больше, чем в других городах Узбекистана. Советую посвятить этому прекрасному городу 2-3 дня. Город развит неплохо, считается второй столицей после Ташкента. Много гостиниц, парков, ресторанов и кафе. Наша цель была прогуляться по древнему Самарканду, переночевать у родственников, уладить кое-какие дела и вечером выехать уже в Ташкент.
Гур-Эмиир — мавзолей Амира Тимура 1404 г.
Регистан — площадь в центре Самарканда.
На площади Регистан расположены мечети, медресе и мавзолеи
Вход в Регистан платный, слева от площади имеется касса, стоимость билетов для местных жителей и иностранцев отличается, средняя стоимость посещений музеев для иностранцев 60-80 руб.
Медресе Тиллакори 1646-1660 г.
Отделка мечети с использованием сусального золота.
Соборная мечеть Биби-Ханим, была построена в 1399-1404 годах.
Шахи Зинда — памятник средневековой архитектуры, ансамбль мавзолеев самаркандской знати.
Посетив достопримечательности, иду на Сеабский базар, что находится рядом с мечетью Биби-Ханим, чтобы прикупить сладости.
Много всего на любой вкус, не забываем торговаться.
Самарканд мне очень нравится, приезжаю сюда с большим удовольствием, посещая исторические места, погружаешься в атмосферу прошлого. Этот город всегда оставляет положительные эмоции. Всем советую посетить его.
Самаркандский плов, который отличается тем, что в конце приготовления его не перемешивают и накладывают все по отдельности.
Ну вот, уладив все дела и встретившись с Денисом в кафе, собираемся в путь домой в Ташкент. К сожалению, фото больше нет, так как выехали, когда уже стемнело. В Ташкенте были поздней ночью.
Уважаемые форумчане, прошу строго не судить за мой первый отзыв. Как говорится, первый блин... Фото очень много получилось, но постарался выложить самые интересные.
Подведу итог нашего путешествия: получили массу положительных эмоций, познакомились с интересными людьми, увидели удивительные места. Автопутешествие — это класс, это по мне! Очень понравилось, буду путешествовать еще и на более дальние расстояния. Всем удачи на дорогах.