|
С уважением приветствую тех, кто решил посвятить время моим мемуарам! Огромная тяга к перелетам возникает не только у птиц, но, как оказалось на деле, еще и у людей, влюбленных в дорогу. Так получилось и на сей раз. Идея намотать пару-тройку тысяч километров на новенькие шины моей красавицы-«девятки», 88-го года выпуска, родилась как-то в один из мартовских солнечных деньков.
Правда, при подготовке к путешествию, строили проект об оказании туристических услуг как гидов, но это второй вопрос. Тем более, что в процессе получили огромное удовольствие лично для себя. Думаю, настало время немного о «нас». Итак «МЫ» — это Денис и Захид.
Живем в Узбекистане, в городе Ташкенте. Оба имеем непосредственное отношение к строительству. В частности, Захид — организатор строительных работ, то бишь прораб. Ну, а ваш покорный слуга — простой сварщик металлов, не металлов, ну и всего прочего. Работаем на себя уже очень давно, посему можем кроить время на маленькие радости. Кстати, все наши радости стараемся делить с нашими семьями.
Это мое семейство. Самая дружная и крепкая Семья Цой.
Ну а это Молодая, Перспективная, Целеустремленная, ну и просто Красивая семейка Толягановых.
Так вот примерно мы выглядим. Теперь, после краткого знакомства, можно и о главном. Итак был объявлен старт в 4 часа утра 27-го марта 2013-го года. Весна напирала всеми силами на природу, раскрывая всю красоту цветения.
Запасшись провизией и водой, выехали за пределы города по трассе М-39. Ташобласть встретила густым туманом. Видимость в несколько метров ограничивала скорость, но так как спешить было некуда, наслаждались видом мелькающей в свете фар дорожной разметки и бетонных ограждений. Таким вот «пешим» ходом добрались до Чиназа. Это городок на побережье реки Сырдарья. Славится рыбным рынком. Рыба вкусная, речная, особенно рекомендую копченого жериха, м-м-м-ммм пальчики оближешь, а с пивком… Пиво — это отдельная тема, причем его варят в Самарканде по чешской технологии…. Ну вот, понесло раньше времени в Самарканд, извеняйте, как-никак, Родина. А тем временем рассвело и оказались мы в городе Джизаке, вернее, на выезде из него.
Легкая закусь под звуки проезжающих машин и снова по коням! Бахмал, за ним Галлярал, далее место под названием «высшая точка». На самом деле, это место определяет границу между областями, о чем гласит следующая стелла.
Если кто окажется там, может увидеть продавцов щенков, а так же грибов.
Самарканд и Самаркандскую область пролетели на одном дыхании просто потому, что Самарканд был запланирован последним пунктом нашей экспедиции.
Свернув направо с трассы М-37 в местечке под названием Кармана, мы попадаем на дорогу, которая идет под номером А-379 и выведет вас в итоге к городу Заравшан. Но это только лишь после того, как, проехав населенный пункт под названием Конимех (я до сих пор не могу понять это аббревиатура, или что… м-м-мммм надо поискать в сети) вы прочувствуете резкий переход из зелени в бесконечную пустыню. Настолько разительный контраст, что возникает чувство, примерно как когда вы впервые покидаете родной очаг и остаетесь один на один с решением жизненых задач. Здесь вы вступаете в спор с природой.
Обняв пустыню, отдав должное ее величию,…
…а еще погоняв ослов, обитателей мест, отдаленых от населеных пунктов, так же вступив в непосредственный контакт с дорогой, продолжили путь после небольшой дозаправки.
Город Заравшан появился на гороизонте, встречая автобусами из американских фильмов, которые возят работающих на рудниках и комбинатах. Ощущение налаженой жизни и порядка в этом городе царит со времен Советского союза до сих пор.
Полный альянс советской архитектуры с требованиями современной жизни рождают такие вот идеи.
Такой вот город маленький, чистый, опрятный. Созданный людьми в пустыне, впрочем, как и многие в том числе и Учкудук, воспетый в песне группы «Ялла». Но он будет позже, а сейчас пир!
Мясо барашка, замаринованное прежде (в чем, история умалчивает просто по незнанию) и искусно томленное в печи. Ну просто тает во рту. Что для мужчины мясо, после долгого пути, особенно когда ты голоден? Это просто… здорово!!!!!
Вот он, этот оазис, под дивным названием «ОШХОНА». Блюдо называется «ЖИЗ». К сожалению, вода в здешних источниках оставляет желать лучшего (на протяжении от Навои и до самого Аральского моря вода солоновата), поэтому лучше пить бутилированную воду. Соответственно, и чай, это та капелька дегтя на нашем застолье.
Ржавеющий вагончик, гора, напоминающая гору «Улуру» и будка определенного назначения, вот и все достопримечательности этого места.
Пора в путь!!!!!!!
Это город Учкудук, что в переводе означает «Три колодца».
Почему дракон, непонятно! Видимо, решил напиться!
А этот монумент, символизирующий Три колодца, в данный момент реставрируется. Вот, впрочем, и все об Учкудуке, то, что успели ухватить за полчаса, там проведенные. И снова пустыня.
Дальше на протяжении шестити часов была темная пустынная дорога. Временами на асфальт набегали барханы, а то и асфальт пропадал вовсе. Ни души, кроме перебегающих дорогу зайцев, тушканчиков и мошкары, которая задалась целью пробить лобовик. Как бы ни был экипирован человек, на какой машине бы ни ехал, приходит осознание того, что не все в твоих руках.
Как долго я ждал этот знак…Этот указатель — символ того, что скоро цивилизация. Все, тут я завалился спать, передав бразды правления единственной живой душе на добрую сотню километров, товарищу Захиду! Какой здоровский сон в пути, после стольких впечатлений и сидения за рулем! Спасибо напарнику!
Итак, Каракалпакстан! Столица Нукус, вечно белые земли от проступающей соли, чахлые деревья и растительность. Но на удивление вкусные фрукты, овощи и мясо. Странно, видимо, земля, подсаливающая свои плоды, работает по принципу «Лучше меньше, но лучше». Кстати, это заметно и в Бухаре. Цель посещения Каракалпакии была в том, что там есть маленький городок, под названием Тахиаташ. Городок знаменателен тем, что там живет моя бабушка. Все мое детство пестрело воспоминаниями о поездках туда, а три года, которые я там прожил, подарили мне кучу друзей и впечатлений. Ночная рыбалка на судоходке реки Амударья … Ого, ребят, сазан на 2 кило для пацана 11 лет — это круто! Правда через год на рисовых чеках мы ее руками ловили! Такая вот она, Каракалпакия!
В первый день 1 200 км пролетели за 21 час. Маршрут нашего путешествия был запланирован так: Ташкент— Зарафшан—Тахиаташ по дорогам М-39—М-37—А-379. Таким образом, мы достигли противоположной точки за сутки, а теперь отсюда в обратную сторону по следующей схеме: Нукус—Хива—Бухара—оз. Сечанкуль—Карши—Шахрисабз—Камар—Китаб—Самарканд—Ташкент по трассам А-380—А-388—М-39. Не считая мелких дорог, номера которых не указаны в атласе автодорог. Ну что же, большая часть пути преодолена, начинается интересная часть. Начну с того, что техническое состояние машины было прекрасным, уровень масла застыл на той же метке, что и перед отправкой в путь. В шинах не убавилось ташкентского воздуха, так же с тормозухой и антифризом. Переночевав у моей тети, с утра двинули в Нукус. Столица Каракалпакстана, в которой находится музей И. Савицкого. Музей содержит не только труды Савицкого, но и элементы краеведческой экспозиции, а так же работы молодых художников и скульпторов. К сожалению, администрация не разрешает фотать, поэтому, кроме мемориальной доски, ничего нет. Покинув Нукус, выдвинулись в сторону Хивы, перекусив в придорожной столовке чем-то под названием лагман (от этого блюда было только название).
Приправив посильнее перцем, который был не перцем, поели лагман-нелагман, пожевав овощей и хлеба, про чай я уже писал, так вот, отправились дальше. Кстати, основное блюдо этих кафе — жареная рыба, но зачастую она мороженая. лучше потерпеть и найти место, где имеется бассейн с живой рыбой, которую вы сможете выбрать и ее тут же вам зажарят. Такие кафе не редкость в Хорезме.
Туда и поехали. Ургенч встретил стройкой и реконструкцией улицы, по которой двигались в сторону Хивы. Люди, у которых мы узнавали дорогу, охотно помогали, причем им это доставляло удовольствие, Они тут же группировались, создавали маленькие консилиумы и после продолжительных дебатов выносили заключение, как лучше будет добраться.
Старый понтонный мост заменили на новый из бетона. Лучше, но старый был такой один. Э-э-эх, жалко.
Вот это тоже между прочим достопримечательность. Троллейбус с забегом на 25 км.
Хива поражает сплетением разных временных эпох в одном месте. Люди, живя в стенах, которым несколько сотен лет, пользуются техникой современного мира.
Если вам взбредет в голову влезть на этот минарет, советую немного разогреться, иначе на следующий день будет, ой, как тяжко передвигаться. Но кто рискнет, будет вознагражден такой вот панорамой.
Лестницы настолько круты, что порой приходится ползти на четвереньках еще и в кромешной тьме. Такой вот был экстремал тот муэдзин, который каждое утро взбирался туда.
Побродив по Хиве, решили поискать пристанище на ночь. Местные гостиницы не вписывались в наш скромный бюджет, и посему было принято решение двигаться в сторону Бухары, ну а в пути как придется. Так вот это «как придется» выглядело так:
Само заведение никак не являлось каким-либо местом отдыха, просто здесь можно купить что-то поесть, и рядом есть блок-пост. Все же спокойней спать под охраной.
Рассвет, отменная дорога, чистый воздух и тишина. В пустыне тишина особенная. Это не та тишина, которая бывает в замкнутом пространстве, нет, эта тишина огромного, безлюдного пространства. С самого утра солнышко слегка показалось на горизонте, а потом скрылось за тучками.
Небо грозило пролиться в скором времени.
Городок под названием Газли (что в переводе означает буквально «газовый»). Не стали посещать его, потому что городки, где некогда процветала жизнь, пока шла добыча, с исчезновением оной хиреют.
Поэтому выбор пал на придорожный кемпинг с живописными стенами и аналогичным меню.
Бухара встречает башней Шухова, издали виднеющейся на подъезде к Арку.
Своего рода «Красная площадь» перед дворцом эмира объединяет комплекс памятников старины, в том числе старый город позади дворца.
Огромная заслуга местных гидов — хороший сон во время экскурсии.
Хотя красота на самом деле неописуемая.
Вот эта плетка в реальном измерении равна двум метрам. Представьте себе человека, державшего эту плеть. Несладко было его коню.
А халат размером с двух средних людей? М-да, измельчали мы как-то.
Башня как башня, скажет обыватель, ан нет без единого сварочного шва.
Побродив по Арку, углубляемся в старый город.
Ну конечно, без торговых рядов никак. Мы тоже решили поддержать местного производителя и прикупили несколько вещиц. Женам шелковые платки, ну и своим сынам по рубашке.
Небольшое знание таджикского и узбекского языка дает огромное преимущество в нахождении недорогого ночлега, причем в непосредственной близости от памятников старины.
В полном комфорте, даже с горячей водой, проведя ночь в Бухаре, выдвинулись в сторону Караулбазара. Строения подобного типа встречаются по дороге несколько раз. Если не ошибаюсь, это своего рода колодцы либо накопители воды.
Год назад был здесь по работе, прошагали порядка десяти км по этой дороге. Здорово! Эта же кафешка-магазин, как и в прошлый раз, обогрела и накормила.
Далее начинается степь со своими рукотворными достопримечательностями.
Пока вдруг из-за барханов появляется огромное озеро. Как в последствии узнали называется Сечанкуль. Вообще изначально была задумка съездить на Денгизкуль, но оказалось, что оно находится за линией границы с Туркменистаном. Но Сечанкуль порадовал не менее.
Пообщались с рыбаками, промышляющими на этом озере.
Познакомились с д. Шуриком (Александром), очень простой и добрый человек. Жаль, не удалось пообедать с ними, хотя нас и приглашали, но дорога зовет, и мы снова в пути. Тяжело расставаться с хорошими красивыми местами, но, как говорится, все самое лучшее впереди.
Не спеша, насколько позволяла местная дорога…
...добрались до Карши.
На самом деле в Каршах тоже есть памятники, преимущественно связанные со святыми местами. Решив не отклоняться от дороги, двинули сразу на Шахрисабз. Поэтому Карши запомнился лишь современными придорожными постройками. Ну а Шахрисабз подарил впечатления, не уступающие Хиве.
И в самый разгар нашего шествия по городу, небо пролило на нас свои весенние слезы, которые сдерживало с самой Бухары.
Все население пытается укрыться от дождя, даже велосипеды решили не мокнуть сегодня.
Единственный недостаток — мокнет камера да и на объективе капли, а в целом неплохо. Затем обед в национальном стиле. Правда, огромное любопытство до новых блюд иногда приводит к катастрофам. Скажу по секрету, блюдо под названием «бахтурма», или «махтурма», явно не мое.
После обеда рискнули выехать в сторону Камара, но потерпели фиаско. Проехав поворот на это селение, намотали лишнюю сотню под дождем, причем, когда возвращались на исходную точку, уже стемнело и дождь усилился. Перекусив шашлыком на дороге (здоровский шашлык, я вам скажу). Вернулись в Шахрисабз, заночевав в дет. лагере. Зато утром, уточнив направление, добрались-таки до места.
Естественно, говорить, что все это нужно видеть своими глазами, значит, добавить еще одну банальность. НО, РЕБЯТА, ЭТО НУЖНО ВИДЕТЬ СВОИМИ ГЛАЗАМИ!
Описывать технические характеристики мельницы с водяным приводом будет лишним, самое главное, что она работает уже порядка 115 лет. А самое интересное, что ее обслуживает семья на протяжении нескольких поколений, причем основатель и сам строитель этой мельницы человек, пра-пра-пра-прадед нынешних хозяев, строил ее по наитию. Без всяких чертежей и знаний механики.
Вся эта идея с посещением мельницы родилась на том, что лет 11 назад мне по долгу службы пришлось побывать в здешних местах, и все это запомнилось надолго. Этот снимок снимал я 11лет назад.
Во время поисков этого места нам встретился человек, как оказалось в последствии, поэт.
Человек по имени Нурбобо — поэт, проживающий в этих местах. Самое сильное впечатление — это гостеприимство, которое оказывают жители живущие в этих живописных местах.
Эти люди видя нас впервые, оказывают прием, словно мы их близкие родственники. Эта берущая за душу простота общения, девственное восприятие мира и наивное отношение к людям, незабываемо!
Да, если каждый день открывая двери вашего дома, вы видите такую красоту нерукотворную, то процесс очищения души от грязи просто необратим.
Даже собаки, свирепые на вид, оказались такими благодушными.
Так жалко покидать эти места тем более, что так и не увидели водопада. Но зато лелею в душе повод вновь вернуться сюда. И будет что-то еще, чего я не видел.
Ну, что ж, далее следует город Китаб (книга), у которого в наличии имеется действующая обсерватория, работающая только в ночное время (что, в принципе, логично) и святое место с огромной чинарой, которая служила местом жительства одного святого, имя которого я, увы, не знаю.
Двигаясь в сторону Самарканда через Китаб, выезжаем на перевал с поселением Аман-кутан.
Не хочу нахваливать Самарканд и его окрестности, но, знаете, что у великих людей древности, основателей знаменитых столиц и государств, было очень развито чувство гармонии и понимание красоты и окружающего мира. Так и с Самаркандом, дело в том, что когда-то Самарканд был столицей, во времена правления Амира Темура. В краеведческом музее находится много экспонатов, говорящих о внедрении многих инженерных решений, диковинных для того времени. Посещение Самарканда входит в туристические маршруты всех турагенств, но побыть в этом городе и повидать все сполна, не хватит одного-двух дней. Помнится, как-то собрались мы в три семьи и поехали туда на три дня. Итог поездки: повидали всего на 70%.
Очень яркая была поездка. Но не будем лезть в дебри воспоминаний, как говорится, «лучше один раз увидеть, чем всю жизнь жалеть, что не побывал». Таким вот образом въехали мы в город Самарканд.
А вот и старые знакомые, с самой Бухары, гости из далекой Европы.
Рассказывать о всех исторических памятниках (а их здесь немало)нет смысла, потому как информации о них масса и в сети, и во всевозможной исторической литературе. Поэтому не буду грузить обилием дат и имен, а просто рекомендую побывать здесь. И желательно с человеком самаркандским, ну а коли нет такового, просто побывать. Еще хотелось бы отметить Самаркандские горы, дело в том, что этот город окружен горами, и описывать их просто безнадежно долгое дело. Бахмал, Ургут, Аман-кутан, Агалык, Миранкуль…. Это все горные места с очень живописными видами.
Проведя денек в Самарканде при сложившихся определенных обстоятельствах, выехать пришлось вечером того же дня.
И вот оставшиеся триста км между Самаркандом и Ташкентом были покрыты за несколько часов в ночной темноте. Таким образом, 3-го апреля сего 2013 года в 4:30 утра было закончено сие предприятие. Сегодня уже 7-ое мая, вторник, 10:30 вечера, заканчиваю отчет о поездке по Узбекистану. Далее его ждет коррекция и, даст Бог, публикация.
Всем, кто проявит интерес к этому рассказу, хочу пожелать новых, интересных, удачных дорог!
За время поездки машина ВАЗ-2109 ни разу не подвела, не капризничала и не спорила. 2 919 километров при въезде домой и самое интересное то, что при наличии двух запасок мой балонник (ключ) провалялся дома с выгруженными перед отъездом ненужными вещами. Вот он, «человеческий фактор»!
Всем Спасибо за внимание. ПОКА!