По местам Воинской славы (2015 г.)

30.12.2015 | 11797 просмотров

К сожалению, начальная школа почти не дает детям представления о военном патриотизме. Мой сын, ему на момент путешествия 8 лет, из-за таких компьютерных игр, как «сталкер», «метро» и т.п. начал иметь неправильное представление об оружии, о воинской доблести, о чести. Лишать его игрушек считаю не совсем правильным методом, я решил пойти другим путем, параллельно с виртуальной реальностью дать ему почувствовать настоящую реальность. Так зародилась идея потратить свой отпуск на поездку по местам Воинской славы, где в доступной для него форме я попытался привить ему чувство патриотизма.

— Никита, что ты знаешь о Брестской крепости?
— Ну, на нее, папа, напали фашисты в войну.
— Ну и что? Они много куда напали. Что было в крепости?
— Фашисты ее захватили.
— И что?
— Все. Дальше, папа, война была.

Этот диалог стал последней каплей.

Маршрут: Самара—Рязань—Куликово поле—Тула—Серпухов— Бородино—Минск—Брест—Брянск—Курск—Воронеж—Пенза—Самара.

Экипаж: я — водитель, жена — штурман и запасной водитель, только получила права, сын — пассажир и виновник сего мероприятия.

Машинка: Ниссан Джук (2011), передний привод, расход по трассе 7,1 л, он же и дом, и русская печка, и аптечка ))).

Еще раз приношу извинения за семейность фотографий. Я действительно снимал их для семейного альбома, не планировал писать отчет, поэтому на всех фото мои близкие. В будущем, в путешествиях с 2016 года, буду это учитывать и снимать панорамы, открытки и т.п.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Как обычно, рано утром, мы выехали из Самары, дорога до Рязани в отличном состоянии, поставил круиз-контроль на 109 км/ч и катил, не опасаясь писем счастья, останавливаясь на АЗС. Во второй половине дня, как раз перед закрытием музеев, мы приехали в Рязань. Но музеи посетить успели.

Рязань встретила нас дождливой холодной погодой. Отправились в Рязанский кремль, сам кремль построен поздно в 15-м веке, но на его территории есть отличный русский музей — Дворец Олега. Лучшего музея зарождения русской культуры я не встречал. Там я наглядно смог показать ребенку обобщенность русской культуры, в те времена, когда единого государства не было еще в помине.

Рязань. План-схема кремля.

Крепосной вал Рязанского кремля, раньше он был более высоким, и на нем были деревянные стены и башни. Но и сейчас его высота с внешней стороны доходит до 18 м (7 этажей), и после дождя мы еле взобрались на него.

А вообще, нынешний кремль не имеет отношения к монголо-татарскому нашествию. Монголо-татары сожгли после шестидневной осады другую Рязань, в другом месте. А эта Рязань ранее называлась Переславль-Рязанский. Та, сожженая «настоящая» Рязань, так и не возродилась.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Ночевали, как обычно, в машине. Ниссан Джук только с виду маленький и беззащитный. При сложенных задних сиденьях, получается ровная площадка длиной 1 м 70 см, шириной 1 м 50 см, кузов-то универсал))). Размеры обычной совковой кровати. Два взрослых и ребенок помещаются с легкостью, недостаток — низкий потолок, как в палатке.

Преимущество перед палаткой:

• возможность встать на асфальте, на грязи и посреди лужи;
  • свет внутри и электрические розетки;
  • машина не боится сильного ветра и дождя, холода и жары, внутри климат контроль;
  • внутри радио;
  • после дождя машину не надо складывать и упаковывать;
  • у машины есть габариты, она может себя обозначить, двери закрываются на замок, вы можете уехать из опасного сектора в любой момент;
  • машина большая, тяжелая и железная ))), она сама орудие защиты.

Блага цивилизации (туалет, душ, 220 в, телевизор, кофе) нам обеспечивали крупные АЗС, торговые центры и кафе.

Рано-рано утром мы приехали на территорию Куликова поля. В голове нарисовались фантазии, как мы с сыном находим в земле наконечники стрел, ведь великая битва там была …

Но действительность немного иная. Оказывается, серьезно Куликовское поле ученые начали изучать только в 80-х перед олимпиадой в Москве, хотели сделать поле этаким брендом. Но…

Поворот в один из музейных комплексов на Куликовом поле.

Но ученые ничего не нашли. Ничего. Ни копья, ни наконечников, ни кольчуг, ни воинских захоронений. Вообще ничего. Мне неизвестно, сколько голов ученых скатилось вниз по карьерной леснице из-за этого. Сколько судеб было разрушено. Но первые скудные артефакты нашли только в 21-м веке. Я не берусь это комментировать, так как ученые до сих пор об этом спорят. Одно точно установлено — битва была.

Битва, как бы сейчас написали, была упреждающим ударом. Войско Дмитрия Донского вторглось на территорию Золотой Орды и на слиянии рек Днепра и Непряды дало бой армии Мамая, в целях предотвращения распространения влияния Золотой Орды на Русь.

Куликовское поле. Это Дон, тут он сливается с Непрядой. Не то что наконечника стрелы, ржавой гайки не найдете))).

Прямо на поле, недалеко от этого места, стоит палаточный военно-патриотический лагерь под флагами «Русского географического общества», мы как раз наблюдали их «подъем», утреннюю пробежку, я спросил сына, хочет ли он в такой лагерь? Ответ получил положительный, не вопрос, приедем домой, отдам тебя в такой лагерь.

Куликовское поле. Схема битвы, увековеченная в бронзе.

Куликовское поле. Часть музейного комплекса находится в селе Монастырщино.

Проехав по селу Монастырщино до территории музея, я остановился, далее дорога была выложена плиткой, я остановился, так как не понял, дорога это или тротуар. Пришлось выйти из машины и идти пешком до музея, где я обнаружил парковку и дорожные знаки. Ехать можно.

Куликовское поле. Музей в селе Монастырщино и дорога к нему.

События этой битвы описываются в летописях о Куликовской битве и сказании о Мамаевом побоище. Количество и качество войск — повод для дисскусий ученых. Есть большая доля вероятности, что армия Мамая состояла из наемников. В памяти всплывают картинки из учебника по истории времен СССР, монголо-татары изображены полуголыми дикарями. Но экспонаты в музее, снаряжение, оружие говорят, что эти люди были высококультурны, они были профессиональными воинами. Тем более достойны почета войска Дмитрия Донского, сумевшие победить сильного противника.

Куликовское поле, в музее представлено много образцов экипировки и оружия воинов той эпохи.

Куликово поле, выход засадного полка русского войска, попробуйте отличить наших воинов от монголов (наши с красными щитами, с красным знаменем на котором золотом вышит лик Спасителя).

Куликовское поле, Красный холм, Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с Золотой Ордой. Вопрос открыт, на битву на Дону (1380) или Воже (1378).

В битве на Дону состоялся легендарный поединок между монгольским богатырем Челубеем и воином-монахом Александром Пересветом, который вышел на бой без защитной экипировки, по преданию оба воина пали.

Куликовское поле, Красный холм. Памятник Дмитрию Донскому, построенный в 1850 году на народные деньги, по преданию в этом месте русские войска обозначили победу над Мамаем.

Музейный комплекс на Куликовом поле развивается, строятся новые корпуса, и это правильно. Но вот мне исполнилось 40 лет, ни в одном турагенстве мне ни разу не предлагали тур на Куликово или в Бородино. В лучшем случае, сюда возят иностранных туристов, или приезжают православные паломники. Но обычные обыватели, простые жители России и не подозревают о таких музеях.

Следующим пунктом нашего путешествия стал город Тула. Древний город, с богатой историей, нам он был интересен прежде всего как центр производства оружия. В 16-ом веке Тульских кузнецов освободили от налогов, за это они должны были изготавливать для государства оружие. В 18-м веке по указцу Петра I в Туле основывается первый государственный оружейный завод.

Тульский музей оружия.

Это, на мой взгляд, лучший музей такого рода в стране, детям в нем интересно. На входе огромное количество разнообразных сувениров, в самом музее очень много интерактивных экспонатов. Одни похожи на компьютерные игры, другие заставляют оживать экспозиции. Ну и оружие. Оружия очень много, расположено на витринах так, что можно рассмотреть с любых сторон. Мы пробыли в этом музее около трех часов, и уходить не хотелось.

Тула. Военная техника около музея оружия.

Тульский музей оружия. Многие экспонаты можно потрогать.

Тульский музей оружия. Фрезерный цех в сороковые годы.

Тульский музей оружия. Пулемет Максим представлен во всех модификациях.

После музея мы отправились в Кремль. Место для парковки нашли сразу, но нам повезло, машин много, мест мало.

Тула. Схема кремля.

Кремль в Туле построили в 16-м веке, после того как Тула присоединилась к Московскому княжеству, и уже через 50 лет кремль оправдал себя, не дал пройти крымскому хану на Москву, Иван Грозный в это время как раз был в походе, пытался взять Казань.

Тульский кремль. Кремль красив, заканчиваются реставрационные работы, он сверкает, как на параде.

А ремонтируют кремль рабочие из Средней Азии, рабочих славян я не заметил.

Тула. В сквере около кремля.

Тула. Самовар, вернее термос с чаем, у нас был свой, а вот пряников мы купили, очень вкусные,
с разной начинкой.

Серпухов. Высоцкий монастырь.

Вечером мы приехали в Серпухов, немного поплутав по городу, остановились у Высоцкого монастыря. Это действующий мужской монастырь. По церковным преданиям место под монастырь выбирал Сергий Радонежский, незадолго до того как благословить Дмитрия и его войско на борьбу с Ордой. Возле монастыря обзорная площадка, внизу обустраивают пруд, вид очень красивый.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Рано утром мы, часа за три до открытия музея, мы приехали в Бородино. Закрытый музей нас совсем не смутил, наоборот, мы смогли нормально осмотреть места Бородинского сражения, без суеты и в гордом одиночестве. Машину оставили на большой и пустой парковке.

Бородино. Трофейные орудия около музея.

Схема расположения памятников и значимых мест при Бородино. Стенд нуждается в серьезной реставрации.

Бородино. Главный монумент.

Главный монумент установлен в поле, недалеко от музея. В 1932 году монумент был разрушен, разрушен был и склеп Кутузова. И лишь в 1987 году монумент восстановили, а останки Кутузова перезахоронили рядом. Создавался монумент в одно время с монументом на Куликовском поле, думаю, этим можно объяснить их схожесть.

Бородино. Редут генерала Раевского.

Бородино. Памятник бойцам 5-ой армии, стоявшим насмерть в 1941 году.

Бородино. ДОТ.

Таких долговременных огневых точек много на поле. Красноармейцы 5-ой армии на несколько дней задержали фашистов, наступавших на Москву.

Бородино. Памятник Кутузову.

Музей при Бородино.

Содержание музея меня огорчило. Экспонатов крайне мало, информация в залах о сражении, о людях, участвовавших в битве, не воспринимается, ИМХО. Лично я считаю, что музей необходимо расширить, информацию в нем сделать более понятной для людей разного возраста и уровня знаний истории.

Спасо-Бородинский женский монастырь, частично его территория до сих пор принадлежит музею.

М-1. Исток реки Москва. Остановка на обед. За заборчиком муравейник.

Пока жена готовит кушать, мы наблюдаем за жизнью этого мегаполиса.

Исток реки Москва.

Город Гагарин. Волга, подаренная Гагарину, заботливо укрыта, подвеска разгружена.

Вечером, залив полный бак нашего бензина, купив грин-карту за 800 рублей, обменяв немного наших рублей на белорусские, мы спокойно пересекли границу. Границу мы вообще не заметили, просто ехали и ехали. Стела стоит «добро пожаловать», потом раз и сотовая связь пропала, раз и навигатор ничего не показывает. Дорога отличная, трафик низкий, много мест для стоянок. Забегая вперед, скажу, что иногда попадали в дожди, но машина в Белоруссии не испачкалась, заехал чистым и выехал чистым.

Одно из многих мест для стоянок на трассе в Беларуси. Тут мы и заночевали.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Утром позавтракали и тронулись в путь в надежде купить местные симкарты, путеводители и т. п. Это оказалось непросто. Движение во многих городках ограничено 40 км/ч, то есть 41 — это уже нарушение. Магазины с непривычки найти трудно, точки сотовых операторов еще труднее. Рекламных щитов очень мало, на первых этажах зданий живут люди, машин мало, трафик свободный, мест для парковки — море, дороги отличные. Мне понравилось в Белоруссии.

Барысау арена. Вот такие там стадионы в провинции.

Днем приехали в Минск. Осмотреть решили только центр и зоопарк.

Минск. Пирамидка около цирка, глаза зверюшек это каменные шарики.

Минск. И это тоже возле цирка.

Минск. На заднем плане православный Свято-Духов собор.

Главная площадь Белоруссии и нулевой километр.

Минск. В зоопарк стоит сходить, ведь в нем можно посмотреть на зубра.

Зубр впечатлил, своими размерами, настоящий гигант. Минский зоопарк реконструируется, половина зоопарка — старые советские вольеры, половина — новые, красивые павильоны, есть дельфинарий. Цены в этот зоопарк, на мой взгляд, дороговаты, вышло дороже, чем посещение Московского зоопарка. В выходной день с парковкой у зоопарка трудно, машину поставил в жилых дворах, дворы еще не перекрыли шлагбаумами, там же в глубине жилой зоны обнаружил магазин с продуктами.

Минск. Старый город.

Минск оставил у меня хорошие впечатления. Он не крикливый, неторопливый, чистый, в нем нет излишеств, но при этом все есть. Ну, а мы продолжили путь дальше, в конечную цель нашего путешествия — Брест.

Брестская крепость. Главный вход.

Мемориальный комплекс в крепости открыли в 1971 году. Когда проходишь через главный вход, звучит песня «О Родине» и голос Левитана.

Мы мало знаем о крепости. Красная армия еще в 1939 году выбила немецкие части из крепости, с тех пор в крепости находились наши советские войска. 22 июня 1941 года фашисткая Германия напала на СССР, в это время в крепости находилось примерно 9000 бойцов, оборона Брестской крепости длилась месяц и закончилась 20 июля 1941 года.

Крепость занимает большую территорию на стрелке рек Муховец и Большой Буг, мы осмотрели в основном ее центральную часть.

Все четыре самые лучшие боевые машины времен Великой Отечественной войны поставлены в ряд.

Часть здания кольцевых казарм.

Монумент «Мужество».

Я не возьмусь описывать хронологию событий обороны, судьбы защитников. Все это есть в книгах и интернете. Хочу передать свои ощущения, которые я получил. Когда ходишь около руин, зданий крепости, невольно ставишь себя на место людей, оказавшихся в крепости в момент начала войны, а ведь это не только красноармейцы, много было женщин и детей. И то, что сделали эти люди, то, что они перенесли, каждый по-своему, можно назвать только одним словом МУЖЕСТВО. И этот монумент передает это состояние, атмосферу в полной мере.

В этих подвалах оборонялись, умирали от жажды и ранений, задыхались, но не сдавались последние защитники крепости.

Фундамент и подвал Белого дворца.

Холмские ворота.

Центральная часть Цитадели. Сзади братские могилы, вечный огонь, монументы.

Немцы отчитались о взятии крепости 23 июня, официально крепость пала 20 июля, но в музее есть информация, что местные жители слышали стрельбу и видели привезенных раненных немецких солдат из крепости даже в августе.

После Бреста, я решил проехать в село Каменец, где находится оборонительная Каменецкая башня. Это памятник 13-го века, башня самая высокая в своем роде, имеет высоту 31 м. Был уже вечер, и музей в башне был закрыт.

Каменец. Каменецкая (Белая Вежа) башня. Башня напоминает по форме шахматную ладью.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Утром выехали в сторону России, дороги отличные, поля засеянные, оросительные каналы заполнены водой, на полях стаями ходят аисты. Пару раз эти птицы выходили на дорогу, крупные и красивые птицы, совсем не боятся людей, подпускают к себе близко. Сотрудники местной ГАИ меня ни разу не останавливали, даже наоборот, мне показалось, что они специально отворачивались в другую сторону, когда я к ним подъезжал. Обидно. На пустом утреннем шоссе дал порулить жене, она только получила права. Увидев впереди пост полиции, я обрадовался, ну сейчас я привлеку ваше внимание))). За 100 м остановился, демонстративно поменялся с женой местами и поехал к посту, а они опять отвернулись. Обидно. Так за весь путь меня никто не остановил, ни одного письма счастья не пришло.

Где-то в Беларуси. Фанерного зубра все знают. А я нашел вот такой бидончик )

Где-то в Беларуси. Вот такие муравейники на типичной стоянке для отдыха.

Гомель. Около кукольного театра.

Гомель. На реке Сож расположен, на мой взгляд, один из лучших городских речных пляжей.

Выезжая из Белоруссии, я сделал одну ошибку, не стал искать в Гомеле крупный магазин, чтобы потратить белорусские деньги. Думал, потрачу их в придорожных магазинах, но магазинов около дорог не нашел, и часть белорусских денег лежит теперь у меня дома как сувенир ))).

Брянск. Монумент 1000-летия города на Покровской горе. Памятник Пересвету.

Александр Пересвет изображен в воинской экипировке, хотя по преданию свой подвиг на Куликовском поле он совершил в рубахе.

Брянск. На выезде из города установлен монумент военным водителям. Каждый проезжающий автомобиль подает звуковой сигнал, а так как машин едет очень много, то гудки, сирены почти никогда не прекращаются.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Утром мы прикатили в Курск, где осмотрели военную технику и Триумфальную арку, а я рассказал сыну о Курской дуге и о танковом сражении.

Курск. Триумфальная арка в честь сражения 1943 года.

Курск. Арка построена в 2000 году, вдоль проспекта единым комплексом расположились так же памятники, церковь, военная техника.

На этом основная часть нашего путешествия закончилась, программа минимум выполнена, ребенок ознакомился с основными местами воинской славы, посмотрел на места битв своими глазами, походил по той земле, думаю, в его голове сложится представление о тех событиях и у него будет свое мнение. Решено возвращаться домой.

Орел. Это местный «арбат». На нем есть пара хороших кафе. Сувенирный магазин и классная кулинария.

Орел. В Орле орлов много)))

Орел. Думаю, на это место приезжают местные свадьбы.

Тамбов. Обратите внимание! Я не знал и проехал этот город почти без остановки. В Тамбове красивейшие церкви и целые ансамбли соборов. Если бы я знал, я бы уделил этому городу больше времени, но отпуск подходил к концу, и я решил не ломать график, а посетить этот красивый город в следующих поездках. На фото нет и десятой доли той красоты, которую мы видели из окна машины.

Тамбов. Один из церковных ансамблей.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Воронеж. Около театра кукол сидит Белый Бим Черное Ухо.

Воронеж. Котенок с Лизюкова. С улицы Генерала Лизюкова.

Пенза. Это шкатулка с пословицами около Мак Дональдса. «В общем строю в ногу шагают».

К вечеру мы приехали домой в Самару. Поездка получилась бюджетной, потрачено всего около 35 тысяч рублей. Писем счастья нет. Через несколько дней, как я и обещал, Никита отправился в палаточный военно-патриотический лагерь. Думаю, эти каникулы пошли ему на пользу. Ниже еще несколько фото завершающие (или начинающие) данную тему воспитания детей.

Спасибо всем за внимание.

Буду рад, если Вы напишете, где еще и какие в нашей стране есть места для отдыха с детьми, поделитесь своими путешествиями с детьми, своими ощущениями, удачами и разочарованиями. Пишите.

Катуар, заМКАДыш
Добротный рассказ с позитивными примерами и снимками, без лишнего пафоса и самолюбования. Хороший пример для подражания. По просьбе автора поделюсь ссылками. Может быть кому-то так же окажутся полезными. Особенно, если собираетесь путешествовать с детьми по заппадной части России. http://podonu.ru/forum/index.p... http://podonu.ru/forum/index.p... http://podonu.ru/forum/index.p... http://podonu.ru/forum/index.p...
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Отличное путешествие.
Брест, Волгоград, Новороссийск, Севастополь и много, много других героических городов, которые нужно посетить.
Wangsu
когда это советские войска выбили немцев из Бреста в 1939г? разве немцы не сами оттуда ушли? а перед уходом был совместный парад немецких войск и РККА. учите историю

Отличная идея и отличный рассказ! Спасибо!
Мой отзыв: Лада Веста 2016
Юрий
Отличный рассказ. Главное, мероприятие правильное....и пусть, есть неточности чисто исторические... куда без них....

Обнинск
Правильное дело.
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Молодцы! Отличная тема для путешествий! Если еще раз окажетесь в Бресте, посетите Форт 5, филиал музея "Брестская Крепость", очень впечатляет. Еще рекомендую под Минском комплекс "Линия Сталина". С исторической достоверностью там , конечно, не очень...Но посмотреть стоит. А если будет возможность прогуляться по соседним с комплексом перелескам, то можно посетить и немузеефицированную Линию Сталина. Про бои в Бресте в 1939-м ; там воевали немцы с поляками, занимавшими крепость. А вот войска СССР , наоборот, прошли вместе с гитлеровцами по захваченному немцами Бресту церемониальным маршем. История, особенно военная - очень неоднозначна.... https://ru.wikipedia.org/wiki/... Вдруг еще когда-нибудь в подобном путешествии занесет в мой Воронеж - погуглите "Ротонда". Это часть корпуса разрушенной во время войны больницы, оставили как напоминание о войне. Ну и Адмиралтейскую набережную рекомендую.

Были недалеко от Прохоровского поля в Белгородской области и не заехали - очень зря, рекомендую посетить - место знаковое, и ничуть не менее героическое чем Брест) Ждем в следующий раз)

Спасибо за интересные ссылки и подсказки. Я еще не раз поеду в западную и северную часть России, спасибо Вам за идеи. В ближайший год планирую поездку по побережью моря, от Голубицкой до Адлера. А так же тур выходного дня Булгар, Казань, Свияжск. Ну и наверное стоит покататься по родной Самаре, с утра и до вечера, по интересным местам и музеям, как Вам идея?
Дядя Дима
Ну в общем рассказ потянет, по истории вам самому 3ка не больше. А для воспитания патриотизма не забудьте сыну показать Сталинские лагеря в глубине Ямала, рассказать о судьбах замученных миллионов людей, без них картина слишком радужная и ура патриотичная.

Дядя Дима:
Вы совершенно верно подметили, 25 лет назад по истории у меня была троечка. Один из лагерей ГУЛАГА, в Свияжске, я сыну уже показывал, но к воинской славе это не имеет никакого отношения. У нас все впереди. Спасибо за мнение.

Автор, молодец! С почином! Посетить Брестскую крепость тоже считаю необходимым условием патриотического воспитания детей. Наверное, одна из основ. Предлагаю Вам поразмышлять над посещением Санкт-Петербурга и Зеленого Пояса Славы. Ленинград в Великой Отечественной войне - это не описать словами. Пискаревское мемориальное кладбище. Монумент на Площади победы. Памятники на Дороге Жизни - Разорванное кольцо, например. Невский пятачок. Не уверен, что одного дня хватит. И впечатления могут быть тяжеловатыми для ребенка. Но это наша история.
Если будет интерес, могу оказать поддержку - что-то уточнить, например, или проверить в реале какую-нибудь информацию.

Дядя Дима:
Есть очень интересная книга у Старикова. Называется "Сталин". Если прочтете, узнаете для себя много нового.

Klavir:
Не Сталин, а "Сталин. Вспоминаем вместе". Сорри. Запамятовал
Олег
Серега молодец! Очень интересно, приезжай в Казань увидимся. С дядей Димой не согласен каким образом лагеря помогут воспитанию патриотизма? Да про них нужно знать, но при нынешнем уровне знаний современной молодежи и полном отсутствии патриотизма, радужной картина и должна быть, чтоб чувство гордости и благодарности привить.

Наша Родина большая, затруднительно побывать везде и сразу. А кое где мы с сыном уже были.

Олег:
Лагеря разные бывают. Освенцим, Бухенвальд и др.
И если говорить о памяти, патриотизме, то их тоже можно использовать как место посещения и получения каких-то знаний.

Санкт-Петебрург
Сам термин "патриотическое воспитание" как-то я не принимаю и не понимаю для себя. Это что-то из пережитков коммунизма, родину свою надо любить, историю учить, и не только про победы, но и про ту её часть, неприятную, как уже выше писали про лагеря, ГУЛАГ и репрессии, голод и про то, как вообще у нас к народу относились и относятся. А самое главное - ценить и уважать землю, на которой живешь, не мусорить, не хамить окружающим, соблюдать законы. С патриотизмом нужно быть очень аккуратным, потому что он всегда тесно граничит с шовинизмом.

А ваш подход к воспитанию сына мне очень понравился, решили не рубить с корня, не действовать "запретами" на компьютерные игры и прочие развлечения, а показать что-то другое и попробовать заинтересовать ребенка той же самой историей. Это очень похвально и мне кажется вы на верном пути.
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Теперь вези в Катынь и Ельцин-центр, или вырастет вата)

Молодец, толково придумал.
Дети должны знать прошлое и гордиться тем, чем можно и нужно гордиться.
При этом нужно рассказать и о том, что в нашей истории было плохого.
С патриотическими лагерями - поосторожнее. Уверен, что есть и хорошие места. Просто сейчас под словом "патриотизм" очень много мусора маскируется. Типа - "мы самые-самые", а вокруг - одни враги и негодяи :-((

Бывший_сахалинец:
Отдельное большое спасибо Сахалинцу на ссылки на форум клуба "Средний Дон". То что доктор прописал. Спасибо.

Да уж, в настоящее время такой подход к воспитанию подрастающего поколения уже относят к чему то запредельному и героическому. Думаю, для нормальной и адекватной семьи, это должно быть нормальным и обыденным. Отличная познавательная поездка. Не понял только, почему автор называет Куликово поле--Куликовским? "А ремонтируют кремль рабочие из Средней Азии, рабочих славян я не заметил." Кремль уже почти "отремонтировали"и конечно лучше и дешевле гастеров, никто не уберет строительный мусор и не облагородит территорию. "– Реконструкция колокольни собора идет за счет добровольных пожертвований, – отметил губернатор. – Уже сейчас на счет фонда поступило 62 млн. рублей! Для реконструкции используются только тульские материалы и задействованы только тульские рабочие. От услуг гастарбайтеров мы отказались."

отлично

Минск
Автор, молодец! Небольшое уточнение, при знаке ограничения 40 в РБ, можно ехать 50. Ни камеры, ни ГАИ вы не заинтересуете.
С Наступающим братья-автопутешественники!
Мой отзыв: Ford Focus 2002
Григорий
молодцы!

КОВРОВ
Юрий:
Полное враньё про Куликовскую битву вы называете историческими неточностями? В Куликовском сражении сражались славяне родной веры со славянами еврейской христианской религии во главе с Дмитрием Донским. На обеих сторонах ударной силой была татарская конница, наёмная. Те есть, это была гражданская война. Никакого 300 летнего монголо-тарского ига на Руси не было, что и подтверждают генетики ДНК генеалогии, установившие, что нет в славянской крови ни татарского генома, тем более, монгольского, ибо, монголов придумали, исторически недавно, коммунисты. Моголо-татарским игом прикрыли кровавое крещение Руси. Историю древней Руси, враньё, написали три еврея с немецкими фамилиями во главе с Мейером.
Свободный
историей нашей нужно гордиться но только не ельцыным и его центром
Владимир32rus
Брянск
Идея замечательная. Описание скуповато. И в Бресте и у нас в Брянске можно добавить гораздо больше фото. В Брянске не посетить Партизанскую поляну... Ну не знаю. Вы просто не были в Брянске. Судя по описанию- "галопом по Европам".. Хотя еще раз повторюсь- идея очень здравая. Хорошо, что с каждым разом все больше родителей это понимают.
Молодцы! Лучше нет примера - увидеть и прочувствовать историю Родины своими глазами особенно молодому поколению. Своему сыну и внуку мне удалось это сделать в 2013 году. отчёт на дроме "Путешествие по маршруту Красноярск-Мурманск-Североморс к-Печенга"

Приезжайте к нам, в Тольятти в технический музей ВАЗа-собрано очень много военной техники со времен 2-ой мировой по наши дни.
Гоняешься за земным ,останешься на Земле ..... в виде праха.
Мой отзыв: Лада 2110 1998

Владимир32rus:
Действительно я Брянск проехал "галопом по Европам". И не только Брянск. К сожалению. Информацию о городах брал с этого сайта и с Википедии, как я теперь понимаю недостаточно. Спасибо Вам за информацию. Спасибо всем кто расскажет о чем то новом для меня.

Работник АвтоВАЗа:
Технический музей Автоваза. О нем я впервые прочитал в журнале то ли "За Рулем", то ли "Автомир" , прочитал и позавидовал, какие интересные музеи доступны людям, а вот у нас в Самаре нет ни фига. Потом прочитал в конце статьи адрес, гТольятти .... Короче это было мое первое автопутешествие )))) 2007 год, Никите полгода ))) Потом не раз этот музей посещали.

Отличный отчёт.Познавательный.)

Отличная поездка,молодцы.
Молодцы мы(я , жена дочки 18 и 12 лет) пять лет назад ездили в Волгоградскую обл. хутор Перекопка на могилу деда жены пропал без вести в 42 году . а в 2011 году заходим на сайт Мемориала и читаем что погиб под Сталинградом . Дети были в шоке от увиденного , в станице Новогригорьевская на берегу ДОНА стоит церковь с колокольной(уцелевшая во ВОВ остальные здания уничтожены во время обороны станицы и переправы Красной армией) Колокольня в заделанных пробоинах от снарядов а в потолке церкви был снаряд (его вынули и уничтожили в 1970 годах) когда разминировали "солдатское поле" - там были окружены две дивизии 23 - 71 гвардейская(в которой воевал дед жены) и 25 Чапаевская .Нам это рассказал школьный учитель из ст. Новогригорьевской . Хутор Перекопка - небольшой обелиск (пирамида металическая) с мраморными плитами с 2 десятками фамилий с одной стороны и штук пять одиночных табличек . простая ограда и клумба с цветами а рядом поле огромное (как футбольное) это захоронения солдат. Дочки были поражены от всего увиденного и услышанного. потом поехали в Волгоград . Ходили по музеям и старшая дочка мне сказала папа объясни где Царицын , где Сталинград а где Волгоград - у неё в школе два урока посвящены ВОВ пришлось за место учителей дочке историю преподавать. В этом году поедем опять туда с табличкой . Хотим выразить большую благодарность Смоленским поисковикам они за 3 дня все данные прислали (а от Ярославских поисковиков ни чего нет до сих пор ).
Дмитрий Сошенков:
Молодцы! Мы(я , жена дочки 18 и 12 лет) пять лет назад ездили в Волгоградскую обл. хутор Перекопка на могилу деда жены пропал без вести в 42 году . а в 2011 году заходим на сайт Мемориала и читаем что погиб под Сталинградом . Дети были в шоке от увиденного , в станице Новогригорьевская на берегу ДОНА стоит церковь с колокольной(уцелевшая во ВОВ остальные здания уничтожены во время обороны станицы и переправы Красной армией) Колокольня в заделанных пробоинах от снарядов а в потолке церкви был снаряд (его вынули и уничтожили в 1970 годах) когда разминировали "солдатское поле" - там были окружены две дивизии 23 - 71 гвардейская(в которой воевал дед жены) и 25 Чапаевская .Нам это рассказал школьный учитель из ст. Новогригорьевской . Хутор Перекопка - небольшой обелиск (пирамида металическая) с мраморными плитами с 2 десятками фамилий с одной стороны и штук пять одиночных табличек . простая ограда и клумба с цветами а рядом поле огромное (как футбольное) это захоронения солдат. Дочки были поражены от всего увиденного и услышанного. потом поехали в Волгоград . Ходили по музеям и старшая дочка мне сказала папа объясни где Царицын , где Сталинград а где Волгоград - у неё в школе два урока посвящены ВОВ пришлось за место учителей дочке историю преподавать. В этом году поедем опять туда с табличкой . Хотим выразить большую благодарность Смоленским поисковикам они за 3 дня все данные прислали (а от Ярославских поисковиков ни чего нет до сих пор ).

Отчет просто отличный, много полезной информации.
Для дальнейшего развития надо обязательно по Золотому кольцу проехать, только не спеша с остановкой в каждом городе.
Mitsubishi Outlander 2015 Intence 4WD
http://travel.drom.ru/21213/ http://travel.drom.ru/25248/

Отличное путешествие!
И... спасибо вашей семье!
А продолжить путешествие рекомендую: Сталинград, Новороссийск, Керчь, Севастополь. Понравится всем. И воспитание сына и отдых для всей семьи.

Продуктивно. Были в Бресте можно было посмотреть железнодорожный музей, он рядом с крепостью, недалеко и 5-й форт. В 25 км от Каменца - беловежская пуща, тоже интересный музей природы, вольеры с животными. В 30 км от трассы М1 замки - Мирской и Несвижский.