|
Маршрут: Умань — Одесса — Кишинев — Дубоссары — Бендеры — Тирасполь — Сороки — Винница — Кировоград.
Лето в этом году пришло необычайно жаркое. Работа изрядно выматывала, отчего душа стремилась в отпуск. Однако и на работе лето выдалось довольно жарким, так что на полноценном отпуске пришлось поставить крест: либо осенью, когда получится, либо неделю сейчас, а остальное потом. Ну что ж — пусть будет так. Далеко не съездишь, но не сидеть же из-за этого дома! Махнем в Одессу, покупаемся, а там поглядим. У нас с женой также зрела мысль побывать в Молдове — как-то в прошлый раз наше знакомство с этой страной прошло слишком смазанно, мельком, оставило неоднозначные впечатления и желание возвратиться и взглянуть на эту страну еще раз. А если получится, хотелось побывать и в ПМР — Приднестровской Молдавской Республике, посмотреть, как выглядит жизнь в непризнанной республике. О Молдове вообще в сети довольно мало информации — туристы ее посещают не так часто, как стоило бы, а уж о Приднестровье и подавно. Хотелось взглянуть своими глазами. Не обязательно — но вдруг получится? С такими мыслями, мы, помимо вещей для пляжного отдыха, предусмотрительно упаковали и загранпаспорта.
Маршрут в Одессу выбрали не самый прямой и не самый короткий — через Киев. Трасса Харьков — Полтава — Киев наконец достроена и не вызывает сомнений, трасса Киев — Одесса тоже относительно недавно реконструировалась и обещала хорошее покрытие. Более же короткие маршруты такого покрытия не обещали. Заодно решили заехать в Умань, где расположен великолепный ландшафтный парк Софиевка. Мы с женой были там в 2008 году и остались весьма под впечатлением, а вот дети еще не были. Хотелось показать им это красивое и интересное место.
Нашим неизменным транспортом уже не первый год служит надежный и безотказный шведский танк Вольво 740 с рядной дизельной шестеркой под капотом, в этом году агрегат получил новые распылители форсунок, сделана регулировка клапанов, и теперь двигатель просто шепчет. Кроме того, заменил пару шаровых — четыре года по нашим и не нашим дорогам немного их утомили. Перед отпуском заменил средний резонатор глушителя — и уже для души обновил акустику — пришлось повозиться с электролобзиком и прочими штуковинами, изготавливая подиумы, зато результат порадовал. В дорогу записал кучу аудиокниг, прежде всего с учетом детских интересов, чтобы им не было скучно. Впрочем, и для меня тоже аудиокниги — наилучший способ сохранять бодрость и сосредоточенность за рулем.
Дорога до Киева прошла быстро и гладко, как и ожидалось. Жаль, в Киеве нет полноценной окружной дороги, а та, что есть, фактически интегрирована в городскую транспортную сеть. Это лишний потерянный час, а то и больше. От Киева дорога пошла не такая гладкая, как я ее помнил — ям нет, но покрытие уставшее и ехать быстро не очень комфортно. Еще один негативный момент — дорожные знаки неплохо было бы иногда мыть. До Умани ехал не спеша, соблюдая скоростной режим — так комфортнее и безопаснее. В Умань приехали ночью, заявились в первый же попавшийся готель, весьма приличный и очень дешевый — где и отправились отдыхать.
Утром, свежие и отдохнувшие, позавтракали и направились в Софиевку. Софиевский дендропарк — это нечто большее, нежели просто ландшафтный парк. Это чудо, имеющее более чем двухсотлетнюю (в этом году ему 220 лет) и весьма романтичную историю. Польский граф Станислав Потоцкий, владевший тогда Уманью, построил его в дар своей горячо любимой жене, гречанке Софии Витт-Потоцкой, и назвал ее именем. При создании граф нанял лучших европейских садовников своего времени и предоставил исполнителю, Людвигу Метцелю, неограниченный бюджет и несколько тысяч крепостных, руками которых и было создано настоящее чудо. Сейчас в честь Софиевки даже названа одна из малых планет. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Софиевка_(парк))
Фотографии, сделанные в середине яркого солнечного дня, к сожалению, не отражают всей красоты этого места. Мы провели здесь почти весь день и получили огромное удовольствие. Но, пожалуй, осенью здесь было бы еще красивее.
До Одессы от Умани меньше 300 км, и трасса уже вполне хороша. Гладкое и ровное покрытие позволяет прохватить с ветерком. Часам к семи мы были в Одессе.
Жилье нашли через Букинг — шикарные двухэтажные апартаменты в самом центре, возле Приморского Бульвара, с уютной террасой и тихим закрытым двориком обошлись нам в 950 грн за сутки — это примерно 37 евро. Нам крупно повезло — апартаменты были рассчитаны на две семьи, однако вторая по каким-то причинам не приехала, и все это богатство досталось только нам. Еще и с завтраками :) Единственным недостатком этого расположения было то, что на пляж нужно было добираться через город. Впрочем, по сравнению с удовольствием выйти вечером прогуляться по аллее Приморского Бульвара, разве это недостаток?
Приморский бульвар — это чудо. Он очаровывает. Вечером здесь многолюдно — но при этом удивительно уютная атмосфера, ненапряжная музыка вплетает в себя шум и гудки недалекого порта, много молодежи — и в то же время всё культурно, здесь на лавочках пьют не пиво — а свежесваренный кофе!
В этом году нам немножко не повезло: и знаменитая Потемкинская лестница и Фуникулер реставрируются, лестница огорожена, и оставлен лишь узкий проход, внизу под Бульваром турки строят ландшафтный парк, вся эта красота должна открыться в сентябре, ко Дню города, но сейчас, к сожалению, представляет собой строительную площадку. Жаль, но приятно, что уже к осени будет красиво. (Теперь, когда я публикую этот отчет, на дворе конец осени и все произошло совсем не так, как ожидалось. Увы, но этой осенью на город обрушились ливни, каких Одесса не знала более ста лет, причем стихийное бедствие приходило несколько раз, Одессу несколько раз затапливало и, судя по тому что рассказывают одесситы, на будущий год придется перестраивать не только фуникулер, Потемкинскую лестницу и приморский парк, но и вообще город ждет масштабная восстановительная работа.)
Конечно же, нельзя не прогуляться к великолепному Оперному театру, не пройтись по знаменитой Дерибасовской, не посетить Городской парк — в Одессе везде хорошо.
Нашли и несколько менее известных, но симпатичных мест. Вот, например, сердце Одессы — излюбленное место всех влюбленных и молодоженов.
Между прочим, расположение его весьма знаковое — к Сердцу ведет Тещин мост :)
Вот он, сзади, светится зловещими зеленоватыми огнями :)
Зато с него можно полюбоваться ночным видом на огни припортового завода.
А чуть дальше, по улице, носящей имя славного одессита Михаила Жванецкого, памятник апельсину-спасителю, он же памятник взятке, которая спасла Одессу: некогда, всего через 2 года от основания Одессы, император России Павел І издает указ о прекращении работ по строительству порта. На тот момент в городе уже проживает немногим более 12 тыс. человек. Порт не был достроен, торговля, способная прокормить Одессу, так и не возникла, город к 1800 году находился при последнем издыхании. Члены Магистрата собрались 9 января 1800 года на совещание, на котором решили просить у императора 25-летнюю ссуду для города в размере 250 тысяч рублей, которая была необходима для завершения строительства порта. А для смягчения императора местные купцы организуют отправку императору нескольких телег с апельсинами под конвоем. Павлу подарок пришелся по душе, так как апельсин в то время был фруктом экзотическим и очень нравился царю. Решение о прекращении строительства было пересмотрено. Был выделен займ на 14 лет, и с тех пор порт начал активно строиться, а Одесса — расцветать. Такая своеобразная «взятка» одесситов императору Павлу I была поворотным моментом в истории Одессы.
Ну и, конечно, находясь возле порта, нельзя не спуститься к Морскому вокзалу.
Меньше жизненных проблем — больше ярких перемен! :)
Такую вот группу увидели на нижнем причале. А что — очень жизнерадостный лозунг :)
Также обязательно прокатиться на катере — мимо еще одного из символов Одессы — знаменитого маяка.
Купаться, наверное, лучше всего в Аркадии. Далековато, но зато там хорошо. Причем хорошо не только днем, но и вечером — и отдохнуть, и поужинать, и полюбоваться.
Для поездок по Одессе машину я не брал, предпочитая такси. Цены на такси здесь, в принципе, демократичны, но желание срубить побольше с заезжего туриста никто не отменял — от водителя к водителю запросы отличаются десятикратно: за одну и ту же поездку могут взять и 40 и 400 грн. Поэтому очень важно заранее сориентироваться — как далеко находится то место, куда нужно ехать. Например, с помощью навигатора в смартфоне. А уже зная маршрут и расстояние, можно смело общаться с таксистами, веселым смехом отвечая на их предложения «За 300 гривен! Нет? Ну давай за 200!». Маршрут от Дюка до Аркадии стоит порядка 60-70 грн (2-3 евро), все, что выше — от лукавого. То же самое касается еды. В разгар туристского сезона цены в кафе и ресторанчиках могут отличаться в разы. Нормальный семейный обед или ужин на 2 взрослых и 2 детей можно найти и за 150 грн и за 700-800, но обычно сумма укладывается в 250-400 грн (10-15 евро). С магазинами в Одессе проблем нет, так что при желании ничто не мешает покупать там еду, напитки или спиртное. Кстати, приятнейшим сюрпризом стало то, что, несмотря на «курортность», я ни разу не встретил не только пьяных, но даже «под мухой».
А вот очень неприятным сюрпризом для меня стали... велосипедисты. Точнее, те идиоты, которые позволяют себе ездить на велосипедах по аллеям, где гуляют люди и играют дети. ДЕТИ!!! Дети — непредсказуемые существа, которые в любую секунду могут рвануться и побежать куда угодно, дети, гуляющие по безопасной пешеходной зоне! А в это время взрослые кретины, иначе не скажешь, в велосипедных шлемах и прочей амуниции берут и едут на своих железяках по этой пешеходной зоне! ПЕШЕХОДНОЙ!!! Я чудом выдернул зазевавшуюся по сторонам младшую дочку из-под колес такого придурка — а эта тварь поехала дальше! И их в Аркадии немало! Если когда-нибудь будет голосование, за что давать смертную казнь, я хочу видеть среди статей, тянущих на нее, водителей-алкоголиков, водителей-наркоманов и велосипедистов, ездящих по пешеходным зонам, где играют дети.
Людей в этом году в Одессе море. После двухлетнего спада, в этом году приехало рекордное число отдыхающих. Это, конечно же, сказалось на ценах и наличии свободного жилья. Мало того — этот летний сезон явно можно назвать годом Беларуси в Украине. Столько машин с белорусскими номерами в сторону Одессы и в самой Одессе — я был очень впечатлен. Одесситы, с которыми довелось общаться, тоже. Хотя еще больше впечатлен обилием в Одессе авто с номерами Армении — даже видел таксиста на армянских номерах!!! Русские номера нечасто, но тоже встречаются. В основном видел питерские. Но больше болгарских, молдавских, грузинских и даже приднестровских.
Среди общего позитива, есть и несколько негативных моментов, бросающихся в глаза. Как известно, Одесса — город немолодой, основная его историческая застройка насчитывает значительно более 100 лет. К сожалению, это отражается на ее состоянии. Лепные фронтоны, балкончики и прочие архитектурные детали на многих домах покрыты трещинами и порой навевают опасения. Такие фасады недостаточно перекрасить — им нужна масштабная и очень серьезная реставрация. Иначе через несколько лет ходить по улицам станет просто опасно, а красота Одессы придет в упадок. Городу, по крайней мере в разгар сезона, явно не хватает возможностей его транспортной инфраструктуры. В то же время, возможности морского порта и морского сообщения практически не используются: ту же Аркадию с центром и с более удаленной, но очень популярной Затокой, вполне мог бы связывать регулярный маршрут «Кометы». Некоторые объекты архитектурного наследия, которые могли бы стать туристическими, до сих пор еще с советских времен принадлежат городским организациям. Важным, нужным, полезным — но не туристическим. Я, конечно, нисколько не против детской школы танцев — но почему в Воронцовском дворце? Безусловно, больницы необходимы — но почему на Приморском Бульваре?
Еще неприятный осадок оставляет политическая свара, вынесенная на всеобщее обозрение. В Одессе идет война мэра против губернатора. Целый телеканал, почему-то называющийся «Здоровье», круглые сутки сюжет за сюжетом поливает грязью губернатора (того самого М. Саакашвили) и периодически восхваляет мэра и еще какого-то местного депутата. Что интересно — двух последних хвалят именно за то же, за что ругают губернатора: губернатор посетил что-то (школу, пляж и т. п.) — бездельник, занимается пиаром, а не делами. И тут же — мэр посетил школу — ай молодец! Заботится о детях! Более того, если смотреть достаточно долго, начинаешь в разных сюжетах встречать одни и те же лица «случайно опрошенных прохожих». Грязно это, низко и противно. Хотя, со слов одного таксиста, городу эта грызня выгодна — мол, благодаря ей и мэр и губернатор что-то делают. Не знаю, так ли это, но даже если так — некрасиво как-то... (Это было написано в июле. Со времени написания основного текста до его публикации многое изменилось, и мэру таки удалось выжить ненавистного губернатора. Жаль, вряд ли это принесет пользу городу и его жителям.)
Впрочем, это мелочи и не в тему.
Проведя пару дней на пляже, мы заскучали и решили отправиться в знаменитые одесские катакомбы. Можно купить экскурсию — и в центре и в Аркадии встречается много предложений и, в общем-то, недорогих, но мы же на машине — что мешает съездить самостоятельно? Не вопрос. Катакомбы тянутся более чем на 2500 м и в черте города, и за его пределами, и входов туда немало — поэтому различные экскурсионные бюро предлагают различные программы, от «детских» и до многодневных походов с ночевками и гидроснаряжением — ведь многие галереи затоплены или полузатоплены. Найти такие предложения в интернете очень легко и в большом ассортименте, однако стоит заметить, что официально туристские походы по «диким» катакомбам запрещены — оттуда не всегда и не все возвращаются, даже при походах с гидами случаются трагедии. Слишком велика сеть подземных выработок.
Во всяком случае, поездка с детьми — явно не лучший момент для похода в «дикие» каменоломни. Но посмотреть все же хочется. Поэтому мы отправились в пригород Одессы, в с. Нерубайское, где расположен музей Партизанской Славы, он же музей катакомб, связанный с историей партизанского отряда, действовавшего в годы войны в подземных лабиринтах под Одессой. Хотя здесь и не совсем то место, где реально находился отряд — реально он находился гораздо дальше и глубже, и настоящее его историческое расположение полузатоплено грунтовыми водами, однако это все же часть подлинных каменоломен, оборудованная под подземный музей. Большинство боковых штреков здесь заложено (в «дикие» лабиринты оставлена лишь одна запертая металлическая дверь), поэтому потеряться здесь трудно — однако прочувствовать общее ощущение, атмосферу, в которой приходилось многие месяцы выживать партизанам, а до них — давним безвестным каменотесам, пробившим эти ходы — можно. Реставрирована даже подземная школа. Так что экскурсия все же вышла познавательной. Особенно когда выключили электричество :) Кстати, там +8 и высокая влажность — после раскаленной улицы весьма прохладно.
Отпуск у меня короткий, на море мы уже накупались — пришло время продолжать путешествие. Попробуем еще разок побывать в соседней Молдове — сдается нам, что эта небольшая страна гораздо интереснее, чем показалась на первый взгляд. Конечно, времени для полноценного путешествия по ней у нас слишком мало, но уж пополнить запас впечатлений, надеемся, хватит.
В Молдову можно въехать как через основную территорию, так и через территорию непризнанной Приднестровской республики. Второй вариант ближе, но нет ясности — можно или нельзя, не возникнут ли потом проблемы. Сайт консульства ясности не добавил — там написано, что не следует покидать Молдову через неконтролируемые ею погранпереходы, т. е. Приднестровье. Ок, покидать не надо — а прибывать? Непонятно. На туристических форумах информации очень мало и она в основном довольно старая — 5-6 лет и более. В общем, еду через «основную» территорию. Тем более, от Одессы это близко — заодно и разведаю состояние трассы на Рени и порядок проезда того крошечного участка Молдовы, что разделяет территорию Одесской области, отрезая ее часть.
Итак, трасса есть. Ее состояние до Молдовы вполне приличное. В одном из мест возле трассы стоит палаточный городок — что-то типа передвижной приемной губернатора. Я не останавливался.
Теперь что касается транзитного проезда. Если взглянуть на карту, то видно, что часть Одесской области отделена лиманом, и связана с областным центром и остальной территорией Украины двумя дорогами: одна идет через косу Каролино-Бугаз — Затока, а вторая — по территории Молдовы (отмечена красным). Вот туда я и направился.
Здесь за поселком Маяки на трассе стоит КПП украинской таможни... и никакой молдавской. На КПП людей в машине пересчитывают и выдают талончик-бегунок. Для транзита этого достаточно, можно ехать, все занимает две-три минуты. Если же нужно именно в Молдову — здесь надо об этом сообщить и стать в отдельную очередь (маленькая — три-четыре машины). Затем пройти все таможенные процедуры, купить страховку (зеленую карту), получить уже другой бегунок — и тоже вперед. Удовольствие заняло минут 15. И вот я еду, еду, проехал километров 7 — и упираюсь... в украинскую таможню. Прикольно. А где Молдова? А она, оказывается, была в сторонке, там, где от транзитной трассы отходит дорога вправо — вроде и на виду стоит, но как-то так незаметно, что я ее и проскочил. Ну что ж, развернулся, поехал медленно и нашел таки «вход в Молдову» :) Очередь 2-3 машины на европейских номерах и пара маршруток. Таможенники очень вежливы, чтобы мы не стояли, пока оформляют маршрутки, сами взяли документы, унесли, принесли с печатями. Пока они ходили, я оплатил виньету — дорожный налог — и поменял немного денег в отделении банка. Платить можно чем угодно — леями, гривнами, долларами, но курс здесь плохой, менять много невыгодно. Разве что чуть-чуть, перекусить по дороге. В Кишиневе обменки круглосуточно и на каждом шагу — там курс гораздо лучше. Багажник не шерстили — взглянули на вещи и закрыли. У меня с собой на всякий случай (не работает датчик уровня топлива) всегда канистра солярки. Постучали по ней, спросили — что там? Говорю — солярка, на всякий случай. Сказали «Ну, вообще-то не положено...» — и пропустили с Богом. В принципе, цены на топливо в Молдове не сильно отличаются от наших, так что канистра — это действительно на всякий случай.
Молдавские дороги вполне приличного качества, это мы помним с прошлой поездки. А вот придорожная торговля стала для нас сюрпризом. Сейчас сезон сбора фруктов — и цены... мммммм.... просто фантастические! Представьте отличные, крупные (с кулак взрослого мужчины) спелые персики — по 5 лей! Это, 6 гривен, 16 русских рублей!!! Килограмм! Но они на ведра торгуют. Подхожу я, спрашиваю — почем, мне говорят: 40 лей. Я скривился, думаю, дороговато... Килограмм почти 50 грн. А они мне — это за ВЕДРО!
В общем, персиков мы наелись с запасом. И абрикосов — они там крупные, как у нас персики, и тоже очень дешевые. Жаль только, что довезти это витаминное богатство до дома не удалось — в багажнике от жары фрукты очень быстро стали портиться :(
Насчет фруктов. Проехав почти через всю Молдову, хочу отметить очень приятную тенденцию (ну, помимо дорог). То, что у них по всей стране вдоль дорог растут грецкие орехи — я уже отмечал. Виноградники тоже видел. А теперь заметил, что повсюду насажены огромные фруктовые посадки — в основном те самые персики и абрикосы, причем деревца явно молодые — 3-5 лет, и посадки их явно массовые, ухоженные. И в целом страна в своей сельской части выглядит не заброшенной — все засеяно, засажено, ухожено. Вспоминая отзывы туристов пяти-шестилетней давности, в которых как раз говорилось о заброшенных полях и садах, видеть это особенно приятно. Не знаю, может это румыны финансируют, или молдавским экспортерам хорошие квоты по фруктам выделили — но смотрится хорошо.
В Кишинев приехали к вечеру. Как и в прошлый раз, букинг здесь предлагает жилья крайне мало и дорого. Поехали туда, где ночевали в прошлом году — помнится, там были номера еще из советского фонда, которые в букинг не предлагали — но приемлемые для невзыскательных туристов и дешево. Увы. В этом году их уже отдали на реставрацию, теперь есть только номера с современным ремонтом, хорошие — но дорогие.
Все же нашли через бук одну гостиницу, в частном секторе, дороговато, но интересно. Не стали бронировать, а просто поехали туда, зная по опыту, что часто, если приехать лично, можно получить внушительную скидку от той цены, что предложена в букинге. Так и вышло. Правда, нам были несколько удивлены — насколько я понял, гостиница эта в большей степени славилась не ночлегом для туристов, а массажными услугами :) , но зато номер нам предоставили реально шикарный. С двумя комнатами и большими круглыми кроватями в каждой :)
Молдова — не Кавказ, но поесть здесь тоже любят и готовить умеют. Может, здесь и не такая яркая кухня, зато более привычная и легкая, что тоже неплохо. Молдавские вина также совсем не похожи на грузинские — они гораздо мягче и круглее, пожалуй, менее насыщенные, но до чего же вкусные! Поймал себя на том, что если себя не сдерживать, то я бы изучал Молдову, исключительно сидя за столом. В отличие от меня, любителя продегустировать все новое, детвора определилась с приоритетами четко и однозначно: их выбор и кулинарная любовь с первого взгляда — «суп в хлебушке» :) Запомнив эту оригинальную форму подачи еще с прошлого года, девчонки однозначно потребовали именно это блюдо :) За что были вознаграждены вкуснейшими супами. Разумеется, «в хлебушке» :)
В целом, назвать городской общепит Кишинева дешевым нельзя — возможно, потому что это столица, но и сильно дорогим тоже — семейный обед получается процентов на 30 дороже, чем в Украине — но, возможно, момент просто в том, что в Кишиневе я не знаю мест с более выгодными ценами. Там, где мы обедали, семейный обед на четверых (хороший, очень хороший) получается в районе 400 леев — примерно 500 грн, около 1300 русских рублей. Это недешево, но мы и не задавались целью поиска дешевых столовок, а выбрали для себя одну понравившуюся сеть ресторанчиков и придерживались ее. Впрочем, ресторанчики той же самой молдавской сети (как и других молдавских сетей) обнаружились и в Тирасполе, в ПМР — но там цены оказались еще в полтора раза выше — и обед на четверых, причем более скромный, обошелся в 300 приднестровских рублей — примерно в 600 гривен, около 1500 русских рублей. Но это я забегаю вперед. Вообще же, в сравнении цен Молдова — Украина можно заметить следующее: в Молдове заметно дешевле вино и несколько дешевле коньяк, намного дешевле некоторые фрукты — но примерно вдвое дороже мясо и мясные продукты. Так, вполне приятные столовые вина начинаются менее чем с 30 лей за бутылку. Цены на промтовары особо не изучал, но те, что видел, были аналогичны украинским.
Возможно, вас удивит то, что в рассказе о путешествии я привожу цены, как будто челнок, промышляющий мелкой контрабандой. Нет. Я не челнок и контрабандой не промышляю, просто для понимания реального уровня жизни в той или иной стране стараюсь обращать внимание на такие вещи. В конце концов, помимо обычных туристических сувениров, магнитиков и фотографий разных крепостей и соборов, мне хочется привезти с собой впечатления о том, как в той или иной стране живут люди. Хорошо ли там — или плохо, и цены на продукты питания — один из очевиднейших маркеров.
Ладно, отвлечемся от цен и вспомним о том, что это отчет об АВТОпутешествии. И именно поэтому одним из самых ярких и неприятных впечатлений от Кишинева стало уличное движение. Сразу хочу разделить Молдову вообще — и ее столицу. Движение по трассам и в столице здесь — это день и ночь. Начнем с трасс. Спасибо молдавским пограничникам, они еще на границе предусмотрительно предупредили меня, что на дорогах Молдовы стоит новая система контроля скорости, напоминающая ту, что используется в некоторых европейских странах. На въезде в населенный пункт стоят камеры, которые снимают Ваш номер. Следующие камеры стоят на выезде или внутри населенного пункта. Если Вы проехали от одной камеры до другой менее чем за определенное время, значит, Вы превысили скорость. Видимо, по этой причине — а возможно потому, что и вся страна невелика, на молдавских трассах царит спокойствие и неторопливость. Автомобилисты чинно притормаживают перед населенными пунктами, но и между ними редко кто едет выше 90. Чаще катят себе неспешно 80-85. Через некоторое время к такому ритму привыкаешь и не пытаешься давить на газ, и если вдруг кто-то шустрый едет 110-120, то кажется, что он летит.
В Кишиневе все не так. Нет, камер на улицах там более чем хватает и скоростью особо не балуются — но, Боже мой, как их водители подрезают!!! Двойной, тройной подрез, подрез подрезающего — там это не единичный случай, а в порядке вещей! Если Вы с перекрестка поворачиваете налево, пересекая встречную, и перед Вами не проскочило два-три джигита, значит, Вы были единственным, кому надо было налево. По этой же причине даже не пытайтесь развернуться на светофоре, даже если правила это и разрешают. Правила — разрешают, а торопыги — нет. Срезающие угол приедут Вам в бок и будут считать, что они совершенно правы. А уж если Вы, иногородний, замешкались, пытаясь сориентироваться по знакам, можно ли Вам здесь, к примеру, повернуть или припарковаться — Вас просто внаглую вынудят что-то сделать, проехать дальше или повернуть, но замешкаться и обдумать маневр не дадут. Вы будете, матерясь, колесить, объезжая два квартала, чтобы вернуться на то же место — но вполне возможно, что там история повторится.
Что бы ни говорили о горячих кавказских водителях — но они так не поступают.
Центр Кишинева на сей раз оказался закрыт. Частично ремонтом, частично какими-то палатками с какими-то транспарантами перед Парламентом. Зато, прогулявшись, мы нашли сувенирный базарчик, где моя супруга, наконец, приобрела пару долгожданных магнитиков, а мой гардероб обогатился футболкой в цветах молдавского национального флага. На работе потом оценили :) Воплотив таким образом мечту и не желая более толкаться в пробках, мы выехали из города (благо, внутри города имеются широкие проспекты, которые легко выводят поток на шоссе) и направились в сторону Дубоссар.
Мы ехали к административно-межгосударственной границе с ПМР. Я не зря ее так назвал — расположенная в 35 км от Кишинева граница эта, с одной — молдавской — стороны, воспринимается как административная, на которой стоит будка, возле которой отдыхают три скучающих полицейских, а машины даже не останавливаются, с другой же стороны — приднестровской — имеются все признаки государственной границы: таможня, пограничники, досмотр и т. п., только штамп в паспорт не ставят. Вместо штампа выдают талончик, в котором с точностью до минуты указывают время выезда. Для этого Вас спрашивают, на какой срок Вы приехали — и этот срок проставляют в талончике. Превышать нельзя — нарушение, штраф. Так что если Вы приехали на пару дней, лучше говорить с запасом — например, на неделю. И проверить, что там напечатали в талоне. Иначе придется ехать на границу продлевать, благо, до границ недалеко. Ну и вроде как в гостиницах тоже могут оказывать такую услугу.
Между границами — еще одна граница: там стоит блок-пост с БТР-ом, российским флагом и несколькими военными. Там надо остановиться — и можно ехать дальше.
Для въезда в ПМР «зеленая карта» не котируется — потребуется купить местную страховку. Благо, она недорогая — около 4 евро. Выдадут талончик, его можно прикрепить на лобовое стекло. Хотя можно и не прикреплять. Да и в случае ДТП на эту страховку, как мне потом сказали, рассчитывать не стоит. Это просто небольшой узаконенный побор в чей-то конкретный карман. Впрочем, в ДТП не попадал, слава Богу, так что проверить не пришлось.
Дороги в ПМР весьма неплохие. Асфальт не новый, но фур там я не видел ни разу, да и транспорта не особо много, так что асфальт хорошо сохраняется.
Дубоссары на карте обозначены как город, но в реальности нас встретил небольшой типичный советский райцентр, я бы сказал, тысяч на 30 населения, но в котором проживает максимум треть или четверть от означенного количества. Чистенький, аккуратненький. Небогатый, но не нищий. Выглядящий пустым, но не выглядящий заброшенным. Время здесь замерло, но не умерло, каким-то невероятным образом законсервировавшись в конце 80-х - начале 90-х. Красные флаги и круглый герб советского образца совершенно органично смотрятся на типично советском же здании, вероятно, бывшего райкома или горкома партии — и автомобили — подержанные иномарки эпохи начала 90-х — лишь подчеркивают это ощущение. Смотреть там совершенно нечего, но общее впечатление важнее каких-либо достопримечательностей.
Зашел поменять деньги. Деньги мне с удовольствием поменяли... в ближайшей парикмахерской. В обменке не оказалось сотрудницы, но не терять же клиента! Человек, меняющий доллары, там — ценность, и упускать его нельзя. Впрочем, чаще им приходится менять молдавские леи и украинские гривны. Но по курсу выходит, что доллар менять все же выгоднее — и мне, и им.
Из Дубоссар ровная, чистая и почти пустая дорога ведет на юг, к Тирасполю и Бендерам. Тирасполь — столица ПМР, Бендеры — старинный город, если можно так выразиться, пограничный форпост непризнанной республики на правом берегу Днестра. От Тирасполя до Бендер — рукой подать, километров пять или меньше. Но в Тирасполе кипит жизнь, гуляет в парках молодежь, сияют кафе и рестораны, вечерние улицы ярко освещены и красиво подсвечены. Это небольшой, но живой и активный современный город. В Бендерах — тишина и пустота, почти такая же, как в Дубоссарах. Только в центре, на пешеходно-прогулочной площади, бабушки выгуливают внучат.
Здесь советская власть как будто замерла во времени, ее можно потрогать.
Вот где еще можно увидеть бигборд с рекламой газеты «Правда»?
Автовокзал г. Бендеры произвел просто удручающее впечатление пустоты и заброшенности.
Здесь даже общественные туалеты закрываются в 17, максимум в 18:00!
Зато очень много политической рекламы.
Еще здесь, в Бендерах, имеется два свежих мемориала — один посвящен событиям далекого прошлого:
Второй мемориал — событиям прошлого недавнего:
Имеется и огромная триумфальная арка:
А также здесь есть красивая старинная крепость, символ города, куда мы не смогли попасть — служащие уже ушли. Впрочем, мы не сильно жалели, т. к. самый красивый вид на нее отнюдь не изнутри, а со стороны реки. Сама же крепость, как ни странно, находится на территории какого-то завода, хотя доступ к ней и открыт.
Кстати, легко заметить малолюдность. Я не подбирал такие моменты для кадров — здесь действительно малолюдно. Кроме того, в Бендерах, как и в Дубоссарах, женщин, особенно немолодых, заметно больше, чем мужчин. Видимо, мужчины на заработках.
Возвратимся в Тирасполь.
Вечерний Тирасполь хорош. Центр небольшой, но аккуратен и красив.
Днем тоже не разочаровывает:
Возле города красуется новенький стадион, здесь базируется местный футбольный клуб «Шериф».
Вообще, с брендом «Шериф» в Приднестровье ассоциируется не только футбол, вернее, не столько футбол. Все супермаркеты или более-менее крупные магазины — это «Шериф». Все более-менее крупные АЗС — это «Шериф». Насколько я понимаю, если политическая власть в ПМР устанавливается и контролируется из Москвы, и эта политическая власть контролирует или пытается контролировать, скажем так, плановую или государственную часть экономики — получая и распределяя дотации РФ по бюджетным и силовым ведомствам, то вся, скажем так, рыночная часть экономики находится в руках единой местной олигархической группы — того самого «Шерифа». Фактически, это неформальные владельцы этой маленькой страны. Впрочем, может быть, такой клан и не один? Не знаю. Да и неважно это для меня.
Мы побывали в местном гипермаркете. Пригородном. Разумеется, «Шериф». Во-первых, хотелось купить вин и коньяков, во-вторых — посмотреть, что здесь почем. Сравнить. Здоровенный гипермаркет оказался заполнен чуть больше, чем наполовину. В смысле, почти половина места на полках пустовала. Впрочем, все необходимое есть. Но дороговато, по сравнению с Молдовой здесь намного дороже все продукты, кроме вина и коньяка, а особенно водки. Водка же там очень дешева, начинается от 11 придн. рублей пол-литра, а это примерно 1 доллар США. Коньяк же Квинт «Сюрпризный» заявленной десятилетней выдержки (и действительно хороший) стоит 88 придн. руб, т. е. $8. Зато мясо — … нет, лучше пить коньяк и не расстраиваться :) Торговля, судя по ассортименту, идет в обе стороны границы. Очень много товаров из Молдовы и Украины. Ну и Китай, разумеется, куда ж от него денешься! Промтовары примерно вдвое дороже украинских и молдавских цен.
Покупателей немного, но есть.
Здесь же есть отделение банка с обменкой. Вообще, обменок там много. Банкоматы тоже есть, но вот с иностранными карточками далеко не всегда дружат :(
В Тирасполе есть даже автосалон — правда, не понял, какой марки — по-моему, там мерседесы стояли вместе со шкодами... Кстати, в ПМР свои автомобильные номера. Раньше я таких не встречал — а в этом году даже в Одессе несколько раз видел автомобили с этими номерами. В Молдове же автомобилей на приднестровских номерах множество. Реально много. В ПМР машины на молдавских номерах также ездят, но гораздо меньше. Думаю, это связано с тем, что многие жители ПМР работают и ведут бизнес в Молдове, а жители Молдовы в ПМР ездят в основном к родственникам. Хотя, возможно, есть и какие-то иные причины. Например, возможно, зарегистрировать автомобиль в ПМР стоит дешевле.
Жилье в Тирасполе помог забронировать все тот же букинг. Вай-фай в кафе в помощь. Сразу же со мной связался через вайбер владелец жилья, и мы поехали заселяться в апартаменты. Предложений здесь немного и, на мой взгляд, весьма недешево. Нам пришлось остановить свой выбор на квартире типично советского времени — но владельцы уже по своей инициативе предложили нам вариант существенно получше за ту же цену. Парковаться, однако, пришлось на газоне — там это, похоже, в порядке вещей. Дворы намертво заставлены автомобилями, на моем крейсере просто очень трудно было просочиться. Зато клиренс высокий — без проблем бордюры штурмует.
С водой вышел облом: горячей не было. Во всем городе. Какая-то профилактика. С холодной повезло больше — она уже появилась и была не слишком холодной — душ принять было можно. Зато бодрящий! :)
На следующий день, погуляв по Тирасполю, мы отправились на выезд. В принципе, отсюда можно и сразу выехать в Украину — но не хотелось рисковать отсутствием штампа в паспорте и нарушением режима ввоза транспортного средства. Ведь не даром же на сайте консульства об этом предупредили. Впрочем, на въезде уже в основную часть Молдовы служащие погранпоста мне сказали, что этот вопрос уже решен — вроде как теперь работают единые электронные базы и можно ездить напрямую, как туда, так и обратно. Это хорошо, если так. Полезное усовершенствование. И все ж в объезд как-то спокойнее.
Дороги в Молдове прекрасны. Я уже говорил, но приятно повториться. Еще несколько лет назад их очень сильно критиковали — но, видимо, что-то существенно изменилось к лучшему.
Кроме того, удовольствие катить по хорошим дорогам дополняют приятные пейзажи, расстилающиеся по сторонам.
Время нас еще не поджимало, так что решили не спеша катить в сторону Винницы. Навигатор проложил путь через городок Сороки. И хотя мы там не смогли пересечь границу, все равно я ему благодарен, что там побывал. Во-первых, городок оказался очарователен. На берегу Буга расположилась маленькая, но прекрасно сохранившаяся крепость, а сам переход оказался паромной переправой! Крошечной — буквально на плотах. К сожалению, оказалось, что работает она до 16:00, так что посмотрели мы с набережной на родную сторону — да и поехали в объезд, на Могилев-Подольский. Это была первая дорога, встреченная в Молдове, до которой еще не добралась ремонтная техника. Ям не было, но потрясло и поболтало изрядно, впрочем, ничего особо неприятного. Да — заправок на этом участке нет. Вот здесь-то и пригодилась моя канистрочка. Зато заправка перед Сороками — и хорошая, а также сразу после перехода границы.
В Сороках со мной случился казус, я совершил непростительную оплошность и чуть было за нее не поплатился. Навигатор — хорошая штука, но иногда он чуть тормозит. В общем, я проскочил нужный поворот. И, озабоченный своим промахом, не взглянул на знаки. И начал разворот. Как выяснилось минутой позже — на дороге с односторонним движением. Едва я развернулся — передо мной материализовалась полицейская машина. «Я попал!» — пришла безнадежная мысль. А у меня уже и леев практически не осталось — потратил перед пересечением границы, так, мелочь одна. Достал документы. Согласился с нарушением, объяснил причину. Спросили, откуда я и куда еду. Ответил. В конце концов, мне заявили следующее: «Это серьезное нарушение, и мы должны составить протокол. Но так как Вы в гостях и возвращаетесь домой — развернитесь и езжайте туда, потом туда и вон там сможете выехать». И вернули документы. Я был в шоке. Спасибо вам, молдавские полицейские!
Таможню прошел ночью, очереди не было. Трасса на Винницу вполне хороша, так что через час или около того был в Виннице. Жаль, что поздновато — лучше бы вечером, в Виннице шикарные танцующие фонтаны.
Винница — великолепный образец провинциального уюта, или уютной провинциальности. Уютно все: старинные особнячки, странные и вероятно тоже старинные трамваи невиданной конструкции, неспешные жители, множество мам с детьми и колясками. Милый мещанский уют, сохранившийся, вероятно, с 19-го века, а может и раньше. Здесь нет ничего необычайного — и в то же время мне здесь очень понравилось.
Из Винницы пора было двигаться в сторону дома. Однако у нас оставались в запасе еще одни сутки, поэтому мы созвонились с родственниками, живущими в Кировограде, и поехали через Кировоград. Почему нет? И им приятно и нам, повидаемся. Единственное, что смущало — дорога. Я был уверен, что ее нет. Точнее, со стороны Харькова она есть, я по ней в прошлом году ездил — а вот с одесской стороны... Сведения были неутешительны. И тем не менее, решил — поехали. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что дорога появилась! Не все участки — но на 2/3 уже лежит новенький асфальт!
Из плохих участков остался только один — и тот небольшой, несколько километров с глубокими колеями и заплатками. Вот он:
К счастью, этот участок быстро сменяется нормальным — остальные даже те, что еще не сделаны, в приемлемом состоянии. Ура!
Кировоград — что о нем сказать? Просто город. Каких-либо достопримечательностей нет, особого лица, шарма или какой-то уникальной атмосферы — тоже. Промышленный центр, советская застройка. Зеленый, но какой-то немного депрессивный. Встречаются и нетрезвые личности. Увы, но даже сфотографировать особо нечего. Просто город. Не обижайтесь, кировоградцы, зато у вас есть окружная, которой, к примеру, Киев не может похвастаться. Но если уж городские власти не могут или не считают нужным создать городу красивое лицо, то кировоградцы сами по мере сил создают себе уют: нигде я не встречал, чтобы люди превращали обычные придомовые территории в такие фруктовые сады. Груши, яблони, черешня — прямо во дворах многоэтажек. И цветы. Пустой невзрачный центр и безликие улицы люди компенсируют ярким красочным цветущим изобилием во дворах своих домов. Так что не так важен город, как люди, в нем живущие. А главное, встреча с родными — всегда радость.
Вот так на позитивной ноте заканчивалось наше маленькое путешествие. К вечеру следующего дня мы благополучно сидели дома, на любимой веранде, а на следующий день меня уже ждали на работе.
Поездка составила около 2400 км, была насыщенной и познавательной. Машинка, как обычно, проблем не доставляла. Умели шведы делать надежные авто.