|
ВВЕДЕНИЕ
Собрались мы в дальнюю поездку: Томск ― Одесса. Поездка была спровоцирована тем, что осенью ожидаем пополнение, и все наполеоновские планы по автопутешествиям придется отложить на несколько лет. Автомобиль я пригонял из Владивостока (покупал через всем известную на этом сайте амаяму). Уже имея в голове планы по дальним семейным поездкам, я выбрал небольшой минивэн ― Subaru traviq. Подготовка автомобиля заключалась в возвращении на место боковых обвесов (чай не зима, и поедем в основном по асфальту), замене масла, установке защиты картера (научен горьким опытом), ну и заменил шаровую одну (эхо колдобин федералки). Хотел заправить кондиционер его перед поездкой, но выяснилось, что там какая-то неисправность в электрике. Разбираться в Томске времени уже не оставалось, поскольку собирались довольно оперативно. Решено было отремонтировать кондёр в Одессе. Тем более что по прогнозу, дорога туда обещала быть нежаркой.
Поехали мы в эту поездку втроем: я, жена и дочка (12 лет). В некоторых местах я приложил карты маршрута, составленные при помощи сайта http://www.licard.ru/. Нажав на карту, вы сможете рассмотреть в деталях интересующие участки. К сожалению, на участке Томск-Колывань licard не знает толком дорог, обошелся без карты. Информация по Украине тоже довольно неточная, поэтому пришлось прибегнуть к атласу Украины.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (Томск ― Кормиловка)
Выехали в 8 утра 26-го мая через новый мост и двинули в сторону Мельниково. Цель этого дня была добраться до п. Кормиловка (не доезжая 40 км до Омска). Маршрут до этого езженный уже не раз, поэтому никаких сюрпризов он не преподнес. Всегда езжу через Колывань, когда еду в сторону Омска ― по расстоянию то же самое, но не надо проезжать через Новосибирск и всякие Мошково. Томск ― Мельниково ― отличная дорога, есть небольшой участок 2 + 2. Движение не очень активное, фур мало. Перед мостом через Обь хороший комплекс кафешек и магазинов. За мостом уходим налево по указателям на Кожевниково.
Участок Мельниково ― Базой вообще разочаровал на этот раз. В апреле появились около 2-х десятков мест с проваленным фурами асфальтом ― вплоть до гравия. Приходилось скидывать скорость перед ними до 20-40 км/ч. Все участки обозначены знаками. Когда возвращались, их уже заделали, но всё равно неровно, знаки и ограничения оставили. Вообще этот участок с очень низким движением. 50:50 фуры и легковые. Немало перегонов идет по этому маршруту. В Кожевниково крутой поворот направо по указателю на Новосибирск. За поворотом иногда стоят гаишники (пасут превышение 60). Видел гаишников и недалеко от Мельниково ― опять же в населенном пункте скорость отслеживали. Больше нигде и никогда гаишников в тех краях не встречал ― отсутствуют как вид :). За Кожевниково новая заправка пропаном.
Недалеко от границы томской области снова перекресток и поворот направо, на Базой ― нам туда. Указатели стоят на Новосибирск. Базой проезжаем через деревню ― участок не слишком ровный и с поворотами ― лучше не торопиться, а обратить внимание на торговцев вдоль дороги. Там хорошие и недорогие кедровые орешки. Мы естественно затарились пятилитровым ведерком «сибирского деликатеса» в гостинец украинцам. За деревней кедрач... Тут как раз и вспомнилась давняя мечта дяди из Одессы о кедре в его зимнем саду. Заехал в кедрач, побродил минут десять и с трудом, но все-таки нашел маааленькую кедрушку-однолетку. Монтажка пошла в ход, и кедрА с небольшим кусочком земли легла в багажник.
После границы Томской области начинается характерный светлый новосибирский асфальт. Участок отличный ― можно идти столько, сколько позволяет автомобиль, жаба и чувство самосохранения :))) У меня лично жаба и желание ехать быстро часто конфликтуют. Аккуратнее только с мостами, есть там один с довольно хорошей волной ― может и пробить, если подвеска слабая. Незадолго после Вьюнов на перекрестке налево, туда, куда накатано (указатели опять же на Новосибирск).
И тут, ближе к Скале, начинается самый неприятный участок. Всегда там было довольно неровно, и сейчас так, хотя дорожники работают, наверное, подправят скоро. Сразу за Скалой хорошая кафешка справа, всегда там останавливаемся. Очень вкусно готовят, недорого, но порции небольшие. В Колывани опять неровный участок. Раньше за Колыванью часто уходили правее на развилке, та дорога вскоре переходит в гравийку и потом выходит на Омскую трассу. Сейчас нет смысла там ехать ― достроили участок объездной Новосиба. Прёшь по трассе через бор, и километров через тридцать многоуровневая развязка, уходишь по ней направо и вскоре выезжаешь на трассу Новосиб ― Омск. Асфальт на участке Колывань ― Омская трасса отличный, гаишников пока тоже не встречал. Трасса на Омск прямая и среднезагруженная, фур хватает. Недалеко от Новосиба много плохого асфальта (сплошные волны), а далее ― вали, сколько позволяет карман. Именно карман ― Убинское, Каргат, Чулым ― есть гаишники. Далеко от постов не отъезжают. Работают в основном на максималку, но, думаю, и встречкой не чураются. Видел, как прячутся за собственным же постом, за остановкой и просто стоят на обочине. Один из таких и словил меня. Еду себе по какой-то насыпи, разогнался, стоит вдалеке белая жига на обочине. К тому времени, когда я разглядел у них моргалку на крыше, гаишник уже бегал к радару лежавшему на багажнике и обратно за волшебной палочкой. На радаре 131. Предлагают для экономии моих средств сделать два протокола на сто рублей вместо одного на полторы, на что я с радостью соглашаюсь (вряд ли они до Томска дойдут). Ближе к Омску дорога отличная, сворачиваю на Калачинск по последнему из свертков, чтобы заправиться пропаном, а от Калачинска по старой трассе еду на Кормиловку ― цель первого дня. Хотя вообще транзитному транспорту проще идти прямо и по указателям на объездную, нет никакого смысла соваться в город.
В Кормиловке у меня живет брат. Поскольку участок Томск ― Кормиловка составляет всего лишь 850 км, приехали около 18.00. Успели помыться, передать все посылки брату от родственников, попить пивка, лясы поточить. Забрал у них свой атлас, забытый там два года назад, когда ехал из Краснодара на «Витце», им и пользовался большую часть дороги.
ВТОРОЙ ДЕНЬ (Кормиловка ― Сибай)
Омск хорошо проезжается по объездной, и она в отличие, например, от Челябинска или Саратова не сильно удлиняет маршрут. Только нужно учитывать, что из Омска нам не по указателям на Челябинск, а по указателям на Тюмень, если, конечно, не хотите общаться с Казахскими пограничниками. Но мы решили въехать в город по старой трассе и пересечь его еще до утренних пробок. Правда, на выезде из города всё равно попали в какую-то пробку, но это было уже после примыкания объездной. Омск прошли при помощи карты города и кратких указаний брата. Трасса Омск ― Ишим ничем, кроме самого дешевого газа (8 рублей рядом с Омском), не запомнилась.
Вообще ценообразование на пропан ― это довольно интересная вещь. Если максимальный разброс цен на бензин по маршруту составил около двух рублей при средней цене где-то 22 руб., то разброс цен на газ был от 8 руб. (Омская обл.) и до 14 руб. (Челябинская обл. и район Балашово). Такой огромный разброс цен заставляет предположить, что механизм ценообразования на него очень далек от рыночного и мало интересует власть. Для выезда на Челябинск был выбран маршрут через Бердюжье ― хотелось попробовать, как оно там. Попробовал, обратно ехал Исетское ― Ялуторовск. Да, конечно, проехав через Бердюжье, экономишь 80 км, и соответственно меньше уходит на бензин, но время экономится едва ли. Расстояние гравийки не превышает 20 км, но удовольствия мало. Мы ехали в дождь, и весь этот свеженасыпанный гравий раскис (вот такой вот там гравий), плюхаться во всем этом г… вместе с фурами, идущими 10 км/ч, малоприятно. Машину уделали до самой крыши. В сторону Бердюжьего сворачивали через Ишим и ехали по городу, но, похоже, за Ишимом можно было свернуть на свежепостроенную трассу. Сам не пробовал, поэтому точно не знаю, доделано ли там, но указатели на Бердюжье висят. Со мной вместе через Ишим ехали перегоны. Почему они выбрали такой маршрут, не знаю, возможно, просто потому, что короче, чем по трассе.
Макушино ― Курган ― участок с движением средней интенсивности, довольно много фур. Чувствуется, что дорога старая (асфальт волнист), но состояние вполне нормальное. Курган по объездной, быстро и без проблем. А дальше, чем ближе к Челябинску, тем движение становится интенсивнее. Мы сидели и слушали аудиокнигу «Над пропастью во ржи» Селинджера, что значительно скрашивало наше времяпровождение.
Под Челябинском снова начался дождь, который неожиданно перешел в град. Довольно крупный град, отдельные были с голубиное лицо. Так начало лупить по крыше и лобовому стеклу, что стало страшно. Сразу вспомнились аукционники с пометкой «побита градом» и множественными вмятинами на крыше. Свернул вбок на полевую и попытался спрятаться под березу. Я понимаю, что сомнительное решение, но ветер был не сильный, и молний вроде не было. Град быстро закончился, осмотр показал, что ни вмятин, ни трещин на стекле нет, правда, выбираться от дерева на дорогу было жутковато ― земля набухла, можно было и застрять на подъемчике. Проехали еще километров пять, заехали к газовой заправке на свертке в сторону Миасского ― сухо, не было ни дождя, ни града.
Когда планировал маршрут, рассматривал два варианта выезда на Самару: Челябинск ― Магнитогорск ― Оренбург ― Самара и Челябинск ― Уфа ― Бугуруслан ― Самара. В конце концов, все-таки выбрал вариант через южный Урал, просто интересно было посмотреть. Чтобы выйти на дорогу в сторону Троицка, решил поехать через Копейск. От развязки в Вахрушево начинается свежепостроенный участок объездной, к сожалению, она еще не до конца закольцована, и позже приходится всё равно въезжать в Копейск.
Проехать Копейск и другие поселки по дороге нам помог Дубль-ГИС Челябинска, который я заранее установил на ноутбук. Проспект Победы в Копейске был перекрыт на ремонт, и нам пришлось минут пятнадцать толкаться в пробке, объезжая его. Проехав Октябрьский, сначала свернули в сторону Коркино, но быстро опомнились и вернулись, вывернув на Троицкую трассу. Челябинск ― Южноуральск ― трасса на 5, даже плюсик можно поставить, если учесть, что мы всё-таки в России. Дорога 2 + 2. Недалеко от Челябинска и ближе к Южноуральску ГАИшники ловят на скорость, судя по тому, что народ сильно не разгоняется, там это часто. Проезжая Южноуральск, уже начал беспокоится, а где же сверток на Магнитогорск? Но на самом деле в город толком и не заезжаешь, проходя по его окраине. И уже за городом направо уходит четырехполосная дорога с разделительной ― нам туда. Дорога пустая, дома остались где-то вдали и невольно притапливаешь газ, хотя в душе свербит: знака окончания населенного пункта то ли не было, то ли пропустил. А вот и продавцы полосатой палочки, краткая лекция о скорости в населенном пункте и протокол на 300 рублей. В по-настоящему опасных местах почему-то не стоят, а тут, пожалуйста. Всё во благо народа! Дорога Южноуральск ― Магнитогорск ― пустынная, недавно построенная трасса, через населенные пункты почти не проходит. Местами 2 + 2, местами просто широкая двухполосная дорога. Ближе к Магнитогорску все развязки в разных уровнях, и пусто. Откуда бабки? ГАИшников видел только в одном месте ― в одной из деревень.
К вечеру экипаж мой уже вымотался и дрых. До Баймака, где я знал, что есть новый мотель еще далеко, но и в Магнитогорск соваться не хотелось, стало очевидно, что ночевку надо будет искать в Сибае. Свернул с Магнитогорской трассы на Агаповку и двинул на Сибай. Дорога хоть и неширокая, но асфальт отличный. Уже сумерки, останавливает «страшный» башкирский ГАИшник на посту, на въезде в Сибай. Проверяет документы. Спрашиваю насчет гостиницы у него, он отводит меня в пост и рисует достаточно подробную схему, как проехать к одной из гостиниц. Добравшись до гостиницы, выясняем, что мест нет, но администраторша очень вежлива и предлагает позвонить по объявлениям о сдаче квартир. Сама берется вызванивать, объясняет, как добраться (ох, тяжко женщинам дается объяснять дорогу). Это совсем недалеко от гостиницы, находим дом, договариваемся. Когда я говорю, что мы только на ночь, хозяин скидывает на сотню, думая, что я ряжусь. В итоге, двухкомнатная квартира с удобствами обходится в 500 рублей. Стоянка 25. Вот бы нам такие цены :). Состояние квартиры, конечно, не очень, сантехника еле дышит, но чисто. Дам все-таки телефон хозяина, думаю, может пригодиться другим путешествующим: 8-927-322-66-83 (зовут Роберт). Вообще Сибай оставил очень положительные впечатления: городок на удивление чистый, застройка хоть и советского периода, но в хорошем состоянии. Участок Челябинск ― Сибай считаю лучшим за всю дорогу. Движение минимальное, дороги идеальные. Да 150 я не гнал и времени много не сэкономил, но дорога позволяет ехать, абсолютно не напрягаясь и не обгоняя.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ (Сибай ― Маркс)
Позавтракав, забрали машину со стоянки, расположенной во дворе, погрузились и двинули дальше. Инструкция хозяина о том, куда надо ехать, нам дала только направление, поэтому по дороге пришлось еще пару раз «взять языка», чтобы выехать из городка. Но город небольшой ― плутать особо негде, поэтому уже скоро выехали в нужном направлении. По местному времени было еще довольно рано, и макушки гор были покрыты то ли туманом, то ли облаками, временами опускавшимися до дороги. Качество асфальта определенно ниже среднего, но вполне терпимо. Начался горный участок дороги. Пока ехали до Баймака, туман рассеялся.
В Баймаке встретили сначала строящуюся газовую заправку, а потом уже сданную, но явно новую. Особенно позабавило обозначение на вывеске ― «LPG» (LIQUEFIED PETROLEUM GAS, сжиженный нефтяной газ) ― Европа, блин. На выезде встретил тот самый мотель, в котором планировал изначально заночевать. Ландшафт в этих краях довольно разнообразный: то степные горы, то лесистые, то поля. Посмотреть есть на что. Перед Зилаиром развилка с кафешкой ― начало объездной. Нам направо. Сразу за ней еще один перекресток без указателей ― нам прямо. Незадолго после Зилаира пофотографировались на живописном перевале. Несколько раз встречали фуры из разных регионов и даже автовозы. Некоторые дальнобойщики явно предпочитают этот маршрут через Урал.
Перед деревней Кугарчи очень красивый пруд ― популярное место отдыха аборигенов. Наверное, отличное место для ночевки в палатках. У плотины стоит мотель. В нем только один номер люкс (1 000 р., в сезон всегда занят, записываются по телефону), и еще помещение с койками. Одну из которых можно арендовать за 250 р.
Вообще на отрезке Баймак ― Исянгулово найти мотель не проблема, довольно часто встречаются. Заехав в Исянгулово, встретили развилку без указателей. Чисто инстинктивно поехал налево. Как оказалось, правильно, через километр искомый указатель на Саракташ, и поворот налево. На перекрестке кафешка-мотель, довольно примитивная. Небольшой кусок убитого асфальта, и начинается гравийка. Гравийка вполне сносная, ровная, но местами галька сметена колесами в валы. Пару раз слегка цепляло защиту поддона, но у меня она довольно низко висит. Отрезок Исянгулово ― Спасское (около 20 км) ехал по гравийке со средней скоростью километров 55 в час. Не торопился. Встретил 2-3 машины на этом участке. Места красивые, особенно в конце мая, остановились на каком-то мостке, послушали соловья.
В Спасском начинается асфальт, сначала не очень, а потом всё лучше. В Татарском Саракташе интересные деревянные строения на склоне: мельница, церковка, еще что-то. Убедить жену вернуться и посмотреть не удалось. Как позже выяснил, в своё время на этом месте снимался кинофильм «Капитанская дочка». Ныне декорации превратились в музей под открытым небом.
От Саркташа пошла равнинная местность, много деревень, отличная дорога. Прицепился к какому-то местному, ехал за ним 150.
Перед Оренбургом начинается объездная, сначала по указателям на Уфу, потом на Самару. С объездной видно большое количество новостроек. Город застраивается с размахом.
Дорога на Самару запомнилась рекламой в виде огромных букв, расположенных на вершине холма. Покрытие в основном хорошее, движение среднее, фур хватает. Смутил немного Т-образный перекресток в районе Бузулук ― на нем надо было направо. А потом снова Т-образный перекресток около Андреевки ― вот тут можно ехать и направо, и налево. И так, и так можно попасть на объездную Самары. Мы повернули налево, а потом, не доезжая Нефтегорска, направо.
От объездной Самары до Чапаевска очень интенсивное движение, да мы еще, видимо, попали на вечерний час-пик. Почти не обгонял на этом участке ― не было просветов. На участке Самара ― Саратов довольно много фур, легковых тоже хватает. Мотели встречаются очень часто (не меньше 15, наверное, встретили). В Пугачеве я планировал пойти на Балаково (чтобы потом на Вольск) через Солянский, но когда я практически вышел в нужном направлении, меня смутил указатель «Балаково», и отправил снова на классическую трассу. По ней я и попёр дальше. Планировали доехать до Саратова в этот день, но замотался я, и как только стало невмоготу, свернул к первому попавшемуся мотелю, там и переночевали (Орловка, перед Марксом, по-моему). Мотель видно на снимке, комнаты с удобством и маленьким телевизором. Мы заплатили 750 за двухместный номер и без проблем поместились там втроем с ребенком.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ (Маркс ― Краматорск)
Цель этого дня была въехать на Украину и добраться до Краматорска (около 950 км от Маркса), где живут наши старые знакомые еще по глухому гарнизону в с. Духовское Приморского края. Удалось их найти благодаря сайту Odnoklasniki. Поскольку расстояние на день запланировано не очень большое, то позволили себе поспать немного подольше, позавтракали опять же бутербродами в номере и вперед. Участок Маркс ― Саратов ничем особым не запомнился, старался садиться на хвост местным, чтоб не нарваться на засаду. Перед Энгельсом поворот направо на объездную Саратова. На удивление, до сих пор на многих, даже новых атласах, новый мост через Волгу и сам участок объездной до сих пор не обозначен. Уже который раз убеждаюсь, что атласы дорог рисуют, кто во что горазд. Сколько таких мест, где ошибки кочуют из атласа в атлас, а дороги отображаются либо по состоянию на двадцать лет тому назад, либо вообще такие, каких никогда не существовало.
С объездной Саратова сворачиваем в сторону Воронежа (Балашов, Борисоглебск). Дальше дорога идет довольно пустынная. Качество разное, есть участки и неплохие, а есть и среднего качества.
Отъехав километров 80 от Саратова, вижу «БМВ», стоящий на обочине, рядом уже кто-то остановился, машет. Я вообще стараюсь помогать людям в дороге, добрая душа, остановился. Закрыл на всякий случай двери, открыл стекло. Подходит мужик: «Эскузми». И начинает на смеси английских, русских и черте знает каких слов объяснять, что ему нужно масло. Ну, есть у меня немного, на доливку, выхожу, спрашиваю: «What kind of oil?» В ответ ничего вразумительного, что-то про банкомат лепечет. Причем как-то подозрительно познания в русском все нарастают и нарастают. Подозрение усиливается: зачем, будучи в России и зная русский лучше, чем английский, приветствовать по-английски? Неожиданно он выдает: «Автомат», ― мол, масло для автомата надо, что-то спрашивает про банкомат. Ну, тут уже мне нечего делать, багажник закрываю и, немного отбрехиваясь на его попытки познакомиться, сажусь в машину. Ахмед его зовут, типа из Болгарии. Ну, а когда в открытое окно он мне начал пихать перстень, я тут же с ним попрощался и двинул дальше. Давно уже читал про эту разводку, десятилетиями уже её крутят, ничего нового придумать не могут.
В районе Балашово газ по 14 рублей ― нехило так. Проехали через Борисоглебск, побродил там по автомагазинам и прикупил знак «RUS». А машина-то грязнючая, как клеить, непонятно, да и через границу на грязной неудобно.
За Борисоглебском очень густой и красивый лес. Чувствуется уже дыхание юга. Вскоре сворачиваю с трассы на Новохоперск. Стоит сильный аромат цветущих акаций, машины встречаются изредка. Дорога нормальная, но после трассы кажется узкой. Потом, когда я возвращался, нарулившись по украинским проселкам, она мне казалась широкой. Перед Новохоперском на развилке ухожу направо на Елань-Коленовский. Тут меня немного запутали инструкции с сайта Automarsh.ru. Там просто в кучу собраны инструкции с разных вариантов проезда этого района. Я искал развилку, которая совсем на другом маршруте. Разобрался, проехал через Елань-Колено и двинул на Воробьевку. Дорога вполне ничего, даже деревни не напрягают, поскольку отдыхаешь от трассы и чувствуешь колорит мест, становится интересно. Кушать, однако, хочется. На выезде из Калача слева кафешка. Готовили долго, порции маленькие, похоже, специализируются они вовсе не на транзитных водителях. Потеряли минут сорок. Через километр справа мойка ― помыли машину. Времени потеряли много на мойке, ждали часа полтора. Рядом с мойкой кафешка. Вот эта кафешка порадовала нас на обратном пути ― быстро, недорого, вкусно. Такая большая задержка в Калаче явно отодвинула наше время прибытия. От Петропавловки едем в сторону Богучара, перед ним понтонный мост через Дон. Красивое место, купались потом тут на обратном пути. Перед мостом дежурили ГАИшники, на мосту ограничение 5 км/ч.
Встретил в интернете интересную историю (быль это или небылица, я не поручусь). Когда-то в этом месте должен был стоять капитальный мост, связывающий трассу М4 Москва ― Ростов-на-Дону с Задоньем. Минфин уже выделил деньги на строительство, но тут случилась напасть ― выборы в Верховный Совет СССР какого-то там созыва. Тогда, в расположенной 150 км ниже по течению станице Вешенской проживал некто Шолохов, в те времена уже основательно «забронзовевший». Книжек он уже давно не писал, но авторитет у власти имел огромаднейший. И вот, в очередной раз избираясь в депутаты, он пообещал своим односельчанам сделать мост через Дон в Вешенской, а то тем к родственникам неудобно на пароме ездить. Если кто помнит, в те времена капитальное строительство должно было быть включено в 5-летний план развития региона. Вешенская расположена уже на севере Ростовской обл., и ей денег на мост не выделялось. И вот товарищ Шолохов пошел на прием к Леониду Ильичу: «Что за фигня! Я депутат или где? Кто написал «Тихий Дон» ― я или секретарь Воронежского обкома? Если я ― сам Шолохов ― пообещал мост, все должно быть исполнено, иначе это будет дискредитация партии!», ― и так далее в таком же духе. В итоге уже выделенные Воронежу деньги были перенаправлены на Ростов. Сейчас в Вешенской стоит красавец-мост. Станичники с удовольствием продолжают ходить в гости к родственникам за Дон, с благодарностью вспоминая Шолохова. Вот только там дальше дороги нет ― голая степь. А в Богучаре и поныне продолжает существовать понтонный мост, по которому с грохотом проезжают машины, стремясь сократить путь на Волгоград.
За мостом уходит вправо дорога с указателем Ростов ― Воронеж. Едем дальше, неожиданно полузаросший указатель ВО…/ГО…. Воронеж и…, а черт знает что. Наверное, нам туда, сворачиваю. Стоят очень красивые новые домики, КПП со шлагбаумом и солдатиком, разинувшим рот ― нам явно не сюда. Проехав, разворачиваюсь, пытаюсь узнать у постовых, как ехать на Кантемировку. Ни один не знает… Да что они знают, корме казармы да шлагбаума. Возвращаюсь на дорогу, указатель, оказывается, гласит «ВОЕННЫЙ ГОРОДОК». Выруливаю на трассу Дон, идет ремонт, стоят ограничения. Через три километра сворачиваю направо на Кантемировку ― нам туда. Надо сказать, что дорога от трассы и до самой таможни просто отличная. Нет ни деревень, ни гаишников. Заправляюсь всем, что влазит, уточняю маршрут к таможне у заправщика. Перед Кантемировкой надо уйти на Россошь, и сразу налево ― там даже есть указатель на Луганск.
С нашей стороны таможня называется «Бугаёвка», а с украинской «Просяне». Процедуру прохождения таможни описывать не буду, пускай это делают те, кто регулярно её проходят. Я, честно говоря, не во все нюансы «въехал». Особенно не шмонали, так, сверху посмотрели, поспрошали. На таможню потратили полтора часа (два автобуса пришли почти одновременно с нами, из-за них задержка). Сами таможенники сказали, что у них автобусы идут в основном с 8 до 12, ну и вечером в районе 6 бывают. В остальное время пусто.
По въезду на Украину асфальт подпортился, хотя и вполне терпимо. Все-таки разница на лицо. Конечно, Луганская область ― это вовсе не лицо Украины. А что?... Машин очень мало, много велосипедов и «дырчиков». Явно небогатые края. В Марковке направо, а после выезда налево, чтобы, не проезжая Новопсков, выехать на Старобельск. Старобельск ― маленький и уютный старый городишко. От Старобельска до Нов. Астрахани и Рубежного. В Рубежном спрашиваю у какого-то старичка и бабуськи: «Как выехать на Кременную?» «Да не езжай ты в город, нечего тут делать», ― радостно заявляет дедок и объясняет объезд. «Нечего тут делать» прозвучало так, как будто это относится не к маршруту проезда, а к городку вообще. Дороги там убитые. Потом по трассе еду до Кременной. Через Кременную на Кировск (дрога местами паршивая). Кировск ― Кр. Лиман ― Славянск ―Краматорск ― хорошая дорога, переходящая в широкую трассу. Что интересно, дорога идет в основном по населенным пунктам, а режим движения (60 км/ч) никто, кроме тракторов, не соблюдает (не скажу, что и у нас особо соблюдают, но в таких местах обычно не наглеют ― любимая кормушка гайцов). До Краматорска добрались уже часов в 10 вечера местного времени. Нас встретили на машине, провели до дома. Встретили очень радушно, хотя прошло уже 16 лет, как последний раз виделись. Воспоминания о странной, но интересной жизни в глухом советском гарнизоне на Китайской границе в Приморском крае у всех так и остались одними из самых ярких в жизни. В общем, легли мы нескоро, изрядно измотавшись и наболтавшись.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ (Краматорск ― Одесса)
Наверное, самый простой участок маршрута (около 800 километров). Неплохо выспались, посоветовались с хозяевами по поводу маршрута на Днепропетровск. Изначально планировалось ехать от Краматорска на Доброполье, а потом на Красноармейск. Но посоветовавшись, решил не умничать и поехать по трассе на Константиновку, потом на Дмитров и Красноармейск. Вновь удивились плотности расположения городов и относительно небольшому количеству машин. Трудно представить, чтобы подобная агломерация городов в России, соединенная одной дорогой, обошлась бы без пробок. Здесь же люди еще живут при коммунизме. В том смысле, что автомобиль для многих остался роскошью, а не средством довезти свою задницу до офисного стула.
Немного запутались с указателями в Константиновке, первый же таксишник с удовольствием помог и объяснил, как лучше выбраться. Такое ощущение, что этот регион еще только начинает выходить из разрухи ― низкие цены на жилье, почти нет жилищного строительства. Городская инфраструктура так и замерла на том этапе, на котором она была в начале девяностых (а много ли изменений в Российских городах по 50-150 тыс. населения, которые в стороне от нефти и подальше от миллионников?). Но ритм капиталистического развития уже и их засасывает. Говорят только на русском, вывески тоже в основном на русском. И при всей своей тяге к России, люди все равно ассоциируют своё бедующее с Украиной. Все-таки живем в двадцать первом веке, и большинство понимает, что разделение государства недопустимо, тем более ценой кровопролития. Никому это, слава богу, не нужно. Трасса Донецк ― Днепропетровск оставила положительные впечатления. Движение вполне среднее, покрытие хорошее, немало участков 2 + 2, хотя встречаются и места ремонта. Есть участки характерного «зеленого» асфальта.
Ближе к Днепропетровску дорога превращается в хорошую автостраду. Сильно не надеясь на карты, едем просто по указателям на Кривой рог, дорога широкая, движение интенсивное. По окраинам выезжаем на широкий мост через Днепр. За мостом указатели посылают направо и вниз. Там надо выехать на широкую дорогу с интенсивным движением, которая проходит под мостом. Пока пытался вписаться в поток, да еще и объезжал Камаз, который сломался на повороте, сам не заметил, как ушел вновь направо (весь поток туда шел). И вновь оказался на мосту…. Только в обратную сторону! :) А на мосту посередине трамвай в другом уровне ― хрен развернешься, даже если нарушить захочешь. Так и пришлось прокатиться через мост три раза. Вскоре после моста указатели приводят на улицу, на которой стоит пробка в обоих направлениях. Минут сорок тащились в этой пробке, которая почти не двигалась. Позже я понял причину этой пробки ― туда направляется весь транзитный поток, в том числе и на Киев. И весь этот транспорт потом упирается в узкий перекресток среди старых зданий. Чтобы фуре умудриться повернуть на том перекрестке, надо, наверное, быть настоящим виртуозом, а в условиях интенсивного движения это иногда становится просто невозможно. Днепропетровск ― Кривой рог ― отличная трасса средней загруженности, по большей части 2 + 2. Правда, мы никак не могли там найти места, где бы перекусить. Зашли в одну кафешку, а там цены, ну просто ресторанные. А больше ничего и не встречали. В Кривом Роге опять поехали по указателям (на этот раз на Николаев). Указатели нас завели на длинную дорогу где-то по улицам окраин города. Покрытие в основном нормальное, но сильно напрягало ехать среди грузовиков, чадящих на скорости 40 км/ч. За Кривым рогом дорога пустынная, покрытие хорошее. Мы, по-прежнему, никак не можем найти кафешку. И вот, наконец, встречаем справа (перед Казанкой, что ли). На улице громыхает музыка, внутри на полную громкость телевизор, посетителей нет. Борщ нам несли довольно долго, и такого отвратного я еще не едал. Жена заподозрила, что его тут же и намешали. Такой сервис совсем не радует. Где-то в этих же краях встретили газовую заправку, да и то попытались обсчитать нас. Недодали сдачи 20 гривен. А деньги-то местные поначалу с трудом воспринимаешь как деньги, так, «тугрики» какие-то. Покаааа сообразишь, сколько тебе дали. Пошел, сказал заправщице, а та, не пересчитывая, отдала нехватающую сумму, мимолетом извинившись. Похоже, для нее это нормальное поведение. Замечу, что нас и на рынке в Одессе потом пару раз пытались обсчитать, и на границе, пользуясь нашим неведением, разменяли деньги по 170 за 1 000 рублей (в Одессе меняли по 197). В общем, будьте внимательны, на Украине не упускают возможности на…, и касается это, похоже, не только россиян, но и аборигенов. Честно говоря, не припомню ни одного случая в Сибири, чтобы на заправках меня пытались обсчитать.
Перед Новым Бугом поехали направо, на Вознесенск, тем более, что туда нас послал и указатель «Одесса». Начались довольно «дикие» места. Не как у нас дикие: тайга, болота, комары и лесовозы. А по-украински «дикие», поля, поля, изредка деревушки и всё цветет (ну все-таки конец мая!). Машин встретил не больше десятка за весь участок, покрытие хорошее. Остановились пофотографироваться, с удовольствием походил босиком по теплому асфальту. И, как ни странно, газ стал встречаться на заправках. До Днепропетровска мы всё искали, где бы подешевле, а потом как отрезало. Пришлось расходовать бензин, который плюхался в баке еще с Томска. Цена газа 3,20-3,60 гривен = 16-18,50 рублей. Газовых заправок было очень много в Донецкой области, а в районе Днепропетровска большая редкость, похоже. 92-й бензин ― 32-34 гривны. Причем мне показалось, что качественные сорта бензина очень мало отличаются по цене от 92-го. Сильно-то я к бензину не приглядывался, по понятным причинам. В Вознесенске куча топографических карт в ноутбуке снова не пригодилась. Два перекрестка, два указателя на Одессу, где-то за домами мелькнула красивая церковь, и лезем на какой-то перевальчик в сторону Березовки. Участок Вознесенск ― Березовка, и даже немного за Березовку меня расстроил. Асфальт неплохой, но много провалов от фур ― приходилось быть начеку и скорость держать пониже. В районе Березовки вообще какой-то странный объезд с небольшими кусочками гравия. Временами приходится обгонять виновников такой дороги ― фуры, идущие этим маршрутом на Одессу.
Ближе к Одессе дорога становится хорошей, аромат акаций, маки. Настроение отличное, ведь мы почти доехали.
Мы уже собрались сами ехать до родственников, используя Дубль-ГИС Одессы (единственный город с той стороны Урала, для которого есть Дубль-ГИС!), но дядя жены выехал к нам навстречу и по телефону сказал нам ждать у поста ДАIцов. Ждать пришлось минут сорок. Затем по объездной двинули на юг города, посадив ребенка в «Prado» дяди. Сначала потихоньку, а потом, видя, что я успеваю, и через сплошные, и через двойные… Ну, и я за ним шнырял, в голове прикидывая, во сколько же мне обходилось бы, если бы я также ездил в Томске. День закончился добрым ужином с родственниками, водочкой и вином.
«АХ, ОДЕССА, ЖЕМЧУЖИНА У МОРЯ...»
Конечно, мои впечатления от Одессы весьма поверхностные. Можно разве судить уверенно о том, в чем толком и не разобрался? Но с другой стороны, очень часто первое впечатление оказывается самым верным. Например, мне лично трудно было бы пытаться беспристрастно рассказать про Томск. Как можно беспристрастно рассказывать о своей жизни? Итак, впечатления сибиряка-дальневосточника, впервые побывавшего в Одессе и на Украине вообще.
Начну с отдыха. Мы отдыхали на даче родственников, недалеко от Ильичевска (между Ильичевском и Одессой). Отдыхать на двухэтажной даче, в пятнадцати метрах от песчаного пляжа ― конечно, хорошо :). Пляж там был довольно чистый, по крайней мере, на российском черноморском побережье еще поискать такие.
В городе вода погрязнее (по рассказам, сам я там не купался). Вообще, вокруг Одессы побережье исключительно песчаное.
На море завязана вся жизнь города. Как я понял, у них даже есть определенный жест, когда тормозишь машину, означающий «мне до моря». На остановках с утра видел стоящие автобусы с табличкой «на море». Никаких номеров маршрута или дополнительных табличек больше я на них не увидел. Может быть, для жителей Одессы это и нормально, а меня удивило.
Нам за жилье платить не приходилось. Но из интереса я присмотрелся к местам и ценам. Можно отдыхать и в самом городе, вся его южная часть ― это сплошные пляжи. Недалеко от Одессы есть курортные зоны. Я обратил внимание на две, наверное, крупнейшие из них: Каролина-Бугаз (южнее) и Коблево (севернее). Каролина-Бугаз представляет из себя Длинную косу (около 15 километров) между лиманом и морем. Практически вся коса и прилегающая к ней территория застроена пансионатами и частными домами для отдыхающих. Цены на проживание начинаются с 250 рублей с человека. В частном секторе, наверное, и дешевле можно найти. Пляжи отличные.
Коблево находится километров тридцать на север от Одессы. Примечательно место тем, что там новый аквапарк и строится много пансионатов. Стоимость аквапарка ― 500 р. за день.
Сам город вытянут с юго-запада на северо-восток вдоль моря, население около миллиона человек. Судя по переписи, украинцев более 50%, однако общаются практически исключительно на русском. Даже гривны на рынке называют рублями. Цены, в общем, несильно отличаются от наших. Что-то дешевле, что-то дороже. Мясо явно дороже, чем даже в Томске. Но в тоже время мед, сахар, сезонные фрукты и ягоды ― конечно же дешевле. Мы закупались на рынке, куда приезжают продавать из деревень. Почти каждый день съедали килограмма два черешни (8-14 гривен = 40-60 руб. за килограмм). Цена на черешню в Томске, отличается в четыре раза! Я люблю вечерком пивка иной раз попить, но в Одессе от этой привычки пришлось отказаться. Пива в продаже ― ассортимент очень небольшой, хорошего не встретил. Нет, ну если бы я поискал, то наверняка бы нашел места, где продают разливное пиво, чешское, например. Но гораздо быстрее я нашел место, где продают отличное вино по 55 наших рублей за литр. На рынке полно и более дешевого вина, но это я покупал прямо с завода в Таирово. Родственники только там и закупаются. В общем, когда я понял, какое тут вино, то о пиве уже больше не вспоминал! Дороги в городе хорошие, даже забравшись куда-нибудь в дебри, ямы встречаешь редко.
Пробок в городе, конечно, хватает. Хотя мне кажется, что какой-нибудь российский миллионник, имея такую вытянутую форму и всего несколько продольных дорог, как в Одессе, давно бы уже встал колом. Машины разные, немало дорогих иномарок. Наиболее распространены корейцы. В частности, Daewoo lanos ― самый любимый автомобиль таксистов. Корейцев собирают недалеко от Одессы в Ильичевске.
Из японских марок довольно активно рекламируются и продаются Daihatsu и Mitsubishi. Много европейских автомобилей, особенно бросается в глаза обилие «Шкод». А вот Ford (особенно столь популярный у нас «focus»), на дорогах трудно встретить. Праворульных автомобилей немного, в основном автомобили с конца восьмидесятых по середину девяностых. Вообще, цены на б/ушные иномарки выше, чем по Сибири (даже на леворульные), наверное, сказывается то давление на цены б/у автомобилей, которое оказывают подержанные японки. Я думал, что встречу в Одессе много «родственников» своего автомобиля: Opel Zafira A и Astra в том же поколении. «Astra» конца девяностых и впрямь распространенная там модель, а вот «Zafir-у» за весь пробег по Украине видел только однажды :(. И на удивление, очень мало новых «Опелей». В Кемерово, например, их не сосчитать. В Томске щас тоже активно продаются, а вот в Одессе я не встретил ни одной «Zafira B». Новых Subaru, и тех больше, наверное. Основные городские автобусы ― довольно свежие желтенькие «Tata».
Одесса всегда была колоритным городом. Когда-то её называли столицей юга России и по численности населения она уступала лишь Питеру и Москве. Старый центр хорошо сохранился. Вернее, это даже не центр, а почти половина города. Половина города ― это застройка девятнадцатого века! Причем новых зданий в тех местах почти нет. Едешь километров пять по городу, и идет сплошная историческая застройка. К сожалению, фасады часто в плачевном состоянии. Неприятно удивила в этом смысле Дерибасовская: улица является практически лицом города, а на ней полно зданий, которые ремонтируются. Причем ремонтируются, похоже, очень давно. И все таки центр города очень красив: тенистые улочки, и на каждом шагу такие знакомые и знаменитые названия. Эх, по этим улицам да со знающим экскурсоводом прогуляться. С большим интересом разглядывал улицу, на которой «Делается вся контрабанда» ― ничего отличающего её от других не заметил :).
Проблем с культурной программой тоже здесь нет. Для нас основным был отдых на море, но, тем не менее, мы съездили на «батарею» ― там выставлено много военной техники, в основном времен Великой Отечественной. Там же Музей обороны города. Меня больше всего заинтересовал танк «На испуг», который участвовал в обороне Одессы (см. фотографии). На безрыбье, как говорится, и рак ― рыба.
Съездили в крепость XIII века в Белгороде-Днестровском. Там же раскопки греческого города. И, конечно же, понравился аквапарк в Коблево. Дочке хоть и нет еще двенадцати ― все взрослые горки были ей нипочем.
ДОРОГА ОБРАТНО
К обратной поездке подготовка была минимальная. Сходил на рынок и прикупил задние колодки, которые начали скрипеть. Закупили немного продуктов, фруктов, литров 6 вина (существует ограничение на ввоз в Россию). Кондиционер так и не был сделан, и если по дороге Томск ― Одесса это не доставляло никаких проблем, то теперь прогноз по маршруту был до 35 градусов. Поэтому экипировались максимально легко и с утреца выехали в сторону Николаевска. Как меня ни хотели отправить родственники по объездной, я с удовольствием проехался через центр, по еще полусонному городу.
Трасса Одесса ― Николаев загружена автомобилями несильно, покрытие местами не очень ровное, но в целом неплохое. Запомнился мне на этом участке только «мэрс» с швейцарскими номерами, который несся по-бешеному и нарушал правила совсем не по-швейцарски. Впрочем, я вполне за ним поспевал, «спонсор» ― это всегда хорошая помощь на дороге :). Николаевск особенно ничем не запомнился, вполне проезжаем по указателям. От Николаевска на Кривой Рог.
Получилось так, что маршрут Новый Буг ― Одесса я преодолел двумя разными путями. Оба маршрута мне показались вполне равноценными. В минусы маршрута через Вознесенск ― участок с яминами от фур между Березовкой и Вознесенском, а в минусы маршрута через Николаев ― проезд через город и больший трафик. По расстоянию оба маршрута приблизительно одинаковы.
Днепропетровск проехали той же дорогой, что и прошлый раз, хотя хотели выехать на другой мост. В итоге снова постояли минут 20-30 в пробке на левом берегу (прошлый раз пробка была на правом). В Петропавловке свернули налево и поехали в Краматорск по деревням (Александрополь, Александровка), дорога, конечно, не очень, есть небольшой участок, где от асфальта остались только воспоминания. Но нам торопиться некуда, а по деревням ехать интереснее. Нашли несколько деревьев с шелковицей, подкрепились немножко. До поездки на Украину я и не знал о существовании такой ягоды.
За Александровкой искупались в большом пруду, там же сделали фотографию целой стаи уток. Вроде деревни кругом, а уток, похоже, никто не тревожит. Порядком поплутали на въезде в Краматорск: оказалось, что с этой стороны в нем очень много старых улочек с деревенской застройкой. Хотели еще в этот день с нашими знакомыми из Краматорска съездить в Святогорск, но первый день поездки нас вымотал, и отложили посещение этого места на следующий день.
Святогорск нам был не совсем по дороге, но побывать там было очень интересно. Место и впрямь красивое: в долинке у реки небольшой городок, а за рекой на склоне гор стоит монастырь. Мелковаты, конечно, «горы», так и хочется по-дальневосточному назвать их сопками. А когда на одной из гор увидел памятник Артему, ей богу, появилось ощущение, что я стою где-нибудь на речке Раздольной, в Приморском крае. Монастырь этот имеет достаточно древнюю историю и является одной из трех Украинских лавр. Внутри известкового утеса ― пещеры с кельями. Интересно было бы сходить в сам монастырь, но не нашлось косынки для жены и время поджимало. Вдоль речки сосновые боры, что для Украины, с её степным ландшафтом, конечно, экзотика. Много домов отдыха. По-моему, здесь довольно легко найти и хорошее место для палаточной стоянки. Правда, в этих краях есть еще и заказник, не знаю, как сочетается установка палаток с режимом, установленным с заказнике.
От Святогорска поехали в сторону Сватово, через Михайловку. Снова полный набор деревенской экзотики, вишня, найденная на окраинах деревни. Впервые встретил такую дорогу, по которой и один-то автомобиль с трудом пробирается, задевая местами заросли, но и на такой дороге асфальт. От Сватово до Старобельска дорога отличная, пытаюсь нагнать то время, что мы потеряли, заехав в Святогорск. Далее поехали по уже проторенному маршруту. На таможню потратили минут сорок. Очередей не было вообще. Искупались в Дону около понтонной переправы и двинули дальше: Калач ― Новохоперск ― Борисоглебск ― Балашов ― Саратов.
Учитывая поздний подъем, заезд в Святогорск и таможню, участок получился длинноват для одного дня, поэтому довольно долго пришлось ехать по темноте. Остановились в первом же встреченном мотеле на объездной Саратова (а их там немало).
Конечно, гораздо удобнее ехать на запад, чем на восток. Когда едешь на на восток, приходится каждый день вставать все раньше и раньше, а если не хочешь себя мучить и высыпаешься по полной, то потом вечером придется по темноте ехать...
Встали настолько рано, насколько смогли и вперед. Еще в полусонном и расслабленном состоянии еду по объездной Саратова. Длинный участок по ровной местности с заворотом направо. Перестроился ближе к обочине, посмотрел, что за поворотом никого нет, и обогнал парочку фур и легковушку, как и положено, слева. А под холмом через километр гайцы стоят, палочкой машут. Оказывается, где-то задолго до этого, после заправки, был знак, запрещающий обгон (не видел я его), разметка пунктирная. Пришлось обождать, пока освободится ГАИ-шник в машине, потом прослушать лекцию о том, сколько им приходится людей из металла вырезать. Положенная на панель тысяча, достаточно оперативно заставила гаишника забыть о тех ужасах, которые он видел за время своей работы. Настроение основательно подпорчено. Я вообще не любитель давать взятки, но и лишаться прав совсем не горю желанием.
От Саратова решили ехать через Вольск ― Балаково ― Солянский. Дорога вполне приемлемая. По расстоянию где-то так же, как через Маркс ― Энгельс, фур очень мало. В Балаково трудно заблудиться даже не зная его ― небольшой городок. Заодно заехали в супермаркет, пополнили запасы продуктов. Участок Балаково ― Солянский ― Пугачев так и вообще пустынный, правда, покрытие там не очень.
Прогноз погоды, который я посмотрел перед отъездом, обещал в Оренбурге до 35 градусов, что для нас, учитывая неисправность кондиционера, не подходит. Пришлось отказаться от южного маршрута. С объездной Саратова поехали на Похвистнево ― Бугуруслан. Бугуруслан проезжается без особых проблем даже по указателям. Но, как очень часто любят делать наши организаторы движения, указатели сначала заводят куда-нибудь в глушь, а потом исчезают. Нечто похожее в Бугуруслане: указатели уже почти вывели на нужное направление, но на очередном перекрестке указателя не оказывается, и ошибиться, не зная хотя бы приблизительно, схемы Бугуруслана, очень легко.
Выехав на родную М5, сразу вспоминаешь, для каких целей ездил по каким-то дебрям :)). Всё как положено ― вереницы фур, подъемы, спуски и гайцы с биноклями. Веду себя аккуратно, нарушаю по минимуму и очень осторожно. Вдоль Уфы почти и не лезу на обгон ― плотный поток. Пилим и 40, и 60 подолгу. Уже в сумерках приближаемся к Уралу и начинаем искать место для ночлега. Сняли комнату за 750 рублей, душ в коридоре, туалет типа «сортир» во дворе, к нему со второго этажа ведет подозрительная металлическая лестница. Лучше не нашли, а ехать больше не хотелось...
На следующий день планы были доехать до Омска. Урал с утра прошли относительно быстро, достаточная мощность движка позволяла обгонять в небольших просветах. Впервые за поездку использовал спортивный режим, в горах пригождается. Купили медку, пожалев, что не взяли его на Украине ― там он еще дешевле. Челябинск хотел проехать по объездной, но что-то поздновато стал смотреть на указатели, понял, что уже еду по городу. Нас снова выручил Дубль-ГИС. Жена уже поднаторела в его использовании: сначала шли по указателям, простояли минут двадцать в пробке на мосту, там шел ремонт. Вскоре после моста указатели стали посылать нас явно куда-то не туда, и поехали просто по кратчайшей дороге, изображенной на карте. Если бы не пробка на мосту, то через Челябинск даже быстрее бы получилось. Как городской житель, я чувствую себя в городе как рыба в воде, и незнакомый город не очень напрягает, если есть карта и нормальный штурман.
После Кургана мы предпочли ехать через Исетское ― Ялуторовск. Дорога знакомая и беспроблемная. На подъездах к Омску шли сильные грозы. Уже стемнело, дождь, плохая видимость. Скорость резко снизилась. Правда, когда позвонил брату в Кормиловку, выяснил, что он приедет домой тоже ненамного раньше нас.
Три часа ночи (местного), пустая и промытая объездная Омска, на очередном кольце останавливает ГАИшник. Докапывается: «Почему не выключаете дальний свет на освещенной трассе?» А откуда я знаю, почему я не выключаю? Зачем выключать, когда трасса пустая? Масло кашу не испортит... Спросил опять же, почему не отдыхаем ночью. А Одесского времени всего-то 11 часов, нам и спать-то еще не хочется. Ну, в общем, подокапывался и отпустил с чувством выполненного долга. На дороге никого, черная промытая дорога с идеальной разметкой и ограждением, до Кормиловки долетели быстро. В этот день мы преодолели самый большой участок за всю поездку ― более 1 500 км. Если учесть, что на этот же участок пришелся Урал и Челябинск, то результат довольно неплохой.
Основательно выдрыхшись, выехали часов в 11 местного времени. Забрал племянницу, чтобы отвезти её в гости к бабушкам в Томск. Выехали поздно, а хотелось быть вечером пораньше, чтобы нормально разгрузиться и отвезти племянницу к месту пребывания. Погода и хорошая дорога позволяли ехать быстро, временами, при наличии хорошего «спонсора» разгонялся до 170. Средняя скорость по компьютеру долгое время была более 125 км/ч. В Новосибирской области снова пошли ГАИшные засады и плохие участки дороги, но я был осторожен, останавливаться не пришлось.
Торопился, торопился, а в Томске, перед Новым мостом простояли в пробке минут сорок. Произошло небольшое ДТП, а народ вереницей возвращался в город с дач. Ох уж эти дачники... на пустом месте пробку устроят, там места для разъезда немеряно еще было. Большое количество «дачников» и некоторое количество «таксишников» ― убийственное сочетание :).
Ну, вот мы и дома.
ИТОГИ
Поездка получилась интересной. Самое главное, что нам дало перемещение на собственном транспорте ― это возможность передвигаться на колесах на месте отдыха. Дача, на которой отдыхали, располагается достаточно далеко от остановок общественного транспорта, магазинов толковых рядом нет, родственникам тоже не до нас особенно. Что бы мы делали без машины, даже трудно представить.
Расстояние по дороге туда составило 5 150 км, по дороге обратно 5 100 (сэкономили, поехав через Урал напрямки, проехав по деревням к Краматорску, но проехали больше на 80 км на участке Курган ― Исетское ― Ялуторовск ― Ишим). Мне лично больше понравился все-таки южный маршрут, дорога позволяла просто ехать, любоваться на Урал, слушать аудиокниги. Особенно этот маршрут станет интересным после того, как закольцуют объездную Челябинска. Да, напрямки через Урал тоже есть своеобразный спортивный интерес ― постоянные обгоны, засады гаишников и т. д. не дают скучать. Но кто оценит тот риск, которому подвергаешься, поехав по дороге с плотным трафиком.
Общие затраты на дорогу (включая газ, бензин, питание, в т. ч. взятое с собою, ночевки, 1 000 рублей гаишникам, колодки, автомойку, украинскую страховку) составили около 23 тыс. (плацкартные билеты на поезд и питание обошлись бы и то дороже). Если бы передвигались на бензине, то надо прибавить еще 12-14 тыс. к общим затратам (еще и в Одессе накатали 1 500, а ведь там бензин/газ почти в полтора раза дороже). В кафешках мы, правда, только обедали (в основном борщ), а так фрукты, овощи, бутерброды, чипсы и т. д. Каждую ночь ночевали в нормальных постелях и практически каждый вечер принимали душ.
Минимальное расстояние за день ― 750 км, максимальное 1 500. Мзда со стороны ГАИшников составила: 2 протокола на 100 руб., 1 на 300, и 1 000 руб. Итого 1 500 руб. (если протоколы дойдут). Это, конечно, немного (на днях вернулись с Черного моря знакомые, у них ушло 5 тыс. на взятки и штрафы). На Украине нас остановили только один раз и ограничились проверкой документов.
Автомобиль не подвел ни разу. Удобные сидения, хорошая динамика разгона, тишина и простор в салоне, что еще надо для дальней поездки. Порадовала летняя резина Kumho, купленная новой во Владивостоке в прошлом году. Вот уже 30 тыс. пробега, и ни одного прокола (в т. ч. «федералка»!). Конечно, это дело случайности, но результат достойный.