|
Итак, обещанное описание второй части путешествия по Закарпатью.
Первая опубликована здесь.
На сей раз целью поездки было забрать и перегнать обратно из Чопа в Харьков Subaru Outback, ранее перегнанную туда. Для указанной цели мне требовалось прибыть в указанный пункт, т.е. Чоп, поездом, и затем оттуда давить на газ до прибытия в Харьков. Ну а я, как всегда, решил совместить полезное с приятным и выкроить немного личного времени для завершения осмотра Ужгорода и осмотра других интересных близлежащих мест. Поэтому взял купейный билет Харьков—Ужгород, и в назначенный день в 11:40 утра был на ужгородском вокзале. Билет очень дешев — порядка 180 грн. За такое расстояние это попросту невероятно. Поезд идет долго, но отсыпаться я готов еще дольше.
Я налегке, поэтому в камере хранения не оставляю ничего. Предварительно купил карту Ужгорода и окрестностей (весьма полезно и познавательно). Уже немного будучи знакомым с городом, отправляюсь сразу с вокзала пешком, в сторону проспекта Свободы с целью поближе узнать ту часть города, которую я для себя охарактеризовал как второй центр. В общем, характеристика верна.
Районы, которые я не посетил в предыдущую поездку, порадовали еще большим количеством зелени, так, деревья в некоторых местах накрывают улицы так плотно, что несмотря на прошедший сильный ливень, я шел по тротуару и на меня не капало.
Вышел снова к замку.
Но заходить не стал. Здесь я уже был, зачем тратить время на повторное посещение, если вокруг еще столько интересного?
На сей раз решил пройтись чуть ниже - там среди настоящих садов разбросаны деревянные хатки, свезенные с окрестностей. Вообще я остерегаюсь подобных мест: обычным для них является ощущение лубочности, искусственности. Но здесь совсем не так: все хаты подлинные, на всех следы долгой жизни многих поколений, чудесно воссоздана атмосфера, нет дурацкого ощущения «музейности», «экспонатов» — напротив, каждая дощечка дышит, живет, запах именно такой, как я помню с детства — ни с чем не сравнимый. Классное ощущение. И сады — живые, ухоженные, полные слив, яблок, всё по-настоящему.
Это храм св. Архистратига Михаила.
Кстати, храм действующий. Каждое воскресенье в 10:50 в нем по прежнему происходят службы. Вот он поближе:
Спустившись вниз, вышел в город:
Зашел посидеть в небольшом уютном кафе.
Кафе необычное — оно само себе музей :). Наполнено старинной утварью, на стенах плакаты столетней давности, но все в меру и это лишь создает определенный шарм старины и не мешает использованию кафе по прямому назначению. А что может лучше утолить жажду и восполнить силы, чем запотевший бокал сухого закарпатского вина, белого и душистого? Я уже говорил, что здесь сухое вино в кафе подают едва ли не чаще, чем пиво?
Отдых прекрасно восполнил силы. Я с удовлетворением вышел, оглянулся…
А далее побрел уже вовсе не туристическими улочками, частными секторами... Вот здесь меня Ужгород и покорил. Полностью и совершенно.
Потом меня таксист спрашивал, мол, что мне понравилось в Ужгороде. Я сказал: воздух. И он никак не мог понять, что же такого особенного в воздухе. А особенный сам воздух. Я никогда не думал, что в немаленьком и совершенно не приморском городе воздух может ТАК пахнуть! Сравнить можно разве что с приморскими городками. И архитектура частной застройки весьма близка к приморским городкам — только гораздо ухоженней и аккуратней. Небольшие дворики, небольшие домики, очень много зелени, цветов и винограда. Что мне больше всего понравилось — богатые дома отличаются не размером и не высотой заборов, а красотой ландшафтного дизайна, ажурностью решетчатых заборчиков, оформлением. А огромных квадратно-уродливых дворцов нуворишей за трехметровыми заборами я там не видел вообще. Очень много брусчатки. Ездить по ней каждый день, наверное, не особо приятно. Но в общий вид вписывается очень органично.
Дворики какие-то по-домашнему уютные, увитые зеленью и виноградом:
Ощущение тихой провинциальности, покоя и уюта не покидает ни на минуту.
Времени оставалось еще очень много, и я решил прокатиться в Невицкое, к руинам Невицкого замка. Это примерно в 20 км от Ужгорода, поэтому я решил для этой цели взять такси. В очередной раз был шокирован низкими ценами ужгородских такси: таксист на «Логане» в центре города за поездку в пригород и обратно запросил всего 80 грн. А радиотаксист на «шестерке», после консультации со своей службой, выдал следующий расклад: туда — 40 грн, обратно с доставкой на автовокзал — 20 грн, полчаса ожидания — 15 грн. Итого — 75 грн! Для моего, харьковского внутреннего «таксометра» это не просто дешево — это чуть дешевле, чем даром.
Но в Ужгороде такси вообще невероятно дешевы. В этом я уже убедился ранее, когда за поездку от привокзальной площади до центра вокзальный таксист взял 20 грн (это около 80 рублей, для понимания).
Невицкий замок — интересное место. Запущенное, но в этом, скорее, его достоинство: никакой мзды за вход, туристы единичны, можно сколько угодно лазить по развалинам, забираться на крепостные стены, и думать о том, как жилось во времена, когда еще не придумали авиацию и дальнобойную артиллерию.
Посетителей почти нет. Я гулял по замку в гордом одиночестве. За то время, что я там бродил, я встретил только двух человек — таких же туристов, как я, и уже выезжая от замка, встретили свадьбу, там это популярное место для фотографирования, типа, как у нас Мемориал, но фоткаются не в самом замке, а возле него, на пригорочке, чтобы замок был в качестве фона.
Еще в сторонке в лесу видел несколько палаток.
И в этом особая прелесть. Лично мне очень не нравится, когда в каждом кадре возле исторических объектов — толпы туристов.
Что еще очень порадовало: при том, что руины никем не охраняются, по крайней мере, это внешне незаметно, они не загажены, не превращены в свалку мусора и не являются местом для пьянок со всеми вытекающими в виде битых бутылок и следов кострищ. Возможно, это еще и благодаря некоторой удаленности от населенных пунктов.
Кстати, именно вид этого замка является лицом известной серии закарпатских коньяков.
Когда я вернулся из Невицкого, было около 17 вечера. В принципе, я уже думал отправляться в Чоп, для чего и попросил меня отвезти к автовокзалу, но посмотрев на часы и подумав, изменил свое намерение. И сел в автобус, отправляющийся в Мукачево. Мне не хотелось полдня куковать в скучном Чопе, и я решил посмотреть Мукачево, возможно и посетить известный, красивый и хорошо сохранившийся замок Паланок. Скажу сразу: Паланок я не посетил. Во-первых, увидев его со стороны, оценив его масштаб и местонахождение, я понял, что туда надо ехать не на час, а на день. Ну или хотя бы полдня. А во-вторых, я не захотел покидать само Мукачево. Городок оказался удивительно красив. Полностью одно-двухэтажный, никаких высоток, невероятно (для наших реалий) чистый и вылизанный даже в совершенно нетуристских местах, а уж в пешеходном центре красота и ухоженность просто невероятная. К сожалению, время дня внесло свои коррективы в фотосъемку и я не могу показать все улицы, т.к. большая их часть уже находилась в тени либо в контровом свете, но надеюсь, даже некоторые фотографии дадут представление.
Это Ратуша. Главное здание города.
Пусть вас не удивляют звезды на этом заборчике. Присто приметьте их, а чуть ниже я заострю на этом внимание.
Это памятник основоположникам славянской письменности Кириллу и Мефодию.
О нецентральной части хочу сказать вот что: несмотря на то, что там особо нечего снимать, но я не увидел ничего, что бы резало глаз. Квартал за кварталом на километры тянутся мощеные дороги с одноэтажной застройкой, да, ничего особого, ничего цепляющего, но всё неизменно аккуратно, чисто и ухоженно!
Выше я обращал внимание на один заборчик. На последней фотографии видно, что он находится в самом центре города, непосредственно перед Ратушей.
А вот на этих фотографиях специально заснял некоторые памятники.
С одной стороны, для людей, которые хотели бы здесь побывать, но опасаются внушенного СМИ призрака национализма — и для других, упорно делящих мир на своих и врагов. Чтобы первые не опасались, а вторым показать отношение к истории. Разные ее страницы не всеми воспринимаются одинаково, этот край налистался истории вволю и более того, но здесь умеют ее беречь и уважать.
И никому не приходит в голову сбивать советские гербы и символику, переводить тексты надписей, ломать или пачкать памятники. Здесь умеют относиться к ним с уважением.
А это — памятник уже другой войне. Войне в Афганистане. Тем ребятам, что остались вечно молодыми. И тоже заметны уход и уважение.
Между прочим, удивиться мне пришлось и еще раз, на сей раз местным жителям. Время уже поджимало, но брать такси и ехать к вокзалу как-то не хотелось, хотелось прогуляться пешком. И я спросил у какой-то местной женщины с дочерью, как пройти к вокзалу. Они не просто указали мне дорогу. Они меня проводили. Не сто метров и не двести, а добрых пару километров!!! И только когда убедились, что дальше уже только прямо и я не собьюсь с дороги — только тогда пожелали счастливого пути и попрощались!
Может, конечно, это заслуга конкретно этих людей и их хорошего настроения, но именно такие случайности формируют в сознании устойчивые ассоциации. В данном случае — очень положительные.
В Мукачево таксисты не настолько демократичны, как в Ужгороде, и за дорогу до Чопа запросили 150 грн. Я посмотрел в их честные глаза, взял за 8 грн, 13 коп. билет на поезд Львов—Ужгород — это такая модерновая электричка. Через полчаса я вставал на вокзале в Чопе. Меня ждала «Субару» и 1 400 км до дому. К 23:00 следующего дня я был дома, в Харьковской области, в любимом Змиеве.
Кстати, могу поделиться впечатлениями о машинке. Впечатления, в целом, хорошие. Машинка резвая, и при всем своем постоянном полном приводе и 2,5 литрах весьма экономичная: если верить компу, то с кондиционером и стабильной скоростью порядка 120 км/ч она ест около 9 литров. Можно и меньше, если включить круиз и если бензин хороший: на 98-м удавалось довести средний расход до 7,6, что для немаленькой, довольно тяжелой полноприводной машины с 2,5 литрами — весьма приятный показатель. Обращаю внимание: это показания компьютера — и если ориентироваться по заездам на заправки, подозреваю, что показания эти основательно занижены. Но даже если реальный расход ближе к десятке — все равно приятно. Держит скорость легко, запас под педалью очень большой, при желании можно еще разгоняться и разгоняться, можно идти 140 и даже 160 — тоже не напрягает, при этом разгоняется для обгона резво и бодро, тяги хватает для обгона на 5-й передаче. Но перед разгоном имеется полусекундная пауза, видимо, для исключения случайных колебаний педали, впрочем, она особо не напрягает; усилитель руля настроен слишком остро, как на мой вкус — уж очень шарахается из стороны в сторону, при работе рулем на скорости нужна большая осторожность. Ноль ярко выражен. Даже слишком, как на мой вкус.
У меня «Фиат Скудо» и «Вольво 740», так вот в сравнении с Субару фиатовская настройка мне нравится больше всего, она заметно свободнее. Вольвовская же более заточена под трассу или степенную езду, там руль чуть тяжеловат для активного руления и случайные резкие движения на скорости маловероятны. Тормоза у «Субарки» очень хороши. Посадка позволяет проехать 1 400 км практически за один присест, при том, что у меня спина не новая, это очень хороший результат. Однако свобода за рулем не слишком велика для такой немаленькой машины. Подпор для правой руки тоже как-то недостаточно продуман: вроде бокс между креслами есть, но в качестве подлокотника он неудобен, приходится обнимать правое сиденье. В ближней дороге это бы не ощущалось, но в дальней ощущается.
Шум не напрягает. Подвеска идеально приспособлена для быстрого движения по хорошим дорогам, прекрасно справляется с горными серпантинами, в т.ч. на хорошей скорости, даже несколько скучновато, если держаться в пределах разумного, настолько предсказуема траектория. При этом подвеска не табуреточная и весьма комфортна. Может, подобно моей «Вольво», хорошо себя чувствовать и на брусчатке и на хорошей грунтовке. Но в то же время подвеска терпеть не может неровную дорогу в духе харьковской области — неровное асфальтовое покрытие в ямках и кочках: в отличие от того же «Вольво», да и «Фиата», все мелкие кочки ощущаются пятой точкой водителя, тряска хотя и не сбивает с курса, но и не позволяет расслабиться и игнорировать неровности или хотя бы их не слишком замечать. Внедорожный потенциал я не проверял, но желания проверить и не возникало: хотя клиренс и немал, но у машины длинные свесы, заставляющие помнить о бордюрах. Климат-контроль идеален: это именно то, что должно называться климат-контролем. Впервые встретился с круиз-контролем на ручной КПП. Оказывается, такое тоже бывает и очень даже неплохо работает. На круизе расход падает, а нога отдыхает. КПП практически идеальна. Переключается точно и четко. Однако я знаю, что при пробеге в 60 000 у этой машины уже была переборка КПП с заменой подшипников — это сильно настораживает. У моего «Фиата» переборка КПП не требуется даже при пробеге в 10 раз большем.
Машина большая. Но габарит чувствуется хорошо и не напрягает. Все три зеркала почему-то имеют разный коэффициент приближения. ИМХО, это требует привыкания и даже может быть опасно. Бензобак хотелось бы побольше. Намного побольше. Конечно, здесь играет роль привычка к дизелям и машинам с большими баками: на «Фиате» у меня бак 80 литров — это примерно на 1 000 км, на «Вольво» бак 60 л, но при трассовом расходе 6-7 литров это тоже около 900 км. А последней моей бензинкой был старенький «Форд Скорпио» — там бак был 70 и газовый баллон еще 50 — тоже не напрягался частой заправкой.
В целом машину оцениваю весьма положительно. Себе бы взял? Не знаю. Возможно. Если бы брал легковушку, то более мягкую и вальяжную, а если кроссовер, — то более внедорожный, хотя бы по части свесов, чтобы бордюров не опасаться. Да и смущают недешевая эксплуатация и ремонт. Кстати, и колеса хотелось бы не такие огромные, но на более высокой резине. Оно и помягче, и подешевле будет, и рулилась бы не так остро, и, главное, не так сильно по ямам билась бы. Хотя, если вариант бы попался выгодный, возможно, и подумал бы. Тем более, это универсал, причем вместительный — и с постоянным полным приводом, альтернатив в наших краях очень немного.
По расходу, для путешествий, тоже выглядит очень достойно. Да и вот еще — зимой она, уверен, должна быть очень хороша. Не в сугробах, конечно — но по крайней мере на трассе наверняка. Если, конечно, колеи на дороге не слишком глубоки. И уж во всяком случае проблемы с зимним заездом во двор с легким подъемом у нее наверняка нет. Возможно, стоит пощупать предшествующие модификации. Они подешевле, да и полегче, думаю, и в обслуживании попроще. Мне кажется, возможно это было бы интересным вариантом.