Притяжение высоких широт. Кольский-2012

25.02.2013 | 24935 просмотров

Скажи мне, дружище, но только без слов,
А сможешь ли ты жизнь бродячую бросить?
Чтоб домом был дом, а любовью любовь!
Чтоб вовремя старость и вовремя осень.
Когда ты устанешь бежать в холода?
Не сладка же вечная осень без лета.
Ты — житель палаток, ты — гость в городах,
Запрятанных где-то за сотней рассветов.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

С вашего разрешения, я не стану вдаваться в своем повествовании, в котором будет достаточно «многа букафф» в подробности состояния дорог, ибо их было более пяти с половиной тысяч километров;

• не буду описывать то, что «я увидел справа, а потом слева, затем во-о-он затем мостиком»;
  • постараюсь избежать того, «что я подумал, сказал, а мне ответили»;
  • не стану повторять словесные пересуды, диалоги и разговоры, так как за 18 дней путешествия многое было;
  • здесь вы не найдете информации, где и какие магазины, заправки и музеи;
  • не прочтете подробный прогноз погоды по Кольскому полуострову за сентябрь 2012-ого;
  • не встретите цитат из Википедии о достопримечательностях (уверен, что каждый из вас в состоянии это сделать самостоятельно в случае заинтересованности!);
  • не узнаете подробности о том, что мы съели и чем закусили то, что было выпито;
  • и я приложу определенные усилия, чтобы этот отчет не превратился в нездоровый приступ графоманства, за исключением, пожалуй, первых страниц.

Целью этого повествования станет Кольский полуостров, его красоты, его природа, необычная для средних широт привлекательность, суровая простота, личные впечатления и ощущения, а также некоторые аспекты нашей экспедиции. Очень надеюсь на понимание, а еще лучше, если кто-либо, воодушевленный моими приключениями и пережитым, рискнет уютом домашнего очага, чтобы попробовать открыть для себя и эту часть земного шарика, относящегося в нашей Родине!

Позвольте, я нарушу некоторые правила письменных повествований и для самых усидчивых любителей чтения оставлю то, что называется «пролог» (там будет совсем неприлично много букв) в самом конце данного рассказа!

Да простите мне мой несколько витиеватый слог, путь это будет мой грешок!

ДЕНЬ 1. 04.09.12 г. (вт.). Из дома—дер. Сопоха (Карелия)

Пробег 968 км.

Ночь перед выездом, уважаемые читатели, была неспокойна. Сквозь сон в голове постоянно вертелся виртуальный образ листов перечня того, что нельзя забыть, а услужливая память, указывала, где лежит и во что упакована каждая единица бесконечного списка. Тем не менее, утром я был бодрячком и радостное возбуждение (или юношеский мандраж, несмотря на убеленную сединой голову), определенно имело место! В 9:00 я выехал за пределы города в бесконечность и…

прощай, ставшая приторной обычная жизнь с работой и домом;

прощай, круг «дом-работа-дом»!

прощай, все привычное, оседлое, постоянное и стабильное!

Я еду туда, где меня ждет неизвестность, где за поворотом нечто новое, неизведанное, ранее не познанное!

Миновав привычной дорогой Господин Великий Новгород, в Зуево свернув на Кириши, далее на Волхов, мимо первой столицы Руси Старой Ладоги и вот она, «Мурманка», федеральная трасса «Кола» М-18.

Уж простите великодушно, ну не стану я вдаваться в подробности перегона, кто из нас так не ездил?

Под мелодии Tiesto, скрашивающей уединение дороги, далее по М-18 до самых сумерек до Петрозаводска и через Кондопогу до деревушки Сопоха, где я вознамерился было свернуть к водопаду Кивач и провести первую ночь странствий.

Но стечение ряда обстоятельств не способствовали этому! Видимо из-за темноты и усталости я, дважды проехав Сопоху, так и не заметил поворота к водопаду!

Полный некой грусти, я заночевал в машине на АЗС на выезде из деревушки.

А последние перед сном мысли были о том, что я на два дня раньше воронежцев выехал из дома, что в ожидании второго экипажа я два дня буду бродить по Хибинским горам, что встретиться мы должны на мой третий путешествия на повороте с «Мурманки» на Апатиты, что…

Я уже спал.

ДЕНЬ 2. 05.09.12 г. (ср.). Дер.Сопоха (Карелия)—берег оз. Имандра (Мурманская обл.)

Пробег 726 км.

Утром, при скудном сером свете с не менее серых небес, поворот на Кивач был найден без особых сложностей и, двигаясь по выщербленному асфальту, я никак не мог понять, как же это вчера я не увидел этого указателя к водопаду?

Итак, Кивач.

Почему-то это слово помнилось со времен средней советской школы. С тех пор, когда мир казался необъятным, когда верилось, что добро всегда побеждает зло и что Каспар Уайнбергер на еженедельных школьных политинформациях по четвергам никогда не протянет руку с угрозой в нашу сторону! Детская наивность…

Мне везёт — в ранний час я на стоянки для авто второй. Это здорово — мало людей, можно спокойно провести фотосессию.

И вот он, водопад!

Гул низвергающегося потока реки, зажатой в теснины камней, водяная пыль в воздухе, ощущение энергии и мощи и … более ничего!

Нет всплеска эмоций, адреналина в крови, чувства драйва и захватывающего дух выдоха: «НИЧЕГО СЕБЕ!».

Учарский водопад даже в августе с малым потоком вызвал куда более сильные впечатления!

В итоге осмотра водопада я все-таки нашел в себе силы откинуть романтическую струнку и придти к следующим выводам:

• водопад Кивач весьма неплох для промежуточной остановки по дороге на север, пусть даже ночевать придется перед воротами (на территорию на ночь вас вряд ли пустят), т.к. у музея Кивач довольно уединенно, спокойно и безопасно;
  • в наличие имеются столики под навесом для ужина (завтрака, обеда) на случай осадков;
  • крытые удобства для различных естественных потребностей;
  • отсутствие проблем с водой благо до реки рукой подать;
  • можно прикупить различные сувениры;
  • ну и для любителей ставить «галочки» в своей биографии отметиться на фоне третьего в Европе по величине водопаде.

Тем не менее, ближе к полудню, после завтрака под навесом на территории музея природы Заповедника «Кивач» из-за моросящего дождика у меня снова начался долгий одинокий перегон на Север.

О, это был один из самых славных участков пути даже несмотря не ремонтные участки после Медвежьегорска! Особенно воодушевил перегон Кемь—Лоухи! Вот только представьте себе: почти 180 км очень неплохого по качеству асфальта, никаких населенных пунктов, малый трафик движения, непривычные красоты с каждой стороны дороги, включенный круиз-контроль и скорость чуть более 100 км/час и к тому же отличная, солнечная погода!

Как это было необычно, достигнув видимого горизонта дороги и поднявшись на очередную возвышенность, испытывать почти детское любопытство, а что же там дальше? А дальше снова прямая дорога, уходящая за горизонт, и снова очередная попытка пересечь черту, разделяющую земную твердь и небеса!

Очень сожалею, что время поджимало, и я не останавливался, чтобы сделать очередной фотографический снимок, дабы и Вы разделили со мной радость путешествия!

И если Вы спросите, как же мне было не скучно и не утомительно одному ехать столь долгое время, я Вам искренне отвечу — самое главное в душевном настрое и способности быть самодостаточным.

В приближающемся вечере, я миновал развязку на Кандалакшу, поднялся на очередную возвышенность перед Полярными Зорями и тут, впервые за два дня, в душе что-то захолонуло и внутри проснулось давящее чувство осознание того, куда на этот раз тебя занесла судьба!

Перед взором открылось озеро, на другом берегу которого возвышались первые на моем пути явно видимые возвышенности! Это были не горы, нет! Всего лишь небольшие хребты на противоположной стороне Имандры, но и это хватило, чтобы сердце впечатленной открывшимся пейзажем застучало сильнее!

Спустя совсем небольшой промежуток времени, я стоял перед поворотом на Апатиты. Именно здесь мне предстоит встретить моих друзей по путешествию через несколько дней!

Осмотревшись, я повернул в сторону Апатит.

Апатиты радостно приветствовали меня предупреждением о фиксации скорости движения, ограничением скорости до 50 км/час, неважным качеством дорожного асфальта, близким пешеходным переходом и подъемом куда-то на очередную горку.

Это меня не смутило! Ну разве могут такие мелочи остановить одинокого странника, стремящегося попасть в ранее неизведанные Хибины?

В сумерках я пересек мост через Экостровский пролив, чья ажурная металлическая конструкция виднелась на фоне чернеющего неба и спустя четверть часа был уже на берегу Имандры, где мне посоветовали остановиться на ночлег владельцы «Нивы-Шевроле» с местными номерами.

Осмотрел при свете фонаря берег и после холодного ужина при шуме волн и шелесте начинающего дождика снова лег спать в машине.

Ветка березы качалась перед лобовым стеклом, тихо шелестел дождь, успокаивая последние мысли перед сном о непривычных пока топографических названиях Хибин: Каскасньючорр, Куэльпорр, Кукисвумчорр, Партомчорр, знакомых пока лишь по карте. Мысли уносили меня на скалистые вершины, высокие перевалы, к журчащим водопадам… Хотя это уже были не мысли, это были сновидения…

Я уже спал…

ДЕНЬ 3. 06.09.12 г. (чт.). берег оз. Имандра (Мурманская обл.)—база «Кульпорр», Хибины

Пробег 72 км.

Вот оно, первое утро на Кольском полуострове. Облачное, сыроватое и тихое.

Инет показывал довольно благосклонную погоду для моих целей. Скорый завтрак и я двигаюсь… назад! Уж простите, никак я не смог упустить осмотр мостика через пролив и его деталей при дневном свете!

Но время не ждёт, и я еду в сторону Апатит.

Проезжаю этот симпатичный городок, затем по улочкам Кировска и останавливаюсь там, где асфальт переходит в грунтовку, уходящую куда-то в горы.

Вроде и карта показывает, что мне туда, и навигаторы вторят топографии, но зачем-то я стою и чего-то ожидаю. Как оказалось, не напрасно! Предчувствия меня не обманули! С гор по грунтовке спускаются два мотоциклиста! Ободренный такой встречей и уверенный, что мне достоверно расскажут о дороге на базу «Куэльпорр», я завожу разговор. Увы, напрасно!

Два финских байкера, Питер и Илька, один из которых с трудом говорит по-русски, не нашли дорогу на базу и едут назад!

И вот она, интернациональность английского! Мы с Питером начинаем понимать друг друга! Финны в шоке, что я еду один и, пока я не распахнул двери салона, так до последнего и не верили в опрометчивость такого предприятия! Я же, уважаемые читатели, в шоке, от той карты, по которой они ориентируются! Как в старинном анекдоте о летчиках, которые летели с ориентацией по пачке «Беломора», и то у этих пилотов шансы были намного больше долететь до цели, чем у моих новых знакомых. Приходится доставать свое печатное генштабовское «творение» и показывать моим случайным попутчикам.

После переговоров, решаем, что я еду впереди, а они следом за мной. Действительно! Как я стал понимать финнов, когда типа «что-то вроде дороги» пошла по руслу речушки! Трудно предположить, что это и есть дорога к базе. Но главное, направление было взято верное!

Трясучая дорога шла в узкой теснине между хребтов. Сначала вверх на перевал, а затем вниз вдоль русла ручья Куэльпорр, мимо озер, под облаками нависающих облаков, в окружении серых стен Хибин!

Неожиданное появление строений базы было встречено нами внутренним ликованием! Особенно радовались мои финские попутчики! Им было особенно сложно лавировать между булыжников.

На базе я заказал обед на троих, после которого мы обменялись координатами, и Питер и Илька поехали назад.

И вот я снова один!

После беседы с Дмитрием, владельцем базы, и просмотра прогноза погоды (инет обещал ночные заморозки), я благоразумно поселился в одиночном номере на втором этаже частной гостиницы.

После полудня небо оказалось затянуто плотным слоем облаком и с серых небес потянуло дождем.

Нет, Вы не подумайте, уважаемые читатели, что я имею что-то против дождя, но, поверьте, всего должно быть в меру! Пока небо изливало свою печаль, и я штудировал карты Хибинского горного массива, который к моему великому изумлению оказался совсем невелик! Я смотрел на генштабовскую карту и в голове всплывали те самые названия, которые крутились вчера перед сном!

В итоге, ближе к вечеру дождь завершился, и я предпринял первую попытку выхода к горы.

Путь был намечен к ближайшему водопаду и к выходу на перевал Северный Рисчорр.

У меня все получилось!

В сгущающихся сумерках я вернулся на базу. Разминочный пробег в горы составил около 8 км.

Горячий душ, скромный ужин в гостиной на первом этаже гостиницы, знакомство с путешественниками из Питера, которые второй раз прибыли на базу «Куэльпорр» для проведения фотосессий горных красот. Неспешная беседа и — пора ко сну.

А последние мысли, которые мне помнятся, — это свежие воспоминание о тумане, клубившемся над входом на подъем Северного Рисчорра и думы о том, что завтра мне туда в одиночку идти.

Туман сгущался, скрывая обрывистые стены, затягивая все вокруг и мысли и сознание…

Я уже спал.

ДЕНЬ 4. 07.09.12 г. (пт.). База «Куэльпорр», Хибины

Утром, как оказалось, нашего полку прибыло, причем вот таких колесиках. Теперь Вы сами можете сделать вывод, на чем можно проехать на базу!

После скромного завтрака и быстрых сборов, я предупредил Дмитрия, хозяина базы, о планируемом маршруте движения и скорым шагом покинул базу.

Не надо говорить об опрометчивости подобных одиночных прогулок в незнакомые горы! Многочисленные отчеты и общение с теми, кто уже был Хибинах, категорийность выбранного мною маршрута и опять же некоторый, минимально необходимый опыт легко позволял сделать оценку риска и придти к вполне определенным выводам!

«Я сердце оставил в Фанских горах,
Теперь бессердечный хожу по равнинам.
И в тихих беседах и в шумных пирах
Я снова мечтаю о синих вершинах».

Так пел давным-давно Великий Бард о горах. Каждый из нас вкладывает часть себя в путешествие и оставляет кусочек души за пройденными дорогами и именно, пожалуй, от этого становится грустно, когда путешествие завершается…

Но я не стану, конечно же, уважаемые читатели, скатываться до менторских ноток, цитирования чужих стихов и от нудных слов и высоких фраз перейду к моему путешествию!

Как и писал чуть выше, маршрут был несложен!

Пешком от базы по колее, брод ручейка, подъем по каменистому склону на перевал Северный Рисчорр и с вершины перевала направо в гору. Именно там где-то должны быть вершина Каскасньюнчорр, чья высота чуть более тысячи метров и где я впервые в сентябре этого года попал под снегопад. И не надо говорить, что трудно! Не надо ныть, что холодно! Не надо вспоминать про ветер с ущелья и слезы, выдуваемые ветром из глаз, про ледяную крупу с облака, накрывшего вершину.

Довольно слов!

Фотографии гораздо в большей степени продемонстрируют дух Хибинских тундр!

Снова в сгущающихся сумерках, я вернулся на базу «Куэльпорр». Пеший пробег по горам во второй день в Хибинах составил чуть более 17 км.

Горячий душ, ужин в компании питерских фотографов, которые также были полны впечатлений, беседы отнюдь не за чашками чая и чей-то крик из темноты за окном: «Смотрите! Северное сияние!».

Что тут началось, уважаемые читатели! Такой сумятицы, быть может, не было и на капетском корабле при виде парусов торгового судна на горизонте!

Все повскакивали, всё побросали, даже «не чашки чая» остались недопитыми, как были в маечках-тапочках и за дверь! А там ночной заморозок! Все тут же назад одеваться и хватать фототехнику…

А чего таиться? И я тоже вместе со всеми вскакивал, всё бросал и мчался, я даже не стану скрывать свою горячесть!

Быть может, для кого-то из Вас, уважаемые читатели, северное сияние — это настолько привычное дело, как детская площадка перед окном моего дома, которую я вижу ежедневно. Но для меня эта полоса зеленого цвета, то разгорающаяся, то затухающая, перетекающая с одного края небосвода к другому, поневоле заставляла забыть про фотоаппарат и стоять зачарованным этим зрелищем.

Лишь от того, что уши защипало на морозе, я сделал отчаянные попытки сфотографировать необычное для меня явление! Мои товарищи-фотографы давно уже приноровились и делали снимок за снимком со штативов. Мой же штатив остался в далеком Казахстане и пришлось прибегнуть с привычному для полевых условий методу съемки «с рюкзака».

Получалось не очень успешно, но для меня, чей разум был слегка затуманен «не чашкой чая» и возбуждением от происходящего на небе, было вполне достаточно!

Питерцы попрыгали по машинам и поехали в темноту искать более выгодную для съемки позицию, а я же полностью пресыщенный эмоциями вернулся к себе в номер.

Лежал на кровати, а перед глазами полыхало зеленое пламя, в котором прятались глаза той, что осталась далеко; дальше, чем эти зеленые огни; дальше, чем горизонт; в другой жизни…

Я уже спал.

ДЕНЬ 5. 08.09.12 г. (сб.). База «Куэльпорр», Хибины

Утро было нелегким после вчерашнего «чая».

Встать рано не получилось.

Но тяга к приключениям и жажда познания осилили физические слабости, и я все с тем легким рюкзачком, все также после легкого завтрака, все также, известив хозяина базы Дмитрия (безопасность есть безопасность), все также в одиночку вышел в горы.

Сегодня мне предстоял довольно непростой путь: через перевал Южный Рисчорр подняться на плато Кукисвумчорр, выйти к цирку озера Академического, спуститься в долину озера и выйти к перевалу Южный Рисчорр с обратной стороны, закольцевав маршрут.

Уж извините, дорогие читатели, за эти строчки! Понятное дело, что для большинства из Вас это всего лишь ряд неизвестных географических названий, но храню надежду, что кому-то из Вас эти слова окажутся понятными, и пусть он вспомнит былые маршруты и тем приятнее будет смотреть эти фотографические снимки!

Уже традиционно в сгущающихся сумерках, я вернулся на базу «Куэльпорр». «Пешка» по «кольцу» составила чуть более 28 км., если верить одометру моего Гармина.

Вечером после приятной беседы с питерцами и не менее приятного ужина, лежа на кровати даже перед закрытыми глазами мелькали камни со мхом, слышались шаги по камням и далекие каменистые склоны становились все ближе и ближе. Казалось, еще чуть-чуть и я до них дойду, но минута шла за минутой, а я…

Я уже спал.

ДЕНЬ 6. 09.09.12 г. (вск.). База «Куэльпорр», Хибины—Кировск—Апатиты—Оленегорск—Ревда—Мончегорск

Пробег 388 км.

Итак, утро задалось!

После ночного заморозка было свежо и прохладно и лишь где-то в сердце слегка шевелилась грусть — пора уезжать.

Еще вчера я получил сообщение от воронежцев, которые меняли развалившийся ступичный подшипник уже в Ленобласти: «Сегодня в 18:00 встретиться не сможем. Встреча переносится на 20:00!».

У меня был в запасе целый день, и я решил не продлевать более тоску и не ехать на Гольцовое озеро. Вместо этого я решил разведать путь к следующему горному массиву по другую сторону Умбоозера — к Ловозёрским тундрам.

Попрощавшись с Дмитрием, хозяином базы, я выехал в сторону Кировска. Со мной был пассажир, которому было со мной по пути.

Видно я мало грешил за три дня в Хибинам и древние языческие боги даровали мне чудные виды по пути назад!

Миновал Кировск, проехал Апатиты, снова мостик через пролив и вот поворот на трассу «Кола».

Внимательно осмотрев место вечерней встречи, я снова выехал в неизвестность…

Асфальт «федералки», Мончегорск, поворот на Оленегорск, где я высадил своего пассажира, заправка и путь в направлении Ревды.

На пути я увидел возвышающийся над рельефом хребет с ущельем, хорошо видимым с дороги — так я впервые увидел Ловозёрские тундры!

Ревда оказалась довольно приличным для тех мест населенным пунктом! Правда, никто так и смог мне сказать, где находится перевал Геологов, даже дежурный местной спасательной службы был ошарашен моим вопросом!

Тем не менее, повторюсь, Ревда — вполне приличный для тех мест населенный пункт, и я засел в инете, ища дорогу на перевал Геологов. Вскоре всё встало на свои места, и я был крайне рад, что дорога к перевалу совпадает с дорогой к Сейдозеру!

Но об этом позже, уважаемые читатели, всему свое время!

А время уже поджимало — согласно полученному сообщению на мобильный телефон воронежцы приближались к повороту на Апатиты.

Спустя час с небольшим, несколько позже 20:00, в сумерках, под плотным дождем и пронизывающем ветре я увидел на повороте к Апатитам одиноко стоящий Nissan Patrol с включенной «аварийкой». А еще через минуту я уже знакомился с Андреем — владельцем джипа, которого до этого видел лишь по скайпу, и с его старинным другом Владимиром!

Единогласно, с учетом имеющихся метеоусловий, было принято весьма благоразумное решение: оставить экстрим ночевок под открытым небом на потом и искать гостиницу в Мончегорске.

До чего правильно мы поступили!

Всегда бы всем нам быть настолько благоразумными!

Гостиница «Север» города Мончегорск, который, в силу вполне определенных производственный мощностей, явился причиной техногенной пустоши вокруг города, напомнила мне далекие воспоминания моего детства о строениях в духе развитого социализма!

Разумеется, мы встретились за общим столом!
Разумеется, «за встречу и знакомство»!
Конечно же, «за добрались»!
Обязательно, «за путешествие»!
Всенепременно, «за …..»!

Лежа в кровати, я силился вспомнить, за что же мы еще не успели «за ….!», но мысли почему-то путались, смешивались и никак не могли связно построиться в нужном направлении, куда-то срывались и уносились куда-то в темноту…

Я уже спал!

ДЕНЬ 7. 10.09.12 г. (пн.). Мончегорск—Мурманск—Старая Титовка—Муста—Тунтури—побережье у Айновских островов

Пробег 266 км.

Встали мы довольно рано, что оказалось несколько чувствительно для сосудов моего головного мозга. Именно в такие моменты все сомнения об отсутствии у меня серого вещества внутри черепной коробки пропадают напрочь — кость так гудеть не может!

Тем не менее, уважаемые читатели, оставлю в стороне свои сугубо индивидуальные физиологические ощущения!

Жизнь в утреннем Мончегорске кипела — на улицах возникло целенаправленное движение горожан, автомобили замелькали по проспекту, на ближайшем перекрестке уже послышался глухой удар и хруст сминаемого железа, после чего дружно замигали «аварийки» (вот уж кому сложнее задался этот понедельник!), а маленькое чернявое существо заискивающе заглядывало в глаза с надеждой, что ей перепадет какой-либо съестной кусочек на завтрак.

Жизнь города вошло в свое будничное русло!

И вот снова дорога!

Как и неоднократно указывалось во множестве источников, непосредственно в Мурманск мы не въезжали. Заправка топливом «под завязку» на АЗС «Роснефти» перед городом и через пригород Кола по направлению на Киркенес!

Трасса великолепна, а спуски и подъемы с типичными видами заполярной растительности по обе стороны дороги не давали скучать.

И вот погранпост, который мы прошли легко и непринужденно.

Практически сразу за постом съезд направо на грунтовку, и… прощай, цивилизация!

Недалеко от поворота первая «классическая» достопримечательность — водопад на реке Титовка.

Признаюсь, достоверно и я не знал, где же этот водопад, но встретившиеся лейтенанты по-военному четко обрисовали направление движения, дав все необходимые указания.

Час на водопаде пролетел незаметно, скромный обед, подкачка колес до 2,8 кгс. — и снова вперед.

Дальнейший путь до полуострова Средний вызвал полнейшее восхищение! Быть может, под дождем и низким серым небом вид озер и перевалов был бы далеко не столь красочным, но нам с погодой повезло!

Вдалеке показалась губа Кутовая Мотовского залива.

На спуске к губе памятник погибшим во время Великой Отечественной и, как показали последующие дни, памятников будет много!

Очередная, не менее «традиционная» достопримечательность маршрута — музей Муста-Тунтури, к нему-то мы и свернули, следуя указателю. Чтобы достичь музея пришлось преодолеть несколько луж, на одной из которых я даже промерил глубину, на всякий случай, так сказать.

Ведь случаи, уважаемые читатели, бывают разные, не так ли?

Напрасно я волновался: брод оказался неглубоким, а дно твердым.

Музей оказался совсем недалеко.

В музее мы провели больше часа, слушая лекцию о защите полуостровов Средний и Рыбачий во время Великой Отечественной, о героизме и подвигах, о лишениях и тяготах, о «продажной Швеции» и «проститутке Англии», как неоднократно повторял смотритель музея Юрий Александрович.

Мы узнали новые имена героев, нам стали известны подробности боевых действий и мне не стыдно признаться, что я действительно почувствовал гордость за тех, кто защищал эти камни, за тех, кто навсегда остался в этих мхах, за то, что все они были наши предками и были настоящими людьми.

Мы не стали нарушать традиции.

Мы оставили благодарственные записи в книге посетителей.

Мы внесли свою лепту в дело восстановления музея.

После окончания рассказа я на часик поднялся на вершину хребта, чтобы самому увидеть то, о чем рассказывал смотритель музея

Я нисколько не пожалел о подъеме!

Если окажетесь в тех краях, забудьте о времени, отложите хронометраж маршрута и отдайте час-другой вечности, истории наших отцов, дедов и прадедов, будет что рассказать и показать свои детям! Поразитесь их мужеству и самопожертвованию.

Настоятельно рекомендую!

Солнце стало склоняться к горизонту, порождая мысли о необходимом поиске места ночлега.

Мы уже порядком как выехали от музея Муста-Тунтури, прошли узкой дорожкой меж поросли берёз вдоль побережья губы Малая Волоковая.

Преодолели пару бродов через ручьи, впадающих в море, пережили легкий стресс от внезапно заглохшего «Патрола» с полным обесточиванием всего возможного и всплеск эмоций, когда разобрались в причинах неисправности. Налюбовались вдоволь вечерними пейзажами:

Ориентируясь по навигаторам и генштабовской километровке, мы уверенно продвигались к мысу Земляному — северной оконечности полуострова Средний. Но, секундная потеря внимания, и «Патрол» свалился в колею, плотно сев днищем на валун как раз напротив Айновских островов!

Не говаривал мне, юному студенту, мудрый учитель Данилов Аркадий Константинович: «Все наши беды случаются от недостатка информации и потери бдительности!».

И вот оно, очередное воплощение мудрых слов!

Все попытки снять «Патрол» в сумерках с камня были неудачны, и мы, вспомнив про то, что «утро вечера мудренее», вырубили поросли карликовой березки, поставили палатку, поужинали и пресытились видами заката и контуров РЛС.

Все мои попытки поймать хоть одного российского оператора мобильной связи закончились неудачей. Телефоны показывали устойчивую норвежскую сеть.

Ночь давно легла на берега полуострова, на камни, покрытые лишайником, на карликовые березки и скрыла все контуры окружающего мира.

Где-то на горизонте зажглись огни норвежского городка.

Пора спать, завтра будет непростой день.

Спальник казался теплым, и это тепло совсем разморило, расслабило, навеяло приятную легкость в голове.

И не верилось мне,

- что снова так далеко от дома;
- что я даже дальше, чем Полярный круг;
- что я на берегу Баренцова моря;
- и что тот постоянный убаюкивающий шум — это не в моей голове, а звук прибоя соленых волн, набегающих на каменистый берег;
- и что… да много чего еще…

Я уже спал.

ДЕНЬ 8. 11.09.12 г. (вт.). Стоянка напротив Айновских островов—мыс Земляной—пос. Большое Озерко—стоянка на Кийском рейде (напротив Кийских островов)

Пробег 53 км.

Утро, действительно, оказалось мудренее!

При солнечном свете мир кажется светлее, приятнее, гостеприимней, понятнее!

Помните, как у Джерома?

«Мы, люди, — дети солнца. Мы любим свет и жизнь. Вот почему мы скучиваемся в городах, а в деревнях год от году становится все малолюднее. Днем, при солнечном свете, когда нас окружает живая и деятельная природа, нам по душе зеленые луга и густые дубравы. Но во мраке ночи, когда засыпает наша мать-земля, а мы бoдpcтвуeм, — о, какой унылой представляется нам вселенная, и нам становится страшно, как детям в пустом доме…».

Но, тем не менее, Айновские острова первыми осветились лучами поднимающегося все выше и выше солнца, а рыболовецкая шхуна стала на рейде островов.

Лишь Андрей с озабоченным выражением лица сидел у своего «Патрола», обдумывая способы освобождения.

Внутри я уже смирился с осознанием того, где нахожусь, но душа, уважаемые читатели, по-прежнему, впитывала необычное, непривычное, непознанное.

Вблизи берега замелькали острые плавники, и черно-белые бока касаток замелькали над волнами.

Воодушевленные столь необычным утром, мы довольно скоро «освободили» «Патрол», приподняв его хай-джеком, подкапывая камни и вытаскивая их из-под днища.

И вот лагерь свернут, машины загружены и мы рвемся вперед сквозь заросли березы и через болотинку, размешанную мудовскими колесами наших предшественников!

Дальше оказался казус (вы уже помните про «недостаток информации и потерю бдительности»!) — дорога, по которой мы так долго пробирались вечером вела в никуда!

Кто-то перед нами пробился через это болотце и… вернулся назад, а по их следам и мы попали в тот же тупик.

К подножию РЛС со стороны побережья мы так и не прорвались!

Второй раз, преодолев сырую низинку, мы довольно быстро нашли пропущенный во вчерашних сумерках поворот к мысу Земляной.

По грунтовке мы не потратили много времени, чтобы приблизиться к пограничной РЛС и растерялись: я твердо знал, что где-то здесь рядом стоят скалы-останцы Близнецы, но их поиски нечем не увенчались.

Нам даже не помог экипаж «Паджеро-Спорт» из Нижнего Новгорода — ребята тоже искали эти скалы!

Нам не повезло, Близнецов мы так и не нашли и немного огорченные стали огибать Средний по часовой стрелке по грунтово-каменистой дороге вдоль побережья губы Большой Волоковой.

Очередной неглубокий брод через речку Выкат не составил никаких особых сложностей!

Короткая дорога по перешейку между полуостровом Средним и Рыбачьим…

…и вот мы снова двигаемся вдоль губы Большой Волоковой, но уже по полуострову Рыбачий.

Свернув с основного направления, заехали на мыс Коровий — удобный спуск к кромке воды, гладкие «окатыши» по всему берегу, запах соли и водорослей. Как можно к этому остаться равнодушным, даже когда уже чувствуется усталость? Эмоции переполняли даже моих старших товарищ, и Владимир рискнул искупался в соленых водах океана!

А я же стоял на границе земли и воды и вдыхал соленый воздух! Мысли витали где-то далеко и, уважаемые читатели, я был так далек от всего того, чем живешь весь год в ожидании отпуска, чтобы вот вырваться на край земли и почувствовать необъятность просторов и энергетику безбрежного океана!

Но что-то меня снова потянули на некую возвышенность, лучше немного фотографий!

К вечеру поднялся сильнейший ветер, океана заволновался, выкидывая ошметки пены на скалистые берега и мы свернули с основной дороги к мысу Земляному и разбили лагерь чуть в стороне, на Кийском рейде, напротив Кийских островов под защитой скал. Весь берег был завален остатками древен, досок и буйками от рыболовный сетей. Проблем с костром у нас не должно быть!

Из-за ветра я не стал ставить палатку и улегся спать в машине, разложив переднее сиденье.

Я слышал, как шумел ветер, как бились волны о камни, как моросил дождь и как Владимир пытался приготовить жареную картошку. Вероятно, мог бы услышать еще что-либо интересное, но…

Я уже спал.

ДЕНЬ 9. 12.09.12 г. (ср.). Стоянка на Кийском рейде—мыс Немецкий—Скорбеевка—г.Перевальная—г.Переметная—устье р.Зубовки

Пробег 77 км

Утро для Владимира было нелегким! Ведь кто скажет, что жарить картошку до 4-х утра — это легкое занятие!

Мы были преисполнены энергией и желанием достичь сегодня мыса Немецкий, и эта цель манила и звала нашу команду, даже несмотря на физические немощи некоторых из нас — ведь «жарить картошку», ох и нелегкое это дело!

Ветер качал мою машину, а палатка моих товарищей-экспедиционеров трепыхалась, словно пыталась сорваться с камней и улететь в низкое серое небо!

Пока позволяло время, я традиционно отправился обследовать берег. Меня не смущал ни ветер, ни начавшийся дождь — такие мелочи никогда не смущают истинного путешественника! В награду за мужество, как правило, всегда находишь нечто неожиданное!

Вот и мне повезло: я нашел ДЗОТ времен Великой Отечественной! Бетонный стены, перекрытие из бревен, засыпанное камнем и две бойницы со ржавыми турелями пулеметов, направленные на море на случай возможного десанта! Вот и еще свидетель доблести людей далеких времен!

А за ДЗОТом — все та же прибрежная тундра с «островками» костяники, нагромождениями каменистых скал у кромки воды и стаями уток, готовившихся к перелету!

Но дорога ждала, и снова по каменистым «грунтовкам» Рыбачьего наша экспедиция уверенно приблизилась к поселку Вайда-Губа.

Среди царящей разрухи поселка лишь здание метеостанции казалось жилым и ухоженным.

Еще немного и вот он, мыс Немецкий!

Маяк, пара жилых домов, РЛС да деревянный крест неподалеку!

Но будем честными, друзья, мыс Немецкий, пусть и является самой северной точкой материковой части европейской России, но это не ахти какое достижение! Это не то место, на которое стоит молиться! Это всего лишь строчка в моем рассказе «я был на мысе Немецкий», это всего лишь очередная «галочка» в жизни каждого, кто там побывал, ведь это цель, для кого-то, быть может, мечта, а цели должны достигаться, мечты — исполняться!

Так вот, по-моему твердому убеждению, там достаточно посидеть на холодных камнях мыса, выпить рюмочку «за достижение», выкурить по сигаретке, смотря накатывающие соленые волны, чувствуя кожей лица ледяное дыхание Северного Ледовитого, глядя на линию горизонта, за которой нет уже ничего и — пора в дорогу!

Нас ждали тундры Рыбачьего и устье реки Зубовки.

Мимо заброшенного военного гарнизона Скорбеевский,…

…по тряским дорогам Рыбачьего,…

…через маленькие речушки,…

…провожая взглядами очередное братское захоронение воинов…

…под греющим в кабине солнцем и леденящим снаружи ветре, наша колонна пробивалась в глубины Рыбачьего!

Не могу сказать, что это было тяжело — бывало тяжелее!

Все ведь познается в сравнении!

Но скупое сентябрьское солнце щедро отдавало уже последнее тепло года, озаряя окрестные тундры!

Тряская дорога уводила нас с холма на холм, поднимала на перевал и спускала вниз.

Иногда вдалеке открывалась взгляду полоска океана, напоминая о конечной цели маршрута этого дня!

Позади осталась гора Перевальная, затем мы скатились вместе с камнями с горы Перемётной, а на развилке дорог у памятника мы не смогли не остановиться!

В наше жестокое и неблагодарное время события далекой войны уходят в прошлое, оставляя за собой лишь стереотипно звучащие фразы, значение которых нынешнее поколение, увы, уже не может достойно оценить!

И путь минута молчания у захоронения героев войны среди этих суровых камней будет лишь малой частью нашего общего долга!

И снова в путь!

У поворота на Цыпнавалок мы замечаем вдалеке на нашем пути колонну военных КАМАЗов.

Общительный старлей утвердил нашу уверенность в правильности пути, а мне до сих пор помнятся глаза первогодки, который на мой приветственный кивок из машины, смотрел на меня глазами пришельца из другого мира и в его взгляде читалось дикое недоумение, как это можно по собственной воле ехать в дебри Рыбачьего?

И если вдруг, кто-либо из Вас, уважаемые читатели этого повествования, надумает все-таки ехать в сторону Цыпнаволока, знайте, самым сложным для Вас будут броды. Броды довольно глубокие, непредсказуемые камнями, бревнами и остатками лежневой дороги!

Будьте более благоразумными, чем мы!

Почему? Об этом Вам станет известно из описания следующего дня! А это участок довольно неплохой дороги Рыбачьего!

И вот в сумерках мы достигли-таки устья Зубовки.

Под гнетом усталости, когда уже ничего не хочется, мы находим в себе силы развести костер, сходить на вблизи шумящий водопад, пройтись по берегу в поиске возможных мест для завтрашней рыбалки и проверить с фонариком днища машин на наличие возможных повреждений

Я снова не ставлю палатку и ложусь в машине. Сквозь закрытые глаза мелькают камни и булыжники дороги, а тело рефлекторно потряхивает и покачивает следом за срабатываниями подвески. И вдруг в какой-то момент я понимаю, что потряхивает машину не из-за камней, а из-за порывов ветра с океана, а стук — это капли дождя по крыше машина, это было последнее, что я понял.

Как Вы понимаете, я уже спал.

ДЕНЬ 10. 13.09.12 г. (чт.). Устье р.ЗубовкиБольшое Озерко — Новая Титовка

Пробег 88 км.

Как говаривала моя тетка, «кто рано встает, тому Бог подает». В то утро Господь даровал мне ранний подъем и определенный восторг от наблюдаемого восхода солнца!

Ветер по-прежнему бесновался, океан волновался, в Зубовской бухте был прилив.

Как только лучи восходящего солнца осветили вершину перевала, на горизонте появилась необычная, вертикальная радуга!

Чуть позже снова заморосил дождь, шедший всю ночь.

Замечательно, когда решения принимаются единогласно, когда умы всей команды волнуют одни и те же заботы, когда общие взгляды в недалекое будущее видят одно и то же!

А ближайшее будущее нам обещало дождливый и ветреный день и ни о какой дневке и речи не могло быть!

Пусть даже наш профи-рыболов Владимир уже поймал пару-тройку форелек у водопада в Зубовке, на этом рыболовные экзорцисы были прекращены.

Грустно, конечно, что наши планы о рыбалке не сбылись, но «человек предполагает, а погода располагает»…

Когда мы уезжали, на океане начался отлив.

Все казалось бы понятно — и дорога назад и время на обратный путь до перекрестка на Большое озерко, но опять же, все та же «потеря бдительности»…

Дело в том, что из-за ночного дождя уровень воды в бродах значительно поднялся и там, где еще вчера мы уверенно штурмовали русла ручьев с разливами, пересекающих дороги, сейчас в этот раз мы реально встряли!

Но обратного пути не было!

Не скажу, что я безмерно отважный человек! Я такой же, как и все, со своими страхами внутри и «тараканами» в голове. И все же впервые за все путешествие у меня ёкнуло сердце, когда Hilux в прямом смысле провалился в русло ручья, и вода хлынула через капот на лобовое стекло!

Но, как говорил мой старый шеф, «профессионализм не пропьешь» и я не сбросил газ, не остановился посреди лужи, и авто, глухо ворча дизелем, не спеша вылезло из мутных глубин лужи!

До чего я был этому рад! Просто какая-то детская радость, что я не заглох и не залил движок водой!

Второй раз я реально струхнул, когда я соскочил в другой луже с края лежневки и провалился левым бортом! Вот так и выполз из той клоаки, на боку и вода была с накренившейся стороны под самое боковое стекло!

А погода, похоже, решила на нас отыграться за все предыдущие солнечные деньки! С низких беспросветных небес просто лило кубометрами воды!

Однообразность перехода хоть как-то изменило стадо северных оленей, перебегающих дорогу.

А дождь все хлестал и хлестал и, как положено, в самом нехорошем месте я заметил прокол переднего левого колеса «Патрола», идущего впереди.

За полчаса была поставлена запаска и путешествие продолжалось! Теперь, умудренные опытом «купаний» перед каждой подозрительной лужей мы пускали вперед нашего единственного штурмана, и Владимир уверенно справлялся с задачей!

Мы снова встретили колонну военных КАМАЗов и словоохотливый водитель подтвердил верность нашего пути на Большое Озерко и сообщил, что все колонны идут в Цыпнаволок на учения. Нам, оказывается, снова повезло — ведь на время учений въезд на полуостров могут закрыть!

Мы продолжали движение сквозь дождь и ветер в туманные дали, с каждой минутой приближаясь к поселку!

Все в нашей жизни рано или поздно заканчивается! Вот и дождь закончился к середине дня, а вдалеке показалась бухта Озерко!

Последний брод речушки, и мы въезжаем в поселок, где уже строятся коттеджные домики для туристов.

А с другой стороны, практически напротив, еще один заброшенный военный город гарнизона в Большом Озерке. Та же заброшенность, те же пустые глазницы пятиэтажек, то же ощущение, что мы, все мы, потеряли еще какую-то часть нашей земли. Ту часть, где когда-то горел свет, было тепло, люди встречали праздники, жили своими радостями и горестями…

А теперь там нет никого.

Разруха и запустение…

Небольшая остановка в Большом Озерке. Что-то просто не отпускало нас и держало.

Мы знали, что уезжаем и, быть может, больше сюда не вернемся.

Мы знали, что скоро именно этот маршрут сплотит нас как команду.

Мы знали, что ничто так близко не сближает людей, как совместно пережитые трудности.

Мы покидали Рыбачий.

Последний взгляд назад и по узкому перешейку на Средний!

Правда, Патрол как-то странно стал заводиться, с каким-то нехорошим металлическим лязгом, но ведь завелся.

Мы покидали Рыбачий!

А тем временем на побережье полуострова Средний военные по-серьезному готовились к учениям!

К вечеру саамский боги смилостивились над нами и подарили солнечный вечер!

И тут прямо на выезда со Среднего перед подъемом на перевал Патрол окончательно остановился. Движок не запускался!

Ситуация становилась несколько щекотливой! Я не могу сказать критической, благо из глубин Рыбачьего мы уже вырвались. У нас была еда, у нас было топливо, у нас была одна исправная машина! Но тянуть на тросу на подъем перевала почти три тонны веса мне как-то дико не хотелось! Легкий зад, АКПП, «сыпуха» на подъемах и совсем не вездеходная резина … Поэтому я отправился за помощью, и нам снова повезло!

Трехмостовой КрАЗ как раз шел в сторону Новой Титовки, что на федеральной трассе!

Он-то и потащил «Патрол», а я рванул вперед, чтобы занять места для нас всех в мотеле.

Дорога назад оказалась, как обычно, гораздо быстрее! Перед выездом на трассу небо окрасилось в огненные цвета, и уже со стоянки мотеля я сумел запечатлеть море огня прямо в небесах!

Два номера были мною заняты, я успел поужинать в кафе и тут же подтянули моих друзей.

Совместные посиделки в кафе с баночкой пивка, обсуждение планов на следующий день и спать.

А перед глазами в темноте номера мотеля стояло море огня заката. Оно разливалось во все небо, заливая все вокруг своим красным пламенем, поглощая и сопки, и лес, и строения и мое сознание…

Я уже спал.

ДЕНЬ 11. 14.09.12 г. (чт.). Новая Титовка — Мурманск

Пробег 107 км

За чудесным закатом вчерашнего дня последовало солнечное и яркое утро!

Несмотря на весь оптимизм заполярной погоды, которая словно бы извинялась за вчерашний «промах», наши мысли были несколько грустны. Думы о возможных причинах неисправности «Патрола» тревожили с каждой минутой. Все возможные источники поломки, которые мы смогли установить самостоятельно, приводили лишь к одному — нам нужна СТО с ямой или подъемником.

Вариантов-то было совсем немного, точнее всего один — добираться до Мурманска. С помощью инета мы нашли СТО «Южный» в Коле, пригороде Мурманска, как раз с нашей стороны заезда. Мы созвонились, объяснили ситуацию и нас были готовы ждать!

Именно туда нам и следовало добираться. Собственно говоря, при планировании экспедиции у меня не было в планах посещение города-героя Мурманска, но всяческие форс-мажорные обстоятельства зачастую случаются при долгих странствиях, сопряженных с тяготами не только для людей, но и для их «железных коней»…

Так мы и выехали из мотеля. Понятное дело, я спереди, сзади за мной на стропе «Патрол».

Таким тандемом мы и въехали в Колу, к СТО «Южный»

Уж не сочтите за рекламу этой станции обслуживания! Наверняка, в Мурманске есть куда более компетентные и намного более квалифицированные ремонтные мастерские, специализирующиеся именно на «Патролах», но с учетом наших обстоятельств, мы остановили свой выбор именно на этой СТО.

Встретили нас довольно приветливо. «Патрол» был разгружен, поднят на подъемник, и «вскрытие показало, что...» демпферный маховик Патрола приказал долго жить ….

Не стану утомлять Вас, уважаемые читатели, описанием прочих метаний по городу, авторынку, звонками по объявлениям в газете — ни нового, ни б/у маховика в Мурманске нет! Новый — через 10-14 дней…

Мониторинг форумов по аналогичным неисправностям Патрола показал, что самое простое в нашем случае — заварить маховик. Именно такое мужественное решение и было принято Андреем.

А тем временем, по совету ребят с СТО мы поселились в гостинице «Север», где вечером вкушали различные плоды цивилизации, согревающие как тело, так и душу…

Падая в постель, я даже не успел даже удивиться, почему же так темно…

Я уже спал.

ДЕНЬ 12. 15.09.12 г. (пт.). Мурманск (ремонт Патрола)

Пробег 58 км.

Весь день, увы, прошел в заботах по ремонту Патрола да в редких прогулках по Мурманску.

Город произвел весьма приятное впечатление! Я не стану повторять «стандартно-открыточные» виды Мурманска, покажу лишь то, что нам особо понравилось!

К вечеру, стараниями ребят с «Южного» маховик был заварен. Единственно, необходимо понимать и эту тонкость, не был отбалансирован — и с этим пришлось считаться!

Поздним вечером Патрол свои ходом выехал из бокса, Андрей пробовал газовать, поднимал обороты и никакой ощутимой вибрации не было!

А вечером, засыпая в номере гостиницы, мне причудились Ловозёрские тундры, которые я видел издалека, непокоренный пока перевал Геологов и таинственное Сейдозеро.

Тени от ловозёрских скал стали качаться надо мной, звуки стали глуше, темнота стала сгущаться …

Я уже спал.

ДЕНЬ 13. 16.09.12 г. (сб.). Мурманск — Ревда — Ловозёрские тундры — пер.Геологов

Пробег 192 км.

Уверен, что Вы, уважаемые читатели, знаете, что всё в нашей жизни, когда-нибудь кончается. Таковы реалии, увы…

Вот и настал час, когда мы покидали Мурманск, и у поворота на Ревду нас ждало неминуемое расставание.

Андрей и Владимир двигались дальше на юг в сторону дома, а я…, а я снова оставался один и путь мой лежал в Ловозёрские тундры.

Шесть совместный дней, пережитые трудности и волнения несомненно сближают и дают залог крепких отношений.

Уверен, что так оно и будет!

А тем солнечным сентябрьским днем у перекрестка трассы «Колы» на Оленегорск и на Ревду мы сделали последнее совместное фото с капота Патрола и вот они, прощальные сигналы с обоих автомобилей, некая пустота в внутри и каждый — в свою сторону! В поисках своих приключений, своей судьбы!

Путь до Ревды был уже известен и приятен.

Небольшой продуктовый шопинг в магазине городка и скорее, скорее на поиски дороги к перевалу Геологов. Уверяю Вас, найти это дорогу совсем несложно! Достаточно выехать из городка в сторону рудника Карнасурта и, не доезжая рудника, Вы увидите справа четкую дорогу, уходящую куда-то к вершинам горного массива. Это и будет дорога к перевалу!

В общей сложности подъем с перепадом высот чуть более шестисот метров и протяженностью около 7 км с шестью витками серпантина на самой вершине не занимает много времени и не труден даже для неполноприводных автомобилей!

При хорошей видимости вид с дороги на подъем к тундрам вряд ли сможет кого-либо оставить равнодушным!

Рудник Карнасурта с высоты первой части подъема:

Озеро Сикир вблизи Ревды.

Ревда.

А после подъема на вершине Ловозёрских тундр, на высоте чуть за 1 000 метров действительно есть, где разгуляться!

Первым делом я добрался до вершины г. Аллуайв (высота тысяча с небольшим метров), откуда открывались потрясающие виды на Умбоозеро, на перевал Геологов с западным и восточным цирками Раслака, на истоку речушки Азимут и на Ревду далеко внизу!

При наличии соответствующих колес, защите днища и клиренсе несколько выше, чем требуется для заезда на бордюр, Вы с уверенностью сможете совершить захватывающее дух путешествие по вершинам тундр, как отчасти я и поступил!

Всем Вам в помощь многочисленные следы колес наших предшественников-экспедиционеров!

Вот во всей красе перевал Геологов — узкая перемычка между западным и восточным цирками Раслака.

Но мне в этот день солнечный ветреный день хотелось большего! Я хотел увидеть Сейдозеро с высоты тундр! Ради этого пришлось пройти через перевал Геологов и подняться на плато г. Кедыкварпахк (ох и нелегкое сочетание букв, не так ли?)

Именно оттуда четко видно таинственное, полное загадок и тайн Сейдозеро!

Чтобы у Вас, уважаемыt читатели, сложилось наиболее полное впечатление от Ловозёрских тундр, приведу наиболее характерные фотоснимки. Благодаря им, быть может, кто-то и решится посетить это привлекательное местечко!

Места эти, тем не менее, довольно посещаемы и одно из свидетельств я сам нашел — тайник геокешеров.

Прогулка по вершинам Ловозёрских тундр затянулась более чем на три часа и я от эмоционального подъема даже не заметил, как солнце стало склоняться к горизонту и как в желудке стало пусто, холодно и голодно.

Как говаривала в свое время одна моя знакомая «Голодный мужчина — это не мужчина, это даже не человек. Это полчеловека» и была полностью уверена, что голодный мужчина мало на что способен. Вот и у меня только после ужина пришла идея не спускаться вниз, а проводить солнце за горизонт на вершине тундр, тут же переночевать и … встретить восход тут же у горы Аллуайв.

Быть может, кому-то эта затея и покажется верхом безрассудства, но, смею уверить таких читателей, это совсем не так!

Как раз здесь было намного безопаснее, чем там, внизу!

Я так и поступил!

Несмотря на сильнейший холодный ветер, закат на Умбоозером, по-моему, удался!

В кромешной темноте я сидел в салоне автомобиля и видел, как гаснут и загораются огни в Ревде, как по улицам ездят автомобили и как жизнь понемногу замирает в засыпающем городе. Не скажу, что мне было скучно — легкая ненавязчивая музыка, что-то из серии Various Artists, и интернет существенно скрашивали последние минуты перед сном.

Накрывшись спальником, я слышал шум ветра, и мне казалось, что древние саамские духи пытаются что-то мне сказать, о чем-то поведать. Я так внимательно прислушивался к звукам ветра, что даже не заметил, что…

Я уже спал.

ДЕНЬ 14. 17.09.12 г. (вск.). Пер. Геологов—рудник Карнасурта—Сейдозеро—трасса «Кола»

Пробег 198 км.

Как ни странно, уважаемые читатели, но, впервые за все путешествие, этой ночью я замерз. Проснулся от холода около четырех утра и запустил двигатель. Бортовой компьютер показал всего -3°С.

Вышел из машины. Жуть! Темень кромешная, настоящая «тьма над бездною». Сильный, холодный ветер раскачивал машину, и, казалось, рвал все вокруг. Необычное ощущение, что за спиной кто-то стоит и смотрит мне в затылок. Пару раз даже оборачивался — никого.

В нагретом салоне я заснул быстро.

Признаюсь, мои «подвиги» с ранним подъемом нужного результата не принесли — хоть под утро облачность развеялась, но восход солнца из-за гор особой привлекательностью не блистал, даже похвастаться нечем. Зато я вдоволь намерзся под все таким же ледяным ветром и налюбовался облаками над Ревдой и Умбоозером.

Но меня ждал сегодня неблизкий путь — дорога через хребет к Сейдозеру.

К половине десятого утра я уже спустился с хребта, был сыт, экипирован, полон желаний открытий новых для себя мест и познания таинств Сейдозера. «Хайлюкс» оставлен у проходной рудника Карнасурта.

Путь вел прямо через территорию рудника и вахтеры на проходной, уже привычные к подобным «чудикам» с рюкзаками, убедившись, что в общих чертах дорога на перевал и далее мне известна, внесли некую уверенность в неопасности сторожевых собачек и пожелали мне доброго пути.

Пеший подъем на перевал Эльморайок не сложен. Немного по четко выраженной колее, далее по мостику через ручей.

Вверх по тропе, ориентируясь на туры, затем по курумнику все выше и выше.

Пока с вершины перевала не увидите просторы Ловозёрских тундр

Уверяю всех сомневающихся в собственных возможностях — ничего особенно сложного в этом подъеме нет! Главное — хорошая обувь и не спешить! Ведь всегда на таком подъеме можно остановиться, перевести дыхание, расслабить затекшие мышцы и спокойно полюбоваться пейзажами.

При спуске в долину одноименной реки Эльморайок четко выделяется смена мха и камня, царствующих на вершине перевала, на рощицы карельских берез.

Ну и виды в каждую сторону не могут оставить равнодушным!

Весь дальнейший путь идет вдоль реки Эльморайок через поросли березы и высохшие в это время года русла ручьев.

Даже в лесу четко видна тропа и особенным ориентиром оказались вот такие метки:

Буйство красок осени в сентябрьском лесу Ловозёрья поражала!

Я не могу сказать, что двигался не спеша. Скорее наоборот. И спустя четыре часа от рудника я стоял на берегу Сейдозера.

Мне снова повезло — погода изумительна. Практически полный штиль, облачность с просветами чистого неба и чудные пейзажи осеннего озера и его берегов!

Конечно же, я не мог пропустить и скалу Куйва!

Час с небольшим на берегу Сейдозера прошел незаметно. Я успел перекусить, смочить слегка усталые ступни и немного поразмыслить о вечном вместе со старым Куйва.

Быть может, благодаря неоднократной благосклонности саамских богов во время всего путешествия, один из тех самых божеств решил посмотреть и на меня лично и ненароком попал в кадр (об этом, правда, я узнал уже дома, рассматривая это фото на мониторе компьютера, нижний правый угол снимка).

Путь назад занял почти на час меньше времени. Я спешил. Погода начинала портиться и мне совсем не хотелось попасть под дождь на вершине перевала.

Перед подъемом на перевал я догнал троих ребят из Ревды, которые были на рыбалке на Сейдозере с ночевкой. Как положено — лодка, сети, палатка, снаряга. Груженные под макушки.

А на вершине перевала, отдыхая перед спуском в долину реки, сидели двое туристов, возраста далеко запенсионного. Муж с женой. Правильно экипированные, с рюкзаками совсем недетского объема, на десять дней они уходили в «автономку» в тундры. «Из Москвы поездом до Оленегорска, из Оленгорска на такси до Ревды и далее до рудника, а теперь пешком».

Мужчина, раскуривая видавшую виды трубку, вспоминал, как они с женой много лет назад неоднократно ходили по Полярному Уралу.

Чертовски хотелось присесть и послушать его рассказы, но время торопило, с перевала уже четко просматривалась полоска непогоды над горами.

Уходя, я все-таки не смог не обернуться и не посмотреть на этих интереснейших людей, с которыми меня на полчаса свела судьба где-то на скалах Ловозёрья.

На проходной рудника вахтеры, с которыми я только утром разговаривал, долго не верили, что я успел пробежаться до озера и обратно.

Пробег до озера и обратно составил около 27 км.

В итоге, выезжая от рудника, я увозил в салоне вахтершу, которой надо было уехать домой пораньше со смены, а в кузове тех самых троих рыбаков с Сейдозера со всем их хозяйством…

Далее все стандартно: ужин в кафе Ревды, посещение магазина и под сильным дождем назад на трассу «Кола» и строго на юг к Кандалакше. В сгущающихся сумерках, под проливным дождем миновал Мончегорск, поворот на Апатиты. В полной темноте проехал Полярные Зори. Чем ближе к Кандалакше, тем погода все более и более свирепела. Начала сказываться усталость от дневного пешего перехода и я счел весьма благоразумным остановиться на паркинге прямо на трассе, не доезжая развязки на Кандалакшу.

И снова рвался ветер, раскачивая машину. Снова капли дождя дробились о лобовое стекло и били о крышу. Под привычные звуки так приятно лежать в тепле спальника и думать о том, что завтра тебя ждет Терский берег. Но все мысли о нем как-то не могли связаться в единую цепочку, масса информации, которую я приготовил об этом побережье, никак не могла вспомниться, казалась напрочь забытой и к этому были очень явные причины — я уже спал.

ДЕНЬ 15. 18.09.12 г. (пн.). Трасса «Кола» — Кандалакша — Умба — Терский берег — Кузомень — Умба

Пробег 433 км.

До чего непростой и насыщенный день меня ждет!

Вот с таким ощущением я проснулся. Огляделся направо-налево, ого! Я далеко уже не один ночую на паркинге!

Но, вперед и вперед! Время не ждет!

Развязка на Кандалакшу.

Быстренько, без остановок через город в сторону Умбы. Немного карельских красот с видом на Кандалакашский залив по неплохому асфальту до Умбы.

Умба на удивление, оказалась довольно старинным поселком!

В магазине я придирчиво выбирал сорокаградусный напиток — очень хотелось чего-то с запахом местного колорита. В итоге, остановился на продукте с названием «Ветровка».

И снова дальше, в глубины южной части Кольского полуострова по грунтовке через желтеющие карельские леса.

Всем путешественникам по этому маршруту настойчиво рекомендую сделать остановку в поморском селе Кашкаранцы!

Именно здесь можно вдохнуть настоящий запах поморья и насладиться местными достопримечательностями!

Я не стал двигаться по довольной разбитой грунтовке. Это, конечно, самый надежный и понятный путь, но мне крайне не хотелось пропустить мыс Корабль с заброшенным аметистовым рудником. Поэтому я выбрал путь вдоль побережья.

И не зря! В противном случае я наверняка пропустил часовню безымянного преподобного инока Терского!

В противном случае я не попробовал исключительно сладкой брусники размером чуть ли не со смородину!

В противном случае я не увидел бы заброшенные деревни на берегу Белого моря и не восхитился бы береговой кромкой моря!

И, наверняка, не нашел бы мыс Корабль! А то, что я увидел там, просто потрясло.

Не надо ошибочно полагать, уважаемые читатели, что я этакий восторженно-эмоционально неуравновешенный тип!

Не надо относить меня к экзальтированным особам!

И я не рыдаю от душещипательных сцен «Титаника»!

Но до чего приятно, что и сейчас душа способна воспринимать прекрасное, радоваться красотам природы и достойно воспринимать подарки судьбы!

Что ты еще не до конца душевно обрюзг, и сердце еще не совсем покрылось коростой, наложенной бытом, службой и прагматизмом нашего времени!

Здорово, что еще можешь радоваться таким мелочам, как греющее солнце, свежий ветер, шум гальки, перекатываемой прибоем и брызги пены в лицо!

Быть может, и кто-то из Вас разделит мою радость от того, что я видел там, у заброшенного аметистового рудника!

Полтора час пролетели незаметно, я чувствовал, что времени остается совсем мало, чтобы добраться до следующего «чуда» — Кузоменских песков, самой северной в мире антропогенной пустыни!

И я уже было собрался покинуть приятный берег, как был остановлен УАЗиком.

Ну надо же!

«Здравствуйте, старший лейтенант Александр из Умбы с наплечной кобурой!

И Вам, сержант с «укоротом», добрый день!

Чем могу быть полезен? Вроде никаких правил ПДД не нарушал!

Ух ты! Вы ловите браконьеров, промышляющих рыбой? Неужели я так похож на этих мерзких типов? Конечно, могу показать свои вещи, но только вынимаю сумку (рюкзак), Вы, лейтенант, смотрите, потом я убираю сумку (рюкзак) в машину и достаю другую. Нет, все вещи и снарягу не стану раскладывать по всему берегу, а вдруг Вы там случайно найдете пару брикетов кокаина!

Конечно, я не один! Меня в Умбе ждут два «Крузака» с питерскими номерами, не встречали? Да мужикам лень было ехать, а я решил один прокатиться ….»

Шутки-шутками, но определенное напряжение все-таки где-то таилось внутри. И это вполне можно понять, если трезво оценить обстановку: безлюдные места, два человека с оружием, а у меня авто полное всякого полезного для жизни «барахла» и стоящего в денежном эквиваленте весьма немало! Вполне допускаю, что у кого-то может возникнуть вполне определенное искушение!

В итоге, разошлись мы нормально, по-человечески. Мужики даже рассказали мне, куда не стоит ехать, чтобы добраться до Кузомени!

И снова по грунтовке, поворот направо по указателю и по песчаной дорожке в обрамлении сосен.

Вот так встреча!

«Коллеги», только совсем из другого класса «проходимцев»!

Ребята из Питера дошли до Кузомени и хотели переправиться на понтоне на другую сторону, да запросили у них местные слишком много, вот и двигаются назад, в Умбу!

Тепло пообщались и разошлись, каждый по своей дороге. Ребята, также как и работники со служебными удостоверениями, посоветовали добираться до Кузомени вдоль побережья, а не напрямую, где можно закопаться в песке.

Я так и поступил.

Также, как и Умба, Кузомень — старинное поморское село, но, куда ни посмотришь, сразу становится ясно, что лучшие годы поселения уже давно позади. Следы явного увядания не скрывает ни строящаяся церковь, ни памятный знак в годовщину основания села, ни детская площадка, ни почтамп с вездесущей будкой таксофона, ни сельский клуб, ни слабые признаки жизни сотовой связи.

Будущее забвение читается в лицах местных жителей, в глазах играющих детей, в трухлявом дереве срубов заброшенных домов, в гниющих остатках рыболовецких баркасов и в песке, наносимом на улицу поселка морским ветром.

Несколько минут я простоял у этого захоронения, читая сейчас уже необычные имена людей, живших на берегу этого моря: Ануфрий, Самсон, Эммануил, Фантин, Иов, Христофор, Поликарп, Африкан, Евфалия, …

А вдалеке, на другом берегу Варзуги видны дома деревни Усть-Варзуга. Именно там начинается настоящий Терский берег, но мне не туда….

Солнце склонялось к горизонту, и тени на песке дюнах становились все длиннее и длиннее.

Когда солнечный диск коснулся края моря, я уже выехал из Кузомени.

Мне надо было как можно ближе подъехать к Кандалакше и я снова торопился.

Это был перегон в темноте по разбитой ямами дороге. В свете фар мелькали сосны, кустарник, камни у обочины, километровые столбы и совсем быстро, на долю секунды, в луче света промелькнул знак Полярного круга. Подвеска исправно срабатывала, «проглатывая» неровности дороги, дизель ровно урчал и все тот же Tiesto вместе со старинными композициями DJ List’а разбавляли мое одиночество…

Ближе к полуночи начался проливной дождь с ветром и в Умбе я решил немного посибаритствовать — заехал в гостиницу, принял душ, сменил одежду. Компанию мне составила «Ветровка», нетбук (я вышел в инет!) и старый, еще ламповый, цветной телевизор…

Далеко за полночь дождь еще не сдавался и тени качающихся ветвей от уличного фонаря создавали на потолке причудливую игру. Старая гостиница жила своей жизнью. Что-то скрипело и шуршало, откуда-то неслись непонятные звуки, которые мне напоминали нечто из далекого детства. То ли старый бабушкин дом, то ли ночлеги на сеновале. Я так и не вспомнил потому что…

Я уже спал.

ДЕНЬ 16. 19.09.12 г. (вт.). Умба — Медвежьегорск — Челмужинская коса Онежского озера

Пробег 746 км

Хмурым утром я покинул Умбу. За спиной оставался Терский берег, побережье Белого моря, Кузомень, Кашкаранцы и множество впечатлений.

Начался очередной перегон: заправка в Кандалакше, трасса «Кола», очередное пересечение Полярного круга

Все тот же малолюдный перегон Лоухи—Кемь на круиз-контроле, солнечная погода, золото карельской осени и мелодии из магнитолы и так до самого Медвежьегорска.

Именно здесь у меня по плану отклонение от федеральной трассы на юг — на обратном пути я решил обогнуть Онежское озеро по восточному побережью через Пудож и Вытегру.

Для этого у меня были весьма существенные причины. Вот одно из них — захоронение «Сандармох». Уверен, что каждый из Вас при желании сумеет найти в инете гораздо более подробную информацию об этом месте, чем ту, которую Вы увидите на моих снимках!

Не стану скрывать, что это место меня сильно поразило. Даже не знаю чем именно. Может быть уединенностью в вечерний час, может, своеобразной атмосферой, а может, лицами тех людей, которые погибли в этом месте.

Некая трагичность, которой полна наша история в первой половине прошлого века. Но даже спустя годы эти лица невинно погибших напоминают нам, что не надо убивать друг друга!

Далее по пути не менее интересны своей историей шлюзы Волго-Балтийского канала и памятник «Осударевой дороге».

В темноте по совету моих друзей из Воронежа я свернул к Челмужской косе. Это совсем легко — всего лишь свернуть с асфальта в направлении деревни Возрицы и перед деревней взять левее, углубляясь в лес. А там 2-3 километра и можно сворачивать по любому ответвлению направо к Онеге. Шикарное место гарантировано!

Так я и поступил, правда, в кромешной темноте и прелести места смог оценить по достоинству лишь в утренних сумерках.

А пока перед сном скромный ужин с «Ветровкой». Я довольно равнодушен к еде и поэтому в добавление к «Ветровке» немного ветчины и квашеной капуты, чай и спать!

Слушая ветер с Онеги, мне уже ничего не хотелось, ни о чем не думалось. Я лежал в машине и понимал, как немного надо человеку для маленького счастья. Что где-то, даже на краю земли, можно почувствовать себя свободным и ощутить полноту жизни, что для этого не нужны те «блага», которые навязывает нам этот век и те проблемы, которые терзали всю обычную жизнь, кажутся теперь смехотворными и совсем никчемными…

Быть может, я еще что-то понял о своей жизни, но…

Я уже спал.

ДЕНЬ 17-18. 20-21.09.12 г. (ср.-чт.). Челмуженская коса — Пудож — Вытегра — Андом-гора — Лодейное Поле — Кириши — Великий Новгород — домой

Пробег 1 159 км.

На этот день я строил грандиозные планы! Я хотел доехать до дома и это казалось вполне реальным! Утренний ветер с Онеги стих лишь на самую малость, и в утренних сумерках мир казался несколько серым.

В восемь утра я спешно покинул место стоянки, выехал на асфальт шоссе и помчался на юг, огибая Онежское озеро с востока.

За границей Карелии и Вологодской области качественно иное дорожное покрытие позволило еще ускориться — у меня впереди была цель: Андом-гора!

Вологодчина, как оказалось, разительно отличалась от Карелии, причем в лучшую сторону! Появились возделываемые поля, деревни стали более опрятными, изменилась архитектура деревенских домов. Конечно же, я не упускал возможности рассмотреть новые для меня края, хоть это и отнимало немало времени.

Четко зная дорогу, я свернул на деревню Ольховка, промчался мимо учебно-спасательного центра МЧС России «Вытегра».

И вскоре был на том месте, которое правильно называется Андомский геологический разрез.

Уверен, что далеко не каждый из Вас испытывает искренний внутренний трепет при произношении «девонский период», «друзы кристаллического кварцита», «зеленый фуксит», да и у меня не возникает никакого волнения при этом. Но посмотреть обнажения земляных пород, чей возраст превышает эпоху динозавров, просто любопытно!

Вот именно этим и привлекателен Андомский мыс! А кроме этого, там можно найти довольно интересный набор камней, которые смогут приукрасить Ваш аквариум либо оказать некое положительной воздействие на организм, шунгит, например! И, наконец, увидеть устье реки Андомы, впадающей в Онежское озеро.

Итак, Вологодская область, окрестности деревушки Ольховка, Андом-гора.

Два часа на прогулку по разрезу и напоследок посещение устья Андомы — еще одного места, где заканчиваются дороги.

Под продолжающимся дождем я выехал в сторону Вытегры и далее, огибая южную часть Онеги в Ленобласть. Если бы я только знал, что меня там ждет! Кажется, даже по камням Рыбачьего ехать было удобнее, чем по той насмерть убитой грунтовке!

Я терял время, нервы и здоровье — внезапно почувствовал жар и слабость. Быть может, ветра вершин Ловозёрья начинали сказываться, а может, промокшая под дождем насквозь куртка, пока ходил по Андом-горе. Тем не менее, все признаки простуды имелись.

Единственное, что меня приятно поразило на дороге от Вытегры к трассе «Кола» — это памятник вымершей деревни Травники. Славный человек, по всей видимости, представитель рода Травниковых поставил этот камень у дороги, что осталась память о тех местах, где жили его предки.

Как небесную благодать я принял отличный асфальт в Ленобласти и скорее домой!

Под Кириши температура подошла к +38°С, «Колдрекс» мало помогал. Я не стал останавливаться у своих друзей в Киришах, было серьезное опасение, что утром будет еще хуже и рискнул ехать дальше. За Великим Новгородом моя скорость снизилась до 40-60 км/час — быстрее было ехать просто опасно, ночью сплошная линия разметки стала двоиться и, в итоге, я остановился у подъезда своего дома в 6:30 утра 21 сентября.

Путешествие было завершено и, как говорили мудрые китайцы далеких веков, «путешественник живет тремя жизнями: когда планирует путешествие, когда его совершает и когда вспоминает о нем». Теперь я, благодаря этому повествованию и фотоснимкам, долго буду жить той самой, третьей жизнью, до следующего путешествия.

В завершении некоторые итоги и выводы о путешествии более серьезным и скучным языком.

Свое мнение о водопаде Кивач я уже высказал.

Хибины: красочный, зрелищный горный массив с доступный практически для любого вида автотранспорта. Множество горных маршрутов различной категорийности. На самые простые маршруты смело можно брать детей и подростков. Наличие базы «Куэльпорр» и спасателей МЧС, где окажут помощь в случае необходимости. Там же можно переночевать, обеспечить себя питанием, заказать баню. НО! В настоящее время существует проект разработки полезных ископаемых в самом сердце горного массива — у озера Гольцовое. В этом случае, имеющаяся дорога к базе «Куэльпорр», по всей видимости, будет закрыта для транспорта туристов и отдыхающих. Как мне показалось, общественное движение Кировска и Апатит против добычи руд в центре Хибин пока проигрывает предстоящим прибылям в случае разработки рудника. Спешите, пока есть возможность посмотреть самим и показать своим детям то, что вскоре станет историей и очередным сырьевым придатком:

Маршрут по Среднему и Рыбачьему: если придерживаться имеющихся «дорог», то особых сложностей для прохождения быть не должно (я прошел на автомобиле в полнейшем стоке, но это не значит, что это следует повторять!). Минимальные требования к автомобилю — полный привод, крепкая к порезам резина, запас топлива (в зависимости от «аппетита» внедорожника). Защита снизу желательна. Если быть осмотрительными и не лезть в броды без предварительной проверки, отсутствие шнорхеля — не критично. По топливу — заправок там нет. Я прошел от Мурманска по Среднему и Рыбачьему на одном топливном баке. Залил канистру 20 литров лишь после выезда с полуостровов в мотеле в Старой Титовке. Для проезда через пограничный пункт достаточно иметь российские паспорта. Маршрут крайне рекомендую для того, чтобы понять свои способности и возможности своего автомобиля. Зрелищно, экзотично для жителей других климатических зон. По рассказам, отличная морская рыбалка (камбала, треска, красная рыба), брусника, костяника, вороньика.

Ловозёрские тундры: подъем на авто на вершину тундр и движение по камням — своеобразный шик маршрута! Такое долго помнится! В отличие от камней Рыбачьего, камни вершин тундр более острые, нужна соответствующая резина! Пешая прогулка на Сейдозеро — для любителей подобных «экскурсий», искателей «мест силы» и мистически настроенных граждан. В любом случае, быть на Ловозёрских тундрах и не дойти до Сейдозера, все равно, что прилететь в Париж и не увидеть Эйфелеву башню! (ИМХО)

Терский берег: крайне рекомендую! Несложная дорога, незабываемые пейзажи в случае соответствующей погоды, дух русского поморья. Отличная в сезон рыбалка при наличии необходимых лицензий, ягоды, грибы.

Андом-гора — на любителя. Но береговая кромка озера с камнями и виды с высоты мыса — действительно красиво!

Сухая статистика моей части экспедиции:

• пройдено 5 531 км.;
  • «сожжено» 603 л. дизтоплива;
  • средний расход топлива — 10,9 л./100 км.;
  • максимальный средний расход по показаниям бортового компьютера (движение по Рыбачьему) — 20,5 л./100 км.;
  • минимальный средний расход по показаниям бортового компьютера (движение домой в последний день экспедиции) — 7,6 л./100 км.;
  • минимальная средняя скорость движения по показаниям бортового компьютера (движение по Рыбачьему от устья р.Зубовка до пос.Большое Озерко) — 6 км/час;
  • суммарные расходы с округлением составили 29 000 руб., из них — 17 700 руб. на солярку.
  • О фототехнике: Nikon D90 с «китовским» объективом 18-105 мм, при фотосъемке использовались ультрафиолетовый и поляризационный светофильтры Marumi.
  • Об автомобиле: Toyota Hilux, 2012, АКПП, 3 л., 171 л.с. вполне оправдал мои ожидания. Надежный, проверенный дизель, такая же проверенная практикой пятиступенчатая АКПП, умеренный расход топлива, четкая и понятная система подключения полного привода, очень приятная по жесткости «стоковая» подвеска, довольно просторный салон, в т.ч. и для пассажиров сзади. Из него не получится сделать настоящего «проходимца» — независимая передняя подвеска, длинные свесы спереди и сзади, отсутствие блокировок в стандартной комплектации, но мне такой «проходимец» и не нужен, я в трофи-рейдах не участвую. Мне требовался надежный, рамный полноприводной автомобиль, способный с определенной долей комфортности доставить меня и пассажиров с большим количеством снаряжения (для гор, сплава, «пешек» и пр.) в нужную мне точку и в котором можно переночевать без разгрузки снаряжения. Hilux вполне оправдал эти требования. Меня не раз спрашивали: «Зачем на новом Hilux’е? Тебе машину не жалко? Бери свой Runner и езжай!» Ответ был один: «Мальчик, перед тем как стать мужчиной, должен подрасти и возмужать. А сидя дома у маминой юбки, мужчиной не станешь.» Мой «мальчик» подрос, прошел испытания, выжил.
  • Поломки, неисправности: царапины на ЛКП от карликовой березы, вмятина на защите, вмятина на поперечной балке днища.
  • Дальнейшие планы: имеется желание снова в Горный Алтай с переходом через перевал Бугузун в Тыву и далее до Байкала, но для этого требуется полный отпуск, что у меня на службе бывает нечасто. По автомобилю: лифт подвески на 2 дюйма, серьезная высокопрофильная резина на 32 дюйма, защита днища, силовые пороги, вывод сапунов наверх. Это техническая программа минимум.

ПС. Как все началось (для любителей чтения)

Итак, уважаемые, с чего же все началось?

Идея «ехать в Мурманск» родилась в августе 2009-ого где-то между Кош-Агачем и Москвой в горячей эйфории после первой автоэкспедиции в Горный Алтай. Вот тут я и схватил горячку под названием «Русский Север» и «притяжение высоких широт». Воодушевленный пережитыми приключениями на Алтае я в период следующей зимы подготовил ключевые моменты будущего путешествия, а детали были уже разработаны непосредственно зимой-весной 2012-ого.

Летом 2012-ого мой отпуск из-за служебных незаурядиц переносился в бесконечность в очередной раз, и я в душевном смятении смотрел, как те, кто мог и хотел ехать со мной, постепенно отказываются от путешествия на край Ойкумены! Полностью сокрушенный надвигающейся перспективой краха экспедиции я мучился бессонницей и не находил себе места, метался из угла в угол и пытался найти выход из ситуации!

В итоге я сумел найти в себе силы признаться — надо ехать в одиночку! Поверьте, меня мало смущало то обстоятельство, что предстоит абсолютно незнакомый путь; что мне часами надо будет ехать одному и не с кем будет даже разделить восхищение красотами Севера; что всякое может случиться на долгой дороге и,… да мало ли что!

Уверенность в своих возможностях, основанная на определенном опыте, и вера в счастливую звезду воодушевляла, тем более, что дата начала отпуска была определена! 3 сентября — это все-таки неплохо даже для высоких широт!

Уверяю Вас, уважаемые читатели, пусть интернет и не панацея от всех бед, но действительно может оказать помощь в поиске таких неугомонных душ, жаждущих удовлетворения ветра странствий, которые могут выехать только ради того, чтобы проверить свои силы и вдохнуть пьянящий воздух свободы от тесных городов!

Я разместил объявления на ряде форумов, в том числе и на Drom.ru, разумеется, и должен признаться, что стремящих за Полярный круг нашлось немало, но даты выезда и длительность экспедиции не стыковались с моими, но я не терял надежды! И мне, Вы не поверите, повезло! Два неугомонных путешественника из славного Воронежа откликнулись на мой зов! Их турбированный Nissan Patrol Y61 с басистым трехлитровым TD-42 был готов испытать судьбу на камнях Среднего и Рыбачьего!

Обсудив детали снаряжения, экипировки, навигации, связи, питания, ремкомплектов, бивуачного инвентаря, дат выезда и места встречи, мы все обрели уверенность в удаче предстоящего дела, и я был готов к выезду! Оставив в гараже проверенного в разных переделках и посему несколько нездорового 4Runner'a я выехал 4 сентября на свежеприобретенном Hilux'е, дизель, 3 л., АКПП, уж простите великодушно, господа серьезные джиперы, в абсолютном стоке…

Всем спасибо за уделенное время, удачных путешествий и помните — мечты должны сбываться, а цели — достигаться!