|
В 2003 году пришла мысль съездить на Север, посмотреть тайгу, а то всё на Юг, да на Юг… Я и поехал. В сторону города Мезень. Ехал окольными путями созерцая невиданные доселе пейзажи. Но, не доезжая км 300 до Архангельска, моя «Audi-100» сгорела. Тогда я не досмотрел всего, да и народ советовал приезжать смотреть тундру в сентябре. Мол, вот там красота…
Наступил сентябрь 2010. Время, когда можно всё досмотреть. К сожалению, был забыт фотоаппарат, по этой причине расскажу только о части своего пути — самой захватывающей части. К счастью, фотик нашёлся в дороге.
Из Архангельска, который не произвёл никакого впечатления, я поехал в город Кировск (Кольский п-ов), который расположен у подножья Хибин. По дороге взял попутчика, молодого парнишку. Разговорились, и я спросил, как у них тут с работой. Выяснилось, что работы дофига. Он работает на «Севмаше», крепит какие-то провода на подводных лодках. Закончил ПТУ (четыре года). Получает 45 тысяч + 2 л молока + 3 литра сока каждую смену + премии, если есть сторонние заказы. К этому у него закрыт выезд за границу и радиация. Он сказал, что у них даже уборщицы меньше 25 не получают. Мне было приятно, что люди не бедствуют.
Путь лежал через Карелию. Расстояние около 1 800 км. Слышал и читал о ней много и только восторженные отзывы. Дорога в Карелии или отличная (50%) или со сколами асфальта и множеством неровностей (50%). Потерять машину на такой дороге несложно, поэтому мало кто едет больше 120. Вне федеральной трассы — очень извилистая. Проезжая в глубокие сумерки по очередному участку в населённом пункте на скорости около 40-50 км/ч налетел на какую-то волну. Моя «Acura MDX» в первое мгновение взмыла в воздух так, что в лобовое было видно только небо, в следующее мгновение я увидел всё содержимое багажника под потолком в зеркале заднего вида и потом было плавное приземление… Почему-то мысли в экстремальной ситуации работают значительно быстрее. В полёте я подумал, что если сейчас будет вторая волна, машина ударится бампером и просто сложится… но повезло.
Куда ни плюнь — везде озёра. К водным просторам я, в общем-то, равнодушен, поэтому обилие воды меня не тронуло. Хотя, конечно, сыро и красиво.
По пути встретилась пара, которая опаздывала на работу в порт в местечке Белое море. Они посоветовали посмотреть на это самое море, указав на «секретную» дорожку, потому что сам порт закрытый, только для танкеров. Съехав на указанный путь, я встретил человека, собиравшего дельтаплан с мотором (дельталёт). На просьбу покатать получил отказ из-за того, что он первый день с отпуска и надо всё проверить и вспомнить, как вообще летать в целях моей же безопасности и с обещанием сделать это в другой день. На катере по морю меня тоже не покатали, сославшись на геморройность процедуры снаряжать катер для одной прогулки. В общем, облом по всем пунктам, кроме одного. Брусники и черники было столько, что сидя на одном месте, я уже не мог их есть. Кстати, на трассе ягода стоит 5 л — 500 руб., 10 л — 1 000 руб.. При этом в пунктах приёма дают 50 руб. за кг. Я искал ягоды в лесу во время вынужденных физиологических остановок, но тщетно. Видимо, надо всё-таки знать места.
Кстати, бензин дорожает ближе к Северу. Самый дешёвый АИ-95 — 22,60 в Подмосковье по Ленинградке, самый дорогой начиная с Карелии и далее на север — 26,90. Ещё проблема с бензином в том, что севернее Мурманска его может вообще не быть. Например дорога на Териберку — 139 км + там до моря около 15 + обратная дорога. Заправок нет вообще. Или, если вы поедете на п-ов Рыбачий, не доезжая Печенги, то там тоже ничего нет. Поэтому заправиться лучше в Мурманске и неплохо иметь с собой канистру запаса.
Заехал по пути на Кольскую АЭС — смотреть не на что, забор и лес, вдали две трубы.
Основной идеей было посещение Сейдозера в Мурманской области. Пишут, что на его дне вроде обнаружены постройки, которые принадлежат Гипербореям. Что, мол, там когда-то находился их учебный центр и что вообще там просто красиво.
Удача улыбнулась на подъезде к Кировску. Очередной попутчик оказался родом из этого города. В итоге, я остановился у него погостить и ещё получил камеру во временное пользование. На следующий день была совершена обзорная экскурсия по Хибинам с заездом на рудник (карьер) по добыче апатита, где Саша работал. Говорит, что сейчас добыча ведётся примерно на уровне 350 метров под землёй и что вся местность там изрыта тоннелями, включая сам город. Кстати, Кировск — город непуганых пешеходов. Они вообще не смотрят по сторонам, просто переходят дорогу. В Москве сейчас тоже такое встречается, но скорее редкость. Ещё Кировск выделяется разноцветными домами сталинской постройки. Все дома однотонно-разного цвета. Издали кажется как будто рассыпали кубики детского конструктора. Вблизи они, конечно, удручают своим обшарпанным, облезлым и неухоженным видом.
Хибины очень красивы. Немного напоминает Тибет, только без снега. Горы невысокие (500 — 1000 метров), но скалистые. Множество водопадов и небольших озёр. Камни очень шершавые, покрыты местами мхом. Вокруг города четыре горнолыжных курорта. Один с перепадом высоты более 500 метров.
Две ковшеобразные выемки. Зеркала времени.
Далее путь лежал до пункта Ревда. Указатели в нашей стране дефицит, поэтому приходилось спрашивать у местного населения, а учитывая малонаселённость тех мест, задача эта была сложная. Однако, следуя по указателям «Ловозеро», вы прибудете точно в назначенный пункт. По пути попалось вот это сооружение: ЗАО «Ракетно-космические войска России». Моя фотография почему-то исчезла. Видимо, очень секретный объект.
Радар. Фото из Google Earth.
Проехав Ревду, которая состоит из двух отстоящих друг от друга пунктов, и в конце поехав по левой дороге на Y-образной развилке, вы упрётесь в промышленный объект без названия, но с охраной. Это обогатительный комбинат. Всё. Дальше дороги нет. Оставляете транспорт на стоянке у проходной и идёте к охране со словами, что мы люди не местные, помогите нам, пожалуйста, укажите дорогу на Сейдозеро. Проблем там с этим нет, запишут паспорт и вот вы уже на последнем участке к цели.
Эта дорога, протяжённостью по воздуху примерно 10 км была преодолена примерно за шесть часов. Такого изменения пейзажей я в свои 40 лет никогда не встречал. Утоптанная тропа по началу, примерно через 2 км переходит в перевал с нагромождёнными чёрными булыжниками пористой структуры. Под ними в разных местах протекают подземные реки, которые очень хорошо слышны. Тропа через перевал теряется многократно, однако, идя в одном направлении, вы всегда вновь на неё наткнётесь. Упрощают путь рукотворно сложенные в стопку камни, которые служат ориентиром.
На обратном пути в этом неземном месте я встретил живность в количестве пяти шт.
Сам перевал — примерно 500 метров над уровнем моря. Перепад из долины с одной стороны около 200 метров, с другой около 300. Сразу понимаешь, как тяжело живётся горным козлам, особенно, когда у тебя за спиной нехилый рюкзак и ветер, сдувающий с ног. К счастью, дул он в спину по дороге туда и не дул вообще по пути назад. К сожалению, фотографии не передают всей сложности дороги. На перевале встречаются вот такие замаскированные под камни объекты.
При спуске есть возможность подкрепиться обильно растущими повсюду черникой, брусникой, а также вороньикой — чёрная ягода на растении, немного похожем на мелкий хвощ.
После перевала начинается каменное русло реки. Камни там гладкие и совершенно другой, гладкой, структуры (морские). Если будет дождь, пройти там будет просто нереально. После такой полосы препятствий начинается лес. Он не густой, но ровной дороги практически нет. Вся тропа усеяна поперечными корнями деревьев и выступающими отовсюду камнями. Вокруг крутые склоны гор. Опять же на обратном пути из травы выбежали три птички.
А это кто-то в лесу. Может, те же самые.
Мини-пещеры вдоль русла каменной реки.
После леса, где параллельно звонко текут речки и ручьи, вы выходите на болото. Обувь утопает не более пяти см при моём весе 60 кг + рюкзак.
После болот, разделённых небольшим участком леса, я наткнулся на табличку: «Мост».
В этом месте, если вы хотите прогуляться вдоль озера, идти на мост не надо. Надо идти дальше правее. Я карту тогда не смотрел, уж очень устал, столько идти вообще безо всякой тренировки. Однако совершенно не жалею. Никогда не видел реку с голубой водой. На фото видно не очень. Вода действительно голубая. Как будто её разбавили слабым раствором синьки.
Ещё там есть небольшое озерцо, которое можно пройти вброд. Меня поразили плоские камни на дне. Везде огромные валуны, а в озере плоские камни по всему дну. До сих пор не могу понять, как это возможно.
На берегу этого озера очень красивое место для стоянки. Кто-то любезно оставил там чайник, картошку, морковку… использованный презерватив и метрах в трех… оленьи рога.
После моста налево дорога упирается в мыс, вдающийся в озеро. Там тоже великолепное место для стоянки. В озере дно состоит из крупного песка чёрного цвета. Продавить его пальцем трудно, дно очень плотное. Вода на вкус изумительно вкусная.
Дорога обратно заняла на 20 минут меньше. По прикидкам получается около 18 км пути в один конец. Хожу я достаточно быстро, даже очень быстро, несмотря на горы. Самый важный момент при таком переходе — крепкая, надёжная обувь. Воду брать с собой необязательно, если вы попьёте перед выходом. По пути постоянно встречаются водные источники.
Далее путь лежал на Мурманск. Дороги в Мурманской области почти идеальные, постоянные табло, предупреждающие, что стоят камеры — фикция. Даже если камера и стоит (встречал только три за весь путь), то она не работает. Многие посты закрыты, водители всегда моргают в случае засады, не то что на Урале. Однако заправок может не быть пару сотен км. Рыбу продают по 350-400 руб./кг. Мурманск очень понравился. Не знаю чем, просто мне там было уютно. Да и расположение его между сопок комфортное. Вид с объездной дороги просто великолепен.
Оттуда сразу к морю. По карте решил ехать в район Печенги и там к открытому морю. Однако перед деревней Титовка, где стоит единственный забитый досками дом, первый пост пограничников. Ещё в деревне есть кафе и домики для ночлега — очень дорого, безвкусно и противно. Проверяют документы, спрашивают, куда и зачем едешь. У меня сняли копию паспорта и предложили ехать смотреть на море на п-ов Рыбачий. Я сдуру и поехал, карту не посмотрел, бензина на дне :). Дорога плохая и очень плохая, хотя не раз встречал «Жигули» и даже «Фокус», естественно, заправок там нет. Доехал до середины и повернул назад, чтоб дотянуть до заправки. Но море, по крайней мере, кусочек — увидел, потрогал и попробовал. Показалось очень солёным, точно более солёным, чем Чёрное. Вот виды:
Это не цветок. Это кого-то съели.
Тундра в тумане с водопадиками.
Ещё, помимо множества разнокалиберных водопадов, по этой дороге встречаются и разноуровневые озёра. Отделены небольшим перешейком, а перепад около метра — очень впечатляет.
Поговорил там с рыбаками, сказали, что в море есть всё, перечисляли какие-то диковинные названия, сейчас и не помню. Ещё поразило то, что севернее Мурманска 90% населения ходит в камуфляжной одежде. Наверное, модно там так. По дороге сплошные воинские части разного назначения.
Не увидев открытого моря, я поехал, как и планировал изначально, севернее Печенги. Однако по пути к Линакхамари стоит ещё один пост пограничников. Там потребовали разрешительный пропуск. У меня его не было, проехать не удалось. Но его можно очень просто заказать в Мурманске и подождав всего месяц, в случае положительного решения проехать данный пост. Человек на заставе сказал, что раньше пускали и без пропуска. Сразу вспомнились слова Путина, что свободы в нашей стране стало больше. Расстроенный вернулся в Мурманск. Но в одном месте не переставало свербеть и говорить: «Не увидел ты открытого моря, не увидел…».
И я решил ехать в Териберку. Проехав км 50, опять почти с пустым баком выяснил, что заправок дальше нет. Всё… облом, не пускает меня море к себе. Настаивать не стал и поехал не солоно хлебавши к Белому морю, где меня обещали прокатить на дельталёте.
Всю дорогу с Архангельска, после того как я проехался по гребёнке км 20, глаза мозолила загоревшаяся красная лампочка SRS. Облазил всю машину, ничего не течёт, не скрипит, не торчит отвалившееся — всё в порядке, но глаза мозолит. Заметил только то, что раньше на баке мог проехать около 600 км, а сейчас только 430 — напрягает. Больше не поменялось ничего. Сделал в Кировске диагностику — ошибка P1519 IdleAirControlValveCircuitFailure — отказ клапана управления воздушным движением. Починить не смогли, не было руководства.
В Кировске вернул фотоаппарат, поблагодарил и — на Белое море в населённый пункт с одноимённым названием. К счастью, здесь всё сложилось удачно, и, опустив детали, я уже парил над заливом на дельтаплане с мотором. Даже опять нашли мне фотоаппарат. В море встретилась белуха (то ли большой дельфин, то ли мелкий кит).
Кандалакшкий залив на Белом море.
Ну а дальше Петрозаводск. Считается, что весь город находится в аномальной зоне. Первую аномальщину я встретил на въезде. Огромный плакат с надписью «Ремонт отверстий». Каких отверстий? Чьих отверстий? До сих пор загадка. Далее прогуливаясь по набережной Онежского озера, которое не впечатлило после Севера, я заметил пять голубей, сидящих … на берёзе! Там же, на набережной, на первом дереве начинающейся аллеи написано: «Опасные деревья». Рисковать не стал. На горизонте темнели тучи. Вспомнилось, что этот город часто посещает НЛО, и непроизвольно возник вопрос: «Интересно у НЛО тоже есть дворники на стёклах?».
P.S. Дома за замену клапана попросили на сервисе у дилера почти 14 тысяч! А вообще 10-дневная поездка обошлась не более 30 000 с дорогой, едой и жильём. Пройдено более 6 000 км.