|
Маршрут путешествия: Москва—Тверь—Боровичи—Тихвин—Лодейное поле—Петрозаводск—Медвежьегорск—Кемь—Зеленоборский—Ревда—Ловозерские тундры—Мурманск—п-ов Рыбачий—Мурманск—Кировск и Хибины—Кандалакша—Терский берег—Кузомень—Аметистовый берег—Медвежьегорск—Петрозаводск—Санкт-Петербург—Вышний Волочок—Москва.
Регион путешествия: Карелия, Кольский п-ов.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 5 500 км. (315 км.).
Сроки: 30.07—15.08 (17 дней)
Обращение ко всем настоящим и будущим туристам:
Я долго сомневался писать или нет этот отчет. С одной стороны, хочется поделиться своими впечатлениями и рассказать о том чудесном, что нам довелось увидеть. С другой стороны, часто вспоминаются пустые бутылки и другой хлам вдоль дороги на Рыбачьем... В связи с этим большая ко Всем просьба: Будьте людьми! Следуйте двум простам правилам: чтобы мусора после вас оставалось не больше, а фрагментов истории — не меньше. Подумайте о будущих поколениях, пожалуйста.
«На небесах только и разговоров что о море...»
из к/ф «Достучаться до небес»
Вместо предисловия, или «парочку слов о том, как это начиналось…»
Письмо с приглашением принять участие в этом путешествии, которое я разослал в ноябре 2009го всем своим друзьям, имело рабочее название Проект «П…ц». Известное дело — как лодку назовешь, так она и поплывет. Посему будьте аккуратны с названиями (пусть и временными).
На письмо тогда, к сожалению, не откликнулся никто и собрать команду отчаянных путешественников, готовых пересечь Полярный круг и искупаться в Северном Ледовитом океане, стало первой и самой важной задачей. Наталья согласилась сразу же. Антон дал свой положительный ответ в декабре, что означало старт подготовительной компании, ибо три человека — это уже Экипаж! Затем в мае к нам присоединился друг Антона Миха, а по интернету мы познакомились со вторым экипажем — двумя Романами на Mitsubishi L200. Завершилась комплектация нашей группы знакомством с Ириной. А Роман-старший нашел еще одну пару, собиравшуюся ехать на «Уазике». Итого нас набралось девять человек.
Второй серьезной проблемой для нашего экипажа был поиск машины. С одной стороны, это должна быть машина большая и высокопроходимая. С другой стороны хотелось найти вариант подешевле. Своего автотранспорта, удовлетворяющего таким требованиям, не было, «Уазики» напрокат никто в Москве не давал, «Нив» было много, но это машина на двух человек, «Форестер», который мы обкатали на майских, всем хорош, но в бродах Рыбачьего он утонет нафиг, да и багажник даже на четырех человек маловат для двухнедельной поездки. И тут нам попалась фирма, которая давала в прокат Mitsubishi Pajero IV за 3 500 руб. в сутки. Посмотрели, посидели внутри, решили — наш вариант!
Ну и наконец, третья составляющая хорошей поездки — грамотный, насыщенный, заранее проработанный маршрут. Спасибо всем, кто заставил взглянуть трезво на вещи и исключить из маршрута Архангельск, иначе бы это был не отдых, а гонка. Отказ от заезда на Соловки дал нам два дополнительных дня, которые оказались так кстати после форс-мажора. Ну а благодаря интернету и множеству отчетов удалось построить гибкий, ненапряженный график путешествия с посещением множества интереснейших мест.
Выезд нашего экипажа был назначен на раннее утро пятницы тридцатого июля…
День 1. 30.07.2010. «Легкий старт», Москва—Савозеро
Маршрут дня: Москва—Солнечногорск—Клин—Тверь—Торжок—Вышний Волочок—Бологое—Березайка—Лыкошино—Боровичи—Любытино—Неболичи—Бокситогорск—Тихвин—Кайвакса—Ганьково—Алёховщина— оз. Савозеро.
Расстояние: (в т.ч. бездорожье): 810 км (0 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: оз. Бельское; колодец Рериха около села Мшенцы; макет самолета Миг-21 на объездной у Тихвина.
В пять утра Антон с Михой заезжают на Свиблово, дозабивают впритык казавшийся еще вчера таким объемным багажник Паджерика, последний рюкзак кидают на заднее сиденье, забирают меня и Натали. Антон у нас — главный водитель, моя роль — навигатор и капитан, Натали с Мишей отвечают за позитивный настрой в салоне авто. Через тридцать минут забираем рюкзак у Ирины (куда его засунуть?), фотографируемся и прощаемся с ней, чтобы встретиться через два дня на богом забытой станции «Княжая».
Ровно в шесть утра пересекаем МКАД по Ленинградскому шоссе, и вот полетели километры и города… Химки, Солнечногорск, Клин… из динамиков звучит «оранжевый» Чайф, на заднем сидении тихое посапывание, периодически пищит антирадар, угадывая прячущихся по кустам сотрудников ДПС… справа остается Тверь, за ней Торжок, небольшая получасовая пробка в Вышнем Волочке, и Коломно! Здесь мы сворачиваем с федеральной трассы к озеру Бельскому, чтобы качественно позавтракать, искупаться и наконец-то насладиться чистым воздухом без уже осточертевшего столичного дыма.
После утреннего супчика, пока все купаются, Антоха, проехавший за день свой участок в триста двадцать километров, по установленному нами единогласно правилу получает заслуженную баночку пива и про руль забывает. Дальше моя очередь давить педаль газа.
Заброшенный завод Бельский мы не находим (да и не особо ищем), а «прямая» дорога через лес до Бологого давно перекопана. Возвращаемся на М-10, чтобы проехать восемнадцать километров и проститься с ней, как мы думали тогда, насовсем. Минуем по заранее подготовленным картам Бологое, сворачиваем на Березайку. Дорога тут совсем иная. Асфальт хоть и без ям, но очень холмистый, и полоса движения как будто одна. За Березайкой следует Корыхново, и мы отклоняемся от нашего маршрута, чтобы посмотреть на «бездонный колодец Рериха», который находится в паре километров рядом с деревней Мшенцы. Дна в колодце действительно не видать, зато вокруг полно народу от шестнадцати до шестидесяти, желающих омыть свои тела в «святой воде». Пару кадров на память и двигаем дальше.
Вообще, ехать для меня — одно удовольствие. Трафик небольшой, асфальт по провинциальным меркам радует, вокруг прекрасные пейзажи, и лучшая компания, какую можно пожелать. Выруливаю на трассу Р-8, направление на север, проезжаем Боровичи. Остановка, фотографии, перекус.
В Новгородской области пару дней назад отбушевал ураган, и дорога на участке Любытино—Неболичи—Бокситогорск наполовину завалена скошенными деревьями. Из-за этого частенько ехать приходится по встречной, существенно сбрасывая скорость перед поворотами.
И вот в шестнадцать тридцать мы выезжаем на трассу А-114, и вскоре останавливаемся на кольце объездной дороги возле Тихвина. В центре кольца установлен макет рвущегося в небо самолета МИГ-21 с виртуальным тайником. Болты мы честно посчитали, но ответ забыли. Зато остались красивые кадры. Когда же вернулись к машине, Наташа села за руль, а я открыл баночку пива. Еще тристодесять километров позади…
С кольца мы сворачиваем по указателю на Лодейное поле. По отзывам дорога обещает быть веселой. Натали едет совсем иначе, нежели я или Антон. Скорость снижается до нормальных ста в час, на неровностях перестает подкидывать. Затем асфальт кончается, и в клубах пыли мы едем еще спокойней. Иногда нас обгоняют мчащиеся куда-то самосвалы и лесовозы, а в редких деревнях попадаются заасфальтированные на двести метров участки дороги. От пива и покачивания мы засыпаем, а когда просыпаемся, то оказываемся ближе к северу еще на сто сорок километров; где-то справа за лесом озеро Савозеро — финальная точка сегодняшнего дня.
Потыкавшись на ближних подъездах, занятых местным населением, в итоге находим укромный уголок для себя в дальнем восточном конце озера. Ну и наконец-то долгожданный костер, плотный ужин из шашлычка под смесь светлого и темного «Козлов», хорошая кубинская сигара (от которой пошла кругом голова), песни под гитару, палатка и спальник…
День 2. 31.07.2010. «1 000 км на Север», Савозеро—Кольский п-ов
Маршрут дня: оз. Савозеро—Лодейное поле—Олонец—Пряжа—Петрозаводск—Кивач—Медвежьегорск—Сегежа—Кемь—Чупа—Зеленоборский—Кандалакша—Полярные Зори.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 990 км (0 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: ресторан «Карельская горница»; набережная в Петрозаводске; водопад Кивач; мост через р.Онда; стела «Полярный круг».
Ранний подъем, быстрые сборы и в девять тридцать мы уже на границе Ленинградской области и республики Карелия.
Качество дороги резко улучшается! И поэтому, даже когда встречные машины мигают фарами, а радар безостановочно пищит, я все равно не могу сбросить скорость ниже ста десяти. За что добрейшие и милейшие петрозаводские гаишники выписывают мне квитанцию на сто рублей. Где-то в это же время получаем смс от Романа, что они в пути, и от Ирины, что ее поезд отбывает из Петрозаводска. Сами мы прибываем в столицу Карелии ровно в полдень. Довольно быстро находим улицу Энгельса, паркуемся около дома номер тринадцать и спускаемся в тихий зал ресторана «Карельская горница». Описывать все те великолепные вкусности карельской кухни и шедевры кулинарного мастерства, которые нам довелось отведать, я не буду, скажу лишь одно — если вам доведется побывать в Петрозаводске, то обязательно посетите это место. Не пожалеете! В дорогу забираем из ресторана два литра превосходной медовухи и отправляемся на набережную Онежского озера.
Погода превосходная, легкий ветерок и синяя гладь воды и неба… замечательный фон для «оранжевой фотосессии». Но нужно торопиться, чтобы догнать Ирину и вовремя прибыть на станцию, до которой пока что шестьсот сорок километров с редкими городами и заправками. Поэтому заливаем на «Лукойле» полный бак и продолжаем путь на север. На выезде из Петрозаводска сплошные ремонты дороги и строительство развязок, из-за чего движение временами очень медленное. Через пятьдесят километров отворот на Кивач — нам туда!
Площадка перед спуском к водопаду освоена по полной: тут и музыка, и шашлык, и сувениры, и пиво с мороженым, и свадебные кортежи. Тратим полчаса на изучение и фотографирование верхней и нижней ступеней водопада (а так же друг друга) и снова в путь. Кивач, конечно, восхищает своей красотой и мощью, но впереди нас ждут водопады Кольского полуострова.
После Кивача за руль садится Антон, и мы практически без остановок мчимся до Полярного круга. Исключение делаем на реке Онда — выпить чайку (термос в дороге — гениальная идея) и взглянуть на место, где в 2007-ом году мы завершали сплав на катамаранах.
По мере того, как мы продвигаемся к Мурманской области, дорога постепенно становится все хуже и хуже: много холмистости на асфальте, а иногда и ямы. С заправками дефицит — одна на двести (а то и триста) километров, особенно на участке Кемь—Кандалакша. Как только пересекаем дамбу у Кеми, начинается проливной дождь, небо до горизонта затянуто хмурыми тучами. Нас это не страшит: Антон уверенно держит скорость в сто двадцать, я работаю ди-джеем, а Миха и Натали ведут с энтузиазмом бесконечные споры о законах физики и бытия. По дороге видим пару аварий: машины вылетели с трассы, не справившись с управлением.
Ровно в двадцать два часа дорога внезапно становится похожей на немецкий автобан, и через пять минут я командую — «тормози!». Слева вся в лоскутках возвышается голубая стела Полярного круга.
Уставшие уже от сидения в машине мы с удовольствием выпрыгиваем и идем прикоснуться к заветному месту. Примечательно, но вокруг кроме лоскутков висят и ботинки, и трусы и прочий хлам, оставленный отчаянными путешественниками (даже фалоиммитатор). Температура тем временем существенно снизилась и чувствуется легкая прохлада: 20 градусов после 40 в Москве (дизель же наоборот подорожал на пару рублей).
После пересечения Полярного Круга проезжаем пятьдесят километров и оказываемся в поселке Зеленоборский — тут мы встречаем Ирину. Очень кстати подготовленный с помощью Google Earth план проезда до ж/д станции Княжая — без него мы бы просто потерялись в этой дыре. От станции одно название — рельсы, шпалы и общественный туалет. Пока переодеваемся из теплой летней одежды в термобелье и камуфляж, подходит поезд. Радостно встречаем Ирину, и вот нас пятеро! Время — полночь. Задача — встать на ночевку.
При подготовке маршрута я много времени потратил, чтобы выбрать место для стоянки после пересечения Полярного Круга. Пара вариантов, которые я присмотрел, оказались непригодны — к одному был закрыт проезд, к другому не было дороги в принципе. Найти же стоянку на Кольском возле трассы крайне сложно. В целом местность вокруг или каменистая, или болотистая. Все отвороты, которые попадаются, ведут в садовые хозяйства. В итоге я сменяю уже засыпающего Антона, и после нескольких попыток примерно в три часа ночи мы встаем на каком-то песчаном карьере, немного не доехав до города Полярные зори. Сразу же ставим палатки и спать.
День 3. 01.08.2010. «Коснулись неба, выпили пива», Кольский п-ов—Мурманск
Маршрут дня: Полярные зори—Мончегорск—Оленегорск—Ревда—г.Аллуайв—Ревда—Оленегорск—Кола—Мурманск.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 390 км (15 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: Хибины с трассы; Ловозерские тундры; бар «Точка отсчета».
В отличие от вчерашнего дня встаем мы поздно и стояночными делами занимаемся неспеша. Костер, макароны по-флотски, сборы. Те, кто не претендует быть сегодня в роли водителя, допивают медовуху из «Горницы». В двенадцать двадцать выезжаем из песков, за рулем Наташа.
Участок трассы М-18 «Кола», проходящий по Мурманской области — это просто сказка. Дорога либо прямая, либо красиво бежит по горам, асфальт ровный, трафик минимальный и единственные гаишники на всей трассе стоят на Кандалакшском посту. Едем в спокойном режиме и поем песенки.
Минуем отворот на Кировск и тут нашему взору открываются во всей своей красе Хибинские тундры или просто Хибины. Мощные, величавые горы, на вершинах которых спокойно лежат огромные кучные белые облака. У подножия гор разлилось, наверное, самое крупное озеро Кольского полуострова — Большая Имандра, а от трассы к нему сбегают уничтоженные выбросами отечественной тяжелой промышленности леса — сюрреалистичный пейзаж. Фотографируемся, едем дальше.
На кольце у Оленегорска уходим направо — на Ревду. Сорок пять минут езды, и мы в небольшом поселке шахтеров. Улица, по которой мы въезжаем в город, бежит вдоль забора колонии строгого режима. На единственной развилке в конце города уходим налево и вскоре подъезжаем к горно-обогатительному комбинату. Ветер столбом разносит какие-то пески с рудников на несколько километров на восток — ох, не завидую я жителям поселка Ловозеро.
Не доезжая метров пятьсот до ворот комбината, сворачиваем направо. Натали уступает руль Антону, и Паджерик начинает свое восхождение на Ловозерские тундры. Дорога каменистая, но ровная. Для машины с высокой подвеской проблем нет. От того, как мы быстро набираем высоту — становится немного страшно. Вылазим сфотографироваться — гул сильного ветра заглушает наши голоса. А душа наполняется волшебным восхищением от красоты бескрайнего океана лесов и озер нашего Русского Севера.
Почти достигнув вершины горы Аллуйав, мы вынуждены оставить нашу машинку и путь по перевалу Геологов к горе Кедыкварпахк продолжить пешком. Надеваем все теплое и поверх этого дождевики — без них на таком сильном ветре замерзаешь за пару минут. Расстояние до нужной нам точки около километра, преодолеваем мы его около часа. Во-первых, в гору, а во-вторых… слева обрывом вниз уходит Западный цирк Раслака, справа озеро Горное со снежником, а вдалеке темные контуры Хибин и белая зеркальная гладь разделяющего эти два горных массива Умбозера — зачем спешить, когда такая красота вокруг.
И вот мы поднимаемся к тому месту (Garmin показывает высоту 1 150 м), откуда открывается вид на хранящееся в каменном кольце гор таинственное Сейдозеро, про которое ходит много разных легенд. Весь массив Ловозерских тундр лежит перед нами как на ладони. А перевал Геологов отсюда выглядит словно дорога в царство Мордор. Дух захватывает. Ощущение сна.
Возвращаемся мы уставшие и под большим впечатлением, до Мурманска доезжаем быстро и почти без разговоров, под соответствующие настроению песни Высоцкого.
В восемь вечера вписываемся в классную гостиницу "Огни Мурманска", снимаем два номера, кидаем вещи, вызываем такси и мчимся в бар «Точка отсчета».
Но вот досада, бар работает лишь до двадцати двух часов, а кухня уже закрыта. Поэтому выпиваем по бокалу пива под настоящую мурманскую рыбку, берем несколько литров «на вынос» и отправляемся гулять по вечернему портовому городу (с нами Наташин знакомый из Мурманска Саша). К полуночи уже очень хорошие возвращаемся в гостиницу, но веселье на этом не заканчивается…
День 4. 02.08.2010. «Встреча на Титовке», Мурманск—Муста-Тунтури
Маршрут дня: Мурманск—70-й километр—Старая Титовка—водопад на р.Титовка—Пьяный ручей—хр.Муста-Тунтури.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 125 км (25 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: Мемориал «Алёша»; водопад на р. Титовка; Пьяный ручей; памятник «Мальчику».
Первая мысль с утра: «Ну нахрена было так пить?». Дальше классический сценарий: унитаз, душ, кровать, унитаз. Ближе к полудню в мой номер транспортируют Миху, дела у которого, пожалуй, еще хуже, чем у меня. Антон же с девчонками уезжают на экскурсию по городу и к «Алёше».
Спуся пару часов ребята возвращаются, загружают наши тела в «Паджерик», и вся компания покидает гостиницу. Судя по состоянию — это все-таки скорее отравление (рыбой, приобретенной в магазине), нежели похмелье. По пути покупаем йогурты, кефир и колеса от тошноты. И около четырех часов после полудня покидаем Мурманск, пересекая Кольский залив по самому длинному мосту за Полярным Кругом, по трассе на Киркенес.
Дорога хороша и северные пейзажи из желто-зеленоватых сопок и гладких озер радуют глаз своей необычностью. От дороги, воздуха и окружающей обстановки мы с Михой довольно быстро приходим в себя. Но вот внезапно начинается проливной дождь и остановку в Долине Славы на Западной Лице мы решаем отложить на обратный путь (увы, но этой остановке не суждено будет случиться). Примерно через час мы тормозим перед шлагбаумом КПП. Молодые пограничники проверяют наши паспорта, уточняют цель маршрута, и только после этого разрешают нам проехать.
Отворот на Рыбачий — без каких-либо указателей, по старому разбитому асфальту, заканчивающемуся через пятьсот метров. Невозможно представить, что эта дорога ведет в другой мир, и на том ее конце ждет нас столько чудес, препятствий, событий, людей. Ну а пока мы только в предвкушении...
Место встречи с другими экипажами — водопад на реке Титовка, который «просто невозможно проехать». И это действительно так! Громкий гул воды и исчезающая «в никуда» река... Мы прибываем первыми, с полным пакетом красивых и крепких грибов (их тут ОЧЕНЬ много). Пока ждем, проходит легкий дождик, а после него — двойная радуга. И вот появляется «L200», а за ним — о чудо отечественного автопрома! — Волга (а где же УАЗ??!!). Не задерживаясь сразу же едем до «пьяного» ручья. И вот тут-то уже можно выпить за встречу «по сто», и тут-то мы наконец знакомимся с классными ребятами Димой и Мариной, и тут-то мы узнаем, что УАЗ — машина хорошая, но из гаража выехать не смог (хотя сделано для этого было многое).
Отдав дань месту начинаем путь через перевал. Впереди два Романа, следом «Волга», мы замыкаем. Сначала едем колонной сохраняя дистанцию и громко хором напеваем «Ой-йо, ой-йо, ой-йо...», но когда нам открывается полная, чарующая своей суровостью панорама бескрайних голых сопок под сумерками полярного вечера — мы останавливаемся и забываем обо всем...
Еще одну остановку делаем около «Мальчика» — памятника защитникам Заполярья. Вообще на Рыбачьем очень и очень много самых разных памятников тем, кто защищал нашу Родину и тем, кто погиб во время войны. Спасибо всем, кто следит за этими символами памяти.
Пока же мы преодолеваем десять километров по каменной дороге, петляющей среди сопок и озер, нас обгоняет с десяток самых разных джипов и примерно столько же попадается навстречу. Я сильно удивлен таким высоким туристическим трафиком в этом, в буквальном смысле, краю земли. После изменения в 2009 году пограничного режима (отмена регистрации в ФСБ) народ просто ломанулся на Рыбачий. И вряд ли это пошло на пользу полуострову — многие привозят с собой горы мусора и засирают эту красоту, при этом своим обязательным долгом считают что-нибудь отломать и увезти «на память». Очень печально.
На стоянку встаем в стороне от дороги, чуть не доехав до полуострова Среднего. Перед сном раскуриваем трубочку и молчаливо любуемся заревом неба и отблесками заката на камнях.
День 5. 03.08.2010. «Здесь была война», Муста-Тунтури—п-ов Средний
Маршрут дня: хр.Муста-Тунтури—музей Муста-Тунтури—западный берег п-ова Среднего—пос.Поселок.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 40 км (40 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: музей Муста-Тунтури; обзорный бункер Батареи Поночевного.
Сегодня решено немного изменить маршрут: сначала заехать на Муста-Тунтури и прокатиться по западному берегу Среднего к Двум Братьям, а лишь затем следовать к мысу Немецкому.
Отзавтракав царской яичницей с помидорами, выдвигаемся. На въезде на полуостров Средний развилка: прямо — в поселок Большое Озерко, налево — музей Муста-Тунтури. Сворачиваем и через пару минут останавливаемся перед огромной лужей во всю ширину дороги, глубина — по колено. И тут мы должны проехать?! Долго примеряемся с лучшей траекторией и решаем, как быть с «Волгой». В итоге штурмуем лужу по краю. Но вскоре путь преграждает целое «озеро» — «Митсубисики» проходят, чуть замочив фары, а «Волгу» глушим и цепляем ее к «L200» — таким способом тянем ее до самого музея.
Музей Муста-Тунтури — это, по сути, бывшая база геологов, где сейчас живут люди, кому не безразлична память о воинах и героях, погибших в этих местах в 1941-1944 гг. Они собирают информацию о боях, людях, фактах, занимаются захоронениями тех, чьи тела находят спустя полвека, передают память и историю Рыбачьего всем, кому это интересно.
Когда мы подъезжаем, на ступеньках одной из бытовок сидит и задумчиво курит основатель музея Юрий Кобяков — невысокий, крепкий и седой мужчина — никогда не подумаешь, что ему уже за семьдесят. Он устраивает нам экскурсию в небольшое здание музея, повествуя о Рыбачьем с тех времен, когда здесь жили финны, а дичь и ягоды с Айновых островов шла к царскому столу. Конечно, основное внимание в музее — событиям Второй Мировой войны: период блокады полуострова (с Рыбачьего перекрывался вход в Кольский залив), линия обороны, бытовые средства противника и его вооружение, мужественность наших бойцов и история отряда Юневича, памятники и захоронения на полуострове...
Затем мы поднимаемся на хребет — лично посмотреть (и потрогать) те места, где пятьдесят с лишним лет назад шли жесточайшие бои. Тропа ведет мимо обелиска и мимо могил с недавними захоронениями безымянных солдат: среди дат встречается 2008 год.
Наверху хребет весь сплошь из красного, словно окрашенного кровью, камня. Несколько «наших» дотов с россыпями ржавых гильз у входа. Мотки старой, но крепкой колючей проволоки. Иногда встречаются осколки снарядов и разорвавшихся мин. Одинокий, но видимый даже с основной дороги стоит Погранзнак. И тишина...
А еще наверху открывается удивительный вид на губу Кутовую (на востоке) и губу Малую Волоковую (на западе). Серый и строгий океан сливается на горизонте с не менее серым небом.
Спускаемся мы не спеша и еще какое-то время ждем сбора всех экипажей внизу. Дима и Марина с самыми необходимыми вещами пересаживаются в «L200», оставляя «Волгу» тут, и дальше путь мы продолжаем на двух машинах.
Дорога какое-то время петляет среди кустов по камням и бродам, один раз мы делаем остановку, чтобы помыть ручки в соленой воде Баренцева моря. Но вот постепенно дорога начинает набирать высоту, а пасмурное небо довольно быстро рассасывается, становясь голубым, солнечным, добрым. «L200» уезжает вперед не дожидаясь нас, и мы пользуемся этим, чтобы без спешки запечатлеть красочные мгновения в своей памяти (и на SD-картах). Впервые в жизни я вижу такой чистый, такой красивый и такой свободный океан — без пляжей, без домов и без парусов. А позади нас в облаках виднеется берег континента и вершины хребта Муста-Тунтури.
Дальше уже дорога — это не цель, а одно сплошное удовольствие. Часть пути идем пешком, а «Паджерик», управляемый Антохой, медленно плетется следом. Вот справа возвышается наблюдательный пункт батареи Поночевного — и мы обязаны его обследовать. Стоящая над землей башня — лишь малая часть сооружения, намного интереснее те коммуникации, что уходят под землю двумя отдельными входами. Самые смелые (Ирина, Антон и Миха) вооружаются видеокамерой и спускаются вниз. Я и Наташа остаемся ожидать их наверху и пока они снимают кино (ужасы?), мы любуемся неожиданным чудом северной природы — туман с континента буквально за пять минут находит стеной и поглощает все вокруг. Видно, как белая стена быстро надвигается на нас с юга, мгновение — и мы уже в ней. Ребята возникают, как ежики из тумана, а еще через мгновение он снова рассеивается.
Ну а дальше случается классическое: «Да нахер там объезжать, давайте прямо срежем!». Болото, которое возникает через пятьсот метров, конечно выглядит уж очень ненадежно, но ведь проскакали тут три Джимми, неужто такой мощный Паджеро не сможет? И, блядь, он не смог! Сел вальяжно на пузо, побарахтал колесами в грязи, да так и повис. Сорок минут отчаянных попыток сдвинуть его взад или вперед, пока по рации с нами не связывается Дима. Описываем ситуацию, они обещают скоро приехать.
Через десять минут к нам подруливает не очень новый Ренджровер Дискваери, зацепляет лебедкой и без какого-либо напряга как бревно вытаскивает из болота. Мы даже понять ничего толком не успели. После этого, конечно, едем в лагерь, угощаем новых знакомых из Кирова горилкой и резервной пачкой сигарил и общаемся на «внедорожные» темы.
Роман старший что-то недовольно ворчит про нашу задержку, очередь с дежурством и требует срочно выдать ему нашу долю тушенки, сгущенки и макарон, а так же — назначить помощника на завтрашний день. Принимаю мудрое решение — отложить все бытовые вопросы на утро, ужинаю и ложусь спать. Время около двадцати трех, вокруг легкие сумерки.
День 6. 04.08.2010. «Конец континента и другие впечатления», п-ов Средний—мыс Кекурский
Маршрут дня: пос. Поселок — м. Земляной — Два Брата — пос. Большое озерко — западный берег п-ова Рыбачьего — губа Вайда — м. Кекурский.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 70 км (70 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: Батарея Поночевного; Два Брата; братские могилы и окопы у губы Вайда; Мыс Кекурский.
Довольно бодро и легко встаю полвосьмого, выползаю из палатки в свежесть холодного утра и начинаю «внеплановое дежурство»: костер, котелок, чай, сушка вымокших во вчерашнем болоте вещей. Через час, когда все процессы более-менее организованы, наливаю себе ароматного кофе со сгущенкой и присаживаюсь полюбоваться красотой северного пейзажа, насладиться окружающим спокойствием. Рядом, с кружкой кофе, присаживается решивший поддержать меня в утренних хлопотах Антошка. Гармония.
Часов в десять двумя экипажами направляемся на экскурсию к ближайшему из орудий батареи Поночевного (идти до него пятьдесят метров). Орудие законсервировано, основные механизмы спилены, а ствол — забит бревном. Суровое и теперь безобидное его дуло (которое какие-то мудаки пытались отпилить; видимо, на память) направлено на Норвегию. Под орудием в несколько сторон расходятся подземные ходы: хранилище снарядов, комната подачи их в пушку, бытовые помещения. Все залито водой и передвигаться приходится по ящикам. От орудия делаем прогулку в поселок под названием Поселок, чтобы постоять у памятника артиллеристам и посмотреть на брошенные и разрушенные домики.
Около одиннадцати стартуем. За рулем Антон (у него негласная монополия на вождение по «бездорожью»). Примерно час пути по мелким бродам и мы останавливаемся на развилке: слева — шлагбаум, прямо — брод, в котором тонут УАЗы (нас о нем предупреждали). Да, о таких сюрпризах лучше знать заранее...
Полчаса пути от шлагбаума и по сплошь каменистой дороге, уже немного проехав мыс Земляной, наш «Паджеро» делает поворот на сто восемьдесят градусов. Еще километр и вот они Два Брата — саамские колдуны, застывшие в камне! Грозно и холодно смотрят они на нас, явившихся из цивилизации. Но услышав наши молитвы — отдают нам геокешерский клад.
А с огромной отвесной каменной стены, что скрывает Двух Братьев от посторонних глаз, непрерывно милионами маленьких ручейков струится и капает вода. Удивительное зрелище!
Когда мы уже заканчиваем осмотр, нас догоняет «L200». И внезапно начинается дождь. Видимо, все-таки чем-то мы не угодили древним духам...
После воссоединения экипажей держим курс на полуостров Рыбачий и мыс Немецкий. Дорога по северной стороне Среднего полуострова относительно простая, серьезных бродов мало и до поселка Большое Озерко мы добираемся быстро. Легкий перекус, и вот мы катим в наступающих сумерках по западному берегу Рыбачьего, вдоль линии Баренцева моря. Пьем пиво и громко орем песни! Красота.
На сам мыс Немецкий мы, однако, почему-то не заезжаем. Роман предлагает сначала посетить Скорбеевку, а уж на обратном пути... И вот тут начинаются Броды! Местами вода почти по пояс.
По одной из таких луж я долго хожу, вымеривая глубину, и мы никак не можем решиться пересечь его. И тут, как чертик из табакерки, с противоположной стороны подъезжает белый «Лексус LX 570». Я сначала подумал, что у меня глюки... Из «лексуса» бодренько выпрыгивают три человечка и говорят: «Посторонись-ка, сейчас покажем, как надо». Затем сходу проезжают брод и тормозят около нас — «водка есть?». Пока наливаем — узнаем, что эти веселые ребята в тапочках и свитерах (багажник абсолютно пуст!) приехали из Москвы и просто решили выпить водки на берегу океана, а теперь едут обратно. Бензин у них кончился (залили АИ-76), передний номер потеряли... В несколько тостов опустошаем бутылку, после чего лексус уезжает, прыгая по камням и лужам, а мы стоим и продолжаем офигевать...
Перебравшись на противоположную сторону, останавливаемся около памятника защитникам севера, ходим по окопам, выдолбленным нечеловеческими усилиями в скалистом грунте, из которых шла оборона берега Рыбачьего, а затем едем в Скорбеевку... и неожиданно приезжаем на мыс Кекурский!
Злые волны Северного океана разбиваются о черные камни, оскалившиеся острыми плитами! Ветер свободно, по-хозяйски гуляет в этой части полуострова. Небо, вода, окружающая реальность — единого хмурого серого цвета. За спиной стеной смыкаются вечные скалы. И мы — маленькие, беззащитные, яркие... Это самый суровый облик Русского Севера, и это самый прекрасный его облик!
А потом происходит П…ц. На пол пути к Скорбеевке в одном из бродов средней глубины наш «Паджеро» неожиданно глохнет. Сам по себе. И не заводится. Антон тщетно поворачивает ключ в зажигании, вода постепенно набирается в салон, я на ощупь привязываю наспех брошенный трос от «L200»...
Дальнейшее описать очень сложно. Общее состояние — где-то между подавленностью и отчаянием. Сначала мы продолжаем тянуть «Паджеро» до Скорбеевки в надежде, что к утру он «просохнет и заведется». Но когда путь нам преграждает брод метров сто длиной, то понимаем, что нужно поворачивать назад. При развороте крепко садимся брюхом. На обратном пути постоянно рвется трос, приходится перевязывать его каждые сто метров, отчего я даже не сажусь в салон. На одном из бродов резко натянувшийся трос обрывает передний бампер «Паджеро». Пару раз я сам едва успеваю выпрыгнуть из-под колес «L200», сдающего назад. Миху и девчонок заставляем выпить водки для успокоения и согреву, я же холода не чувствую, хотя пальцы красные и постоянно в воде. В добавок ухудшает ситуацию спустившаяся темнота и начавшийся мелкий, моросящий, всепронизывающий дождь.
Но вот мы снова у брода, где встретили «лексус». Самый адский участок дороги позади. Решаем сделать остановку, перевести дыхание, перекусить и поспокойней оценить ситуацию. Время около трех часов утра. С огромным трудом при шквальном ветре разогреваем «ужин», после чего Роман сообщает, что уезжает в Большое Озерко за Камазом. Выбора у нас нет.
Когда в пять утра «L200» скрывается за сумеречным горизонтом, мы закрываемся в салоне машины и пытаемся поспать. Аккумуляторы полностью разряжены.
День 7. 05.08.2010. «День маленьких побед», мыс Кекурский—пос. Большое Озерко
Маршрут дня: м.Кекурский — пос. Большое Озерко.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 25 км (25 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: Мемориалы в Большом Озерке.
Спустя час просыпаюсь от того, что вся одежда влажная изнутри, а тело начинает мерзнуть. Уснуть толком не удается никому. От водки просто воротит. Печальные мысли носятся по кругу. И вопрос один — что делать? Сидеть и ждать помощи холодно и сыро, но снаружи не лучше — дождь, ветер, мелкий кустарник и камни, до куда хватает взора. В салоне висит напряженная тишина. Понимаю, что нет ничего хуже бездействия, неопределенности и ожидания, а лучшее лекарство в такой ситуации — что-нибудь делать (даже не очень важно что именно). И хотя есть большие сомнения, я говорю себе: «Я сейчас выйду и я сделаю костер! Другого варианта НЕ СУЩЕСТВУЕТ!». И я выхожу...
Обхожу окрестности в радиусе пятиста метров в надежде найти какое-нибудь брошенное строение или что-нибудь, что можно пустить на дрова. Вспоминаю Кваркуш — там была похожая ситуация и похожее состояние, когда заблудились, но ведь выбрались. В голове почему-то вертятся строки Высоцкого «Север, воля, надежда, страна без границ, снег без грязи, как долгая жизнь без вранья...». Когда возвращаюсь, около машины меня ждут Антон и Наташа. Натали мы отправляем собирать растопку, а сами берем топоры и идем за двумя сухими карельскими березами, которые попались мне на пути. Когда возвращаемся с дровами, к нам присоединяются Мишка и Ирина. И вот вскоре маленький слабый огонек становится небольшим костерком. Это первая победа!
Народ начинает понемногу шутить, ставим греться чай, пускаем в туманное небо пару ракет от безделья и наконец поднимаем вопрос: «А если помощь не приедет?». Тогда Миха и Антон уходят к метеорологам на мысе Немецком в надежде найти машину у них.
В итоге, ровно в полдень, с двух разных сторон к нам подъезжают «Камаз», который привез Роман, и «Урал», который нашли ребята. Тщетная попытка прикуриться. Цепляем нашу умершую машину к «Камазу», Антон с Михой остаются в «Паджерике», а меня и девчонок забирает «L200».
Когда приезжаем в Большое озерко — перекусываем, немного согреваемся и отправляемся прогуляться. Находим большой обелиск и покосившуюся пристань, где раньше сгружали уголь для обеспечения полуострова. Вернувшись, обнаруживаем «Камаз» с «Паджериком». За «эвакуацию» мы отдаем пять тысяч и решаем, как быть дальше.
К нашему великому счастью оказывается, что с этого лета в Большом Озерке на базе геологической станции действует туркомплекс «Озерки», где мы обедаем вкусной домашней кухней, снимаем за 350 руб. с человека две комнаты, а вечером идем в баню (300 руб. за час!). Правда, когда главный механик базы (довольно ушлый человек) предлагает нам эвакуатор за двадцать пять тысяч, мы решаем отказаться от его услуг, и самостоятельно договариваемся с эвакуатором из Мурманска за двенадцать тысяч (телефон нам дали в сервисе «Mitsubishi»).
После бани пьем текилу, поем песни под гитару, Антон рассказывает, как весело с Михой они сходили до геологов, и что они все-таки побывали на самом краю Земли — мысе Немецком. Теперь-то можно немного расслабиться, оставив проблемы на завтра.
Засыпаем мы быстро и крепко.
День 8. 06.08.2010. «Возвращение в цивилизацию», пос. Большое Озерко—Мурманск
Маршрут дня: пос.Большое озерко—Старая Титовка—Мурманск.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 150 км (50 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: водопад на р. Титовка за станцией Рыбнадзора.
Как же приятно встречать утро в мягкой постели. Особенно, если вместо туч на небе яркое солнце...
В одиннадцать часов экипаж «L200» прощается с нами и уезжает, чтобы забрать «Волгу» и продолжить путешествие по Кольскому, допуская, что может мы еще встретимся в Хибинах или на Терском береге Белого моря. Мы же вкусно завтракаем и отправляемся к руководителю туркомплекса Алексею, чтобы узнать, как лучше всего отправить троих человек до Мурманска (т.к. в эвакуаторе только два места для пассажиров). Алексей сам едет в Мурманск и поэтому легко берет нас с собой (честно говоря, даже не знаю, чтобы мы делали, если бы не этот прекрасный человек, так сильно и не раз помогший нам). В час дня мы выезжаем (я еду до пограничного поста, чтобы встретить эвакуатор).
По дороге узнаем от Алексея очень много интересных вещей про прошлое и настоящее Рыбачьего. А навстречу по узкой горной дорожке едут Уралы и БТРы — через несколько дней военные оккупируют эти территории для учений и перекроют все въезды на полуостров (и выезды тоже). Офигенный сюрприз будет для кого-то! По пути Алексей завозит нас полюбоваться еще одним красивейшим и мощнейшим водопадом, находящийся за «базой» Рыбназдора.
После выезда на трассу А-138 заруливаем в поселок Старая Титовка выпить по кружке кофе, после чего Алексей и ребята уезжают в Мурманск, а я остаюсь ждать эвакуатор. Одинокий молодой человек почти мгновенно привлекает внимание пограничников, и у меня проверяют документы, после чего просят оставаться на виду до приезда эвакуатора. Ждать долго не приходится, и уже через час мы с молчаливым водителем неспеша трясемся по перевалу в сторону Большого Озерка. По дороге выдергиваем из канавы ВАЗ с мужиками, пытавшимися проехать какой-то невероятной дорогой на «рыбные места». В восемнадцать часов вечера загружаем нашего раненного «Паджерика» на эвакуатор и сразу же отправляемся в обратный путь.
В Мурманск прибываем после двадцати трех часов, оставляем «Паджеро» около автосервиса «Mitsubishi» и расплачиваемся с эвакуатором (за хлопоты отдали пятнадцать вместо изначальных двенадцати).
Миха и девчонки тем временем успели снять какую-то квартиру-отель на улице Карла Либкнехта и приготовили вкусный ужин. Собравшись все вместе закатываем пьянку в честь возвращения в цивилизацию! Текила, гитара, споры до утра…
День 9. 07.08.2010. «Экскурсия», Мурманск
Маршрут дня: пешеходная экскурсия по Мурманску.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 10 км (0 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: ледокол Ленин; мемориал морякам и подводникам, погибшим в мирное время.
Спим долго, а проснувшись, решаем идти на экскурсию по Мурманску. В автосервисе сказали, ждать понедельника, так что у нас целых два дня в этом славном городе.
Проспект Ленина, площадь Пяти углов, Мурманский пассажирский порт… вообще немного удивительно, что в таком большом порту, где есть и военный флот, и торговый, для пассажирских кораблей выделено всего два небольших причала. У одного под погрузкой стоит теплоход «Клавдия Еланская», курсирующий то ли до Иоканги, то ли еще дальше (но не до Архангельска!). У второго — знаменитый ледокол «Ленин», на который можно организовать групповую экскурсию по предварительной заявке. На их фоне фотографируются новоиспеченные мурманские женихи и невесты.
От порта идем обратно и доходим до мемориального комплекса морякам, погибшим в мирное время. Башня-маяк, якорь и храм Спаса-на-водах. Рядом с рубкой печально известной атомной подводной лодки «Курск» табличка со статистикой происшествий на море и под водой. Грустная табличка.
Заканчивается этот день вкуснейшим разливным пивом местного производства и просмотром фильмов.
День 10. 08.08.2010. «День безделья», Мурманск
Маршрут дня: —
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 0 км (0 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: —
День ожидания и безделья. Такие дни убивают хуже всяких невзгод и непогод. Играем в настольные и напольные игры, смотрим фильмы (которых с собой захватили целую кучу), общаемся с хозяйкой квартиры Вероникой, спим и очень-очень надеемся на починку машины…
День 11. 09.08.2010. «Путешествие продолжается!», Мурманск — Хибины (база МЧС)
Маршрут дня: Мурманск—Оленегорск—Апатиты—Кировск—база МЧС—какой-то ручей.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 250 км (35 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: туман в Хибинах.
Одиннадцатый день путешествия для меня и Натали начинается с того, что Антон влетает в комнату, прыгает на кровать и радостно кричит «Завелась!!!». Ну что тут еще говорить?...
Незаметно за сборами вещей, получением машины в автосервисе, перепланированием маршрута, дозакупкой продуктов (пачки риса и ящика пива) пролетает день. Выезжаем из Мурманска только в шесть вечера сквозь туман проливного дождя. И всю дорогу до Кировска ливень то усиливается, то ослабевает, лишь при подъезде к Хибинам превращаясь окончательно в легкую, но бесконечную изморось.
Повертевшись немного на перекрестках в Апатитах и Кировске, в конце концов в девять вечера проезжаем мимо поселка Кукисвумчорр и въезжаем в Хибины: сразу же асфальт заканчивается и начинается гравий. Через пару километров основная линия насыпи уходит вправо на карьер, мы же проезжаем прямо. Дорога начинает заметно ухудшаться. Бродов мало (фактически они только в начале и в конце), но из-за больших камней и сумерков быстро ехать опасаемся. Да еще эти разговоры про оползни в горах... И совсем уж скорость движения падает после того, как посреди дороги навстречу нам стоит полностью разбитая красная «шестерка» с оторванным передним мостом. Такую картину вполне ожидал бы увидеть где-нибудь на Кавказе, но никак не в Хибинах! А горы тем временем грозно смотрят на нас сверху, часто откуда-то из-за тумана, заставляя одновременно трепетать и восхищаться перед этой естественной первобытной красотой.
В итоге, когда медленно и неуверенно около полуночи подъезжаем к базе МЧС, то очень радуемся. Но до нашей цели — озера Щучьего — нам предстоит преодолеть еще несколько километров по лесу.
Одно время пытаемся следовать за обогнавшим нас бойким УАЗиком, полным пьяных рыбаков, но когда в свете фар этого отечественного вездехода куда-то вдаль среди елок убегает бесконечный брод, а стрелки уже перешагнули два часа, мы решаем вставать где-нибудь, наплевав на Щучье.
Минут через тридцать в полной темноте ставим палатки и мгновенно отрубаемся. За четыре дня соскучились по спальничкам...
День 12. 10.08.2010. «Хибинская релаксация», база МЧС — оз. Малый Вудъявр
Маршрут дня: какой-то ручей — база МЧС — оз. Малый Вудъявр.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 30 км (30 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: столбы со стрелками у базы МЧС; «красивый водопад» Рисйок.
Девиз дня — Никакой спешки!.
Поздний подъем, борщ, пиво, посиделки у костра... мимо по дороге толпами ходят туристы в возрасте от шестнадцати до шестидесяти (а какой-то мужик на УАЗе собирает по лесу разбежавшихся школьников). Устраиваем охоту на грибы — берем только белые, подосиновики и подберезовики. После играем в мяч — оказывается просто пинать его друг другу очень и очень увлекательно! И лишь далеко за полдень собираемся и трогаемся в обратный путь.
Сначала остановка у базы МЧС — изучаем уникальное обилие указателей со всевозможными городами страны (и не только страны — есть стрелки до Ливана и Марса). После чего держим путь по указателю на «красивый водопад» (он же водопад Рисйок). Метров сто крутого подъема по тропе и вот он! Впечатлены, кажется, все. Конечно же, фотосессия.
И наконец, событие дня — встреча и знакомство со Стасом! Только представьте себе — едете вы по бездорожью среди гор в тысяче километрах от дома, болтаете о том о сем, слушаете музыку, до ближайшего города минимум час пути, на обочине стоит какой-то мужик с пакетом грибов... и тут Антошка резко тормозит, выбегает и начинает обниматься с ним. Ну мы, мягко говоря, ох…и.
А когда немного пришли в себя, то в руках уже были рюмки, водку разливали по третьей, а по кругу ходила баночка мурманской квашеной капустки. Оказался Стас очень классным человеком, кому небезразличны чужие проблемы и которого просто приятно и интересно послушать. А познакомился с ним Антон в Большом Озерке, пока я катался за эвакуатором.
Проболтав с час и приговорив капустку, прощаемся: мы едем до озера Малый Вудъявр, а Стас остается дожидаться Штирлица на «китайце». Мы говорим: «Пока», Стас отвечает: «До встречи». А туман медленно ползет по Хибинам, как «обезьянки»...
Обратный путь занимает меньше часа, несколько раз обгоняем пешие группы туристов, по дороге встречаем «китайца», который успевает забрать Стаса и догнать нас.
Встаем на берегу Малого Вудъярва: стоянку на озере найти легко, т.к. мест много, а вот с дровами проблемы. Кончается день вкуснейшей грибовницей, приготовить которую можно только вот так: на свежем воздухе, в хорошей компании.
День 13. 11.08.2010. «По Терскому побережью Белого моря», Хибины — Аметистовый берег
Маршрут дня: оз. Малый Вудъявр — Кировск — Апатиты — Кандалакша — Умба — д. Кузомень — м. Кораблик.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 425 км (15 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: порог «Черный падун», 6 к. с. на р. Колвица; кузоменские пески.
Уже как обычно не спеша, стартуем в полдень, заправляемся на «СтатОйле» в Апатитах и вновь выезжаем на трассу Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Мурманск. Сотня километров и мы в Кандалакше. Ох, не зря распечатал подробную карту этого города, иначе замучались бы искать выезд на Умбу. Едва миновав последние дома, делаем остановку, чтобы впервые с расстояния полюбоваться Белым морем.
В тридцати километрах от Кандалакши есть деревенька Колвица и речушка с одноименным названием, соединяющая озеро Колвицкое и Белое море. На этой речке в самом ее устье находится непроходимый порог 6-ой категории сложности «Черный падун». На него-то мы и пошли посмотреть…
Дааа…., даже имей я в разы больший опыт сплавов, сюда бы соваться не стал. Вода пенится, шипит, бурлит, падает на несколько метров, разбивается об огромные каменные глыбы… до Белого моря от сплавщика доплывут только уши. Но как завораживает эта картина, черт побери!
Возвращаемся к машине и без остановок держим путь до Умбы. Дорога однополосная, асфальт среднего качества, но без ям, средняя скорость — девяносто. Умба, конечно, та еще дыра… но есть заправка, а это уже много в таком пустынном краю, куда мы держим путь.
На участке после Умбы вовсю ведутся дорожные работы, кладут новый асфальт (а вроде по стране все программы по строительству новых дорог свернули из-за кризиса, но Кольский это не касается). Минут через сорок асфальтовое покрытие заканчивается, начинается красная «грунтовка» — причина того, почему все встречные машины наполовину буро-красного цвета. Для нас это знак — время отобедать! Съезжаем в первый отворот и встаем недалеко от трассы, практически на берегу.
Треск костерка, бескрайняя даль Белого моря, шум набегающих волн и всё то же великолепное Мурманское пиво… гармония, одним словом! И ехать никуда не хочется, но время поджимает — уже восьмой час вечера, а впереди Кузомень.
…по грунтовке стараемся держать шестьдесят в час. Встречных или попутных машин практически нет. Один раз пролетает колонна из «L200» — как мы убедились, довольно популярная машина среди любителей дорожных путешествий. Около девяти вечера на развилке Варзуга—Кузомень сворачиваем направо, и практически сразу грунтовка под колесами «Паджеро» меняется на желтый песок. Пять минут и мы въезжаем в Кузоменские пески — самую северную на планете пустыню (если верить Вики, возникшую искусственным образом из-за вырубки прибрежных лесов в 19 веке и сильных ветров с моря).
Пустыни я раньше видел только по телевизору, так что первая мысль, которая пришла в голову, была: «Вот бы в детстве такую песочницу…». Желто-коричневый пейзаж раскинулся во все стороны насколько хватает взора, но в отличие от какой-нибудь Сахары здесь посреди песков растут ёлки и сосенки, что добавляет картине зеленых красок. И серое, монотонное вечернее северное небо.
А недалеко с юга пустыню ласкает белое-белое море, омывая берег холодной и соленой водой…
На востоке же, где-то не очень далеко, там, где река Варзуга впадает в Белое море, уже почти сотню лет эта антропогенная пустыня держит в своих цепких пальцах деревеньку Кузомень. Сказано нам было, что можно у ее жителей рыбки купить…
Ехать по пескам неприятно: стоит только «высунуться» из колеи, как машину начинает вести и крутить. Но еще страшнее риск увязнуть колесами в «желтой трясине» — помощи в этом пустынном краю придется ждать очень долго. Не останавливаясь, едем на восток и километра через три подъезжаем к Кузомени. На часах полночь, вокруг песок, справа — покосившиеся кресты кладбища, слева — они же, впереди — старые, черные, издыхающие дома… Жуткое зрелище! По выложенным досками тропинкам ходят призраки местных жителей с потухшими глазами. Неожиданное появление «Паджеро» вызывает у них явный интерес… Мы же вовсе не хотим изучать особенности гостеприимства местного населения, поэтому узнав, что «рыбы нет», быстро разворачиваемся и, что называется, «рвем когти».
Может это сумерки и наша богатая фантазия в итоге создали такое мрачное представление об этом прекрасном уголке Земли, но пусть нас опровергают другие любители путешествий. Мы пас.
В час ночи, спешно распрощавшись с пустыней, без особых трудностей находим отворот к аметистовому берегу перед ручьем Лодочный (по движению от Умбы). Пополнив из этого болотного цвета ручейка запасы воды (в целом с водой тут сложновато), встаем прямо на мысе Кораблик. К удивлению, вокруг никого, хотя ночью где-то поблизости проезжает пара машин.
Костер, поздний ужин, литр текилы на пятерых, страшилки и задушевные разговоры до утра… Последними по палаткам расползаемся мы с Михой.
День 14. 12.08.2010. «Прощание с севером...», Аметистовый берег — Тэдино
Маршрут дня: м.Кораблик — Умба — Кандалакша — Зеленоборский — Тэдино.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 370 км (5 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: Аметистовый берег, он же м. Кораблик.
Встаем мы с Мишкой тоже самыми последними. Уже как обычно — к полудню. В голове легкий гул… А когда выбираемся из палаток, то нам открывается грандиознейшая картина природы: красивое и чистое голубое море, такое же в цвет ему небо и длинная красная-красная линия берега. А над побережьем царит легкий, нежный и теплый ветерок.
Пока я выполняю свою привычную роль походного шеф-повара, ребята усердно ползают по берегу и собирают аметисты. Никто толком не знает, как они выглядят, зато каждый приносит штук по десять.
После легкого завтрака из гречки с тушенкой позволяем себе пару часов лениво валяться на траве и наслаждаться солоноватым ветром и низким северным солнцем. Кайф.
И тут Иринка, как самая смелая из нас, делает то, что мы должны были сделать еще на Рыбачьем. Она раздевается и идет купаться. Белое море в отлив отходит от берега метров на сто, и еще метров сто нужно пройти, чтобы вода стала по пояс. А сама-то вода, ух, какая холодная… Следом за Ириной идем купаться и мы! Как же так — побывать на Северном Ледовитом океане и не окунуться в него?! И мы окунаемся! Да…. это небывалый заряд бодрости и позитива!
А вот когда возвращаемся обратно, то обнаруживаем, что часть одежды плавно качается на невысоких волнах прилива… вода каждые пять минут забирает по десять сантиметров суши. Вот уж не думал, что прилив бывает таким интенсивным.
После освежающих водных процедур еще несколько часов блаженного безделья: стрельба по консервным банкам, разглядывание в бинокль купающихся вдалеке девушек, поздний обед и чай и много-много фотографий. На прощание раскуриваем последнюю сигару, сидя на вершине мыса Кораблик и любуемся горизонтом... Мгновение, остановись!
Где-то здесь заканчивается активная часть нашего путешествия, теперь нас ждет дорога домой.
Около мыса Турий, где находится известная тоня Тетрино, и где сейчас должны быть наши «L200» и «Волга», делаем остановку на берегу моря. Долго изучаем способы проезда к тоне. Вариантов два: или ждать четыре часа отлива и ехать по оголившемуся берегу, или штурмовать один за одним десятки бродов, чего нам ну очень не хочется после Рыбачьего. В итоге достаем мячик и полчаса пинаем его друг другу, а после этого садимся в «Паджеро» и уезжаем в Кандалакшу. Пусть у нас будет лишний запасной день в дороге, нежели мы будем спешить и комкать финал такого славного путешествия.
Часов в девять вечера в Кандалакше на вокзале Ирина сдает свой билет, т.к. обратно мы решили ехать впятером — дискомфорта это не вызывает. После чего «Паджеро» вновь встает на трассу Р-21 «Кола», а через час мы пересекаем Полярный круг. Становится заметно теплее.
У Полярного круга, кстати, очень нас посмешили два белорусских байкера в возрасте за пятьдесят на новеньких БМВ, которые громко слушали какую-то попсу в духе «Руки вверх» и очень важно фотографировали друг друга у стелы на какую-то карманную мыльницу.
Тем временем пора бы задуматься о ночевке. Стоянка дальнобойщиков Тэдино нас не впечатлила ни ассортиментом, ни ценами, хотя на данном участке это, пожалуй, единственный цивилизованный вариант. Мы же на первом перекрестке сворачиваем в лес и в результате встаем среди елок на какой-то заброшенной и заросшей лесной дороге. Последний литр водички уходит на макароны по-флотски, и тут кто-то находит в багажнике завалявшуюся баночку пива… по кругу, на пятерых. Затем сытый, довольный и «захмелевший» Миха берет в руки гитару и долго мешает нам уснуть.
А в Зеленоборском на дне Кандалакшской губы остались лежать пять монеток…
День 15. 13.08.2010. «А не прокатиться ли нам до Питера?», Тэдино — дер. Матросы
Маршрут дня: Тэдино — Чупа — Кемь — Медвежьегорск — Петрозаводск — Матросы.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 665 км (5 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: Сандармох.
Встаем, собираемся, выезжаем. Наконец-то Антоха допустил меня до руля и педали газа. Планируем доехать до Медвежьегорска, а оттуда уйти по восточной стороне Онежского озера на Пудож и Вологду, вернувшись в Москву через Ярославль. Однако, жизнь прекрасна своей непредсказуемостью!
Ровно в полдень, у пустующего поста ДПС напротив отворота на Чупу мы видим столпотворение народу и уже знакомый «китаец». Естественно, останавливаемся. Оказывается, это чудо китайского автопрома умерло и не желает заводиться. Ребята перебрали в нем всю электронику, протащили его на тросе уже с сотню километров, а теперь вот тормознули автовоз и договариваются о доставке машины до Питера. Рядом еще два экипажа, возвращающихся домой. Общими усилиями закатываем GreatWall на автовоз, после чего мы перекидываем свои вещи в «китаец», а к себе на борт берем Стаса (в кабине автовоза место только для двоих, и то один лежа). Очень кстати пришлись два дополнительных выдвигаемых кресла в багажнике «Паджеро».
Вот и встретились в третий раз. Теперь наш «внедорожник» превратился в автобус и держит путь в Питер.
Мы шустро уходим вперед, договорившись встретиться с Максом и Ольгой (из «китайца») перед ночной стоянкой. Сотни километров пролетают под разговоры, музыку и хорошую погоду почти незаметно. От идеи свернуть на Медвежьегорск в районе станции Масельгская отказываемся, так как асфальт там длится всего десять метров, а терять время на преодоление бездорожья сейчас совсем не хочется. В Медвежьегорске неплохо обедаем в придорожном кафе, восполняем запасы продуктов и спиртного (вернули правило: «отрулившему — банка пива») и посещаем печально-известный «Сандармох».
«Сандармох» — место расстрела тысяч невинных людей в годы «царствования» НКВД. Там очень-очень тихо, немного жутковато и ощущение, как будто до сих пор не нашли покоя души умерщвленных здесь мужчин, женщин и детей более чем пятидесяти национальностей. Среди стройных сосен просевшая земля и фотографии, фотографии, фотографии… «Люди, не убивайте друг друга».
Автовоз, обогнавший нас во время визита в Медвежьегорск, мы нагоняем только под Петрозаводском, а на стоянку встаем у деревни Матросы. Ольга и Макс снимают номер в придорожной гостинице, экипаж же «Паджеро» (теперь уже из шести человек) находит себе невдалеке какой-то песчаный карьер и, выпив для крепкого сна водочки, размещается по палаткам.
День 16. 14.08.2010. «Привет, Северная столица!», дер. Матросы—Санкт-Петербург
Маршрут дня: Матросы — Олонец — Лодейное поле — Новая Ладога — Санкт-Петербург.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 400 км (0 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: —
Подъем в девять, за рулем я, продолжаем путь в Питер. Четыреста двадцать километров с обедом и пробками преодолеваем часов за шесть. Немного стоим перед мостом через Свирь и после Новой Ладоги (ремонт дороги). Высококультрные питерцы ловко обкладывают нас матюгами, когда мы объезжаем эту колонну по обочине (ну и пусть, нам пофигу). В три дня въезжаем в северную столицу по мурманскому шоссе.
В первую очередь едем в кафе «Сладкоежка», что на улице Марата, и пьем вкусный чай с их божественными пирогами, тортиками и ромовыми бабами. Вид у нас, конечно, далеко не аристократичный, ну да ладно. После Севера нам можно почти все.
Затем на Московском вокзале находим объявление о сдаче квартир и договариваемся снять на сутки «трехкомнатный отель» по пятьсот рублей с человека где-то на Пискарёвском проспекте. Воды горячей нет, а в остальном вполне ничего квартирка, чтобы перекантоваться ночь: белье новое, после ремонта, чистенько, тепло.
Пока Антон и Стас ездили прикрутить бампер у «Паджерика» и решить вопросы с «китайцем» (его завели быстро, заменив какой-то НЕДОКУМЕНТИРОВАННЫЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ!!!), мы отдохнули и хорошо выспались. Ну а вечером, вооружившись фотоаппаратами, поехали гулять в центр города.
Спас-на-крови, канал Грибоедова, Невский, Казанский… Расписывать про то, какой Питер необыкновенный город я, пожалуй, не буду. Мы с Натали пошли посидеть в любимом ресторанчике «Валхалл», а ребята отправились к Исаакиевскому собору и Триумфальной площади. В полночь все вместе мы поехали ловить разводящиеся мосты. И даже попытались заснять Троицкий мост, но ничего дельного из этого, к сожалению, не вышло.
Кончился вечер большой попойкой и песнями в нашем однозвездочном отеле. Я и Наташа уснули довольно быстро, а вот остальной более крепкий народ пел и пил до шести утра.
День 17. 15.08.2010. «Дорога домой», Санкт-Петербург—Москва
Маршрут дня: Санкт-Петербург—Тосно—Чудово—Великий Новгород—Валдай—Вышний Волочок—Торжок—Тверь—Клин—Москва.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 750 км (0 км).
Останавливались, чтобы посмотреть: —
И вот наступил Последний День Путешествия. Неизбежный день. Семьсот километров от Санкт-Петербурга до Москвы по трассе М-10 «Россия».
Заправляем полный бак и в одиннадцать прощаемся с Ириной, решившей остаться на пару дней погостить у питерских друзей. В это время начинается дождь, который почти мгновенно превращается в сильный ливень, а когда Антон выруливает на кольцевую, то на нас просто обрушивается с неба Балтийское море! Видимость — метров пять, скорость не более двадцати километров, иногда встречаются перевернувшиеся фуры. Я таких дождей еще не видел.
Но вот кольцевая дорогая остается позади, и мы набираем скорость по московскому шоссе. Обгоняем «китаец», сделавший «техническую» остановку. Снова полетели города: Тосно, Любань, Чудово. На объездной вокруг Великого Новгорода прекрасный асфальт и две треноги (антирадар своевременно пикает, предупреждая о «засадах»). Еще сотня километров, Валдай и вот мы уже на дороге, с которой пару недель назад простились «насовсем».
Перед Вышним Волочком встаем в длиннющую пробку преимущественно из фур. Пытаемся объехать ее по обочине, но дальнобойщики умышленно блокируют этот ряд (козлы). Мы все же объезжаем, и в итоге вся колонна стоит из-за фуры и газели, не поделивших одну полосу. Эх, Россия, дураки и дороги…
На выезде из Волочка находим неплохое кафе, где решаем отобедать — все-таки больше половины пути позади. Во время трапезы нас нагоняет экипаж «GreatWall» и питерский дождь с ураганным ветерком (который, вообще говоря, тянется за нами от самого Полярного круга). За окном уже стемнело.
До Москвы еду я. По дороге устраиваем гонку с «аутлендером» и «лэнд крузером» — летим быстро, красиво, периодически меняя роль «головного джипа», из-за чего оставшееся расстояние до Москвы преодолевается практически незаметно. На подъезде к МКАДу я не успеваю среагировать на сигнал антирадара, что в итоге выходит нам в пятьсот рублей.
В час ночи «Паджеро» подъезжает к подъезду моего дома на Свиблово, мы выгружаем вещи и прощаемся с Антоном и Мишей. Путешествие окончено.
Оглядываясь назад…
Дописывая этот отчет в марте 2011-го, оглядываясь назад на полгода после путешествия на Русский Север, хочется отметить несколько вещей:
Во-первых, затевая любое мероприятие, а особенно такое серьезное как двухнедельное путешествие, важно очень правильно подбирать экипаж. Не обязательно это должны быть матерые туристы с большим багажом гнущего их до земли опыта, но вот идея у вас должна быть общая и одна! И жажда до приключений на свою ж… И роли хорошо бы четко распределить заранее.
Во-вторых, не плохо уделить месяц или два на проработку маршрута, изучение качества дорог и возможных достопримечательностей, которыми вы наполните и разнообразите путешествие, а так же вынести свою идею на общественный суд. Люди дурного не посоветуют (проверено). Еще очень полезно заранее подумать над вариантами «а что, если…». Лично нам это могло бы очень сильно помочь на Рыбачьем, будь мы готовы к поломке машины (купили бы настоящий крепкий трос, заранее нашли телефоны эвакуаторов и МЧС и т.д.).
В-третьих, машину нужно тоже подбирать со знанием дела. Ключевое: машина должна быть своя, машина должна быть с механической коробкой передач и, наконец, должно быть не (очень) жалко оторвать ей бампер или разбить фары (а то и совсем утопить). Ну а в идеале нужно уметь починить ее в чистом поле своими руками. Тут ребята из Кирова дали нам хороший пример.
Ну а в целом, приехать на Кольский — это круто, здорово, этим можно гордиться, но это только пол дела. Еще нужно вернуться обратно своим ходом, так как это удается далеко не каждому. И, желательно, полным составом (поскольку чары мурманских девушек сильны).
Это было долгое и сложное путешествие, но, безусловно, это было очень интересное, очень красивое и очень запоминающееся путешествие! Мы увидели и узнали столько нового и необычного, и можем уверенно сказать — хороших людей все же больше, чем плохих. Если получится, то мы вернемся на Кольский полуостров (и Рыбачий) снова.
Всем хороших Путешествий!
Искренние благодарности: