|
Любите ли вы Крым, как люблю его я? Если ответ положительный, то предлагаю вам этот отчет о нашем путешествии. Если отрицательный, то просто посмотрите фото и, быть может, ваше мнение изменится.
В свои школьные, а потом и студенческие годы, которые пришлись на времена великого и могучего, я со своими родителями или друзьями часто бывала в Крыму, и этот полуостров всякий раз открывался мне с новой стороны. Однако, последняя поездка в Алушту состоялась в июле 1991 года со старшим, тогда ещё четырехлетним сыном, а потом… Маленькие дети, задержки зарплаты не располагали к поездкам. Потом мы приобрели машину (о, что это был за агрегат — «Москвич-2141», недавно почивший естественной смертью в одной из деревень Псковской области), но мы приобрели мобильность, а это немаловажно с тремя детьми. Ездить от Питера дальше, чем на 1 000 км мы на нем не решались. Позже машину поменяли на «Опель-Вектру» (сейчас на ней ездит старший сын).
Именно на этом авто мы совершили не одно путешествие, о трех из них есть отчеты на этом сайте. Ездили на нем неоднократно и за рубеж, и на море, но только в Краснодарский край, т.к. на самостийную Украину муж в силу своих внутренних убеждений ехать не хотел. Однако летом 2012 года поездка в Крым все-таки состоялась. Возможно, сыграли роль мои доводы:
Итак, участники: мы с мужем, студент Макс, студентка Вика, Opel Zafira 2007 года рождения, дизель 1,9 л. Старший сын 25 лет от роду (бог мой, как летит время) остался дома. Официальная причина: «надо же кому-то присматривать за 16-летней кошкой», о неофициальной умолчу. Родители, путешествуйте с детьми, даже если они маленькие. Вырастают они быстро и у них появляются другие интересы.
Ехать решили через Белоруссию. Из доп. оснащения в машине рация и видеорегистратор, страховку на Украину и Белоруссию оформили заранее. Цена вопроса — 450 руб. на 2 недели.
Маршрут: Санкт-Петербург, Луга, Псков, Витебск, Могилев, Гомель, Комарин, Чернигов, Киев, Умань, Первомайск, Южноукраинск, Николаев, Херсон, Армянск, Красноперекопск, ну и дальше по Крыму, как карта ляжет. Обратно возвращались тем же маршрутом. Большинство городов, имеющих объездную, проходили по ней. Заезжали в Киев и на обратном пути в Могилев. Белорусско-украинскую границу проходили оба раза на п/п Комарин—Славутич. Это крюк примерно в 100 км, но очереди летом в Новой Гуте, что на Е-95, иногда достигают 12 часов. Поэтому решили не рисковать.
Отпуск у мужа с 13 августа, выехать решили в субботу 11-ого. С ранним стартом у нас всегда были проблемы, поэтому из Питера выехали только вечером в 22 часа, благо до Белоруссии дорога знакомая. До Пскова добрались за 3 ч. 10 мин., слава наконец-то построенной объездной г. Луги и то, что поехали прямо через Гатчину, поскольку на объездной последней ремонт и пробки даже ночью. Рано утром были на российско-белорусской границе, хотя границы, как таковой, там нет, хоть что-то радует в нашей современной действительности. Дороги по Ленинградской и Псковской областям хорошие, а в Белоруссии вообще класс, «каждый придорожный столб выкрашен и выбелен». Мусора нет, придорожные стоянки на 5 баллов, поля засеяны, дорожные указатели и асфальт в самых глухих деревеньках. Заправлялись в Белоруссии один раз, уже после Гомеля. За топливо в Белоруссии принимают и местные деньги, и рубли, и карточки, и евро. Около 11 утра добрались до Комарина, к белорусам небольшая очередь, но на всё у нас ушло 50 мин и мы уже переезжаем мост через Днепр.
И вот украинский КПП. На нем, несмотря на отсутствие очереди, мы провели час. Украинским таможенникам не понравилась наша рация, долго выносили мозг по этому поводу, возможно, просто денег хотели. Муж дошел до таможенного начальника, подняли документы, оказалось, что рации данной модели ввозить можно. Наконец, пограничные формальности завершены, едем дальше. Сразу скажу, что качество украинских дорог в целом хуже, чем в Белоруссии, но вполне приемлемое.
От погранперехода Славутич до Киева примерно 180 км и, спустя пару часов, мы въезжаем по Броварскому проспекту в столицу Украины. Переехав Русановский мост, понимаем, что без навигатора в незнакомом городе осматривать его достопримечательности весьма неудобно. Поэтому перед мостом Метро через Днепр развернулись, оставили машину на стоянке в районе метро «Левобережная» и пересели на общественный транспорт.
Поехали на Крещатик, вышли на ст.м. Площадь Независимости/Незалежности (заранее извиняюсь за украинскую орфографию). Здания, построенные еще при СССР, на месте, но площадь обогатилась торговыми комплексами и памятником.
Пошли к Днепру. На смотровой площадке левый берег, как на ладони.
Памятник князю Владимиру.
Стоя на этом высоком берегу Днепра, я представила, каких усилий и жертв стоило форсировать эту реку почти 70 лет назад в 1943 году при освобождении Киева. А участником этой битвы был и мой дед, погибший в Великую Отечественную.
Погуляли в парке, дочь пожелала попытать счастья на этом аттракционе.
Очень интересные здания музея воды.
К станции метро возвращались мимо стадиона киевского «Динамо».
Вернулись к машине и стали выбираться из города на трассу Киев—Одесса. С указателями в Киеве всё нормально, построено много новых развязок (наверное, к футбольному чемпионату Европы). Отъехав от города километров 30- 40, остановились в придорожном мотеле. Цена вопроса 460 гривен. Для справки за 1 000 рублей давали 235-248 гривен, в зависимости от места. Заодно и поужинали в ресторане-автогриль.
На следующий день в семь утра дальше в путь. До Умани доехали довольно быстро. Трасса Киев—Одесса неплохая, четыре полосы. Поели в придорожном кафе (то ли завтрак, то ли ранний обед) и свернули на Первомайск.
Здесь дорога обычная двухполоска, качество асфальта хорошее. На этой дороге расположен музей ракетных войск, который мы с удовольствием посетили. Раньше там располагалась ракетная часть с несколькими пусковыми площадками. После распада СССР ядерное оружие вывезли в Россию. Пусковые шахты ракет забетонировали, а на территории части устроили музей. Экскурсию проводят бывшие воины ракетчики. Очень интересно. В общем, смотрите сами.
После экскурсионной программы вырулили снова на трассу Р-06. Дорога идет вдоль Южного Буга.
В пос. Мигия можно было бы посмотреть пороги на Ю. Буге, но мы проскочили поворот и возвращаться не стали. Ехать до Херсона чуть меньше 300 км, но времени у нас ушло часов пять. Движение довольно интенсивное, а обгонять неудобно. Двухполосная дорога с практически полным отсутствием обочин. Первомайск и Воскресенск не имеют объездной, особенно задержал Воскресенск. В окрестностях города стоит устойчивый запах сероводорода, скорее всего какое-то химическое производство рядом. А это окрестности Южноукраинска, южноукраинская АЭС.
После Новой Одессы дорога до Николаева становится четырехполосной. Довольно быстро проскочили Николаев, сделали остановку в начале херсонской объездной. Поели, прикупили фруктов, рыбы. Дальше ехали по указателям, т.к. в нашем атласе автодорог не было нового моста через Днепр возле Антоновки. Немного подзадержал нас ремонт дорог в Херсонской области , но к вечеру все-таки въезжаем в Крым. Проехав Красноперекопск, поворачиваем на Раздольное.
Итак, первое место стоянки Бакальская коса вблизи Стерегущего. Поскольку солнце садится на юге быстро и «темна украинская ночь» палатку ставили в кромешной темноте и на семи ветрах. Наутро проснулись, рассмотрели в подробностях, куда же мы приехали. Автокемпинг, пресную воду каждое утро привозит трактор, туалет имеется, мусор убирают, 30 гривен в сутки с машины.
Отдыхающих немного, но очень ветрено. Берег песчаный. Понравившийся нам пункт питания с названием, говорящим за себя, находится в пос. Раздольное.
С Бакальской косы мы совершили вылазку в Евпаторию, где к своей радости прикупили подробную карту Крыма. Проехали в сторону Заозерного нашли там еще один кемпинг. Всё там неплохо, но в море много водорослей.
Остались еще на одну ночь на косе, а наутро двинулись в сторону Черноморского, решили посмотреть западную точку Крыма — мыс Тарханкут. Дорога к мысу проходит через Оленевку. Очень приличное место с идеально ровной дорогой в самой Оленевке, много отдыхающих с детьми там снимают жилье.
За Оленевкой расположилось много любителей палаточного отдыха. Очень нас впечатлили импровизированные туалеты из подручных материалов.
На Тарханкуте раположен маяк и воинская часть.
Обрывистые берега, очень прозрачная вода, великолепное место для дайвинга. С аквалангами мы не плаваем, поэтому после фотографирования поехали дальше в сторону Севастополя.
По дороге увидели, что газовые факелы характерны не только для Западной Сибири, а ветряки встречаются и на Украине.
В районе г. Саки дорога идет вдоль берега моря, есть автокемпинги, на пляжах появляется галька.
К обеду добрались до второго места нашей дислокации. Посёлок Песчаное расположен в устье реки Альма. Этот автокемпинг, возле детского лагеря отдыха «Мандарин», пожалуй, понравился нам больше всего.
Расположен он в 100 метрах от берега моря, среди сосен, на которых вовсю резвятся белки.
Есть вода, душ, туалеты. Организован раздельный сбор мусора. Правда, вода в море не очень прозрачная, видимо, из-за впадающей Альмы.
Цена вопроса 25 гривен с человека в сутки плюс 10 гривен за стоянку машины. Очаги цивилизации близко. В Песчаном есть рынок, магазины, кафе. Там же расположено много баз и гостиниц. Здесь мы задержались на четыре дня, два из которых посвятили Севастополю и один Бахчисараю.
Итак, Севастополь. Вряд ли найдется ещё один город, имеющий в своей истории такие боевые заслуги. Своё знакомство с Севастополем мы начали с Малахова кургана,
господствующей высотой на Корабельной стороне, которую героически защищали наши предки в Крымскую и Великую Отечественную войну.
В октябре 1854 года на этом месте был смертельно ранен вице-адмирал В.А.Корнилов,
а 28 июня 1855 года получил смертельное ранение адмирал П.С.Нахимов.
Несмотря на героическую оборону, 27 августа Малахов курган был взят.
Погибших русских и французов похоронили в одной могиле. Русские отвели свои войска на Северную сторону Севастопольской бухты.
Осенью 1941 года для защиты города на кургане установили орудия с поврежденного эсминца «Совершенный». Почти год продолжалась героическая оборона Севастополя в Великую Отечественную войну.
Конечно, мы не могли не посетить панораму «Оборона Севастополя». Здание панорамы расположено на холме, где в Крымскую войну располагался четвертый бастион, на котором сражался молодой Л.Н.Толстой.
Сам музей производит очень сильное впечатление.
На другой день мы осмотрели диораму «Штурм Сапун-горы», посвященную событиям 1944 года.
Вообще Севастополь — один из красивейших городов. Мы погуляли по его улицам, площадям и бульварам,
совершили прогулку на катере.
К сожалению, мы не были ни на Северной стороне, ни в Херсонесе, ни на мысе Фиолент, ни в Инкерманском монастыре, хотя по серпантину, ведущему в Инкерман, проехали. Незабываемые ощущения. Два дня на Севастополь — это ни о чём. Надеюсь, что сможем приехать сюда еще раз.
Бахчисарай. Когда мы подъезжали к ханскому дворцу, нас перехватил местный «гид» и предложил за 300 гривен съездить на УАЗе, посмотреть пещерный город Чуфут-Кале. Вообще-то до него можно дойти пешком, но 2-3 км, да в гору, да по жаре…
Согласились на УАЗ.
Развалины впечатляющие.
Затем мы побывали в Свято-Успенском монастыре, а потом и в Ханском дворце. Видели «Фонтан слёз», воспетый Пушкиным. Дворец понравился своим восточным колоритом и непохожестью на императорские дворцы Петербурга.
На обратном пути в автокемпинг посетили ещё одно историческое место. Почти все знают про Бородинское и Куликово поле, но немногие слышали о поле, на котором произошло Альминское сражение. А ведь это было первое сражение Крымской войны, в котором русские, французы и англичане потеряли более 10 тысяч человек. В Париже есть мост Альма через Сену, а в Лондоне, недалеко от Трафальгарской площади «Крымский мемориал», посвященный сражению при Альме. А вот фото этого исторического поля.
Следующим пунктом нашей поездки была Балаклава, а точнее объект 825 ГТС, бывшая база подводных лодок, а теперь музей.
Очень впечатляет 600-метровый подземный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады оружия. Именно из-за этого объекта Балаклава раньше была закрытым городом.
Ворота такой толщины должны были защитить объект от последствий ядерного удара.
Пока ждали экскурсию на базу, решили пройти на катере по Балаклавской бухте с выходом в открытое море.
На катере в роли экскурсовода выступал молодой парень, вероятно, студент. Интересно и главное с большой любовью к родным местам рассказывал о Балаклаве, Севастополе.
Муж и сын не отказали себе в удовольствии искупаться.
Затем мы решили поехать вдоль ЮБК в восточную часть Крыма. Сразу скажу, что в этом районе практически невозможно на побережье встать с палаткой, каждый метр побережья поделен, огорожен, выкуплен.
В планах было посмотреть Ласточкино гнездо, какой-нибудь дворец и Поляну Сказок возле Ялты. Из трех намеченных пунктов выполнили полтора. Но обо всем по порядку. Я, правда давно, была в Воронцовском дворце в Алупке, Игорю и Максу было все равно, какой дворец смотреть, Вика просила заехать на Поляну Сказок, а мне хотелось посмотреть Юсуповский дворец в Кореизе. Сказано — сделано. Съехали с М-18 в Кореиз, попали на Алупкинское шоссе, а где конкретно искать этот дворец — не знаем. Машин кругом море, людей толпы, а подсказать не могут или не хотят. Наконец одна добрая женщина объяснила, как проехать на смотровую площадку, откуда виден этот дворец. Поднялись на машине по немыслимому серпантину. Я таких в жизни не видела, муж тоже, хотя по горным дорогам ездить приходилось. Дорожка узенькая, двум легковушкам не разъехаться, экстрим еще тот. Внутрь дворца не попали, он был закрыт на реставрацию, увидели только снаружи.
Назад, на М-18, выбирались по Севастопольскому шоссе и, пресытившись кореизским серпантином, к Ласточкиному гнезду уже не поехали, хотя были буквально в двух шагах от него.
А вот на Поляне Сказок побывали.
Всем путешествующим с детьми, особенно дошкольникам и младшим школьникам, будет интересно.
Проехали Алушту. День, начавшийся с Балаклавы, близился к концу. На ночевку остановились в автокемпинге за Малоречинским или даже за Рыбачьим. Там, в принципе, неплохие бытовые условия, мелкогалечный пляж, но огромный минус — дорога Р-08 рядом. Переночевав там, поехали в сторону Судака. Это наш бессменный водитель.
По дороге искупались в районе мыса Чобан-Куле. Вода там прозрачная, но довольно крупные камни.
Добрались до Судака. Приятный городок, но и отдыхающих немало. Главная достопримечательность — Судакская крепость.
Посетили Новый Свет, искупались, прикупили фирменного шампанского.
Переночевали в кемпинге в районе пос. Веселое. Там рядом развалины Кутлакской крепости.
Последним пунктом Восточного Крыма была Феодосия. Хотели сходить в картинную галерею Айвазовского, но, взглянув на немаленькую очередь, отказались от этой идеи.
В заключение нашего путешествия по Крыму было Азовское море. От Феодосии до Азовского побережья по прямой километров 20-25. Поехали на Арбатскую стрелку через Владиславовку, Львово, Каменское. На этом маршруте расположена братская могила воинов 320 дивизии, героически оборонявшей Крым в 1941 году.
По карте на дороге асфальт. По факту километров через 10 после Владиславовки и до Каменского — гравийка. На этой дороге мы встретили всего три машины, хотя на Арбатской стрелке их было поболее. Наверное, заезжают через Батальное и Семисотку. Возможно, там асфальт, не проверяли.
На Арбатской стрелке мы остановились возле Арбатской крепости. Место, что надо. На 100-200 метров побережья одна машина.
Теплое море, волны, берег мелкий ракушечник. С одной стороны Азовское море, с другой — Сиваш. Минус — полное отсутствие пресной воды. Для наглядности берег Азова на Арбатской Стрелке,
а это пляж в центре Феодосии.
Как говорится — почувствуйте разницу.
Не обошлось без маленького приключения. На Арбатской Стрелке главная дорога, которая ведет от Каменского до Геническа, и множество мелких накатанных направлений. На одно из таких направлений Игорь заехал и… увяз в песке. Работа на час была обеспечена. Совместными усилиями вытолкали машину на более твердую дорогу.
Невольно вспомнила подобное происшествие 1981 года. После первого курса группа студентов нашего института (в основном девушки) поехали в Крым на уборку черешни и огурцов. Работали и жили мы в пос. Советский. В один из выходных наш колхоз-работодатель выделил нам автобус для поездки на Арбатскую Стрелку. Тогда это были совсем дикие места. Неверный поворот руля водителя автобуса и мы увязли не только в песке, но и сивашской грязи. Спасательная операция продолжалась пару часов и завершилась успешно.
После трудов праведных купание в море было очень кстати. Поздним вечером, сидя за чашкой чая, наблюдали следующую картину. По одному из проблемных направлений на приличной скорости ехал хорошо груженый микроавтобус. Думали завязнет, ан нет. Проехал еще метров 300 от нас и остановился. Утром стало ясно почему «танки грязи не боятся». Toyota Hiace 4WD с магаданскими номерами. Может быть, кто узнает себя. Ночевали на Арбатской стрелке с 21 на 22 августа. Утром уехали в сторону Геническа.
А это младшие члены экипажа на фоне Арбатской крепости.
Домой собирались уезжать 23 рано утром, но выехали днем 22, часов в 12. С Азова выбрались той же дорогой, а потом через Советский, Джанкой, Красноперекопск выехали из Крыма. Дорога идет вдоль Северо-крымского канала. Багажник, естественно, пополнился виноградом, медом, помидорами и прочими дарами крымской и херсонской земли.
Дорога обратно была аналогична дороге туда. На прохождение границ затратили чуть меньше часа. Единственное отличие — заехали в Могилев, с целью пообедать. На трассе Е-95 в Белоруссии мест, где можно поесть, мало, да и белорусских рублей у нас не было. В общем, заехали, поменяли немного денег, поели. Симпатичный город.
Питер встретил традиционным дождем. Дома были 23 около полуночи и потом чуть ли не час разгружали машину.
В заключение, итоги. Общий пробег: 5 700 км, в том числе 2 170 — туда, 2 250 — обратно и 1 280 км накатали по Крыму. Израсходовали 320 литров дизельного топлива на 11 100 рублей. Средний расход получился 5,6 л на 100 км. Самое дорогое топливо на Украине, самое дешевое в Белоруссии. С представителями ГАИ, ДАI, ГИБДД практически не общались. Единственный раз нас остановили ночью на выезде из Киева, но, взглянув на номера, сразу пожелали счастливой дороги. Даже документы не смотрели. Кстати, на Украине и в Белоруссии нет стационарных постов ГАИ. А у нас, как новая область, так и новый почти укрепрайон.
Общие расходы на поездку — примерно 45 тыс. руб., среди которых 14 тыс. — еда, 11 тыс. — топливо, 4 300 — проживание, 7,5 тыс. — экскурсии и развлечения.
Надеюсь, что в будущем мы ещё побываем в Крыму. Всем удачных путешествий.