|
Воронеж—Балаклава—Бахчисарай—Севастополь—Воронеж 6, 7, 8 марта на Kia Picanto, 1.1 АКПП.
Три выходных подряд — это ведь слишком много, чтобы просто сидеть дома!
Решили мы с супругой прохватить по Крыму, где мы не были 14 лет. План поездки был такой: разместиться на два дня в Балаклаве и осмотреть определенные достопримечательности в ближайших и не очень окрестностях.
Стартовали в субботу 5 марта в 20:30, как только собрались после работы, в направлении перехода Нехотеевка—Гоптивка на границе Харьковской и Белгородской областей. В Воронеже -2 и сухо, но уже километров через 80, на границе с Курской областью, снега стало много, завьюжило. На встречке — машина на обочине, улетела с дороги, через несколько км — фура на нашей полосе, тоже улетела. Мы потихоньку пробрались, один раз даже недолго ползли за трактором-снегоочистителем. А Белгородская область еще и подкинула километров 40 такого совершенно убитого асфальта, что хоть останавливайся и жди ремонта дороги.
На границу прибыли в 1 ночи, машин почти не было. Заправили у границы полный бак и оплатили украинскую страховку на авто — 400 руб. на две недели, минимальный платеж. В процессе перехода сунули украинскому таможеннику 200 руб. для ускорения процесса. В общем-то, это было совсем необязательно, но очень хотелось сэкономить время — украинские погранцы отправляли всех прибывающих по «красному» коридору с обязательным заполнением декларации, а «зеленый» просто перегородили блоком. Ночью в полутьме совсем не хотелось что-то заполнять и досматриваться.
Украина встретила отвратительными дорогами и дорогущим бензином. Бензин в Украине в зависимости от брендовости стоит от 30,6 до 38,5 руб. за литр! Разница в цене между 92 и 95 не очень большая, а вот бренд влияет на цену куда больше. Умиляло наличие на некоторых заправках сразу трех видов 95-го бензина одновременно: украинский стандарт, евростандарт, евростандарт плюс, или как-то так. Сразу вспомнилось бессмертное булгаковское высказывание насчет «осетрины второй свежести» :).
В России в основном мы ездим на 92-м с «Роснефти», но в Украине 92 лучше не заправлять — сгорает он куда быстрее тамошнего 95-го, а стоит почти столько же. Нас в итоге по соотношению цена-качество вполне устроил «простой» 95-й с «УкрНафты» по 32,8. Интересно, что ПДД Украины во многом более лояльны к водителю, чем в России. Любителей быстрой езды наверняка порадует ограничение скорости на магистралях — 130 км/ч, плюс 20 «ненаказуемых» (за превышение до 20 км/ч не наказывают).
Выход с харьковской окружной на автобан Харьков—Новомосковск заранее нашли в интернете, иначе запросто вылетели бы на старую узкую дорогу. В Украине зачастую крайне не продумана установка многих дорожных указателей. С выходом на этот автобан сейчас путаются даже те, кто ездил в Крым много раз. Причем навигатор далеко не всегда помогает. Часто народ кружит по всему Харькову и пригородам, все время попадая вместо автобана на старую трассу. А проблема в том, что выход на автобан идет не по указателю «Севастополь» или «Симферополь», или еще на какой-нибудь крымский или попутный крымскому маршруту город, а сначала по направлению Валки—Полтава—Киев, абсолютно не совпадающему с направлением на Крым! Но мы были к этому готовы, и в нужном месте не промахнулись.
Были мы готовы и к еще одной, мягко говоря, неприятной особенности этого автобана. Там работают бригады лжегаишников. Они одеты в форму, похожую на настоящую, с жезлами, только машины частные (настоящие гаишники — на служебных в спецокраске). Лжегаишники тормозят приезжих и разводят их на оплату мнимых или реальных нарушений ПДД. Самое разумное — не останавливаться, но вот отличить на ходу настоящих от имитаторов непросто. По ночам лжегаишники гоняются за иногородними и иностранными авто.
Пытались остановить они и нас. Выглядит это так: часа в три ночи нас догоняет частная не новая иномарка, из правого переднего окна высовывается мужик в синей полувоенной форме и светящимся в темноте полосатым жезлом властно указывает нам на обочину. Мы делаем вид, что его не замечаем, и, увеличивая скорость, едем дальше, как будто ничего особенного не происходит. Их машина моргает сзади нам фарами, потом опять догоняет нас по соседнему ряду, едет рядом, параллельно, опять нам указывают жезлом остановиться. Но мы все так же упрямо едем дальше. Вражеская машина тормозит, разворачивается через разделительный газон и уезжает обратно. Все это происходит глухой ночью на совершенно пустом шоссе на скорости 120-140. Хохляцкий экстрим, блин….
Через 160 км от Харькова автобан без предупреждения переходит в обычную убитую дорогу по одной полосе в каждом направлении. Ямы ужасные, скорость 40-60. И так километров 50-70, до начала Запорожской области. Там удалось разогнаться аж до 80-90, поскольку глубина ям чуть уменьшилась, а вдоль осевой сохранился неплохой асфальт. Около шести утра мы остановились поспать на одной из заправок. Через 1час, 40 мин. просыпаемся — а вокруг все завалено снегом, туман. И дальше снег был почти до самого Крыма.
В Чонгаре я, любитель военной истории, не мог проехать мимо старых ДОТов.
Внутри многих ДОТов — свалка всякого мусора. Но мусора в Украине хватает не только в ДОТах, даже по сравнению с Россией. Кругом летают пакеты, куски пластика, валяются баклажки, причем полно и открытых организованных свалок. В самых неожиданных местах лежат себе громадные кучи бытового мусора, и ветер все это растаскивает по окрестностям. В деревнях крайние дома иногда покрыты мелким летающим мусором чуть ли не до крыши — ветер все время приносит новый, а хозяевам почему-то на это наплевать. Чувствуется бедность и какая-то запущенность страны. Пластиковых окон или сайдинга в придорожных деревнях почти нет, а ведь мы ехали по главной южной трассе Украины!
На дорогах полно «Москвичей-412», «Таврий» и прочих «Запорожцев». Но тут же можно увидеть и «Лексусы» вместе с дорогими «Мерседесами». По сравнению с Россией новых иномарок очень мало. Удивило большое количество людей разного возраста, от подростков до стариков, собирающих хворост в придорожных лесопосадках. Вязанки хвороста укладываются на всякие тележки, прицепы к велосипедам и прочие «транспортные средства». Сначала, увидев первого сборщика хвороста, подумал — мужик на шашлычок готовится, а потом понял — просто люди, как встарь, собирают дрова для своей обычной бытовой жизни. Причем, увидев очередного крестьянина с тележкой хвороста, я иногда пытался понять, откуда он появился — ведь зачастую рядом и домов никаких нет. Видимо, приходится им тащиться издалека за этим хворостом. Помнится мне, в 1970-е мои деды в селе под Полтавой никогда этим не занимались — уголь тогда был им вполне по карману. Видимо, в нынешней «незалежной» это уже не так. Но в самом Крыму, особенно на побережье, все немного цивилизованней, все-таки деньги туристов оказывают свое влияние на местную жизнь.
К нашему удивлению, Сиваш на мелководье был покрыт льдом.
Около 14 часов дня приехали в район Мраморной пещеры под Симферополем. Доехали до пещеры с трудом — глинистый грейдер с тех пор, как мы там были в 1996, лучше не стал. 10 км по глине со щебенкой над обрывами, местами со снегом и льдом — экстрим еще тот! Вокруг пещеры — лед и снег, высота гор там около 1 км, мороз. А потом еще и туча села на гору, возвращались в сильном тумане.
Но сама пещера очень понравилась. Вход стоил около 400 руб. за двоих.
Наш простейший фотоаппарат с трудом справлялся с пещерным освещением, но кое-что рассмотреть можно.
После пещеры поехали к побережью, к Ялте и Алуште.
По пути в Балаклаву остановились у горы Кошка. Эта гора находится в очень живописном месте над поселком Симеиз. От автодороги, проходящей рядом с вершиной горы, идет прогулочная тропа по вершине. По ней мы и отправились.
Затем поехали в Балаклаву. Мы заранее созвонились с санаторием-профилакторием «Чембало» (так называется генуэзская крепость в Балаклаве). Номер на двоих с туалетом, душем, холодильником, кондюком и телевизором стоил 920 руб. в сутки, по российским меркам — недорого. В Украине еще очень недорогое и неплохого качества любое спиртное — видимо, нет денег на химию, вот и делают вина и коньяки по старинке, из винограда. Виноградники в Крыму кругом, до самого горизонта, чуть ли не в каждом селе — винзавод. В России все то же самое украинского производства — в 2-3-4 раза дороже. В фирменном магазине балаклавского винзавода «Золотая балка» купили вин и коньяков себе и в подарки.
В первый день в итоге проехали 1 200 км с перерывом на дремоту в машине.
На следующее утро проснулись рано — в Украине время на час раньше нашего, то есть наши 7 утра означают 6 утра местного времени. Температура -2, но солнечно.
Сначала отправились на гору к средневековой генуэзской крепости Чембало.
Забрались на вершину по самому крутому склону, жена хваталась за все подряд руками и ногами, ворчала и пугалась, но осилила.
Панорама вокруг — изумительная, долго гуляли, снимали фото и видео.
Затем на машине и ногами обошли всю бухту вокруг, дожидаясь открытия музея — подземной базы подводных лодок.
В период с 1954 до 1962 в Балаклавской бухте метростроевцами был сделан в прибрежной скале канал-тоннель длиной более 600 метров для того, чтобы укрыть подводные лодки в момент ядерного удара. Помещалось туда 10-12 лодок тех лет и они могли там находиться вместе с экипажами и обслугой в течение месяца полностью автономно. Скалу для строительства взрывали — бурам она не поддавалась.
Позже там добавили производственные помещения для ремонта лодок и для работ с их вооружением. К 1990-м эта база устарела — современные дизельные лодки (типа той, что стоит в Москве) туда просто не помещались, поэтому при распаде Советского Союза эту базу забросили, вывезя часть оборудования. Местные жители постепенно срезали почти весь металл в базе, не справившись только с противоатомными дверями, главными сдвижными воротами в подземный канал и еще кое-какими мелочами.
В 2000 году наконец-то сообразили, что из этого комплекса можно сделать музей, и стали брать плату за вход (по 110 руб.). Для экскурсантов доступны не все помещения, но все равно интересно. Сооружение впечатляет масштабом (над тобой 120 метров скалы!), а бесконечные коридоры и повороты похожи на декорации к компьютерным играм типа «Quake».
Задумываешься о бессмысленности трат на вооружение вообще, особенно если учесть, как бедно в те годы жил народ в Советском Союзе. Оказывается, в 70-е советский флот подводных лодок только Черного моря составлял 200 лодок!
Ну а в 12 часов мы поехали от Балаклавы в Бахчисарай по очень живописной дороге. Она проходит в Каралезской долине, вдоль которой много красивых скал, гор и пещерных городов.
Фигуры выветривания в Каралезской долине часто называют «сфинксами Бахчисарая».
По пути встречались советские ДОТы времен Великой Отечественной войны, как правило, загаженные внутри.
Через Бахчисарай мы проехали сначала к старому источнику и стоянке пещерных людей.
У источника еле-еле сохранилась наскальная роспись древних, но современной «росписи», к сожалению, гораздо больше.
К источнику постоянно подъезжают местные за водой, и тут же швыряют разный хлам.
Недалеко от источника расположен самый легкодоступный из пещерных городов Крыма — Качи-Кальон.
Качи-Кальон возвышается прямо над асфальтированной дорогой громадной скалой.
Скалистая гряда, в которой расположен Качи-Кальон, очень живописна.
Некоторые пещеры расположены сразу возле шоссе.
Побродив и пофоткав, поехали дальше. В 5-8 километрах от Качи-Кальона расположен еще один пещерный город — Тепе-Кермен. Окрестности шоссе были все так же величественны.
В Тепе-Кермен самое большое количество пещер изо всех пещерных городов Крыма — больше 250. Но подъехать к нему мы так и не смогли — глинистая грунтовка с глубокой колеей подходила, наверное, только УАЗику. Джиперских возможностей «Пиканто» на этот раз не хватило.
Пришлось просто полюбоваться издали.
Но поскольку до захода солнца время еще было, мы отправились в еще один пещерный город — Эски-Кермен. По пути вдоволь поплутали на малопонятных сельских перекрестках и так же вдоволь, в который уже раз, изругали местное население, непринужденно устраивающее свалки мусора вдоль популярных туристических маршрутов. Но бестолковость и грязь с лихвой были скомпенсированы чудесной природой.
И вот сам Эски-Кермен. Город расположен на отдельно стоящей горе.
Со всех сторон его окружают причудливые скалы.
Взбирались наверх к пещерам дважды на разных участках горы. Пыхтели, конечно, изо всех сил, но оно того стоило!
Ну и, уже в темноте, разыскав оставленную в одиночестве «Пиканту», вернулись в Балаклаву.
На третий день мы собираемся домой, но по пути заезжаем в Севастополь и Любимовку.
В поисках Казачьей бухты Севастополя, слегка заблудившись, неудачно поворачиваю не из своего ряда, и тут же меня останавливает ДАIшник, записавший мой маневр на свою камеру. Я ему объясняю, что кружу и блуждаю, вот и растерялся, и он, мало того, что никак не наказывает, еще и объясняет, как проехать!
В Севастополе мы хотели посмотреть мемориал на позиции береговой батареи номер 35.
Немного военной истории, иначе не понять наш интерес к этим местам. Прошу прощения, если расскажу общеизвестное.
Однотипные крупнокалиберные береговые батареи номер 30 (форт Максим Горький по немецкой терминологии военных лет) в Любимовке и номер 35 (форт Максим Горький-2) в Севастополе начали строить еще при царе, но до революции так и не закончили. В конце 1920-х там установили орудия с недостроенного царского линкора «Полтава» («Михаил Фрунзе»). Предполагалось, что пушки линкоровского калибра 305 мм (массово в Советском Союзе и в царской России более мощных орудий не делали) полностью перекроют подходы к Севастополю с моря. Но по морским целям эти пушки никогда не стреляли. Во время Второй Мировой войны немцы захватывали Крым с суши, мощного флота у них в Черном море вообще не было. Орудия развернули в сторону берега, и эти батареи составили основу обороны Севастополя.
События на батареях развивались так: имевшийся боезапас был весь расстрелян за время обороны, стволы полностью при этом износились. Батарейцы их поменяли при помощи подручных средств, что не предусматривалось никакими инструкциями. Когда кончились даже учебные болванки, стреляли холостыми пороховыми зарядами — струи пламени из стволов сжигали все на расстоянии нескольких сотен шагов. Потом, когда немцы подошли вплотную, пушки были взорваны — что-то взорвано нашими, чтобы не досталось врагу, а что-то — немцами при штурме батарей. В подземных казематах батарей бои шли еще несколько дней после того, как Севастополь был взят. Батарея 35 в Севастополе была последней точкой, где шло сопротивление. При этом все советское военное начальство Крыма было эвакуировано заранее, примерно из района побережья под этой батареей, а солдат и офицеров бросили на произвол судьбы. Александер, командир батареи 30 в Любимовке, немец по национальности, был захвачен фашистами в плен. Его держали в тюрьме в Симферополе, предлагали сотрудничать с оккупантами, но он отказался и был расстрелян.
После войны батарею в Любимовке восстановили и модернизировали, а вот севастопольская 35-я осталась в руинах, которые дошли до наших дней. В конце 1990-х поблизости от батареи началась коттеджная застройка, и руины хотели снести, но потом местное начальство спохватилось, и началось строительство мемориала. Часть помещений батареи сделали доступными для экскурсий. Увиденное впечатляет, особенно когда знаешь о событиях, там происходивших.
Основание орудийной башни.
В одном из бункеров батареи.
Побережье у батареи.
Потом через весь город по диагонали поехали в Любимовку (мы хотели еще раз по пути посмотреть Севастополь).
В Севастополе часто соседствуют памятники войн разных эпох. В данном случае — обелиск в память Инкерманского сражения 19 века и ДОТ периода Великой Отечественной.
В Любимовке мы сначала полезли на гору над автокемпингом и базами отдыха смотреть остатки дореволюционных береговых батарей. В первую мировую войну эти батареи успешно противостояли вражеским кораблям, к началу Великой Отечественной они устарели и были разоружены, но использовались во время обороны Севастополя как укрытия.
В стене — места под батарейные иконы.
Вокруг — сплошная свалка, причем целенаправленно устроена именно там — мусор привезен грузовиками по очень труднодоступной дороге, мы там не проехали.
Свинство!!!!
А как, наверное, дебилам было приятно разбивать бутылки непременно на орудийной площадке!
Ну а затем мы подъехали к батарее 30. Эти пушки, да еще в идеальном состоянии, почти уникальны — такая конструкция уцелела еще на о. Русский под Владивостоком. Последний раз они стреляли в 1950-х при съемке патриотического фильма, холостыми. В Любимовке повылетали стекла.
Ну и около 1 часа дня мы отправились домой. Заранее морально подготовившись к ямам Херсонской, Запорожской и Днепропетровской областей, проехали их уже куда быстрее, чем по дороге в Крым, иногда попадая в неожиданные заторы :).
Ну и опять мы ругались по поводу местных дорожных указателей — по дороге в Крым Новомосковск обходится по окружной, а вот на обратном пути указатели упрямо заводят в город. Правда, оно оказалось к лучшему — дорога короче, да и асфальт поцелее. А выезд с автобана в Харькове на московско-белгородское направление никак не обозначен вообще — все указатели проведут через миллионный город по самым убитым дорогам. Но мы были готовы к этому и нашли нужный поворот заранее в интернете. Дома оказались в 3:30 утра, поспали с 4 до 7:30 — и на работу.
Бюджет поездки — примерно 9 000-9 500. Из них 7 000 остались на Украине — жилье, бензин, покупки, билеты, массандровский мускат и другие приятные мелочи. 600 руб. отдали на границе: 400 — страховка, 200 — взятка (точнее — взяточка :)). Остальное — бензин по России, орешки-колбаски в дорогу и тому подобное.
Расход бензина нашей «Пиканто» в этой поездке определялся не скоростью или дорожными условиями, а исключительно одной лишь честностью заправщиков и качеством топлива. В зависимости от места заправки он менялся от 6 до 7,3 литров на 100 км.
Общее впечатление от поездки — Крым замечателен, но туда лучше телепортироваться, очень уж негативна дорога по «незалежной».
Павел и Светлана Мартыненко