|
Начать, наверное, нужно с того, что желание поехать в Болгарию на автомобиле появилось еще год назад, начали обсуждать, думать, предлагать варианты, но тогда сорвалось. В этом году я был настроен более решительно, в итоге приняли решение туда доехать побыстрее, через Украину и Румынию, а обратно через Евросоюз, устроить напоследок культурную программу и вернуться в суровый, холодный Петербург. И хотя, изначально в такую поездку собиралось большее количество человек, в итоге, помимо меня на данное путешествие согласился мой друг и его девушка, а довезти нас туда должен был наш белый конь — Renault Megane, 1,5 TDI.
Подготовились мы основательно, составили примерное впечатление о поездке, через множество отчетов, на различных сайтах, привели автомобиль в порядок, купили дополнительный знак аварийной остановки, наклейку «RUS», по светоотражающему жилету на каждого пассажира, как было написано опять же на многих сайтах, эти вещи требовали в Украине, и Румынии (хотя, конечно же, никто их в итоге не проверял), и проложили маршрут, который в сторону Болгарии выглядел следующим образом: Всеволожск(ЛО)—СПб—Псков—Витебск—Могилёв—Гомель—Житомир—Хмельницкий—Черновцы—Сучава—Бухарест—Русе—Шумен—Поморие.
И так, 23 июля, в 6 утра, под ACDC — Highway to Hell, мы выдвинулись в сторону солнца, моря и приключений. В первый день нашей поездки мы планировали добраться до Гомеля, то есть проехать 1000км, и там остановиться с ночевкой у родственников. Очень остался доволен качеством дороги, в сторону границы с Белоруссией, практически везде ровный хороший асфальт, повезло также и с абсолютным отсутствием прячущихся в кустах товарищей полицейских. Не успели мы еще обсудить во всех возможных значениях название населенного пункта Лобок, как неожиданно для себя пересекли границу с Белоруссией.
Про Белоруссию много писать не буду, остановлю внимание разве что на вежливости местных водителей, вот у кого нам следует поучиться этикету, в первый раз мне моргнули дальним, где-то за 3-5 км до фиксирующего скорость полицейского. Вообще очень приятные впечатления остались о стране, хорошие дороги, везде чисто и уютно. Но, гораздо больше полицейских на дороге, причем некоторые фиксируют нарушения прямо на ходу.
До Гомеля мы добрались за 13 часов, в 6 вечера по местному времени уже ужинали домашними котлетами и пирожками, погуляли немножко по центру города, и приняли решение, немножко поменять маршрут, раз уж так всё хорошо и быстро складывалось, и поехать через Киев, чтобы наконец-то увидеть столицу Украины.
На следующий день решили не изменять графику и вновь выехали в 6 утра, заправились на «Газпромнефть», и двинулись к границе с Украиной. Сразу скажу, что после прочитанных отчетов и пугающих рассказов знакомых про украинских таможенников и полицейских, я очень сильно переживал из-за этого, а на деле все оказалось совсем иначе. За второй день мы планировали пересечь сразу две границы с Украиной и Румынией и переночевать в Сучаве. Наивные…
Как же сильно обломала нас граница между Белоруссией и Украиной, буквально все наши планы на этот день вылетели в трубу — и обед в Киеве, и ужин в Черновцах, да и вообще всё. На белорусской стороне мы простояли четыре отвратительных часа, дотошные пограничники осмотрели весь автомобиль, и единственные за всю поездку, кто попросил предъявить гринкарт. Мы развлекались, как могли, например посмотрели почти целый сезон «Симпсонов»:
Что более удивительно — на украинской стороне мы справились буквально за полчаса, мужичок в паспортном контроле поржал над нашими фотографиями на паспортах, пожелал доброго пути и отпустил. Никаких взяток, никаких приставаний и буквально клянчанья денег, о чем я читал в отчетах и из рассказов знакомых не было. Ничего.
Мы ожидали такой же легкой поездки, как и в первый день, но нет, впереди были только многочисленные сложности. Одной из первых таких проблем стало то, что из-за работающего кондея заболела наша спутница, и до самой Болгарии нам пришлось ехать без него по жаре 30+, а ей париться с температурой, кашлем и больным горлом. Вторую же проблему создал наш замечательный навигатор, с кодовым именем Ирина. Сейчас я понимаю, что, скорее всего мы просто не умели им пользоваться, но вспоминать это всё равно весело. В итоге вместо трассы Киев—Житомир он пустил нас через город Фастов, далее по каким-то деревням, ну а итогом стало то, что мы по его указанию заехали в поле:
Воспользовавшись советом местного мужичка, мы немного «повертались» и нашли правильную дорогу, но сколько незабываемых ощущений нам пришлось пережить, например, западноукраинские пробки:
К семи вечера мы таки добрались до Житомира, поужинали на заправке и двинулись дальше. Мы очень вымотались и ехали медленно, с постоянными остановками, но к трем часам ночи добрались до границы с Румынией. Опять же, удивительно, но полицейских на дороге почти не было. Прошли границу быстро, на украинской стороне машин вовсе не было, пограничник опять попался с юмором, в этот раз спрашивал про средства самообороны и на мой ответ «нет», удивился: «А как же вы едете то тогда?», я сказал, что мы мирные люди, и на этой дружеской ноте мы попрощались.
На румынской стороне, особого досмотра опять же не было, задали только вопрос о количестве провозимых сигарет, но у нас их попросту не было. Скажу честно —– Украину покидать было приятно, но тогда мы еще не знали, что за страна ждет нас впереди…
Доехали до Сучавы, там немножко отдохнули на заправке, купили виньетку, поспали пару часов. Проснулся я от чьих-то разговоров рядом с машиной, смотрю в зеркало — нас подперла полицейская машина и около неё трутся два полицая и о чем-то говорят по-румынски. Спать сразу же перехотелось, и хотя как выяснилось, они всего лишь встали рядом, чтобы фиксировать скорость, но в тот момент мне захотелось оттуда уехать.
Кое-как их объехали и двинулись дальше. Грела мысль о том, что до цели осталось совсем чуть-чуть и во мне как будто открылось второе дыхание. Вообще Румыния оставила неприятное впечатление, нет желания вернуться в эту страну, тем более на автомобиле: дороги не очень высокого качества, а что самое раздражающее — проходят через населенные пункты, которые буквально идут друг за другом, с жестким ограничением скорости 50 км/ч, в городе и 90 за городом, много повозок, которые постоянно нужно объезжать. Вдобавок довольно плотный трафик и стиль вождения местных, похуже, чем у наших. И что самое печальное — почти никто не говорит по-английски, а местный язык невозможно понять, так что трудности перевода обеспечены. Под Бухарестом впервые за всю дорогу попали в пробку, далее еще около часа не могли найти платный мост через Дунай. Кстати, много где читал, что они не принимают евро, и заранее озаботился покупкой румынских леев , а в итоге этих самых леев мне не хватило для оплаты проезда, а евро они всё-таки принимают.
Границу с Болгарией пересекли минут за 10, не более. «И всё?» — хором сказали мы друг другу, получив паспорта со штампами. Настроение было отличное, до цели оставалось около 350 км. Но наши приключения на этом не закончились, кто б сомневался. Еле-еле нашли поворот с Шумена на Бургас, помогли местные дальнобойщики. Один из них сказал: «Только там плохая дорога», я усмехнулся, и подумал, что он имеет в виду, наверное, неровности, или ямки, потому что все основные дороги в Болгарии хорошего, европейского качества. Жаль, я не послушал его и не поехал через Варну, потому что дорога была не просто плохая, она была отвратительная. Шла она через горы, протяженностью около 100 км, при этом шли ремонтные работы и практически везде сняли асфальт. Но мне уже было всё равно, в голове была только одна мысль: «Поморие через 130 км»! Но даже тут мы не смогли обойтись без приключений и свернули не туда, немного покатались по болгарским полям и маленьким поселениям, но все же к вечеру прибыли к нашему квартирному комплексу «Бриз-2» в г. Поморие. Уставшие, голодные, мокрые от пота, но довольные.
Про Болгарию опять же много писать не буду, отчетов, восхваляющих эту страну полно, сам я отдыхаю там уже пятый год, скажу лишь, что это очень приятная страна, с дружелюбным отношением к русским туристам, и, конечно же, отмечу местные рестораны, о качестве обслуживания и, особенно ценах, о которых я могу сложить не одну песню. Нашим стоит поучиться.
Тем, кто не был, в первую очередь советую посетить г. Созополь и Несебр (который, правда, в последнее время немножко подпорчен рыночной торговлей), ну а далее по интересам. В этом году я отметился во всех крупных городах Болгарии, за исключением Пловдива, но больше остальных впечатлила древняя столица Болгарии — Велико-Тырново:
Отдых незаметно подошел к концу, скучно не было, ведь к нам прибыл десант из шестерых человек, наших друзей, и в такой большой компании мы провели 14 дней на море. И вот, в пятницу, 10-го августа, мы выдвинулись в сторону дома. Румынию я для себя запретил, поэтому обратный маршрут был откорректирован и путь лежал через братскую Сербию и получился следующим: Поморие—Бургас—София—Белград—Нови—Сад—Будапешт—Зволен—Трстена—Краков—Люблин—Брест—Минск—Полоцк—Санкт-Петербург—Всеволожск.
За первый день планировали добраться до Белграда и там переночевать, по пути заехав в Софию. По пути в Софию нас первый и единственный раз за весть путь тормознули полицейские, за превышение скорости. Проверили виньетку, поглазели на мои документы, я сказал им, что перепутал Болгарию с Россией, мы поулыбались друг другу, и я спокойно поехал дальше.
К полудню мы наконец-то добрались до Софии, и сразу же возникла проблема с парковкой в центре города, бесплатных парковок в столице нет, а местных денег наличными у нас уже не осталось к тому моменту. Место для стоянки мы нашли, около Макдональдса, для клиентов заведения там 1 час бесплатный, за этот час мы быстренько оббежали центр города и двинулись дальше.Что сказать, София нас не впечатлила, даже за столь короткий срок, а вот некоторые виды по пути к столице Болгарии очень даже:
На границе с Сербией убедились в том, что это действительно наши братья — работают так же медленно. Еще одно важное наблюдение — разговоры об исламизации Европы ведутся не просто так, уж поверьте. На границе мы увидели огромное количество турков, практически все машины были с немецкими, бельгийскими и французскими номерами. Забавно было наблюдать, как между собой ссорятся гражданин Германии и Франции, но при этом прекрасно друг друга понимают, используя универсальный турецкий. Смотря на всё это, мы задумались над некоторыми вещами, происходящими у нас в стране. Они вели себя очень шумно, устраивали хоровое бибиканье, постоянно перестраивались друг перед другом, и бросали на нас подозрительные взгляды. Около двух часов понадобилось, чтобы въехать в Сербию, на болгарской стороне нас оформили за десять минут.
От Сербии остались только хорошие впечатления, я очень давно хотел съездить в эту страну, прежде всего, потому что в ней очень сильные футбольные и национальные традиции, и к русским там действительно братское отношение. Дорога до Белграда — отличная автомагистраль, платная, но экономит много времени, принимают банковские карточки. Опять же прекрасные виды,но нас больше впечатлили вот такие туннели:
В Белград прибыли по расписанию, несмотря на задержку из-за границы. Заселились не сразу, первый хостел оказался давно закрыт, но с жильем проблем не возникло. Номер на троих — 30 евро за ночь. Город сразу впечатлил, очень похож на Петербург, особенно ночью, вообще думаю, не раз еще туда вернусь.
С утра, позавтракав, прошлись по центру, побродили в крепости рядом с парком Калемегдан, и на знаменитом стадионе «Црвена Звезда», очень не хотелось уезжать, так как не всё посмотрели, но впереди нас ждал Будапешт, так что к полудню мы уже снова были в пути. Цены в Сербии еще ниже, чем в Болгарии, местное население свободно говорит по-английски, а некоторые — по-русски. Парковки в центре более продуманные, чем в Софии, делятся на три зоны, в каждой из которых можно стоять бесплатно соответственно один час, два и три по будним дням, а по выходным и вовсе неограниченное время.
Напоследок, фото местного человека-паука:
Мы вновь выехали на платную автомагистраль, которая ведет до самой границы с Венгрией, её мы тоже немножко побаивались, во-первых, потому что ничего о ней не знали, а во-вторых, — Евросоюз же. Но бояться нужно было не этого — очередной толпы турков и огромных очередей, сначала на сербской стороне, потом на венгерской. Итог — еще минус четыре часа и никакого Будапешта. Но мы не отчаивались, ведь впереди был Краков. Венгрия же встречала нас двойной радугой:
По нашему корявому плану, в Кракове мы должны были быть около двух-трех часов ночи, но реальность как всегда преподнесла несколько неприятных сюрпризов. Во-первых, мы опять повернули не туда, и вместо Зволена мы двигались в сторону Братиславы и Вены, во-вторых, названия населенных пунктов в Венгрии — как будто кошка по клавиатуре прошлась и так и назвали, что крайне усложняло поиск нашего местоположения. На карте нашли населенный пункт «Комаром», граничащий со словацким Комарно (европейцы на выдумку богаты), и попробовали поехать в ту сторону, в надежде пересечь границу там, т.к. через Братиславу пришлось бы сделать внушительный крюк. И тут нам наконец-то повезло: переехав через мост, мы попали в Словакию.
Про качество дорог сказать нечего, в Европе они везде на достойном уровне, разве что немного не хватает освещения. Полиции на дорогах нет, в Венгрии и Словакии камер не замечали, двигались уверенно, с небольшим привышением скорости. В Венгрии оплатили виньетку, которую, правда, нигде не проверяли, но в некоторых местах стояли автомобили, которые назывались «Виньет контрол».
В Словакии почти нигде не останавливались, немного поспали на стоянке около заправки, кстати, единственная страна в поездке, где нет своей валюты и принимают только Евро. Опять поплутали по горам, правда, в этот раз в условиях тумана, но к рассвету въехали в Польшу. Вот где пришлось ехать очень аккуратно — камеры-радары стоят практически на каждом шагу. Зато дороги по качеству уступают, даже той же Сербии, не говоря уже о Белоруссии.
В Кракове мы были около восьми утра, позавтракали в «Макдональдсе» и поехали искать гостиницу — с третьей попытки нашли отличный апарт-отель, в десяти минутах от исторического центра города. До заселения оставалось около четырех часов, так что мы решили убить время, съездив в местный зоопарк. Огромный совет тем, кто хочет там побывать — озаботьтесь покупкой местных злотов заранее, евро в Польше почти нигде не принимают, а карточками в кассах зоопарка не расплатиться. Мы об этом не знали, так что пришлось пешком идти до ближайшего банка, около 20-ти минут в одну сторону. Зоопарк находится в черте города, в красивом парке, и меня впечатлил, только дождь помешал подольше там погулять. Вообще с погодой в Польше не повезло, в первый день практически весь день шел сильный дождь с ветром, но, несмотря на это, мы погуляли по центру города и поели в отличном ресторане местной кухни.
Вечер провели, набрав местного пивка, в номере, а на утро продолжили исследовать город, погуляли по еврейскому кварталу, в котором снимался фильм «Список Шиндлера», впечатлил и замок Вавель. В целом, Краков город недорогой, по европейским расценкам, мы, например, нашли гостиницу за 40 евро в сутки на троих, в самом центре города.
В планах у нас еще было посетить город Освенцим, где находятся знаменитые лагеря смерти Аушвиц- Аушвиц-2 (Биркенау), почитав на сайте, поняли, что ехать лучше после обеда, так как до обеда вход туда возможен только с организованной группой. Мы же хотели просто побродить без экскурсии, тем более что на русском языке её нужно заказывать заранее. Приехали мы туда к пяти часам дня, и решили сначала направиться в Аушвиц-1, и это было нашим огромным успехом, но об этом позже. Билеты покупать не надо, и вот мы уже у главных ворот лагеря:
В Аушвиц-1 находится собственно музей, много различных инсталляций, фотографий, доказательств фашистких преступлений, стена расстрелов, газовая камера и крематорий так же присутствует. К полседьмому мы закончили осмотр, а сам музей работает до семи. Тут мы поняли, что в Биркенау уже не успеваем, но решили на всякий случай туда проехать, чтобы посмотреть на него хотя бы со стороны. И это было нашим еще большим успехом! Оказалось, что второй лагерь работает до восьми вечера, а между ними около пяти минут езды.
Биркенау мы застали во время заката:
Здесь мы смогли по-настоящему оценить масштаб той трагедии, которая разворачивалась здесь во время войны. Огромные бараки, множество их, некоторые уже разрушены.
Однозначно советую тем, кто решится поехать похожим маршрутом, посетить данное место, это действительно стоит потраченного времени. Уезжали мы оттуда в тишине, после такого говорить не о чем. В наших планах было к рассвету пересечь границу с Белоруссией, а там найти что-нибудь в духе мотеля, где можно было бы отдохнуть 5-6 часов и двинуться в сторону дома. Но как всегда — не без проблем. Начать нужно с того, что дорога от Кракова до Люблина — полнейший ад, качество оставляет желать лучшего, опять же радары повсюду, и населенные пункты чередуются один за другим. Второе важное замечание — малое количество заправок. На одной из таких мой друг предложил мне заправиться, но я то думал, что мы в Европе, и сказал, что еще рано — это чуть не привело к тому, что мы обсохли в какой-то глуши, посреди ночи. Но нам на счастье попалась знакомая «Shell», наверное, никогда еще в жизни так не радовался обычной заправке. Всю ночь шел сильный дождь, поэтому мы остановились отдохнуть на одной из редких заправок.
К счастью, далее нас не ждало ничего проблемного и интересного. Мы довольно спокойно пересекли границу с Белоруссией, потратив около двух часов в целом, правда, стоит отметить, что это была самая суровая граница, где на нас смотрели так, будто мы минимум везем что-то незаконное. Заехали ненадолго в Бресткую крепость для галочки, а следующей большой остановкой должен был стать дом:
Неожиданно для себя выехали на платную автомагистраль до Минска, но на «шлагбауме» нас пропустили бесплатно, паренек просто сказал: «Для вас бесплатно» (ну ок). К вечеру добрались до границы с Россией, где выехали на платный участок дороги (wtf?). Сил не было вовсе, поэтому доехали до Острова, а там решили немножко передохнуть — в итоге проспали до утра, приноровились к сну в машине к концу поездки.
Про саму поездку рассказать больше и нечего, разве что немножко статистики:
Стоимость ДТ: Белоруссия — 28 рублей, Украина — не запомнилось как-то, но, по-моему, около 40, Румыния, Болгария и Сербия — около 50-ти, Венгрия — 80, Словакия — 45-50, Польша — 55. По ценам опять же та же ситуация, в Венгрии очень дорого, в остальных странах приемлимо, в Сербии и Болгарии — очень дешево.
Итого: в одну сторону у нас получилось — 2 700 км, с учетом нашего крюка в 200 км по Украине, + в самой Болгарии около 500 км по разным городам, обратная дорога — 3400.
Итого по цене поездки: квартира в Болгарии — бесплатно, в самой Болгарии — 450 евро на питание и прочие радости на человека и около 200 евро потрачено в дороге с учетом ночевок и культурной программы. Еще около 500 евро потратили на топливо.
Подводя общий итог, могу сказать, что эта поездка была для нас пробной, так что прошу строго не судить, выводы сделаны. Могу сказать одно — я хочу еще. И уже начинаю планировать следующую поездку, в этот раз хотим задержаться подольше в Сербии и посетить Прагу. Надеюсь, кому-то мой отчет поможет, так как до сих пор не смог найти чего-то похожего по маршруту в отчетах на различных сайтах. Всем удачи!