|
Мы семья из сибирского города Кемерово, папа — врач, мама — госслужащая, дети — школьники 12 и 9 лет. К сожалению, из-за загруженности на работе, суточные дежурства и авралы по обработке бумаг в электронные документы, видимся семьей мало, а совместные выходы с культурной программой — и вовсе редкость. В основном это походы в кино или прогулки на велосипедах или лыжах. Хотелось спланировать отпуск так, чтобы максимально провести время вместе, обогатиться впечатлениями и положительными эмоциями на ближайший год. Отдельным пунктом было пожелание увидеть море и не просто помочить сапоги, а полноценно окунуться и позагорать.
Всего за плечами у нас два небольших путешествия: 2005 год, по маршруту Кемерово—Новороссийск—Ялта—Кемерово на Toyota Carina Surf (универсал) 1991 года пройдено 12 000 км и 2010 год, по маршруту Кемерово—Москва — Новороссийск-Кемерово на Toyota Caldina 1999 года пройдено 10 000 км. Легкость и удовольствие, особенно от второго путешествия: дети подросли, машина была более мощная и комфортабельная, — навели на мысль о Европе. Тогда же определились с форматом поездки — обзорная экскурсия с максимальным охватом и минимальными затратами. Ночевки в кемпингах, закупки продуктов в супермаркетах, самостоятельное приготовление пищи. Опыт жизни в палатке имелся, к жизни на свежем воздухе относимся положительно.
Подготовка началась осенью 2011 года, с приобретения автомобиля Mazda MPV 2,3 л 2003 года, вместительный семейный минивэн с возможностью организации спального места на четырех не очень больших человек и достаточно экономичный. С целью подготовки изучались отзывы путешествующих на Drom.ru, форуме Винского и других сайтах. Был составлен предварительный план поездки с таким расчетом, что в случае непредвиденных обстоятельств можно было вернуться из любой точки на заранее отложенную сумму в евро. Посмотреть хотелось все, но финансовые возможности и ограниченное время отпуска вносили коррективы. Договорились, что едем не шикуя, смотрим, что хочется посмотреть, питаемся по возможности самостоятельно, если заканчиваются деньги — эвакуируемся в экстренном режиме. Забегая вперед, скажу, что 90% задуманного удалось осуществить, думаем, это неплохой результат, учитывая, что мы были просто переполнены впечатлениями. А остальное… Что ж будет повод вернуться и посмотреть страны, которые мы проехали транзитом, возвращаясь домой.
Кемерово—Новосибирск—Омск—Ишим—Курган—Челябинск—Уфа—Набережные Челны—Москва—Санкт-Петербург—Таллинн—Хельсинки—Турку—Стокгольм—Кольморден—Копенгаген—Биллунд—Бремен—Кёльн—Париж—Версаль—долина Луары—Клермон–Феран—Экс-эн-Прованс—Лазурный берег—Канны—Ницца—Монте-Карло—Ментон—Пиза—Рим—Флоренция—Венеция—Фюссен—Мюнхен—Прага—Киев—Воронеж—Саратов—Уфа—Челябинск—Курган—Ишим—Омск—Новосибирск—Кемерово. Всего около 17 000 км.
Маршрут по Европе разбит на отдельные участки с расчетом посещения желаемых городов и перегонами не более 400 км в день, изучена дислокация достопримечательностей, выбраны адреса и координаты остановок на каждую ночь, получены заграничные паспорта (за границей ранее бывать не доводилось). Шенгенскую визу оформляли в эстонском посольстве, т.к. в Эстонии живут близкие родственники. Приглашения в Эстонию сейчас не требуется, нужна только копия паспорта приглашающего лица и письмо о том, что нам будет предоставлено место для проживания. Весь пакет документов согласно списку, довольно внушительного объема, был отправлен почтой «Пони Экспресс» в Москву 4 мая.Они осуществляют консульские услуги за довольно умеренную плату. И вот 24 мая на руках у нас паспорта с заветной визой.
Останавливаться планировали в кемпингах, поэтому багаж составлен был следующим образом: палатка, четыре спальных мешка, два надувных двуспальных матраса, газовая однокомфорочная печь (лучше было бы иметь двухкомфорочную), складной столик с четырьмя стульчиками, автохолодильник, электрочайник, два термоса, кастрюля, сковорода, посуда, аптечка (к счастью, не пригодилась), светильник в палатку, удлинитель, переходник, тройник, средство от насекомых, солнцезащитный крем, одежда упакована в четыре прозрачных пластиковых контейнера (очень удобно).
Навигатор, навигационные карты «Навител», Igo, MioMap. Дополнительно к проверенному JJ-320, выписана из Гонконга многофункциональная магнитола с Windows 6.0 и IGO Primo с картами Западной Европы на борту. Пришла она за день до выезда, «спасибо почте России», установлена в последний момент, но не подвела. Навигацию доводил до ума по дороге, пользуясь интернетом в гостиницах. Использовал «Навител 5.0» в России и на Украине и IGO Primo в Европе. Сами программы и свежие карты брал на 4PDA.ru и jj320.ru.
Видеорегистратор — одолжил друг на время, самый простой, слава богу, не пригодился, хотя отработал исправно. Радардетектор Sho-me 685, пользуюсь им с 2010 года, только на трассе, сейчас есть ощущение, что выдыхается или радары стали более совершенными.
Проведена тотальная инспекция автомобиля: поставлена свежая резина, шоссейный Continental, установлена дополнительная розетка в багажник, замена жидкостей, ремней, сход-развал. Куплены запасные лампочки в фары и в прочие поворотники-габариты, говорят, на границе могут проверить. Жилетку желтую одолжил у друзей. Ранее был установлен маршрутный компьютер Multitronics VC731, очень дисциплинирует, знаете ли, беречь топливо. Благодаря ему выбран максимально эффективный скоростной режим — 110-120 км/ч, расход от 7,8 до 10,0 л/100км. На автобанах больше 9,0 л/100 км не было, а на наших двухполосках меньше10,0 л/100 км не получалось, виноваты обгоны и пробки.
Вся денежная наличность разместилась на четырех разных картах (три «MasterCard» и одна «Виза»), две карты с вкладом в евро, две — с рублевым.
Пользоваться услугами придорожного общепита не хотели принципиально и до Питера подкреплялись домашним (курица, вареный картофель, яйца, с/к колбаса, овощи, фрукты, домашние пирожки и булочки, пряники, печенье и т.п.) В дальнейшем в Европе продукты покупали в супермаркетах и готовили сами.
На 26 мая назначен отъезд, в отличном настроении отправляемся в путь.
В первый день пройдено 1 037 км, ночевка в Тюкалинске в мотеле за 1 600 руб, во второй день пройдено около 1 000 км, ночевка в Симе — 1 400 руб. четырехместный номер, оба мотеля на троечку, в Симе даже не было душа. Третью ночь спали в машине, т.к. не нашли места. Просто мы поздно начали искать, из-за трафика по центральной России средняя скорость упала, а хотелось не выбиваться из графика. Рекомендую всем, начинать и заканчивать перегоны пораньше.
В пути несколько раз за день инспектировал двигатель и колеса, больше с целью размяться. Важно правильно чередовать перегоны с отдыхом, не доводить до сонливости и прочих нехороших предвестников, типа затекания конечностей. Места для остановок старались выбирать поживописней и почище, ибо страна наша сильно загажена, особенно вдоль дорог. После себя мусор не оставляли, чего и всем советуем…
Четвертая ночь в мотеле под Питером «Трубников бор», хороший, просторный номер за 1 900 руб. Всего 100 км от северной столицы, что очень удобно, утром, выспавшись, врываешься в город, не успев утомиться в дороге. 31 мая, 1 июня, 2 июня посвятили Питеру. Мама и дети были в Питере впервые, город произвел сильное впечатление, понравилось очень: Невский проспект, Исакиевский собор, Казанский собор, Спас-на-крови, Петропавловская крепость, крейсер «Аврора», Домик Петра, ночная речная прогулка на разведение мостов, Эрмитаж, музей-квартира Пушкина на Мойке, Инженерный замок, Чижик-Пыжик. Останавливались в хостеле на Лиговском проспекте, в девятиместном номере жили вчетвером, за 2 800 руб. Удобства на этаже, рационально принимать душ с утра, пока остальные постояльцы спят. Завтрак готовили в номере и выезжали в город.
Кондитерская Вольфа и Беранже.
Вернисаж на Невском проспекте.
«Здээс Чежэк-Пэжэк какой та..??!!» Долго вспоминали эту фразу, услышанную на мосту.
Дремлет притихший северный город…
На набережной сувениры и антиквариат.
Зенитное орудие 85мм, прадед батареей таких командовал.
Возвращение блудного сына. Рембрант.
Такой вот Финик у Исаакиевского собора.
Двери в Исаакиевский собор, каждая створка 5 тонн.
Прогулка на разведение мостов.
Собор Спаса на крови построен на месте покушения народовольцев на Александра II.
2 июня вечером, после экскурсии по Неве, выдвинулись в сторону эстонской границы. Ранним утром на таможне нет очередей. Стандартная процедура: пограничный контроль, проверка паспортов, таможенный контроль, открываем двери, багажник, выходим из машины, получаем выездные штампики в паспорта. Никаких поборов, намеков, очередей. Но пеняли нам за то, что не заметили табличку движения по полосам для различных типов транспортных средств, она маленькая и висит на столбе у обочины, сходу и не поймешь, что на ней. Легковые в левом ряду, грузовые в правом. У шлагбаума никого не было, мы как ехали по правому ряду, так и встали на светофоре. Если бы нас пустили в зону досмотра сразу, проблемы бы никакой не было, но порядок есть порядок. Эстонские таможенники очень строго следят за выполнением схемы движения на территории поста. Даже сходили табличку, вместе с таможенником, посмотрели.
Дороги в Эстонии проектировались при советской власти, поэтому им присущи все главные недостатки старинных дорог. Но несмотря на то, что они двухполосные и проходят через населенные пункты, они с очень хорошим асфальтом, качественной разметкой и полосами для обгона. Ехал по ним ночью, трафика никакого, разметка очень помогала.
3 июня утром прибыли в Таллинн, теплая встреча с родственниками, отдых и отправляемся гулять в Старый город. Очень красивый, хорошо сохранившийся, средневековый городок. Разделен на Верхний и Нижний. В Верхнем жили дворяне, а в Нижнем, соответственно, простолюдины. Говорят, Нижний город на ночь закрывал ворота, опасаясь пьяного дворянского разгула.
Здание Большой гильдии, сейчас музей истории Эстонии.
Дом Черноголовых (Купеческое братство).
Концерт в церкви Святого духа.
Кик-ин-де-кёк — артиллерийская башня.
Такая монументальная стоянка для велосипедов.
Большие Морские ворота, вид из города.
В торговом комплексе RIMI в кассе компании «Tallink» за 230€ купили билеты на паромы Таллинн—Хельсинки и Турку—Стокгольм. Там же в отделении «Шведбанка» поменяли часть евро на шведские и датские кроны.
Утром 5 июня по навигатору и указателям находим нужный терминал, быстренько грузимся на паром Silja Superstar. На погрузке организованная очередь, в будочку подали паспорта и документы на машину. Это был единственный раз в Европе, когда наши документы кого-то интересовали. До Хельсинки плыть два часа, это время провели в прогулках по палубе и поисках бесплатной парковки в Хельсинки, через корабельный Wi-Fi, успели просмотреть изрядное количество сайтов с отчетами и форумов.
Передний салон, вечером дискотека. Много эстонцев работает в Финляндии. Утром спят по дороге на работу. Вечером есть возможность оторваться…
Запарковались в Хельсинки, бесплатно по наводке из отчета, и направилисьв сторону Лютеранского кафедрального собора, очень впечатлила огромная гранитная лестница, идущая от собора вниз к Сенатской площади, приятно было видеть в центре площади памятник Александру II. Затем мы дошли до Успенского Кафедрального православного собора, оттуда гуляли вдоль рынка и каналов с яхтами.
Прёт как надо колесный пароход.
Хельсинский дворик похож на питерский, но вместо машин велики.
Более привычное нам православное убранство.
Посередине один проржавел насквозь вместе с цепью, которой привязан. Интересно, сколько же он простоял?
Самый крупный в Европе рыбный ресторан.
Выезд в Турку. Доехали по финским автобанам, без приключений. Все дороги огорожены сеткой от диких животных, мы даже видели оленей, пасшихся на холме у дороги. 20:00 — погрузка на паром до Стокгольма, отдельная история. Порядок и никакой суеты, все четко. Несколько огромных очередей, отдельно легковые, фуры, автомобили с Аландских островов. Это отдельное островное государство, около 5 000 жителей. Паром заходит туда в 02.00.
Следуя указаниям персонала, заезжаем на автомобильную палубу, забираем вещи, закрываем машину и организованной толпой двигаемся к лестнице и лифтам. Каюта с душем, туалетом, телевизором, но без окна.
Изначально была мысль о том, что окно это не та вещь, на которой стоит экономить, но при покупке билетов разница в 80€ заставила задуматься, сыграла свою роль и консультация менеджера, чтобы увидеть всю красоту, надо выходить на палубу и смотреть во все стороны и во все глаза.
В итоге ничуть не пожалели, так все и оказалось, угол обзора из окна ничтожный, паром прибывает на рассвете, запланировали в 05:00 подъем, завтрак и на палубу. Вместо того, чтобы пораньше лечь спать, до полуночи носились по парому: супермаркет, игровые автоматы, дьюти-фри; все-таки самый большой паром на Балтике, посмотреть есть на что. С утра все по плану, завтрак в каюте и на свежий воздух. Огромный корабль плывет по узким шхерам, солнце собирается подниматься из-за горизонта, на берегах многочисленных островов дачные домики шведов. Дополняет картину холодный, не по-летнему, ветерок, но мы спрятались от него на корме около вертолетной площадки, там через вентиляционные решетки выходит теплый воздух от двигателей парома и довольно комфортно.
Ветерок, но уходить не хочется.
В Стокгольм прибыли в 6:30 и сразу проехали к острову Юргорден, здесь находятся Северный музей, парк- музей под открытым небом — Скансен, Музей Юнибаккен, музей Vasa. Припарковались недалеко от моста, оказалось что 6 июня шведы отмечают «Национальный День Швеции» (День Флага), у всех выходной и парковки бесплатные.
Вот она — организация велосипедного движения! Дорожки со светофорами.
Велики напрокат, ящик — электронный терминал.
Лодки, чтобы плавать на свои дачи на островах.
Погуляли по парку, обошли вокруг Северного музея, по причине раннего утра улицы были пустынны. Город просыпался на наших глазах, стали появляться люди, совершающие утренние пробежки (много таких людей) и старые, и молодые, велосипедисты. Мы остались в полном восторге от организации велосипедного движения, от стокгольмских велосипедистов, от отношения к ним других участников движения. А какие там велосипедные дорожки!
Люди в Швеции живут в гармонии с природой.
По набережной прошли к Дворцовой площади и попали на праздник с пушечными залпами и конным разводом, потом гуляли по Старому городу.
За мостом Риксдаг, что-то вроде нашей Думы.
Треть уже памятники, наполовину разобранные.
Французский автомобиль, на вождение некоторых, подобных машин не нужны права.
В честь праздника был съезд раритетов.
Гвардия на посту охраняет королевский покой.
Оцепление на празднике во дворце.
Из дворца прошлись по улицам и площадям в Старом городе, заглянули во все переулки и сувенирные лавки.
Площадь Стурторьет — модное место в Старом городе.
Солнечного света мало, есть дома с зеркальными ставнями — свет заманивать.
Следующим номером программы был музей Vasa. «Васа» — это шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Из за ошибок при проектировании и постройке, в первом же плавании перевернулся и потонул. В 1961 году поднят, законсервирован и экспонируется в специальном музее.
Вид на корабль с уровня ватерлинии.
Реконструкция первого и единственного плавания.
Пушки, поднятые вместе с кораблем.
На пушечной палубе. Реконструкция.
Вид на корабль с пятого этажа.
В процессе подготовки к путешествию было прочитано много отчетов о посещении музея Vasa, и вопроса о том, идти или не идти, не было, но мы не ожидали, что там будет настолько интересно и увлекательно. Времени провели там намного больше, чем планировали.
От Стокгольма осталось ощущение чистоты, воды, здоровья, в этот красивейший, замечательный город мы хотели бы вернуться обязательно.
Из Стокгольма мы поехали в сторону Кольмордена, там предполагалось посетить парк-сафари. В 2 км от парка запланирован кемпинг, место живописнейшее, лес на берегу моря. На ресепшене никого, позвонил по телефону, указанному в окошке, подошел дежурный. Оказалось поляк, объяснялись на русском — украинском — польском — английском, трошки андестенд ОК? и т.п. В кемпинге заселились в четырехместный домик с электропечкой и раковиной. Вся мебель, кухонная утварь, постельные принадлежности из IKEA, все новое, чистое. Без проблем приготовили ужин, приняли душ и спать. Воздух там просто сказочный, много белок, птичек и прочей мелкой живности. С утра прогулялись по окрестностям и поехали в зоопарк. Из-за разницы в часовых поясах нам было нетрудно вставать пораньше и выдвигаться, опережая европейцев, этот режим старались поддерживать до конца путешествия.
Наша комнатка. Диван раскладывается довольно качественно.
Санузел, вход по чип-карточкам.
Относительно безопасные качели.
Зоопарк Кольморден. Нам показалось, что по коллекции животных зоопарк уступает, например, Новосибирскому зоопарку, но зрелищность и количество приколюх впечатляет. Шоу морских котиков, шоу дельфинов, шоу птиц, сафари, русские горки. Всё включено в стоимость билета.
Зоошкола. Девушка показывает змейку.
Спокойный как удав, поят их чем то, что ли?
А сейчас, леди и джентельмены, а так же их киндеры, Вашему вниманию будет представлено шоу морских котиков!
Жил-был у бабушки серенький козлик…
Какое счастье — пострелять из рогатки.
Вечером выдвигаемся в сторону Мальме, ночевать планировали на тропе скаутов. Об этом месте мы узнали из отчета других путешественников (огромное им спасибо!), по координатам быстро находим пункт назначения. И вот мы очутились на большой поляне, окруженной со всех сторон деревьями. Полянка усеяна большими белыми камнями, которые оказались… кроликами. Очень уютное место с удобствами. Местные здесь бегают, гуляют с собаками, катаются на лошадях, судя по схемам леса, на информационных щитах, можно спланировать поход выходного дня. Главная прелесть, что бесплатно и на природе. Читал на форумах, что в Европе есть такие места и можно путешествовать еще бюджетнее. Для нас это был первый подобный опыт, но в дальнейшем останавливались только в кемпингах, не потому, что не понравилось, просто не было времени искать в сети подобные замечательные пристанища.
На тропе скаутов. На дальнем конце поляны санузел с рукомойником.
Утром выдвигаемся в Копенгаген, очень мечтали прокатиться по Эресуннскому мосту, который уходит под воду. Плата за проезд по мосту составила около 40 евро. Королевство Датское встретило нас сыростью и ливнем с брызгами. Мокли и сверху и снизу. Сбегали под дождем к Русалочке, затем проехали к каналу Ньюхавн, здесь немного распогодилось. Проехали мимо Христиании, запомнились два огромных военных грузовика раскрашенные в мелкий цветочек. Очень много велосипедистов, невзирая на погоду, крутят педали по своим делам. Едут в костюмчиках под проливным дождем, не боятся испачкаться, потому как дороги чистые.
Погода дрянь, зато очереди к Русалочке почти нет.
Юридическая контора на барже. Наверное, передвижная.
В красном домике жил Андерсен Г.Х.
Один из сотен каналов с лодками.
Едем в город Биллунд, планируем посетить датский Леголенд. Именно датчане придумали этот замечательный конструктор и здесь находится первый LEGO-парк развлечений. Сейчас их построили шесть на разных континентах. Наши дети до сих пор любят пособирать что-нибудь из разноцветных деталек, поэтому заехать туда надо обязательно. По дороге отовариваемся в магазине Netto, кроме обычного набора продуктов, дети выпросили часы за 6€, теперь их конечно никто не носит, хотя идут. Продукты лучшего качества и дешевле. Взяли ящик персиков на распродаже, оказались очень вкусные. Так и не смогли понять подвоха, откуда в начале июня в Дании распродажа вкусных персиков?
С кемпингом у нас там не задалось, в кемпинг Леголенда мы опоздали — ресепшен закрыт, по навигатору проехали к другому, не понравилось место, показалось сыро, много ручейков и водопадик. Просто еще не с адаптировались, потом и не такую сырость выдерживали. Отъехав от кемпинга, свернули в ближайший съезд в лесок. А там оборудованы стоянка для машины, столики, лавочки, есть туалет с канализацией, водой, мылом и бумагой. В этом лесочке мы заночевали в машине, надули матрас и прекрасно выспались.
Утром отправились в Леголенд. Машину оставляем на стоянке. Приехали к открытию, но мест уже почти нет. Наверное, народ приезжает издалека с запасом. Одного дня, конечно, мало, чтобы все посмотреть на всем прокатиться, но, думаю, все основное мы посмотрели и представление, о том, как весело и интересно может быть организован детский досуг, получили.
Дарт Вейдер и встречающие его лица.
Самые жесткие горки за поездку.
Путь лежит в кемпинг в Бремене. Campingam Stadtwaldsee расположен на берегу небольшого озера. Мост из Дании в Германию бесплатный. Дорога заняла больше времени, чем рассчитывали, из-за ремонта дорожного полотна, во многих местах на немецкой стороне.
Думали, у нас большая машина, но у немецких пенсионеров больше.
Справа «Mitsubishi L300», остальные европейцы.
Кемпинг в Бремене отличный, в бытовом корпусе пальмы в кадках, музыка играет, в душах-туалетах стерильность, есть кухня с электропечками. Переночевали и утром отправились в город, это была суббота и парковки бесплатные. Главная площадь, с главной площади ведут указатели на улицу Шнорр и Беттхерштрассе, улочки, которые нужно обязательно посетить.
Мама подготовилась к лекции по достопримечательностям Бремена. Молодец!
Представление на улице с главными героями Бремена.
Рыцари не просто так, а какие-то граждане города. Увековечены в металле.
Самый главный памятник Бремена.
Зазывали на дегустацию… Не поддались мы…
Магазин рождественских игрушек, работающий круглый год.
Погуляв по улице Шнорр, отправляемся на Беттхерштрассе.
Беттхерштрассе. Улица была создана по инициативе кофейного купца Людвига Розелиуса в 1921-32гг, который специально скупил все здания на улице и привлек скульпторов и архитекторов для создания уникального ансамбля экспрессионистских и мифологических элементов.
Потереть что-нибудь в Бремене — добрая традиция.
Питьевой фонтанчик, на трубе Бременские музыканты.
Из Бремена отправляемся в Кёльн — родину одеколона. Дорога отличная, время в пути пролетело незаметно.
Продолжение следует.