|
В первой части рассказа речь шла о поездке по Горному Алтаю семьей на ВАЗ-21061 в августе 2007, неудачной попытке достичь южного берега Телецкого озера, покатушках по М-52, слиянии с природой на Улаганских озерах и расслабленном отдыхе на Чемале (почитать можно здесь).
Во второй части рассказа объединяю две поездки на Горный Алтай в 2008-2009 годах. Связывает их другой авто и изменение состава экипажа.
Поездка вторая, июль 2008 года. Кемерово - Майма — Туекта — Усть-Кан — Усть-Кокса — Тюнгур — и обратно.
После первой поездки в Горный Алтай мы в хорошем смысле этого слова «заболели» этим местом. Без фанатизма, без закатывания глаз с фразой «АХ!». Просто появилась тяга к посещению этих мест снова и снова. И даже почти месячная поездка в Питер в июне с недельной вылазкой по Прибалтике/Скандинавии желание это не умалило нисколько.
Зимой был прикуплен атлас Горного Алтая и немного изучены дороги. Решили в этом году добраться до Тюнгура. После небольшого изучения этого вопроса в Интернете стало ясно, что на любой машине добраться туда не составит труда. Зимой же был приобретен автомобиль Honda Stream 1,7, передний привод.
Экипаж в этой поездке: автор этих строк Владимир, жена Галина, сын Никита (9 лет) и племянник Леша (7 лет). Времени было в обрез (уже не помню, почему), поэтому поездка получилась крайне скоротечной. Подготовка состояла в докупке набора складной мебели, еще пары спальников, продуктов и, собственно, все.
И 26.07.2008, в ночь, выехали из Кемерово. Решение ехать в ночь принимали в надежде за один «скачок» доехать до Тюнгура. На деле же оказалось, что решение это было неправильным. Выехав около 23 часов из Кемерова и почти преодолев отрезок до слияния трассы Кузбасс—Алтай с М-52 к 4 утра, просто зверски стало клонить в сон. И, во избежание ненужных эксцессов, остановились на какой-то заправке и прямо в машине подремали несколько часов. После того опыта ночной езды, больше в ночь стараюсь не ездить и очень завидую тем, кто хочет и может это делать.
Дальше до Горного домчались без приключений, традиционно перекусив в Бийске. Есть там кафе, сразу налево за музеем Виталия Бианки (двухэтажный дом старинной постройки из красного кирпича, дорога его как бы обтекает с двух сторон, мост сразу за ним), всегда там перекусываем.
Младшая «часть» экипажа: Алексей (слева) и Никита (справа).
Остановка на базарчике в Манжероке. Племянник там присмотрел металлические когти, которые надеваются на пальцы. Ошибкой было не купить ему их сразу, а оставить это дело на возвращение. Потому что всю оставшуюся дорогу, как ослик из Шрека, он вопрошал: «А когда будут когти?». Фраза эта на какое-то время стала крылатой в нашей семье.
Продолжаем путь далее. До Усть-Кана, через который нужно проехать, чтобы попасть в Тюнгур, можно доехать двумя путями с М-52: свернув направо в Черге или свернув направо перед Туектой. По совету местного водителя на ЗИЛке была выбрана дорога через Туекту. Часть дороги не асфальтирована (говорят, это сделано для удобства подъемов зимой, когда на асфальте машины буксуют). Преодолели Ябоганский перевал.
На плакате не то защитник от пожаров, не то их причина.
Спустились с перевала, проехали Усть-Кан и вскоре оказались… перед пограничным пунктом. О наличии пограничного пункта на этом направлении нам ничего известно не было. Естественно, никаких документов на детей с собой не было. И если наш фигурировал хотя бы в паспортах родителей, то племянник определенно «пролетал», вернее, «пролетали» все мы. К тому времени уже приближался вечер, в дороге находились без малого сутки. Племянник, непривычный к таким длинным перегонам, уже и поплакать успел, вдобавок, оставался без когтей.
Но это еще не все. На пограничном пункте, перед нашей машиной, скопилось еще не менее двух десятков авто, в основном ехавших на джиперский фестиваль внедорожников. К сожалению, были так вымотаны дорогой и непонятками с продолжением дальнейшего продвижения к намеченной цели, что даже не пофотали внедорожники.
В общем, стоим мы в конце автомобильной очереди, ни одна машина за почти полчаса не проехала в нужном нам направлении через погранцов. Настроение продолжает ухудшаться. Палатку раскинуть негде: слева крутой холм, справа огражденное поле; были мысли уже вставать на ночлег. Тут героизм проявила жена: в результате почти 40-минутной беседы с погранцами, во время которой неоднократно созванивались с родителями племянника с выяснениями его паспортных данных, согласия родителей на поездку и т.д. и т.п., дело сдвинулось с мертвой точки. И через почти три часа стояния в очереди нас пропустили. Сильно помогла приобретенная в прошлую поездку СИМ-ка «МТС», счет которой чудесным образом пополнился за год до 500 с лишним рублей (Граждане! Пополняя счет на мобильном, правильно вводите номер телефона!).
Немного отъехав от погранцов и миновав населенный пункт, название которого в настоящее время из памяти вылетело, встали на ночевку в прекрасном месте, на берегу реки. Так закончилось 27 июля 2008 года.
Утром перекусили, традиционное купание в алтайской реке, небольшая прогулка по окрестностям и в путь. Постепенно доехали до Усть-Коксы. Там нам понравилось: то ли погода этому посодействовала, то ли действительно есть какая-то изюминка в этом месте. Посетили местный музей. И продолжили путь.
Вообще, если в целом оценить дорогу от Туекты до Тюнгура, то она менее живописная, чем М-52. Единственное исключение — непередаваемый на фото даже близко цвет Катуни. Именно от цвета в верховьях реки идет, как мне кажется, выражение Бирюзовая Катунь.
Экипаж в полном составе (фото со штатива).
Экспонат Усть-Коксинского музея.
Одна из безуспешных попыток запечатлеть цвет Катуни на фото.
Если поехать по этой дороге — обязательно попадешь в Тюнгур (проверено).
Насколько я понимаю, Тюнгур — это последнее место в этом направлении, куда можно доехать на обычной машине. Можно ли проехать на внедорожнике дальше — я не знаю. Но с Тюнгура осуществляются пешие и конные восхождения к/на Белуху, а также осуществляется заброска вертолетом для дружащих с деньгами товарищей.
Встали на базе справа от моста. Можно встать палаткой, можно снять домик. Учитывая просто идеальную погоду (обычно при посещении Горного Алтая и Питера с погодой нам крайне не везет), обосновались с палаткой на берегу Катуни. Простояли там две ночи, загорали, плескались, пытались читать, готовили еду, наблюдали за часто прилетающим вертолетом. Попыток выбраться куда-то активно не предпринимали. Просто отдыхали. Объяснить, зачем забираться в такую даль, чтобы просто постоять с палаткой, я не могу - нравится и все.
30.07.2008 выдвинулись домой. Заехали на маральник, издалека увидели огромного марала. За все время пребывания Белуху так и не удалось рассмотреть. Она все время скрывалась за дымкой.
Где-то там, за спиной Алексея, прячется Белуха.
Вся заправка облеплена гигантскими насекомыми типа ночных бабочек.
Обратный путь в этот день омрачила неприятная авария. Превысив установленную скорость на не асфальтированной дороге (слишком уж достали летящие из-под колес обгоняющих джипов камни), не справился с управлением и довольно удачно вылетел с дороги, ткнувшись «носом» в землю. Систему стабилизации бы в помощь….
Повредил передний бампер, слегка пострадало правое крыло, ушел назад на несколько сантиметров радиатор. Подушки не сработали (удар был недостаточно сильный), но преднатяжители ремней отработали четко. Сильно повезло, что не врезались в камень. (Граждане водители! Соблюдайте правила дорожного движения!). Помолившись в душе за удачное «приземление», после осмотра машины (двигатель работает ровно, подтекания жидкостей не обнаружено, уровень охлаждающей жидкости в норме) продолжили путь. На промежуточную ночевку встали где-то между Усть-Семой и Маймой, в палаточном городке. Отдохнули, выспались, дети покатались на лошадках и на утро 31.07.2008 поехали домой. До дома добрались без приключений.
Когти мы все таки купили на обратном пути…
Так закончилась наша вторая, самая скоротечная и аварийная, поездка на Алтай.
Поездка третья, июль 2009 года. Кемерово—Узнезя и обратно
За прошедший год наш экипаж пополнился новым членом — у нас родилась дочь Лиза, которая изъявила настойчивое желание присоединиться к нашим путешествиям (из-за опасности остаться без материнского молока). Автомобиль тот же, Honda Stream, остальные члены экипажа те же. Учитывая, что с нами грудной ребенок, становиться с палаткой не планировали (хотя и палатку, и спальники, и матрас брали на всякий случай).
Выезд из Кемерова 14 июля, дорога уже хорошо знакомая, ничем особо не запомнилась.
Расписание, как и место жительства, заранее, как всегда, не планировали. В эту поездку посчастливилось найти прекрасное место для отдыха с детьми в Узнезе (на отрезке между Усть-Семой и Чемалом). Называется «Простоквашино», находится в первом свертке направо после переезда моста через Узнезю. Очень рекомендую (координаты можно найти в Интернете, есть они и на «алтайке»). Это разноуровневая усадьба на берегу Катуни, приспособленная для отдыха с детьми. Домики двух- и четырехместные, в домиках есть печки, на территории теплый душ. Территория ухоженная, охраняемая, есть горки, качели, беседки, мангалы и т.д. и т.п. Так как четырехместных домиков в наличии не было, разместились в двухместном (пацаны спали на матрасе, который, как и спальники, все же пригодился). Вообще место популярное, практически на все лето у них все плотно было расписано, так что бронируйте заранее…
На озере Манжерок (младшая часть экипажа).
Собственно, и отдых весь состоял в этот раз в небольших поездках из места дислокации по окрестностям. В первый день скатались на озеро Манжерок, которое в предыдущих поездках никак не удавалось посмотреть. Зрелище плачевное: народа много, по большому счету ничего не оборудовано. Но пацаны решили искупаться, потом взяли покататься катамаран. К концу срока «аренды» катамарана из-за гор появилась быстро приближающаяся к нам грозовая туча. Спешно собрались и уже под первые капли дождя стартовали. С выездом на трассу дождь превратился в нехилый такой ливень, видимость, метров 10. Свернули в ближайшее место для пережидания дождя, но тут разразился ГРАД. Кстати, в ту грозу, примерно в этих же местах отдыхали знакомые в палаточном городке. Гроза повалило дерево, которое упало на палатку, погибли люди….
В последующие дни ездили, в основном, до Чемала и дальше, в сторону Еланды. Места достаточно живописные. Нашли удобный пляж (с небольшим течением) на Катуни, потом несколько раз ездили туда купаться/загораться.
Заезжали на Чемальскую ГЭС, зашли на место стоянки 2007 года, лагерь существует, ничего не изменилось.
Посетили Алтайский филиал Новосибирского ботанического сада (населенный пункт Камлак, по трассе следующий за Усть-Семой, в нем — по указателям). Симпатичное место, можно встать на территории с палаткой или снять домик.
Катались по окрестностям практически каждый день. Когда желания готовить не было — ездили куда-нибудь перекусить. Когда желание было — готовили сами. Пару раз заказывали баню. Загорали, отдыхали, наслаждались Алтаем.
Автомобиль в поездках показал себя с самой лучшей стороны. Получил удовольствие от вождения в горных условиях (засыпаю я на прямых равнинных дорогах). Средний расход (езда до лампы — полный бак — показания одометра) составил в обе поездки 7,2 л./100 км.
Никак не думали, что после этой поездки будет значительный перерыв до следующей. Но жизнь есть жизнь, и следующее путешествие случилось только через три года (изменяли Алтаю с Турцией, а времени на вторую поездку летом выкроить не удавалось) …. Как в том анекдоте: «Только удалось выкроить время для выезда с друзьями на природу, с шашлыками, водкой, ночевкой в палатках. А на дворе уже осень!».
Кстати, хозяева усадьбы «Простоквашино» приглашали посетить Горный именно осенью. Говорят, самое красивое время года в этих местах.
Продолжение следует…