Тыдтуярык. Поездка в Горный Алтай осенью 2013 г.

18.10.2013 | 20051 просмотр

Краткая предыстория. Летом довелось на пару недель выбраться на Байкал (отзыв чуть позже), поэтому никаких поездок в этом году уже не планировалось. Но в начале сентября у супруги выдалась возможность взять неделю отпуска. За неделю особо не разгуляешься, но и отпуск без вылазки из дома —  зря потраченный отпуск (IMHO). Времени на подготовку особо не было. Естественно — Горный Алтай (красиво, близко, довольно бюджетно), тем более, осенью там ни разу не были. Хотя все местные жители утверждают, что осень на Алтае —  самое красивое время года.

Сначала были думки остановиться где-нибудь в районе Чемала и постоять недельку; но стоять неделю на одном месте для меня невыносимо, да и район этот изъезжен уже плотно. В предыдущие путешествия каждый раз чуть-чуть не доезжали до Кош-Агача, поэтому на http://www.turistka.ru/ стал изучать возможные места, где бы было возможно остановиться в том районе. Выбор, скажу сразу, был не велик, но среди предлагаемых мест обнаружился туристический юрточный кемпинг «Тыдтуярык». После посещения их сайта http://camp-altai.ru/ (смотреть обязательно) сомнений больше не осталось —  только туда. Созваниваемся. На интересующие нас даты свободна двухместная юрта (с детьми сильно помогли бабушки, за что им большое спасибо).

Короткие сборы, закупка продуктов и в воскресенье 15 сентября стартуем из Кемерова. Автомобиль Opel Zafira, 1,8, робот, 2007 г.р. Сразу решили ехать не спеша, с промежуточной ночевкой в районе Чемала. В прошлом году очень нам понравилась турбаза «Каратурук» (http://www.altai-karaturuk.ru/), где мы и провели по ночи на въезде и на выезде, вдвоем на всей базе (еще одно преимущество времени года и дней недели). Чтобы добраться до нее, нужно в Узнезе (по дороге из Усть-Семы в Чемал) повернуть перед рекой налево, на Бешпельтир, и после 8 км столба слева увидите базу. С погодой относительно не повезло, Горный встретил и проводил дождем и холодом. Согревались горячим глинтвейном и друг другом. Шутка, в домике был обогреватель, но глинтвейн присутствовал.

База «Каратурук». Четыре двухэтажных домика, столовая, баня. На каждый домик мангал, костровище, крытая беседка.

Галина и Владимир.

Слияние Катуни и Чуи. Обратите внимание на цвет Чуи (на снимке слева) —
обычно она мутно серо-белая, а в этот раз была бирюзовее Катуни.

М-52.

В понедельник 16 сентября не спеша позавтракали и также не спеша, часто останавливаясь на фотосессии, к вечеру приехали в кемпинг. Место суровое. Лагерь спрятан от ветра среди гор, расположен на берегу небольшой (это утверждение справедливо для осени) речки Тыдтуярык. Несколько юрт различной вместимости для проживания, юрта кают-кампания, столовая (повар присутствует, за ваши деньги вас накормят), неплохая (да что там, для этих мест просто отличная) баня. Пара собак, пара кошек, верблюд один. Есть электричество от столба (кто в курсе — поймет). В нашей юрте (куплена ребятами на рынке в Моноголии) двухспальная кровать, пара аутентичных (куплены в алтайских поселениях) сундуков, столик, пара табуретов. Удобства на улице.

Кемпинг «Тыдтуярык» (переводится примерно как «река с тополями и лиственницами»), вид от нашей юрты.

«Юрта предводителя».

А это наша, самая маленькая, монгольская юрта.

Транспортные средства.

Солнечные ванны в ожидании путешествия.

Примерно так выглядит юрта изнутри.

Из команды кемпинга: Андрей —  альпинист, проводник, администратор (пообщаться, к сожалению, не удалось). Александр Hunta —  проводник, водитель Shushpanderwagon (в миру Suzuki Escudo https://catalog.drom.ru/suzuki/escudo/g_1997_571/), романтик, фотограф и бродяга в хорошем смысле слова (кстати, сайт —  его детище; также пройдите по ссылке на его страничку «В контакте», там еще больше классных фото); Виктор —  водитель монстра на базе ГАЗ-66, бывший военный, дальнобой по жизни и профессии, имеет звания по мото и автоспорту, путешественник, джипер и интересный собеседник (но нужно спрашивать, сам не расскажет). Алтынбек —  приносит дрова (и все остальное делает).

Последующие два дня —  бесконечная череда восторгов от видов Чуйской степи, Южно-Чуйского хребта, рек, плато, курганных полей, ледников и т.д. Все это на фоне неимоверного количества информации по истории, географии, геологии, этногенезу, истории и т.д. и т.п., которую просто обрушивает на вас Александр во время путешествий по окрестностям. Вечерами общались в машине Виктора, пили чай (иногда и не только его), пару раз сходили в баню.

Курганное поле. Высота более 2000 метров.

Александр Hunta и его верный Shushpanderwagon.

Вид с одной из окрестных вершин.

Это место ребята называют Марсом.

Эта речка уже за погранотрядом, въезжали по пропускам. На юг от Кош-Агача.

Очередная археологическая находка Александра.

Где-то там  —  Монголия.

Эмоции зашкаливают.

Очередная вершина покорена…

… при помощи этого.

Что это? Сад камней? Ритуальное место?

Степь, бесконечная восточная степь (Чуйская).

Река Чаганузун, вид на Южно-Чуйский хребет.

У подножия горы —  Бельтир. Он наиболее сильно пострадал во время землетрясения 2003 года. Сила толчков в Бельтире превышала 8 баллов. Все каменные и бетонные строения были разрушены. Новый Бельтир отстроен в степи неподалеку, но многие жители остались жить на насиженном месте.

Плато между долинами рек Чаганузун и Елангаш. Ночью выпал снег.

Александр в образе. Как фотограф умеет вовремя принять нужную позу.

Счастье, как краток этот миг.

Высушенный и нарезанный навоз (кизяк) зимой используют как топливо.

А так выглядит эдельвейс осенью (на точность не претендую).

Река Елангаш.

Она же.

На скале петроглифов. Их там просто огромное количество разных эпох и народов.

Фото со скалы петроглифов. Река Елангаш, вид на Курайский хребет.

С той же точки, только в противоположную сторону. Южно-Чуйский хребет.

Автор.

Трещины в степи.

Ничто не вечно под солнцем Чуйской степи (и под луной тоже).

Очередная археологическая находка.

Тополя на слиянии Чаган-Узуна и Туярыка.

Где-то за этими горами находится «Тыдтуярык».

Близкие контакты человека (справа) и животного.

Контакты еще теснее. Человек —  справа.

Так выглядит наша юрта ночью.

В юрте «кают-кампании».

19 сентября. 8 часов утра. Минус 7 на улице. Вода в умывальнике замерзла, утренний туалет на речке.

Где-то на М-52.

В четверг с утра выдвинулись (с заездом в Кош-Агач) в Каратурук, ночевка (снова глинтвейн). В пятницу 20 сентября домой (ехали по дороге Кузбасс—Алтай).

Краткие итоги:

— впечатлений, эмоций и фоток масса;

— дорога и бензин нормальные;

— трафик по сравнению с летом очень комфортный;

— свободных мест масса и цены ниже;

— 3 литра вина, литр виски и чуть-чуть водки (не пьянства ради, а токмо сугрева для);

— по финансам (судя по задаваемым вопросам  —  очень животрепещуще): около 5 рублей на бензин (километраж  2400, расход 7,5, бензин в среднем 30), 1,5 рубля на питание по дороге и примерно на столько же покупали в дорогу продукты, проживание 4800, баня 1000, 9 рублей за два дня катания по горам на Shushpanderwagon, сувениры и подарки  —  не считал.

Удачного всем отдыха!!!! Скоро про Байкал.

Приветствую! Очень красивые фото! А ваши детки после о. Крит по России с вами уже не хотят кататься?;))

Усть-Кут
очень красиво :)

Класс!

Ирк. и обл.
Фантастически красивые места!

Алексин
красотища.фото зачетные+++

Есть электричество от столба (кто в курсе — поймет). В нашей юрте (куплена ребятами на рынке в Моноголии) двухспальная кровать, пара аутентичных (куплены в алтайских поселениях) сундуков, столик, пара табуретов..................... ...............Не раскрыта тема,где куплена кровать,столик и табуретки.

Сообщений: 12025
Супер!!
Прадик 120 араб 4л ниедит, буду прошиваться...

Троицк Московской
Симпатюшка!
Была - Caldina 1999, Hyundai Solaris 2011
Сейчас - KIA Cee'd 2013, АКПП

Молодцы, ждем про Байкал.
4jx1, 5 дверей 2000г.

Достаточно информативно, очень много красивых снимков. Хорошо и быстро съездили. Молодцы.

Отличная поездка! 5+! Каратурук каждое лето заливает. И речка меняет русло...Вместо бывшего русла Узнези - прудик. А Hunta, действительно, интересная личность... На следующий год надо будет к нему заехать. Отчет краток (талантлив) и весьма информативен. Фото - не очень... (см. снимки Hunta и Веты Шупенко с Марса). Новых маршрутов!

Алтай...ГоА
Нормально
Шашлык без водки едят только собаки!!!

Михаил424:
Дочь длинную дорогу переносит плохо, а у сына учеба была уже.
Garp717:
Действительно, тема раскрыта не очень. Но это все из-за недостатка знаний по этому вопросу. В следующую поездку обязательно уточню и отпишусь.
Suzuki54:
Так-то и не фотограф я вроде. С фото Александра, конечно-же, не сравнится.
Не спорьте с дураками. Они стащат вас на свой уровень и задавят опытом :-)

С такой женой грех замерзнуть.

Для не фотографа фото супер, что бы там не говорили))))
Во время путешествия не забывай главного— когда заканчивается что-то одно, начинается что-то другое.

Классная поездка! Захотелось туда же! Может только немножко раньше. Снег напрягает. Спасибо автору за контакты. И за фото! 5+

Очень понравилось!
Toyota Sequoia 2001, 2UZ non-VVTi

классно

Киев
Хорошая поездка.
Я удивляюсь, когда гости спрашивают:
- У Вас есть туалет?
- О, ГОСПОДИ, НЕТ! МЫ СРЁМ В ОКНО.

Усть-Кокса
в кош-агаче с турбазами бедновато...1.2.3..
жыгули и прадик-95 кузов

Классно!!! Бабушкам респект! Фотки хороши, тему раскрывают!!!
Smikoff, Kemerovo-42, Opel Zafira 1.8 2012.
Merida Matts Pro-D 2011.

Речки, вроде, неплохие. Что, хариузов не пробовали рыбачить?

Алтайский край
Красота .
Автомобиль не роскошь , а средство передвижения (с)
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer Cedia 2001

Классно!Фото хорошие...)

Отличная поездка,фотографии классные

улыбнуло фото - человек справа :)
SsangYong Kyron `11

Отлично! На Горном был только летом. теперь знаю как там осенью.

Природа суровая...но красивая :)

Стерлитамак
Молодцы, отл. вылазка ! А бараны на Алтае по справнее будут, юрты у нас в Башкирии круче )), а в Киргизии двухэтажные юрты.

Abakan

Алексей Тр:
В кемпинге представлены монгольские, казахские (основное население Кош-Агачского района республики) и алтайские юрты. Баранов сравнить не могу, в Башкирии еще не были.
Валт:
рабалка есть там?
Сайт кемпинга указан в начале отзыва, рыбалка в предлагаемых услугах присутствует. Сам, мягко говоря, не рыбак, поэтому не интересовался даже мало-мало.

Хорошая поездка,фото красивые.

Стерлитамак
Вот двухэтажная юрта, скопировал здесь на дроме.

Отчёт и фото просто супер!!!
Тоже люблю в межсезонье по туристическим местам покататься.
Мой отзыв: Mazda CX-5 2012

Класс!!!

Кош-Агач

Кош-Агач
Ребята, если вы не против можно будет разместить ссылку на ваш отчет у нас в группе Вконтакте ?

Денис
Надеюсь, не в последний раз.
Конечно, о чем вопрос!!!
Вчера отправил.

Денис
Надеюсь, не в последний раз.
Конечно, о чем вопрос!!!
Отправил.

красиво

Были там с дочерью в конце августа. Верблюда зовут Алтын.

междуреченск
Валт:
рабалка есть там?
да . на Чуе ловят Хариуса на червя (выше устья Туярыка есть удобное место у дороги ) и обманки , и есть много озер.