Путешествие по малому кольцу двух южных морей на мотоцикле с коляской

30.08.2012 | 18707 просмотров

Я два года вынашивала маршрут поездки, пока мой муж восстанавливал отцовский мотоцикл. С учетом коротких отпусков маршрут по курортам и достопримечательностям Азовского и Черного морей пришлось сократить, поэтому отчет и называется «по малому кольцу». Впоследствии пришлось еще немного сократить.

Первоначально мы планировали проехаться от Азовского моря к Черному, но в самый последний вечер пересмотрели наш маршрут и пошли через Джубгу (что в последствии оказалось правильным). Итак, наш маршрут: Сызрань—Саратов—Волгоград—Морозовск —Аксай– Краснодар—Горячий ключ —Джубга—Бжид (водопады) —Михайловский перевал—Возрождение (долина р. Жане)—Геленджик— Кабардинка—Новороссийск—Веселовка—Тамань (Атамань и Гермонасс-Тмутаракань)—Сенной– За Родину—Голубицкая—Славянск-на-Кубани—Старонижнестеблиевская—Брюховецкая — Стародеревянковская—Кисляковская—Аксай—Морозовск—Волгоград—Саратов—Сызрань и две недели на все.

В путь — так в путь, как сказал Д'Артаньян.

Первый день прошел идеально. Выехали где-то после 9 утра в субботу. Из-за того, что муж поменял колен-вал, скорость наша была 40-50 км/ч. Еду в забитой люльке под завязку. Сижу как королева на софе. Только тесно. Даже пришлось обувь снимать, ноги затекали в них. Сзади на багажнике тоже вещи: палатка, спальники и др. А вокруг красота! Облака, леса, поля, суслики вдоль дорог.

Остановимся, дадим остыть двигателю и вперед. В день выходило одна заправка бензина (20 л) и масла (1 л). После Камышина стали искать место для ночлега. Свернули за придорожные кустики, нашли место для палатки. Должна возмутиться состоянием съездов для отдыха на трассе. Это просто КОШМАР! Мусор везде и в большом количестве. Не помогают даже мусорки, кто ж захочет возить мусор с собой даже каких-нибудь 10 км до ближайшей. Разобрались. Пока муж доставал палатку и спальники, я готовила на портативной газовой плитке ужин (гречку, вермишель, картошку + тушенка). Уснули мгновенно. Пройдено 455 км.

Второй день почти сразу же начался с крупной неприятности. Проснулись, собрались, поели и даже выехали рано — полшестого. Но не проехали и 10 км, как замигала лампочка генератора. ВСЕ!!! Возвращаться домой! Но как же так, а мечта на своем транспорте доехать до моря! Достали ноутбук, модем стали искать в Интернете мотоклубы, мотомагазины и в Камышине, и в Волгограде. А время-то раннее: по телефонам, которые нашли, никто не отвечает. В общем повозились, дождались 9-10 часов утра, созвонились. Генератора нет, но есть авторынок. Сергей поймал попутку и поехал в Камышин, дабы от него мы отъехали не более 30км. К одним, к другим: в результате нашел мужика, который продавал свой мотоцикл по зап.частям. Купил генератор. Подъехал, поставил. Все это время я обгорала и умирала от скуки и переживаний на обочине рядом с мотоциклом. Пока мы ели перед дорогой, к нам подъехал иностранец на велосипеде.

Немного пообщались: он из Германии, меняет одно место работы на другое, вот и захотел очистить свою голову от проблем со старой работы; едет через Украину в Казахстан. Повторно мы выехали уже в 6 часов вечера и проехали только 120 км. Хотели остановить где-нибудь у воды, но все живописные места рядом с трассой находятся в водоохраной зоне. Так что проезд к ним заказан. Остановились, как и в прошлый раз, просто за кустиками после села Оленье. Вместо водоема в селе купили пятилитровую бутыль с водой, смогли помыться. Бензин в этот день не покупали, только масла долили при ремонте.

В третий день опять смогли выехать рано после 6 часов утра. Подъезжаем к Волгограду — мотоцикл глохнет. Смотрим, ну точно, бензин закончился. На мотоцикле, в отличие от машины, показателя количества бензина нет. Мой предусмотрительный муж, конечно, взял канистру бензина. Заправились, дали остыть двигателю, помахали проезжающим из 63 региона, видели даже маленький автобусик наш самарский. Поехали дальше. Въезжаем в Волгоград и не поймем, где же надо свернуть на объездную. Телефон с навигатором отключился (кстати, кому интересно, телефоны «Нокия» не заряжаются от автомобильной зарядки, если у нее USB выход, при этом от компьютера через USB вполне дома заряжался), указатели «На Ростов-на-Дону» показывают проезд прямо — в город. Когда проехали второй светофор, поняли, что надо было сворачивать на первом. Перенервничали.

Развернулись, впереди догорает красный свет, притормаживаем, но тут включается зеленый. Впереди стоящая машина все никак не начнет движение. Сергей принимает решение обойти ее и … не рассчитал габариты мотоцикла с люлькой, тем более, что справа сплошная. В общем, позарапали мы «пятерочку» пенсионера и бампер у него треснул. У нас же только на крыле вмятина. Договориться с дедулькой не получилось: «Я не знаю, во сколько мне может обойтись данный ремонт». Ну что ж вызываем гаишников.

Думали, что придется ждать долго, но они приехали минут через 30. Так как я была в люльке, то попросили дедка поставить свой аварийный знак. Приехали, быстро составили схему, и все отправились в местное управление. Сергей свою вину не отрицал, поэтому управились быстро. Созвонились со своим страховщиком. Взяли копию протокола, в котором было написано, что из-за незначительности повреждений администативное дело не возбуждать (или прекратить, я уж не помню). Отдали ментам 2 000 рублей, за то, что знак надо было нам выставить, т.к. мы были сзади. «Ты же не маленький, понимаешь?» После этого гаишник нам даже рассказал, как правильно выехать на объездную дорогу. И вот мы снова в пути. Снова небо, поля, суслики и пересечение Дона в Калаче-на-Дону на трассе М-21.

В темноте добрались до М-4. Впереди огни новой трассы, а значит сложные развязки. Все, надо искать место для ночлега. Съездов с трассы нет. Обочины грязные. Я говорю: «Мы недавно мотель проезжали, давай в нем остановимся, телефоны зарядим, помоемся.» Решено. Развернулись, подъехали, узнал Сергей, что номер стоит 1 500 рублей, остались. Мотоцикл завезли во двор прямо к двери нашего номера. Так все делают. Стоянка с охраной. Поужинали на 1 000 рублей. Что планировали, сделали. Все. Спать. Заправлялись еще раз в Белой Калитве. Пройдено 387 км.

Под утро четвертого дня пошел дождик. Правильное решение вчера приняли. У нас номер на сутки. Прикрыли мотоцикл чехлом от дождя. Ждем. Позавтракали на 500 рублей. Выехали теперь уже только полдвенадцатого. Перед Ростовом-на-Дону застряли в пробке где-то на час.

Где-то между Ростовом и Краснодаром у нас опять закончился бензин, а до заправки осталось всего метров 50-100. Пришлось толкать.

Дорога перед и за Ростовом вечно в ремонте, как мне кажется. Сперва едешь по своей полосе, потом по встречке. Так было 5 лет назад, когда ездила с братом на машине до Адлера; так пишут все, чьи отчеты я читала; так было и у нас. В этот день нам очень помог навигатор в телефоне. Спокойно прошли все развязки что в Ростове, что в Краснодаре. Зато перед Горячим ключом мы опять хотели остановиться в палатке у речки, навигатор показывает, что съезд есть, а на самом деле там такая непролазная тропа, что мы не рискнули по темноте ехать. Опять стали искать мотель.

В Интернете нашли телефоны гостиничного комплекса «Старый замок» — он располагается рядом с достопримечательностями Горячего ключа на трассе. Позвонили, но там самые дешевые номера стоят 3 000 рублей. Тогда стали искать просто ближайщий подешевле. В «Харчевне» номера имеют тоже такую же цену, но при этом у них еще есть номера на втором этаже с общим сан.узлом на этаже за 1 000 рублей. Нам повезло — один номер был свободен. Вот здесь мы впервые поужинали на 2 000 рублей. Я смогла расплатиться кредиткой, чтобы не тратить наличные. В эту ночь опять прошел дождь, а мы опять под крышей. Наш путь в этот день составил 420 км.

Пятый день был посвящен достопримечательностям юга. Сперва мы посм. Горячий ключ. Позавтракав, спросили у официантки телефон городского такси. И она сама вызвала нам такси, а нам оставалось только дождаться его. При этом мотоцикл оставался на территории мотеля под охраной. Посмотрели Иверскую часовню, Дантого ущелье, попили воды из источника Пантелеймона и др, что есть на этой схеме, кроме 12 пункта «Крепость Псыфабэ». Мы не нашли, по какой дорожке надо было к ней идти, а местные нам сказали, что и крепости там почти нет, может быть несколько камней от фудамента осталось.

Выехали дальше в полдень. Подъемы, спуски, перевал и вот мы в Джубге. И хотя моря мы не видим, т.к. повернули на Геленджик, но знаем, что все путь пройден. УРА!!! Мы на море! Следующим пунктом маршрута Гебисские (Бигиусские или Тишебские) водопады. Сперва справа в каком-то проселочном съезде довольно далеко от трассы я увидела маленькую табличку-указатель «Водопады». Ну думаю, все — проехали. Ладно,Сергея тормозить не буду. Едем дальше к Михайловскому перевалу. Там следующий родник Наташа, рыночек. Вдруг вижу плакат и большими буквами написано «Гебисские водопады». Тормозим, я побежала смотреть. Вход стоит 150 рублей. Прошла по маршруту около 0,5 км. Смотрю, указатель «Водопад 500 м». В общем, до последнего водопада идти 1 км 300м. Долго, в конце пути высокая лестница. Поднялась, перешла на левую сторону речки и начинала спускаться, потом спускаешься еще по лестнице в ущелье, чтобы посмотреть на последний третий водопад, а с другой стороны есть интересное окошечко, из которого видно второй водопад.

Времени потратила очень много. Сергей уже не пошел. Поехали дальше до перевала.

Дважды останавливалась я в прошлом на экскурсиях у родника Наташа и ни разу мне не удавалось подняться за кафешку. Теперь я это осуществила.

Хотела на рыночке помидоров, которые закончились прикупить, но там кроме сувениров и меда-вареньев, ничего полезного не продают. Едем дальше. Впереди поселек Возрождение, река Жане, другие водопады и комплекс долменов и курганов. В этот раз Сергей пошел первый смотреть, а я осталась караулить мотоцикл. Когда он вернулся уже начались сумерки. Так, что я на «прямую» бежала до дольменов мимо неформалов, которые там собираются и живут.

В Геленджик мы въехали уже в темноте. Канатная дорога работает до 2 ночи, но я так устала, что стала говорить: «Давай до Кабардинки и будем искать кемпинг». Сергей же сказал, что он уже привык в темноте ехать, так что можем сперва подняться и посмотреть на Геленджик с горы. В 2004 году мы впервые поехали к морю (на поезде) и отдыхали именно в Геленджике. Тогда же мы пешком забирались на соседнюю гору, где сейчас расположилась надпись «Геленджик». Так, что сходил, уточнил, что все работает и где лучше оставить мотоцикл. Трижды мы пытались взобраться на подъем ко входу. Получилось только с третьей попытки на 1 передаче. За 50 рублей охранник пообещал покараулить наш мотоцикл. И вот мы в темноте поднимаемся в креслах, где даже для ног нет подставок. Зато вид открылся просто удивительный!

Вход, кажется, стоил 400 рублей с человека. Дальше у нас кемпинг в Кабардинке и целый день отдыха на море. Кабардинку проехали по объездной. Я находила в Интернете дома кемпинги Краснодарского края и знала, что один из них должен быть где-то в конце поселка. Свернули в обратную сторону на Революционную улицу. Остановились у какого-то пансионата, Сергей сходил и спросил у охранника, где здесь автокемпинг. Тот объяснил, что за третьим светофором. Едем. Видим дорожный указать «Кемпинг «Можжевеловая роща». Туда и свернули. Его-то мы и искали. Если ехать из города, за ним располагается поворот к форелевому хозяйству «Кастальская купель» и к самой можжевеловой роще. Тот кемпинг, о котором рассказывал охранник, мы потом тоже встретили, когда вышли в поселок и к морю. Он располагается ближе к центру и к морю, но, думаю, что и цены там выше. А так, мы заплатили 150 рублей с человека в сутки. За машину берут еще 150 рублей в сутки. С нас же за мотоцикл ничего не взяли. У них нет прейскуранта на мотоцикл. Место хорошее: есть деревья, туалет, летняя кухня с холодильником, душ летний и с электронагревателем. За душ с кипятком брали 50 рублей с человека, за зарядку техники 30 рублей за комплект (т.е телефон + зарядка). В пути были 140 км. Заправились один раз из 10-литровой канистры и долили масла.

В Кабардинке мы вместо одного дня задержались на три. Да-да, мы были там, именно, когда случился этот потоп и трагедия в Геленджике, Новороссийске и Крымске.

Итак, первый день в Кабардинке, полностью был посвящен отдыху. Сперва мы посетили Кастальскую купель. Это больше похоже на ресторанчик, чем на форелевое хозяйство: рыба плавала в протоке за основным прудом. Место, конечно, очень красивое. Вход платный. Здесь мы второй раз поели на 2 000 рублей. Взяли мне вина, Сергею пива, ему же уху, порцию форели на двоих и порцию Лягушачьих лапок (300 рублей) в сырном соусе. Мясо действительно похоже на куриное с легким привкусом рыбы. Вердикт: есть можно. В счете была визитка хозяйства и памятка с легендой о Кастальской купели. С обратной стороны визитки был телефон такси, и мы, такие разомлевшие после еды и спиртного, решили добраться до Старого парка на нем. Но, сперва, сходили на смотровую площадку в Можжевеловой роще, где открывался замечательный вид на бухту и Кабардинку.

Женщина таксист довезла нас до Старого парка, взяли билет и присоединись к экскурсии.

А потом мы вышли на центральную улицу, купили себе винца в магазине, нарезки мясной и пошли на пляж. Кабардинка мне понравилась, пока я не вошла в воду. Такие валуны в воде я встречала только на диком пляже в Анапе. Заходить невозможно, только сразу же плыть. Купила себе зарядку автомобильную для «Нокиа» и две симки «Билайн», так мне посоветовали: одну для разговоров и смс, вторую для Интернета. Поискали масло Liquy Moly для мотоцикла, но оно продается или в Геленджике, или в Новороссийске. Вернулись, поужинали и спать.

На следующий день пошел дождь. Для нас он прошел спокойно: видимо, место находится на возвышенности. Ну дождь, ну сильный, в туалет приходилось перебегать по ручью. Целый день провели в палатке. В шерстяных носках, дабы я, запасливая, взяла их, зная прогноз погоды. Планировали на этот день ехать на Малый Утриш. Но по грунтовке по грязи и сами не проедем, и никто нас не повезет. Выяснили, что такси туда можно заказать из Новороссийска. Водный транспорт сейчас туда не ходит. Так что этот пункт пришлось исключить из первоначального маршрута.

После дождичка вышли в город. Собирались на автобусе доехать в Геленджик или в Новороссийск: за маслом, иначе пришлось бы делать чистку всего механизма, чтобы залить масло другой марки. А там такие дела: заборы, асфальт разрушены. По дорогам не ручьи, а реки текут. В одном месте переходила лужу не по земле-грязи (как Сергей), а по бордюру, которуй как раз проходил по обочине лужи. Вдруг он подо мной поехал и я оказалась в этой луже по колени. Сергей потянул меня за руку, но земля опять пошла подо мной еще ниже и одной ногой я оказалась погружена в воду по самое бедро. Машины все в тине. Люди все разгребают, из машин вытаскивают Сид но канализация енья, чтобы отмыть салон. Дорога в обоих направлениях перекрыта. Автобусы не ходят.

Таксисты устроили свой бизнес: за 600 рублей (т.е. за 150р. с человека) довозят в Новороссийск до первой остановки таксички, а там своим ходом. Хоть некоторые и возмущались, должна сказать, что это еще по-божески. Нашли попутчиков и поехали. Поезда из Новороссийска не ходят. Говорили, что РЖД организовала отправление людей на автобусах до Анапы и Краснодара. От туда поезда, якобы, ходят по другой ветке. В Крымске размыло пути. В Новороссийске тоже были потоки, но канализация работала, хоть и с трудом, но справилась. Когда, на следующий день мы проезжали по Новороссийску, то по дорогам остались только большие лужи. Видели затопленную бензоколонку по колеса грузовика, который там стоял. На трассе сошла часть горы. Здесь помогали и работали не только местная полиция, но и полиция из Туапсе. Опять же магазин, в котором продавалось необходимое масло нашли по Интернету. Смешно, но потом по дороге, я несколько раз видела логотип фирмы этого масла, можно было не ехать специально за ним в Новороссийск.

Еще один веселый случай, произошел в кемпинге. Пошла я мыть посуду. Подходит ко мне мужик и говорит: «Вы не помните. Я вам махал перед Волгоградом». Потом он мужу рассказал, что это именно он вел тот маленький автобус с самарскими номерами, которого мы тоже приветствовали. На этом инцидент с наводнением для нас исчерпан.

P.S. Уже дома в ютубе я видела насколько была испорчена набережная. Сразу вспоминается фраза одной из женщин: «Ну, тогда пошли купаться.» И другая фраза в ролике: «Что-то мне не хочется в эту воду лезть.»

На девятый день нашего путешествия мы тронулись дальше на Таманский полуостров. По навигатору в телефоне прошли через Новороссийск. Двинули на Веселовку посмотреть на Соленое озеро и Бузагскую косу.

Говорят, что в сухую погоду озеро полностью белое от соли и с полезной грязью.

По дороге купили арбуз прямо на бахче.

Следующим направлением была Тамань. Там по указателям поехали на Атамань. По карте Тамани мы планировали ехать по ул. Лебедева, по указателям же свернули раньше. Место, конечно, интересное. У каждой избы есть причудливые названия. Здесь же мы и пообедали: Сергей заказал борщ (оказывается, что у них борщ, у нас называется щи), а я взяла вареники — в избе «Варенечная».

Стали у местных спрашивать, как проехать к раскопкам Городища Гермонасса-Тмутаракань. Одни говорят, что не знают, где это. Другие говорят, что уже нет никаких раскопок. И только один мужчина сказал: «Да, вот, едьте по этой улице (ул. Лебедева) и не проедете мимо, увидите.» Действительно, едем, смотрю забор голубой, как на фото в Интернете, притормаживаем, точно они. Только музей работает до 17:00, а время уже к 6 вечера подошло. Увидели белье археологов сушится и решили напроситься на экскурсию, все-таки в такую даль ехали. Вышел один взрослый мужик, а то все дети мелькали, поговорили. Да, конечно проходите, сейчас девочку пришлю, она вам все расскажет. Девушка нам, действительно, все рассказала. Сами они школьники из Краснодара, расчищают территорию, потом приезжают археологи из Москвы. Вот некоторые данные из Интернета, которые совпадают с рассказом экскурсовода-археолога: «Тмутарака́нь — древний город на Таманском полуострове на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.

В античное время носила имя Гермонасса. В хазарский период — Самкерц , в византийский — Таматарха, а после славянского периода Матарха. С середины XIII до начала XIV веков татары её называли Матрика, а с XIV по XV век она принадлежала генуэзцам под именем Матрега, с XVII по середину XVIII века — турецкая крепость Хункала, затем Таман. Таманское городище раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой или разрушена водами Таманского залива. Толщина культурного слоя достигает 12-14 метров.»

Все, программа минимум закончена. Где-то за Тамнью, но не доезжая Сенного, должны быть еще одни раскопки — Фанагории. Но их мы искать уже не стали.Из-за различных задержек по дороге мы не поехали и на Родоновое озеро. Поэтому следующим пунктом у нас стал вулкан Тизран. Приехали в поселок За Родину. Что-то место для палатки рядом с Азовским морем нам не понравилось, поэтому стали искать минигостиницу. На заборе увидели телефон и надпись: «Самые дешевые номера у моря.» Позвонили, договорились на 1 000 рублей за номер. Обосновались, пошли за продуктами в магазин, который работает долше всех, т.к. время было уже за позднее. Наши хозяева очень приветливые и заботливые люди, даже слишком: стала помогать мне готовить ужин. Сами они из Сибири. Дом у них крайний от моря. Они еще стоится, но номера уже многие готовые. Мы жили в семейном номере с двухспальной кроватью и была еще одна кровать в два яруса. Очень удобный номер для семьи с двумя детьми.

Утро (теперь уже десятый день нашего путешествия) мы посвятили походу в развлекательный комплекс «Вулкан Тизран». Там кроме кратора грязевого вулкана располагаются раздевалки, камера хранения, душевые, выход на пляж, минизоопарк, несколько кафе, магазины спиртных напитков, ларьки с сувенирами и гостиница. От минизоопарка до спуска на пляж ходит паровозик: два вагона, которые везет маленький трактор. Все это удовольствие стоит 400 рублей с человека на целый день. Вино, еда и сувениры, конечно же, за отдельную плату. Еще там можно за отдельную плату половить рыбу в пруду. И хоть на море был ветер и большие волны, в очередной раз, скажу, что на Азовском море мне понравилось больше.

Под вечер мы рванули искать кемпинг в Голубицкой. Проезжаешь Пересыпь и начинается полоса кемпингов у самого моря. В одном из них мы и остановились на сутки. За этот кемпинг мы заплатили вообще смешные деньги: 100 рублей за все в сутки. Правда, из удобств здесь было только место под деревцем и общий туалет. Палатку можно было поставить у самого моря, мы же выбрали место за горкой под деревьями, чтобы ветер с моря нам не мешал. Когда включили генератор, то я смогла зарядить свой телефон, чтобы навигатор показал нам обратную дорогу домой.

На следующий день мы пошли искать минирынок. Конечно, для этого нужно было ехать в поселок ближайший, но пошли пешком в надежде, что нам что-нибудь попадется. Через один кемпинг в сторону Голубицкой мы забрели на пляж «Посейдон». Два года назад на экскурсии мы именно здесь купались в бассейне с грязью и, именно, здесь мой муж утопил 1 000 рублей. Мы еще шутили, что теперь мы обязательно вернемся в это место. Тут мы нашли ларьки с сувенирами, вареньями, медом и вином. А так же здесь есть кафе, где мы в прошлый раз обедали. В этот же раз мы попали с чужой экскурсией на бесплатную (для нас) дегустацию и купили немного вина и коньяк домой. Покупались в море напоследок. На завтра назначена дорога домой.

Домой мы возвращались не по трассе М4, а через Славянск-на-Кубани, и только в Стародеревянковской свернули на привычную трассу. Проезжали мимо лотосов в Старонижнестеблеевской. И хотя мы не останавливались, и я даже не успела их сфотографировать, но здесь их можно наблюдать вполне бесплатно. Из неприятностей обратного пути можно отметить только момент, когда навигатор при выборе короткого пути повел нас через Славянск, вместо того, чтобы свернуть на объездную дорогу, и ужасные дороги в Волгограде. В Славянске-на-Кубане мы плутали, т.к. навигатор нам показывал дорогу то туда, где одностороннее движение и стоит знак кирпич, то туда, где дорога перекрыта бетонными плитами. А в Волгограде мы потеряли больше всего спиц на колесах.

Ах да, еще было три ужасных аварии между Волгоградом и Саратовом. Еще перед переездом в Сенной (Саратовской области) в темноте на обочине очень подозрительно стоял автомобиль, а может быть их было два: в кювете на уклоне с обочины. И да, мы сожгли зажигание уже на подъезде к родине. Где-то за 100 км до Сызрани (даже Хвалынск не проехали), наш железный конь встал и трогаться больше не хотел. Опять в Интернете нашли помощь: эвакуатор, который обошелся нам в 5 000 рублей. Но все равно:

МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ — СЪЕЗДИЛИ К МОРЮ НА СВОЕМ ТРАНСПОРТЕ!!!