|
Маршрут: Новосибирск — Бийск—Алтайское—Черга —пер. Кукуя—Беш-Озек—Ильинка—Тоурак—Куяча—Куяган—Алтайское—Старобелокуриха—Бийск—Новосибирск.
Прошлой осенью, сидя на реке Бугузун, моя подруга Настя поделилась с нами мечтой — купить небольший джипик ценой не выше 220 тыс. Общение с компанией искателей приключений заразило ее любовью к внедорожным покатушкам, и она решила поменять свой «Дуэт» на что-то поинтереснее. Тогда парни над ней посмеялись, сказав, что за такие деньги она купит что-то ушатанное. Но если женщина хочет… В ноябре Настя стала обладательницей красного Suzuki Escudo 1993 года, во вполне приличном состоянии за деньги, которые и собиралась потратить.
Этот отчет — небольшая фотозарисовка о выходных на Алтае, посвященная всем нашим «алтайским» друзьям.
В апреле Настя сделала боди-лифт и поставила 29' колеса, которые перешли ей по наследству от барнаульской «Кирпи-Делики» IvanК. И вот на первомайские выходные мы решили поехать испытывать машинку. С Настей мы познакомились в 2009 году в велопоходе по Алтаю и с тех пор стараемся видеться почаще. Велостаж у нас довольно внушительный, но в последнее время автопокатушки вытеснили велопоходы. Поэтому на первомай мы отправились на Х Общесибирский велопробег.
Я в подобном слете участвовала трижды в разные года, Настя не была ни разу. Традиционный Общесибирский Первомайский велопробег — крупнейшее за Уралом велотуристическое мероприятие, которое ведет свою историю с 2003 года и ежегодно собирает по 200-300 участников со всей Сибири.
Каждый год на первые майские праздники велотуристы из разных городов Сибири собираются вместе и проезжают за три дня несложный веломаршрут в автономном режиме. Сначала мы хотели поучаствовать на велосипедах, но поскольку я живу в Красноярске, в сроки выходных я не укладывалась, и мы решили поехать по этому маршруту на машине как сопровождение.
Велопробег в этом году собрал почти 400 человек из десятка сибирских городов, пропускать такое событие просто нельзя. Тем более, у нас очень много знакомых из разных городов, хороший шанс всех повидать.
Как оказалось, это было не зря — Х юбилейный велопробег был заявлен главным организатором как последний. Помимо нас на внедорожниках собирались парни из Барнаула — уже хорошо знакомый нам Ваня на Кирпи-Делике и барнаулец Дима на Гранд Витаре, леворуком брате «Эскудика», а так же бийская Шеви-Нива. Они выступали как машины сопровождения алтайских веллеров. А по сути оказались помощниками для всех городов, потому что остальные машины сопровождения пройти самый сложный участок не смогли бы при всем желании.
Вообще, мы называем себя байкеры, но дабы не получилось путаницы с мотобайкерами, велосипедистов я буду называть веллерами.
Мы сделали наклейку с эмблемой нашего личного автопробега, чтоб все как у взрослых и налепили на двери «Эскудика».
Итак, ранним утром 29 апреля мы стартанули из Новосибирска в составе трех девушек — я, Настя и ее подруга Катя. В 6 утра уже вставало солнышко, трасса была пустая, мы летели на юг. Настроение слегка испортили гаишники — едва въехали в Алтайский край, попали на штраф за превышение скорости.
Около 12 заправились в Бийске. Тут уже высадили тюльпаны, деревья покрыты легким зеленым шлейфом. Весна вовсю. Вдоль дороги зеленые поля, что-то взошло уже.
А в селе Алтайском так вообще красота — цветут вишни, деревья в облаках прозрачной нежной зелени, просто другой мир по сравнению с Красноярском или Новосибом.
В Алтайском потупили, куда нам, дороги выглядели слишком невзрачно для главной дороги. Велопробег стартовал отсюда, но куда и как они поехали, было непонятно. Наконец, на полянке у реки обнаружили новосибирские и томские автобусы и грузовички. Значит, мы на правильном пути.
Хорошая дорога закончилась, началась тряска. Мы катили, думая, когда же встретим велопробег и наших товарищей на машинах. А нагнали их довольно быстро. Начался подъем в перевал Комарский, и пошли сначала поштучно, потом группами по двое-трое, а потом… Как же их много! Кто ехал, кто шел пешком, перевал все не заканчивался, и нам стало немного неловко, что люди впахивают в перевал, а мы едем на машине, еще и им мешаем. Велосипедная часть души страдала, ей было стыдно перед двухколесными братьями. Для очистки совести несколько раз останавливались сфотографировать участников пробега.
Часа в три мы поднялись на вершину перевала, и в глазах зарябило от огромного количества расположившихся на обед велосипедистов. И это ведь далеко не все, часть все еще ползла в перевал. Мы даже не знали, куда нам всунуться, чтобы никого не подавить.
Самый дальний западный гость из Екатеринбурга.
Зато здесь знакомые лица. Вот приветственно машет Женька, знакомый по киргизским приключениям, за ним Аня, у которой жили в марте, Ваня, Света и Тая у Кирпича.
Останавливаемся на привал, знакомимся с Димой и Витариком. Ваня сегодня на велике, за рулем Света.
Дети — уже постоянные участники велопробега.
Итак, наша джип-команда прорыва собралась. Действующие лица:
Эскудик (Suzuki Escudo, 1993, TA01W, G16A, АКПП, susp 2", AT 29") — Настя (SiiliSumussa), я (silver_lining), Катя.
Кирпич (Mitsubishi Delica P24W, 1993, 4G64, 2.4, МКПП, лифт, шноркель) — Ваня (IvanК), Света (Госпожа Морфема), Таюшка и барнаульская вело-команда.
Витарик (Suzuki Grand Vitara, 2001, j20a, МКПП, круглый. шноркель, 5см боди) — Дима (ivanhoe), его друг Евгений.
ШНива (Chevrolet Niva) — Дакар.
Здесь нет уже такой зелени, все желтенькое. Надежды на зелень не оправдались. Но погода великолепная. Светит солнце, тепло. Омрачает фотосъемку дымка от костров. В каждой деревне жгут прошлогоднюю траву, и дым застилает все вокруг.
Таюшка с зимы немного подросла, щеночек наш.
Народ потихоньку выезжал, кто-то еще доползал. Мы решили тоже стартануть, чтобы не пылить по сухой дороге веллерам под нос. Быстро слетели с перевала и ушли на Чергу, чтобы заправиться. Маршрут первого дня подходил к концу, стоянка планировалась за деревней Улус-Черга. Поскольку на Алтае места очень мало для толп в 400 чел, мы спешили приехать пораньше, чтоб было место для машинки.
В Черге нашлась одна непривлекательная заправка, и мы сделали несколько кругов в поисках нормальной. Но ничего хорошего не было, поэтому заправились, чем было и рванули дальше — очень уж хотелось кушать.
Панорама. У реки Черга
Панорама. У реки Черга-2
Стоянка Первомая оказалась у дороги за Улус Чергой. Многие уже финишировали и ставили лагерь. Мы дождались Свету с Кирпичом и поехали на поляну.
Съезд был очень странный, долго его искали, хотя можно было и так скатиться, у нас же внедорожники, нафига нам дорога. Ваня уже приехал и стоял на дороге семафорил, паркуя машины. Он загнал нас в лесок у речки. Следом приехал Витарик и встал за нами. Света привезла первую пострадавшую — омская девочка упала и сильно поранила лицо. Сами омичи умотали неизвестно куда вместе с машиной сопровождения. И ехавшая последней Света забрала девчонку.
Внезапно все вспомнили наш вело-фестиваль 10-го года в Хакасии и феерический пожар. Оглядывая поляну сухой травы, барнаульцы перегнать машины. Поскольку Красноярск принципиально не участвует в этих велопробегах, мы присоединились к барнаульскому лагерю.
Велосипедисты занялись готовкой общего ужина, а мы ехали в автономе, поэтому готовили еду на горелке. Быстро почистили картошку, нарубили салатик, и через полчаса уже с аппетитом ужинали, пока остальные еще только разводили костры.
Девчонки шаманят с нашей горелкой.
А это Игорь Наждак! Запомните это веселое лицо с новогодним комплектом. Он еще сыграет свою роль двумя месяцами позже в нашем походе по Монголии :).
К нашей полянке подъехали знакомые Вани. Парень и девушка спортивного вида гоняли налегке от Алтайского через два перевала и возвращались назад. Они посмотрели на нашу джип-команду и поведали, что спец-участок мы не пройдем. Грязь жуть, брод жуть. Настя слегка напряглась. Но Ваня как обычно отмахнулся. Мол, чего бы они понимали в спец-участках. Беседу нарушили омичи с просьбой отвезти их пострадавшую аж в Горно-Алтайск. Время было уже совсем вечернее, около 8, ехать туда километров 100, но не откажешь ведь, и Дима на Витарике поехал.
Вечер был спокойным, никаких пьянок и буйств, как будто веллеры повзрослели вместе с велопробегом. Когда я была на таких мероприятиях, народ гулял до утра. Кто-то устроил небольшой фейерверк.
Пол-луны светило очень мощно. Мы с Настей погуляли в ее свете по безлюдной дороге и пошли спать.
Витарик вернулся во 2-м часу ночи. Лагерь уже спал. Лишь якуты развлекались, крича в ночи «Барнаул — столица мира». Барнаульцы в том году отличились своим поведением, и теперь якуты над ними угорали.
Ночь была очень холодная. Видимо, поэтому народ начал подрываться в 5 утра и стучать топорами на новосибирском костровище, расположенном в метрах в 5 от нашей палатки. На нашем костре кто-то усиленно шерудил тарелками, долго так, что я было подумала на коров. Я уже замерзла так, что встала в 6 утра и пошла на гору пофотать что-нибудь и согреться.
К великому огорчению небо оказалось затянуто тучами. Не хотелось бы дождика. Я за часок сбегала наверх, тем временем проснулись Настя и Катя, и мы занялись завтраком и сборами. Нам нужно было успеть сгонять в Усть-Кан и вернуться к общему сбору в начале спец-участка, чтобы пройти его с парнями. Газели, пузотерки и прочие труповозки сегодня возвращались назад и заезжали на вторую стоянку с другой стороны.
Едва мы выехали со стоянки, начал капать дождик. Мелкий пока что. В перевал Кукуя въехали под мрачными тучами, чуть ли не падал снег, а в горах вообще творилось невообразимое. Мы попытались найти место, с которого был сделан кадр на нашей наклейке, но так и не поняли, где это было.
Пропылили новосибирцы на «бэхах».
Погода становилась все хуже, а потом и вовсе полил дождь. Нам стало очень жаль первомайцев, которые начали штурм Кукуи. На развилке между Ильинкой и Барагашем мы ушли налево и покатили среди красот, которые, впрочем, скрывала стена дождя. Струи воды хлестали лобовое стекло, и Настя уже переживала, что спец-участок развезет, и будет очень сложно. Так же настораживал пост Вани на форуме перед отъездом: «Кстати, есть цепи на 29-ые колеса! Возьму, пожалуй, глядишь, сгодятся Сузукам!». Одна надежда на Кирпича, что он на своих 31-х колесах вытащит и нас, и Витарика.
Мы планировали доехать если не до Усть-Кана, то хотя бы до Чарыкского перевала, посмотреть на красивые виды, заправиться в Беш-Озеке (Ваня обещал там супер-заправку), и вернуться на развилку к прибытию Кирпича и Витарика. Дорога была просто адская, вытрясло весь мозг. В Барагаше опять наткнулись на неприглядную заправку. Решили доехать до заправки, обещанной Ваней. Сил хватило лишь доехать немного за Беш-Озек, до перевала так и не доехали.
Заправки в Беш-Озеке не оказалось, да и никогда не было, поэтому заправились в Барагаше.
Дождь прекратился, вышло солнышко, и мы весело помчались обратно. Через минут 10 у всех появилось странное ощущение, что окружающие места мы видим впервые. Вроде бы заборы, поля, горы, но что-то не то. Решили, что по пути туда все скрывалось дождем, и мы просто не узнаем. Но когда дорога уперлась в грязищу, стало понятно, где-то мы свернули не туда. А дорога-то была прекрасная, лучше, чем та, по которой мы приехали. Пришлось возвращаться, и возвращаться прилично. Оказалось, что нашу дорогу перегородила огромная фура, и мы машинально повернули около нее на другую дорогу.
Когда подъехали к развилке, снова полил дождь. Веллеры мокли под дождем, разукрашенные грязью с ног до головы. Машины еще не проходили.
А там, откуда мы приехали, уже хорошая погода.
Мы дождались наших автотоварищей и поехали в Ильинку. Тут зарядил град. Все в лучших традициях Первомая.
Пока ехали через Ильинку, потеряли Диму и Витарика. Света выбрала полянку за деревней и запарковалась там. Вышло солнышко, стало очень тепло. Долго ждали Диму, даже Ваня уже приехал на велике. Здесь же к нам присоединилась бийская Шнива, они тоже решили пройти спец-участок. Из-за погоды главный организатор Игорь Томас отменил общий обед, и веллеры пролетали мимо, недоуменно глядя на нас. А барнаульцы, видя знакомые машины, спускались на обед.
Ну что там осадки, польет или нет?
Основатель велопробега — Игорь Томас (в синем).
Неизвестно, что ожидало нас на спец-участке, поэтому мы оставили обедающих и поспешили вперед. Шли колонной, впереди Кирпич, за ним Витарик, потом ШНива, и мы за ней, рассудив, что там, где низкая ШНива пройдет, мы проедем запросто.
Мы следовали друг за другом, колонна вела себя как велосипедисты — кто-то умотал вперед, кто-то отставал. Боялась Настя напрасно, дорога была сухая, будто тут не упало ни капли. Покорячившись на кочках из засохшей грязи, мы выехали к броду.
Навстречу нам проехал кемеровский «Ниссан». Он не решился брать брод и поехал в объезд. Ваня же, оценив переезд, разочарованно резюмировал: «Песок». Что означало — легкотня полная, не над чем заморачиваться. Но тем не менее, мужчины всех трех экипажей порубили лед (Ваня планировал рубить его бензопилой, но она днем вдруг сломалась), повыкидывали камни, выложили траки. Можно было и без них, но что, зря возить их что ли. Мужественный бийчанин стоял по колено в ледяной воде в контачах и лосинах и руководил переездом. Папарацци из веллеров облепили оба берега с фотоаппаратами так, что машинам некуда было выехать.
А Наждак берет брод прямо так! Тогда я еще не знала о его любви к воде.
Кирпич пошел первым. Я разрывалась между желанием поехать в Эскудике и пофотать его переезд. В итоге переехала я в Кирпиче. Было немного страшно, когда он наклонился на спуске так, что через лобовое стекло было видно только воду. Но проскочил он влегкую.
Следующим поехал Витарик, ему тоже не составило особо труда проскочить.
Штурман Витарика Евгений изучает спуск.
Приготовилась ШНива, за нее волновались, но и она с честью прошла брод.
Дакар, хозяин ШНивы, оставил свою любимицу и выскочил семафорить Насте. Для Насти траки немного сдвинули, у нее колея чуть уже. Она переживала, но Ваня все время говорил, что Эскудик из всей компании самый лютый жип, лучше всех подготовлен (ну кроме Кирпича). Конечно, все прошло хорошо, мешали лишь болельщики, сгрудившиеся еще плотнее. Встречали Настю аплодисментами.
Заманивают Эскудика, а он как бы сомневается.
Таюшка осталась одна на другом берегу, она бегала и не решалась перейти по воде к любимым хозяевам. Пришлось Ване пойти за ней.
Радостные помчались дальше, дорога просто песня. Вот бы на велике там. Отличная грунтовочка, обалденные виды по сторонам, солнце, тепло. ШНива где-то потерялась, Кирпич упер вперед, Витарик жог по лужам и слегка сел пузом на бугор между колеями, но быстро освободился. Все интересное когда-то заканчивается, закончился и спец-участок, мы выехали в Тоурак. По пути народ ворчал, что мы тут на машинах лазим, но тем не менее охотно сгружали рюкзаки.
В Тоураке в лучших велотуристических традициях очистили магазин. Дакар по рации предупреждает, что по деревне гоняет неадекват на Москвиче, ШНиву едва не помял. Мы решили отправляться по добру по здорову. За Тоураком последний рывок до стоянки — резкий подъем, и грунтовочка среди пригорков. Вечереет, подзатянулся сегодняшний день.
Стоянка в два раза меньше вчерашней, как тут все поместятся? Кирпич и Витарик тут же нырнули вглубь поляны, мы было за ними, но потом дошло, что наутро мы просто не выедем, скоро заставят все палатками, а выезжать нам надо будет очень рано. Встали с краешка поляны рядом с ШНивой и бийчанами.
И снова на трассе пострадавшие, новосибирская девочка и омский мальчик, и снова Киллер идет к Ване за помощью. Но Ваню уже заблокировали палатками, и за ребятами поехала ШНива. Вот и пригодились машинки, хотя лучше б не пригождались. Пострадавших ребят жалко.
Вечером активисты организовали культурную программу. Традиционные гонки на 1:1, самый быстрый, самый медленный. Дима из Витарика взял трос и предложил устроить перетягивание каната. Было много музыкантов. Играл баян, кто-то очень классно играл на гитаре, я прямо заслушивалась. У новосибирцев был целый духовой оркестр: саксофон, труба какая-то, плюс барабаны. Они забрались на пригорок и немного сыграли под аплодисменты зрителей. Несмотря на огромное количество народа, в темноте на небольшой полянке все было очень уютно и душевно, очень трогательная атмосфера.
Ночь была очень теплая, но в два ночи полил ливень, и все разошлись спать. Дождь лил всю ночь, но наша палатка с честью выдержала потоки воды. Внутри было сухо, даже конденсата не было, и под палаткой тоже сухо. Умеют китайцы шить ноунейм палатки. А наши бийские соседи зачетно уплыли.
Поскольку дождь все еще шел, мы не стали ничего готовить, попрощались и поехали домой. Последний участок пути первомайцев был очень живописен. Сильный ветер дул в спину, когда мы выходили пофотать. Проехали деревни с не очень приличными названиями — Куяча, Куяган.
Спуск с Баранчинского перевала.
Потом начался Баранчинский перевал — небольшой подъем и бесконечный спуск. Вот так подарочек первомайцам. Мы аж устали на машине его ехать. Правда, на дороге была квашня из воды и грязи. Учитывая количество пострадавших в предыдущие дни, можно представить, сколько их будет тут. Пейзажи вокруг напоминали мне прошлогоднюю покатушку на 9 мая по Курагинскому району. Чувство дежавю меня не покидало. Чем ниже спускались, тем больше зеленели деревья. И вот наконец-то спуск закончился, мы в Алтайском. Там за два дня стало еще больше зелени, почти настоящее лето.
Обратный путь до Новосиба был примечателен аццким ветром, который сдувал нашего «малыша-коротыша» с дороги. Мы проехали через Старобелокуриху по шикарной трассе. По пути нас залило дождем и продуло ветром. В Новосибирской области, казалось, не упало ни капли, сухо, но зелени все меньше и меньше по направлению на север. Вопреки опасениям, в Новосиб въехали без пробок за полтора часа за поезда.
Подошла к концу эта душевная поездка. Спасибо моей подруге Насте за то, что поддержала мою идею, за ее мужественное вождение на усыпляющей дороге. Спасибо барнаульцам за приют у их костра, Диме за Suzuki-компанию и Ване за заботу о нашем экипаже.
Спустя несколько дней Настя, Кирпи-делика и Наждак поехали на Карагем, где отхватили веселых приключений, о которых Настя, наверное, когда-нибудь нам поведает. А пока мы попрощались на полтора месяца, чтобы в июне поехать вместе в Монголию.
P.S. Суровых джипперов прошу сильно не смеяться :). Для Насти это был ее первый далекий выезд на «Эскудике».