|
Идея заехать на Караколы еще раз возникла при планировании мероприятий Алтай-Похода на 2012 год. Вдохновленные прошлогодним успехом, мы решили не отходить от проверенной схемы — УАЗики, цепи на колесах, дружная команда, готовая толкать и копать. Но еще никто не знал, как часто и много придется это делать.
Для тех, кто не знает, Каракольские озера — прекрасное место для отдыха в Чемальском районе республики Алтай, довольно популярное и известное. Цепочка из семи озер расположена на «ступеньках» долины, покрытой кедровой тайгой, все они между собой сообщаются. Верхняя часть долины венчается двумя высокими скалистыми цирками, во внутренних угла которых почти всегда даже летом сохраняется снежник. В общем, это нужно видеть. Нам в очередной раз захотелось туда попасть.
Мы остались верны себе — выбрали для поездки ноябрьские праздники, когда почва уже достаточно промерзла, а количество снега еще позволяло ехать. К двум нашим УАЗикам — моему «козлику» и Лехиной «буханке» присоединился дружественный УАЗ-3151 под управлением Кости — нашего товарища и партнера по заброскам. Этот подготовленный монстр очень подходил для формата нашего мероприятия — высокий клиренс, грязевая резина, военные мосты, лебедка, все как надо!..
Итак, наступает утро 3-го ноября, я собираю по городу своих пассажиров — Алексея, Наталью, Леха тоже заполняет свою «буханку» нашими друзьями: Жека, Яна, Даня. В это раз подобралась своя компания, может, и к лучшему, потому что условия дороги и бездорожья были жесткие. Не торопясь, насколько позволяет крейсерская скорость УАЗиков, едем в сторону поселка Эликмонар. По дороге переписываемся с Костей, чтобы встретиться до окончания асфальта, ему ехать с Семинского перевала. В Усть-Семе на заправке заполняем баки бензином, заливаем полные канистры, т. к. топливо в условиях бездорожья расходуется очень сильно. Солнце уже высоко, пора и пообедать. За Усть-Семой находим подходящую полянку, там и устраиваем перекус. Все, что взяли из дома, режем, едим и пьем. В качестве стола выступает капот моего УАЗика и Лехин багажник. С шутками и хорошим настроением собираем все и едем дальше, сегодня самое интересное еще даже не начиналось, ехать много а время бежит.
В Эликмонаре дожидаемся Костю с его котом Васькой, который путешествует по Алтаю вместе с хозяином на УАЗике. И отлично переносит тяготы переездов.
Ну что же, мы наконец-то сворачиваем с асфальта, проезжаем деревню и начинаем подниматься вверх по реке Элекмонар. Дорога здесь вполне приличная, гравийка, однако мы отмечаем, что снега больше, чем в 2011 году. Чем дальше, тем дорога становится хуже, все больше камней, ехать приходится в основном на второй передаче, редко на третьей. Большое количество мостов (всего, кажется, около 17), на некоторых из них довольно сколько, поэтому обязательно медленно, аккуратно и на полном приводе.
В 15:00 мы приезжаем в урочище Соргат (Усть-Тура). От этого места начинаются пешая (8 км) и конная (11 км) тропы, ведущие на Каракольские озера. Мы много раз сами ходили здесь, и водили туристические группы. Нам ехать предстоит по конной, она положе, к тому же проезжая для транспорта повышенной проходимости, не всегда, конечно, но мы преисполнены оптимизма. И вновь отмечаем, что снега чуть больше, чем было... Светит яркое солнце, на коротких остановках играем в снежки, немного спускаем колеса для лучшей проходимости.
В это раз цепи одеть пришлось перед лужей, которую ранее проезжали, почти не замечая. Это заняло немного места и около 20 минут. Ну вот и начинается...
Леха поехал эту лужу в объезд, по довольно крутому склону процарапался с креном, но благополучно. Я решил попробовать прободать её с ходу, по основной колее, но толстый лед (около 5 см) резво остановил мой УАЗик ударом куда-то в мост. Пришлось сдавать назад и следовать за Лехой по склону. Костя, пока замыкающий, залез в лужу по самые пороги, разломал весь лед и благополучно проехал, на глазах у публики, ожидающей подобные моменты. Ну теперь вверх в гору.
Первая половина подъема довольно крутовата, идем с дистанцией около 50-70 метров, чтобы не мешать друг-другу. Леха первый, я второй, Костя замыкающий. Снега в лесу больше, его здесь не выдувает, но УАЗики на цепях едут. Спустя метров 800 от начала подъема мой автомобиль перестал двигаться, забуксовал, проще говоря. Оказалось, мы едем без одной цепи, но несмотря на это, у нас получалось очень неплохо. Пацаны пошли вниз искать ее, и нашли довольно далеко от места нашей остановки. Одели и поехали дальше. Связь между экипажами все время поддерживали по рациям.
Лехину «буханку» мы уже давненько не видели, только по рации узнавали, как лучше объехать то или иное препятствие. Оказалось, на одном из неприятных камней Леха много буксовал и деревом разломал рамку заднего номера. Номер отвалился и потерялся в глубоком снегу. Об этом мы узнали по рации, подъезжаем к злосчастному камню. Помню, год назад мы тут помяли толстый бампер, да так, что противотуманка до сих пор смотрит больше в небо, чем на дорогу. Долго пурхались и сейчас... В это раз все получилось не сразу, но довольно быстро. И номер нашли в снегу, свернутый в бараний рог. Прем дальше.
Подъезжаем к одному из основных препятствий прошлой поездки — канава. Уже начинает понемногу темнеть, день идет к концу. Но мы-то уже знаем, что тут делать и куда надо выезжать. Натаскиваем бревен, веток, расчищаем лопатами будущий путь и готовимся к штурму. Главное, затолкать морду УАЗика на горку, а там он уже и сам справится. Почти все мужское население участвует в этом, все проходит успешно. Снега здесь уже прилично, по колено и больше.
Следом заезжаем я и Костя. Принимаем решение, пустить Костиного УАЗика вперед, т. к. он самый высокий и с зубастой резиной — топтать колею, а мы следом. Сказано — сделано, уже по-настоящему начинаем копать-толкать. При этом не забывайте, что все время постоянный уклон вверх, едем в гору, порой очень крутую, местами по положе. Толкаем, копаем, толкаем, много копаем. Машины елозят по склону, их утаскивает и возвращает в колею, на летнюю дорогу. Но мы движемся, становится понятно, что рано приехать на базу не получится, как в прошлом году, тем интереснее.
Через какое-то время доезжаем до второго спецучастка — лужа. Объезда нет, только через нее. Лед толстый, очень мешает продвижению, даже подготовленный монстр стоит, не может проехать. На помощь машинам приходят люди. Все помогают вытаскивать огромные льдины из лужи, лопатами и ломами их измельчаем и расчищаем дорогу.
Время идет, уже вполне себе сумерки. Девушки снимают фото-видео и подбадривают нас. Льда очень много, медленно Костин УАЗ движется по луже вперед. Толкать не получается, т. к. никому не хочется стоять по колено в ледяной воде. Только своими силами...
Костя выезжает, следом плюхается Леха на «буханке», ему нисколько не легче, т. к. он значительно ниже. Снова руками и лопатами орудуем в луже. Уже на выезде Леха садится мостами в колее. Достаем реечный домкрат — hi-jack, приподнимаем передние колеса и закладываем под них бревна и ветки. Отрывается бампер :). Костя пытается выдернуть Леху из лужи, но без особого успеха — буксует и закапывается сам, да так, что с трудом потом выезжает на колею.
В раскачку, после долгих рутинных манипуляций, вызволяем УАЗик из лужи. Настает моя очередь. Первая пониженная передача, небольшой разгон. Застреваю уже в дальнем конце лужи, оно и не удивительно — мне намного легче ехать третьим. Разгребаем лед от бампера и переднего моста , и наша колонна в полном составе продолжает свой нелегкий путь вперед и вверх.
Надежда, что дальше станет проще, быстро улетучивается. Вместо локальных препятствий нас ждет протяженное и нескончаемое — снег, снег, снег... Наша компания уже забралась достаточно высоко, лес становится все реже, большие поляны, на которые надувает снег. Дорога, хоть и угадывается, но вся засыпана. Время уже для нас не имеет значения — стемнело окончательно, едем при свете фар. Один разок все-таки, несмотря на то, что были здесь много раз, свернули на ложную дорожку. К счастью, уехали недалеко, но вниз. Оттуда пришлось выкорячивать по целине вверх. Пассажиры уже начали выбиваться из сил, тяжело копать-толкать ночью в тайге тяжелые машины, не видя конца и края этой дороги. И тем не менее, мы ехали, понемногу двигались.
Часто мы выдавали желаемое за действительное, что вот уже за этим бугорком перевал, оттуда вниз и уже мы на месте, но GPS упорно твердил, что нам еще 2,1 км, и это только напрямую, а не по дороге...
Мы уже потеряли счет остановкам, небольшим подъемчикам... В один момент мой УАЗик перестал ехать, передний мост стоял без движения, а на заднем по глубокому сырому снегу просто невозможно ехать. Быстро определили причину — накрылся новый хаб, заменили его на трещотку старого образца, и машина вновь пошла вверх! Огромное облегчение, что порвался хам, а не мост.
Когда Костин УАЗик конкретно встрял, вспомнили, что у него есть лебедка, которой мы еще не пользовались. И начали активно пользоваться. Помогло. Штурман Данил и Леха, как самые нетерпеливые, сбегали вперед и донесли радостную весть, что уже перевал недалеко. Время около 22:00, темно, сыро, снежно, но хоть не холодно. Ноги у всех мокрые, но доехать своим ходом — уже дело принципа.
Выползаем на перевальную поляну, она, как ни удивительно, вся в снегу. Лехин УАЗик даже по колее зарывается в снег. Много времени тратим на то, чтобы преодолеть сотню метров, кажется, минут 30 или даже больше.
Ну вот наконец, дорога круто ныряет вниз. Еще немного... Сейчас будет легче, но тормоза не очень, после лужи много воды в тормозных барабанах. На первой пониженной аккуратно спускаемся, соблюдая дистанцию и, наконец, выезжаем к домикам, стоящим на пятом Каракольском озере. Есть! Мы это сделали, уже дважды!
Нас, ушатанных, встречает Василий, он сейчас здесь хозяйничает. Размещаемся в домике, он уже протоплен, т. к. Вася был в курсе, что мы приедем. Уставшие в котлету, готовим вкусный ужин.
Радость все же никуда не деть, она есть, она переполняет. В ход идут разные напитки под хорошую закуску, тосты «за Караколы», «за водителей», «за УАЗы»... Завтрашний день объявляется дневкой с подъемом во сколько кому заблагорассудится. Денек выдался ого-го, насыщенный эмоциями и совместным преодолением трудностей. Все молодцы!
Второй день. Активный отдых
Ленивый подъем, утренний кофе, завтрак в двенадцатом часу... На озерах никого нет, кроме нашей группы и Васи. В планах сегодня сходить на перевал Багаташ, посмотреть на Каракольские озера сверху и на Замки горных духов. К тому времени, как мы собираемся выходить в радиалку, на озера спускается довольно многочисленная разношерстная конная группа. Они удивлены, что мы смогли сюда заехать.
Не теряя времени, мы идем на перевал Багаташ. Тропим по очереди, идется очень тяжело, проваливаемся в снегу иногда по пояс. Посередине подъема мне, Лехе и Данилу становится тяжело и лень ;-). Отпускаем всех вперед, на покорение, а между собой приходим к единому мнению: «А чего мы там не видели?». Все бы хорошо, но мы уже проголодались, а из еды только чай. Приходится выживать так, разводим костер и ведем светскую беседу обо всем происходящем.
Когда уже все сухие ветки обломаны, мы начинаем путь вниз, к домикам. Уже почти на озере нас догоняет наша веселая и вновь уставшая группа. Им все-таки удалось добраться до верха.
Сегодня у нас вечером шашлык и баня, прекрасная программа на вечер. Вода уже натаскана, дрова приготовлены, и в какой-то момент приходит еще одна группа, барнаульская. Они также на автомобилях Mitsubishi Delica и Nissan Terrano, а также на одном велосипеде, пытались пробиться по нашим следам сюда, но встали где-то посередине подъема. Вечер проходит в забавной обстановке поедания шашлыка и задушевных разговорах.
Ночью начинает идти снег и задувать ветер.
Третий день. Эвакуация
Первым встал Леха. Он выглянул в окно, сходил на улицу и удостоверился в своих догадках, что пора рвать когти, и чем раньше, тем лучше. Тепло, за ночь еще прибавилось сырого снега около 10 сантиметров, и останавливаться он не собирался.
Сборы и завтрак провели так быстро, как только смогли. Обметание автомобилей от снега, погрузка и начало движения отняло еще некоторое время. Леха, известный своей нетерпеливостью, поехал первый. Надо сказать, что тот спуск на озера теперь превратился в очень некислый подъем, а от нашей колеи толку мало, ее почти нет!
Всей честной компанией около часа выталкивали Леху вверх, буквально, выносили автомобиль на руках. Сырой снег под передними колесами неплохо проминался и цепи его рубили, но вот под задними мгновенно превращался в лед. В общем, жесть жестяная. Часть тропит ногами колею, часть толкает, часть копает — все при деле.
Примерно за час мы вытолкнули Леху на горку и занялись моим УАЗиком. Сам Леха поехал тропить первым, но уехал очень недалеко. Мой УАЗик оказался самым тяжелым на подъем, т. к. мне приходилось ехать уже по утоптанной колее, которая больше походила на лед, а когда машина сваливалась с колеи, топтать свою было ничуть не легче. Еще цепи, типа «лесенка», значительно проигрывали Лехиным, типа «ячейка».
Камнем преткновения стал скользкий камень прямо на выезде на полянку, много времени мы в раскачку, в толкачку, разными способами и методами пытались продвинуть мой УАЗик за него. Цепи уже стали разрываться — не выдерживали таких нагрузок. И все же в какой-то момент передние колеса на больших оборотах зацепились за более пологое место и машина вырвалась наверх. Уффф, дальше все же легче должно быть — вниз.
Снег валит как из ведра, сплошной стеной, сырой. Куртки покрываются ледовым панцирем. У Кости другая беда — его монстр не хочет ехать, троит и валит черным дымом из выхлопной трубы. Заменяем ему все свечи, высоковольтные провода. Помогает, но не надолго, примерно на минуту. С помощью мужской пихательной силы нам удается преодолеть подъем, большие колеса делают свое дело, но мотор надрывается в ненормальном рабочем режиме. Деваться некуда, ехать надо, с каждой минутой снег просто катастрофически прибывает. Стоит ли говорить, что это сильно затрудняет обзор, дворники с трудом справляются, а вокруг белая мгла — ни теней, только снег и такого же цвета небо. От позавчерашней колеи не осталось и следа, все по новой...
На перевале мы очень быстро снимаем карбюратор на Костином УАЗике, немного его разбираем и находим поломку. Игольчатый клапан, который наполняет поплавковую, износился и бензин льется без ограничения. Хорошо, что есть запасной, ставим его и все налаживается. Вновь спешим вниз.
Оказывается, Леха забрал все лопаты и едет вниз, а мы с переменным успехом следуем за ним. Старая колея играет плохую службу, машина периодически сваливается с укатанного следа и ныряет в целину уже не по самый бампер, а по стекла. Однажды это происходит со мной, и без помощи Костиной лебедки мне выбраться не удается. Жуть просто, звенья цепей не выдерживают, на каждой незапланированной остановке приходится их скреплять то болтиком, то проволокой. Нагрузки на их долю выпали очень большие, и в конце концов происходит логичное — цепь слетает и теряется. Известно об этом становится слишком поздно, когда я застреваю, упершись в камень. Ни туда-ни сюда, под колесам уже лед. Едущий сзади УАЗзик уже благополучно вкатал мою рваную цепь в снег, искать ее мы, конечно, попробовали, но безуспешно. Лопаты уехали с Лехой. Встряли...
После недолгих раздумий и попыток выдернуть меня решили отправить Костю вниз за Лехиными цепями, т. к. без них двигаться малореально. Так, Кося и Даня поехали вниз, мне оставили хай-джек, и я остался один, с моим верным автомобилем, сидящем в луже. Вниз ехать еще около 5-6 километров, рассчитывать, что мне быстро доставят цепи, не приходится, поэтому, после непродолжительного отдыха, начинаю эвакуацию в одиночку.
Как подсказка, под тяжестью непрекращающегося снега, идущего стеной, рядом ломается ветка и падает на дорогу. Ага, подойдет... В окрестностях собираю еще веток, лапника, сломанную толстую березу тоже пускаю в дело. Домкратом поднимаю буксующие колеса, укладываю ветки. Вперед или назад? Пробую вперед. Бесполезно. Давай назад. И так, по метру, поддомкрачивая и подкладывая ветки, я отъехал назад на 5-6 метров. А это уже определенная свобода для маневра и место для разгона. Из приготовленных досок, веток удается собрать некий въезд на камень в конце лужи и на скорости выскакиваю из плена. Ура, можно двигаться вперед. Собираю доски, ветки, и осторожно еду вниз. Третьим ехать куда легче, лес уже густой и колея не так заметена снегом.
Понемногу, осторожно мне удается успешно проехать и канаву, и лужу, и даже дальше. Спустя некоторое время вижу наших парней — Леху и Жеку, никакущих. Они несут мне цепи. Очень обрадовались, что идти выше не надо, садимся и едем вниз пока так. Значительно ниже встречаем Данила, сидящего на коленях посреди дороги, еще более никакого :). Подбираем.
Цепь пришлось одеть в месте, где УАЗик сильно стягивало в яму, там еще парни помогли, затолкав морду в нужную сторону. Ну, а тут уже несложно, наконец-то выезжаем к верхнему домику, стоящему в Усть-Туре. В «буханке» идет чаепитие, присоединяемся, так как все проголодались, и не теряя времени, едем дальше, вниз, чтобы проскочить сложные участки как можно быстрее. Уже темно, включаем фары. Снег не останавливается, но сейчас он создает такие причудливые пейзажи, что даже любуешься. В свете фар это выглядит особенно сказочно.
У одного мостика выручаем местных мужиков — на УАЗике-головастике они везли дрова и свалились одной стороной с дороги. Выручает Костя своей лебедкой. Далее, без особых приключений, добираемся до асфальта, но не все так просто. Асфальт скользкий, поэтому дорога домой превращается в длительную поездку со скоростью не больше 60 км/ч, и обязательно на полном приводе.
А снег... А он не прекращается... Чуйский тракт, федеральная трасса М-52 вся представляет собой белое полотно, где твоя полоса, где встречная, где обочина — с трудом угадывается. В Усть-Семе заезжаем в кафе, плотно ужинаем. На нас немного странно смотрят посетители, т. к. мы эмоционально делимся впечатлениями, да и вид у нас джиперский. Здесь прощаемся с Костей, он едет на Семинский перевал, к себе домой, а мы в Бийск.
И так, черепашьим шагом, уже поздно ночью приезжаем в город. У магазина «Чуйский» останавливаемся, чтобы поделить пассажиров и развозим всех по домам. Ну вот, усталые, мы возвратились. Такие вот ноябрьские праздники на Караколах.
Опыта мы приобрели очень много, все это нам в копилку, еще пригодится. УАЗики мы полюбили еще больше, убедившись, что они — сила. На следующий день после поездки меня не покидало чувство радости, да что там радости — счастья! Мы это сделали, но главное, вернули домой на своих колесах. Перспектива оставить автомобиль зимовать где-нибудь в тайге была не такой уж и призрачной, и мысли такие были и на подъеме, и в луже, и когда движок троил. Но несмотря на все трудности, приключение получилось знатное!