|
Тяга к просмотру окрестностей сквозь лобовое стекло возникла практически сразу с покупкой первого автомобиля – примерно тогда, когда первый раз в жизни осмелился воткнуть четвертую передачу. Сначала это новосибирские окрестности, затем соседние города, Шория, но как-то все оно совсем несерьезно. И вот, прошлым годом был совершен тур выходного дня в Саяногорск. Дело это очень пришлось по нраву, и решено было в этом году его повторить и немного расширить вглубь. Но все как-то без конкретики. Но, чу! – как-то приходит робкая смс-ка от пары, с которой дружим домами: «У нас внезапно наступил отпуск – может, куда-нибудь съездим?». Автор к тому времени прожег половину наследства на трафик до «гуголь-мапа», перечитал отчеты суровых странников на джипах и рвался в бой. Первая мысль была уехать на Хакасию и там, по югу пробиться на Алтай, оттуда соответственно – в Новосиб. Однако опытные Пржевальские и Миклухо-Маклаи сказали, что делать там без лошади, трактора али вертолета нечего, потому маршрут поменялся на более другой – асфальтовый.
Итак, в путь! Состав экипажа:
Автор, в роли пилота самобеглой повозки и затейника всего безобразия. Однобригадник автора – в роли второго пилота и лоцмана. Две прекрасные дамы – в роли двух прекрасных дам. Самобеглая повозка – «Ниссан Цефиро» о двух с половиною литрах.
Первым днем было запланировано добраться до Саяногорска, там выгрузиться на постоялый двор и, отведав медовухи под тушеного кабана, завалиться готовиться ко всем остальным дням. Отбытие запланировали на девять, выдвинулись по плану – в одиннадцать. Без приключений добрались до поселения шахтеров – Кемерово, встретившего нас изрядным дождем. Однако на кемеровской заставе были неожиданно остановлены доблестным сотрудником зеленого бушлата.
– Здравствуйте, лейтенант кгхмкхм… Ваши документы, пожалуйста! Таак, Саныч, из Новосиба едете – будьте добры, пройдемте со мной, пожалуйста.
Нечасто встречаешь таких вежливых инспекторов. Насторожившись, прошел и был посажен в штатский экипаж. В штатском экипаже сидело два веселых штатских человека.
– Отдел контроля и профилактики! Как вам наши дороги?
Несколько удивившись, отвечаю, что получше наших, но не особо. Валунов посреди не валяется – и то счастье.
– А сотрудники наши как? Денег не просили? Может, что-нибудь расскажете?
Развеселившись, сообщил, что про новосибирских могу рассказать много, а вот с кемеровскими ни разу не ругался. Что, собственно и соответствовало действительности. Ребята со мной дружно посмеялись, что-то куда-то записали и пожелали удачи. С поднятым настроением двинули дальше.
Далее по плану – деревня Верх Чебула. Прошлым годом путь лежал через Ачинск, потому было принято решение свернуть на Шарыпово. Сверившись с компасом, даем право руля и сквозь деревню, согласно указателям, двигаемся в неизвестность. Пару раз дорога проходила едва ли не по грядкам, один раз думал, что поверну и въеду в огород радостному чебулянцу. Однако, поплутав, выехали, справа оказалась очень красивая и совершенно неожиданная для такой деревни церковь. Там тусовались прихожане, затесалась и машина Доблестной и Правдивой Службы. Во избежание вопросов «Не просят ли наши священники денег?» проехали мимо.
Довольно быстро мощеная дорога скончалась, и началось обычное российское грунтдорожье. Карету изрядно потряхивало, среди экипажа пронесся возглас недовольства – зачем мы, дескать, поехали через это Прекрасное Шарыпово, когда есть более другие направления? Под аккомпанемент стучащих по днищу валунов промчались еще десяток верст, и тут заднее левое колесо потеряло сознание, вызвав у экипажа неподдельную радость.
Осмотр показал, что колесо получило ранение, близкое к фатальному. Минут за десять оно было заменено в строю здоровым товарищем, по фамилии Докатко. Потихоньку, без оставшихся замен, двинулись далее на поиск колесного госпиталя.
Таковой обнаружился в Тисуле. На удивление, оборудованный по последнему слову техники. Хозяин согласился колесо воскресить, хотя здравого смысла в этом не видел. Однако за тридцать червонцев была установлена некая кордовая заплатка, и за пять минут силами экипажа колесо водружено обратно на повозку. Попинали с умным видом – вроде стоит. Было решено ехать дальше.
Через десяток верст колесо, разумеется, опять умирает. Почесав репы, решили не возвращаться. На этот раз всего за минуту прапорщик Докатко снова в строю, и мы пылим дальше, выглядывая очередную шиномонтажку.
В селе, название которого не упомнят ни автор, ни господь, обнаружился вагончик с заветной надписью. Возле него – шестеро веселых крестьян, распивающих увеселительные напитки. Вопрос о покрышке на пятнадцать вызвал бурную радость аборигенов, которые очень весело и красочно поведали, где и при каких обстоятельствах был утерян ключ от вагончика, а также – как они сегодня называют того, кто этот ключ потерял. Предложение сломать замок – так как все равно придется – вызвало некоторое недоумение и встречное предложение – привезти новый замок. Нами встречное предложение было категорически отвергнуто, и мы отбыли далее.
В какой-то момент, выезжаем на чудесного качества асфальт, и практически одновременно на горизонте появляется Шарыповская, а точнее – Березовская ГРЭС. Здоровая, сволочь. Вид на нее и на охлаждающий водоем охлаждает наши сердца, тем более наш наивный мозг радуется хорошей дороге. Однако, чуть спустившись с холма, лишаемся и вида, и асфальта. Очередной раз воздаем хвалу прекрасному населенному пункту Шарыпово. Забегая вперед, скажу, что за всю поездку упоминали мы этот населенный пункт до сорока раз, из них в цензурных словосочетаниях – примерно один раз. Конечно, он сам ни в чем не виноват, просто дорога до него такая.
Худо-бедно, но до Шарыпово мы дотянули. Нашли колесных дел мастеров. Выпали из дилижанса на асфальт перед мастерской и жестами показали сделать с колесом что-нибудь страшное.
Мастер Коля, разумеется, наживил камеру, но твердо сказал, что грыжи ждать недолго. Колеса же мастер Коля продавал только парами. Однако допрос с пристрастием показал, что рядом стоит сарай, добитый колесами доверху, и друг мастера Коли вполне может нам продать и одно колесо – либо совсем уставшее за тысячу, либо получше, но уже за пятьсот. На вопрос о Самом Лучшем колесе за полторы друг мастера Коли предложил нам зимнее шипованое. Удивленно показав ему на шипы и на календарь, услышали, что это камушки набились в протектор. Минута молчания. В общем, пришлось брать самое дешевое. Приладили новое колесо, старое израненное кинули в багажный отсек и двинули дальше.
Само Шарыпово – ни о чем, город поселкового типа тыщ на пятьдесят. Существует, видимо, за счет ГРЭС и угольных разрезов. Даже, где в нем поесть толком, нам сказать не смогли. Потому пришлось голодным и злым ехать далее и остановиться на трапезу в какой-то деревушке, в кафе. На удивление, опрятный интерьер – в Новосибе не в каждом понтовом месте такой. При этом невкусная еда и отвратительный сортир типа туалет. Перекусив, с ужасом глядим на хронометр – все эти приключения с колесом и дорогами сдвинули график часа на три. Из-за этого с сожалением вычеркиваем с пожелтевшей карты посещение Большого озера, Сундуков и Туимского провала. Сверяемся с Полярной Звездой и – вперед, на Ужур!
Дальше, от Ужура и до полуночи ехали без приключений. Экипаж осознал, что опоздает вообще черт знает насколько. Никто уже и не переживал особенно – веселились, рассказывали смешные шутки юмора, играли на баяне и танцевали. Автор же получал удовольствие от перемещения на нормальном колесе по нормальному асфальту. Вокруг же были холмистые хакасские пейзажи. Солнце как раз садилось и освещало все под низким углом, природа буквально играла тенями. Фотографировать это бесполезно: во-первых, плоский снимок на маленьком экране не передаст и сотой доли тех ощущений, во-вторых, если уж снимать – то садиться на крышу и стрелять по кадру в минуту. Конечно, понабегут Магелланы и начнут доказывать, что холмистая степь – это все фигня по сравнению с Эверестом и Мариинской впадиной, однако нам, сибирякам, такой пейзаж в диковинку.
Дав нам вволю подиковиниться, солнце все-таки село. И ага. Я ночью ездить терпеть не перевариваю, а тут до пункта назначения километров триста. Радовали только хакасские дороги – самые дорогатые дороги, по которым я ездил. Они ровные, везде отлично видная ночью разметка, и автомобилей ночью чуть больше, чем девственниц в борделе. Объездная вокруг Абакана – вообще нечто. Как будто откуда-то из Германии кусок автобана вырезали и шлепнули сюда, в степи.
Долго ли, коротко ли, но к двум часам ночи приближаемся-таки к Саяногорску. Приближаемся в кильватере Икаруса, который лихо едет быстрее остальных легковых транспортных средств. Видны заветные два огонька где-то вверху – вроде бы они на Гладенькой, на мраморном карьере, но точно не упомнишь. Въезжаем в город и к гостинице. Гостиница тут только одна, сделанная из обычной девятиэтажки, напротив местной администрации. Пока иду от машины до вестибюля – не могу надышаться: вечером с гор сюда спускается какой-то упоительный воздух, как будто в нем распылили экстракт конопли – хочется вдохнуть его все глубже и глубже. Селимся в два номера, наш на девятом этаже. Вид из него примерно такой:
В подъезде нас встретила радостная табличка про отключенную горячую воду. Прекрасные Дамы впали в уныние. Однако номера оказались оборудованы кипятильником системы «водогрей», потому хоть и паршивенько, но душ приняли. И упали спать. Конец первого дня!
День Два
День два встретил нас неплохим завтраком, отличной погодой и Радостным будильником. Прикупив всяческих путеводителей, разработали дальнейший маршрут. Задача сегодняшняя была доехать до Ак-Довурака, задача максимум – доехать обратно. Путь пролегал через село Бея, потом – город Абаза и – около двухсот километров по горам – Ак-Дурак. Итого, примерно 400 – туда, 400 – обратно. Вооружившись шортами и майками, тронулись в путь.
До Абазы добрались без приключений. Абаза – это последний Хакасский населенный пункт перед горами, дальше идут безлюдные места и Тува. Посему решено было залить нашего бензина. В самой Абазе обнаружилась любимая «Сибнефть», рядом еще замена масла, мойка и т. п. Потыкав шлангом в бензобак, заскочив на берег реки Абакан, тронулись далее.
Отъехав километров десть, попали на первый перевал. Остановились сделать фотографические картинки.
Во время остановки чуткие ноздри автора буквально на секунду уловили едва различимый запах масла. До перевала машина несколько километров шла в гору, на хороших оборотах и запах был скорее закономерен, чем неожидан. Масло менялось перед поездкой, потому беспокойства не вызывало. Однако сейчас из-за горы показался дух Великого Хакасского Зверя – Песца. И промолвил: «Проверь-ка, дорогой автор, масло, если не хочешь, чтобы я – Песец – пришел».
В общем, капот был умело вскрыт, щуп мастерски извлечен, с ловкостью официанта Балчуга протерт салфеткой и вставлен обратно. Извлеченный повторно разницы с хорошо протертым не показал. Еще несколько фрикций присовывания щупа волшебной жидкости не дали. Прикинув расход масла, была получена цифра в полтора-два литра на тысячу. Автор почесал в голове, экипаж обрадовался, и мы, довольные, двинули обратно в Абазу.
Заехали на смену масла, где нас радушно встретил мальчик. Имя мальчика в рукописях не сохранилось, потому назовем его просто Мальчик. Мальчик слил масло и поинтересовался, давно ли я его проверял, так как слилось литра полтора. Заверив его, что прошли так не один миллион километров, велел заливать промывку.
Опытным путем выяснилось, что на поддоне, аккурат около сливной пробки, появилась большая вмятина. В большой вмятине – маленькая пробоина, в которую и утекало маслице. Рядом сияла надпись – «Привет от Шарыповских Дорожников». Приехали.
Вопрос «кто виноват» был отложен на потом. Вопрос «что делать» был задан Мальчику. Тот развел руками, шаркнул ножкой, утер слезы и сообщил, что кроме замены масла ничего не умеет, сварочного аппарата у них нет, и вообще больше никого и ничего нет. За неимением вариантов, прикупили холодную сварку и попытались замазать ей. Однако из пробоины постоянно сочилось масло и сварка никак, соответственно, не липла. Решили снять поддон, промыть, и чистый уже – залепить. Гаечных ключей у Мальчика тоже не оказалось, пришлось выручать его своим набором.
К нашему счастью, появился хозяин станции. Узнав, в чем проблема, предложил сгонять к сварщику со снятым поддоном и там – заварить нормально. Мы радостно согласились, оставили дилижанс на яме и съездили перекусить.
Такси по Абазе составляет двадцать рублей. С каждого наглого сибирского рыла. Потому за восемьдесят рублей мы были отвезены в соседний двор до местного ресторана системы «подвал», в котором даже обнаружился бизнес ланч. Кроме нас, бизнесменов не наблюдалось. Однако накормили вполне сносно, и тем же таксистом мы были доставлены обратно. Через полчаса получили наш пепелац с заваренным поддоном, свежим маслом и фильтром. Бюджет операции составил около двух с половиной рублей. Не считая трех потерянных часов. Уставшие, недовольные, прожаренные жарким солнцем, но хоть сытые, мы тронулись в путь. Радовало только одно – мысль о нас четверых, стоящих где-нибудь около Тувы со стуканувшим двигателем в окружении добрых тувинцев, которые играют на барабанах национальные мотивы и пляшут вокруг костра с гигантским кипящим котлом.
Погода в горах меняется мгновенно, и через полчаса из жарко солнечной она превратилось в мрачно предвещающую осадки. Промчавшись еще немного, выезжаем из одной тучи, впереди видим очередные облака.
Еще несколько километров – и подъезжаем к границе с Тувой. Около граничного столбика стоит Тувинский автомобиль и три аборигена. Смотрят они на нас с недовольством. Недовольство одного я могу понять – он все это время качал колесо ножным насосом. А вот остальные чем недовольны – неясно. Посовещавшись, решили, что просто страшные тувинцы завидуют нам – таким красивым. Колесо через некоторое время докачалось, злые тувинцы уехали, и мы начали обозревать окрестности.
Граница республик проходит как раз по перевалу, и виды здесь просто потрясающие. Как обычно – на фото это не передать. Если кто любит виды – надо видеть самому.
С этой стороны мы приехали. Дождь, из которого выехали, идет по пятам. Над Тувой же собственные дожди, всяко, кислотные.
Над нами солнце, которому осталось недолго. Пока же оно освещает июньские снега.
За двадцать минут погода меняется. Нас солнце больше не освещает, тучи над Тувой тоже группируются.
Высота, если верить столбу – 2 200 метров над уровнем моря. Так она абсолютно не чувствуется. Но вот пробежав буквально пятьдесят метров в гору, получаешь чувствительную боль где-то повыше легких. Да и просто бегать заметно трудней, чем в обычных условиях.
По столбу также заметно, какой дружелюбный и гостеприимный народ тувинцы. С обратной стороны (как ехать из Хакасии) нет ни пулевых отверстий, ни надписей. Подумалось, что не зря пишут по форумам: в Туве – не ночевать!
Погода окончательно испортилась. Принимая во внимание погоду, настроение и свежее масло в автомобиле, решаем быстренько ехать обратно, а Ак-Дурака оставить на потом. Как-нибудь. Может быть. Бросаем прощальный взгляд с перевала и выдвигаемся.
Навстречу дождю мы проехали всего ничего, как он нас встретил. Не сильный, но какой-то мерзкий. Тувинский, наверное. Смеркалось. Над прогретой днем дорогой мигом появился туман. Крейсерская скорость упала раза в полтора, и обратно к Абазе мы выехали уже в темноте. Над Абазой было чистое небо, однако через полчаса начался новый мощный ливень. Свет фар выхватывал картину таким образом, как будто впереди машины укрепили мощный душ и он льет нам навстречу, а мы собственно стоим на месте. Вскоре дождь кончился так же внезапно, как начался. По этой же дороге мы проезжали утром – светило солнце, ни что ничего не предвещало. Сейчас же по дороге валялись ветки тополей, причем неслабого диаметра. Что тут происходило, пока мы были в горах – неведомо. По пути мощно сверкали молнии – в степи они освещают полгоризонта, было досадно, что сверкают они редко.
Вот она, знакомая уже деревушка Бея. Проезжаем ее, по прикидкам до Саяногорска около 60 километров. Ну, меньше часа в пути, экипаж несколько приободрен. Однако и время уже достаточно прошло, и одометр шестьдесят отмотал – а города все нет. Через несколько километров видим-таки огни. Однако огни остаются справа по борту, а впереди опять темнота. Ситуация становится подозрительной.
Извлекаем на свет божий электрический компас системы GPS. Его мы отключили примерно за час до этого – аккумулятор сел, а зарядку доставать было лень. Оживив компас, видим, что поехали мы не по той дороге. Надо было в Бее повернуть на Саяногорск, а мы поехали дальше на Абакан.
Мысленно пожелав тому пассивному бею, который отвечает за указатели, здоровья, совещаемся. У меня уже рябит в глазах, пару раз я чуть не приехал в корову, романтично прогуливающуюся по ночному шоссе под дождем, потому передаю штурвал второму пилоту, а сам – на задний диван бизнес класса и спать. Проснулся уже на подъезде к Саяногорску, добрались без каких-либо приключений. На сегодня их хватило вполне. Часы показывали три часа ночи, и, сожрав запас печенюшек, разразились богатырским храпом. Конец дня два!
День Три
День три встретил нас не особо радостной погодой. Дождя не было, но и солнца тоже. Однако отступать некогда, потому выдвигаемся в сторону Кызыла.
Для того, чтобы попасть в Кызыл, надо доехать до трассы М54, а по ней – помчаться к замечательным тувинцам. До М54 добрались без приключений, проехав сквозь Шушенское. На удивление, памятников лысому Вовану не заметили, как и копий мавзолея 1:43. Не было и шалаша с торчащими оттуда ногами Крупской и Дзержинского. По М53 добрались до населенного пункта Ермаково. В Ермаково был обнаружен пост Друзей Путешественников и Странников, хозяин которого, увидев по номеру, насколько издалека мы приехали, так гостеприимно махал палочкой, что мы не смогли не остановиться на чашечку кофе.
Хозяином был усатый дяденька милиционер. Сквозь мундир виднелась медаль за успехи в поглощении пива, килограмм примерно на двадцать. Он очень внимательно изучил все документы; копию генералки, судя по лицу – выучил наизусть. Поинтересовался содержимым багажника. Не обнаружив там спрятанного посреди мешков с героином трупа, поинтересовался: «Что это у вас, дорогой автолюбитель, Прекрасная Дама на заднем сидении не пристегнута?»
– Дама плохо себя чувствует.
– Так. А вторая дама?
Со второй дамой все было в порядке, на что автора радостно отвели на пост и отписали штраф. Особо он не расстроил – вряд ли придет, но настроение таки подпортил. Двинули дальше, и вскоре вокруг нас снова начали вырастать горы больших и малых величин.
Если на вчерашней дороге за весь день мы встретили десятка полтора автомобилей, то М54 – дорога оживленная, в основном по ней шастают бензовозы. Другого способа добычи нефти в Туве не придумано. Обратно везут железную руду в форме арматуры, старых станков, двигателей и прочего металлолома. Сами же горы более скалистые, да и помасштабнее, поэтому хорошо, что мы видели Саяны именно в таком порядке. Только облачная погода все портила.
К сожалению, погода не позволила даже близко запечатлеть величие Саян. Посокрушавшись, поехали дальше.
Вскоре прибыли в, так сказать, населенный пункт – Ергаки. Вообще перед поездкой был план остановиться на ночь здесь, но уже в Саяногорске он был отменен. И славно. С электричеством непонятно, погода отвратительная, кормиться в местной столовой рискованно. Прикупив воды, отчаливаем.
Спустя некоторое время запасной пилот Зоркий Глаз обнаружил, что бензина у нас не так много. Сверяемся с электрокомпасом – впереди развилка. По М54 ближайший более-менее населенный пункт – Иджим. По второму куску дороги – ничего нет. Решаем, что заправка в Иджиме гарантированно должна быть – и движемся.
Доезжаем до развилки, вопроса какая дорога – федералка – не возникает. Едем дальше с пяток километров, встречаем здоровенный четырехосный грузовик поперек дороги. Бедолага улетел в кювет, и сейчас его вытаскивают краном. Повезло, кабина помята не сильно, а вот фургону пришел вчерашний лесной зверь. Сверяемся с электролоцманом и видим, что трасса М53 осталась в стороне, а мы, судя по всему, едем по какой-то разновидности грунтовки. Ни на количество машин, ни на километровые столбики наш коллективный разум не обращает внимания. Интересуемся, где заправка – выясняется, что там-то, там-то и там-то, после таможни. Слово «таможня» вызывает ассоциации: машина на эстакаде, руки за голову, пакет с белым порошком, наручники, столыпинский вагон, Колыма. Решаем до таможни не ездить, а заправиться в Иджиме. Разворачиваемся и – вперед!
Свернув с «грунтовки» на «федералку» особо не напрягаемся – дорога такого же качества, только без разметки и машины абсолютно отсутствуют. Начинаются долгие километры до Иджима. Однако дорога потихоньку ухудшается. И вот, наконец-то, долгожданный город!
Что я могу сказать про Иджим? Это примерно два десятка домов разной степени порушенности, жизни нигде не наблюдается, только вороны зловеще каркают. Про 92 бензин здесь никто не знал, был только 98 и 116 из Японии, что нашему болиду никак не подходило. Начинаем обдумывать дальнейшие планы.
На самом деле, топлива еще достаточно. К данному моменту основной пилот Острый Ум сообразил, что в навигаторе перепутаны дороги, и мы находимся вовсе не на федералке. Наверняка, тот, кто отвечает за данный участок карты родом из Шарыпово. Устроив три референдума и два импичмента, решаем: назад не ехать, двигаться вперед до слияния с трассой. Автору это даже интересно, так как можно больше увидеть, экипаж же особо тягой к приключениям не страдал. Однако тронулись.
Примерно через километр дорога перестала быть «федеральной». Возможно, перегонщикам такое не в диковинку – ибо по всей Солнечной системе ходят слухи о трассе Владивосток – Москва до Читы. Однако нас, избалованных хакасскими автобанами, это очень напрягало. Судя по карте, от Иджима до федералки примерно марафонская дистанция, проскребли мы ее часа за полтора.
Вообще, ехать там было несколько… напряженно. Ощущался какой-то нехороший дух. Вокруг дороги раскиданы сгоревшие грузовики, часто встречаются заброшенные поселения – справа от дороги десяток остатков домов, слева – несколько могил. Сама дорога дерьмовая, после одной особо удачной кочки загорелась лампочка АБС. Подбодряем себя тем, что именно здесь и возят афганский героин в Россию. Пару раз попались шедевры логики и здравого смысла – места для курения. Посреди степи, где в десятках километров никого и ничего, стоят такие беседки:
Вокруг дороги снуют всякие суслики, сурки, бурундуки, дикие хомяки, мини-сухопутные бобры, мохнатые ежики, таежные скунсы – в общем, грызуны. Летают вороны и коршуны, а примерно посреди пути увидели этих двух красавцев:
Однако все когда-нибудь заканчивается, заканчиваются и муторные дороги. Прошло около двух часов, как мы съехали с нормальной трассы, по навигатору осталось совсем чуть-чуть. Дорога уже извивается то вверх, то вниз. Вот вдалеке видим заветный асфальт. Однако по приближении к нему сердце уходит в пятки, а потом, пробив пол автомобиля, падает на дорогу. Выезд на федералку засыпан кучами щебня. Затаив дыхание подъехали вплотную – фууух, все-таки сбоку сделан небольшой съезд. Здесь я примерно понимаю тех, кто целует асфальт при перегоне – как все-таки радостно ощутить под колесами ровное покрытие и не бояться за пробитое колесо. Всю поездку, кстати чуть проехав по камням, начинаешь прислушиваться и принюхиваться к тому, как ведет себя машина. Еще один привет шарыповской дороге!
Прибываем в населенный пункт Шивилиг. Здесь и находится злополучная таможня. На самом деле, это обычный стационарный пост. Только приглядевшись, видишь, что из блоков выложены бойницы в человеческий рост, сверху на них накиданы мешки с песком, а на мешках – вполне себе пулевые отверстия. Вахту несут пятеро бойцов тувинской наружности, все с автоматами, постоянно горит красный светофор в обоих направлениях – без остановки проехать нельзя. Мне и так надо узнать, где заправиться, потому останавливаюсь и иду внутрь. Там сидит офицер славянской наружности, автомата ему не доверили, потому просто с кобурой.
– Здравствуйте! Где здесь у вас можно покормить железного коня?
– Здравствуйте! Ближайшая заправка – через 17 километров, Туран.
– А как проехать – какой-то режим тут у вас?
– Да, дайте документы, я вас перепишу.
– Документы пассажиров нужны?
– Нет.
Забираю документы, сажусь за руль, и вот мы – на территории Тувы. До Турана ведет прямая, как стрела, дорога, денег тувинские дорожники воруют гораздо меньше новосибирских – по трассе, не напрягаясь, можно положить стрелку. В Туране аж две заправки. Выбираю ту, где больше автомобилей. На всякий случай, присовываю автомобилю шланг с 96-м бензином. 98-го нет – это вам не Иджим. Напоив скакуна до тошноты, отбываем взад.
Снова Шивилиг, снова таможня, злобный тувинец машет нам красным жезлом, украденным в метро у смотрителя станции. Останавливаюсь, иду на пост.
– Ну, мы заправились! Можно проезжать?
– Да, счастливого пути!
Благожелательный мужик попался, уезжаем, чуть ли не со слезами на глазах. Минуем съезд на дорогу с местами для курения, прикалываемся, как страшно, наверное, по ней ездить ночью. Взбираемся, взбираемся в гору и попадаем на перевал, с которого захватывающий вид на Туву:
Поселок у подножья гор – это и есть Шивилиг. А вот дорога с увеличением:
Поселок слева – Туран, гордый обладатель двух заправок. От места съемки до него около 20 километров.
Бросив прощальный взгляд на Туву, устремляемся обратно, на Родину. Навстречу проезжает фура, в кузове у нее видим встреченный ранее грузовик из кювета. Оперативно, однако, вызволили. Участок, который по объездной ехали два часа, по нормальной трассе пролетаем минут за двадцать. Начинается довольно долгая дорога обратно.
Уже заполночь наблюдаем за стеклом полюбившийся нам Ермаковский пост. На этот раз все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, надели кислородные маски и держат руки на кнопках катапульты. Документы выглажены утюгом, номера отполированы, в багажнике проведена химчистка. Разумеется, взмах жезла. Романтическое знакомство друг с другом, разговор за жизнь, робкий интерес к содержимому заднего капота.
– О, Саныч, а что это у вас с подсветкой номера?
– А, пес ее знает! Может, контакт, может лампочка сгорела…
Для пущей убедительности стучу по рамке несколько раз. Разумеется, не горит. Не горит она уже пару лет, но нельзя же об этом так и сказать. Размышляет инспектор недолго:
– Так, давайте с вами договоримся…
Думаю, неужто будет вымогать взятку за сторублевое нарушение? С интересом слушаю далее.
– Вы сейчас на месте устраняете нарушение, а я вас отпускаю без штрафа!
Якубовичу следовало бы поучиться у инспектора, какой загадочно-волшебный вид принимать, предлагая «Приз!» на Поле Чудес. Я знаю, что лампочки не горят, потому что хрен их знает, потому прошу инспектора просто нас отпустить – время позднее, мы уставшие и голодные, и вообще. В ответ у инспектора над головой загорается нимб, а сквозь мундир явственно проступают крылья:
– Вы поймите, я и так делаю вам одолжение!!!
С трудом устояв от соблазна воспользоваться таким гигантским одолжением, повелеваю выписывать штраф. Не сообразил поинтересоваться у инспектора, где поблизости можно прикупить лампочки в час ночи. Инспектор, с видом «ну и дурак» несет документы на пост. Я стою у входа и наслаждаюсь ночным воздухом. Над головой светит фонарь, внезапно слышен звонкий удар по стеклу и на асфальт падает здоровенный жук неизвестной системы. Переворачиваю его со спины – однако он в некотором обалдении и улетать не торопится. В это время у меня просят автографы, отдают документы и отпускают, наказав как можно скорее починить подсветку. Заверив, что непременно, чуть не наступив на спасенного жука, прыгаю в машину и отъезжаю.
В очередной раз проскочили нужный поворот, но так как сегодня мы умные и GPS не отключали, то заметили это всего через пару километров. Больше никаких приключений не было, администратор уже привычно встретила нас в три часа ночи, на этом День Три закончился.
День Четыре
Ну вот, вроде бы горные странствия и закончились. Посему отсыпаемся до обеда. На сегодня запланирован перегон в Красноярск, дорога до него отличная и известная. Выяснилось, что, так как прибыли мы в гостиницу в три ночи, посчитали нам всего две ночи, хотя пробыли мы три. Приятный сюрприз почти в восемь тысяч. Хотя механизм его так и не поняли, отказываться не стали. Отобедав напоследок в гостиничном ресторане с очень приветливой девушкой-администратором, прощаемся с Саяногорском.
По дороге фотографируемся на местной автобусной остановке. Мимо с бибиканьем пролетает белая «Королла» – глядим ей вслед и видим 54-е номера. Приятно. Закончив фотосессию, двигаемся дальше. Абакан, заправка, газировка, дорога, дорога, дорога. Вот справа заголубелся водоем. По GPS-у узнаем, что это уже красноярское водохранилище. Сворачиваем с федералки и подъезжаем на берег. Мы получаемся как бы на заливе, а вдали виден противоположный берег самого водохранилища.
Вода на Енисейскую непохожа ни температурой, ни прозрачностью. На берегу в обозримой местности еще пара калек, никто не купается, решаем и мы не рисковать – хотя очень хочется. Такую бы погоду вчера в горы! Полчаса поваляв дурака, возвращаемся на трассу.
До Красноярска ничего особенного. Паром в Новоселово, ментовский экипаж, смотрящий исключительно в сторону Красноярска, и огромное количество едущих навстречу отдыхающих – постоянно то катер на прицепе, то гидроцикл. Сверившись с фазами Луны, выяснили, что сегодня четверг; что творится в пятницу, когда пол-Красноярска выдвигается на Ширу, представить побоялись. Мы на озера заезжали прошлым годом, ничего интересного не нашли. Воображение рисовало девственную природу, горы и сверкающую водную гладь внизу, у подножья. Шира оказалась уменьшенной копией Обского моря – такой же берег, палатки, мусор, шаурмы, шашлыки и невнятные деревянные домики. Соленое же Беле напомнило собой внутренности биотуалета, только серое, а не зеленоватое. Запах и консистенция соответствуют. Как там люди плавают, неясно. В общем, озер в программе этого года не было.
Чем ближе к цели, тем дорога серпантинестее, ехать по ней напряженно, а обгонять – вообще нереально. Тем более что поток встречных увеличивается. Вот уже и Красноярская ГЭС – никакая после Саяно-Шушенской, Дивногорск, Мана и собственно Красноярск. Пробираемся сквозь город и – в деревню, к родным! Там, в сауне, и закончился день четвертый.
День Шесть и Семь
С арифметикой у автора все в порядке, и то, что между четыре и шесть есть еще пять, он знает. Просто тот самый день пять был целиком посвящен таким понятиям, как: сон, еда, алкоголь, отдых, деревня, застолье, отдых, отдых, отдых. Об этом писать-то неинтересно, не то, что читать. А вот последующие два дня мы посвятили Красноярску.
На что там стоит посмотреть? Красноярск я посещал уже раз восьмой и собственно особо нового ничего там не ожидал. Столбы после Хакасии отпали сами собой. Позже выяснилось, что в этом году клещи особо озабоченные, и Столбы – закрыты. А мы первым делом поехали в зоопарк.
Отличия от новосибирского: живописное место – не в лесу, а на склоне-берегу Енисея, дерьмовая погода и жирафятник. За жирафов мы даже простили дождь и отвратный шашлык. Только грустные у них глаза слишком.
Поехав в местный Академгородок, попали на берег Енисея. Местные знают – направление на Удачный. Там находится красноярская Рублевка – и нас она впечатлила больше наших обкомовских дач и прочих Кудряшей. Еще там есть поселок Горный, въезд в него строго по пропускам. Как рассказали – там все еще серьезней, и простой народ туда не пускают, дабы не травмировать психику.
По машинам сравнивать два города странно – в Красноярске больше отечественных автомобилей, больше и стареньких развалюх. Но за день мы встретили там и «Порш» 911, и «Феррари» неизвестной модели, и вот такой желтенький автомобильчик с эмблемой быка на капоте:
Вообще, Красноярье очень хорошо развивается, с тех пор как губернатором там стал Хлопонин. Оно и понятно: с одной стороны, в крае много чего добывается, сам он здоровенный. Однако и глава региона очень много прикладывает к этому усилий, послушав про то, что и как там делается, за наших сибирских, так сказать, руковводителей, становится стыдно. Вполне вероятно, что столицу Сибири скоро перенесут. Хотя дороги вот в самом городе стали похуже и кое-где приближаются к новосибирским.
Посетили десятирублевую церковь. С нее видно весь город как на ладони.
Познакомились и с красноярскими гаишниками. Проезжая стационарный пост были остановлены, и вдвоем с корешем автора препровождены внутрь. Прекрасных дам оставили в автомобиле.
– У нас идет операция «Регион», все транзитные машины подвергаются досмотру, а их водители проверке. Сейчас мы вас и автомобиль досмотрим по-быстренькому.
– А что ищете-то?
– Оружие, наркотики, еще что-нибудь.
– Неужто похожи на наркоманов?
Гаишник нас заверил, что мы никак на них не похожи, но вот он лично встречал людей, которые на наркоманов непохожи еще больше, однако оказывались именно травокурами и иглоколами проклятыми. Попросил вынуть все из карманов.
– Ну, блин, даже в Туве такого не было.
– А зачем вы в Туве были?
– Заправлялись.
– Ганжубасом заправлялись, что ли?
Развеселил нас, конечно, однако посмеялись мы позже. Километров через пять. Я сказал, что ездили до Тувы, и хотя нас и останавливали, нигде никаких подозрений не вызывали. На вопрос, почему останавливали, чуть было не ответил, что за ремни и номер, но вовремя спохватился. Решил во избежание беседы прекратить.
Далее с одним сотрудником пошли к машине. Там он посмотрел все под ковриками, в пепельницах и подлокотниках – что-то хотел найти, а я смотрел, чтобы мне потом там ничего нового не найти. В багажнике можно было спокойно везти пару трупов – туда он даже не посмотрел. Ничего не найдя, отправил меня на пост за документами. На этом знакомство с любителями ганжубаса закончилось. Вели себя они корректно, но все равно неприятно.
В день седьмой ухо улавливает неприятный, стучаще-скребущий звук слева сзади. Как будто камень внутри колеса болтается. Сдергиваю колесо, кручу ступицу – да, проблема внутри. Мысль одна – ступичный подшипник. А завтра – домой. В шесть вечера, в воскресенье ищем СТО.
По счастью, находим гаражный комплекс и с дороги видим работающую станцию. Чтобы к ней подъехать ушло минут пятнадцать – так все запутано. Но – добрались. На станции обнаружился мастер Ваня, который пообещал быстренько доделать «Аллекса» и заняться нами.
Под палящим солнцем быстренько пролетел час. Наконец-то загнали машину, приподняли. Мастер Ваня покрутил колесо – оно изредка поскрипывало, но не стучало. Сдернули колесо – то же самое. Мастер Ваня снял колодки, показал мне порванный пыльник на одной направляющей и мы порешили, что скрипит липнущая к колесу колодка. Вся система была разобрана, промыта и продута, прочищена и продезинфицирована, смазана и вставлена обратно. Поворот ступицы – тишина. Ну, что ж – порядок, колесо устанавливается на место.
В процессе закручивания гаек колесо было повернуто, и раздался характерный стучащий звук. Крутанули колесо – звук раздался увереннее.
– Твою мать! – подумал автор.
– Твою мать! – сказал мастер Ваня, только что затянувший пятую гайку.
Разобрав ступицу, извлекли из нее комочек металла ржавого цвета. Это оказался датчик АБС, который по состоянию здоровья не перенес наркоманской дороги. Вычистив ступицу, водрузили ее обратно. На этом технические проблемы поездки завершились. Смеркалось. Быстренько перекусив, помчали домой, в деревню.
День Восемь
Итак, наступил понедельник. Ранний подъем, поездка на другой конец города за второй четой путешественников. Заправка. Торжественное прощание с Красноярском. Выезд.
Здесь автор в очередной раз проявил смекалку, и помчался вовсе не в сторону Новосиба, а вполне себе на север – на Енисейск. Однако недюжинная сообразительность и реакция не позволила нам доехать до Енисейска, и всего через 70 километров автор сообразил, что что-то тут не то. Экипаж воспринял новость без особого удивления – привык уже. Разворачиваемся, возвращаемся, выезжаем на правильную дорогу. В путь!
Заплутали на обратном пути всего один раз – в Ачинске. Заехали прямо в самое сердце глиноземного комбината. Масштабы, конечно, впечатляют. Местный камазист быстро наставил на путь истинный, и до Кемерово добрались без приключений.
В Кемерово провели социологический опрос путешественников и выяснили, что дамы хотят кушать, а мужики – зверски жрать. Было решено до Новосиба проехать через Ленинск, дабы в Журавлево отведать шашлыков. Сказано – сделано, держим курс на Ленинск.
Когда ездили через Кузнецкий в Шерегеш, с дорогой все было понятно. Однако сейчас указатель на Новосибирск вывел нас на грунтовку, по которой ехать было страшно. То карьер какой рядом, то зона. Посреди пути напали на дальнобойщика, под пытками он показал нам, что едем верно. Всего через полчаса попали на Ленинск-Кузнецкую трассу.
Дальнейший путь ничего интересного не представляет – Журавлево, шашлык, салат, кафе, посты, знаки, закат, барахолка, пробки и щемящее чувство – мы дома!
День восемь завершен!
Итоги поездки
Пройдено 4 500 километров. Сожжено 450 литров бензина. Пролито три литра масла. Убита и захоронена одна покрышка. До дыр заслушаны три компактных диска.
Эмоций куча, все положительные. Если в прошлую поездку мы, разинув глаза и выпучив рты, стояли на Гладенькой, то в этом году решили, что в прошлом Хакасии-то мы и не видели. Вообще, я ни разу, к стыду своему, не был на Алтае, потому, возможно, что побывавших там такими картинами не удивить.
В нормальный отпуск я выпадаю редко, тут – полностью расслабился. Контролировал дела нанесением телефонных звонков. Это таки здорово.
Короче, если кто заколебался сидеть в офисе – собирай команду и вперед! И неважно, куда – Хакасия, Урал, Поволжье или Приморье. Путешествие – отличный способ оторваться от дел, а еще и осознать, насколько у нас огромная и великая страна. А если выбрать чисто асфальтовые маршруты, с ночевками в нормальных условиях – абсолютно ненапряжный. Все то, что расписано выше – на самом деле полная фигня, особенно некоторое время спустя. Единственное – надо позаботиться о необходимом минимуме: набор инструмента, маслице на долив, очень желательно – пара нормальных колес на дисках. Передвигаться на запаске было очень неприятно – пробей второе колесо, и ага.
Еще. Чем дальше от Новосиба, тем меньше водители знают про неплохой народный обычай – включать фары на трассе днем. Если в НСО с выключенными едет один из десяти, то под Абаканом один из десяти – включает. Учитывая количество машин – не страшно, просто интересно. Дороги везде отличные, вот с указателями изредка проблемы – в самых неожиданных местах.
Напоследок, чуток фото из прошлогодней поездки.
И еще. Дорога до Шарыпово совсем не ужасная, ездить по ней можно смело :). Просто именно для нас она обернулась такими последствиями, и мы ее несколько… невзлюбили.
Всем Чмоки!