Выходные на Бухтарме

06.10.2010 | 21859 просмотров

Лето в Новосибирске проходило мимо: отпуска нет, погоды нет, поездка в Хакасию сорвалась, и редкие вылазки за город в целом желание куда-нибудь поехать не утоляли. Ближе к июлю-августу на форуме все чаще и чаще стали появляться темы про поездку в Казахстан на Бухтарминское водохранилище, ну и очередная из них стала переломным моментом: надо ехать, хотя бы на выходные. Вопрос с поездкой решился буквально за неделю: в пятницу подумалось, а в следующий четверг уже выехали. Как показала практика, чем больше планируешь, тем меньше получается. Так было с Хакасией в этом году: собирались еще с зимы, однако все сорвалось буквально за месяц до поездки, хотя уже был готов и отпуск, подготовлена машина и собраны вещи.

В поиске маршрута помог ресурс www.buhtarma.ru и человек с одноименным ником. Этот же человек с этим же ником, если не ошибаюсь, помогает с маршрутами и в форуме «Путешествия». Люблю неорганизованный отдых, поэтому базы отдыха, пансионаты и санатории не рассматривались. Изначально хотели ехать за Большенарым, это Восточный Казахстан. Те, кто там был, сказали, что места дикие, народу нет, что и требовалось. Но в действительности места оказались настолько дикие, что для просто отдыха не подошли :). Хорошее место для рыбалки, но не очень удобный подъезд к берегу, да и сам берег травянисто-земляной. Были еще два варианта: участок берега между Приморском и Алтайкой и Васильевская переправа на другой берег. Выяснил, что Васильевская переправа непонятно как работает, поэтому в конечном итоге остановились за Приморском, не доезжая Алтайки.

За границу выезжал впервые, поэтому было немного страшновато: таможня, документы и т.д. Но неделя поисков дала примерный маршрут и правила прохождения таможни. Как оказалось, ничего страшного и сложного нет, последние изменения таможенных правил упростили процедуру, и в целом пересечение границы не должно было занять более двух часов. По факту так и оказалось, в Казахстан — 40 минут, из Казахстана — два часа, потому что сервер завис :). С собой достаточно иметь паспорт, свидетельство о рождении ребенка (если есть) и все. Наклейку «RUS» купил еще в Новосибирске, поэтому сразу после таможни приобрел тамошнюю ОСАГу и все.

Маршрут: Новосибирск — Барнаул — Змеиногорск — Шемонаиха — Усть-Каменогорск — Зыряновск — Соловьево — Большенарым и далее. В итоге остановились за Приморском, это примерно 20 км от Большенарыма.

Снаряжение: Subaru Legacy Wagon, 20 литров бензина про запас, палатка, спальники, казан, котелок, тренога, газовая плита и запас еды на три дня. Сделал большую ошибку и не купил тенге, понадеявшись купить уже в Казахстане. Но в Кз въехали вечером, банки закрыты, обменники закрыты, бензин на исходе. В итоге по очень невыгодному курсу обменял рубли у двух девушек лет 15, которые продавали арбузы и дыни около дороги. Обменял, купил бензин, дыню и успокоился. Газовую плиту взял на всякий случай, вдруг дров бы не оказалось. Но недалеко от места была лесополоса, в которой было очень много сухих деревьев.

Немногочисленный лес около дороги.

Из Новосибирска выехали в четверг часов в восемь утра, часа в четыре вечера были на границе и в пять уже ехали в Усть-Каменогорск. По пути один раз оштрафовали в Алтайском крае за превышение. Инспектор, пока оформлял протокол, сказал, что на Бухтарме делать нечего, потому что погода плохая, однако в те три дня, которые мы там были, было тепло и солнечно, повезло. В процессе обсуждения погодных условий договорились с ним на штраф в протоколе в 300, а не в 1 000 рублей. «Мелочь, а приятно» (с).

Алтайский край.

Очень много времени потерял в У-Ка, в поисках тенге, потом заправок за рубли, потом хоть чего-нибудь за рубли, в итоге заправился уже на выезде, купив рубли у арбузных девушек. Напугали движением в Казахстане: скорость не превышать, пешеходов не давить, на красный не проезжать, сплошную не пересекать и вообще правила не нарушать. Поэтому в населенных пунктах ездил строго по правилам. Сначала раздражался, потом привык и, в общем-то, даже понравилось. Но вот не превышать скорость за городом очень сложно, только отвлекся и уже вместо 90 на спидометре 120, приходилось сбрасывать до 90, потому что превышение на 1 км/ч — это уже превышение и наказание. Дороги в целом нормальные, но не без сюрпризов, то асфальт вспучен, то яма, поэтому постоянно надо быть настороже, чтобы не прозевать очередную неожиданность. Очень понравилось проходить Осиновый перевал сразу за Усть-Каменогорском: отличная дорога, перепады высот, очень красивый пейзаж, повороты и прочее.

Горы в дороге.

На каждую из таких гор хочется забраться.

Осиновый перевал.

Очень много полей с подсолнухами, есть поля в несколько километров длиной.

Подсолнухи.

Также очень много полей с цветами, и вдоль дороги в некоторых местах через каждый километр стоят продавцы меда и продуктов из меда. Купили мед к чаю, а от медовухи отказались. «Эксперт», который был с нами, сказал, что это совсем не медовуха.

Цветочные поля.

После У-Ка в планах было ехать сколько сможется, но не доезжая примерно 80 км до Зыряновска, дорога стала не просто плохая, а очень (!) плохая, разбитая полностью, поэтому скорость снизилась до 20-30 км/ч. Дорога до Зыряновска проходит в горах, кемпинг я видел всего лишь один, но спать хотелось не сильно, поэтому проехал мимо и, как оказалось, зря. Больше кемпингов не было, встретилось только одно кафе, около которого стояло 2-3 легковые машины и один грузовик. Времени было часа два ночи, глаза иногда открывались, поэтому зашел в кафе и спросил, можно ли переночевать на стоянке, хозяин немного удивился и сказал, что не практикуется, но добавил, что грузовик, похоже, уже встал на ночь. Махнул рукой и тоже лег спать рядом с грузовиком. За два часа сон перебил, проснулись и поехали дальше. Ночью остановили на стационарном пункте ГАИ для обязательной регистрации. Пока то да се, разговорился с гаишником, он рассказал про окрестности, показал фотографии этой дороги зимой: намело так, что в снегу приходилось пробивать тоннель грейдером, высота намета метров 6-8, не меньше. Ну и еще пообщались немного, никаких проблем не было. К слову сказать, с казахами приходилось общаться несколько раз: помогли найти человека, который обменяет тенге в поселке, подсказывали маршруты из Большенарыма, подсказывали дорогу по У-Ка и т.д., и каждый раз — очень доброжелательно и очень подробно. Именно по этой причине не езжу отдыхать в близкий Алтай: в диком отдыхе — дикие алтайцы. Ездил дикарем на Байкал, в Хакасию, и ни разу не слышал столько негативных отзывов, сколько слышал об Алтае. Жаль, конечно, Алтай очень красивый, но отпугивает обилием пьяни, которая ездит туда не как гости. Считаю, что Алтай в том виде, в котором он есть сейчас, сделали именно туристы: и непомерно высокие цены, и отношение местных жителей к нам, и прочее гадство. Имеем то, что имеем, а жаль.

Из Зыряновска до Большенарыма примерно 170 км, и местами дорога проходит в небольших горах. В одной из таких гор попали в тучу, очень необычные ощущения: противотуманки не пробивают, ехал практически на ощупь, но было интересно :).

Тучи в горах.

В Большенарым приехали только утром, часов в шесть, и двинулись дальше. Отъехали километров 70 по легенде, ткнулись в одно место на берегу, в другое и поняли, что здесь хорошо встать не получится. Так как у нас был еще один маршрут, за Приморском, то решили ехать туда. Почему-то побережье представлялось с лесом, думал, заеду за деревья и остановлюсь, однако деревьев не было, только сопки и все, голый берег.

Дорога вдоль побережья.

За какой-то сопкой была своротка к берегу, от дороги до берега метров 300. Свернули туда, проехали и увидели за сопкой две машины и две палатки, причем с дороги их не было видно. Отличное место! Которое было уже занято. Но берег большой, остановились метрах в 70 от них, чтобы не мешать, поставили палатку и разожгли костер. Минут через 15 соседи подошли знакомиться, оказались земляки, уже неделю стоят на этом месте и собираются часов через пять сниматься. Все складывалось как нельзя лучше, я лег спать после дороги, а соседи пошли ставить сеть, которую нашли тут же на берегу. К слову сказать, это была какая-то авоська, но они умудрились поймать ведро рыбы! Когда они уехали, эту авоську закинул и я. За день в нее набилась трава, которую пришлось выгребать, и я очень сомневался, что в рваную недосеть что-нибудь еще попадется. Однако пять достаточно больших (не гуппи) рыб умудрились в ней запутаться, еле в казан поместились. За все эти дни, кстати, удочку не закидывал, хотя был крючок из гвоздя и леска. Не рыбак я.

Соседи уехали, и мы перебрались на их место.

Берег.

Еще берег.

Лагерь, вид с сопки.

Водохранилище.

На второй день ветер принес песчаные следы.

Побережье и дно — мелкие и средние камешки, вода чистейшая и теплая, в 10 метрах от палатки.

Дно.

Народу — никого в радиусе километра, причем, все три дня мы были одни, никаких соседей. И начался ОТДЫХ!

Вот так мы жили три дня.

Чем хорош дикий отдых, тем, что не скучно, предоставлен сам себе в это время, переключаешься с повседневной рутины на обычный труд руками. Успеваешь и купаться, и загорать, и обойти окрестности, приготовить еду, сходить за дровами.

Дровосек.

Кашевар.

Отдых.

Еда.

В первый день забрались только на близлежащую сопку, посмотреть где мы остановились, ну и разведать немного.

Издалека сопки очень ровные.

Километров пять от лагеря.

Над сопкой постоянно парили хищные птицы, причем в потоке воздуха могли висеть по нескольку минут, не махая крыльями. Коршун, маленький орел или ястреб — не знаю, но клюв изогнут и размах крыльев чуть менее метра.

Охотники.

Все эти дни вода была очень теплая, поэтому утром вместо частичного умывания — полноценное купание, выбегаешь из палатки и сразу же в воду! И просыпаешься сразу, и бодрый потом весь день.

Утро.

В один из дней поднялся сильный ветер, поэтому купались в волнах. А еще залезли на сопку и посмотрели на волны сверху.

Издалека кажется, что ветер гонит воду от берегов.

Был наслышан о казахстанском коньяке, поэтому собрались и поехали в Большенарым, людей посмотреть и коньяк поискать.

Большенарым.

В селе машин не очень много, бОльшая часть ездит по правилам. Но есть местные мачо, которые гоняют под 100 и в населенных пунктах. Ну а как же без них. За все время не встретили ни одного автополицейского, сомневаюсь, что они вообще есть в такой дали. Село очень чистое, аккуратное, приветливые жители. Но за рубли не продается совсем ничего, потому что рубли там не нужны. Так мало того, присутствует всего один обменный пункт, не работающий в субботу и, как потом выяснилось, не меняющий рубли на тенге. Тут нам повезло: продавец в магазине нашла какую-то знакомую, которая покупала рубли. Поехали искать знакомую, которая покупала рубли для дочери-студентки из Новосибирска. И курс у нее, как в банке. Все складывалось, как нельзя лучше: накупили немного продуктов, коньяка и помчались обратно.

Дорога в сопках от Большенарыма до места.

Кстати, столкнулся с явлением «сам не местный»: когда искал обменную знакомую, спросил у одного казаха, как найти дом. Он и ответил: «не знаю, не местный», удивился. Тут же спросил у других людей, они обстоятельно рассказали и показали. И тут же удивленно переспросили: «А что, тот не подсказал?». Ну я ответил, что он не местный и не знает, этому факту удивились и они.

Каждый вечер наблюдали очень красивый закат! Не сероватый, как в городе, а красно-золотой, когда облака меняют свой цвет практически на глазах.

Закат.

Солнце делает облака бронзовыми.

Луна уже появилась, но на другом конце неба.

Луна появлялась из-за близлежащей сопки и проплывала мимо нас почти что вдоль всего горизонта. Так мы еще и были там в момент полнолуния, видели лунную дорожку, луну сквозь тучи.

На обратном пути остановились в Усть-Каменогорске, город посмотреть, размяться немного и погулять.

Усть-Каменогорск.

Нашли красивый парк, жаль, времени было не очень много, поэтому только прошлись и все.

Парк.

В парке были очень удобные скамейки, но, видимо, не для бездомных, как на такой спать — не ясно.

Анатомическая скамейка.

После Усть-Каменогорска уже почти не останавливались: граница — Алтай — Новосибирск. Дорога туда оказалась тяжелее, а устали больше на обратном пути. Удивительно.

Итого:

Проехали 2 400 км, из них около 250 в поисках места.

Продукты везли с собой, но все можно купить в Казахстане, и везти не надо, и дешевле.
Заправлялся на рекомендованных заправках: «КазОилГаз» и «Гелиос». Бензин стоит чуть дешевле по сравнению с Новосибирском.

На Бухтарме есть очень много баз отдыха (цены ниже алтайских), и есть места для дикарей. То есть любой желающий может найти себе отдых по душе. Дороги не отличные, конечно, но в целом неплохие.

Таможню проходить очень просто, в обе стороны. Информации на эту тему в сети предостаточно.

Сим-карту тамошнюю не покупал, остался совсем без связи. Но лучше иметь местную сим-карту, особенно, если отдых планируется вдали от людей.

Правила лучше не нарушать :).

Удачи!

Красиво )))

Замечательный отдых. В следующий раз возьмите складную мебель, очень удобно.
За отчет 5++++++

Саяногорск
Пробовал я казахстанский и казакстанский коньяки, понравились!!! Отчет ок!
KIA SORENTO 2004 TLX 2.5 турбодизель D4CB

Вот жеж растудыть мою налево! Знакомые всё лица!)))))
Volkswagen Golf 1.4 TSI

Живописные места!)
Автокомплекс "Зенитка" г. Чита, пер. 2-й Молодежный, 1 тел. 20-88-34

В целом красиво, но берег какой-то унылый. Одним словом - степь.
Sonne_Ru
Как же вы достали с этим превышением скорости в Казахстане. Повторяю слова многих: ограничение за городом для легковых автомобилей - 110 км/ч. Превышение скорости до 10 км/ч. никак не карается. Для особо неверующих - привожу ссылки на официальный сайт дорожной полиции Казахстана: http://www.zholpolice.kz/ru/rules/page755/ http://www.zholpolice.kz/ru/penalty/ Если непонятно, то некоторые тонкости разжеваны в этой статье: http://www.zholpolice.kz/ru/news/item/407/ P.S. Сам родом из Усть-Каменогорска. Бухтарма - это великолепно, но она большая и везде разная. Поверьте, есть места гораздо живописнее :-)

Сибирь-Алтай
Отлично. Который год собираюсь туда.
Регистрация товарных знаков, патентов, НМПТ и всё, что с этим связано.

Хорошо прокатились! но 3 дня - маловато для такого расстояния. в июле был там-же проездом Барнаул - Ука-Зыряновск-Большенырым-Курч ум-Зайсан. А с погодой вам повезло, это лето прохладное выдалось для Бухтармы.
Всё хорошо и будет ещё лучше!
Мой отзыв: Nissan Terrano 1993

Красивые места, замечательные фото,хороший отчёт!

BarTERR:
Конечно маловато :) Но это был не отпуск, а всего лишь выходные дни, плюс пару дней удалось урвать из рабочих.

Молодцы....Я вон вообще за два дня на Байкал и обратно смотался...Надо тоже фотоотчетик сделать и написать...

VellVic:
Земляк, привет! Я сам из Братска :)
На Байкале был один раз, но не на машине.
Андрей740
Привет путешественники!!!я тоже там часто бываю летом и на базах отдыха и очень тамошний коньячок нравится!!!!!!молодцы ребята!!! можно и с компанией рвануть!!!!!!!!!

Где-то там
Сообщений: 19250
Хорошо когда вокруг нигого... А что, рыбу не ловили?
если незнакомые люди вам уделяют много внимания, значит вас хотят либо нае@ать, либо вые@ать.

Danik 96:
Хорошо когда вокруг нигого... А что, рыбу не ловили?
неа, не люблю рыбу ловить. на рыбалки езжу часто, но не рыбачу :)

Два года подряд ездили, на второй с погодой не повезло. А так отличный отдых за минимальные затраты!
Мой отзыв: Chevrolet Niva 2008

еаппп
Не знаю что в этом казахском коньяке, привозят мне 5 литровые канистры. Только что вкус карамели и шоколада, так это разве вкус коньяка?

Лесосибирск, Анапа
Жалко не передают фото всей красоты.
MAZDA MPV

Алтайский край
Красиво!

Алтайский край
еаппп:
Значит не тот привозят.
Iceberg-nvk
Почти Голивуд
это не цветочные поля-так цветет горчица,из семян которой потом делают горчицу и горчичное масло

Отличные выходные

gen06
Случайно попал на эту страницу.Четвертое фото сверху-это Мертвая гора,а рядом с ней село Чиркаин в котором я родился,пацанами много раз лазали на эту гору.Здорово!

Отдыхали вы в какрйто степи-есть места намного красивее.Про Горный Алтай зря ты так -не видел его совсем.- Я в КЗ ездил три года подряд на Бухтарму -понравилось! Вэтом году на российской гр. отстояли 9 часиков.Так-что не всегда так просто.
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.

А это Алтай который тебе ненравится.
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.

У-К
Надо было за Васильевскую съездить, там песчаные пляжи офигенные есть! Кстати лучше туда ехать не через переправу, а по Самарской трассе из Усть-Каменогорска.
Chevrolet Captiva 2013 C140 2,4AT LT, пятиместка
Мой отзыв: Skoda Octavia 2006

miheyb:
А это Алтай который тебе ненравится.
Алтай мне нравится. Не нравится отношение алтайцев к туристам, и то, что остановиться одной машиной на берегу небезопасно.
Пару лет назад ездил дикарем на Байкал, за Северобайкальск. Так же, как и в Кз, абсолютно спокойно жили вдвоем в палатке чуть меньше недели

Alexlx:
Кз понравился, еще раз поеду наверняка, но уже на 1-2 недели. Спасибо :)

wsa5840
Читал отчет вытирая слюни с бороды. Здорово блин. Молодцы, что так легки на подъем, вот так запросто собрались и вперед. С удовольствием разглядывал фото, красота. Я сам прожил в этих местах 30 лет (родом от туда) и много раз отдыхал в ТБ "Голубой залив", это рядом, но там намного живописнее. Про коньяк для меня полная новость, что казахи научились в ВКО выращивать виноград? Наверное, что то привозное. Хотя за 20 лет, как я от туда уехал в ЦФО, многое могло поменяться. Спасибо за краткую экскурсию в улетевшую молодость....

да, места там красивые... сам проводил летние каникулы в Асу-Булаке, оттуда 4 часа до бухтармы...
Subaru Forester SF9 2001 LPG Прошит
LC Prado '07 EU

ECUTUNE.RU

pash54
Да Восточный Казахстан это же Швейцария!!!!!Цены нормальные.Зачем Алтай?!Лениногорск в ВкО и всё.......Поедешь в сторону России....Вот тебе Алтай.Едещь в сторону Китая.Степи лесостепи и пустыни!Все есть.Ещё советую в сторону Кучумской переправы и непременно через Самарское!!!Красота неописуемая!!!!!!!!!!!!!!В Таинтах очень красиво!!!вся Самарская трасса проходит в горах!Очень красиво!!!!!!!!!!!!!!

Молодцы, хорошие выходные. Обожаю отдыхать на Бухтарме. На Аю-Да рыбалка хорошая, но дорога туда не айс.
Тойота. Просто люблю.
Мой отзыв: Toyota Carina 1997

Serega797
Хороший отдых, узнаю свои приятные воспоминания читая ваш отчёт)!!!Купил себе Калдину и так же как и вы съездил на Бухтарму!Из Томска и обратно километраж получился чуть больше чем у вас!!!Первая дальняя моя поездка за границу, перед шлагбаумом на границе возникает много вопросов и даже небольшое волнение но всё оказывается просто)!Очень понравилось всё, две недели прошли на ура!Обязательно вернусь туда тем более у меня там теперь два друга!!!!Усть-Каменогорск= соблюдай правила дорожного движения!!!!! Хочу лето и опуск)) Лето в Сибири короткое хочется его продлить и наполнить приятными впечатлениями!!!

ТОж имел радость оттащица от тех грунтовок))))
успокоился вроде)
ЯЗЬ30Д

Перевал называется "Осиновский"
gen06:
А ты теперь заходи на этот сайт и не случайно, а регулярно !!!

зря ты так, ведь на юге и под алматой долины где выращивают виноград как во Франции, солнце светит всегда, Это Иссык, Тургень и т.д. Ты просто дикарь- не выезжающий из своей деревеньки без заборов

H
Тоже хочу.

38 регион
Природа там отличная для отдыха! Сам из Зыряновска но уже больше 15 лет там небыл - защемило! обязательно съезжу-тоска по родине сильная штука. Спасибо - читал с удовольствием и настальгией.
NISSAN DUALIS-20G Four. 2007г дв.MR20DE-V2.0.

Ребята, да вы просто не доехали до тех мест, которые вам описали в качестве цели поездки... Вы были на каменистых берегах в районе от Приморского - и далее к переправе. А надо было проехать далее до Большенарыма, через него проехать и километров 20-25 дальше от Большенарыма по восточному побережью водохранилища, не доезжая с. Свинчатки. Остановиться в районе Лотошной. Лотошная - это место, где ранее было небольшое одноименное селение(ныне на его месте живет семья или две - но это уже ближе к горам, а может уже и не живут). Вот там поистине красивейшие безлюдные, абсолютно не тронутые(без какого-либо мусора) песчанные пляжи, заводи, много песчаных кос. Берега не голые. За пляжами на суше деревья, потом пространство и только потом дорога Большенарым - Курчум, за которой горы. Отдыхая в таких местах наслаждаешься пониманием того, что цивилизация этим местам и не нужна...... Это моя Родина... А где вы были - места не популярные, берега голые - щебень, постоянно ветер, местные тут не отдыхают.

Кстати, от Зыряновска до Большенарыма не 170 км, а 70 км. Ровно час езды в нормальном темпе.

veidamahum
А если доедете до берегов Бухтарминского водохранилища в районе Курчумской(Казнаковской) переправы, то на его берегах со стороны Самарского широченные песчанные безлюдные пляжи тянутся десятками километров. Только те берега от трассы далековато. И ландшафт более "голый".

У-Ка
Россиянам для справки: разрешенная максимальная скорость за городом составляет в Казахстане 110км/ч, а нарушением считается превышение скорости за 10 км/ч

Расскажите, кто бывал, какое между Большенарымом и Свинчаткой дно, мелко или глубоко и как там с рыбалкой? И где можно заправиться газом,т.к. едем в те края во второй половине июня, друзья на ТАЗ2107 газ-бензин?

еаппп:
Это коньячный спирт, после его переработки получается коньяк.

РОДИНА!!! Прочитал отчет, как будто сам только что там побывал. Молодцы!
Советую также отдохнуть на берегу между Алтайской бухтой и Прибрежным, правда подъезд к берегу там не очень, но места красивые.
Согласен с veidamahum, что ехать надо дальше вверх по Иртышу, там действительно дикие места, населенных пунктов почти нет.

Всю сознательную жизнь прожил в Устькамане все горы и реки облазил благодаря работе 11 лет живу в России а как увижу горы, Бухтарму ничего родней нет.Красота мало сказано какой там воздух! А люди... с придурками Алтая рядом не стояли.

t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

спящий человек
gen06:
Чиркаин в переводе- черная береза
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

кемерово
ностальгия

Новосибушка
Отзыв нормальный, только как местный (хоть и бывший) - перевал "Осиновский".
Жажа.

Усть-Каменогорск
Miheyb это же вид с базы отдыха Борок ВКМЗ :). Позавчера оттуда только вернулся. Так не хотелось покидать это место...Классно там.
А автору отчета подскажу - в У-Ка, есть круглосуточный обменник в кафетерии "корона" что находится напротив парка, который вы сфотографировали. Прямо через дорогу, по этой же улице.
TheSeeR приветствую сторого знакомого)))

Эххххх,красиво!

Руслан
В этом году полицейские начали запускать квадрокоптеры. Видео снимают о пересечении сплошной полосы при обгоне. Год лишения водительского удостоверения.