|
Маршрут туда: Москва—Тула—Орёл—Курск—Белгород—Харьков—Запорожье—Мелитополь— Симферополь—Евпатория—Мирный.
Маршрут обратно: Мирный—Симферополь—Мелитополь—Запорожье—Харьков—Белгород—Курск—Орёл—Тула—Венёв—Серебряные пруды—Зарайск—Слёмы (дача).
Период: 9—19 августа 2010 года.
Начал писать сей рассказ я сразу по приезду, но закончил только спустя полтора года. Каждый раз всплывал какой-либо новый, забытый ранее факт. Тем более, смотрю, народ продолжает выкладывать отчёты не первой свежести. А я чем хуже?
Картинок немного — они все есть в инете и их все видели.
Вообще в Крыму мы были уже много раз, начиная с 1998 года, каждый раз почерпывая из этих поездок и позитива и негатива. Иногда, возвращаясь из отпуска, мы говорили друг другу: в Крым больше ни ногой, — но, как говорится, «не зарекайся».
В июле 2010-го года мы решили съездить в Крым. После недолгих обсуждений мы, по совету друзей, выбрали местечко Мирный, что недалеко от Евпатории. Жильё искали по Интернету, нашли трёхкомнатный коттедж со всеми удобствами, только без кондиционера за 100 долларов в сутки (с каждой семьи получается по 33 доллара или по 1 000 руб.). В общем-то недорого. Надо отметить, что в Крыму мы бывали часто: в 1998; в 2000; в 2001; в 2002; в 2007 году — первый раз поехали на автомобиле (на ВАЗ-2112).
Вообще-то сначала хотели поехать с друзьями в Болгарию—Турцию, тоже на автомобиле, но, как выяснилось, у них заканчивается срок действия загранпаспорта, и поэтому мы решили ехать-таки в Крым. Друзья приехали к нам из Питера 8-го августа вечером, а 9-го с утра мы выехали.
Как многие знают, Москва тогда задыхалась, от лесных пожаров в Подмосковье и в этот день дышалось наиболее тяжело.
Автомобили: Opel Astra (наш), в нём я Игорь, Ленка и наш друг Димка из Питера; Wolkswagen Tigyan (друзей из Питера) — в нём Влад, Маша, их дочь Юля и Димкин сын Саша.
Из оборудования:
Ещё берём с собой атлас автодорог России и Зарубежья.
Вставать планировали рано — часов в 5:00, но рано почему-то не вставалось, встали с горем пополам в 8:00.
9:00 — заправка под горлышко, выезд из Москвы с Волгоградского проспекта.
11:30 — Тула.
14:00 — Орёл;
Между Тулой и Орлом наших друзей угораздило проехать несколько метров по встречной при обгоне. Результат — 2 000 руб. гаишникам.
Лирическое отступление
Вообще я постоянно поражаюсь нашему государству — за проезд по встречной полосе предусмотрено лишение право управления от 4 месяцев. С одной стороны, да, это направлено на то, чтобы водители были более дисциплинированными, внимательными. Это всё хорошо. Но есть и обратная сторона медали. Я так думаю, что процентов 90 водителей решают вопрос на месте — кому же охота четыре месяца ходить пешком. Почему нет альтернативы ? Ну, скажем, 5-10-15 тысяч рублей штрафа. Так бы деньги хоть шли бы в бюджет, а не в карман к жирным ублюдкам с полосатыми палками. Спрашивается, кому нужны такие законы? Или, вот ещё к примеру нововведения с подачи нашего дорогого «президента» — нулевой процент алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя. Во всех нормальных, развитых странах процент колеблется от 0,07 до 0,03 (как было до недавнего времени и у нас в стране). Теперь — 0,00. Мы что, из другого теста сделаны? Я не сторонник пьянства за рулём, но считаю, что 0,03-0,05 промилле никак не влияют на безопасность движения. Я ещё промолчу про гаишные подставы с медицинским освидетельствованием.
Ещё о наболевшем. Ни в одной стране мира не такого документа, как временное разрешение на управление транспортным средством, кроме как в России и в некоторых странах бывшего СССР. Гаишники это прекрасно знают и пользуются этим. Ведь с временным разрешением не въедешь в Украину, оно там просто недействительно, не является документом. И служители палок пользуются этим. А если человек направляется в Европу? Вычитал отзыв одного автомобилиста о его поездке по Европе. Он хотел доехать до конца Европы — до Португалии. У него спросили потом, что, мол, самое сложное в его поездке? Он ответил, самое сложное это проехать по России и Украине и остаться с вод. удостоверением. Представляете!? Дальше можно ехать спокойно, он потом не встретил ни одного полицая, вплоть до Португалии. Дикость какая!
15:30 — обед в придорожном комплексе где-то в конце Орловской области.
Удивило то, что официантка принимала заказ не с блокнотиком в руках, а с помощью какого-то неведомого мне гаджета, наподобие того, какие используются в Макдоналдсе. Принесли чуть тёплый борщ, вернее, это оказались щи, т. к. свёклы в супе я не нашёл, плов. Порции маленькие, и всё невкусно. Отобедав, мы двинулись далее. Дорога М-2, по которой мы ехали практически до границы, очень узкая (двухполосная), на ней очень ярко выражена колейность и вообще она как стиральная доска.
Обгон затруднён наличием сплошной полосы, частыми подъёмами, спусками и крутыми поворотами. Иной раз приходиться тащиться за грузовиками и фурами по несколько десятков километров. А нарушать я не собирался — зачем кормить этих дармоедов. Дело шло к вечеру, мы приближались к границе. Последняя дешёвая заправка в Белгородской области (95-й по 24 руб.), и мы встаём в длинную очередь.
Пограничный переход Нехотеевка — Гоптивка.
Становится понятно, что эта очередь на границу. На российской стороне несколько дежурных вопросов, осмотр багажника, проверка документов. Затем въезд на пограничную территорию Украины. В будке толстый лысый дядька выдал нам иммиграционные карты, которые нужно было заполнить. Графы в карточках на украинском языке продублированы на английском. Русского — нет! Мне показалось, что это свинство. Мне пришлось свою карту переписывать, т. к. я не там написал цель прибытия. За чистым бланком пришлось возвращаться назад на 200 м. Мне было предложено украинскими пограничниками за «скока не жалко» воспользоваться услугами по заполнению бумаг, от чего я отказался. Получив наконец заветный штампик в карту, мы проехали дальше. Там нас ждало ещё одно испытание: заполнение таможенной декларации. Некоторые пункты в ней вызывали вопросы, которые мы задавали таможенникам, которые в свою очередь неохотно на них отвечали. Было также предложение за деньги обойти эту процедуру, но мы его, естественно, отклонили.
Поняв, что с нас ничего не получить, таможенник забрал у нас недописанные декларации, сделал недовольную морду лица, порвал их и сказал, проезжать. Затем был ещё один осмотр багажника и, наконец, мы въехали на территорию Украины. В общей сложности вся процедура пересечения границы заняла около трех часов. Недалеко от погранперехода мы нашли обмен валюты, который работал ночью и приобрели гривны.
Тем временем совсем стемнело, мы проехали Харьков, по указателям по объездной дороге на Симферополь. Вскоре как-то внезапно захотелось спать.
Перед поездкой я выписал себе из инета адреса и телефоны придорожных мотелей. Только я думал, что проеду дальше, и выписал мотели, начиная с Днепропетровской области. А спать захотелось в Харьковской. Примерно около часа ночи я увидел указатель «Новая Водолага — отель налево 3 км». Свернули туда и после недолгих поисков пред нами предстало 4-5-этажное здание с вывеской «Готель Центральнiй». Припарковавшись, мы с Димкой пошли на разведку. На первом этаже оказалось что-то типа офисного центра, судя по вывескам «Окна», «Двери» и т. п.
На втором этаже оказалась большая металлическая дверь без вывески и звонка — тоже, как мы поняли, какой-то офис. Мы уж было подумали, что этот отель был здесь когда-то, и собрались было уезжать, но я решил подняться напоследок выше — на третий этаж. Там действительно оказалось некое подобие Cаll-центра — сидела упитанная украинка, которая с радостью сообщила, что есть три свободных номера: за 100 гривен (400 руб.) — двухместный без удобств; за 130 гр. (500 руб.) — двухместный с удобствами; за 230 — четырёхместный, с удобствами.
Мы с радостью вселились в номера с удобствами, приняли душик и завалились спать. Утром проснулись часов в 9, сдали ключи, выпили по чашечке кофе, любезно предложенной нам администратором и двинули дальше.
Несколько раз попадались засады, но ехали мы не быстро и интереса не вызывали.
В районе Запорожья мы купили на дороге вкуснейший виноград по 10 гр. (40 руб. в дальнейшем буду все цены переводить на рубли).
В Мелитополе мы пообедали в придорожном кафе (примерно 400 руб. на двоих) и втопили до Симферополя. Показалось, что от Мелитополя до Симферополя — ехали очень долго, наверно потому, что уже устали.
В Симферополе произошло досадное происшествие. В зад моей машины врезались… наши попутчики — Влад с Машей и детьми. Настроение испортилось. Влад, бедный, извинялся, извинялся, стал вообще никакой. Мне даже его жалко стало. Я, вдруг представил себя на его месте, я бы сквозь землю провалился от такого. Но он мне сказал: попробуй отремонтироваться по приезду в Москве по КАСКО, если не получится — беру расходы по ремонту на себя.
Сказано — сделано, срываемся с места, чтобы ДАИ не успело приехать и уезжаем. Из повреждений — погнута крышка багажника и задняя часть кузова. Хорошо, что багажник открывался-закрывался. Но, как оказалось позже, — эта авария пошла мне на пользу. Дело в том, что у меня был разбит задний левый фонарь ещё до этого случая. Так вот, по приезду в Москву я обратился в свою страховую — «Контакт страхование». И мне всё заменили, и фонарь в том числе. И планку крышки багажника, успевшую покрыться чёрными точками, тоже заменили. Но это будет позже.
В Симферополе — по указателям на Евпаторию — 65 км, а оттуда нам оставалось проехать ещё километров 25 до Мирного.
В Евпатории мы два раза не туда поворачивали на круговом движении, т. к. не было указателей.
Наконец часов в 10 вечера мы были на месте а именно в пос. Поповка — это как бы окраина Мирного. Для того, чтобы открыть багажник, мне пришлось лезть на заднее сидение, вытаскивать вещи оттуда через салон, потом лезть в багажник и открывать его изнутри. Благо, такая возможность предусматривалась. Умные немцы установили там рычажок, наверно специально для моего случая.
Вот, наконец мы и прибыли.
Надо сказать, посёлочек так себе — помойка, везде пыль и грязь. Коттедж оказался новым, ещё наполовину без отделки. Он состоял из трех комнат, кухни, коридора. На кухне — газовая плита, холодильник, стол, стулья. Санузел был отдельно — туалет и душевая кабина. Во дворе — мангал, беседка.
Воды в посёлке — не было. Совсем. Воду завозили машинами каждый день и сливали в огромную пластиковую ёмкость на крыше блока-санузла. Чтобы помыться и готовить пищу — нам хватало.
Иногда мы устраивали ночные посиделки во дворе на свежем воздухе, с бокальчиком-другим доброго массандровского вина.
Но почему-то дольше, чем до часа ночи сидеть не удавалось. Ужасно хотелось спать. Вероятно — это от перемены климата. Дома в выходные я мог просидеть и до трех—четырех ночи, а здесь вырубался без задних ног.
Теперь о плюсах и минусах посёлка
Плюсы: Отличный песчаный пляж и прозрачная морская вода, невысокие цены на продукты и фрукты в частности.
Например: персики — 50-80 руб.; арбузы — 6 руб.; дыни — 16 руб.; помидоры (очень вкусные, розовые) — 40-50 руб; виноград — 40 руб., но его мы вообще не покупали, т. к. наелись ещё того, запорожского; чебурек с мясом — 20 руб.; пиво местное — 35-60 руб. за бутылку в ларьке, 16-30 руб. — в супермаркете; вино Массандра — от 120 руб.; шампанское «Севастопольское» — 200 руб. Шампанское «Новый свет» —350 руб.
Средний счёт в кафешке — 400 руб. на двоих без спиртного.
Но о кафешках отдельно: многих блюд нет в наличии, готовится всё кто во что горазд. Официанты одеты неряшливо.
Были мы в кафе «Ленинград «, я заказал себе окрошку. Приносят салат из огурцов, помидоров, перца, и всё это залито кефиром и уксусом. Ужасная гадость! И так везде.
Режим у нас троих был у каждого свой:
Димка с Сашкой вставали самые первые — часов в шесть утра, брали с собой фрукты, бутерброды и направлялись на пляж. Находились они там примерно до 12-13 часов дня.
Мы вставали около 10:00, завтракали, собирались и тоже шли на пляж. Через два часа нам надоедало там валяться, и мы уходили вместе с Димкой и Сашкой.
Придя домой в районе часа дня мы наблюдали такую картину — Влад с семьёй просыпались и готовились завтракать. Да, у каждого, как говорится, свои причуды.
Из поездок у нас было: Судак — Новый свет с прогулкой на кораблике (туда-обратно вышло почти 500 км, без кораблика).
Судакская крепость. Вид из Нового света.
Обратно хотели поехать через Приветное на Белогорск, чтобы не ехать через серпантин, но дорога оказалась закрыта, как объяснили нам ДАИ-шники, из-за лесных пожаров. Пришлось возвращаться так же.
Также мы посетили мыс Тарханкут — это самая западная точка Крыма.
Ехать пришлось в объезд, т. к. дамба через залив Донузлав разрушена, и вышел тоже порядочный километраж. Также посетили интересный посёлочек — Марьино. Интересен он тем, что здесь как будто время остановилось в 80-х годах. Очень тихое местечко, никаких дискотек и других признаков цивилизации. Ряд очень красивых, уютных домиков, в общем, это место для тех, кому нужен покой.
Кстати, на обратном пути в Мирный тормознули ДАИ-шники — проверка документов. Поиски оных не привели к успеху. Оказалось, я их забыл в другой сумке. О, ужас!!! До Мирного оставалось ещё километров 70, я уже приготовился к худшему. А худшее — это, как известно, штрафстоянка. Был ещё впрочем вариант отправить за документами наших друзей, но ДАИ-шники оказались добрыми, может, хотели денег, но я принципиально взяток не даю. Посмотрев лишь на Зелёную карту (благо, она оказалась под козырьком) и сверив данные в ней с паспортом владельца (у супруги), пожелали «счастливого пути». Такое отношение весьма порадовало.
Также была поездка в Балаклаву с посещением базы ремонта подводных лодок, находящейся в скале, и Севастополь (туда-обратно 350 км), где мы в очередной раз посетили диораму Крымской войны и погуляли по парку и морской набережной.
Из Севастополя мы возвращались другой дорогой, не по побережью, т.к. любим разнообразие, через Симферополь. По побережью — очень много поворотов, но указателей мало. А без навигатора — сложно. Очень хотелось съездить на гору Ай-Петри (для тех, кто не в курсе — это одна из высочайших (1 234 м) и красивейших вершин Крыма. В хорошую погоду можно увидеть весь Южный берег Крыма, но, как сказали нам местные, дорога там тоже закрыта, попасть на гору можно только на канатной дороге, а это ещё 800 руб. на двоих, плюс ещё в очереди стоять за билетами 1-2 часа. Впрочем, есть ещё вариант — дать денег на пикете и ехать спокойно, но это не для нас. Желание как-то отпало.
Да и так много поездок мы совершили за небольшой срок пребывания в Крыму. Отпуск подходил к концу. 19-го августа, затарившись вином, местным пивом, арбузами и дынями, мы выехали домой. Обратный путь прошёл без происшествий. Доехав до Харькова, мы тщётно пытались найти указатель на Белгород и в результате въехали в город. Пришлось возвращаться и спрашивать дорогу.
Оказалось, что нам надо повернуть перед плакатом с надписью «Вам — туда» — это была реклама строительного рынка и ни слова про Белгород. Господа руководители дорожных служб Украины: повесьте указатели! На таможне застряли опять на три часа. Ещё стоит кое-о-чём упомянуть. У меня на машине небольшие повреждения — следы давних аварий, до которых никак руки не дойдут.
Так вот украинский пограничник докопался, откуда мол вмятины? «Давнишние» — говорю. «Справка об аварии есть?» — «Есть, — говорю, — дома». «Как дома?» — не унимается он (явно хочет денег). «Так, — говорю, — дома, я не обязан возить её с собой, а вы не в праве требовать её предъявления». За это мне было наказание — три бланка таможенной декларации, которые пришлось заполнять. За это время проехало машин пять. В общем, нехорошие воспоминания остались у меня о пограничной и таможенной службе Украины.
Вроде и отношения между странами стали налаживаться, но вот такие мерзкие случаи имеют место быть. Въехали на территорию России за полночь, проехали Белгород по объездной. Стемнело. В первых двух попавшихся нам мотелях мест не было, места оказались в дорожном комплексе в посёлке Строитель. Цены там оказались кусачими — двухместный номер на ночь стоил 5 000 руб.! Правда, там стояли две широкие кровати, можно сказать, двухместные, и ещё были отдельно матрасы, так что мы все (семеро) туда поместились.
Ещё в номере — вентилятор, телевизор, чайник, мебель, санузел. Но... Не оказалось воды. Текла лишь тоненькая струйка горячей воды, а холодной вообще не было — даже в туалет не сходить. Мы — к администратору. Та говорит: «Ой, значит, отключили до утра — ремонт, нам посочувствовала, но скидку сделать отказалась — знает, что мы с детьми никуда уже не денемся. В общем, как говорится, сервис в нашей стране рулит! Полночи я не спал, вынашивал план мести, хотелось чего-нибудь сломать.
Но потом я отошёл, тем более часов в пять утра воду действительно дали. Обедали мы в городе Фатеж, Курской области в кафе под названием, если мне память не изменяет, «Пит-стоп». Странно: в 2007-м году в нём был огромный выбор блюд, плюс множество выпечки, а в этот раз половина меню не было в наличии и даже хлеба не было — принесли последние четыре кусочка.
Итоги поездки:
8 000 руб. — бензин (с учётом поездок по Крыму);
12 000 руб. —проживание;
2 000 руб. —две ночёвки в пути.
15 000 руб. — еда, сувениры, развлечения.
И напоследок несколько советов автомобилистам:
Вот, пожалуй, и всё. Желаю всем лёгкой дороги и только положительных впечатлений от поездок. Лично я, если и поеду ещё в Крым, то не скоро. Слишком утомляет переход границы, хамство и вымогательства местного персонала.