|
2 ноября 2004 года вылетел из Москвы. Приземлились для дозаправки самолета в Братске. В темноте Братск мне показался красивым, наверное, потому что я не видел его днем. Падал небольшой снег.
3 ноября 2004 года подлетаем к Певеку. Мне почему-то так плохо. Край земли. Кругом один снег. Даже из иллюминатора самолета видно, какой там холод, что незамедлительно подтвердил голос стюардессы, объявив, что за бортом минус 30. Брррр!! А может, мне плохо, потому что болею с похмелья, да, да скорее всего причина именно в этом.
Пограничник в аэропорту забрал паспорт, что за б…ство. Идиотские правила: оказывается здесь тоже нужна регистрация, как и в Москве. Паспорт вроде вернулся — слава богу. Загрузились в промерзшую вахтовку, весь кузов завален какими-то бочками, но сиденья вроде чистые. Четыре часа болтанки, и мы в Комсомольском. Город, поселок — непонятно. Уже ночь, темнеет часа в четыре. Кругом снег и мороз. Чертов снег и чертов мороз. Наверное, мне все кажется таким мрачным, потому что я еще плохо себя чувствую от количества выпитого разнообразия дурман-воды в самолете, надеюсь, завтра все будет восприниматься по-другому. Выгрузились, зашли в контору, опять водка, когда же это кончится. Как положено, за приезд, за успех, за внучку чувака, который угощал нас водкой (у нее сегодня день рождения), за самого чувака, ну и т.д.. Странное дело: водка больше не вставляет, а как-то тупеешь и все. Думаю, это последний алкоголь, который влили в меня сегодня. Да так и есть. Наконец в гостинице. Ну…, громко сказал, конечно, гостиница — не совсем то слово. Барак из пяти комнат и кухня. Не пятизвездочный отель, но все же… Думаю, это лучшее, что есть здесь…, пойдет. Все, ползу спать, по местному времени сейчас 23:05, по Москве — 14:05. Ну что-то я действительно устал. Все уполз…
Да, забыл сказать самое интересное, на стене в этом военкомате, где мы пили водку за внучку, висит карта, большая карта Чукотки. Я примерно выяснил, где конечная цель моего путешествия — пос. Валунистый: 480 км на восток отсюда. Когда я спросил: а во сколько вертолет, в ответ услышал такой ржач. Короче, внимание… 48 часов… Да, да 48 — это, …, 2 суток на вахтовке по зимнику… без комментариев… Надеюсь, мне не будут сегодня сниться сны, если будут — то это будут кошмары. Спокойной ночи, Инна, ты еще хочешь в Якутск?
4 ноября 2004 года. Совершенно ничем непримечательный день. Тупо мочил фашистов. Это я про игруху: Медаль чести. Приходила уборщица. Достала разговорами. Не знаю, что хотела. По-моему, стало еще холодней. Позвонил маме. Все, пошел спать... Пока…
5 ноября 2004 года. День в общем-то прошел нормально. С утра мочил фашистов. Почти всех замочил, осталась высадка в Нормандии — часа на два максимум. Потом посмотрел «Криминальное чтиво» в оригинале, это я, типа, решил с пользой провести время и подучить свой английский, после того, как Сэмюэль Джексон завалил того чувака, ну, помните, который ограбил Марселаса Уолласа (в самом начале) и начал цитировать что-то там из «Библии», понял только: «Май нэйм из зэ лоо», — ну и там потом выстрелы, мое самообразование закончилось — включил русские субтитры… Прикольный фильм — давно не смотрел…
К вечеру ближе вселились вертолетчики. Большой веселой гурьбой набежали, стали что-то готовить. Думаю, будут пить водку. Выяснил у них теперь уж точно, что вертолета на этот гребаный Валунистый не будет. Они ставят вертолет на консервацию и уматывают домой на пять месяцев. Так что теперь уже железно — на вахтовке попрем до места назначения. Помните, говорил про карту на стене, так вот они показали мне точно, где находится это благословенное место с волшебным названием Валунистый, так вот, как раз всю Чукотку по диагонали сверху вниз и справа налево проехать надо, посмотрите, даже интересно. Что еще сегодня делал? Да ничего. Попробовал погулять, типа, посозерцать дикую необузданную человеком суровую природу Чукотки, куда там, такой холод. Да и, честно говоря, смотреть здесь не на что: кругом снег, даже небо снежного цвета. Кстати, интересный эффект: линию горизонта практически не видно, сопки сливаются с небом, действительно необычно, все белое. Что-то подобное наблюдал на Сахалине, на берегу Охотского моря: когда смотришь в море, в даль, линию горизонта тоже не видно, только там все серого свинцового цвета.
Еще одна странность: почему-то люди здесь тяжело идут на контакт, странно. Я вроде не изменился, дело не во мне. А может, уже просто гоню. Не могу на месте и без дела долго сидеть. Когда же выдвинемся в этот Валунистый. Ха, летчики говорят, там тепло, аргументируя тем, что он находится перед Полярным кругом, но я им не верю. Чу, слышу: начали пить водку, пойду падать на хвост. Я не алкоголик и у меня нет зависимости, просто здесь больше делать не__!!!… До скорого…
Вот летчики — народ прикольный. Хоть какое-то веселье. Такой заряд бодрости. В карты на деньги режутся. Я отказался. Зато понаблюдал за игрой с большим удовольствием…
Вот сижу и думаю: с такой организацией я дома окажусь в лучшем случае к Новому году, в понедельник последний шанс улететь отсюда вместе с летчиками (у них последний рейс) в Билибино, а там знакомые, и оттуда довольно часто чартеры на Магадан летают, из Магадана в Москву — не проблема. Только на работе всякие неприятности будут. Надо все тщательно взвесить... Взвесил, попрусь в это чертов Валунистый, а может, зря я так про него в черных красках, я же там не был еще… Ох, попал ты Леша… Странно, мне раньше безумно нравились такие авантюры… Старею…
Надыбал банку кофе, паршивый, правда, но все же кофе — живем!
6 ноября 2004 года. Кофе за ночь как-то растворился, исчез, осталось как раз на чашку — летчики… День как день. Ничего особенного. Даже на улицу не выходил. Холодно. Летчики режутся в карты и пьют водку. Попил с ними немного. Не хочу. Вертолет МИ-8 — лучший в мире. Вот и все. На всю гостиницу орет Цой: Я жду ответа.. Вот и я жду…
Наконец-то, определились.
Завтра прем на Валунистый… на вахтовке… Я, честно говоря, в тайне лелеял, что все-таки будет вертолет, но все равно хорошо, что все-таки хоть какая-то определенность… Купил пять бутылок водки, там, говорят, с этим тяжело — один самогон. Сегодня не пьем. Завтра в дорогу. Не забыть позвонить маме.
Ну, как же не пьем, у летчиков завтра выходной — типа, праздник, семь бутылок водки примерно на четверых. Зато теперь Палыч (командир экипажа) — мой самый лучший друг, а я — его. Хочет женить меня на своей четвертой дочке, с первыми тремя вроде все в порядке… Примерно в три ночи проснулся Димка (мы вместе участвуем в этом приключении от самой Москвы — работаем вместе), чуть не нарвался на пьяного Палыча, у Палыча за___б, да, наверное, у всех наших летчиков: они думают, что, типа, мы какие-то модные типы и на короткой ноге с начальством; настучим на них, ну, что они пьют водку, глупо, конечно… Вроде экзамен на вшивость прошли, Димке немного пришлось понапрягаться, пропустить на свой счет пару неприятных замечаний, но до смертоубийства не дошло, убедили Палыча, что мы свои, а дальше как по маслу… Наши вертолеты лучшие в мире, американские геликоптеры — фуфло, ну, в общем, такая своеобразная тематическая вечеринка. Зато теперь я знаю тактико-технические характеристики вертолета МИ-8, тоже неплохо… Не позвонил маме, как там дома, вот я урод…У Димки свой Глобал, уже как-то неудобно просить позвонить, надо себе такой аппарат купить, дорого, правда, но стоит того…
6 часов 30 минут по-местному, спать не хочу, не пойму — уже столько времени здесь, а не могу привыкнуть: засыпаю плохо, вернее, практически не сплю по ночам, и днем не спится. Через час сборы и вперед, на Валунистый! Палыч сегодня процитировал Лароша де Фуко, чем меня просто ввел в ступор: дословно не помню, примерно следующее: когда мы счастливы, нам кажется, что мало счастья и наоборот... (уточню утром у Палыча). Честное слово — не ожидал от него такого услышать. Ну, если Ларош де Фуко такое сказал, вернее Палыч, то все, теперь мое путешествие на Валунистый — легкая приятная прогулка в экзотическое место, и я безумно рад, что мне выпал такой шанс… Все пошел принимать душ… Счастливо тебе добраться, Леша… К черту…
7 ноября 2004 года. До обеда мерзли на улице — ждали пока загрузят «Урал». Мороз крепчал, –40. Наконец-то выехали на двух машинах. В «Урал» закинули вещи и продукты, в КАМАЗ закинулись сами, 16 человек. Выехали в 14:00, засек время. После первых километров понял, что попал. В КАМАЗе пробита труба и выхлопные газы просачиваются в кабину. От дыма кружиться голова и тошнит. Правда, когда КАМАЗ разгоняется вроде как ничего, дышать можно. Только бы не встали где-нибудь. Только об этом подумал, как завязли в снегу по самую кабину. Полчаса выкапывались.
Едем дальше. Пытаюсь не думать о том, что ехать на этой дырявой железке с плохо работающей печкой еще два дня, смотрю в окно, наслаждаюсь видами. А посмотреть есть на что. Все белое, кристально белое, запредельно белое. Только поднялись на первую сопку, задул ветер. Справа в расщелине увидел радугу, да-да, снежную радугу. Очень красиво. Только в отличие от обычной эта уходит в небо... прямо вверх.. На белом фоне снежная радуга — незабываемое зрелище. В общем, это была единственная приятная штука за все время этой кошмарной поездки.
Прем дальше. Дико замерз. Чтобы хоть как-то избавиться от дыма в салоне, открываем окно, дышать легче, но и сильнее замерзаешь. Ноги окоченели, а ехать еще, ой, как далеко. Попробую уснуть. Как бы не замерзнуть вообще во сне. Типа поспал, если это можно назвать сном. Не одному мне так херово. Но те, кто уже не раз едет по этому маршруту, — умнее. Пьют спирт. Греются. Черт, а наша водка едет в другом грузовике и мой рюкзак в самом дальнем углу, водку не достать. Димка впал в анабиоз. Он еще тот полярник, два года оттрубил на мысе Шмидта, научился впадать в спячку, как медведь, когда холодно…
В общем, прем дальше… Проехали поселок Пламенный, наверное, какой-то шутник придумал название... Такой холод. Брррр! Как поселок, не поселок вовсе, а так… два балка стоят и трактор, дорогу расчищает, когда пурга.. Замерзаем, но едем, лучше ехать, чем стоять… Ну вот и встали, глубокая ночь, водителям надо поспать. Тундра, кругом пустота, только снег и камни. Как бы не задохнуться ночью. Не сплю. Бегаю вокруг машин, хоть немного теплее… Скорее бы утро… Наверное, самая ужасная ночь в моей жизни. Было северное сияние, первое в моей жизни, но поверьте, мне было не до него.. К черту все, одна мысль пульсирует в голове: как бы не сдохнуть... Б… Наконец утро… Ура! Поехали.
К вечеру 8 ноября доехали до Осинового, это что-то типа перевалочной базы для водителей. Осталось 200 км до Валунистого — больше половины проехали. Горячий обед, чай, получасовой отдых и вперед… Забрался в «УРАЛ», раскопал свой рюкзак, достал водку. Теперь попроще будет… Обманул сознание… Жить стало веселей… Вахтовка — мой дом родной и вообще как-то полегчало… Прем… Здесь больше снега, дорога больше занесена… Постоянно буксуем… УРАЛ идет первым, мы за ним. Никогда не думал, что этот военный всепролаз где-нибудь может забуксовать. На Чукотке может… Расчищаем дорогу вручную…
Наконец-то Валунистый. Хвала Всевышнему, добрались и живые…
В общей сложности ехали 30 часов, 480 км, средняя скорость 16 км/час. Приличная скорость. Все спать…
9-19 ноября 2004 года. Про этот период я, в принципе, могу рассказать немного. Ну что. Во-первых, работа, работа и еще раз работа. Валунистый при дневном свете оказался обычным вахтовым поселочком: четыре ряда балков, общежитие, АБК (административно-бытовой комплекс), фабрика по изъятию золота из руды и еще парочка технологических ангаров, то ли складов, то ли гаражей — вот, в принципе и весь поселок. Расположен на склоне сопки, чуть ниже течет ручей, сейчас он, конечно, перемерз. Голые сопки, одни каменные валуны, откуда собственно название. Абсолютно серое место. Поселили нас с Димоном в АБК, там что-то типа гостиницы, нормально, жить можно. Хотя мы там только ночевали. Вставали довольно рано, топали на сопку, работали. В поселок спускались только ради того, чтобы пообедать и поужинать.
Самое интересное, что запомнилось, это, наверное, общение с местными жителями — старателями. Кого здесь только нет. Половина всей артели — это украинцы, а вторая половина русские, и, по-моему, все из Саратова, либо Саратовской области. Есть, конечно, и из других краев нашей необъятной родины, но из Саратова — большинство. Помощника нам дали: нормальный такой мужичек, КИПовец со стажем, с таким неподдельным интересом и энтузиазмом помогал нам. Так рьяно хотел овладеть всеми тонкостями нашей специальности, все спрашивал, переспрашивал, не стеснялся мужик, а по годам в отцы нам годится — молодец. Еще один парняга запомнился, да нет, не один, многие запомнились: начальник фабрики, он же племянник владельца всей этой конторы — такой деревянный здоровенный детина, настоящий человек севера, потомственный чукотчанин с лицом маленького капризного мальчугана.
Забавно. И директор рудника — харизматичный суровый чел, тоже огромный как бык, с повадками хищника, половина зубов из золота, но все равно симпатичный парняга, пользующийся безграничным уважением у подчиненных. Денис — цыган из Воркуты… Да-да… не смейтесь…, ехал с нами в вахтовке…, рубаха-парень, до слез смешил байками в течение всей поездки. Алик — работает на складе, чаем нас поил, спокойный размеренный, осторожный в словах, с проницательными взглядом, даже жесты все его какие-то аккуратные что ли… Много хороших людей встретил я там, и это самое приятное.
Работу свою мы сделали довольно быстро, меньше недели времени ушло на все. Бочку дегтя в каплю меда добавили некие мудаки, которых в обыденности называют манагерами, которые недобросовестно отнеслись к своей работе, и из-за которых мы с Димоном зависли на Валунистом еще на лишние две недели. Вот прилечу в Москву, будет очень неприятный для оных разговор. Да еще, забыл сказать, в Комсомольском от летчиков, да и не только от них, были наслышаны про бураны, которые бывают на Валунистом. Был такой буран. Скорость ветра достигала 20, а может и больше метров в секунду: ничего не видно, ветер поднимает снежную пыль и несет с большой скоростью, она забивается во все щели, как бы ты хорошо ни укутывался, все равно будешь весь в снеге и мокрый.
Как-то раз, мы задержались с Димкой на сопке почему-то особенно долго, выходим из балка и видим прямо перед собой, буквально в двух метрах лису, настоящую дикую рыжую лису. Стоит, разглядывает нас, не боится, я даже успел ее сфотографировать.
Ведь не испугалась вспышки даже. Минут десять ходила вокруг нас, а потом ушла.
Что еще было .. водки не было вовсе, а та, которую брали с собой, была выпита как-то очень быстро, и то, скорее, в лечебных целях, чтобы не замерзнуть… Оно и к лучшему, зашли как-то в отоварку, это что-то типа магазина у старателей, купили по мелочи: конфет, сахара, чаю, что-то еще — отдали какие-то совершенно нереальные деньги — север.
Собираемся домой, 19-го два вездехода прут в Комсомольский, вахтовка не может пройти — в тундре была пурга, занесло все дороги, так что поедем на вездеходе, посмотрим, что это такое — никогда еще не ездил, даже интересно…
19-21 ноября 2004 года. Будь проклят тот мудак, который придумал возить людей в вездеходах. Болит все: кости, суставы, мышцы. Такое ощущение, что все клетки моего тела подняли бунт: строят баррикады и жгут костры. Весь в синяках. Теперь, наверное, неделю не смогу сидеть — отбил это самое место. Лучше по порядку…
Выехали с Валунистого в 19:00 по местному, 19 ноября на вездеходе и вахтовке. «УРАЛ» идет только до Осиновой, с Комсомольского навстречу вышел другой вездеход, везет старателей на вахту. В Осиновой мы меняемся: мы с вахтовки пересаживаемся в вездеход и прем на Комсомольский, а старатели в вахтовку и она обратно на Валунистый. Таким образом, от Осиновой на двух вездеходах. До Осиновой — 180 км, добрались часов за 14, часто буксовали, вездеход выдергивал вахтовку. Ну, в общем, доползли. Утром подошел второй вездеход.
Слышали когда-нибудь анекдот про «запорожец», в который поместилось 20 человек. Так вот, это правда.
Кабина у вездехода по размерам — чуть больше, чем у «запора», а оттуда высыпалось 23 человека. Я офигел. 300 км как сельди в бочке. Нас -то только 13 загрузилось, и то, я сидел на каком-то ящике, довольно тесно. Ну все, поехали. Консервная банка, будь она проклята… А, забыл рассказать, забавный эпизод еще на Валунистом. Стоим с Димкой, курим в АБК на этаже, болтаем ни о чем с маркшейдерами. Поднимается мужичок по лестнице, глаза навыкате, весь в мазуте, взгляд бешеный, из ушей тряпки торчат, мне почему-то показалось, что он сейчас взорвется, весь какой-то выпученный, что ли. Закурил, познакомились — Миша-вездеходчик. Я еще посмеялся про себя. Так вот, у меня был точно такой же вид, когда выпал из вездехода в Комсомольском. Вы не представляете, что значит, проехать на вездеходе 300 км: во-первых, громовой лязг гусениц, рев мощного мотора и тряска такая, что летаешь по всей кабине. Когда едешь на машине — смотришь в окно и, если какое-то препятствие видишь на дороге, как-то успеваешь сгруппироваться, а здесь окон нет, и трясет безумно, и каждая кочка — полная неожиданность. Сначала было весело. Примерно в обед вездеходы остановились, вытряхиваемся покурить. Ба… чукчи!
Настоящие чукчи. Две яранги стоят, стадо олешек пасется, нарты, собаки, чукчата-карапузы бегают вокруг — улыбаются, забавные такие, косолапят. Ну здесь я нафотался по полной: я в яранге с Нафаней (собачка), я со Степкой карапузом на руках, я на фоне оленя, я в шапке со смешными ушами, а чукча в моей и т.д.
Попробовал вареной оленины — вкуснотища. Дружелюбный народец. Вездеходчики слили им несколько канистр солярки. На Чукотке у всех к ним какое-то трепетное отношение. Все им помогают. Да как им не помочь, для меня вообще удивительно, как они выживают в этих суровых условиях. Карапузы бегают раздетые, шея голая, на улице — - 30 точно есть. Я замерз, как не знаю кто за 15 минут, а им хоть бы что. Ребята отдали чукчатам все булочки, которые набрали в столовой, по дороге пожевать. Димка прикололся, всучил какому-то чукче в руки умную книгу и сфотал его.
Поехали дальше. За следующие несколько часов пути запомнилось одно, я все пытался как-нибудь примоститься поудобнее, начала дико выть спина, скоро сам завою… При подъеме на какую-то горочку вездеход завяз в снегу, во как, даже вездеход, на чем же здесь ездить тогда… Выкарабкался сам... Проехали Пламенный… Вот уже и мост, единственный мост на Чукотке, наверное. Осталось 80 км, вроде как и немного, но я уже сдыхаю… Болит все… Беруши не помогают… На голове сидит чертик и долбит по затылку здоровенным молотком… Сил нет даже разозлиться (иногда это помогает от усталости).
Чувствую, вездеходчик тоже на издыхании. Как дал по газам, пофиг ему на вездеход — лишь бы быстрее доехать, всего-то 80 км осталось. Вот тут началось самое веселое. Мотор ревет, вездеход такие кульбиты выделывает, так его швыряет. Мы как шарики для пинг-понга летаем по всей кабине. Чукотский экстрим. Сколько времени прошло, не знаю, мне показалось, вечность, а потом вдруг неожиданно тишина, остановились, открываем люк — приехали. Хвала небесам и вездеходчикам — довезли. В общагу. Занавес. Мертвый сон…
21-22 ноября 2004 года. Убиваем время, оставшееся до вылета водкой. Забухали с вездеходчиками. Помните вертолетчиков, вот примерно то же самое, наши вездеходы лучшие в мире, МТЛ-БВ вездеход всех вездеходов, а чукотские вездеходчики всем покажут, как надо ездить; они зубами стулья поднимают и вообще они самые самые… это уже было, сами понимаете, после -дцатой бутылки водки. Потом пили с Панаэтычем — этот тот чувак, за чью внучку мы пили в начале нашего путешествия.. Потом пили сами. Короче, просто пили. Вот, в принципе, и все. Скорее бы в самолет…
История эта была лет восемь назад. Но все равно, сейчас неожиданно наткнулся в моем стареньком компе на заметки об этом путешествии и все-таки решил выложить на Drom.ru. Давно все порывался, то времени не было, то еще что-то. Привет Димону, как-то он в Аське пропал куда-то, ребятам с Артели «Чукотка»,… Мише-вездеходчику, да всем, кто там работает, живет, радуется.
Друзья, на Чукотке живут настоящие люди… Удачи всем.
23 ноября 2004 года. Тупо мочу фашистов. Пью водку. Скорее бы…