RWC-2011 своими глазами, или Полёт на Овальную планету

01.03.2012 | 17881 просмотр

Под рабочим названием «С московского дивана на трибуны Eden Park Stadium»

«Случайности не случайны!..»
Великий Мастер Угвэй.

Ещё несколько лет назад я знал о регби примерно то, что показано в нескольких начальных кадрах к/ф «Четыре пера» — что-то тягомотно-скучное, связанное с насилием в грязи, мяч овальный и ворота вверх ногами...

И только в 2007, увидев как-то случайно, тыкая кнопки телепульта, один из матчей Кубка Мира 2007, который показывал телеканал «Спорт» с комментарием Алексея Попова, я засмотрелся, увлёкся этой динамичной, зрелищной, жёсткой, но благородной игрой — не в последнюю очередь благодаря именно живой, искромётной манере комментирования Попова. Стал интересоваться, где можно посмотреть, выяснил, что у нас регби непопулярно, немногие болеют, ещё меньше играют... Некоторое время безрезультатно торкался по просторам интернета в поисках зацепки, нашёл-таки, где качнуть — пользуюсь и безмерно счастлив: «Три Нации», «Шесть Наций», RWC, отчасти HC и прочее, в основном тест-матчи. Кроме собственно матчей заглядываю время от времени на всякие официальные и не очень сайты, посвящённые регби.

Сразу скажу: я диванный болельщик, о тренировках и играх не помышляю, хотя есть пара мячей и я иногда вывожу сыновей в парк с дыней — перебрасываемся в своё удовольствие, бывает и жена с нами встаёт. Непосредственное участие принимаю в других видах — волейбол, горнолыжка, коньки — всегда с удовольствием, но сейчас не об этом.

«...Паганель был похож на человека, который внезапно сошел с ума. Затем он вышел из фургона, жестикулируя и бормоча непонятные слова: — Ландия... Ландия... Зеландия!..»
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

Уже не помню, как именно, но также практически случайно узнал, что в 2011 году кубок мира пройдёт в Новой Зеландии, стране, где регби — вторая (если не первая) религия, стране, которая дала миру All Blacks, первый Кубок Мира, Кубок Трёх Наций (в составе SANZAR) и ещё много чего регбийного. Более того — наши отобрались! Я не мог упустить такой шанс: когда ещё сборная России поедет на кубок мира в Новую Зеландию?! Решение принято — еду! Трудно выразить словами благодарность семье, жене, которая с пониманием отнеслась к этому внезапному сумасшествию и зияющей дыре в семейном бюджете, поэтому буду краток: СПАСИБО за поддержку!

К моменту принятия эпохального решения опыт зарубежных поездок у меня был небольшой, практически весь он — пару раз в Европу по путёвкам. А на спортивных мероприятиях я и вовсе не бывал (Россия — Аргентина-А на стадионе «Слава» — не в счёт :-)). Про Новую Зеландию не знал практически ничего, пожалуй, кроме того, что они живут там вверх ногами. В октябре 2010 стал искать билеты на матчи, варианты поездки. Ну, в общем, если без лишних подробностей, то поиск билетов на матчи вылился в покупку тура в HOT Rugby.

По ходу общения с представителем HOT Rugby и согласования деталей тура возникла мысль остановиться в Австралии на 2-3 дня, что и было сделано.

Оплатил всё ещё в декабре 2010 и с этого момента началось нетерпеливое ожидание.

Доведись ехать снова, сделал бы всё сам, более спокойно, продуманно и заметно дешевле, но чего уж теперь зубами клацать... Забегая вперёд, скажу, что всё прошло замечательно, поездка просто выдающаяся, море впечатлений и положительных эмоций, бесценный опыт. Отпуск удался на славу!

«...Разве вы не согласны со мной, что необходимо неуклонно придерживаться маршрута, который я сейчас провожу пальцем по карте? А если, вопреки моим ожиданиям, я и на этот раз ошибусь, то разве наш долг не повелевает нам продвигаться и дальше по тридцать седьмой параллели, и, если понадобится, то совершить для их спасения даже кругосветное путешествие?..»
Жак Паганель (Ж. Верн, Дети капитана Гранта)

Основа была следующая (тур от HOT Rugby):
5—6 сентября: перелёт Домодедово — Дубай — Сидней, Emirates.
6—7 сентября: Сидней (Travelodge Sydney).
8 сентября: перелёт Сидней — Окленд, Emirates.
8—11 сентября: Окленд (YHA Auckland City).
9 сентября: Матч-открытие Новая Зеландия — Тонга, Eden Park Stadium.
11 сентября: переезд Окленд — Пейхиа, GS8.
11—14 сентября: Copthorne Hotel and Resort Bay of Islands (Paihia, Bay of Islands).
13 сентября: Мыс Реинга, 90-мильный пляж — однодневный автобусный тур (Fullers Great Sights).
14 сентября: переезд Пейхиа — Окленд, GS24.
14—15 сентября: Окленд (YHA Auckland City).
15 сентября: переезд Окленд — Нью Плимут, Intercity Coachline.
Матч Россия — США, Stadium Taranaki.
15—17 сентября: Нью Плимут (Autolodge Motor Inn New Plymouth).
17 сентября: перелёт Нью Плимут — Окленд, Air New Zealand.
17—18 сентября: перелёт Окленд — Сидней — Дубай — Домодедово, Emirates

Визы получал сам: особенных хлопот не было, благо, времени хватало, так что не торопясь протралил инет на предмет визовой информации (спасибо Форуму Винского), подготовил документы, подал и получил сначала туристическую (гостевую) новозеландскую — месячную с периодом действия полгода, потом австралийскую мультитранзитку с таким же периодом, всё бесплатно и быстро. Эмиратскую визу получать не нужно, если не планируете выходить из транзитной зоны аэропорта.

Занятия для свободных дней решил найти на месте. Ещё дома нагуглил Голубые горы в Австралии и плавание с дельфинами в Заливе Островов, банджи джампинг (как выяснилось — национальная забава киви — повсюду), а также смотрел рекламные буклетики в отелях по прибытии.

Вот и добавилось:

6.09 — Сидней, Королевские ботанические сады, залив.
7.09 — Голубые горы, Физердейл парк — однодневный автобусный тур из Сиднея (APTours).
9.09 — Sky Walk, Sky Jump, Sky Tower, залив, RWC Superstore :-).
10.09 — France — Japan на North Harbour Stadium.
12.09 — Dolphin Cruise по Bay of Islands.
14.09 — Dolphin Cruise повторно (бесплатно)
16.09 — Taupo Ski Field (Mt. Ruapehu) на арендованной машине.

«...В два часа ночи корпус «Дункана» задрожал; манометр показывал давление в четыре атмосферы; перегретый пар со свистом вырвался из клапанов. Между приливом и отливом наступил временный штиль. Начинало светать, и можно было разглядеть фарватер реки Клайд, его бакены с потускневшими при свете зари фонарями. Наступил час отплытия...»

Москва — Дубай — Сидней

Вылетал из Домодедово одним рейсом вместе с нашей сборной. Команде выделили отдельные стойки регистрации Emirates, парни подошли довольно кучно и несколько неожиданно, все в одинаковых костюмах-двойках, с одинаковыми сумками и рюкзаками. Вели себя прилично, немного скованно. За автографами не полез.

Везли их бизнес-классом, но в Сиднее я остановился на пару дней, а сборная долетела до Окленда и пересела там ещё на местные авиалинии.

Ехал с одним небольшим рюкзачком — чтобы без багажа. Напрасно. Времени на погранично-таможенные формальности уходит немало, так что получение багажа не влияло бы на скорость. Наши отобрали шампунь и кондиционер, пену для бритья, а в Сиднее перед вылетом в Окленд мерзкий индус с гнусной ухмылочкой изъял маленькие бокорезы, но это мелочи.

«Boeing-777-300» и Airbus-380 — это круто :-).

В Дубае пересадка на другой рейс, с «Боинга» на «Эйрбас», который понёс меня в эшелоне 12 000 м со скоростью 0,85 Маха за моря-океаны. Перелёт прошёл легко и непринуждённо: вежливо, приветливо, комфортно, вкусно, красиво, развлекательно. Международный экипаж, командир сначала говорит на арабском, потом на английском и кроме приветствия и информации о полёте перечисляет, на каких языках говорят бортпроводники. Удобные кресла, достаточно места в коленях, большие мониторы в спинках кресел (но при регистрации избегайте переднего ряда: ноги всё равно толком не вытянешь, а монитор должен быть убран на взлёте и посадке, тогда как на прочих рядах можно смотреть!), на «B-777», пожалуй, дюймов 7 диагональ, а на «A-380» мне показалось, все 10, если не больше! Смотрел регби, когда не кемарил (Emirates — официальный перевозчик RWC2011), а там ещё сотни программ: фильмы, музыка, спорт, игры, информация о полёте с картинкой с бортовых камер.

Многофункциональная трубка-пульт, убирающаяся также в кресло: управление системой ICE (связь, информация, развлечения), вкл./выкл. персонального светильника, миниджойстик для игр, телефон. Да-да, можно позвонить в полёте, оплата кредитной картой, считыватель которой тут же, в трубке! Перед обедом разносят горячие влажные салфетки (у нас такое помню только на «Трансаэро»). Еда красивая, вкусная, перед обедом каждому дают меню — сложенную втрое открытку на плотной бумаге, в которой на нескольких языках перечислены блюда, которые вам предложат, если вы не заказывали заранее что-то особенное (вегетарианских вариантов несколько, детское меню, ещё что-то — смотрите на сайте а/компании, интересно), причём это особенное разносят раньше, сначала детские обеды, потом вегетарианские и прочие, а потом уже едут тележки для всех. Пиво в банках, вино в маленьких бутылочках среди прочих напитков к обеду бесплатно. Приборы из нержавейки.

Готовьтесь к полёту, берите ветровку или толстовку с капюшоном — кондиционер дует со страшной силой, плед не спасёт, особенно на местах D, E, F, G (на обоих типах воздушных судов).

Дубай, Сидней, Окленд — большие современные аэропорты. Для людей. И людей там просто прорва: если не весь мир куда-то летит, то вся Азия и Океания — точно! Вавилон прямо какой-то, очень интересно наблюдать за людьми: арабы и их женщины с «мешками» на голове, негры и их негритянки с багажом на голове, пёстрые одежды, неведомые наречия, только дети все ведут себя одинаково — и беленькие, и чёрненькие, и жёлтенькие, и прочие — как дети.

Огромное количество магазинов DUTY FREE.

В Дубае никаких погранично-таможенных формальностей не было, потому что мне дальше транзитной зоны не нужно было, а в Сиднее и потом Окленде прошло всё довольно быстро, деловито. Немного напрягала только эта их паранойя — «Съешь или выбрось!», «Ваши фрукты убивают нашу природу»: никакую еду нельзя ввозить в Австралию и Новую Зеландию и нужно декларировать, гулял ли ты на природе недавно в той обуви, в которой едешь или везёшь с собой в багаже.

В аэропортах Сиднея, Окленда много бесплатных путеводителей, там можно найти простенькие карты центра города, транспортные схемы, рекламу развлечений, отрывные ваучеры на скидки (по большей части замануха), на нескольких языках, но русского нет :-).

«...Тем временем майор получил деньги по чекам Гленарвана на Мельбурнский союзный банк. Он закупил оружие, боевые припасы, а Паганель приобрел прекрасную карту Новой Зеландии, составленную Джонстоном...»

Жюль Верн, Дети капитана Гранта

Дошло до оплаты проезда на поезде от аэропорта, поэтому отвлекусь на валютный вопрос.

Никаких проблем с этим нет, практически всё можно оплатить картой, все основные принимают без проблем, я за всю поездку только пару раз столкнулся с обязательной оплатой налом, причём критично только в автобусе и там только монетами. Так что не нужно запариваться обменом в России, по прилёту снимите немного в банкомате (снимал по 100-200-300, везде отслюнявили полтинниками), купите сразу бутылку воды, чтобы получить сдачу мелочью. Курс лучше, чем покупать в России нал, даже с учётом того, что за каждый съём денег в ATM взяли комиссию:

3AUD (за $100) и 6,67NZD (за $300) по рублёвой карте,

3AUD (за $100) и 5,39euro (за $200) по евровой карте.

А! Ну ещё иногда по карте может быть немного дороже: билет на матч Франция — Япония налом $98, а по карте $105,5, почему — не знаю, брал в кассе. Банкноты у австралов и киви пластиковые, необычные, приятные, а монеты показались бестолковыми: соответствие размера номиналу нелогичное, надпись мелкая — когда всю жизнь с ними, может и ничего, но с непривычки трудно быстро отсчитать нужную мелочь :-).

Курсы на момент поездки (сумма, списанная с карты, делится на сумму по счёту в местной валюте):

NZD 25,19-25,84 руб., подавляющая часть покупок по 25,5 (дешевле 26 руб. кивибакс в Москве было не купить, да и то ещё поискать надо!).

AUD 31,56-31,92 руб.

EUR 42,0-43,0 руб.

AED 8,20 руб. (дирхам ОАЭ)

«...Обширный океанийский остров поделен в настоящее время на шесть колоний-провинций: Новый Южный Уэльс — столица Сидней; Квинсленд — столица Брисбен; Виктория — столица Мельбурн; Южная Австралия — столица Аделаида; Западная Австралия — столица Перт; наконец, Северная Австралия, не имеющая еще столицы. Колонистами заселены лишь побережья. Редко-редко сколько-нибудь значительные города попадаются дальше двухсот миль. Что же касается центральной части материка, по площади равной двум третям Европы, то она почти не исследована...»

«...Айртон остановил фургон у постоялого двора, который, за неимением лучшей гостиницы, пышно именовался «Отель короны»....Все горели желанием познакомиться с особенностями Австралийского материка и засыпали Паганеля вопросами...»
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

Из аэропорта в Сидней ехал на Airport Link, быстро, удобно, вагоны двухэтажные, из общего тамбура лесенка вниз и вверх. Было очень рано и стоящих практически не было, всем хватало мест на сиденьях с текстильной обивкой. Поезд (то ли электричка, то ли метро) идёт быстро и тихо, никакого скрежета и грохота, никаких рывков, так чтобы все валились друг на друга. Остановки объявляли очень тихо, но у меня была схема и я считал остановки на всякий случай :-). Станции простенькие, темноватые, нестерильные, но всё удобно и достаточно толково. Вышел на Museum, станция темноватая и поэтому кажется грязной, хотя на самом деле довольно чисто, до гостиницы дошёл пешком минут за пять.

Справа RB3, обратили внимание?

Travelodge Sydney

Заселяться было рано, оставил рюкзак в камере хранения отеля и пошёл гулять: мемориал ANZAC, Гайд-парк, Королевские ботанические сады, бухта, обед.

Мемориал ANZAC.

Цыплята.

RB1 дорестайловый.

Капитан Кук.

Дальше пешеходки нет, только на велике можно ехать!

И везде много бегающих людей, особенно ближе к бухте: парами, по трое, одиночки, молодые, пожилые, подтянутые, грузные, с водичкой, в наушниках. Пыхтят. Физкульт-привет!

С погодой повезло: тепло, солнечно, немного ветрено — красота!

Сады очень понравились. И вообще интересная там растительность, буйная, яркая — южная.

Скамеечка установлена в честь одного из волонтёров, помогавших создавать Сады.

Дерево в четыре обхвата…

Летучие лисы, однако.

Обои — дарю :-).

Бамбуковые заросли.

Колотушки не было, а костяшками сильно не постучишь, так что извлечь набат не вышло…

Этих вот ухарей — как у нас голубей.

Обслуга — садоводы, на тракторке ездят.

Сиднейская опера смотрится красиво, но удивила размерами — думал, больше. И бухта невелика, у нас Обь не уже :-).

На мост не полез.

Suzuki APV, делается для Австралии — простенький басик, видел не раз.

Toyota Estima, доработанная для перевозки инвалидов-колясочников (смотрите на корму).

Очень популярный тип транспортного средства! Встречаются пачками.

Свежеслучившаяся авария, немного не успел! И такое на каждом шагу!

Видел далеко не всё, водным транспортом не пользовался. Город неплохой, но пронзительной любви к Сиднею не почувствовал — удобный мегаполис, не более. Архитектурным откровением, потрясением или вдохновением ни Сидней, ни Окленд для меня не стали. Большие города, мегаполисы, по-своему интересные, симпатичные, удобные для жизни.

Времяночки в ремонтируемые дома.

Очередной RB1 (фото выложены почти строго по хронологии), в российских городах вижу их реже.

Улица? Переулок?

Ящерка на углу Аквариума. В Аквариум не пошёл.

Этого раста-фаната Кроликов я видел чуть раньше в городе, когда он ехал на своём мотовелике, оглашая всю округу соответствующей музычкой...

Калории-Шмалории! :-)

Travelodge — отель как отель, в номере не просто все удобства, а «ваще все»: утюг, гладильная доска, холодильник, чайник, микрокухня с мойкой и СВЧ-печью, сейф бесплатный! Дорогой и кривоватый интернет в холле, кривой кардридер и USB-порт, не позволившие слить фото с SD на фрешку... Но искать что-то в округе было уже лень, тем более, была вторая SD-карта.

Вечером в отеле проконсультировался на ресепшн про автобусные туры: выбрал из всей кучи буклетов Голубые горы, но операторов несколько, пытался разобраться, какая разница и кто лучше :-). Барышня оказалась не слишком сведущей в этих делах или просто политкорректничала, но зато любезно забронировала для меня тур по телефону на утро. У неё же купил за 15 AUD адаптер: у них розетки свои, наши вилки не подходят. В магазине вдвое дешевле, но это я узнал уже потом.

В автобус можно сесть в точке отправления, а можно заказать подбор (pick up) от своего отеля, ну или соседнего, если от твоего не подбирают, — удобно.

Утром заранее, как просят, ждал автобус у соседнего отеля. Автобуса не было. Опоздание 5-10 минут — норма… Не опаздывайте к назначенному времени и спокойно ждите. Заранее тур не оплачивайте, смысла не вижу. Банковскую карту примут и при посадке.

«...Тут Жак Паганель должен был признать, что это Белое озеро заслужило название «белого», не более чем Черное море «черного», Красное море «красного», Желтая река «желтой», а Голубые горы «голубых»...».

Blue mountains

Было интересно, ещё бы английский понимать :-), водила, он же гид, постоянно что-то трендит в микрофон. Утром было прохладно, ветрено и солнечно. Народ в автобусе подобрался разный, на первой же остановке на утренний чай довелось мне спасти старика-американца: автобус припарковался довольно далеко от кафе и дед после перекуса рванул совсем не в ту сторону. Ну, рванул — это я несколько преувеличиваю, у него почти не работает левая сторона, но он уже прилично проковылял под горочку к чужому автобусу, стоящему вдалеке, когда я вышел, довольный жизнью после чая с кексом. Дедок приметный, потому я и засёк его манёвр, догнал, рассказал, где наш автобус, пошкрябали назад вместе, познакомились, Билл сердечно благодарил, однако просил о нём не беспокоиться, потому что он вполне автономный старикан.

Горы… У нас они выпуклые, а у них, внизу, на другой стороне Земли — впуклые! Смотрите фотки.

Скамейка.

Красиво. Катумба, смотровая площадка, вид на Три сестры, буйная зелень, солнце, ветер, лёгкая дымка, простор до горизонта…

Scenic Railway — садишься в вагончик и он под углом 45 градусов проваливается со скалы куда-то вниз, в темноту, под бодрую музычку из «Индианы Джонса» («та-тада-таам-та-тадаам», да-да, именно она!), забавная фигня, но быстро кончилась — приехали!

Тропический лес

От нижней станции — несколько пеших маршрутов, на длинные мы не успевали (несколько часов), а по коротким прогулялись. Там когда-то уголь добывали, сейчас это неплохо обыграно: бронзовая лошадка с вагонеткой, полной угля, инструменты на щите, бак для питьевой воды, заброшенный в лесу на горе, вход в забой и всякое такое.

Термитник метра два высотой.

Наверх вернулся на огромной телекабине Scenic Cableway — Doppelmayr рулит! Перекус, магазин сувениров (на периферии сувениры часто интереснее и дешевле), фото статуи аборигена на бегу — и снова в путь.

Женщину его и ребёнка сфотать не успел…

На
SkyWay не ездил.

Featherdale Wildlife Park

Больше всего меня вставило от коал! Угарные животинки! Вомбаты и кенгуру тоже прикольные. А ещё птицы! Я не знаю, что это за птицы, но поначалу решил, что это чучела — они как каменные, с остекленевшим взглядом!.. Впечатлился! А так — ну зоопарк и зоопарк. С павлином, крокодилом, тасманским дьяволом, ехидной и т.д. Смотрите фото.

Борзая братва!

Вот они! Как чучела...

Корм в вафельных стаканчиках продаётся на входе — 1 AUD.

Выставочная коала: можно подходить, гладить, фотаться. Рядом на страже два служителя парка.

«Ну чё надо?! Сиеста у меня…».

«Есть чё пожрать?..».

Хейя!.. «Вершки и корешки» помните? :-) Только этот — не заломает.

Кенгуру видите? А они там есть! Горные.

На крыс похожие.

Иму (именно так и произносится Emu).

«Опять трава?!.. Я же хыщник!».

Ещё один вомбат.

Тасманский Дьявол — постоянно в движении, кое-как поймал в кадр, да и то...

Шерстистые кенгуру.

Крокодила караулил долго. Но он так и не всплыл.

В Олимпийском комплексе по дороге назад.

Наш автобус.

Наутро в 5:00 чекаут и в аэропорт на уже знакомой электричке, перелёт в Окленд.

«...А ведь Новая Зеландия — это всего лишь острова. Как бы там ни было, по этой ли причине или по иной, но, предлагая отправиться в Окленд, Паганель умолчал о том, что поездка в Окленд может быть связана с новыми поисками, а только обратил внимание на то, что между этим городом и Великобританией имеется регулярное сообщение, которое легко можно будет использовать...»«... — Это большой город? — полюбопытствовала леди Элен.  — Это простое селение, мадам, — ответил Паганель, — но оно быстро превратится в город.  — А найдем мы там приличную гостиницу? — спросил Гленарван.  — Надеюсь, — ответил географ...»

Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

Вместе с приветственным комитетом меня сфотал француз, прилетевший на Кубок мира.

На руках был ваучер о предоплате Эйрбаса — типа, продвинутый же путешественник, оплатил онлайн ещё дома... Не стоило беспокоиться, киоск продажи билетов прямо на остановке. Нужно было до отеля заехать в офис HOT Rugby за билетами на матчи и отельными ваучерами (ваучеры можно и не брать, хватило копий, распечатанных дома — везде есть информация в компьютере на ресепшн), на это ушло много времени, потому что maxx.co.nz врёт насчёт стыковок автобусов и времени отправления. Долго ждал нужный мне «Эйрбас Экспресс» и потом «Outer Link Bus», в котором нужно было платить монетами, 50-долларовая купюра поставила водилу в тупик, других денег у меня не было, карту он не принимает... Он мне простил эти три кивибакса, поняв, что я турист.

В ожидании Outer Link Bus.

Daihatsu Atrai, х.з.

После офиса зашёл перекусить в Windsor Castle, халапеньос в кляре были хорошие, а вот пицца так себе, «Hoprocker» разливной — хорошее пиво, в отличие от бутылочного варианта. Я устал и никуда не торопясь, наблюдал за людьми, пришедшими в заведение. Рабочий день только что закончился, большая довольно шумная компания, видимо, коллег — офисных работников, что-то живо обсуждала, кто-то к ним присоединялся, кто-то уходил; за другим столиком двое мужиков, выпивших по паре пинт, о чём-то говорили, мне показалось, что один в подчинении у другого или как-то зависит; подруга пришла к одному из барменов и они пили вино за столиком, мило болтая... Флаги, расписание ближайших матчей мелом на доске — полная готовность к кубку мира :-).

Дальше поехал уже в сумерках, от автобусной остановки нужно было прилично пройти до хостела — помог навигатор (Автоспутник с бесплатной картой). По пути зашёл в магазин, встретил там русского, живущего в соседнем доме — слегка бомжеватого вида нетрезвого шалопая, который «развёлся со своей, машину продал» и не понятно, на что живёт... Он посоветовал купить СИМ-карту 2degrees в магазине по соседству: 5 долларов + 20 на счёт — хватило на всю поездку, хотя я особо не названивал. СМС доходили не на все российские телефоны, почему — некогда было разбираться.

«...В хижине свободно могли разместиться десять человек, и если стены ее недостаточно предохраняли от влаги в период дождей, то в это время года они все же до известной степени защищали от резкого холода — в десять градусов ниже нуля. Кроме того, очаг с дымоходом из наскоро сложенных кирпичей давал возможность развести огонь и успешно бороться с холодом. — Вот и приют, может быть не очень удобный, но во всяком случае сносный, — промолвил Гленарван. — Как! — воскликнул Паганель. — Да это дворец! Не хватает только стражи и придворных. Нам будет здесь прекрасно...»

Жюль Верн, Дети капитана Гранта

Наконец добрался до YHA Auckland City.

Из плюсов только расположение — в центре города (City Center), недалеко от Sky Tower.

Цену не знаю, потому что в составе тура, но по словам администратора на ресепшн что-то около $100-110 за двухместную комнату с большой кроватью. Удобства на этаже, дубак, довольно тесно. На третьем этаже есть кухня, там же большой телек, несколько диванов перед ним, Аргентина—Англия смотрел там. Общага!

Ремонт тротуара. Пешеходка закрыта. Полицай стоит для контроля — разгоняет наглых пешеходов, которые пытаются идти по закрытому тротуару.

Жил я практически в малой Азии, кругом забегаловки японские, корейские, китайские. Заходил к корейцам на углу Mayoral Drive и Queen Street (зелёный вагончик) и в две японские — Нарита прямо возле хостела и Сайка, тоже недалеко. Понравилось: качественно, вкусно, красиво, обходительно, недорого — 12-16 NZD за обед. Хотя в интернете уже потом нашёл нелестные отзывы о Нарита.

У корейцев, суп из морепродуктов (остальное, в т.ч. вода — бесплатное приложение).

В Сайка.

Наутро проснулся в девятом часу, перекусил сухим пайком и предпринял вылазку в город. С погодой повезло, было немного прохладно и ветрено, но солнечно и весело — весна! Погулял в сторону бухты, решив пройти мимо Sky City, чтобы прикинуть маршрут и время, за которое дойду: предстояло дважды рано утром отправляться оттуда на автобусе. У Sky City (как выяснилось, совсем немного не доходя автобусного терминала), увидел водилу, курившего у своего автобуса, и решил спросить у него, что, где и как. Очень колоритный тип, как и многие автобусные водители там... Он проводил меня до офиса, сдал с рук на руки барышне, которая оформила подбор меня из отеля.

Да, именно Шмыкс, в лучшем своём цвете.

А там недалеко и до Sky Tower, где я ввязался в авантюру под названием SkyWalk + SkyJump (идите по ссылкам на сайты, смотрите там видео). Прогулка вокруг телебашни на высоте 192 м от земли, без всякого ограждения — впечатляет! Я уж не говорю про прыжок оттуда! Можно взять что-то одно, но я советую попробовать и то и другое сразу. После оплаты подбор комбинезона, снятие часов, украшений, освобождение карманов — чтобы ничего не выпало, не слетело, ведь под вами ходят люди. Затем надеваете оранжевый комбез, систему, проходите краткий инструктаж, проверку обуви (не свалится ли), заполняете краткую анкету, всё с инструктором, который ведёт себя подчёркнуто спокойно, несуетливо, но при этом постоянно разговаривает с вами, шутит. Туристы из России не то чтобы совсем экзотика, но интерес ко мне был повыше, чем к Лэнгдону и Моник — паре из Аделаиды :-). Спросили, откуда я (Москва, Новосибирск, Сибирь — «Ооо, медведи, Спартак!..»), приехал ли я ради Кубка Мира (ответ «да» получает горячее одобрение), сошлись на том, что у нас нет шансов на выход из группы, но зато хоккей на высшем уровне! :-)

Вдалеке можно разглядеть стадион Иден Парк.

Марина, одна из крупнейших в мире, если не крупнейшая. Окленд
— City of Sails, город парусов. Каждый пятый житель имеет какую-то посудину.

Белая точка в красном квадрате — место приземления :-). В верхней части фото — Дэниел Картер.

Рынок Виктория Маркет.

Вид на Auckland Town Hall.

Вид на Albert Park.

В Sky Tower — флаги стран-участниц Кубка Мира (наш тоже есть!).

Первой была прогулка. К системе цепляют пару фалов — страховка спереди, страховка сзади, инструктор спереди, гуляки (нас было всего трое), инструктор сзади, под ногами небо... Пошли. Жаль, что нельзя взять фотокамеру!.. Виды потрясающие! Ну и ощущения тоже. Сначала немного не по себе, но спокойствие инструкторов помогает прочнее увериться в надёжности страховки, а тут ещё Дэн Картер в труселях на рекламном плакате надёжно так скрестил руки на груди. Я крикнул ему «Hi Danny!», помахал рукой и — окончательно отпустило. Меня, но не австралов :-).

Гуляли неспешно, с остановками и парой трюков, фотосессией, краткими пояснениями инструктора типа посмотрите налево, посмотрите направо, а потому довольно долго: весь город под ногами, огромная марина как на ладони, сверкающий на солнце океан и свежий ветер — чистый восторг! А вон мой хостел! А вон Eden Park Stadium, на котором я сегодня вечером буду смотреть матч открытия! А внизу букашечные человечки и игрушечные машинки...

На лифте вниз, смена комбеза на сине-жёлтый, взвешивание, снова подъём, ожидание своей очереди и прыжок. Не страшно, но до обидного быстро!.. Ещё пару раз сигануть бы, чтобы прочувствовать. Пристёгивают трос, прыгаешь, повисаешь на несколько метров ниже площадки, тебя фотают, потом отпускают и ты со скоростью 80 км/ч летишь вниз до приёмной площадки, прямо перед которой падение замедляется и тебя страхует инструктор. На руке видеокамера. Все фото и видео можно купить по умеренной цене на флешке, там кроме ваших будут еще проморолики — интересно, потому что качественнее и полнее :-).

Зависаешь чуть ниже уровня площадки (около 190 м над землёй).

А потом несёшься с бешеной скоростью вниз.

На мост уже не пошёл: и времени осталось мало и банджи с 40 метров уже не привлекало.

Догулял до бухты, а там и до RWC Superstore, где встретил игроков австралийской сборной. Звёзды мирового регби зашли в магазин, одетые как обычные туристы: простенькие футболки, шлёпанцы, кепки с черкизона… Посетителей и так было много, толчея, а эти парни вызвали ажиотаж — народ бросился фотать, фотаться, брать автографы, в основном к Сайа Фаинга'а. Я же перехватил первую линию и «восьмёрку» уоллабис чуть позже в городе — случайно, но удачно :-). Ну когда ещё меня бы взяли в первую линию австралийской сборной, а фотографом поработал Сайа Фаинга'а?! А вот же она, фоточка:

Wycliff Palu (№8), Sekope Kepu (Столб), я (типа, Хукер! :-) ), Salesi Ma'afu (Столб), Saia Fainga'a (Хукер и фотограф)!

На стадион не опоздал, хотя мог!

«...Игра союза регби — контактный вид спорта. Любой контактный вид спорта сопряжен с неотъемлемыми рисками. Крайне важно, чтобы игроки вели игру в соответствии с правилами игры и помнили о своей безопасности и безопасности других.

Ответственность игроков — обеспечить свою физическую и техническую подготовку, которая позволит им играть в регби в соответствии с правилами игры и техникой безопасности.

Те, кто тренируют и обучают игре, несут ответственность за обеспечение готовности игроков, которая должна соответствовать правилам игры и технике безопасности...».

Из предисловия к Правилам игры Союза Регби.

Кубок Мира по Регби — третье по масштабу и проявляемому во всём мире интересу спортивное событие после Олимпийских Игр и Чемпионата мира по футболу.

Через тернии к звёздам — это про попадание сборной России на седьмой Кубок Мира по Регби — RWC2011.

Немного истории для тех, кто не знаком с регби — чтобы стали ясны масштаб и значение этого события для нас.

В мае 1975 года Федерация регби СССР была принята в состав Международной любительской федерации регби, и с 1976 года сборная СССР в розыгрыше чемпионата Европы благодаря своим успехам была допущена сразу в турнир команд группы «Б» (вторая группа). С 1979 года советская сборная — неизменный участник высшей лиги (группа «А») чемпионата Европы, где трижды — в 1978, 1981 и 1983 годах, становилась бронзовым призером, а в 1985-1987, 1989 и 1990 годах завоевала «серебро».

Советская сборная была приглашена на первый Кубок мира (тогда не было отбора, играли приглашённые команды), проходивший в Новой Зеландии в 1987 году, однако не приняла участия по политическим мотивам.

Не вдаваясь в перипетии 90-х и 00-х, перейдём сразу к приятному: мы на отборочном этапе отпихнули португалов, мировой рейтинг которых формально выше, и вот наша сборная — полноправный участник Кубка Мира!

В отличие от другой популярнейшей игры с мячом, в регби не принято спорить с судьёй и вообще разговаривать с судьёй может только капитан. А если кто-то упал и не встаёт, то на поле бегут врачи и зачастую выезжает «эвакуатор». Мужики играют, никакого цирка.

Crouch! Touch. Pause... Engage!!

Открытие

9 сентября 2011 года, Новая Зеландия, Окленд, стадион Иден Парк, церемония и матч открытия Кубка Мира по Регби 2011.

Атмосфера праздника с самого утра была повсюду в городе, его охватило овальное настроение: толпы болельщиков в цветах своих сборных перемещались по городу, размахивая флагами, приветствуя друг друга и желая удачи. Открывали праздник регби сборные Новой Зеландии и Тонги, а потому больше всего на улицах было чёрного (All Blacks (AB) — прозвище национальной команды по регби юнион, данное по цвету формы) и красного, красно-белого (Тонга): кепки, регбийки, флаги, флажки (в том числе очень много на машинах), невероятные парики и прочая атрибутика, раскрашенные лица и даже тела. Наибольшей концентрации люди, флаги, эмоции достигали ближе к бухте, где была организована крупнейшая фан-зона, Куэй-стрит была частично перекрыта, там бурлило море людей и настоящее море как будто удивлённо и почтительно притихло… Тонганских фанатов было меньше, но они были ярче, задорнее, шумнее и казалось, город заполонили красно-белые, они пели песни и бурно радовались солнцу, жизни и тому, что они здесь. На моё приветственное «Go Tonga!!» отвечали взрывом счастья.

Тонганский фанат, а за ним огромный магазин сувениров.

Go Tonga!!

Официальный автобус Кубка мира. Марки, модели остальных авто не комментирую :-).

Автобусы двух линий на перекрёстке.

Официальные автомобили Кубка мира.

Лихо закладывает!..

Болельщики AB.

Такси.

Вечером на подходах к стадиону повсюду встречались группы тонганских болельщиков, которые стояли, сидели кучками, некоторые пели песни и снова было впечатление, что их больше. Я даже встретил весьма организованный хор тонганских женщин, которыми дирижировал очень колоритный широченный вождь, они пели что-то мелодичное на своём языке. Однако всё было иначе на стадионе, куда многие красные просто не попали (дорого): киви любят регби, боготворят своих Олл Блэкс и ходят болеть на стадион в чёрном, потому и трибуны были почти полностью чёрными, но тем заметнее были ярко-красные наряды, парики и флаги тонганцев на этом фоне.

Везде царило праздничное дружелюбие! Никаких отрядов полиции, разводящих потоки болельщиков, никаких заборов, кордонов и прочего совкового безумия... Потрясающая организация, всё продумано, всё сделано для удобства людей. Много волонтёров в форме, много регулировщиков движения, достаточно полицейских и все готовы прийти на помощь, подсказать как пройти, проехать. У входов на стадион много коридоров проверки — досматривают сумки, рюкзаки, всё деловито, тщательно, вежливо и быстро. Напитки с собой нельзя — выпей или выбрось. Для людей без багажа — экспресс-коридоры. Потом контроль билетов и за турникетами снова много волонтёров, которые готовы подсказать, где ваши ворота, как пройти на своё место на трибунах, хотя и без того всё заметно и толково обозначено. Общий вид трибун.

Пробрался к своему месту и слышу, с диким акцентом, но всё-таки по-русски: «Добры вечьор!». Вполне респектабельная пожилая семейная пара на соседних местах, оба в чёрном, с шарфами AB, но она ещё и в парике-ирокезе расцветки AB — чёрный с серебром — совершенно потрясающий хаер! Оказалось, муж работал в Москве пару лет для BP, но это было давно и она помнила только несколько слов по-русски, однако RUSSIA у меня на кепке запустила правильные ассоциативно-лингвистические цепи :-). Слева сидела пара попроще и помоложе, но тоже очень милые люди. На ряду впереди тусовались аргентинские болельщики, один из них был шумнее других, сильно под пивом, лихо пританцовывал под музыку и подпевал, но выяснилось, что аргентинского в нём, точнее, на нём — только регбийка, которую ему подарили аргентинцы. Мужик оказался шотландцем, который давно покинул родину, жил в Лондоне, в том же районе, где сейчас живёт сын дамы в ирокезе, а последние лет 13 он живёт в Новой Зеландии, служит офицером полиции в международном терминале оклендского аэропорта. Я видел его удостоверение (жетон)!.. Со всеми обменялись несколькими фразами (как всегда, кроме прочего обязательно про дальний перелёт и про то, что это круто, что мы — я и Сборная — здесь, на Кубке :-))...

Одного перепившего и, видимо, буянившего, в перерыве выводили с трибун, вполне деликатно, не трогая руками, но видно было, что «грузили базаром» и решительно преграждали путь назад, когда он пару раз порывисто (как ему казалось) разворачивался и почти утыкался в грудь полисмену. Пиво льётся рекой — в буквальном смысле: сидевшие сзади уронили под наши кресла пару банок пива, а поскольку оно было открытое, то пролилось. Прилетало и сверху, когда сидящие ещё выше нетрезвые юнцы в запале орали что-то, размахивая пивом в поллитровых пластиковых стаканах… Их постоянный ор раздражал, но общего впечатления не испортил, потому что был ничтожен на фоне этого праздника.

Церемония открытия была совершенно феерическая! Описывать не буду, качайте, смотрите! Скажу одно: когда на поле вышел Джона Лому — я чуть не прослезился!

Немного жалко ведущую, которая была на поле в вечернем платье (+10+12!) И вот ещё что… Ведущие перед началом церемонии открытия вбросили в массы фишку: во время последнего отсчёта мигать в сторону поля фотиками, телефонами. Потренировались, несколько раз повторили, все всё поняли, всем понравилось. На трансляциях это выглядит так, будто народ сам сообразил и изобразил. Такая маленькая хитрость :-).

На Maori Television потом задали трёпку Джону Ки (премьер-министр Новой Зеландии) за то, что в его речи на церемонии открытия не было ни слова на маори. Шеф IRB, француз, хоть и по бумажке, в стиле «лет ми спик фром май харт», но всё же сказал несколько слов сначала на маори. Оба были кратки, что мне очень понравилось.

А теперь — сбывалась мечта: главной целью путешествия за тридевять земель было посмотреть на All Blacks в деле живьём! Смотреть матч на стадионе и по телевизору — две большие разницы, но оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Например, оказалось, что стадион Иден Парк не такой огромный, как кажется по телевизору, и сидеть лучше подальше от бровки, зато выше: сверху лучше видно поляну, расположение и действия игроков. Звуки, которые слышишь на трибунах и в телеке — совсем разные: на стадионе стоит гул, взрывающийся время от времени ором и не то что игроков и рефери не слышно, но даже свисток очень редко прорывается сквозь этот тарарам. В трансляции же, особенно когда толковый звукорез, интершум только создаёт эффект присутствия, служит фоном для звуков с поля, не перегружая слух. И всё же это только эффект, иллюзия. Никакая техника не способна передать эмоции, ощущение праздника, дух матча и то овальное настроение, которое приходит за несколько часов до начального удара и нарастает, переходя в зуд, а потом ещё долго не покидает… Однако сипи тау тонганцев и хаку новозеландцев было не очень хорошо видно и совершенно не слышно на стадионе — с удовольствием пересматривал в записи!

Разминка, отработка коридора.

Активные болельщицы

Вызов команд на поле.

Исход матча был предрешён ещё до начала, пожалуй, единственной интригой было, занесут ли ‘Ikale Tahi и смогут ли они проиграть не более 40 очков. Смогли! Разница в 31 очко и попытка — молодцы. Тонганцы бились очень достойно, и их попытка, точнее то, как они её продавили — образец мужества и целеустремлённости :-). Качайте, смотрите, наслаждайтесь!

Ден Картер на пробитии.

Kurt Morath бьёт штрафной.

Назначаемая схватка (scrum).

Ma’a, SBW, Kahui — три богатыря.

Матч закончился поздно, в хостел шёл пешком, наблюдая по пути бурлящую ночную жизнь. Практически в центре города подле многочисленных клубов — сомнительного вида размалёванные островитянки, род занятий которых не вызывал никаких сомнений! Где-то были надписи типа CLUB, где-то не было, но все они похожи друг на друга: неприметный вход, у которого обязательно парочка здоровенных вышибал в чёрном (маори или островитяне — чёрт их разберёт). Как будто в другой мир попал — не ожидал.

Прямо рядом с хостелом зашёл в «Нарита», выпил стакан «Асахи» и съел вкусный приятно-острый салат из чего-то морского, креветки, однако… Спать лёг часа в два ночи.

«...Само собой разумеется, что пассажиры и второй день использовали для экскурсии в глубь острова...»
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

Второй день Кубка Мира был для меня коротким, но таким же интересным и насыщенным, как остальные: проснулся поздно, ближе к обеду (пожалуй, единственный раз, потому что весь отпуск подъём был в 6-7-8 утра), гулял по Окленду, долго стоял в очереди за билетом на Франция — Япония (North Harbour Stadium), обедал в Сайка, ехал заранее на стадион.

Вот на таких лодках маори приплыли сотни лет назад из Тихого океана...

Перед этим в iSite мне сказали, что есть билеты всех категорий, но в кассе к тому времени как подошла моя очередь, остались только кат. А, причём по карте чуть дороже, чем наличкой. Купил и не пожалел: место было отличное, почти по центру поля, под козырьком, в верхних рядах и поляна — как на ладони! Вообще, игра была очень динамичная, японцы прям доставили! Получил огромное удовольствие от матча, на который изначально и не собирался. А перед матчем на поле выступали японские барабанщики.

Разминка.

Французские болельщики кучно.

Хор исполняет гимны стран сборных на каждом матче. Музыка в записи, вокал живой на языке страны.

Зов. Команды приглашаются на поле.

«Верните Шабаля» :-).

Публика, сидевшая рядом, подобралась занимательная: само собой, японцы, которые горячо поддерживали свою команду «Nip-pon! хлоп-хлоп-хлоп!!!», зиландеры, которые поддерживали всех, но особенно запомнились две пары. Справа от меня взрослые, лет 32-35, киви, слегка под пивом: она вопила от счастья в ответ на любое игровое действие, радовалась жизни и матчу так, будто только вышла из длительного заточения, спрашивала, что значит «Pashly!» (я болел за японцев). А слева — молодые француз и японка, громко болевшие за сборную Франции.

Вообще французских саппортеров было много везде и к чести их надо отметить, что болеют они очень организованно и страстно! «Allez les bleus!!» появляется как бы ниоткуда и мощно нарастает, быстро заполняя стадион и подхлёстывая «синих» — впечатляет. Кстати, опаздывая на матч открытия накануне, я доехал на стадион на такси с тремя французами, которые наотрез отказались брать с меня мою долю оплаты. Merci beaucoup, братцы! :-)

«...Два дня спустя Лупера, умирающего от голода, приютили какие-то гостеприимные маорийцы. Среди них бывают и такие...»

Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

На раннее утро 11 сентября у меня был запланирован переезд на автобусе в городок Пейхиа (Paihia), что на берегу Залива Островов (Bay of Islands) — провести на побережье три дня между матчами, которые запланировал. Подбор в отеле (6:45) я попросил ещё 9-го, когда разведывал, где Sky City, так что оставалось только не проспать и выписаться из хостела.

На ресепшн дебелая барышня китайского вида попыталась стрясти с меня $65. Я сразу-то и не понял, за что: раннего заселения или позднего выезда не было, никакими услугами не пользовался, откуда такая претензия?! Она что-то лепетала про разницу, но я уже завёлся и орал, что разочарован, платить не буду и пусть она звонит в HOT Rugby немедленно! 6 утра… Она уже пожалела, что вылезла со своими 65 кивибаксами, чуть не плача стала объяснять, что щас нерабочее время, на что я, гордо подняв голову в бейсболке с крупной надписью RUSSIA, велел ей звонить в рабочее время, заверил ещё раз, что с меня ничего не получит, развернулся и ушёл в автобус — сумку-то водила уже утащил и, вернувшись, маячил у меня за спиной — мы опаздывали на следующий пикап-пойнт.

Собирали народ долго. Если бы не тяжёлая сумка, то правильнее было бы идти пешком ко времени отправления автобуса — поспал бы лишний час.

230 км по отличному шоссе, вьющемуся по холмам, по долам, шикарные пейзажи вокруг, пара остановок — несколько часов прошли быстро и к полудню мы были на месте. Только погода не баловала, всю дорогу было пасмурно, то и дело накрапывал дождик, а пару раз просто лило, но в Пейхиа было не так хмуро. Все луга, которые нам попадались вдоль дороги, разделены на большие участки лёгкими заборами и на этих участках пасутся овцы (КРС гораздо реже): без какого-либо присмотра, сами по себе и не сбившись в кучу, а очень равномерно распределившись по лужайке.

По пути.

По прибытии к морвокзалу Пейхиа (звучит громко, а на самом деле пара небольших одноэтажных зданий, построенных относительно недавно, но в ретро-стиле) водитель автобуса высадил всех, сделал какие-то свои дела и потом от причала доставил меня до отеля, который как бы за городом, примерно в 2 километрах от центра (причала). Формально до времени заселения было ещё часа полтора, но администратор не стала разводить бюрократию и предложила мне на выбор первый этаж или второй. Выбрал второй. Дала схему отеля (несколько корпусов на берегу), показала, как идти в номер и пожелала хорошего дня.

Отличный отель, шикарный номер с видом на океан, пальмы на берегу и шум прибоя... Ещё бы солнышка! В номерах на втором этаже балкон, а на первом балкона нет, зато выход прямо на берег!

Повосхищался, осмотрелся, разместился и пошёл в городок — пообедать и забронировать Dolphin Cruise на завтра. Пока шёл по пляжу, увидел аборигена, почти по пояс в воде собиравшего моллюсков, и подобрал несколько простеньких, но симпатичных ракушек — вдобавок к переливающимся фиолетовой ртутью пауа, которые купил в Окленде для фанатеющих по морским раковинам друзей.

Всё время в Новой Зеландии меня сопровождала стремительно и сильно меняющаяся погода: от солнца до ливня и назад за пару часов; практически всегда довольно ветрено. Вот и сейчас, пока ходил в город, успел и под дождь попасть (спас дождевик) и сделать несколько кадров залитого солнцем берега.

Зашёл в офис Explore NZ (почему-то он понравился мне больше, хотя Fullers Great Sights, на которых я приехал из Окленда, тоже предоставляют такой тур), оплатил дельфиний тур на завтрашнее утро (half-day dolphin cruise), на всякий случай спросил, можно ли поплавать с дельфинами (на сайтах у всех компаний указано было, что не сезон ещё) и был удивлён, когда услышал, что вот только вчера видели дельфинов и плавали с ними — обрадовался, потому что очень хотел не просто посмотреть на этих удивительных животных, но занырнуть к ним в гости! Тётка внушала доверие, и я заодно спросил у неё, где лучшая морская кухня. Послала в «Only Seafood». Я даже не сразу понял, что это название заведения такое. Пошёл искать, нашёл не сразу — lost in translation (трудности перевода) :-), однако же нашёл, но оказалось, что ресторан работает с 17 до 19 часов. Позаглядывал через большие окна-витрины, смотрится красиво, солидно, уютно... До открытия было ещё часа полтора, а есть хотелось со страшной силой!

Повернул в сторону гостиницы и зашёл в первый же кафе-бар по пути.

Скромно, темновато, крупная барменша аборигенского вида (хозяйка?), заказываешь и рассчитываешься вперёд на баре, заказ приносят по номерку. За соседним столиком что-то шумно обсуждали трое дедков хорошо под пивом, по телеку показывали регби, а за электронной ударной установкой разминался молодой парнишка — на вечер явно было запланировано выступление группы. Стояла пара настоящих барабанов, но я чё-то постеснялся по ним постучать :-). Пока потягивал какое-то местное разливное пиво, мне нажарили еды и притащили гору на здоровенном блюде-рыбине: это оказалось очень распространённое здесь фиш энд чипс (я просил какой-нибудь сифуд) — много рыбы в кляре и картошки-фри и по мелочи ещё какие-то гады для разнообразия. Простая рыбацкая еда: без изысков, но свежая, качественная, быстро и недорого. О… о… обожратушки… В отель шёл медленно, осторожно неся аквариум... :-)

Зачем я так подробно всё это описываю?.. Сам не знаю — вдруг кому-то интересно. А кому нет — может пропустить.

Если коротко резюмировать мой опыт питания там, то вот что будет: едален (ну-ка, офисный планктон, регулярно берущий уроки английского по два рубля за академический час, переведите мне “eatery”), ресторанов, кафе, баров, забегаловок много — на любой вкус и кошелёк. Причём внешний вид заведения, как правило, довольно точно соответствует уровню и сразу видно, дорого тут или дёшево, да к тому же меню висит у входа почти всегда. И что самое замечательное, дёшево — не значит плохо! Будет скромная обстановка, дешёвая посуда, никаких изысков ни в чём, но обязательно вежливый, внимательный, шустрый персонал (скорее всего сами владельцы), вкусно и ни малейших сомнений в свежести и качестве еды и чистоте приборов!

Новая Зеландия находится в первой пятёрке стран-лидеров по простоте организации своего бизнеса: доступные кредиты, никаких юридических заморочек, никто не кошмарит — только работайте.

...А в это время на противоположном краю Северного Острова в далёком Нью-Плимуте на стадионе Таранаки начиналась вторая игра в группе C. В этом матче ирландцы не разгромно, но уверенно победили американцев, с которыми нам предстояло встретиться там же через четыре дня.

Хэх, далёкий Нью-Плимут!.. Какие-то 500 км — и уже почти через пол-страны с севера на юг, а с запада на восток, поперёк — так раза три мотануть получится.

«...Море было бурным, и бриг изрядно качало. Он тяжело зарывался в волны. Пассажиров сильно встряхивало, и пребывание в рубке очень утомляло их, однако на палубу выйти было невозможно, ибо лил сильный дождь...»

Dolphin Cruise I

Раннее утро встретило солнцем, игравшим в прятки за облаками, свежим ветром и шумом волн. Если не считать венецианской Лагуны, то мне предстояло впервые выйти в море: ожидание неизвестного, предвкушение интересных открытий — настроение приподнятое!

Пришёл заранее, на пирсе уже толпились люди, как оказалось — французы, туристическая группа. Катамаранов, раскрашенных в цвета exploreNZ, было два: один большой и другой, поменьше (боюсь ошибиться, но на глаз примерно футов 60 и 40 соответственно). Мне показалось, что вчера на картинке в офисе я видел именно большой — на него и нацелился. Через несколько минут началась посадка, люди дружно пошли на большее судно, я был в середине толпы, ну и шёл в потоке, пока меня откуда-то сбоку не окликнул полушутливо какой-то волосатый мущинка: «Russia?», я гордо подтвердил и пошёл дальше. Тут он схватил меня за плечо и залопотал явно какую-то претензию — на английском, но с сильным французским акцентом. Я и чистый-то английский не особо разумею и уж точно не говорю бегло, поэтому, пока я пытался сформулировать на английском «Убери свои лягушачьи лапы, петушара!», подошёл член команды, которому я во избежание международного скандала просто молча показал билет. Оказалось, что большой катамаран полностью занимали эти французы и только они. А этот пету... лягу... тьфу ты! француз — что-то вроде предводителя и он стоял посреди пирса, считая своих. На меньшее же судно тоже есть посадка, однако я был первым из его пассажиров, вот и вышло небольшое недоразумение.

Почти сразу я поднялся на сандек: грех сидеть в кают-компании в такую погоду!

Зашли в Рассел, взяли на борт ещё несколько человек и пошли по заливу мимо островов, коих насчитывается ни много ни мало 144! Большие, с холмами, покрытыми лесом, со своими бухтами, маленькие, на которых нашлось место только для кустарника и травы, малюсенькие, голые — все разные! Очень живописно! Время от времени появлялись и снова исчезали из виду другие суда, также искавшие дельфинов. Мы то и дело замедляли ход или вовсе останавливались, матросы в бинокли пытались разглядеть дельфинов, шкипер — а это была капитанша-маори — кроме управления судном успевала ещё рассказывать. Так мы прошли мимо острова Урупукапука, и шкипер предложила всем спуститься с сандека, прежде чем мы выйдем в открытое море :-). Наш путь лежал к Дырке в Скале — Hole in the Rock. Обе машины полный вперёд! Ветер нисколько не ослаб и тут, не стиснутый островами, на просторе резвился вовсю: волна была два-три метра высотой! Народ поутих. Я понял, что подвержен морской болезни. Матросы привычными жестами натянули тонкие резиновые перчатки и, с бумажными пакетами наготове, заняли позиции в разных концах кают-компании... Примерно на половине пути от Урупукапука до Hole in the Rock капитанша остановила катамаран и спросила, идём ли дальше или возвращаемся (пара-тройка девушек-подростков уже блевали на корме). Народ дружно проорал «Вперёд!», я промолчал, но улыбнулся, увидев ещё нескольких девочек, готовых отправиться на корму, и подумал «интересно, у меня такое же выражение лица?..». Конечно вперёд!

Чтобы уже не возвращаться к «кормовой» теме, скажу, что перенёс плавание благополучно, а вот блюющих девочек набралось шесть или семь.

От матроса я позднее узнал, что из-за волнения большой катамаран в открытое море не ходил и французы Дыру в Скале не видели :-Р.

В безветренную погоду её проходят насквозь, мы же, остановившись на безопасном расстоянии, только покрутились на самом малом ходу, пытаясь фотографировать, что было затруднительно на немилосердно раскачивавшейся палубе. И снова обе машины полный вперёд!

По пути назад сделали остановку в Otehei Bay на Urupukapuka. Около часа можно потратить на прогулку по острову или обед в буфете. Гулять можно и дольше, остров большой и чтобы его обойти, надо полдня, не меньше. Красиво! И сам остров и виды на залив с самого высокого холма.

Очень жаль, но дельфинов мы так и не увидели... За это желающие могли получить бесплатный пожизненный именной ваучер на этот круиз, чем я воспользовался — сначала на всякий случай, а потом вспомнил, что у меня 14-го полдня свободно.

Обедал я в этот день в Jimmy Jack's Rib Shack совершенно восхитительным Sea Food Meadley (на фото вверху). Заведение настоятельно рекомендую. Даже меню взял :-).

«...Кучер остановил лошадей вблизи маяка, который указывал на вход в порт. На рейде стояло на якоре несколько судов, но ни на одном не развевался флаг Малькольма...»

Cape Reinga & Ninety Mile Beach Tour

Очередной ранний подъём, на этот раз для большого путешествия на мыс Реинга — крайний север страны, колыбель Новой Зеландии: по легенде именно туда тысячу лет назад приплыли с далёких, затерянных в океане островов, предки маори.

Дорога — уже знакомое шоссе №1, петляющее меж холмами, живописные окрестности, отличная погода, умиротворяющие сельские пейзажи с барашками на необъятных лугах. Заехали в Puketi Kauri Forest, пробежали по пешеходной дорожке (Manginangina Kauri Walk), посмотрели на многовековые каури, впечатлились, запечатлели и поехали дальше. Было солнечно, но утром в лесу под плотными кронами сыро и холодно. По мере продвижения на север стали всё чаще встречаться тропические сады, точнее, плантации цитрусовых: апельсины, мандарины, лимоны, а также виноградники (виноград они зовут «grape for wine» — грейп-фо-вайн, виноград для вина).

Публика в автобусе собралась разнообразная, самая большая компания — японцы, которых мы последними подбирали и первыми высаживали по возвращении.

Очередная короткая остановка в Ancient Kauri Kingdom на перекус и сувениры, а потом уже без остановок — к цели путешествия, на край Зе... ммм... Зеландии Новой :-).

Глыбы каури в
о дворе Ancient Kauri Kingdom.

Один из символов Новой Зеландии —
Silver Fern, серебряный папоротник (нижняя сторона листьев действительно серебристая, очень красиво).

Это не рукотворные «трубы», а стволы растений, без всякого украшательства.

Остановка по пути на мыс Реинга, кафе, магазин сувениров, шикарный вид из окна.

Дорога закончилась парковкой, дальше только пешком.

Совершенно потрясающие виды — дух захватывает! Чувствуешь себя песчинкой на берегу океана, глядя на это величие и могущество матушки-природы! Но чувство это лёгкое, грудь наполняется не просто буйным ветром, налетающим с океана, а чем-то большим — ощущением бесконечного простора, восторга и свободы. Волны с грозным рокотом разбиваются о берег, откатываются, шипя, и снова бросаются, подхлёстываемые ветром, который неистово бьётся в мощную грудь обрыва, взмывая от брошенных волн почти вертикально вверх... Эта пляска трёх стихий завораживает, в неё погружаешься молча — чистую эмоцию никакими словами не передашь.

Времени отведено немного и вот уже пора возвращаться, впереди 90-мильный пляж.

Выезд на берег океана (Тасманова моря, если точнее) по песчаному ручью Te Paki Stream, который бежит вдоль подножия гигантских дюн. И с этих дюн катаются на сандбордах! Таких автобусов, как наш, много, и все они останавливаются в одном месте, у самой высокой дюны с гладким склоном. Водители открывают багажные отделения и достают доски — пластиковые доски по $400-500, сделанные специально для этой забавы. Короткий инструктаж «делай как я», демонстрация приёмов обращения с доской и — айда на гору! Было довольно прохладно (градусов 15-17) и ветрено, а песок и вода были откровенно холодными. Съезжать же предстояло в ручей, поэтому я решил, что не готов к такой развлекухе. Правда, немногие решившиеся выглядели счастливыми, когда после спуска, стуча зубами, выгребали песок из ушей, носа, изо рта и пытались вытряхнуть его из мокрой одежды.

Te Paki Stream

Сандбординг.

Посмотрите на карте, это действительно пляж и протяжённость его ни много ни мало 90 миль: полторы сотни километров прямого, как стрела, песчаного пляжа шириной от нескольких десятков до пары сотен метров. Мы неслись по его гладкой поверхности со скоростью 90-95 км/ч! Небо стало хмуриться, солнце показывалось реже. Примерно в середине пляжа мы остановились. Водитель поддёрнул шорты повыше, взял ведро и пошёл в воду. У меня ещё шевельнулась смутная мысль: на что ему солёная вода? Волны были достаточно высокие, вода холодная (я тоже полез), он несколько раз останавливался, явно ощупывая дно ногами, и шёл дальше, потом остановился, наклонился и стал что-то складывать в ведро. Оказалось, набрал моллюсков.

Вообще про нашего водителя нужно сказать отдельно несколько слов. Пожилой добродушный маори, который, как и все предыдущие водители в турах, почти всю дорогу рассказывал что-то, переводил с маори названия, например, Mangonui — большая (nui) акула (mango). Но он нам ещё и спел три песни на маори, акапелла, очень душевно!

Выбравшись с пляжа, почти сразу попали в уже знакомый Ancient Kauri Kingdom, но на этот раз основной целью была мойка автобуса со всех сторон, в т.ч. днища, чтобы уменьшить вред от морской соли. Однако, успели и перекусить. Ко мне за стол подсели норвег с итальянкой, которые познакомились там, в Новой Зеландии и путешествовали какое-то время вместе. Норвег вообще проводил в Киви месячный отпуск.

Остаток дороги назад, в Пейхиа, никаких открытий не принёс, все немного устали и были полны впечатлений, в автобусе было тише, чем утром...

Поклонение Команде: вода с регбийками.

Dolphin Cruise II

Выписался из отеля рано утром, доехал до причала, сумку с вещами оставил в комнате хранения багажа в офисе Fullers Great Sights и второй раз отправился попытать счастья в море — на поиски дельфинов.

Рассел.

Всё то же самое, только шкипером был уже один из матросов (и он заметно преобразился, как мне показалось), капитанши не было, собака на одном из островов лежала ровно на том же месте, что и позавчера.

Маршрут немного отличался — мы посмотрели Black Rocks и нашли там на скале этого забавного зверя.

Вид с острова на Отехей Бэй.

Забор. Через него нужно перелезать. На ступеньках железная сетка, чтобы не скользко. Держитесь за шест. Аккуратно. Добро пожаловать :-).

На горке справа когда-то был хутор маори: высокие крутые берега и узкий перешеек легко оборонять от непрошенных гостей.

Травяной ковёр: сантиметров 15-20 густой травы.

Дорожка прострижена.

Мы овечки, мы овечки!..

Как эта посудина держалась на воде — не понимаю!..

Волнение было чуть меньше и я перенёс его заметно легче. Говорят, морскую болезнь многим удаётся свести на нет тренировками :-).

Дельфинов так и не увидели, а на мой вопрос о доле удачных круизов кэп ответил — 95%!.. Вот ведь угораздило: прилететь через пол-Земли и дважды (!) угодить точнёхонько в эти жалкие пять процентов...

Пожизненный ваучер на бесплатный круиз, полученный мной повторно, отдал на следующий день ребятам из Благи.

«...Лишь бы добраться до какой-нибудь миссии, а там можно будет отдохнуть, выжидая оказии до Окленда, который по-прежнему продолжал оставаться целью их путешествия...»
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

После круиза обед в 35°South и автобус Пейхиа — Окленд: переночевать в уже знакомом хостеле и наутро отправиться в Нью-Плимут.

Seafood chowder.

В последний вечер в YHA дежурным администратором была русская девочка Аня из Владивостока, немного поговорили, мне было интересно, что да как. Она со своим парнем второй год на учёбе и первый год подрабатывает. Сказала, что можно и нужно торговаться при заселении, проверила и подтвердила, что инцидент с доплатой исчерпан: посмотрела по компу и объяснила, что на время моего пребывания хостел поднимал цены, а туроператор оплатил давно по общим тарифам (я-то вообще чуть не год назад заплатил) и где-то сумма не бьётся, вобщем, залипуха вышла, но в любом случае, это не моя проблема и скорее всего никто никому ничего доплачивать вовсе не будет. Отбился!..

«...А яхта тем временем неслась с поразительной быстротой по пути Веспуччи и Магеллана. 15 сентября она пересекла тропик Козерога и взяла курс к знаменитому проливу...»

Окленд — Нью Плимут

Прохладное хмурое утро нисколько не портило настроение, а обычный дубак в умывальнике хостела только бодрил: впереди очередной переезд, новый город, а вечером матч нашей Сборной. Быстро собрался, перекусил сухим пайком и на этот раз выписался без приключений. Последний раз с удовольствием прошёл по уже знакомой дороге до автобусного терминала Sky City и минут 15 ждал автобус на Нью Плимут, который к 7:30 только подъехал.

Из уст англофонов Plymouth звучит как нечто среднее между Плимус и Плымуф — нужна хорошая тренировка.

Кроме меня в автобусе было ещё четверо русских, двое молодых парней из Москвы и пара из Благовещенска. Алексей и Алиса сидели сразу за мной, поэтому с ними немного поболтали, он примерно так же, как и я, увидев по телеку, заинтересовался регби, но стал не только смотреть, а и продвигать игру в народ, сколотил команду, конечно же — «Амурские Тигры» (у них и сайт есть, Лёша, привет!). Ещё с нами в автобусе ехал, как выяснилось, регбийный журналист, который, увидев мою неизменную RWC2011-кепку RUSSIA, спросил, откуда я, мы обменялись парой фраз. Barry Ross интересовался нашим клубным чемпионатом, я рассказал то, что знаю, а знаю немного (по телеку не показывают, а игры, на которые с удовольствием сходил бы в Москве, проводят в будние дни в 15:00), поэтому подсказал Алексу, что вон тот дядька интересуется, в общем, натравил тигра на кенгуру :-).

Отдельного упоминания заслуживает водила: старый злобный дед в ботинках, белых гетрах и шортах, который зарубался в дороге с журналистом по поводу у кого длиннее — уоллабис или олл блэкс. В какой-то момент пожилая дама, ехавшая позади журналиста, энергично вклинилась в беседу на стороне водилы и я подумал даже, что он щас остановит автобус и эти патриоты вдвоём наваляют журналюге. Однако у них разговор на повышенных не означает враждебности и через несколько минут все уже дружно ржали (по поводу чего именно, не помню).

Останавливались пообедать в кафе: большой обеденный зал, раздача. Тут же большой магазин сувениров, много поделок из каури. Птичку киви живьём так и не видел за всё путешествие, так что решил купить там фигурку, вырезанную из каури. Пока обедал, один из попутчиков выловил в киоске мяч. Знаете, есть такие стеклянные киоски с краном, в которых навалены игрушки, так вот тут были регбийные мячи. Удовольствие стоит 2 кивибакса, а мяч 45, искушение было велико и я не удержался — просадил 2 доллара :-).

Всю дорогу пасмурная погода иногда сменялась переменной облачностью, но Нью Плимут встретил нас дождём, быстро перешедшим в ливень — как раз когда мы вышли из автобуса на станции в центре города. Навигатор показывал, что отель всего в двух километрах, но тяжёлая сумка и ливень не располагали к пешим прогулкам. Местный, ехавший с нами в автобусе, не знал, как добраться до отеля, т.е. ходят ли в его сторону автобусы. Тут же на остановке стояли две волонтёрши в возрасте, они помогали сориентироваться, отвечали на вопросы прибывающих и показывали направления — что где. Одна из них, поняв, что я русский, попыталась поздороваться, читая на ладошке каракули «zzzdrast-что-то-там» — безуспешно. Я поздоровался по-русски, она поняла, что не совладает, вместе посмеялись и я спросил, как добраться до гостиницы, назвав адрес. Они коротко посовещались и сказали, что нужно такси, и одна тут же побежала куда-то в здание — вызывать. Такси прибыло минут через пять. Очень приветливые тётки, заботливые. До меня они также вызвали такси и отправили двух человек, выскакивая из-под козырька в ливень открывать двери машин. Одну я потом видел на матче, мне показалось, что она меня узнала, мы улыбнулись и поприветствовали друг друга. Оплата такси по счётчику, наличкой или картой. В машине чисто, никаких неприятных запахов, информационная табличка, видеорегистратор, направленный в салон. Доехали быстро, но недёшево, цену не помню, долларов 12-16.

Autolodge Motor Inn New Plymouth — хороший отель, внимательный персонал, почти мгновенная регистрация (назвал имя, показал паспорт, отдал ваучер) и одна из администраторов проводила меня до номера (несколько корпусов, пара этажей — немудрено заблудиться с первого раза). Большой номер со стеклянной наружной стеной, прикрытой вертикальными жалюзи. Как всегда, пригодился обогреватель, стоявший в номере. Разместился, экипировался и пошёл гулять по городу в сторону, в сторону центра (фан-зоны), откуда будут автобусы на стадион.

Регбийка сборной России, потом прочая одежда, регбийка сборной России поверх куртки (XXL, Дубровский, привет!), кепка RUSSIA и флаг 0,75х1,50 на плечи — к матчу готов! :-)

Времени до матча оставалось много и я не спеша разглядывал в витринах магазинов забавные обращения на русском, явно переведённые с английского каким-нибудь онлайн-сервисом. Радовало обилие российских флагов, развешанных в тех же витринах (больше, чем американских!) и вообще хорошее отношение к нашим. Проезжавшие мимо машины сигналили, люди улыбались и поднимали большой палец, не скрою, болельщицкая гордость распирала!

Свернул на набережную, дошёл до центра, нарезал пару кругов, зашёл в общую фан-зону, там пиво рекой и болельщики российской сборной, оказавшиеся нерусскими — просто местным прикольно раскраситься в наши цвета... Занесло меня и в американскую фан-зону — пятачок, заполненный янки, размалёванных и разодетых в свои цвета. Гордо прошёл сквозь их толпу как «Тополь-М» («Булава» тогда ещё не прошла окончательные испытания) и удалился на третий круг.

Нью-Плимут, набережная.

Уж не помню, зашёл ли в iSite с конкретной целью или просто так, но там спросил насчёт снега на горах и получил ответ, что Таранаки для горнолыжников закрыта, а Руапеху работает и прогноз на завтра благоприятный. Вопрос о прокатных конторах плавно перешёл в бронирование авто на завтрашнее утро: в 7 часов к отелю. Довольный, я отправился к автобусам на стадион.

«...Цель игры заключается в следующем — две команды, по пятнадцать игроков каждая, соблюдая честную игру и согласно правилам и спортивному духу, должны, передвигаясь с мячом в руках, передавая мяч, отбивая мяч ногой и приземляя мяч, набрать как можно больше очков...».

Из предисловия Правил игры Союза Регби.

Ещё до входа на стадион решил постоять, выловить наших. Смотрю: идут две пары, весёлые, у парней во всё лицо наш триколор, у всех дождевики красные, я им «Привет!», а они таращатся... Оказалось, никакие не русские они, а киви, из Веллингтона. Сидели эти четверо недалеко от меня, мы с ними поскандировали «водка, привет, раша» — всё что они знали по-русски :-). И таких «русских» саппортеров было много.

Фото не моё (Россия—Австралия), но братва явно нерусская.

Русский с шотландцем — братья навек!

Перед матчем.

Наши!

Американские болельщицы.

Блондинка тоже в бикини (+12 по Цельсию!).

В папахе за русских, в ковбойке за американцев, но думаю, что оба они местные.

Наши разминаются, американцы дудят.

На трибунах слева от меня очутилась пара из Нижнего, за мной — терпеливые киви, которые стойко переносили мои вопли и размахивание флагом, а справа здоровенный пожилой киви, который поиронизировал насчёт очень русской фамилии вышедшего на замену игрока сборной России Адама Бёрнса (австралиец, играющий в Мельбурн Ребелс), а я сказал, что это Siberian kangaroo — поржали.

Немного пообщались и с сидевшими сзади ребятами, Хайден подарил шапку с символикой All Blacks. Я отдал нашими деньгами — не как оплату, а как сувениры — больше ничего не было.

Ну что сказать о матче, тем более когда прошло столько времени... Мы должны были выигрывать его! Разговоры про акклиматизацию — в пользу бедных. Непонятно также, на кой чёрт припёрся Жуков с накачкой накануне?! Ну, вобщем, не американцы выиграли, а мы отдали игру, проиграли по всем компонентам. Однако, я горжусь нашими парнями, которые потом собрались и дали бой во всех трёх оставшихся матчах в группе! Никто из дебютантов Кубка мира не заносил восемь попыток, а наши занесли, да ещё кому! Австралам — три! При том, что Wallabies выставили далеко не второй состав, а полноценную боевую команду. Айришам — две! Тем самым, что взяли Большой шлем на Шести нациях 2009. Итальянцам — три! Да, эти звёзд с неба не хватают, но они уже много лет в Шести нациях, а это огромный опыт.

Россия, вперёд!

А пока было разочарование и на послезавтра — вылет домой.

Орал в толпе на выходе с матча, есть ли горнолыжники, один русский, явно небедный, отозвался, но в ответ на приглашение рвануть на гору ответил, что там всё растаяло. Как невовремя! Машина-то уже заказана и отступать я не намерен.

В отель шёл пешком, по пути прибилась вусмерть пьяная компания молодых ребят. О чём-то потрепались, они мне подарили российский флажок, который я приторочил на окно номера.

«...одиноко высится среди равнины другой вулкан, Руапеху, коническая вершина которого теряется среди облаков на высоте девяти тысяч футов. Ни один смертный никогда не ступал на его неприступную вершину, ни один человеческий взор не проникал в глубину его кратера...»
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

Я заканчивал завтрак, когда за несколько минут до 7:00 ко мне подошёл служащий отеля и сказал, что меня ожидает человек. Автоматная Mazda Familia примерно 2001 года выпуска с пробегом немного за сотню уже была подогнана на парковку отеля. На объяснения, оформление и оплату (50 NZD за сутки — картой, через GSM-терминал) ушло некоторое время, и около 7:40 я стартовал в сторону горы Ruapehu (какой регион, Turoa или Whakapapa, ещё не решил). Кстати, Wh произносится как наше Ф, в данном случае Факапапа.

Правый руль — родной, а вот левостороннее движение иногда напрягало (поворот направо и круговое). Машинка бежала бодро, погода стояла замечательная, предстояло открытие горнолыжного сезона (16 сентября!) и настроение было отличное. Очень помогал HD2 с автоспутником и бесплатными картами Австралии и Новой Зеландии. Ехал против часовой стрелки: туда по южной петле шоссе №3 — шоссе №4 (как вёл навигатор), назад по северной петле шоссе №4 — шоссе №3 (вопреки навигатору и наверно зря). Или наоборот?.. Ну в общем, круг дал по Северному Острову :-).

Остановившись по дороге туда на смотровой площадке (39 47' 31.33”” S, 175 12’ 41.34”” E), чтобы запечатлеть шикарные виды гор, обнаружил отсутствие аккумулятора в фотоаппарате. Этот день из фотолетописи выпал почти полностью, несколько фоток телефоном не в счёт (простите за некачество).

Про машину особенно и сказать нечего: отличный образец японского ширпотреба для жизни, для людей — хорошая рабочая лошадка, была подогнана чистенькой и снаружи и внутри, с парой карт в дверном кармане, полным баком бензина. Никаких излишеств типа навороченной сигналки: железный ключ и всё.

Отвлекусь на дороги Новой Зеландии.

Проехал Северный Остров с севера на юг, посмотрев несколько городов, городков, получил некоторое представление о дорогах и движении: шоссе, не шоссе, улицы, улочки, состав автопарка... Отличные дороги, толковые знаки, разметка, хотя и узко, в основном по полосе в каждом направлении. В горах много обгонных участков — это когда ненадолго появляется третья полоса. В поездках на автобусе почти не ощущается, а вот за рулём авто не покидало ощущение лёгкости: дорога, знаки, разметка не давят на тебя, они как бы и не ограничивают вовсе, а помогают, ничего лишнего, всё сделано толково и направлено на помощь водителям и безопасность. На указателях направления поворота (стрелочки-шевроны на жёлтом поле) в горах указана также скорость, с которой нужно входить в поворот (действует на протяжении поворота) — очень помогает, особенно в сумерках и в темноте — и превышать не советую, запаса нет.

Парковки называются CAR PARK, но это в Окленде, а в мелких городках обычно достаточно много мест для парковки на улицах, часто бесплатных. «Машинными парками» не пользовался, потому цен не знаю.

Много велосипедных дорожек, тротуары неширокие, интересно работают пешеходные светофоры: когда в поперечном направлении едут машины, пешеходный светофор никак не светится, первый подошедший пешеход должен нажать кнопку и тогда ему загорается красный сигнал и начинается отсчёт времени ожидания, по истечении которого на несколько секунд включается зелёный сигнал и почти тут же меняется на мигающий красный. Поначалу это сбивало с толку, но потом понял и привык.

Он не сломан, он ждёт.

Нажал? Теперь ты жди.

Народ на улицах ведёт себя вежливо, к пешеходам и коллегам-водителям — уважение, в общем, на улицах и на дорогах порядок. Видел, правда, числа 8-го ДТП в Окленде, точнее, уже последствия только что произошедшей аварии: как я понял, мотоцикл и автомобиль не поделили перекрёсток. Обошлось без жертв и вроде даже никто сильно не пострадал, несчастный байкер в лёгком шоке, с круглыми глазами, но без видимых повреждений, стоял возле своего валяющегося посреди перекрёстка мотака. На месте происшествия уже были полицейские и они не тупо сидели в патрульной машине с бумажками, они действовали, решительно и энергично разруливали транспортные потоки, организовывая движение на загромождённом аварийном перекрёстке. Собралась толпа зевак. Фотографировать не счёл возможным, прошёл дальше.

Топливо на заправках примерно одинаково стоит везде, где я был и обращал на это внимание: Super 2,20, Regular 2,12, Diesel 1,50 NZD.

Машины — разные. Чувствуется влияние JDM, причём, пожалуй, больше, чем Австралии с её Холденом.

Но вернёмся к нашим горам.

Часа через четыре прибыл в Ohakune. По правую руку на въезде — I-Site, припарковался чуть дальше и зашёл поспрашивать: что на горе, как проехать, где прокат. Заверили, что на горе снег, всё открыто, а снарягу в прокат можно в городке взять, а можно на горе. На улицах пусто. Прошёл к машине по Клайд-стрит и зашёл в Ski Shed через дорогу. Купил носки, всё остальное взял в прокат: лыжи, боты, палки, шлем, маску, перчатки, штаны. За всё отдал 68,00 NZD (1 756,60 руб.). Снаряга так себе, на три с плюсом. Флиска и куртка были свои — более чем подходящие.

Поехал на Taupo Skifeild, окрылённый предвкушением, не замечая тяжёлого серого неба над головой... Постепенно зелёный субтропический лес сменился на заснеженные склоны, дорога становилась всё извилистее и уже. На 14-м км пикет, останавливают все машины и заставляют надевать цепи на колёса. Если нет своих — дадут в прокат (30 долларов). Для полноприводных машин цепи не нужны, но я тогда ещё не знал, что на полном приводе и потратил лишнюю тридцатку. Но это мелочи!

Ждём разрешения на выезд с пикета.

А вот погода совсем не радовала: снег, метель... Машин с горы становилось всё больше, а на гору всё меньше. Поднялся-таки на гору, машину оставил на парковке, обулся, купил ски-пасс (плотная бумажка со штрабсом в дырочке — крепится на куртку и предъявляется обслуге перед подъёмником). Ветрище, снег вперемешку с ледяным дождём, старая железная креселка без хлебниц, при проезде опорных роликов с рамы кресла отваливались сосульки и сыпались на голову, вобщем, дубак и молоко... Маска оказалась совершенно непригодной для таких условий, в ней просто ничего не видно было. Взять в прокат другую маску на горе оказалось невозможно. Я героически спустился три раза — отметился — и пошёл к машине.

Горнолыжка — весьма посредственная! У нас в Байкальске, пожалуй, лучше.

Очищая лобовое от снега, обнаружил наклейку, что-то вроде талона ТО, только для 4WD. Не веря собственной догадке, обошёл машину и заглянул под днище — чёрт возьми, привода! То ли хозяин ничего не сказал, то ли я пропустил мимо ушей, на машине же никаких шильдиков не было :-)

Выезжая со стоянки, подобрал голосовавшего за развитие автотранспорта парнишку-индуса в бордических ботинках. По дороге разговорились, он оказался инструктором по сноуборду, понаехавшим в НЗ из Мумбая, где у него недвижимость, удачно купленная дедом в 1997 и подорожавшая к сегодняшнему дню в десятки раз, мотоцикл и что-то ещё. Он рассказал, что совсем недавно разбил свою машину, я поделился опытом — как это пережить :-). Поговорили о том о сём, я сказал, что это не каталка, он подтвердил, что такая погода не редкость и в последнее время штормы зачастили. Когда я сказал, что на горнолыжку надо ехать в Австрию и Андорру, потому что там по 150-300 км ухоженных трасс в каждом регионе катания, он, вытаращив глаза, переспросил «Three F.CKING hundred kilometers?!!!...». Я дословно подтвердил и он пообещал, что будет там обязательно.

Высадив попутчика и сдав снарягу, пошёл искать едальню.

Заглянул по наитию в The Mountain Rocks на углу Clyde и Goldfinch, меня поприветствовала из-за стойки барышня азиатской наружности. Хотелось супчика и чего-нибудь морского, выяснилось, что они могут предложить всё разом — seafood chowder. Заказал, оплатил, выбрал столик и стал смотреть по сторонам в ожидании заказа. Неожиданно большое, просторное, светлое заведение оказалось ещё и весьма регбийным: на нескольких больших плазмах, висевших в разных местах так, чтобы всем было удобно смотреть, транслировался матч (в повторе, кто играл, не помню), а подоконники и частично полки по стенам заняты книжками про регби — и новыми, с глянцево блестевшими суперобложками, и старыми, потрёпанными — очень душевно. Напротив, неподалёку от меня сидел колоритный дед лет 65 и неторопливо со смаком потягивал пиво. Когда я зашёл, он заканчивал энную (думаю, не первую) кружку, тут же взял очередную и когда я уходил, то подумал, что она не последняя. Ничего, кроме пива, у него не было.

Ребята, какая у них там потрясающая похлёбка из морепродуктов (seafood chowder)! Она заслуживает отдельного описания. На большой тарелке большая булка-колобок с румяной корочкой, верх булки срезан, мякиш вынут, а внутри — густая горячая ароматная похлёбка, представляющая из себя сливочный крем-суп с нежнейшими кусочками морских гадов. Прибор к этому восхитительному блюду — ложка, вилка и нож. Булка тут же режется на куски и всё это аппетитное сытное варево поглощается хоть ложкой, хоть вилкой, хоть с обеих рук! Наелся — от пуза; разморило, вставать и куда-то идти не хотелось... Лениво пил чай, наблюдая за шумной компанией: пара семей с малышнёй. Один из детёнышей пришёл ко мне знакомиться. Только начавший ходить, он то и дело порывался встать на четыре конечности, забавно приседая и как бы опомнившись, тут же выпрямлялся. Подошёл, посмотрел на меня снизу вверх и неуверенно потянул ручки. Я улыбнулся, сказал «Привет!» и малыш, наверно, услышав незнакомую речь, засомневался ещё больше и отступил на шаг, склонив голову набок, ещё секунду посомневался и дал задний ход — разведка разведкой, а у мамы под боком спокойнее.

Дорога назад была похожа на утренний перегон, только мне показалось, что серпантинов побольше. И ещё был небольшой инцидент, который совершенно неожиданно для меня мог закончиться довольно печально. Уже в сумерках при скорости около 90-100 км/ч на шоссе вдруг увидел нечто, валявшееся посреди моей полосы, размером с футбольный мяч — пропустить меж колёсами нечего и думать, выйти на встречку было нельзя, там шло несколько машин, полосы узкие, обочина узкая. Я стал достаточно интенсивно снижать скорость, однако без экстренного торможения. Вблизи оказалось, что это большая птица, видимо, сбитая машиной. И вот, при скорости километров 20, почти объехав препятствие, я вдруг слышу визг шин резко тормозящей сзади машины, даю газ и боковым зрением вижу, как она почти обходит меня слева, слышу сзади ещё одно резкое торможение и сигнал. Придурки! Я шёл с включенным ближним, фонари сзади горели, стопаки тоже — уснули они там что ли?! Очень было неприятно.

Часам к 18 уже стемнело и жизнь стала замирать: в 20:00 начинался матч Новая Зеландия — Япония. Ближе к 19:00 редкие машины проносились мимо меня с бешеной скоростью (130-140): киви спешили к телевизорам, смотреть своих обожаемых All Blacks. Соблазн добавить газу был велик, но превышать скорость в незнакомой стране по незнакомой дороге в темноте счёл глупостью. Прямо перед Нью Плимутом или даже скорее на его окраине остановился на заправке залить полный бак для сдачи авто, было 19:59, самое время смотреть хаку, но телека на АЗС не оказалось — какая досада!..

К началу матча в гостиницу не успел, зато познакомился с ребятами из Новокузнецка, которые приехали накануне на матч Россия — США. Рома, Дима, Андрей, привет!

Примерно в 20:15 машинку поставил у гостиницы, ЦЗ заблокировал, ключ в бардачок и дверь захлопнул — всё, никаких актов приёма-передачи и прочей бюрократии. Позвонил хозяину, сказал, что машина у отеля, невредимая, чистая, заправленная, с ключом в бардачке.

«...Паганель предложил зафрахтовать этот бриг и плыть на нем в Окленд, откуда легко будет вернуться в Европу, ибо этот город связан с ней регулярными рейсами...».
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта».

Дорога домой была длинной.

Утром 17 сентября на такси доехал до местного аэропорта, как оказалось, сильно заранее, но выселиться нужно было в 10:00, а дорога в аэропорт короткая, всего 10,5 км (41,80 NZD). Подошёл на стойку регистрации сдать багаж и зарегистрироваться, мне предложили улететь раньше — ближайшим рейсом минут через 30, я отказался, смысла не было, всё равно самолёт из Окленда ранним вечером, в город я при любом раскладе не успевал. Регистрация — молниеносная! Всё быстро, по-деловому. Никакого спецконтроля и накопителей, просто выход на лётное поле мимо стойки, считывающей штрих-коды посадочных. Самолёты внутренних рейсов, летающие как трамвайчики, подкатываются прямо к зданию, на одну из шести стоянок, всё очень удобно и путешествие занимает мало времени.

Просторное здание аэровокзала залито солнечным светом, проникающим через стеклянную стену, что отделяет пассажиров от лётного поля. Прекрасный вид! Голубое небо с редкими облачками, где-то за взлёткой угадывается океан, сегодня спокойный. Видел капитана сборной США и с ним ещё несколько человек из команды, которые прилетели откуда-то: прошли метрах в пятнадцати от меня — какие же они здоровенные! Было смутное желание крикнуть ему «sin-bin!» или что-то в этом роде — за его скотство на поле в игре с нашими, когда он должен был в конце матча покинуть поле на 10 минут, но судья прохлопал это грубое нарушение или сделал вид, что ничего не случилось.

Немного грустно улетать, но всё когда-то заканчивается.

Подошло и моё время. Вышел на поле, прошёл в самолёт. Симпатичная, но с каким-то усталым (между улыбками) взглядом бортпроводница в красивой униформе. Напитки, бортовой журнал — толстенный, конечно же, с большим материалом о сборной (я его прихватил с собой). Bombardier Q300, шумновато, но в целом довольно комфортно, АН-24 даже рядом не стоял.

По прилёту очень долго ждали багаж, был неприятно удивлён.

Из местного терминала на бесплатном автобусе переехал в международный, прошёл через некоторое время формальные процедуры, встретив на спецконтроле русского парня, уехавшего из Барнаула и работающего в службе безопасности аэропорта. Послонялся по магазинам и сувенирным лавкам. Сувениры в аэропорту Окленда, пожалуй, лучшие из тех, что я видел в НЗ, правда и цены не самые низкие.

Далее по уже известному маршруту обратно и без остановок: Окленд — Сидней — Дубай (пересадка) — Домодедово. В сиднейском аэропорту попробовал banana bread — банановый хлеб, вкусно, интересно. В дубайском побродил по дьюти-фри.

Про гигантскую — нет, не очередь — толпу, стадо на погранконтроле в Домодедово даже вспоминать не хочется, не то что писать!!! Ну почему такое скотское отношение к людям?! Никакой организации процесса стояния, все сбились в кучу, кто понаглее (каждый второй) — лезет вперёд, духота. Я стоял минут 45, а потом ещё полчаса ждал багаж. СОВОК. Было обидно и стыдно за нашу страну, которая выглядит дебильной из-за нерасторопности, безответственности и наплевательского отношения пограничных чиновников к людям. И это была вторая половина сентября! Представляю, что творится в разгар отпусков...

“Gosudarstvenny Gimn Rossiyskoy Federatsii” на сайте RWC2011 :-)

Rassiya sv’eshchennaya nasha derzhava,
Rassiya l’ubimaya nasha strana.
Maguchaya vol’a, velikaya slava,
Tvayo dastayan’e na vs’e vr’emena!
Slavs’a, at’ech’estva nashe svabodnaye,
Bratskikh narodaf sayuz v’ekavoy,
Pr’etkami dannaya mudrast narodnaya!
Slavs’a, strana! Muy gardims’a taboy!
Славься, страна, мы гардимся табой...

ЦИФРЫ

14 дней.
Три матча живьём и несколько по телеку.
36 тыс. км на международных авиалиниях.
250 км на самолёте по НЗ.
1 000 км на автобусах по НЗ.
200 км на автобусе по Австралии.
610 км на машине по НЗ.
Километров 100 ножками и немножко на поезде, такси, один фуникулёр и одна телекабина — до кругосветки не хватило чуть-чуть :-).
Два океана.
Один континент.
Два острова.
Одна гора.
Четыре города.
Четыре аэропорта.
Четыре гостиницы.
Прогулка на высоте 192 м и прыжок с 1 телебашни.
Три тура.
90-мильный пляж.
Одно Счастье (полные штаны!).

ССЫЛКИ

Качай регби (Церемония открытия, матчи нашей Сборной и т.д.)
RWC2011 на wikipedia
Кубок Мира на wikipedia
Живенькая статья по истории регби
http://www.irb.com/ — Международный Союз Регби (Рейтинг)
http://rugby.ru/ — Союз Регбистов России
http://www.irblaws.com/RU/charters/ — смотри правила.
http://myrugby.ru/ — почитать, посмотреть.

КОРОТКО

СРР: вёл себя пассивно!

Интурист: единственная организация в России, которая была уполномочена продавать билеты на матчи и предлагала туры на Кубок Мира. Обращался к ним, мне не понравилось ни общение, ни отношение, ни цены.

КилОметры (с ударением на второй слог), лейдиз-энд-джентс, прокат — hire, мусор — rubbish.

Приторно-сладкое сюсюканье в сфере обслуживания в Австралии: они обращаются к тебе, как к младенцу — мне было неприятно.

Забавные имена: Tusi Pisi, Richard Kahui (да-да, именно так и произносится, как написано, как бы ни пытались наши комментаторы коверкать фамилию — Кэхью и т.п.), Johannes Redelinghuys и прочие.

Франция—Тонга и Франция—Уэльс: очень похожие огнетушители против французов, но Хуфанге дали жёлтую в конце первой половины матча группового этапа, а капитана валлийцев удалили до конца матча на 17-й минуте полуфинала!..

Киви-бёрд (птичку киви) не видел...

Картошка-фри везде.

Лаундроматы попадались на глаза в Сиднее и Окленде.

Бомжи: нормальные такие, настоящие — грязные, кислые, вонючие, оборванные в центре Окленда.