|
«Что бы кто ни говорил, но для меня лично самое большое наслаждение от отдыха — чувствовать свою независимость от внешних обстоятельств и осознавать, что только мы сами можем решить, а чем будем заниматься на следующий день и самое главное — где мы будем в этот день», — с такими мыслями я начал готовиться к очередному отпуску и поездке на автомобиле, пока ещё непонятно, куда… Решение об итоговой точке нашего маршрута было принято все-таки под влиянием внешних обстоятельств, увернуться от которых можно было,
только преступив нормы морали или даже Закон, чего мы делать, конечно, не стали.
Итак, по порядку: основной экипаж неизменен: я и моя жена. По ходу движения к нему могут присоединяться попутчики, иногда ожидаемые, а иногда неожиданные, но всегда приятные. Средство передвижения — Toyota Corolla, 1,5 л., 110 л. с., АКПП, 2005 г. в., руль правый.
Это наше второе путешествие на машине, соответственно, используя весь прошлогодний опыт, был, с одной стороны, — урезан список необходимых вещей, а, с другой стороны, — этот же список был дополнен, в первую очередь, спальными принадлежностями, так как предполагалось спать в машине, и навигатором, так как больше не хотелось чувствовать себя слепым котёнком в незнакомых городах.
Начальная точка маршрута известна — дача в Смирновке недалеко от Новокузнецка, крайняя точка пока в тумане, но однозначно придётся лезть в горы, причём не только Уральские. Ну что, исходя из этих вводных, проверил тормозные колодки и прокачал тормозную жидкость. В принципе подготовка машины на этом и закончилась.
Берём с собой:
Для машины:
На дворе 27 июля, мы двинулись в путь из окрестностей Новокузнецка. На границе Кемеровской области в селе Журавлёво заправляемся «под горло», так как в Новосибирской области заправляться не планируем, бензин значительно дороже. Следующая заправка будет только в Омской области, а до неё больше 700 км. Добрались до Новосибирска и днём, абсолютно без пробок от Гусинобродского шоссе доехали до Станционной улицы, ну что, начало путешествия весьма положительное. Едем дальше в сторону Омска. Трасса по сравнению с прошлым годом стала немного хуже, есть места, где асфальт продавился, не такая чёткая разметка, особенно это относится к участкам поблизости от Новосибирска. В Омске остановились искупаться и поужинать на берегу Иртыша. Дальше направились в сторону Ишима. Привал устроили за Омском. Всего за день проехали 1 126 км.
Ночь была не самой удачной в плане отдыха, было очень душно и доставали комары, промучившись около трёх часов, решили не дожидаться рассвета и тронуться дальше, когда стало светать, нашли стоянку, расположились, и я просто провалился в сон, когда проснулся, уже было около 10 часов утра, можно ехать дальше.
Про дорогу от Омска до Ишима и дальше до Бердюжье не буду ничего писать, про неё и так очень много написано в отчётах об автопутешествиях, скажу только, что преодолели её без последствий для себя и для машины. Проезжая по объездной вокруг Кургана, остановились на берегу Тобола. Вернее сказать, это была не сама река Тобол, а запруда рядом с садовым обществом. Отдохнули, накупались и пообедали. Дальше наш путь лежал в Челябинск, который мы благополучно объехали по объездным дорогам. Не знаю, что там такого сложного, в этих объездных, а то почитаешь, что народ пишет, так прям боишься потеряться в трёх соснах. Я нигде не заблудился, дозировано слушал поучения навигатора и внимательно смотрел на дорожные указатели. Миновали Челябинск быстро и непринуждённо. Дальше вдоль дороги начался лес, который, как оказалось, был очень богат вишней и грибами. Грибы мы трогать не стали, они нам ни к чему, а вот вишню поели с удовольствием!
Подосиновик — просто загляденье!
Привал устроили, как только начало смеркаться, в это время мы уже забирались в горы, а ехать по ним в темноте мне не хотелось. Остановились около придорожного кафе. Это был второй день нашего путешествия, за который мы проехали 1 090 км.
Ночь была спокойная и прохладная, так что в отличие от первой ночёвки мы отдохнули очень хорошо.
Утро 29 июля было если не холодным, то по крайней мере очень свежим, пока завтракали, даже немного замёрзли, ну да ничего страшного, нас грела мысль о том, что следующую ночь мы проведём в Самаре в квартире у нашей родственницы на мягком диване.
Конечно, жена не позволила мне проехать мимо сувенирных лавок в городе Сим, да я и сам этого не хотел, так как в прошлом году я проскочил мимо них, пока жена спала, и в результате мне весь год икалось при воспоминаниях об уральских сувенирах. В этот раз ошибка была исправлена с процентами. Накупили сувениров всем родственникам и друзьям, к которым планировали заехать, да ещё и себе взяли огромную картину на срезе дерева. На все мои просьбы не брать её сейчас, а купить на обратном пути, был один ответ: «На обратном пути такой красивой и дешёвой не будет. А вдруг на обратном пути ты сделаешь как в прошлом году?». Ответить было нечего, пришлось брать.
Основательно затарившись сувенирами двинулись дальше и почти на границе с Башкирией получили сюрприз от встречной фуры. Не знаю, что от неё отлетело, но удар пришёлся в бампер под левой фарой. Результат — расколотый бампер, хоть и не сильно, но всё равно неприятно. Я ещё перед поездкой был морально готов к тому, что по возвращению домой передний бампер придётся перекрашивать, но я не рассчитывал, что его ещё и клеить понадобится. То, что я не расстроился, — это точно, больше жена преживала, обидели любимую машинку. Ладно, как говорится — на скорость не влияет, так что едем дальше. К вечеру мы были в Самаре. Всего за день проехали 821 км.
Поужинав и отдохнув после дальней дороги, мы стали обсуждать культурную программу пребывания в Самаре. Наметили себе ряд обязательных мест посещения: Самарский историко-краеведческий музей имени Алабина, музей железнодорожной техники, музей Самара космическая, площадь Славы, ладья, смотровая площадка. Конечно, не забыли про пляж и купание в Волге.
Тут пришло время испытать всю прелесть от владения чудом техники — навигатором. В прошлом году, не зная города, мы катались по Самаре только на автобусах, что было не очень удобно. В этот раз всё было намного лучше и интереснее, навигатор не подвёл. Надо сказать, что без него мы бы не смогли посетить все места, которые планировали.
Качество изготовления двигателей поразительное!
Так вот вы какие, зелёные человечки!
Панорама со смотровой площадки.
Здание художественного музея, до Революции в нём размещался банк.
Три дня в Самаре пролетели незаметно и уже пора собираться в дорогу, ведь мы проехали только 2/3 от намеченного пути. А дальше нам предстояло заехать в гости к родственникам жены, которые живут где-то в Волгоградской области. На момент приезда в Самару мы не знали более точного места из дислокации, а зря… Тут начались сюрпризы: к ним придётся плыть на пароме через Волгоградское водохранилище. ОПА!!! Это в мои планы не входило. Выяснилось, что нужно доехать до Камышина, сесть на паром, переправиться в город Николаевск, а там нас встретят. И всё это на фоне бушующей трагедии вокруг теплохода «Булгария», ещё не всех погибших нашли, теплоход не поднят со дна, а нам предстояло отдать на растерзание водам Волги и речному флоту Волгоградского пароходства себя и машину. Хоть я и не робкий, но что-то стало не по себе.
Ни расписания движения парома, ни место его причала в Камышине нам не сообщили, так как аборигены сами не знают. Весело… Моему возмущению не было предела: «Вот послал Бог родственников, живут в сердце России, а добираться как до Северного полюса!». Порылись в интернете, оказалось, что паром ходит каждые три часа, и последний по расписанию в 18:00. Путём нехитрых подсчетов пришли к выводу, что выезжать надо с рассветом, иначе нам удачи не видать. Расстояние до Камышина около 650 км, а прибыть надо не позднее 17:00, чтобы занять очередь, а то ещё может и места на пароме не хватить. Найти бы ещё эту переправу! Вспоминается фильм про Электроника: «Урри, Урри — где у него кнопка? Кнопка, кнопка, узнать бы, где он сам…».
Делать нечего, выезжаем! А, кстати, с этого момента наш экипаж пополнился одним пассажиром усатой наружности, а конкретнее — котом, которого нужно было отвезти из Самары в Ейск к его хозяину (моему брату).
Пассажир по кличке Рыжий, мы называли его Рыжик.
Как страшно на улице, лучше я пока в багажнике посижу!
Выехали из Самары 2 августа. Маршрут: Чапаевск—Пугачёв—Балаково—Саратов—Камышин. Надо сказать, что данный перегон оказался самым напряжённым и нервным для нас. Мало того, что необходимо было не опоздать на паром, ещё была неопределённость, а попадём ли мы вообще на него и доплывём ли до противоположного берега («Булгария» всё не выходит из головы, как ни пытались отбросить мрачные мысли). В связи с такой нервозностью мы не делали длительных остановок, по трассе тоже не гнали, плотный поток машин и состояние дороги не располагали к быстрой езде. Забегая вперёд, хочу сказать — в европейской части России самые плохие дороги — в Поволжье: Самарская, Саратовская и Волгоградская области.
В Саратовской области произошло историческое событие — нас в первый раз за поездку остановили ИДПС. Дело было так: еду спокойно, не гоню, дорога влажная (недавно прошёл дождь), держу скорость около 100 км/час. Проезжаю знак «Обгон запрещён», далее за ним идёт сплошная, которая на некотором отдалении от знака незаметно исчезает. Выезжаю за поворот, вот они, стоят, палкой машут. Я остановился, ИДПС, который был на улице, предлагает пройти в патрульный автомобиль, где мне объяснят причину остановки. Сажусь в машину ГАИ, находящийся в ней инспектор в лоб мне заявляет:
— Вы совершили обгон в зоне действия знака «Обгон запрещён»!
Во дают! — Подумал я, а сам ответил, максимально сдерживая эмоции:
— Я никого не обгонял в зоне действия этого знака.
— А вы видели знак?
Ну, вообще детский сад, меня так дёшево ещё не разводили!— Мелькнула мысль, а сам в таком же спокойном тоне продолжаю:
— Конечно, видел и никого после этого знака до встречи с вами не обгонял.
—Тогда счастливого Вам пути! До свидания.
Вышел я из патрульной машины слегка озадаченный, ИДПС, не имея на руках никаких, даже липовых доказательств, не намекнув на возможность просмотреть видео с мнимой регистрацией моего нарушения, надеялись, что я сам им всё расскажу и отдам деньги? Странные люди… И всё это на фоне только что провозглашённого на всю Россию окончания переаттестации полицейских.
Доехали до Камышина, свернули в город, проехав около километра, остановились, чтобы узнать у местных жителей — где же тут переправа? Оказалось, что мы проехали поворот, он был на самом въезде в город, вернулись назад, нашли этот поворот, указателей нет никаких, просёлочная дорога по пыли и песку. Подъехали к берегу, смотрим, стоит очередь из шести КАМАЗов, семи ГАЗелей и пары легковых машин. Заняли очередь, я сходил, осмотрелся, всё в порядке, паром будет почти через час. Поговорил с местными, выяснилось, что на сайте пароходства указан только официальный график работы парома до 18:00, а на самом деле, если машин много, то он и до полуночи курсирует между берегами. Стало немного полегче, по крайней мере, появилась уверенность, что мы сегодня попадём к нашим родственникам.
Паром из Николаевска причаливает к пристани Камышина.
Паром со звучным названием «Окский-25» не заставил себя долго ждать, прибыл точно по расписанию. В основном на нём были КАМАЗы, под завязку загруженные арбузами. Как раз в это время созрели ранние сорта арбузов и их интенсивно вывозили во все направления с левого берега Волги. Большой популярностью пользуется маршрут через паром Николаевск—Камышин. Как я потом узнал, во время сбора урожая в ожидании паромов нередко происходят драки между водителями за место в очереди: «Вас тут не стояло!», из-за чего добавляется работы милиции, выставляют патрули на причалах.
Купили билеты на паром, легковой автомобиль — 360 руб., пассажир — 45 руб. Дороговато, однако, ну да ладно! Сначала загнали КАМАЗы, потом ГАЗели и легковые машины, все стоим плотненько. Вошли все, кто был в очереди, плюс одна опоздавшая легковушка. Отчалили, паром идёт очень плавно, качки нет, водохранилище спокойное, дизель почти не слышен. Только теперь мы успокоились и стали получать удовольствие от такого необычного поворота нашего путешествия. Ширина водохранилища в районе Камышина около 6 км, время хода парома — 45 минут. Опять вспомнили «Булгарию», когда прошли примерно половину пути, я посмотрел на равноудалённые от нас берега и понял, что доплыть до них, даже при том, что я всю зиму ходил в бассейн почти невозможно. Жалко погибших людей, у них не было никаких шансов спастись, да ещё и во время шторма.
Вид Камышина с Волгоградского Водохранилища.
Подходим к пристани в Николаевске, а там — вавилонское столпотворение, машин столько, что и на три парома не войдут. Как нам повезло, что в Камышине было мало машин!
Очередь скрывается за горизонтом.
Я был очень рад вновь ступить колёсами автомобиля на твёрдую землю, встретились с родственниками, вот и ещё один этап поездки пройден. Погостили немного, деревня Очкуровка, рядом с Николаевском, совсем небольшая, можно всю пешком обойти.
Дальше выдвигаемся 4 августа. Маршрут следующий: Волжский—Волгоград—Калач-на-Дону—Морозовск—Ростов-на-Дону—Батайск—Кущёвская—Староминская—Ейск.
В связи с наличием кота решили не заезжать в Волгоград на Мамаев курган, а оставить этот пункт нашей программы на обратную дорогу. Оставлять кота в машине нельзя, на улице жарко, а таскать его с собой неудобно, тяжёлый как телёнок.
В Ростовской области произошла вторая встреча с ГАИ, остановили на стационарном посту, опять предложили пройти и ознакомиться с нарушением. Подхожу к двери, через окно вижу, как два водителя из остановленных чуть раньше меня машин с московскими номерами что-то доказывали инспектору. Вышли они весьма раздражённые. Ну что, моя очередь, захожу, предъявляю документы, инспектор мне и говорит:
— Вы превысили скорость, вот фотография, — показывает мне на мониторе компьютера фотографию моей машины. Ракурс — сзади и снизу, как будто из кювета фотографировали. Внизу мелким шрифтом написано 116 км/час. Ни времени съёмки, ни даты и места, где меня так запечатлели, не указано.
— Я с такой скоростью не ехал, — отвечаю инспектору.
— За такое превышение штраф 300 руб. — поясняет инспектор.
— Я ещё раз вам говорю, что я с такой скоростью не ехал и вообще мне н понятно, где и когда была сделана эта фотография.
— Эта фотография сделана новым, очень точным прибором, стоимостью более 500 тысяч рублей, он установлен за н… километров от поста, а если спидометр показывает меньшую скорость, то вам его необходимо проверить, — отвечает инспектор.
— Что же вы такой дорогой прибор в кювете бросили без присмотра? — подумал я, а инспектору ответил: — До настоящего времени у меня ни разу не было проблем с определением скорости по спидометру, превышения не фиксировались.
И тут инспектор выдаёт:
— Ну ладно, хоть сто рублей дай…
— А за что?
— Тогда счастливого пути! — и отдаёт мне документы.
Надо сказать, что я мог ехать с превышением скорости, когда обгонял фуры, скорость доходила почти до 120 км/час и в один из таких обгонов антирадар пикнул как-то невнятно, вероятно, тут они меня и подловили. Для того чтобы антирадар не фиксировал приближение к радару, гаишники стали разворачивать радары в обратном направлении и фиксировать скорость проехавшей мимо радара машины, а не приближающейся к нему. Антирадар практически не улавливает в таком случае сигнал работающего радара. Молодцы, не отстают от технического прогресса! Только вот доказательств маловато, инспектор, вероятно, сразу понял, что я просто так деньги не отдам, и решил не терять на меня драгоценное время, тем более, что пока мы беседовали, на посту остановили ещё две машины.
Памятник первым пахарям земли Тацинской.
Далее без приключений вышли на М-4 и к вечеру были в Ейске. Город встретил нас ливнем, который благополучно закончился, пока мы доехали до дома моего брата. Про Ейск особо рассказывать нечего, Азовское море в самом городе не понравилось абсолютно, с одной стороны Ейский лиман — грязный и мелкий, с другой стороны Таганрогский залив — чуть почище, но такой же мелкий. В городе погуляли по паркам, посетили краеведческий музей, загорали на пляже. На выходных съездили в станицу Должанская, там море похоже на море, вода чистая, берег весь из колотого ракушечника, глубина достаточная для нормального купания. Пляж с навесами под машины, есть туалеты, душ и проведена питьевая вода. Всё это удовольствие стоит 250 руб./сутки.
Основатель города Ейска — граф Воронцов.
Сергей Бондарчук начинал свою творческую деятельность в Ейском театре.
Замочная зараза проникла во все уголки страны.
Погостив у брата, решаем двигаться дальше. Следующий пункт нашего маршрута — пригород Новороссийска, посёлок Глебовка. Выехали 9 августа после обеда, спешить некуда, расстояние небольшое, всего 360 км. Маршрут следующий: Староминская—Тимашевск—Славянск-на-Кубани—Крымск—Новороссийск. Дороги везде в хорошем состоянии, только узкие, конечно, по одной полосе в каждую сторону, а при такой загрузке надо бы расширять. Очень много грузовиков с зерном, просто бывает, что колоннами идут. Доехали без приключений и невынужденных остановок. Встретились с другом и поехали на море. От него до берега не более 5 км.
Наконец-то мы доехали до Чёрного моря!
Глебовка расположена очень удобно, от неё до Новороссийска, до Абрау-Дюрсо и до Чёрного моря одинаковое расстояние — около 5 км. Так что мы решили сполна воспользоваться таким удачным расположением посёлка и покататься вволю по окрестностям.
Вот такая красавица живёт в лесу по соседству с домом моего друга.
В первую очередь решили посетить Абрау-Дюрсо, мы ни разу там не были, и посещение завода по производству шампанского изначально было обязательным пунктом нашей поездки.
На заводе в Абрау-Дюрсо — фонтан в виде обезьянки, открывающей бутылку шампанского.
Озеро Абрау — жемчужина среди гор.
Посетив завод, мы купили целую коробку шампанского и пошли купаться в озере Абрау. Искупавшись, поехали дальше в сторону моря, дорога идёт по горам до посёлка Дюрсо. Виды с дороги великолепные, но сама дорога очень узкая и асфальт не в лучшем состоянии. Зато море в Дюрсо нас поразило чистотой и спокойствием. Жена была очень удивлена, до этого она считала, что в Чёрном море не бывает прозрачной воды, теперь же её мнение изменилось в лучшую сторону.
Солнце уже скрылось за горизонтом, но от этого купаться только интереснее.
На следующий день мы поехали в Новороссийск. Опять выручил навигатор, в городе много дорог с односторонним движением, и без «руководителя манёвров» было бы очень проблематично добраться туда, куда планировали. В итоге мы сходили на экскурсию по крейсеру «Михаил Кутузов», погуляли по набережной, искупались в море и посетили мемориал на Малой земле.
Новороссийск нам очень понравился чистотой и порядком. На набережной я впервые увидел, как полицейские оштрафовали парня за то, что он пил пиво на улице. Нашему городу до такого ещё очень далеко, а жаль.
Крейсер «Михаил Кутузов» - один из лучших кораблей ВМФ СССР 60-х годов ХХ века.
Жена моряка, встречающая мужа с дальнего похода, и моя жена, сама находящаяся в дальнем походе.
Корабельный колокол крейсера «Михаил Кутузов».
Надо открыть производство висячих замков, озолотиться, что ль на человеческой мечте о счастье?
Памятник основателям Новороссийска: Раевскому, Лазареву и Серебрякову.
Фонтан прям из земли — весьма кстати в такую жару.
Комплекс памятников защитникам Малой земли и, конечно, главный мемориал.
Как ни приятно отдыхать, но и Новороссийск — это ещё не самая дальняя точка маршрута. Пора собираться в путь, жена рвётся в Сочи, я не рвусь, чую, что эта поездка будет самой тяжёлой. Чутьё не подвело, расстояние в 325 км от Новороссийска до Сочи мы преодолевали 12 часов (чистого времени в пути, не считая остановок на купание, отдых и питание). Выехали из Глебовки утром 12 августа. Пробки начались ещё в Новороссийске, мы ехали через город, так как хотели попасть к памятнику Морякам революции.
Дальше по дороге несколько раз стояли в пробках из-за ремонта мостов, не у меня первого, конечно, этот вопрос возникает, но все-таки кто-нибудь сможет ответить, можно мосты в Краснодарском крае ремонтировать зимой или нет? Больше всего мы простояли возле Геленжика. Местные джигиты объезжают пробки по обочине встречной полосы, жаль, не сфотографировал таких находчивых.
Остановились посмотреть на дольмены в районе реки Пшада. Мы тут уже не в первый раз и, надо сказать, что с момента прошлого посещения дольмены сильно изменились. У них появились какие-то непонятные названия, появились и свежие надписи на стенах дольменов, несмотря на таблички, развешанные рядом с ними. К сожалению, с фактами вандализма приходится в последнее время частенько сталкиваться. Например, мы были неприятно удивлены, в каком состоянии находятся картины наскальной живописи в Томской писанице под Кемерово. Тут ничуть не лучше.
Далее мы заехали в Архипо-Осиповку, искупались в море, передохнули и двинули дальше на Сочи.
В Лазаревское заезжали уже в темноте, добрались до центра Сочи в полночь, искать в такое время жильё посчитали бесполезным занятием, поэтому остановились недалеко от пляжа и легли спать.
Ночью пошёл дождь, вернее, ливень, с грозой. Проснулись утром — дождь не прекращается, море штормит, погода просто отвратительная. Поехали по городу, нашли столовую, поели и стали искать место, где бы комнату снять. Ничего путёвого найти не можем, а там, где более менее приличные места, как узнают, что мы будем жить только пять суток, так сразу ценник задирают до небес. И всё это на фоне непрекращающегося дождя. Настроение становилось всё хуже и хуже, пока я не предложил жене послать, куда подальше это Сочи и поехать в Абхазию.
Подъехали к погранпереходу в Псоу, встали в очередь. Стоим около часа, может, чуть больше, погода стала налаживаться, дождь прекратился, но солнца пока не видно. К нам несколько раз подходили гонцы с той стороны, предлагали жильё в Абхазии, обещали, что нас за границей встретят. Подходили и предприимчивые пареньки с предложением провести через границу без очереди, от их услуг мы отказались. Жена решила прогуляться и посмотреть, что делается на таможне. Вернулась она с озадаченным видом, чтобы попасть в Абхазию стоять нужно ещё не менее пяти часов, а по словам выезжающих со стороны Абхазии — там стоят по десять часов. Потерять почти сутки на дорогу туда-обратно при условии, что нам осталось всего пять суток — это в наши планы не входило. Послав Абхазию в том же направлении, куда отправилось немного ранее Сочи, мы покинули очередь и поехали в сторону моря.
Штормило. Было прохладно и как-то неспокойно на душе, в первую очередь от того, что мы ещё не нашли себе жильё, ну не в машине ведь жить! Искупались и пошли по посёлку Псоу искать комнату, тут повторилась та же история, что и в Сочи, на пять дней ни кто не хочет нас брать. Хозяева домов поражали ходом своих мыслей:
— А вас что, выгнали? Почему такие загорелые и без жилья?
— Вы за кого нас принимаете, никто нас не выгнал.
— А Вы в Абхазию наверно поедете?
— Нет, не поедем! Видали мы эту Абхазию! (А вернее таможенников, Абхазия тут ни причём).
— А какая у вас машина?
— А какое это имеет отношение к вопросу предоставления комнаты?
Так мы долго и безрезультатно ходили по посёлку, пока не разговорились с одним из хозяев, он поинтересовался, откуда мы приехали, а когда узнал, что мы из Кемеровской области, очень обрадовался: «О, Аман Тулеев, мы его так уважаем! Всё, я вас беру к себе!». Так наш губернатор неожиданно для самого себя помог нам с жильём у моря.
Море хоть и неспокойное, но чистое.
Вот и граница, горы Абхазии мы наблюдали через забор.
Провалялись пять дней на пляже, ни на какие экскурсии не ездили, просто отдыхали, загорали, по вечерам гуляли по берегу. В общем набирались сил на обратную дорогу.
19 августа после обеда мы распрощались с гостеприимными хозяевами и поехали в Сочи, решили посетить парк «Ривьера» и погулять немного по городу, а то мы его так толком и не видели.
Сочи встретил непробиваемыми пробками, от Псоу до центра Сочи расстояние в 35 км мы преодолевали почти четыре часа. Такое впечатление, что весь город стоял в пробке. Было желание бросить машину и пойти пешком, но это не так просто сделать, нет ни стоянок, ни карманов для парковки. Вывод один: Сочи — кошмар автолюбителя. Непонятно только, как собираются Олимпиаду проводить?
Часы у входа в парк «Ривьера».
Погуляв по городу, а в основном по парку «Ривьера», мы в районе полуночи выехали из города и не доезжая до Лазаревского устроились на ночлег. Утром встали пораньше и поехали в Ейск. Маршрут на этот раз был такой: Туапсе—Джубга—Краснодар—Тимашевск—Староминская—Ейск.
Особо про дорогу нечего рассказывать, остановились у стелы Туапсинского района, на ней сделана очень удобная смотровая площадка.
Местные водители поражают, мало того, что они не соблюдают правила дорожного движения, так они ещё и как варвары к своей земле относятся, из «Жигулей», фотография которой размещена ниже, выбрасывался во время движения всякий мусор.
КАМАЗы, перевозящие сахарную свёклу, загружают так, что груз во время движения вываливается из кузова.
Я понимаю, что битва за урожай, но почему обязательно кто-то должен в этой битве пострадать?
Попрощались с Чёрным морем, искупавшись в районе Туапсе, и без приключений добрались до Ейска.
Следующий день был посвящён подготовке к дороге домой. Поменял масло в двигателе. Я ещё дома купил канистру синтетического масла Esso и масляный фильтр. Тяжесть небольшая, зато не надо забивать себе голову в пути, а где купить масло, да какое. Брат привёз меня на бесплатную эстакаду, спокойно всё поменяли своими силами, осмотрел машину снизу, ничего страшного не обнаружил. Да и что там могло быть? Ехали всю дорогу довольно аккуратно.
Рано утром 21 августа выехали из Ейска, на этот день мы планировали заехать в Волгоград и добраться до родственников в деревню Очкуровка, где уже останавливались по пути на юг.
Почти на границе Краснодарского края остановились и прошлись по музею, посвящённому быту казаков.
В Волгоград приехали после обеда, погода была просто отличная, доехали до Мамаева кургана, и около трёх часов гуляли по нему. Родина-мать конечно очень впечатляет, самая грандиозная статуя из всех, какие я видел. Сравнивая её с монументом в Мурманске, на берегу Кольского залива, то Родина-мать намного мощнее и эффектнее. Если встать у её подножия и посмотреть наверх, то даже у меня начинает кружиться голова, возможно, этому способствуют раскинутые руки монумента и развевающаяся сзади накидка.
Смотреть спокойно можно только отсюда.
Могила защитника Сталинграда и идейного вдохновителя создания такого грандиозного мемориального комплекса.
Слава защитникам Советского Заполярья!
Скульптура солдата «Стоять насмерть» с лицом Василия Ивановича Чуйкова
Нагулявшись по Мамаеву кургану, больше не было сил посещать другие памятные места Волгограда, да и вечерело уже. Решили, что мы обязательно ещё приедем в такой прекрасный город, посетим музеи и, конечно, панораму Сталинградской битвы. С такими мыслями мы покинули Город-Герой и направились в Очкуровку.
Закат над Волгоградским водохранилищем.
На этот раз у нас были планы побывать в музеях города Николаевска: краеведческом и доме-музее Шолохова. В краеведческом музее есть большая экспозиция, можно даже сказать — отдельный музей лётчика-космонавта дважды Героя Советского Союза Юрия Малышева, он родился в Николаевске. В доме-музее Шолохова для нас двоих провели отдельную экскурсию. Впервые так получилось, что экскурсия была только для нас, музей небольшой и посетителей кроме нас не было. Экскурсовод очень интересно рассказывала о военном периоде жизни Шолохова, он и его семья во время войны около года жили в Николаевске.
Посещение местных музеев оказалось очень познавательным, где, как не в музеях, узнавать про историю освоения и развития страны. Опять, как и в прошлом году в городе Юрьевце, многое было связано со строительством водохранилищ на Волге: Николаевск, Камышин, Очкуровка — все города и посёлки стоят на новых местах. Послушали рассказы, о том, как местные старожилы были недовольны переселением, ведь их из плодородной, обладающей уникальным микроклиматом поймы Волги выселили в голую степь.
Волгоградское водохранилище, на противоположном берегу — Камышин.
Дальше мы выехали 24 августа. На этот раз решили проехать по левому берегу Волги, тут, конечно, тоже не обошлось без парома. Можно было объехать реку Еруслан, но, оценив, какой нужно сделать крюк, решили воспользоваться паромом. Кстати, на картах и в навигаторе и в атласе паром не указан, так что многие водители, проезжая от Николаевска в сторону Энгельса, ищут мост между деревнями Бережновка и Потёмкино, а его там нет!
Тут расстояние, которое необходимо преодолеть по воде, намного меньше, чем в Камышине, и цена, конечно, меньше 230 руб. за машину + 13 руб. за пассажира. Приехали рано утром к первому парому, хоть мы и прибыли заранее, но очередь уже собралась. Хорошо, что в это время закончились ранние арбузы, а поздние ещё не созрели, грузовиков было мало, везли в основном перец и помидоры.
Паром уже на причале, но время загружаться ещё не подошло.
Сам паром, такой же, как и в первый раз, только более обшарпанный с виду, называется он «Окский 4». На пароме поговорил с автопутешественниками из Томской области, они, как и мы, возвращались домой, только в отличие от нас сознательно не ехали по федеральным трассам. Полистав атлас и посмотрев маршрут, по которому едут томичи, я решил, что нам не по пути.
Благополучно переправившись на другой берег, мы поехали по направлению к деревне Ровное. На повороте к Колышкино навигатор показал, что нужно повернуть направо на Новую Полтавку. Я остановился, посмотрел карту, посмотрел, куда едут машины, сошедшие с парома, а все ехали прямо, решил, что тогда и я поеду прямо. Сюрприз не заставил себя долго ждать, прямо на границе Саратовской области асфальт закончился. Где-то я уже упоминал выше по тексту про отвратительные дороги в Поволжье, да про что тут упоминать, если дорог вообще нет!
Нам повезло, что погода стояла сухая, дорога из одной глины, даже щебня нет. Пройди дождик — по такой дороге и трактор увязнет. Всего это удовольствие длится 15 или 20 км, до деревни Ровное.
Наверно опять ждут нападения фашистов. На Мерседесах тут точно не проехать!
Не доезжая до Энгельса около 20 км, мы завернули к месту посадки Юрия Алексеевича Гагарина. Проехать поворот практически невозможно, на дороге стоит большой указатель. Я был немного удивлён, не ожидал, что место посадки Гагарина так хорошо обустроено. Мне очень понравилось.
Теоретик и практик космических полётов — Циолковский и Королёв.
Наш земляк — Алексей Архипович Леонов.
На месте посадки Гагарина мы провели довольно много времени, пообедали, я подкачал переднее колесо, которое почему-то решило немного снизить своё давление. Вокруг бескрайние поля с красными помидорами, попросили у сборщиков помидоров продать нам пять помидорок — они отдали просто так.
За Энгельсом мы вышли на уже знакомую нам дорогу и спокойно поехали в сторону Самары. Проехав в этот день 823 км и проплыв на пароме около 2 км, мы остановились на ночлег.
Дальше мы уже никуда не заезжали, всю дорогу, начиная с Башкирии, с небольшими перерывами лил дождь. Остановились только в Симе, опять накупили сувениров, в том числе и большую картину.
Ночевали в машине, только не спрашивайте меня, как мы размещались в салоне с такой большой картиной.
Обратный маршрут в точности повторял пройденный нами ранее, поэтому писать особо нечего. Единственное только отличие — уделали машину грязью в районе Бердюжья так, что не видно было, какого она цвета.
По суткам проезжали:
25.08. — 929 км, остановка в Курганской области;
26.08. — 1 217 км, самый большой пробег за всё время путешествия, остановка в Новосибирской области;
27.08. — 634 км, мы уже дома.
Итог поездки — масса положительных впечатлений, красивый ровный загар, воспоминания о бесконечном количестве съеденных арбузов и о прекрасном Чёрном море, которое открылось нам с самых лучших сторон.
Так уж получилось, что мы всю поездку встречались с темой космических полётов, сами того не ожидали, просто так вышло. Так что посвящаем наше путешествие замечательной дате — 50-и летию полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос!
Немного статистики:
Всего пройдено 10 716 км.
Потрачено на бензин 15 450 руб.
Израсходовано бензина — 630 л.
Средняя цена бензина — 24,54 руб./литр.
Средний расход бензина — 5,87 л/100 км.
Расход бензина по трассе — 5,2 л/100 км.
Штрафы — 0 руб.
За месяц, проведённый в дороге, мы посетили шесть городов, проехали через 11 областей, три республики и один край России и нисколько об этом не жалеем!
Всем удачи на дорогах!