|
А с чего всё начиналось? Об этом путешествии я думал уже три года, с тех пор, как мой коллега, совершенно спокойно, с женой и маленькой дочкой, запрыгнул в свою старенькую «Короллу» и укатил в Питер. А ведь раньше он дальше Алтая-то и не ездил. Честно говоря, я был немного удивлён его смелостью, я даже был восхищён. В моей голове что-то щёлкнуло, загорелась «лампочка». С той поры зрела мысль, что когда-нибудь в далеком будущем, я решусь на своё собственное великое, как мне тогда казалось, путешествие. Я рвану через тысячи километров к неизведанным для меня русским землям, городам, полям, горам, рекам и озёрам. Я проеду почти половину нашей великой страны на автомобиле по европейской части России!
Мне так давно хотелось посмотреть Питер и Карелию, да и вообще Россию-матушку. Столицу, города Золотого Кольца, Уральские горы и еще много чего интересного. Кроме того, мне хотелось самому пройти весь этот маршрут на автомобиле, почувствовать на себе все детали и нюансы далекого перегона, понять, наконец, что такое «Федералка».
Так сложились все обстоятельства, что именно в этом году у меня получается выехать в том направлении. В Питере друзья зовут в гости уже не первый год, да и в Москве есть друзья, с которыми давно не виделся - по всем соскучился! В общем, ЕДУ!
Попутчиков я искать не стал. Ну, кто поедет со мной по такому маршруту? Решил ехать один, в одну машину, по крайней мере, до Питера. А дальше посмотрим, «пощупаем», пофотографируем и Питер, и заодно Карелию. У меня свободный график. Ну, как же не заехать на Ладожское, Онежское, Белое, Соловки, Кижи, Валаам, «когда это всё уже так близко!» (С) от Питера.
Маршрут получился следующий. Города, в которые я заезжал, выделены большими буквами, остальные прошёл напролёт или по объездной:
НОВОСИБИРСК — Омск — Ишим — Курган — Челябинск — Уфа — КАЗАНЬ — Чебоксары — Нижний Новгород — Владимир — МОСКВА — Тверь — Новгород — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Сортавала — РУСКЕАЛА — о. ВАЛААМ — СТАРАЯ ЛАДОГА — Вологда — ЯРОСЛАВЛЬ — КОСТРОМА — Киров — Пермь — ЕКАТЕРИНБУРГ — Тюмень — Ишим — Омск — НОВОСИБИРСК.
0-вой день: Я планировал выехать 28 мая 2011 года в субботу с утра. Но душа не выдержала: как же можно еще целую ночь переждать, когда уже можно расправить крылья и лететь-лететь-лететь?! Поэтому, быстрые сборы: проверка состояния автомобиля, задние сиденья сложены, вещи заброшены в машину, деньги, паспорт, страховки. Ничего не забыл? Забыл штатив для фотоаппарата, но да ладно, не смертельно, справимся и без него. Итак, 27 мая в пятницу в 18:00 начался нулевой день путешествия. Клею наклейки — куда ж без них? Торжественный выезд, все дела…
Автомобиль Opel Vectra 1,8 литра, лифт-бэк, на роботе, 2007 г.в.
У меня в арсенале: Навигатор, Видео-регистратор, Радар-детектор, СВ-рация — это мои лучшие друзья в дороге. Заправка на выезде из города — полный бак. Цена 95-го бензина — 24:30 руб. И вот я уже лечу по Омской трассе «Байкал» - M51 за солнцем. И каждый вечер в направлении Питера красивый закат. Не знаю, как вы, дорогие читатели, но когда я еду в путешествие на автомобиле, испытываю какой-то изысканный кайф, который не могу получить в повседневной жизни. Это какая-то беззаботная свобода от всего. А тем более, я еду один. Со мной нет надоедливых курильщиков, которым нужны остановки каждые полчаса. Со мной нет пьющих пиво товарисчей, которые постоянно требуют остановок. Я один и я свободен! Я еду со скоростью, которую сам выбираю, я останавливаюсь, где мне надо, заезжаю туда, куда хочу только я. Я еду, пока есть силы — это прекрасно!
Из разговоров по рации СиБи с дальнобойщиками:
— пщ… Ребят, подскажите обстановочку на Омск/Ишим/Курган/Челябинск? ..пыщ…
— пщ… У вас далеко чистенько… пщ…
— пыщ… У вас тоже…пыщ…
— пщ…Удачки!
— Вам тоже… пыщ…
После Убинского пошла хорошая дорожка. Стемнело, машин мало, пристроился за «Камри», скорость 140-170. Первая остановка в Омской области. Заправка — полный бак. Цена 95-го — 24 рубля. Самый дешевый бензин на моём пути. В Омске ночевать не стал. Свернул на Р402 — решил ехать в сторону Ишима, пока есть силы. Качество покрытия слегка упало, но местами свежие участки асфальта позволяли разгоняться до 200 легко. Силы кончились в Абатском Тюменской области, примерно 70 километров не доезжая до Ишима. Там я и заночевал на стоянке дальнобойщиков. За нулевой день я прошёл 950 км. Средняя скорость получилась 107 км/ч.
1-й день: 28 мая. Позднее утро. Отлично выспался. Настроение позитивное. Почти все фуры разъехались, остались только несколько дальнобойщиков, которые занимались ремонтом своих железных монстров. Перевёл часы на час назад. Купил кипятка в термос, 10 рублей, кстати. Заварил кофе «три в одном», и в путь.
Тюменская, Курганская и начало Челябинской области очень похожи на казахстанский пейзаж — «степь да степь кругом» — напомнило дорогу до Астаны, глазу особо и не за что зацепиться.
В районе Ишима были плохие участки асфальта, в одном месте пара километров гравийка — идет ремонт дорог. Кое-где дорожники перегораживают полосу для ремонта и ставят светофор. Из-за этого потерял около 30 минут.
В основном, до начала Уральских гор асфальт был более-менее приличный. После пересечения границы с Тюменской областью бензин дорожает сразу на пару рублей. Спрашиваю на заправке:
— Почему у вас в Тюмени бензин дороже, чем в Омске, вы же на нефти сидите?
— Поэтому и дороже, — отвечают.
Ну, понятно, чего ж тут непонятного.
Ну, а дальше был Курган, затем Челябинск — их я объехал по объездной. Выехал на М5 «Урал», тут и повстречал первый указатель на Москву. Ну что ж, пришло время пообедать.
После Миасса меня встретили хмурые облака, временами дождь и первые Уральские горы! Урал красивый, кто бы что ни говорил. Глаз радуется после Курганских степей: смешанный лес, выходы скальных пород, симпатичные речки и озёра, в общем, мне понравилось. Надо бы обследовать Урал более тщательно! Но это когда-нибудь в следующий раз.
Что касается качества дороги. Урал — это узкая дорога, зажимающая бесконечные фуры в плотный трафик, и плохой трясучий асфальт. В итоге, средняя скорость низкая, а обгоны опасные.
Чтобы понять, насколько больше машин ДПС становится в республиках, опять же привожу в пример диалог из разговоров по СиБи с дальнобойщиками:
— Ребят, подскажите обстановку на Уфу/Казань/Чебоксары?
— Значит так: сейчас на подъеме за обгон господа полицейские категорически не приветствуют недобросовестных водителей. Потом на 41-м, 56-м, 74-м километрах «камерки» будут стоять — аккуратнее! И еще две машинки в вашу сторону пошли.
— Спасибо, принято. У вас тоже много «машинок» будет работать.
Ну, вот и Уральские горы заканчиваются, на улице стемнело, я пересекаю границу Башкирии. Пейзаж здесь мне, в общем-то, тоже понравился — приятные холмы, покрытые еще яркой, весенней свежей зеленью.
Дороги радуют. Но единственное, что запомнилось небольшим негативом — это то, что в Башкирии не было разметки на асфальте. Везде есть — у них нет. Наверное, не успели нарисовать, но для меня факт остался фактом. Ночью был дождь, и ехать было тяжело. Пропустил поворот на объездную Уфы, и навигатор мне решил показать город. По темноте ничего интересного не обнаружил — навигатор провёл по окраинам, хотя мне говорили, что город красивый.
Выехал на трассу М7 — «Волга». Опять начался дождь. Раздался писк радар-детектора, да, я не заметил знак начала населенного пункта, красавец. Полосатая палочка: «Иди сюда — получай первый штраф 300 рублей». Нормально, заодно размялся. Взял кофе и первый в жизни «Учпочмак». Что это такое? Я никогда раньше даже и не слышал такого слова. Напомнило самсу. Треугольный печёный пирожок, с начинкой из рубленного мяса, картошки и лука — вкусно, сочно. Перекусил и еду дальше, пока есть силы. Ночевка случилась уже на территории Татарстана, примерно в 300 км, не доезжая до Казани.
2-й день: Отдельно хочу рассказать про Олега из Казани, с которым мы познакомились на форуме Опель-Антара-клуба. Я разместил объявление о своей поездке в Москву и Питер, и сообщил, что, если кто-то вдруг согласится показать свой город, находящийся на этом маршруте, то я буду очень рад. Олег откликнулся, любезно согласился встретить меня и показать Казань. Договорились, что я ему позвоню, как буду подъезжать. Вот так просто человек отложил все свои дела и согласился потратить свое время на незнакомого путешественника.
Просыпаюсь, а за окном идёт дождь, причём небо бесперспективно затянуто за горизонт. Ну, думаю, накрылась медным тазом моя экскурсия по Казани. Позвонил Олегу, он удивился, что я доехал на день раньше. Да я и сам удивился, честно говоря, слишком хороший темп взял. Он сказал, чтобы я смело подъезжал, и что в Казани погода замечательная — светит солнце и на улице тепло.
Проехал Набережные Челны и Нижнекамскую ГЭС. Я раньше и не знал, что это большой город с полумиллионным населением. Качество дорожного покрытия после Уфы не вызывало нареканий. И чем ближе к Казани я приближался, тем больше на дороге встречались «Галижанапполицийские» и камеры каждые 5 км. Радар-детектор рулит, без него мне было бы сложно.
Перед Казанью хорошая 4-полосная объездная. Погода налаживается. На въезде в город меня уже ждал Олег. Познакомились вживую, поделились впечатлениями о дороге, поговорили о наших «Опелях» и тому подобному. Вектра была поставлена на парковку, и на время экскурсии я пересел в Опель-Антару пассажиром. Тем самым, я отдохнул от руля, и у меня появилась возможность посмотреть по сторонам во время движения.
По количеству камер Казань впереди России всей. Радар-детектор не успокаивается. Фиксируется даже стоп-линия на светофорах, и если пересёк — получай по почте 800 руб.
Олег устроил мне очень интересную и познавательную экскурсию. Рассказал как об истории города, так и о его современном положение дел. Получилось достаточно лёгкое и интересное общение.
Начали с прогулки по набережной реки Казанка. Как хорошо погулять ножками после двух тысяч километров за рулём. На улице тепло, солнышко припекает, теплый ветерок с Казанки — хорошо!
Я всегда хотел почувствовать мощь «Антары» с двигателем 3,2, и Олег устроил мне тест драйв на площадке.
Далее был Кремль, Благовещенский собор, Башня Сююмбике — местная Пизанская Башня.
Мечеть Кул-Шариф впечатляет размерами и красотой. Она была самой большой в России до тех пор, пока не построили мечеть в Грозном.
Затем поехали к пруду с фонтанами, Казанскому Государственному Университету, где учился Ульянов, Казанскому Арбату — там я взял мороженное производства Набережных Челнов, родины «Камазов». Кстати, на прилавке было и наше мороженное — «Инмарко» и «Русский Холодъ».
Прогулка по Казани затянулась на 5 часов, о чем я ни разу не пожалел. Этот большой красивый город оставил приятное впечатление. Хотелось остаться на пару дней, еще погулять, пофотографировать ночную Казань. Но, увы, сроки отпуска — три недели, надо уложиться. Распрощались с моим новым другом. Олег, спасибо тебе большое! Всегда очень приятно заводить такие новые знакомства. Он, кстати, еще порекомендовал заехать в Раифский Богородицкий мужской монастырь, что в 20 километрах от Казани. Заехал, и не пожалел.
Красивый монастырь, озеро, сосновый бор. Набрал воды в источнике.
Поговаривают, что лягушки не квакают вблизи монастыря, потому что монахи попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу озера, где стоит Раифский монастырь, они водятся в избытке.
Многие ученые пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастыря замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем.
В седьмом часу я снова выехал на М-7. До Москвы оставалось около 800 км.
Проехал мост через Волгу, границу с Чувашией. Местность слегка холмистая, виды нескучные. На дороге временами ремонтные работы, много машин ДПС, часто встречается знак «обгон запрещен». Чебоксары проскочил по объездной, а объездную Нижнего Новгорода, насколько я понял, так и не достроили, но могу ошибаться. Поэтому еду по навигатору, уже в темноте по широким проспектам, по окраинам города выехал на Владимир. Качеством дорог Нижегородской области остался доволен. В основном три полосы с реверсом, либо 4х-полосная дорога.
Из разговоров по СиБи:
— Дорожку подскажите на Нижний/Владимир/Москву?
— Далеко чистенько…
— У вас тоже…
— Удачки.
— Удачки.
Владимирская область — прекрасная 4-полосная дорога с разделительной. Была уже глубокая ночь, Владимир я прошел по объездной. Пристроился за «Порш» с московскими номерами, дальнобойщики сообщают: «Далеко чистенько», радар молчит, едем 180-200. Кто едет медленнее, стараются не занимать левый ряд, уступают — сказка просто! Но силы покидают после того, как пришлось отпустить «Порш» и заехать на заправку — когда едешь 200, бензин заканчивается намного быстрее. Кофе и громкая музыка уже не помогают. А в голове вертится: «Надо доехать до Москвы до утра, а то в пробку попаду». В 4 утра меня просто срубает, дальше так ехать небезопасно. Решил поспать в машине, хотя бы немного, но проспал 2 часа. Соответственно, попал в грандиозную пробку после Орехово-Зуево. Ой, как я хотел этого избежать, но не получилось.
Из разговоров по СиБи:
— Ребят, до самой Москвы такая пробка будет??
— Ага.
По разметке два ряда, но все едут в три, да еще и в два ряда по обочине. Я еду во втором ряду по обочине — пылище! Сразу получаю шок от цен на бензин — под 30 рублей за литр 95-ультра. А в Омске — 24 рубля. Напомню, это был 2011 год.
Долго ли, коротко, но я доехал до Нерезиновой. Ура! Я прибыл. Сделал протокольное фото, отправил сообщения близким — волнуются ведь, переживают. И снова попал в пробку на шоссе Энтузиастов. Шёл строго по навигатору, а съехав с Энтузиастов, избавился от пробок, и дальше движение было свободным. Итак, можно сказать, что за выходные я доехал до Москвы, и в понедельник рано утром я готов к прогулкам по столице.
День 3-й. Москва. Хорошо встретили меня столичные друзья. Алексей и Лена, спасибо вам большое! Душ, интернет, вкусный домашний завтрак, короткий сон, а дальше Лена берётся показывать мне столицу. Машину я пристроил на парковку — нам надо отдохнуть друг от друга. Дальше мы передвигаемся на метро и на своих двоих. Погода была прекрасная, настроение шикарное. Почему-то сразу захотелось уйти в полный отрыв! Банка «Ягуара» — хлоп! Ну, был молодой, простите, сейчас я уже его не употребляю. Отрыв пошел!
Ну а дальше был такой маршрут. Кстати, вот этот абзац про маршрут можно не читать, если не интересно. Пишу больше для себя, чтобы не забыть: Александровский сад, Манежная площадь, Красная площадь, Васильевский спуск к Кремлевской набережной, Большой Каменный мост, Берсеневская набережная до Патриаршего моста, Храм Христа Спасителя.
У памятника Шолохову на Гоголевском бульваре сфотографировался с собаками Филиппа Киркорова — вот это прикол!
По Сивцеву Вражеку к Арбату, где унылые гитаристы и певцы со шляпой в руках пытаются заработать денег. Вежливо прошу передать инструмент в мои руки. Отрыв продолжается — отжигаю «Солдата», «Забери меня к себе» и «Союз нерушимый» — подзаработал на пиво, и выпил по бутылочке с Сержем Танкяном.
Новый Арбат до Бульварного кольца. Площадь Пушкина. Там на Тверскую свернули, и в ресторан «Чайхана» — пробовать столичный плов.
На Петровке встретили странную железную птицу, каталась с факелами.
Далее Театральная площадь, Большой театр. На метро до Воробьевской набережной. Там я первый раз увидел в ларьке такие цены на пиво, как говорится, «всё по 100».
Уже смеркалось, и совсем не было сил подниматься на Воробьевы горы — ноги болят, пятки стёрты, а фуникулер почему-то не работал. Эх, заменить бы их на второй комплект, как батарейки в фотоаппарате, а эти поставить на подзарядку. По пути домой надеялись посмотреть красные фонтаны на Поклонной горе, не повезло — они не работали тоже. Ну всё, мы дома — спать.
День 4-й. Москва. Договорились погулять с подругой детства, Наденькой. Встретились в Царицыно. За встречу хлопнул стаканчик холодного кваса.
Как подсказывает Википедия — это дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. В 2007 году закончилась полная реставрация музея-заповедника.
Поэтому там сейчас хорошо, красиво, симпатично и приятно. Отличное место, чтобы погулять, а гулять там можно целый день. Потом посетили Патриаршие пруды. Всегда хотел посмотреть на Аннушку с маслом и Берлиоза.
После обеда Алексей повёз нас в Новоиерусалимский монастырь близ Истры Московской области.
Очень красивые построения, башни, здания, некоторые из которых повторяют очертания сооружений Иерусалима. Воскресенский собор был заложен Патриархом Никоном в соответствии с чертежами модели храма Гроба Господня и Вифлеемской церкви, привезёнными, соответственно, из Иерусалима. Как снаружи, так и внутри собор красив и величественен. Сейчас ведутся активные работы по реставрации.
Хотелось бы оказаться здесь еще раз, когда закончится восстановление монастыря. Приятно прогуляться как по территории, так и за ней. Можно набрать воды из источника.
Фотографам тоже будет весьма интересно, можно сделать красивые снимки.
К вечеру попытка номер два посмотреть Воробьевы горы увенчалась успехом. Далее смотровая площадка, МГУ, Поклонная гора. Разрекламированный моим другом Стасом «Макдональдс», которого, кстати, нет в Новосибирске, был одним из пунктов обязательной программы.
А дальше — пиво, вечерние прогулки, переходящие в ночные. Бережковская набережная. Метро домой, много «Чинзано-Асти» и песни во дворе.
День 5-й. Вот и пришла пора забивать в навигаторе новую точку: «Набережная реки Мойки» — прекрасного манящего города Санкт-Петербург. Приблизительно 700 километров нужно проехать за сегодня. До новых встреч, Столица! Приятно было погулять. Спасибо всем, кто меня встречал!
Выехать я смог только в обед. Навигатор проложил маршрут через МКАД — вот это жесть. Получилось так, что я около часа выезжал из Златоглавой. В Подмосковье такая непривычная для сибиряка концентрация населённых пунктов. Как только кончилась Москва, сразу начались Химки, только Химки кончились — Кирилловка, дальше Чёрная грязь, потом сразу Елино. И так всё Подмосковье — череда населенных пунктов, сменяющих друг друга. Такое ощущение, что город и не кончается. Машин много, светофоры и разрешенная скорость 60 км/ч. Благо, опять же на помощь приходят рация и радар-детектор, которые позволяют держать скорость.
Прибавилась скорость только в Тверской области, и только там дорога действительно стала похожа на междугороднюю трассу. Тверь проехал по объездной. Дальше, как в песне: «Бологое, Бологое, Бологое — это где-то между Ленинградом и Москвой!».
На границе областей пришлось полтора часа простоять в пробке из-за аварии: две фуры и два легковых автомобиля перегородили все три полосы движения.
В Новгород заезжать не стал, к сожалению, нет времени на него. Дорогу поправили, асфальт залатали, по сравнению с 2010 годом, в общем, никаких проблем с качеством дорожного полотна я не ощутил. И вот я лечу под 200, любуясь последним закатом в этом путешествии, по крайней мере, за рулем. Так уж получилось, что по пути в Питер каждый вечер наблюдается закат, потому что едешь на запад.
Часам к 11 вечера я подъехал к Шушарам, там, кстати, сейчас собирают «Опели». А за ними следом Санкт-Петербург! С неописуемой радостью был взят третий «чек-поинт». Счастью моему не было предела! Как обычно, сделал протокольное фото и поехал к друзьям на «Мойку». Северная столица встретила дружелюбно, уже без пробок, хорошей солнечной погодой, которая, кстати, продержалась все дни моего пребывания в этом городе. Разгрузился, поставил машину под замок во двор и забыл про неё на 4 дня.
Питер. Часть 1. Друзья встречали хорошо: мощно, весело, пьяно. И понял я, что у меня нет другого выбора, как начать с «некультурной» программы. Всю ночь прогудели на Почтамтском мосту и в ближайших улочках.
Днём продолжили. Мы сидели на Набережной реки Невы, пили пиво «Невское» и пели песню группы «Пятница» «Нева-нева-нева-неважно». Ну конечно, не только эту песню. И в порыве страсти порвали первую струну.
Не проблема! Тут музыкальный магазин за углом. Сейчас сходим и купим! — говорили они. Ушли и пропали на целый час. А вернулись с электрогитарой, гитарным усилителем, шнурами, и с первой струной.
— Молодцы. У кого взяли? — спрашиваю.
— Мы всё это купили! — слышу в ответ.
Я в полном шоке! Наш «концерт» на Неве стал приобретать пикантность.
Потом снова были долгие ночные прогулки.
На следующий день пошли на рок-концерт «Наши в городе» с выступлением местных групп. Было драйвово и весело. Особенно понравились «Кирпичи».
Погода стояла прекрасная!
К вечеру замариновали мясо, взяли музыкальные инструменты и пошли в парк за Юсуповским дворцом. К акустической и электрической гитаре добавилась ударная установка, барабаны. Кто её притащил и откуда, я уже и не вспомню. Но наш «концерт» вновь получил новую изюминку, продолжаясь до утра. А утром кто куда: кто на работу, а мы домой, отсыпаться. Режим сна был сбит полностью. В Питере в это время белые ночи и порою неясно — вечер, ночь или уже утро.
Счет дней потерялся, печень болела, здоровье кончилось. А город и его достопримечательности я как следует и не посмотрел. Стало само собой понятно, что «некультурная программа» себя исчерпала, но вполне удалась.
Вот сделал ролик нашего «концерта»:
Питер. Часть 2.
День 10-й. С утра распаковал автомобиль с длительной стоянки. В этот день я должен был встретить в аэропорту Светлану, «подругу детства палача невесту». С утра выдвинулся в Пулково. Приехал заранее, было свободное время, зашел перекусить в «Макдональдс». Самолёт прилетел без опозданий. Как Светлану встретил — так и началась культурная программа. На Питер оставалось два дня.
Купили карту города, с описанием достопримечательностей. Погода на удивление стояла жаркая. Поехали на Стрелку Васильевского острова. Идём гулять, бросив машину в тени. Начали с Петропавловской крепости — прогуляли там до полудня. Забрались наНарышкин бастион, Невскую панораму, посмотрели полуденный выстрел пушки. Потом вернулись и прогулялись по Васильевскому острову. Я очень хотел посетить Кунсткамеру, но она в понедельник была закрыта.
Вернулись к машине. На улице жара, но как хорошо с кондиционером! Переехали к Марсовому полю, решили там отдохнуть. Расстелили плед и прилегли — 40 минут здорового сна пошли на пользу. Потом прогулялись по Марсовому полю и Летнему саду. Русский музей, так же, как и Кунсткамера, был закрыт.
Переместились к Спасу на Крови, который сейчас работает, как музей-памятник. Википедия: «Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров». Это действительно очень впечатляет.
Далее, через площадь Искусств, вдоль Канала Грибоедова, дошли до Невского. Посмотрели Казанский собор, дом компании «Зингер», офис «Вконтакта». Тут пришло время пообедать — зашли в кафе на Невском. Я наконец-то попробовал холодный борщ, про который мне рассказывал отец, прилетевший из Питера. У нас в Сибири из холодных супов в основном только окрошка. Подкрепились и продолжили прогулку: Дворцовая площадь, Эрмитаж, Атланты, памятник Александру III.
Накопилась усталость, ноги к тому времени уже ныли. Поэтому прогулка на катере по маршруту: канал Грибоедова Мойка—Нева—Благовещенский мост—вокруг острова Заячий—Нева—Фонтанка—Мойка — пришлась как нельзя кстати. Нам невероятно понравилось — очень красиво, от воды веет свежестью. И город с воды посмотрели, и экскурсию послушали, и отдохнули к тому же.
Вернулись к машине. Очень хотелось посмотреть Крейсер «Аврору», что было и сделано. Рядом Домик Петра, но туда мы уже не успели.
Все рекомендовали подняться на колоннаду Исаакиевского собора. Нам повезло, солнце уже садилось, и с высоты Питер показал себя в красках заката.
Фотографии получились неплохие. Потом мы поехали в гостиницу, по пути заскочив в Парк Екатерингоф для вечерней прогулки перед сном.
День 11-й. С прискорбием узнаю, что я вынужден сократить свой запланированный отпуск на пару дней, оставалось всего три свободных дня, без учета дороги обратно. Как же так? Мы же еще далеко не всё посмотрел в Питере, а еще же Карелия! Пришлось выбирать и от чего-то отказываться. Решили день текущий потратить на Петергоф, а оставшиеся два дня на оз. Ладога.
К обеду добрались до Петергофа. Стало понятно, что времени хватит только на посещение Нижнего парка.
«Очень приятно, Царь».
Фонтаны.
Женщина «Фредди Крюгер».
Подробно описывать прогулки, думаю, нет смысла, надо видеть воочию. Скажу только, что было очень жарко, солнце безжалостно пекло, поэтому поплескаться в фонтанах-шутихах было здорово.
Прогулялись до берега Финского залива. Не выдержав усталости от жары, я открыл, можно сказать, купальный сезон в Балтийском море. Искупавшись и взбодрившись, мы продолжили прогулки по парку, пока не отключили фонтаны.
Потом вернулись в город. По пути попался Смольный собор, остановились посмотреть.
А потом отправились на Набережную смотреть разводные мосты.
«Ужели вы не любовались
На сфинксов фивскую чету?
Ужели вы не целовались
На Поцелуевом мосту?»
А завтра уже нужно выезжать в Карелию!
Некоторые итоги. Северная столица встретила очень дружелюбно. Кто бы что ни говорил про Питерскую погоду, она только радовала. Город, конечно же, поразил красотой и величием. Я много чего успел посмотреть, но многое осталось на следующий раз. Я очень точно понял, что мне здесь определенно понравилось, и я еще раз поеду в следующем году. Кронштадт, Выборг, Шлиссельбург, Пушкин, Павловск, а так же в Петергофе: Верхний сад, Дворец, парки вокруг, Эрмитаж — всё это хочется посетить в следующий раз. Да и с друзьями вновь встретиться. Я по ним уже скучаю. Хотел бы выразить им благодарность за тёплый и мощный приём. Леогиж, Андрей и Оля Мясниковы, Лёха-Сосиска, Иры Рай-ру-ры, Антон, Соня — вам всем большое спасибо!
День 12-й. Часть первая. Дорога.
Накануне, на просторах интернета, я изучил, какие достопримечательности можно посмотреть вокруг Ладожского озера. В сети достаточно отчетов путешественников о «МВД» (Маршрут выходного дня) вокруг Ладоги. В голове выстроился примерный маршрут. В навигаторе появляется новая точка — посёлок Рускеала в Сортавальском районе в республике Карелия.
Маршрут начался с КАД, потом Выборгское шоссе. После съезда на Приозёрское шоссе качество покрытия дороги сразу ухудшилось. Проехали Приозёрск и вот она, Карелия!
С въездом в республику на знаках стали появляться очень смешные названия населенных пунктов: Лахденпохья, Хуухканмяки, а так же водопад Рююмякоски очень умилял названием. Качество покрытия стало еще хуже, в Лахденпохском районе местами была гравийка.
Первый взгляд на оз. Ладога.
Часть вторая. Рускеальские водопады.
Проехав Сортавалу, мы свернули на Рускеалу по А-130 и, не доезжая четырёх километров, остановились на реке Тохмайоки. На ней расположены «Рускеальские водопады», которые, кстати, входят в «Чудеса России». Это комплекс из 4-х водопадов, расположенных недалеко от дороги. Соскучившись по природе, мы с большим удовольствием пошли на прогулку, тут нас начали кусать первые комары.
На стоянке есть обустроенная площадка для просмотра, парковка, беседки. Водопад вполне живописен. Он знаменит еще и тем, что здесь снимали фильм «А зори здесь тихие». Около водопада был сооружён макет рубленной избы, который так и остался после съёмок и сохранился по сей день.
Погода была жаркая, и я не упустил возможности искупаться и получить гидромассаж. Светлана в это время загорала.
Конечно, никаких гор, как на Алтае, тут нет, но у природы здесь какая-то своя особенность. Много выходов скальных пород; лес смешанный: береза, ель, сосны; много мха, брусника, черника., прекрасный чистый воздух. Он даже был не просто чистый, он был «вкусный». Все реки были цвета крепкого чая, что непривычно для сибиряка. Ниже по течению, в одном километре, расположен водопад, на месте останков старой финской ГЭС. Мы его не сразу нашли, немного поплутав по лесу. Этот водопад был помощнее.
Часть третья. Мраморный Карьер.
После ГЭС мы поехали к памятнику природы и горного дела — Рускеальским каменоломням и мраморному карьеру. Рускеальский мрамор использовался при украшении очень многих архитектурных шедевров Петербурга, Царского Села, Гатчины. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы собора Казанского, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская». В настоящее время часть карьеров заброшена и затоплена. Один из карьеров, именуемый теперь «горный парк Рускеала», оборудован для посещения туристами — вокруг расчищены и ограждены пешеходные дорожки, всё чистенько, мусора нет.
Оборудована стоянка, есть кафе. Прямо в карьере можно взять напрокат лодку и полюбоваться видом с воды на мраморные стены, имеющие высоту более 20 метров. Цена вопроса: парковка — 20 рублей, прогулка — 50 рублей, лодка — 120 рублей в час. К нашему приезду солнце уже ушло за горизонт, стало понятно — красивые фотографии в это время суток не получатся.
Поэтому, просто прогулялись по экскурсионной тропе, посидели в кафе и поехали на соседний карьер — там можно поставить палатку на берегу. Это была единственная ночёвка в палатке за всю поездку. Кстати, от места ночёвки до границы с Финляндией расстояние всего ничего — 12 километров. Наше пребывание в Рускеале пришлось на пик белых ночей. Рускеала расположена севернее, чем Санкт-Петербург, поэтому эта ночь для нас была самая «белая».
День 13-тый. Часть первая: Рускеала. С утра проснулись на берегу голубого озера. Было очень жарко, и утреннее бодрящее купание прошло на ура. А вокруг красота, словами не передать!
Позавтракали и собрали лагерь — на это ушло целых два часа. Тут случилось небольшое приключение: ключ от машины я запаковал вместе с палаткой и сложил вещи в багажник. Палатка, конечно же, в самом низу. Ну и, такая ситуация: мы в 12 км от Финляндии, в 3100 км от дома, если считать по прямой, а я потерял ключи от машины. Вот это был прикол!
Тут пришло понимание того, что в дальнейшем спать мы будем всё-таки в машине, потому, что постановка и снятие лагеря вместе с поиском ключей займет около 3 часов. За это время по скоростной трассе можно проехать 300 км. А ведь отпуск заканчивается и нужно срочно ехать домой.
Далее, я, вооружившись прекрасной погодой и солнцем, совершил утреннюю фотопробежку по экскурсионной тропе. Получились неплохие снимки. Карьер, и правда, очень красивый. Словами не описать, смотрите сами.
После прогулки взяли напрокат лодочку и совершили романтическое путешествие по бирюзовым водам карьера с посещением гротов.
Как бы тут хорошо ни было, но нам пора продолжать путь.
Часть вторая. Валаам.
Вернулись в Сортавалу с целью: хотя бы одним глазком взглянуть на остров Валаам. Приехали за час до отплытия «Метеора». Пока мы ждали, желающих посетить Валаам прибавилось — целый автобус финнов. К сожалению, возвратиться обратно можно либо через 2 часа после прибытия на остров, либо уже на следующий день. Последний вариант мы себе не можем позволить по причине отсутствия времени. Соглашаемся на первый. Билеты в одну сторону стоят 650 рублей. «Метеор», и правда, быстрый — расстояние в 40 км мы преодолели за 50 минут. По пути поболтал с финнами на ломанном английском. Долго им объяснял, откуда я, и где находится Новосибирск — примерно между Москвой и Владивостоком, было забавно.
Причалили. У нас в распоряжении два часа. Сходу непонятно, куда идти и что смотреть. Меня сразу удивило, что это не просто остров с монастырём и монахами, тут кипит настоящая жизнь, как на материке. Много техники, идёт строительство, ездят легковые и грузовые автомобили, ходит рейсовый автобус. Много магазинов, сувенирных лавок, кафе, гостиниц, сдающихся домиков.
Определились, что можно посмотреть, когда купили карту. Решили посетить главный Спасо-Преображенский Собор — там как раз начиналась вечерняя служба. Постояли с полчаса на службе, послушали прекрасное завораживающее мужское пение.
Времени у нас было не так уж и много, решили посетить какой-нибудь один из многочисленных Скитов. Оставался один час; прикинули по карте, куда можно сбегать за полчаса, чтобы за оставшиеся соответственно полчаса вернуться обратно. Выбрали Скит Всех Святых и побежали, причем, в прямом смысле.
Добежали ровно за полчаса, а он закрыт на ремонт — печально, ну да ладно.
Бегом пытаемся вернуться. Перспектива опоздать на «Метеор» и остаться тут до утра никак не прельщала. Может быть, мы и сами успели бы добежать, но нам попался УАЗ по пути, и добрый дед с длинной седой бородой нас подвез. На моё предложение рассчитаться он ответил: «Не надо, всё на славу Божию». На «Метеор» мы успели, даже успели купить по мороженке, так как погода по-прежнему радовала, и солнце жарило.
Часть третья 13-го дня заключалась в попытках найти водопад «Белые Столбы», по-фински«Юканкоски» в Питкярантском районе около села Койриноя. Это самый высокий водопад Южной Карелии, 19 метров. Для Алтая, конечно, это смешная высота.
Водопад ни в какую не хотел находиться. Координаты, вероятно, были неправильные, а судя по легенде, нужно было ехать по каким-то дебрям, а на пузотёрке, да тем более уже в сумерки, я этого делать не хотел.
Стоит сказать про асфальт. Так, вокруг всей Ладоги он был плохого качества, сплошные ямы. От Койринои пошла новая дорога или новый участок дороги,- я этого не знаю, на Петрозаводск по Р-21. Прекрасный асфальт, можно ехать с любой скоростью, машин нет. Прокатился в сторону Петрозаводска пару километров ради интереса, мне показалось, что природа в ту сторону набирала красоту. Ах, как мне хотелось ехать дальше в сторону Онеги! Но, увы, Петрозаводск, Онежское озеро, Кижи, Белое море, Соловецкие острова придется оставить на следующий раз. Я разворачиваюсь и еду в сторону Олонца по А-130. Где-то на этом участке меня не спасает радар-детектор. Хитрый и подлый господин полицейский поймал меня радаром из кустов на знаке 40 км/час — штраф 300 руб. Пока это единственный штраф из трёх, который дошел до Новосибирска.
Дорога вдоль Ладоги симпатична: смешанный лес, местами попадаются прекрасные места для отдыха с сосновым бором и песчаными берегами. Так жаль, что у нас нет времени поставить лагерь и посидеть с костерком на берегу!
После Олонца выехали на М-18 с интересным названием «дорога Кола». Ночевали на границе Карелии и Ленинградской области на стоянке дальнобойщиков в машине.
День 14-й. Поехали в Старую Ладогу — «древнюю столицу Северной Руси». Немного информации: Считается, что возраст Старой Ладоги — 1250 лет. Город стоял в самом начале пути «из Варяг в Греки», и положение его было довольно выгодным, поэтому именно сюда в 862 году «сел» старший из трех призванных на Русь братьев-варягов Рюрик. Но вскоре Рюрик понял, что Ладога слишком далека от крупных городов, и несколько лет спустя перенес столицу в Новгород.
Ладогу можно назвать предшественником Новгорода. Достаточно спокойный приятный для прогулок и экскурсий городок на реке Волхов, где красивая природа. В Ладоге постоянно проходят различные выставки и разнообразные фестивали. Но в обычные будни туристов практически не было. Всё было тихо, размеренно, спокойно.
Начали мы с Никольского мужского монастыря. Его основал Александр Невский в XIII веке после победоносного сражения со шведами в Невской битве.
Не прошли мимо Церкви Рождества Иоанна Предтечи, Усадьбы "Успенское", Успенского девичьего монастыря. Конечно же, прошли с экскурсией по Староладожской крепости. Ладога нам понравилась, рекомендую к посещению. Мы накупили сувениров, они там были самые дешевые. Все те же сувениры продавались в Карелии в два, а то и в три раза дороже.
Мы вернулись на трассу А-114, начался путь назад, домой на восток. Дорога до Вологды запомнилась плохим асфальтом, на троечку (скорость 90-120 км/ч), и совершенно лютым видом на город Череповец. У меня в голове возник вопрос: почему самые суровые мужчины, по мнению «Нашей Раши», живут в Челябинске, а не Череповце?! Да это вам не Искитим — снизу грязь, а сверху дым. Это еще круче. По крайней мере, так выглядит с трассы. Но что я знал об этом городе? Только с детства читал надпись на спичках. Только сейчас я узнаю, что это город, превосходящий административный центр своего субъекта федерации, Вологду, как по численности населения, так и по промышленному потенциалу.
От Вологды «Навител» 3-й версии, как впрочем, и полицейский на посту ДПС, отправили меня в сторону Ярославля по М-8. Это уже потом я понял, что надо было поехать севернее по Р7 через Тотьму—Шарью—Котельнич. Но всё не зря, Ярославская область встретила хорошими дорогами, я уже успел по ним соскучиться.
80 км не доезжая Ярославля, и навигатор, и указатель, отправляли налево, в сторону города Любим. Но, всего лишь 80 км до прекрасного Ярославля — глупо пропустить такой красивый город! Решено — заедем.
Заезд в Ярославль полностью оправдался —это один из красивейших старейших русских городов, основанный давным-давно в одиннадцатом веке. В 2010 году город отпраздновал своё 1000-летие.
Мы прогулялись по следующим объектам: Волжская набережная, Советская площадь, на которой расположены церковь Ильи-Пророка и Администрация Области, Бульвар Мира. Исторический центр города, расположенный на стрелке слияния рек Волги и Которосли, — очень красивый, мощный, таинственный — оставил очень приятное впечатление. Недаром Ярославль является столицей «Золотого Кольца». Мы с удовольствием прогулялись вокруг фонтанов на стрелке. Оценили памятник 1000-летию Ярославля и Успенский собор.
Очень хотелось взять экскурсию на катере, но времени совсем не было, нам нужно было ехать дальше. Я понял, что на этот город нужно больше одного дня, а лучше три! «Я съезжу туда еще раз» — записал я у себя в голове.
Участок Ярославль—Кострома, плохой асфальт. Такое ощущение, что это когда-то была федеральная трасса, а сейчас построили объездную через Любим, а этот участок забросили, и ремонта он не видел давно.
Въехали в Кострому в сумерках, сразу поехали в центр города. Оставили автомобиль на Советской площади и пошли гулять. Это так классно — погулять, отдохнуть от машины, размять ноги, и хотя бы немного познакомиться с городом. Прошли Торговые ряды, Спас на рядах, улицу Молочная гора, набережную Волги, памятник Сусанину, Сусанинскую площадь.
Стало совсем темно, и мы выехали на Киров по Р-98 до Мантурово, Р157 у Шарьи, и P159 от Котельнича до Кирова. Ночевали на стоянке за Судиславлем. Итого за день мы прошли около 1000 км с посещением трёх интересных и красивых городов.
День 15-тый почти весь прошёл в дороге. Погода начала портиться, но уже хотелось дождя. Где-то ближе к Кирову попали под страшный ливень, который смыл всех размазанных мух в передней части автомобиля. Светка попросилась за руль, когда дождь кончился. Дорога была почти свободная, и я пустил за руль неопытного водителя за две с половиной тысячи километров от дома. Это было моей ошибкой. Качество полотна резко упало, часто стали попадаются участки с откровенными ямами, а начиная с объездной Котельнича, стало совсем печально. Светка залетела правыми колёсами в большие острые ямы в асфальте. Кроме сбившегося развала-схождения, вроде и ничего страшного на первый взгляд не оказалось. И только потом я узнаю, чего будут стоить мне эти ямы.
В Киров заезжать не стали, по объездной выехали на Р166. После границы с Кировской областью и Пермским краем дороги лучше не стали. Загорелась желтая лампочка на панели приборов. Что это за лампочка? И почему она загорелась? Два вопроса сразу же возникли у меня в голове. Сходу прикинул, что либо ушёл уровень тормозной жидкости, либо уровень антифриза. Пытались найти инструкцию, а её нету — забыл дома. Красная лампочка запрещает движение, а желтая — предупреждающая, подумал я, и еще какое-то время продолжил движение.
Выехали на участок трассы перед Пермью Р242 и остановились, чтобы проверить, что же всё-таки случилось. Тем временем, уже стемнело, шёл дождь, и настроение падало с каждой минутой. Вышел и вижу, из-под машины течёт антифриз. Открывая капот, сразу заметил, что сломано крепление радиатора, и патрубок обратки в расширительный бачок просто висит. Это печально, надо вызывать эвакуатор. Но так как крепление трубки сломалось сверху радиатора, антифриз выходил медленно. Я решил, что буду ехать, пока температура двигателя не начнёт выходить за пределы — это произошло через пару километров. Дотолкали руками Вектру до ближайшей заправки. Администратор заправки предложил горячий чай — спасибо тебе, добрый человек! Утро вечера мудренее, легли спать, а завтра разберемся.
День 16-й. Мы не доехали до Перми около 50 километров. С утра один из клиентов АЗС на «Крузаке» согласился отбуксировать нас до ближайшей стоянки — хороший человек! Там была хотя бы какая-то цивилизация: кафе, шиномонтаж, автозапчасти. Осмотрев неисправность, я понял, что крепление радиатора уже ремонтировал предыдущий хозяин Вектры. Он сэкономил — не стал менять радиатор целиком, а склеил эпоксидной смолой. Ямы Кировской и Пермской области помогли расшататься креплению. Я понял, что своими силами не смогу устранить поломку. Попытки отделаться холодной сваркой не увенчались успехом, антифриз всё равно уходил.
После 2 часов безуспешной работы, я долил воды в систему, и мы выехали в сторону Перми. Светка запаслась большим пакетом с пирожками, мало ли как придётся дальше добираться. Попробовали доехать до СТО своим ходом, но температура двигателя уходила в красную зону. Антифриз, разбавленный водой, кипел, раздавались какие-то щелчки под капотом, так ехать нельзя. Мне совсем не охота было перегреть двигатель — это привело бы к дорогостоящему ремонту.
И вдруг рядом остановился пермяк, опять же на «Крузаке». Я его попросил о помощи, и он отбуксировал нас до СТО в Краснокамске. Так забавно, у нас Краснообск, а у них Краснокамск. У нас ОбьГЭС, а у них КамГЭС.
Большинство станций закрыты — праздники, 12 июня, да еще так совпало, что был День города Перми. С третьей попытки нашли работающую СТО.
Я попросил ребят сделать что-нибудь, чтобы я доехал до Новосибирска. В течение часа мастера воткнули штуцер из ремкомплекта для карбюратора от ВАЗ-2107. Да так надёжно воткнули, что я езжу с ним до сих пор. Спасибо, ребята!
Купил с собой 10 литров антифриза и не зря. Три литра залил сразу. Штуцер надежен, но при прогреве двигателя смесь из антифриза и воды кипела и выдавливалась через расширительный бачок, раздавались какие-то неприятные щелчки. Глушу двигатель — уровень уходит. Доливаю антифриз до уровня, едем дальше, история повторяется. Чтобы не убить двигатель до конца, поехали к официальному сервисному центру «Опеля» в Перми на диагностику. В девять вечера центр закрылся, и нам пришлось бы ночевать рядом, но тут сценарий снова поменялся. Я в последний раз долил антифриз, и система охлаждения начала работать как часики. Перестала кипеть, бурлить, и щёлкать. Вентилятор включался, температура перестала выходить за рамки допустимого. Испугалась?
До меня стало доходить, что зря я разбавлял антифриз водой, она-то как раз и кипела в системе. Со временем вода из системы испарялась и выдавливалась вместе с антифризом, а я добавлял чистый антифриз, тем самым вытесняя воду.
Машина полетела снова как ласточка, и мы отправились в Екатеринбург по Р242. После выезда из Перми стемнело, я так и не понял, либо Уральских гор не было совсем, либо я их пропустил в темноте. Ночевали около Солдатки в Нижнесергинском районе уже Свердловской области. За день проехали рекордно низкие 300 километров.
День 17-й. С утра первым делом проверил антифриз: на уровне — а значит, у нас всё хорошо. В Свердловской области дорога становится значительно лучше. Перед Екатеринбургом нас встречает четырёхполосное шоссе с разделительной полосой. Погода снова радует — тепло, солнце, небо чистое. Получается, что за всю поездку дождь лил только в пути. На въезде в город остановились посмотреть стелу Европа—Азия. В основании обелиска заложены два камня, которые символизируют соединенность обеих частей света: один привезён с самой крайней точки Европы — мыса Рока, другой — с самого края азиатской части континента — мыса Дежнёва.
Поехали в Троицкий собор, потом в Усадьбу Железнова. Конечно же, Храм на Крови, который является одной из самых популярных достопримечательностей города. Он построен на месте, где был расстрелян последний российский император Николай II и его семья. Я случайно прибился к экскурсионной группе и с удовольствием выслушал весь рассказ экскурсовода.
После экскурсии мы купили в киоске «Ганина Яма» при Храме пирожки, выпечку, квас и вино производства местного Мужского монастыря. Сразу жадно выпил всю бутылку холодного кваса — надо было брать больше, очень вкусный.
Далее мы посетили городской пруд. Место понравилось и даже напомнило Питер. Прокатились по проспекту Ленина и выехали на Сибирский тракт, а потом на Р351 в сторону Тюмени.
Трасса P351 Екатеринбург—Тюмень запомнилась хорошим качеством покрытия, по которому я успел соскучиться. Этот участок мы пролетели быстро. В Тюмень не заезжали, по объездной выехали на Р402 в сторону Омска. Этот участок тоже ничем не запомнился. На мосту через Тобол, как обычно была пробка.
А дальше пробка из-за перевернувшейся фуры.
Качество покрытия в хорошем состоянии до Ишима, в котором мы замыкаем мега-кольцо нашего маршрута. Дальше я дорогу уже описывал, а за три недели ничего не изменилось.
Не заметил ограничение 50км/ч на ремонте дорог, хотя и радар отработал, и дальнобойщики предупредили, сам виноват — штраф 300 рублей.
Ночевка традиционно — в Абатском. За день пройдено без малого 800 км. Четыре часа ушло на прогулки по Екатеринбургу, который, кстати, мне понравился. Но нужна более подробная и детальная экскурсия!
День 18-й. Последний день путешествия. В гостях хорошо, а дома лучше. Всё-таки испытываешь радость, приближаясь к дому. Когда проезжали Ишим и Омск, казалось, что уже совсем родные места, что уже дома, что сто раз тут был. Сеть Tele2 снова появилась, а «Карачинскую» «с Лебедями» можно купить в киосках! В европейской части, если ты попросишь бутылочку «Карачинской», то тебя не поймут и переспросят, потому как дальше Омской области с прилавков она исчезает. А ведь она самая вкусная из всех, которые я покупал на пути.
В Омской области бензин дешевеет на два с лишним рубля. Цена за литр 98-го бензина в Омске такая же, как в Москве за литр 80-го — 25 рублей. Я на радостях залил полный бак 98-го, зная, что по М51 меня ждёт хорошая дорога, и я буду гнать.
Летели мы с ветерком, на одном из участков разогнались до 220км/ч. Бензин соответственно кончился быстрее, чем планировалось, примерно в Коченёво. Заправка на трассе не работает. А как-то страшно ехать, когда на бортовом компьютере надпись «остаток пути 0 км». На парах от бензина накатом доехали до Коченевской нефтебазы, там и заправились.
Перед свертком на Северный объезд Новосибирска есть замечательная пивоварня «KELLERS», делающая прекрасное пиво, которое я и прикупил на вечер, рекомендую. Еще несколько десятков километров, и мы прибыли в родной Новосибирск. Мы дома, без потерь!
Пробег составил 9260 км.
Время движения 104 часа 40 минут.
Средняя скорость 87 км/ч.
Потрачено горючего 710 литров.
Расход топлива 7,6 л /100 км.
На топливо потрачено 19 тыс. руб.
Всего за поездку потрачено 35 тыс. руб.
На карте памяти 2192 фотографии.
По приезде поменял масло, фильтры и, конечно же, антифриз.
Стоит сказать, съездил я очень гладенько. Не было ни одного прокола колеса, ни одного нового скола на стекле, ни одной новой царапинки на бампере или капоте. Штуцер держится до сих пор. Я ни разу не пожалел, что поехал на машине — было очень удобно. Я посмотрел и узнал много нового: новые места, новые города, завёл новые знакомства, появились новые «лампочки» в голове.
Путешествуйте больше, друзья! До новых встреч!