Норвегия — 2011. Часть 1. Смоленск — Карелия — Мурманск — Норвегия (с описанием пеших маршрутов)

19.12.2011 | 27741 просмотр

Маршрут: (23.07.2011) Смоленск—Новгород—Петрозаводск—Соловки—Мурманск—«Северная точка Европы» мыс Knivskjellodden—Лофотенские острова—Тронхейм—Берген—Южная точка Норвегии маяк Lindesnes—Осло—Стокгольм—Зоопарк Kolmarden—Копенгаген—Леголенд—Берлин—Мюнхен—Инсбрук—Венеция—Вена—Прага—Брест—Смоленск (22.08.2011). 31 день — 12 864 км.

Бензин — 778 литров, средний расход — 6,09 л/100 км.
Итого на солярку истрачено 36 687 рублей, стоимость 1 км — 2,85 рубля.

Цена на солярку (солярка во всех странах дешевле бензина):

• Норвегия 12,23 — 13,72 nok.
  • Швеция 13,65 — 13,89 kr.
  • Дания 9,86 kr.
  • Германия 1,329 — 1,339 €.
  • Австрия 1,317 — 1,529 €.
  • Чехия — 34,2 kr.
  • Польша — 4,97 zl.

Каждый год в конце лета встает сложный вопрос, куда поедем следующим летом? В России были почти везде: 2003 — Омск, 2004 — Домбай, 2005 — Байкал, 2006 — Ц. Кавказ — Крым, 2007 — Анапа — Крым, 2008 — Западные Саяны (Ергаки) — Алтай, 2009 — Ц. Кавказ, 2010 — Камчатка (без машины :)). За границей никто из нас не был, даже в Турции, не говоря уже о поездке на машине. Но очень хотелось посмотреть Норвегию с её природой. Компашка у нас небольшая: жена Раиса, дочь Александра (12 лет) и я Евгений (44 года). Сын Денис (21 год) в этот раз с нами поехать не смог — военные сборы. Часто путешествовали на нескольких машинах, но последние поездки ездили одни, найти попутчиков на 15 000 км тяжело.

Живем в Смоленске. Машина: Volkswagen Passat B6, 2.0, TDI, 2006, до этого был Passat B5, 1.8T, 1999, менял сознательно на дизель с расчетом, что когда-нибудь съездим за рубеж, все ж на соляре дешевле будет.

Подготовка длилась три месяца, в результате к апрелю был готов маршрут, оформлены документы для Норвежской визы. Визу получали самостоятельно в Норвежском посольстве в Москве. Получить визу оказалось очень просто. Регистрируешься на сайте посольства Норвегии, платишь 35 евро за человека, сам выбираешь день и час, когда привезешь документы, приезжаешь и без всякой очереди (не понятно, почему она есть, если можно записаться на сайте), сдаёшь их. На всё ушло 20 минут, и через семь дней курьер за 500 рублей привез в Смоленск паспорта с визами. Список документов есть на сайте посольства (паспорт, фотка, бронирование гостиниц — мы предоставили письма из автокемпингов о том, что места есть всегда и бронирование не требуется, медицинская страховка (3 000 руб.), страховка на машину (3 000 руб.), справка с работы, подтверждение наличия денежных средств из банка, ксерокопии паспортов и свидетельства о рождении). Визы на 30 дней со страховками на трех человек обошлись в 10 000 рублей да поездка в Москву.

Цель поездки была, прежде всего, посмотреть Норвегию, её природу, совершить несколько пеших маршрутов по интересным местам, а заодно посмотреть города Европы, раз уж туда приехали. Маршрут построили сознательно без привязки к паромам, не хотелось куда-то спешить, да ещё по какой-нибудь не зависящей от тебя причине опоздать на паром. Жить планировали только в палатках, если получится то без автокемпингов, все продукты брали с собой, в общем, полуспортивный вариант. Все наши поездки были именно такими, старались больше ходить, обязательно должен быть радиальный выход на несколько дней. Снаряжения с собой почти никакого не брали, верёвку 9 мм, обвязку да карабины на всякий случай (верёвка пригодилась, правда не там, где ожидали).

И вот он настал долгожданный день…

День первый. 23 июля 2011 года

Смоленск—Новгород—Петрозаводск

Традиционное время отъезда3:30 ночи. Впервые уезжаем с дачи. Почему-то с самого начала как-то пошло не по расписанию. Встали, собрались, выезжаем, а ворота на даче закрыть не можем — замок сломался. Оставили это. Проехав немного, остановились — сосед на узкой дороге поставил машину — не проехать. Пришлось постучаться к нему в калитку, но виновник так и не вышел. На помощь пришел сосед с дачи напротив, знавший, что мы уезжаем. Освободив дорогу, пожелал нам счастливого пути! Красивая огромная луна да дождик, постучавший по капоту машины («Дождь к удаче»), прогнали закравшуюся вдруг тревогу. Без приключений добрались до Новгорода, побродили пару часов по городу и снова в путь.

Доезжаем до Волхова, топлива ещё полбака, но зная, что здесь где-то есть заправка от завода Кириши, находим ее и заправляемся. Заправка «вызвала» некоторые вопросы. Заправившись, подсчитал расход. Он оказался 6,3 л/100 км, стало понятно, что не долили минимум 5 литров. А я так хотел заправиться именно здесь. Больше за всю поездку такого расхода на скоростях до 100 км/ч нигде не было. В Норвегии, после нескольких заправок расход падал до 5,2, а в Германии на автобанах вырастал до 6,5, но это на скорости 140 км/ч и выше. Средний расход за поездку составил 6,09 л/100 км. В общем, не долили нам горючки на этой заправке. Неприятность эту мы переживем. Едем дальше.

Не доезжая 70 км до Петрозаводска, стали искать место для стоянки, и сразу нашли. Первая отворотка к ближайшему озеру привела на хорошую, чистую полянку на берегу красивого озера (61° 33,8924С, 33°35,7476 В, озеро Лижменское). Правда, пришлось проехать через две лужи, как выяснилось утром, вторая лужа была лишней. Но ближе место было занято ребятами из Твери. Они ехали на остров Килдин, недалеко от п-ова Рыбачий, заниматься дайвингом. В общем, тоже туристы, они и «спасли» нас утром. Погода прекрасная, жара 30°, вода тёплая - 25°. Купайся, сколько хочешь. Рыбка клюет, правда, мелочь одна.

Итог дня: пройдено 1 050 км, за 14 часов 40 минут.

День второй. 24 июля 2011 года

Петрозаводск — Кемь

Подъём в 7:00, завтрак и поехали. На первой же луже немного мажу, машину стягивает в колею, поддон ложится на бревно, и, как следствие, колёса едва цепляют грунт. Сидим. Все происходит в 100 метрах от палаток тверчан, но они ещё спят. Думаю попробовать самостоятельно выбраться. Достаю верёвку (хорошо, что взял, хоть и не для этого случая), делаю полиспаст, цепляю за фаркоп и дерево, жену и дочь использую как тяговую силу, сам сажусь в машину.

Машина ни с места. Хорошо, все выгружаем, достаю домкрат, поднимаю колесо, подсыпаем, подкладываем — и чудо, сдвинулись на полметра, но с бревна поддон не ушёл. Повторяем действия, но дальше не идёт. Проснулись тверяки, подходят трое здоровенных ребят и говорят: «Да мы её легко выдернем, садись». Но не тут-то было. Снова домкратим, подкладываем, всё должна пойти. Трое здоровенных ребят за полиспаст, говорю им, только верёвку не порвите (2 500 на разрыв, динамика), а машина на месте, как вкопанная. Выхожу и думаю: «Не может быть!», и ребята ничего не понимают. И тут до меня доходит, что мой электронный ручник не сработал. Сажусь, снимаю ручник и всё — поехали. Спасибо ребятам, в благодарность на память дарим спасителям магнит «Смоленск». Вымыли машину.

Аккуратно проезжаем две лужи и вперед, на Петрозаводск. Плановая экскурсия по набережной прошла без происшествий. Все красиво, но немного запущено.

После Петрозаводска продолжаем двигаться на север, завтра Соловки. Отъехав 100 км от Петрозаводска, температура в машине резко возрастает. За бортом 30 и в машине почти столько же. Мысли лезут разные: «трубку кондея повредил, когда в колее утром сидел», или просто что-то сломалось. Ставлю температуру на минимум, но в машине все равно жарко. Подношу руку в воздухотводу и чувствую, что слабый холодок есть. Значит, еще морозит, но воздух не идет. Останавливаемся на обед. Пока девчонки варят суп, достаю салонный фильтр, чищу его и… о, чудо! Все дует и морозит. Этот фильтр, купленный 2 000 км тому назад, приходилось за поездку еще два раза чистить!

До Кеми добрались к 16:00. Место для стоянки я примерно знал, был здесь когда-то в походе по Охте. Остановились на берегу реки Кемь, недалеко от Подуженской ГЭС (64° 54,7200С, 34°14,8125 В). Дочурка наловила немного окушков и плотвичек, сварили уху, полюбовались видами и спать.

Итог дня: пройдено 463 км за 6 часов 55 минут.

День третий. 25 июля 2011 года

Кемь — Соловки — река Поньгома

Подъём в 6:30, завтрак и в путь. 30 км до пос. Рабочеостовск, спешим на восьмимичасовой теплоход «Василий Косяков». Приезжаем и узнаем, что в инете информация неверна. «Василий Косяков» на ремонте, а его заменяют небольшие суда, но в большом количестве. На пристани стоянка машин — 150 руб. в сутки, оформляем проезд. От охранника узнаем, что пару судов уже ушли, а остальные забронированы, будут ли места — неизвестно. Приходим на причал, а там наши знакомые тверяки, что машину нам вытаскивали. Мы к ним, а у них бронь, купленная заранее. Мы к капитану, он успокаивает, места должны быть, начнется посадка и там видно будет. Через 20 минут начинается посадка, и к нашей неописуемой радости нам хватает места. Не беда, что билеты без брони немного дороже, но с ребенка берут половину, так что все компенсируется. Цена билета — 600 руб. да 50 руб. какой-то сбор, итого на троих вышло туда и обратно 3 750 рублей. Время в пути — 2 часа 40 минут, погода хорошая, чайки попрошайничают хлеб, а у нас его мало. Не скупясь, отдаём последний, за это чайки прекрасно нам позировали.

Обратный рейс на 17:00, времени немного. Я здесь уже второй раз, а жена с дочкой первый. О Соловках можно рассказывать много, там есть, что посмотреть и по-хорошему надо бы туда на неделю. Но наша цель всё-таки Норвегия, и здесь мы просто «отметиться» — посмотреть монастырь, подышать этим «непростым» воздухом.

Второй завтрак на Соловках.

На обратную дорогу запасаемся соловецким хлебом (очень вкусный), и не забываем про чаек. Чайки были в восторге, а вот капитан после 20 минут сплошной атаки птиц приказал всё прекратить, а иначе нам придется драить палубу.

Наш кораблик прибывает в Рабочеостровск по расписанию, время в пути — 2 часа 40 мин., идём платить за стоянку и вперед на север. По плану ночевка была на речке Поньгома, это около 60 км от Кеми. Время пролетает быстро, дорога пустынная, и мы на месте (65°20'13.92"С, 33°37'42.02"В).

Место оказалось действительно неплохое, немного грязновато, впрочем, как и везде в доступных местах России. Хороший съезд, много мест для палаток, хороший подход к реке, можно купаться. Спининг немного побросал, но ничего не клюнуло. Поужинали и спать.

Итог дня: пройдено 110 км, поездка на Соловки.

День четвертый. 26 июля 2011 года

Река Поньгома — Мурманск — граница с Норвегией (15 км за Никель)

Дорога пошла пустынная, трафик небольшой, но не так, как писали на 10 км одна машина, а в 1-2 минуты по встречной машине попадалось. Заправок мало, был промежуток наверно около 100 км, а может и больше без заправки.

Дорога до Мурманской области средненькая, много гребёнки на асфальте, на границе с Мурманской областью ремонт около 10 км, а дальше дорога для России очень хорошая, вплоть до Норвегии.

Заехали в Мурманск к монументу «Защитникам советского заполярья». Памятник солдату огромный. Стоит почти на самой высокой точке города, виды — класс. Дороги в Мурманске, как и почти во всех городах России на 4-.

Заехали в продуктовый магазин, затарились хлебом, маслом, кефирчиком и направились в сторону границы с Норвегией по дороге на Киркинес. Прокатились по самому длинному автомобильному мосту за Полярным кругом. Дорога отличного качества, двухполоска, машин немного. На протяжении почти всей дороги огромное количество мемориальных комплексов, людей здесь погибли десятки тысяч и все в первые месяцы войны. 73 847 человек погибли, 93 386 пропали без вести, 1 876 замерзли. Слова из записок: «Мы отстоим нашу Родину, а вы берегите её». Спасибо Вам.

Примерно через 100-140 км первый пост, дальше только местным или с визами, прошли быстро, пограничник глянул паспорта и открыл шлагбаум… Дальше Никель, дымит страшно, говорят норвежцы дают ему деньги на улучшение экологии.

Проехали немного за Никель, дальше ехать некуда, граница. Пропускной пункт Борисоглебский работает по режиму с 9:00 до …, точно не помню, кажется до 21:00. На ночь в Норвегию не поехали, решили заночевать на своей территории. Быстренько нашли местечко в лесу, очень даже ничего. (69°20'38.63"С, 30° 3'11.16"В).

Рядом большой водопад по нашим меркам, много грибов. За полчаса набрали полведра подосиновиков, поужинали и спать.

Завтра Норвегия! Что там? Кто его знает!

Итог дня: пройдено 694 км.

День пятый. 27 июля 2011 года

Никель — «северная точка Европы» мыс Knivskjellodden

День обещал быть очень насыщенным, планов настроили много, а как там получится — ещё вопрос. Подъём по плану в 6:00 по местному, а в Норвегии сразу минус два часа, т.е. нам плюс 2. Хотя в это время на этих широтах все равно солнце не заходит, и наша цель сегодня попасть на условно самую северную точку Европы (островную) к 24:00, чтобы посмотреть полуночное солнце над горизонтом. До границы за 5 км ещё один пропускной пункт, открывается в 9:00, пришлось подождать полчаса, снова проверка паспортов и вперёд на погранпереход Борисоглебский.

Машин немного, мы были вторыми в очереди, пограничников прошли быстро, декларации не заполняли, а вот машину просмотрели всю! Не скажу, что очень тщательно, но каждую коробку открывали, смотрели, спрашивали, минут 20-30 на досмотр ушло. Коробки с продуктами никого не интересовали, что искали — не очень понятно, спрашивали про сувениры и что в каждой коробке. Увидели видеорегистратор, спросили, работает он или нет, забрали карточку и всё с неё удалили.

Наша граница пройдена, впереди норвежская сторона. Никого нет, вообще никого! Заходим в здание и там пусто, через минуту приходит человек, берет паспорта, что-то смотрит, проверяет, спрашивает: «What colour is your car?». Ответить на вопрос мы смогли «сообразив на троих» — растерялись. Но придя в себя, уже уверенно отвечаем на другие вопросы, в том числе и на вопрос: «Ваши планы на будущее?». Он улыбается и протягивает нам паспорта. На выходе ещё только одна техслужащая и больше ни души. Сажусь в машину, шлагбаум закрыт, никого нет. Жду пару минут, подхожу к шлагбауму, он автоматический. Сажусь снова в машину и — о чудо, он сам открывается. Всё, никакого досмотра, впереди надпись: «Вас приветствует королевство Норвегия».

Первые впечатления от Норвегии. Как это не крамольно звучит, но здесь на первый взгляд любят живых людей, очень много сделано для простого человека. Стоянки через каждые 5 км, чистота впечатляет, окурки не валяются, есть вода почти на каждой стоянке, а на некоторых и горячая. Везде есть туалеты для инвалидов, они более широкие с поручнями и соответствующей надписью. Дороги, я бы не сказал, что идеальные, просто хорошие, не лучше, чем у нас в Заполярье, местами очень узкие, на полторы машины с разъездами. Разделительные полосы не везде, я понял так, там где узко их и нет.

Такая дорога — исключение из правил, встречается в основном на севере. Ровных мест очень мало и они только на севере, в основном сплошные повороты и горки. На самых сложных и слепых поворотах стоят зеркала, очень полезная штука. Водители предельно аккуратные, ехать одно удовольствие, никто «в зад мордой не тычет», скоростной режим в основном соблюдают, мотоциклисты тоже едут в рамках закона, а не как у нас гоняют без головы.

Очень много оленей на дорогах. Они здесь как священные коровы, да ещё и с дурным нравом, могут просто стоять в ряд на дороге и ничего не делать, а чаще просто бегут по дороге, не обращая внимания на машины.

Очень много велосипедистов, ну очень много. Несмотря на узкие дороги, они себя чувствуют очень хорошо, сумасшедших водителей не видел. Почти все туннели, которых здесь огромное количество имеют названия с указанием длины. Мы за поход проехали 350 туннелей общей протяженностью почти 400 км.

Нетипичная стоянка, без туалета. Таких мало.

Туннель на остров Магерёйа, длина 6 870 м, глубина 212 м.

Туннель платный, машина с водителем + взрослые + дети (145+47+24 = 216 nok * 5.2 = 1 123 руб. в одну сторону).

Стоянка (71° 7'19.27"С, 25°42'28.36"В), не доезжая до NordKap около 6 км. Отсюда начинается тропа длиной 8 км на мыс Knivskjellodden, который северней Nordkap на 1,5 км. Пока ехали светило солнышко, а здесь туман, видимость не более 100 метров. Взяли GPS и пошли.

Сразу ушли с тропы, думали, короче будет, но Норвегия совсем не ровная страна, горка за горкой. В результате пришли на мыс, пробежав вместо 8 км десять, но за это были вознаграждены находкой в виде оленьих рогов.

Северная точка Европы мыс Knivskjellodden, 23:00 по Москве. Полуночного солнца мы так и не увидели, всё в облаках. Обратную дорогу прошли по тропе. Тропа хорошая, много туров, но рогов на ней не найдёшь, уж больно много там ходит туристов.

К машине пришли около 2:00 по Москве. Я еще собирался немного проехать до хорошей стоянки, но подходя к машине, понял, что сил совсем нет, глаза слипаются. Решили заночевать прямо в машине. Вещи перегрузили на передние сиденья и втроём («в тесноте да не в обиде») отлично выспались. Там таких, как мы, на стоянке стояло ещё машин десять.

Итог дня: пройдено 582 км, пешком 20 км.

День шестой. 28 июля 2011 года

Мыс Knivskjellodden — где-то около Лофотенских островов

День по плану был днём отдыха, никуда не идём, просто едем и любуемся красотами Норвегии. Первая заправка в Норвегии была в этот день. Я, конечно, читал в инете, как это делается, но четкого алгоритма для себя не вывел. Все писали по-разному. Приезжаем на заправку Shell. Они здесь самые дешевые, вставляю пистолет в бак, сую карточку в картоприёмник, пытаюсь нажимать какие-то кнопки, но ничего не происходит. Потом случайно нажимаю пистолет и — о, чудо — соляра потекла прямо в бак. Сам понимаю, что моя карточка тут ни причём. Наливаю полный бак, иду в магазин и там плачу этой же карточкой. Может, не на всех заправках, но на Shell, пока они работают, платишь в магазин, а потом карточкой в автомате. Соляра, как и бензин в Норвегии, самые дорогие из всех стран, где мы были, около 70 рублей, но зато после трех заправок расход упал до 5,5 литра, и это по горам!

Одна из красивейших стоянок в Альте.

Снова олешки стоят на месте! Спят что ли? Едем дальше, любуемся природой. Немного про ограничения скорости: только на севере есть участки с ограничением 90 км/час, а так стандарт — 80 км/час; 50 км/час — в населённом пункте. Когда готовился к поездке, думал, этого мало, но местами это даже много и надо быть без головы, чтобы ездить 80 км/час по некоторым горным серпантинам. На мой взгляд, в Норвегии самая правильная организация дорожного движения в плане скоростного режима. На знаки об ограничении скорости норвежцы не скупятся и ставят их везде правильно. А вот знаки населенного пункта, я так и не понял, являются ли они там началом участка с ограничением скорости или нет? Видеокамер мало. На севере все с предупреждениями, а на юге, где машин значительно больше, встречались и без предупреждений. Буфера по скорости нет. Полиции, кроме как в Осло, нигде не видели. И это сразу после теракта.

Очередное место стоянки нашли почти случайно, увидели лису на дороге, остановились, чтобы сфотографировать, а она к озеру и прямо на хорошую полянку с хорошим подъездом (68°38'2.94"С, 17°40'28.31"В).

Озеро чистое, достаточно тёплое, можно купаться, а это еще далеко за полярным кругом! У нас, конечно, были точки кемпингов, да и «iGO», в этом плане молодец. Но мы старались экономить, где получалось, обходились без кемпингов.

Итог дня: пройдено 696 км, 10 часов 32 минуты.

День седьмой. 29 июля 2011 года

Где-то около Лофотенских островов—Å— Москенес

Подъём 7:00, погода хорошая, тепло, солнышко. Искупались в озере, вода градусов 20 не меньше, завтрак и вперед — к Лофотенским островам. Дороги по островам очень красивые, но местами узкие, разъезды через карманы. Заехали в город Svolvaer, с трудом нашли стоянку, рядом с библиотекой, поставили точку на GPS и пошли гулять. Город очень понравился, чистенький, аккуратный.

Купили сушеную рыбу, цена приличная — 750 руб., но очень хотелось попробовать, что это такое. Рыба оказалась просто каменной и не солёной, прежде чем из неё что-то приготовить, надо размачивать три дня. Срок хранения до четырех лет. На новый год обязательно попробуем.

Цветов на рынке огромное количество, на любой вкус.

Сходили в музей льда, интересно. Ценник приличный, около 600 р. на человека.

Горбатые мосты встречаются во всей Норвегии.

В этот день был запланирован небольшой пеший поход на вершинку около населенного пункта Reine. К 16:00 мы были на стоянке у начала маршрута. Маршрут несложный, но очень красивый. Он занял у нас три часа неспешной прогулки, расстояние не более 4 км в оба конца, высота вершинки 470 метров, подъём простой, местами весят перила. С вершины открывается классный вид на острова.

Во всех наиболее посещаемых местах стоят ящики с журналом посещения, наша девочка с огромным удовольствием вписывала нас в эти журнальчики. Трек маршрута есть на Google Earth.

Ночёвку планировали в кемпинге Moskenes, но сначала доехали до крайней точки Лофотенских островов — населённый пункт Å, читается как О.

Автокемпинг Moskenes (67°54'4.21"С, 13° 3'6.26"В), первый, в котором мы побывали и самый простенький на наш взгляд. Стоит 170 nok на машину и 2+1 человек. Душ отдельно, три минуты — 10 nok. Чистенько, аккуратно, как и во всей Норвегии. Рядом паром в Bodo, на него мы планируем попасть завтра на первый рейс 6:00. Предварительного бронирования у нас нет, так что надо вставать пораньше. На паром входит 80 легковых автомобилей, надеемся, что мы будем в их числе.

Итог дня: пройдено 352 км, 5 км пешком.

День восьмой. 30 июля 2011 года

Москенес — Bodo — где-то на озере (65°42'49.61"С, 13°17'14.68"В)

Подъём в 4:00, небольшой перекус, водные процедуры и в путь, до парома 1 км. Как становиться на паром я, конечно, читал, но в жизни всё немного не так. Подъезжаем к парому, там четыре полосы на Bodo, первая занята, становлюсь во вторую третьим. Стоим, ждем. Вдруг из впереди стоящей машины выходит водитель и начинает что-то обсуждать с водителем машины из соседнего ряда. Потом садится в машину, и две впереди стоящие машины переезжают левее первого ряда. Я не могу понять, почему, какое-то стадное чувство, еду за ними. Выхожу из машины и спрашиваю: «Эта очередь на Bodo?». Да, радостно кивает он мне.

В результате мы чуть-чуть не остались без первого парома. Это была первая линия для тех, у кого были забронированы места. И когда подошли молодые люди со списками бронирования нас, конечно же, там не оказалось. А мест в обычной очереди, куда нас вежливо попросили вернуться, оставалось только два. Мы успели. А следующий паром был бы через 4 часа…

Вообще, этот день был очень насыщен паромами, мы планировали движение по 17 дороге, она очень красивая, но изобилует переправами. Четыре парома за день, протяженностью от 10 до 50 минут. Паромы — это чудо! Ходят строго по расписанию, погрузка и выгрузка не более 10 минут, цены терпимые, паром Moskenes — Bodo около 3 500 руб., остальные от 500 до 1 500 рублей. Только один паром ждали 30 минут, остальные не более 10.

Так как мы заехали на паром почти последние, то и места нам достались последние. Был свободен только один столик. Все места «мягкие» были заняты почти как на наших вокзалах. Народ спал на 2-3 креслах, не обращая, ни на кого внимания. Время в пути 3 часа 30 минут, пролетело очень быстро.

17 дорога началась сразу с посещаемого места. Огромный круговорот воды под мостом, который должен происходить два раза в сутки строго по расписанию. Расписание у нас было, но ждать мы его не стали, по многим отзывам зрелище не впечатляло.

Горбатый и кривой мост у водоворота.

Таких мостов тоже много встречается.

Памятник подводной лодке, затонувшей в годы Второй Мировой войны.

Очередная остановка на обед.

Вода во всех фьордах неправдоподобного голубовато-зелёного цвета. У нас в России я такую видел в Катуни, да и то только в районе истока.

Полярный круг пересекли на пароме.

Очередь на очередной паром.

Самый комфортабельный паром из всех, на которых мы были. За всю поездку было 11 паромов.

Место для ночевки выбирали по принципу, первого попавшегося. И как всегда получалось очень неплохо. Как правило, берег озера (65°42'49.61"С, 13°17'14.68"В). Один недостаток — рядом с дорогой. Но, если путешествуя по России, всегда старались уехать от дороги, то здесь такие мысли не посещали, все очень спокойно. Машин тоже немного, особенно ночью. Спать не мешают.

Итог дня: пройдено 369 км, 6 часов 24 мин + 4 парома.

День девятый. 31 июля 2011 года

Где-то на озере — Тронхейм — водопад Mardolafossen

Всю ночь шёл дождь, к утру распогодилось. Подъём в 6:30, как бы мы ни собирались, быстро или медленно, всегда уходит на сборы час. Сегодня едем в первую столицу Норвегии — Тронхейм, первый настоящий город на нашем пути. Въезды почти во все крупные города Норвегии платные, по системе AutoPASS. Это значит, что можно проехать свободно, а потом в ближайшем kr-center произвести оплату, а можно вообще ничего не платить, а потом по почте получить счет. Но с Россией нет какого-то соглашения, и счета в Россию не приходят. Мы, честно говоря, сэкономили, не стали оплачивать эти дороги, почти нигде не видели этих kr-center, да и не очень искали.

Немного о полях Норвегии. Они все засажены зелёненькой, ровненькой травой. Все, это значит, что даже на крутых склонах, где по нашим меркам и траву бы не косили, а у них каждый клочок задействован. И на фоне всего это порядка нигде не видно работающих людей. Работников видели только на сборе клубники.

В Тронхейм приехали без приключений, дороги хорошие. Место для стоянки выбрали заранее, оно бесплатное, рядом с крепостью. (63°25'36.17"С, 10°24'43.45"В). С этого места можно пешком дойти до центра города, всё рядом.

Посетили форт, зашли в музей.

Музей очень простенький и не дорогой.

От крепости дорога идет вниз к собору.

Почти Венеция, вид с моста через речку Нидэльва.

Собор в Тронхейме — крупнейшая готическая постройка в Норвегии. Он действительно очень красивый, это место хранения норвежских королевских регалий.

Рядом с собором расположен рынок. Он не похож на наши барахолки. Здесь не только что-то продают, но и занимаются обучением, рассказывают об истории страны, о ремёслах. Здесь и кузнецы, и скульпторы, и места для детского труда, где дети самостоятельно могут попробовать что-то сотворить из камня.

Эти два клоуна увидев, что их снимают, остановились и начали демонстрировать себя с большим энтузиазмом.

Бензин — 14,31, соляра — 13,25 на заправке Shell. Как правило, на остальных заправках дороже. Но разбежка в цене примерно везде такая. Цены на топливо самые дешевые были на севере, к югу всё дорожало. В Тронхейме побродили часа три, вполне достаточно, чтобы осмотреть центр города. Далее направляемся к одному из крупнейших водопадов Норвегии и мира. По некоторым источникам он входит в десятку крупнейших водопадов мира и в тройку по Норвегии, а некоторые говорят, что он самый крупный в Норвегии. Вообще, с этими оценками всё очень запутано.

К водопаду нас ведёт навигатор «iGO», мы ему доверяем почти полностью, и он нас не подводил. Только один раз загнал на узенькую дорожку длиной 3 км, но, как потом выяснили, мы объехали город и срезали 10 км. Дорога к водопаду идет по берегу озера, и такое чувство, что она почти тупиковая, но туннелей там четыре штуки. У нас бы даже асфальт не положили.

Перед водопадом знак платной дороги. Всё на доверии, берешь в ящике листок, заполняешь данные машины, половинку себе под стекло, вторую — назад в ящик и не забудьте положить 30 крон в ящик. Это одно из немногих мест, а может и единственное, где мы не смогли расплатиться обычной зарплатной карточкой «Visa». К водопаду мы приехали под вечер и решили туда сходить утром, т.к. всё равно сейчас погоды не было, и всего водопада не видно. Место ночёвки в этом районе найти оказалось сложно. Рядом два автокемпинга, но палаточников не берут. Домик стоил на троих 600 крон, это 3 000 рублей с небольшим.

Мы решили, что это для нас дорого и, немного отъехав назад до первого туннеля, расположились около дороги (62°30'1.04"С, 8°10'16.86"В). Фьорд рядом, вода очень чистая, пресная, купались все. Я почему то всегда думал, что вода во фьордах солёная.

Итог дня: пройдено 628 км.

День десятый. 1 августа 2011 года

Водопад Mardolafossen — дорога Троллей — фьорд Гейрангер

Звонок будильника застал нас на середине тропы к водопаду. Хотели выспаться до 8:00, но встали сами и скорей к водопаду, завтракать решили после него. Стоянка перед водопадом (62°29'23.47"С, 8° 8'29.49"В).

Дорога к водопаду простая, занимает около 30 минут в одну сторону, тропа хорошо натоптана.

Норвегия в очередной раз не показала нам свои красоты. Мы увидели только нижнюю часть водопада.

Книга «отзывов» здесь тоже присутствует. Вернулись к машине, позавтракали и в путь, впереди дорога Троллей и красивейший фьорд — Гейрангер.

Вдоль дороги продавали много клубники. Цена 30-35 крон. В одном месте не выдержали, решили попробовать. После двух сладчайших ягодок купили еще одну коробку. Клубника вкуснейшая, даже на своей даче я такой не пробовал. Обязательно для дегустации!

Путь наш лежал к Дороге троллей! На картинках она выглядит класс! Но нам снова не повезло, а может и наоборот!

Когда ещё получится проехать по Дороге троллей в таком тумане, видимость не более 30 метров. Старался не отпускать впереди идущие автомобили далеко. При разъездах очень удобно: или ты пропустишь колонну, или сам проедешь в колонне. Машин было очень мало, и подъём прошел без особых проблем.

Сувенирчики на верху подъёма, а солнышка все нет. Решили сходить наверх за облака, и простая прогулка превратилась в нормальный радиальный выход на вершину.

Через 30 минут подъёма появилось солнышко, мы попали в сказку… Красота!

Желание подняться наверх оказалось очень сильным, выбрали ближайшую вершинку, наметили примерный маршрут и вперед. Но горы даже здесь умеют обманывать. Дорога вверх казалась бесконечной, за перегибом появлялась не вершинка, а новый перегиб. В одном месте пришлось немного полазить по средней осыпи. Но девчонки молодцы! Младшенькая ходит на скалолазание, да и в горах, по маршрутам 3 кс мы ходили не раз. Но все равно до вершины все не добрались, скорость подъема была не высока, а время поджимало. Хотелось еще к Гейрангеру успеть сегодня.

На вершинку (62°28'13.73"С, 7°42'17.18"В) сбегал я один, на обратном пути забрал своих и вниз. В общем, это было не плановое мероприятие, но всем очень понравилось.

Тур на вершине. Время подъёма на вершину от стоянки машин — 2 часа 15 минут, спуск занял 1 час 30 минут.

За несколько минут до погружения в облака.

Смотровая площадка над серпантином. Походили, посмотрели, ничего так и не увидели внизу, пошли к машине, впереди Гейрангер, а до него еще один паром. На паром приехали за пару минут до его отправления.

Смотровая площадка над фьордом. Фьорд действительно красивый, но солнышка не хватало.

Смотровая площадка очень красивая.

Мусорки на смотровой площадке. Даже здесь пытаются сортировать мусор.

Вид на фьорд с другой стороны. Вдалеке виден серпантин спуска от смотровой площадки.

Налюбовавшись фьордом, проехали ещё примерно 20 минут в горы и сразу нашли место для ночевки (62° 2'22.81"С, 7°15'22.86"В). Правда, пришлось палатку поставить метров за 50 от машины. Место красивое, вода есть, мест для стоянки по этой дороге достаточно много. Дальше ещё стояли байкеры и несколько машин.

Единственный минус этой стоянки — комары, откуда они здесь, даже в лесу мы их не видели, а здесь высоко и прохладно.

Ужин с видом на горы. Вечером уже в спальнике обнаружил у себя клеща, думаю, что подцепил его, когда ходили на вершину, у дороги Троллей. Я там отдыхал на камушке с расстёгнутыми внизу штанами. Клеща удалили без проблем, а прививок-то не было. Сейчас точно можно сказать, что все обошлось.

Итог дня: пройдено 211 км., пешком 17 км.

День одиннадцатый. 2 августа 2011 года

Фьорд Гейрангер — ледник Briksdal — дорога к вершине Galdhøpiggen

Всю ночь комары барабанили в палатку. Откуда здесь они? Подъём, завтрак и в путь. Дорога класс, то серпантин, то вдоль фьорда. Едем к леднику Briksdalbreen.

Стоянка в начале дороги к леднику платная, 50 nok (61°39'48.22"С, 6°49'17.22"В). Это ещё одно место, где нужна мелочь, карточки автомат не берёт. Платишь и чек под стекло. В отчетах писали, что где-то ниже по дороге можно поставить машину бесплатно, но мы уже не стали возвращаться.

Дорога к леднику очень простая, длиной около 3,5 км. Палки это мы по привычке взяли, конечно, можно и без них.

Водопад на дороге, на мосту льёт, как в хороший дождик, технику надо прятать.

Самых ленивых возят на таких автомобильчиках. Сколько стоит, не знаю, даже мысли не возникло поинтересоваться.

Народу просто толпа, даже обогнать на тропе тяжело.

Ледник красивый, подход к нему закрыт, т.к. он постоянно сыпет. Озеро бирюзовое с плавающими льдинками и водой около 5-х градусов.

Маршрут к леднику и обратно до стоянки занял около двух часов со всеми остановками на фотосессию и посещение сувенирного магазина.

Обеденный привал на берегу очередного фьорда.

Перед обедом заехали в магазин «KIWI». Про магазины можно сказать так, есть ряд сетевых магазинов, в которых цены поменьше, чем в других, правда только на некоторые товары. Это «KIWI», «Rimi», «Rema1000». Большинство товаров стоят, как у нас в России, только в местной валюте. За малым исключением. Мороженое, что на фотке, стоило 160 рублей, очень вкусное, но жирное. Мы несколько раз его покупали, но ни разу втроем не смогли съесть, хотя очень любим мороженое и дома у нас такое получалось. В «Киви» купил лезвия для станка, думал, что покупаю за 200 рублей пять штук, оказалось, что только одна стоит 200 рублей. Надо быть внимательнее, цены крупно пишут за одну штуку, хотя по одной не продают, а мелко за пять штук.

После купания мы поехали по горной дороге № 15 к месту ночевки под вершиной Galdhøpiggen высотой 2 469 метров. Она считается высшей точкой Норвегии, хотя на карте я нашел вершину 2 470 метров.

На подъезде к месту стоянки, откуда начинается маршрут к вершине — платная дорога. Оплата в терминале только карточкой, приёмник монет не работал. Стоимость проезда 85 крон. Шлагбаум работает так: оплатил — проехал, обратно он открывается автоматически при подъезде к нему.

Через пару километров после шлагбаума можно найти неплохие места для стоянки, но без воды. Одно из таких мест (61°41'57.30"С, 8°23'4.85"В). На вершину решили идти с утра, а сегодня любуемся видами гор.

Итог дня: пройдено 291 км, пешком 6 км.

День двенадцатый. 3 августа 2011 года

Вершина Galdhøpiggen — Флам Подъём в 6:00, завтрак, 7:00 — выезд и в 7:12 мы на стоянке около кемпинга, откуда начинается тропа на вершину. В кемпинге в домиках можно переночевать, цен не знаю, не спрашивал. На стоянке в это время машин почти не было.

Тропа от стоянки очень хорошо просматривается. Заблудится негде, разве что в туман.

Есть несколько информационных плакатов, где показан маршрут подъёма на вершину. О маршруте следует сказать отдельно, когда готовились, я не смог найти не одного толкового отчета. Точнее читал о абсолютно противоположных мнениях относительно безопасности (сложности) подъёма. Поэтому мы даже немного перестраховались, я взял с собой верёвку, обвязки, схваты, карабины, кошки. Что, как потом выяснилось, было лишним. Хотя на стоянке к нам подошла женщина и предупредила нас о сложности и опасности восхождения, как потом выяснили, она там не была. Маршрут можно разделить на три части. Первая часть проходит по широкой, хорошо натоптанной тропе до начала ледника. Тропа идёт по ровному плато, с незначительным набором высоты.

Перед выходом на ледник стоят плакаты, предупреждающие об опасностях.

Вторая часть маршрута проходит по леднику. В это время ледник полностью открыт, набор высоты по леднику незначительный. Ледник практически ровный, не широкие трещины имеются в верхней части ледника перед выходом на гребень. Они обходятся справа по ходу движения. Сложности не представляют. Всё это имеет смысл только при открытом леднике. Единственный момент, который может представлять незначительные затруднения, это выход на гребень. Здесь следует немного траверсировать к основанию гребня, учитывая увеличивающийся угол подъёма примерно до 15 градусов. Подъём без кошек не представляет трудностей, даже для открытого ледника, а если будет снежок, то этот подъём будет не заметен.

Третья часть маршрута проходит по гребню с подъёмом в среднем 15 градусов. Средняя осыпь, с хорошо маркированной тропой и интуитивно понятным направлением движения сложности не представляет.

Перед вершиной имеется хижина, очень даже современная, аж с солнечными батареями.

На вершине установлен информационный указатель с расстояниями и направлением на вершины и др. объекты.

Спуск с вершины. Подъём на вершину можно классифицировать как перевал не выше 1А по нашей российской классификации. Если ледник будет закрыт, то использование связок целесообразно и тогда можно поднять сложность до 1Б.

На спуске, на леднике мы встретили туристов, идущих на вершину в сопровождении опытных инструкторов. Две связки примерно по 30 человек в каждой, спереди и сзади по инструктору. На наши приветствия они недоброжелательно качали головой и говорили: «Денжер, денжер». Мы ни стали с ними спорить, каждый преследовал свои цели, они водят туристов и получают за это деньги, мы просто гуляем сами по себе. На мой взгляд, прогулка неопытных туристов, без ледорубов в одной связке в количестве 30 человек просто небезопасна. Спасает положение ровный ледник без трещин. А если кто-то в середине группы поскользнётся? Никакие даже самые опытные инструктора не удержат 28 человек, которые один за другим будут скатываться в трещину. Но это только моё мнение, и если людей не будут водить на веревке, может, они разбегутся по леднику и кто-то точно может угодить в трещину. Имея головы на плечах и хоть какой-то опыт в походах, можно смело идти самостоятельно.

После ледника мы встретили просто нескончаемый поток людей, их было не менее 1 000, а может быть и больше. Все люди шли в обвязках, некоторые несли верёвки, на стоянке много народа внимательно слушали инструкторов о технике безопасности при подъёме на вершину. Наше путешествие на вершину заняло четыре часа, примерно 2,30 вверх и 1,30 вниз.

Памятник первовосходителям.

Волнительный момент, а вдруг не откроется?

Дальше наш путь лежал во Флам, там запланировано путешествие по фламской железной дороге. Добраться от вершины до Флама можно разными путями, мы выбрали горную дорогу №55, со срезкой Turtagro — Ovre Ardal, она платная, стоит, кажется, тоже 85 nok. Дорога красивая, есть на что посмотреть, узкая, много мест, где разъезды обеспечивают специальные площадки.

Недалеко от Флама находится самый длинный автомобильный туннель — 24,5 км. В туннеле имеется три места, где можно остановиться.

Залы достаточно большие, имеют разную подсветку.

Кемпинг Флам (60°51'45.94"С, 7° 6'34.31"В). Второй и последний кемпинг, где мы останавливались в Норвегии. Кемпинг более культурный и красивый, чем в Москенесс. Всё утопает в цветах, везде чистота и порядок, но душ тоже платный, 10 крон — 4 минуты. Кемпинг немного дороже, кажется, 210 крон.

Дождики нас преследовали весь поход. Но всё-таки нам везло, как только интересное место — выглядывает солнышко, как перегон на машине, или просто пешка, или спать, так дождик.

Вечером сходили к ж/д вокзалу, купили билеты на следующий день, на первый поезд до станции Мюрдал. Стоимость билетов на 2+1 = 2*250+120 крон. Отправление 8:35, время в пути около часа. Назад планировали спуск пешком, расстояние 21 км. Многие берут билеты в оба конца, кто-то брал напрокат велосипеды в Мюрдал и спускался на них во Флам, а там их оставляли, кто-то на своих был. Вариантов много, но спуск на велике по этому серпантину для меня почти экстрим. Видели паренька лет 12-ти, который на спуске пытался тормозить ногой на огромной скорости, как будто у него отказали тормоза, со стороны выглядело очень жутко.

Итог дня: пройдено 184 км, пешком 12 км.

День тринадцатый. 4 августа 2011 года

Флам — Мюрдал — Берген — ночевка (60°23'34.69"С, 5°50'27.02"В)

Подъём, завтрак, всё как всегда. Продукты свои, готовили на газу, брали баллоны по 450 граммов. Одного баллона хватало почти на три дня. Брали с собой десять баллонов, пару привезли домой. Многие писали, что берут два баллона и то их не расходуют. У нас так не получилось, в кемпингах есть плиты, на них можно готовить, но не всегда это удобно, иногда далековато ходить, да ещё с кастрюлей в руках. А вот электрический чайник пригодился, правда, не в Норвегии, а несколько позже. Во фламском автокемпинге все чистенько и аккуратненько, даже нет места, куда поставить газовую горелку. Везде зеленая травка, аккуратно подстриженная. Для горелки надо иметь подставочку, чтобы не испортить траву. У нас такой металлический кружок был, хорошо что я его дома не оставил, думал, не пригодится.

Поезда, как и паромы, строго по расписанию, народу не очень много, в нашем вагоне половина мест была свободна.

Вагончики достаточно комфортабельные, как-то все по-домашнему.

Открытие дороги было 1 августа 1940, а электрификация Фламской дороги завершилась в 1944. Дорога за 20 км набирает 860 метров высоты. На дороге сделано 20 туннелей, есть восемь остановочных платформ. Дорога проходит по долине, постепенно набирая высоту. Виды из окна классные, даже погода их не портила.

Серпантин, по которому придётся спускаться вниз.

Пятиминутная остановка у смотровой площадки на водопад.

Мирдал, 866 метров. Отсюда можно пересесть на поезда до Бергена, Осло и других городов Норвегии.

Серпантин глазами пешехода.

Местные козы даже не подумали уступать нам дорогу. Нам то что? Мы их обошли, а как велосипедисты?

Рядом с козами небольшой аул, в котором делают козий сыр. Мы для пробы купили пару кусочков разного сыра. Сыр, конечно, на любителя, не каждому понравится. Дома угощали всех друзей, но так и не доели его, хотя купили два кусочка по 200 грамм. Самое интересное, что сыр можно купить хоть наличкой, хоть по карточке, да еще и чек дадут. Сравните с нашим кавказским аулом, где так же можно купить брынзу.

Хозяйка магазина, любезно согласилась сфотографироваться со своей продукцией.

С велосипедистами надо быть аккуратней, гоняют быстро, не всегда их слышишь заранее, а их здесь очень много.

Почти тролль.

Перекус на полпути.

Уже перед Фламом видели бейсджамперов. Очень знакомая тема, жена у меня когда-то была в сборной России по парашютному многоборью, да и я тоже немного прыгал, выполнил МС. В кемпинг пришли в 13:40 по местному времени. На это время ориентироваться надо аккуратно, почти всю дорогу наша девочка бежала, а мы шли достаточно быстро. Изначально я не планировал в этот день куда-то ехать ещё, но время было еще немного и мы решили после обеда немного подъехать к Бергену и где-нибудь по дороге переночевать.

Здесь произошел казус, после обеда всё собрали, Раиска пошла мыть посуду, а я собирался через пару минут выезжать к выходу, где мы должны были встретиться. Сажусь в машину, а ключ не могу вставить в замок. Ключ электронный, большой, до конца не вставляется. Пробовал всё, ковырялся в отверстии и пальцами и отвёрткой, брал запасной ключ, ничего не помогало. Ситуация дурная, что делать? Таких машин, как моя, в кемпинге много, да и вообще Passat B6 TDI по Норвегии очень распространённая машина. Но что делать, идти к водителям и спросить, как вставить ключ? Представляю лицо человека, если он поймет, что я от него хочу. Сервисов я поблизости не видел, «iGO», конечно, их быстро найдет, но это уже крайний вариант.

Прошло минут 20, Раиска, я понимаю, посуду давно уже вымыла и ждет на выходе. Осталось последнее, просто долбанул почти со всей силы по торпеде в район замка, и ключ легко провалился в своё гнездо. Ура, мы спасены!!! Надолго ли, а вдруг следующий раз это не поможет? Выезжаю, Рая уже на полпути к машине, не выдержала, решила глянуть, что случилось? Поехали. До Бергена недалеко, километров за 50 начинаем искать место для ночёвки, а его нет. Сворачивали на несколько радиальных дорог, но ничего не нашли. И так незаметно подъезжаем к Бергену. Наша маленькая говорит: «Поехали сегодня в Берген». 21 км пешком для неё еще мало, хочет по городу погулять, а я думаю, просто мороженого захотела. Подумали и решили ехать в город, пару часов у нас будет, жалко от фуникулера придется отказаться, но город, набережную посмотрим.

Дорога в Берген привела нас к огромной, многоэтажной стоянке, где мы удачно припарковались. Цена 30 крон в час.

Берген, еще одна бывшая столица Норвегии. Как и другие города утопает в цветах.

Вход на фуникулер.

Набережная Бергена — его визитная карточка.

Деревянные улочки, скульптуры, как и везде по Европе, за редким исключением исторических персонажей показывают красоту обнаженного тела.

Два с небольшим часа по Бергену пролетели незаметно, и в 21:00 по местному мы выехали на поиски места ночевки. Здесь уже темнеет, а не так как на севере, можно забывать про время.

Место для стоянки нашли в 22:00, не плохое, если не обращать внимания на дорогу (60°23'34.69"С, 5°50'27.02"В). 200 метров ниже у водопада есть места лучше, но они были заняты.

Итог дня: пройдено 229 км., пешком 24 км.

День четырнадцатый. 5 августа 2011 года

(60°23'34.69"С, 5°50'27.02"В) — водопад Vøringsfossen — Nyastolsfossen (каскад водопадов 60°20'44.52"С, 6°47'15.43"В).

День обещал быть не напряженным, мы и так план вчера перевыполнили. Хотели поспать до 8, но в 7:00 все проснулись, сходили к водопаду, который внизу метров в 200-х. Вчера было темно, и мы его не посмотрели. Собрались и вперёд.

Впереди был очередной паром. Дорога к парому очень красивая, фьорды, серпантины. Где-то недалеко перед паромом нас обогнал большой автобус, я пристроился за ним, и мы очень комфортно в плане разъездов проехали около 20 км до парома. Встречные нас пропускали, и на закрытых поворотах спокойнее, есть уверенность, что никто из-за поворота не выскочит.

На паром заехали сходу, и он сразу отправился. Все пошли на верхнюю палубу любоваться видами. Мы с Сашей, Раиска сама по себе. Паром идет минут 15. Приходим к машине, а Раи нет. Уже народ расселся по машинам, паром швартуется, и тут идет наша мама. Смеётся, еле на ногах стоит. Она потеряла машину, все паромы до этого были двухпалубные, а этот трехпалубный. Она на второй палубе искала нашу машину и никак не могла понять, куда и как мы переехали.

Дорога к водопаду идет по интересному туннелю. Туннель в горе закручивается в спираль и поднимается к смотровой площадке у водопада (60°25'32.68"С, 7°14'47.56"В). Первая площадка у водопада не очень интересная, походить и посмотреть стоит, но стоит и на дальнюю площадку съездить.

Вид на водопад со второй смотровой площадки. Отсюда впечатляет.

У второй смотровой площадки есть гостиница, кафешка и место, где можно отдохнуть.

Полюбовавшись водопадом, поехали к каскаду из четырех водопадов, где планировали ночевать. По дороге видели деревья, стволы которых были обвязаны шерстяными нитками. Красиво конечно, но зачем? Для красоты или чтоб деревья не мёрзли?

На стоянку (60°21'48.80"С, 6°44'35.80"В) приехали к 14 часам, шел дождик, и мы решили немного подождать в машине. Около часа просидели, и дождик закончился. Собрались и вперед. До места ночевки, перед третьим водопадом около 5 км. Машину оставили здесь на ночь. Дорога идет еще дальше к гидростанции, но непонятный запрещающий знак через мост, нас немного напугал, мы решили не рисковать и оставить машину на этой стоянке.

Дорога вверх сначала с небольшим набором, потом крутизна увеличивается, но идти даже с рюкзаком нормально, за 1 час 30 минут неспешной ходьбы с остановками мы были на месте. По дороге можно посмотреть первый каскад водопада, не пропустите поворот к нему, сразу за гидростанцией.

Мест для ночевки здесь много (60°20'44.52"С, 6°47'15.43"В), есть туалет, очень чистый, как везде в Норвегии. Место красивейшее. Немного передохнув, я с Сашей пошел смотреть четвертый водопад. Вверх еще около 15 минут налегке.

Вид на четвертый водопад.

Место стоянки с вершины третьего водопада.

Место очень красивое, народа на ночевке не было, видели только одну парочку, которая пошла на плато вверх. Еще это место удобно для ночевки перед посещением Языка, отсюда до начала маршрута к Языку 40 километров.

Вечером пришел туман, очень быстро стемнело, и мы легли спать, завтра сложный день.

Итог дня: пройдено 164 км. 3 часа 30 минут, пешком 12 км.

День пятнадцатый. 6 августа 2011 года

Каскад водопадов — язык Тролля — (59°27'42.77"С, 6°15'8.14"В)

Проснулись в 5:00 от сильного дождя. Лежим, мысли лезут о возможном срыве наших планов по погоде. В 5:45 дождик закончился и прозвенел будильник. Повезло.

Подъём, завтрак, сборы, утренний марафет и в 6:45 вперёд к машине. Час ушел на спуск, и 8:05 едем к Языку оставшиеся 44 км. Стоянок около начала тропы много, они все бесплатные. Имеется схема трека к Языку и ещё каким-то интересным местам. Немного отвлекусь от темы. В предыдущие дни мы с моей девочкой пытались понять, почему в Норвегии такая красивая вода, почти неестественного цвета. И её предположение о том, что это сопли Тролля, нас сильно веселило все дни. Думаю, нельзя смеяться над троллями в Норвегии, они, как нам показалось, сыграли с нами шутку и не одну. Но это позже, а пока мы готовимся к маршруту, изучаем возможность подъёма наверх с использованием местного фуникулера. На вывески рядом с ним написано, что это частная собственность, не для туристов, если я правильно понял. После возвращения мы видели, как на нём наверх поднимали только доски без людей.

На маршрут выходим в 9:10, снаряжение не берём, по описанию просто тропа длиной около 8 км. Палки, GPS, фотик, перекус, накидки на случай дождя.

Начало подъёма по достаточно крутой тропе, набор высоты около 500 метров, время на подъём у нас ушло около 45 минут, дальше маршрут идет тоже по хорошей маркированной тропе, то набирая высоту, то спускаясь вниз.

Народу здесь не так много, как в других знаковых местах. 16 км по горкам, наверно, не для всех. Но место очень красивое, на наш взгляд, обязательное для посещения. На развилках тропы стоят указатели, читать надо внимательно и придерживаться всегда правой тропы.

Не знаю, о чём я думал, когда выбрал левую тропу. Думаю, что тролль попутал, смеяться дальше над троллями нам запретила наша мама.

В результате мы свернули на какой-то другой маршрут, он более дикий, ни одного человека на нем не видели. А по GPS особо не понятно, куда идешь, направление почти тоже, только одну горку обходишь слева, а не справа. В результате мы сделали крюк около 5 км, нам не привыкать. Когда я понял, что ошибся, было принято решение перекусить и искать дорогу к цели.

Через минут 40 поиска маршрута, обхода всевозможных препятствий, мы вышли на тропу, счастливые, что Язык мы все-таки должны увидеть. Погода к этому времени совсем наладилась, даже солнышко стало появляться.

Это не экстрим на маршруте, мы просто немного обогнали нашу маму и решили немного позаниматься скалолазанием.

Вид на Язык с тропы. Вообще-то там два языка, один классика, что на всех картинках, а второй немного толще, но тоже класс!

Первый язык, что мы нашли.

Второй, классический язык. Народу, пока мы плутали, сюда пришло много, в основном молодежь. Встретили девушку из Израиля, раньше жила в Пскове, она любезно нас сфоткала. На язык очередь.

Обратная дорога прошла без приключений, по хорошей погоде и хорошей тропе. Правда, в одном месте встал на живой камень, свалился в лужу, спасая фотоаппарат. Но полностью его не уберёг, пришлось потом основательно чистить от грязи.

Схема маршрута к языку. Итог маршрута таков: время до языка — пять часов со всеми блужданиями. Общее время на маршруте — девять часов. У языка просидели около часа. В 18:12 по местному времени были около машины, ужин и вперед, искать место для ночевки и немного подъехать к началу завтрашнего маршрута на Preikestolen.

Место для ночевки долго не искали, первая попавшаяся площадка рядом с дорогой и фьордом (59°27'42.77"С, 6°15'8.14"В).

Итог дня: пройдено 164 км., пешком 25 км.

День шестнадцатый. 7 августа 2011 года (59°27'42.77"С, 6°15'8.14"В) — Preikestolen — (58°58'47.46"С, 6°55'27.19"В). Подъём, сборы, всё как всегда. Выезжаем в ливень. Дождь льёт приличный, не переставая. Планы снова под угрозой. Подъезжаем к автокемпингу Preikestolen, дождь льёт, решаем немного подождать. Час просидели в машине, дождь стих поехали дальше. Стоянки рядом с началом маршрута на Preikestolen платные, нам показалось, дорого.

Вернулись вниз по дороге около километра, нашли хорошую полянку (59°0'1.33"С, 6°7'50.48"В) и оставили там машину. На этой фотке стоянки машин, которые не хотели платить.

Маршрут на Preikestolen 4 км в одну сторону, не сложный. Решили сначала пообедать, а потом в путь.

Профиль маршрута.

На маршруте есть только одно место, которое заслуживает внимания. Этот каменный кулуар, особенно на спуске надо проходить осторожно. Один мужчина лет 65-70 на спуске поскользнулся и ударился спиной, похоже, сильно, сам идти не мог, побежали за доктором.

В остальном маршрут прост, везде, где необходимо, есть перила, мостики, настилы.

Народу на маршруте много, целое паломничество, почти как на вершину Норвегии.

С погодой нам снова повезло, уже на подходе к скале выглянуло солнышко, виды класс!

Перекус перед обратной дорогой.

Очень много пап, мам с детьми. Дети даже совсем маленькие, как на этой фотке. А впереди ещё шел папа с такой же ношей. Дети, похоже, близнецы, одеты одинаково. В Норвегии очень много многодетных по нашим меркам семей по два и более ребёнка. Большинство семей, которые мы видели, имеют по три ребенка.

На весь маршрут в обе стороны у нас ушло четыре часа, и в 17:00 местного времени мы были готовы отправиться дальше к новым приключениям.

Место для ночевки нашлось легко, около фьорда и дороги, как всегда. (58°58'47.46"С, 6°55'27.19"В). Сегодня у младшенькой девочки день рождения, 12 лет. Ура! Теперь и в России можно на переднем сиденье ездить, а не только за границей, т.к, ростом мы 156 см.

Итог дня: пройдено 203 км, пешком 8 км.

День семнадцатый. 8 августа 2011 года

(58°58'47.46"С, 6°55'27.19"В) — Горошина (59°2'2.25"С, 6°35'36.07"В) — маяк Lindesnes (южная точка Норвегии 57°59'3.14"С, 7°2'56.08"В) — ночёвка (58°27'55.37"С, 7°24'47.38"В).

В последний день путешествия по Норвегии хотелось чего-то особенного, постоянно присутствовало ощущение, что мало походили, не всё посмотрели. Наверно, эти чувства суграли решающую роль в том, что я не поехал на стандартную площадку (59°2'32.50"С,6°38'55.80"В), с которой начинается тропа на горошину, а свернул на левую дорогу, которая по GPS вела в нужном направлении. Я даже ни думал, что мы рисковали просто на неё не попасть. Наверно, снова тролли над нами пошутили.

Дорога красивая, среди скал и озер. Многие участки имеют бетонное ограждение.

Решение ехать по неплановому маршруту пришло в последний момент, прямо перед поворотом. Глядя на GPS, мне показалось, что эта дорога приведет нас ближе к горошине, ну пусть не ближе, а народу всё равно меньше будет. Действительно от стоянки (59°1'4.65"С, 6°38'49.00"В) перед шлагбаумом до горошины GPS показывал около трех километров. Народу никого, идет мелкий моросящий дождик. К дождикам мы привыкли, они шли каждый день, как только мы уехали из северной Норвегии. Собираемся и вперёд.

Горы Норвегии не похожи ни на какие другие. Здесь нельзя понять, сможешь ты пройти 500 метров до виднеющегося впереди холмика или нет. Очень может быть, что за перегибом откроется каньон (глубокий овраг), с бараньими лбами, который без снаряжения не преодолеть, обойти тоже сложно, неизвестно, где он закончится.

В начале маршрута попадались туры, это меня успокаивало, может, и дойдем, но впереди открылся глубокий овраг, спуск в него по единственной возможной тропе был не из приятных. Но нам повезло, аккуратненько страхуя девочек, мы спустились вниз. Веревки, естественно, не взяли, да дождик ещё достал.

После спуска в этот огромный овраг пришлось еще искать путь подъёма на другую сторону. Подъем прошел легче, если бы не дождик и мокрые камни, то было бы совсем просто.

Горошину нашли по GPS, метров за 500 до неё вышли на основную тропу.

Людей было не очень много, около 20-30 человек, может, из-за погоды. Все они пришли по классическому маршруту. Когда мы пришли на Горошину, никого на ней не было, может из-за дождя, было скользко. Но, как мы пришли, выглянуло солнышко, и народ пошел, а кто-то и пополз на неё.

Здесь норвежцы меня просто поразили. Насколько они перестраховывались на абсолютно безопасном леднике, настолько здесь, где реальная опасность, нет элементарной страховки. Дело в том, чтобы попасть на горошину надо сделать всего один небольшой шаг, с одной полки на другую длинной 70-80 см. Одна из полочек под небольшим наклоном. В обычной обстановке, если эти условия симитировать, можно прыгать, сколько хочешь и ни разу не упадешь. Но там все серьёзно, внизу пропасть метров 300, а может и 500, не имеет значения уже. И сложность еще в том, что руками не за что ухватиться. В инете написано, что здесь погибли шесть человек. Ну хоть бы скобу вверху для рук сделали, ведь народ всё равно полезет. Я до последнего момента сомневался, надо ли нам это, но дочка спросила, когда же мы пойдём? И ничего не осталось, как идти, страховать, фотографировать. Дух до сих пор захватывает от воспоминаний.

На обратном пути хотели обойти этот огромный овраг, но ничего не получилось, если бы была подробная карта, можно было бы попробовать. Но зато, пока искали маршрут обхода, нашли более хороший вариант подъема на другую сторону каньона.

Барашки, жирные, маркированные и не сильно пугливые.

Плотина непонятного назначения в овраге.

Хороший вариант подъема.

Вид на каньон сверху.

Гуляя по просторам Норвегии, чувствуешь себя викингом.

Почти пришли, эмоций не передать. Раиска еще в начале маршрута хотела позвонить своей подруге и сказать, что её лексикон закончился бы за первых полчаса. На весь маршрут ушло пять с половиной часов, и это на 10 километров. К машине пришли в 15:15, мокрые по уши и счастливые.

Переоделись, перекусили и вперед, а впереди южная точка Норвегии —- маяк Lindesnes.

По поводу прокладки маршрута мы сильно не думали, как iGO проложит, так и едем. Немного смотрели, конечно, где поинтересней, покрасивей должны быть дороги, и старались избегать главных магистралей.

На дорогу к маяку ушло около трех часов. Дороги красивые, по дороге много больших водопадов.

К маяку приехали в 18:45 местного, здесь особо делать нечего, отметились, пофотографировались.

Старый маяк, в этих нишах разводили костры, которые были видны кораблям.

Вход на маяк свободный, на нем вообще никого нет, а книга посещения есть.

С погодой повезло, в лучах заходящего солнца маяк смотрелся очень здорово.

Стоянка у маяка, бесплатная.

Мытьё рук в Северном море, как и в других, где мы были (Норвежское, Баренцево, Адриатическое), — процедура обязательная.

От маяка направились к Осло, завтра планировали посмотреть город, а сегодня ищем место ночевки. Место ночевки нашли около 21:00, место очень хорошее (58°27'55.37"С, 7°24'47.38"В), большая красивая площадка, но без воды. Немного грустно, мы уезжаем из Норвегии, путешествий в этом походе больше не будет, дальше только экскурсии по городам, музеям, шопинг. Так получилось, что мы немного сэкономили дней в Норвегии, у нас не было запланированных днёвок, и мы не поехали на Атлантическую дорогу. Зато у нас остались дни на Европу. И наш маршрут был сильно изменен. Уже в походе после подсчета остатков дней до конца визы я спланировал маршрут. Вместо Стокгольма—Копенгагена—Берлина—Варшавы и домой — следующий план: из Германии едем в Австрию через Инсбрук, затем в Италию — Венецию, далее Австрия — Вена, за ней Чехия — Прага и домой через Польшу. В каждом городе выходило по целому дню, для беглого знакомства достаточно. В «iGO» карты этих стран у меня были все, кроме Италии. Италию скачал с инета в автокемпинге Стокгольма. У нас был нетбук, а инет бесплатный во всех кемпингах, где он есть.

Итог дня: пройдено 287 км., пешком 12 км.

День восемнадцатый. 9 августа 2011 года

(58°27'55.37"С, 7°24'47.38"В) — Осло — Холменколен — ночёвка (59°36'56.59"С, 11°34'47.64"В)

7:00 — будильник, никто не встаёт. В Осло сегодня ехать не собирались, думали, на каком-нибудь озере отдохнуть, обсохнуть. У мамы сегодня день рожденья. Маме сказали, что мы едем в Венецию. Это подарок, а дочка его получила на два дня раньше и мучилась, так хотелось кому-нибудь об этом рассказать, а некому, маме нельзя, а я знаю. Так она вечером этот секрет мне на ухо нашептывала.

Погода с утра хорошая, подумали 300 км не крюк и поехали в Осло. Дорога, хоть мы выбрали не основную в этом направлении, везде хорошая. Стали попадаться участки с ограничением в 100 км/час. В одном месте пересекли взлетную полосу аэродрома. На въезде стоит светофор, шлагбаум, когда нет самолетов проезд открыт.

Ремонты дорог, не частые, но встречались. Как правило, передвижной светофор и реверсивное движение.

В Осло приехали около 14:30, в районе планируемой стоянки — сплошной ремонт, пришлось покрутиться, навигатор оказался не готов к таким поворотам. В результате нашли стоянку около почты или библиотеки на 1 час бесплатно (59°54'33.10"С, 10°45'1.03"В). Хотели просто походить по центру, но не судьба. Снова полил дождь, как из ведра да еще с градом, к машине прибежали все мокрые.

Делать нечего, поехали дальше в парк Вигеланд. Пока ехали, хоть и недолго, ливень прошел. Парковку выбрали неудачно, вообще нам с парковками не везло, и дальше по Европе, мы плохо были готовы в этом плане. Здесь можно было припарковаться у самого парка, но мы поставили машину в крытый паркинг (59°55'43.53"С,10°42'34.75"В), за 35 крон в час.

Система в паркинге такая: на въезде нажимаешь кнопку, тебе дают карточку, а перед выездом вставляешь эту карточку в терминал оплаты, и он тебе показывает сумму, которую надо оплатить. Фокус в том, что терминал внизу паркинга не принимал пластиковые карты к оплате, только наличка. И налички надо иметь ровно столько, сколько покажет автомат, оплата не по часам, а по минутам. Нам насчитали 51 крону. Одну бумажку, которая у нас была, терминал брать отказался, без нее денег не хватало, а чек внутри терминала не вернуть. Хорошо, жена была рядом, побежала менять деньги, а так непонятно, что делать? Правда, на выезде был терминал, который принимал пластик, но мы его вовремя не нашли. Он на фотографии.

Парк Вигеланд был создан в 1907—1942 годах, это один из самых знаменитых парков Норвегии. Эмоции он вызывает очень противоречивые, может, чтобы лучше его понять, надо было почитать о нем что-нибудь.

Осмотр парка завершен, едем в Холменколен. Посещения Холменколена для нас было обязательным. Наша девочка занимается лыжами, уже два года бежит по первому взрослому, чемпионка области, «болеет» биатлоном. А здесь регулярно проходят этапы Кубка мира по биатлону и лыжные гонки. Очень хотелось посмотреть, как это выглядит на самом деле, хоть и летом.

Стоянка около лыжного комплекса бесплатная (59°57'53.83"С, 10°40'19.06"В).

Подъём на смотровую площадку трамплина платный, цену не помню, но мне показалось, дорого, кажется по 200 крон с человека, детский дешевле. Но здесь же и музей лыж, а туда мы обязаны были попасть.

Лыжи знаменитого непобедимого норвежца Бьёрна Далина. Столько радости дочери-лыжницы я еще не видел, а если бы нам удалось случайно его встретить… Не все сразу, и встречу с великим спортсменом перенесем на будущее.

Тренировка будущих «Бьёрнов».

Из Осло мы направились в Стокгольм, переночевать решили где-нибудь на границе со Швецией. Границу переехать утром, чтобы получить бонус в TaxFree, он расположен прямо на границе. Ночевать в кемпинге не хотели, ночевку нашли около границы, но без воды. Место не очень, но просто переночевать пойдет (59°36'56.59"С, 11°34'47.64"В).

Итог дня: пройдено 485 км.