Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Европа — 2013, часть 1. Смоленск—Барселона с восхождением на Монблан

Европа — 2013, часть 1. Смоленск—Барселона с восхождением на Монблан

14.01.2014 | 17735 просмотров

Маршрут: Смоленск — Варшава — Дрезден — Замки Нойшванштайн — Швейцария (вершина Титлис) — Шамони — Восхождение на Монблан — Монако — Ницца — Марсель — Барселона — Валенсия — Тарифа — Лиссабон — мыс Рока — Бискайский залив — Пиренеи — Мон-Сен-Мишель — Париж — Брюссель — Амстердам — Кёльн — Зальцбург — Любляна — Будапешт — Львов — Киев — Смоленск.
 (19.07.2013 — 24.08.2013, 37 дней, 13578 км).

Часть 1: Смоленск — Барселона.

Немного параметров путешествия:

Бензин 828 литров, средний расход — 6,1 л/100 км.
Итого на солярку истрачено 43673 руб., стоимость 1 км — 3,22 рубля.
Жильё — 48680 руб.
Платные дороги ~ 200 евро (9000 рублей).
Парковки ~ 100 евро (4500 рублей).
Подъёмники, музеи, аквапарк, Порт Авентура, океанариум, продукты ~ 50 000 рублей.

Мечта была давно съездить на запад Европы (мыс Рока). Все предыдущие годы были не менее интересные походы на машинах и пешком, по горам и дорогам. А в этом году так все удачно совпало, что появилась компания, желающая сходить на Монблан и скрасить нашу дорогу до Франции (Шамони). Наша команда — 3 машины: первая машина (Passat B6 2006 140 л.с., механика дизель) я, Евгений, с семьёй: жена — Раиска, дочь — Александра (13 лет); вторая машина (Nissan Qashqai 2007 140л.с., автомат бензин) Гена с семьёй: жена Ольга и сын Костя (8 лет); третья машина (Mitsubishi Outlander 2012) Александр с семьёй: жена Юля, дочка Ариша (9 лет).

Целью поездки было, прежде всего, сходить на высочайшую вершину Европы (как считают европейцы) — Монблан (4810 м), дальше наши пути расходились: мы на одной машине планировали продолжить путь на запад Европы к мысу Рока, а наши друзья — на море и домой. Визами каждый занимался самостоятельно, у всех разные сроки, разные брони гостиниц. Мы получали визу в визовом центре Франции, т.к. по планируемому маршруту более 50% времени мы проводили во Франции, хотя в конечном итоге это было не так, а маршрут для получения виз мы сделали таким образом, чтобы уменьшить число бронирований гостиниц, сократить количество бумажек и писанины. Визы с доставкой из Москвы нам обошлись примерно в 10000 рублей на троих + страховка на машину 45 дней + медицинские страховки + спортивные страховки на период восхождения на Монблан. Французы с визами нас удивили. Во-первых, в визовом центре выяснилось (это моя оплошность, медвежью услугу сыграла Норвегия, где нас уговаривали увеличить срок визы на 5 дней!), что у меня нет последнего бронирования в Варшаве, и из-за этого срок нам сократили с 40 дней, как мы просили, до 37 дней. Но когда мы получили паспорта, французы удивили еще раз — нам с женой дали визы на полгода с момента получения паспорта, а дочке тоже с момента получения паспорта, но только до даты окончания маршрута минус 3 дня! Почему? Все документы, предыдущие визы — все одинаковое! Пришлось в результате отказаться от Рима и немного сократить маршрут.

Пару слов о принципах путешествия, которых мы старались придерживаться — минимальные затраты на проживание, продукты на 70% с собой, почти все бронирования гостиниц, за исключением крупных городов мы отменили, проживание только в кемпингах в палатках без предварительного резервирования, по возможности избегать платных дорог. Нас больше интересовала природа и архитектура городов, меньше музеи (только самые популярные).

И вот он настал долгожданный день…

День — 1. 19 июля 2013 года (пятница). Смоленск — Минск.

Выезд запланировали на вечер пятницы, чтоб немного ближе подъехать к границе с Польшей. Ночевку планировали в спортивном комплексе «Стайки» под Минском (53.805514°, 27.736150°), предварительно заказали номера (на семью 3 человека — 1200 рублей), предоплаты не вносили, все по e-mail. Про встречу 3-х машин на дороге можно написать отдельный рассказ, а может, это я отвык ездить такой компашкой, но то, что встреча состоялась только через 80 км трассы М1, для меня непривычно.

Так или иначе, в Беларусь мы въехали стройной колонной, имея в головной и замыкающей машинах по рации. Через 4 часа, проехав 342 км, мы стояли на ресепшене около непонимающего нас администратора. Денег-то у нас нет! В смысле зайчиков, а другие брать не хотят. Администратору объясняем, что специально по этому вопросу писали письмо менеджерам, и нам ответили, что с оплатой карточками проблем нет. А нам снова: «Вы в Беларусь приехали и будьте добры платить в местной валюте!». Полчаса милой беседы, толку нет, поменять деньги негде — вечер, пятница. И тут она сообразила, что есть начальство, и догадалась позвонить ему! Все решилось очень быстро, в другом корпусе был аппарат, и мы заплатили с карточки. Комплекс так себе, наш совок, двери скрипучие, душ на другом этаже, в номере только умывальник. Дружным чаепитием отметили начало пути.

Про дорогу М1, да и вообще о дорогах Европы писать особо нечего за редкими моментами, о которых я обязательно напишу по ходу рассказа. Здесь все стандартно — дорога хорошего качества, скорость по России 90 км/ч, по Беларусии, начиная где-то с 30-го км после границы, — 120 км/ч. Сильно не превышали, а за границей четко соблюдали скоростной режим.

Итог дня: пройдено 342 км за 4 часа.

День — 2. 20 июля 2013 года. Минск — Брест — Варшава.

Подъём в 5:00, завтрак. Мы готовы в 6:20, ждем всех, это как раз минусы большой компании, выезжаем только в 7:20. Дорога до Бреста пролетела быстро. Немного начал удивлять Mitsubishi Outlander: чуть проехали — заправка, еще чуть — заправка. Сначала думал, что показалось, но видно это особенность больших машин. Мы на нашей рассчитываем на 900 км с резервом, а у него только 300! Подъезжаем к границе, просто восторг, машин мало, хоть и суббота, сразу же попадаем на линию досмотра, но, несмотря на кажущуюся быстроту, нашу сторону проходим за 50 минут. На польской стороне все хуже, машин мало, но и таможенник один на 6-7 коридоров. Стоим долго, никого нет, по остальным коридорам тоже тишина, то там, то тут по одной машине пропустят и снова никого, 2 с половиной часа провели на Польской границе и это без очереди! Моя машина выезжает последняя, Генка с Сашкой уехали и по рации спрашивают, как там у меня дела, в засаде, говорят, польские гаишники дежурят. Я не переживаю, правил я нарушать не собираюсь, но все же немного тороплюсь. Выезжаю с границы на 30 минут позже, еду догонять своих, а навстречу польские гаишники. Про себя думаю, не дождались меня ушли с засады и вдруг из машины мне машут палочкой!!! Чудеса, что случилось, останавливаюсь и вижу, что света нет! Включаю свет, стою и жду. Подходит настоящий рембо: в разгрузке, бронежилет, дубинка, наручники, пистолет, рация, карманы чем-то набиты. И все бы ничего, но это девушка лет 30, еле сдержался от смеха. А она очень серьезна, никаких шуток, забегает перед машиной, а фары горят! Она ко мне, вы ехали без света, понимаю, что отпираться бессмысленно, у них регистратор. Хорошо говорю, виноват, что делаем? Она мне: «Штраф 50 злотых». Я ей денег нет, хотите евро, нет только злотые, а карточка? Она мне тоже нет. Я ей намекаю, может, на первый раз простите, она мне снова — нет. Что делаем? Забирает у меня права, поехали за ними к обменнику, т.е. едем назад к границе. Подъезжаем: «Идите меняйте 100 злотых», цена выросла в 2 раза за 2 км, это около 1000 рублей. Меняю 30 долларов, оформляем протокол, обмениваемся любезностями и вперед, точнее, назад догонять своих.

Дорога до Варшавы узкая, по полосе в каждом направлении. Вдоль дороги очень много памятников, дорога самая небезопасная, если учитывать то, что польские водители это далеко не образец культуры вождения. Едим аккуратно, в 17:00 мы в Варшаве. Здесь у нас забронированы апартаменты в самом центре (52.233214°, 20.987534°), с открытой лоджией на 15 этаже с прекрасным видом на город. Стоило это по 2000 рублей с семьи + парковка (бесплатная только на 1 машину, а у нас 3) это еще по 15 евро с каждой из 2 машин. Номер великолепен, чистота, порядок, 3 отдельных спальни, зал, две ванных комнаты, большая кухня со всем снаряжением, инет бесплатно. Располагаемся и вперед смотреть вечернюю Варшаву.

Про заказ этого номера еще пару слов, бронирование только с полной оплатой, и после того как Генка заплатил за номер, с него сняли еще такую же сумму. Он писал заявление в банк, не знаю, чем это закончилось. Привет полякам, работать надо честно.

Сегодня вечер субботы, поляки гуляют. В старом центре концерт под открытым небом, палатки, музыка и танцы.

Посмотрели Русалку — символ Варшавы и в номера.

Ночные виды с лоджии просто восхищают!

Итог дня: пройдено 570 км, за 12 часов.

День — 3. 21 июля 2013 года. Варшава — Дрезден — кемпинг за Дрезденом (50.833403°, 12.813428°).

Подъём, завтрак, подготовка к отъезду в неспешном формате, перешли на Европейское время и по местному в 7:10 выезжаем из Варшавы. От Варшавы на Берлин идет новенький платный автобан (около 1000 рублей за 3 или 4 пункта оплаты), скорость не ограничена, т.е. знаков нет, мы едем, как и почти весь поток, 150-160 км/ч. На первой же сотне км мои спутники просятся на заправку. Я воздержался, начинаю спрашивать, что случилось, у Nissana расход приближается к 12 литрам на 100 км, а у Mitsubishi Outlander расход ниже 12 литров не опускался никогда. У меня тоже не маленький на такой скорости, но про свои 7,5 литров я помалкиваю. Потом подсчитали, на каждые 100 км Ниссан тратил на 450 рублей больше, чем мой Пассат, на скоростях 150-160 км/ч. Перед границей с Германией снова заезжаем на заправку, заправляемся все, здесь последний относительно дешевый бензин и солярка.

К 18:00 въезжаем в Дрезден, Генка планировал ночевать в городе, а я за городом в кемпинге. Гена едет первым к своему отелю, который расположен в 5 минутах от галереи, объезжаем вокруг квартала с его отелем, стоянок не находим. Еще круг, едем к моей заранее спланированной открытой стоянке (51.047890°, 13.743317°), мест много, цена приемлемая, кажется 1 евро в час и с уменьшением стоимости на более продолжительный период. Ставим машины и вперед, смотреть Сикстинскую мадонну Рафаэля.

Прошлись по трем этажам картинной галереи, народу немного, в основном скопление около Мадонны, кто-то даже стульчик принес… Галерея небольшая, но нам очень понравилась, потом сходили на смотровую площадку, все рядом, центр небольшой, одного дня на осмотр вполне достаточно.

Побродив еще немного по городу, расстаемся со своими попутчиками, нам в кемпинг, а им — в гостиницу. До кемпинга 82 км (50.833403°, 12.813428°), дороги пустые, автобан, за 40 минут мы на месте. Кемпинг небольшой, но очень уютный, стоимость на троих с машиной 18 евро, wi-fi, душ бесплатно. Наконец-то, можно нормально поужинать, приготовить свою еду, выпить чайку и поиграть на аккуратно подстриженной лужайке в бадминтон.

Итог дня: пройдено 793 км, за целый день.

День — 4. 22 июля 2013 года. Кемпинг за Дрезденом — аэропорт Мюнхена — Фюссен(замки).

Подъем, завтрак и быстренько на место встречи с ребятами, которая запланирована на 7:00, но сегодня понедельник и то расстояние, которое мы проехали вчера за 40 минут, Генка сегодня ехал больше часа, не пробки, конечно, но машин много. В выходные дороги для фур закрыты (если нам не показалось). Генка приехал один! Вот это номер! Саша с Юлей остались в Дрездене с утра походить по магазинам, уж больно там что-то дешевое есть, а нам ничего не надо, не за этим приехали. Но это проблема, мы на него очень рассчитывали и на его большую машину. Дело в том, что сегодня из аэропорта в Мюнхене мы забираем наших смоленских друзей, которые туда прилетают утром и идут с нами на Монблан. Теперь придется все распихивать в 2 машины, и так битком набитые снаряжением. Но ничего едем, чтоб успеть к прибытию рейса. И вот они пробки на автобанах, понедельник! Отстояли 2 пробки, первая около часа, вторая полтора часа, так и не поняли, почему они появились.

На рейс опоздали, нас уже давно ждут. Парковки в аэропорту Мюнхена платные, 30 минут — 3 евро, платишь в паркомате на стоянке. Здесь произошла вторая встреча с местной полицией! Пока мы грузили вещи наших друзей: Сергея и Светы, оплачивали парковку и уже собирались садиться в машину, к нам подъехала машина полиции, и из неё к нам направилась целая делегация — 2 полицейских, но не таких как в Польше рембо, а вполне прилично одетых, в рубашках со значками. Их, оказывается, привлек мой регистратор, они попросили его снять и дать им на досмотр, долго вертели его в руках, а потом отдали мне со словами «онли кэмэра». Я и сам это знаю, что только камера, радары запрещены, штрафы огромные. А с этого года в Австрии запрещены и камеры (дикие люди, где свобода?). Ставим камеру на место, смотрю, чтоб сзади никого не было и начинаю потихоньку выезжать с парковки, перевожу взгляд в левое зеркало, секунда и слышу крик жены «Стой!». Стою! Что случилось? Оказывается, наши полицейские в лице водителя женщины с неимоверной скоростью сдали назад и остановились поперёк нашей машины и дальше никуда не едут. Если бы не Раиска, я бы в них въехал. Мы начали движение первыми, что ими руководило, параллельно выезжая с парковки, и почему они остановились, перегородив нам дорогу, не могу найти объяснений. Когда мы остановились, они еще некоторое время стояли и смотрели на нас, не трогаясь с места. Все закончилось благополучно, и мы двинулись к замкам. Автобанов без ограничений здесь уже не было, но и пробок не было. К 15:00 мы в замках (47.557455°, 10.740559°). Стоянок рядом с замками много, стоимость по времени. Нам стоянка обошлась в 5 евро.

Здесь 2 замка, покупаем билеты на экскурсию в замок Neuschwanstein

и идем, пока есть время до экскурсии, осматривать второй замок Hohenschwangau. Все рядом, в шаговой доступности. За замком Neuschwanstein есть тропинка, ведущая на мост, с которого открывается красивый вид на замок, посещение обязательно. Время от замка до моста и назад 30 минут. Экскурсия понравилась, сходить стоит. К вечеру приехали Саша с Юлей, замки им тоже захотелось посмотреть, и они решают на следующий день не ехать в Шамони с утра, а идти в замки. Они были в двух замках и второй замок (Hohenschwangau) внутри им понравился больше. После осмотра замков разъезжаемся по отелям, здесь у нас забронирован отель во Фюссене, а у Сергея с Геной в пригороде. Я бронировал немного раньше и по хорошей цене, а они не успели, все места были проданы.

Цены во Фюссене на отели терпимые (62 евро), конечно, не кемпинг, но нам завтра надо пораньше выехать и, чтоб не тратить время на палатку, мы решили ночевать в отеле.

Итог дня: пройдено 540 км, за целый день.

День — 5. 23 июля 2013 года. Фюссен — Цюрих — Титлис — Шамони.

Здесь надо вспомнить о нашей главной цели — восхождение на Монблан. Мы, конечно, готовились и достаточно серьёзно, зимой ходили на ледовые занятия, летом регулярно бегали по горкам, ходили в бассейн, но горняжку никто не отменял, а высота 4800 уже вполне достаточная, чтобы её получить по полной программе и сорвать восхождение. Тем более, что наш маршрут планировался не по классическому пути через «Гранд кулуар», а по маршруту через 2 вершины. Маршрут этот выбрали из-за его красоты, но он накладывал и определенные требования к подготовке. О маршруте чуть позже, а пока главная задача — акклиматизация, но так как Генка забронировал отель на море немного раньше, чем я рассчитывал, и отпуск у него маленький, времени на акклиматизацию очень мало, его просто нет, а у меня две девчонки, за которых я в ответе. И я решаю ехать на акклиматизацию самостоятельно в Швейцарию, на вершину Титлис 3200 м, это мне позволит выиграть 1 день на высоте, а это немало.

Поехали. Навигатор (iGO) прокладывает маршрут через Австрию, там виньетка на 7 дней, но мне она на 30 км не нужна. Предлагаю ему проложить маршрут в объезд Австрии сразу в Швейцарию, прокладывает, чуть длиннее, но зато без Австрийской виньетки. Едем, но чувствую, что-то не так, но поздно, навигатор привел нас на паром через печально известное Боденское озеро. Паром 14 евро, делать нечего (скупой платит дважды — Австрийская виньетка 7 евро), садимся, впереди Швейцария. На той стороне через пару км проезжаем границу со Швейцарией, нас останавливают, просят приобрести виньетку. Без неё никуда, покупаем за 40 швейцарских крон (~40$) на год, но не календарный, а только до конца года, нам без разницы. По дороге заезжаем в Цюрих, так просто походить по улочкам, посмотреть на часы и ножики. Стоянку выбираю ближе к центру, чтобы обойтись без общественного транспорта. Въезжаем в город, начинаются проблемы, тоннель за тоннелем, навигатор не успевает отлавливать спутники, находим стоянку, может не совсем ту, что рассчитывали, но в центре, и вперед на экскурсию.

Пишут, что на этой башне самые большие стрелочные часы в мире, не уверен, сильно не впечатлило.

Цены просто «спешел прайс», купили хлеба на 400 рублей, 100 грамм конфет еще рублей на 300, Швейцария нам показалась очень дорогой. С трудом выезжаем из Цюриха, поплутав по тоннелям, и к Титлису. Там уникальный вращающийся подъемник, единственный в мире, и подвесной смотровой мост на высоте 3000 метров, открытый только зимой 2013. План был такой: приезжаем, ставим машину на стоянку и идем пешком наверх с двумя ночевками на 2700 и 3200 метров. Но все получилось совсем не так. И кто бы мог подумать, что в городке Энгельбург мы не сможем оставить машину на ночь. Ночных стоянок просто нет, мы обратились к местным, они только плечами пожимают. Я в окно информации на подъемнике, а они мне говорят:
— Вам зачем?
— Как зачем, в горы пойду.
— А ночевать где будете?
— Наверху в горах.
— А у Вас там отель забронирован?
— Нет, — говорю, — в палатке спать буду.
А они мне:
— Нельзя, — говорят.
— Почему?
— Да у нас там нет туалетов!

Где свобода в этой Европе? Почему животным можно, а нам нет? Планы рушатся, что делать, раз уж приехали сюда? Заезжаем на стоянку, на всех висят предупреждения: «На ночь машину не ставить — работает эвакуатор». Обедаем, идем на подъемник брать билеты наверх. Снова незапланированные расходы. А билеты дорогие, даже очень, на троих в обе стороны более 7000 рублей.

Около 14:00 местного садимся на подъемник и наверх.

Вращающаяся кабина подъёмника.

Приезжаем на верхнюю станцию, народу море! Все приехали покататься с горки, кто на санках, кто на попе. А наша цель — вершина, до неё со станции 40 минут хода несложного подъёма по снежнику.

Вершина! Сидим, любуемся красотами. Мы одни, таких как мы «ненормальных» больше нет.

Не торопясь слепили бабу, перекусили, дышим горным воздухом. Но что-то неспокойно на душе. Смотрю вниз на подъёмник, людей нет, никого! Время 16:40. И тут до меня доходит, что последний подъемник в 17:00, мы бегом вниз, я с Сашей к мосту, мы его еще не видели, а Раиска, узнавать, что там с подъемником. Мост закрыт, опоздали. Раиска бежит и кричит, что у нас 4 минуты до отправления последнего подъемника.

Успели! Спускаемся с техническим персоналом вниз. На полпути начинается почти ураган, град, подъемник останавливается, сидим, ждем. Через минут 15 продолжаем движение.

Дождь не утихает, как из ведра, до машины 300 метров, бежим, все мокрые, но счастливые. Садимся и вперед к воротам. Беру зонт, иду оплачивать парковку, снова засада — карточки не принимают, ищу в кармане мелочь, что осталась с Цюриха, и её ровно 5 крон, как и нужно для оплаты. Оплачиваю, подъезжаем к воротам, а сканер на воротах, как в магазинах, считыватель штрих кода. Пока подношу билетик к сканеру, билет промокает, дождь ведь льет. Сканер талон не распознает, ворота не открываются. Стоим, ждем, что делать непонятно. Перед нами пара машин, тоже не смогли уехать со стоянки. Денег местных больше нет. Город как вымер, на улицах никого, со стоянки не выпускают, снова проблема. Беру талон, насухо вытираем его в машине, выносим зонтик над сканером, и о чудо! С 10-20 попытки ворота открылись! Мы на свободе! Что теперь? Дело к вечеру, планы сорваны, ночевать непонятно где. Звоню Сергею, они на подъезде к Шамони, и у них забронирован 2-х этажный номер на 3 семьи. Спрашиваю, сможем ли мы у них переночевать пару ночей. Он говорит, приеду, напишу, надо посмотреть, что мы забронировали. Делать нечего, все равно надо ехать в Шамони, если что, остановимся в кемпинге. До Шамони ещё 330 км. По дороге приходит SMS, нас ждут, места есть в зале на диване. Едем, темнеет, перед Францией большой серпантин, за ним сразу граница. На границе знаки «СТОП». Останавливаемся на первом, подходит женщина, я открываю окно, а она на чисто французском, как мне показалось, начинает что-то говорить. Я отвечаю, что не понимаю и еду ко второму знаку «СТОП». Здесь выскакивает полицейский и тормозит нас, потом бежит к женщине и говорит ей, что мы русские. Она к нам радостная и на чисто русском просит нас подбросить её до Шамони. Места мало, но мы, конечно, берем, свои же. Дорога просто никакая, петляет, узкая, вся в заплатках, темнота полная. И женщина начинает ругаться на французов, что у них все не по расписанию, она самостоятельно путешествует по Франции, хорошо знает язык, ездила на экскурсию к Матерхорну, а французы отменили обратный рейс, и она застряла на границе, да еще ночью. До Шамони всего 25 км, подъезжаем, спрашиваю, где высадить? Она говорит, что местность не узнает, ночь, а я-то тем более не знаю, где мы. Потом на перекрестке говорит: «Стой, приехали!». Выбегает, бросая в машину 50 евро, кричу ей не надо, но она уходит, а мы уезжаем с перекрестка. Спасибо, конечно, но это было лишнее.

В 23:00 мы на месте (45.895734°, 6.804246°), парковка бесплатная, номер классный и недорогой, им на семью обошелся в районе 200 евро за 8 суток, а мы почти на халяву две ночи провели в зале, больше нам не надо было, остальные дни ночевали в палатках.

Итог дня: пройдено 650 км, за целый день.

5 дней с 24 июля — 28 июля 2013 года. Шамони — восхождение на Монблан.

Кому не интересны горы, а интересен только драйв, эти дни можно пропустить, здесь не будет описания автодорог, здесь только тропы вверх, акклиматизация, Монблан, усталость, радость от того, что у нас все получилось.

На Монблан, как вы уже догадались по фотке выше, собирались не все, а только небольшая команда: Я, Раиска, дочь Александра, Сергей и Гена. Акклиматизацию с нами в полном объеме проходила и Света, жена Сергея, но наверх идти не решилась, не было одежды с собой, да и сомневалась немного. Мы с Сергеем и Светой осенью были в Гималаях, ходили трек к Эвересту, были на Кала-Патаре 5500 м и за акклиматизацию переживали меньше остальных.

На фотке наш маршрут, старт с высоты 3600 на плато под подъемником Aiguille du Midi, далее через 2 вершины Монблан, назад тем же путем. Весь маршрут 24 км, в среднем ходится за 12 часов. Но это все потом, а сейчас задача пройти акклиматизацию, хоть немного побыть на высоте, обязательно с ночевкой.

Первая наша цель подъем на Бревент, первую часть едем на подъёмнике, вторую пешком. Стоянка для машины есть прямо под подъемником, цена от времени, мы за сутки заплатили 12 евро. Цены на подъемник составили основную часть расходов во Франции, каждый подъемник не менее 15 евро, на Aigulle du Midi — 50 евро, все умножаем на троих для моей семьи, дорого, но без подъемников никак не уложиться в отведенное время.

Кругом расставлены таблички, что кемпинги запрещены, это я могу понять, мы к этому были готовы, ну почему в горах нельзя чистить зубы? Это никак не укладывается в голову. Ещё раз спрошу, где свобода в Европе?

Поднимаемся на вершину, отдыхаем, любуемся видами и заодно подбираем себе местечко для ночевки, такое, чтоб видно сверху не было. Полчасика посидев, спускаемся на 200 метров вниз, левее озера на фотке и находим там вполне приличное место, которое не просматривается с тропы и подъемника.

Палатки не ставим до темноты, ужинаем и, как только солнышко садится, разбиваем лагерь, ставим наши 2 палатки. Приходит какой-то японец, немного странный, как и мы, наверно, тоже ищет место для ночевки. Хороших мест мало, покрутившись вокруг нас около часа, уходит дальше искать счастья.

Любуемся видами пока еще далекого Монблана в лучах заката, горными козлами и сурками, которых вокруг бегает огромное множество, и ложимся спать. Утром ранний подъем, возвращаемся к нашему подъемнику (первая очередь) и с первым вагончиком вниз, в наш отель, принять душ и снова наверх уже на другую сторону долины к приюту Тетрус 3167 метров.

Чтобы добраться до Тетруса надо проехать на горном трамвайчике Tramway du Mont-Blanc до высоты 2380 метров, а дальше пешком пару часов хода и вы на Тетрусе. С Тетруса начинается классический маршрут на Монблан через «Гранд кулуар». Но все по порядку. Приезжаем в отель, и что меня дернуло уточнить на ресепшене, как нам лучше добраться до Тетруса? И администратор любезно согласился мне помочь, сначала куда-то позвонил, все уточнил, и говорит: «На нижнюю станцию трамвая не езжайте. (Как я понял, она не работает, но, скорее всего, я или он ошиблись, все работало.) Езжайте на подъемник Le Prarion, рядом есть бесплатная стоянка (45.895382°, 6.781536°), и от верхней станции 20 минут немного вниз и вы на трамвайчике (45.876857°, 6.761225°)». Так, говорит, лучше! Мы всё так и сделали, может, так действительно лучше, но дороже, правда надо учесть бесплатную стоянку.

Приходим к трамвайчику, а там объявление, прочитав его несколько раз, смысл до конца мы так и не поняли, можно в палатках или нет? Видно, переводчиком был француз. Если мы не переночуем на 3200, то на Монблане делать нечего. Вариантов нет, едем наверх.

Трамвайчик, это просто песня, ездит он не всегда по расписанию, а когда есть народ, это важно знать, особенно на верхней станции. Там везде написано, что билетов недостаточно, а по прибытии наверх вы должны пройти регистрацию на определенное время трамвайчика вниз, иначе вас не возьмут. Просто чудеса.

Приезжаем наверх, нас сразу вычислил какой-то молодой человек в спецформе. Мы с большими рюкзаками, ковриками, сразу видно идем наверх. Подходит он ко мне и начинает спрашивать, вы наверх? Да, говорю. А у вас есть бронь на Тетрусе? Стою думаю, что ответить, прикидываюсь, что не понял вопроса. Сказать что нет, сразу завернет назад, если нельзя в палатках, а сказать, что есть, может проверить, будет еще хуже. Говорю, что поднимемся наверх и спросим есть ли места, а он говорит, что так не принято, но я плавно ухожу от него, делая вид, что не понимаю.

Уходим вверх, немного поглядывая назад, но преследования нет. Как потом оказалось, можно было смело говорить, что ночуем в палатках, там есть, наверно, единственное место в этом районе, где официально разрешен палаточный лагерь.

Дорога к Тетрусу нетрудная, у нас заняла около двух часов. Подъем с 2300 до 3160 метров.

Приют Тетрус.

Чуть выше приюта есть большая площадка для палаток, есть туалет, есть места на камнях, есть на снегу. Есть ручеёк с чистой водой, и прекрасный вид на кулуар — самое опасное место на классическом маршруте.

Дело в том, что там постоянно сыпят камни, для прохождения кулуара надо 40 секунд, а камень слышен только за 20 секунд. Весь вечер смотрели кино о храбрых альпинистах, которые смело преодолевали это препятствие. Многие стояли и ждали по 20-40 минут, не решаясь идти вперед, ожидая, когда перестанут падать камни, некоторые возвращались с полпути. Но все заканчивалось удачно, все проходили кулуар без приключений. Каждый год в этом кулуаре гибнут люди, мы учитывали это при выборе маршрута.

Выше кулуара находится один из самых высокогорных приютов Refuge du Goûter 3816m, это основное место старта классического маршрута.

Места в нем надо бронировать заранее, стоимость ночевки в приюте без бронирования 99 евро. Ночевка прошла штатно, никто не замерз, всем спалось хорошо, это давало оптимизм на будущее восхождение.

Утром ранний подъем, задача спуститься вниз к первому трамвайчику. Сегодня день важный, мы должны к вечеру подняться на Aiguille du Midi, откуда и будет начинаться наше восхождение на Монблан. Приходим к трамваю, а его нет, ждали больше часа, пришел только второй по расписанию. Отель, отдых, проверка снаряжения и в 15:00 выезжаем в Шамони.

Идем брать билеты на подъемник, 50 евро в две стороны, но кругом висят объявления, что пребывание наверху не должно превышать 2-х часов. А как же мы, что с билетами? Через два дня они не действительны и бери новые за 50 евро? Спрашиваем на кассе, нам говорят, да, только 2 часа и всё! Спрашиваем в окне информации, нас успокаивают, билеты действительны на 7 дней. Саше решаю взять на прокат кофлаки (горные ботинки), а то её, боюсь, промокнут, т.к. погода не очень холодная. Прокат снаряжения самый дешевый недалеко от подъемника (45.919446°, 6.868851°). Заходим в информационный центр посмотреть погоду, и прогноз нас просто огорчает. Погода будет только завтра и то до обеда, дальше усиление ветра и циклон. Все наши планы по еще одной ночевке на 3600 для акклиматизации рассыпаются. Или мы идем наверх завтра или мы не идем никогда.

На предпоследнем рейсе поднимаемся наверх. Вторая очередь подъемника имеет самый длинный в мире безопорный пролет. Длина второй ступени составляет 1470 метров, перепад высот с 2867 м до 3842 м.

Поднимаемся наверх, любуемся красотами Альп, виды потрясающие! Внизу видны места для палаток, несколько уже готовых мест пустые, думаем, ждут нас.

Весь комплекс Aiguille du Midi выглядит как какое то инопланетное сооружение, из фантастических фильмов. Но чтоб спуститься к месту ночевки надо пройти по гребню, он не такой узкий, как мы ожидали, но когда много народа идут вверх и вниз, могут быть сложность при расхождении.

Места (наши) никто не занял, ставим палатки, обсуждаем планы на завтра. Все согласны, что завтра это единственный шанс и его надо попытаться использовать, запаса по времени нет. Самочувствие у всех хорошее, ужинаем, собираем рюкзаки на завтра и спать. Наверх брали 2 веревки 40 и 30 метров, 10 ледобуров, горелку, котелок, перекусы, дополнительную теплую одежду, и питье. Про питьё надо сказать отдельно. Генка начитался Ковинова (наш альпинист, ходивший на Монблан и написавший очень хороший, подробный отчет о восхождении), так вот у него были проблемы с водой на восхождении, пить очень хотелось, а нечего, топить долго, да и не везде получится. Когда я планировал питье наверх, то всем, кто с рюкзаком, раздал по бутылке 2 л, а Генка прихватил в свой рюкзак еще пару бутылок, которые потом чуть не отобрали у него последние силы, назад в лагерь он доковылял еле живой, а пить нам в отличие от Ковинова не хотелось.

Спать осталось совсем чуть-чуть. Подъем в час ночи, в 2 часа выход. С утра небольшой перекус и вперед наверх, палатки оставляем на месте, надеемся здесь переночевать еще ночь после возвращения, так как подъемник на спуск работает до 17:00 и торопиться на него совсем не хочется. Пусть это не «наши горы», но мы надеемся… Движение начинаем в связках и кошках сразу от палаток. Палки я решил не брать и оставил их держать нашу палатку, чего не сделал Генка со своей палаткой, в результате по возвращении в лагерь его палатка переехала на 3 метра и держалась на одной тоненькой веревочке, можно сказать, повезло! А пока наверх, впереди первая вершина. Луна достаточно яркая, можно без фонариков, но все зажигают маячки. Зрелище завораживает, пока мы собирались, несколько групп уже впереди нас на склоне, вереницей огоньков поднимаются вверх, а внизу Шамони в огнях, вид как из самолета ночью над большим городом. Красота нереальная, было бы время и штатив, фотки получились бы классные. Но нам некогда, с обеда ветер, а впереди далёкая вершина. Подъем на первую вершину проходит относительно просто за 2 часа, все по графику, даже, может, быстрее. Где то на полпути наша дочка, Александра, начинает постанывать, даже немного всплакнула, не столько от усталости, сколько от того, что еще идти очень далеко и останавливаться здесь негде, да и некогда. Идем в связках, что накладывает свои особенности, и слабину веревке дать нельзя, и нагружать нельзя, чтоб не сдернуть впереди идущего. Тропа наверх хорошая, идти комфортно. На первой вершине два бергшрунда, они простые, проходишь и не замечаешь, особенно по темноте. Склон достаточно крутой, оступаться с тропы нельзя, безопасных выкатов при падении почти нигде нет. Спуск с первой вершины небольшой, около 150 метров, и снова наверх. На подъеме ко второй вершине нас застаёт рассвет, красота!

Вторая вершина интересней, здесь есть место, где надо вспомнить про работу с веревками, жумарами и другими премудростями альпинизма (на фотке красная линия). Взлёт представляет из себя снежно-ледовый склон около 50-55° длиной 60-65 метров. Первым наверх пускаем Гену, он у нас самый опытный, идет, крутит ледобуры. Веревки 40 метров хватает до промежуточной точки — большого камня, чуть выше середины подъема. Этот камень все используют как промежуточную точку, на нем куча веревок для страховки, на вид очень свеженьких. Мы тоже на них организуем страховку.

Мы по совету альпинистов из Шамони пошли на маршрут без касок, может, они и не нужны на этом маршруте, но пока мы ждали под склоном своей очереди, с него постоянно летели ледышки, сдуваемые все усиливающимся ветром. И здесь каски могли бы пригодиться, но нам повезло, все льдинки промчались мимо.

Один за одним накапливаемся на камне, выпускаем Генку вперед, вешать вторую веревку. Вторая часть немного короче, вначале камни, потом снег со льдом. Гребень второй вершины встречает нас сильным ветром, становится зябко, останавливаться не хочется, сразу мерзнешь.

Движемся вперед, снова спуск около 150 метров и начинается подъем на вершину, которую уже не видно, вся в облаках. Через 30 минут движения и мы входим в плотный туман. Начинается самая сложная часть маршрута, сложная физически. Идем медленно по 40-50 шагов дальше перекур. Навстречу попадаются чемпионы, которые уже спускаются с вершины. Спрашиваю всех, сколько осталось? Одни, глядя на нас, говорят: таким темпом 2 часа, другие 30 минут. Сашка начинает стонать, мы зачем туда идем? Мы там ничего не увидим! Чувствую, что она права, но идти надо, столько прошли, неужели не дойдем? Достаю GPS, смотрю, до вершины 600 метров по расстоянию и 300 по высоте, это где-то час — полтора хода. Дойдем! А самому начинают казаться какие-то нереальные вещи, то маленький камень в тумане кажется огромной скалой, то желтое пятно на снегу каким-то обрывом. Но сделав пару шагов, понимаешь свою ошибку. Подъем на третью вершину (Монблан) оказался самым тяжелым и долгим. И высота стала сказываться и усталость. Да и время уже 8 часов как мы в пути. Снова смотрю GPS, до вершины 300 метров по расстоянию и 150 по высоте, уже легче. Все пока идут, у Сашки сил навалом, но морально ей тяжелее всего, все-таки еще ребенок 13 лет. Раиске хоть бы что, у неё силы воли больше, чем у нас всех вместе взятых, да и подготовка даром не прошла. Серега виду не подает, идет потихоньку. Генка последний, и мне кажется, что мы чаще останавливаемся из-за него, лишняя водичка дает о себе знать. Мне тоже тяжело, но за мной идет моя дочка, я же не могу ей сказать, что я не могу идти, иду, подбадриваю её, и это все в тумане, видимость не более 20 метров. Туман местами расходится, и открывается вид на вершину, но я ничего не понимаю. Кажется, что до вершины еще не меньше километра по гребню влево. Прохожу 20 метров и все, предо мной пропасть, я на вершине!

Саша вторая, спрашивает, можно отстегнуться, я разрешаю, она ложится и, пока Генка подходит к нам, она спит крепким детским сном. Я даже немного испугался, спит ли? Бужу, она просыпается, просит еще немного полежать.

Мы на вершине Монблана (45.833006°, 6.865225°) УРА! (Рая, Сергей, Гена, Саша, и я). 9 часов вверх, многовато, но зато мы здесь. Облака иногда раздувает ветром, и нам открываются виды на итальянскую сторону. Мы на вершине, из Смоленска девчонок на Монблане еще не было, а девочек 13 лет  — тем более.

Кто-то идет по гребню с классического маршрута. Вершина не явно выражена, какой-то иностранец у нас спрашивал, точно ли это вершина, или надо еще идти. Подъем наверх это только половина дела, спуск важнее и чаще опаснее.

Спуск проходит без особых сложностей. Проблема на маршруте только одна, это бутылочное горлышко — спуск со второй вершины. Точка спуска одна, и спускаться параллельно основному маршруту неудобно и, как оказалось, намного дольше. Мы рассчитали так, чтоб на подходе к спуску там никого не было, а за нами пришло сразу 2 группы, одна группа из Литвы, вторая два человека, похоже, итальянцы. Итальянцы ждать пока мы освободим маршрут не стали, пошли параллельно нам, в результате, мы впятером были внизу раньше, чем они вдвоем, хотя наша подготовка, учитывая малый опыт Раиски (Саша занималась скалолазанием и понятие дюльфера ей хорошо знакомо), была явно слабее.

Шаг за шагом (вниз-то легче ноги передвигать), вершина за вершиной, пара бергшрундов.

И вот он наш палаточный лагерь. Уже на прямой, когда до палаток оставалось 500 метров, Генка просто остановился, решили убрать веревки и идти к палаткам своим ходом, по раскисшему снегу, кто как может. Общее время трека составило 14 часов. Многовато, видно не хватило акклиматизации, и водичка в Генином рюкзаке была лишней. А ветер уже разыгрался не на шутку, палатка Сергея и Гены была спасена, а вот Генин мешок от горелки все-таки улетел в Италию.

Утром встаем, палаток рядом нет, все снялись. Ветер сдувает с ног, о восхождении сегодня не может быть и речи. Собираемся и наверх к подъемнику. Подъем по гребню на 200 метров дается тяжело, Гена и Сергей периодически останавливаются, просят отдохнуть, у них достаточно тяжелые рюкзаки, а мои девчонки (тоже с рюкзаками) идут легко, как на прогулке по Смоленску, я ими горжусь, молодцы. Ветер местами пытается сдуть нас с гребня, приходится становиться на самостраховку, на ледоруб и ждать пока не утихнет порыв. Мы на верху, на подъемнике еще никого, билетики действительны, все в порядке, а внизу в Шамони нас уже ждут, нам готовят праздничный ужин, сувенирчики, заказана сауна в нашем отеле (сауна бесплатно). Спасибо Вам, нашему прекрасному тылу! В результате мы сэкономили один день, а так как нас ничего не держит (нет брони на отели аж до Лиссабона), мы решаем на следующее утро продолжить наше путешествие, распрощавшись с нашими друзьями. У них еще один день в отеле, а потом 4 дня на море и домой.

Выводы о маршруте: Маршрут средней сложности 2Б*, лавиноопасный. На маршрут нужны две веревки по 40 метров, нашей 30 метровой было маловато при сдергивании с длинного участка спуска. Диаметры веревок могут быть 9 мм, как у нашей 30-ки (8,7мм), мне кажется, вполне достаточно, все ходят с такими, это намного легче. Ледобуров достаточно 5 штук. Через 10 дней, после недельной непогоды и большого количества выпавшего снега, на этом маршруте погибли 2 итальянки в лавине, третью удалось спасти.

Итоги дней: мы сходили на Монблан!

День — 11. 29 июля 2013 года.
Шамони — Монако — Ницца — каньон Вердон кемпинг(43.795253°, 6.436473°).

Снова дорога! Ранний подъем, планы на день большие, прощание с друзьями и вперед. А за окном дождь льет стеной, гроза, что делается наверху даже трудно себе представить, но нас уже там нет, мы в теплой машине и едем к лазурному побережью! Впереди тоннель под Монбланом, это граница между Францией и Италией. Стоимость проезда 41 евро, очереди нет, оплачиваем наличкой и проезжаем. Длина тоннеля 11611 м, это не Норвежский 24,5 км, но тоже длинный. Надеемся, что на той стороне нас встретит солнышко, но нет тоже дождь, местами еще сильнее. Автобан до моря платный, стоимость проезда около 45 евро, пунктов оплаты несколько. Только при подъезде к побережью нас встречает солнышко. Цены в Италии (на этом автобане) на солярку и бензин нам показались самые большие за всю поездку.

Дорога очень красивая, вдоль всей дороги, начиная от Монако и до южной точки Европы мыса Тарифа, растут огромные рододендроны, все цветут разным цветом, просто красота! Они видны на фотке и часто выступают в качестве разделительной полосы на дороге.

Подъезжаем к княжеству Монако, дорога начинает немного напрягать, не только ценниками на проезд, но и некоторыми итальянцами, чем-то похожими на наших, недавно купивших жигули со знаком на заднем стекле «Всё можно!», или очень дорогую иномарку с удивительными номерами, забывшими, что на дороге все равны. Хочется сказать, что в Европе все наоборот, все водители у которых машины без крыши и которые пьют старое вино, ведут себя на дорогах очень корректно, как правило, двигаются, не нарушая скоростной режим, придерживаясь правого ряда, просто наслаждаясь жизнью со своей спутницей и красуясь перед другими. Приятно посмотреть, уважаю таких водителей, молодцы! Впереди Монако, сворачиваем с автобана, едем на заранее спланированную стоянку. Но попасть на неё не получается, мест нет. Начинаем колесить по узким улочкам в поисках места, стоянок много на каждом углу, но мест нигде нет, 30 минут поисков наугад приводят нас на крытую стоянку, где есть места и недалеко от центра (43.728471°, 7.415382°).

Паркуемся, идем гулять по карликовому государству. В Монако все доведено до совершенства, нет ни одного клочка земли пустующего или неухоженного, везде чистота и порядок, очень красиво. Посетили резиденцию князя Монако, погуляли по улочкам, где проходят гонки Формулы 1, на все ушло пару часов. Возвращаемся к машине и в Ниццу, все рядышком, выезжаю на автобан, снова оплата дорог, бюджет поездки начинает трещать по швам, с такими ценами Европу не объехать. Это, конечно, не так дорого, как на М1 10 рублей за километр, в среднем все платные дороги стоят 10 евро за 100 км. Для себя решаю, что следующий отрезок поеду по бесплатным дорогам. Ницца рядышком — 21 км. 30 минут и мы на месте, паркуемся на запланированной парковке (43.697517°, 7.270777°) в центре города, рядом с набережной.

Прошлись по центру, погуляли по набережной.

Почему сюда рвутся наши? Даже море и то страшное, на заднем плане фото видна огромная полоса грязи, вытекающая из речки, как они бедные здесь живут и купаются? В остальном, правда, все хорошо на первый взгляд. Час прогулки, больше мы не планировали, да и время уже поджимает, впереди Канны. Хотели посмотреть, где проходят кинофестивали. Решение ехать по бесплатной дороге 25 км до Канн здесь было ошибочным. Пробка началась сразу и после полуторачасового стояния в ней пришлось Канны оставить на следующий раз. Выезжаем на автобан и в кемпинг, до которого еще 130 км, а успеть надо к 20:00, некоторые кемпинги работают только до этого времени, конкретно про этот я не знал.

К кемпингу приезжаем ровно к 20:00, большая часть дороги к кемпингу проходит по бесплатным дорогам, ближе к каньону начинаются серпантины. Кругом красота. Кемпинг (43.795253°, 6.436473°) небольшой, цена на троих с машиной на ночь с бесплатным wi-fi — 15 евро. Мы вторые из русских, кто здесь останавливался. Интернет, правда, только рядом с ресепшеном, но это не беда. Темнеет очень рано, и в инет мы попадаем только при свете фонариков. Администратор кемпинга очень приятный, общительный мужчина, подробно нам рассказал, как нам лучше завтра посмотреть каньон, какой дорогой проехать, где повернуть. Спасибо ему огромное, все сделали, как он сказал.

Итог дня: пройдено 668 км, за целый день.

День — 12. 30 июля 2013 года.
Каньон Вердон — кемпинг перед Марселем(43.224190°, 5.540634°) и снова «свободная Европа», которая меняет наши планы.

Каньон Вердон считается самым красивым в Европе, длинной 25 км, глубиной до 700 метров. Мы объехали его вокруг, красиво. В одном месте дорога имеет одностороннее движение и проехать по ней можно, только если двигаться против часовой стрелки вокруг каньона.

По дороге множество смотровых площадок с красивыми видами, кругом заросли самшита. У нас на Черноморском побережье предлагают экскурсии в самшитовую рощу, а здесь все в самшите и практически даром можно им полюбоваться, ощутить его неповторимый (специфический) запах.

Насмотревшись видами каньона, едем к морю, где у нас запланирован поход выходного дня с ночевкой на побережье в палатках или без них, как получится. Мы планировали сходить на пару относительно диких бухт (43.204088°, 5.510651°) недалеко от Марселя, накупаться вдоволь, понырять и втихушку переночевать на пляже или в кустиках чуть выше бухты. Едем, приезжаем в город Кассис, ищем стоянку, к нашей запланированной стоянке проехать не можем, то тут, то там перекрыто движение, начинаем искать, что попадется. Все занято. На одной из открытых стоянок (43.216017°, 5.541388°) останавливаемся поразмыслить и посмотреть GPS, где есть еще варианты парковки. Пока стоим, идет парочка, явно забирать машину, я к ним спрашиваю, за машиной? Они кивают. Можно на ваше место? Они говорят, конечно, давай. Ура, мы нашли место. Подъезжаю, жду пока парочка освободит его, только они уезжают, как какая-то другая машина пытается это место занять. Я выхожу из машины и говорю: «Это моё место». Они, даже как мне показалось, немного испугавшись, говорят: «Да, да, сори». «Спасибо» европейским СМИ за имидж русского человека, иногда это бывает полезно. Стоянка под открытым небом, до 18:00 платная, дальше бесплатная до 9:00. К 9:00 мы завтра не успеваем, но делать нечего, переплачиваю немного за стоянку, собираем вещи и вперед на море!

GPS точки наших бухт в навигаторе. Мы пользовались для похода самым простым навигатором Garmin Etrex 10. Лучше не придумать, без всяких излишеств, типа не нужных цветных карт и барометров. Аккумуляторов хватает на 25 часов, я за весь поход не менял, шустро ловит спутники, удобно работать с форматами хранения данных. Идем по навигатору. На выходе из города ворота начинается тропа, ворота открыты, на них целая куча каких-то табличек на французском языке, говорю Саше (второй язык) прочитай, она мне, что ничего не понимаю, английского не нашел. Идем дальше, даже подумать не мог, что это нас может касаться. Через метров 500 нас догоняет джип, за рулем молодой паренек в полицейской форме. Останавливается и, не выходя из машины, начинает спрашивать: «Вы куда?». Я ему говорю, что идем на пляж купаться, он отвечает, что эти пляжи закрыты! Я спрашиваю почему? А он мне, разве вы не читали табличек на входе? Я говорю, что там только по-французски. Он извиняется, и говорит, пляжи закрыты, потому что сильный ветер! Ветер действительно сильный, но причем здесь пляжи? Еще раз переспрашиваю, он кивает головой и мило улыбается. Спасибо вам, за заботу о нашей безопасности! Что делать? Планы сорваны, обойти эту дорогу, а вдруг он появится на пляже, тогда будет неловко смотреть ему в глаза, он нас предупредил. Возвращаемся.

Идем на общественный пляж, купаемся, сколько можем. Вода очень холодная, не больше 18 градусов, но чистая, видимость более 20 метров, немного поныряли, посмотрели на полчища морских ежей на дне, рыб мало, но я видел охотников, значит должен быть крупняк.

Накупавшись, возвращаемся к машине, по дороге пытаюсь найти положительное из произошедшего.

Да плюсы есть, завтра едем в Марсель, он не был в наших планах, но, говорят, там есть что посмотреть. А пока в кемпинг, он рядышком, в этом же городе (43.224190°, 5.540634°). Кемпинг очень уютный, стоимость 30 евро.

Итог дня: пройдено 232 км, за целый день.

День — 13. 31 июля 2013 года.
Кемпинг перед Марселем — Марсель — кемпинг за Марселем (43.313761°, 3.547863°).

Марсель рядышком, в 9:00 мы на стояке (43.290314°, 5.369322°), которую нашли вчера по инету. Стоимость стоянки 11,5 евро за 5 часов прогулки по Марселю.

Первым делом идем наверх, на высшую точку Марселя к базилике Нотр-Дам. Оттуда открывается красивый вид на весь город, хорошо видны острова, и тут я вспоминаю, что именно здесь расположен знаменитый остров Иф. Он маленький на верхней фотке.

Гуляем дальше, приходим на старую набережную, смотрю очередь на катера, подходим, точно, это экскурсии на остров Иф и соседний с ним Frioul. Стоимость билетов 15 евро, детям дешевле. Кораблики ходят по расписанию, на любом острове ты можешь задержаться и продолжить маршрут дальше, когда захочешь.

Первый остров ИФ, прославленный Александром Дюма в романе Граф Монте-Кристо. Наверно, его читали все, а французы из сказки сделали быль.

Создали на острове все, как в романе, камеру, где сидел Эдмон Дантес, лаз и камеру аббата Фариа. Все очень правдоподобно, но за вход в крепость еще надо заплатить.

Второй остров тоже интересен с точки зрения отдыха, там есть хорошие пляжи, где можно провести целый день. Мы тоже искупались, походили по острову и домой в Марсель.

В Марселе все наталкивает на мысль, что рядом находится музей Сальвадора Дали. Туда мы завтра и направляемся, а пока в кемпинг на море.

Кемпинг ухоженный, не дешевый 50 евро.

Итог дня: пройдено 391 км, за целый день.

День — 14. 1 августа 2013 года. Кемпинг за Марселем — музей Сальвадора Дали — монастырь Монтсеррат — Кемпинг Барселона (41.272355°, 2.042728°).

Все, с это дня едем только по бесплатным дорогам, хватит платить, на все дороги денег не хватит. И поехал, а впереди Испания, на границе с Испанией снова пробка на бесплатной дороге, час потерян. Немного отвлекусь от маршрута на бесплатные дороги. За время всего оставшегося путешествия пробок больше не было. Бесплатные дороги мне понравились значительно больше платных, в среднем проигрыш по времени составлял 1-1,5 часа на 300 км пути, и это был единственный недостаток бесплатных дорог. Дальше сплошные плюсы, дороги красивее, ты экономишь на топливе, т.к. не гонишь как сумасшедший, заправляешься на более дешевых заправках, заправки на автобанах везде дороже, и в некоторых местах выигрываешь на расстоянии, автобаны иногда (было и во Франции и в Испании) делают длиннее бесплатных дорог. Исключение составила только Португалия, где бесплатные дороги, извилистые, узкие, долго ехать по ним тяжело и медленно. Да еще португальцы отличаются от общей европейской массы водителей. Понятие дистанции у них отсутствует, от этого начинаешь уставать. В Португалии единственный раз за всю поездку я видел машину на встречке, с небольшого расстояния, у нас такое видишь постоянно, каждый день, это норма для наших водителей, но там это редкость, водители дисциплинированные, и на большинстве дорог просто нет возможности оказаться на встречной полосе. Всё выше сказанное лично мое мнение, не претендующее на истину.

Подъезжаем к городу Figueres. Стоянку (42.268353°, 2.959485°) находим быстро, она рядом с музеем, стоит 5 евро.

В музей стоит очень большая очередь, движется быстро, но час постоять придется. Стоим, подходит русский гид, одной из групп и предлагает нам купить билеты, без очереди и чуть дешевле. Время входа в музей для группы через 15 минут. Я, конечно, не сторонник таких сделок, но уж больно она уговаривала, ссылаясь на то, что кто-то отказался, а билеты пропадают. Соглашаемся, ждем, точно через 15 минут группа собирается, мы с ними попадаем в музей, бонусом была небольшая экскурсия на русском.

Дальше ходим сами, смотрим. Музей неоднозначный, многим не нравится (по отзывам в инете), а мне понравился, да, необычное искусство, но посмотреть точно есть на что, и задуматься можно.

Полтора часа на музей, и полчаса на выставку украшений по эскизам Дали. Она рядом с музеем, вход с другой стороны здания. Стоимость музея 12 евро.

Едем в Монтсеррат, до него около 150 км по бесплатной дороге и около 165 по платной. Едем по бесплатной дороге. Дорога отличная, пробок нет, два часа и мы на месте. Парковка (41.595777°, 1.839292°) стоит 5,5 евро, свободных мест много, правда, мы приехали в 16:00.

На знаменитый хор мальчиков мы опоздали, идем осматривать монастырь.

Без экскурсовода тяжело, покупаем книгу о монастыре на русском. Покупка книг с описанием интересных мест, где мы были, составила значительную статью расходов в нашей поездке, но на это денег не жалко, дома можно спокойно все прочитать и немного расширить свой кругозор. В монастыре можно потратить полдня, а если попасть к обеду, то и на хор успеть и на вершину горы сходить, оттуда, говорят, очень красивые виды. А мы едем в Барселону, точнее, в кемпинг ближе к городу на две ночи и весь завтрашний день посвятим столице XXV летних олимпийских игр 1992 года.

Кемпинг еще дороже, чем предыдущие, стоимость за ночь 53,5 евро. Условия не очень, инет платный 2 евро в сутки, плохой и только на ресепшене, травки под палатку нет, пыльно, всю ночь летают самолеты, кемпинг строго на линии взлета. Море рядом.

Итог дня: пройдено 253 км, за целый день.

День — 15. 2 августа 2013 года. Барселона.

Недалеко от кемпинга автобусная остановка. До центра города ходит рейсовый автобус. Билеты продаёт водитель по 2 евро. Билеты выгоднее покупать по 10 штук за 9,8 евро, билеты действительны на полтора часа на всех видах транспорта.

В Барселоне много карманных воришек, как пишут люди в отчетах, и так зевать, как девушка на фотке, не рекомендуется. Нам, правда, везло, но я из-за этих отзывов о Барселоне решил не останавливаться в центре города в отеле, хотя у меня было бронирование достаточно дешевое, почти как кемпинг, но проблемы с парковкой в центре и воришки, которые иногда прокалывают колеса на светофорах иногородним, чтоб остановить машину и украсть барсетку, меня отпугнули. А может, это просто слухи.

В Барселоне мы посетили несколько интересных мест, это Собор Святого Креста и Святой Евлалии (41.384215°, 2.176275°).

Храм Святого Семейства (41.403611°, 2.174444°), от собора пешком по GPS около 40 минут неспешного хода. Очередь в храм большая, но идет быстро, стояли около часа.

В храме есть русскоязычные аудиогиды, храм хоть и находится в вечной стройке, но посещение его, на мой взгляд, обязательно.

Это один из самых известных долгостроев мира, строится, начиная с 1882 г. по проекту Антонио Гауди.

Барселона красивый южный город, с пальмами и необычной архитектурой.

Памятник Колумбу на набережной (41.375823°, 2.177740°) расположен в том месте, куда Колумб вернулся из своего первого путешествия в Америку. Что мне нравится в Европе, это то, как умеют работать с туристами, везде есть будки информации, где ты можешь спросить, как попасть в ту или иную точку, тебе не только расскажут, покажут, но и дадут бесплатную карту города. Молодцы. Вот и мы, собираясь на высшую точку Барселоны — гору Тибидабо высотой 512 метров, понятия не имели, как туда попасть с набережной, даже не знали, как правильно назвать эту точку. Но в палатке с надписью «информация» нам все очень подробно и доходчиво объяснили. В начале метро до такой-то станции, затем автобус несколько остановок, дальше фуникулер и вы на месте (41.421668°, 2.119075°).

Нам показалось сложно, но мы поехали и через час или даже раньше, были на месте.

На вершине горы расположен храм Святого Сердца.

Есть кафешки с адекватными ценами.

Храм и внутри и снаружи красив, имеется смотровая площадка за 2 евро.

Уставшие, но счастливые мы возвращались домой, в нашу любимую палатку с огромным желанием покупаться в Средиземном море. Барселона нам очень понравилась, здесь стоит провести 2-3 дня, не меньше, может быть, когда-нибудь мы сюда еще вернемся.

Итог дня: прошли по Барселоне неизмеренное расстояние пешком, проехали на метро, автобусе и фуникулере.

В следующей части: поиски здравого смысла в Парижском метро, особенности автосервиса Германии, поиски заправок на Венгерском автобане и многое другое…

Продолжение следует …


Drom.ru

Комментарии

  
Междуреченск
Сообщений: 421
Красотааа!!
24
1
Ответить
   
Нижний Новгород
Сообщений: 515
Здорово!
18
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 6
За 2Б* мегазачёт!!!
17
 
Ответить
  
Сообщений: 315
Хороший отчет! Некоторые вещи можно взять на заметку ! Ждем вторую часть !
11
 
Ответить
 
Салават
Сообщений: 4
Ваше путешествие в Норвегию вдохновило меня на путешествие с годовалым ребенком в Норвегию (http://www.nedoma.ru/articles/170942.html). Тогда мы совершили восхождение на стену Троллей (с ребенком). И вот опять ))) Прочитал отчет и очень сильно захотел в шамони... В общем Спасибо большое (за пример, мотивацию и руководство к применению).
15
1
Ответить
 
Москва
Сообщений: 198
Молодцы земляки!!!ну очень интересный рассказ.5..
3
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 3035
Весьма! Представляю , как одноклассники Вашей Александры обсуждают где были на каникулах, а она так невзначай "Покорила Монблан , ну и так по мелочи пару вершин..."))) Молодцы , что дочь затянули.
Вторая -то вершина довольно лавиноопасна , если судить по фото.
13
 
Ответить
    
Кемерово
Сообщений: 1670
Читал первый отчет. Много думал. Съездил с семьей. Новая поездка и вновь у меня много материала для размышлений! Спасибо!
Smikoff, Kemerovo-42, Opel Zafira 1.8 2012.
Merida Matts Pro-D 2011.
http://travel.drom.ru/22826/
6
 
Ответить
 
Киров
Сообщений: 188
"Вторая очередь подъемника имеет самый длинный в мире безопорный пролет. Длина второй ступени составляет 1470 метров, перепад высот с 2867 м до 3842 м"

Чот вы гоните=)

Вот из Вики про Ай-петри-канатку: "Между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» нет ни одной опорной вышки, а расстояние между ними составляет 1670 м. Один из самых длинных безопорных пролетов в Европе (в Германии в местечке Оберьеттенберг канатный подъемник Райтеральпе имеет длину пролета 1980 м)"

айайай
Toyota Corolla AE101 4a-fe
Toyota Vista SV33 3s-fe
2
7
Ответить
 
Киров
Сообщений: 188
"Вторая очередь подъемника имеет самый длинный в мире безопорный пролет. Длина второй ступени составляет 1470 метров, перепад высот с 2867 м до 3842 м"

Чот вы гоните=)

Вот из Вики про Ай-Петри канатку: "Между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» нет ни одной опорной вышки, а расстояние между ними составляет 1670 м. Один из самых длинных безопорных пролетов в Европе (в Германии в местечке Оберьеттенберг канатный подъемник Райтеральпе имеет длину пролета 1980 м)"

айайай
Toyota Corolla AE101 4a-fe
Toyota Vista SV33 3s-fe
1
7
Ответить
  
Ingolstadt
Сообщений: 11398
ждёмс вторую часть, только не затягивай. А по Европе можно практически бесплатно ездить, по обычным дорогам, правда по времени выйдет в два раза дольше. А расход топлива выходит так-же как и по автобанам, так как кроме Германии везде ограничения в 120-130 км/ч, а это самый маленький расход топлива , и автобаны практически все ровные, мало перепадов высоты.
Мой отзыв: Hyundai i30 2014
1
 
Ответить
   
автор
Смоленск
Сообщений: 25
6e3yMHuk:
"Вторая очередь подъемника имеет самый длинный в мире безопорный пролет. Длина второй ступени составляет 1470 метров, перепад высот с 2867 м до 3842 м"
Чот вы гоните=)
Вот из Вики про Ай-Петри канатку: "Между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» нет ни одной опорной вышки, а расстояние между ними составляет 1670 м. Один из самых длинных безопорных пролетов в Европе (в Германии в местечке Оберьеттенберг канатный подъемник Райтеральпе имеет длину пролета 1980 м)"
айайай
Извиняюсь, был не прав, там опечатка, это перепад высот 1460 метров с 2317 до 3777 метров, а пролет значительно больше.
1
 
Ответить
   
автор
Смоленск
Сообщений: 25
Извиняюсь за неточности в описании подъёмника, не думал что это так важно. Там опечатка перепад высот с 2317 до 3777 метров составляет 1460 метров, а пролет естественно значительно больше.
6
1
Ответить
   
автор
Смоленск
Сообщений: 25
Извиняюсь за неточности в описании подъёмника, не думал что это так важно. Там опечатка перепад высот с 2317 до 3777 метров составляет 1460 метров, а пролет естественно значительно больше,
4
 
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82903
молодцы
GET BIG OR DIE.
 
1
Ответить
  
Смоленск
Сообщений: 474
Здорово! Молодцы! Ждём второй части! Итоговая статистика желательна.
4
5
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Да, хотелось бы тоже испытать себя восхождением на Монблан.
3
1
Ответить
     
Сообщений: 97
У автора фобия на японский автопром?Нет,ну прекрасная поездка,а у автора дикое удивление вызывает расход топлива у товарищей путешественников:типа лохи,гляньте на меня,как должно быть.Некрасиво по меньшей мере...
5
29
Ответить
   
автор
Смоленск
Сообщений: 25
Mark Bernes:
У автора фобия на японский автопром?Нет,ну прекрасная поездка,а у автора дикое удивление вызывает расход топлива у товарищей путешественников:типа лохи,гляньте на меня,как должно быть.Некрасиво по меньшей мере...
Нет, нет, таких мыслей никогда небыло. Каждый машину выбирает для себя, для своих целей и задач. Или нет? Даже не думал про японский автопром, неужели Вам так важен производитель, а не характеристики? Мои друзья тоже выбрали для себя лучшую машину и не жалеют об этом! Здесь были только факты, а не эмоции.
18
2
Ответить
    
Караганда
Сообщений: 1026
Классная поездка.
Вращающийся под"емник есть в Италии на Montebaldo. И тоже, как говорят итальянцы, единственный в мире :-))))
Каждый кулик...
А поездка - шик!
Ай инджой май кар!!!
-----------------------------
1
 
Ответить
  
Сообщений: 468
Оч.интересное путешествие. Спасибо. Молодцы. Удачи.
5
 
Ответить
  
Сообщений: 325
Очень интересно! Особенно понравилось самостоятельное восхождение на Монблан! Так держать!!!
7
 
Ответить
  
Ingolstadt
Сообщений: 11398
Mark Bernes:
У автора фобия на японский автопром?Нет,ну прекрасная поездка,а у автора дикое удивление вызывает расход топлива у товарищей путешественников:типа лохи,гляньте на меня,как должно быть.Некрасиво по меньшей мере...
всё правильно автор написал, у товарищей ( вернее тачек товарищей ) жор очень даже не плохой, машинки то не лёгкие, они жрут очень прилично.
4
 
Ответить
 
Сообщений: 193
Был на смотровой площадке Aiguille du Midi в середине июня 2012, одно из моих самых ярких впечатлений от европейской поездки. Кстати требования вернуться назад в течении 2 часов тогда не было... Видно туристов больше стало, не хватает места...

На смотровой площадке встречаются даже Бабочки (цыганки), как они там выживают -непонятно. Автору огромный РЕСПЕКТ!!!
1
 
Ответить
     
Углегорск
Сообщений: 3432
фото очень красивые
2
 
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 5754
читал только про монблан. нечасто здесь такое увидишь :).
ну, с горой! :)
3
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2787
Молодцы нет слов!
2
 
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 5754
Исключение составила только Португалия, где бесплатные дороги, извилистые, узкие, долго ехать по ним тяжело и медленно.
______________________________ __
в италии тоже бесплатные дороги не аллё. тяжко по ним тошнить через бесконечные деревни и городки. ограничение 50, и куча-куча круговых движений на перекрестках, где нужно сбрасывать до 20.
1
 
Ответить
   
Видное
Сообщений: 900
"От Варшавы на Берлин идет новенький платный автобан (около 1000 рублей за 3 или 4 пункта оплаты), скорость не ограничена, т.е. знаков нет, мы едем, как и почти весь поток, 150-160 км/ч."

Ограничения есть! Просто были невнимательны на границе...
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/73517/
4
1
Ответить
 
Киров
Сообщений: 188
"Извиняюсь за неточности в описании подъёмника, не думал что это так важно. Там опечатка перепад высот с 2317 до 3777 метров составляет 1460 метров, а пролет естественно значительно больше."
Да ничего страшного) Ну другое дело) значит пролет в районе 2к метров. да еще с высоты 2300=)Надо же точно знать чему завидовать))

Вообще автор молодец) за дочь вообще респект:)) Ждем продолжения!)
Toyota Corolla AE101 4a-fe
Toyota Vista SV33 3s-fe
6
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 33760
класс
1
 
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 337
Автору огромное спасибо, респект и всяческих похвал семье. Прочитал все, очень интересно, хотя редко отдаюсь подробному чтению большинства отчетов. Значит меня действительно поразил ваш подвиг, именно так могу охарактеризовать его. Жду продолжения и желаю дальнейших побед.
3
 
Ответить
     
Omsk
Сообщений: 105
Крутяк!
 
 
Ответить
нижний тагил
Сообщений: 2
Молодцы!! Классное путешествие.
4
 
Ответить
 
Regensburg
Сообщений: 156
Хорошо написано. Легко читать.
4
 
Ответить
  
Уфа
Сообщений: 14
Отличный отчет! отдельное спасибо за рассказ про восхождение! очень полезная информация
4
 
Ответить
  
Саянский
Сообщений: 331
Хороший отчёт.
1
 
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 919
Понравилось ваше путешествие. Спасибо за рассказ.

Возник вопрос, как и чем вы питались, неужели все продукты везли из России и как готовили?
Будущее где-то рядом?
1
 
Ответить
 
Курганинск
Сообщений: 133
Объехали всю Европу , посетили кучу красивейших городов и мест , на гору забрались - молодцы вы да и только !!! Получил море позитива от вашего путешествия .
********
1
 
Ответить
   
автор
Смоленск
Сообщений: 25
Спасибо всем за коментарии. Если мой отчет кому-нибудь пригодится, значит написал не зря. Вопрос про питание, немного затронут во второй части. Примерно 50% продуктов мы брали с собой, остальное в сетевых магазинах, во многих цены как у нас. Готовили в кемпингах на горелке, в отелях хуже, или чай с круасанами, электро чайник у нас был, или заходили в кафешку.
4
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4362
Хорошее путешествие получилось.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
1
 
Ответить
     
67 параллель
Сообщений: 3185
Отличное путешествие, и описание, только с моей точки зрения небольшой недостаток использование горной спец. терминологии (кулуар, бергшрунд) без ее расшифровки (не все тут альпинисты, а каждый раз лазить в гугл напрягает)
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
1
 
Ответить
    
Сообщений: 38778
Хороший отчёт!)
1
 
Ответить
Комсомольск-на-Аму
Сообщений: 3
Евгений Александрович, доброго времени суток! Беспокоит Милованов Александр, если помните такого. Очень был порадован, услышав о Вас спустя много лет. Не читал описание первого путешествия, но всё вышесказанное - просто СУПЕР!!! Большущий привет семье, Геннадию, по возможности Сергею Викторовичу и Ольге Викторовне! Удачи Вам!!!
Мой отзыв: Hyundai Sonata 2010
 
 
Ответить
  
Сообщений: 258
Street Storm:
молодцы
Street Storm:
молодцы
да ладно тебе
 
 
Ответить
   
автор
Смоленск
Сообщений: 25
Алекс Николаич:
Евгений Александрович, доброго времени суток! Беспокоит Милованов Александр, если помните такого. Очень был порадован, услышав о Вас спустя много лет. Не читал описание первого путешествия, но всё вышесказанное - просто СУПЕР!!! Большущий привет семье, Геннадию, по возможности Сергею Викторовичу и Ольге Викторовне! Удачи Вам!!!
Саша привет! Конечно помню, приветы передам. Сам то как? Туризмом увлекаешься? В Смоленске? Может пару слов мне на почту кинь rea_rde@ http://mail.ru
 
 
Ответить
    
New Zibirsk
Сообщений: 1735
фото великолепного качества!
Улыбайтесь, это раздражает
2
 
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 63
Потрясающее путешествие! Если по длине маршрута и продолжительности поездки есть соперники, то совмещение такого путешествия с восхождением на Монблан просто уникально. Спасибо за мелкие подробности о неприятных моментах поездки, они очень поучительны. Полезен также опыт минимизации расходов. Ждем продолжения отчета.
 
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9689
Очень интересный и полезный отчёт. Ждём продолжения.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
 
 
Ответить
   
Улан-Удэ
Сообщений: 722
Ни чего себе здорово!!! Везет вам там в Смоленске. Во Францию можно скататься. У нас тут из Сибирской тайги хрен вылезешь(((((((
 
 
Ответить
   
автор
Смоленск
Сообщений: 25
DDDddd:
Ни чего себе здорово!!! Везет вам там в Смоленске. Во Францию можно скататься. У нас тут из Сибирской тайги хрен вылезешь(((((((
Да к Европе наб ближе, зато к Байкалу дальше. Были там в 2005, хочется еще съездить.
1
 
Ответить
   
Город Ангелов
Сообщений: 554
Молодцы Удачи на дорогах!!!
 
 
Ответить
 
Удмуртия,п.Кез
Сообщений: 128
Круто!Особенно на Монблан!
Мой отзыв: Opel Corsa 2008
 
 
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 13
Отличный отчет!
Сам живу в Иркутске. Как раз в эти выходные восходил на Мунку-Сардык в первый раз) А тут как раз отзыв с восхождением, знакомые чувства испытал.

Да в европейской части все гораздо доступнее и ближе. Но как говорится было бы желание)
ВАЗ2107`95>Honda CIVIC Ferio`02>Nissan Primera Wagon`01>SUBARU LEGACY WAGON`00>Honda Torneo SIR`00
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 24706
Отлично. Молодцы.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие