|
Стоит золотая осень. Каждый денек, как божий подарок, и сидеть в такую погоду в городской квартире — просто преступление. В путь! Все как-то мечталось и хотелось прощупать одну дорожку — с Култукского тракта в районе переезда и вниз к Байкалу. Давным-давно в детстве ходили мы этим маршрутом, спустившись к КБЖД и потом вправо до Култука, но в точности я его, этот маршрут, не помню.
Среда, раннее утро, выехал из гаража, заскочил домой за батарейками и различной мелочевкой и уже перед самой отправкой решил проверить масло в заднем редукторе. Так и есть. Подозрения подтвердились. После недавней поездки на зимовье «Сказка», в Олхинском броде хапнул воды. Шланг сапуна тогда вывалился из-под сидения, и редуктор теперь был наполнен эмульсией. Так так-так-так-так... О! Рядом Кузьмиха-сервис, бегом туда. И уже по традиции, которую пора искоренять, я с утра вместо поездки занимаюсь устранением мелких косяков и тратой времени. Час делов, сонные сервисмены, за которыми не лишним был пригляд, и я в пути. Все-таки хорошо, когда уверен в технике.
Перед Шелехово заскочил в кафешку и, быстро перекусив, продолжил пилить по тракту. Мелькали километровые столбы, денек разгулялся, настроение отличное и вот уже показался новый широкий виадук над ТрансСибом. Остановился сделать пару кадров. И фотографировать пришлось на телефон, потому как обнаружил, что забыл фотоаппарат дома. Но не беда.
По обочине, пока я снимал, торопливо ковыляя ко мне приближался пожилой и худой, с испитым лицом человек. На спине у него болтался и бумкал пустотой помятый, видавший виды алюминиевый горбовик. «Браток, подбрось, а? Там фура перевернулась, надо мне туда!». С такими словами, почти и не спрашивая человек уже держался за спинку, готовый сесть вперед меня на квадрика. «Ну что ж, прыгай, куда от тебя деться», — приказал я неожиданному попутчику. Пара-тройка километров, и действительно справа в кювете лежит поверженная туша фуры. Вокруг уже копошились такие же аборигены, как и тот, что был за моей спиной. Собирали в ящики под присмотром хозяев уцелевшие фрукты. Мой неожиданный попутчик быстро спрыгнул на обочину и растворился в этой ватаге. Н-да… оказывается, и в Сибири можно увидеть сбор фруктов.
Ладно, мне пора, уже налегке через десять минут я поворачивал на знакомую дорожку, ведущую через таежные дебри вниз к Байкалу. Лес снова пьянил запахом прелой листвы, а дорога становилась все интересней и живописней, заманивая меня все дальше и дальше.
Курумник. Застывшая каменная река. Видимо, следы сходившего некогда здесь ледника.
Лесная аллея.
Разбухшие колеи лесных дорог, как же кайфово их с легкостью преодолевать. Местами дорога становилась похожа на парковую аллею. Такая же ровная, усыпанная листвой, ухоженная и прямая, как где-нибудь в Петергофе. Без труда разгонялся до 70-ти. Ветерок покачивал деревья, сверху сыпалось золотое конфетти. Освобожденные листья танцевали и с шуршаньем кружились поземкой за моей спиной. Всегда мечтал, что бы так.
Маршрут оказался очень интересный и разнообразный. Не зря он полюбился многим туристам. В одном месте, преодолевая небольшое болотце, засел.
Пока увлеченно разматывал лебедку, не заметил, как подошел паренек. «Вы тоже за шишкой?». Твою мать, я аж подскочил и чертыхнулся от неожиданности. Паренек тоже опешил и извинившись, что напугал, предложил помочь. Рассказал, что сам он из Усолья- Сибирского и вот приехал немного наколотить ореха, да, похоже, его весь уже выбили.
— Не мудрено, — заметил я. Пока ехал, приметил штук десять балаганов, с кучами шелушеной шишки возле них. И это только около дороги, те, что видно, а сколько их по лесу, и представить-то трудно. Эти места популярны не только у туристов, но и у людей, промышляющих тайгой. Ладно, разобрался с лебедкой и, выбравшись из болотца, пожелав пареньку удачи, покатил дальше.
Нам прямо.
Обед.
Чаек, примусок.
Вот и уютная полянка на берегу ручья. Пора сделать привал. Быстрый чай, бутерброды, и снова тарахтеть, преодолевать спуски и подъемы, небольшие бродики и ручьи.
Каменистый, труднопреодолимый для машин овражек.
Лес снова расступается, рядом Байкал.
Могилки каторжан-строителей КБЖД.
Брод.
Желтый, тебе идет этот лес! :)
Вот и знакомый мост, сквозь пролеты которого показался Байкал.
Пара кадров и поиск безопасного подъема на железнодорожные пути. Благо, оказался довольно пологий подъем вдоль железки, по сужающемуся желобу, образованному между скальником и железнодорожной насыпью.
Выехал на рельсы, попробовал и так, и сяк. Заезжаю, выезжаю, проблем никаких. Вот тут я и призадумался. Куда же мне двигаться дальше-то? Возвращаться пройденным маршрутом уже неинтересно. Двигать вправо на Култук, это удаляться от дома и потом пилить по асфальту более 100 км назад в Иркутск? Тоже не хочется. Решил ехать в сторону порта Байкал. Это 60 километров по рельсам. Попробовал по шпалам. Вроде ничего. Там где они хорошо присыпаны щебнем — ехать одно удовольствие, но перед въездом в туннель ямы между шпалами становились глубже и вызывали невыносимую тряску. Пришлось выскакивать на тропинку, что лежит рядом с рельсами. Так, прыгая то внутрь колеи, то наружу, я худо-бедно добрался до станции Шарыжалгай. Из будки вышли два охранника и замахали мне руками. Оказалось, что вот-вот скоро должен пройти встречный. Остановился, поболтали.
У них тут на базе ЧП на днях случилось. Человек утонул, выпав с лодки, недалеко от берега. Видимо, проверял сети с рыбой, в них же и запутался. Комиссия приехала аж с Москвы, а тут еще я такой бодрый по рельсам навстречу поезду. Для комиссии, как тряпка для быка. Охранники посоветовали мне подождать на следующей полянке за туннелем. Дождаться встречного поезда и дальше уже ехать не бояться. Больше сегодня движения не ожидается. Так я и сделал.
Действительно, через минут 20 вдалеке показался небольшой состав. Матаня. Так местные жители ласково прозвали эти тепловозы, доставляющие продукты в вагоне-магазине и являющиеся по сути единственным транспортом на большую землю. Тяжело бухая железом небольшой состав прогремел мимо. Пора. Уже пятый час, а мне еще непонятно, как же тут ехать?
Решение пришло само-собой. Устав трястись и уже порядком обозлившись, я нажал на курок газа и почувствовал, как Желтый перестает вязнуть в этой невыносимой вибрации шпал. Словно моторная лодка, встающая на винт, когда выходит на глиссирование. Ближе к скорости в 50 километров в час вибрации исчезают и ехать становится комфортно. Осмелев я набрал все 70 и вцепившись в руль мчал пронизывая туннели и галереи, врубив дальний свет.
Надо заметить, что так быстро по кругобайкалке я не ездил никогда. Пешком четыре дня с палаткой — это да. На поезде несколько часов — бывало, но так... Странные ощущения нереальности происходящего. Собраться на Кругобайкалку — это всегда было целое дело: собирать рюкзаки, договариваться с народом, ехать в электричке, потом пешком, в общем, глобальный поход минимум на все выходные. А тут с утра я был в домашних тапках, а в обед уже за Шарыжалгаем. В тишине и безлюдном очаровании памятника архитектуры. Наверное, это что-то похожее на то, что испытывают туристы попадая из иркутской зимы в жаркий Тайланд.
Вот и станция половинная. Присмотрелся — поезд. Я оробел и, сбросив скорость, остановился. Неужели охранники на Шарыжалгае что-то упустили? Пригляделся и понял. Блин, это же экскурсионная электричка, что возит туристов. Стоит перед самым длинным туннелем, на мысе Половинный и идет наверняка в порт Байкал. Снова полный газ, выход за вибрационный рубеж и наглое, напористое, неотвратимое, движение вперед. Навстречу ошалевшим, узкоглазым, японским туристам и их объективам, навстречу их недоуменным и удивленным улыбкам. Прыг на тропинку вдоль насыпи и вдоль вагонов. Выехал на досчатый перрон отдохнуть, дать передышку рукам и квадрику около дремлющей электрички. Люди гуляли и фотографировались, с интересом разглядывали нас с Желтым, задавали вопросы, а я думал, что же мне делать дальше. На удачу мимо проходила проводница Байкальского экспресса, так называется этот состав. Пара вопросов, и стало понятно, что стоят они тут еще полчаса. Едут со скоростью не более 30-ти и самое главное — следующая остановка у них через 8 км еще минимум на полчаса. Выходит, мне не стоять надо, а скорее убегать вперед, чтобы потом не плестись за составом нервируя железнодорожников. Проехал вперед вагонов, снова забрался между рельс и помчался по самому длинному туннелю приближать маленькую и яркую точку выхода.
Немного жуткая история связана с прокладкой этого самого длинного, 778,4 метра, и прямого, как стрела, туннеля на Кругобайкалке. Архитектор, проектировавший его в начале 1900-х, рассчитал время, когда должны были встретиться две бригады, прорубавшиеся в горе навстречу друг-другу. Но вот уже все разумные сроки вышли, а бригады все не встречались. Вывод напрашивался о том, что произошла ошибка в расчетах и теперь в скале рубятся два параллельных туннеля. Не выдержав такого позора, английский архитектор застрелился. А на следующий день бригады рабочих прорубились навстречу и встретились. Туннель оказался идеально прямым…
На выезде напуганный путейщик махал рукой, в которой была зажата тряпка (сигнал аварийной остановки для поездов), оторопело глядел на меня. Видимо, он подумал, что электричка поехала раньше, а у него там на путях бригада рабочих, а тут из туннеля выезжает не понять что. Короче, сдвиг парадигмы у человека. Я остановился успокоил его, перекинулся парой фраз и помчался дальше. Станция Уланово. Куча стрелок и расходящихся путей. Неудобно. Протиснулся краем по полянкам и тропкам и, когда все нитки снова сошлось в одну колею, нырнул между рельс и полетел глотать оставшиеся километры. Тут немного расскажу про навигатор. Оказывается, он не прокладывает маршрут по путям железной дороги. Пишет: ошибка маршрута. Видимо, это сделано из соображений безопасности.
Руки затекли. Руль, надо сказать, держать приходится очень крепко, мелкая тряска по плечам идет к голове и от этого изображение немного двоится. Кроме того идет постоянная корректировка квадрика в желобе двух рельс. Зазоры сбоку от колес до полотна дороги не более 20 см, а на скорости 60-70 км/ч машина постоянно плывет то вправо, то влево. Немножко жутко от мысли: «Вдруг зацепишь там чего боком колеса или диском?». Но, слава Богу, все благополучно. Максимальная концентрация, настрой на позитив, справа Байкал, слева отвесные скалы, взлетающие в небо. Вот промелькнула, кажется, «Итальянская стенка» и ура! Я сбрасываю скорость и неспешно вкатываюсь в поселок с названием «Порт Байкал». Скорее, скорее на паром. Уже хочется на противоположную сторону в Листвянку, а там уже и до города час делов.
«Паром? Последний ушел, вот полчаса как уже, а больше и не будет, летнее расписание отменили и восьмичасового рейса нет», — молвила мне местная жительница, проходя по своим делам. Блииииин! Опоздал всего-то на полчаса. Вот чем обернулась замена эмульсии.
Порт Байкал находится на левом берегу истока Ангары и является тупиком Кругобайкалки. Остальная часть дороги частью разобрана, частью затоплена при строительстве иркутской ГЭС. Чтобы попасть в Иркутск, нужно переправляться на правый берег, тут проложен байкальский тракт.
Как же не хочется ночевать тут. Метнулся к стоящему у пирса «Бабушкину». Он раньше выполнял функцию парома. Где там. Даже разговаривать не стали. Судно давно уже в частных руках, на борт брать технику не велено. Ждет туристов с электрички, которая еще где-то плетется. Я тоскливо дожидался прибытия действующего парома с той стороны, в надежде на чудо. Но чуда не случилось. Капитан парома сошел на берег и сказал, что теперь только ждать завтра. Или внеплановый рейс, но за 12 тысяч рублей. Такое распоряжение начальства.
Словно брошенный рыбаками пес, метался я по берегу, вглядываясь в противоположную сторону, еще на что-то надеясь. Оставался еще один безрассудный вариант, который крутился у меня в голове. Прикинув по оставшемуся бензину, я размышлял о старой японской дороге через лес от порта Байкал в Иркутск по тайге вдоль левого берега Ангары. Это около 80 километров. Выезд в район дач в Мельничной Пади, а там уже и дом, но тут в мои размышления вмешался внутренний голос. Его еще иногда называют голосом разума. «Успокойся, что как пацан? Уставший, голодный, ночь уже пришла, дорога незнакомая, с болотами и хлябями, первый раз, да еще и один. Совсем рехнулся? Единственный плюс только в том, что медведи, кажись, уже сытые в это время года...».
Гостиница недалеко от пирса не располагала закрытой территорией и оставлять желтого друга на растерзание местным я не собирался. Администратор, конечно, меня клятвенно заверяла: «Что вы, у нас тут не пакостят», но я знал, что просто не высплюсь, ворочаясь в переживаниях, когда что-то не так, не по моему, не надежно, с риском на авось... Я катался по вечернему, остывающему поселку, разглядывал домики и так и не мог определиться, где же мне ночевать. Навстречу из переулка попалась легковушка. Мужчина и женщина. Я спросил про гостиницы, какие есть тут еще? Оказалось, что они как раз хозяева одной из туристических усадеб, да вот собрались в город, на паром, а так бы приютили.
— Постойте, какой паром?
— Да в восемь же!
Я помчался вслед за ними, вдруг для местных есть еще рейс? Нет. Они просто не знали, что расписание поменялось. «Ну что ж, давай к нам», — сказали мне они, и я поехал смотреть, что у них за отель. Да, это был мой вариант. Уютные домики, закрытая территория и два таких же, как мой, в ограде квадрика принимали желтого в свою компанию. Чай и остатки провизии на ужин. Связи нет, да и телефон давно сел. Это видно по фотографиям, что закончились на одном из туннелей. До четырех утра швыркал кипяточек вприкуску со сгухой и смотрел сериал на диске. «Апостол». Думал, фильм, оказалось нет. Силой заставил себя лечь спать. Через полтора часа вставать...
5:30. Подъем. Первый паром в 6:40. Надо успеть занять очередь. Сказали, что можно не влезть. Местные коммерсанты с вечера занимают очередь. Стряхнул остатки сна и вышел прогревать Желтого. Тент, под которым ночевал квадрик, покрылся к утру слоем инея. Пока я собирал его в чехол, вышла хозяйка, еще раз поблагодарил её за гостеприимство и, выехав за ворота, помчался по утренней темноте на пирс. Очереди пока не было, но вскоре подтянулось еще несколько машин. Успел.
Несколько местных жителей переправлялись на противоположную сторону, видимо, на работу. 170 рублей за переправу вместо 12 000 — экономия ощутимая. За бортом в темноте плескался и шипел бурун, рассвет только намечался. От воды тянуло сырым холодом, и мелкая дрожь паромного дизеля передалась уже и моему телу. Семь утра — я в Листвянке. Дозаправка в пос. Никола и — домой. По Байкальскому тракту, в низинах сыро и стоит густой холодный туман. Пальцы немного подмерзли, пора прикупать зимнюю амуницию.
Снова сонный, нервный город. Все по-старому, перед круговым движением у плотины ГЭС — пробка. На финише внутри кольца вверх колесами лежит черная БМВ. Значит, погуляли хорошо. Ничего в этом мире не меняется…
Гараж. Дом. Ставлю без звука на зарядку телефон. Пора догонять свои Порт-Байкальские сны...