|
Всем доброго времени суток. Вот, наконец-то, решил написать отзыв/отчет о поездке на Байкал из славного города Самара, на не менее славном автомобиле. Началось всё очень давно (тогда я еще жил в Новосибирске), знакомые рассказали, что были на Байкале, и как там здорово; и я твёрдо решил, что просто обязан там побывать и, как оказалось, я был совершенно прав.
Почитав статьи и отзывы в интернете, послушав умных людей с форумов, было решено ехать на север Байкала, т. к. казалось, что всё самое интересное там. Маршрут был составлен таким образом, чтобы заехать на остров Ольхон (где, наверное, бывают все, кто ездит на Байкал) и дальше продолжить путешествие на север Байкала — к диким необжитым местам. Итоговый маршрут выглядел таким образом (дни июля 2013 г.):
13-14 — дорога до Новосибирска.
15 — отдых с дороги в Новосибирске, встречи с друзьями, загрузка еще 2-х участников.
16 — дорога до Красноярска, с заездом на историческую родину одной из участниц путешествия (поселок в Кемеровской области).
17 — дорога до Иркутска.
18-19 — посещение острова Ольхон.
20 — дорога до Северобайкальска.
21-23 — отправление в бухту Аяя и потом на озеро Фролиха.
23 — посещение источников Хакусы.
24 — начало обратной дороги и приезд в Самару к 28-му.
Итак, обо всем по порядку…
День первый или пробки на федеральных трассах
13-го числа рано утром, загрузив большую часть вещей еще с вечера, мы встали и двинулись в путь. Путь этот, кстати, казался весьма радужным, первое время. :) До Уфы доехали на раз-два, а вот дальше начались нескончаемые ремонтные работы, и мы с завидной регулярностью стояли в пробках. Да, мы стояли в пробках на федеральной трассе, мы и это умеем. Причем все самые «интересные» места мы проскочили «на ура» — участки рядом с населенными пунктами Сим и Усть-Катав, где обычно движение затруднено в обе стороны. Но дорожным службам огромное «спасибо» — из планируемых ~1200 км, мы проехали всего 900, хотя ничего страшного в этом не было — в итоге мы заехали к моему хорошему другу, живущему в Челябинске. Митяй, привет! Кстати, при подъезде к Челябинску погода была по-челябински суровая))) На фото не совсем видно, но была жуткая гроза.
Ночевали в Челябинске, хотя уже были готовы ночевать абы как, но всё сложилось очень удачно — приехали, покушали, сходили в душ и выспались.
День второй или офф-роад и 1600 км
Итак, мы порадовались гостеприимности сурового города Челябинска и в шестом часу утра выдвинулись дальше. Быстренько проехали Курган, повернули на Ишим и через несколько десятков км нашему взору представилась картина, которую совсем не ожидаешь увидеть, если едешь «по дороге».
Мне уже говорили, что дорога через Ишим включает в себя ~20 км плохой дороги, но я не думал, что она плоха настолько. Кстати, пользуясь случаем, скажу, что обратно мы ехали по другой дороге, заметно лучшего состояния через Ялуторовск и Шадринск — спасибо моему Челябинскому другу, он посоветовал. Сначала я не воспринял всерьез его совет, но проехав это офф-роад трофи — понял, что стоило. :) Лена вообще была «под впечатлением» от таких дорог. В итоге проехав этот грязно-бездорожный участок машина чуток замаралась.
Помыв фары, двинулись дальше. Остальная дорога до Новосибирска не оставила особых впечатлений: была еще парочка пробок из-за ремонта дорог, очень прилично простояли в Омске, т. к. попали как раз в конец рабочего дня, пару раз останавливались покушать, в Новосибирск приехали примерно к часу ночи по Москве. Нас встретили друзья и потенциальные участники дальнейшей поездки, мы немного поболтали и легли спать.
День третий-четвертый или хоум, свит хоум и позитивный старт
Весь день провели в Новосибирске, ребята еще собирались, я решил проверить ходовку авто и поехал на СТО — хорошо, что поехал! Оказалось, заклинило замок на капоте (там стоит механический доп. замок) — если бы что-то случилось на трассе, мы бы даже капот не открыли, да что там — даже воды в омыватель не нальёшь! Повыделывались, в итоге пришлось сломать решетку радиатора, чтобы открыть капот — в итоге срезали тросик, всё стало открываться. С ходовкой всё оказалось в порядке, я зря переживал (кстати, авто вообще на редкость крепкое, после всей поездки я заменил расходники — масла и фильтра, ну и одну рулевую тягу, всё остальное в идеале).
Вечером докупили кое-какие принадлежности для комфортного существования в походных условиях и утром выдвинулись, правда, слегка позже планируемого времени — все были не против поспать подольше. :) Теперь дорога переносилась намного легче, т. к. с нами ехал мой друг Вадим и по совместительству второй пилот — он на фото, а также его девушка Света и по совместительству второй штурман. =)
Дальше наш путь лежал в небольшой населенный пункт в Кемеровской области под городом Мариинском, наш первый штурман Лена оттуда родом. Доехали мы относительно быстро, нас накормили и напоили до отвала и мы двинулись дальше. По пути любовались облаками и открывающимися видами.
К концу дня планировали доехать до Красноярска, так и получилось. Кстати, тут мы впервые (и, по-моему, это был первый и последний раз) заранее позаботились о месте ночлега, при въезде в город заметили местечко, где можно встать с палатками. В итоге примерно там мы и переночевали (место находилось до развилки на Иркутск, поэтому было выгодным вдвойне — не нужно было возвращаться), предварительно съездив в магазин в черте города.
День пятый-шестой или неужели мы доехали
Встав рано утром, взбодрившись и приведя себя в порядок, мы двинулись дальше. Кстати, заехали абсолютно наугад в первую понравившуюся кафешку после Красноярска и она оказалась на редкость хорошей — и накормили вкусно и не нахамили и очередей не было, хотя очереди появились как раз в тот момент, когда мы уже ели =).
По дороге, кстати, нам встретился Форестер с Томскими номерами и мы долго и упорно ехали друг за другом, меняясь местами.
Дорога в Иркутск лежит через замечательный город Канск, в котором находится триумфальная арка, кстати, располагается она так, что кажется, что ты проедешь сквозь неё, а когда подъезжаешь — оказывается там кольцо.
Проехав Канск, снова встретили нашего Томского знакомого. :)
Остановились на ночлег у населенного пункта под названием Зима, не доезжая до Иркутска примерно 260 км. Ночевали на берегу реки Ока (та, которая приток Ангары, не та, на которой стоят Орёл и Нижний Новгород). Пока мы с Вадиком обживали место, Лена сделала несколько живописных фото берега.
Встав часов в 7 утра, мы приняли «душ» в водах Оки, упаковались, даже сделали зарядку :) и примерно через час уже были в пути. Вадик со Светой немного замерзли, ночуя в палатке, поэтому выспались не особо хорошо, зато они нашли замечательное тому решение — они спали в пути)))
Примерно через часок после отъезда мы поели в отвратительной столовке, но остановились мы там не зря. Встретили мужчину на Camry, который попал в аварию, сбив перебегающую дорогу собаку. Ехать он не мог, т. к. пробил радиатор. Мы съездили с ним до места аварии и нашли там его противотуманную фару — по крайней мере что-то. На тот момент он уже договорился, чтобы ему привезли новый радиатор, уверен с ним всё хорошо.
Не особо торопясь, к 12 мы приехали в Иркутск. Немного поплутав, нашли супермаркет, закупились продуктами, переоделись и выехали в сторону острова Ольхон. За руль сел выспавшийся второй пилот Вадим, а я снимал окружающую нас красоту.
Кстати, дорога до переправы на остров вся в очень хорошем состоянии, т. к. сделали её относительно недавно, пару лет назад, наверное. Раньше там частично была грунтовка. По дороге мы купили ягод у местных бабушек, и примерно в 15 часов доехали до переправы.
Кстати, тут нас ждал не очень приятный сюрприз — в более ранних отзывах ребята писали, что на переправу есть очередь, но насколько это долго я и представить не мог. Значит, приехали мы, встали в очередь и пошли выяснять, сколько нам ждать. На паром вмещается по 13-16 машин за раз и по нашим подсчетам, мы в лучшем случае попадали на последний паром, который отходил в 12 ночи. Кстати, там работал второй паром, который возит туристов на автобусах и маршрутках и местных жителей, но их также было много, поэтому во вторую очередь никого больше не пускали.
Поняв, что мы тут надолго, как минимум до полуночи, мы решили обследовать местность и разбить временный лагерь. Кстати, люди в очереди доставали столы и стулья, ели-пили прямо рядом с машинами, так что мы были совершенно не одиноки.
Тем временем, вечерело и очередь наша приближалась.
Как мы и предполагали, мы попали на последний паром. Переправившись, мы очень спешно нашли место для ночлега, а проще говоря — съехали с дороги в поле, поставили палатку и завалились спать.
День седьмой или красоты Ольхона
Встав с утра, мы обнаружили себя посреди некоего поля, окруженного холмами. Я пошел погулять и заснял несколько фото, на которых виден масштаб.
На панорамной фотке машинку видно не очень хорошо, но вот то белое пятнышко справа — это она. :)
Лена сделала пару фотографий местной флоры и фауны. :)
Собирались мы не очень спешно: огляделись, поели, ко всему прочему Вадик никак не хотел вставать (кстати говоря, он делал это с завидной регулярностью).
Как только мы выехали на первый попавшийся берег, по пути в п. Хужир, поняли, что ехали абсолютно не зря! Красоты действительно неописуемые.
Заехав в Хужир, мы осмотрелись, купили рыбы и поехали дальше изучать остров. Кстати, не верьте, если кто-то будет вам говорить о вкусной рыбе и бла-бла-бла, это невозможно передать словами, это нужно попробовать самому! Выехав на очередной мыс, мы поели рыбу, повосхищались её вкусом (все кроме Вадима, он рыбу не ест — хотя по гороскопу Рыбы, вот такая неурядица) и поехали дальше.
После очередного фотосета красот о. Ольхон мы приготовили пищу, приняли «теплый душ» в походных условиях (кстати, газовая горелка — просто находка для походных условий, и одного 0,5 кг баллона с газом хватило на всю поездку). Конечной точкой маршрута на острове, как ни странно, был мыс Хобой, который был на прямо противоположном краю от переправы. Туда мы и направились, но… не тут-то было, как оказалось, въезд туда платный и чтобы въехать нужно зарегистрироваться… Регистрация, внимание… барабанная дробь… в Хужире! На наши уговоры никто не поддался, и мы поехали делать петлю в лишние ~30 км. Хорошо, хоть не в Иркутске))). Приехали, заплатили по 120 руб. с человека и поехали на мыс Хобой. Кстати, съездили совершенно не зря, по пути устраивали раллийные спуски и подъемы по паре десятков метров, т. к. ехали не той дорогой, что раньше (первый раз ехали почти всё время по берегу) — было весело, авто в очередной раз не подкачал!
Добрались до мыса Хобой, обошли всё вокруг, насладились видами. По пути на мыс на деревьях завязаны ленты, а кругом стоят маленькие каменные пирамидки. Красотища всё-таки неописуемая.
После этого еще заехали на мыс Шунтэ (левый), сделали еще пару фотографий и отправились к переправе ночевать.
На этом посещение о. Ольхон было закончено.
День восьмой или отсутствие дорог
Утром, переправившись, мы направились обратно на трассу, которая вела нас из Иркутска. Хорошо и вкусно поев по пути, мы поехали дальше по трассе в сторону населенного пункта Жигалово. Км через ~70 асфальт кончился, хотя он и до этого был не ахти каким, и всё остальное время мы ехали то по грунтовке, то по щебенке/гравийке. Обязательным пунктом было посещение реки Лена и фото Лены на фоне Лены))) удалось!
Мы проехали несколько населенных пунктов, в одном из которых с трудом нашли магазин и купили какие-то шоколадки и что-то еще. Доехали до Жигалово, который встретил нас не самой радужной картиной. :)
Покушав в Жигалово в придорожной кафешке (покормили, кстати, на троечку с минусом), безрезультатно поискав аптеку (был выходной день и всё было закрыто) и сняв денег в банкомате Сбербанка (уж они-то есть везде), направились дальше — по указателям на Магистральный. Тут нас ждал самый «приятный» участок дороги (мы так думали на тот момент) ~270 км по не самой лучшей грунтовке. Ехали примерно 60-80 км/ч, регулярно меняясь с Вадимом. По дороге совсем почти не ездят, вокруг часто были сожжённые леса, по пути встретили пару-тройку машин (в том числе Tundra, у которой от «качества дорожного покрытия» отвалился глушитель). Часам к 9 вечера мы выехали, судя по навигатору, где-то между Магистральным и Ульканом и, естественно, отправились в сторону Улькана, а дальше на перевал. Появилась асфальтированная дорога, но совсем ненадолго, на перевале дороги нет совсем, в общем-то, до самого Северобайкальска. Подробностей описывать не буду, но скажу, что пару раз я останавливался, просто потому, что не понимал, куда дальше нужно ехать :), к тому же дорога шла пару раз через ручей в несколько метров шириной. В общем если честно, я крайне не рекомендую ехать таким путем на своем авто, хотя о своем опыте, конечно же, не жалею.
Мы приехали в Северобайкальск в 4 с лишним утра, с пустым баком, при этом «голодный глаз» горел уже достаточно долго. Стали искать заправку, и оказалось, что бензина нет. Да, представляете, просто сказали, что бензина нет — я был слегка шокирован, но потом понял, что бензин-то сюда, в общем-то, тоже на чем-то возят (надеюсь на ЖД ;) Объехал 4 заправки (скорее всего все), на одной из них уговорил девочку-оператора отпустить мне 20 литров (она оставляла для кого-то про запас). После этого мы спокойно поехали спать в гостиницу, коих тоже оказалось немного.
День девятый-десятый-одиннадцатый или настоящий Байкал
Встав к 12-ти, созвонились с нашим лодочником-транспортёром Александром. Он, сославшись на хорошую погоду, сказал, что нужно собираться и быстрее ехать, т. к. погода на Байкале очень переменчива. Мы, сходив в душ, переодевшись и прикупив всяких мелочей в местном ТЦ, отправились к переправе. Собрали вещи в катер и поплыли в бухту Аяя. Кстати, Александру я очень благодарен, мы нашли его совершенно случайно, но ничуть не пожалели, что обратились именно к нему. Он всю дорогу по озеру развлекал наших девчонок, рассказывал истории, показал, как работает эхолот и т. д. В общем, очень общительный и позитивный человек. Спасибо ему большое!
Выгрузившись, мы послушали инструктаж о том, что можно, что нельзя и отправились пешком на озеро Фролиха. Идти примерно 6 км, поэтому мы очень даже быстро и без приключений дошли, заблудиться практически невозможно, только если сильно стараться. :)
После этого мы переправились на катамаране на другой берег и высадились на отличном песчаном пляже, который стал нам домом на ближайшие три дня. Кстати, местный госинспектор, который нас и перевозил, оказался совсем не таким приветливым как Александр.
Итак, посмотрев пару мест, решили остановиться на этом. Место удобное для лагеря, и виды открываются замечательные. Мы быстро оборудовали спальные места, развели огонь и почувствовали себя как дома. :)
Следующие два дня пролетели совершенно беззаботно. За исключением одной ночи, когда проходили люди с собакой, и девчонки думали, что это медведь. :) Александр рассказывал им, что медведя тут встретить можно, кстати, когда мы уже уехали, он мне звонил и рассказывал, что на днях заснял видео с медведем. Так что вполне вероятно, что боялись совсем не зря. Но добавлю еще несколько беззаботных фото.
После беззаботно прожитых 2-х ночей на оз. Фролиха мы вернулись в бухту Аяя и оттуда отправились на Хакусы — термальные источники на Восточном побережье Байкала. За скромную плату мы добрались туда на катере, хотя многие ходят и пешком — идти ~16 км.
Только приехав, нашли перевозчика на обратный путь. Этот был и вовсе не веселым и совсем не гостеприимным. :) Мы оставили вещи в катере и отправились к источникам.
Фотографий самих источников не сделали совсем, т. к. сдали фотоаппарат в камеру хранения. :) Вкратце: есть источники с 3-мя температурами, самый горячий 47 градусов, но его не терпят даже ноги. :) Погревшись примерно с часок и сходив в душ, мы были готовы отплывать обратно в Северобайкальск. Тут нас ждал сюрприз — наш перевозчик хотел посадить вместо себя какого-то пьяного мужика, который может и был отличным капитаном, но личностью уже точно не был, после такого количества спиртного. В итоге всё прошло хорошо, он повёз нас сам. Мы прилично замерзли пока доплыли, т. к. был уже вечер. Но вот мы снова на берегу, грузимся в машину и… вперед!
День двенадцатый-тринадцатый или дорог так и нет
Итак, выехали мы часам к 10-ти вечера и, регулярно меняясь с Вадиком, проехали перевал часам к 3-м ночи. После этого мы остановились непонятно где, и непонятно как переночевали, если это можно так назвать — мы просто поспали в машине. На этот раз мы поехали через Братск, т. к. смысла возвращаться в Иркутск точно не было. Однако, качество дорог оставляло по-прежнему желать лучшего. Еще не выехав на асфальтированную дорогу, мы переночевали снова в машине, т. к. была жуткая сырость и палатку ставить не стали, но на этот раз хоть разложили сиденья, и спать можно было лёжа. Как только мы вернулись на дорогу на Красноярск, по которой уже ехали — всё пошло гораздо веселее. Мы доехали до Новосибирска поздно ночью и завалились спать.
День четырнадцатый-пятнадцатый или скажем «нет» офф-роаду
В общем-то, рассказывать про саму дорогу нечего, но хочу поделиться маршрутом, который и не длиннее чем тот, что показывает каждый навигатор и покрытие в несколько раз лучше (если к дороге между Бердюжьим и Ишимом можно применить слово «покрытие»). Итак выкладываю скрин из Яндекс-карт, на котором отмечен маршрут. Полезно будет тем, кто планирует поехать из Челябинска-Уфы-Магнитогорска (ну и остальных городов юго-запада России) в восточную часть страны или наоборот. На верхней карте показан маршрут по навигатору (если не через Казахстан), на нижней маршрут на 20 км длиннее, но минимум на час-полтора быстрее. Участок, обведенный красным, на верхнем рисунке — это дорога исключительно для бронетехники))) Фото с этой дороги есть в начале отзыва.
Ну и 28-го в обед мы приехали в Самару, постояли в родной пробке на въезде в город и, счастливые и полные оптимизма, приехали домой. Поездка выдалась просто замечательной.