|
«Baikal-Trophy 1990-2015». Отчет квадроциклистов
«Байкал-Трофи 1990-2015» — это уникальная в своем роде трофи-экспедиция, маршрут которой повторяет маршрут легендарного «Camel-trophy Siberia «90», он насчитывает более 1500 км бездорожья и пересекает большую часть территории Иркутской области, от г. Иркутск до г. Братск. На протяжении 5 лет участники команды «Trophy Club Baikal» скрупулезно собирали и по крупицам восстанавливали маршрут легендарного Camel-Trophy — мероприятия, давшего толчок развитию внедорожного движения на всей постсоветской территории. Мы опрашивали свидетелей и находили артефакты на пути следования (в основном оторванные детали автомобилей). Наконец, к 25-летию легендарного соревнования в Сибири и 35-летию всего движения Сamel-Trophy, мы собрались повторить маршрут.
Команда среди джипов собралась очень слаженная: участники прошлогодних экспедиций, а также один экипаж новичков. Был экипаж из г. Москва, а также один из участников из златоглавой в составе иркутского экипажа. Команда квадроциклистов состояла из трех единиц СFMOTO X6, двух CF500 и одного СFMOTO X5 H.O. Также к квадрикам был приписан багги «Jouner».
Джипы стартовали 12 июня из г. Братск и пошли по правому берегу р. Ангара через п. Видим, д. Чистый, брали вброд р. Илим, далее последовали к д. Подволочное, Аталанка, Аносово и Муя. Этот участок считается непроходимым до сих пор, многие местные не верят, что мы смогли преодолеть его (хотя мы сделали это трижды). Квадроциклисты вместе с джипами проходили его в 2014 г. и ехать там снова нам не интересно. Более интересен для всех был второй этап экспедиции, отрезок Дальняя Закора—Алексеевка вдоль по р. Ивда. Он также считался непроходимым, хотя, как выяснилось позже, там ездили и на гусеничной технике и на колесных тракторах. Не было дороги только между Качугским и Жигаловским районами. Квадроциклы забрасывали грузовиком до Жигалово оттуда до лагеря пришлось двигаться своим ходом (около 70 км).
Часть1. В команде с джиперами
День первый. Вдоль по Ивде
Накануне вечером мы прибыли в лагерь джиперов, разбитый на р. Илга. Бурно отметили встречу и начало экспедиции, но спать легли пораньше, ведь завтра в дорогу. Утром вся колонна во главе со мной двинулась в сторону д. Тимошино, там мы посетили детский дом. Поговорили с детьми и воспитателями, дали посидеть и сфотографироваться в джипах и на квадроциклах. Далее наш путь лежал до слияния рек Ивда и Илга, где мы свернули на Ивду. Почти сразу началась колеистая, но сухая дорога. Ехали довольно бодро, все отвороты и объезды проверяли квадрами, разделяясь и отправляя по одному в каждый вариант проезда. Общались по радиостанциям. Этот вариант взаимодействия уже давно зарекомендовал себя с положительной стороны: квадроциклы и в прошлые экспедиции шли впереди колонны и являлись средством дальней разведки для джипов, которые всегда едут медленнее и тяжелее, но зато несут часть топлива и общего шмурдяка. Так мы практически незаметно добрались до пункта первой ночевки. Джиперы были воодушевлены сухой, а следовательно, более легкой чем предполагалось дорогой, только у организаторов было глубоко зарытое чувство тревоги, т.к. следующие 20 километров, никто никогда не проходил, разведки здесь не было. Вечером была развлекательная программа с небольшими конкурсами. Это надо представить: посреди тайги, около зимовья, толпа джиперов из 27 человек играет «на отжимание».
День второй. Неизвестность
Утром ринулись штурмовать болото.
Болоту засуха нипочем, засасывает джипы и не хочет отпускать. Мы проскакиваем, сказывается малый вес. Джипы в болоте спасают только лебедки. Уезжаем дальше смотреть дорогу и подпиливать заваленные деревья. К обеду нашли на реке яму с обрывистым берегом, несколько часов ныряли и купались в ней. Жара в 40 градусов этому очень способствовала. Весь день ребята лебедились и пропиливали объезды засадных мест. У нас на 500-ке сгорел стартер, квадры грелись. На одной из разведывательных вылазок мы набрели на мокрую колею от какого-то большеколесного трактора, почти сразу «прилипли» там. Поняв, что джипам там делать нечего, приняли решение спускаться к реке и вставать лагерем. Лагерь устроили на первой попавшейся поляне, ни времени, ни сил выбирать что-то лучше уже не было.
День третий. Алексеевка
Утром, посмотрев, что река «низкая», решили идти нижней дорогой, при наличии засад «сваливаться» в реку и объезжать по руслу. Эта решение дало заметный результат, и команда довольно бодро перескакивала из одного русла реки в другое.
Мы шли впереди, проверяя все возможные варианты для движения колонны. Уже к обеду добрались до зимовья в верховьях реки Ивда. От него дорога уже известна, она идет через перевал к д. Алексеевка. Дорога очень непростая: вся перерыта тяжелой техникой, с глубокой колеей. Мы почти постоянно едем на трех колесах. Иногда даже на двух. Такие «веселые горки» для большинства квадроциклистов неприятны, для некоторых даже опасны. Велика вероятность получить травму при «ушах» (перевороте). Мы хоть и привыкшие, но все равно каждый раз неприятно. Едем перескакивая с одной подножки на другую, и, балансируя весом, иногда проводим квадр рядом с собой, как уставшего коня. Джипам тоже непросто, то и дело тишину леса нарушает вой редукторов лебедок и команды штурманов.
Несколько раз к нам приближался медведь. Один из квадров перегревался и периодически глох, приходилось останавливаться всей команде. Заглушишь мотор, а он еще несколько секунд идет с тобой параллельно в стороне (метрах в 20), пыхтит, шуршит кустами, да ветки ломает. Как понял, что ты остановился, сразу замер. Так и провожал нас косолапый до границ своей территории. Его можно понять: слоняется по тайге с гнусом и паутами, а тут такой «цирк» привезли. Ему любопытно, а у нас мурашки по коже.
Во время скоростного прохвата по грунтовке, ведущей к Алексеевке, на одном из CFMOTO Х6 обнаружили течь сальника вариатора. Из-за этого начал гореть ремень, т. к. проскальзывал на масле. Поломка очень серьезная и в ремонте непростая. Решаем ехать до п. Качуг и там исправлять. Ночевали перед бродом на р. Лена. Гнус донимал нас с самого начала экспедиции, но здесь он был просто ужасен. Мыться удавалось только после заката, когда гнус и комар «падал». Днем спасала москитная сетка на лице и закрытая одежда (в 35-ти градусную жару!). У некоторых участников от укусов поднималась температура.
День четвертый. Брод через Лену
Джипы перебродили р. Лена и устроили фотосессию в стиле Camel-Trophy. Это целая церемония, фотографы и видеооператоры долго бегают по округе и выбирают «точки», все движение колонны координируется начальником экспедиции по рации. Брод не простой, джипам по капот и течение очень сильное, на квадре его не проехать, мы объезжаем через мост в Верхоленске. Встречаем колонну и проезжаем вместе только второй и третий рукав Лены. В основной колонне посреди брода встает одна из машин. Сломался хаб на колесе, машина осталась без полного привода и забуксовала на илистом дне Лены. Не прошло и минуты как на выручку пришел товарищ по команде, зацепили за заранее прицепленный и привязанный к крыше трос и выдернули бедолагу на берег. Технология спасения утопающих у нас отработана еще с того времени, как утопили Дефендер на Илге в 2010-м.
Квадроцикл мы ремонтировали (меняли сальник на вариаторе) в Качуге рядом с сервисом. Запчасти привезли товарищи из Иркутска. Джипы тоже занимались ремонтом. За время ремонта пробежались по магазинам. Надо было видеть лицо продавца в поселке, когда 27 человек «смели» в супермаркете все мороженное и пиво. Вечером устроили «прощальный» ужин. Далее по сценарию мероприятия пути квадроциклистов и джипов расходятся: джипы пойдут по р. Правая Иликта, а мы по пути выхода казаков-первооткрывателей к берегам оз. Байкал, через верховья р. Сарма.
Часть 2. Автономка
День пятый. Пекло
После Качуга к нам присоединились еще два квадроциклиста: один на классическом CFMOTO 500, второй на новом CFMOTO Х5 Н.О. Утром, еще раз попрощавшись с джиперами, мы стартовали в д. Манзурка, оттуда мы будем пробиваться к Байкалу. Трое из нашей группы уже проходили этот участок в компании с джиперами, остальные трое новички. Едва заехав в лес начала греться старая 500-ка Олегыча, она и на прошедшем этапе не давала нам соскучится. Греется «подкапотное пространство», закипает бензин в карбюраторе и квадр глохнет. Решили снять весь боковой пластик и этим улучшить отвод тепла от горячего двигателя. (На улице больше 40 градусов). Помогло. Легко преодолеваем заболоченную низину, далее дорога идет верхами. Здесь настоящее пекло: лес кругом сгоревший, тракторная колея по пояс, пауты не дают покоя. Идем очень тяжело, то и дело соскальзываем в колею и валимся на бок. Тяжелее всего новому CF X5 H.O.: он на тюнинговых стойках очень высокий, соответственно более валкий. У одного из Х6 выбивает заливную пробку бензобака, т. к. бензин кипит и сапун бака не справляется с парами. Находим пробку в кустах и ставим на место. Не раз я вспоминал уютный салон своего авто и кондиционер в нем. У людей, в первый раз участвовавших в трофи-экспедиции в глазах читался шок и удивление от того, на что способен их квадроцикл и они сами.
К вечеру добрались до орехбазы, ночевать здесь не станем, т. к. нет воды. Решаем двигать до реки Белета. Запасы воды ограничены и тают на глазах. Нам по любому надо ночевать у источника. Я загружаю в навигатор вторую часть трека, и мы едем по нему еще около 8-ми км, пока не упираемся в следующую орехбазу. Тупик. Воды нет. Я понимаю, что загрузил не тот трек, и моя невнимательность стоила драгоценного времени, бензина, воды и самого главного: морального духа команды. Вернулись к нужному отвороту только через час. Дальше форсировали болото, образованное одним из притоков столь желанной реки. Нашли небольшой участок открытой воды, все напились вдоволь, наполнили фляги и канистру. Немного побуксовав в болоте, наконец, выходим к реке. Ночевали у первого же попавшегося открытого места. Прямо на дороге, прикрыв палатки квадрами. С Новым Х5 проблемы: при попытке завести из-под сиденья идет дым и воняет изоляцией. Оставляем его в покое до утра, при свете дня разберемся. Народ купается прямо в реке. Немного бурханим за погоду, только желаем не солнечного дня, а пасмурной погоды без дождя.
День шестой. По следам ГТТ
Встаем с рассветом (5 утра). В экспедиции вообще редко удается поспать более 5-ти часов, но самое удивительное, что этого чаще всего бывает достаточно. Сегодня трудный день, сегодня мы должны выйти к Сарме, преодолев участок настоящего бездорожья длиной в 10 км. Разбираемся с Х5, выяснилось, что сиденье слетело с креплений и протерло силовые провода, которые идут к реле стартера. Изолента и стриксы помогли заизолировать потертости изоляции и переместить реле поглубже в недра «капота» и подальше от сиденья. Уже через час вся команда лихо скакала по кочкам и колеям болот вдоль реки и к обеду мы достигли базы «Якшал». Там местный уверял нас, что дальше дорога есть, и он знает, где она, только объяснить внятно так и не смог. Ну-ну, у местных дороги всегда прямее, колея и броды глубже, болота «вообще кошмар». Мы-то знаем, что находимся на границе двух охотугодий, и в нужном нам направлении дороги нет. Отъезжаем от базы около 5-ти км по болотистым местам. Пошел дождь, но никто по этому поводу особо не переживал, слишком свежи были воспоминания о вчерашнем пекле. Находим удивительно правильной формы курган, он как будто искусственный, карьерный. Забираемся на него для фото. Температура стремительно понижается, заморосил снег. (На дворе 22 июня и вчера было +40!)
Дальше начинается то, чего мы так ждали и даже немного побаивались — настоящее бездорожье. В голове обывателя предстает лесная дорога с лужами, колеей и может даже с болотами. В этой экспедиции некоторые участки были по-настоящему бездорожьем, т. е. дороги нет совсем. Никакой. Просто лес и точка в навигаторе, где начинается пробитая тропа «с той стороны», от Байкала. Ехали по направлению, выбирая дорогу среди стоящих и лежащих деревьев. Лес довольно частый, валежника много, то и дело приходилось делать «миллиметражи» между деревьями и прыгать через валежник. Не всегда удавалось преодолевать препятствия с первого раза и иногда приходилось толкать квадры или подпиливать сушины. В таком режиме движения мы провели большую часть дня, вымотались очень сильно, а преодолели всего около 4-х километров. До Сармы еще 8. В один прекрасный момент набрели на след от ГТТ-шки, видимо геологи ездили здесь недавно. Они-то и стали нашим «поводырем» по этой глухой чаще леса. След от ГТТ прямой как стрела. Друзья по команде шутят, что механик-водитель видимо был пьян и «уснул на рычагах». Действительно, после этого тяжелого гусеничного транспортера (ГТТ) оставались только выломанные с корнем деревья (до 15 см в диаметре!) и скошенный кустарник. Идти по его следам невозможно, все перепахано и вырвано, корни оскалились как противотанковые ежи. Идем параллельно. В один прекрасный момент, оператор как будто на что-то наткнулся и круто взял вправо. Мы пригляделись: дорога! Старая, еле различимая колея, привела нас к заброшенному зимовью. Ужинаем. Вспоминаем, что в 2013-м на этом зимовье медведь щекотал нервы нам и команде джиперов. Бродил по округе и пыхтел как паровоз. Некоторые тогда даже в машины попрятались.
Вечером, на закате, мы спускались в долину ручья одного из многочисленных притоков Сармы. В прошлые экспедиции со стороны Байкала мы проложили тропу вдоль ручья и назвали его «Пилигримка», в честь автомастерской одного из участников команды. Спуск к Пилигримке очень крутой, на квадре «в лоб» спуститься не получится. На наше счастье в одном месте склон оказался с полками — террасами. Видимо, когда-то здесь сошел сель. По этим террасам мы благополучно спустились и направились к Сарме. Наш «друг» на ГТТ практически уничтожил набитую тропу, все разрыто и свалено прямо в русло. Настоящий местный апокалипсис. Начались прыжки и боковые уклоны. Не заставили себя ждать и новые перевороты коллег по команде. К Сарме выехали почти в темноте. По спутниковому телефону позвонили в город и выяснили местоположение джиперов. Они будут на Байкале в лучшем случае через 2 дня. Нам отсюда пути 1 день, значит завтра дневка. Разбили лагерь и сразу легли спать.
День седьмой. Дневка
Весь день купались, рыбачили, осматривали и ремонтировали технику. Поменяли два пыльника на приводах, еще несколько мелочей поправили. Стирали одежду в «квадростиральной» машине: форма связывается в тюк, затем цепляется за лебедку и спускается вниз по течению, которым ее «колбасит» по камням на перекатах. Отстирывается неплохо даже без порошка, рекомендую.
День восьмой. Выход на Курму.
С утра очень бодро собрались, потом кто-то догадался включить телефон и выяснилось, что сегодня 24-е число, день рожденья Юры, одного из участников. Поздравили и стартовали штурмовать ковровое болото в долине реки Нуган. Для квадра оно достаточно легкое, главное — не перегазовать и не сорвать мох под колесами. Подготовленные джипы идут эти четыре километра полдня. Далее нам предстояла знакомая до боли в руках, нудная каменистая дорога длиной 25 км. Эта дорога заканчивалась серпантином к Байкалу с отличным видом на все Малое море.
Спустившись к д. Курма, мы по традиции атаковали местный магазин, где скупили все пиво, рыбу и позы. Затем выбрали подходящую поляну для лагеря и стали ждать джиперов, которые были уже на подходе. Вечером была «встреча на Эльбе», был куплен баран, шумно праздновали окончание экспедиции.
Впервые за 25 лет нам удалось в точности повторить маршрут легендарного «Camel-trophy Siberia «90». Мы увидели много очень красивых и диких мест, проверили технику и себя на прочность и выносливость, познакомились с новыми прекрасными людьми. Каждая экспедиция откладывается в голове как одна маленькая «микро-жизнь» со своим распорядком, ценностями и отношениями в коллективе. Эту жизнь проживаешь за несколько недель, а вернувшись в душный офис, еще долго не можешь прийти в себя, приспособиться к суете и непонятному укладу большого города, к монотонности рабочего дня. За время путешествия ты полностью перевоплощаешься и в корне меняешь род занятий, а это, как известно, лучший отдых.
Спустя всего несколько дней после окончания экспедиции начинается подготовка к новой. Все начинается заново: изучение карт и спутниковых снимков, опрос местных, доработка техники...
Команда «Байкал-Трофи» выражает огромную благодарность за помощь в организации экспедиции:
1. Компания «ТЕХНОДИНАМИКА» — Генеральный спонсор экспедиции.
2. ООО «Газпром добыча Иркутск» — Спонсор экспедиции.
3. Инвестиционная группа «ТРИНФИКО» и НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» — друзья клуба.
4. Дискавери Маркет — за предоставленные участникам масла и смазки.
Текст: Горбачев Евгений
Фото: Шабанова Ольга, Волков Сергей, Матвеенко Юрий