|
В мае 2011 года мне пришла в голову идея — съездить на автомобиле в Сибирь. Опыт дальних поездок у меня большой: это поездка в Геленджик—Сочи-2006 г.; Санкт-Петербург-2007; Крым-2007; Крым-2010. Целью этой поездки было, во-первых, отдохнуть от городской суеты, во-вторых, — посетить своих многочисленных родственников ныне здравствующих. А в-третьих, — посетить кладбища с покоящимися там предками. Автомобиль для поездки, а не поезд, или самолёт, был выбран ввиду того, что транспортная сеть того региона развита очень слабо и передвигаться там своим ходом, типа, поезд-автобус — весьма проблематично. Поезда ходят не ежедневно, регулярного автобусного сообщения вообще не существует. Ещё один фактор — это то, что у нас появились попутчики в лице моей сестры с мужем, которые купили автомобиль в Санкт-Петербурге и перегоняли его к себе домой в Якутск, и их маршрут совпадал с нашим. Маршрут у нас был следующий: Москва, трасса М-7 — Казань — Уфа — Челябинск — Курган — Петухово — Ишим — ОМСК — Татарск — Карасук — НОВОСЕЛЬСКОЕ — ТАБУНЫ — Яровое — ОМСК — ЧЕРЛАК — ОМСК — Челябинск — Уфа — Самара — Пенза — Рязань — ДАЧА в 40 км от Рязани и в 150 — от Москвы.
Большими буквами отмечены населённые пункты, где у нас живут родственники. Ехали двумя машинами — я с мамой на Opel Astra, седан 2011 года (приобретена в мае 2011 года).
У супруги не совпадал отпуск с моим. На второй машине («Шевроле», не помню какой марки), приобретённой в Санкт-Петербурге, ехали двоюродная сестра с мужем и сыном. Выезд из Москвы состоялся в 4:00 восьмого июля 2011 года. 11:00 — Владимир. 14:00 — Нижний Новгород, где начался сильный дождь, и где мы долго простояли на объездной. Затем началась Чувашия.
Был очень наслышан о зверствах чувашских-татарских-башкирских гаишников, которые устраивают всевозможные засады и провоцируют водителей тем или иным образом к нарушению ПДД, влекущими лишение права управления. Поэтому я присобачил старенькую бытовую кассетную камеру на штативе в машину таким образом, чтобы производилась съёмка дороги и показания маршрутного компьютера с выведенной на нём скоростью движения.
Скажу сразу, что подобное сооружение мне не пригодилось ни разу, ни в Татарстане, ни где-то ещё. Никто меня за всю поездку не останавливал и ничего не впаривал. Исключение — это попался однажды под Новосибирском за превышение скорости на 1 000 руб. Так вот, вскоре проехали Казань. Вообще, мы планировали в первый день доехать до Уфы (это примерно 1 350 км). Вскоре стало ясно, что до Уфы мы не доедем. Скорость была невысокой, трафик большой, очень много фур. А дорога далеко не везде была многополосной и с прерывистой полосой. Между тем вечерело. Пора было позаботиться о ночлеге. Следует заметить, что на трассе довольно много всевозможных гостиниц и мотелей для отдыха водителей. И вот возле одного из них мы и остановились. Это оказался нас. пункт Мамадыш,…
…где нас разместили в пятиместном номере ( а нас как раз и было пятеро) за ... 250 руб. с человека.
С душем и туалетом на этаже (больше никого на этаже не было). В номере также присутствовал холодильник и телевизор, хоть нам было и не до него. На следующее утро мы двинулись дальше, предварительно позавтракав в гостиничном кафе за довольно смешные деньги. Потом были Чебоксары — красивый городок, Набережные Челны и, наконец — Уфа. Поразило количество продавцов мёда, и самого мёда, знаменитого башкирского мёда.
За Уфой начинался Урал.
Если вы бывали когда-нибудь в Крыму, или на Кавказе, то уверяю вас — Урал ничуть не хуже, только что моря там нет. Трасса тянется вдоль Уральских гор примерно 250 км, и движение там очень напряжённое.
Огромное количество фур с самыми разными кодами регионов на номерных знаках. Попадались даже польские и чешские. Так вот, эти самые фуры очень тяжело преодолевают подъёмы и крутые повороты, а обогнать их чаще всего нельзя, т.к. полоса «туда» — всего одна, а навстречу мчатся другие машины. Бывают, правда, участки на подъёмах для обгона, но они не часты. Вскоре мы подъехали к границе Европы и Азии и к знаменитой стеле, которая и указывает на эту границу.
Прилегающая местность превратилась в эдакий рыночек по продаже уральских сувениров, всяких магнитиков, календариков и камней. Многие (и мы тоже) фотографировались у стелы. Интересный факт: в районе памятника полностью отсутствовала сотовая связь (во всяком случае — «Билайн»). Потом мы двинулись далее. Я не буду подробно описывать дорогу через Урал, скажу лишь, что нужно быть внимательней, т.к. много засад ГАИ.
На одном из обгонов попались наши друзья — не успели завершить маневр до наступления сплошной полосы и в результате расстались с 2 000 руб. Примерно к 19:00 въехали наконец в Челябинск.
На флаге города почему-то изображён верблюд .
Проехать город решили через центр, т.к. я вычитал в инете, что так удобнее и быстрее. И действительно — едешь себе прямо, смотришь указатели на Тюмень и Курган и мимо не проскочишь. Город показался совершенно пустынным, может, потому, что была суббота.
При выезде из Челябинска увидели огромное озеро, или водохранилище — огромная масса воды.
В планах было доехать до Кургана. Примерно в 23:00 по московскому времени и в 01:00 — по местному мы были в Кургане. Искать какой-то мотель уже не было ни времени, ни сил. Заруливаем на АЗС, что возле круглой стеллы «КУРГАН» и засыпаем, откинув спинки кресел... В 7:00 просыпаемся, принимаем водные процедуры из канистры и едем, ищем кафешку, чтобы позавтракать.
Очень, знаете ли, хочется горяченького. Кафе находим быстро, ибо их на трассе хватает. Берём яичницу, блины и горячий чай. Обходится это всё на человека — рублей 100. Сытые и довольные двигаемся в путь... Во времена СССР расстояние от Кургана до Омска составляло примерно 550 км. Трасса тогда вела через Казахстан, и, ясное дело, никаких границ не существовало. Теперь же приходится объезжать Казахстан, т.к. совсем не хочется стоять на границе, заполнять какие-то бумажки, предъявлять к осмотру багажник, покупать страховку. И всё это ради того, чтобы проехать по территории страны какие-то 190 км, чтобы на той стороне границы все процедуры проверок повторить вновь. Поэтому, проштудировав задолго до поездки инет решили ехать так : Курган — Петухово — Бердюжье — Ишим — Тюкалинск — Омск.
Это, конечно, — крюк в 220 км, зато без всяких вышеизложенных проволочек. Дорога от Петухово до Ишима оставляет желать лучшего: ямы, местами щебень вперемешку с грязью, отсутствие разметки и… бесконечные фуры, фуры, фуры, которые не обгонишь. Обедали в Абатском (за Ишимом), увидев огромный плакат «КАФЕ».
До Омска оставалось километров 280… В Омск въехали ровно в 21:.00 по местному.
Увидев огромный торговый центр «Мега» — точно такой же, как и в Москве, мы затариваемся там в «Ашане» продуктами и водой и едем ночевать к родственникам на Иртышскую набережную. Не имея карты, — довольно непросто найти адрес, который нам нужен, но оказалось — не так уж сложно…
Переночевав, утром двинулись дальше. От Омска до вторых родственников около 500 км (с. Новосельское Алтайского края).
Далее, кому неинтересно — могут пропустить детали, а кому интересно — лучше посматривать на карту.
Но для меня это расстояние превратилось в 900 км, т.к. дорога от Татарска до Карасука — в отвратительном состоянии. Из 230 км 80 км — щебёнка, иногда грунтовка. Ещё плюс ко всему — недавно прошли дожди, а у меня не вседорожник. Решаю пожалеть машину, расстаёмся с друзьями (у них как раз — вседорожник), и решаю ехать опять на М-51 до Барабинска, затем на юг на Звинск—Весёловское—Карасук. Еду. Доезжаю до Барабинска, сворачиваю направо на Звинск, потом дай, думаю, спрошу на АЗС, как там дорога. Отвечают, до Звинска — нормальная дорога, а дальше — щебёнка 85 км.
Попробуйте, говорят, опять выехать на М-51, доехать до Каргата и свернуть там. Я в отчаянии, но делать нечего, еду ещё 190 км до Каргата, сворачиваю направо на Кочки, заезжаю на заправку, спрашиваю — проеду ли до Кочек. Отвечают — проедешь, 100 км, но дорога не ахти, правда, грунта хоть нет — вся с покрытием, но много ям и колейность. Ну, делать нечего, еду. Дорога, и правда, оказалась дерьмовой — несколько раз цеплял защитой двигателя асфальт. Доехал до Кочек (может, они не склоняются — нас. пункт «Кочки»), но названию своему соответствуют полностью. Оставалось мне проехать 200 км до Карасука, потом ещё 25 — до Новосельского. Друзья мне звонили, ещё когда я к Барабинску подъезжал — они уже были на месте, в Новосельском. Подъезжаем к Карасуку — новый сюрприз: ж.д. переезд закрыт на ремонт. Объезд — км 20 до другого переезда. Подъезжаем к другому переезду (км 5 осталось), навстречу едет «Ауди Q-7», моргают фарами. Торможу. Спрашивают — правильно ли они выехали на Новосибирск ? Отвечаю — правильно. И сам спрашиваю — правильно ли на Карасук еду? Водитель «Ауди» как-то замялся, говорит, правильно-то правильно, но вряд ли я там проеду, лучше не езжай туда — застрянешь. Мы, говорит, на полноприводной еле-еле проехали. Вот те на!!!
Я начинаю медленно выходить из себя, спрашиваю, а есть ли другая дорога? Тот пожимает плечами и уезжает. Выбора у меня нет никакого, и я еду к этому чёртовому переезду. Асфальт кончился и началась самая обычная грунтовка, щедро политая прошедшим не так давно дождём. Навстречу едут «Кировцы» (тягачи) с пристёгнутыми рейсовыми автобусами на Новосибирск. Впереди меня едет праворульная «Тойота», которую начинает кидать из стороны в сторону. Тут мне стало немного не по себе. Меня стало бросать также .Скорость — максимум 5 км/ч. Фуры вязнут моментально, одну развернуло под 90 градусов и она почти полностью перекрыла дорогу. Плюс ко всему, дорога имеет скос по краям, а по краям — кювет довольно глубокий — съедешь с дороги — перевернёшься в «кувейте». Едешь и боишься – как бы не столкнуться со встречными, которых также бросает из стороны в сторону. Остановиться — тоже нельзя — можешь потом не тронуться. Ехал на грани остановки — в натяжку. Вскоре понимаю, что дальше не проеду, смотрю — съезд в поле, по зеркалам — нет никого, ныряю туда. Съезжаю в поле, смотрю — еле заметная колея, значит, кто-то здесь ехал.
Проеду метров 20-30, выхожу из машины, иду пешком, смотрю, как там дальше. Возвращаюсь, еду до того места, докуда дошёл, опять выхожу, смотрю. И так раз пять. Вскоре вижу выезд с поля опять на эту грунтовку. Но как выехать-то ? Те, кто едет по грунтовке, — мчатся быстро, чтоб не засесть. И мне в поле останавливаться перед дорогой нельзя — не подымусь. В общем, не знаю — ну, должно же мне было в тот день повезти хоть в чём-то. Повезло — надавил на гашетку, смотрю — никого нет и проскочил на дорогу. Там уже и переезд показался и щебень спасительный теперь уже, а не ненавистный, появился. В общем натерпелся я в тот день. Как приехали в Новосельское, выпить захотелось побольше, чтоб стресс снять. Что мы все и сделали... Отдохнув дня три, мы двинулись, наконец в Яровое.
Озеро Яровое находится в Славгородском районе Алтайского края в городе с одноимённым названием. Известный уроженец этого города — журналист и радиоведущий Г. Бачинский, погибший в автокатастрофе в Тверской области в 2008 году. Расстояние Ярового от Москвы составляет приблизительно 3 300 км. Расстояние от Барнаула — краевого центра — примерно 350 км. Часто его сравнивают с Мёртвым морем, что в Израиле, из-за схожести состава воды. На пляже (он называется «Причал-24») присутствует вся инфраструктура для отдыха на любой вкус.
Надо отметить, что все расчёты производятся по безналичному расчёту. Поясню. Вы по приезду на пляж подходите в кассу, отдаёте, к примеру, 1 000 руб. Вам выдают пластиковую карту для любых расчётов на эту сумму. Неиспользованную сумму вам выдадут наличными по первому вашему требованию по окончании нахождения вас на пляже. Немного о ценах: они в меру умеренны. Бокал разливного пива — 50 руб.; сэндвичи (они огромные) — 80 руб.; минералка — около 30 руб. За 0,5 л. Очень дорогие сигареты — от 120 руб. За пачку. Вероятно — это забота о здоровье отдыхающих.
Аренда зонтика — 40 руб. За два часа. Стоянка автомобиля на территории — 40 руб. за пять часов. Туалет — 10 руб.; душ — 20 руб. Аренда однокомнатной квартиры в городе — 500-1 000 руб. в сутки (со слов отдыхающих). Ощущение при входе в воду действительно необычное — вы не тонете. Народ в основном — либо стоит по пояс в воде, либо лежат. Плыть — как-то неудобно из-за того, что большая часть тела — на поверхности. При выходе из воды ощущается некий дискомфорт. На теле образуется соль, которая сначала принимается за песок. Особенно неблагоприятно будут чувствовать люди, у которых имеются на теле порезы, царапины. Всё начинает жутко щипать. Спасает ополаскивание в душе, либо установленный агрегат с мелкими струйками воды. Мы брали с собой десятилитровую канистру с водой — после ополаскивания становится лучше.
Вот так мы, собственно, и съездили на Алтай. Обратный путь описывать не буду, т.к. ничего примечательного не происходило. Расчитывали приехать на второй день, но попали в пробки в Челябинске (потеряли часа два) и в Самаре (1,5 часа).
Поэтому приехали на третий день, но утром. От Уфы ехали другой дорогой — М-5, т.к. оставалось ещё два дня отпуска и хотелось отдохнуть на даче — через Самару, Пензу, Рязань.
Итоги поездки
Бензин туда-обратно — 14 700 руб. Расстояние — 7 700 км. Средняя скорость — 68 км.ч. Бензина съедено 520 л. Расход — 7,2 л/100 км. За проживание нигде не платили, т.к. жили у друзей и родственников.
В дороге было всего две ночёвки в мотелях. Одна обошлась в 500 руб. (в Татарстане, когда ехали туда), другая — в 900 руб. (в окрестностях города Аша, когда ехали обратно)...
В целом — поездкой остался доволен, но лучше, конечно, ехать с двумя водителями. Поеду ли я ещё? Возможно. Но вообще в планах — поездка по Европе. Будем готовиться к ней.