|
Отпуск вот вот начнется, хотелось куда-то съездить на машине — так и родилась мысль проехать по «соседним» городам. Маршрут запланировали такой: Курган — Челябинск — Уфа — Казань — Ижевск — Пермь — Екатеринбург — Курган.
Машина Nissan Note 1,4л 90 л.с. 2008 года рождения.
Пробег до выезда около 70 000 км. Экипаж: я — водитель и жена Лариса — штурман, с чем она блестяще и справилась.
Готовились недолго: я смотрел карты дорог в «гугле» и «яндекс-картах» а жена — основные достопримечательности городов, которые планировали посетить. «Автотрансинфо» расчитал маршрут (впоследствии выяснилось, что он ошибся с расстоянием — 2 930 км вместо расчетных 2 557). Сайт www.eluoru.ru выдал очень полезную информацию о легенде дороги (кафе, кемпингах, заправках и расстояних между ними). Полезную, да не очень удобную — начиная с того, что весь маршрут там был указан для тех, кто едет с запада на восток и заканчивая тем, что порой с карты выпадали куски около 100-150 км, типа, дороги по Удмуртии. Так же взял с собой коммуникатор на WM с установленным «Навителом» XXL, который использовал всего один раз, настольно он оказался неудобным. В айфон 3G была установлена Yandex.maps и штатная Google.maps. В ноутбук закачали карты 2gis всех городов на пути следования. Взяли теплые вещи для посещения Кунгурских пещер. Заправил бак до полного на родной «Роснефти» — 95 бенз по 23,9, но с учетом скидки по карте 3% — литр стоил 23,18.
Выезд из Кургана — 5:00. Маршрут: Курган — Челябинск — Уфа.
В пять утра светло, как днем. Трасса пустая, фуры мирно спят на стоянках и только туман стелется по дороге, причем очень хитро — как только пытаешься его сфотать — его тут же нет :).
Челябинск проехали через центр, благо час пик еще не наступил, сэкономили на объездной километров 30.
Завтракали в «Автоланч», недалеко от Миасса, это небольшая сеть (кафе+заправка+минимаркет). Рекомендую — очень чисто, вкусно, цены городские.
Проскочили мимо Миасса, стелы Европа — Азия, Златоуста и дальше для меня был неизведанный край (Дальше Златоуста по этому направлению я не выбирался).
Порадовало на М-5 то, что знаки дублируются по обеим сторонам дороги, разметка соответствует знакам 100%, и обгоны запрещены действительно там, где нужно. На затяжных подъемах почти везде две полосы вверх, после вершины почти всегда разметка позволяет обгонять на спуск. Покрытие дороги можно сказать на «4»: временами подразбитая, но в основном хорошая. Интересный эффект — вроде кажется, что рельеф ровный а машина на пятой передаче как-то едет вяло — только потом осознаешь, что в подъем едешь.
К этому времени фуры уже целиком властвовали на дороге.
За «Камазами» была постоянная вереница из легковушек, а вот за фурами-иномарками было не угнаться :). «Камаз» едет в горку так: скорость 10 км/ч, дикий рев двигателя и черный дым из трубы.
В нескольких местах кафешки совмещены с микрорынками, на которых продается все: воздушные змеи, надувные матрасы и лодки, радиостанции и магнитолы. Скорее всего спрос есть, иначе зачем всему этому хламу тут продаваться.
Первая заправка — перед Юрюзанью на «Лукойле». Цена 95-го — 22,7, что приятно удивило. Впоследствии заправлялся только на «Лукойле», к бензину нареканий нет.
Пару раз попадались заправки-подделки — окраска один в один, похожее название, после пристального рассмотрения посылались.
Иногда лил дождик, но вот около Усть-Катава попали под такой ливень, что дворники не успевали отводить воду. Все ехали медленно, обгонов не было, видимость десять метров, я на всякий случай включил всю иллюминацию — противотуманки спереди и сзади и аварийку.
У Сима дорога очень красиво изгибается, и с верхних точек прекрасно видно, сколько машин у моста. Нам повезло, перед светофором стояли седьмыми и через восемь минут уже благополучно проехали мост. Многие стоят по часу, а то и более.
Все гаишники Челябинской области ездят на «Рено-Логан», как-то непривычно после наших на «14-тых». Башкирия встречала гаишниками на... свежих «Короллах» — республика богатая, похоже, раз каким-то хитрым способом «Тойота» выиграла тендер на закупку патрульных машин. Ох, неспроста.
Гаишников, действительно, много, порой километров пять и патруль. Стоят даже с обеих сторон зоны запрета обгона. У всех видеокамеры и постоянно около двух-трех машин «посетителей». Ехал по принципу — скорость 90-110 км/ч и строго по знакам, один фиг дорога незнакомая, бысто ехать не стоит, время позволяет, да и права дороже. Конечно, порой приходилось «тошнить» за фурами со скоростью 40, что называется «ловили позитифф».
Дороги в Башкирии — отличные. На месте и разметка, и знаки, и полосы для съездов с трассы, на которых фуры уступали дорогу. Недалеко от Уфы начался плотный поток машин, уже было не до обгонов. А вот со въездом в город я лоханулся, так как хотел заехать по центральному въезду и по мосту через Белую пропасть на проспект Салавата Юлаева. Но с другой стороны — подъехали к городу так, что открылся отличный вид на реку, тот самый мост и на город.
Уфа понравилась сразу. Красивый город с отличными дорогами и широкими проспектами. Проехались по городу, побродили по паркам и скверам.
Удивило, что все названия остановок, магазинов, улиц пишутся на башкинском и только потом дублируются на русском.
Доходит до смешного.
Светофоры впечатлили — в четвертом окошке пишется оствшееся время работы сигнала. У нас в Кургане такого нет. А ведь полезная вещь. Информативно. На фото, правда, светофор челнинский, но сути дело не меняет.
Второй день. Уфа — Набережные Челны —Казань
Ночевали у знакомых и снова в пять утра в путь. Странно, что в это же самое время в Уфе гораздо темнее, чем у нас. Выезжали потемну, а город уже не спал, машин было довольно много. По мосту через Затон и через поселки-спутники на трассу. На трассе снова пусто и снова отличная дорога.
В населенном пункте Кушнаренково посетили «Лукойл» — 95-й по 23,3.
По дорогам масса качалок, нефтяной край, блин, а бенз недешевый. Названия попадаются очень оригинальные:
А тут вообще непонятно — не то посылают, не то счастья желают.
Голод не тетка — начали искать, где бы позавтракать, а заодно и пообедать.
Заведение «Башкирская кухня» внешне не впечатлило. Как впрочем и внутри — деревенский умывальник, четыре столика, минибар. Но как там кормят! Заезжайте — не пожалеете: борщ, лагман, пельмени ручной лепки, везде есть(!) мясо. Вкусно! Порции, правда, для дальнобойщиков. Жена наелась супом половиной порции, а пельменей в тарелке было не стандартных столовских 12 штук, а много и с горкой.
Отдельное слово об указателях — на М-7 все с этим впорядке. Направления на Набережные Челны, сколько километров осталось и так далее — не заблудишься. Есть, правда, одно место на трассе, где лучше логику отключить и довериться разметке и знакам: трасса идет прямо и под прямым углом примыкает к ней дорога. Так вот — надо поворачивать на нее, а не прямо, на дороге даже разметка пунктиром имеется и указатели есть. На перекрестке крупная стоянка фур. Но мозК упрямо говорит — надо было прямо. Я его вовремя не послушал и повернул, как надо.
Деревни в Башкирии — это вам не деревни в России. Чистые, все дома покрашены, заборы ровненькие, алкашни нет на виду. Не то менталитет такой, не то образцово-показательные.
Рельеф преимущественно холмистый, вокруг поля и качалки.
Близость Набережных Челнов начали ощущать по внезапно возросшему количеству Камазов и... «Окушек». Местные на них летают так, что и спорт-кару не догнать. Поразила бабулька лет 70-ти(!), которая на скорости около 130-140 км/ч обогнала (через сплошную) колонну из семи машин и ушла в далекие дали. За ней увязался «Туарег» но и он потом отстал. Жаль, не успели снять на видео. Ролик бы занял Топ на Ютубе.
Решили заехать в Набережные Челны. Город, если честно — не понравился. Ужасные, как ни странно, дороги без разметки, гонщики на дорогах, типовые панельные дома, и только башня смотрится как-то привлекательно.
Проблему пробок вроде решили развязками и проспектами, а вот асфальт нормально положить так и не смогли. Доводилось ли вам ездить по аэродрому? Ощущение, что едешь по рельсам — так звучат стыки в асфальте. Похоже, что под покрытием бетонные плиты. Город, кстати, чистый. Красавица Кама чинно течет через город к плотине ГЭС — но чувствуется, что это город-завод и все построено на скоряк.
После Челнов дорога пошла относительно нормальная, миновали по четырехполоске с разделительным отбойником Елабугу и снова выехали на обычную дорогу. Гаишники с видеокамерами уже повылазили и бойко «продавали» хоум-видео зазевавшимся водилам. Забегая вперед, скажу, что за всю дорогу нас остановили только один раз, на посту в 100 км от Ижевска и то по причине выполнения плана, но об этом позже.
Ремонт дороги ведется как-то хаотично. Очень похоже на то, что вставший утром с бодуна прораб тыкает пальцем в карту М-7, там и катают асфальт.
Перед мостом через Вятку был десятикилометровый (!) участок уложенного асфальта с ограничением 50 км/ч и запретом обгона. Я, как назло, не успел обогнать трубовоз — пришлось тошнить за ним на расстоянии, из-под колес постоянно летела мелкая щебенка. Мост через Вятку, пост и справа на горе монументальная надпись: «Вас приветствуют мамадышцы!». Вежливые эти ребята-мамадышцы, а на посту хмурый дядька-гаец в бронике и с автоматом. Пронесло, общаться с ним не хотелось.
Интересно, что в Татарстане уже действует московское время и получилось, что время в пути оказалось на два часа меньше. Часы на айфоне перевелись автоматически, а на машине так и было Москва +2 часа.
Дороги Татарстана — это нечто. Асфальт кладут методом постоянных стыков, ремонтируют в непонятных местах, а про четырехполоски — отдельный разговор. Едешь, значит, материшься на фуры и дорожников, наслаждаешься полями и холмами и вдруг четыре полосы с разделительным газоном. Делаешь глаза по пять копеек и обгоняешь фуры. 20 километров и снова две полосы. И снова, и снова — «гениально».
По дороге в Казань побывали в «Забайкалье» — видели населенный пункт Чита.
Уже за 15 км от города снова посетили «Лукойл» — залили бак до полного. Разговорился с заправщицей и, как итог — скидка и цена 95-го — 22,3. Самый дешевый бензин.
Заранее посмотрел, как заезжать в Казань, чтоб максимально просто добраться до отеля в центре. Решил ехать по Мамадышскому тракту (на развязке камнем выложено «КАЗАНЬ»). Дорога расширяется дорожниками раза в четыре! Поэтому они забили заделывать дыры в асфальте и рисовать разметку. Город неприятно поразил мега-хамством водил и несоблюдением всех правил. Сплошная — фигня, 100 км/ч по городу — запросто, проезд на красный — легко! Соорудить шесть рядов в одну сторону из трех — на любом перекрестке. Подрезать трамваи — в порядке вещей. И никто(!) не пропустит в соседний ряд, хоть замигайся поворотником. Пришлось включить наглость и, успевая глядеть в зеркала и по сторонам, пробиваться к цели. Как ни странно, практически не стояли в пробках, только уже перед самой гостиницей минут пять. В гостинице машину на стоянку и два дня перемещались по Казани на ногах, на метро и трамваях.
Казань красивая. :)
Кремль,
Кул-Шариф,
река Казанка,
канал Булак
и площадь у озера Кабан.
Вообще, центр настолько красив, насколько ужасны спальные районы.
Станции метро очень красиво оформлены в национальном стиле, на одной станции так было солнечно и светло, что не удержался и тайком сфотал.
Пешеходы, кстати, ничем от водил не отличаются. Переходят в самых неожиданных местах с криком «Банзай!» и при этом очень удивляются, что им все бибикают. Да и вообще тут сигналят везде по поводу и без повода. Им, видимо, это доставляет. Переход же улицы на пешеходном переходе перекрестка — вообще каждый раз стресс. Машины просто НЕ останавливаются. Мы передвигались бегом, взявшись за руки. Капец. Гайцов в городе нет, видимо, пасутся на трассе, зато камер понатыкано, но водил это не пугает.
В целом, несмотря на дикие нравы — город сразу влюбил в себя. Канал, мостики, вокруг цветы, газоны, Кремль, старые здания — мы только и успевали фотать.
Уезжали на рассвете с тоской в сердце. Дорогу выбрал другую, выезжали по Сибирскому тракту, дорога оказалась гораздо приятнее. Утром на красный свет светофора не ездят только дураки и я.
Четвертый день. Казань — Елабуга — Ижевск — Игра — Пермь
Пять утра местного времени и прикол — с востока едут фуры а на восток — нет. Там-то уже семь утра, попросыпались. :)
Эту же трассу почти до Челнов прошли очень быстро, дорога знакомая.
Улыбнул поселок Конь.
За поворотом на Елабугу развязка и по ней на Ижевск.
Миновали поворот на Менделеевск, и фуры исчезли. Как, впрочем, и другие машины. Пустота на дороге напрягала. Мысли в голове — а туда вообще едем-то?
Дорога временами убитая напрочь, на знаках и разметке экономят наверное еще с девяностых.
И тут случился казус с легендой трассы. Решили, значит, мы пообедать. А по этой дороге как-то мало кафешек. Смотрим — через 2 км кафе. Едем 10, 15 км — нет ничего. Оказывается, там просто взяли и 100 км пути выкинули. Ну раз населенных пунктов с кафешками толком нет — значит и не надо!
Стела «Удмуртия».
Про Удмуртию нечего и писать. Красивые пейзажи, убогие, нищие деревни и пустота.
Проезжаем, значит, населенный пункт Алнаши со скоростью 60 км/ч, металлические отбойники с обоих сторон, пост и радостный гаишник бежит навстречу. Пойдем, говорит, фотки смотреть. А чего их смотреть, отвечаю, у меня у самого фотик с четырьмя гигами забит, только твоей рожи не было.
В будке все гаишники счастливые, приветливые, обслуживают очередь из водил. Показывают фото — мол, узнаете номер, марку? А вот и скорость в углу 62 км/ч при разрешенной 40, подпишите протокольчик. Ну и на прощание шЫкарная фраза: «Нарушайте, но не попадайтесь!».
Вышел я с протоколом в руках, и так обидно стало. Всю дорогу, значит, ехал по правилам, всех гаишников Башкирии и Татарстана миновал, а тут в Удмуртии пополняю бюджет республики. И похоже, это основная часть бюджета. А тормозят они тут всех. Так вроде богатый пост должен быть, а гаишники ходят в старой, застиранной форме и ездят на ржавых «шестерках».
Кстати, спросил у гаишников, где пожрать повкусней и почище чтоб кафешка. Говорят, есть такая, «Феникс» называется.
И вот через фиг пойми сколько километров поворот на кафе, даже указатель приколотили к столбу. Странно, что у входа никого нет. Ну, думаем, мало ли чего. Остановил нас амбарный замок на дверях. Кафе работает с 11 утра! А мы приехали в 9. Ага, значит, спасибо за вкусный завтрак. Короче, поели в каком-то клоповнике и опровергли правило: «Там где много фур — вкусно кормят».
Настроение закончилось окончательно, настолько все было уныло вокруг. Масла в огонь подливало и радио. Так вот о нем:
(читать следует очень медлеееенно, с расстанооооовкой и распеееевкой)
— В эфире радио «Моя Удмуртия»! Доброе утро! Для наших слушателей прогноз погоды.
Минут пять диктор заунывным голосом рассказывала, какая жара стоит в столице республики, какая жара на полях, как сетуют хлеборобы, что давно не было дождей, как грустно, что стоит дикая жара, и что такая жара была в 1943 году, и такая жара очень неприятно отразится на урожае 2010 года, также как неприятно отразилась на урожае в 1943 году.
Это Капец! При том, что ни «Европы плюс», ни на худой конец «Русского радио» не было.
Проехали поворот на какой-то льняной завод и обочины на трассе радугой покрылись. На штангах висели мочалки и прочая продукция всех мыслимых цветов. Такое ощущение, что это работники завода обналичивают свою зарплату. Грустно.
Ижевск. Не буду сильно обижать жителей сего города, но город путешественникам лучше объезжать стороной. Унылая дыра. Тем более, что нелогично улицы идут. Нет указателей на выезд, смотреть нечего, еле выбрались. Был в шоке от старых автобусов «Лиаз». Они до сих пор ходят по городским маршрутам. Такого убитого городского транспорта давно не видел.
Прикол еще: по-местному, по-удмуртски, Ижевск называется «ИЖ КАР». С вольного английского — машина Иж :).
На выезде из города снова «Лукойл», залили 95-го по 23,9.
На заправке у всех спрашивал, как проехать на Пермь. Мнения разделились: кто говорил, что через Воткинск, но там дорога убитая, кто говорил, что на Игру, но дальше.
Решили ехать через Игру.
Зря. В Перми сказали, что лучше через Воткинск, Чайковский.
Ну зато познали все прелести узких дорог с 90-градусными поворотами и запретов обгона километров на 5-10.
Пермский край ждали с нетерпением. Дождались.
Честно говоря, после стелы «Пермский Край» дорога выглядела вот так: В 1941 году пьяный немецкий летчик ошибся маршрутом и сбросил бомбы на дорогу на Пермь. Местные жители удивились, но дыры заделывать не стали. Километров 30 не стали. Потому что летчик, наверное, еще несколько раз прилетал, все до Перми не мог добраться.
Потом, конечно, пошло все веселее, и даже разметка временами была, со знаками напряг. Доехали до кафе «Казачья застава», где вкусно, но, блин, дорого пообедали. Вроде как уже и Пермь недалеко, а вымотались, капец как. Дикая жара, да и дороги с дырами и ухабами не доставляли. За километров 30 до города началась более менее нормальная дорога, даже с отбойником и четырехполосная. Пермяки ей гордятся. Видать, не были в городах-соседях. Въезд на мост через Каму охраняют хмурые гаишники, почему хмурые, спрашивать не стал и заехал в центр.
Удачно и недорого нашли гостиницу и пошли пешком гулять.
Что понравилось в Пермском крае — ритм Урала. Фуры показываю,т что можно обогнать, пропускают, встречные мигают о бесчисленных гаишниках, в городе не летают, а плавно ездят, пропускают пешеходов и трамваи, пешеходы не «грубят» и не ходят, где не надо. Почти никто не сигналит, включают поворотники, где нужно — притормаживают.
В Перми наутро пошли пешком по «зеленой линии», так называемому туристическому маршруту. «Пермяк-солены уши» прекрасен :).
Да и медведь в центре города тоже неплох, ну а дальше по маршруту ценные для горожан и ценителей архитектуры здания мы посмотрели мельком. Решили лучше проехать до речного вокзала. И вовремя. Там уходил в плаванье по Каме а может и дальше большой теплоход. Зрелище для людей, у которых в городе на реке только на лодках плавают — впечатляет.
Посмотрели на бутылки и мусор,
Поняли, что счастье не за горами
и поехали в Екатеринбург. На выезд из города, благодаря яндекс-картам, прошли без пробок и после города в очередной раз накормили машину на «Лукойле» по 23,9. Трафик к 12 дня из города был интенсивный да и дорога была пермского качества, ну вы понимаете.
До развязки на Кунгур постоянные запреты на обгон, а фур накопилось многовато. Шли медленно, скрипя зубами.
Как я себе представлял подъезд к Кунгурским пещерам, — едешь, едешь и упрешься в пещеру :). Почти так и вышло. Во всем городе по дороге расставлены указатели.
Пещеры. Море сувениров у входа, как в Турции, билеты на стандартное путешествие 1,5 км длиной — 500 руб с рыла, не ведитесь на лазерное шоу — туфта, да и на ютубе глянуть можно. А вот отдавать 150 руб за фотосъемку — тут надо подумать. Дело вот в чем — фотик, типа мыльница, нифига там снять не сможет. Нужна нормальная аппаратура и штатив. А задерживаться там не дают. Вот и смекайте. Кстати, проводник смотрит за теми, кто снимал и спрашивает чек на съемку. У нас было оплачено, но фоток можно сказать, что не получилось. А так, Кунгурские пещеры обязательны к посещению, только теплыми вещами запаситесь — там температура от -5 до + 2 по цельсию. Вышли из пещер, накупили сувениров, подходим к машине, а там, на пыльной задней двери написано: «Привет от Кинга». Форумчанин с clubnote.ru из Самары написал. Узнал меня по клубной наклейке. Приятно.
Ну а дальше опять пытки пермским асфальтом и жарой. Миновали пост с камерами и через километр уже граница со Свердловской областью. Вот оно, счастье. Идеальный асфальт, разметка, знаки. Автобан прям. И так до самого Екатеринбурга. Правда, заканчивается ремонт 5 км участка дороги — но и там покрытие отличное, только мелкая отсыпка из-под колес летит, да ограничение, конечно. Дорога пролетела незаметно и вот уже четырехполоска и въезд в город. Очень удобно «Мега» расположена. Чуток шопинга и по объездной на Кольцовский тракт и дальше домой. Снова заправились на «Лукойле» 95-м по 23,9. Тетки заправщицы долго удивлялись, что в Казани бензин дешевле.
По Свердловской области трасса проходит по деревням и скорость падает до неприличных 40 км/ч. Да и ночь была, сильно не гнал. Остановились у родителей в Шадринске: тихом провинциальном городишке за 140 км от Кургана.
Наутро домой, 140 км — это уже не расстояние.
Итого, за поездку пройдено 2 930 км.
Бензина закуплено и тут же потрачено 172 литра = 4 003 рубля.
Самый дешевый бенз в Казани — 22,3 и Юрюзани 22,7. Везде по 23,9. Пожалел, что у друзей не взял карту скидок «Лукойла».
Расход по компу составил 5,6 л на 100 км — по чекам 5,8.
Вся поездка обошлась в 20 тыщ с учетом бенза, сувениров, проживания в гостиницах и питания.
Ах да, бюджет Удмуртии пополнен на 300 руб.