|
Буквально несколько дней назад вернулись с Черного моря, поэтому, пока свежи впечатления и переполняют эмоции, решил написать небольшой отчет о нашей поездке.
Начну с того, что, много лет подряд отдыхая на Черноморском побережье, задумывались о поездке на машине и завидовали тем, кто на них приезжал. Особенно, если это был 54 регион. Зимой этого года потихоньку строили планы на отпуск, а именно поехать на Черное море, однако еще не решили, на каком виде транспорта. И уже где-то после майских праздников решили — все едем на машине.
Автомобиль Toyota Corolla Fielder 2007 года выпуска, объемом 1,5 литра, полный привод, вариатор. Состав экипажа — три человека, двое взрослых и ребенок.
После этого началась подготовка. Она включала в себя следующее. Внимательно прочитал (перечитал) отчеты о путешествиях на юг на Drom.ru. Составили подробный маршрут движения, в том числе основной и запасной варианты. Планировали ехать: Новосибирск—Омск—Бердюжье—Курган—Челябинск—Уфа—Пугачев—Саратов—Волгоград. Так как обязательным условием путешествия являлось посещение Мамаева кургана, то путь лежал через Волгоград, а далее либо на Морозовск — Ростов-на-Дону и далее, либо на Котельниково—Сальск—Краснодар. Собрали информацию о состоянии дорог, но она, как показала поездка, оказалась устаревшей и не совсем соответствующей действительности.
Составили приблизительный график заправок, пунктов отдыха и стоянок, выписали номера телефонов ГИБДД всех регионов по пути следования, выписали частоты основных радиостанций городов, по которым планировали ехать. Кроме того, сделали распечатку из Административного кодекса об ответственности за нарушение ПДД. При составлении маршрута обращали внимание на объездные дороги, посты ДПС. По отзывам на Drom.ru, составили примерный перечень наиболее опасных мест, а также мест, где «активно» ведут себя сотрудники ДПС, где лучше переночевать, где неплохо можно пообедать. Чтобы не везти с собой много наличных, выписали места банкоматов по пути следования и в городах, которые будем проезжать, вплоть до г.Сочи. В ноутбук закачали (в дополнение к имеющемуся навигатору) программу «ДубльГИС» по состоянию на июль 2011 года крупных городов, которые будем проезжать.
Из вещей, которые взяли с собой: набор автомобилиста (огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка, трос, ключ 10х12), баллончик со средством для помощи при проколе колеса (Wynn’s), навигатор, автомобильные зарядные устройства для телефона, термос с кипятком, питьевую воду (взяли 12 бутылок по 0.6), правила дорожного движения с комментариями, атлас автомобильных дорог, средство для мытья стекол, двухлитровую бутылку с омывающей жидкостью, скотч простой и двустороннюю ленту. Продукты питания на первый день пути, а также взяли в магазине «Метро» пакет орехово-фруктовой смеси. Для ребенка, чтобы было чем развлечься, выписали на лист бумаги коды автомобильных номеров всех регионов России, чтобы он отмечал, какие мы видели. Заранее скажу, что это занятие было довольно интересным как для него, так и для взрослых. Кроме того, сын закачал в телефон мультфильмы «Симпсонов» и просмотрел множество серий пока мы ехали.
Подготовка автомобиля (на нем проездили более года) включила в себя замену передних тормозных колодок, задних стабилизаторов, сальников заднего редуктора, масла в двигателе, воздушного и салонного фильтров, проверку уровня всех жидкостей, ремня-привода навесного оборудования, регулировку света фар (фары простые, после регулировки свет освещает правую обочину и не слепит встречных водителей). Передняя левая стойка начала подтекать за пару недель перед отъездом, но, посоветовавшись со специалистами, решил ничего с ней не делать.
При подготовке исходили из принципа, что поездка не должна напрягать, останавливаемся, где хотим и когда хотим, но ненадолго, скорость движения не более 115-120 км/ч, во-первых, в целях безопасности, а во-вторых, чтобы не платить штрафы. Ночью желательно не ехать, как стемнеет, ищем место для ночлега.
Итак, все готово, старт намечен на 6 июля. Забыл еще сказать, что когда-то давно служил на Дальнем Востоке и друзья поразъехались по всей России, общаемся с ними до сих пор, приезжаем в гости. Некоторые из них живут по пути следования, поэтому наметили сразу остановки в Уфе, Самаре, Энгельсе и Новочеркасске.
6 июля, предварительно позавтракав, в 7:30 стартуем с полным баком бензина и по северному объезду выходим на М-51. Идет небольшой дождь, свежо. Проехав километров 150, начинаю немного задумываться, правильно ли поступили, поехав на машине, однако сомнения быстро проходят.
Трасса до Омска и далее по Тюменской области почти свободна, транспорта очень мало и это позволяет идти со скоростью 95-105 километров. Можно наверное было и больше, но зачем? В Омске объездная, указатели нормальные, читаемые, город проезжаем по самому краю.
Вообще, дорога Новосибирск—Омск, Омск—Ишим, Ишим—Курган — одна из лучших по пути следования, за исключением двух-трех участков после Омска, где стоят знаки «Обгон запрещен», плохая дорога, сплошная линия и длится это по 10-13 километров. Эти участки следуют до г. Тюкалинска. Затем идут 2-3 небольших участка, где делают дорогу, а остальная трасса хорошая. По Омской и Тюменской областям мало кемпингов и кафе. В Тюменской области дорогу делают, перед Бердюжьем ровно 13 километров плохой дороги, но до этого участка от Ишима и после, до пересечения с трассой в районе Макушино — просто идеальная. Из опыта ранних поездок, мы наметили в первый день проехать 1 000 километров, т.е. до Ишима.
Приехав в Ишим около 19:30, решили выехать за Ишим, остановиться поужинать и искать место для ночлега. Но выехав за город до н. п. Бердюжье ни одного кафе, ни одного кемпинга или мотеля не встретили. В Ишим не въезжали, объехали по объездной дороге, заблудиться по указателям трудно. Ужинали в Бердюжье, там, кажется, одно кафе и мотель на въезде перед кольцевой развязкой. Кормят нормально, ужин с горячим блюдом на троих обошелся около 500 рублей. Поели, что делать? Время — нет еще 21:00, светло, еще солнышко садится, решаем ехать дальше. Дорога, как писал выше, отличная и где-то после 22:00 выезжаем на развилку трассы М-51 и поворачиваем на Курган.
Резко начинает темнеть, решаем останавливаться. Но по пути только кафешки. Доезжаем до поворота на Варгаши, до Кургана 48 километров и за заправкой «Роснефти» останавливаемся в гостинице.
Трехместный номер, широченные кровати, телевизор. Есть душ и туалет, но общие. Цена по 350 рублей с человека и 50 рублей за автомобиль. Быстро моемся, и спать. За день пройдено 1 250 километров (это по спидометру). Заправлялись по дороге первый раз в районе Татарска и в Крутинке (Омская область) — оба раза на «Газпромнефть». В Омске бензин дешевле — 24 рубля за литр 95. Заправляюсь только 95-м, плюс еще у меня карта «Автокартнефть», по ней скидка 1 рубль 10 копеек с литра. Когда заправлялись в районе Татарска, обратили внимание на то, что на АЗС стоит автомобиль, серый кореец, кажется «Нексия», государственный номер Р 025 ТС 61 регион (Ростовская область). Из нее к нам подходит здоровый парень и, извиняясь, говорит, что «сломались…, денег мало…, ехать далеко…, помогите до Омска на бензин…., а там у нас знакомые». Машина у него «уставшая», бок битый. Думаю, то ли люди попали в беду, то ли разводка. Но, даю 200 рублей, он благодарит. Позже нас обгоняет, и больше мы его не встречаем.
Второй день (07.07.2011)
Начинается с подъема в 7:00, завтракаем в гостинице на первом этаже (завтрак включает две хорошие порции глазуньи с колбасой, порция блинчиков со сгущенкой, хлеб, 2 кофе и один сок — всего около 200 рублей). Стартуем около 7:30. В Кургане объездная дорога, знаки все читаемы, можно обойтись без навигатора, в город не заезжаем. За Курганом заправляемся на «Роснефть» (желтые заправки), цена за литр 95 — 26,40. Однако обратили внимание еще в Тюменской области, что литр 95 стоит почти 27 рублей.
Доезжаем до Челябинска, по объездной, дорога хорошая, но скоро она заканчивается. Объездная дорога обходит Челябинск с востока на юг и потом на запад. После г. Сатки ремонт моста, скопилась пробка, стоим, потеряли около получаса. Дорога стала значительно хуже, но терпимо. На Урале вдоль дороги в районе г.Усть-Катав многочисленные рынки по продаже картин, срезов, игрушек, ножей, камней и.т.д. Кто ездил поездом, тот должен знать, раньше там всегда все это продавали.
Обедаем в кафе с названием «Харчевня», 450 рублей. Рядом сидит бабушка — маленькое ведерко земляники продает за 200 рублей. Кажется, дороговато, проходим мимо. Заправляемся на «Лукойле» на въезде в Башкирию, 95-й по 26,65 за литр. Где-то в 18:00 подъезжаем к Уфе, на спидометре 1 900 километров, делают дорогу, закатывают асфальт, много мелких камней бьют по днищу, едем медленно. Вообще на Урале и в Башкирии дороги хорошие только около Челябинска и Уфы, а так в основном плохие, но во многих местах ремонтируются. Созваниваемся с друзьями, по навигатору заезжаем в Уфу, едем по проспекту Салавата Юлаева. Это некий аналог нашей Каменской магистрали, только показалось, что длиннее, без светофоров, с развязками. Поразило, что Уфа — очень чистый, красивый город. Дороги хорошие. Белые здания, современные постройки смотрятся очень гармонично. А какой там новый ледовый дворец построили, просто красавец.
Около супермаркета встречаемся с Димой, последние покупки и едем к друзьям. Не доезжая метров 800, на перекрестке из-под капота резкий неприятный звук. Останавливаюсь, открываю, вижу обрывки ремня навесного оборудования. Включаю аварийку, съезжаю и паркуюсь, благо рядом стоянка. Первые мысли — все! Приехали! Небольшая паника, настроение падает. Думаю о поисках ремня по магазинам, установке его на СТО, потерянном времени. Дима уже идет к нам, он остановился впереди, смотрим вместе на ремень. Если сказать, что я расстроен, то это значит, ничего не сказать.
Дима оптимистичен и говорит «ерунда, дело житейское, поменяем». Время где-то около 19:00. Не буду описывать дальнейшие злоключения, но за стол мы сели только в 24:00, при этом машину оставили на охраняемой стоянке и без ремня, который так и не поставили. А дело вот в чем. Поехали быстренько отвезли вещи, супруга и сын остались у Димы с его семьей, а мы по автомагазинам. А время-то им уже закрываться. Но тут еще в одном из этих магазинов, по номеру кузова и двигателя, нам сказали номер ремня 4 РК 1770. И это была ошибка продавцов, которых я долго потом вспоминал. Но сначала мы искали 1770, нашли, но семиручейковый. Ничего, разрезали его на три и четыре ручейка, поехали ставить, а он большой. Тогда взяли порванный, померили — где-то 1220 и уже по нему подбирали размер. Родного ремня не нашли, методом подбора подошел размер только от Волги, 406-й двигатель, но он шестиручейковый, но уже было темно, и решили ставить с утра.
Сев за стол, выпили по рюмке чаю. Я зашел на родной новосибирский Drom.ru, посмотрел, как устанавливается ремень, узнал заодно, что родной размер 1210. Утром в 8:00 подъем, а в 8:30 ремень уже стоял на месте, двигатель работал, поехали грузить вещи. Часов в 10 мы стартуем. Первые мысли и анализ поломки привел меня к тому, что, видимо, не обратили должного внимания на ремень при его осмотре в Новосибирске. Однако позже я его внимательно осмотрел (он пока еще до сих пор лежит в багажнике) и пришел к выводу, что поломка случилась из-за двух факторов. Первый — перед въездом в Уфу, где делали дорогу, под ремень на какой-то из шкивов попал мелкий камешек и его просто порвало. Второй — на момент разрыва ремня общий пробег автомобиля — 82 тысячи километров.
Третий день (08.07.2011)
Цель — Самара — 450 километров, остановка у друзей. Доезжаем почти без проблем. На участке дороги в километрах в 80-ти от Уфы останавливает сотрудник ДПС. Неторопливо подходит, внимательно проверил документы, пожелал счастливого пути. Все это происходит, как в замедленном кино, спокойно, размеренно. Так что башкирские сотрудники ДПС — нормальные люди.
Въезд в Самарскую область и далее до Самары — дорога отвратительная. Гребенка, стиральная доска, продавленная фурами и только перед въездом в Самару дорога более менее нормальная. Если не заезжать в город — то есть объездная дорога. От впереди идущей фуры получаю камень и скол в лобовом стекле. Останавливаюсь, заклеиваю его скотчем. И вот Самара, Московское шоссе еще ничего, но с него съехать, дороги плохие. Мы в Новосибирске жалуемся, что у нас плохие в городе дороги. После поездки я изменил мнение, и мне кажется, что иногда новосибирцы лукавят. У нас в городе дороги хорошие. Пожалуй, такие же, или лучше по пути следования были только в Уфе, и все! Навигатор один (и единственный) раз тупит — направляет нас направо, а там знак «Поворот направо запрещен». Проезжаем дальше, разворачиваемся, и вскоре мы у друзей. На спидометре 2 445 километров. В Самаре два дня. За это время ремонтирую скол — 500 рублей (нашел по объявлениям в Интернете), заправляюсь под «горлышко» на одной из заправок «Витязи» (посоветовали друзья) и затем гуляем по городу, фотографируемся, ну и, конечно, застолье.
Четвертый день в пути (10.07.2011)
Стартуем в 7:30 утра из Самары на Энгельс, там нас также уже ждут друзья. Дорога до границы с Саратовской областью отличная, но всего-то около 100 километров. А потом, еще около 300 — ужас. Особенно в районе г. Балаково. Только после г. Маркса начинается неплохая дорога и где-то в 14:00 мы в Энгельсе. Начиная со второго дня путешествия везде очень жарко, даже на Урале. В Уфе более 32, в Самаре 34. В Энгельсе тоже за 30, сразу идем купаться на Волгу. Проводим в Энгельсе 1,5 дня.
Пятый день пути (12.07.2011)
Стартуем в 7:00. Цель — заехать на Мамаев курган и вечером быть в Новочеркасске. Всего надо проехать около 850 километров. Из Энгельса возвращаемся назад в сторону Маркса до развилки, и, поворачивая по кругу направо, выезжаем на мост и едем в левую сторону. На развилке объездной на мост через Волгу впервые за дорогу (если не считать фур) встречаем «Ленд Круизер» с 54 регионом. Едем за ним на расстоянии 70 метров. На подъезде к мосту через Волгу его тормозят на посту ДПС, мы едем дальше. На объездной заправляюсь на заправке, похожей на лукойловские, называется «Rosoil». 95-й по 27,5. На этой же заправке заливал бензин на обратной дороге, качество хорошее, рядом кафе, гостиница, охраняемая стоянка. Саратов обходим стороной, в город не заезжаем.
Дорога терпимая, но при въезде в Волгоградскую область она становится очень плохой. И очень плохая дорога идет до Волгограда. А в Камышине она не очень плохая, а хуже, моя жена сказала даже неприличное слово. Я подумал, сюда бы ВВП на желтой субмарине, т.е. на «Калине», и чтобы он проехал по этой федеральной дороге. Может кого-то бы и посадили, или на крайний случай убрали бы от кормушки. А на обочинах везде портреты и плакаты Прохорова висят, некоторые, видимо, пробовали срывать — висят ободранными. Может, он хоть порядок наведет, да дороги сделает? Видимо, будет там баллотироваться. Самое интересное, что если в других регионах дороги делают, латают, то в Камышине похоже, это не собираются делать. Ни дорожников, никого. АУ!
Вообще после Поволжья остался неприятный осадок. И пусть на меня не обижаются жители этого региона. Раньше говорили «голодное Поволжье», я бы перефразировал на «бездорожное Поволжье».
Машин на трассе немного. Видны красивые места для отдыха, где растекаются притоки Волги. Приезжаем в Волгоград, огромные знаки и указатели на Мамаев курган. На въезде в город обедаем в кафе, долго ждем заказ, но очень вкусно, название кафе не помню. Мамаев курган — это символ страны. Я остался под большим впечатлением, находясь там, испытываешь чувства гордости за тех бойцов, кто там воевал. Много людей там, радует то, что много и детей, т.е. они все это видят своими глазами.
В 15:30 выезжая из Волгограда, попадаем в пробку. Хотели повернуть назад, как заезжали на Мамаев курган и вернуться на основную дорогу, где стояли указатели на Ростов-на-Дону, однако, навигатор отправил в другую сторону. Попали в небольшую пробку, а потом повернули на какую-то узкую улицу направо (по навигатору) и через некоторое время мы уже на трассе. Уже 16:00 и тут начинается чудо. В сторону Ростовской области дорога становится лучше и шире. Заправляемся в н. п. Суровикино на «Газпроме». И, помня по отзывам, о г. Морозовске и посту ДПС, едем — просто отдыхаем. Дорога, еще раз скажу, до пересечения с М-4 «Дон» почти идеальная. Идем 110-120. В Морозовске пост без проблем. Вся автодорога от Волгограда до пересечения с трассой М-4 «Дон» проходит в объезд городов — Калач-на-Дону, Морозовск, Белая Калитва — они остаются в стороне. Вскоре выезжаем на М-4 «Дон».
По две полосы в каждом направлении, большой поток, но из-за того, что много рядов, едем спокойно. Везде висят щиты — скорость 90. Едем 110. Если и остановят, то за это или предупреждение или штраф 100 рублей. Но за такой штраф никто из ДПС заморачиваться не будет. Тем более, что регионы 50, 77, 197 и т. д. едут отнюдь не на праворульных «Тойотах», а на «Ауди», «Мерсах», и т.д. и скорость у них намного больше. По все дороге старались делать так — если знак 90 — можно ехать 100-105, если 70 — 80-85, 50 — 60, но если 40, то лучше так и ехать как указано на знаке.
М-4 в хорошем состоянии, почти идеальная, очень информативная трасса. Через определенные небольшие промежутки установлены табло с названиями городов и расстояний до них. Километровые столбики большие и широкие. На заправках «Газпром», «Лукойл» установлены табло, на которых пишут расстояние до следующей заправки указанной сети. Большие развязки. Осталось хорошее впечатление от этой дороги. Около 22:00 приезжаем в Новочеркасск, остаемся у друзей.
Шестой день пути (14.07.2011)
Выезжаем из Новочеркасска и едем до п.г.т. Ахтырский Краснодарского края к близким родственникам.
Выезжаем в 10 утра, идем по трассе М-4 «Дон». Ростов-на-Дону обходим по объездной, очень удобно. Цукерова балка и пост ДПС — стоят в очередь полицейские высматривают машины. Мы проехали, мы не интересны — перед нами «Ленд Круизер» с московскими номерами, его и тормознули. Дорога отличная, проезжаем ставшую печально знаменитой Кущевскую, но она чуть в стороне. Далее уходим на Ленинградскую—Брюховецкую—Тимашевск. Съехав с трассы М-4, отмечаю, что дорога по станицам Краснодарского края не хуже, а даже лучше. Трафик становится больше, т.к. по этой дороге удобно ехать на Темрюк—Анапу—Новороссийск. Однако скорость держим в пределах 90-110. Заправок, кафешек полно. Микрорыночки — продают овощи, фрукты.
На заправке «Газпром» в Тимашевске, подошел ко мне парень лет 25-30, посмотрел на машину и сказал, что тоже очень хочет приобрести «Fielder» в новом кузове. Разговорились. Оказалось, он местный из Краснодарского края, планирует ехать во Владик. Я говорю, что есть же свой порт — Новороссийск, но он отвечает, что у них таких машин единицы и ценник большой.
В 15:30 мы у родственников, на спидометре — 4 130. Провожу осмотр машины. Ремень начал пищать (надо ставить родной размер или подтянуть), раскололась передняя левая противотуманная фара (треснула еще зимой в Новосибирске), в переднем левом колесе шуруп (брякает об асфальт), передний бампер залеплен насекомыми, есть следы от битума.
Звоню в Краснодар родственнику по поводу ремня — он через полчаса перезванивает, говорит, что ремень родной 350 рублей, но ехать туда не хочется (70 километров). В местных магазинах находим ремень «континенталь» размер 1213 (родной, напомню, 1210), покупаем — 350 рублей, еще за 150 его тут же устанавливают. Ремонт колеса — 120 рублей. При этом, на шиномонтажке мне хотят снять колесо, я говорю, а нельзя ли сырой резиной без бортировки. Мне говорят, что это не надежно, но делают, как я прошу. Больше с колесами проблем не было. Остается туманка. Лампочка-то горит, но ведь ехать дальше и ее разобьют летящие камни. Снимаю пластиковую накладку, вырезаю из двухлитровой пластиковой бутылки из-под вина дно, закрываю лампочку и фиксирую пластиковой накладкой. Естественно, после этого противотуманки не включаю. В магазине покупаю средство для удаления грязи с пластиковых поверхностей и достаточно легко вымываю передний бампер.
Седьмой день пути (19.07.2011)
Переезд в Сочи. Выезжаем утром в 10 часов, расстояние около 380 километров. Навигатор показывает маршрут через Адыгею—Горячий Ключ—Джубгу. Мы двигаемся в другую сторону — Крымск—Новороссийск—Геленджик—Джубга. До Новороссийска дорога хорошая, проезжаем 70 километров быстро. На повороте на Сочи в Новороссийске пробка из-за большегрузных автомобилей, везущих зерно и металл в порт. Двигаемся медленно, стоим. Затем выезжаем на крайнюю правую полосу, доезжаем до перекрестка, поворачиваем в противоположную сторону на Абрау-Дюрсо, проезжаем 100 метров, разворачиваемся и спокойно едем на Геленджик—Сочи. После Геленджика останавливаемся, так как впереди машины стоят и образовалась небольшая пробка. Стоим пять минут, 10, 30, 50, час, полтора. Двигаемся еле-еле. Почти два часа стояния, затем едем потихоньку вперед. Оказывается, ремонтируется мост, открыта только одна полоса движения. На встречной тоже скопилось значительное количество транспорта.
Проезжаем и двигаемся к Михайловскому перевалу. На нем также идет повсеместно ремонт дороги, почти везде. Стоят светофоры, пропуская то попутные автомобили, то встречные. Опять удивляемся — лето, разгар сезона, а движение перекрыто. Неужели в этих теплых краях нельзя ремонтировать дороги в апреле—мае—июне, когда нет большого наплыва отдыхающих. Наконец-то Джубга. Едем далее. Туапсе проезжаем медленно. В населенных пунктах вдоль моря множество пешеходных переходов, отдыхающие идут туда-сюда, двигаемся медленно. Проехав населенные пункты, едем быстрее, но все скоро повторяется снова. Везде вдоль дороги стоят люди и предлагают места для отдыха. Начинается сочинский серпантин. Честно говоря, к его концу заболела голова. По сравнению с этим горным серпантином Уральский перевал просто детский садик. К месту отдыха в местечко Кудепста (между Сочи и Адлером, а точнее между Хостой и Адлером) приезжаем в 20:30. То есть расстояние в 380 километров проехали за 10 с половиной часов.
Про отдых описывать не буду, каждый отдыхает так, как ему нравится. Единственное, что запомнилось, так это пробки в Адлере, большое строительство дорог, развязок, в том числе и на Красной Поляне. Каждый раз посещаем Новолишенскую пещеру (ехать от Хосты в горы), были и в этом году. Место удивительное — горная река, небольшое озерцо (вода холодная), баня. Очень мало отдыхающих, на это жаловались и местные. Но это неудивительно. Цены такие, что глаз выпадает. На микрорыночке персики — 150 рублей, абрикосы — 130, сливы — от 120 до 150 и.т.д. Если раньше ездили на юг поесть фруктов, то сейчас у нас в Сибири они стоят дешевле. Отходим вглубь жилых домов, там супермаркет «Магнит», там цены другие: персики — 69, абрикосы — 80, нектарин — 65, бананы — 25 и т. д. Продукты питания в основном тоже дорогие, пакет молока 1 литр — 58-60 рублей. Чтобы купить дешевле, надо искать магазины.
В магазинах сотовой связи написаны объявления, что «по техническим причинам принимаются платежи без комиссии только на сумму не менее 200 рублей». И что это за технические причины? Едем на казачий рынок в Адлер на границу с Абхазией. Пачка краснодарского чая (25 пакетиков) с изображением Сочинского театра и надписью «дагомыс чай», ради интереса спрашиваю, сколько? Ответ — 100 рублей. В магазине — около 30. Отдыхаем на пляже — идут два афроамериканца, предлагают сфотографироваться с ними — 300 рублей за фото, на свой аппарат — 150. Тут же ходит молодой парень, якобы глухонемой, носит какие-то браслетики с камнями и дает к ним листок бумаги. Там написано, что браслет помогает от разных болезней, сглазов и т.д. Цена от 150 рублей. Некоторые берут, спрашивают: «Так ли уж помогают», парень что-то кивает, — покупают. Сижу и думаю, с одной стороны, ну, что за люди-то у нас такие доверчивые, а с другой стороны — ведь это целый бизнес.
Ну что это? Мне кажется, что народ в Сочи никак не хочет понять одной простой истины: лучше каждый год понемногу, чем один раз много и потом ничего. При этом сервис лучше не становится, а если и улучшается, то очень-очень медленно. В период 20-22 июля в Сочи был небольшой топливный кризис. На АЗС очереди, цена за литр 95 — 31 рубль, 92 — 28. Потом, правда, цена чуть-чуть упала. Самолеты и поезда идут полупустые. Мы, конечно, любим отдыхать на Черноморском побережье, но мне кажется, что скоро будем ездить либо в другие страны, либо в другие места. А может, я что-то не понимаю и излишне придирчив?
Обратно из Сочи выезжали и ехали до Джубги, а затем через Горячий Ключ—Адыгею. Доехали намного быстрее, дорога, особенно после Джубги отличная. Перевал невысокий. В Адыгее вообще дорога по три полосы в одну сторону.
Пока находились в Краснодарском крае, поездили по винным заводам. Около города Абинска делают дорогу, опять мелкие камушки еще не закатанного асфальта. Появляется скрежет очень неприятный, аж ухо режет, в области переднего правого колеса. Останавливаемся. Такое у нас уже когда-то давно было. Камушек попадает между тормозным суппортом и тормозным диском. Снимаем колесо, выкидываем камушек, спокойно едем дальше. Случайно встретили земляков — автобус, 154 регион. Вообще, 54 регион попадался реже, чем, например, 38 (Иркутская область), 24 и 124 (Красноярский край), 42 и 142 (Кемеровская область).
Дорога назад. Едем без длительных остановок до Новосибирска. Стартуем из Ахтырской в 15:30 7 августа. Около Ленинградской останавливает сотрудник ДПС. Подходит, смотрит на машину и говорит: «Ошибся, думал, машина затонирована, а это, значит, за вами ехал затонированный автомобиль. Но давайте проверим документы». Все очень корректно, документы в порядке, перекидываемся парой фраз, мне желают счастливого пути. Доезжаем до Новочеркасска в 20:30, ночуем.
Утром рано встаем, завтракаем и в 7:00 выезжаем. За этот день прошли 1 256 километров до Самары. Приехали почти в 24:00. Останавливались два раза на заправках, два раза покушать, один раз около Волгограда купили абрикосы и сгущенку в 1,5 литровых бутылках. Вообще, продают вдоль дороги много чего интересного и вкусного. Назад едем чуть смелее, то есть быстрее. Чаще всего стрелка в районе 115-120. Машина загружена, но идет хорошо. После Волгограда на дороге до Камышина начинает сильнее бить левая стойка. Я в начале рассказа писал, что после зимы она начала подтекать. Выхожу, смотрю, течет сильно, капельки масла видны, пластиковый подкрылок забрызган. Стараемся ехать осторожнее, но дорога такая, что ехать осторожно не получается. От Волгограда до Камышина и от Саратова до границы Самарской области — худшие дороги. Скорость на этих участках 60-70 километров, а то и менее.
Из Самары выезжаем в 9:00 9 августа. Дорога почти до Уфы в плохом состоянии. На выезде из Самары авария — фура и Nissan X-Trail. Обе разбиты. Вообще, аварий видели много. Что характерно, до Сочи всего видели три аварии, причем без жертв, но машины хорошо побиты. Дважды в авариях участвовали «Ауди». В обратной дороге количество аварий значительно увеличилось.
За этот день прошли всего 660 километров. Планировали доехать хотя бы до Челябинска, однако останавливаемся на ночлег в районе Сатки. Причины малого пробега — большой трафик движения, множество фур на участке Уфа—Челябинск, перевал, скорость на котором ограничена и, наверное, смена часовых поясов, так как день стал короче. Несколько раз останавливались, хотели купить картину с зимним пейзажем в районе Усть-Катава. Когда ехали на юг, купили красивую картину в подарок, самим очень понравилась. Спрашиваем, сколько стоит, оказывается, цены выросли ровно в два раза. Неудивительно — машин больше, но только останавливаются мало.
Ночуем в кемпинге, 500 рублей с человека, условия нормальные. Кафешка рядом, за машину — 60 рублей. Смотрим новости и в 23:30 спать. Встаем утром в 7:00 по новосибирскому времени. Выезжаем, на объездной Челябинска заправляемся на «Газпромнефть». Обедаем в кафе «Автоланч», на троих 550 рублей, очень вкусно и сытно. Дорога хорошая, едем 100-115. После н. п. Бердюжье супруга садится за руль, я отдыхаю. Дорога свободная и отличного качества.
В 21:30 въезжаем в Омск. Заправляем на «Газпромнефть» полный бак, едем по объездной, начинает темнеть, останавливаемся покушать и решить — ночевать либо ехать дальше. Перекусили в кафе, тут же гостиница — 500 рублей с человека. Решаем ехать дальше, спать пока не хочется, прошли с утра 1 110 километров. Из кафе выезжаем в двенадцатом часу. Через час появляются первые признаки того, что хочется спать — организм не обманешь. Дорога хорошая, машин становится меньше, едем 90-100. Около 2:30 проезжаем Барабинск и останавливаемся около мотеля. Ребенок уже спит, мы с супругой укладываемся. Спим до 7 утра. Затем стартуем, по дороге местами идет сильный дождь, в 11:00 мы около дома. После юга прохладно, а мы в шортах и майках. Все! Мы дома!
Теперь немного статистики и размышлений:
Всего пройдено — 9 332 километров — это по спидометру. На бензин потратили 16 300 рублей, всего бензина израсходовали 608 литров. Средний расход составил около 6,5 литров на 100 километров. Когда просчитывал маршрут, то расход предполагался большим и считал в среднем 7-7.5 литров на 100 километров. Непосредственное время в пути — туда 79 часов, обратно — 63. Средняя скорость движения — туда 57, обратно 71.4 километров в час. Штрафы — 0.
За проживание в Кудепсте (номер люкс: ТВ, кондиционер, туалет, душ, горячая вода, холодильник, до моря идти 5-7 минут) за 14 дней — 19 тысяч рублей. Обедали каждый день в одном и том же месте — «Пироговый двор» (см. выше на фотографиях). В среднем обед на трех человек от 450 до 550 рублей. Один раз пообедали на 700 рублей, но почти половину недоели, оставили. Большой выбор блюд, очень вкусно, приятные хозяева. Завтрак и ужин — когда сами, когда в кафе. Расходы в дороге, если кому интересно, можете прикинуть сами из расчета на день: гостиница в среднем 350-500 рублей с человека, плюс 50-60 рублей за автомобиль, питание в дороге минимум 2 раза в день на семью из трех человек в среднем 1 000 рублей, плюс вода, орехи, фрукты (чтобы не скучно было ехать).
Теперь про автомобиль. «Toyota Fielder» не подвел. Ехать достаточно комфортно. Почти все время с кондиционером. Даже при жаре больше 30 градусов, если едем со скоростью более 50 километров в час, то он работает в первом положении. Во второе положение (всего 4) включали редко. Задние сиденья наклоняются (как в самолете), удобно для ребенка отдыхать. На обгонах особых проблем не было (из-за правого руля имею в виду). На перевалах, при крутых подъемах, если машина начинала «тупить», то включал на вариаторе положение «S» и ехал нормально. Также и при обгоне, если надо ускориться. На спусках вариатор едет лучше, чем автомат, у него выбег намного лучше и больше.
За исключением порванного ремня, разбитой туманки, скола стекла и шурупа в колесе, никаких проблем не было. Правда, еще несколько камешков от встречных и попутных машин попали в капот и крышу, но больших и серьезных сколов нет. Ну а левую стойку все равно надо было бы к зиме делать, так что планирую перетрясти всю подвеску в ближайшее время. 1,5 литрового «Fieldera» вполне хватает для такой дороги, в том числе, когда ехали обратно гружеными. Хотя, наверное, 1,8 на таком маршруте был бы явно шустрее. Очень пригодилось средство для очистки стекла. Особенно при движении по Уралу и Сибири, так как на стекле достаточно разбилось различных насекомых, а жидкость из омывателя следы смывает плохо.
Теперь о наблюдениях за другими водителями. Обратил внимание на то, что многие водители большегрузов, а также некоторые пассажиры легковушек едут с выдвинутой наружу через боковое стекло ногой. Нам показалось, что это не очень удобно. Ну ладно фуры, но ведь ехали так в нормальных легковушках, оборудованных кондиционером. Вообще на юге люди часто ездят с открытыми окнами, даже если в машине есть кондиционер — его просто не включают. Я попробовал тоже один раз и этого было достаточно. Пыли в машине и так хватает, а с открытыми окнами ее очень много, да и комфорт не тот. Как бы воздух не обдувал, он все равно горячий.
На юге, если тебя пропускают, или ты пропускаешь, то никто не мигает фарами, все сигналят. Сигналят по любому поводу, миганием аварийки — «спасибо», мало кто пользуется. При этом водители более благожелательны, редко кто мигает сзади светом — «освободи дорогу», никто не показывает какие-то неприличные жесты руками, пешеходов уважают, заранее приостанавливаясь на переходах.
Очень мало кто из большегрузов показывает левым поворотом, что дорога впереди свободна и можно обгонять (если впереди затяжной поворот, спуск или подъем и дорога не просматривается). Такое в основном встречал в Сибири и на Урале, а дальше такого нет.
Начиная от Курганской области значительно уменьшается количество японских автомобилей с правым рулем. В Уфе очень много «Матизов», в Самаре соответственно — ВАЗов. На юге тоже много отечественных машин, много «корейцев», «французов». В Ростовской области и Краснодарском крае есть праворульные японцы, по моим наблюдениям их процентов 7-8 автопарка региона. В Сочи не видел маршрутных такси — «Газелей». Либо корейцы («Хендай») по 20-25 мест, либо «Форд». Они более вместительны, более комфортабельны.
Про трафик писал, но еще раз повторюсь: в Сибири, на части Урала поток машин наименьший. Более всего загружена автодорога Челябинск—Уфа—Самара. В Краснодарском крае и Ростовской области машин много, но там легче ехать из-за многополосности трассы, а также потому, что дорога постоянно расходится на две полосы то в одном, то в другом направлении. Это дает возможность обходить машины, которые двигаются медленнее. На перевалах выделяются специальные полосы на подъемах, и стоят плакаты с надписями о том, что необходимо уступить дорогу. Большегрузные автомобили в основном двигаются в период с полудня до 2-3 часов ночи. Есть они и в остальное время, но их меньше. Начиная с Волгоградской области, отметил, что при движении со скоростью 90-100 километров в час, меня часто обгоняли отечественные автомобили не первой свежести, причем обгоняли «как стоячего». Похожая ситуация была и на Сочинском перевале, где однажды «семерка» обошла нас и долго потом ее водитель ловил раскачивающийся кузов, но все обошлось. Поймите правильно, мне не обидно, а страшно, так как эти горе-лихачи не только себя поубивают, но и другим могут принести неприятности. На юге главное, чтобы на машине стояли литые диски и саббуфер громко выдавал какие-то звуки, похожие на музыку, а остальное не важно.
Количество заправок по всей дороге достаточное. Есть, конечно, и сомнительные заправки. Например, в Краснодарском крае много заправок «Роснефть» (желтые). Но вот стоит такая же желтая заправка и написано «Ростнефть» и цена на бензин дешевле. В основном заправлялись на «Газпромнефть», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» — этих заправок много. Есть также и другие сети — «Татнефть», «Башнефть», «Оптан» и др. Интервал между заправками не превышает 60-70 километров. Можно вообще составить маршрут так, что заправляться почти всю дорогу на АЗС определенной сети. На указанных выше АЗС почти везде есть туалет, подкачка шин, пылесос, воздух под давлением, магазин (автотовары, продукты, напитки).
По поводу питания в дороге. Много всяких кафешек, закусочных, магазинчиков. Как правило, они стоят вместе с кемпингами, заправками. О качестве пищи и продуктов говорит наличие возле этих заведений автомобилей, хотя это не всегда так.
По поводу сервиса, ремонта. После Челябинска много станций технического обслуживания, шиномонтажных мастерских, магазинов автозапчастей. На многих АЗС пункты замены масла. В Сибири СТО меньше, в основном в городах. В Краснодарском крае, особенно в Сочи, очень дорогие услуги на ремонтные работы. В том числе помыть автомобиль с шампунем — от 250-300 рублей. Сам мыл за 250. В Новосибирске обычно мою машину таким же способом за 100-180.
Теперь о ДПС. Первый раз встретили за Омском, где долго идет сплошная и стоит знак «Обгон запрещен». В Кургане на объездной за кольцом пост весового контроля, стоят сотрудники ДПС. Затем где-то за Челябинском, кажется на развилке на Чебаркуль. Перед Уфой стоят 3-4 экипажа. После Уфы на выезде пост, туда ехали никого не было, обратно — стоял сотрудник, но в основном останавливал грузовые машины. Больше всего сотрудников ГИБДД в районе границ Башкортостана—Татарстана—Оренбургской области—Самарской области. Это небольшой участок дороги просто кишит ими, стоят через 1-1,5 километра. Когда ехали назад, то видели, что останавливают они в основном легковушки, причем, как показалось всех подряд. Пост ДПС работает при въезде на мост через Волгу по объездной дороге в районе Саратова, на выезде из Волгограда. Причем на последнем стоит знак «Стоп. Контроль», т.е. надо остановиться перед линией. В Морозовске пост стоит, и самый большой это Цукерова балка — на въезде в Краснодарский край. Затем при въезде в Большой Сочи, где тоже надо обязательно остановиться перед стоп-линией и знаком. Видели еще несколько сотрудников по маршруту, это были передвижные экипажи. Так как многие стационарные посты закрыты, то сотрудников на дорогах стало значительно меньше. Может еще повлияло то, что в этот период у них кажется была аттестация, поэтому и вели они себя на дороге очень вежливо и корректно.
О развлечениях в дороге. Чем заниматься в дороге пассажирам? Перед поездкой записал порядка 15 дисков, причем несколько из них были с юмором (Задорнов, Винокур, Дроботенко и др.). Вот как раз их, а не музыку, мы все, включая сына, с интересом слушали по нескольку раз. Ловили в городах радио по выписанным предварительно частотам (Дорожное радио, Шансон, Авторадио, Русское радио), слушали новости, прогноз погоды. По радио узнали о трагедии «Булгарии». Жена с сыном играли в города, а также отмечали машины, которые видели из других регионов и делали отметки на листке, куда номера всех регионов были выписаны заранее. Сын смотрел мультики и слушал музыку. Фотографировали из машины пейзажи и местность, которую проезжали (всего около 800 фотографий за поездку). Кубик-рубика, приобретенный на Урале, на какое-то время явился определенным развлечением. Подробный маршрут движения, включавший более 150 населенных пунктов с указанием расстояния до них от Новосибирска, был распечатан на нескольких листах и в нем по очереди пассажиры производили отметки, говорили водителю следующий пункт. То же было и с АЗС.
Может быть что-то упустил в рассказе, либо мало обратил внимания на какие-то события, в связи с этим прошу строго не судить автора.
И в заключении — риторический вопрос: стоит ли отправиться в автопутешествие еще когда-нибудь или нет? Ответ однозначен — да. В одном из отчетов о поездке, опубликованном на Drom.ru, автор написал, что каждый должен хотя бы раз в жизни съездить на автомобиле на Черное море. Мы это сделали!