|
— Пятьдесят четвертый — это что за регион?
— Новосибирск.
— Ого! И вы прямо, оттуда на машине приехали? — нескрываемое удивление.
— Ну да.
— А сколько ехали?
— Четверо суток… — в ответ смех.
(из диалога с местным населением Сочи)
Отпуск 2010 года как-то не складывался, лето холодное, вода в реках никак не хотела прогреваться до температуры, позволяющей находится в ней больше пяти минут. По-детски хотелось жаркого лета, после суровой зимы. И коль лето к нам не идет, почему бы нам не поехать к лету, — подумали мы и начали собирать сумки.
Раннее утро 23 августа 2010 года, город еще спал. Желтые фонари Каменской магистрали. В свете фар мелькают прерывистые линии разметки. Чувство радости, тревоги, неизвестности все перемешалось. Дома быстро остались позади, вот уже Толмачево, низко летящий самолет, идущий на посадку. Все едем!
Вещей получилось воз и маленькая тележка. В небольшой багажник Toyota Corolla Runx (2001 год) впихнули еще палатку, матрац, топор, удочку, которыми так и не воспользовались. Термос (кипяток продают по цене 10-15 руб за литр), запас воды, очиститель стекла, трос, набор ключей.
Маршрут выбрали с учетом советов и рекомендаций форумчан (огромное спасибо тем, чьи отчеты удалось прочитать на сайте Drom.ru): Новосибирск—Омск—Ишим—Бердюжье—Макушино—Курган—Челябинск—Уфа—Октябрьский—Бугуруслан—Самара—Чапаевск—Пугачев—Маркс—Энгельс—Саратов—Волгоград—Червленое—Абгонерово—Котельниково—Сальск—Тихорецк—Краснодар—Джубга—Лазаревское.
Весь маршрут разделили на участки, рассчитали километраж каждого (при помощи сайта в интернете), отсканировали и распечатали карты из атласа автомобильных дорог, все эти бумажки подшили в одну «книгу», что очень облегчило нам нахождение нужной информации в условиях дороги. Наивные мечты о заполнении бортового журнала рухнули, как только попытались это сделать. В процессе движения писать трудно, а на недолгих остановках было не до этого.
День первый, 23.09.10
Подъем в 5:00, старт в 5:30 . Машина неторопливо шла по трассе М-52, наматывая первые десятки километров пути, который поначалу нам представлялся огромным и бесконечным. Погода пасмурная, пейзаж за окнами однообразный, то березка, то рябинка… машин мало.
Собственно, пора уже представить наш немногочисленный экипаж: мы — двое взрослых я и мой супруг, оба водители с небольшим стажем (6 и 8 лет), и наш сын четырехлетний турист, таскающийся с нами везде и всюду.
Новосибирская область — пейзаж однообразный до самого Омска.
В первый день очень хотелось доехать до Челябинска. Через 400 км, закапал дождь, местами переходящий в ливень, видимость, а вместе с ней и скорость, снизилась до 80 км/ч. Фуры, длинные, с тучей брызг, летящих на встречку и особо усложняющих обгон. Останавливаться и выходить из машины особо не хотелось. Ругая дождь и фуры, мы в 13:30 были в Омске (680 км за 8 часов, т.е. средняя скорость движения — 85 км /ч). Дождь кончился, проехали Омск.
Детеныш наш вел себя образцово показательно. Специально для него набрали книжек, машинок, конфет, чипсов, при этом заранее оговорив: какие конфеты, в каком населенном пункте можно будет открывать, а он с удовольствием принял такие правила игры, наравне с нами ожидал Курган, Уфу, Самару и т.д. В качестве «развлечения» по вечерам дружно слушали аудиосказки. В первый день поездки Кирилла с непривычки укачало.
Трасса Новосибирск—Омск казалась пустой, населенные пункты в стороне, заправок мало. Покрытие среднее, две узкие полосы. После Омска дорога вся в заплатках, с глубокой колеей. Между Омском и Ишимом короткий участок, похожий не на трассу, а на проселочную дорогу.
Первая развязка, на которой мы заблудились.
Ишим оказался небольшим городом, время подходило к 20:00, заехали в него в поисках аптеки. Устали, у мужа поднялась температура — простуда совсем не вовремя. Подумали — не поискать ли нам тут ночлег, но после ужина в кафе около трассы усталость отступила и мы поехали дальше. Муж выпил энергетик, что возымело обратное действие и он еще больше захотел спать, мы дружно над этим посмеялись.
После Ишима держим путь на Бердюжье. Первый раз за поездку заблудились! Ушли по указателю на Тюмень. Местные жители показали нам, как вернуться на нужную дорогу, не возвращаясь в Ишим. Нужно сказать, что без навигатора по трассе ехать несложно, есть указатели и нужно лишь знать следующий пункт назначения. В незнакомом городе же совсем другое дело. Местные таксисты и водители, охотно помогают. Да и правый руль удобен, для «переговоров» на светофоре с целью уточнения правильности движения, но именно в те моменты я начинала всерьез задумываться о приобретении навигатора. Указатели направления есть не везде. В небольших населенных пунктах ехали по главной, но это «правило» иногда подводило или, точнее, заводило черте куда. Т.е. отрицательным было лишь незнание местности, а само движение в потоке ничуть не напрягало, за что спасибо родному Новосибирску с его пробками и развязками!
Итак, держим курс на Бердюжье дорога отличная, затем начинается ремонт дороги и ограничение 30-50 км/ч (в течение 15 км), затем гравий ( 3 км), затем асфальт на троечку. В Бердюжье заправились. Дорога сносная. На участке Ишим — Курган количество фур уменьшилось в разы, этот участок проходили с 19:30 до 23:30 (330 км за 4 часа, средняя скорость — 82.5 км/ч).
Оба устали, детеныш дрых на заднем сидении. Хочу уточнить, для читателя, что я сова, активность у меня усиливается с 19.00 часов, именно в это время дома я часто затеваю глобальные дела, от чего супруг мой, типичный жаворонок, изрядно страдает. Поэтому прошу сильно за езду ночью не ругать, потому, как честно находилась за рулем до первых признаков сна. С наступлением сумерек руль переходил ко мне в руки, муж пытался контролировать, в конце уставший говорил, что готов спать уже под любым кустом. Усталость давала о себе знать, понятно, что в первый день Челябинска нам не видать, как своих ушей. И вот он, Курган, огни крупного города, слева от трассы.
Итак, за первый день пройдено 1 352 км за 17 часов со средней скоростью 79,5 км/ч.
В Кургане были в 23:30 по н-скому времени. Ночевали в машине, искать ночлег не было не сил не желания. Муж переживал, насколько удобно будет спать в машине, но после долгого пути, заснули быстро и спали сладко. Утром меня разбудила возня около машины — муж проснулся раньше, тер стекла, проверял масло, бегал за кипятком.
День второй, 24.08.10
От Кургана до Челябинска — 260 км, выехали на трассу в 9 часов утра (время Н-ское), машин немного, трасса сносная. Впереди ждал Урал. Через 100 км пошел дождь, который поливал нас до самого Челябинска. Проехали город и по традиции заблудились (!), нужно на Уфу, но подобного указателя нет, а есть только на Москву, дальше еще идет ряд указателей на столицу. Разобрались опять не без помощи местного таксиста. В итоге: тем, кому ехать в сторону Самары, нужно держаться по указателям на Москву! За окном мелькали золотые деревья, желтая листва облетая, подхватывалась проходящими машинами, кружась ярким вихрем. Живописные горные перевалы, перепады высот, красивые изгибы. На подъемах казалось, что проплывающие мимо облака совсем рядом и до них можно дотронуться рукой. Перед глазами то и дело открывались великолепные виды на уральские просторы с бескрайними лесами, полями и горящими осенним золотом березовыми рощами. Машина, ровно урча, преодолевала перевал за перевалом. Великолепие и красота! А можно говорить и о другом Урале. Кругом надписи! Не лень же некоторым лезть, писать, кто они и откуда. Для чего заниматься этим ненужным делом? И как только не жаль портить творение природы? Обидно…
К полудню опять пошел дождь, мочил дорогу как следует часа четыре, не меньше. На Урале остановились в живописном местечке с целью перекусить и размяться.
Место красивое, надписи на склонах всех цветов радуги.
По Уралу достаточно заправок, появляется «Лукойл». Кафе тоже полно. По обочинам продают уральские сувениры, лодки, рации, бинокли, ножи и еще кучу всякой ерунды. Видели мужиков, машущих руками, о которых все пишут — своеобразную уральскую достопримечательность. Легко и относительно быстро прокатились по Уралу. Сим проходили в 16:35, машин на мосту мало, реверсивное движение, три минуты ожидания и едем мы.
Вон он внизу, мост через Сим, теперь уже отремонтированный.
Сим очаровывает красотой! Через 50 км — Башкортостан. Много было на форуме о злобных башкирских гайцах, мы тоже «забоялись», поехали без нарушений почти, но в этот день то ли выходной у них был, то ли праздник какой башкирский, и на трассе они отсутствовали. На обочинах тетки во всю торговали медом, мы прикупили 700 г. за 400 р.
К 19:00 прибыли в Уфу, 643 км пройдено за 10 часов, т. е. средняя скорость — 64.3 км/ч. Перед Уфой км 30 дорога превращается в четырехполосную, гладкую, как стекло, трассу, что очень радует, обходим по этой трассе Уфу, дорога продолжается около 30 км.
Затем начинается узкая, с продавленной колеей, гребнями по середине и по краям, шишками в центре. Фуры опять собираются в кучки, по 5-10 шт, обгонять их довольно утомительно. За Уфой есть пост ДПС в Алкино, поражающий своими масштабами с кучей гайцов.
После Уфы уходим на Октябрьский. Уже темно, едем не торопясь. В районе Октябрьского нужно уйти на Бугуруслан, опять (черт возьми!) промахиваемся. Останавливаюсь, муж идет спросить дорогу у продавца меда, я выключаю фары, возвращаясь, он говорит: «Разворачивайся! Опять проехали». Про фары никто даже не вспоминает, несмотря на сумерки за окном! Впереди пост ДПС, кругом фонари, нам не до фар :), останавливают, что, собственно, и не удивительно. Подхожу к инспектору, после минутной заминки он спрашивает: «Вы, что ли за рулем?», невольно улыбаясь, отвечаю : «Ну, в общем-то я», он: «А что за стиль езды у Вас? Без фар! Чуть инспектора не задавили!». Ругаю себя в мыслях и вслух: «Боже упаси!— говорю — еще ВАС задавить!» :). Он предлагает: «А пойдемте-ка глянем, работают они у вас или нет!» И тут понимаю, чему он был удивлен в начале. За Уралом количество машин, с правым рулем резко сокращается, можно сказать, исчезает местами. Мне честно показалось, что он заподозрил, что руль с другой стороны и за рулем кто-то другой. Идем к машине, по дороге к нам еще подтягивается один инспектор, видать, ему стало интересно, где включаются фары у праворульных машин.
Наклонившись в салон, включаю свет, обреченно понимая «сейчас накажут». За спиной неподдельное ликование и радость :), слышу, как они то ли друг другу, то ли мне говорят: «Ну вот! Работают же!», разворачиваюсь, ДПС-ники довооольные стоят, спрашиваю: «Документы-то смотреть будете?», они: «Нееее». Уточняю у них дорогу на Бугуруслан, оба синхронно машут руками, как плавчихи в бассейне, показывая куда ехать, благодарю и уезжаю. Первая встреча с гайцами закончилась удачно! Дорога до Бугуруслана 60 км покрытие хорошее, разметка четкая, машин нет. Едем уже с фарами.
Бугуруслан показался довольно большим, даже со светофорами. До Самары еще 176 км, ясно, что ее не видать, как в первый день Челябинска. Муж начинает возмущаться, говорит: что не может спать, не желает оставлять меня без присмотра за рулем, что я быстро еду и т.д. Он возмущается, я проезжаю еще Похвистнево, Кинель— Черкассы... Ругаясь, он просыпается окончательно, выгоняет меня из-за руля, едет еще сколько-то сам. Где-то перед Отрадным в 24:00 сворачиваем с дороги спать. За день пройдено 1 068 км за 14 часов — средняя скорость 76,2 км/ч.
День третий
С утра легко преодолеваем 90 км и вот она, Самара! Въезжаем в город, пропустив (обычное для нас дело, к этому можно уже привыкнуть) где-то указатель на объездную. Утро, спешащие на работу горожане, вываливают толпами из красивых красных трамваев. Останавливаемся у небольшого рынка в поисках чашки кофе. На одном из ларьков многообещающая вывеска. На вопрос «Кофе есть?» продавщица, добрая с виду тетка, спрашивает, какой мы хотим? Услышав ответ, искренне огорчаясь, отвечает: «А у меня только со сливками…» и добавляет «Я кофе не торгую, вижу, вы с ребенком, хотела просто вас своим угостить». «Просто угостить»! Ведь отвыкли мы от подобного отношения, все измеряем другими мерками. Жаль… С приятными впечатлениями, по указателям на Саратов, проезжаем Самару. Самару — город отечественных автомобилей, красных трамваев и хороших людей!
Самара— город отечественных автомобилей, красных трамваев и хороших людей.
Всегда думала, что «Nissan» — это японские автомобили…, наверное ошибалась.
В Саратовской области дороги значительно хуже, чем в Самарской. К 14 часам доезжаем до Пугачева. Погода кардинально меняется, если два первых шли дожди, и было холодно, то после Самары началась жара. Еще дома решили в Волгограде снять квартиру, с целью выспаться и посетить исторические места города. Местность вдоль Волги сплошь состоит из бескрайних полей, поросших чахлой растительностью. Дорога, то вверх, то вниз. Ограничения и сплошные. Вдоль дорог торгуют рыбой.
После жаркого лета 2010 года — выжженая степь Саратовской области.
У гайцов тут свои методы работы. Дорога просматривается на большие расстояния. Патрульные машины стоят на горках, их не видно, а они хорошо видят трассу. Встречные то и дело моргают фарами. В этот день было очень жарко, Волга где-то рядом, но тратить время на поиски пляжа не было желания. Проезжаем Пугачев, Маркс, Энгельс.
Миновав мост через Волгу, уходим направо, на объездную, едем по хорошей дороге, очередная развязка, после которой дорога становится узкой и раздолбанной . У дороги озеро, хороший спуск с трассы. Чистый берег. Похоже, мы не первые тут решили принять водные процедуры. Ребенок побежал к озеру, пока мы задержались у машины, и провалился в ил. Грязь черная, напоминает мазут, смывается с трудом или почти никак! Под вопли и вой Кирилла, идем сами к озеру, ил и правда ужасный, проваливаясь по щиколотку, а местами глубже, заходим в воду. На удивление, водоем имеет твердое дно и чистую воду. Жизнь возвращается в нас! Недаром Дарвин, утверждал, что она — жизнь-то в воде зародилась. Ребенок с грязными ногами продолжает вопить на берегу, дает нелестную характеристику озеру, повторяя: «какое ГовняннОе озеро» (с ударением на О), что по сути при входе в него соответствует действительности. Мы уже довольные уговариваем его, обещаем помочь мыть ноги от грязи. С горем пополам заканчиваем «омывание», не без труда вылезая из озера по покрышками. Довольные едем на Камышин. Дорога плохая, мягко сказать! Колея огромадная, фуры. Жара стоит больше 30. В Волгоградской области дорожное полотно улучшается местами. Обедаем в придорожном кафе
К вечеру доезжаем до Камышина. До Волгограда остается 170 км, они-то и были самыми тяжелыми в этот день. Дорога стала еще хуже, фуры — колоннами по десять штук. Вымотали себя обгонами и отвратительной дорогой.
По телефону позвонили в Н-ск брату с просьбой найти нам по интернету квартиру. Через час он ответил положительно, нашел однокомнатную за 1 000 рублей в сутки в центре города. В Дубовке заправляемся на Лукойле, тут много табличек с ночлегом, предлагают частный сектор, за двух взрослых и ребенка просили 500 рублей за комнату. На обочинах торгуют подсолнечным маслом, луком, арбузами, сгущенкой. К Волгограду подъехали поздно вечером. Город большой, карты и навигатора у нас нет, зато впереди лихой водитель с местными номерами на «Газели», едем за ним, явно человек домой торопится. На одной из развилок он сворачивает на темную неприметную дорогу, мы же выбираем более широкую и освещенную, что впоследствии оказывается ошибочным! На первой заправке спрашиваем, как попасть в город, понимаем, что промахнулись вновь, нужна нам была как раз та неприметная дорога, возвращаемся к ней.
Въехали в город на большую хорошую дорогу, едем по городу, ни одного таксиста, спросить не у кого. По обочинам так сильно стрекочут сверчки, что я начинаю временами думать, что это скрипит где-то в моторе :). Говорю мужу: «Как думаешь, найдем мы нужную улицу?», на что он твердо отвечает: «Неа!». Впереди стоят две патрульные машины, первый раз за все время желаю, чтобы они нас остановили. Проезжаем мимо — тупик, разворачиваемся, едем опять мимо гайцов. Говорю мужу: « Давай у них спросим, что зря стоят» :). Подъезжаю с вопросом: «Что-то мы мимо вас ездим, ездим, а вы нас не останавливаете? Решили сами к вам подъехать». В ответ улыбаются, спрашивают, что случилось. Затем подробно поясняют, как найти нужную улицу и дом. Оказывается, среди гайцов, тоже нормальные люди попадаются. Настроение хорошее, быстро находим ночлег.
За день пройдено 985 км за 15 часов, средняя скорость — 64, 5 км/ч. Участок от Самары до Волгограда оказался самым изматывающим за весь путь от Н-ска. Жара, дорога дрянь, масса фур.
День четвертый
На утро были запланированы посещения памятных мест Волгограда. Не имея карты и навигатора, но имея хорошее зрение и неплохие знания ПДД, (Родина-Мать — ооочень высокий памятник, его хорошо видно из далека) до Мамаева кургана доехали без приключений.
Остановившись у памятника, я подумала, как мы будем искать дорогу обратно в квартиру, но, к счастью, в киосках приобрели карту, что значительно облегчило процесс передвижения по городу. На стоянке у памятника видели машину с 54 регионом, больше до возвращения домой родной регион не где не встретился.
В этот день еще посетили музей панораму Сталинградской битвы. Очень впечатлило, рекомендую, билеты недорогие, гид интересно рассказывал, фото и видеосъемка стоит больше 500 руб. К вечеру, уставшие от жары и города, решили ехать дальше, нацелены были на небольшой участок пути, т.к. время было уже 19 часов, да еще переживали, что приедем к серпантину ночью, чего нам жителям равнин, очень не хотелось.
Дорога к вечеру была довольно свободной, выехав из города, ехали мимо Волго-Донского канала, в котором искупались. Вода была по сибирским меркам даже горячая. Пляж чудесный, белый песок, чистая вода (в направлении на Котельниково, прямо у трассы). Усталость испарилась, настроение отличное. Впереди Червленое, Абганерово, Котельниково дорога на этом участке отличная. Солнце ушло за горизонт, сумерки сгущались, спать не хотелось, пустая хорошая дорога, едем до Дубовского. Вот уже Ростовская область, дороги отличные, разметка самая лучшая на всем протяжении от Новосибирска. Первый пост, останавливают, проверка документов, все доброжелательно, потом на регистрацию, «Счастливого пути», все не больше пяти минут, опять дорога, следующий пост, вновь останавливают, такая же процедура. Сложилось впечатление, что в Ростовской обл. проверяют практически всех.
Проезжаем Сальск, Песчанокопское, дорога просто идеальная. Перед Краснодарским краем дорога вдруг превращается в жуткие колдобины, по которым ехать больше 20 км/ч просто опасно :). Я впадаю в унынье, но, не доехав (км 5) до границы с Краснодарским краем, дорога опять превращается в отличное полотно с хорошей разметкой. Мне казалось, что смогу доехать до Краснодара, но после Журавской выезжаем на М-4 трасса «Дон», на которой даже ночью довольно много машин.
Появляются первые признаки сна, и, не доехав около 40 км до Краснодара, сворачиваем с трассы в Пластуновской, муж с сыном уже давно дрыхнут. За вечер и часть ночи ( с 19:00 до 3:00, н-ское время) пройдено 7 00 км за 9 часов, средняя скорость — 77,7 км/ч.
День пятый
«Не так страшен черт, как его малюют!», ездить по серпантину не приходилось никогда! Поэтому его честно побаивались. Критика в сторону иногородних со стороны местного населения, которую я встречала в интернете, тоже настораживала. На деле оказалось все гораздо проще. Скорость движения по серпантину в среднем 40-60 км/ч, а местами и меньше, и зависит это не от мастерства водителей, а от обилия фур! Обогнать фуру в условиях серпантина довольно сложно, вот и собирают они за собой «хвосты» из легковых машин, как иногородних, так и местных жителей. И когда такой «хвост» состоит из 10 или более машин, то «вперед паровоза не побежишь!». Нужно отдать должное водителям фур, сворачивают в специальные карманы, ждут, давая возможность легковым машинам уйти вперед. Создается ложное впечатление, что никто никуда не спешит :).
Движение размеренное, изредка нарушаемое местными водителями, совершающими головокружительные виражи, обгоняя колонну (могут обогнать, хотят рискнуть почему бы и нет!). За рулем, чувствуешь себя значительно комфортнее, чем на пассажирском месте. От резких поворотов становилось страшно и когда на пути возникала фура, я с облегчением выдыхала, потому что скорость снижалась до 20 км/ч, что уж говорить о муже, тот вообще вслух озвучивал, свои ощущения когда за рулем была я. От Краснодара через Адыгею идет отличная дорога, много патрульных машин, с радарами. В Адыгее по сторонам дорог начинаются базары с фруктами. Все дорого, как выяснилось много импортного, и в разы дороже, чем в местных магазинах. Сама Адыгея начинается за рекой Кубань. Дорога до Джубги — это лишь разминка! После Джубги начинается тот самый серпантин, который преследует вас до самого Сочи.
На участке трассы до Туапсе много довольно резких поворотов, и участков для обгона почти нет. По началу ограничения в 70 или 60 км вызывали у меня смех, т.к. ехать в этих местах больше 40 я просто не решалась. В Туапсе попали в пробку. Город Туапсе далеко не курортный город. Кругом промышленные строения. Развлечений для туристов мало, а может мы не там искали. Участок трассы Туапсе — Лазаревское наиболее утомительный и сложный, причем ровных у прямых участков здесь немало.
Инспекторов ГБДД на этом участке не встречали. Итак, за последний день пройдено 292 км пути за 5 часов, т.е. средняя скорость движения — 58 км/ч. Оказавшись в Лазаревском до вечера были в состоянии прострации :), постепенно осознавая, что мы уже на море!
Последствия сильного шторма кафе завалило галькой.
Отдыхать, имея в распоряжении машину — это классно! За время отдыха удалось посмотреть массу интересного. Часть отпуска провели в Лазаревском. Снимали двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме, машину ставили во дворе (интерес для угонщиков подобные машины не вызывают, т.к. правый руль не популярен в этих краях). Если сравнивать Лазаревское с другими городками на побережье, то он довольно крупный курортный центр.
Перекресток улиц Калараш и Лазарева.
Год назад в Лазаревском открыли крупный супермаркет.
А еще в Лазаревском вот такие здоровые улитки!
В прошлые свои приезды, мы уже были в аквапарках (Лоо, Лазаревского, Небуга), дельфинарии и океанариуме, поэтому эта сфера отдыха нас не интересовала. Цель была — больше познакомится с природой Краснодарского края, максимально проводить время на пляже, купаться, отдыхать и загорать. В Абхазии были в 2007 году, в числе «первых туристов», когда еще все там было проще, и дешевле, а сейчас, судя по отчетам форумчан, картина там поменялась, поэтому туда было решено не ехать, хотя там есть, на что посмотреть.
Сразу за Лазаревским 3 км по трассе в сторону Туапсе, живописный уголок природы — Мамедово ущелье. Пешая прогулка в гору — около 800 метров, затем спуск и назад в исходную точку только по ущелью. Билет стоит 100 рублей, красиво, но водопады к сентябрю высыхают. Есть стоянка для машины.
Устал ходить — можно полежать!
Волконское ущелье в семи километрах по трассе от Лазаревского в сторону Сочи. В этом ущелье находится дольмен — единственный вырубленный из цельной глыбы на побережье. В ущелье довольно крутой спуск, около 400 метров. Цена входного билета 100 рублей, но мы припозднились, поэтому прибыли в ущелье после 20:00 и попали туда, можно сказать, на халяву :). Толком посмотреть ничего не смогли, сумерки сгущались, а в ущелье становилось уже совсем темно. В этом ущелье есть сероводородный источник, из которого удалось напиться и умыться.
Найти Крабовое ущелье не сложно, нужно ехать по улице Калараш в Лазаревском до указателя. Очень похоже на Мамедово, но спуски гораздо круче, поэтому мы даже пожалели, что не взяли с собой спортивную обувь. От дороги около 1 500 метров, а может и больше. Крабов там не видели, зато видели лягушек. Если в Мамедовом идешь по кругу, то тут приходится возвращаться тем же путем назад. В итоге получается довольно длинная пешая прогулка. Вход в ущелье — 100 рублей. Стоянки для авто нет.
В ущелье есть карстовый каньон.
Целый день был посвящен поездке на Красную Поляну. Из Лазаревского, где мы жили, до Адлера около 90 км по серпантину, на это было потрачено около трех часов. Заезжаем в Адлер. Погуляли около часа по городу.
Адлер, район городской администрации.
Красная поляна представляет собой одну большую стойку. Старую канатку разобрали, действовала только «Горная карусель». Цена — 700 руб. для взрослого, ребенок бесплатно. Поднимают выше облаков.
День был облачный, поэтому на всех снимках дымка облаков.
Все необустроено, небольшой деревянный помост, дорожки из деревянных щитов, «гулять» некуда, все в пределах помоста, рядом в пяти метрах техника, все шумит, куча рабочих. Поэтому впечатление двоякое.
А так помост крепится к горе, чтобы с нее не свалится) На соплях…, ой, нет на камнях!
На помосте стоит платный бинокль (не знаю, как правильно он называется) за 50 рублей можно обозреть окрестности. Лезу в карман, нащупываю бумажку, как раз 50 рублей, отпускаю в автомат. Направляю на ближайшую гору и вижу горную козу или козла :), от неожиданности громко сообщаю об этом мужу. Просто не ожидала увидеть какую либо живность так высоко. Тут же за моей спиной выстраивается очередь, из желающих глянуть в этот автомат по сторонам. Очень было забавно.
Возвращаемся в Адлер. Дорога хорошая, горы вокруг вызывают восхищение.
Очередной тоннель на дороге к Красной поляне.
В 17 км от Адлера есть форелевое хозяйство, на экскурсию не пошли, т.к. уже устали и были полны впечатлений, но там есть магазин, где продают живую, вяленую и копченую форель, цены доступные. Была приобретена одна вялена рыбешка, вечером успешно съеденная в Лазаревском.
Магазин около форелевого хозяйства.
В один из дней было решено побывать в аквапарке. Путем сравнения цен, сервиса, расположения, был выбран аквапарк «Дельфин», находящийся в поселке Небуг (мы посещали его в 2008 году). Но в этот раз туда мы не попали по причине испортившейся погоды. Решили доехать до Туапсе и там погулять. Туапсе — город совсем не курортный. На улицах, нормально одетые люди, а не куча народу в купальниках с матрацами и кругами всех размеров. Въехали в город, т.к. мы бывали уже там, кое-какие дороги всплывали в памяти. Бросили машину у ж/д вокзала и дальше пошли пешком. В ближайшем ларьке прикупили карту города, тогда ориентироваться стало легче.
После Туапсе решили прокатиться до Скалы Киселева. Ехать недалеко, просто мы долго искали! 3 км от указателя конец населенного пункта «Туапсе» в сторону Джубги, затем сверток в обратную сторону и вверх, его сложно заметить, если ехать из Туапсе (мы проехали мимо), 1 500 м еще до одного поворота, указателей нет, не считая обломков фанеры с надписями. Затем 1 000 метров на машине по дорожке, и пешком 200 метров. Изумительно красивое место. Вода кристально чистая. И кстати, место съемок сцены рыбалки фильма «Бриллиантовая рука».
В один из вечеров просто, как дома. Купили мясо на рынке, пакет угля в маркете и махнули на берег горной реки. Засиделись там до темноты. Замечательно, шум воды, шашлыки, прекрасная природа.
В Лазаревском провели две с половиной недели. Еще одна отличительная черта Лазаревского — розы у частников стоят копейки. Мужчины, не забывайте своих дам, здесь у вас есть шанс подарить любимой миллион роз!
14 сентября 2010 года, собрав вещи, решили двинуться в сторону дома, с заездом в Геленджик и Новороссийск. Дорога от Лазаревского до Джубги — это серпантин с качественным покрытием, а вот от Джубги в сторону Новороссийска качество дороги резко снижается, да и извилистых поворотов становится меньше. Дорога идет по деревням, во многих из которых отсутствует какой-либо сервис. Погода испортилась, море штормило, начался дождь, стало холодно.
К вечеру этого дня мы доехали до Геленджика, но остановится решили между ним и Новороссийском — в Кабардинке.
Вот, собственно, и вся Кабардинка.
Кабардинку можно назвать городом пансионатов и санаториев. Широкая набережная, те же развлечения для отдыхающих, что и в других курортных городах побережья. Бухта просто изумительная, чистое спокойное море.
Вечером видны огни Новороссийска расположенного по другую сторону Цемесской бухты. Полно медуз и другой живности.
Крабики прячутся на дне в расщелинах.
Жилье снимали в пяти минутах от моря за 400 рублей в сутки (на троих) за довольно приличную комнату. Так понравилось, что вместо запланированных трех дней пробыли там пять.
Каждый день бывали вечерами в разных местах.
Первый вечер отправились в Геленджик, до него около 15 км. Дорога хорошая, город крупный, по сравнению с курортными городам. Получили истенное наслаждение от прогулки по набережной Геленджика. Кругом пицундская сосна, воздух чистый, бухта, на берегах которой располагается Геленджик, значительно меньше Цемесской. Дороги в Геленджике отличные, разрешенная скорость движения по городу 40 км/ч.
В один из вечеров отправились в Новороссийск. Чувствуется, что город портовый, масса промышленных строений. Целью было посетить Малую землю и набережную. Широкая красивая набережная, вид на море впечатляет. Корабли кругом. Улица вдоль набережной закрыта для проезда транспорта, поэтому внимательно рассмотрели карту и поехали по параллельным улицам. Город огибает Цемесскую бухту, поэтому ровных улиц мало. Т.к. за рулем была я по сторонам сильно глядеть было некогда, а муж не особо представлял, как выглядит Малая земля, и когда мы уже проехали мимо, он задал мне вопрос, указывая на монумент, не туда ли мы держим путь? И как обычно это бывает, когда нужно развернуться, начинается двойная сплошная. Впереди разрыв, но стрелка на дороге указывает только прямо, разворачиваюсь и вижу, как с противоположной стороны к нам направляется гаец. Понимаю, что нарушение мое явное, разворот в неположенном месте карается от 1 000 до 1 500 рублей. Выхожу из машины, гаец улыбается, добродушно спрашивая меня: «Что заблудились?», я, честно говоря, даже удивилась, такому радушному приему. Поясняет: что и как я нарушила и как меня счас накажут. В машине второй пишет протокол, говорим о том, откуда мы и как приехали, интересуются погодой у нас, потом первый говорит второму, напиши ей поменьше и вместо положенных 1 000-500 пишет в протокол 800 рублей, мелочь, так сказать, но приятно.
Объясняют, как оплатить у них штраф, даже дают квитанцию, в конце добавляют, а если не хотите, можете не оплачивать! Так и сделали! До сих пор жду протокола, а вдруг придет? На сайте ГИБДД Краснодарского края (есть у них там услуга такая) глянула информацию о наличии за мной протокола, но по номеру машины и водительского удостоверения обнаружила, что ничего там за мной не числится, чему была искренне удивлена. Настроение было не сказать, что испорчено, но адреналина гайцы добавили.
Походили по Малой земле, заехали на обратном пути опять на набережную, заблудились в городе, свернули не на ту улицу, и, проехав довольно приличный отрезок и так и не найдя выезда на параллельную улицу, пришлось вернуться обратно и искать выезд. Поэтому прокатались до темноты по Новороссийску, и в Кабардинку вернулись поздно вечером.
В один из дней побывали в Абрау-Дюрсо на заводе шампанских вин. Экскурсии там идут каждый час, продолжительность 45 минут. Показывают производство, подвалы, рассказывают о технологиях приготовления шампанского. Билет 250 рублей без дегустации, а так как были за рулем, то на нее и пошли. Для детей есть детская комната, т.к. ребятишкам там, я думаю, довольно утомительно. При заводе есть фирменный магазин, купили там вина и шампанского.
Эти бочки — уже музейные экспонаты.
А вот эти действительно заполнены будущим не дешевым шампанским.
Линия по розливу шампанского — все автоматизировано.
Отдыхать хорошо, но отпуск подошел к концу, и 19 сентября решили ехать домой. До 12 провалялись на пляже, заехали в «Магнит» купить воды в дорогу, сдали ключи от комнаты хозяевам и в 16:00 по н-скому времени, а в 13:00 — по местному, выехали в сторону Краснодара.
Дорога от Кабардинки до Краснодара, хорошая, но обилие станиц очень напрягало, создавалось впечатление, что едем по нескончаемому поселку. Устали от жары, кондиционер тоже не сильно помогал. В этот день решили доехать до Волгограда и переночевать, где придется на стоянке в машине. Дорога после Краснодара знакомая, ужинаем в Белой Глине, рекомендую изумительное кафе (по правую сторону от въезда со стороны Краснодара двухэтажное здание из белого кирпича, с гостиницей), очень похожее на ресторан, но с низкими ценами.
Кубань замечательная, удалось полюбоваться ее просторами, т.к. по дороге на море по Кубани ехали ночью. Ночью въехали в Волгоград, по темноте решили проехать город, чтобы не делать этого с утра. Уставшие едем не торопясь, направление на Саратов, указатели есть везде, поэтому не заблудились. Ночевали в машине за 100 рублей на какой-то автостоянке.
За первый день прошли 936 км за 13 часов.
Всю обратную дорогу домой я ждала, когда станет холодно, но погода была настолько замечательная, что все ехали в шортах до самого Новосибирска. Второй день путь лежал через Камышин, Саратов, Маркс, Энгельс, на Самару. Перед Саратовым пропустили указатель на объездную и заехали в город Саратов — одну большую пробку, спасало лишь чувство юмора.
Улочки Саратова узенькие, указателей мало, поэтому заблудится легко, карты нет. Миновав несколько перекрестков, заметили самосвал с неместными номерами, который двигался в нашем направлении, мне настолько надоело высматривать указатели на столбах, что я решила выбрать, пусть «лоховской», но менее нервный способ преодолеть Саратов, пристроевшись в хвост самосвала. Короче, потеряв кучу времени, мы все же доехали до моста через Волгу и попали в город Маркс. Самосвал мы где-то обогнали, оставалась только помощь таксистов.
И надо же так случится! :) — еду и на каждом перекрестке боюсь ошибиться, спрашивая направление на Энгельс, — назвать его Марксом. Кто только придумал назвать рядом стоящие города именами соратников! Ну назвали бы Чапаевым или Пушкиным — тоже знаменитые люди только из другой эпохи! Как они Саратов еще Лениным еще не назвали, было бы клево: Маркс, Энгельс, Ленин — все в одной куче!! Самару обошли по объездной уже по темноте, через Бугуруслан, доехали до Октябрьского, ночевали на дороге недалеко от поста. Проехали 1026 км. Третий день прошел спокойно, мост через Сим был открыт, пообедали после Уфы, настроение хорошее, но хочется домой.
Ночью на дорогу выбежала лисичка, я крутнула рулем, но зацепила ее вскользь левой стороной бампера. Вышли, лисички нет, убежала, на бампере царапины на краске (чем это мягенькая пушистая лисичка могла их оставить?), заглушка противотуманки выпала на дорогу, я подобрала ее бросила в салон.
Пройдено 980 км. Ночевали под Курганом в машине. Я проснулась, было еще темно, часы показывали шесть часов н-ского времени, я предложила мужу тронутся, потому как до дома еще 1 350 км, а ночевать еще где-то мне очень, как не хотелось. Он начал говорить, что хочет еще поспать и практически убедил меня, я даже завела будильник на час позже, но потом предложила ему перейти на пассажирское сиденье и поехала. Через два часа пути мужики мои проснулись, рассвет…
Муж ушел пить кофе в каком-то кафе, в это время ко мне подошел мужик с просьбой посмотреть, как крепится противотуманка , т.к. у него «Филдер», а у нас как раз нет заглушки, я любезно выдала ему заглушку, сопроводив все это рассказом про лисичку, на что он мне ответил, что эти плутовки очень опасны, если попадет такая в середину бампера, то все, прощай, бампер. Я честно порадовалась и за лисичку (надеюсь она до сих пор бегает по лесу), и за бампер. Дальше ехали без проишествий. Стали попадаться машины с омскими номерами.
В 12 утра были в Ишиме, там пообедали в закусочной на трассе.
После Ишима встретили земляка, с которым ехали почти до самого Новосибирска. Привет ему!
В 2 часа ночи были в Новосибирске, усталые вытащили сумки из машины, а ее бросили прямо на площадке у дома. Отзвонили всем родным, сообщив о благополучном прибытии. Родным отдельное спасибо за то, что переживали за нас и ждали. Да, не зря говорят: в гостях хорошо, а дома лучше! От путешествия масса положительных эмоций, кто думает ехать или нет, скажу уверенно: ехать! За время путешествия удалось посмотреть многое, что бы мы не увидели, будь мы там без машины. Машина в дороге не подвела.
Итог путешествия — с 23 августа по 23 сентября 2010 года
Пройдено — 9 698 км.
Бензина — 650 литров (по трассе 6,5 литров на 100 км) без кондиционера, пользовались им несколько раз, в остальное время он был отключен. На обратном пути, похоже, простыла только из за него :(.
Денег потрачено на бензин — 15 тыс. рублей.
Ночевали чаще в машине.
Питание в придорожных кафе недорого и чаще вкусно, 150— 250 рублейа на двух взрослых и одного ребенка. Правый руль создает ряд сложностей, второму водителю отдохнуть довольно проблематично, движение интенсивное, дороги узкие, при обгонах тяжело. Проехать 1 000 км тяжело как водителю, так и пассажиру. Ночью ехать прохладнее, машин значительно меньше, но темно! Навигатор не обязательно, достаточно карты. В заезды в города — потеря времени и нервов, нужно обходить по объездным по возможности. На федеральных трассах движение значительно интенсивнее, поэтому рекомендую их избегать, хотя это решает для себя каждый сам.
Отдых со всеми развлечениями и питанием — 50 тыс. руб.
Эмоций — масса.
Спасибо, Drom.ru!, за то, что дает возможность высказаться, поделиться впечатлениями, выслушать советы и рекомендации форумчан. А лично Вам, дорогой читатель, спасибо за то, что дочитали! :)