|
Не открою большой тайны, если напомню, что в Крыму или на Крымском полуострове расположены два города-героя — Севастополь и Керчь. Города, носящие высокое звание, героические. Потомкам наших прадедов и дедов, т.е. нам, остались только воспоминания в виде памятных мест, которые рассказывают о том, какие события происходили много лет назад.
Попав первый раз в Керчь, следуя проездом к месту отдыха, останавливаться в городе не стали. На обратном пути ограничились посещением Аджимушкайских каменоломен. Город расположен на въезде в Крым, поэтому большинство людей, и мы не исключение, стараются быстрее из него выбраться и выдвинуться дальше.
Между тем, город имеет интереснейшую историю, памятники которой хоть и в небольшом количестве, но остались. Смысла озвучивать историю города в отчете не вижу, напомню лишь, что образован в 600 году до н.э., носил разные названия, такие как Боспор, Пантикапей и др., является городом-героем.
Звание города-героя было присвоено Керчи 14 сентября 1973 года с вручением высших наград СССР — ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Примечательно, что в этот же день городом-героем стал Новороссийск.
По характеру памятников и исторических достопримечательностей город правильно было бы разделить на два периода: исторический (античный, средневековье, вхождение в состав Российской империи) и новый (прошлый век, а по сути события Великой Отечественной войны).
Конечно, сюда еще можно и нужно добавить природные явления, которые тоже являются объектами для просмотров — это и грязевые вулканы, нетронутая природа и морские берега, мысы, прекрасные виды с которых открываются как на Черное, так и на Азовское моря, озера и т.д. Отдельно необходимо отметить по сути уникальное гидротехническое сооружение — пока еще строящиеся железнодорожный и автомобильные мосты, которые уже скоро соединят Краснодарский край и Крым.
В такой последовательности и попробую описать то, что удалось посмотреть и увидеть, и прежде всего это памятники и исторические достопримечательности.
Аджимушкайские каменоломни
В одном из своих отчетов о поездках в Крым писал об этом памятнике войны. Впоследствии много читал о событиях, связанных с событиями, которые разворачивались в 1942 году в каменоломнях. Много людей приходят на экскурсии, длительность которой один час. Стоимость в 2016 году была 250 рублей. С собой лучше взять верхнюю одежду, так как в самих каменоломнях прохладно — 10-12 градусов.
Мемориал был построен в 1983 году из железобетонных конструкций. В нем находится музей, который занимает 3 этажа, причем 3-й этаж открыт в 2015 году. Рядом находится выставка оружия времен Великой Отечественной войны.
Добраться до объекта можно на автомобиле (самый удобный способ) или экскурсионном автобусе. Расположен монумент на ул. Братьев Мальченко 36. Если ехать с паромной переправы, то не доезжая центра, нужно свернуть на кольце направо и далее ехать по указателям. Найти не трудно.
Здесь же недалеко, находятся памятники:
Воинам-пограничникам
Мемориал-памятник на месте Аджимушкайского рва. Был открыт в 1989 году в память о расстреле и захоронении мирных жителей в период оккупации в 1942-1943 гг.
Мемориал воинской славы на горе Митридат.
Сам мемориал начинается у подножия горы, высота которой более 90 метров. Место расположения очень удобное — центр города. Приехав на автомобиле, машину оставили на парковке недалеко от площади и памятника Ленину, собственно с которых и начинаем восхождение на гору Митридат. Да и в дальнейшем, можно долго бродить по центру и окрестностям, город небольшой.
Гора названа в честь одного из царей Боспорского государства.
Вечный огонь.
Далее начинаем путь наверх.
Вид сверху на лестницу, город и море.
Памятник воинам-авиаторам.
Установлен в сквере на пересечении улиц Кирова и Маршала Еременко.
Открыт в 1968 году в честь воинов-авиаторов, павших в боях за Родину в 1941-1945 гг.
Форт Тотлебен или Крепость Керчь.
Интересное сооружение середины XIX века, которое дожило до наших дней и которое можно посетить с экскурсией.
Единственное неудобство в том, что дорога к крепости никак не обозначена, отсутствуют указатели. Спросив у местных жителей, как проехать, нашел с первого раза, но было это непросто. Вот такая дорога ведет к крепости после городка мостостроителей. Много ям, ухабов.
Информации про крепость достаточно, поэтому можно на страницах всемирной сети прочитать. Но лучше, по возможности, посетить крепость и на месте посмотреть и послушать.
В самом названии крепости указана фамилия человека, который принимал самое непосредственное участие в строительстве крепости. Это Эдуард Иванович Тотлебен.
Начало строительства крепости датировано 1857 годом. Окончание работ — 1865 год. Но и после этого продолжались различные работы по укреплению крепости. После революции крепость не использовалась, фактически разрушалась.
В 30-е годы прошлого столетия там были организованы артиллерийские склады, а в годы войны за крепость велись ожесточенные бои. В дальнейшем там находились воинские части. С 2003 года крепость открыта для экскурсионного посещения.
Экскурсии проходят ежедневно, кроме понедельника. Начало в 10 и 14:30. Желательно приехать чуть заранее к указанному времени. Есть несколько маршрутов: Ак-Бурун. Начало; Форт «Тотлебен»; Подземные сооружения форта «Тотлебен». Стоимость 250 рублей, продолжительность около 2 часов.
Вот некоторые интересные факты:
Крепость имеет площадь 420 га. При строительстве предусматривалось, что в крепости может находиться около 5,5 тысяч человек. Расположение скрыто, а укрепления так встроены в ландшафт, что сооружений не видно ни с моря, ни с суши.
В крепости имеется система потайных подземных переходов, которая соединяла батареи с казармами и складами. Общая их длина около 3 км.
О крепости, как писал выше, много изложено в разных источниках, за исключением периода Великой Отечественной войны. Поэтому крепость это все же больше памятник более ранней истории, и больше это сооружение использовалось в XIX веке.
Много и различных легенд, связанных с этой местностью. Одна из них, «Легенда о черном полковнике», понравилась, прочитал ее с интересом. При желании ее можно найти на просторах всемирной сети.
К памятникам Великой Отечественной войны относится и комплекс в микрорайоне Героевское. Ранее назывался Эльтиген. Мемориал с аналогичным названием — Эльтиген включает в себя катер-мотобот (на постаменте), немецкий дот, памятник «Парус» и другие объекты, включая музей Эльтигенского десанта.
До комплекса от центра Керчи около 18 километров, по времени 25-30 минут. Музей работает ежедневно с 9 до 17 часов, кроме понедельника. Стоимость билета 80 рублей.
Как указал выше, Керчь один из древнейших городов. Некоторые памятники древности дошли и до наших дней. В большинстве своем это какие-то строения, остатки крепостей и т.д.
После паромной переправы почти сразу есть указатель на одну из исторических достопримечательностей — крепость Ени-Кале.
Это турецкая (османская) крепость. Название в переводе означает «Новая крепость». Крепость была построена в начале XVIII века. Она открыта для свободного просмотра, экскурсий нет. Можно приехать, посмотреть, забраться наверх, откуда открывается вид на море.
Царский курган
Расположен недалеко от Аджимушкайских каменоломен. Это усыпальница одного из боспорских царей. Курган был построен в IV веке до н.э. Экскурсии проводятся постоянно, в зависимости от прибывших посетителей. Билет стоит 100 рублей. Экскурсия не долгая, по времени около получаса.
На городе Митридат находятся остатки городища Пантикапей, который был столицей Боспорского государства. В переводе название города обозначает «рыбный путь».
Мелек-Чесменский курган — памятник погребального зодчества Боспорского царства.
Высота кургана 8 метров, окружность около 200 метров. Курган был обнаружен в XIX веке, находившиеся в нем фрагменты относятся к IV-III векам до н.э. Попасть внутрь можно ежедневно, кроме понедельника с 9:00 до 18:00.
Тиритака
Античный город, расположен в южной части Керчи. Основан в VI веке до н.э. и просуществовал до VII-VIII веков. Обнаружен при раскопках в середине XIX века.
Нимфей
Еще один античный город. Находится в микрорайоне Героевское, около 5-6 км от Тиритаки, в 15 км от центра города.
Нимфей образован в VI веке до н.э., а разрушен в III веке н.э. Все древние поселения — Пантикапей, Тиритака и Нимфей, а вернее все, что осталось от них, очень похожи друг на друга.
В Крыму вообще, и в Керчи в частности, встречается много религиозных объектов различных конфессий.
В самом центре находится старейший православный храм — Храм Святого Иоанна Предтечи. Храм строился в VIII-IX веках. Имеет характерную бело-розовую кладку из камня и кирпича. Является действующим храмом.
Римско-католический костел «Успения Богородицы»
Также находится в центре города. Возведен в 1840 году. В Советское время был упразднен, использовался как спортзал. С 90-х годов прошлого столетия является действующим храмом.
Конечно, это не все, что можно увидеть в Керчи. Чтобы узнать больше об истории города, осмотреть достопримечательности, специально запланировали остановиться на отдых в Керчи на несколько дней. Путь следования в Керчь, и в Крым, если ехать на автотранспорте, пока только один — с использованием парома.
Кстати, ни разу при переправе не приобретали электронные билеты. На паром в сторону Крыма, всегда старались приезжать пораньше утром (7-9 часов), предварительно посмотрев, какая там обстановка на сайте «Крым. Паром». Обратно аналогично смотрели обстановку, но кажется, обратно и так всегда очередь меньше.
Конечно, с мостом будет по-другому. Строительство его ведется, будет запущен в конце 2018 года, а для общего доступа в 2019 году.
Приехав в Керчь, остановились в одной из гостиниц в центре города. Название писать не буду, чтобы не обвинили в рекламной акции (кому интересно, отвечу в лс). Стоимость адекватная, условия проживания тоже. Но, по сути, туда приходили только вечером. Переночевали и опять куда-нибудь что-нибудь смотреть. Для поверхностного осмотра всех городских и близлежащих достопримечательностей хватит 1-2 дней. Более тщательно и не спеша посмотреть — 2-4 дня. Покушать, магазины — есть. Связь — не очень устойчивая, но в целом нормально. Использовался оператор сети МТС. Бензин — заправки на Атане, принимают карты.
Автомобиль (на фото ниже, паром, обратная дорога) позволил проехать везде, где планировали побывать. Несмотря на то, что дороги не очень хорошего качества в Керчи и ее окрестностях, днищем не цеплялись, колеса остались целыми.
Единственное, чего не удалось посмотреть — это проехать в сторону Генеральских пляжей на Азовское море. Уже не раз туда планировали, но пока никак не доедем. Для этого нужно еще пару деньков, чтобы посмотреть почти дикую, нетронутую природу, искупаться вдоволь в Азовском море.
Может быть, в следующий раз.