Встреча с Хакасией через «Саянское кольцо-2011» на Toyota Wish

10.08.2011 | 16782 просмотра

Доброго времени суток, уважаемые дромовцы и гости сайта!

Хочу предложить вашему вниманию «небольшой» отчет о нашей поездке по Хакасии с заездом на фестиваль «Саянское кольцо».

Это уже мой третий отчет на Дроме. Читайте два предыдущих:

1. Поездка на Дромфест-2010 в Хакасию на Toyota Wish.
  2. Катание на лыжах, или как мы съездили в Горную Шорию на Toyota Wish.

Зовут меня Анастасия (Zergel), живу и работаю в городе Северске Томской области, во всех путешествиях (особенно на авто) меня «опекает» мой сын Алексей (Alexis), в начале июня ему исполнилось уже 7 лет. Большой малый! :-)

А так как ему уже 7 лет, и он будущий первоклассник, то его «вывели» из сада с 1 июля 2011 года. Вообще-то свой отпуск я планировала с 1 августа, так как зимой была договоренность с заведующей детского сада, что Алексея можно будет там задержать еще на месяц, но вышло какое-то негласное распоряжение руководства, чтобы все дошколята покинули детские сады до 1 июля.

Вот у меня и встал вопрос, как у Чернышевского: «Что делать?»

Предыстория путешествия

Начну с того, что уже пошел второй год, как владею прекрасным транспортным средством, которое любя называю Вишенка, а именно, Toyota Wish (Виш), 2004 года выпуска, 2 WD, 1,8 литра. Минивен (семь мест), в котором в ровную горизонтальную поверхность раскладываются второй и третий ряды, и можно спать с полным комфортом. То есть незаменимое средство передвижения для любителей автопутешествий.

Еще не купив авто, но желая знать о нем больше, я зарегистрировалась на сайтах http://www.wish-club.ru/ и http://www.wish-russia.ru/. Таким образом, вначале виртуально, а потом и визуально, я познакомилась с другими владельцами ВИШей — вишеводами. Народ подобрался на редкость отзывчивый, готовый прийти на помощь, советом и делом. Народ, желающий встречаться, общаться, делиться впечатлениями.

Весной 2010 года я впервые совершила для себя длительную поездку (более 400 км в одну сторону) в Бердск (Новосибирская область), где состоялась моя первая встреча с вишеводами. Потом были и другие.

Весной этого 2011 года вишеводы встречались в Красноярске на 7-9 мая, где были представители из разных регионов Сибири (Томская область, Красноярский край, Хакасия, Новосибирская область, Иркутская область). На этой встрече и была определена следующая «маевка», а именно встреча на фестивале «Саянское кольцо» в Шушенском, которое состоится 8-10 июля 2011 года.

Фестиваль «Саянское кольцо»

С 8 по 10 июля 2011 года в поселке Шушенское Красноярского края прошел VIII Международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Этот масштабный летний праздник в самом сердце Сибири уже давно стал для многих тысяч людей неотъемлемой частью мировой культурной и духовной жизни. Фестиваль популярен среди этномузыкантов, а также всех тех, кому близка идея сохранения и развития волшебного мира народной культуры.

Ежегодно с 2003 года на фестивальных площадках выступало до ста различных этноколлективов и исполнителей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Для многих из них участие в «Саянском кольце» ознаменовало новый виток творческого развития. Фестиваль принимает почетных гостей: звезд «world music» и танцоров из разных стран. Жителям и многочисленным гостям Шушенского предоставляется возможность оценить мастерство и талант всемирно известных музыкантов, черпающих вдохновение из многоцветного потока национальных культурных традиций. Живое исполнение и высокое качество звука — залог ярких впечатлений для более чем 35 тысяч зрителей, приезжающих сюда каждый год.

Фестиваль проводится (за исключением 2006 года) в Шушенском, на юге Красноярского края. Учредители «Саянского кольца» — министерство культуры Красноярского края, администрация Шушенского района, фонд «Культурное наследие Сибири» и некоммерческая организация «Ассоциация красноярских строителей».

Председатели жюри: Артемий Троицкий (2003—2004 гг. ) и Сергей Старостин (Москва) (2005, 2007—2010 гг. ).

В 2007 году фестиваль, проводившийся в четвёртый раз, приобрёл статус международного; впервые на фестивале лауреатам вручали этномузыкальную премию Сибири «Золотая Ирия» — всего 12 бронзовых статуэток.

Седьмой международный фестиваль этномузыки «Саянское кольцо» 2010 года стал рекордным. Более ста исполнителей и 30 тысяч зрителей. Этномузыка набирает обороты. Народные танцы, горловое пение, игра на исконно русских инструментах… Главным событием фестиваля стал российско-голландский проект «Полярис». Музыкант из Перу Хорхе Америко на «Саянское кольцо» приехал специально — продемонстрировать, как европейские и русские мотивы будут звучать на перуанских народных инструментах.

«Саянское кольцо» — это большая экспериментальная площадка. Исполнители пытаются совместить джаз и фольклор, горловое пение и оперные арии. На одну сцену вышли как малоизвестные фольклорные коллективы, так и мировые звёзды этнической музыки. Неизменное кредо фестиваля — обязательный качественный живой звук всех выступлений, даже на малой сцене. На альтернативной площадке одним из лучших был Морис Янсенс, исполнитель из Литвы.

Живое общение музыкантов в атмосфере мира и творческой свободы сделало «Саянское кольцо» уникальным пространством для обмена опытом и совместного эксперимента. Знаковый проект фестиваля — этно-джаз-лаборатория, где представители разных национальностей и музыкальных традиций собираются вместе на джем-сейшнах, чтобы раскрыть новые грани творчества, а зрители становятся одновременно участниками и свидетелями рождения новых композиций, возникающих в импровизации.

Однако «Саянское кольцо» — это не только музыка: пространство фестиваля дает возможность самостоятельно прикоснуться к таинственному, но такому близкому миру традиционной культуры во всем его многообразии. Знакомство с ремеслами, участие в обрядах и других этнических действах, просмотры этнофильмов, обучение национальным танцам и игре на музыкальных инструментах, народные театральные представления — и это далеко не все, что приготовило «Саянское кольцо» зрителям. Еще одной доброй традицией фестиваля стали ежедневные мастер-классы по народным оздоровительным практикам, гармонично сочетающим культуру тела и совершенствование духа.

Для тех, кто хочет забрать домой частичку «Саянского кольца», около 300 умельцев со всей России и из зарубежных стран привезут в Шушенское разнообразные эко- и этнотовары — лучшие образцы своего мастерства. Посетителей традиционной выставки-ярмарки «Город мастеров» ждет бесконечное разнообразие фантазии, сочетание нестандартного подхода и вековых традиций. Здесь можно купить лоскутное одеяло и экзотические музыкальные инструменты, берестяной туес и бисерные украшения — произведения традиционного декоративно-прикладного искусства, созданные талантливыми людьми.

VIII Международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» приготовил гостям Шушенского многочисленные новинки. Программа трех фестивальных дней будет включать публичные лекции специалистов в области этнической культуры. Особенным по энергетике пространством станет «Юрта сказителей», где исполнители традиционного эпоса из Хакасии, Тывы, Алтая раскроют новые грани этнокультуры — не предназначенные для открытых площадок и поэтому малознакомые массовому зрителю. Арт-проекты актуального искусства, органично впишущиеся в пространство фестиваля, докажут удивительную близость исконной культуры современному человеку.

Фестиваль 2011 года стал своеобразным итогом восьмилетней работы, соединив в себе все лучшие традиции, уникальные находки и качественный сервис сибирского этнопраздника. В музыкальной программе приняли участие лучшие коллективы и исполнители — лауреаты этномузыкальной премии Сибири «Золотая Ирия». Зрители и сами музыканты смогли оценить все сокровища фестиваля «Саянское кольцо» и значение пути, пройденного вместе.

Большая площадка фестиваля располагается на местном стадионе (Координаты: N53°19′40. 95″, E91°55′17. 16″).

Вот и встала передо мной проблема: отпуск у меня официально с 1 августа, а хочется еще и на встречу попасть. А тут ребенка из сада выводят. Стала думать и «пробивать» ситуацию, как бы недельку от отпуска вырвать и перенести на июль.

Добавлю, чтобы Алексей не болтался по городу как «неприкаянный» и голодный, купила ему путевку в «пионерский» лагерь в черте города с 18 июля по 7 августа. Вот и появилась у меня идея: организовать себе небольшой отпуск с 8 по 17 июля. Всю работу, которую бы делала 3 недели, сделала за 7 дней, и мы собрались в путешествие.

Как мы не поехали в Казахстан

Являясь, оказывается, заядлой путешественницей, особенно автопутешественницей, постоянно читаю отзывы других людей о поездках. Прочитала почти все отзывы за последние четыре года на travel.drom.ru.

Прошлогодняя наша поездка на Дром-Фест в июле 2010 года в Хакасию вселила в меня уверенность, что путешествовать на авто можно и нужно. Это дает свободу передвижения и возможность посетить то, что ногами не осилить. Сидеть на одном месте более двух суток — сорри, это не для меня. Помню, еще мама мне говорила: «Если ты куда-то подалась, то это значит, что ты вышла из своей депрессии».

Так как ребенок еще дошкольник, то хотелось побывать в «теплых» краях, погреть косточки, покупаться в теплой воде, просто «обожраться» арбузов и получить полный позитив на новый учебный год.

Понимая, что найти второго «шумагера» на мое авто мне не удастся, и пробег до Черного моря нам пока не по зубам, то стала думать о Казахстане и его водоемах: Капчагае и Бухтарме. Перечитала море информации в Интернете, перечитала все отзывы здесь на Drom.ru о поездках в Казахстан или через Казахстан, строила маршрут движения, даже хотела ехать туда не через Новосибирск на Барнаул и далее, а через Кемерово на Барнаул. Хоть и длиннее, но трасса лучше по покрытию и лучше по отсутствию множества большегрузов.

Уже нашла место, где бы мы могли остановиться. Это турбаза «Аюда» на Бухтарме. Пишут, что вода там теплее и чище, чем на противоположном берегу. Дорогие турбазы и дома отдыха меня не прельщают, так как не позволяют средства. Поэтому люблю «дикий» отдых, на свежем воздухе, в палатке. Еще зимой купила новую шестиместную палатку в «Триал-спорт», газовую горелку, двуместный матрас INTEX, тент 3x4. А еще можно и в машине, если что, переночевать. :-) Поэтому и искалась такая турбаза, где можно разместиться на пляже в палатке.

Время неустанно приближалось к лету, а внутри меня жили маленькие червячки, которые грызли мой разум, и мысль, что что-то не очень мне спокойно будет при этой поездке. Все новые и новые отзывы о путешествиях по Казахстану добавляли сомнений, готова ли я туда ехать одна. Хоть я и соблюдаю правила ПДД и стараюсь внимательно следить за дорогой, но иногда «неоправданные придирки» полицаев полицейских делают отдых испорченным, чаще всего уже в самом начале.

И всё сложилось наилучшим образом:

1. Встреча вишеводов на «Саянском кольце» в июле.
  2. Необходимость перенести отпуск на неделю на июль.

Решено, едем в Хакасию!

Стала снова читать и перечитывать отзывы о Хакасии. Хочу поблагодарить всех автопутешественников, особенно своих земляков северчан и томичей, их отзывы для меня стали «настольной книгой» в последний месяц:

1. Путешествие Хакасия—Тыва — 2009,
  2. Удивительное семейное путешествие по Хакассии, Тыве и Алтаю, на Южный берег Телецкого озера и Актру,
  3. Познавательное путешествие в Хакасию,
  4. Знакомство с Хакасией,
  5. Путешествие по Саянскому кольцу на Toyota Caldina (8-18 июля 2010 года)
  6. Тропой шамана, или День независимости — 2010 по-хакасски,
  7. Красноярский край и Хакасия — 2010,
  8. Поездка в Хакасию — музей под открытым небом,
  9. Свадебное путешествие на Subaru Legacy Lancaster: Хакасия, Ивановские озера, Ергаки!

Распечатала карту Хакасии. Просто открыла maps.yandex.ru и постранично распечатала свой путь от Томска до Шушенского, добавляя все новые и новые листки, пока не охватила всю Хакасию. Пометила на карте большинство достопримечательностей, которые были отмечены в Интернете, и которые хотелось бы посетить, если не сейчас, то в будущем.

Это:

17. Сафроновский могильник,
  18. Гора Куня, Оглахты, поющие скалы
    и многое другое.

А еще мне помогли карты Хакасии и Красноярского края, размещенные на сайте http://www.mchskrsk.ru/MAP/Atlas.htm. Тоже их распечатала и взяла с собой.

А также сайт http://wikimapia.org/, который я проштудировала «от А до Я». Я выписала координаты многих основных достопримечательностей, изучила приблизительное их месторасположение.

Подготовка

Поездку планировала на неделю (с 8 по 17 июля). По значимым местам Хакасии. С юга на север. Машина большая, что позволяет в нее загружать все, что душеньке угодно.

Еще с вечера кинула в машину: раскладной стол, два раскладных стула, купленных в ИКЕА, матрас СУЛТАН, тоже купленный в ИКЕА прошлым летом, верблюжье одеяло, махровую простынь, три подушки, купленные тоже в ИКЕА, но два года назад, два пледа (сорри, но тоже из ИКЕА), тент. Аккуратно положила газовую горелку, котелок.

Для поездки были докуплены, а позже уложены в авто:

1. Китайская лодка INTEX на двух человека без весел,
  9. Небольшая маскитная сетка от комаров,
  10. Тренога для котелка,
  11. Диктофон Pitmix RR-850,
  12. Очки с диоптриями «Анти-фары» — незаменимая вещь!

Еще за неделю стала искать весла. Возможно, они где-то и есть, но… хотелось как-то все по бюджетному. Поэтому был куплен в магазине «Практик» черенок для лопаты за 40 руб. , который был позднее обработан нулевочкой и распилен ровно пополам. В магазине при обществе рыбаков и охотников, что на ул. Парковой, были куплены две лопасти по цене 55 руб. за штуку. четыре самореза, четыре метра черной изоленты и весла готовы. (Правда, они пока не понадобились, как впрочем и лодка, но у нас еще все впереди!)

На сайте прошла информация, что на «Саянском кольце» размещение палаток около машин будет запрещено, что меня немного огорчило, так как планировала спать в машине, что теплее и не так слышна музыка и другие посторонние шумы в виде храпа, смеха, ржанья, пения и пр. Поэтому поутру еще были заброшены в машину: палатка и матрас INTEX.

Также по утру были поставлены в машину три ящика с продуктами; 1 ящик с «приблудами» типа: фотоаппарат FUJIFILM FinePix S2500ND, навигатор TEXET TN-505 с новыми картами, антирадар CRUNCH 213B, инвертер, разветвитель на прикуриватель, FM-модулятор, DVD-проигрыватель SUPRA SDTV-715U, диктофон (+ соединительные шнуры); два баула с вещами на все случаи жизни; большой пакет с обувью; две 3-литровые бутылки томского пива для вишеводов; бутылка шампанского для милых дам; положены два одеяла и что-то по мелочи.

Прошу не смеяться, но в плане значилась поездка на Ивановские озера. Понимаю, объять необъятное невозможно, но в дороге может всякое случиться. Под третий ряд были положены горнолыжные палки, что облегчает пеший поход по пересеченной местности, а также Алешины горные лыжи и ботинки. Из отзывов я узнала, что Ивановские озера в основном наполняются талой водой ледников, и до середины июля там еще лежит снег, и можно поиграть в снежки и покататься даже на лыжах. А чем черт не шутит!

Вишенка была тоже подготовлена, правда, по минимуму. Заменила воздушный фильтр и проверила давление в колесах. Пробег после последней мены масла и свечей был в районе 5,5 тыс. км, были просто закуплены и взяты с собой: свечи DENCO, масляный фильтр и 4 л Neste City Pro 5W-40 SL/CF.

Скажу сразу, машина меня не подвела, проехала без сучка и задоринки, теперь ждет мены масла и свечей.

Северск — Шушенское

Надеюсь, что мой отзыв поможет другим автопутешественникам в будущем. Всю поездку вела «репортажи»: в одной руке диктофон, в другой фотоаппарат. :-) А в какой же руке у меня был руль???

Еще раз хочу поблагодарить людей, кто оставляет свои подробные отзывы, размещая их в Интернете, в том числе и на travel.drom.ru, и надеюсь, что и мои заметки станут для кого-то нужными.

Проснулась я около 5 утра, выспалась, спала хорошо. Выпила горячего чаю, разбудила ребенка. Осталось малость — уложить всё, что еще не размещено в машине.

Пришлось с собой брать нашу собаку. Двортерьер Барон (Барон Баронович), 1,5 года. Весь черный, ни пятнышка другого цвета. Черный, как ночь. Для него это было первое такое длительное путешествие. Раньше мы благополучно его оставляли моей подруге, но не в этот раз. Не скрою, наличие собаки в машине меня немного напрягало.

Цель на сегодня (8 июля 2011 года) — благополучно добраться до Шушенского, встретиться с вишеводами, обнять их всех, выпить 100 грамм и предаться полноценному отдыху.

Конечную цель на навигаторе выставлять не стала, так как хотела проехать немного другим путем, чем он мне нарисовал бы. Два дня назад я пыталась просчитать путь по следующим узловым точкам: Северск — Ижморский — Верх-Чебула — Тисуль — Шарыпово — Ужур — Шушенское. Было что-то чуть более 800 км. Но данный путь не сохранился в памяти навигатора, и я решила прокладывать его поэтапно.

Сделаю маленькое отступление. Навигатор мне в дороге всегда подсобляет. Но карты мои устарели. Поэтому скачала новые карты с сайта http://rusnavi.org/, предварительно зарегистрировавшись. И была несказанно рада, обнаружив, что на карте помечены значимые и не очень достопримечательности Хакасии, которые мы хотели посетить.

Почему именно такой путь? Многим автопутешественникам, особенно томичам, знакома и «любима» трасса, нет, не трасса, такую дорогу нельзя назвать трассой, просто подобие дороги между деревнями Постниково, Бол. Песчанка, Берикуль, протяженностью 25-26 км. Гравийка, это одно, но она, похоже, никогда не видела грейдера и не знает, что это такое. Она ежедневно только ощущает на себе колеса длинных и не очень большегрузов, которые разбивают ее в хлам.

А дорога через Тисуль и Шарыпово на 100 км короче, чем ехать через Ачинск, вот и вся арифметика.

5:28. Одометр обнулен. Мотор прогрет. Навигатор настроила на Ижморский. Можно ехать.

Раннее утро, машин мало, народ еще спит. Заправила полный бак еще вчера вечером на «Роснефти» по 23,2 руб. за 92.

Быстро пролетели пос. Светлый, Новомихайловку, Семилужки, а вот и поворот налево на Мариинск (~46 км от Томска), трасса на Асино — прямо.

Через 2 часа неторопливой езды подъезжаем к указателю: «Мариинск — налево 76, Ижморский — прямо 11» (пройдено 150 км). Сразу за этим поворотом начинается ТА САМАЯ ПЛОХАЯ ДОРОГА (26 км), по которой я ехать никак не хочу.

Многие согласятся со мной, открытие новых дорог доставляет удовлетворение, и мне в том числе. Неведомое, неизвестное манит меня, заставляя сердце биться сильнее, учащая пульс и дыхание. Стараюсь смотреть в четыре глаза, верчу головой во все стороны. Еду одна, машин нет.

Алексей смотрит мультсериал «Аватар» на DVD-проигрывателе, качество звука хорошее, картинки тоже. Собака притихла. И то хорошо. А то ведь она всегда скулит. Как ребенок плачет, ноет, требует внимания. А мне отвлекаться никак нельзя.

Вот показывается АЗС слева и поворот на Ижморский (пройдено еще 11 км). Останавливаюсь, так как пытаюсь определить, куда теперь двигаться: на Ижморский — налево, или прямо. Устанавливаю новую точку — Троицкое.

Троицкое — налево, 26 км. Поехали!

Проезжаем ж/д переезд. Скорость не более 60 км/ч. Неплохой асфальт, но местами появляются повреждения: по всей ширине полотна дороги асфальта нет (земля) — не более 3-4 метров. Поэтому приходится ехать с оглядкой, притормаживать. Справа просматриваются высокие стебли камышей, на дороге встречаются убитые птицы и животные. А вот и косой лежит, и над ним уже слетелись коршуны. А солнышко светит, его лучи пробиваются сквозь тучи, что и радует. Увеличиваю скорость до 90 км/ч, дорога достаточно прямая.

Остановились в Троицком. Куда ехать дальше? Задала новую точку — Листвянка (7,5 км). Сразу после Троицкого начинается гравийка хорошего качества, иногда переходящая в проселочную дорогу. Перед поворотом на Листвянку (куда нам, впрочем, не надо) стоит указатель: «Мариинск — 101, Кемерово — 117, прямо». Едем прямо. Я уже понимаю, что наша задача выехать где-то на трассу М-53.

Вот какая штука навигатор!? Задаю точку: Тисуль. Смотрю направление. Ведет он меня через Мариинск, а мне туда не надо. Я хочу ехать южнее, через Верх-Чебулу. Задаю тогда — Верх-Чебула (67 км). Поехали.

Начинается «раздолбай сервис». Но он мне не знаком, что и не так напрягает. Когда знаешь, что «стиральная доска» будет на протяжении часа, то лучше об этом не знать, или к этому хорошо подготовиться, а потом уже решать: будет ли у тебя желание еще раз пройти этим же маршрутом.

Мы, например, подготовились в трассе Тисуль — Шарыпово. «Стиральная доска», она же гравийка плохого качества, ждала нас наличием мягких желтых подушек под пятой точкой!

Проехали поворот на Иверку, двигаемся в правильном направлении.

8:40. Ура! М-53. До свидания гравийка, да здравствует асфальт! Пройдено 204 км (чуть более трех часов в пути).

Количество фур увеличилось в разы. Федеральная трасса. Обгон производить трудно. Впереди плетется автовоз. Навстречу проехал междугородний автобус «Тисуль—Кемерово». Въехали в д. Красный Яр. Многие хвалят мотель «Три медведя». Заезжать не стали, торопимся в Тисуль.

Еще 30 минут пути, и мы поворачиваем направо на Верх-Чебулу. До него еще 3 км. (А до Мариинска 18!)

Въезжаем в город. Пытаюсь найти указатель на Тисуль, вижу большой плакат «С праздником, чебуляне!». Еду дальше. А вот и указатель на синем фоне: «Чумай — направо 34, ШАРЫПОВО — прямо». Около указателя припарковалась машина, забитая по самое «не хочу», понимаю, что тоже путешественники. Решаю сделать тоже самое — припарковаться. Выхожу, кости размять неплохо бы. Завела с ними разговор, хочу узнать, куда едут, можно ли им на хвост упасть. И тут они обращают мое внимание на желтый знак, размещенный ниже. С дороги мне его было видно плохо.

Приехали!!! :-( Мимика лица с радостной сменилась на «не очень». И опять вопрос: «Что делать?» Стоит ли ехать в никуда, трястись по не знаю каким дорогам в объезд, или реку в брод переходить придется. Решаю ехать прямо, вдруг там впереди будет еще какой знак на Шарыпово.

Таким образом, мы выехали на М-53 и поехали в сторону Мариинска по всем указателям на Красноярск.

Ехали стройной колонной, машин много, а вот и знакомый автовоз, и мы ему в зад дышим, и опять его обгонять надо. Тут и вспомнилась русская пословица «Тише едешь, дальше будешь».

Подъезжаем к ж/д переезду. Немного подождать нужно.

Томск, Красноярск, Мариинск — все в одном направлении: направо!

Тупо еду по указателям. Вспоминаю нашу первую поездку в Мариинск, есть время вспомнить.

Прошлым летом моя близкая подруга (с трех лет мы вместе, жили в одном подъезде, учились в одном классе) переезжала всей семьей из Иркутска в Москву. Ее муж, бывший военный, в марте прошлого 2010 года нашел и перегнал мне мою любимицу и ласточку — Вишенку Toyota Wish.

И вот они переезжают: они и двое сыновей. А я ее уже давно как не видела. Когда я еще сподоблюсь до Москвы добраться, годы уйдут, постареем. Решение пришло сразу. Изучила маршрут следования поезда. Поезд через наш тупиковый Томск не идет, только Мариинск, Тайга, Юрга, Новосибирск. Самое близкое от Томска Юрга — 1,2 часа езды. До Тайги надо ехать в объезд через Анжеро-Судженск. Поезд стоит в Юрге 2 минуты, зато в Мариинске аж целых 25 минут.

Одна незадача. Прибывает поезд в Мариинск около 21 часа, то есть надо будет где-то заночевать в городе. Но желание ехать это не омрачило. У меня есть машина и в ней можно спать.

Вот мы и поехали, я и Алексей. Забрала ребенка из детского сада около 6 вечера и стартанули. Навигатор нас благополучно довел до ж/д вокзала. С подругой встретились, поплакали, гостинцами и подарками обменялись, пообещала им, что уже скоро приедем к ним в Москву, надо только ребенку немного подрасти.

Заночевали в машине во дворе нового пятиэтажного дома, что около вокзала, а в пять утра я уже мчалась домой в Северск, так как в 8:30 надо уже быть на работе.

Время 9:40. Пройдено 284 км. Показались знакомые уже места. Поворот на Томск (через Постниково) налево, въезд в Мариинск, поворот на Красноярск. Мы уже едем 4 часа 10 минут. Попытка немного сократить путь по времени и километражу — увы, не удалась. Желание проехать по дорогам не федерального значения также ушло в лету.

Потеряли мы в дороге 1,5 часа и прибавили 60 км. (Обратная дорога Мариинск — Северск составила 224 км и прошли мы ее за 2 часа 50 минут. )

Решила не мудрить и навигатор настроила на Ужур. Едем на Ачинск, потом на Назарово. Встреча с озером Инголь пришлось перенести на другой раз.

Стоит отметить, что больше указателей на Шарыпово не было, как впрочем не было и информации на развилке на Тисуль около кафе «У Ксюши» о том, что ведется ремонт моста через р. Урюп. Получается, что, если бы мы поехали не через Ижморский и Верх-Чебулу, а через Постниково и прямо на Мариинск, то свернули бы на Тисуль и Шарыпово, а там… Даже не знаю, где бы я там петляла, сколько времени потратила и сколько дополнительных километров накрутила.

Трасса М-53 в Кемеровской области достаточно хорошего качества. Едем, наслаждаемся поездкой, количество машин поубавилось.

10:50. Указатель «Красноярск — 280». Трасса пустынная. Идут строительные работы. Ограничение 60 км. Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Алексей приснул, тишина, я еду спокойно.

11:00. Пройдено 370 км. Остановились на АЗС «ГазПромнефть» (слева по курсу). 92 по 21,5 руб. Самый дешевый в стране, я так думаю. Конечно же, заправились под горлышко.

Оказывается, это была последняя заправка в Кемеровской области. Она находится сразу до пос. Новопокровка. Пока мы стояли в очереди, было много фур, подъехал свадебный картеж. А как иначе. Пятница. Свадебный день. Пока мы не доехали до Шушенского, я еще трижды жала на клаксон, приветствуя новобрачных.

Справочно: Через 10 минут и 10 км после указателя «Красноярск 280» — дешевая АЗС (21,5 руб. за 92).

Проехали Боготол, в 12 часов дня подъехали к свертку на «Мотель М-53», нас. пункт Красная речка. А вот уже виды трубы Ачинска, иногда стрелка уходит на 140.

Р. Чулым. Мост все еще ремонтируется. Ограничение скорости 50. До Красноярска 167 км. Крест вдоль дороги. При въезде в город церквушка, заправка. Нам прямо. В Ачинске ехали тупо по указателям, выехали на Назарово.

Что меня удивило? Широкая (около 15 см) бесконечная белая сплошная полоса. Это скорее всего сделано для водителей — необходимо быть более бдительными!

В Назарово также ехали по указателям на Ужур, но умудрилась на одном из кругов заблудиться, навигатор показал в одну сторону, указатель — в другую. (Навигатор у меня молчаливый, Тамару я отключила, а то она глаголила, порой, без остановок).

13:00. Покинули Назарово и выехали на трассу до Ужура.

Люблю виды, когда дорога (наша жизнь ассоциируется с дорогой) уходит вдаль, но ты ее видишь до самого горизонта. Приходит такое ощущение, что и жизнь твоя открыта, понятна и предсказуема.

13:45. Пройдено ровно 600 км. Подъезжаем к Ужуру.

Решаю сделать остановку, отдышаться, перекусить (время обеда), перепроложить маршрут на навигаторе сразу до Шушенского.

Навигатор показал до места 335 км, поворот налево. А вот какой дорогой — я не знаю, только понимаю, что не через Ужур и не через Шира. Поехали!

Здесь я еще не была, дорога мне незнакома. Алексей спрашивает, сколько еще осталось. Отвечаю, из трех частей (показываю три пальца) проехали только две части (показываю два пальца), осталась ОДНА ЧАСТЬ!

Проехали не более 10 минут, слева открывается шикарный вид. Жалею, что сделала мало фотографий. Бескрайнее зеленое поле!!! Сочная зелень, светящаяся на солнце!

Едем дальше. Тут навигатор надо мной немного подшутил. Вижу, что основная трасса уходит чуть правее, а стрелка на навигаторе показывает прямо, куда я и еду. Въезжаю в деревню без названия и без дороги. Ступор, как у меня, так и у машины. Останавливаюсь около женщин, беседующих у заброшенного дома. Спрашиваю, куда ведет дорога и доеду ли я до Троицкого (в памяти у меня что и осталось на тот момент, то название, как мне казалось, самого близкого к Ужуру населенного пункта, через который мне придется ехать).

Женщины сморщили лицо, такой деревни они не знают, но точно знают, что, если я поеду прямо, то скоро будет дорога: налево поедешь — в Красноярск попадешь, направо поедешь — в Хакасию попадешь. Этого мне было достаточно.

Выехав из деревни, увидела основную дорогу, которая через 200 м сошлась с той, по которой я пыталась только что проехать. Тут-то я и поняла. В настройках навигатора значится ехать по «короткому» пути, а не по «быстрому». Уже позднее я исправила эту неточность.

В 13:38 показался Енисей. Моему счастью не было предела. Вот она эта трасса, о которой говорили эти женщины.

Еще 2 минуты и подъезжаем к посту ДПС, работники ГИБДД стоят с феном, проверяют встречку, антирадар мой немного попищал.

До Абакана 177 км. Едем дальше. Нам направо. Выезжаем на М54. Справа местами показывается Енисей. Трафик увеличивается.

15:00. Подъезжаем к Хакасии и с возгласами «Ура! Мы сделали это» въезжаем… Пройдено 715 км.

Пейзаж уже давно сменился. Появились гладкие холмы, высокие горы, бескрайние поля, ровная дорога.

И тут я слева вижу первые менгиры. Не могла не остановиться. Скажу сразу, в Хакасии их бесчисленное множество, они могут встретиться в любом месте и в любом количестве.

Менгир (брет. , menhir, от men — камень, и hir — длинный) —простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из 1 блока камня, вертикально вкопанного в землю (высотой от 4-5 м до 20 м).

Остановились, вышли, побежали к камням. Побродили, обошли их несколько раз. Расположены камни строго по периметру квадрата. Основные камни определяют угол и середину стены, а в траве спрятались продольные камни или плиты, которые идут строго от угла к углу. У меня даже закралась мысль, что если произвести здесь раскопки, если это возможно, то будет определено какого-то рода помещение или место захоранения. Так же увидела, что чуть поодаль стоит еще одна группа менгирей.

Немного побегали за собакой, думали, она от нас не убежит, но не тут-то было: то за бабочкой понеслась, то за птичкой. Наконец поймали… Всыпали… :-)

Стали выбираться на дорогу, как увидела парапланериста, потом другого. Чудесные получились фотографии.

15:25. Сверток на Сарагаш. Проезжаем мимо, наша цель Абакан, далее по объездной на Минусинск и далее на Шушенское. Стала обращать внимание на одиноко стоящие машины на обочине и людей, сидящих в траве. Чтобы это значило? Ответ не заставил себя ждать. Потом стали попадаться машины у обочины и люди, сидящие уже рядом и несколько ведер с чем-то. Остановились.

Степная земляника. Странно, но совсем не пахнет. У девочки, просто низко поклонилась перед ее трудом, купила небольшое, наверное, 3-литровое ведро, этой полезной для сосудов и всего организма ягоды.

И тут мой сотовый раздается громким звонком. Звонит Николка, вишевод со стажем, они уже двумя машинами застолбили место на автостоянке на «Садовом кольце», огородили его «колючей проволокой» и ждут нас. Это очень приятно, что тебя ждут. Надо ехать!

Около 5 вечера въехали в Абакан и опять я заблудилась. Не поверила навигатору, у которого пока еще настройка на самый «короткий» путь, а поехала по указателям. Минусинск — направо, так и сделала. Еду себе, еду, жду нового указателя на Минусинск, а его нет, есть только указатель на Кызыл. Вот я и оплошала. Плохо учила географию и плохо подготовилась к путешествию. Приходилось несколько раз останавливаться, перепрокладывать маршрут.

Что интересно. Местные жители потом со мной согласились, есть такая в Абакане «печенька». Выезжаю наконец-то, как я думаю, на дорогу на Минусинск, многоэтажки сменяются домиками в одно-два окна. Вижу указатель перед въездом на круг: Минусинск — прямо, еду, а там на маленькой дощечке чуть ли не фломастером написано КЫЗЫЛ и стоит знак ТУПИКА. Вот тебе и здрасьте!

Делаю еще один заезд на круг, смотрю, уходит узкая дорога под мост направо, туда идут машины, но тоннель под мостом не более 3 метров в ширину и 2 метров в высоту. Просто щель какая-то, а не дорога на Минусинск. Туплю.

Делаю еще один круг и, уже поняв, что другого выбора нет, «ныряю» под мост. Выезжаю, понимаю, что тут не одностороннее движение, прижимаюсь как можно правее, выезжаю на какую-то небольшую площадь. Женщина чем-то торгует. Уже понимая, что дело кирдык, спрашиваю, а где тут дорога на Минусинск. Получаю ответ: на следующем повороте налево, потом два раза направо.

Таким образом, я выбралась на мост, и вот она дорога, соединяющая Абакан (Хакасия) и Минусинск (Красноярский край).

17:30. Подъезжаю к мосту через Енисей, который называется Братский мост.

Осталось каких-то 50 км, и мы будем на месте. Усталость стала напоминать о себе. Сильно заболели глаза. Напряжение было, скажу я вам честно, мама не горюй. :-) Вдоль дороги стали появляться плакаты с эмблемой «Саянского кольца», что говорило, что мы уже совсем рядом. До Шушенского ехали по указателям, поток машин был плотным, обогнать кого-то, об этом даже не было и речи.

Где-то с горочки вслед за другими, соблюдая дистанцию, неслась 120 км/ч, впереди полицейские, большое им спасибо, не остановили. В СМИ была информация, что на охрану порядка на фестивале будут сброшены почти все силовые и правоохранительные структуры Красноярского края.

По Шушенскому пришлось поплутать. Думала, что будут большие щиты с указателями направления. Но нет, просто ехала и ехала, куда навигатор вел. А вел он меня в первый попавшийся адрес при слове «Шушенское», дальше шла улица и 1 дом. Вижу, на дереве скотчем приклеен листок «Музей» и знак направления. Туда и ехала.

С горем пополам, уже вконец устав, подъехала к знаку «въезд на поляну запрещен». Остановились, ноги не слушались, голова гудит. Купила талон на размещение палатки за 1 000 руб., получила все бумаги и поехала на ближайшую АЗС. Благо, она была не далеко. Заправила 30 литров 92 по 25 руб.

Вернулась. Проехала шлагбаум, показала желтый пропуск на въезд. Стала искать своих.

ВСЁ, наши, приехала!!!! Время: 18:15.

Итог дня: пройдено 950 км (вместо запланированных восьми сотен с небольшим хвостиком), время в пути — 12 часов 47 минут.

Карта движения: Северск — Шушенское.

(все маршруты я рисовала на сайте http://mytravelog.org/, предварительно зарегистрировавшись, а потом просто фотографировала, качество не очень, но понятно)

Встреча друзей вишеводов

Машин уже прибыло. Вишей было уже шесть, шатер был уже поставлен, палатки тоже, столы накрыты, уха варилась, раки были на подходе. Народ уже опрокидывал. Меня быстро окружили, и я не заметила, как стопка наливочки оказалась у меня внутри. :-)

Я та матрона, что в красной кепи и в темных очках. А рядом Николка. :-)

А вот и раки ждут, когда будут съедены!

Легли мы спать достаточно рано. У меня болела голова, Алексей уже тоже подустал, попросился полежать в машине, поговорить, а потом еще типа пойдет к костру. Но так и уснул. Да и я, недолго думая, провалилась в объятия Морфея.

Утром следующего дня (суббота, 9 июля 2011 года) мы проснулись, позавтракали ухой из щуки, и пошли на Фестиваль.

Наша спальное место! Удобно, не правда ли? :-)

На фестивальных площадках песни лелись (от слова Лель) лились рекой. Мы зашли в «Город мастеров». Что мне понравилось и чего мне хотелось увидеть? Как мастера своего дела показывают простому люду, как это делается. Сидели мастера кузнечного дела и на мини-наковальне изготавливали колечки и ножи. Сидел мастер гончарного ремесла и показывал, как изготовить горшок или вазочку. Стоял стол, а на нем большие емкости с медом разных сортов и конфитюром из разных ягод, в том числе лесных.

Продавались поделки из камня, бересты, много было национальных одежд. Мы купили шаманский бубен, тюбетейки в стиле «этно», дудочку в виде сердечка, веер.

Представляю вашему вниманию только несколько фотографий коллективов, которые выступали как на малой, так и на большой сцене, а то и просто на произвольных площадках.

Музыка, которую исполнял коллектив, представленный на последнем фото, собрала огромное количество публики. Музыка просто завораживала. Я не могла устоять, чтобы не купить диск с их произведениями. Эта музыка помогала мне в дороге и была очень созвучна просторам Хакасии.

Хочу поблагодарить вишевода Вову (Вова Вода — ник на сайте www. wish-club. ru), который исполнял роль хозяина нашего лагеря, так как сам из Шушенского. Он предложил нам посетить Саяно-Шушенскую ГЭС.

Мы поехали на двух машинах. За рулем была не я.

От Шушенского до СШГЭС по указателю 73 км. Наш путь лежал через пос. Сизая, потом мы переезжали на другой берег Енисея по автодороге, проложенной по Майнской ГЭС, попадая уже в Хакасию и уже там через Черёмушки и на станцию.

Поселок Сизая находится в 58 км к юго-западу от Шушенского. Деревня основана в 1897 г. , когда на горно-таежной реке Сизой была поставлена русским казаком мельница. На ней мололи зерно, когда равнинные реки уже замерзали.

В связи со строительством Саяно-Шушенской ГЭС село разрослось и слилось с соседней деревней Голубой. К селу вплотную подходят крутые склона Западного Саяна, покрытые смешанным лесом. Численность населения 5 тыс. человек. В последнее время село благоустроилось. Вдоль реки построены современные коттеджи, которые хорошо видны с противоположного берега.

В пос. Сизая на косогоре стоит церковь (храм) во имя святой Евдокии.

Построена у слияния реки Голубой с Енисеем на средства Ивана Ярыгина в память о своей матери Евдокии Ярыгиной. Предполагалось, что сначала это будет часовня, но в процессе строительства проект изменили и построили однопрестольную церковь. Иван Ярыгин погиб в автомобильной катастрофе до окончания строительства, поэтому достраивал церковь его брат. Белая красавица с голубым куполом сразу стала украшением села. Особенно хорошо она смотрится с противоположного берега Енисея и плотины Майнской ГЭС. Это единственная церковь, построенная в советское время на юге Красноярского края. Сюда приезжают верующие из Черемушек, Майны, Саяногорска.

Что меня поразило? Церковь из белого мрамора, но и вся территория около церкви усыпана белым мрамором.

Вид на пос. Сизая с Майнской ГЭС.

Церковь (храм) во имя святой Евдокии.

Майнская ГЭС

По сравнению с Саяно-Шушенской гидростанцией её «спутник» — Майнская ГЭС выглядит маленькой девочкой, не достигшей совершеннолетия. Тем не менее на эту небольшую плотину возложена серьёзная задача: она является контррегулятором в общем гидрокомплексе и играет немаловажную роль для населения, соединяя левый и правый берег Енисея двухполосной автодорогой.

Строительство Майнской ГЭС началось в 1979 году и длилось около шести лет. Первый её гидроагрегат был запущен в ноябре 1984-го, а последний, третий, в декабре 1985-го. Общая установленная мощность составляет 321 МВт, а среднегодовая выработка 1720 млн кВт/ч. Но производство электроэнергии изначально не являлось самоцелью для этой станции. Энергию должна вырабатывать «старшая сестра» — Саяно-Шушенская плотина. А если у неё возникают повышенные нагрузки (что закладывалось по проекту), Майнский гидроузел должен регулировать уровень воды в нижнем бьефе, чтобы население, проживающее в нём, не пострадало от резких перепадов и колебаний.

Вдали видно строительство берегового водосброса, справа омывающий серый бетон река и форелевое хозяйство, а слева машинный зал и высоченный производственный кран. На крыше здания красуется эмблема «РусГидро» в виде солнца и большущими синими буквами выведено: «Майнская ГЭС». По периметру выставлена охрана и протянута колючая проволока.

Указатель после съезда с Майнской ГЭС (мост через Енисей).

Едем вдоль Енисея. По всей дороге идут ремонтные работы. Ремонтируют мосты через маленькие речки и ручьи, впадающие в Енисей. По правому краю увидели водопад. Вова сказал, что он не всегда есть, а только после дождей. Нам повезло, водопад стекал двумя струйками.

Саяно-Шушенская ГЭС

Сая́но-Шу́шенская гидроэлектроста́нция имени П. С. Непоро́жнего — крупнейшая по установленной мощности электростанция России, шестая — среди ныне действующих гидроэлектростанций в мире. Расположена на реке Енисей, на границе между Красноярским краем и Хакасией, у посёлка Черёмушки, возле Саяногорска. Является верхней ступенью Енисейского каскада ГЭС. Уникальная арочно-гравитационная плотина станции высотой 245 м — самая высокая плотина России и одна из высочайших плотин мира. Название станции происходит от названий Саянских гор и расположенного неподалёку от станции села Шушенское, широко известного в СССР как место ссылки В. И. Ленина.

Строительство Саяно-Шушенской ГЭС, начатое в 1963 году, было официально завершено только в 2000 году. В ходе строительства и эксплуатации ГЭС имели место проблемы, связанные с разрушением водосбросных сооружений и образованием трещин в плотине, позднее успешно решённые.

План сооружений Саяно-Шушенской ГЭС.

17 августа 2009 года на станции произошла крупнейшая в истории отечественной гидроэнергетики авария, ставшая причиной гибели 75 человек. Восстановление Саяно-Шушенской ГЭС должно быть завершено в 2014 году.

Вход на территорию СШГЭС запрещен, только можно подъехать к смотровой площадке, оставить машину на парковке, подойти к памятнику строителям ГЭС, открытом в 2008 году, сделать фотографии.

Памятник строителям ГЭС.

В пене речной можно найти образы русалки (в верхней части рисунка) и рыб.

На обратном пути, не доезжая Майнской ГЭС, мы повернули налево на Гладенькую. Но наша цель был мраморный карьер. Если ехать по гравийке все выше и выше, то мимо не проедете, слева у дороги будут видны горы чего-то белого!

Насобирали мрамора: белого, розового, зеленоватого, черного. Ребенка держала за руку, так как обрыв нехилый.

Саянские горы и Енисей.

Уставшие и очень довольные направили наших железных коней в сторону Шушенского, заехав в храм Евдокии в пос. Сизая.

Фото на Саянские горы на обратном пути (с Майнской ГЭС).

Карта движения: Шушенское — СШГЭС.

Вернулись в лагерь около четырех вечера и стали готовить праздничный ужин. Подъехали еще две машины вишеводов из Красноярска и Абакана. Вот и повод сделать еще одно фото!

Наши железные кони — Toyota Wish.

Утро воскресенья (10 июля 2011 года) выдалось ветреным и пасмурным. Идея посетить Ергаки ушла в лету. Жалко. Очень хотелось хотя бы глазком посмотреть на Спящего Саяна, Висящий камень. Но моросил дождь, было достаточно пасмурно и сыро.

Поэтому решили продолжить наше путешествие по Хакасии, начав его с посещения стелы Ах-тас, что недалеко от пос. Казановка, рядом с турбазой КЮГ.

Прощальное фото на память — наши взоры устремлены на карту: оз. Большое (оно же оз. Парное), где состоится следующая встреча в сентябре этого года

В завершении отчета о фестивале хочу предложить вашему вниманию стихи Николки (ник на www.wish-club.ru), он у нас стихоплет, каждое слово в «десяточку».

Я для краткого отчета расскажу о Вишеводах,
Кто отведал самогона и нырял в студеных водах,
Все прибывшие на встречу очень славные ребята,
Ведь такими Вишеводство,без сомнения богато.

О прошедшей нашей встрече можно летопись писать,
В этом месте Вишеводов фестиваль собрал опять,
Восемь лет на фестивале соревнуются гиганты,
Этно-ритмами народа нам представлены таланты.

Удаль нашей русской песни, в танцах рук сплетение,
Голоса народов мира, горловое пение,
Этно-шоу всем по нраву, от него мы все в восторге,
Много танцев, игр и песен без попсы, тусовок, оргий.

Но начну все по порядку, трудно ждать да догонять.
К сожаленью Вишеводы дни не могут подгонять,
Время «Ч» до нашей встречи нудно, медленно текло,
Наконец число восьмое, между делом подошло.

Время близит дату встречи, но погода возбухает,
Ветер северный с дождями Вишеводов не пугает,
Но ведь есть на свете боже, он погоду заказал,
В этот день, день нашей встречи, лучик солнца засиял.

Разогнал на небе тучи, в небе синяя вуаль,
Замечательной погодой нас встречает фестиваль,
Все, кто был на нашей встрече, были счастливы, как дети,
Вряд ли кто-то сожалеет, что попался в эти сети.

В продолжение отчета расскажу как добирались,
И какие Вишеводы вместе в Шушенском собрались,
Созвонившись, мы со Стасом от Шира пошли дуэтом,
В два вишары серебристых, близнеца почти при этом.

Прибыв первыми на место, заплатили по рублю,
Да наметили поляну, чтоб со стойлом кораблю,
Чтоб удобства рядом были, чтоб от сцены недалече,
В общем, всё, что было надо, подготовлено для встречи.

Натянули огражденье, по краям колы забили,
Одним словом, мы со Стасом место встречи застолбили,
Чтобы кони были в кучке и палатки в частности,
Ну и место для кострища было в безопасности.

Вскоре с Вовой созвонились, пять минут и он уж тут,
Со своей семейкой дружной, зная точный наш маршрут,
Вот и Настя подкатила, зад с наклейкой показав,
Догонять пришлось девицу, наше место указав.

Удалой уж на подходе, его чёрный гондурас,
Номер сто, багаж на крыше, лихо въехали как раз,
Nikas с Леной на тусане, появились как из сказки,
Он замкнул линейку нашу, как хакас, прищурив глазки.

Эмерком и домочадцы поздно ночью прикатили,
Третий раз уху варили, но приезжих накормили,
Между тем Денис приехал, одинокий: почему,
И немного как-то грустный, спать придется одному!

Утоптали травку малость, да поставили палатки,
Разноцветные такие, издали цветы на грядке,
Ночью ставили палатку Эмеркому с фонарем,
Кто натягивал веревки, кто внутри искал проем.

С богом, с мамой и подсветкой, с этим все же справились,
И опять к застолью в юрту снова пить отправились,
В час попёрлись на площадку, там ведь ШОУ громыхало,
Это было нужно видеть, до утра не утихало.

Утром Женя и Наташа к нам приехали с друзьями,
Кто с утра уж похмелился, пусть останется меж нами,
ВВС Валера с Леной потихоньку подкатили,
Их за стол и самогоном мало-мало угостили.

В общем девять экипажей, все Виши, как на подбор,
А вокруг трава по пояс — просто классный кругозор,
В одном месте столько Вишек, толи правда, толь обман,
Замыкающим линейку, был конечно, Виш-Тусан.

Удалой озерных раков полведра нам притаранил,
Для ушицы свежей рыбки он с ружьишком наарканил,
Щука свежая с Парного, с регионов разных пиво,
Да настой из ягод спелых, вперемежку, просто диво.

Трапезу начали с раков, их варили, быстро ели,
Они сволочи от счастья, в кипяточке покраснели,
Было весело и шумно, от кострища благовонье,
Все резвились словно дети, ну и ржали словно кони.

Был и плов от Удалого: мясо, рис и овощи,
Все кипело в казане без какой-то помощи,
Было очень даже вкусно, пальчики оближешь,
Да со стопкой самогона и вкусней и ближе.

Все прохожие, конечно, удивлялись от души,
Ты смотри, какое диво, что в шеренге все Виши,
Подходили, восхищались, регионы ж разные,
У костра с рюмахой водки, все ребята классные.

Что за сборище такое, есть ли клубные финансы,
Может спонсор есть у клуба, интересные нюансы,
Одна пара, даже на спор, подошли и нас спросили,
Кто оплачивал бензинчик, сколько бабок отвалили.

Было множество вопросов, разъясняли стройным хором,
Вишеводы за все платят, и все рады нашим сборам,
Нет ни спонсоров, ни бабок, есть Виш-клуб, он нам награда,
Вот визитки вам от клуба, приходите будем рады.

Фестивальную площадку по программе посещали,
Этнос русского народа души нам переполняли,
Песни, танцы и наряды — все блистало простотой,
И старинные обряды, покоряли красотой.

Двое суток отлетели, как от раков потроха,
Фестиваль, обряды, песни, пиво, водка и уха,
И общенье Вишеводов, и концертов череда,
Шашлыки и чай горячий, время мало, вот беда.

Фотография на память, о прошедшей чудной встрече,
И об этно-фестивале, через год, но так далече,
О закрытии сезона, место встреч обговорили,
Правда дату новой встречи, мы пока не уточнили.

Как ни радостно встречаться, время близится к развязке,
В этот день мы без похмелья, всем за руль, а мы в завязке,
Отдохнем, до новой встречи, от костров и от музона,
Но надолго не прощались, до закрытия сезона.

И еще несколько официальных слов о VIII Международном фестивале «Саянское кольцо»

На фестивале отдохнуло более 30 тысяч человек.

«Саянское кольцо» в этом году было жарким. Во-первых, все время светило солнце, а во-вторых, музыкальные коллективы приехали только самые зажигательные. Примечательно, что конкурса в этом году не было — выступали только лауреаты прошлых лет.

Огромное количество людей собралось на главной площадке фестиваля «Саянское кольцо». Люди полностью забили трибуны, сидели и лежали на траве возле сцены. Толпа постоянно перемещалась, гомонила. Все ждали открытия. В шесть часов вечера фестиваль стартовал.

Все было по-простому, без умных слов и заученных речей. Первым гостей и участников поздравил Эдхам Акбулатов. Сначала он поздравил собравшихся с днем семьи, любви и верности, который пришелся как раз на открытие фестиваля, затем перешел к «Саянскому кольцу».

Фестиваль этномузыки «Саянское кольцо» стоит в ряду наиболее значимых мероприятий по всей России, — рассказал Эдхам Шукриевич, — мы здесь увидим много этнических групп, и каждая несет в себе ценности и культуру своего народа, а это очень интересно и важно для каждого человека.

После еще нескольких поздравлений на сцену наконец-то вышли те, ради кого приехали все отдыхающие. Музыканты в этом году только лучшие — все являются лауреатами прошлых фестивалей. Сказать, кто был лучший из лучших трудно — каждый исполнитель был ярок и обладал мощным голосом. Да это и не потребовалось — в этом году конкурсной программу организаторы отменили.

Программу начали девушки из красноярского фольклорного театра «Ладов день», затем выступила группа «Харп» с Таймыра, потом наша землячка, девушка с очень красивым голосом Елизавета Устюгова. Участница пела народные песни без музыкального сопровождения и своим сильным голосом потрясла всех собравшихся. Лауреаты выступали до десяти вечера, затем перед публикой появились почетные гости фестиваля. Певица из Америки Nina Nastasia исполняла американский фолк, подобного на фестивале еще не было. Девушка просто заворожила собравшихся своими песнями — глубокими, заставляющимися задуматься. Выступления коллективов длились три часа, после чего желающие потанцевать переместились на малую площадку, а на главной сцене начался этноджем. Певцы и певицы разных групп собрались вместе и начали создавать музыку коллективно. Подстраиваясь друг под друга, импровизируя, коллективы рождали новую необычную музыку. В восторге остались все, и никто не ушел спать разочарованным.

Для зрителей — не только концерты, но и мастер-классы по лепке, по танцам, древние сказания, этнокиноклуб. И хотя фильмы были подобраны, что называется, со вкусом, зрителей было мало: никому не хотелось пропускать действо на главной сцене. А посмотреть там было на что!

Гости — мировые знаменитости и рекордсмены

Исполнителей было много, и каких! «Гайдамаки», «Ят-ха», Nina Nastasia, Las Balkanieras, «Африканда», «Хуун-Хуур-Ту» — все это группы с мировым именем. Во многих странах мира их знают и любят, а новички «Саянского кольца» о них вообще ничего не слышали. Но фанаты были в восторге! Были и обладатели мирового рекорда по горловому пению — ребята из группы «Алтай-кай» (они пели 4,5 часа подряд!).

В первый день зрителей заворожила американская певица Nina Nastasia, она исполняла фолкмузыку так, как еще никто на «Саянском кольце» не делал, — чувственно, ярко, но вместе с тем и задумчиво. А после нее толпа задорно отплясывала под песни девушек из Las Balkanieras.

Второй день фестиваля запомнился выступлениями «Гайдамаков» и «Ят-хи». Украинцы бодро танцевали по всей сцене, а зрители в восторге прыгали перед ней. Коллектив так всем понравился, что их долго не хотели отпускать — просили сыграть еще. В итоге «Гайдамаки» пели на 20 минут дольше. А «тувинский рок» группы «Ят-ха» напевали зрители и на следующий день.

Закрытие прошло… в Африке. Хотя на улице похолодало, но никто не обращал на это внимания — танцы были до упаду. Группа «Африканда» и ее солистка смогли так зажечь народ, что наутро у многих болели ноги.

Всех входящих на стадион тщательно обыскивали полицейские, их на фестивале дежурило более 200 человек. Также за порядком следили представители Абаканского и Минусинского казачеств. Правда, бутылки умудрялись проносить под одеждой, перекидывать через забор, так что пьяные все-таки были. Но, как отмечают старожилы фестиваля, не так много, как в прошлом году.

Мастера на любой вкус и… цену

Сразу после открытия «Города мастеров» улочки с прилавками заполнили гости фестиваля: покупали бусы, тюбетейки, вышитые юбки и сарафаны, тряпичных кукол, деревянные кадушки и, конечно, музыкальные инструменты. Много было и экотоваров: натуральный мед, мыло ручной работы, сборы трав и омолаживающий чай.

Цены были высокими, но в воскресенье вечером мастера начали делать хорошие скидки — почти 40%. Правда, счастливчиков было немного: к этому времени большую часть товаров успели распродать, а многие уже уехали домой.

Ажиотаж вызвали музыкальные инструменты — варганы скупали десятками. Цена такого удовольствия от 400 рублей, а если брать вместе с чехлом, то на 100-200 рублей дороже. Девушки активно брали каменные бусы по 60 рублей и кулончики по 10 рублей.

А самый дорогой прилавок — с изделиями из змеиной кожи. На одном из них даже сохранили в качестве украшения змеиную голову. Однако у чернокожего продавца покупателей было немного: средняя цена, например, кошелька, 6-7 тысяч рублей. Девушки подходили, гладили сумочки, ремешки и, вздыхая, шли дальше — не всем они оказались по карману.

Следующее «Саянское кольцо» будет только через два года. Необходимо время для того, чтобы сделать Шушенское более комфортным для отдыха гостей. А в 2012 году в крае пройдет новый музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. (Есть куда ехать и где встречаться!!!) :-)

Шушенское — Казановка (КЮГ)

Выехали мы в сторону Казановки в 12:35 (воскресенье, 10 июля 2011 года). Накрапывал дождик, ехать было не жарко. Ехали уже по знакомой вчера дороге до Майнской ГЭС (пос. Сизая), чтобы выбраться на другой берег Енисея, минуя пос. Майна, выехать по направлению к Саяногорску.

В пос. Сизая остановились (пройдено 55 км), хотели поискать гроты, обещала Алексею пещеры, который он ждал еще с начала нашего путешествия, но дождь не прекращался, поэтому оставили эту затею на потом. Навигатор настроила на Казановку, который показал по точки назначения 156 км. Вперед!

13:30. Пересекли Енисей, нам направо на Абакан. (Указатель: Абакан — 96, Саяногорск — 15, направо. )

Незаметно для себя въехали в н.п. Майна, понимаю, что едем по населенному пункту, а знак пропустила. Стали искать колонку, чтобы набрать питьевую воду. Колонка благополучно была найдена и мы поехали дальше.

Проехали Саяногорск по объездной, сразу при въезде навигатор указал «двигаться налево», что мы и сделали. Справа шел высокий бетонный забор, что там, нам не ведомо. Также незаметно выехали на трассу в сторону Беи и поехали по дороге, окруженной справа и слева высокими деревьями.

14:20. Проехали Сабинку. Поворот налево на хорошую трассу. Опять начался дождь, а где-то он превратился в ливень. Слева горы, справа степь. Машин нет, дорога ровная, новая. Алексей спит. Я слушаю новый диск.

Через 15 км проехали р. Бейка (странное название), думаю, почему река так названа, как уже показался указатель «БЕЯ».

За окном очень красивые виды, хоть и пасмурно, но часто делала остановки на то, чтобы сделать фотографии.

В 15 часов дня подъехали к н. п. Бондарево и, не доезжая до него 300 м, дорога круто поворачивает направо, и теперь горы справа, степь — слева.

Едем дальше. Навигатор показывает, что подъезжаем к реке. В ней два рукава: первый побольше, второй поменьше.

Да и правда, впереди мост, фонари справа и слева. Как же называется эта река? Абакан!

Проезжаем, стала ждать второй мост, а его так и не было. Скорее всего, на навигаторе указано подземное русло реки. Интересный случай!

А вот и н. п. Апчинаев. Указатель: Абакан — направо, Ак-Довурак — налево.

Двигаемся направо. Показалась АЗС. Здорово. «Роснефть». Можно воспользоваться дисконтной картой, на ней 3% скидки. Заправилась по 25,6 руб. за 92. Залила 25,5 литра.

Аскиз, подъезжаем к круговому движению, двигаемся налево, на Казановку (на указателе ст. Аскиз). Впереди гора с большими белыми буквами на зеленом ковре: АСКИЗ ХАКАСИЯ. До места навигатор показывает 40 км.

Проезжаем ж/д переезд, справа показывается красивые, манящие горы.

Все ближе и ближе к месту назначения, но я так и не знаю, где находится т/б «КЮГ». Стала уменьшать масштаб на карте навигатора. Точка с Ах-тас имеется, турбаза есть, обрадовалась. Попросила навигатор проложить путь, а он мне проложил только прямую линию, через степь и горы. Что меня, естественно, не устроило.

Увидела мальчишек на дороге, голосовали. Подъехала, они обрадовались. Попросила прощения, подвезти не могу, вся машина забита, но они подсказали, что надо доехать до самой Казановки, а уже после моста направо. Поблагодарила и продолжила движение.

Казановка. После нее сразу за мостом (р. Аскиз) указатель: «Музей направо — 6 км». Едем по проселочной дороге. Народ полупьяненький, спросить не у кого. Едем, пытаемся объехать гору, справа течет река. Хочу обратить ваше внимание, что вначале вы увидите сам музей — несколько юрт, огражденных забором. Когда я их увидела, то обрадовалась, закричала даже: «Приехали!». Мы вышли из машины, собака выбежала за нами следом. Подошли к калитке, открыли, зашли, поплелись до административного корпуса, который находился в самом конце. Кругом никого. Все закрыто. Я в шоке! Здрасьте, приехали.

Рядом за небольшим оврагом паслись коровы, собака с лаем на всю округу, как еще не осипла, уже унеслась к ним. Понимаю, что что-то здесь не так. Ребенок уже плачет, собака не отзывается. Стала его успокаивать, смотрим, а Барон уже около машины стоит и нас ждет. Вот она, черная бестия!!!

Что делать, куда ехать? Опять все тот же вопрос. Вижу, что многие машины проезжают дальше. Садимся, едем дальше.

Господи, мы не доехали каких-то 200 метров, и вот она, турбаза «КЮГ», несколько юрт. Время: 16:30.

Координаты турбазы «КЮГ» (проставляла сама, точка у дороги): N53. 13. 355, E90. 05. 632. (в навигаторе у меня стоят другие координаты).

Остановились, купили двухместную юрту за 1 500 руб. , машину припарковали за забором около юрты. Вещи распаковали, собаку привязали к забору, а сами пошли в гору.

Слева турбаза КЮГ, справа Хакасский республиканский национальный музей заповедник

Время близится к ужину, а мы еще и не обедали. По-быстрому приготовили тушенку с вермишелью и вскипятили чай на газовой горелке.

Немного отдохнули, время еще позволяет, решили пойти туда, ради чего мы приехали в эти края. К стеле Ах-тас. Она находится, оказывается, здесь, рядом, мы ее уже и проехали. При подъезде к музею (юрты, которые мы перепутали с турбазой) стоит плакат и далее за ним, не более 150 м, стоит она, стела «Белый камень».

Ах-Тас

Неподалеку от гостиничного юртового комплекса «Казановки», в окруженной горами живописнейшей долине Кюг (счастье), стоит одинокий гранитный памятник Ах-тас (белый камень). Тысячелетиями Ах-тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад, — помогать людям.

Ах-тас называют целебным камнем. Последние полторы тысячи лет этот камень использовался местным населением для лечения различных болезней. «Врачует» Ах-тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется замеченной здесь геомагнитной аномалией.

Существует легенда, о появлении этого камня.

Старуха (Иней) и старик (Апсах) привели в счастливую долину свой народ — остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар-таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили — подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар-таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть — на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется Апсах-тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика.

Иней очень переживала обиду мужа — отошла чуть в сторонку, присела. . . и тоже обратилась в камень.

Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах-тас, Ах-тас и Иней-тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

Каменная старуха — Иней-тас — покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века «помогала» людям — здесь совершались таг-таиг — обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода. У Иней-тас просили помощи в разных делах. У самого подножья Иней-тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. Из этой коллекции сохранилось всего три фигурки. А сама Иней-тас в самом начале 60-х годов прошлого века была взорвана. Во время войны и в послевоенные годы к Иней-тас вновь стали приходить люди и проводить здесь обряды. Тогдашние идеологи не придумали ничего лучше, кроме как уничтожить культовый памятник. Удивительный храм под открытым небом был разрушен. Говорят, после этого скот в Хакасии стал хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников этого святотатства не закончил свою жизнь благополучно.

А Иней-тас и после «смерти» пользуется особым почитанием. Теперь гора, где стоял камень, называется Иней-паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают «сек-сек», на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла Каменная старуха, повязываются чалама.

Побывавшие здесь в полной мере могут ощутить красоту и силу этого необычного места, где бабушка Иней, даже потеряв прежний облик, вновь помогает своему народу.

Наш путь к Ах-тас лежал через зеленый луг, кое-где виднелись менгири, дорогу нам преградил небольшой ручеек, который мы перешли вброд. Мы шли молча, каждый обдумывал свое желание, ведь стела Ах-тас считается стелой желаний. Думаю, и Барошка бежал перед нами и загадывал. :-)

И вот показался камень. Высота его более 2 метров, возраст — более 3 тысяч лет.

Стела Ах-Тас.

Координаты (проставляла сама): N53. 13. 700, E90. 05. 315

Мы трижды обошли менгир по часовой стрелке, положили гостинец, приложи руки к камню, и загадали желание. Алексей решил немного помедитировать.

То ли камень придал нам безграничные силы, то ли мы полностью отдохнули от длинного пути по югу Хакасии, но Алексей предложил забраться в гору, стоящую прямо за менгирем. Я согласилась. Поднялись мы почти до самой вершины. Только не сделали последний рывок, так как уже темнело и мы были не готовы к такому восхождению, на ногах у нас были сланцы.

Мы приехали на машине справа, на развилке дорог остановились, обошли музей, поехали дальше. Прямо перед развилкой находится плакат и от него тропинка к Ах-тас

Стали подниматься все выше и выше. Я пыталась остановить ребенка и двинуться в обратный путь, но Алексей все шел и шел, он хотел подняться все выше и выше.

Семья Адамс Овчинниковых.

Вид на долину Кюг.

Около 10 вечера вернулись на турбазу. Сходили в душ. Необходимо заранее включить нагреватели воды. Также за территорией базы находится баня. Было странным, что свободных юрт не было, хотя из машин была только наша. Оказывается, сегодня сюда приехали люди (они из разных городов России). Они являются участниками тур-семинара «Посвящение в шаманизм». Познакомилась с молодым человеком. Он мне и поведал, что в прошлом году семинар проходил на Алтае, в этом году здесь, в Хакасии. Десять дней они жили на турбазе «Кубайка». И вот сегодня приехали в КЮГ, на заключительный день семинара. Было видно, как они разводят костер, большой казан стоит на треноге.

Стали укладываться спать. В юрте было холодновато, но очень теплые одеяла согревали и не давали замерзнуть. Только утром я обнаружила, что в юрте есть обогреватели: белые панели с электрическим проводом.

Уже стемнело, вышла на улицу проведать нашу собаку. Смотрю, три женщины, одетые по походному: с рюкзаками, пакетами, спальными ковриками, перелезают через ограду базы и выходят на проселочную дорогу. Думаю, куда это они так поздно? До Казановки более 6 км, а до ж/д станции и того больше. Пока я размышляла и терялась в догадках, они стали подниматься в гору, пока я их не потеряла из виду.

Спала плохо, о чем-то все думала. А тут собака залаяла. Вижу, промелькнули лучи света. Вышла, огляделась, никого. Подняла глаза.

Боже!!! Какие звезды. Большие. Яркие. Всё небо усыпано звездами, виден Млечный Путь. Разбудила Алексея. Вывела сонного на улицу. Вместе поглазели и пошли спать. Ночь была холодной. Скорее хотелось спрятаться под теплое одеяло.

Потом еще просыпалась. Уже было около 6 утра. Вышла на улицу. Смотрю, костер уже потух, а знакомый молодой человек колдует над ним.

Подошла, он мне предложил суп из баранины. Не отказалась. Спросила про женщин. Оказывается, что прямо перед турбазой находится женская гора, а напротив (через реку) — мужская. Этой ночью женщины ходили «шаманить» — вернулись ночью, свет от их фонариков и разбудил собаку и меня. Мужчины должны были вернуться с минуты на минуту.

Так и есть. Пятеро мужчин вышли из-за оврага и направились в нашу сторону. У одного из них был большой шаманский бубен. Они были уставшими, но очень счастливыми. Вышла из юрты настоятельница и поприветствовала их, обнимая каждого.

Я пошла досыпать.

Итог дня: пройдено 218 км, время в пути — 3 часа 55 минут.

Карта движения: Шушенское — КЮГ.

КЮГ — Улух-тас

Проснулись около 8 утра. Позавтракали, вскипятив чай на горелке, уложили в машину стол и стулья, и стали собираться в дорогу.

Посмотрела по карте и решила, что неплохо бы посетить Сафроновский могильник, так как он почти рядом, если напрямую, то не более 30 километров, на карте есть дорога.

Сафроновский могильник — самый экзотический и живописный курганный могильник Хакасии. На его курганном поле расположено 50 курганов.
Но особое внимание из них привлекают всего четыре, они окружены камнями причудливой формы, высота которых достигает почти 7 метров. Возраст могильника около 2,5 тысяч лет. Все камни покрыты рисунками. Здесь 564 изображения.

Большая часть имеет отношения к шаманской культуре. На них изображены магические знаки, космические символы, фигуры людей и зверей, многие родовые знаки — тамги. Считается что эти рисунки так называемая энциклопедия сибирского шаманизма и, безусловно, этот могильник представляет собой ценнейший объект мирового культурного наследия.

9:30 утра (понедельник, 11 июля 2011 года). Указала на навигаторе Сафронов, он мне показал что-то около 74 км, стала смотреть, навигатор предлагает ехать в объезд, делая букву П, то есть вернуться на трассу Абакан — Ак-Довурак, далее на Полтаков, а потом уже на Сафронов.

Выехали на Казановку, проезжая Верх. Аскиз, увидели указатель: «Кызлас 15, направо». Очень хотелось поехать туда, да и навигатор показывает, что есть там дорога и она идет прямо до д. Сафронов. Смотрю, мужчина и женщина делают замеры дороги, спросила у них, они мне не посоветовали ехать этой дорогой, посмотрев на клиренс. Вздохнула и поехала на Аскиз.

Справа идет железная дорога, машинист электропоезда помахал мне рукой, и я ему. :-)

Выехали на трассу, проехали Аскиз, АЗС «Роснефть», на которой заправлялись вчера, указатель на Бондарево и Бею, откуда мы приехали вчера, и поехали дальше в сторону Полтакова.

Но до Полтакова мы так и не доехали.

Едем, себе едем, Алексей опять смотрит «Аватара. Повелитель стихий», я смотрю на указатели.

Проехали Апчинаев, Бельтырский. Дорога пустая, держу скорость 120 км/ч.

Проехали знак населенного пункта «Анхаков». И вдруг вижу стеклянную юрту. Я глазам своим не поверила. Почему она здесь? Ведь я предполагала, что она находится где-то в районе Таштыпа. Вот так я читаю, порой, отзывы.

От Анхаков ровно 1 км в сторону Ак-Довурак.

Остановилась, развернулась. Я очень хотела посетить Улуг-Хуртуях-Тас.

Время: 10 часов 40 минут.

Улуг-Хуртуях-Тас

Каменному изваянию 4,5 тысяч лет и находится оно в центре 35-километрового Аскизского могильника, самого длинного в Европе. Исследователи пришли к выводу, что излучение, идущее от стелы, не электрическое, не радиоактивное и не магнитное. Почти полвека «каменная баба» находилась в республиканском краеведческом музее. Совет старейшин хакасских родов добился возвращения памятника на его исконное место.

Для него возвели стеклянную юрту, где в течение всего года поддерживается особый температурный режим. Ежегодно Хуртуях-Тас посещают тысячи туристов, а сторонники традиционных хакасских верований проводят у изваяния обряды: она считается защитницей материнства, помощницей беременных и бездетных. В переводе "Улус-Хуртуях-Тас" значит «большая каменная старуха», с грубо выбитым лицом, выпуклым животом и грудью.

Этого идола в женском обличье бездетные женщины молят о появлении детей. С незапамятных времен обитатели степей с поклоном подходили к «каменной старухе», и молили исцелить от бесплодия. Женщины, отправляющиеся на поклон к хакасской Божьей матери, уверены, что она им поможет.

По преданию, изваяние обладает особой исцеляющей силой для бесплодных женщин, а по свидетельству очевидцев, обращения к чудесной реликвии приносили порой гораздо больше пользы, чем лечение у специалистов. «Хуртуях-Тас» входит в тройку самых посещаемых музеев Хакасии.

Он внесен в список мирового художественного наследия ЮНЕСКО.

Зашли на территорию музея. Несколько юрт. Стали искать административную юрту. Вот она. Зашли. Купили билет за 40 руб. и разрешение на использование фотоаппарата (50 руб. ) Фотографировать можно всё, кроме самой Хуртуях-Тас.

Координаты музея (точка у дороги, проставляла сама): N53. 00. 971, E90. 19. 436

Вот что нам поведала экскурсовод.

«Улух-тас означает в переводе Великая каменная матерь. Внешним видом напоминает женщину: глаза, нос, рот. У нее очень волевые скулы и подбородок, что говорит, что это очень сильная и могучая женщина. Она в лисьей шапке — женская шапка особого покроя. И она беременна.

У хакасов вера шаманизм, а в шаманизме три мира — верхний, средний и нижний. В среднем мире — что мы верит хозяевам гор, рек, тайги, огня (подкармливаем огонь, обряды у нас такие). Верхняя часть — космос, связь с космосом. Круглешки — это солнце, луна. Примерно здесь находится молочное озеро младенцев, где новорожденные едва рождаются, спускаются по рекам жизни, вот это реки жизни на землю.

Средний мир — две полосочки поперек, наш физический мир, вот он какой коротенький и за это время нам необходимо построить дом, воспитать сына и посадить дерево. Вся остальная часть — нижний мир. В нижнем мире душа человека умершего доходит до колыбели мира, который находится внизу. Если у человека при жизни было много грехов, он тысячелетиями доходит до колыбели мира.

В колыбели мире душа человека попадает в руки матери Умай, хранительнице младенцев и новорожденных. Мать Умай переносит души в молочное озеро младенцев и рождается новый человек. Вот так хакасы видели бесконечность жизни».

После экскурсии обошли юрты, зашли в одну из них, увидели как жили древние хакасы, купила амулет Торгажак (хранитель дома, домашнего очага).

Еще раз подошла к стеклянной юрте, чтобы совершить обряд, дверь была открыта, вот почему я смогла сфотографировать Хуртуях-Тас (в самой юрте фотографирование запрещено). Положила амулет Торкажак около стелы, обошла ее 3 раза по часовой стрелке, положила гостинец, поднесла ладони как можно ближе к камню и загадала желание.

Улуг-Хуртуях-Тас.

Место для проведения шаманских обрядов.

Итог: пройдено 59 км, время в пути — 1 час 10 минут.

Улух-Тас — Бородинские пещеры

Не знаю, правильно ли я сделала, но на Сафроновские могильники решила не ехать, вспомнила отзыв северчанина, в котором он писал, что не мог долго найти дорогу у Сафронова, чтобы ближе подъехать к могильниуц, а потом трижды шел дождь и не давал ему выйти из машины. Поэтому после посещения Улух-Тас, проведения обряда, решила ехать в Бородинские пещеры.

11:30. Настроила навигатор на Бородино, до места 173 км. Поехали в сторону Абакана.

Проехали указатель на Бельтырское (3,5 км направо), въехали в Аскиз. Навигатор повел по городу. Тихий городок. Он мне понравился. Проезжали привокзальную площадь, видели фонтан, красивые аллеи, парки для отдыха. А вот и корова, хозяйка, переходит дорогу.

Отель Советский. Еще много вещей в Хакасии напоминают о временах СССР (позднее у какого-то населенного пункта встретили большой, метра в три, знак серпа и молота)

Опять выехали на ровную дорогу, уходящую в горизонт, скорость можно развивать до 120 км/ч, цифры на указателях до Абакана все уменьшаются. За окном виды, которые заставляют доставать фотоаппарат.

Съезд Томужаков. АЗС. 92 по 25. 7 руб. Вижу, что собака уже еле дышит, заехали на заправку только для того, чтобы налить воды и дать попить собаке. Но не тут-то было. Откуда-то выбежали две, на вид бездомные, собаки, и трапеза быстро свернулась, Барон, похоже, так и не прикоснулся к воде.

Едем по дороге, справа и слева тополя, которые оттеняют трассу. Желательно встретить какой-нибудь магазин, чтобы купить молока, яблок, огурцов.

Указатель: «Трояков — 2 направо». Желание потратить еще 1 500 руб. на ночлег отсутствует полностью. Планировала ведь бюджетную поездку.

Озеро сразу после указателя на Сафьянов (3 км направо). Уточки купаются. Разъяснивается.

12:40. Пройдено 93 км. Указатель: «Абакан 20 — прямо, Сорск 105 — налево». Навигатор просит повернуть налево. Налево, так налево.

Вскоре подъезжаем в ж/д переезду. Шлагбаум закрыт. Впереди машина, перевозящая хрюшек. Солнце, пахнет цветами. Простор. Необъяснимые ощущения. Понимаешь, что, живя в городе, ты все дальше и дальше отдаляешься от природы, от земли. Живешь в железобетонных стенах и становишься сам непробиваемым.

Стараюсь дышать полной грудью, чтобы как можно больше впитать этого аромата и настоящей жизни.

Сразу после переезда поворачиваем направо, на Абакан (Сорск — налево), проезжаем Ташебу, двигаемся по указателям на Абакан, потом на Красноярск.

На въезде в город нас встретила стела «Лора» — символ Хакасии: женщина в приветственном порыве, с чашей в правой руке.

Автор работы красноярский скульптор А. Д. Давыдов. Своё неофициальное название стела получила по имени Ларисы Ивановны Орешковой, бывшего секретаря горкома КПСС. Портретного сходства в скульптуре нет, просто Орешкова активно помогала скульптору в создании монумента.

Едем дальше, по указателям на Красноярск. Вижу, справа у автострады стоят лотки с фруктами. Остановились, купили по небольшому ведру яблок, груш, слив, абрикосов. Небольшое ведро — 100 руб.

Поехали дальше. Дорога на 5+. Две полосы в одну сторону. Еду, радуюсь. Оба-на! Из двух полос стала одна, и я уже еду по встречке. Благо вовремя заметила, так как идет подъем в гору, и кто там впереди, не известно. До места навигатор показывает 44 км.

А вот и указатель: «Бородино налево, через 300 м». Время: 13:45. Пройдено 168 км. Еще один указатель: «Бородино 8, Красноярск 362». Поворачиваем.

Через 5 минут мы на месте. Справа у дороги стоят большие буквы: БОРОДИНО. Остановилась. Что делать дальше? Навигатор показывает, что пещеры где-то недалеко справа. Но вот где съезд, я не знаю. Спросить не у кого.

Вспомнила, что надо ехать на Толчею. Так и сделала. Сразу за Бородино асфальт сменился гравийкой. Не доезжая до деревни, опять останавливаюсь. Решаю поизучать свои записи. Мимо проезжает молодой человек на мотоцикле, смотрит в нашу сторону, едет дальше. Тут и я стартую, так ничего и не найдя. Мотоциклист останавливается, я притормаживаю около него и спрашиваю, как добраться до бородинских пещер. «Да вам надо ехать до Толчеи, а там спросить у местных». Развернулся и уехал обратно. Большое ему спасибо, что не оставил меня без внимания.

Поехала на Толчею (от Бородино до Толчеи 5,2 км). Проехали мост, въехали в деревню. Спросила у женщины про пещеры, она, увы, ничего не знает. Если смотреть по навигатору, то Бородинская пещера должны быть где-то справа между д. Толчея и д. Бородино. Поэтому еду вдоль деревни.

Остановилась еще раз. Идет девушка. Спрашиваю у нее. Она любезно откликнулась на мою просьбу, но направляет меня совсем в другую сторону.

Как добраться от Толчеи до Бородинской пещеры?

(5,5 км от деревни)

При въезде в деревню, повернуть налево на первом перекрестке, наша задача выехать за пределы деревни. Сразу за деревней будет разрушенное здание, его оставляем справа, и двигаемся по направлению к разрушенной бетонной 2-3 этажной стене (1 000 м от деревни), выезжаем на проселочную дорогу, еще через 2 500 м на развилке берем влево, подъезжаем к горе и пытаемся ее обогнуть. Это займет еще 2 000 м.

Когда мы ехали, то увидели тропинку, ведущую вверх. Я обрадовалась, закричав: «Нашли!». Мы вышли, оделись потеплее, и пошли вверх. Но тропинка нас вывела к очень опасному месту, не ходите туда, неожиданно около деревьев показалась черная дыра, диаметром в 1 м. Как я не светила фонариком, дна я не видела.

Огорченные, мы вернулись к машине. Решила сделать перевал. Достала свои записи и стала более подробно их читать. Что же я сделала не так? Сижу, читаю, разложила бумаги повсюду, как подъезжает к нам машина 24 региона, из окна выглядывает девушка и спрашивает: «А где здесь Бородинская пещера?». От радости, что мы не одни, я подскочила на месте: «Не знаем. Давайте искать пещеру вместе!».

Это наш первый «перевал».

Долго рассказывать, но мы не доехали до пещеры каких-то 200 м. Девушка была здесь семь лет назад, и как-то приблизительно помнила, что это здесь, рядом.

Это наш второй перевал (в 200 м от первого).

А это дорога, ведущая к пещере. Если у вас 4WD и высокий клиренс, то можно смело доехать до самой пещеры, нам же пришлось топать около 1 км.

Бородинская пещера (ее еще называют Сталактитовой — как она и значится в картах навигатора) N54. 03. 030, E90. 59. 913

Молодые люди уже уехали, а мы еще раз оделись потеплее, взяли с собой лыжные палочки и пошли по тропе. Алексей очень устал, начал поднывать, а с ним и собака, но я уверенно шла вперед. И вот она!!!

Пещера «Бородинская» была открыта в 1969 году. Её называют сталактитовое чудо. Впервые в Сибири там был найден пещерный жемчуг. Пещера оказалась легкодоступна, поэтому быстро стала самой посещаемой. Всех манила великолепная натёчка, огромные объёмы и древний ледник. Но в погоне за прибылью, на входе возвели стену, нарушив циркуляцию воздуха.

Ледник стаял, значительно сократилась популяция летучих мышей. Стена была разрушена, но поздно. И только сейчас, спустя десятилетия, в пещере можно увидеть ледяные сталагмиты. Иногда встречается «крылатый ушан» — редчайший вид летучих мышей. Большое разнообразие натёчных образований в гроте «грандиозный», самая большая в Сибири пагода, «драпировка» на своде, сталагмит «останкинская башня», «древнеиндийский храм» и многое другое — это то, что стоит увидеть своими глазами. По сложности пещера некатегорийная, но требует строгой охраны.

Экскурсионная программа предусматривает посещение основной части пещеры, которая в должной степени позволит ознакомиться с красотами подземного мира.

Бородинская пещера расположена в массиве известняков и доломитов кембрийского возраста на Батеневском кряже. Состоит из системы крупных гротов, соединенных галереями. Пещера интересна своими натечными образованиями. Здесь находится самый крупный в Сибири сталагмит Верхняя пагода высотой около 5 м и диаметром у основания до 1,5 м. Он стоит в окружении группы менее крупных сталагмитов, пышно разукрашенных кальцитовыми цветами и кустиками. Зимой на стенах пещеры вырастают булавы ледяных сталагмитов.

Один из гротов является пещерным заповедником. В нем масса разнообразных растущих сталагмитов, сталактитов, колонн и настенных наростов. В другом гроте стены и потолок покрыты гроздьевидными и древовидными натеками редкостной красоты. По величине залов и их красоте Бородинская пещера не имеет себе равных в Сибири. Глубина ее — 60 м.

Пещера находится в 6 км северо-западнее пос. Толчея , в отрогах гряды Азыртал . До пещеры можно доехать по грунтовой дороге , идущей вдоль гряды на запад , с поворотом в логу на северо-запад за воклюзом , дающим начало р. Биджа .

Вход представляет собой устье колодца в скале, сложенной археацитовым известняком нижнего кембрия. Размеры колодца 5 на 4 метра , глубина 5м. Внизу он расширяется в наклонный грот. Пещера оборудована каскадом устойчивых (уже не очень) металлических лестниц (три пролета).

Пещера представляет собой почти горизонтальную галерею, соединяющую три магистральных грота. Самый крупный из них — Грандиозный — имеет размеры 60 на 135 м и высоту до 20 м . Из этого и конечного гротов имеются ответвления верхнего этажа , местами есть лазы под основные галереи .

Имеется соединение между гротом Сухого Дерева и ходом Встречным. Поэтому в пещере имеется хороший кольцевой обзорный маршрут.

Морфологический тип пещеры — гротово-галерейный .

Длина ходов 1120 м, глубина 60, площадь 20500 кв. м, объем 120000 куб. м.

В пещере наблюдаются разнообразные виды отложений гравитационные глыбовые, остаточные глинистые и натечные. Во входном гроте до строительства стены была наледь. Натечные образования весьма распространены, представлены разнообразными сталактитами, сталагмитами, корами , драпировками , колоннами . В срезах крупные натечные формы имеют красивый коричневатый рисунок (мраморный оникс). Они использовались в последней четверти XX в для изготовления сувениров.

Пещера является памятником природы.

(Источник: http://vershina-tour.narod.ru/p39.htm)

Вход в Бородинскую пещеру представляет собой колодец, вытянутый в юго-восточном направлении. Юго-западная стена колодца самая низкая, она заканчивается ровной площадкой. Отсюда туристы спускаются в колодец, до дна которого 7 м. Спуск осуществляется по металлическим ступеням.

Колодец выводит в Световой грот высотой до 5,5 м и длиной до 12 м. Дно грота засыпано землей с глыбами известняка, оно полого понижается вглубь пещеры. Оттуда тянет холодом, стены постепенно растворяются во мраке. Слышен шум ветра, проносящегося над пещерой, звон капели сочащейся по трещинам воды.

Постепенно земля и глыбы донных отложений сменяются наплывом многолетнего пещерного льда. Здесь надо соблюдать осторожность: можно поскользнуться, упасть и быть сброшенным по крутому склону ледопада на глубину 11м. Но, двигаясь у юго-западной стены пещеры, можно обойти ледопад, по осыпи и кореннику с помощью веревки спуститься к основанию ледопада, отсюда открывается впечатляющий вид ледяного обрыва, тускло мерцающего в дневном свете, струящемся через входной колодец.

От конца ледопада тянется щебенистая осыпь наклонной галереи. Она постепенно расширяется (с 5 до 9 м), одновременно возрастает высота хода (от 4 до 8 м). Длина осыпи около 30 м. Затем дно галереи выполаживается. Его покрывают глыбы известняка, обломки натечных образований. Сечение пещеры здесь клиновидное, острием кверху. Юго-западная стена галереи крутонаклонная. Она покрыта натёчной коркой со столбовидными наростами сталагмитов.

В 40 м от конца осыпи потолок галереи резко снижается, оставляя проход высотой около 1,5 м. Видно, что порода причудливо изъедена растворением и покрыта бахромой шаровидных натеков (клустеритов). Создается впечатление раскрытой пасти дракона.

Сразу же за перемычкой расположен громадный сталагмит «Нижняя Пагода». Высота его от основания осыпи 2,5 м, толщина до 1,5 м. Глыбы, на которых растет этот сталагмит, покрыты каскадом натечного наплыва. Все вместе взятое образует великолепный «архитектурный ансамбль», созданный природой.

От «Нижней Пагоды» начинается обширный Храмовый грот, ширина которого 20–22 м, высота 10–12 м, иногда до 18 м и длина 70 м. Дно грота покрыто глыбами известняка с растущими колоннами сталагмитов. Много обломков натечных образований, обрушившихся со стен. На потолке в луче света специального фонаря, дающего мощный поток света, проглядываются заросли сталактитов-капельников. Кое-где чернеют комочки спящих (головой вниз) летучих мышей. Юго-западная стена грота на всю высоту покрыта красивой натечной драпировкой с наростами причудливо украшенных сталагмитов. Всё это создает впечатление убранства фантастического подземного храма.

Незабываемое впечатление остается от колоссального сталагмита «Верхняя Пагода» высотой около 5 м и диаметром у основания около 1,5 м. Он растет на выступе покрытой ковром натёчных образований наклонной стене в окружении небольших сталагмитов разнообразных форм и размеров.

Северо-западная стена грота почти лишена натечных отложений и малопривлекательна.

Направление Храмового грота постепенно изменяется с юго-восточного на восточное. Вблизи его конца возвышается на 2,2 м бесформенная масса сложного полуразрушенного сталагмита. За ним характер пещеры резко изменяется. Натечные образования у южной стены становятся немногочисленными, они прячутся в нишах, свисают с потока.

Начинается огромная каменная насыпь, поднимающаяся к северной стане пещеры, эта насыпь — характерная черта самого крупного зала сибирских пещер — грота «Грандиозный». Ширина пещеры здесь 40–50 м, высота достигает 18–20 м. Длина грота 160 м. Дно грота понижается на юго-восток, сравнительно полого у южной стены и круто — у северной. На глыбах из капающей с потолка воды отлагается кальцит, образуя причудливые миниатюрные кустовидные и коралловидные наросты, сверкающие капельками влаги. Зимой в этом месте вырастают ледяные надолбы-сталагмиты, а с потока свисают прозрачные нити ледяных сталактитов.

Ледяные отложения прибавляют пещере убранства, в свете электрических фонарей они выглядят очень эффективно. Грот «Грандиозный» поражает своей масштабностью, а причудливые нагромождения каменных глыб, некоторые из которых в рост человека, придают ему особый суровый колорит. В гроте множество небольших по размерам натеков, разнообразию форм которых не перестаешь удивляться. Встречаются летучие мыши, висящие в одиночку или группами по 2–3.

Особенно интересна северная стена грота «Грандиозного», сияющая белизной натечной драпировки, убранная сталагмитами, натечными гребнями и др. формами. Среди них расположен конус выноса бурокрасной вязкой глины, поступающей из камина в стене грота.

В месте заворота грота «Грандиозный» на юго-восток на высоте 1,8м от пола расположено узкое отверстие, выводящее в узкий лаз «Ползунок», по которому нужно проползти 20 м, чтобы попасть в грот «Ожидания». Из него по глыбовой осыпи можно спуститься в грот «Дальний». В этом гроте имеются отколовшиеся от потолка глыбы известняка весом в сотни тонн каждая. В верхних частях обоих указанных гротов имеются ответвления, выводящие в небольшие залы верхнего этажа пещеры. Из них особенно красив грот «Жанны», поражающий обилием и разнообразием натечных форм кальцита.

Повернув на юго-восток по осыпи грота «Грандиозный» или двигаясь вниз вдоль подошвы осыпи, можно выйти в дальнейший юго-восточный конец грота. Здесь относительно ровная площадка, покрытая мелким сероземом с выступающими глыбами известняка.

Отсюда пещера несколько сужается, а потолок её нависает так низко, что около 30 м приходится двигаться нагнувшись, пробираясь с глыбы на глыбу (ход «Поклонов»). Но постепенно ход становится более высоким и выходит в грот «Блужданий». Высота его 8–13 м, ширина 25 м, длина 65 м. В северной части грота Блужданий находится крутой скользкий подъем по покрытой глиной наклонной стене, который завершается отвесом высотой 3 м.

(Источник: http://travels-19rus.ru/index/borodinskaja_peshhera/0-16)

Вход в «Бородинскую» пещеру.

Мы стали спускаться. Очень шаткая железная подвесная лестница. Кое-где отсутствуют уже ступени. Потом еще одна лестница, уже за бетонной стеной с надписью «Бородинская пещера».

Холода не ощущалось, но пар не давал делать хорошие снимки.

Спускаясь еще ниже, мы увидели светящуюся фигурку на стене.

Пусть меня поправят, но мне кажется, это и есть ледниковая натечка. Она блестит и переливается под лучами света. Очень красиво!

Алексей нашел кусок сталагмита, мы решили его взять с собой.

Может быть это и есть «пасть дракона»?

Немыслимые наросты, нет двух одинаковых, как нет двух одинаковых отпечатков пальцев.

Сталагмит «Нижняя Пагода».

Это конечная точка нашего похода по пещере, далее, я подумала, одним идти опасно.

Небольшой грот уже почти около самого выхода из пещеры.

Маршрут: Толчея — Бородинская (Сталактитовая) пещера.

Собака все это время сидела, привязанная к лестнице, и то скулила, то лаяла. Мы ей иногда подавали голоса из глубины.

В три часа дня мы вышли на открытый воздух, были несказанно счастливы, что наша поездка увенчалась успехом. Мысленно мы поблагодарили горы, которые приоткрыли нам свои тайны, поблагодарили людей, которые нам помогли найти пещеру. И низко поклонились всем.

Вернулись к машине, немного отдохнули, и поехали в Толчею, где набрали колодезной воды.

Итог: 182 км пройдено, время в пути — 2 часа 50 минут. 50 минут мы искали пещеру, 60 минут мы бродили по ней.

Маршрут: Улух-Тас — Бородинская пещера.

Бородинская пещера — Салбыкский курган

Куда ехать дальше? На сегодня уже было много приключений, хотелось найти место для ночлега.

Задала на навигаторе «кемпинг» ближайший. До него оказалось 67 км. Здорово. Можно ехать. Оказывается нам надо выехать на трассу М-54, то есть вернуться назад, повернуть на дорогу на Сорск, и где-то там и есть ночлег.

От Толчеи навигатор показал 22 км до М54. Едем.

Через полчаса уже повернуди с М-54 на Сорск. Проехали Ковыльное, начал накрапывать дождик. Сами едем в объятия ненастья. Но греет душу то, что там есть ночлег.

Биджа (на карте Вершино-Биджа), а далее указатель «Салбыкский курган — 35». И нам в эту же сторону и до кемпинга 37 км. Вот бы это все было рядом. Не доезжая до кемпинга километров 5-6, видим указатель.

Но нам туда не надо. Мы хотим определить место ночлега, да еще и дождик идет. На курган мы сможем и завтра приехать.

Пилим дальше в сторону Сорска. Вот уже на навигаторе пишется 1,0 км до места, 800 м, 500 м, а я ничего не вижу. Вот уже и 100 м, и 0!!! Но рядом ничего.

Да, только три навеса с острыми крышами и надписью «ЗОНА ОТДЫХА».

И ради этого мы ехали 67 км?! Приехали!!! :-)

Решили тогда заехать на курган, что время зря терять, завтра может быть дорога буде непроходимой, если вот вот дождик перейдет в дождь, а там и в ливень.

Развернулись и поехали на Салбыкский курган.

Салбыкский курган (по степи я ехала 5,8 км)

Огромный Салбыкский курган, ориентировочно ему 3 тысячи лет, предположительно гораздо больше: двадцать три камня в два-три человеческих роста расставлены по периметру прямоугольника, посреди просторной хакасской степи, все камни объединены ровно проложенными перекладинами и подчинены строгой заданности положения, в то же время они возникают перед взором будто бы невзначай, поражая воображение не размерами, а состоянием свободы и спокойствия, заключающимися в них.

Когда-то он был сооружен над могилой знатной семьи тагарского племени и раскопан археологами в 1954-56 г. г. Он имел окружность 0,5 км и высоту 11,5 м, а вес вертикально стоящих камней достигает 60 тонн. Описать это зрелище трудно, кажется, что ты попал на другую планету. Говорят, именно здесь современные шаманы черпают энергетическую силу. На кургане обязательно надо загадать желание, а чтобы оно сбылось, надо обойти раскопки по внутреннему кругу, держась максимально близко к громадным камням, а потом подержать сложенные ладони в расщелине последнего камня, камня женского начала, (к сожалению, теперь это не возможно по причине того, что одна половина камня упала на землю).

Для интересующихся даю сокращенную информацию по Салбыкскому кургану.

1. Камень рождения жизни.
2. Kамень преподношения даров во имя сохранения рода, племени. Синхронен с полуденным солнцем.
3. Камень Любви.
4. Камень сна. Охраняет вход в царство мёртвых. Позже — камень сновидений.
5. Изначально камень молитвы Солнцу. Позже камень жертвоприношений. Камень смерти.
6. Камень — туннель, препроводящий души усопших в небесные слои для обучения жизнесозерцанию.
7. Камень восприятия. Kамень связи с другими мирами. Также, камень — хранитель времени.
8. Камень задумчивости, камень предвидения. Kамень общения с усопшими.
9. Камень погружения в неизвестность. Kамень — чёрная дыра. Молитвенный камень.
10. Камень встреч, камень венчаний, камень — синхронизатор полярности (не путать с камнем Любви).
11. Камень приобретения мудрости
12. Камень со структурой алмазной скрижали внутри, целостной и сохраненный как живой набор качеств.
13. Камень мыслесозерцания, духосозерцания, чувственного созерцания; совмещает в себе три вышеуказанные. Также в камне находится сохранённая информация о структуре изумрудной скрижали как полноценно воспроизведённая энергосистема.
14. Камень замысла, камень осмысления, камень осознания. Позже камень потери и приобретения равновесия.
15. Камень благодарения. Камень жизнепорождения.
16. Камень, взобравшись на вершину которого люди получали благословение неба.
Камень обращения к Богу
17-18. --- 19-20. < Врата Жизни,>
21. Камень повторения цикла Жизни, камень повторения цикла смерти. Камень слышания. Также камень чувствования. Также камень доброй, удачной дороги. Камень охраняющий путников.
22. Камень потерянности и одновременно камень наполненности. Камень опустошенности и одновременно камень нахождения выхода. Камень искания оптимального пути.
23. Камень завершения жизненного пути.
1-23. Врата, через которые проходили идущие на ритуал посвящения.
12-13. Врата, через которые входили посвящённые и "жрецы" хакасского народа.
Примечания: «жрецы» и «посвящённые» — термины приблизительные так как в древней Хакасии не было системы «избранных».
17-19. Врата Жизни — Звёздные Врата для души, направляющейся из существования духовного в существование физическое.
18-20. Врата Смерти, они предназначены для души, уходящей из тела, направляющейся в мир духовный.

Многие говорят, что вся эта эзотерика и энергетика Салбыкского кургана высосана из пальца и на самом деле там ничего нет. Я не соглашусь. Все мои впечатления говорят об обратном, весь комплекс кургана действительно сделан как синхронизатор энергии, биологической или какой-то еще, в принципе не важно. После посещения чувствуешь себя умиротворенным и успокоенным.

(Источник: http://tenderwind.narod.ru/salbik.htm)

Вернулись к указателю на курган, повернули направо, выехали на проселочную дорогу и стали держаться более утрамбованной. Один раз даже думали, что приехали, был курган, были камни, но что-то подсказывало, что это не тот курган. Проехали-то мы не более 1,5 км, а надо около 5 км.

Едем дальше, дождик не прекращается. Уже думаю, что заблудилась, выйти на свежий воздух и посмотреть вокруг — не лучший способ, ничего не видно — моросит. Понимаю, что мы едем по ДОЛИНЕ ЦАРЕЙ!

И только следуя желанию увидеть это НЕЧТО, что считается гордостью Хакасии, я продолжала путь по степи. И была вознаграждена.

Подъехали мы к кургану с правой стороны, стали объезжать, стрелочкой указано, где находится бесплатная автостоянка.

Подъехали, машин нет.

Что могу сказать? Величественность, грандиозность, не зря ехали, хоть и случайно попали. Но как говорят, нет ничего случайного.

Навстречу нам вышел смотритель и его верная помощница.

Он пригласил к себе в юрту, где мы и спрятались от дождя. Спросила у него, не знает ли он, где можно переночевать. А здесь и оставайтесь, услышала я в ответ. Если не в этой юрте, то у меня есть другая, но там живет ласточка. На прошлой недели здесь останавливались 20 туристов, в юрте и заночевали.

Я стала думать. Честно скажу, не думала о таком ночлеге. Да и собака у нас, уж больно воинственная. Маленькая, но Моська. Любит лаять на Слона.

Стали обходить курган. Алексей стал собирать пирамидки — пирамидки желаний. Курган очень большой, как я не пыталась, но даже панорама не давала хорошего результата.

Это Алешино желание.

Это моё, что с зеленым камешком наверху.

Женский камень в юбочке и киська .

По словам смотрителя, если к нему прикоснуться, то женщину ждет счастье :-) А уж если привязать ленточку...

Пока мы бродили по кургану, смотрителю позвонил директор и сказал, что скоро прибудет автобус с туристами и они, скорее всего, останутся здесь на ночлег.

Я спросила про ночлег в районе Сорска, есть ли там какие-нибудь турбазы, но смотритель мне посоветовал туда не ехать, там ничего нет, тупиковая дорога, лучше ехать на М-54 и уже смотреть по обстановке.

Всё что ни делается, всё к лучшему! Вот девиз, по которому я живу.

Решила ехать в сторону Шира, которая ближе к турбазе «Томичка», что близ дер. Ефремкино, где мы и хотели провести несколько дней, а оттуда уже выбираться к другим достопримечательностям Хакасии.

Итог: пройдено 88 км, время в пути — 1 час 20 минут.

Маршрут: Бородинская пещера — Салбыкский курган.

Сейчас просматриваю очерки других людей, нашла, что до Бородинской пещеры есть ещё и другой путь: через Вершино-Биджу. Да, я видела, что от пещеры уходит тропинка влево, но не стала изучать ее более подробно. А то бы сократили маршрут… (См. http://foto.crazys.info/2008/10/09/xakasiya_chast_2_borodinskaya_peshhera.html)

Салбыкский курган — оз. Власьево

18:15. Надо ехать дальше. На навигаторе указала Шира. До места — 176 км. По знакомой дороге всегда ехать проще. Можно даже сказать, быстрее.

Вот уже и на трассу М54 выехали, проехали сверток на Бородино (час пути). Намотали около 150 км, вот такой мы кружок дали, а что?

«Бешеной собаке 100 верст — не круг!» :-). Навигатор сбойнул, до Ефремкино он написал сбой программы, поэтому и точку конечную указала — Шира. До поворота на Шира 132 км. Много фур. Обгон запрещен, едем дальше. Скорость 120 км/ч. Идем в потоке.

Через 20 минут, не доезжая н. п. Знаменка, поворот на Шира налево. Блин, чуть не задавила корову, едем дальше.

Проехали Верх-Ерба. Блин, чуть не задавила теленочка, стоит себе, радость, не двигается, задумался. Вот что значит гнать под 110 км/ч. Теперь я понимаю, почему у нас ограничение скорости в 90! :-) Указателя на то, что тут возможен переход домашнего рогатого скота — увы, нет.

Уже 20:00. Надо где-то останавливаться, боюсь, что до Ефремкино уже не доеду. Устала очень. Очки анти-фары — это вещь. Глаза не устают. Только общая усталость организма и тела.

Вижу, озеро на горизонте.

И палатки вдоль берега стоят. Решение созрело сразу же. «Алексей, здесь и переночуем!» А что за озеро-то?

А-а, понятно! Указатель: «Власьево». Озеро Власьево. Озеро от дороги отделяют 3-4 ряда деревьев, что есть гуд, шум трассы слышен едва-едва.

Перед тем, как начинаются деревья, есть дорога к озеру, но надо сразу двигаться к самой воде и уже вдоль берега искать хорошее место. Мы повернули вначале выше, сразу, как деревья закончились, пришлось давать еще один круг.

20:15. Паркуемся, тормозим, отдыхаем.

Алексей увидел, что народ рыбачит. Попросил удочку. Упросил у мужчин червячков, но ничего на них не поймал. Нашли кузнечика, я ему его насадила. Поймали, но Барона. Собака — дура: бегала то в воду, то по берегу, все крючок ловила и словила на свою голову. Потом громко так скулила. Пока я искала нож, чтобы обрезать леску, крючок сам куда-то делся, собака успокоилась, но теперь заплакал ребенок, так как рыбалке пришел конец. :-)

Пока еще все счастливы!

Закат на озере Власьево.

Озеро Власьево находится в восточной части Ширинского района, на северо-западном берегу расположен поселок Борец, а на северо-восточном село Власьево. Рядом проходит трасса Шира-Абакан.
Северо-западная часть берега заболочена, восточная и северная — песчаные, южная — обрывистая. Котловина приурочена к зоне Шунетского разлома. Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается в конце апреля — начале мая. Используется в рекреационных и хозяйственно-бытовых целях. Широко развит любительский лов рыбы.

Еще один кадр!

Пока я фотографировала закат, Барон и поймал кузнечика!

Итог: проехали 154 км, время в пути — два часа.

Маршрут: Салбыкский курган — оз. Власьево.

За сегодня (11 июля 2011 года) посетили три значимых места Хакасии:

1. Стелу Улуг-Турхуях-Тас,
  2. Бородинскую пещеру,
  3. Салбыкский курган.

Озеро Власьево — Турбаза «Томичка»

Утром проснулась от того, что по крыше стал капать дождь. Поняла, что пора вставать. Алексей еще спал. Вышла на воздух.

Еще с вечера обратила внимание, что у соседа была такая же тюбетейка, что я купила Алексею на «Саянском кольце».

Оказывается, они из Красноярска и были на «Саянском кольце». Они провели там все три дня, смотрели Гала-концерт, им все понравилось. Уехали из Шушенского только в понедельник, ночь с воскресенья на понедельник была достаточно холодной. А сейчас, как и мы, путешествуют по Хакасии, хотят объехать как можно больше озер.

Обратили внимание на мою машину и, когда я им рассказала, что встречалась с вишеводами на «Саянском кольце», то вспомнили «ряд одинаковых машин!», останавливались они, оказывается, недалеко от нашего лагеря. Мир тесен!

А вот и Алексей проснулся. Стали собираться и держать уже путь на Ефремкино, хоть навигатор и отказал мне в наведении маршрута, писал: «сбой программы». Поэтому поехали по наитию, прямо и прямо. По указателям!

9:00. Вторник. 12 июля 2011 года. Старт!

Выехали на трассу, проехали дер. Власьево, дер. Борец, вдали показалось озеро (оказывается, озеро Шира). А внизу течет и извивается ручеек, не шире 70 см. Навигатор показывает: р. Сон. :-)

Едем по указателю на Шира. Километры уменьшаются. Шира проезжаем по объездной справа, а вот и указатель.

Тут я вспоминаю, что ехать надо по направлению на Коммунар и Черное озеро, то есть прямо. В прошлом году, приезжая на ДромФест-2010, который состоялся в Хакасии на т/б «Томичка», я ехала со стороны Ужура и ехала совсем другим путем. Не доезжая до Шира, навигатор меня повел через Фыркал.

Проехали Марчелгаш, Черное озеро — прямо. А вот и развилка дорог: Коммунар — прямо 63, Черное озеро — направо 30. Немного затупила. Остановилась, стала смотреть по навигатору, в какой стороне Ефремкино. Нашла, надо ехать на Коммунар. Ефремкино через 27 км.

Все в дымке, пасмурно, а где-то там Сундуки.

Километра через три, хоть и д. з. 5 (какие-то непонятки у меня), начинается гравийка хорошего качества, проезжаем Топанов (на карте Мал. Топанов). Знакомая картина! :-)

12 июля 2011 года.

Фото прошлого года, взято из отзыва: Хакасия, ДромФест — 2010.

Гравийки не больше 7 км, переезжаем р. Тюрин, гравийка заканчивается. Справа находится менгир (через два дня я встретила на обочине машину 38 региона, люди тоже пошли поклониться камню, я, честно скажу, в тот момент прослезилась, народ потратил не менее двух суток, чтобы только доехать из Иркутской области и увидеть Хакасию). Остановились, вышли, поклонились. Мы никуда не торопимся.

Координаты: N54. 33. 251, E89. 36. 843

«Поклонившись камню, ты поклонишься доброй традиции древних. Ты поклонишься окружающему миру, природе, горным духам. Ибо этот камень, как и ты, есть часть природы»

Двигаемся дальше, навигатор показывает еще какой-то менгир. Не доезжая дер. Трошкино, на возвышении стоит камень. Вышли, поклонились. Повезло же людям жить здесь.

Чуть ниже в долине еще менгири.

Едем дальше. Между д. з 22 и д. з. 23 — гравийка (не более 800 метров), а уже на д. з. 26 показывается Ефремкино. Ура, приехали! Заехали в деревню, купили молока, хлеба, колбасы, и поехали на турбазу «Томичка». Время: 10:30.

Турбаза «Томичка»

На этой турбазе мы уже второй раз, в прошлом году приехали сюда на Дромфест — 2010, и были несказанно рады, что приехали. И в этом году знала, что остановимся только здесь. Можно остановиться в домиках (400 руб. за койко-место в сутки), можно поставить палатку (70 руб. с человека в сутки), а мы и вообще спали в машине. Места много, можно выбирать парковку.

Что мне понравилось? Есть две бани (100 руб. за посещение), выдают простыни, мыло, шампунь, по-моему, есть и веники. Есть два душа, можно ополоснуться. Катание на лошадях, на велосипедах, сплав по реке Б. Июс, «тропа предков», походы в пещеры.

А кухня? Да в любое время можно подойти и спросить, что у вас есть поесть. Не ресторан, но всегда полноценное питание. Есть микроволновка, можно подогреть. Всегда есть кипяток. Цены менее, чем бюджетные. Полный обед: салат, первое, второе, третье — 180 руб. Порции большие. Нам с ребенком хватало на двоих одной порции, можно по выбору взять только первое или только второе. Парное молоко, настоящий творог, сливки. Территория столовой очень уютная.

На территории базы есть детская игровая площадка. Есть два, а может и больше, навесов, где можно устроиться на завтрак, обед, ужин, если идет дождь.

Есть места для разведения костра, жарки шашлыка, все мило и уютно.

В августе у меня вторая часть отпуска, скорее всего, опять поедем в Хакасию, еще не всё объехали и обошли, кое-что хочется посетить по второму разу, поэтому остановимся только здесь!

Расценки на 2011 год (такие же были и в 2010 году).

Итог: пройдено 77 км, время в пути — 1 час 30 минут.

Маршрут: озеро Власьево — турбаза «Томичка».

Турбаза «Томичка» — Сундуки

Въехали на территорию турбазы, я сразу зашла к администратору, Марине Юрьевне, спросила, изменилось ли что по ценам и условиям проживания по сравнению с прошлым годом. Нет, ничего не изменилось. Она узнала меня в лицо. Посоветовала сегодня посетить Сундуки, погода как раз располагала, не жарко. Рассказала, как туда ехать.

Лучше всего вернуться до развилки дорог: Коммунар — прямо, Черное озеро — направо, выехать по направлению к Черному озеру, сразу после моста через реку Б. Июс будет поворот направо. Это и есть дорога на Сундуки.

Что мы и сделали. Собаку оставили на турбазе, привязав за столб в теньке.

Время 10:42. До поворота на Черное озеро 27 км. Дорога лежат через Трошкино, Топанов.

Я обратила внимание, что перед нами едет белая машина 54 региона, почти земляки. Явно, они тоже на Сундуки, так как выехали тоже из турбазы. Я пристроилась к ним в хвост.

Выехали на трассу на Черное озеро. Через 13 км мост через Б. Июс.

А еще через 600 м указатель на Сундуки.

Сундуки (от трассы до Первого Сундука по проселочной дороге 7,7 км)

Горная гряда «Сундуки» расположена в северной части Хакасии, на границе Ширинского и Орджиникидзевского районов, неподалеку села Июс, и представляет собой комплекс поверхностных археологических объектов, сочетающих могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые все вместе являются фактически прибором наблюдения за небом, астрономической обсерваторией древних людей. Почти все — и могильные камни, и рисунки — служит главной задаче древних астрономов: наблюдению за звездами, солнцем и луной.

Горная гряда Сундуки — по праву является одним из самых загадочных мест Хакасии. До сих пор гадают, что это: обсерватория древних, культовое место, площадка для приземления инопланетных космических кораблей или все вместе? Люди, увлекающиеся непознанным, покажут вам здесь и чуть ли не самые старые на земле солнечные часы, и площадку с уникальной акустикой (даже шепот на ней слышен за несколько десятков метров), и наскальные рисунки тагарского времени, на которых при желании можно рассмотреть очертания людей в скафандрах.

Исследованием Сундуков более 20 лет занимается Виталий ЛАРИЧЕВ, который отстаивает версию, что эти горы — огромная древняя обсерватория под открытым небом. Вместо приборов для наблюдения за небом — гигантские камни, скалы с выемками (в них в определенное время видны созвездия, на которые они "настроены") и особое расположение курганов в долине. Причем, в исследованиях хакасской достопримечательности участвуют и астрономы с современными приборами. Если теория подтвердится, то по сравнению с хакасскими Сундуками даже британский Стоунхендж будет выглядеть бледно.

По словам доктора исторических наук, профессора Валентины ТУГУЖЕКОВОЙ, астрономическими наблюдениями в древности занимались не все желающие. Только избранные. Жрецы. Рядом с Сундуками располагалась долина духов, то есть даже ходить сюда могли только шаманы и посвященные. Это было культовое место.

Говорят, что и сегодня люди чувствительные могут увидеть здесь параллельные миры, а также прошлое и будущее. Поэтому со всех городов сюда съезжаются любители ощутить что-то новое. Здесь нередко можно увидеть медитирующих, распевающих мантры или бродящих по округе с завязанными глазами людей.

(Источник: http://vottovaara.ru/2010/mesta-sily/mesto26. php)

Через 3,4 км после поворота на Сундуки мы оказались у подножия Четвертого сундука, увидели двух молодых людей, приглашающих на экскурсии, и плакат. Наша дорога проходила рядом с каналом, протекающем справа. Останавливаться не стали, поехали дальше. Петляли, петляли по степи, дорога достаточно утрамбованная, заблудиться невозможно.

Представьте себе долину диаметpом 12-15 км, окpуженную гоpами. Пpактически в центpе этой долины стоят каменные пиpамиды — в наpоде их называют «Сундуки» за необычайно пpавильную фоpму веpшин в виде квадpатов. Длина этих пиpамид — около 300 м, высота — 60-70 м. Они — в общем-то полная копия пиpамид ацтеков и майя. Когда я впеpвые увидел их, то был пpосто потpясен, Я не повеpил своим глазам. По пpофессии я истоpик, аpхеолог, и увидеть такое у себя под боком — это что-то невообpазимое. Рядом с этими пиpамидами тpи деpевни.

Сначала, естественно, я стал pасспpашивать об этих сооpужениях местных жителей. Благо, один мой однокуpсник жил в такой деpевне, и чpез него удалось познакомиться со многими. Все твеpдили в один голос — место темное, там постоянно «летают» духи, ни в коем случае туда соваться не надо. Hа мое желание пеpеночевать на веpшине самой сохpанившейся из всех пиpамиды (а их там около 12-ти), pеакция как на чумного больного. Кpутят пальцем у виска и стараются побыстpее смыться.

Hаконец с двумя товаpищам я остался на Сундуке. Hочь пpошла относительно спокойно, если не считать мистических всяких штучек, типа — pовно в двенадцать часов закончился постоянно дующий ветеp и наступила необычайная тишина. Было слышно, как в далекой деpевне, километpах в десяти, звучат бубенчики у коpов. Потом неожиданно небольшую ложбинку заполнил густой туман. И тогда пpи совеpшенном отсутствии какого-либо движения ветpа я вдpуг услышал шелест веток и шоpохи листвы (в ложбинке pосла лиственница). Такого, извините, быть не могло. Впpочем, мы отвлеклись от темы.

Первый Сундук (тот, что дальше), Второй Сундук.

Только что проехали, с другой стороны Третий сундук (ближний), Четвертый Сундук и маленький Пятый Сундук.

Так вот. Ветеp вновь задул pовно в три часа ночи. (В дальнейшем я пpовеpял, ночуя несколько pаз, все чудеса точно по гpафику !). Чеpез несколько часов начало выходить солнце, а поскольку было полнолуние, я взглянул на запад, там садилась Луна — но что с ней пpоисходило! Темно-кpасный диск начал непpавдоподобно вpащаться вокpуг своей оси, изменять фоpму, все больше стpемясь к эллипсу. Пpичем все эти метамоpфозы пpоисходили в считанные не то что минуты, секунды! Пока солнце не взошло почти полностью, мы с дpугом (втоpой спал в палатке), пялились на кpовавый диск, не в силах отоpваться. Пpошло уже много вpемени (это был 1991 г. ), но до сих поp, хоть и уже не так четко, я помню этот моpфиpующийся по своей пpихоти диск Луны. Hичего хоpошего он не обещал.

Когда мы пpишли в деpевню и как следует выспались, я стал pасспpашивать местных, и выяснил, что всевозможные UFO всяких pазмеpов, от шаpов и до таpелок, и всевозможного цвета, так и pыщут по долине «Сундуков». Когда их кучность бывает особенно высока, никто не знал, отмечали пpосто дни их появлений. Между пpочим, мне pассказали, что возле одного из «Сундуков», еще в советское вpемя был выкопан камень, (пахали поле и вскpыли тpактоpом могилу шамана), на котоpом были изобpажены созвездия дpугого полушаpия, и некотоpые звезды, видимые чуть ли не в телескоп.

Честно говоpя, пpовеpить эту инфоpмацию мне не удалось, одни говоpят, что все найденное увезли в какой-то питеpский институт, дpугие вообще толком ничего не помнят, так что ни подтвеpдить, ни тем более опpовеpгнуть я ее не могу. Hо ! В эту долину ужу больше 20-лет ездит копать известный на весь миp ученый, пpофессоp, писатель, аpхеолог Виталий Епифанович Лаpычев. У него даже есть книжка по «Сундукам». Меня очень заинтеpесовала эта стpанная связь «Сундуков» и UFO. Вообще, об этой долине ходит множество легенд и былей. Достовеpно известно, что в ней долгое вpемя жил могучий наpод, ибо стpоил каменные дома, кpепости, умело использовал пpиpодные сооpужения. И когда монголы в 12-ом веке пpоходили здесь — они выpезали все население и постаpались pазpушить все встpоения ! Такого отpодясь за ними не водилось. Чтобы все и вся!!! Сейчас HИКТО не знает, что там было, и кто там жил!!!

Я, напpимеp, сильно подозpеваю, что там существовал совсем не пpостой наpод, исповедующий свою совсем не шаманистскую pелигию. Есть подозpение, что в заваленных веpшинах сундуков есть полые места и там что-то дожидается своего вpемени. Кстати, забыл сказать. Если ученые и не могут назвать точной даты, сколько вpемени назад в долине жили люди, что вpемя существования пиpамид они пpимеpно называют — 35-40 000 лет тому назад они возникли, и с тех поp стоят почти неизменными! Вот так.

(Источник: http://primeinfo.net.ru/news376.html)

Еще чуть более 4 км и мы подъехали к Первому Сундуку. Справа стоят палатки, слева ограда, за ней небольшая юрта, есть палатка с сувенирами.

Познакомились с новосибирцами: муж Евгений, жена Наталья и их дочь Алена. Да, они уже четыре дня, как остановились на турбазе, и приехали на Сундуки (так мы с ними познакомились, подружились и провели вместе оставшиеся два дня).

Решили подниматься по правой стороне горы, она нам показалась более пологой. А вот и сам СУНДУК! Детей уже было не остановить, они неслись вперед.

Да, многие, кто здесь бывал, пишут, что виды на равнину завораживающие. Немного расстроена, что у меня не получились фотографии, как у других, когда небо не просто голубое, а синее, ближе к фиолетовому.

Погода стала улучшаться. Появились кусочки неба.

Стали спускаться по левой стороне.

Смотреть вниз страшно, подходить к краю скалы опасно, я бы и полезла, но ребенок еще не понимает степени опасности. Совсем нет страха. Приходится его все время придерживать.

За спиной Алексея через 30 см резкий обрыв и лететь можно метров 10. Но очень хочется построить пирамидки желаний. Согласилась, но только под моим чутким оком. Сама построила одну.

Тропинка, по которой мы поднялись к самому Сундуку, а далее Второй, Третий и Четвертый Сундуки

Алексей нашел кровать «древних шаманов».

Вид на Первый Сундук у его подножия.

Почему я так подробно пишу, где находятся Сундуки, сколько до них ехать? Сама из числа таких путешественников, что теряюсь в пространстве, и когда едешь по проселочным, степным дорогам, где их много, и они куда-то уходят, и сойдутся ли они вновь, большой вопрос. И правильно ли я еду.

Когда мы уже возвращались, отъехали от автопарковки не более 800 м, но сам Сундук был уже скрыт за горой, то встретили машину, люди спрашивают: «А где Сундуки?», так как устали, встревожены. «Вы уже почти приехали! Осталось еще немного!» — был мой ответ.

Уже почти подъехали к тем молодым людям с плакатом, как увидели автобус у дороги и у подножия горы толпятся дети. Остановились.

У подножия Четвертого Сундука находятся рисунки. Экскурсовод нам поведала, что это древние петроглифы — выбитые жрецом-художником на камне рисунки. Петроглифы являются своеобразным героическим эпосом в картинах. В них показан не только нелегкий земной путь героя, но и потусторонний мир, куда он попадает после гибели от рук притаившегося в засаде врага (нижняя часть каменной плиты). Возраст рисунков составляет более 2 тысяч лет. Самый таинственный из них — изображение белой лошади (мы ее не нашли, она находится где-то в другом месте). Исследователи считают, что оно было сделано около 16 тысяч лет назад.

Также известна писаница Лыжник.

Писаница «Лыжник».

Изображение лыжника это первый петроглиф такого типа в регионе. Сам Лыжник всего лишь небольшая часть объемной по своему содержанию писаницы у подножия четвертого сундука. Петроглифы, как бы сами собой складываются в легенду, которая рассказывает об изобретении лыж и мифологии того времени. Млечный путь по поверьям того времени это след мифического лыжника.

Это магическое место обладает еще одной уникальной особенностью — великолепной акустикой. Если человек негромко говорит, стоя на вершине склона, слушатели внизу хребта его прекрасна слышат, хотя расстояние между ними 200-300 метров. Форма горы, напоминающая подкову, создает коридор, по которому идет звук, не теряя своей громкости и разборчивости. Это возможно благодаря потокам воздуха, идущим сверху вниз.

(Источник: http://www.discovery-khakasia.ru/2/0/5/Sunduki)

Наш Лыжник.

Видно, что часть рисунка потеряна навсегда, хоть и сохранились фотографии.

Довольные, что ничего не пропустили, вернулись на турбазу. Но желание вернуться сюда еще раз имеется! Хочется найти петроглиф «Белая лошадь»!

Итог: пройдено 67,5 км (туда и обратно с заездом в Шира на АЗС)

Маршрут: турбаза «Томичка» — Сундуки.

Через 600 м после моста через р. Б. Июс поворот направо (есть указатель), проезжаем мимо подножия Четвертого Сундука, Третьего Сундука, объезжаем его, подъезжаем к основанию Второго Сундука и далее к основанию Первого Сундука (Писаница находится сразу у самого подножия Четвертого Сундука, как только вы повернете к нему).

«Грот Проскурякова»

В половине третьего вернулись на турбазу. Собака нас ждала и довольно виляла хвостом. Я только могу догадываться, сколько он мыслей передумал, сколько слез исплакал, пока ждал нас, но мы не могли его взять с собой. Мы выбрали наименьшее зло из всех зол.

Решили, что пора подкрепиться. Зашли на веранду, где находится столовая, а там сидим Марина Юрьевна и держит олененка, позднее она сказала, что это северная косуля. Чуть более месяца назад ее нашли туристы, и теперь это чудо живет на базе.

Бемби.

Дело было к вечеру, делать было нечего. Решили сходить в «Грот Проскурякова». В прошлом году мы уже ходили по Тропе предков, а вот грот как-то пропустили, так как шли по верхней тропе хребта, а надо было пройти по нижней, которая идет прямо вдоль воды реки Б. Июс.

Его описал более 100 лет назад учитель Красноярской гимназии Проскуряков Сергей Борисович.

Он представляла собой полузасыпанный грот протяженностью 20 м. Вход треугольной формы шириной 3-5 м. Длина пещеры 20 м, глубина +12 м, площадь 20 кв. м, объем 52 куб. м. Грот является археологическим памятником. В гроте при раскопках обнаружены кости различных животных: мамонта, лошади, кулана, шерстистого носорога, благородного оленя, лося, сайгака, бизона, байкальского яка, сибирского горного козла, архара, пещерной гиены, пещерного льва и бурого медведя. В гроте была собрана коллекция костей плейстоценовых животных более чем 20 видов — возрастает местонахождение по радиоуглероду более 48 тыс. лет. Здесь же на полу грота, были обнаружены пять небольших каменных пластин из тёмно-серой алевритовой породы. В Хакасии, после грота Двуглазка, это самое древнее местонахождение пребывания человека на этой территории.

Порядка 4-4,5 тыс. лет назад в гроте на стенах охрой были сделаны рисунки. Сохранилась не вся композиция, а лишь часть. Сегодня на одной стене просматриваются личины с туловищем, а на противоположной — лицо угловатой формы.

В Хакасии подобного больше нет. Ясно, что эти рисунки носят культовый характер и не исключено, что этот грот ассоциировался у древних жителей с входом в потусторонний мир, который находился у основания «мировой горы». Расположен он у основания Тоахзасского массива где ниже по течению уже начинается увалистый и равнинный рельеф. Мимо него, если уподобиться представлением древних, протекает река жизни — Белый Июс. Говорят — экстрасенсы в готе Проскурякова могут лечить. Тропа шамана на Тахзасском хребте.

Вот как рассказывает о гроте Проскурякова исследователь природы Ширинского района В. Е. Дмитриев: «На одной из стен можно рассмотреть два лица с косичками. На противоположной стене — ещё одна, как бы рассматривающая рисунки правой стены, личина, имеющая более «мифологическое» исполнение. Такое расположение и особенности исполнения личин, вероятнее всего, не случайны. Логично допустить, что древние люди изобразили появление новорождённых из чрева смотрящей с левой стены параматери, что соответствует представлениям жителей этого района о мироздании».

По этнографическим данным известна одна деталь погребального обряда в Хакасии, которая прослеживается вплоть до начала XX века. После выноса трупа, пол юрты подметался и помещение окуривали богородской травой. Дверь юрты три раза открывали и закрывали, говоря: «Пойдем, дома никого нет». На то место, где лежал гроб с покойником, клали круглый черный камень «хара-тac», и в этот момент одна из старушек заклинала: «Коли сюда вернется дьявол, съевший тебя, то пусть грызет этот камень! Пусть больше не будет в этом доме покойников, лучше пусть будет лежать камень «хара-тac»! Пусть он займет твое место!»

Вход в пещеры — это и вход в мир умерших, и чрево праматери, рождающей человека. У входа в грот, при внимательном взгляде, можно обнаружить множество камней, которых нет около других гротов. Нет, они не были принесены древним человеком — их сюда, более двухсот тысяч лет назад, доставил ледник, язык которого, выходя из расположенной напротив долины, упирался именно в этот скальный массив.

Как древние жители могли объяснить такое стечение обстоятельств: вход в подземный мир у основания мировой горы и чужеродные камни вокруг него? Бесспорно, что при своей острой наблюдательности они эту особенность заметили, но как восприняли — остается только гадать. Не исключено, что эти камни воспринимались как «хара-тасы», которые предохраняли от смерти новорожденных».

(Источник: http://aks.m-ten.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=225)

Примерно в полукилометре от грота Проскурякова расположен второй интересный объект — шурф и остатки медеплавильной печи. Вероятно, в древности здесь добывалась медная руда, а из нее выплавлялся металл. До сих пор в отвалах шурфа много камней с зеленым налетом окислов меди.

Вышли с территории турбазы и направились в сторону моста через р. Б. Июс, что в 600 м. Перед мостом повернули налево на проселочную дорогу.

По сравнению с прошлым годом здесь многое изменилось. У подножия массива Тогус-Аз открылся музей под открытым небом «Ширинский археологический парк»: несколько юрт, деревянные туалеты, начато строительство, я так понимаю, лавки под сувениры.

Мы прошли мимо юрт и двинулись по тропинке к реке. Грот находится очень близко. У самой воды.

«Грот Проскурякова».

Обидно, что внутри грота не убрано, да и около него разбросаны бутылки, фантики, мусор.

Наше внимание привлекло дерево, находящееся около грота. Оно имело ветви только с одной стороны, ветви были устремлены к воде.

Решили, что нам этого мало, возвращаться домой нам так скоро не хотелось, и мы пошли по тропе дальше вдоль реки, которая видела нас все выше и выше, пока мы не увидели скалу, напоминающую голову обезьяны, и «три пальца».

Голова обезьяны.

Три пальца (два больших и один маленький слева).

Поднимаясь все выше и выше, мы подошли еще к одному гроту, может быть это и есть тот шурф, где добывали руду

Таким образом мы вышли на «Тропу предков» и стали возвращаться. И тут мы увидели разлом между скал, который видели еще в прошлом году. Я все думала, как можно спуститься туда вниз, но выход был только один — необходимо пройти через этот разлом.

Все хотят жить!

Разлом на «Тропе предков», Алексей уже спускается.

Стены почти ровные, уцепиться не за что, приходилось подниматься «в распорку»

Три раза Алексей шнырял через эту щель в горе, а потом мы уже пошли до базы. Время близилось к 5 часам вечера, когда начинались поездки на лошадках. На лошадку необходимо записываться заранее, всего пять экскурсионных лошадей.

Алексей помогает кормить лошадей.

Серебристый жеребенок.

Только в 11 часов Алексей дождался своей очереди, прокатиться на лошадке в небольшой кружок (полноценная поездка на лошади в 1 час у нас запланирована в следующий раз)

Вечер прошел в теплой обстановке. Мы с друзьями из Новосибирска выбили кагор, поели фруктов и в 12 часов пошли спать.

За сегодня (12 июля 2011 годы) мы посетили:

1. Сундуки,
  2. Грот Проскурякова.

Пещера «Кирилловская»

Проснулись мы около 8 утра. Солнце уже было высоко в зените. Для того чтобы оно не будило нас очень рано, я пошила штору из темной плотной ткани, край обработала липучкой, и каждый вечер мы делали себе «домик».

Наша уютная комнатка.

Позавтракали в столовой, а в 11 часов мы стали собираться в пещеру «Кирилловскую».

Несмотря на тот факт, что данная пещера была открыта одной из первых на Сыйско-Ефремкинском участке, в настоящее время она утратила свою популярность и посещается спелеологами намного реже, чем такие пещеры как Крест или Ящик Пандоры. Благодаря этому факту в пещере сохранилось много уголков с хорошо сохранившимися и чистыми натеками: сталактитами, сталагмитами, гелектитами. На входной ледовой катушке сооружена хорошая лестница, но ее низ летом 2006года был полностью вморожен в лед (веревочка очень желательна. Пещера начинается наклонной ледяной катушкой протяженностью около 15 метров (во всяком случае, необходима навеска 15 метров перил) с уклоном 45-60 градусов. Непосредственно за дном катушки, пещера разветвляется. При этом оба ответвления идут вверх, и в своих крайних точках поднимаются выше уровня входа. Одно из ответвлений имеет четко выраженную меридианальную направленность и за участком поднимающегося невысокого хода, следует расширение с лабиринтом ходов в глыбовом навале. Именно здесь, среди глыб много заповедных уголков с богатой натечкой. Второе ответвление начинается крутой восходящей катушкой, где желательна навеска 15 метров перил, затем обрывается каскадным 12 метровым колодцем (6+6 метров). От дна первого 6-ти метрового уступа вверх уходит высокий ход с массивным глыбовым завалом на дне.

Если добираться от Малой Сыи, то после Ефремкинского моста, километра через два, будет поворот на право, на дорогу, уводящую за Тохзасский хребет. Вдоль дороги стоят две известковые печи. Параллельно дороге течет ручей Смородиновый, несколько раз, пересекающий ее. Метрах в пятистах от второй печи, вправо уходит дорога, поднимающаяся на хребет. Примерно на середине подъема развилка. Левое ответвление плавно заходит в лес. Выше будут скальные выступы, по правой стороне которых и находится вход в пещеру Кирилловская.
В пещере по левому от входа ответвлению ход пролегает по достаточно мощному палеомеандру.

Пещера образовалась в плотных массивных известняках верхнего протерозоя. Мощность покрывающей толщи от 3 до 7 м. Натечные образования развиты по всей пещере и представлены сталактитами, сталагмитами, натечной корой и покровами стен. Дно пещеры покрыто глиной и обломками известняка. Пещера представляет собой систему горизонтальных, наклонных и крутонаклонных ходов выводящих в гроты. В привходовой части развиты небольшие ледяные сталагмиты.

Что необходимо иметь для полноценного посещения пещеры (в принципе любой):

1. Сапоги резиновые (выдавали на базе),
  8. Ремень для аккумулятора фонаря (выдавали),
  9. Запасную футболку, можно и штаны,
  10. Наколенники.

Алексей уже готов покорять пещеру!

Когда все были готовы, а набралось 10 человек любителей подземной жизни, мы сели в УАЗик и нас повезли.

Мы выехали за территорию турбазы и через 900 метров (если ехать в сторону Шира) повернули направо, стали объезжать хребет. Там есть старая лесорубная дорога. Держаться надо все правее. Не помню, как долго ехать, но слева у дороги находится большой белый валун метра 3 в высоту, сразу за ним, метрах в 500 или чуть более, будет идти лесная тропинка направо от дороги, вначале достаточно широкая. И по ней полтора километра всё вверх и вверх.

Но советую одним туда не соваться, только с экскурсией и в полном обмундировании, спуск в пещеру очень крутой, необходима страховочная веревка, хоть там и есть лестница, но последние ступеньки покрыты льдом и необходимо заранее этот лед хоть немного продолбить, организовав ступеньки.

Мы ехали к пещере немного другим путем, подъем был всего 1 км и не всегда в гору, но тоже очень устали. Алексей, правда, молодцом, шел впереди, но подустал. Очень хотелось пить. Пока шли, все вспотели, футболка была мокрой, хоть отжимай. Я просто с Алексея сняла футболку и одела теплую кофту на голое тело.

Короткий передых и далее в путь. Наш инструктор Виталий.

Мы на месте, Алексей очень устал, пока шел, во рту у него конфетка.

Три глотка воды сделали свое дело, уже улыбаемся!!!

Алексей, самый юный из всей экспедиции, будет спускаться первым, со страховкой.

Первый пошел!!!

Основание пещеры. Далее идут два рукава. Мы продолжили свой путь по левому, он более легкий, по правому необходимы веревки и страховка. Чтобы спуститься ниже, надо просто сесть на пятую точку и скатиться с горки (спуск не более 4 м).

Проходы достаточно узкие, колени я отбила полностью, иногда передвигались на четвереньках, иногда ползком, иногда надо было лечь на спину и изогнуться так, чтобы пролезь в маленький проход. Полный экстрим!

Все мы грязные, чумазые. Конечная точка маршрута для большинства экспедиции. Далее идут еще два рукава в разные стороны. Алексей с мужчинами перешел еще в одну комнату, я же осталась здесь, моя спина отказалась прогибаться. «Кирилловская» пещера своими гротами и комната поднимается все выше и выше, и даже многие туннели находятся выше уровня входа в пещеру. Вот и здесь, необходимо было пролезть куда-то вверх.

А теперь сами своды и наросты.

Для образования 1 см такой «сосульки» необходимо 100 лет.

Сколько же лет прошло, чтобы образовались такие наплывы. Очень красиво. Завораживает. Можно смотреть и смотреть, бегая от одного натека к другому.

Дорога обратно была легче. Вышли на свежий воздух и лесной дурман опьянил нас. Голова закружилась. Сказалась еще и усталость. Но очень довольны, что сделали это!

Спускались мы по тропе, о которой я писала выше, вышли к старой лесорубной дороге и стали ждать УАЗик.

Мои друзья Евгений и Аленка чуть не потеряли в пещере свой фотоаппарат, вовремя спохватились.

Около 3 часов дня мы вернулись на базу, переоделись, быстренько перекусили, и уже через десять минут стартовали на Туимский провал.

Туимский провал

Туимский провал — Кия-лых Узень, в переводе на русский язык означает «Особенный лог», «Своенравный лог», также это место называют Медной горой.

Большое количество месторождений полезных ископаемых вокруг п. Туим было открыто французским инженером Деларю. их он называл именами своих дочерей (Юлия, Дарья, Лидия, Терезия и т. д. ). Минерал шеелит-вольфрам в годы войны применялся, как добавка к легированной стали, из которой изготовлялась непробиваемая броня танка Т-34. В 30-х гг. было организовано объединение Туим-вольфрам, где добывали в основном медь, свинец, золото, вольфрам, молибден, железо и др.

В начале 50-х годов п. Туим был закрытой зоной, в те годы там работало около 25 тысяч политзаключенных, строивших поселок.

Шахта (провал) работала с 1953 года по 1974 год, то есть 22 года.

Провал считается искусственным. Все работы проводились подземным способом при помощи взрывчатки и отбойных молотков. При этом с течением времени верхняя часть горы постепенно оседала. Руду вывозили вагонетками наружу, а затем отправлял на фабрику. Производительность шахты составляла 500 тыс. тонн в месяц.

Внимательно рассмотрев стены провала, мы видим разведочные штреки высотой около 2 м, которые вырабатывались горизонтально и вертикально. Все они имеют тупиковые выработки от 20 до 120 м.

В 1974 году шахту закрыли из-за нарушения техники безопасности. Это и явилось причиной закрытия шахты, хотя по подсчетам специалистов 140 тыс. тонн меди осталось не добытой.

Поначалу опустошённая изнутри гора не представляла с виду никакой опасности, пока не стали проваливаться под землю животные. На вершине появилось отверстие диаметром 6 м, и гору пришлось взорвать. После этого образовался огромный провал, который со временем частично заполнился водой: так образовалось озеро. В 1991 году провал расширился, теперь его диаметр достигает 200 м. От вершины горы до поверхности воды около 80 м. Глубина озера — около 40 м. Вода в нём имеет бирюзовый цвет, что определяется растворёнными в ней солями меди.

(Источник: http://doshkolnik.ru/puteshestviya-po-raznym-stranam/1657-tuimskiy-proval. html)

Навигатор у меня сбоил, хоть и проложил маршрут. Но в районе Мал. Кобежиков начинал накручивать круги, из-за чего и происходил позже сбой в программе.

Решили двигаться до Шира, а потом перезапустить навигатор.

Доехали до города, и сразу повернули направо, как только начались постройки, проехали мимо ширинского элеватора, там продают очень вкусный хлеб.

Далее наша дорога лежала через ж/д переезд и далее, огибая гору справа, так мы и выехали за пределы города, объезжая его по краю. Увидели указатель: «Туим 11 — прямо». Проехали Мал. Спирин, Тупик.

При въезде в город Туим едем по главной, справа идут деревянные дома, слева — бетонные и кирпичные дома в 4, 5 этажей. Замечаем, что справа за домами находятся разрушенные здания. Остов зданий, что очень печально. Надо подъехать к ним.

Не доезжая этих развалин, налево.

Через пять минут езды по проселочной дороге видим этот указатель.

Проехали по указателю, через 1 100 м въехали на бесплатную парковку. Вход на Туимский провал платный: 40 рублей. Проходим мимо ларьков с сувенирами, книгами, продажей изделий из камней, продажей меда.

А вот и сам провал. Он огорожен колючей проволокой, прямо перед ним находится деревянный помост и несколько ступенек.

Туимский провал.

Видны штольни-пещеры.

Прямо напротив смотровой площадки висит каскадер, который за 500 руб. готов прыгнуть с «тарзанки»

Купили сувениры, мёда для бабушки, вернулись назад. В Шира увидели красивую церковь из красного кирпича.

Маршрут: турбаза «Томичка» — Туимский провал.

Итог: 208 км, время в пути: два часа.

Турбаза «Томичка» — Форелевое хозяйство

Время было чуть за пять часов вечера, и мы решили ехать напрямую на Коммунар, чтобы посетить форелевое хозяйство.

Сразу после (1 км) моста через р. Б. Июс, что за дер. Ефремкино, начинается гравийка, которая переходит в асфальт только на территории д. М. Сыя.

Недалеко от М. Сыя находятся другие пещеры, но у нас другая цель, их мы посетим в следующий раз.

Вот такой оригинальный знак при въезде в д. М. Сыя

Дорога лежит по живописным местам, слева река Белый Июс, справа горные хребты.

Через 23 км после Ефремкино мы увидели плакат, расположенный слева у дороги.

Повернули налево, почти сразу попали в деревню из десяти домов без названия. Затупила. Пришлось остановиться и спросить у местных. Ответили, что ехать надо 5 км, не сворачивая, и попадем на озеро.

Проехали мы от своротка около 8 км (так получилось) и увидели небольшой поворот налево, сразу за ним открылось озеро. Въехали на парковку, оставили машину, достали удочку и пошли рыбачить.

Встали рыбачить, рядом рыбачили трое взрослых с детьми, они предложили нам воспользоваться их креветками. На креветки мы поймали две небольших рыбешки, около 14 см в длину. А мне хотелось большого улова. Причем, второй малек съел наш крючок.

Рыбалка на нашу удочку.

Пришлось взять в аренду (150 руб. ) большую удочку, уже сама стала понимать, что на нашу мы ФОРЕЛЬ не поймаем. :-)

Половили на мостке, одна большая форель сошла с крючка, сильно я ее потянула. Сорвалась! А тут подошла какая-то девица и начала мыть и чистить прямо около нас только что пойманную рыбу. Настроение мне только испортила. Рыба тоже на нее, похоже, обиделась.

Перешли на другое место. На креветки ловились только мальки. Что-то тут не так. Сделала я мякиш из простого хлеба с рублевую монету, как…. Форель уже была у меня на крючке. 700 г!

Появился азарт. Хотелось ещё больше. Еще один мякиш с 1,5-рублевую монету. И через 15 минут еще одна красавица, да такая большая, что сил тянуть ее уже не было.

Я просто упала на мосток и с криками: «Ну, попалась ты, моя ласточка!» стала тянуть удочку назад. Тут подоспел Алексей, он-то мне и помог вытянуть ФОРЕЛИНУ. 998 г! Почти кило!

Алексей и форель в 998 грамм.

Кило живого красного мяса.

Всё, на этом хватит. 1 кг форели стоит уже 500 рублей. В общей сложности у нас получилось что-то 1,9 кг.

Довольные, что не с пустыми руками, поехали на турбазу, где наш улов был зажарен и съеден вместе с нашими друзьями из Новосибирска.

Евгений почистил рыбу, ненадолго ее засолил, разжег угли в мангале, разрезал рыбины на куски, уложил на решетку, приготовил, а мы с Натальей только пили вино и наслаждались вечером.

Рыба готова быть зажаренной.

Очень аппетитно!

По рукам текло и в рот попало!!!

Итог: пройдено 62,5 км.

Маршрут: турбаза «Томичка» — Форелевое хозяйство.

За сегодня (13 июля 2011 года) посетили три места:

1. Пещеру «Кирилловская»,
  2. Туимский провал,
  3. Форелевое хозяйство.

Турбаза «Томичка» — Сулекская писаница

Две последние ночи выдались очень теплыми, спали раздетыми, на вторую ночь даже открывала окно, закрепив на нем москитную сетку.

Проснулись часов в 9 утра. Позавтракали, подошли к нашим друзьям. Они собираются домой. Да и мы с ними. Деньги заканчиваются, погода стала портиться. Очень хотелось на Ивановские озера, зачем мы тогда лыжи брали? Но не получается, немного порастратились, денег вот-вот только на обратный путь хватает.

Предложила им заехать на Сулекские писаницы, это по пути, недалеко от Копьево. Посмотрели по карте, согласились. Час на сборы, и мы готовы.

Хочу сделать маленькое отступление. У нас была с собой детская палатка, небольшая, в которой любят играть маленькие дети, покупали Алексею 5 лет назад: военный штаб. Вот в этом военном штабе и были все наши вещи, пока мы спали в машине.

В 10:50 даем старт на Сульфат. Навигатор показал до него 138 км. Но ему верить нельзя, так как он опять начал плутать между Большим и Малым Кобежиков. Ведет нас не туда. Мы уже и на трассу вышли, а он все пишет, поверните налево на Бол. Кобежиков.

Выехали на основной перекресток «Ачинск, Абакан, Шира, Коммунар». До Копьево 72 км.

Через десять минут повернули налево перед совхозом «Целинный», у дороги стоит на пьедестале трактор. И сразу открывается обалденный вид.

Справа вдалеке виднеется гора Чалпан (близ оз. Беле), слева — Сундуки. Не могла не остановиться, хочу сделать несколько фотографий.

Гора Чалпан (справа).

Панорама на Сундуки.

Сундуки: вон Первый сундук, тот что с «шапочкой», потом левее Второй чуть поменьше, Третий и Четвертый почти ряд и совсем маленький Пятый.

И тут же показалось немыслимое скопление палаток, что это?

Это оз. Киприно.

Палатки у оз. Киприно.

Проезжаем Соленоозерское, сверток налево на оз. Тус, но нам надо прямо, на Копьево. Дорога прямая-прямая, уходящая вдаль. Жаль что у меня нет круиз-контроля. :-)

Двигаемся по указателям на Ужур и Копьево. В 12:15 показался указатель: «Копьево — налево 3», туда и едем.

Подъезжая к Копьево, указатель «Приисковое, Сарала, Устинкино — прямо». Пройдено от указателя «Ачинск, Абакан, Шира, Коммунар» ровно 70 км.

Слева показалась АЗС. Едем по объездной. Если на Ивановские озера, то по дороге на Приисковое. Справа череда холмов. Чем не Сундуки?

А вот и указатель на Устинкино: «Устинкино — 7, Гайдаровск 55 — налево». А тут же направо идет степная дорога. Она сразу ведет к Сулекской писанице.

Простите, то ли я читала другие отзывы плохо, то ли там этого просто нет, но где точно находится Сулекская писаница, я не знала. Ехали по навигатору и на честном слове.

Панорама равнины с Сулекской писаницы, внизу наши машины.

Алексей медитирует, дорога, уходящая вверх и вдаль, — дорога на Устинкино и Гайдаровск, остановка на основной трассе называется «Устинкино».

Сулекская писаница расположена в долине реки Июс, в 18 км от села Копьево Орджоникидзевского района, на севере республики. Является шедевром изобразительного искусства эпохи Тюхтятской культуры. Название писаницы произошло от улуса Сулеков, который располагался недалеко от горы в 19 веке. В народе же Сулекские писаницы называют «Пичиктиг-Таг» (Писаная Гора).

Сулекская писаница — скала высотой примерно 600 метров, сплошь покрытая тысячами рисунков, относящихся к различным эпохам. Последние изображения на писанице относятся к XVIII веку, первые — были нанесены 3-4 тысячи лет назад, и у них совершенно другая техника исполнения. Есть рисунки, которые относятся к средневековью Хакасии — это VI-VIII вв н. э.

На этом священном месте кто-то старательно выбивал на камне изображения людей и животных, складывая их в сюжеты и сценки. Почти все изображения состоят из отдельных точек, выбитых каким-то острым инструментом. Похоже, на создание одного рисунка мог уйти не один день. А здесь их несколько десятков, может, и сотен. Причём если люди изображены в привычных пропорциях, то звери, на которых сидят люди, какие-то худые и вытянутые в длину. Может, такими и были древние лошади?

Петроглифы тянутся на протяжении более сотни метров, где-то чаще, где-то реже. Основная тема рисунков — тема борьбы. Рукой художника (жившего за 2 тыс. лет до н. э. ) на скале изображены сцены охоты, рыцарских сражений, борьба животных. Есть сюжеты, связанные с шаманскими обрядами. Рисунки сопровождаются текстами древнехакасского письма.

Писаница эта интересна тем, что здесь представлены и рунические надписи. Они были переведены и означают Писанная или Вечная гора. Самое большое количество изображений на этой горе относятся к эпохе древнекыргызского государства.

Рисунки выполнены в технике гравировки — расчерченными линиями. Этими линиями нанесены разнообразные изображения — воины на лошадях, стреляющие из лука в различных животных, верблюды, кусающие друг друга. (На территории Хакасии разводили верблюдов вплоть до конца 19 века). Есть изображения кабанов и барсов. На одном из хорошо сохранившихся рисунков изображён человек на лошади, держащий в поднятой руке что-то вроде палицы.

Есть уникальные изображения гравированными линиями — божество в трехрогом головном уборе, которое соотносится с описанием древними богини Умай. Древние изображения были предназначены духам, наносились с целью добиться расположения божества.

Первое научное описание писаницы было сделано в 1847, потом сюда прибыла экспедиция финского общества по изучению древностей, они работали в степях Хакасии три года -1887-1889 годы. Копировали рисунки писаницы, в основном, на горе Писанной и Соляной. В то время они просто зарисовывались с натуры художником, входящим в состав экспедиции. После финнов здесь работал известный отечественный исследователь петроглифов Андриянов.

В настоящее время Сулекская писаница является объектом культового наследия федерального значения. Это наиболее крупный памятник на севере Хакасии. Как и большинство памятников, он постепенно разрушается. Одни из главных факторов разрушения — природа и человек.

(Источник: http://turizm.ngs.ru/object/1373/)

Мы поднялись на косогор, и, не веря, что это и есть писаница, стали бродить вдоль рисунков, делая фотографии. К большому сожалению времени у нас было немного, возможно, мы сюда еще раз вернемся, ведь теперь мы знаем дорогу, то попробуем изучить еще и другие скалы: Сютик 2 и Сютик 3.

Фигуры животных, и правда, вытянуты, что даже не вмещаются на одну фотографию (эту и предыдущую фотографию надо совместить)

Человечек с поднятыми вверх руками.

А здесь уже тот же самый человек, но в руках держит огонь, совершая тем самым шаманский обряд.

А это уже другая техника нанесение рисунка (гравировка). Видны контуры животных.

Олени и верблюды.

Итог: пройдено 130 км, время в пути — 1 час 40 минут.

Маршрут: Турбаза «Томичка» — Сулекская писаница.

Сулекская писаница — Северск (дом)

Время 13:10. Пора ехать домой. А до него еще очень далеко. Навигатор показал 598 км (через Ужур, Ачинск, Мариинск).

Мои друзья тоже собрались ехать в Новосибирск через Томск. Могли поехать и через Кемерово, и через Промышленную, но решили поехать через Томск, а потом через Кожевниково и Колывань. Этот путь длиннее, но трафик на нем совсем мизерный, и можно держать ту скорость движения, которая тебе удобна, а не подстраиваться под кого-го и искать возможность для обгона. Я тоже всегда в Новосибирск езжу через Кожевниково и Колывань, мне эта дорога нравится, в последнее время дыры залатали и можно ехать спокойно при 110-120 км/ч.

Сделаю маленькое отступление. При разговоре с Евгением выяснилось, что они выехали из Новосибирска в субботу (9 июля 2011 года) и поехали в сторону Хакасии через Мариинск, Тисуль, Шарыпово. Никаких указателей о том, что где-то идет ремонт они не встретили, но при этом пробили колесо и желание возвращаться в родной Новосибирск тем же путем у них отпал напрочь.

Я же выехала из Томской области в Хакасию на день раньше (8 июля) и встретила на своем пути указатель на ремонт моста, и поехала через Ачинск.

Вопрос: чтобы это значило?! :-)

Что рассказать о дороге?

От Копьево до Ачинска 151 км, так написано на указателе.

Дорога очень живописная.

Вот вам и трасса, и ж/д пути, и река (чуть ранее есть небольшой туннель для поездов) — в районе Копьево.

При подъезде к Ужуру встречаются глубокие небольшие прямоугольные ямы, 8-10 см глубиной. Только что встретили машину 24 региона, стоят у обочины, всё выгружают из машину, собираются менять колесо. Указатель «Сухая долина — 1 км налево». Дорога не ремонтируется, машин ремонтных нет, приезжайте, гости дорогие, бейте колеса, подвески, шиномонтажки вас ждут.

Въехали в Ужур. По указателю на Ачинск лучше не ехать, он ведет на объездную, которая просто разбита, как после бомбежки. Мы туда выехали, а потом через 500 м вернулись и поехали через город.

Город мне понравился. Народ на дорогах стал более дисциплинированным. В прошлом году я простояла в одном месте минут 15 только потому, что народ просто шел и шел, никто не смотрел на дорогу.

Вот это место, где я в прошлом году простояла 15 минут, торгово-деловой центр

Город мне понравился тем, что он очень светлый и зеленый. Широкие улицы, невысокие дома, деревья вдоль дороги.

14:10. Покидаем Ужур. А вот и перекресток, к которому я приехала 8 июля и поехала налево на Абакан и Шушенское.

Сделала я небольшой (или большой) кружок по Хакасии и югу Красноярского края в 1690 км. Круто!!!

И сразу вижу это…

Прямо на дороге лежит стог, а за ним другой. На встречку выезжать страшно, пошла по обочине.

Объясняю Алексею: «Вот машина везла такие стога…».

«…которые она собирала с полей…».

«…и не довезла часть из них». :-)

Едем на Ачинск. Тупо по указателям.

Понимаю, что до дешевого кемеровского бензинчика мне не дотянуть, останавливаемся на АЗС близ Кратояра (перед рекой Сележ). Заправляюсь на 300 руб. Стоимость бензина не помню, но дороже 25 рублей — это точно. Залила чуть больше 12 литров.

На заправке обращаю внимание на две машины, вижу, номера 70 региона (Томская область), да еще и северские. Земляки!!! Они тоже возвращаются домой, отдыхали на Беле, говорят, вода там была холодноватой.

В Ачинске решили перекусить. При выезде из города есть очень приятное кафе, сразу на последнем повороте налево, там очень вкусные блины. Но оно было на сегодня выкуплено полностью, поэтому нам пришлось пойти в кафе «Апельсиновый Джо». Никогда туда не ходите. Блины были, скажу я вам, просто жесть. Скорее всего, они пролежали где-то дня 2-3, а потом их просто подогрели. Больше я туда ни ногой.

Если хотите дотянуть до АЗС «ГазПромНефть» в Кемеровской области, где 92 по 21,5 руб., то от Ачинска («Апельсиновый Джо») до нее 105 км (сразу после дер. Новопокровка).

Поехали на Мариинск. Решила я заняться исследованием. Что тут верно, а что нет. Стала отмечать все указатели на Мариинск и их километраж. Интересная штука получилась. Почти половина ВРЕТ!!!

При выезде из Ачинска стоит указатель: «Мариинск — 197, Кемерово — 354». На самом деле до Мариинска 185 км.

Итак (пишу километры):

Мариинск — 6

6,0

верно

Вот такая получилась арифметика. :-)

При выезде из Мариинска на АЗС «ГазПромНефть» я залила 92 по 21,5 руб. Под самое горлышко. Аж 36 литров. Вот уже неделя, как мы дома, а я все еще катаюсь на кемеровском бензине. :-)

Через 50 км после Мариинска начинается гравийка, о которой я писала в начале отзыва, которую я очень не люблю, но она уже почти родная и знакомая, еду почти всегда по обочине, её двадцать шесть километров считаю по километражно. Вижу, что машина Евгения примостилась за 2 другими иномарками. А, это наши северчане, мы их нагнали. Здрасьте, еще раз! После выезда на трассу Томск-Ижморский они остановились, мы ушли в отрыв, они нас так и не смогли догнать. Ехали мы под 120-120 км/ч. Дорога от Мариинска почти всегда пустая. Девиз: «Еду, как хочу!»

Время 20:23. Где-то на подъезде к Турунтаево над нами нависло большое облако.

Как будто пробка отвалилась под силой лучей солнца. Когда мы стали подъезжать к нему, то оно стало меняться. Лучики солнца пробиваются, жалко, что фотография не может передать того эффекта, который был, но в какой-то момент показался образ птицы с большими крыльями, распахнутыми в разные стороны.

В 21:46 мы были уже у подъезда своего дома. Уставшие, но очень довольные. В дороге, после Халдеево, Алексея вырвало, в Ачинске он сделал два глотка воды типа «Спрайт», а ведь утром он позавтракал творогом с парным молоком. Еще два дня от Алексея пахло, как от младенца, молоком. На следующий день он выдал температуру в 37,2, но, отоспавшись, пришел в норму, что нам очень необходимо, так как с 18 июля он в лагере «Березка».

Итог: пройдено 606 км, время в пути — 8 часов 36 минут.

Маршрут: Сулекская писаница — Северск.

Итог поездки: путешествовали мы 7 дней: с 8 по 13 июля 2011 года, пройдено 2 831,9 км, средняя скорость — 68 км/ч, средний расход топлива — 14,7 км/л (показатели компьютера).

Поездка нам очень понравилась. С 8 августа у меня оставшийся кусок отпуска, скорее всего, поедем в Хакасию, остановимся на турбазе «Томичка», у нас ещё остались: часовое катание на лошади до крепости Чебаки, сплав по реке Б. Июс, Археологическая пещера, стела Тас-Хыз, Ивановские озера, озеро Шунет, еще раз Сундуки и многое другое.

Информация по расходам:

1. Бензин — 4 940 руб. (~200 л),
  2. Проживание — 2 640 руб. (из них т/б «КЮГ» — 1 500 руб. , «Саянское кольцо» — 1 000 руб.),
  3. Питание — 1 400 руб.,
  4. Сувениры — 1 640 руб.,
  5. Развлечения — 1 780 руб. (из них пещера «Кирилловская» — 700 руб. , форель — 1 080 руб.).

Итого: 12 400 руб.

Большое спасибо всем, кто смог дочитать мой отзыв, надеюсь, что многим он поможет в их автопутешествиях, часть моей любви в этот край передастся и другим, и отряд влюбленных в Хакасию пополнится новыми людьми.

Добро пожаловать в Хакасию!